Иллюстрации к поэме “мертвые души” гоголя художника п. п. соколова (рисунки, картинки)

Иллюстрации П.М.Боклевского к поэме Гоголя «Мертвые души»

«Мертвые души» Гоголя были настольной книгой Боклевского. В кругу друзей художник любил читать вслух отрывки из поэмы Гоголя, и, по общему признанию, чтение это было мастерским, артистическим.

«Альбом гоголевских типов в рисунках художника П.Боклевского»

Герои Гоголя не были для Боклевского выдуманными, книжными персонажами. Он долгие годы жил в Рязанской губернии и легко узнавал в чиновниках и помещиках города N хорошо известные ему нравы русской провинции.

«Альбом гоголевских типов в рисунках художника П.Боклевского»

К портретам персонажей «Мёртвых душ» Боклевский приступил, по-видимому, в середине 50-х годов, когда началось его сближение с кружком Островского. Публикация гоголевских типов из «Мёртвых душ» началась в 1875 году с журнала «Пчела». В 1882 году впервые появился в печати «Альбом гоголевских типов в рисунках художника П.Боклевского». 

Иллюстрированию Гоголя художник посвятил всю свою жизнь. Наиболее полно представлены рисунки П.М.Боклевского в Полном собрании сочинений Н.В.Гоголя, вышедшем в 1912 году под редакцией Овсяннико-Куликовского.

«Альбом гоголевских типов в рисунках художника П.Боклевского»

Боклевский полностью отказывается от воспроизведения бытовых деталей, обстановки. Его главная задача – передать интеллектуальную скудость, нравственное убожество гоголевских типов. Поэтому художник ограничивается только портретами героев, концентрирует внимание на изображении их лиц.

«Альбом гоголевских типов в рисунках художника П.Боклевского»

В многочисленных портретах Чичикова Боклевский сумел передать и мягкую вкрадчивость Павла Ивановича и твёрдость его характера, скрытого под этой кажущейся мягкостью.

Круглое лицо, цветущие щёки, полный подбородок, волосы, гладко и аккуратно зачёсанные, почтенные, лысеющие височки говорят о степенности благонамеренного человека.

Плавные, круглые линии овала лица Павла Ивановича находятся в контрасте с острыми, косыми штрихами, резко вычерчивающими хищный нос, тонкие брови, хитрые глаза Чичикова. На губах «херсонсого помещика» застыла заученная, любезная улыбка. Так художник создаёт образ осторожного хищника, человека, ведущего двойную игру.

«Альбом гоголевских типов в рисунках художника П.Боклевского»

Приторную любезность отъявленного плута замечательно передает эскизный портрет Чичикова во весь рост. Павел Иванович идет на зрителя. Он склонился в почтительном полупоклоне, на лице улыбка, в знак приятности он снял картуз и держит его в левой руке.

Правая – у сердца, причем мизинец  жеманно отставлен, так как Павел Иванович не чужд изящных манер. Коварные замыслы Чичикова выдают только походка да глаза в узких щелках. Павел Иванович едва переступает, он крадется, соблюдая осторожность вора.

Его глаза, окруженные сетью морщинок, явно смеются над простаками, которые так легко доверяются ему.

«Альбом гоголевских типов в рисунках художника П.Боклевского»

Манилов представлен художником отдыхающим в послеобеденный час. Распустив галстук, расстегнув жилет, с неизменной трубкой с длинным чубуком, он нежится в мягком кресле. Манилов – деликатный, образованный барин.

Поэтому пуховики располагают его к мечтательности. Он завёл глаза, запрокинул голову – унёсся фантазией под облака.

Однако с подушек он не поднимается, пребывает в полной праздности, и зрителю ясно, что фантазии Манилова так же эфемерны, как дым, выходящий из его трубки.

«Альбом гоголевских типов в рисунках художника П.Боклевского»

Собакевич – помещик-кулак. В соответствии с фамилией художник придал его физиономии угрюмую свирепость цепного пса. Из-под нависших бровей на нас подозрительно глядят маленькие звериные глазки.

Губы сложены в брюзгливую гримасу. Таков Собакевич в ряде погрудных изображений.

Акварельный же портрет Собакевича в коричневом костюме с ногами, повёрнутыми носками внутрь, заставляет вспомнить о сходстве нашего героя с «медведем средней величины».

«Альбом гоголевских типов в рисунках художника П.Боклевского»

Коробочка – «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов». Акварельный портрет Коробочки представляет добродушную старушку небольшого роста, в чепце и капоте, в смешных вязаных башмачках.

