Понтий пилат в романе “мастер и маргарита”: образ, характеристика, описание внешности и характера

Понтий Пилат в романе “Мастер и Маргарита”: образ, характеристика, описание внешности и характера

Понтий Пилат и Иешуа.
Иллюстрация Г. Калиновского

Понтий Пилат является одним из ярких центральных персонажей романа “Мастер и Маргарита” Булгакова.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Понтия Пилата в романе “Мастер и Маргарита”, описание внешности и характера героя и т.д.

Смотрите: 
Краткое содержание романа
Все материалы по роману “Мастер и Маргарита”

Понтий Пилат является прокуратором Иудеи, наместником (представителем) римского императора в Иудее:
“…пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат…”
“…того, в лице которого говорит римская власть?..”
“…римский прокуратор отпустит человека…”

О внешности Понтия Пилата известно следующее:

“…В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой…”
“…в белом плаще с кровавым подбоем вышел в колоннаду иродова дворца…”
“…белый плащ с багряной подбивкой возник в высоте…”
“…прокуратор расстегнул и сбросил плащ, снял опоясывающий рубаху ремень с широким стальным ножом в ножнах, положил его в кресло у ложа, снял сандалии..”
“…стал босыми ногами нашаривать сандалии…”
“…Пилат усмехнулся одною щекой, оскалив желтые зубы…”
“…на желтоватом его бритом лице…”
“…на желтоватых щеках Пилата…”
“…Пилат накинул капюшон на свою чуть лысеющую голову…”
“…рванул пряжку с ворота плаща, и та упала на песок…”
“…заметил прокуратор, и тонкий, длинный палец с черным камнем перстня поднялся вверх…”
“…неподвижный в кресле человек, бритый, с издерганным желтым лицом, человек в белой мантии с красной подбивкой…” Понтий Пилат на службе руководит армией, разбирает судебные дела и т.д.:
“…Все время тасовать войска, читать доносы и ябеды, из которых к тому же половина написана на тебя самого! Согласитесь, что это скучно. О, если бы не императорская служба!..”

Понтий Пилат принадлежит к сословию “всадников” – привилегированному сословию в Древнем Риме:

“…это я тебе говорю – Пилат Понтийский, всадник Золотое Копье!..”
“…всадника с золотым копьем…”

Он является богатым человеком:

“…У меня в Кесарии есть большая библиотека, я очень богат…”

По происхождению Понтий Пилат – сын короля-звездочета и дочери мельника:
“…тебя – сына короля‑звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы…”
“…помяни меня, сына звездочета, – просил во сне Пилат…”

Понтий Пилат когда-то служил трибуном легиона, то есть командиром легиона. Он сам участвовал в боях:

“…Так много лет тому назад в долине дев кричал Пилат своим всадникам слова: «Руби их! Руби их! Великан Крысобой попался!» Он еще повысил сорванный командами голос, выкликая слова так, чтобы их слышали в саду: – Преступник! Преступник! Преступник!..”
“…теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе…”

Герой живет и служит в Кесарии в Иудее. Здесь находится его резиденция:
“…в Кесарии Стратоновой на Средиземном море, то есть именно там, где резиденция прокуратора…”
“…От всей души желаю, чтобы они скорее кончились, – энергично добавил Пилат. – Я получу возможность наконец вернуться в Кесарию…”

Понтий Пилат приезжает по долгу службы в Ершалаим – город в его подчинении в Иудее. Здесь он знакомится с бродягой Иешуа:

“…две кентурии, которые пришли вместе с прокуратором на праздники в Ершалаим…”
“…пришедшая с прокуратором в Ершалаим первая когорта двенадцатого молниеносного легиона…”

Герой ненавидит город Ершалаим, но вынужден посещать его по службе:

“…Ненавидимый им город…”
“…Ненавистный город, – вдруг почему‑то пробормотал прокуратор…”
“…Я бываю болен всякий раз, как мне приходится сюда приезжать…”
Понтий Пилат – жестокий правитель:
“…жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне…”
“…Это меня ты называешь добрым человеком? Ты ошибаешься. В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище, и это совершенно верно…”
“…Знает народ иудейский, что ты ненавидишь его лютой ненавистью…”
“…ни жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат…”

Понтий Пилат – надменный человек:

“…Брови на надменном лице поднялись…”
“…говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику…”

Понтий Пилат – грозный, суровый человек:
“…лицо прокуратора было грозно, но глаза тревожны…”

Понтий Пилат – карьерист. Ради карьеры он совершает нехорошие поступки, например, казнит Иешуа:

“…Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из‑за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?
“…На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия! – сорванный и больной голос Пилата разросся…” (Понтий Пилат восхищается императором, которому служит)

Понтий Пилат – храбрый воин. Но в деле Иешуа он ведет себя, как трус:

“…Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя‑великана…”
“…Если верно, что трусость – самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата…” (о трусости Понтия Пилата)

Понтий Пилат – вспыльчивый человек:

“…гнев вспыльчивого прокуратора…”
“…гнев прокуратора почему‑то улетел так же быстро, как и прилетел…”

Понтий Пилат – волевой человек:

“…ужас. Но он тотчас же подавил его своею волею и вновь опустился в кресло…”

Понтий Пилат – умный человек:

“…ты производишь впечатление очень умного человека…”
“…Прокуратор, как всегда, тонко понимает вопрос!..”

Понтий Пилат – серьезный человек. Он следит за тем, что и где говорит:

“…Мы привыкли к тому, что римский прокуратор выбирает слова, прежде чем что‑нибудь сказать…”
“…Мальчик ли я, Каифа? Знаю, что говорю и где говорю…”

Понтий Пилат обладает сильной интуицией:
“…я обязан предвидеть все. Такова моя должность, а пуще всего я обязан верить своему предчувствию, ибо никогда оно еще меня не обманывало…”
“…у меня предчувствие, говорю я вам! Не было случая, чтобы оно меня обмануло…”

Понтий Пилат – замкнутый человек. Он разочарован в людях:

“…ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей…”

Понтий Пилат ведет пустую, скудную жизнь:

“…Твоя жизнь скудна, игемон…”

У Понтия Пилата есть единственный друг – его собака Банга:

“…Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку…”
“…твоя собака, единственное, по‑видимому, существо, к которому ты привязан…”
“…Так оба они, и пес и человек, любящие друг друга, встретили праздничную ночь на балконе…”

Понтий Пилат говорит на трех языках: по-арамейски, по-латыни и по-гречески:

“…потом тихо спросил по‑арамейски…”
“…Прокуратор обратился к кентуриону по‑латыни…”
“…Пилат заговорил по‑гречески…”

Понтий Пилат страдает от сильных головных болей, мигрени:

“…непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения…”
“…у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти…”
“…страшные, злые боли прокуратора некому излечить; от них нет средства, кроме смерти…”
После казни Иешуа Понтий Пилат мучается от угрызений совести. Он плохо спит:
“…Я сплю плохо, – прокуратор усмехнулся, – и все время вижу во сне лунный луч. Так смешно, вообразите. Будто бы я гуляю по этому лучу…”
“…какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было?..”

