Как же Белинский прошел мимо юмора “Повестей Белкина”?
Пушкину, создателю образа Белкина, с его простодушием и лукавством, автору повестей, пронизанных иронией и юмором, был близок юмор Гоголя.
Как же Белинский прошел мимо юмора “Повестей Белкина”? Почему его не пленило простодушие и лукавство Белкина? Почему Белинский не понял “Повестей Белкина”, почему не поддержал Пушкина в его решительном и смелом обновлении русской прозы, почему присоединился к хору присяжных хулителей Пушкина в пору, когда тот так нуждался в поддержке? На все эти вопросы наша наука ответа не дает.
Нельзя признать серьезными замечания ученых, что утверждения критика в “Литературных мечтаниях” о Пушкине: “он умер или, может быть, только обмер на время”, – объясняются незнанием написанных Пушкиным, но не изданных произведений – “Медного всадника”, некоторых лирических стихотворений и т. д. Ведь он знал, помимо “Повестей Белкина”, драматические сцены “Моцарт и Сальери”, “Пир во время чумы”, повесть о современности “Пиковую даму”, более десятка лирических шедевров, среди которых были “Элегия” (“Безумных лет угасшее веселье…”), “Бесы”, “Прощание”, “Воспоминание”, “На холмах Грузии…”, “К вельможе”, “Поэту” и многое другое. Как же можно было писать о конце Пушкина? Этих произведений было вполне достаточно, чтобы понять: Пушкин стремительно идет вперед, он первым решает задачи, стоящие перед литературой, прокладывает ей новые пути.
Ведь поняли же именно так Пушкина и пошли вслед за ним современники Белинского – Гоголь и Лермонтов. Несомненно, суровые и несправедливые приговоры Белинского огорчали Пушкина.
Но тем не менее он собирался пригласить молодого критика сотрудничать в своем журнале.
К сожалению, современные Пушкину критики, в том числе и Белинский, не принявшие и осудившие “Повести Белкина”, сыграли роковую роль в дальнейшем понимании “Повестей”, в последующей их интерпретации наукой.
Исследователи Пушкина категорически отвергли, как исторически несостоятельные, суждения критиков, объявивших “Повести Белкина” произведениями бессодержательными, неоригинальными и подражательными.
Но спор с критиками 1830-х годов неожиданно обусловил направление изучения “Повестей Белкина”: опровергая несправедливые отзывы, ученые стремились доказать и подчеркнуть глубину содержания, историко-литературную проблемность и важность “Повестей Белкина” для будущего литературы.
Именно это обстоятельство сказалось на характере писавшихся в разное время работ о “Повестях Белкина”. Их можно разделить на три группы, внутренне связанные общей тенденцией, но различные по типу аргументов и доказательств.
К первой группе следует отнести тех. исследователей, которые” стремятся усложнить проблематику “Повестей Белкина”, возвести их темы и содержание в ранг больших философских или социальных категорий.
Естественно, мировоззренческие позиции этих ученых, работавших на протяжении многих десятилетий в непохожие исторические эпохи, резко различны, методологически они далеки друг от друга, и объединяет их только эта общая тенденция – усложнять любыми средствами содержание “Повестей Белкина”.
Ученые второй группы отводят обвинения критиков Пушкина в его несамостоятельности, в подражательности его повестей и дают историко-литературное объяснение использования Пушкиным традиционных сюжетов; он не подражал, но пародировал жанр сентиментальных и романтических повестей, расчищая тем самым дорогу новому, реалистическому направлению.
Представители третьей группы прежде всего решительно отвергают принципы исследования и выводы ученых первых двух групп. В то же время их точка зрения вбирает в себя реальные достижения предшественников.
Оттого, соглашаясь с тем, что Пушкин использовал сюжеты и мотивы писателей сентименталистов и романтиков, они объясняют это тем, что он осваивал опыт романтической повести, с тем чтобы подчинить этот жанр целям реалистического изображения действительности.
В доказательстве реалистичности характеров, ситуаций, картин русской жизни, разных сословий – пафос этих работ.
Объявление “Повестей Белкина” пародиями на жанры сентиментальных и романтических повестей является частным случаем общей, давно сложившейся оценки Пушкина как мастера пародии.
Особенность творчества Пушкина – его обращение к мировым сюжетам, изображение жизни разных народов в разные эпохи, включение к художественную ткань своих произведений стилистических черт разных культур, разных писателей – привлекла внимание критиков и историков литературы.
(No Ratings Yet)
Загрузка…
Как же Белинский прошел мимо юмора “Повестей Белкина”?
Другие сочинения по теме:
- Сюжет, герои, проблематика Повестей белкина А. С. Пушкина Сочинения по литературе: Сюжет, герои, проблематика Повестей белкина А. С. Пушкина В развитии русской художественной прозы основополагающее значение Александра Сергеевича…
- Цикл “Повестей Белкина” Из всего великого, что было создано Пушкиным болдинской осенью 1830 г., наиболее значительным с точки зрения закономерности дальнейшего развития его…
- Драматические образы “Повестей Белкина” Что же касается самого Белкина, рожденного “от честных и благородных родителей”, то его жизнеописание в немалой степени является пародийным житием….
- “Повести Белкина” Пушкина как начало русской реалистической прозы За кажущейся фабульной простотой “Повестей Белкина” скрывается сложнейшее сюжетное построение. Об этом писал еще Эйхенбаум Б. Пушкин не анализирует психологию…
- Работа над “Повестями Белкина” Важнейшей их стилистической особенностью была ирония. Она выражала не только эстетическую позицию автора, но и его личность, его мировосприятие. В…
- Несколько замечаний об истории понимания и истолкования образа Белкина Отношение к Белкину – своего рода лакмусовая бумажка, отчетливо выявляющая позицию исследователя, его отношение к Пушкину. Я уже обращал внимание…
- Комическое и трагическое в “Повестях Белкина” Нет ничего проще написанного, и в то же время нет ничего сложнее пушкинских “Повестей Белкина”. Удивительно, но спустя полтора столетия…
- Что, по мысли Белинского, характерно для повестей Гоголя? “Эта простота вымысла, эта нагота действия, эта. скудость драматизма, самая эта мелочность и обыкновенность описываемых автором происшествий – суть верные,…
- Романтические ситуации и коллизии в цикле “Повести Белкина” Широкое вступление Пушкина в прозу начинается с “Повестей Белкина”. Они написаны одна за другой Болдинской осенью 1830 г. Пушкин опубликовал…
- Белинский и лирическое начало на примере творчества Пушкина Теперь Белинский особенно высоко начинает ценить в литературе именно лирическое начало. ” Субъективный” Шиллер стал для него дороже “объективного” Гете….