Круглая, мягкая фигура Настасьи Петровны, с какой-то тряпкой, повязанной на шее, удивительно напоминает плотно набитый куль или мешок – немаловажный атрибут домовитой помещицы. Боклевский часто придаёт гоголевским персонажам наружность, сходную с тем или иным животным. Это создаёт у зрителя дополнительные ассоциации, которые способствуют лучшему пониманию сущности образа.

Так, не случайно Собакевич похож на медведя, а Чичиков – на хитрую лису. Коробочка Боклевского заставляет подумать о ком-либо из небольших грызунов, заботливых, домовитых зверьков, которые всё, что ни увидят, тащат в свою норку.

Обратите внимание

В самом деле, у неё круглые, удивлённые глазки, треугольником поднятая верхняя губка, обнажающая резцы, и, наконец, коротенькие ручки, простодушно сложенные поверх выступающего брюшка, совсем как лапки мыши.

«Альбом гоголевских типов в рисунках художника П.Боклевского»

Плюшкин изображён у Боклевского высохшим, беззубым стариком с запавшим ртом, провалившимися щеками, одетым в лохмотья. Вместе с тем художник сумел придать фигуре скупца нечто грозное и зловещее. Это воплощение бесчеловечной, мертвящей алчности. Плюшкин живёт отшельником, в каждом человеке видит вора.

На всех рисунках Боклевского он повёрнут спиной к зрителю, смотрит искоса, через плечо, брови настороженно подняты, мышиные глазки сверлят собеседника. Лучше всяких слов эта поза и этот взгляд рассказывают об отчуждённости от людей «заплатанного». Линии крючковатого носа и выступающего подбородка у Плюшкина почти сливаются.

Это придаёт его физиономии нечто колдовское, страшное.

Источник: https://graalclub.blogspot.com/2013/03/blog-post.html

Презентация по литературе Н. В. Гоголь – иллюстрации к поэме “Мёртвые души”

Инфоурок › Литература ›Презентации›Презентация по литературе Н. В. Гоголь – иллюстрации к поэме “Мёртвые души”

Бесплатно

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Н. В. Гоголь «Мёртвые души» (иллюстрации)
2 слайд Описание слайда:

Это удивительный парадокс – Гоголь не любил иллюстрации к своим произведениям, говорил, что товар нужно продавать, не подслащивая его, но стал одним из самых иллюстрируемых писателей.
3 слайд Описание слайда:

Н.В.

Гоголь начал работу над своим главным трудом – “Мертвые души” в 1835 году. Ни над одним из своих произведений ранее писатель не работал так кропотливо и тщательно, так вдумчиво и напряженно. Настоящее и будущее России стали основными темами книги, найдя свое отражение в живописных и ярких образах героев поэмы, в характеристике их внутреннего мира и духа целой эпохи.

Именно это притягивало иллюстраторов.
4 слайд Описание слайда:

Еще Белинский обратил внимание на особую черту гоголевского таланта, заметив, что “Гоголь не пишет, а как бы рисует кистью”.

Творческая манера Гоголя – обращение к “словесной живописи”, зрительной наглядности изображения, к передаче полноты ощущения жизни – сделала произведения писателя излюбленным объектом для иллюстрирования.    А.А. Агин, П.М. Боклевский, Е.А. Кибрик, В.А. Серов, И.Е. Репин, Н. Альтман, Кукрыниксы – вот неполный перечень русских живописцев, вдохновленных сюжетами Гоголя.

Но особый интерес у художников разных поколений и направлений вызывала поэма “Мертвые души”.
5 слайд Описание слайда:

Иллюстрации к роману «Мёртвые души» создавали выдающиеся русские и зарубежные художники. Любителям книги хорошо известны иллюстрации графиков Б. Кустодиева, Е. Лансере, В. Фаворского, В. Лебедева, Д. Шмаринова, Н.

Важно

Кузьмина, В. Горяева, В. Курдова, Д. Бисти, П.Соколова, М. Шагала,А. Лаптева, В. Маковского и многих других.

6 слайд Описание слайда:

Титульный лист первого издания поэмы (оформлен по рисунку Н. В.

Гоголя)
7 слайд Описание слайда:

Александр Агин (1817-1875) – первый оформитель – признан лучшим иллюстратором поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Вместе с художником-гравером Е. Е. Вернадским, который переводил рисунки Агина в гравюры на дереве, Агин создал первые иллюстрации к поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”.

По их замыслу второе издание “Мертвых душ” должно было сопровождать 100 больших и 100 малых рисунков, но автор неожиданно отказал в переиздании. Пришлось издать только 100 больших иллюстраций без текста, отдельными выпусками по 4 рисунка в каждом. В конце 1846 и начале 1847 г. вышли в свет 72 иллюстрации (все 100 иллюстраций были изданы только в 1892).

