«Чацкий, Онегин и Печорин.»
Александр Сергеевич Грибоедов, Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов — великие русские писатели. Они создали много замечательных произведений, самыми значимыми и известными из которых считаются «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени».
Главные персонажи этих литературных шедевров — Чацкий, Онегин и Печорин — типичные представители передовой дворянской молодёжи первых десятилетий девятнадцатого века.
Эти люди выделяются из общей массы аристократов благодаря таким качествам, как тонкий, глубокий ум, нежелание мириться с существующей действительностью, стремление к настоящим поступкам, к лучшей жизни, презрение к порокам света. Все три персонажа противопоставляют себя обществу. Их основная проблема — одиночество. Тем не менее, каждый их них — герой своего времени.
В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов раскрывает трагедию Александра Андреевича Чацкого. Это образованный, остроумный, благородный, порядочный, честный молодой человек.
Вернувшись из-за границы в Москву, смело и горячо протестует против крепостничества и самодержавия, против карьеризма и служения «лицам», против слепого подражания всему иностранному и смешенья языков: «французского с нижегородским». Однако искренние речи и независимые суждения Чацкого наталкиваются на полное непонимание и неприятие со стороны фамусовского общества.
Москвичи объявляют героя сумасшедшим, ведь он единственный среди всех осмелился восстать против общепризнанных понятий и косности представителей поколения «отцов».
Евгений Онегин — герой одноимённого романа А. С. Пушкина — представляет более поздний период русской истории.
На первый взгляд он типичный молодой аристократ: посещает театры и балы, спит до обеда, пользуется успехом у дам. Но на самом деле он очень отличается от обычного дворянина «резким охлаждённым умом», состоянием неудовлетворённости собственной жизнью и стремлением что-то в ней изменить, наполнить её смыслом.
Поэтому вскоре однообразные светские радости наскучили Онегину, он стал презирать пустоту праздного времяпрепровождения. Не смог найти себя герой и в деревне. Ему было скучно среди поместного дворянства, а соседи-помещики решили, что он «опаснейший чудак».
Познакомившись с молодым романтиком и поэтом Владимиром Ленским, Онегин близко сошёлся с ним.
Несмотря на то, что герои были совершенно противоположны по характеру и мировоззрению, они искренне привязались друг к другу. Но дружба не помешала Онегину спровоцировать Ленского на дуэль и даже убить его. После этого тоска, хандра и недовольство жизнью только усилились в нём. Любовь Татьяны Лариной поначалу не пробудила в Онегине никаких чувств, он отверг неопытную девушку.
Однако через какое-то время, встретив вновь Татьяну, ставшую теперь светской замужней дамой, герой искренне влюбляется в неё. Но долг и честь не позволяют девушке разрушить свою семью. Как и Чацкий, Онегин был одинок среди людей, потому что был выше их, видел несовершенства того мира, в котором родился и жил, и не хотел мириться с ними. Но, в отличие от Александра Андреевича, герой Пушкина пассивно смотрел на пороки общества, не пытаясь с ними бороться.
Роман «Герой нашего времени» — это история энергичного аристократа, храброго офицера, глубокомыслящего и образованного молодого человека, который пытается найти себя, какую-то цель в жизни, своё счастье, применение своим знаниям, способностям и талантам. По словам М. Ю. Лермонтова Печорин — «это портрет, составленный из пороков всего… поколения, в полном их развитии»
Григорий Александрович никогда не довольствуется тем, что имеет, ему всегда необходимо большее. Герой привык получать желаемое любым способом, пусть даже ценой несчастья других. Печорин эгоист — он делает всё только для себя, не задумываясь об окружающих, его не волнуют чужие проблемы. Григория Александровича, как и героев произведений Грибоедова и Пушкина, преследует скука и одиночество. Ему, как и Онегину, пресытились светские удовольствия и победы на «любовном фронте», надоели науки и путешествия, он разочаровался в людях. Чацкий, Печорин, Онегин — не только герои, но и жертвы своего времени. Их не устраивает та действительность, в которой они живут. Несмотря на свои способности они не могу найти для себя место в жизни, мучаются от одиночества и непонимания.
Рассматривая произведения А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова можно сделать вывод о том, какую значительную роль играет в судьбе человека историческая эпоха, представителем которой он является.
Источник: https://www.allsoch.ru/sochineniya/3639
Чацкий, Онегин и Печорин
/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Чацкий, Онегин и Печорин.
Скачать сочинение |
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения |
Александр Сергеевич Грибоедов, Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов – великие русские писатели. Они создали много замечательных произведений, самыми значимыми и известными из которых считаются “Горе от ума”, “Евгений Онегин”, “Герой нашего времени”.
Главные персонажи этих литературных шедевров – Чацкий, Онегин и Печорин – типичные представители передовой дворянской молодёжи первых десятилетий девятнадцатого века.
Эти люди выделяются из общей массы аристократов благодаря таким качествам, как тонкий, глубокий ум, нежелание мириться с существующей действительностью, стремление к настоящим поступкам, к лучшей жизни, презрение к порокам света. Все три персонажа противопоставляют себя обществу. Их основная проблема – одиночество. Тем не менее, каждый их них – герой своего времени.
В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов раскрывает трагедию Александра Андреевича Чацкого. Это образованный, остроумный, благородный, порядочный, честный молодой человек.
Вернувшись из-за границы в Москву, смело и горячо протестует против крепостничества и самодержавия, против карьеризма и служения «лицам», против слепого подражания всему иностранному и смешенья языков: «французского с нижегородским». Однако искренние речи и независимые суждения Чацкого наталкиваются на полное непонимание и неприятие со стороны фамусовского общества.
Москвичи объявляют героя сумасшедшим, ведь он единственный среди всех осмелился восстать против общепризнанных понятий и косности представителей поколения «отцов». Евгений Онегин – герой одноимённого романа А.С. Пушкина – представляет более поздний период русской истории.
На первый взгляд он типичный молодой аристократ: посещает театры и балы, спит до обеда, пользуется успехом у дам. Но на самом деле он очень отличается от обычного дворянина «резким охлаждённым умом», состоянием неудовлетворённости собственной жизнью и стремлением что-то в ней изменить, наполнить её смыслом.