В наказание за смерть Иешуа Понтий Пилат получает бессмертие. С тех пор он две тысячи лет мучается от бессонницы:
“…более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу…”
“…Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница…”

В конце концов Воланд (сатана) дарит Понтию Пилату свободу и прощает его:

“…Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля‑звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат…”

Таков цитатный образ и характеристика Понтия Пилата в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова, описание внешности и характера героя, его происхождения, службы и другие материалы для сочинения.

Смотрите: Все материалы по роману “Мастер и Маргарита”

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/11/Pontij-Pilat-Master-i-Margarita-Bulgakov-obraz-harakteristika.html

Понтий Пилат в романе “Мастер и Маргарита”

Нравственная позиция личности постоянно в центре внимания Булгакова. Трусость в соединении с ложью как источник предательства, зависти, злобы и других пороков, которые нравственный человек способен держать под контролем, — питательная среда деспотизма и неразумной власти.

«Значит, изъяны великого общества, очевидно, полгал и Булгаков, зависит от степени страха, владеющего гражданами». «Человека умного, смелого и благодетельного он (страх) способен превратить в жалкую тряпицу, обессилить и обесславить.

Единственное, что может его спасти — внутренняя стойкость, доверие к собственному разуму и голосу своей совести»  Булгаков неуступчиво ведет идею непоправимости лучившегося: Пилата, уже наверняка знающего о неправильности своего суда, он увлекает по ложному пути до конца, заставляя его делать шаг окончательно затягивающий его в пропасть: вопреки своему желанию,  вопреки уже вызревающему  нем знанию, что он погубит себя, «прокуратор торжественно и сухо подтвердил, что он утверждает смертный приговор Иешуа Га-Ноцри».
лгаков заставляет Пилата, уже знающего о несправедливости своего суда, самого читать смертный приговор. Этот эпизод выполнен в поистине трагических тонах. Помост, на который восходит прокуратор,  подобен лобному месту, на котором «незрячий Пилат» казнит себя, более всего боясь взглянуть на осужденных. Поэтические контрасты: высоты и низа, крика и мертвой тишины людского моря, противостояние невидимого города и одинокого Пилата. « … Настало мгновение, когда Пилату показалось, что все кругом вообще исчезло. Ненавидимый им город умер, и только он один стоит, сжигаемый отвесными лучами, упираясь лицом в небо». И далее: « Тут ему показалось, что солнце, зазвенев, лопнуло над ним и залило ему огнем уши. В этом огне бушевали рев, визга, стоны, хохот и свист». Все это формирует предельное психологическое напряжение, сцены, в которых Пилат стремительно двигается к страшной минуте, тщательно пытаясь задержать приближение ее. Сцена, истолкованная автором как крушение, катастрофа, апокалипсис, сопровождается эмоциональным спадом, своего рода размеренностью повествования, связанной с исчерпанностью конфликта.

Роман «Мастер и Маргарита» является не только самым известным во всем творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова, но и самым читаемым. Причем не только в России, но и за рубежом.

Почему же произведение так любимо читателями? Наверное, причина в том, что роман прекрасно отражает реалии советской действительности, а также идеально раскрывает характеры персонажей.

Среди главных героев – Понтий Пилат.

Обратите внимание

Интересно то, что он является исторической личностью (1 век нашей эры). Пилат — это олицетворение власти. Он гордится тем, что все его боятся, считают жестоким.

Прокуратор знает, что такое война – явная и завуалированная – и уверен, что право на жизнь имеют лишь смелые люди, не знающие страха и сомнений. Однако образ Понтия Пилата является идеализированным. Да-да, на самом деле прокуратор Иудеи был еще более жесток, а также отличался непомерной алчностью.

История происхождения правителя, придуманная в средние века в Германии, преподносится в романе как реальный факт. Согласно легенде, Понтий Пилат – сын Ата (король-звездочет) и Пилы (дочь мельника).

Глядя однажды на звезды, звездочет прочитал по ним, что дитя, которое будет зачато им сейчас же, в будущем станет великим человеком.

Тогда Ат приказал привести к нему красавицу Пилу, а спустя 9 месяцев на свет появился ребенок, который получил свое имя от сложенных вместе имен матери и отца.

Противоречивая личность. Понтий Пилат одновременно страшен и жалок. Совершенное им преступление против ни в чем не повинного человека обрекает его на вечные муки. Эта история упоминается и в одном из евангельских сказаний от Матфея (еще одна интересная параллель: учеником Иешуа в романе был Левий Матвей).

В нем говорится, что супруга прокуратора Иудеи видела страшный сон, в котором Пилат поплатится за распятие праведника.

В романе четко прослеживается мысль о том, что Понтий Пилат не желает смерти Иешуа. Он видит, что для общества этот человек не представляет никакой опасности, ведь он не вор, не убийца, не насильник.

Важно

Однако государство не хочет соглашаться с правителем, а первосвященник, конечно, видит угрозу в человеке, проповедующем неизвестную религию.

Римский прокуратор не в силах бороться, даже сильнейшие душевные терзания не заставляют его принять решение на свое усмотрение: он знает, что это может пошатнуть его авторитет в глазах общества, его силу и могущественность.

Когда ритуал казни был совершен, и исправить ничего было нельзя, Понтий Пилат и вовсе забыл о спокойной жизни. Он корит себя за слабоволие, а по ночам часто видит сон, в котором все случается иначе: ничего не было, Иешуа жив, и они идут вместе по лунной дороге и разговаривают, разговаривают…

Наверняка реально существовавший Пилат не терзал себя такими сомнениями и сожалениями. Однако М.А. Булгаков будто бы поверил, что в самом бесчеловечном тиране могут бороться чувства страха и справедливости. При этом писатель как бы перекладывает ответственность за такой взгляд на плечи Мастера: ведь это он – автор Романа.