Они имели немалый успех и до сих пор остаются лучшими из всех попыток проиллюстрировать “Мертвые души”.
8 слайд Описание слайда:

Чичиков в детстве. Отъезд из дома. Наставления отца.


9 слайд
10 слайд Описание слайда:

«…Вишь ты, вон какое колесо! Что ты думаешь: доедет то колесо, если б случилось, в Москву, или не доедет?..

»
11 слайд Описание слайда:

«Пошла писать губерния!»
12 слайд Описание слайда:

Губернатор
13 слайд
14 слайд Описание слайда:

Чичиков и Собакевич
15 слайд Описание слайда:

Собакевич за едой
16 слайд Описание слайда:

Читайте также:  Образ и характеристика николеньки в повести "детство": описание внешности и характера главного героя, портрет и биография

Чичиков у Коробочки
17 слайд Описание слайда:

Чичиков у Плюшкина
18 слайд Описание слайда:

Плюшкин и Чичиков
19 слайд
20 слайд
21 слайд Описание слайда:

Возвращение от прокурора
22 слайд Описание слайда:

капитан Копейкин
23 слайд Описание слайда:

Пётр Боклевский, гениальный русский рисовальщик и иллюстратор, создал серию «типов» и для гоголевских «Мертвых душ». (1840)

24 слайд
25 слайд Описание слайда:

Изображая своих героев, художник всячески подчеркивал их отрицательные черты и физическую неприглядность. Иван Антонович, кувшинное рыло
26 слайд Описание слайда:

Председатель палаты
27 слайд Описание слайда:

Губернатор
28 слайд Описание слайда:

Дата приятная во всех отношениях
29 слайд Описание слайда:

Вельможа
30 слайд Описание слайда:

Прокурор
31 слайд
32 слайд Описание слайда:

Собакевич
33 слайд
34 слайд
35 слайд
36 слайд Описание слайда:

Коробочка
37 слайд Описание слайда:

Коробочка
38 слайд
39 слайд Описание слайда:

Капитан Копейкин
40 слайд Описание слайда:

В 1958 году Государственное издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР выпустило поэму со 167 рисунками художника А. М. Лаптева (1905 – 1965). Талантливый художник своими живыми иллюстрациями рассказал поэму от начала до конца.
41 слайд
42 слайд Описание слайда:

Туалет Чичикова
43 слайд
44 слайд
45 слайд Описание слайда:

Собакевич
46 слайд Описание слайда:

Собакевич
47 слайд Описание слайда:

Коробочка
48 слайд Описание слайда:

Жадность Коробочки
49 слайд Описание слайда:

Дама приятная и дама приятная во всех отношениях
50 слайд Описание слайда:

Иван Антонович, Кувшинное Рыло
51 слайд Описание слайда:

Ноздрёв и Чичиков
52 слайд
53 слайд Описание слайда:

Плюшкин у ларя
54 слайд
55 слайд
56 слайд
57 слайд Описание слайда:

Капитан Копейкин
58 слайд Описание слайда:

Улица губернского города
59 слайд Описание слайда:

Губернский город, 1820 – 30 годы
60 слайд Описание слайда:

Птица – тройка
61 слайд Описание слайда:

СОКОЛОВ Петр Петрович (1821-99), живописец, акварелист, рисовальщик. Жанрист, баталист, анималист, портретист, пейзажист, иллюстратор. Создал свою коллекцию иллюстраций к «Мёртвым душам». Чичиков у гостиницы губернского городка
62 слайд Описание слайда:

Туалет Чичикова
63 слайд Описание слайда:

Экипаж Коробочки
64 слайд Описание слайда:

Обед у Собакевича
65 слайд Описание слайда:

Приезд к Плюшкину
66 слайд Описание слайда:

У Плюшкина
67 слайд
68 слайд Описание слайда:

Ноздрёв и Чичиков на псарне
69 слайд Описание слайда:

Петрушка
70 слайд Описание слайда:

Иллюстрации
71 слайд Описание слайда:

Губернский город, 1820 – 30 годы, М. Добужинский
72 слайд Описание слайда:

Губернский город, 1820 – 30 годы
73 слайд Описание слайда:

Губернское общество
74 слайд
75 слайд Описание слайда:

Дамы города NN
76 слайд Описание слайда:

Народ в поэме
77 слайд Описание слайда:

Птица – тройка
Бесплатно

Краткое описание документа:

Общая информация

Совет

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс Бесплатно Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-n-v-gogol-illyustracii-k-poeme-myortvie-dushi-2783783.html

Иллюстрации А.А.Агина к поэме Гоголя “Мертвые души”

     Еще при жизни художника, закончившего свой путь учителем рисования в Киевском кадетском корпусе, затворившегося в казарменных дортуарах от славы, голода и творчества, даже будто бы забывшего о великих своих свершениях – эти иллюстрации сравнивали с гольбейновской сюитой “Пляска смерти”.