Поэтому вскоре однообразные светские радости наскучили Онегину, он стал презирать пустоту праздного времяпрепровождения. Не смог найти себя герой и в деревне. Ему было скучно среди поместного дворянства, а соседи-помещики решили, что он «опаснейший чудак». Познакомившись с молодым романтиком и поэтом Владимиром Ленским, Онегин близко сошёлся с ним.
Несмотря на то, что герои были совершенно противоположны по характеру и мировоззрению, они искренне привязались друг к другу. Но дружба не помешала Онегину спровоцировать Ленского на дуэль и даже убить его. После этого тоска, хандра и недовольство жизнью только усилились в нём.
Любовь Татьяны Лариной поначалу не пробудила в Онегине никаких чувств, он отверг неопытную девушку. Однако через какое-то время, встретив вновь Татьяну, ставшую теперь светской замужней дамой, герой искренне влюбляется в неё. Но долг и честь не позволяют девушке разрушить свою семью.
Как и Чацкий, Онегин был одинок среди людей, потому что был выше их, видел несовершенства того мира, в котором родился и жил, и не хотел мириться с ними. Но, в отличие от Александра Андреевича, герой Пушкина пассивно смотрел на пороки общества, не пытаясь с ними бороться.
Роман «Герой нашего времени» – это история энергичного аристократа, храброго офицера, глубокомыслящего и образованного молодого человека, который пытается найти себя, какую-то цель в жизни, своё счастье, применение своим знаниям, способностям и талантам. По словам М.Ю.
Лермонтова Печорин – «это портрет, составленный из пороков всего… поколения, в полном их развитии»
Григорий Александрович никогда не довольствуется тем, что имеет, ему всегда необходимо большее. Герой привык получать желаемое любым способом, пусть даже ценой несчастья других. Печорин эгоист – он делает всё только для себя, не задумываясь об окружающих, его не волнуют чужие проблемы. Григория Александровича, как и героев произведений Грибоедова и Пушкина, преследует скука и одиночество. Ему, как и Онегину, пресытились светские удовольствия и победы на «любовном фронте», надоели науки и путешествия, он разочаровался в людях. Чацкий, Печорин, Онегин – не только герои, но и жертвы своего времени. Их не устраивает та действительность, в которой они живут. Несмотря на свои способности они не могу найти для себя место в жизни, мучаются от одиночества и непонимания.
Рассматривая произведения А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова можно сделать вывод о том, какую значительную роль играет в судьбе человека историческая эпоха, представителем которой он является.
Добавил: Kapelka
36227 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
Смотрите также по произведению “Герой нашего времени”:
Заказать сочинение |
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00859811216726954306/woid/00089901184773069424
Чацкий, Онегин, Печорин — лишние люди своего времени (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Тема: Герой нашего времени
…современный человек
Изображен довольно верно.
А. С. Пушкин
Всего пятнадцать лет — но каких лет! — отделяют выход в свет комедии Грибоедова «Горе от ума» и романа Лермонтова «Герой нашего времени». Комедия была написана в годы создания тайных организаций декабристов, в романе «Евгений Онегин» действие развивается с 1819 по 1825 год. Это было время больших политических событий в истории страны.
Как поэт и гражданин Лермонтов формировался после разгрома декабристского восстания. Хотя и Грибоедов, и Пушкин, и Лермонтов связали содержание своих произведений с исторической действительностью, основной конфликт их — столкновение умного, образованного, передового человека с косным обществом. В главном герое они воплотили лучшие качества человека своей эпохи.
Но как по-разному складываются судьбы Чацкого, Онегина и Печорина!
Столкновение Чацкого с фамусовским обществом неизбежно. Чацкий резко выступает против милых сердцу Фамусова порядков екатерининского века, «века покорности и страха». С негодованием произносит он монолог «А судьи кто?», направленный против столпов дворянского общества.
Чацкий беспощаден в своих оценках. Его слова буквально обрушиваются на Фамусова:
Где? Укажите нам, отечества отцы,Которых мы должны принять за образцы?Не эти ли, грабительством богаты?Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,Великолепные соорудя палаты,Где разливаются в пирах и мотовстве?
Чацкого боятся, презирают, гонят, клянут. Герой не нашел своего места в фамусовском обществе. Любовь его отвергнута. Оскорбленный, он покидает Москву, увозя с собой «мильон терзаний» от всего: от «ума», а еще более от оскорбленного чувства.
Взгляды Чацкого близки идеям декабристов. Он шел прямой дорогой к декабристам.
Исканиям русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века перед декабристским восстанием 1825 года посвящен роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
«Забав и роскоши дитя», Онегин получил типичное для аристократической молодежи образование и ведет обычную для «золотой молодежи» жизнь. Но он выделяется из общей массы этой молодежи. Пушкин отмечает его «мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлажденный ум», чувство чести и благородство души.
Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни, недовольству политической обстановкой, которая сложилась в стране после войны 1812 года. На него оказывают влияние передовые веяния эпохи — свободолюбивые идеи декабристов: он задумал в своих владениях «порядок новый учредить» и заменил барщину легким оброком.
Его нововведения вызывают осуждение соседей-помещиков, которые считают его опаснейшим человеком. Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения, критическое отношение к действительности сближают его с Чацким.
Но если Чацкий «шел прямой дорогой на каторжные работы» (Герцен), то Онегин не находит в себе сил, чтобы стать декабристом. Он принадлежит к той части дворянской интеллигенции, которая избегала служить царизму, не желая встать в ряды молчаливых. Но она стояла в стороне от общественно-политической деятельности.
А такой путь обрекал на бездейственность, на отход от народа. Не было у этих людей высокой цели, они не знали, где применить свои силы и знания.
Онегин — отражение эпохи декабристов, а Печорин — герой третьего десятилетия, «жестокого времени». Печорин жил в тяжелую эпоху общественного гнета и бездействия, Онегин же — в период общественно-политического оживления и мог быть декабристом. У Печорина этой возможности не было. Поэтому Белинский говорит: «Онегин скучает, а Печорин глубоко страдает».