Читайте также:  Анализ сказки "коняга" салтыкова-щедрина: тема, идея, суть, смысл, основная мысль

Неизвестно, с какими чувствами покидал этот свет римский правитель на самом деле, но в книге все должно закончиться хорошо, и в конце концов обретет душевный покой пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

«Мастер и Маргарита» — поистине великое произведение, которое обязан прочитать каждый человек, считающий себя культурным.

Сочинение 2

Апогеем творчества Булгакова является роман «Мастер и Маргарита». В своем проивзведении Булгакову удалось мастерски создать образы Иешуа, Мастера, Маргариты и других, но одним из самых сложных и фактурных образов является образ Понтия Пилата.

Понтий Пилат – олицетворяет власть, он поистине очень жесток, и он гордится этим. Он был на поле битв, поэтому точно знает, что сила руководит миром, и побеждает всегда только сильнейший, а именно тот, кому чужды нерешительность, страхи и жалость. У Понтия Пилата свои жизненные законы, по которым он живет, для него установка «раб подчиняется господину» непоколебима.

Для Понтия Пилата одиночество – это совершенно естественное и нормальное состояние для победителя, никаких друзей, вокруг только враги.

Совет

Нет равных и близких Понтию Пилату, единственный кто у него есть это только любимая собака.

Однако именно встреча с Иешуа меняет Понтия Пилата, он осознает, что перед ним человек равный ему, с которым он бы хотел вести беседы вечно. Иешуа не боится противостоять Пилату, не боится высказывать свои мысли.

Понтий Пилат находит Иешуа интересным человеком, он не сомневается в его невиновности, он пытается спасти арестанта, и здесь проявляются такие черты, которые казалось никогда нельзя было бы увидеть у прокуратора Иудеи, это сочувствие, сострадание.

Но появляется и страх, порожденный тоталитарным режимом. Ведь даже самый сильный человек выживет, если будет в первую очередь думать о государстве, а не о себе. После казни Иешуа, для Понтия Пилата наступают мучительные дни, он страдает.

Булгаков сделал из Понтия Пилата не труса, а одновременно жертву и обвинителя. Отправив Иешуа на казнь, Понтий Пилат губит свою душу, он умирает вместе с Иешуа, как и его свобода.

Когда перед Понтием Пилатом встает выбор: спасение своей души или пост, страх перед высшими чинами или отвага совершения поступка, к сожалению, он выбирает именно благосостояние и все то, что так люто ненавидит.

Автор через героя Понтия Пилата доносит до читателя простую мысль, что люди должны быть ответственны за свои поступки и самостоятельно выбирать свой путь, путь истины и свободы или рабства и жестокости.

Сочинение Образ и характеристика Понтия Пилата

Михаил Афанасьевич Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» затрагивает множество вечных философских вопросов, ответы на которые скрываются и в поступках самих героев, и в их размышлениях и терзаниях.

Композиция романа, построенная по принципу «рассказ в рассказе», помогает лучше отразить всю многогранность человеческой души, которую всегда терзают одни и те же вопросы, несмотря на разницу и в поколениях, и в условиях жизни.

Одним из самых противоречивых и интересных персонажей романа является Понтий Пилат, герой ершалаимских глав произведения.

Обратите внимание

Понтий Пилат, будучи прокуратором Иудеи, известен как человек жестокий, твёрдый, решительный и бескомпромиссный.
с лёгкостью выносит приговоры преступникам и вершит чужими судьбами, однако однажды он встречает Иешуа Га-Ноцри, персонажа, прототипом которого является сам Иисус Христос.

Будучи глубоко поражённым и поведением, и ходом мыслей человека, которому ему предстоит вынести приговор, Пилат искренне желает пощадить героя, ведь он понимает, насколько поразительно умный и глубокий человек стоит перед ним, однако Понтий Пилат принимает ошибочное решение и приговаривает Иешуа к смерти. Возможно, прокуратор не желает ставить под сомнение свою всесильность и попросту терять уважение своего народа, отпуская на волю человека, которого обвиняют в том, что он якобы «подговаривал народ разрушить ершалаимский храм», однако Га-Норци обличает его в совершенно другом грехе – в трусости.

Действительно, Понтий Пилат просто испугался. Испугался потерять свой статус, уважение окружающих его людей, поставить под сомнение свой авторитет.

Однако разве это худшее, что может быть? Хуже всего делать то, чего ты не хочешь, руководствуясь банальным страхом, а ещё хуже – предавать людей из-за него же.

После вынесения приговора Пилат начинает мучиться от тяжелейших головных болей, спасения от которых он найти не может.

В финале романа Иешуа прощает прокуратора Иудеи, который осознал свою ошибку и искренне раскаялся.

Таким образом, автор показывает своим читателям, что за покаянием от чистого сердца всегда следует очищение, в данном случае – символичная лунная дорожка, по которой и Иешуа Га-Норци, и Понтий Пилат, и даже его собака уходят в другой мир.

В мир, в котором нет зла и несправедливости, в мир, в котором правит добродетель и настоящая чистота души.

Важно

Я полагаю, что в романе «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков открывает читателям глаза на то, как не нужно поступать.

Нельзя позволять страху одержать победу, ведь самое лучшее, что мы можем привнести в этот мир попросту противоречит трусости. И, безусловно, необходимо не бояться постоять за себя и за других людей, если на их стороне истина.

Вариант 4

Прокуратор Иудеи Понтий Пилат является одним из главных персонажей романа «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова.

История Понтия Пилата описывается в выдуманном романе, произведении, написанном другим персонажем – Мастером.

Герой романа занимает привилегированное положение в обществе, командует римскими военнослужащими и считается главой судебной власти. Он живёт в Кесарии, но по служебным обязанностям был отослан в Ершалаим, где и разворачиваются основные события его сюжетной линии.

Пилат является сыном звездочёта и дочери мельника. Он сказочно богат. Имеет большую коллекцию разнообразных книг, что в те времена считалось неслыханной роскошью.

Булгаков описывает прокуратора как мужественного, строгого и чёрствого человека с военной закалкой.

Единственное существо, к которому Понтий Пилат испытывает нежные чувства – это его собака Банга, в которую он, как подмечает автор, поместил всю свою привязанность.

Внешность персонажа Булгаков описывает так: стройная фигура, лысеющая голова, тонкие и длинные пальцы, грозный взгляд, одет в белый плащ с кровавым подбоем.

Совет

Ранее Понтию Пилату приходилось самостоятельно командовать целыми легионами, проявлять строгость и даже жестокость, что в дальнейшем сказалось на его характере.