Белинский называл Агина “великим художником”, а Валериан Майков утверждал, что замечательный график в черно-белом своем цикле “понял картинность описаний Гоголя, бездну красок, потраченных на эти описания, и все достоинства его поэмы”.

     Легендарные сто рисунков Агина к поэме Гоголя были решены в очень определенном графическом ключе: Агин выбрал линейный рисунок для голов и рук персонажей, словно бы люди эти не имеют объема. И плотную черную заливку – для их костюма и обуви. Как если бы одеяние помещено на манекене, на плоской картонной фигурке.

Серым туманом возникали на стенах агинских интерьеров тени персонажей – причудливые, странные и страшные клубы “пузырей земли”. Тонким рассыпающимся во прах штрихом рисовал художник столы, двери, гнутые стулья, занавеси, люстры – обреченные исчезнуть вещи, двоящиеся в своих отражениях.

И только ключ от кладовой Плюшкина, который тот держал в руках, имел фактуру, объем, как бы большую, чем у хозяина, телесность… Бесконечно интересно вникать в пластический язык Агина, раскрывая для себя все новые детали и оттенки смысла в его рисовании. Вот руки Плюшкина и беседующего с ним Чичикова.

Здесь художник воспользовался вдруг светотенью, захотел дать эти руки не линейно, но объемно. Но как он это сделал? Правая рука Плюшкина лежит под левою, изображенною почти только линией.

И правая рука – тяжелая, со скрюченными в хватательном движении пальцами, а если вглядеться в рисунок – здесь вовсе и не пять только пальцев, из-за вещественности тени кажется, что пальцев по крайней мере десять. А левая “говорящая” рука Чичикова? Он как-то вытянул ее ее вперед, доказывая и рассуждая, но словно бы протягивает длань, прося подаяния. А остывшее черное жерло камина, куда заглядывает Плюшкин в поисках исчезнувшей четвертки? “Вот погоди-ко: на страшном суде черти припекут тебя за это железными рогатками!” – говорит он Мавре, но кажется, что сам увидал чертей под золою и прахом.

Чичиков и Плюшкин “Одолжите, Федосей Федосеевич, дельце за № 368!”

       Агинский Плюшкин – центр иллюстраций к “Мертвым душам”. В этом лице соединяются черты самых разных персонажей – и Чичиков в старости, и Манилов, разуверившийся в “дружбе”, и взявшийся за ум Ноздрев, и чиновники канцелярии, разыскивающие сакраментальное “дельце № 368”, – могут оказаться схожими с эти мертвым жильцом российского захолустья.

Чичиков и Плюшкин Чичиков у зеркала

       Плюшкин, получивший от Чичикова деньги… Помните? “Которые тот принял в обе руки и понес их в бюро с такою же осторожностию, как будто бы нес какую-нибудь жидкость, ежеминутно боясь расхлестать ее”. Плюшкин этого мгновения изображен Агиным в полуфас.

Мы видим только один светящийся алчностью глаз, странно живой на мертвом лице, не на лице – обтянутом кожей черепе. Раскрыты ладони с купюрой, и нам ощутимо дрожание этих рук, в которых художник словно бы пересчитывает косточки, как анатом. А Павел Иваныч за спиною Плюшкина – только плоская тень в эти секунды, он дан штрихом, как мебель в других картинах.

       Но вот и Чичиков обретает объем в знаменитой сцене перед зеркалом. Заглядевшись на себя, он произносит: “Ах ты, мордашка эдакой!” Черная плотная фигура с выпяченным задом стоит перед свечой, освещающей ноздри и подбородок, а в зеркале отражается плоскорукий манекен, чурбак деревянный, одетый в белое, как покойник…

       Есть у Агина и еще один Чичиков в объеме – после бала, окончательно скомпрометировавшего Павла Ивановича. Будто даже нечто человеческое является на обтекаемом пустом лице – страдание, отчаяние. Но это все-таки не человек – муляж. Поднял руки кверху, словно шарниры перевернулись, едва может согнуть деревянные ноги.

Обратите внимание

А фрак его Агин штрихует крест-накрест – в мельчайшую сеть пойман Чичиков. “Чтоб вас черт побрал всех, кто выдумал эти балы!”