- Сюжет, герої, проблематика Повістей белкина А. С. Пушкіна Твір по літературі: Сюжет, герої, проблематика Повістей белкина А. С. Пушкіна У розвитку російської художньої прози основне значення Олександра Сергійовича…
- В. Г. Белинский “Взгляды на русскую литературу В. Г. Белинский “Взгляды на русскую литературу 1847 года” Конспект по статье В. Г. Белинского “Взгляд на русскую литературу 1847…
- Значение для русской литературы реалистических повестей и комедии Гоголя В произведениях Гоголя реализм обогащается той “социальностью”, которая становится в дальнейшем характерной чертой “натуральной школы”. С полным основанием В. Г….
- Белинский основоположник русской реалистической эстетики и литературной критики Художественная литература для него – одна из форм общественного самосознания, действенное средство нравственного и эстетического воспитания. Искусство Белинский постоянно связывал…
- Виссарион Григорьевич Белинский Движение западников оформилось около 1840 г., когда философы-идеалисты из кружка Станкевича и идеалисты-социалисты из кружка Герцена объединились в одно движение,…
- О героях цикла “Повести Белкина” В демонстративно анекдотическом “Гробовщике”, напротив, белый цвет упоминается лишь однажды, зато желтый и красный доминируют, встречаясь 8 раз, но характеризуя…
- Белинский и Чернышевский как создатели концепции литературного развития В статьях Пушкина “О прозе” и “О народности в литературе” с присущими великому поэту четкостью и лаконизмом сформулированы положения о…
- Полемические статьи Писарева “Пушкин и Белинский” Особое место в литературно-критическом наследии Писарева занимают две его резко полемические статьи, объединенные общим названием “Пушкин и Белинский” (1865). Еще…
- Белинский о романе Пушкина “Евгений Онегин”; Говоря Белинский о романе Пушкина “Евгений Онегин” Говоря о романе, в целом Белинский отмечает его историзм в воспроизведенной картине русского общества….
- Основная идея повестей Марлинского (Бестужева) Основная идея повестей Марлинского из современной жизни – отрицание общественного уклада, который подавляет и уродует человеческую личность. В повести “Фрегат…
Источник: https://ege-russian.ru/kak-zhe-belinskij-proshel-mimo-yumora-povestej-belkina/
Книга «Повести Белкина (сборник)»
Выстрел
Повествование ведётся от лица свидетеля событий, который в бытность свою армейским офицером, познакомился с Сильвио. Среди прочих отставной гусар слыл весьма угрюмым человеком, но мало кто-то б решился указать ему это в лицо: Сильвио — прекрасный стрелок.
И вот однажды, увлекаемый обстоятельствами к отъезду, Сильвио рассказывает свою историю.
Дескать, шесть лет назад, он был участником дуэли с одним молодым повесой, который, мало того, что, стреляя первым, как будто нарочно подпортил Сильвио его кивер, так ещё и отнёсся к ответному выстрелу весьма равнодушно (легкомысленно ел черешню, сплёвывая косточки в сторону).
Взбешённый таким поведением, и пренебрежением противника к возможной предстоящей смерти, Сильвио откладывает свой выстрел, подаёт в отставку и уезжает. И вот, спустя шесть лет, он узнаёт, что его обидчик женится, и решает вернуть ему должок.
Окончание этой истории, рассказывает уже помещик, граф — тот самый некогда молодой повеса, оскорбивший Сильвио. Выясняется, что Сильвио его нашёл, вынудил снова разыграть выстрел (определить, кто из противников стреляет первым), мотивируя это тем, что не может стрелять в безоружного человека. И увидев, что теперь-то графу есть чего терять, увидев слёзы его испуганной жены, удовлетворённый Сильвио уезжает.
Метель
Начало действия приурочено к 1811 году, продолжается после заграничного похода русской армии. Главные герои — Марья Гавриловна, решившаяся бежать с армейским прапорщиком Владимиром Николаевичем, и гусарский полковник Бурмин, с которым героиня по ошибке обвенчалась.
Гробовщик
История рассказана автору приказчиком Б. В. Повесть начинается с того, что гробовщик Адриан Прохоров переезжает с улицы Басманной на Никитскую с двумя дочерьми. На новом месте он открывает свою похоронную лавку. Его приглашает к себе сосед из дома напротив, немец по имени Готлиб Шульц, отметить свою серебряную свадьбу.
Адриан соглашается и в назначенное время отправляется с дочками к соседу.
Гости долго распивают пиво, после чего один из гостей, толстый булочник, поднял рюмку и воскликнул: «За здоровье тех, на которых мы работаем, unserer Kundleute (нем. — наших клиентов)!».
Гости начали кланятся друг другу, тогда будочник Юрко повернулся к Адриану и сказал: «Пей, батюшка, за здоровье своих мертвецов». Это ужасно разозлило гробовщика; придя домой, он раздражённо объявляет, что позовёт к себе праздновать новоселье мертвецов, которых хоронил. Он лёг спать, однако вскоре его разбудили и позвали подготовить к похоронам умершую женщину.