Прокуратор Иудеи хорошо образован, знает три языка: греческий, арамейский и латынь. Ради карьеры он готов на всё, что угодно. Понтий Пилат страдает от постоянных головных болей. Они настолько сильные, что он даже малодушно помышлял о смерти. Его жизнь пуста, однообразна и безрадостна. Он полностью разочарован в людях и никому не доверяет.

Автор преподносит его как сильного и волевого человека, но своим поступком по отношению к бродяге Иешуа Га-Ноцри он показывает трусость и слабость.

Он приговаривает его к смерти совершенно незаслуженно, руководствуясь вспыльчивостью и гордыней. Понтий Пилат превознёс свою репутацию и карьеру выше человеческой жизни.

Позже, когда появилась возможность помилования одного из четырёх преступников в честь праздника, он пытался спасти Иешуа, но ему не удалось этого сделать.

После казни Га-Ноцри Понтий Пилат переживает душевный надлом. Он испытывает душераздирающие угрызения совести, страдает от постоянной бессонницы и ночных кошмаров. Персонаж действительно раскаивается в своих деяниях, но это не отменяет его вины.

В качестве наказания за малодушие, Воланд наделяет прокуратора бессмертием, после чего его душа тысячелетиями не знает покоя из-за непрекращающихся мук совести. Но, в конце произведения, он прощает прокуратора Иудеи и дарует ему долгожданную свободу.

Картинка к сочинению Характеристика и образ Понтия Пилата в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Анализ рассказа В аптеке Чехова
    Никто так явно не поднимал проблему равнодушия в окружающем мире, как Антон Павлович Чехов. Он известен читателям как автор космических рассказов, в которых не случайно за основу берутся жизненные случаи.
  • Анализ рассказа Шолохова Нахаленок
    Произведение относится к раннему творчеству писателя и является одной из составных частей авторского сборника «Донские рассказы».
  • На дне как социально-философская драма Горького сочинение 11 класс
    Пьеса «На дне» М. Горького – одно из лучших произведений автора, оно поражает своей глубиной и драматизмом. Это произведение успешно прошло испытание временем
  • Сочинение Жестокое обращение с животными
    Некоторые люди ужасно относятся к животным. Они считают, что это даже в порядке вещей и пытаются таким способом себя возвысить. Но тут даже об этом говорить не стоит, так как они только себя унижают, и ничего возвышенного нет.
  • Владимир Дубровский и Маша Троекурова 6 класс сочинение
    В своем романе «Дубровский» А.С. Пушкин затрагивает актуальные во все времена темы: любовь, дружба, честь, благородство, подлость. Движимые любовью, люди совершают немыслимые и удивительные поступки

Источник: https://novoevmire.biz/obshhestvo/obrazovanie/pontij-pilat-v-romane-master-i-margarita-obraz-harakteristika-opisanie-vneshnosti-i-haraktera-literaturus-mir-russkoj-literatury.html

Образ Понтия Пилата в романе Мастер и Маргарита соинение

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет очень глубокий философский характер. Каждый образ в нем, даже образы нечести и грешников, – несут очень весомую значимость в раскрытии всей темы.

Пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат предстает перед читателем в образе жесткого управителя, не знающего пощады. Но в то же время, он – глубокий мыслитель. Его натура хоть и груба и жестока, человек он с сильной волей и выносливым характером. Образ его очень неоднозначен. Не смотря на присущую ему деятельность, он располагает читателя к себе.

Жестоким прокуратора сделала жизнь и его служба. Будучи воином, он хорошо усвоил то, что правда на стороне сильнейших. И считает, что у сильных натур, каким являлся он сам, могут быть только недоброжелатели и завистники.

Обратите внимание

Находясь в Ершалаиме по указу императора, Понтий Пилат ненавидит и сам город, и того, чью волю он здесь представляет. Он ненавидит это общество. Но, несмотря на это, остается верен своему долгу. Это качество только красит его образ. Ведь немногие, несмотря ни на что, могут сохранять преданность долгу.

Но все это очень тяготит прокуратора. Он одинок. Преданно находится подле него лишь его пес. Пилат уже в том возраст, когда люди оглядываются назад, пытаются оценить плоды своей жизни. Помимо гнетущего чувств одиночества, прокуратор испытывает страшную усталость ото всего.

И встреча его с бродячим философом, который обречен на смерть, является для него настоящей духовной находкой. Прокуратор любит беседовать с ним. Чувствует необходимость этого общения. Речи Иешуа – настоящий бальзам для его уставшей души.

Убедясь в  невиновности своего собеседника, Понтий Пилат всячески пытается сохранить ему жизнь. Однако же, ничего не добившись, он окончательно утверждается в своей ненависти ко всему окружающему и происходящему.

Мало того, он осознает и гибель своей души, и гибель всего общества в целом, раз уж оно способно отправить на смерть невиновного. Но он не может противостоять закону. Этого не позволяет ему долг. Приходит осознание полной беспомощности при подчинении  тем законам, исполнителем которых он является сам.

Прокуратор оказывается  заложником своих же принципов и своего жизненного выбора. Ненависть ко всему этому и усталость нарастают все больше.

В конце романа Понтий Пилат получает так желаемый им покой и нескончаемое время для бесед со своим духовным наставником, коим оказался бродяга, отданный прокуратором на смерть.

И он заслужил эту награду. И так же заслужил он столь долгое ее ожидание. Оглашенная Мастером свобода, для прокуратора Иудеи стала высшей его наградой, которой он ждал и желал всей душой.

Теперь он был свободен и не одинок.

Образ Понтия Пилата в романе Мастер и Маргарита

Сейчас читают:

  • Тема семьи в романе Война и мир сочинение
    Одна из основных тем, которые раскрывает Лев Николаевич Толстой в своем произведении “Война и мир” – это “мысль семейная”. Она подразумевает характеристику главных героев посредством показа их семей. Благодаря тому, что мы видим
  • Почему Дубровский стал разбойником сочинение 6 класс
    Роман «Дубровский » А.С Пушкина был издан в 1852, в центре сюжета находится жизнь двух дворянских семей Троекуровых и Дубровских. Главный герой романа – молодой офицер в отставке Владимир Дубровский. С детства, после смерти матери,
  • Сочинение по картине Мещерского У лесного озера
    Вчера мы с родителями ездили в московскую галерею «Риджин». На выставке было много картин разных русских художников. Мне и папе приглянулось творение А.И. Мещерского «У лесного озера», которое выглядело необычно и сильно
  • Сочинение по картине Суриков Степан Разин эссе 6 класс, по обществознанию
    Перед нами одна из картин, которая была написана мастером исторического жанра, так как именно к этому направлению, принадлежит наш знаменитый Суриков, который прославился не только этой известной исторической картиной. Суриков, постоянно изображал
  • Сочинение на тему Какие качества раскрывает в человеке дружба
    Умение дружить – это огромный дар. Дружба наделяет человека определенными качествами, дружба раскрывает в человеке определенные качества. Дружба всегда помогала людям, ведь не всегда близкие родственники могут прийти на помощь.
  • Легко ли быть молодым? сочинение-рассуждение 8 класс
    Жизнь полна сложностей и препятствий, и люди в любом возрасте сталкиваются с трудностями, которые преодолевают с большим или меньшим успехом. Очень часто взрослые считают, что тем, кто моложе их, живётся гораздо легче. Юноши и девушки,
Читайте также:  Мораль басни "осел и мужик" крылова (анализ, суть, смысл)

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-pontiya-pilata-v-romane-master-i-margarita

Образ характер и характеристика Понтия Пилата по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл)

В произведениях русских писателей проблема власти и связанной с ней ответственности занимает особое место.

Ведь литература является для любого мыслящего и талантливого человека способом высказать свое отношение к действительности и мнение о том, какой она должна быть.

Именно поэтому писатели изображают сильных мира сего, причем не всегда в том виде, который был бы удобен и выгоден последним. Власть имущие и их поступки часто противопоставляются различным аспектам общества, в первую очередь, его моральным нормам.

Именно это мы видим, анализируя образ Понтия Пилата, одного из главных героев романа “Мастер и Маргарита”.

Каким он предстает перед читателем? “В белом плаще с кровавым подбоем” – такова первая фраза, которой автор описывает своего героя, пятого прокуратора Иудеи. И в этой фразе, несмотря на ее краткость, содержится глубокий символический смысл.

Однако для того, чтобы сделать какие-либо выводы, следует разобраться, кто же такой – прокуратор. Действие “романа в романе”, написанного Мастером, происходит во времена, описанные в Новом Завете.

Иудея в то время находилась под властью Римской империи.

Важно

Прокуратор – так называлась должность наместника Рима в захваченном государстве, по сути, первого человека в Иудее.

Цвета плаща прокуратора символически характеризуют римскую власть. Белый – вот ее господствующий цвет. Он означает величие, а кроме того – чистоту и непогрешимость. Подобными понятиями очень любили прикрываться не только владыки древности, но и более поздних эпох: не зря же Воланд говорил, что за две тысячи лет люди совершенно не изменились.

Красный же подбой, то есть подкладка, символизирует как бы оборотную сторону власти. Не случайно же для описания цвета Булгаков выбрал не слово “красный” или “алый”, а именно “кровавый”.

Таким образом, уже первые фразы, описывающие Понтия Пилата, характеризуют власть, которую он представляет, а следовательно, обрисовывают, какой человек может ее воплощать.

Следующей характеристикой прокуратора служит описание его движений: он шел “шаркающей кавалерийской походкой”. Эта, казалось бы, незначительная деталь не очень важна, так как свидетельствует, что прокуратор военный человек, солдат. Разумеется, это также накладывает отпечаток на его характер и делает образ более полным, как и нелюбовь к запаху розового масла и связанные с ним головные боли.

Однако все это – внешние характеристики. Автор дает нам возможность заглянуть в душу своего героя гораздо глубже. Кто же он такой? Действительно, это старый солдат, прошедший войну.

Он удостоился своего высокого назначения не за знатность, ведь его мать была дочерью мельника, а значит, простолюдинкой.

Свой пост он получил за собственные заслуги, а может быть, и за грехи: недаром он не любит страну, которой вынужден править.

Совет

Нет ничего удивительного в том, что этот суровый человек превыше всего ценит преданность. Именно поэтому у него всего одно близкое существо в мире, да и то – не человек. Банга – собака прокуратора, огромный и бесстрашный зверь, бесконечно доверяет своему хозяину: от грозы, единственного, чего боится, пес ищет защиты у прокуратора.

Однако общества собаки может хватать просто человеку, особенно замкнутому, но недостаточно ни командиру, которым был Пилат, ни политику, которым ему пришлось стать. Так или иначе, ему нужны люди преданные, которым можно доверять. Именно поэтому он приблизил к себе кентуриона Марка Крысобоя, с которым вместе прошел войну.

Этот человек ценен для прокуратора тем же, чем и собака, – преданностью: ведь однажды Пилат спас ему жизнь. Правда, в момент спасения, в бою, он вряд ли думал о том, что нашел себе преданного слугу. Тогда это был просто командир, который считал, что жизнь подчиненного достаточно ценна, чтобы ее защищать.

Это характеризует Пилата не как политика и даже не как солдата, а как человека.

Марк Крысобой, при всей его преданности, был полезен прокуратору только как солдат. Вторым человеком, которого Пилат приблизил к себе, был Афраний, начальник тайной полиции Ершалаима, умный, понимающий начальника с полуслова. В отличие от кентуриона, он не был ничем обязан прокуратору.

Наоборот, Пилат сам доверился ему. Это свидетельствует не только о его способности оценивать людей по заслугам, но и о том, как изменился он после встречи с Иешуа Га-Ноцри: ведь до этого он вряд ли доверял людям.

Лучше всего Булгаков характеризует его устами Иешуа: “Ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей”.

Именно из-за этой оценки, высказанной прямо в глаза, он и заинтересовался Иешуа, которого привели к нему как подсудимого. Прокуратору стал любопытен тот, кто каждого, включая даже его, своего судью, которого в Ершалаиме шепотом называли “свирепым чудовищем”, может воспринимать как “доброго человека”. Ведь сам он не считал добрым никого.

Однако Пилат был достаточно умен и умел понимать чужую точку зрения. Поэтому, убедившись в том, что даже побои не могут изменить мнения его подсудимого, он начал относиться к словам бродячего проповедника с интересом. Этот интерес заставил его задавать подсудимому вопросы, относящиеся не к сути дела, а к философии, которую он проповедовал.

И в конце концов Пилат проникся к Иешуа и его взглядам уважением.

Обратите внимание

Уверовал ли он в Бога, о котором говорил проповедник? Сознательно – нет: ведь он не отрекся, как Левий Матвей, от своего звания, положения и богатства. Даже чудо, которое совершил Иешуа, излечив прокуратора от головной боли, не заставило его изменить религиозные взгляды.