Чичиков и Собакевич Чичиков и Ноздрев

       В раме обложки агинского альбома рисунков к “Мертвым душам” шли прописью гоголевские фразы: “Смерть поражает нетрогающийся мир. И еще сильнее, между тем, должна представиться читателю мертвая бесчувственность жизни”.

Эту мертвую бесчувственность художник передал почти исключительно в портрете, ибо ситуации и сцены поэмы Гоголя также были для него лишь средством еще в одном ракурсе, еще с одной стороны показать героев “Мертвых душ”. Иногда он, что называется, “списывал их с натуры”.

Крупным чиновником, принимающим капитана Копейкина, изобразил он николаевского министра финансов Вронченко.

А в сплетниках, перешептывающихся на бале, современники искали сходство с Булгариным, которого Агин окарикатурил еще в соллогубовском “Тарантасе”: в балетной пачке и дамской шляпе плясал на книгах жирный фигляр, описывая круги возле чернильницы…

       Разумеется, портретами персонажей невозможно исчерпать бесконечные глубины поэмы Гоголя. Ведь гениальный писатель не только ведет свой “детективный” сюжет. Здесь важнейшую роль играют лирические отступления, размышления о родине, освещенные гневом и любовью, горестные заметы сердца и ума.

Читайте также:  Князь утятин в поэме "кому на руси жить хорошо": образ, характеристика, описание

Здесь легенды и анекдоты, обычаи и судьбы. В первых листах иллюстрационного цикла Агина к “Мертвым душам появился “карточный стол, тешащий всю Россию”. Именно этот – символический – стол, хоть и изображенный в связи с вистом у полицмейстера, где Чичиков знакомится с Ноздревым. Странное дело – в рисунке Агина вовсе и нет этих двоих.

Здесь больше анонимы, жирные и лысые господа, погруженные в низкую свою страстишку. Бесконечные планы этого рисунка: первый, где вистует прокурор и внимательно разглядывает взятки жандармский полковник. Второй, где беседуют дамы. Третий со сплетничающими гостями. Четвертый, шестой… Какой-нибудь десятый, где в далекой перспективе будто еще один карточный стол и за ним сутулые оплывшие фигуры “патриотов”, криво повешенные зеркала, картины, люстры…

Из книги

: Пистунова А.М. Единосущная троица. – М.: Советская Россия, 1978 .

Чичиков и Манилов. “Нет, я не то, чтобы совершенно крестьян, – сказал Чичиков, – я желаю иметь мертвых…” Чичиков и Коробочка. “Уступите-ка их мне, Настасья Петровна?..” Чичиков и Ноздрев. “Ну послушай: хочешь метнем банчик?..”

*Агин Александр Алексеевич (1817-1875) – российский рисовальщик.

В основном иллюстрировал книги и различные издания, является основоположником российской жанровой иллюстрации. «Сто рисунков к поэме Н. В. Гоголя „Мёртвые души“» выходили в 1848–1847 годах тетрадями по четыре гравюры на дереве в каждой. Полностью вся серия (104 рисунка) была опубликована в 1892 году и фототипически повторена в 1893 году.

Книга с включёнными в текст иллюстрациями Агина, гравированными Бернардским, вышла в 1934 году.

Источник: https://literatura5.narod.ru/gogol_agin.html

Ф. Моллер Иллюстрации П. Боклевского и А. Лаптева к поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» Галерея помещиков. – презентация

1 Ф. Моллер Иллюстрации П. Боклевского и А. Лаптева к поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» Галерея помещиков

2 Узнай героя «…герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлаждённого характера»; «…умел хорошо держать себя. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек»….чиновники… рассматривая это дело каждый про себя, нашли, что … если он поворотится и станет боком, очень сдаёт на портрет Наполеона.

3 Узнай героя «В приёмах своих господин имел что-то солидное и высмаркивался чрезвычайно громко»; «…чиновники… рассматривая это дело каждый про себя, нашли, что … если он поворотится и станет боком, очень сдаёт на портрет Наполеона».

Важно

4 П. Боклевский. Чичиков. «Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был».

5 П. Боклевский. Чичиков.

6

7 Узнай героя «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…»; «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года»;

8 Узнай героя «Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом»; «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года»;

9 Чья усадьба? «…были разбросаны по-английски две- три клумбы с кустами сиреней и жёлтых акаций, пять-шесть берёз небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. Под двумя из них видна была беседка с плоским зелёным куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединённого размышления»;

10 Чей дом? «…больше всего было табаку. Он был в разных вещах: в картузах и в табачнице, и, наконец, насыпан был просто кучею на столе. На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками»; «В доме его вечно чего-нибудь недоставало… В иной комнате и вовсе не было мебели…»

11 П. Боклевский. Манилов … из людей, «известных под именем: люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан…»

12 П. Боклевский. Манилов.