Адриан вернулся домой поздней ночью и заметил у своей калитки человека в треуголке, который хотел войти в дом. Адриан подумал, что это вор, но, увидев его, гость подошёл к нему. Адриан пригласил его войти. Гробовщик заметил, что по его дому ходят люди. Он вошёл и увидел сидящих за столом пирующих мертвецов.
В человеке, встретившего его на улице, Адриан узнал бригадира, похороненного во время проливного дождя. Тот пояснил, что они откликнулись на его приглашение (те, которые были в силах встать из могил). Один из мертвецов, от которого остался только скелет, подошёл к Адриану, обрадованный встрече и обнял его.
Адриан со страхом оттолкнул скелет, тот упал и рассыпался. Все мертвецы, возмущенные его поступком, набросились на него.
На этом месте Адриан проснулся, с ужасом вспомнил всё произошедшее и с облегчением вздохнул, поняв, что это был сон.
Барышня-крестьянка
Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский, помещики, не ладят между собой. Берестов вдовец, преуспевает, любим соседями, имеет сына Алексея. Муромский «настоящий русский барин», вдовец, англоман, хозяйство ведёт неумело, воспитывает дочь Лизу.
Алексей Берестов хочет делать военную карьеру, отец не соглашается, и пока Алексей живёт в деревне «барином», производя неизгладимое впечатление на романтических уездных барышень, в том числе на Лизу, дочь Муромского. «Ей было 17 лет. Чёрные глаза оживляли её смуглое и очень приятное лицо».
Однажды горничная Лизы Настя идёт в гости к служанке Берестова, видит Алексея. Лиза представляла его себе «романтическим идеалом»: бледным, печальным, задумчивым, но, по рассказам Насти, молодой барин весел, красив, жизнерадостен. Несмотря на то что в деревне распространяется слух о несчастной любви Алексея, он «баловник», любит гоняться за девушками.
Лиза мечтает с ним встретиться. Она решает нарядиться в крестьянское платье и вести себя как простая девушка. В роще встречает Алексея, который едет на охоту. Молодой человек вызывается её проводить. Лиза представляется Акулиной, дочерью кузнеца. Назначает Алексею следующее свидание. Целый день молодые люди думают только друг о друге.
Увидев Алексея вновь, Лиза-Акулина говорит, что это свидание будет последним. Алексей «уверяет её в невинности своих желаний», говорит «языком истинной страсти». Условием следующей встречи Лиза ставит обещание не пытаться ничего о ней узнать. Алексей решает держать слово. Через 2 месяца между Алексеем и девушкой возникает взаимная страсть.
Однажды Берестов и Муромский случайно встречаются в лесу на охоте. От испуга лошадь Муромского понесла. Он падает, Берестов приходит к нему на помощь, а затем приглашает к себе в гости. После обеда Муромский, в свою очередь, приглашает Берестова приехать с сыном в своё имение.
«Таким образом вражда старинная и глубоко укоренившаяся, казалось, готова была прекратиться от пугливости куцей кобылки». Когда Берестов с Алексеем приезжают, Лиза, чтобы Алексей не узнал её, появляется набелённая, насурьмлённая, с фальшивыми локонами.
За обедом Алексей играет роль «рассеянного и задумчивого», а Лиза «жеманится, говорит сквозь зубы и только по-французски». На другое утро Лиза-Акулина встречается с Алексеем в роще. Тот признаётся, что во время визита к Муромским даже не обратил внимания на барышню. Начинает обучать девушку грамоте. Та «быстро учится».
Через неделю между ними завязывается переписка. Почтовым ящиком служит дупло старого дуба. Помирившиеся отцы подумывают о свадьбе детей (Алексею достанется богатое имение, у Муромских большие связи). Алексею же приходит в голову «романтическая мысль жениться на крестьянке и жить своими трудами». Он делает Лизе-Акулине предложение в письме и едет объясниться с Муромским. Застаёт дома Лизу, читающую его письмо, узнаёт в ней свою возлюбленную.
Источник: https://www.livelib.ru/book/1002226008-povesti-belkina-sbornik-a-s-pushkin
Научно-исследовательский проект “Жизнь литературного произведения в искусстве и времени”
Актуальность данного исследования заключается в том, что цикл повестей А. С. Пушкина «Повести Белкина» почти всегда был предметом дискуссий. Сегодня повести являются литературной классикой и их автор считается самым популярным писателем в России.
Произведения Пушкина вызвали неоднозначное впечатление и обсуждались критиками по-разному. Его современники чаще всего давали отрицательную оценку, воспринимая лаконичный язык прозы, как упадок творческих сил А. Пушкина. Только немногие современники видели в повестях новый виток развития русской литературы.
Однозначно положительно стали отзываться об этих повестях уже после окончания жизни Пушкина….
Объектом исследования является цикл повестей А. С. Пушкина «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», предметом – оценка данного произведения критиками, отражение сюжета повестей деятелями разных видов искусства в своём творчестве.
Цель работы — узнать, какова жизнь «Повестей Белкина» в искусстве и времени.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Анализ критических статей, рассмотрение оценок критиков.
2. Рассмотрение произведений искусства, созданных на основе «Повестей Белкина».
Материалом для исследовательской работы послужили статьи и отзывы писателей и критиков на произведения из цикла «Повести Белкина»: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», а также работы художников, деятелей театра и кино.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использовать полученные результаты при изучении литературы на занятиях в школе.
Жизнь «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина»
А. С. Пушкина в искусстве и времени
Восприятие цикла повестей А. С. Пушкина
критиками и писателями в разное время
В первой части нашего исследования мы обратимся к оценкам писателей и критиков 19 и 20 веков «Повестей Белкина».
- об истории создания «Повести Ивана Петровича Белкина», А.С. Пушкин пишет, что истории, положившие начало каждой из повестей были услышаны автором и записаны от разных лиц. Очевидно, автор желал подчеркнуть достоверность и точность происходящих в повестях событий.
Из повестей мы узнаем о разных оттенках помещичьей жизни, а также пытаемся понять мечту А.С. Пушкина о высокой морали, о любви, о судьбах людей, не знающих социальных преград. Но также Пушкин показывает в повестях, может ли счастье быть полным, если люди относятся к разным сословиям дворянского общества.
- А. С. Пушкина его «Повести Белкина» встретили недоуменно, прохладно и разочарованно. Появились даже мнения, что Пушкин исписался, кончился как поэт, что у него даже не хватило смелости подписать их как автор своим именем, что он скрылся за вымышленным Белкиным. В. Белинский так говорил о конце или упадке пушкинского таланта: «Он умер или, может быть, только обмер на время» [3, с.42]. В. Г. Белинский даже после смерти поэта не изменил своего мнения по поводу данного цикла и сказал, что эти повести не достойны ни таланта, ни имени Пушкина.
Однако среди современников А. С.
Пушкина были те, кто высоко оценил данное произведение. Обратим внимание на высказывание Н. В. Гоголя: «Повести Белкина» с доброй улыбкой и юмором рассказали о современной Пушкину России и ее обитателях. Русская жизнь в 1830-е годы изменилась, иными стали люди, их характеры и исторический опыт.
Действительность представлялась суровой и реальной, романтическим героям и иллюзиям места в ней уже не было. Но жизнь продолжалась, и рядовой человек имел право на место в ней, на личное счастье.
В «Повестях Белкина» Пушкин расстается с романтизмом и лирикой своего романа в стихах, с романтиками Онегиным и Ленским и начинает писать «смиренной прозой» о простых людях реальной последекабристской России, их надеждах, любви, страданиях, разочарованиях, повседневных трагедиях, комических приключениях.
Потом разговор этот был продолжен в «Медном всаднике» и «Капитанской дочке», где простые люди встречаются с историей и судьбой и проявляют свое достоинство и «простое величие»
Как мы видим, Н. В. Гоголь отмечает изменения в литературной манере А. С. Пушкина изменениями в жизни России и отмечает переход от романтизма к реализму.
Познакомимся с мнением Ф. М. Достоевского: «…Но обращусь лучше к нашей литературе: всё, что есть в ней истинно прекрасного, то всё взято из народа, начиная со смиренного, простодушного типа Белкина, созданного Пушкиным. У нас всё ведь от Пушкина…» [5 – Ф. М. Достоевский, “Собрание сочинений в 15 томах”, т. 13, «II.О любви к народу», 1994 г.]
Здесь мы наблюдаем высокую оценку образу Белкина, который является ярким представителей русского народа. Смиренный, простодушный, с житейской оценкой происходящих событий.
Обратимся к оценке Л. Н. Толстого: «…
Вы не поверите, что я с восторгом, давно уже мною не испытываемым, читал это последнее время … «Повести Белкина», в 7-й раз в моей жизни. Писателю надо не переставать изучать это сокровище. На меня это новое изучение произвело сильное действие…» [5 – Л. Н. Толстой – П.
Д. Голохвастову, 30 марта 1873 г., Ясная Поляна].
Эту оценку Л. Н. Толстой даёт, прежде всего, как читатель. Великий писатель отмечает, что, даже читая «Повести Белкина» в седьмой раз, получаешь удовольствие и испытываешь восторг. Произведение способно произвести сильное действие на читателя, заставить его размышлять над героями, ситуациями. Л. Н.
Толстой призывает снова и снова перечитывать это произведение: «…Давно ли вы перечитывали прозу Пушкина? Сделайте мне дружбу — прочтите сначала все «Повести Белкина». Их надо изучать и изучать каждому писателю.
Я на днях это сделал и не могу вам передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение».
Обратим внимание на мнение критика 20 века Всеволода Сахарова: «Автором повестей назван смиренный Белкин, но написаны они великим писателем-мыслителем. Прочитав их, Толстой был восхищен: «У великих поэтов, у Пушкина, эта гармоническая правильность распределения предметов доведена до совершенства» [2].
Сам же автор говорил: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы.
Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат». Работая над «Повестями Белкина», Пушкин так обозначил одну из своих главных задач: «Языку нашему надобно воли дать более (разумеется, сообразно с духом его)». И когда автора повестей спросили, кто же этот Белкин, Пушкин ответил: «Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно».
Обратим внимание на оценку «Повестей Белкина» самого автора. Такой стиль повестей А. С. Пушкин выбрал сознательно. Ему претили многословные, пошло-болтливые романы и повести, расплодившиеся во множестве в литературе XIX века.
Таким образом, мы видим, что «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А. С. Пушкина удивили писателей и критиков, привыкших видеть в Пушкине только поэта. Некоторые критики, среди которых В. Г.
Белинский, не оценив простой язык повестей, негативно отзывались о них. Другие же, среди которых Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В.
Сахаров, были восхищены лаконичностью изложения, актуальностью описанных событий и глубиной мыслей.
Произведения искусства, созданные
на основе «Повестей Белкина» А. С. Пушкина
В данной части нашего исследования обратим внимание на произведения, созданные на основе сюжетов повестей, деятелей разных видов искусства: сценическая деятельность, живопись, кинематография.
По сегодняшний день можно увидеть в репертуаре театров городов нашей страны спектакли по мотивам цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», например: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Постановщиками являются: Петр Фоменко, Юрий Еремин, Альберт Михайлов и другие.
Можно сходить в музей «Дом станционного смотрителя» в деревне Выра Гатчинского района Ленинградской области и познакомиться с выставкой произведений живописи художника А.Е. Златкина.
Сегодня можно взять билет на спектакль в театре имени А.С. Пушкина в г. Москве по «Повестям покойного Ивана Петровича Белкина».
По «Повестям Белкина» сняты художественные фильмы, такие как, «Второй выстрел», «Забытый долг», «Если это не любовь, то что же?», «Коллежский регистратор», Барышня-крестьянка и другие.
Н. С. Горницкая отмечает: «Об истории кинематографа вообще трудно говорить, не упоминая имени Пушкина. С 1907 по 1917 год были экранизированы (и по нескольку раз) почти все его прозаические произведения, за исключением «Гробовщика», «Истории села Горюхина», «Кирджали» и «Египетских ночей» [4].
Революция и Гражданская война мгновенно пресекла активную деятельность многочисленных частных кинокомпаний.
Однако фильмы по Пушкину продолжали снимать: «то, что три кинофирмы в 1918 году обратились к «Повестям Белкина», характеризует Пушкина как некую личность, остававшуюся эталоном нравственности, культуры, чести и художественного уровня в абсолютно разрушенной стране».
Повести привлекали внимание многих деятелей кинематографа как русских, так и представителей других стран. Например, Александр Калягин, Петр Фоменко.
В разные годы были созданы на основе сюжета «Повестей Белкина» такие фильмы, как «Выстрел» (1966, режиссёр Наум Трахтенберг), «Метель» (1964-1966, режиссёр Владимир Басов), «Дуня» (Dunja) (1980, Югославия, режиссёр Кресо Сидик), «Повести Белкина: Гробовщик» (1991, Петр Фоменко), «Барышня-крестьянка» (1995, режиссёр Алексей Сахаров), «Выстрел» (The shot) (2010, США. Режиссёр Эндрю Хэмер. Действие перенесено во времена Американской революции) и многие другие.
Актуальность произведений А. С. Пушкина Н. С.
Горницкая объясняет так: «Приобщение кинематографа к творчеству Пушкина, создание полноценных киноинтерпретаций имеет безусловное эстетическое значение, ибо, как всякая подлинная классика, произведения Пушкина заключают бесконечное количество слоев, которые становятся досягаемыми лишь постепенно, по мере движения времени и наступающих перемен в общественной жизни» [4].
Многие картины художников, вдохновлённых сюжетом повестей, можно найти на страницах изданий, публикующих творения А. С. Пушкина.
Среди таких художников можно назвать М. Добужинского, А. Ванециана, Г. Лавренко, М. Малышева.
Обратим внимание на иллюстрации М.
Добужинского по сюжетам «Станционного смотрителя», которые показывают яркие моменты повести.
Познакомимся с иллюстрациями А. Ванециана «Станционный смотритель» и «Метель», отражающими напряжённые моменты повестей.
Повестью «Барышня-крестьянка» вдохновились несколько русских художников: Г. Лавренко, М. Малышев. Г. Лавренко в графической технике изобразил встречу Лизы в образе Акулины с Алексеем. М.
Малышев, используя мягкие тона зелёного, сиреневого, розового и жёлтого цветов, запечатлел трогательный момент – чтение Лизы письма Алексея с признанием в чувствах Акулине.
Подводя итог, можно сказать, что деятели разных видов искусств очень часто обращаются к «Повестям Белкина», находя там вдохновение для создания собственных произведений.
Заключение
Рассмотрев критические заметки разных литературных деятелей, мы видим, что «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А. С. Пушкина удивили писателей и критиков, привыкших видеть в Пушкине только поэта. Некоторые критики, среди которых В. Г. Белинский, не оценив простой язык повестей, негативно отзывались о них.
Другие же, среди которых Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В.
Сахаров, были восхищены лаконичностью изложения, актуальностью описанных событий и глубиной мыслей.
Следует отметить, что жизнь литературного произведения не заканчивается последней прочитанной страницей. Она не подвержена даже временным рамкам, оставаясь наследием автора многие десятилетия.
Так жизнь замечательных «Повестей Белкина» А. С. Пушкина, её героев, ещё в середине 19 века была воссоздана на театральной сцене знаменитого Александринского театра, одним из первых в Петербурге.
Замечательные актеры современных театров снова и снова оживляют Пушкинских героев на театральной сцене, которые овладевают чувствами и мыслями зрителей, и вместе с ними оживает историческая эпоха, отражённая в произведениях.
Повести не подвержены времени, и многие-многие годы в 20-м и 21-м веках театральные постановки по сюжетам Пушкинских историй входят в репертуар столичных и других крупных театров.
Да, действительно, судьба многих поколений связана с бессмертными произведениями таких титанов в литературе, как Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Гоголь и других, читатели воспитаны на великих примерах эстетически и нравственно.
Пушкинские герои из «Повестей Белкина» увековечены в гравюрах М. Малышева, в книжных иллюстрациях П. П. Кончаловского, в великих художественных полотнах Г. Лавренко, А. Ванециана и других, которые заняли достойное место в Пушкинском музее и даже в Эрмитаже.
С рождением нового искусства – кино – литературные произведения живут и говорят с нами через голубые экраны телевидения, вместе с ними воссоздаётся их историческая эпоха. Так, например, сняты полнометражные фильмы: «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель» и другие. А это значит, что гениальные произведения А. С. Пушкина продолжают жить ещё и в кинолентах, снятых по сюжетам одноименных произведений. Все это говорит о том, что они и в будущем найдут дорогу к душам и сердцам людей через строки, картины, театральные постановки, экраны и научат понимать поступки героев, сочувствовать и сопереживать, понимать их эпоху, и это делает их великими и истинно бессмертными в искусстве и во времени.
Источник: https://pochemu4ka.ru/index/86-12759-5-5
Сюжет, герои, проблематика “Повестей Белкина” А.С.Пушкина
/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Сюжет, герои, проблематика “Повестей Белкина” А.С.Пушкина.
Скачать сочинение |
В развитии русской художественной прозы основополагающее значение Александра Сергеевича Пушкина, пожалуй, особенно велико. Здесь у него почти не было предшественников. На гораздо более низком уровне по сравнению со стихами находился и прозаический литературный язык.
Поэтому перед Пушкиным вставала особо важная и очень нелегкая задача обработки самого материала данной области словесного искусства.
Цикл “Повестей Белкина” явился первым завершенным прозаическим творением Пушкина. Для писателя-реалиста, воссоздающего, воспроизводящего жизнь, формы повести и романа в прозе были особенно подходящими.
Они привлекали Пушкина своей гораздо большей, чем стихи, доходчивостью до самых широких читательских кругов. “Повести и романы читаются всеми и везде”, — отмечал он.
Облик кроткого и смиренного И. П. Белкина, возникающий из предисловия издателя и из автобиографического предисловия якобы самого Белкина к “Истории села Горюхина”, набросан Пушкиным в добродушно-шутливых тонах.
“Пиру воображенья”, как характеризовал творческий процесс поэт-романтик в “Разговоре книгопродавца с поэтом”, демонстративно противостоит в “Повестях Белкина” “простой пересказ” разного рода происшествий, имевших место в жизни самых обыкновенных людей.
Но в этот бесхитростный пересказ Пушкин сумел внести столько глубокого гуманного чувства, меткой наблюдательности, тонкого юмора и мягкой иронии и вместе с тем столько жизненной правды, широких типических обобщений, что его “Повести Белкина” являются, по существу, началом русской высокохудожественной реалистической прозы.
В повестях Пушкин существенно расширяет, демократизирует круг явлений действительности, входящих в сферу его творческого внимания.
Наряду с картинами поместной жизни (“Метель”, “Барышня-крестьянка”) перед нами развертывается быт армейского офицерства (“Выстрел”), городских ремесленников (“Гробовщик”), мелкого чиновничества (“Станционный смотритель”) и, наконец, жизнь крепостного крестьянства (“История села Горюхина”).
Если в “Арапе Петра Великого” Пушкин снял с ходулей крупного исторического деятеля, то в “Станционном смотрителе” он приподнял своего маленького, приниженного героя, явив в этой повести, как и вообще в “Повестях Белкина”, поистине “натуральную” действительность, жизнь, которая “живет”, как восторженно твердил устами одного из своих героев Достоевский.
Этим объясняется огромное значение, которое имел “Станционный смотритель” в дальнейшем развитии литературы. Образ смотрителя был прямым предшественником Башмачки-на из “Шинели” Гоголя и всех тех “бедных людей”, которые вскоре начинают заполнять страницы повестей и романов писателей “натуральной школы” — колыбели русского реализма второй половины XIX века.
Как и “Маленькие трагедии”, “Повести Белкина” отличаются предельной экономив^' художественных средств. С первых же строк Пушкин знакомит читателя со своими героями, вводит его в круг событий. Так же скупа и не менее выразительна обрисовка характеров персонажей. Автор почти не дает внешнего портрета героев, почти не останавливается и на их душевных переживаниях.
В то же время облик каждого из персонажей проступает с замечательной рельефностью и отчетливостью из его поступков и речей. “Писателю надо не переставая изучать это сокровище”, — советовал Лев Толстой о “Повестях Белкина” знакомому литератору.
К циклу “Повестей” непосредственно примыкает незавершенная и самим Пушкиным не публиковавшаяся “История села Горюхина”.
Тягость крепостной неволи и свое сочувственное отношение к горестям и бедам закрепощенного крестьянства Пушкин подчеркнул уже названием села: Торюхино” (в течение долгого времени оно печаталось искаженно: Торохино”).
Стоит только вспомнить приводимую Пушкиным запись помещичьего календаря: “4 мая. Снег. Тришка за грубость бит. 6 мая — корова бурая пала. Сенька за пьянство бит. 8 мая — погода ясная. 9 мая — дождь и снег. Тришка-бит по погоде”. Подобные цитаты придают нарочито наивной, бесхитростной и вместе с тем исполненной сарказма “Истории” характер явной политической сатиры. Недаром манеру “смиренного” горюхинского летописца подхватил и блестяще развил в своей “Истории одного города” наиболее сильный русский политический сатирик Салтыков-Щедрин. В творчестве самого Пушкина “История села Горюхина” является началом того пути, который привел его к созданию “Дубровского”, а затем и “Капитанской дочки”.
12961 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Сюжет, герои, проблематика “Повестей Белкина” А.С.Пушкина
Смотрите также по разным произведениям Пушкина:
Заказать сочинение |
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00096301184864095112/
31. Проблема автора и рассказчика в «Повестях Белкина» а.С. Пушкина
В
Болдино Пушкин присоединил к маленьким
трагедиям другой новаторский цикл, но
уже в прозе – «Повести покойного Ивана
Петровича Белкина» (1830).
Это очень важное
движение поэта-лирика и автора романа
в стихах к драме и «смиренной прозе»,
позволившим Пушкину творить более
свободно и объективно, расширить круг
тем, углубить разработку характеров,
дать место новым героям и самой реальной
«прозе жизни», увереннее использовать
пародию и сатиру, обновить сам язык
прозаического повествования и драмы.
Заодно поэт расставался с романтизмом,
хотя многие его достижения ценил и
сохранил навсегда.
Большим
новшеством было введение в “Повестях
Белкина ” образа простого, незадачливого
рассказчика , который, хотя и не чужд
тщеславного желания прослыть литератором,
ограничивается, однако, записью на
бумаге неких “житейских сюжетов”.
Он их сочинил не сам, а слышал от других
лиц.
Получилось довольно сложное
переплетение стилистических манер.
Каждый из рассказчиков сильно отличается
от других, по-своему сливается с героями
рассказываемых сюжетов. Над всеми ними
встает образ простодушного Ивана
Петровича Белкина.
В
“Повестях Белкина ” композиционная
функция Белкина проявляется в его
“самоустранении” из повестей (
образ автора включен только в предисловие).
Роль
Ивана Петровича Белкина , автора пяти
пушкинских повестей, давно уже является
предметом полемики между пушкинистами.
Как уже говорилось, в свое время А.
Григорьев поставил Белкина в центр
пушкинского прозаического цикла, ему
вторил Достоевский, считавший, что “в
повестях Белкина важнее всего сам Белкин
“. Противники этой точки зрения,
напротив, считали Белкина лицом чисто
композиционным, не находят в повестях
“ничего белкинского”, а само
объединение повестей под его именем
называют случайным.
Известна
причина, по которой Пушкин решил издать
повести под чужим именем, она названа
им самим в письме к Плетневу от 9 декабря
1830 года, когда еще предполагалось издать
повести анонимно. Он не хотел издавать
повести под своим именем, так как этим
мог вызвать недовольство Булгарина.
Литературную ситуацию 1830 года
прокомментировал в свое время В. Гиппиус:
“Булгарин, с его злобным и мелким
самолюбием, конечно, воспринял бы дебюты
Пушкина в прозе как личное покушение
на его – булгаринские – лавры “первого
русского прозаика”.В напряженной
атмосфере, создавшейся в 1830 году вокруг
“Литературной газеты” и Пушкина
лично, это могло быть и опасно. Мистификация
была, впрочем, непродолжительна: через
три года (в 1834 г.) “Повести Белкина ”
вошли уже в состав “Повестей”,
изданных Александром Пушкиным “.
Источник: https://StudFiles.net/preview/2458400/page:31/
Методическая разработка по литературе (7 класс) по теме: А.С. Пушкин “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”. Образ “маленького” человека в повести “Станционный смотритель”
А.С. Пушкин “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”. Образ “маленького” человека в повести “Станционный смотритель”
Цель:
- определить место повести в творчестве А.С.
Пушкина;
- проанализировать образы героев;
- воспитание гуманного отношения к людям;
- развитие умения рассуждать на поставленную тему.
Формы и методы работы: беседа, работа с текстом, работа с таблицей, выборочное чтение, самостоятельный подбор дополнительного материала.
Оборудование: выставка книг А.С.Пушкина, написанных в период Болдинской осени, мультимедийная презентация, выполненная автором урока, плакаты с цитатами из произведения
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
Осень 1830 года А.С.Пушкин провел в имении Болдино. В те времена при вступлении детей в брак родители выделяли им какую-то часть своих поместий. Сергей Львович Пушкин выделил сыну часть имения Болдино, куда поэт приехал ненадолго для решения хозяйственных вопросов.
Ему было немного досадно, что самое любимое им для работы время года он потратит на хлопоты о приданом.
Однако постепенно настроение Пушкина меняется: пришло “прелестное”, по его выражению, письмо от невесты и всё больше вступает в свои права осень, которую поэт обожал.
Только человек, влюблённый в это время года, мог написать: “Осень чудная: и дождь, и снег, и по колено грязь”.
Оформление бумаг быстро продвигалось, но покинуть Болдино Пушкину не удалось: в Россию пришла холера. Пушкина от невесты отделяло 14 карантинов (карантин – это санитарный пункт для осмотра тех, кто прибывает из мест, где распространена эпидемия). Он пытался прорваться через них, но неудачно. И тогда он начал писать.
“Нигде так хорошо не пишется, как осенью в деревне”, – говорил он.
И мысли в голове волнуются в отваге,И рифмы легкие навстречу им бегут,И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободные текут
.
3. Проверка домашнего задания (1 группа):
- рассказать о творчестве А.С.Пушкина в Болдинскую осень.
Материал для учителя.
Пушкин писал Н.Н.Гончаровой: “Я провожу время в том, что мараю бумагу и злюсь”. “Марать бумагу”, т.е. сочинять, творить, он начал уже на четвёртый день по приезде:
7 сентября написаны “Бесы”, 8-го – “Элегия”, 9-го – “Гробовщик”, 10-13-го – “Сказка о попе и работнике его Балде”.
Философская лирика, проза, сказка, и всё это – итоги только первых десяти дней! Пушкин работа стремительно и вдохновенно.
В Болдине создаются новые вещи и реализуются замыслы прежних лет. Позднее, уже возвратившись в Москву, Пушкин подведёт итоги всему созданному им за три месяца этой удивительной осени: “Я в Болдине писал, как давно уже не писал.
Вот что я привёз сюда: 2 последние главы “Онегина”, 8-ю и9-ю, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400)… Несколько драматических сцен или маленьких трагедий [“Скупой рыцарь”, “Моцарт и Сальери”, “Каменный гость, “Пир во время чумы”]… Сверх того написал около 30 мелких стихотворений.
Хорошо? Ещё не всё… Написал прозою 5 повестей [“Выстрел”, “Метель”, “Гробовщик”, “Барышня-крестьянка”,
“Станционный смотритель” ]…” (письмо Плетнёву, 9 декабря 1830 года).
4. Сообщение темы урока.
Предметом нашего разговора сегодня и будут “Повести покойного Ивана Петровича
Белкина”. Более подробно остановимся на повести “Станционный смотритель” и образе “маленького” человека в ней.
5. Анализ сборника “Повести Белкина”.
Пушкин неслучайно в Болдинскую осень обращается к жанру повести. Он начинает прокладывать свою дорогу в прозе, о которой много думает и формулирует, какой она должна быть.
На вопрос своего знакомого: “Кто такой Белкин?” – Пушкин ответил: “Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак : просто, коротко и ясно”.
Проверка домашнего задания (2группа):
- Что говорили читатели и критики о “Повестях Белкина”?
- Почему такие разные мнения?.
Материал для учителя.
- “Ни в одной из Повестей Белкина нет идеи.
Читаешь – мило, гладко, плавно: прочитаешь – всё забыто, в памяти нет ничего, кроме приключений. Повести Белкина читаются легко, ибо они не заставляют думать” (“Северная пчела”, 1834, №192, 27 августа).
- “Правда, эти повести занимательны, их нельзя читать без удовольствия: это происходит от прелестного слога, от искусства рассказывать, но они не художественные создания , а просто сказки и побасенки” (В.Г.Белинский).
- “Давно ли вы перечитывали прозу Пушкина? Сделайте мне дружбу – прочтите сначала все “Повести Белкина”. Их надо изучать и изучать каждому писателю. Я на днях это сделал и не могу вам передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение” (из письма Л.Н.Толстого П.Д.Голохвастову).
Так думал не только Толстой. Те, кто любили литературу и Пушкина, начинали понимать, что … “того не может быть!” Не может быть, чтобы гениальный Пушкин взял и написал просто пять каких-то маленьких “повестушек”. Есть здесь какая-то тайна, и её нужно раскрыть.
Пушкин размышляет о читателе, отношения с которым становились непростыми. Пушкин так перерос читателя, что между ними начинает исчезать взаимопонимание: поэта клонило к суровой прозе, а читатели ждали от него возвышенной романтической поэзии. Пушкин хотел, чтобы читатели в повестях увидели правду и противоречия российской жизни.
Проза Пушкина так отличалась от существующей в то время литературы, что он не рассчитывал на успех. Так и появился Иван Петрович Белкин – обобщенный образ писателя, которого Пушкин наделил своими мыслями.
Беседа по вопросам.
“?” – Что вы знаете о И.П.Белкине и откуда вы это узнали?
( анализ главы “От издателя”)
“?” – Что общего между Пушкиным и Белкиным?
(Если возникнет трудность, предложить таблицу; объяснить и заполнить тезисную левую часть; правая часть – самостоятельная работа в тетради с последующей проверкой).
Сходство Пушкина и Белкина.
1) Почти ровесники. |
|
2) Умение вести хозяйство. |
Можно предположить, что Пушкин вёл бы хозяйство не лучше своего героя. |
3) Одиноки. |
|
Итак, Пушкин опубликовал свое творение под чужим именем. И не просто опубликовал: для подстраховки он придумал Белкина. Появился издатель А.П., провинциальный писатель Белкин и, наконец, его рассказчики. Пушкин показал, как внимательно сумел Белкин выслушать рассказанные ему истории и изложить их так, что перед нами предстала почти вся Россия.
“?” – Какие слои русского общества показаны в “Повестях Белкина”?
(Проверка домашнего задания – 4 группа).
Широкий показ России тоже был не случаен. В то тревожное время Пушкин размышляет и пишет о России и поручает рассказать о ней писателю из глубинки – И.П.Белкину.
6. Анализ повести “Станционный смотритель”.
На далекой станции, на почтовом тракте в российской глубинке жил станционный смотритель Самсон Вырин.
Вся повесть проникнута сочувствием к этому человеку. Неслучайно начинается она с общего рассуждения о смотрителях вообще.
“?” – Кто такие смотрители? Что это за люди? Каково их положение?
Говоря о Вырине, мы невольно ассоциируем его с миллионами таких же бесправных людей, для названия которых в литературе существует понятие “маленький человек”, то есть человек, место которого в обществе определено его происхождением и материальным достатком.
Давайте попробуем восстановить историю жизни Самсона Вырина.
“?” – Сколько ему лет? (около 50).
“?” – Когда он родился, в какой семье?
(если события происходят в мае 1816 года, то родился в 1766 году, скорее всего, в крестьянской семье).
Конец XVIII века, когда С. Вырину было 20-25 лет, – это время суворовских войн и походов.
“?” – Что вы знаете об отношении Суворова к своим подчиненным?
(проверка домашнего задания: 3 группа).
(Развивал у подчиненных инициативу, поощрял солдат и унтер-офицеров, продвигая их по службе, воспитывая в них товарищество, требовал грамотности и сообразительности.
Человек из крестьян под командой Суворова мог дослужиться до унтер-офицера, получить это звание за верную службу и личную храбрость. Самсон Вырин мог быть именно таким человеком и служил, скорее всего,в Измайловском полку.)
– Найти доказательство этому в тексте.
(Прибыв в Петербург, на поиски дочери, он останавливается в Измайловском полку, в доме отставного унтер-офицера, своего старого сослуживца).
У Самсона Вырина все не совсем так, как у других станционных смотрителей. Можно предположить, что около 1880 года он вышел в отставку и получил должность станционного смотрителя и чин коллежского регистратора. Эта должность давала небольшое, но постоянное жалование. Он женился, вскоре родилась дочь. Но жена умерла, и дочь была отцу радостью и утешением.
“?” – На что обращает автор внимание в доме Выриных?
(цветы, кровать с цветной занавеской, картинки).
“?” – Как в этих картинках отражается судьба Дуни и её отца?
“?” – Почему Самсон Вырин после добровольного побега Дуни ждал несчастья и был уверен в том, что жизнь Дуни сложится трагически?
“?” – Как изменился Вырин через 4 года? Что состарило его? За что он корил себя до самой смерти? (стр. 40).
(Состарило одиночество. Сам отдал дочь в руки Минского: стр. 42.)
Пока дочь была рядом, в душе станционного смотрителя не было страха перед жизнью. Именно страх заставляет человека сжиматься, чувствовать себя “маленьким”.
“?” – Зачитайте монолог Вырина.
Вывод: – Что означает понятие “маленький” человек?
Что может сделать человека “маленьким”?
( Это не только низкий чин, отсутствие высокого социального статуса, но и потерянность в жизни, страх перед нею, утрата интереса и цели).
– Станционный смотритель, “маленький” человек, нарисованный Пушкиным с огромной достоверностью и глубоким сочувствием, открыл длинный ряд “униженных и оскорблённых” героев в русской литературе.
Пушкин первый обратил внимание читателей на то, что, несмотря на свое невысокое происхождение, человек все равно остается человеком и ему присущи все те же чувства и страсти, что и людям высшего общества.
Повесть “Станционный смотритель” учит уважать и любить человека, учит умению сочувствовать, заставляет думать о том, что мир, в котором живут станционные смотрители, устроен не лучшим образом.
Домашнее задание:
1) Ответить на вопросы:
– Чем отличается Дуня от крестьянских девушек?
– Почему в повести её портрет дан не целиком, а пунктирно?
2) Перечитать эпизод “Вырин у Минского”.
3) Проанализировать финал повести. Как заканчивается повесть?
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/12/24/as-pushkin-povesti-pokoynogo-ivana-petrovicha-belkina-obraz