Он не отнес свое исцеление к разряду чудес, а предположил, что его подсудимый – “великий врач”. Однако еще во время суда в его голове пронеслись мысли, “бессвязные и необыкновенные”, о “долженствующем непременно быть бессмертии”.

Это говорит о том, что, не став приверженцем новой религии, он в душе поверил тому, что говорил подсудимый.

Прокуратор признавал, что в словах Га-Ноцри присутствует определенная доля истины. Его философия многим привлекла Пилата, и он все продолжал и продолжал задавать вопросы, с которыми судьи обычно не обращаются к обвиняемым.

И принципы этой философии он усвоил и принял гораздо более полно, чем Левий Матвей, который считал себя учеником Иешуа.

Ведь изменившийся, ставший более мудрым прокуратор вполне заслуженно упрекнул бывшего сборщика податей: “Ты не усвоил ничего из того, чему он тебя учил”.

Правда, вступая в дискуссию с Иешуа, Пилат знал, что ему ничего не грозило: ведь они говорили по-гречески, на языке, которого не знал никто, кроме них двоих. Задавал бы прокуратор вопросы, если бы это было не так? Возможно, и нет: ведь он был опытным политиком.

Следовательно, отлично понимал, что его, наместника Римской империи, не очень-то жалует местная власть – как светская, в лице царя Ирода, так и религиозная, представленная Священным Синедрионом и его главой, первосвященником Каифой.

Важно

Он знал, что если только появится возможность, его казнят так же, как собираются казнить Иешуа.

Но несмотря на это, он сделал все возможное, чтобы спасти проповедника. Пилат доказывал, что его вина не велика, что Га-Ноцри – сумасшедший.

Как изменилось с момента первой встречи его отношение к Иешуа, можно оценить по приговору: он предложил заменить смертную казнь на “заключение в Касарии Стратоновой на Средиземном море, то есть именно там, где резиденция прокуратора”.

Простое любопытство, которое испытывал Пилат к этому необычному человеку, сменилось симпатией, и он захотел продолжить общаться с ним, фактически забрав в свою резиденцию. Это подтверждается тем фактом, что позже он предложил то же самое Левию Матвею, которого считал приверженцем так понравившейся ему философии.

Однако сам автор задает вопрос: “Неужели вы… допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?” Несмотря на симпатию, которую Понтий Пилат испытывал к Иешуа Га-Ноцри, и правоту проповедника, которую прокуратор в душе уже понял, ему пришлось объявить ему смертный приговор. Ведь иначе он рисковал лишиться не только своего высокого поста, но и жизни: полнота власти правителя Римской империи сыграла на руку врагам прокуратора. Обвинению в оскорблении императора Пилат не мог не придать значения. А Малый Синедрион отказался помиловать проповедника, отдав предпочтение разбойнику. Пилат был возмущен этим решением, но все же отправил Иешуа на Голгофу. Если бы он не сделал этого, то такая же участь могла ожидать его самого. И прокуратор, сильно изменившийся в результате философских бесед с Га-Ноцри, оказался все же недостаточно сильным, чтобы сознательно пойти против таких опасных и могущественных врагов.

Понтий Пилат полностью осознавал свою вину и готов был искупить ее. Не решившись наяву рискнуть своей карьерой, во сне он видел себя способным на этот шаг. Таким образом он уже тогда понимал, что совершил непростительное преступление.

Именно поэтому прежде нелюдимый человек искал симпатии Левия Матвея, предлагая ему деньги или службу. Именно поэтому он организовал убийство Иуды из Кириафа, предавшего Иешуа.

Отомстить Ироду и Каифе по-настоящему у него не было возможности, однако маленькую месть он все же себе позволил: кошелек, подброшенный в сад первосвященника, должен был заставить его поволноваться.

Совет

Следует ли осуждать Пилата за то, что он оказался слишком слаб, чтобы защитить Иешуа? Ответить на этот вопрос можно по-разному, однако следует учитывать мнение автора. Устами Мастера Булгаков подарил бывшему прокуратору прощение.

Почему? Потому что самое страшное наказание Пилат уже перенес: он так и не смог обрести покой, потому что каждую минуту помнил о своем преступлении. Наказала прокуратора его собственная совесть, сделав мучительным то бессмертие, которое пригрезилось Пилату еще во время суда над Иешуа.

И никто из тех, кого наместник приблизил к себе, не смог разделить с ним этого наказания. С Пилатом остался только верный пес Банга, остальные были недостаточно близки нелюдимому, одинокому человеку.

А что сам Иешуа, простил ли он Пилата? Несомненно да. И сделал это еще раньше, чем Мастер отпустил на свободу душу своего героя.

Он простил того, кто осудил его, когда сказал, что “не винит за то, что у него отняли жизнь”, и послал весть о своем прощении в виде сна, в котором он шел вместе с Пилатом по лунному лучу и обещал: “Мы теперь всегда будем вместе”.

Этот сон подтвердил, что прокуратор наконец осознал, кем был на самом деле “нищий из Эн-Сарида”, и попросил его не забывать “сына короля-звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы”. Пятый прокуратор Иудеи поверил в Иешуа, как в Бога.

Сон сбылся, и Пилат уверился, что казненный проповедник не винит его. Правда, произошло это только после того, как прокуратор получил прощение людей.

М. А. Булгаков в изложении для школьников: Мастер и Маргарита. – М.: АСТ, 2005.

Источник: https://ege-essay.ru/obraz-xarakter-i-xarakteristika-pontiya-pilata-po-romanu-master-i-margarita-bulgakov-mixajl/

Характеристика Понтия Пилата «Мастер и Маргарита»

Образ Понтия Пилата в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» – один из главных, он будто антагонистом Иешуа является Понтий Пилат: носитель абсолютного добра, вечных истин и разочаровавшийся в моральных ценностях охранник государственного порядка, власти. Главным свидетельством духовного величия Иешуа является его бескомпромиссность в отстаивании высшей истины.

Образ Понтия Пилата «Мастер и Маргарита»

Понтий Пилат – прокуратор Иудеи, реальная историческая личность. Характерная деталь в облике героя – белый плащ с кровавым подбоем, что символизирует связь святости с кровью. С этим героем связана одна из важнейших морально-психологических проблем в романе – это преступная слабость, которая привела к смерти невинного человека.

Будучи мизантропом и пессимистом, прокуратор был привязан только к своему пса Банге и постоянно страдал от жестокой мигрени. Однако Иешуа Га-Ноцри удалось на время вылечить его, от чего он убедился не только в невиновности арестанта, но и в его чудодейственных силах. Если бы не одно обстоятельство, Понтий Пилат был готов подписать оправдательный приговор обвиняемому и отправить его в Кемари Стратонова, где находилась резиденция прокуратора.