13 А. Лаптев. Усадьба Манилова

14 А. Лаптев. Чичиков у Манилова.

15 А. Лаптев. Дети Манилова Чичиков и Манилова

16 Падение брички Чичикова А. Лаптев

17 Узнай героя «…такой человек как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, всё отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены»; «В один мешочек» отбирает «всё целковики, а в другой полтиннички, в третий четвертачки…»

18 Чья усадьба? «…изветшавший тёс на крышах везде был заменён новым, ворота нигде не покосились, а в обращённых к нему крестьянских крытых сараях заметил он где стоявшую запасную почти новую телегу, а где и две». «Индейкам и курам не было числа; промеж них расхаживал петух мерным шагом… свинья с семейством очутилась тут же…»

Совет

19 Чей дом? «Слова были прерваны странным шипением, так что гость было испугался; шум походил на то, как бы вся комната наполнилась змеями; но, взглянувши вверх, он успокоился, ибо смекнул, что стенным часам пришла охота бить»; «…на картинках не всё были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире…»

20 П. Боклевский. Коробочка

21 Коробочка П. Боклевский. А. Лаптев.

22 Двор Коробочки А. Лаптев

23 А. Лаптев. Чичиков у Коробочки

Источник: https://www.myshared.ru/slide/1091485/

Иллюстрации к Мертвым душам II (А. А. Агин)

Агин Александр Алексеевич (1817-1875) – российский рисовальщик. В основном иллюстрировал книги и различные издания, является основоположником российской жанровой иллюстрации. «Сто рисунков к поэме Н. В.

Гоголя „Мёртвые души“» выходили в 1848–1847 годах тетрадями по четыре гравюры на дереве в каждой. Полностью вся серия (104 рисунка) была опубликована в 1892 году и фототипически повторена в 1893 году.

Книга с включёнными в текст иллюстрациями Агина, гравированными Бернардским, вышла в 1934 году.

Еще при жизни художника, закончившего свой путь учителем рисования в Киевском кадетском корпусе, затворившегося в казарменных дортуарах от славы, голода и творчества, даже будто бы забывшего о великих своих свершениях – эти иллюстрации сравнивали с гольбейновской сюитой «Пляска смерти». Белинский называл Агина «великим художником», а Валериан Майков утверждал, что замечательный график в черно-белом своем цикле «понял картинность описаний Гоголя, бездну красок, потраченных на эти описания, и все достоинства его поэмы».

Легендарные сто рисунков Агина к поэме Гоголя были решены в очень определенном графическом ключе: Агин выбрал линейный рисунок для голов и рук персонажей, словно бы люди эти не имеют объема.

И плотную черную заливку – для их костюма и обуви. Как если бы одеяние помещено на манекене, на плоской картонной фигурке.

Серым туманом возникали на стенах агинских интерьеров тени персонажей – причудливые, странные и страшные клубы «пузырей земли».

Чичиков и Собакевич

Обратите внимание

Тонким рассыпающимся во прах штрихом рисовал художник столы, двери, гнутые стулья, занавеси, люстры – обреченные исчезнуть вещи, двоящиеся в своих отражениях.

И только ключ от кладовой Плюшкина, который тот держал в руках, имел фактуру, объем, как бы большую, чем у хозяина, телесность… Бесконечно интересно вникать в пластический язык Агина, раскрывая для себя все новые детали и оттенки смысла в его рисовании. Вот руки Плюшкина и беседующего с ним Чичикова.

Здесь художник воспользовался вдруг светотенью, захотел дать эти руки не линейно, но объемно. Но как он это сделал? Правая рука Плюшкина лежит под левою, изображенною почти только линией.

И правая рука – тяжелая, со скрюченными в хватательном движении пальцами, а если вглядеться в рисунок – здесь вовсе и не пять только пальцев, из-за вещественности тени кажется, что пальцев по крайней мере десять.

А левая «говорящая» рука Чичикова? Он как-то вытянул ее ее вперед, доказывая и рассуждая, но словно бы протягивает длань, прося подаяния. А остывшее черное жерло камина, куда заглядывает Плюшкин в поисках исчезнувшей четвертки? «Вот погоди-ко: на страшном суде черти припекут тебя за это железными рогатками!» – говорит он Мавре, но кажется, что сам увидал чертей под золою и прахом.

Чичиков и Плюшкин

Агинский Плюшкин – центр иллюстраций к «Мертвым душам».

Читайте также:  Мораль басни "трудолюбивый медведь" крылова (анализ, суть, смысл)

В этом лице соединяются черты самых разных персонажей – и Чичиков в старости, и Манилов, разуверившийся в «дружбе», и взявшийся за ум Ноздрев, и чиновники канцелярии, разыскивающие сакраментальное «дельце № 368», – могут оказаться схожими с эти мертвым жильцом российского захолустья.

«Одолжите, Федосей Федосеевич, дельце за № 368!»

Плюшкин, получивший от Чичикова деньги… Помните? «Которые тот принял в обе руки и понес их в бюро с такою же осторожностию, как будто бы нес какую-нибудь жидкость, ежеминутно боясь расхлестать ее». Плюшкин этого мгновения изображен Агиным в полуфас.

Мы видим только один светящийся алчностью глаз, странно живой на мертвом лице, не на лице – обтянутом кожей черепе. Раскрыты ладони с купюрой, и нам ощутимо дрожание этих рук, в которых художник словно бы пересчитывает косточки, как анатом.

Важно

А Павел Иваныч за спиною Плюшкина – только плоская тень в эти секунды, он дан штрихом, как мебель в других картинах.

Чичиков и Плюшкин

Но вот и Чичиков обретает объем в знаменитой сцене перед зеркалом. Заглядевшись на себя, он произносит: «Ах ты, мордашка эдакой!» Черная плотная фигура с выпяченным задом стоит перед свечой, освещающей ноздри и подбородок, а в зеркале отражается плоскорукий манекен, чурбак деревянный, одетый в белое, как покойник…

Чичиков у зеркала

Есть у Агина и еще один Чичиков в объеме – после бала, окончательно скомпрометировавшего Павла Ивановича. Будто даже нечто человеческое является на обтекаемом пустом лице – страдание, отчаяние. Но это все-таки не человек – муляж.

Поднял руки кверху, словно шарниры перевернулись, едва может согнуть деревянные ноги. А фрак его Агин штрихует крест-накрест – в мельчайшую сеть пойман Чичиков.

«Чтоб вас черт побрал всех, кто выдумал эти балы!»

Чичиков и Ноздрев

Чичиков и Ноздрев. «Ну послушай: хочешь метнем банчик?..»

В раме обложки агинского альбома рисунков к «Мертвым душам» шли прописью гоголевские фразы: «Смерть поражает нетрогающийся мир. И еще сильнее, между тем, должна представиться читателю мертвая бесчувственность жизни».

Эту мертвую бесчувственность художник передал почти исключительно в портрете, ибо ситуации и сцены поэмы Гоголя также были для него лишь средством еще в одном ракурсе, еще с одной стороны показать героев «Мертвых душ».

Чичиков и Коробочка.

«Уступите-ка их мне, Настасья Петровна?..»

Иногда он, что называется, «списывал их с натуры». Крупным чиновником, принимающим капитана Копейкина, изобразил он николаевского министра финансов Вронченко.

А в сплетниках, перешептывающихся на бале, современники искали сходство с Булгариным, которого Агин окарикатурил еще в соллогубовском «Тарантасе»: в балетной пачке и дамской шляпе плясал на книгах жирный фигляр, описывая круги возле чернильницы…

Чичиков и Манилов. «Нет, я не то, чтобы совершенно крестьян, — сказал Чичиков, — я желаю иметь мертвых…»

Источник: https://topru.org/46201/illyustracii-k-mertvym-dusham-ii-a-a-agin/

Иллюстрации к произведениям Н.В.Гоголя

Иллюстрации к произведениям Н.В.Гоголя

Первое графическое воплощение образов поэмы “Мертвые души” было плодом совместного труда рисовальщика Александра Алексеевича Агина (1817-1875) и ксилографа Евстафия Ефимовича Бернардского (1819-1889). Оба художника были уже значительными мастерами, преуспевшими каждый в своей профессии.

«“Мертвые души” быстро разлетелись по Москве, а потом и по всей России, — рассказывал Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859). — Книга была раскуплена нарасхват. Впечатления были различны, но равносильны». «”Мертвые души” потрясли всю Россию. Подобное обвинение необходимо было современной России. Это — история болезни, написанная мастерской рукой» (А.Герцен).

Художник Александр Алексеевич Агин

(1817-1875) был среди тех, кто с восторгом

принял «Мертвые души». Прочитав поэму,

он тотчас же заболел ею. Герои Гоголя словно просились н бумагу. Художник загорелся мыслью проиллюстрировать поэму.

… выронил тут же чубук с трубкою на пол и как разинул рот, так и остался с разинутым ртом в продолжении нескольких минут.

«Разинь, душенька,

свой ротик, я тебе

положу этот кусочек».

«Эк её, дубиноголовая какая! – сказал про себя Чичиков, уже начиная выходить из терпения. – Пойди ты сладь с нею! в пот бросила, проклятая старуха!»

Держа в руке чубук и прихлебывая из чашки, он был очень хорош для живописца, не любящего господ прилизанных и завитых…

слушал все по-прежнему… и хоть бы что-нибудь похожее на выражение показалось на лице его. Казалось, в этом теле не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует…

И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства… лицо … вслед за мгновенно скользнувшим на нем чувством стало еще бесчувственнее и пошлее.

Возвращение от прокурора

Бал у губернатора

  Герои Гоголя не были для П. Боклевского выдуманными, книжными персонажами. Он долгие годы жил в Рязанской губернии и легко узнавал в чиновниках и помещиках города N хорошо известные ему нравы русской провинции.

Совет

Боклевский полностью отказывается от воспроизведения бытовых деталей, обстановки. Его главная задача – передать интеллектуальную скудость, нравственное убожество гоголевских типов. Поэтому художник ограничивается только портретами героев, концентрирует внимание на изображении их лиц.

Унёсся фантазией под облака…

набирают

понемногу деньжонок в

пестрядевые мешочки…

был в некотором отношении

исторический человек

Приторная любезность

отъявленного плута

Помещик-кулак.

Угрюмая свирепость цепного пса

 … воплощение бесчеловечной,

мертвящей алчности.

Огромное количество вариантов портретов героев “Ревизора” создано художником за сорок лет. Многие актёры, играя в “Ревизоре” , в костюме и гриме стремились воплотить персонажи Боклевского.

Капитан Копейкин

Семейство Городничего представляется Хлестакову

Городничий и купцы

“Портрет” в иллюстрациях Кукрыниксов – истинно петербургская повесть. Великий город – участник трагедии Андрея Петровича Чарткова, ставшего модным живописцем с “бойкой” кистью.  Чартков, встречающий у Летнего сада своего профессора, когда-то предупреждавшего юношу, что у него “начинают слишком бойко кричать краски”, – движется спиной к зрителю. Он не услышит, если его и окликнуть. Он глух к голосу совести, к призывам служения искусству.

Кукрыниксовский Башмачкин особенно дорог сердцу тем, что каждый лист, где он появляется, будто заставляет услыхать душераздирающий вопрос Акакия Акакиевича.

ни одного слова не отвечал Акакий Акакиевич… только если слишком была невыносима шутка, …он произносил: “оставьте меня, зачем вы меня обижаете”…

Историческая героика повести «Тарас Бульба» привлекла внимание В.М.Васнецова на самом раннем этапе творчества, когда художник еще учился в Академии. Васнецов стремится прежде всего изобразить центральные, героические образы, показать вольную Запорожскую Сечь

М.Г. Дерегус был талантливым живописцем, создал ряд сложных многофигурных композиций; работал в области портрета, пейзажа и бытового жанра. Поэтично запечатлил в своих работах историю, природу, быт, народных героев Украины.

А.М. Каневский. Российский график, Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР.

Д.А. Шмаринов. Работал в монохромных техниках (уголь и черная акварель), всегда добивался большей выразительности, нежели в тех редких случаях, когда применял цвет. В передаче примет времени Шмаринов безукоризненно верен жизненной правде.

Е. Кибрик. Выполненные в суровой и сдержанной реалистической манере, иллюстрации прекрасно доносят романтическую патетику повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

И.Э. Грабарь. Иллюстрации получались настолько удачными, что Игорь Грабарь получил заказ на иллюстрирование книги Гоголя «Шинель», выпускавшейся как своеобразное приложение к «Ниве» в серии собрания сочинений русских классиков.

А. Герасимов. Один из крупнейших советских художников 1930-х — 1950-х годов. Увлекавшийся в молодости импрессионизмом, он в 1920-е годы начинает писать картины в жанре социалистического реализма. Картины А. М. Герасимова написаны яркими, насыщенными красками.

«А поворотись-ка, сын!».

«Стой! выпала люлька с табаком; не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!»

« Батько! где ты?

Слышишь ли ты?»

В. Е. Маковский. Особенность иллюстраций Маковского состоит в широком показе бытовой обстановки и пейзажа гоголевской эпохи. Выразительно решены отдельные сцены.

Маниловы

Чичиков и Манилов

«Страшная месть»

Чичиков у Коробочки

А.М. Лаптев проиллюстрировал произведения русской и советской классики: «Мёртвые души» и «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя.

Б. М. Кустодиев  (1878 – 1927). Русский художник. Создал циклы иллюстраций к классическим произведениям и к творениям его современников.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/illiustratsii-k-proizviedieniiam-n-v-gogholia

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]