Печорин, как Чацкий и Онегин, по происхождению аристократ, получил светское воспитание. Печорин наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир. Он, как и Онегин, пытается заняться наукой, чтением книг. Им овладевает та же скука. Так же, как и Онегин, Печорин стоит выше окружающей дворянской среды. Но на этом сходство и кончается.
Острый ум позволяет ему верно судить о людях, о жизни, критически относиться к самому себе. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке своих современников он самокритичен: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья».
Человек сильной воли и больших возможностей, Печорин страстно стремится к активной жизни. «Рожденный для высокой цели», он вынужден жить в томительном бездействии или растрачивать свои силы на поступки, недостойные его. Материал с сайта //iEssay.ru
Печорин — типичный герой своего времени.
«Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения», — пишет Лермонтов. Печорин в борьбе с собой и светом «утратил навеки пыл благородных стремлений». Печорин беспощаден к себе. Презирая своих современников за мелочность их существования, он сам не служит высоким целям, увлекается «приманками страстей пустых и неблагодарных».
Он становится «лишним человеком» в обществе.
А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов показали в своих произведениях влияние условий социальной среды на жизнь человека. Но многое зависит и от него самого. Чацкий — активный борец, он будущий декабрист.
Онегин скучает, но у него есть возможность изменить свою жизнь, присоединиться к освободительному движению декабристов. Для Печорина нет выбора.
Жуткая реальность мрачной реакции после декабрьского восстания и жестокая расправа с лучшими представителями дворянского общества вставали глухой, мертвой стеной на пути лучших, благородных стремлений. Безнадежность звучит в словах Печорина о будущем: «Авось умру где-нибудь на дороге!»
На этой странице материал по темам:
- чацкий шел на каторжные работы
- чацкий о екатерининское эпохе век покорности и страха
- печорин лишний человек своего времени
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/l/lermontov/essays/geroj-nashego-vremeni/chackij-onegin-pechorin-lishnie-lyudi-svoego-vremeni-po-romanu-m.-yu.-lermontova-geroj-nashego-vreme
Чацкий, Онегин, Печорин
Actionteaser.ru – тизерная реклама
Как стремителен бег времени! Уже более 150 лет отделяют нас от героев Грибоедова, Пушкина, Лермонтова. Но мы вновь и вновь обращаемся к ним, к их чувствам, мыслям, раздумьям, ищем и находим в них близкое и нужное нам, детям беспокойного XX века.
Литература всегда была тесно связана с жизнью общества, отражала в художественной форме самые волнующие проблемы своего времени.
Первая половина XIX века – период, на который приходится жизнь и творчество этих замечательных русских поэтов и писателей – была эпохой великих событий и потрясений; живы были еще идеи Великой Французской революции; Отечественная война 1812 года показала всему миру примеры невиданного мужества русского народа; передовая немецкая философия обосновала вольнолюбивые стремления передовой дворянской молодежи.
Это и есть три составляющие части того первого в России организованного революционного выступления, которое получило название “декабризм”.
В литературе, как в зеркале, отразились зарождение, формирование и укрепление свободомыслия, непокорности, бунтарства самой передовой части дворянской молодежи.
Чацкий, Онегин и Печорин – блестящие представители этой молодежи, в делах и поступках которых авторы отразили силу и слабость своего поколения.
Одними из первых в русской литературе показал человека, гордо и прямо противопоставившего себя обществу, удивительный, “загадочный”, по словам А. Блока, писатель и человек – Александр Сергеевич Грибоедов
(1795-1829 г.г.) Это был человек одаренный многими талантами: блестящий поэт и писатель, интересный композитор и музыкант, выдающийся дипломат.
Но главное, это был человек яркого ума, благородства, чести, любви к Родине, уважения к русскому народу и страстного желания счастья и свободы России и ее людям.
Многое сближало Грибоедова с декабристами: происхождение, воспитание, образование, участие в Отечественной войне 1812 года. Так же, как и декабристы, он ненавидел крепостное право и неограниченную самодержавную власть.
Но во многом Грибоедов был мудрее и прозорливее будущих декабристов. Он выразил сомнение в победе этого движения, заявив, что сто прапорщиков не в состоянии изменить государственный строй России.
Но именно Грибоедов показал первого из этих “ста прапорщиков” воплотив в его образе все лучшее, что он видел в будущих декабристах.
Комедия “Горе от ума” создавалась в 1816 – 1824 г.г. – в период, когда в России возникали и действовали первые проблемы общества. Комедия является как бы художественной летописью и историей декабризма.
Основной конфликт комедии – столкновение лагеря молодой России, представленного Чацким, и лагеря крепостников, представленного Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным и другими, – это не выдумка автора, а отражение той общественной борьбы, которая была характерна для русской жизни начала XIX века.
Против чего же восстает Чацкий, о котором А. Герцен сказал, что это декабрист, шедший прямой дорогой на каторгу.
Крепостное право – вот что сковывало творческие силы “умного, бодрого русского народа”, препятствовало экономическому и культурному развитию России.
В своих страстных монологах Чацкий клеймит позором варварский мир крепостников, где человека ценят за количество крепостных душ, где верного слугу, спасшего жизнь своему господину, “обменяли на борзые две собаки”.
Этот мир – “век минувший” – вечный враг Чацкого. Герой комедии – страстный боец против дельцов, шутов, “предателей в любви, в вражде неутолимых, рассказчиков неукротимых.”
Сам Чацкий, несомненно, пламенный патриот, любящий Россию народную, но не государство царя, помещиков и чиновников. Служить Отчизне и народу – вот девиз Чацкого.
Передовое мировоззрение Чацкого, его вера в силу разума, близость свободы сталкиваются с реальной крепостнической действительностью, cо страшным миром фамусовых, отчаянно борющихся за свое положение и привилегии. Комедия заканчивается видимым поражением Чацкого. По словам И.
Гончарова, герой “сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей”. И. Гончаров называет Чацкого “вечным обличителем лжи, запрятавшейся в пословицу: “один в поле не воин”.
Нет, воин, если он – Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва.” (И.А. Гончаров)
Чацкий любимый герой А.С. Грибоедова. Голос Грибоедова звучащий то насмешливо и гневно, то взволнованно и вдохновенно, – это голос писателя, отдавшего все свое сочувствие Чацкому, а все свое презрение – “толпе его мучителей”.
Борьба Чацкого против фамусовского общества не завершилась в комедии. Она и в русской жизни только начиналась.
Если Чацкий – “герой своего времени”, герой эпохи, предшествующей воспитанию декабристов, то Евгений Онегин представляет более поздний период русской истории.
Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, “самое задушевное произведение писателя, самое любимое дитя его фантазий”, был начат в 1823 году и завершен в 1831 году. В нем нашли отражения заветные думы и чувства поэта, его взгляды и размышления над современной жизнью.
При всей широте тематики роман “Евгений Онегин” – это прежде всего художественное исследование духовных исканий передовой дворянской молодежи, их сомнений и тревог, стремлений и надежд.
Работа над романом был начата в годы общественного подъема, а закончилась уже после разгрома декабристов, в обстановке николаевской реакции. В годы создания романа автору пришлось пережить ссылки, потерять многих доузей, испытать горечь от гибели лучших людей России.
Поэтому первые главы проникнуты радостными , жизнеутверждающими настроениями, а в последних усиливаются трагические мотивы. Роман явился плодом “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”.
Умом и “сердцем” автор пытается понять и представить на суд читателя духовный и нравственный облик лучших людей своего времени. Типичным представителем их в романе является Евгений Онегин. Даже название романа подчеркивает его центральное место среди остальных персонажей.
Итак, перед нами столичный аристократ. Хотя, Онегин, по шутливому замечанию автора, “учился чему ни будь и как-нибудь”, он все же стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличались своей эрудицией от большинства окружающих.
Пушкинский герой – порождение светского общества, но вместе с тем чужд и враждебен ему. Отчуждение и противостояние окружающему обществу проявляются не сразу.
Сначала молодой человек с головой погружается в светскую жизнь, находя в ней радость и удовольствия, но однообразия и пустота этих “радостей и удовольствий” быстро наскучили ему, и, по словам Белинского, он “покинул свет, как это делали слишком немногие.
” Онегин слишком глубокая и богатая натура, чтобы не замечать пороков окружающего мира. Многое выделает его из толпы:
Мечтам невольная преданность,
Неподражаемая странность
Actionteaser.ru – тизерная реклама
И резкий, охлажденный ум.
Оставив свет, герой пытается заняться какой либо полезной деятельностью. Он талантлив, пробует писать:
Хотел писать – но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его
Книги так же быстро надоедают ему:
Как женщин, он оставил книги
И полку с пыльной их семьей
Задернул траурной тафтой.
В имении, полученном в наследство от дяди, Евгений пытается улучшить жизнь крестьян:
Ярем от барщины старинной
Оброком легким заменил…
Ноэтой единственной реформой и ограничилась вся деятельность Онегина-помещика. И опять жизнь “без цели, без трудов”. Судьба посылает ему друга, он искренне привязывается к Ленскому.
Онегин и Ленский очень разные, но вместе они олицетворяют то прекрасное, что было присуще молодежи того времени: рассудительность и порывистость, скептицизм и мечтательность, трезвый ум и романтизм.
Но светские предрассудки привели к роковому, непоправимому событию: дуэли и гибели Ленского.
“Убив на поединке друга”, Онегин остается один на один с муками совести, тоской, разочарованием во всем и во всех.
В подавленном состоянии Онегин покидает деревню, отправляется в странствия. Но и это не спасает его: тоска, хандра и недовольство собой только усиливаются. Это до какой степени отчаяния должен дойти человек, чтобы произнести вот эти слова:
Зачем я пулей в грудь не ранен,
Зачем не хилый я старик,
Как этот бедный откупщик?
Я молод, жизнь вполне крепка,
Чего мне ждать? Тоска, тоска…
По мнению Белинского, Онегин – богатая, одаренная натура, но силы и возможности его остались без применения. В Онегине Пушкин первым из русских писателей показал тип просвещенного дворянина, сложившийся в 20-е годы XIX века.
Эта часть дворянской интеллигенции избегала служить царизму, но, в то же время стояла в стороне от общественной деятельности. Такой путь, являясь своеобразным протестом против политической системы, неизбежно обрекал героя на бездействие, пассивность, на обостренное внимание к собственным, эгоистическим интересам и желаниям.
Недаром Белинский назвал Онегина “эгоситом поневоле”: бездеятельность, пустота и пошлость жизни душат его, но он так и не знает, чего ему хочется, что ему надо для счастья, душевного покоя и гармонии. Новая встреча с Татьяной открыла в герое способность любить возвышенно и страстно.
Но верная долгу, воспитанная в традициях народной нравственности, Татьяна не способна другого человека – своего мужа:
Но я другому отдана;
И буду век ему верна.
Онегин опять одинок. Что ждет его впереди? “… Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, роман без конца”, – так оченил Онегина и “поэму” о нем великий критик Белинский.
Историю жизни “лишнего человека”, человека способного на многое и не свершившего ничего, продолжил великий преемник А.С.Пушкина – Михаил Юрьевич Лермонтов, создав роман “Герой нашего времени”. Это итоговое произведение Лермонтова, первый русский социально – филосовский и психологический роман в прозе.
Как и в стихотворении “Дума”, автор пытается найти ответ на волнующий его вопрос: почему молодые люди, умные, энергичные, полные сил, не находят применения своих недюжинным способностям и “вянут без борьбы” в самом начале жизненного пути.
История жизни Печорин, представителя поколения 30-х годов, трагическая судьба его – ответ на этот вопрос. В предисловии, к роману автор писал: “Это точно портрет, но портрет, солставленный из пороков всего поколения”.
Как и в стихотворении “Дума”, Лермонтов в романе выносит суровый приговор своему поколению, упрекая его в равнодушии, бездействии, в неспособности “блдее к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья”.
Лермонтов глубоко и всестороне раскрывает внутренний мир своего героя, сильные и слабые стороны его натуры, обусловленные временем и средой. Вслед за А.С.Пушкиным Лермонтов делает героем романа типичного представителя образованной дворянской молодежи. Но другим было время и иначе выглядели его “герои”.
Это был период страшной николаевской реакции, наступившей после разгрома декабрьского восстания. “Черной страницей в истории России” назвал этот период И.А. Герцен. Реакция не смогла заглушить голос М.Ю. Лермонтова, но время наложило свой отпечаток отпечаток на творчество великого поэта, оно диктовало свои темы, образы, настроения. По словам А. Герцена, “…
то были сомнения, отрицания; мысли, полные ярости”.
Противоречия между высоким сознанием дворянского интелигента, страстной внутренней активностью души и внешней бездеятельностью, прожиганием жизни в маскарадном аду, в бессмысленном существовании привело к мрачным проклятиям “Думы”, прозвучавшей как похоронная песня потерянному поколению:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы:
Перед опастностью позорно малодушны,
А перед властию – презренные рабы
“Дума” – поэтическое выражение проблем и мыслей романа “Герой нашего времени”.
Образ Печорина, главного героя романа, – вершина всего творчества Лермонтова. Писатель смог создать образ героя своего времени, обобщив большой материал жизненных впечатлений, хорошо зная и понимая историческую сущность окружавшей его действительности.
Печорин – сильная личность, в нем много исключительного, особенного: выдающийся ум, необыкновенная сила воли. Раздумывая о людях предшествующих поколений, полной веры, жажды свободы, страстных и пламенных, Печорин причисляет себя к их жалким потомкам, которые скитаются по земле без гордости и убеждений.
Отсутствием веры в подвиг, любовь и дружбу и поражденная этим скука лишают для Печорина жизнь всякой ценности. Печорин ощущает в душе своей “силы необъятные”, и в то же время он не знает, зачем живет, для какой цели родился. Автор не скрывает недостатков и противоречий своего героя, но это были пороки целого поколения.
Трагедия молодого человека усугублялась тем, что он вынужден жить в среде, которую презирал и отвергал. Передовой человек 30-х годов XIX века чувствовал себя “лишним” в своей стране и даже в целом мире.
Но в реалистическом романе “Герой нашего времени” Лермонтов уже приводит своего героя к сознанию того, что хотя жизнь и приносит страдания, невыносима “скучна”, но лишь в ней человек может обрести счастье, испытать и печаль, и радость.
В этом оптимизм и жизнеутверждающая сила романа “Герой нашего времени”.
Таким образом, Чацкий, Онегин, Печорин – типичные представители определенной исторической эпохи, каждый из них – герой своего времени. Время определило их общие черты и те различия, которые позволили современникам увидеть в Чацком будующего декабриста, в Онегине – “эгоиста поневоле”, в Печорине “страдающего эгоиста”.
Для нас же, детей бурного XX века, эти герои интересны и важны своими высокими, человеческими достоинтсвами: благородством мыслей и стремлений, желанием жить осмысленно, для великого дела; приносить пользу родине и нроду, жичь честно, по совести. Эти человеческие качества вечны, а значит, вечны и всегда будут волновать читателя герои А. Грибоедова, А.Пушкина, М.Лермонтова.
Actionteaser.ru – тизерная реклама
Источник: https://sochineniya-na5.ru/chackij-onegin-pechorin/
Образ «лишнего человека» в русской литературе 1-й половины XIX века (Чацкий, Онегин, Печорин)
Лишний человек – человек значительных способностей, который не в состоянии реализовать свои таланты на государственной службе. Принадлежа к высшим классам общества, он в основном проводит время за праздными развлечениями. Такой стиль жизни не в состоянии облегчить его скуку, что приводит к дуэлям, азартным играм и другому саморазрушительному поведению.
Чацкий: Видя пороки фамусовского общества, отвергая его косные устои, беспощадно обличая чинопочитание, царящую в служебных кругах протекцию, глупое подражание французской моде, отсутствие настоящего образования, Чацкий оказывается изгоем среди графов Хрюминых, Хлестовых и Загорецких.
Его считают “странным”, а в итоге даже признают безумцем. Вступает в конфликт с окружающим его несовершенным миром. Кроме того Чацкий, спустя 3 года путешествий, обретает цель в жизни — “служить делу”, “не требуя ни мест, ни повышенья в чин”, “в науки вперить ум, алчущий познаний”.
Желание героя — приносить пользу отечеству, служить на благо обществу, к чему он и стремится.
Онегин “эгоистом поневоле” : Хандра и скука овладели Онегиным. Отойдя от “света пустого”, он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Из попытки писать ничего не вышло, да и привычки к труду у него нет. Попытка борьбы с “душевной пустотой” посредством чтения тоже оказалась безуспешной.
Книги, которые он читал, или не удовлетворяли, или оказывались созвучными его мыслям и чувствам и только укрепляли их. И вот Онегин пытается заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди. Он заменил «ярем оброком» и всё. Он везде чувствует себя чужим и лишним: отверг любовь Татьяны, пресытившись светскими дамами.
Дружба с Ленским закончилась трагически, Онегин убил его на дуэли.
Печорин – жертва знатных людей. Он с детства стал жестоким (в дневе написал, что его никто не любил, не ласкал, никто ему не верил), злопамятным и циничным человеком, он постепенно отдалялся от людей, потерял веру в жизнь и любовь. П. пытается бороться со своей внутренней пустотой. Но все его старания заканчиваются неудачей. Все дела, которые он начинает, обречены на провал.
Его страдания выражаются в постоянной борьбе между гуманизмом и цинизмом. В борьбе с самим собой он «истощил жар души и постоянство воли», необходимые для активной жизни. Ни с кем не дружит, никого не любит. Ценит только свою независимость. Он так свободолюбив, что у него сильно выражается стремление подчинить своей воле все и вся, даже любовь.
Он сам признается, что «сделался нравственным калекой».
36. Динамика развития литературы 1-й половины XIX века от романтизма к реализму (на примере произведений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова).
Ранняя поэзия А. С. Пушкина развивалась в рамках романтизма. Пушкин часто подчеркивал свое несогласие с наиболее ходовыми и распространенными определениями романтизма. П. заявил, что романтическая литература это необязательно “все произведения, носящие на себе печать уныния и мечтательности”. П.
рассматривал романтизм как отмену классических правил. С точки зрения его эстетических теорий отличительной чертой поэта-романтика является разрыв с общепринятыми нормами и образцами. Романтизм для П. значит СТРАСТИ. Романтический герой Пушкина, отнюдь не уныл и не разочарован.
Скорее наоборот ему чужды эти чувства, а свойственны бурные страсти и необыкновенные приключения.
Самый яркий романтичный герой Пушкина Алеко (Цыганы) – «беглец»,превыше всего он ценит свободу и надеется обрести ее в естественной вольной жизни цыганского табора. Выявляются странности личности (хочет примкнуть к ЦЫГАНАМ! А потом развращает их кровью – убил Земфиру).
«Бахчисарайский фонтан» (Заремой владеют «порывы пламенных желаний», она «для страсти рождена» и говорит «языком мучительных страстей». Но тут же нарисован образ разочарованного героя – татарского хана Гирея.
Он ещё в начале поэмы «скучает бранной славой» , а после смерти Марии приходит к полному унынию ) и «Кавказский пленник» (Черкешенка- «страстная дева», полная «восторгов сердца». Ей противопоставлен Пленник, который погубил « страстями сердце», стал «жертвою страстей».
Он почти совсем охладел душой). Пушкин с презрением и осуждением относился ко всем литературным канонам.
Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова. “Мцыри” — это последняя чисто романтическая поэма Лермонтова.
В ней мы можем выделить все мотивы, характерные для лермонтовского романтизма: это тема свободы и воли, тема одиночества и изгнания, проблема человека и природы, тема бунта и борьбы.
В основе сюжета “Мцыри” лежит не ситуация бегства от цивилизации на лоно природы, как это было у Пушкина, а ситуация бегства к людям, на родину. Романтические черты можно выделить в каждом произведении Лермонтова.
В то же время можно видеть и глубокие различия между поэтическим миром Пушкина и Лермонтова. Пушкин обращается к самому широкому кругу тем, мотивов, образов, а для Лермонтова характерна сосредоточенность на достаточно узком круге тем.
В самых общих чертах можно сказать, что Пушкину больше свойственны оптимизм и разнообразие мотивов, а Лермонтова отличают пессимизм, дисгармония, ощущение неудовлетворенности собственной судьбой и современной эпохой, трагическое мироощущение, чувство тревоги, тоски, безысходности. Пушкин старше Лермонтова на 15 лет, примерно такой же разрыв между периодами наивысшего расцвета их творчества. К примеру «Узник» Пушкина и «Узник»Лермонтова. Пушкин при любых обстоятельствах помнит: он – “царь земли”, а Лермонтов все время стремится избавиться от ощущения, что он “прирос к земле”.
Источник: https://cyberpedia.su/12x57fd.html
Сравнительная характеристика Онегина и Печорина. Сочинение по литературе
Два самых загадочных героя отечественной литературы, созданные с разницей в десять лет («Евгений Онегин» в 1831 году, «Герой нашего времени» в 1841) всегда были интересны всем поколениям читателей на протяжении почти двух веков. Это молодые люди словно из числа современных мажоров. Всё-то у них есть, всё-то они знают, всё могут. Только нашим современникам так далеко до их внутренней душевной борьбы… Попробуем сравнить этих героев.
На первый взгляд кажется, что в этих героях гораздо больше общих черт, чем различий. С Онегиным мы знакомимся, когда ему исполнилось 23 года, когда он – «молодой повеса» – едет в пыли на почтовых ухаживать за умирающим дядюшкой, единственным наследником которого он является.
Расстаёмся в финале с человеком, который «…Дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов…», находится в состоянии отверженного всеми, одинокого, наказанного за всё своё высокомерие, поверхностное отношение к окружающим изгоя. Печорин, по словам Максима Максимыча, был лет двадцати пяти.
По прошествии пары лет, после встречи с штабс-капитаном Печорин погибает где-то за границей при неясных обстоятельствах, будучи ещё очень молодым и полным сил. Оба героя пресытились светом, оба выросли в роскоши: Онегин «… Забав и роскоши дитя…» «… Среди вседневных наслаждений…»; Печорин «…я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги…
». Оба наделены прекрасной внешностью, оба умеют обольщать женщин Онегин: «…Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать, разуверять, заставить верить, казаться мрачным, изнывать…»; Печорин: «…ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами…». Оба устали от красавиц «…Красавицы не долго были предмет его привычных дум..
.»; «…влюблялся в светских красавиц и был любим – но сердце осталось пусто…». Оба героя наделены недюжинным умом, способностью критически относится к происходящему. Оба панически боятся жениться.
На этом, пожалуй, вся их похожесть и закончилась. А вот различия намного значительнее, чем общие черты. Печорин служит на Кавказе после дуэли (намёк на это можно услышать из его разговора с Верой), подвергая свою жизнь опасности, но уже этот факт свидетельствует о небесполезности его существования.
Онегин после дуэли бежит от самого себя и своего преступления, не находя места нигде. Бесполезно проходит его жизнь, никому не приносит он ни счастья, ни любви, ни радости.
В отношении к окружающим Евгений Онегин буквально источает презрение: его бегство от незваных гостей, его карикатуры на именинах у Татьяны – всё свидетельствует о том, что он ставит себя выше окружающих. Печорин выделяет несколько людей из круга «черни», но даже остальные удостаиваются его внимания, если это ему необходимо.
Например, он может привлечь на свою сторону поклонников Мэри, Максим Максимыч вспоминает, что его рассказы подчас вызывали смех у всех слушателей, что он знал бездну весёлых историй. Но самое парадоксальное различие в отношении к природе! Онегину наскучил деревенский пейзаж на третий день пребывания в деревне.
Печорин умеет восторгаться пейзажем, где бы он ни находился: в Тамани, в Пятигорске или в крепости (даже покривившаяся от времени мазанка выписана как на полотне импрессиониста). Причём, его восторг вызывает восхищение читателя, он так наивен и чист, когда говорит о природе. И корень противопоставления этих замечательных героев – их деятельность.
Правильнее сказать – бездеятельность, ленивое время препровождение одного и активное отношение к жизни другого. Печорин словно рвётся в бой: он всё время в поиске, его жажда подвига, романтических приключений, его вечный вызов судьбе, опасности, конечно, делает его более интересным и уважаемым героем.
Онегин же сибарит, лентяй, его занятие – скука, он, слава богу, читает книжки, но в этих книгах, пишет автор, отразился век с его безнравственной душой, а вот Печорин читает Вальтера Скотта и даже увлекается чтением перед дуэлью с Грушницким. А ещё, кажется, способность читать в сердцах людей лучше развита у Печорина. И он использует несколько попыток обрести счастье…. Другое дело, ни тому, ни другому это не удаётся.
Время не властно над этими героями, и каждое прочтение даёт нам возможность снова и снова открывать особенности их характеров, судеб. Не стоит их осуждать, ведь они всё-таки герои своего времени….
Источник: https://litera.su/learner/all-works/review-theme/comparative-characteristics-of-onegin-pechorin
Сочинение на тему: “СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОНЕГИНА И ПЕЧОРИНА”
Наша кнопка
Скачать материал
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОНЕГИНА И ПЕЧОРИНА
(Передовые люди XIX века)
Жизнь моя, ты откуда идешь и куда?
Отчего мне мой путь столь неясен и таен?
Для чего я не ведаю цели труда?
Почему я влеченьям своим не хозяин?
Пессо
Пушкин работал над романом “Евгений Онегин” много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал в своей статье “Евгений Онегин” это произведение “энциклопедией русской жизни”.
Действительно, в этом романе дана картина всех слоев русской жизни: и высшего света, и мелкопоместного дворянства, и народа — Пушкин хорошо изучил жизнь всех слоев общества начала XIX века. В годы создания романа Пушкину пришлось много пережить, потерять многих друзей, испытать горечь от гибели лучших людей России.
Роман был для поэта, по его словам, плодом “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”. На широком фоне русских картин жизни показана драматическая судьба лучших людей, передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов.
Без Онегина был бы невозможен “Герой нашего времени” Лермонтова, потому что реалистический роман, созданный Пушкиным, открывал первую страницу в истории великого русского романа XIX века.
Пушкин воплотил в образе Онегина многие из тех черт, которые потом развернуты в отдельных персонажах Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова. Евгений Онегин и Печорин очень похожи по характеру, оба они из светской среды, получили хорошее воспитание, они стоят на более высокой ступени развития, отсюда их тоска, хандра и неудовлетворенность.
Все это свойственно душам более тонким и более развитым. Пушкин пишет об Онегине: “Хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень иль верная жена”. Светское общество, в котором вращался Онегин, а позднее и Печорин, испортило их. Оно не требовало знаний, достаточно было поверхностного образования, важнее было знание французского языка и хороших манер.
Евгений, как все, “легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно”. Свои лучшие годы он тратит, как большинство людей его круга, на балы, театры и любовные увлечения. Такой же образ жизни ведет и Печорин.
Очень скоро оба начинают понимать, что эта жизнь пуста, что за “внешней мишурой” не стоит ничего, в свете царит скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы души на сплетни и злобу.
Мелкая суета, пустопорожние разговоры “необходимых глупцов”, душевная пустота делают жизнь этих людей однообразной, внешне ослепительной, но лишенной внутреннего 'содержания Праздность, отсутствие высоких интересов опошляют их существование. День похож на день, трудиться незачем, впечатлений мало, поэтому самые умные и лучшие заболевают ностальгией.
Своей Родины и народа они по существу не знают. Онегин “хотел писать, но труд упорный ему был тошен…”, в книгах он тоже не нашел .ответа на свои вопросы. Онегин умен и мог бы приносить пользу обществу, но отсутствие потребности в труде является причиной того, что он не находит себе занятия по душе.
От этого он и страдает, понимая, что верхний слой общества живет за счет рабского труда крепостных. Крепостное право было позором царской России. Онегин в деревне попытался облегчить положение своих крепостных крестьян (“…ярем он барщины старинной оброком легким заменил…”), за что был осужден соседями, которые считали его чудаком и опасным “вольнодумцем”.
Печорина также многие не понимают. Для того, чтобы глубже раскрыть характер своего героя, Лермонтов помещает его в самые различные социальные сферы, сталкивает с самыми разнообразными людьми. Когда вышло в свет отдельное издание “Героя нашего времени”, то стало ясно, что до Лермонтова русского реалистического романа не было.
Белинский указал, что “Княжна Мери” – одна из главных повестей в романе. В этой повести Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу. Здесь сильнее всего проявились особенности “Героя нашего времени” как психологического романа.
В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои мысли и чувства, беспощадно бичуя присущие ему слабости и пороки: Здесь дана разгадка его характера и объяснение его поступков. Печорин – жертва своего тяжелого времени. Характер Печорина сложен и противоречив.
Он говорит о себе; “Во мне два человека: один живет, в полном смысле этого слова, – другой мыслит и судит его”. В образе Печорина видны черты характера самого автора, но Лермонтов был шире и глубже своего героя. Печорин тесно связан с передовой общественной мыслью, но он причисляет себя к жалким потомкам, которые скитаются по земле без убеждений и гордости. “Мы не способны к более великим жертвам ни для блага человечества, ни для собственного счастья”, – говорит Печорин. Он потерял веру в людей, его неверие в идеи, скептицизм и несомненный эгоизм – результат эпохи, наступившей после 14 декабря, эпохи нравственного распада, трусости и пошлости того светского общества, в котором вращался Печорин. Основная задача, которую поставил перед собой Лермонтов, – это зарисовка образа современного ему молодого человека. Лермонтов ставит проблему сильной личности, столь непохожей на дворянское общество 30-х годов.
Белинский писал, что “Печорин – Онегин нашего времени”. Роман “Герой нашего времени” – это горькое раздумье над “историей души человеческой”, души, погубленной “блеском обманчивой столицы”, ищущей и не находящей дружбы, любви, счастья. Печорин – страдающий эгоист. Об Онегине Белинский писал: “Силы этой богатой натуры остались без приложения: жизнь без смысла, а роман без конца”.
То же самое можно сказать и о Печорине. Сравнивая двух героев, он писал: “…В дорогах разница, а результат один”. При всей разнице внешнего облика и различии характеров и Онегин; и Печорин, и Чацкий принадлежат к галерее “лишних людей, для которых в окружающем обществе не находилось ни места, ни дела.
Стремление найти свое место в жизни, понять “назначение великое” составляет основной смысл романа лермонтовской лирики. Не эти ли размышления занимают Печорина, ведут его к мучительному ответу на вопрос: “Зачем я жил?” На этот вопрос можно ответить словами Лермонтова “Быть может, мыслию небесной и силой духа убежден, я дал бы миру дар чудесный, а мне за то – бессмертье он…
” В лирике Лермонтова и раздумьях Печорина встречаем мы печальное признание того, что люди – это тощие плоды, до времени созревшие. Как перекликаются слова Печорина о том, что он презирает жизнь, и лермонтовские слова, “но судьбу я и мир презираю”, поэтому в “Герое нашего времени” мы так явственно слышим голос поэта, дыхание его времени.
Изображал судьбы своих героев, типичные для их поколения? Пушкин и Лермонтов протестуют против действительности, которая вынуждает людей даром растрачивать силы.
Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок
Источник: https://doc4web.ru/literatura/sochinenie-na-temu-sravnitelnaya-harakteristika-onegina-i-pechor.html
Сочинение на тему «Сравнительная характеристика Онегина и Печорина»
В жизни не всегда всё складывается так, как хотелось бы. Это мы наблюдаем в реальном мире, этому нас учат великие книги. Предложенная тема понравилась мне, потому что я очень люблю А.С. Пушкина, а, читая роман «Евгений Онегин», можно изучить не только поэму, но и историю дворянского общества XIX века.
Главные герои обоих произведений – молодые люди.
О чем же мечтало молодое поколение того времени? Евгений Онегин, являясь обаятельным, красивым дворянином, получил «французское» воспитание, однако автор подчеркивает не сильные способности к математическим наукам, иностранным языкам, а больше к «науке страсти нежной», жил обыкновенной разгульной жизнью молодого поколения: следил за модой, блистал на балах, проводил время в театрах в компании повес. Но, в конце концов, вся эта «мишура» жизни надоедает ему, он разочаровывается и в жизнях, и в людях. В душе у него – пустота, холод, безразличие. Он болен. И имя этой болезни – «хандра».
Онегин начинает сторониться общества, всех презирает, со всеми высокомерен. Так бы и продолжалось, если бы не смерть его дяди и его последующее знакомство с Ленским и семьей Лариных.
Ларины – чудесные, открытые, добрые и простые люди. Ленский – образованный человек, который учился в Германии, романтический поэт, имеющий высокие идеалы и романтическую душу и способный на большую любовь.
Семья Лариных встретила Евгения Онегина с родительской заботой, как родного человека. Понемногу, душа его стала оттаивать, но в целом он остался тем же.
Но ведь трагедия произведения – то, когда Татьяна Ларина влюбилась в Онегина, но была отвергнута и высмеяна им.
Татьяна мечтала обрести в Онегине супруга, ждет от него возвышенной любви, будучи начитанной французских романов, сразу же видит в нем свою мечту» романтического героя, но ошиблась и, в конце концов, вынуждена была выйти замуж за «старика», богатого человека с высоким чином. Ленский мечтал о свадьбе со своей возлюбленной Ольгой, но погибает на глупой и бессмысленной дуэли от пули друга.
Старики Ларины мечтают о спокойной старости, о покое, о счастье их дочерей, но реальность противоречит мечтам.
Евгений Онегин вынужден скитаться по разным странам после дуэли с Ленским, но жизнь опять преподносит сюрприз: на балу он встречает роскошную, светскую даму, законодательницу мод, которая, кроме всего прочего, находится в центре внимания всего высшего общества и блистает своей красотой, манерами, умом и в ней узнает Татьяну: «Ужель та самая Татьяна?» Он поражен, его сердце пронзило любовь, он был болен от любви!
Онегин мечтал о Татьяне, страдал, понял, какую большую ошибку он совершил, не оценив в ней её настоящих достоинств: доброту, чистоту души, внутреннюю красоту. Но Татьяна Ларина благородна и честна, она не может предать своего мужа, хотя до сих пор любит Евгения Онегина.
Это произведение проанализировано тысячами критиков разных стран, так, оно остается актуальным и в наши дни. Не только как изучение высшего общества того времени и нравов Москвы, Петербурга, провинциальной России тех времен, но и как взаимоотношение между мужчиной и женщиной.
Таким образом, здесь появляется сторона Онегина, как «лишнего человека», никому не нужного.
Тот же мотив «лишнего человека» описан и в произведении Лермонтова «Герой нашего времени», где внутренний мир героя Печорина, живущего в другом поколении, похож на мир Онегина тем, что он тоже разочарован в жизни, мрачен, циничен, странен.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Печорин так же, как Онегин олицетворяет собой целое поколение своего времени, однако включает в себя такие стороны характера, как злобу, зависть, одновременно с великодушием и добром.
Весь трагизм Печорина в том, что он не может любить, найти применение своим силам и талантам, он бы хотел служить Родине, но Россия находилась в состоянии реакции, любые свободные мысли карались, и он метался в поисках применения себя.
Это объединяет его с Онегиным, так как он тоже мог участвовать в развитии России, а не метаться в суете жизни.
Это потенциальный герой, который мог бы принести много пользы обществу, но в этом не было нужды, и он свою энергию растрачивал на глупые, необдуманные, а также порочащие его поступки: дуэль с Грушницким, отношение к княжне Мэри и Бэле.
Трагедия Печорина как и трагедия Онегина – это трагедия многих их современников, схожих с ними по образу мыслей, по положению в обществе. Это трагедия всех прогрессивно мыслящих дворян, вступивших в жизнь после поражения декабристов.
Источник: https://sochinyalka.ru/2014/09/sravnitelnaya-harakteristika-onegina-i-pechorina.html