Читайте также:  Жизненный путь пьера безухова в романе "война и мир": духовный путь исканий, история жизни, этапы биографии

Он делает слабые попытки спасти Иешуа, предлагая тому соврать. Но Иешуа чувствует, что не виноват, и не собирается говорить ложь. Затем Пилат пытается спасти Иешуа в разговоре с первосвященником Каифой. Понтий Пилат говорит того, что в честь праздника Пасхи один из заключенных должен быть спасен, и он желает освободить Иешуа Га-Ноцри. Каифа против. Но побоявшись потерять свое место, он приговаривает Иешуа к смертной казни. Пилат испытывает моральное поражение, капитулирует перед страхом за свою жизнь. За ложный моральный выбор Пилат на протяжении тысячелетий расплачивается мучениями совести. Прокуратор хотел идти рядом с Иешуа лунной дорожкой. И только после двух тысяч лет раскаяния перед Пилатом пролег долгожданный путь – дорога к свету. Лунный свет у Булгакова является символом Истины, вечного духовной жизни.

По сравнению с историческим прототипом, булгаковский герой был немало облагороженный. Так, например, в подтексте не указывались его жажда наживы и любовь к взяточничеству, через которые прокуратор был позже смещен с поста. По средневековой легенде имя героя происходило от имен его родителей – Пила (дочь мельника) и Ат (король-звездочет). В Ершалаиме его принято было называть не иначе, как игемон.

Источник: https://fizika-ili-himija.ru/harakteristika-pontiya-pilata-mayster-i-margarita/

Характеристика Понтия Пилата | Инфошкола

Один из главных героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита» — пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат.

Прежде всего отмечу необыкновенную не только физическую, но и психическую силу натуры. Думается, только благодаря ей «плод запретной любви» — внебрачный сын «короля-звездочёта и дочери мельника, красавицы Пилы» — смог достичь своего положения.

В прошлом это опытный и мужественный воин. Его голос сорван командами не только в сухой пыли городов, но и в страшном месиве схваток с дикими и воинственными германцами, то и дело осаждающими северные рубежи Империи.

Обратите внимание

Можно не сомневаться: не один лишь командир первой кентурии, гнусавый урод Марк, метко прозванный Крысобоем (чуть было не расставшийся с жизнью в Долине Дев), а десятки, если не сотни соратников Пилата — воины всех подчинённых ему кентурий — самой своею жизнью обязаны этому человеку — всаднику Золотое копьё, не предавшему ни одного из них.

Равно Пилат и могущественный деятель. Железной рукой вершит он судьбы вверенных ему областей. Природный ум, сильная воля и житейский опыт позволяют прокуратору с лёгкостью выходить из самых затруднительных ситуаций. Задолго способен он предсказать ход текущих событий, привык быть хозяином положения, при случае не побоится и взять ответственность на себя.

Правда, Пилат вспыльчив, и окружающие не всегда способны предугадать, в сколь причудливые формы изольётся его гнев. В минуты боя гнев придаёт силы, спасая жизнь; в обманчивой тишине дворцов может затмить разум и стать угрозой не только благополучию или карьере, но даже и самой жизни.

Впрочем, при необходимости грозный правитель Ершалаима умеет прекрасно владеть собой — подходящую к случаю роль он сыграет, как прирождённый актёр.

Вспомним хотя бы финал диалога с мрачным первосвященником Каифой — того, что состоялся «четырнадцатого числа весеннего месяца нисана» «на верхней террасе сада у двух мраморных белых львов, стороживших лестницу», того, в котором окончательно решилась участь нищего философа Иешуа:

«Прокуратор хорошо знал, что именно так ему ответит первосвященник, но задача его заключалась в том, чтобы показать, что такой ответ вызывает его изумление. Пилат это и сделал с большим искусством. Брови на надменном лице поднялись, прокуратор прямо в глаза поглядел первосвященнику с удивлением.

— Признаюсь, этот ответ меня поразил, — мягко заговорил прокуратор, — боюсь, нет ли здесь недоразумения …

Да, Пилат способен подавить охватывающий его гнев — тот, что уносит, «удушая и обжигая», «самый страшный гнев — гнев бессилия»: «Что ты, первосвященник! – чеканит он слова Каифе.

— Кто же может услышать нас сейчас здесь? Разве я похож на юного бродячего юродивого, которого сегодня казнят? Мальчик ли я, Каифа? Знаю, что говорю и где говорю.

Оцеплен сад, оцеплен дворец, так что мышь не проникнет ни в какую щель! Да не только мышь, не проникнет даже этот. Как его … из города Кириафа».

Прокуратор Иудеи не знает, как зовут уроженца Кириафа, или просто не желает марать уста его именем? Он, как видно, вообще презирает людей. Но что же тут удивительного? Ведь ему давно знакомы все их замашки и правила.

Важно

Своими глазами видел Пилат, как при случае бросаются они всем скопом на одного, словно «собаки на медведя». Тут уж не жди пощады. Ведома игемону и их странная любознательность — к примеру в вопросах о «государственной власти», и то, как торопятся они зажечь светильники, чтобы лучше разглядеть лицо говорящего. А эта страсть к деньгам?

Тем сильнее, тем пронзительнее будет удивление, когда столкнётся он с другой реальностью — с правдой «бродячего юродивого» из города Гамалы: « … итак, Марк Крысобой, холодный и убеждённый палач, люди, которые, как я вижу … тебя били за твои проповеди, разбойники Дисмас и Гестас, убившие со своими присными четырёх солдат, и, наконец, грязный предатель Иуда — все они добрые люди?
— Да, — ответил арестант.
— И настанет царство истины?
— Настанет, игемон, — убеждённо ответил Иешуа.
— Оно никогда не настанет! — вдруг закричал Пилат таким страшным голосом, что

Иешуа отшатнулся».

Тем болезненнее будут потом и муки совести, тем глубже и значительнее прозрение. Прозрение человека, полагавшего, что для него уже нет и не может быть ничего нового на этой бренной и бесконечно грустной земле.

«Но помилуйте меня, философ! – молит Пилат в своих снах (не правильнее ли назвать их кошмарами?), что одолевают с тех пор, как встал на его пути бездомный бродяга Иешуа. Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?»

