Сочинение на тему Казаки хутора Татарский в романе Тихий Дон, Шолохов читать бесплатно
Казаки хутора Татарский
«Тихий Дон» Михаила Шолохова — это роман-эпопея, повествующий о жизни донского казачества в период с мая 1912 года по март 1922-го.
Это время во многом стало переломным для нашей страны, поскольку на него пришлись такие события, как Первая мировая война, Октябрьская революция и Гражданская война.
Всего в произведении присутствует более шестисот действующих лиц, но центральными персонажами являются казаки хутора Татарский.
Шолохов был первым в России писателем, который хорошо знал и понимал нравы донского казачества.
Несмотря на свой юный возраст (в момент, когда автор начал создавать свое произведение, ему было всего двадцать лет) писателю удалось провести по-настоящему масштабное исследование, которое включало не только чтение литературы, но и опрос очевидцев, описываемых в книге событий.
Все это позволило ему воссоздать объективную картину жизни донских казаков с описанием их обычаев, привычек, норм поведения и, конечно же, сложнейших человеческих взаимоотношений.
В центре сюжета находятся такие казачьи семьи, как семья Мелеховых, Коршуновых и Астаховых, а также семья богатого купца Мохова, и такие персонажи, как Михаил Кошевой, Валет, Котляров, Христоня и многие другие. Какой перед нами предстает жизнь этих людей?
Быт казаков довольно суров и далек от идилличности даже в мирное время. Повествование начинается с жестокой расправы жителей хутора над матерью отца главного героя Пантелея Мелехова — турчанкой. Причиной тому становятся слухи, что женщина «ведьмачит».
Молва и мнение окружающих до сих пор продолжают играть большую роль в жизни татарцев. Когда Григорий Мелехов начинает встречаться с замужней Аксиньей Астаховой, об этом знает и сплетничает весь хутор, так же как в дальнейшем и об отношениях Митьки Коршунова с Лизой Моховой, и о непристойном поведении жены Петра Мелехова Дарьи.
Любые проблемы на хуторе решаются силой, причем прибегают к ней как мужчины, так и женщины. Узнав о том, что Аксинью изнасиловал отец, ранее «всегда смирная, престарелая мать» девушки и ее старший брат до смерти избивают пьяного мужчину.
Регулярно «обдуманно и страшно» избивает свою жену и Степан Астахов так, чтобы другие люди не видели этих побоев. Но вот, узнав об измене Аксиньи, мужчина не справляется со своими эмоциями и начинает бить жену прилюдно.
Став свидетелями этого инцидента, Григорий и Петр Мелеховы потом, в свою очередь, также избивают Степана.
Когда начинается Первая мировая, а затем и Гражданская война, это приводит к еще более серьезному разладу между татарцами. Те, кто был раньше друзьями, становятся врагами, как Григорий Мелехов и Михаил Кошевой.
Казаки теперь хладнокровно убивают друг друга.
Так, Мишка Кошевой, присоединившись к большевикам, убивает Петра Мелехова, а Дарья, в свою очередь, мстит за смерть мужа и хладнокровно убивает своего кума Ивана Алексеевича Котлярова из ружья.
Но не только о жестоких нравах и тяжелых судьбах говорит в своем произведении Шолохов. Здесь можно увидеть и интересные особенности быта этих людей. Автор описывает то, как они трудятся на покосе, рыбачат и ходят на охоту. Мы видим, как Петр Мелехов и Степан Астахов ездят в майские казачьи лагеря, а Григорий Мелехов и Митька Коршунов принимают присягу и становятся настоящими казаками.
На этом фоне развиваются сложные и трагические взаимоотношения героев. Не лишена романтизма страстная любовь Григория и Аксиньи, но эта связь делает несчастной законную жену героя Наталью Коршунову и приводит к гибели девушки. Сложен союз Петра Мелехова и Дарьи, драматично развиваются отношения Мишки Кошевого и Дуняшки.
Автор также показывает нам сильные характеры татарцев, которые отважно сражаются во время Первой мировой войны за свою страну, а затем защищают свою свободу и свои интересы от посягательств красноармейцев.
Среди них храбрый и отважный Григорий Мелехов, образ которого символизирует всю мощь казацкого народа.
Этот человек в любых ситуациях старается вести себя достойно: не одобряет жестокости и насилия на войне, останавливает бесчинства казаков, занимающихся мародерством, и прекращает издевательства этих людей над красноармейцами и их родственниками.
Тяжелый период жизни нашей страны описывает Шолохов в своем произведении. Конечно, эти события изменили и изуродовали судьбы многих татарцев, лишив казаков близких им людей и вместе с тем надежды на счастье.
Обсуждая со своим братом Гражданскую войну, Петр Мелехов справедливо замечает: «Ты гляди, как народ разделили, гады! Будто с плугом проехались: один — в одну сторону, другой — в другую, как под лемешом.
Чертова жизня, и время страшное!»
см. также:
Другие сочинения по произведению Тихий Дон, Шолохов
Характеристики главных героев произведения Тихий Дон, Шолохов
Краткое содержание Тихий Дон, Шолохов
Краткая биография Михаила Шолохова
Источник: https://www.sdamna5.ru/kazaki_hutora_tatarsky_tihij_don
Казаки-мусульмане с хутора Татарский
станицу, а позднее хутор Татарский основали татары, служившие в казачьем Донском войске
Тот, кто читал роман Шолохова «Тихий дон» знает, что основное действие его разворачивается на хуторе Татарском. Оттуда родом был и главный герой романа Григорий Мелехов. Шолохов не стал уточнять, откуда взялось такое название у населенного пункта, ставшего сюжетным стержнем его произведения.
Но можно внести ясность и в этот вопрос. Ответ очень прост – станицу, а позднее хутор Татарский основали татары, служившие в казачьем Донском войске.
По одной из версий татары на Дон пришли с территорий, где ныне расположена Пензенская область, из знаменитых «шести деревень» – «алты авылы».
Это были служилые татары во главе с Арсланом Полкаевым, которые отличились в Азовских походах времен Петра I. Часть из них осталась на землях донских казаков.
Современный ростовский ученый Р.Ф. Патеев считает, что «на сегодняшний день выходцы из «алты авылы» и их предки по-прежнему составляют костяк татарской диаспоры Дона».
Однако стоит отметить, что сильное тюркское влияние на быт, язык и обычаи казаков не может отрицать ни один исследователь.
И в связи с этим другой историк О.Ю. Куц выдвигает свою версию о том, что донские татары были такими же выходцами с окрестных территорий, как и другие жители казачьих городков. Так, например, астраханские татары “выезжали из Астрахани на Дон для добычи”.
Турецкий путешественник Эвлия Челеби, бывавший в середине 1660-х годов по Дону, отметил, что в казачьих городках живет вместе с казаками немало татар (речь идет о городках, располагавшихся между излучиной Дона (Переволокой) и низовьями Дона). Путешественник называет их представителями народа “хешдек”.
Так в Османской империи назвали астраханских татар. В связи с этим О. Куц делает вывод, что донские татары – выходцы с астраханских краев.
Одной из станиц Войска Донского была Татарская, располагавшаяся в двух верстах от войсковой столицы – города Новочеркасск. По мнению донского историка В.Д. Сухорукова, она возникает в 70-е гг. XVII века.
В 1811 году к татарам присоединились ногайцы, вошедшие в Войско Донское при условии сохранения их веры. Их поселили на реке Крепкой, где был образован хутор Крепинский.
Казачьи предания повествуют о казаках-татарах как о знатных кулачных бойцах, в схватках с которыми не раз сходились казачьи ватаги из других станиц.
Об одной из таких схваток – побоище 1804 года среди казаков, ходили ужасные рассказы. Тогда в схватке на льду Рамазанова озера, отделявшего станицу Татарскую от других, сошлись, по преданию, несколько тысяч кулачных бойцов. Кулачный бой перерос в драку с десятками убитых и сотнями раненых.
В 1849 году в Войске Донском насчитывалось 623 татарина, в том числе 277 женщин и 346 мужчин.
На 1859 год в Войске насчитывалось 120 татарских дворов: 65 — в станице Татарской, 55 — на хуторе Крепинском.
Если рассмотреть отдельно население самой станицы и хутора, то в Татарской проживало 337 человек: 184 мужчины и 153 женщины; а в Крепинском – 300 человек: 160 мужчин и 140 женщин.
Эти демографические данные показывают, что к середине 19 века среди казаков-татар мужчин было больше чем женщин. Это послужило причиной для их переселения в Османскую империю: казаки заявили, что из-за недостатка невест им грозит вырождение и в 1860 году 115 казачьих семейств переселились в Турцию.
Но уехали не все.
15 семей не пожелали покидать родную землю, и в связи с этим войсковой атаман распорядился сохранить мечеть и другие общественные здания и передать их в пользу остающихся татар.
Из них был образован хутор Татарский в составе Средне-Черкасской станицы, в котором по данным переписи 1873 года проживало 108 человек (59 мужчин и 49 женщин), имелся 21 двор.
Причем 105 жителей было мусульманами.
Данные 1897 года показывают, что жизнь на хуторе за прошедшие 23 года мало изменилась. Количество дворов увеличилось на 3 (было 21, стало 24). При этом, если количество мужчин уменьшилось на 1 (в 1873 г. было 59, а в 1897 — 58), то число женщин возросло на 5 человек (в 1873 – 49, а в 1897 – 54).
Казаки-татары из Татарского занимались земледелием, скотоводством и извозом. При этом скотоводство преобладало. «Татары больше имеют старание о разведении рогатого скота, которого содержат до 2,5 тысяч…». В том числе — лошадей до 500, а овец до 1000 голов».
После Октябрьской революции казакам-татарам пришлось испытать на себе все, что описывал М. Шолохов в своих знаменитых произведениях: Гражданскую войну, коллективизацию, расказачивание.
Великая Отечественная война еще больше опустошила хутор. На нее ушло около 20 хуторян, вернулись единицы. Например, бывший мулла и преподаватель местного медресе, Салим Бекиров был тяжело ранен и умер вскоре после возвращения.
После войны хутор постепенно пришел в упадок. Дело в том, что рядом с ним располагается городская свалка Новочеркасска, которая по свидетельству очевидцев уже вплотную подступила к нему.
Остаётся только гадать – пощадит ли время хутор Татарский, увековеченный в романе Шолохова, удостоенного Нобелевской премии, или же память о нем останется лишь на книжных страницах.
Ильдар Мухамеджанов
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.
Источник: https://islam-today.ru/istoria/kazaki-musulmane-s-hutora-tatarskij/
М. Шолохов. «Тихий Дон» – роман-эпопея
/ Сочинения / Шолохов М.А. / Тихий Дон / М. Шолохов. «Тихий Дон» – роман-эпопея
Скачать сочинение |
События в “Тихом Доне” начинаются в 1912 году, перед Первой мировой войной, и заканчиваются в 1922 году, когда отгремела на Дону гражданская война. Прекрасно зная жизнь и быт казаков Донского края, будучи сам участником суровой борьбы на Дону в начале 20-х годов, Шолохов основное внимание уделил изображению казачества.
В произведении тесно соединяются документ и художественный вымысел. В “Тихом Доне” много подлинных названий хуторов и станиц Донского края. Центром событий, с которым связано основное действие романа, является станица Вешенская.
Шолохов изображает реальных участников событий: это Иван Лагутин, председатель казачьего отдела ВЦИК, первый председатель Донского ВЦИК Федор Подтелков, член ревкома казак Михаил Кривошлыков. В то же время вымышлены основные герои повествования: семьи Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, Кошевых, Листницких. Вымышлен и хутор Татарский.
“Тихий Дон” начинается изображением мирной довоенной жизни казачества. Дни хутора Татарского проходят в напряженном труде. На первый план повествования выдвигается семья Мелеховых, типичная середняцкая семья с патриархальными устоями. I мировая война прервала трудовую жизнь казачества. Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны, калечащей людей и физически, и нравственно.
Казаки устали от войны. Они мечтают о ее окончании, но они еще не знают, какую трагедию братоубийственной войны им придется пережить в скором будущем.
Верхне-Донское восстание предстает в изображении Шолохова как одно из центральных событий гражданской войны на Дону. Причин мятежа было много.
Красный террор, неоправданная жестокость представителей советской власти на Дону в романе показаны с большой художественной силой.
Многочисленные расстрелы казаков, чинимые в станицах, — убийство Мирона Коршунова и деда Тришки, который олицетворял собой христианское начало, проповедуя, что всякая власть дается Богом, действия комиссара Малкина, отдававшего приказы расстреливать бородатых казаков.
Шолохов показал в романе и то, что Верхне-Донское восстание отразило народный протест против разрушения устоев крестьянской жизни и вековых традиций казаков, традиций, ставших основой крестьянской нравственности и морали, складывавшейся веками.
В образах-типах, созданных Шолоховым, обобщены глубокие и выразительные черты русского народа.
Среди персонажей романа притягательным, противоречивым, отражающим всю сложность исканий и заблуждений казачества является Григорий Мелехов. Он находится в самом тесном единстве и связан как со своей семьей, так и с казаками хутора Татарского и всего Дона, среди которых он вырос и вместе с которыми жил и боролся, постоянно находясь в поисках правды и смысла жизни.
Мелехов не отделен от своего времени. Он не просто общается с людьми и участвует в событиях, но всегда размышляет, оценивает, судит себя и других. Мир Григория — народный мир, он никогда не отрывал себя от своего народа, от природы. В огне боев, в пыли походов он мечтает о труде на родной земле, о семье. Завершает Григорий свое хождение по мукам возвращением в родной хутор Татарский.
Бросив оружие в Дон, он спешит вновь к тому, что так любил и от чего так долго был оторван. Финал романа имеет философское звучание. Шолохов оставил своего героя на пороге новых жизненных испытаний. Какие ждут его пути-дороги? Как сложится его жизнь? Писатель не дает ответа на эти вопросы, а заставляет читателя задуматься над сложнейшей судьбой этого героя.
Важное место в произведении занимают женские образы. Здесь и мать Григория Ильинична, и Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко и другие. Писатель показывает их трудолюбие, огромную роль в жизни семьи.
В действие романа “Тихий Дон” вообще вовлечен очень широкий круг людей, представителей самых разных социальных прослоек.
Оно начинается с изображения жизни в казачьем хуторе Татарском, захватывает помещичью усадьбу Листницких, переносится на места развернувшейся мировой войны — в Польшу, Румынию, Восточную Пруссию, в Петроград, Новочеркасск, Новороссийск, в станицы Дона.
Шолохов — непревзойденный мастер художественного слова, он умело использует тот язык, которым говорит казачество.
Перед читателем зримо встают и главные герои, и эпизодические персонажи. Пейзажные зарисовки свидетельствуют о страстной влюбленности художника в природу Донского края. Пейзаж у Шолохова очеловечен, он выполняет самые различные идейно-художественные функции; помогает раскрыть чувства, настроения героев, передать их отношение к происходящим событиям.
Работая над эпопеей “Тихий Дон”, Шолохов исходил из философской концепции о том, что народ является основной движущей силой истории. Эта концепция получила в романе глубокое художественное воплощение: в изображении народной жизни, быта и труда казачества, в изображении участия народа в исторических событиях. Шолохов показал, что путь народа в революции и гражданской войне был сложным, напряженным, трагичным. При вручении ему Нобелевской премии за роман “Тихий Дон” Шолохов говорил о величии исторического пути русского народа
15815 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
/ Сочинения / Шолохов М.А. / Тихий Дон / М. Шолохов. «Тихий Дон» – роман-эпопея
Смотрите также по произведению “Тихий Дон”:
- Краткое содержание
Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00033801184864114533
«Тихий Дон». Быт и нравы казачества в прозе М.А. Шолохова (По роману-эпопее «Тихий Дон»)
В романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон» изображена история казачества в бурное время с 1912 по 1922 год. Автор отразил и своеобразный уклад жизни казаков, их традиции, культуру и нравы.
Роман насыщен событиями общественно-политической жизни, которые оказали большое влияние на судьбу донского казачества.
Главные герои романа — люди с яркими индивидуальными характерами, сильными страстями, непростыми судьбами. Григорий Мелехов, чей нравственный облик и тернистый жизненный путь показаны наиболее развернуто, неслучайно занимает центральное место в романе. В его жизненных исканиях отразилась судьба всего донского казачества в это нелегкое время.
С самого детства Григорий постигает ценность свободного крестьянского труда, забот по укреплению хозяйства, семьи. Писатель показывает нам, что традиции казачества включают в себя общечеловеческие нравственные ценности.
Художественный мир романа наполнен красками, насыщен красотой родной природы. Автор создает прекрасные пейзажи донской земли, которые помогают ему глубже раскрыть характеры героев, а читателям — проникнуться силой и красотой земли, с которой связана жизнь казачества.
В начале романа мы знакомимся с бытом и нравами казачьей станицы накануне Первой мировой войны. Казалось бы, ничто не предвещает будущих потрясений. Жизнь хутора Татарский течет мирно и спокойно. Этот покой нарушается разве что слухом о связи замужней солдатки Аксиньи Астаховой с Гришкой Мелеховым.
Уже здесь выявляется самобытность героев, чьи чувства противоречат общепринятой морали. Именно в Григории и Аксинье наиболее полно отражаются характерные черты казачества. История женитьбы Григория говорит о том, что в казачьей среде сын должен беспрекословно подчиняться воле отца.
На примере его судьбы мы видим, насколько это могло определить ход всей дальнейшей жизни. Григорий вынужден расплачиваться за свое подчинение воле отца всю жизнь. Такое решение делает также несчастными двух незаурядных, гордых женщин, любящих Григория. Драматизм личной жизни героя усугубляется теми потрясениями, которые пришли на донскую землю в 1918 году.
Автор романа показывает, как рушится привычный жизненный уклад казачества, как вчерашние друзья становятся врагами, как разрываются родственные связи.
Мы видим, что расходятся жизненные пути бывших друзей — Мелехова и Михаила Кошевого, который проникается политическими взглядами большевиков. В отличие от Григория он не испытывает сомнений и колебаний.
Идеи справедливости, равенства и братства настолько овладевают Кошевым, что он уже не считается с дружбой, любовью, семьей. Несмотря на то что Мелехов — его старый друг и брат его жены, он настаивает на его аресте. А сватаясь к сестре Григория Дуняшке, он совершенно не обращает внимания на гнев Ильиничны.
А ведь он расстрелял ее сына Петра. Для этого человека не остается ничего святого. Он даже не позволяет себе расслабиться и насладиться красотой родной земли. «Там люди свою и чужую судьбу решают, а я кобылок пасу. Как же так? Уходить надо, а то засосет», — думает Мишка, когда работает отарщиком.
Такое фанатичное служение идее, непоколебимая уверенность в своей правоте свойственны и другим героям-коммунистам, изображенным Шолоховым в романе.
Совсем по-иному рисует писатель Григория Мелехова. Это незаурядная личность, думающий, ищущий человек. Во время Первой мировой войны он храбро сражался на фронте, даже получил Георгиевский крест. Он честно исполнил свой долг. Последовавшие затем Октябрьская революция и Гражданская война привели шолоховского героя в смятение.
Теперь он уже не знает, кто прав, на чьей стороне сражаться. Он пытается сделать свой выбор. И что же? Сначала он сражается за красных, но убийство ими безоружных пленных отталкивает его. Когда большевики приходят на его родину, он яростно борется с ними. Но поиски истины так ни к чему и не приводят, превращая его жизнь в драму.
Мы видим человека, потерявшегося в круговороте событий. Вся сущность Григория сопротивляется насилию над человеком, это отталкивает его и от красных, и от белых. «Все они одинаковы! — говорит он склоняющимся на сторону большевиков друзьям детства.
— Все они ярмо на шее казачества!» И когда Григорий узнает о бунте казаков в верховьях Дона против Красной Армии, он выступает на стороне бунтовщиков. Теперь он думает: «Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы.
О чем было думать? Зачем металась душа, — в поисках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудропростой». Григорий приходит к пониманию, что «у каждого своя правда, своя борозда.
За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь всегда боролись люди и будут бороться. Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее».
Но такая правда жизни все-таки ему не по нутру.
Он не может равнодушно смотреть на нескошенный хлеб, пустые гумна, думая о том, как надрываются от непосильной работы бабы в то время, когда мужчины ведут бессмысленную войну.
Почему нельзя спокойно жить на своей земле и работать для себя, для семьи, для страны в конце концов? Этим вопросом задается Григорий Мелехов, и в его лице — все казачество, мечтающее о вольном труде на родной земле.
Григорий ожесточается, впадает в отчаяние. Он насильственно отторгнут от всего, что ему дорого: от дома, семьи, любящих людей. Он вынужден убивать людей за идеи, которые не может понять. Герой приходит к осознанию того, что «неправильный у жизни ход», но он не может ничего изменить, хотя он всем своим сердцем хочет, чтобы в казачьем мире был лад.
Незыблемость в казачьей среде идеалов дома, семьи М. Шолохов раскрывает также в женских образах. В матери Григория Ильиничне и в его жене Наталье воплощены лучшие черты женщины-казачки: почитание святости домашнего очага, верность и преданность в любви, терпение, гордость, трудолюбие.
Соперница Натальи Аксинья — красавица с независимым, смелым характером, бурным темпераментом — дополняет ряд образов казачек, делая их более разносторонними. Мать Григория была для него поистине близким человеком. Она понимала его, как никто другой.
Она же и призывала его к человеколюбию: «Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил… Господи! Да ты, Гришенька, опамятуйся! У тебя же ить вон, гля, какие дети растут, а у этих, загубленных тобой, тоже небось детки поостались…
В измальстве какой ты был ласковый да желанный, а зараз так и живешь со сдвинутыми бровями».
Жизнь человека бесценна, и никто не имеет права ею распоряжаться даже во имя самых благородных идей. Об этом говорила Григорию мать, и к осознанию этого пришел сам герой в результате своих жизненных мытарств. К этой мысли приводит читателя Шолохов, который возвращает нас своим романом к трагическим страницам российской истории.
В романе «Тихий Дон» автор утверждает простую истину, говоря нам, что смысл человеческой жизни состоит в труде, в любви, заботе о детях. Именно эти ценности лежат в основе нравственности казачества, чья трагическая судьба в начале XX века так полно и широко показана в этом замечательном романе.
Вы также можете заказать любое сочинение или эссе и получить его в сжатые сроки.
ЗАКАЗАТЬ СОЧИНЕНИЕ
Источник: https://gdzplus.com/sochineniya/sholokhov/1029-byt-i-nravy-kazachestva.html
На хуторе Татарском у Пантелея Прокофьевича Мелехова
02.10.2012
Просмотров: 15122, комментариев: 13
После прочтения шолоховского «Тихого Дона» у многих возникае желание посмотреть хутор Татарский, где жила семья Мелеховых, имение Листницких Ягодное, Вешенскую, другие станицы и хутора, где в январе 1919 году вспыхнуло, так называемое, вешенское восстание: казаки пошли против красных. Не белые казаки, а просто казаки-жители нынешних Шолоховского и Верхнедонского районов. Уже потом, к ним на выручку пришли белоказачьи войска и часть повстанцев, в том числе и Григорий Мелехов, влились в ряды Добровольческой армии.
В романе скрупулезно названы сотни хуторов, станиц и городов – их можно и сегодня найти на карте. Но нигде вы не найдете хутора Татарского и имения Ягодное, хотя и они указаны с географической точностью. Их придумал писатель для того, чтобы поселить в них своих героев: семью Мелеховых, Астаховых, Кошевых, Моховых… Только в первых двух томах романа насчитано более 160 действующих лиц.
Именно действующие, потому что « люди все были под рукой, как живые, – говорил писатель,- ходи да распоряжайся».
Шолоховед Гура пишет: « как выясняется, и однополчанин Григория Мелехова, казак из станицы Казанской Алексей Урюпин (Чубатый), и урядник с хутора Рубежного Яков Фомин, и авантюрист из Каргинской Федор Лиховидов, и сотник – монархист Чернецов, и автономист Ефим Изварин, и есаул-вешатель Сенин, и член комитета ВЦИК букановсский казак Иван Лагутин-все это реальные люди.
Шолохов жил среди этих людей и прямо переносил их на страницы своего романа. Только вот образ Аксиньи придумал Шолоховым, хотя и у прототипа Григория Мелехова Харлампия Ермакова была подружка из медсестер, как вспоминает Павел Кудинов-руководитель вешенского восстания.
Искать хутор Татарский мы отправились кружным путем, через Обливы первая остановка в около станицы Краснокутской.
Молодая станица и живописная. Именно сюда направлялась экспедиция Федора Подтелкова, минуя восставшие хутора, стремясь выйти на верхнедонские станицы, чтобы создать красногвардейские отряды. Не дошли. Их арестовали в хуторе Калашников, а расстреляли в хуторе Пономарев. Здесь стоит обелиск героям гражданской войны. Захудалый хутор, скажем вам.
Путь, который указывал казакам Подтелков, оказался тупиком. Еще более нас поразила станица Еланская-это уже на левой стороне Дона. Сподвижник Пдтелкова Кривошлыков родом из этой станицы. Богатая была станица, около четырех тысяч жителей (в Шолоховском районе живет 27 тысяч человек), нынче же здесь проживает 83 пенсионера. Поглядели бы Подтелков и Кривошлыков.
Уж не они сами были слепцами? Чтобы закончить с Еланской скажу, что здесь построен музей истории донского казачества. Построил его на свои средства Владимир Петрович Мелехов-потомственный казак. Экспозиция музея у многих вызывает отторжение, потому что представлена и казаками, которые поддерживали Гитлера. Но коллекция уникальна.
Отец Шолохова (или отчим) жил в разных местах.
Вот на правом берегу Дона станица Плешаковская, где жили Давыдка-вальцовщик, Валет, машинист Иван Алексеевич, которого била самолично на этом хуторе Марья Дроздова. Семья Дроздовых из Плешаков-прототипы семьм Мелеховых. Проезжаем Рубежный, где Шолохов встречался с Яковым Фоминым. Красивые места по над Доном, на как убоги эти хутора, в которых некогда кипела и бурлила жизнь. …
С крутого бугра дорога ведет к хутору, живописно раскинувшемумя по правому беркегу Дона. Это Калининский (бывший Семеновский).На юге виднеются меловые горы. На вергшину машина не потянула. Тихонов пошел пешком и уже оттуда:» смотри, вот он-«мелеховский двор-на самом краю хутора».(Снимки мсожно посмотреть на нашем сайте…..). Слава богу, мы нашли мелеховский двор.
Но не хутор Татарский. Здесь нет церкви, нет площади, где стояли моховский магазин, дома попов… Они в другом хуторе-Каргинском. Вот она кирпичная мельница, где шла драка между хохлами и казаками, описанная в начале романа. Рядом Чир, заросший водорослями, берега в татарнике…Каргинскую Шолохов называл красивейшей и з станиц на верхнем Дону. который за.
Каргинскую Шолохов называл красивейшей из станиц на Верхнем Дону. Нам так не показалось. Даже с Песчаного кургана, гед пастушок-казачанок показывал Григорию Мелехову место, где поклали «краснюков»…
Имение Ягодное мы не нашли, потому что его просто нет.
Есть речка Ясеновская , есть балка Ясеновская… Где-то здесь и было имение Листницких, где жила красавица Аксинья, а раньше и мать Михаила Шолохова.
Виктор Черкасов, Александр Тихонов (фото).
Источник: https://volgodonsc.ru/po-kraju/na-hutore-tatarskom-u-panteleya-prokofevicha-melihova-02-10-2012.html
Готовые школьные сочинения
Авг
04 2016
«Тихий Дон» М. Шолохова — роман-эпопея
События в «Тихом Доне» начинаются в 1912 году, перед первой мировой войной, и заканчиваются в 1922 году, когда отгремела на Дону гражданская война. Прекрасно зная жизнь и быт казаков Донского края, будучи сам участником суровой борьбы на Дону в начале 20-х годов, Шолохов основное внимание уделил изображению казачества.
В произведении тесно соединяются документ и художественный вымысел. В «Тихом Доне» много подлинных названий хуторов и станиц Донского края. Центром событий, с которым связано основное действие романа, является станица Вешенская.
Шолохов изображает реальных участников событий: это Иван Лагутин, председатель казачьего отдела ВЦР1К, первый председатель Донского ВЦИК Федор Подтелков, член ревкома казак Михаил Кривошлыков.
В то же время вымышлены основные герои повествования: семьи Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, Кошевых, Листниц-ких. Вымышлен и хутор Татарский. «Тихий Дон» начинается изображением мирной довоенной жизни казачества. Дни хутора Татарского проходят в напряженном труде. На первый план повествования выдвигается семья Мелеховых, типичная середняцкая семья с патриархальными устоями.
I мировая война прервала трудовую жизнь казачества. Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны, калечащей людей и физически, и нравственно. Казаки устали от войны.
Они мечтают о ее окончании, но они еще не знают, какую трагедию братоубийственной войны им придется пережить в скором будущем.
Верхпе-Донское восстание предстает в изображении Шолохова как одно из центральных событий гражданской войны на Дону. Причин мятежа было много.
Красный террор, неоправданная жестокость представителей советской власти на Дону в романе показаны с большой художественной силой.
Многочисленные расстрелы казаков, чинимые в станицах, — убийство Мирона Коршунова и деда Тришки, который олицетворял собой христианское начало, проповедуя, что всякая власть дается Богом, действия комиссара Малкина, отдававшего приказы расстреливать бородатых казаков.
Шолохов показал в романе и то, что Верхне-Донское восстание отразило народный протест против разрушения устоев крестьянской жизни и вековых традиций казаков, традиций, ставших основой крестьянской нравственности и морали, складывавшейся веками.
В образах-типах, созданных Шолоховым, обобщены глубокие и выразительные черты русского народа.
Среди персонажей романа притягательным, противоречивым, отражающим всю сложность исканий и заблуждений казачества является Григорий Мелехов.
Он находится в самом тесном единстве и связан как со своей семьей, так и с казаками хутора Татарского и всего Дона, среди которых он вырос и вместе с которыми жил и боролся, постоянно находясь в поисках правды и смысла жизни. Мелехов не отделен от своего времени.
Он не просто общается с людьми и участвует в событиях, но всегда размышляет, оценивает, судит себя и других: Мир Григория — народный мир, он никогда не отрывал себя от своего народа, от природы.
В огне боев, в пыли походов он мечтает о труде на родной земле, о семье. Завершает Григорий свое хождение по мукам возвращением в родной хутор Татарский. Бросив оружие в Дон, он спешит вновь к тому, что так любил и от чего так долго был оторван. Финал романа имеет философское звучание. Шолохов оставил своего героя на пороге новых жизненных испытаний.
Какие ждут его пути-дороги? Как сложится его жизнь? Писатель не дает ответа на эти вопросы, а заставляет читателя задуматься над сложнейшей судьбой этого героя. Важное место в призведеиии занимают женские образы. Здесь и мать Григория Ильинична, и Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко и другие.
Писатель показывает их трудолюбие, огромную роль в жизни семьи. В действие романа «Тихий Дон» вообще вовлечен очень широкий круг людей, представителей самых разных социальных прослоек.
Оно начинается с изображения жизни в казачьем хуторе Татарском, захватывает помещичью усадьбу Листницких, переносится на места развернувшейся мировой войны — в Польшу, Румынию, Восточную Пруссию, в Петроград, Новочеркасск, Новороссийск, в станицы Дона.
Шолохов — непревзойденный мастер художественного слова, он умело использует тот язык, которым говорит казачество. Перед читателем зримо встают и главные герои, и эпизодические персонажи. Пейзажные зарисовки свидетельствуют о страстной влюбленности художника в природу Донского края.
Пейзаж у Шолохова очеловечен, он выполняет самые различные идейно-художественные функции; помогает раскрыть чувства, настроения героев, передать их отношение к происходящим событиям.
Работая над эпопеей «Тихий Дон», Шолохов исходил из философской концепции о том, что народ является основной движущей силой истории.
Эта концепция получила в романе глубокое художественное воплощение: в изображении народной жизни, быта и труда казачества, в изображении участия народа в исторических событиях.
Шолохов показал, что путь народа копирование запрещено © 2005 в революции и гражданской войне был сложным, напряженным, трагичным.
При вручении ему Нобелевской премии за роман «Тихий Дон» Шолохов говорил о величии исторического пути русского народа.
Источник: https://www.testsoch.net/tixij-don-m-sholoxova-roman-epopeya/
Сочинение «Судьбы казачества в романе М. Шолохова «Тихий Дон»
Роман «Тихий Дон» – главное произведение М. Шолохова, заслуженно принесшее писателю мировую славу. В основном за это произведение он был удостоен Нобелевской премии.
С годами значимость этой вещи нисколько не уменьшилась, никто, по-прежнему не сомневается в художественных достоинствах романа, но споры идут о другом: был ли Шолохов автором «Тихого Дона», мог ли человек, не имевший практически никакого образования, уже в 23 года написать текст, который составил первую книгу романа? Дискуссии на эту тему публикуются сегодня во многих изданиях, в том числе – в «Новом мире», но к единому мнению авторы так и не пришли. Как бы то ни было, бесспорно одно: «Тихий Дон» – уникальное произведение, которое в русской литературе может быть поставлено в один ряд только с «Войной и миром» Л. Толстого.
В центре романа прежде всего судьбы казачества, которое представляло собой привилегированное военное сословие в царской России. Священной обязанностью казака была служба в армии. Уже к концу 19 в. слово «казак» ассоциировалось не только с представлением о храбром лихом воине; «казак» – это еще и усмиритель народных бунтов, который с нагайкой или шашкой в руках разгонял рабочие демонстрации.
В романе очень точно воспроизведена хронологическая последовательность событий, все места: города, станицы, реки – названы очень точно.
Единственное вымышленное место – это хутор Татарский, в котором происходят все основные события. Первая фраза романа – «Мелеховский двор на самом краю хутора», а последняя сцена рисует возвращение Григория после всего пережитого к родному порогу. Здесь, в отчем доме, все начала и концы жизни.
Главный герой романа, Григорий Мелехов, как и положено казаку, верой и правдой служил царю.
На царской службе Григорий удостоился за храбрость и мужество высшей награды: с войны он вернулся полным Георгиевским кавалером.
Когда произошла революция, а потом заполыхала на Дону гражданская война, Григорий не сразу определил для себя, что правильно и справедливо. Как и большинство казаков, он оказался с белыми.
Чем дальше идет война, тем ожесточеннее становятся люди. Бывший дружок Мишка Кошевой убил родного брата Григория – Петра, и теперь Григорий, преследуя красных, думает: «Это им за Петра первый платеж».
Митька Коршунов убил престарелую мать Кошевого, и в душе у Михаила навеки поселилось ожесточенное недоверие ко всем, кто был у белых.
В конце романа это обстоятельство сыграло роковую роль в судьбе Григория Мелехова: если бы не подозрительность, даже враждебность Михаила, Григорий не ушел бы из хутора и не попал бы в банду Фомина.
Никогда на протяжении войны Григорий не был до конца уверен в своей правоте. Он даже завидовал тем, кто, как Штокман или Кошевой, всегда знал, с кем быть, что делать. Григорий же всегда ощущал смутное недовольство, им владела мысль, что все происходит не так, что «неправильный у жизни ход», события определяются чьей-то злой волей.
«Спутали нас господа, стреножили жизнью и нашими руками вершают свои дела», – думает Григорий. Он, необразованный, в общем малокультурный человек, но храбрый, удачливый воин, дослужился до офицерского чина. Однако на равных с белогвардейскими офицерами он себя не ощущает.
Офицерские погоны, предмет гордости отца и Натальи, самого Григория нисколько не радуют, и он говорит, что лучше бы их и вовсе не было. —
В конце войны Григорий почти полгода прослужив в Красной Армии, но об этом Шолохов не пишет подробно: этот период в жизни Григория Мелехова известен только по скупым рассказам верного оруженосца Прохора Зыкова. Может быть, писатель идет на такой прием потому, что и служба у красных не стала кровно необходимой Григорию, не согрела его душу сознанием справедливости борьбы.
Григорий Мелехов возвращается в хутор, не желая больше служить ни белым, ни красным. «Моим рукам работать надо, а не воевать», – говорит он. За время войны он потерял брата, схоронил отца и Наталью, устал душой смертельно.
Никакой опасности для советской власти он не представляет, и не по своей воле он опять оказывается втянутым в борьбу против большевиков.
Но если он давно уже разочаровался в белом движении (в котором были, конечно, и самоотверженность, и благородство), то уж в банде Фомина его ничто не может согреть.
Григорий решает бросить все, уйти на Кубань, где его никто не знает, просто жить и работать. Верная Аксинья в который раз уходит с ним из хутора. Но не в природе нашей российской жизни, чтобы два человека смогли устроить счастливую жизнь, не зависящую от внешних обстоятельств.
Аксинья погибает от случайной пули. Григорий похоронил Аксинью и почти сутки просидел над могилой. Когда он поднял голову от могильного холма, то увидел над собой «черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца».
Последняя сцена рисует Григория, который сточит у порога родного дома и держит на руках сына. Сын – последнее, что осталось у Григория в этой жизни, что пока еще роднит его с землей и людьми. М.
Шолохов не рассказывает о дальнейшей судьбе своего героя, но читатель вполне понимает, что ничего хорошего бывшему белому офицеру от советской власти ждать не приходится. Так на примере Григория Мелехова М. А.
Шолохов показывает трагическую судьбу человека, помимо воли вовлеченного в братоубийственную войну и потерявшего в этой войне все.
Источник: https://diktanty.ru/sochinenie-sudby-kazachestva-v-romane-m-sholoxova-tixij-don/