И всякий раз следует открывающее душу признание: «Разумеется, погубит. Утром бы ещё еще погубил, а теперь, ночью, взвесив всё, согласен погубить. Он пойдёт на всё, чтобы спасти от казни решительно ни в чём не виноватого безумного мечтателя и врача!».

Любопытно, что автор даже наделил своего героя тяжкой болезнью, «от которой болит полголовы», — мигренью. Болезнь эта издавна считалась верной спутницей эпилепсии.

Булгаков мог узнать об этом ещё в годы своей юности — учась на медицинском факультете Университета Св. Владимира.

Однако сейчас важнее другое: несомненная черта людей подобной организации – наряду с болезненной гордостью, подозрительностью или, скажем, брезгливостью — исключительная, прямо-таки феноменальная честность.

Она-то и делает переживания Пилата особенно мучительными: что же помешало ему спасти от смерти беднягу Иешуа? В самом деле, что?

«Трагедия кричащей совести, — это справедливый итог переживаниям Пилата, суд, от которого нельзя уйти, который нельзя обмануть, становится одной из глубинных тем романа. Это очень не бытовая тема.

Совет

Сознательно ли Булгаков сделал своего героя таким? Или он угадал его природу своей интуицией — интуицией гениального художника? Предлагаю судить об этом самому читателю.

Источник: https://info-shkola.ru/harakteristika-pontiya-pilata/

Образ Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита» — сочинения для 11 класса

  1. Одиночество – цена высокого положения в обществе
  2. Встреча близкой души
  3. Раскаяние и тщетные попытки исправить ошибку
  4. Проблема совести в романе

Понтий Пилат в «Мастере и Маргарите» Булгакова является персонажем Мастера, то есть героем романа в романе, которые в конце произведения сходятся с одну общую развязку. Историю о Прокураторе, отправившем на смертную казнь странствующего философа Иешуа Га-Ноцри, проповедующего любовь, написал Мастер и поплатился за свою смелость в выборе темы для произведения.

Одиночество – цена высокого положения в обществе

В романе «Мастер и Маргарита» образ Понтия Пилата является одним из самых противоречивых и трагичных персонажей. Пятый прокуратор Иудеи прибыл в Ершалаим на службу из Рима. В его обязанности входило судить преступников города, который он ненавидел.

Несмотря на свою безрадостную работу, достаточно высокое материальное положение и социальный статус Понтий Пилат сумел сохранить мудрость и человеческие моральные качества. Он одинок, так как в его окружении нет человека, с которым он мог бы быть откровенным. Ему не с кем поделиться своими сомнениями или радостями.

Поэтому рядом с ним всегда лишь его пес Банга, который является самым близким и единственным другом прокуратора.

Встреча близкой души

В романе Мастера описывается одно судебное рассмотрение дела, на котором предстал Иешуа по прозвищу Га-Ноцри, обвиняемый в настраивании людей разрушить храм существующей власти. В диалоге между обвиняемым и прокуратором Иудеи сначала царит напряжение.

Игемона этот странный мыслитель называет добрым человеком, а также утверждает, что злых людей не бывает, а есть лишь несчастливые. Этот факт злит Пилата. Он не привык, чтобы его – прокуратора Иудеи Понтия Пилата, отличающегося гордостью и подчеркнутым чувством собственного достоинства, воспринимали без боязни.

Подобное обращение он расценил, как неуважение к своей персоне.

Однако со временем Пилат и Иешуа начинают симпатизировать друг другу. Но услышав недопустимые речи, с которыми в глубине души и соглашался, прокуратор пришел в ярость и огласил решение о смертном приговоре.

Карьера и статус перевесили симпатию к доброму и бесстрашному парню на весах судейской справедливости Пилата. Может, это было проявлением трусости, а не великой власти?

Тщеславию Пилата был нанесен удар. Ведь какой-то проходимец духовно богаче и счастливее его.

Он попросту испугался признать ту простую философию добра и любви, которую нес молодой пророк. В принятии решения Понтий Пилат руководствовался не сердцем и даже не здравым смыслом, а лишь непроверенными фактами и злостью из-за уязвленного самолюбия.

Он приговорил Иешуа к смертной казни на основании донесения некого Иуды из Кириафа. Назначая приговор, прокуратор верил, что ему удастся спасти Мессию. Ведь накануне праздника Пасхи первосвященник иудейский имеет право оправдать одного из подсудимых.

Раскаяние и тщетные попытки исправить ошибку

Трое остальных преступников судились за тяжкие грехи, поэтому Понтий Пилат был уверен, первосвященник Каифа оправдает Иешуа.
Однако когда решение первого духовного лица Ершалаима оказалось иным, ведь он решил оправдать убийцу Варраву, Пилат понял страшные последствия своей ошибки, однако не мог ничего поделать.

Его терзания усилились от сведений о том, что Иуда донес на Иешуа только ради того, чтобы получить деньги от первосвященника, а также, когда начальник тайной стражи прокуратора в деталях рассказал о поведении Га-Ноцри на казни. «Единственное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость» – поведал Афраний.


Обратите внимание

Понтий Пилат не находил себе места, ведь он предал казни единственную близкую ему душу. Он понимал, что больше не хочет находиться на этой должности и в том городе, где он утвердил столько смертных казней, ощущая невинную кровь на своих руках. Пилат всей душой хотел сделать хоть что-то, чтобы очистить свою совесть, хотя и понимал, что не сможет вернуть Иешуа.

По его косвенной просьбе убили Иуду, а единственного последователя странствующего философа Левия Матвея он решил забрать к себе.

Проблема совести в романе

Через характеристику Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита» реализуется решение проблем трусости и совести. Каждый из нас лишь человек, который может совершить ошибку. И пусть ошибка Понтия Пилата была неисправима, он осознал содеянное и раскаялся в этом.

Не высшие силы, а его совесть не давала ему спать в каждое полнолуние, а когда ему и удавалось уснуть, он видел Иешуа и мечтал пойти вместе с ним по лунной дорожке. Он думал теперь совсем иначе, чем поступил: «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок».

Спасти римского прокуратора из тюрьмы собственной совести и исполнить его желания быть рядом с Мессией смог его создатель – автор романа о Пилате – Мастер. Вознесшись на небо, Воланд показал Мастеру своего героя, веками мучившего от одиночества и угрызений совести, и позволил ему завершить свое произведение, финалом которого стала фраза: «Свободен».

Характеристика образа Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова | источник

М.А. Булгаков Мастер и Маргарита

Источник: http://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/obraz-pontiya-pilata-v-romane-master-i-margarita-sochineniya-dlya-11-klassa.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector