Анализ сказки “богатырь” салтыкова-щедрина: идея, тема, смысл, суть и главная мысль

Анализ сказки Богатырь Салтыкова-Щедрина сочинение

Число сказок Салтыкова-Щедрина собирает в себе 32 написанных произведения.  Но из-за некорректности написания Салтыков-Щедрин так и не сумел опубликовать полное и сформировавшееся собрание. В сентябре 1886 г. напечатали неполный сборник сказок, всего 23 сказки.  Одна из сказок (сказка «Богатырь») автора  была утерянная в архивах и также не была опубликована при жизни писателя.

Сказка «Богатырь» имела резкий разоблачительный и вызывающий характер, она явно была устремлена вопреки свободе слова. Тем самым не давало шансов на быстрое возникновение в печатных изданиях. Лишь в 1922 году сказка была в первый раз напечатана в  журнале.

Жанр сказки знаком каждому человеку с малых лет его жизни.  Когда мы становимся взрослее, мы начинаем все чаще и все лучше понимать, что большинство моментов из тих волшебных и невероятных историй могут быть не такими простыми и конкретными, как нам казалось в детские годы. Большинство авторских сказок имеет явный и немаловажный смысл.

Обратите внимание

Писатели достаточно часто обращаются к этому жанру, чтобы суметь донести до читателей  свои идеи и мысли, которые высказанные прямо могут показаться мятежными. Одним из примеров  такого произведение и является сказка Салтыкова-Щедрина “Богатырь”, которая была написана в 1886 году.

Как и все его произведения, эта сказка также была предназначена для прочтения юному поколению.

В данной сказке автор описал абсолютизм в облике богатыря, который чрезмерно крепко  спал на протяжении нескольких тысячи лет, а простой народ он показал в образе Иванушки.

За то время пока богатырь спал, его злосчастная сторона различными болями переболела, ни разу он, ни ухом не дернул, ни оком не пошевелил, чтобы узнать, из-за чего земля стонет. Не пошевелился богатырь,  даже когда на народ напали сильные и беспощадные противники.

Богатырь, который воплощал власть, оказывается ложным богатырем, в котором уже нет ничего хорошего. Однажды подошел к Богатырю дурочек Иванушка, переломил дупло своим кулаком – смотрит туда, а там змеи у Богатыря тело прям, до самой шеи обглодали.

В данной сказке был спрятан клич к разрушению власти. Писатель в присущей ему манере, довольно резко и точно, высмеял слабости общества того времени и его минусы.

По мнению большого, количества писателей, народные сказки и сказки Щедрина связывает одинаковый сказочный сюжет и использование классических сказочных способов написания. Также в основе, как народного творчества, так и сказок Щедрина находятся народные взгляды на жизнь, сравнение добра и зла и т.д.

Идея, тема, смысл, суть

Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/analiz-skazki-bogatyr-saltykova-shchedrina

Анализ сказки “Богатырь” Салтыкова-Щедрина: идея, тема, смысл, суть и главная мысль

Сатирическая сказка “Богатырь” входит в сказочный цикл выдающегося русского писателя Салтыкова-Щедрина.

В этой статье представлен анализ сказки “Богатырь” Салтыкова-Щедрина: идея, тема, смысл, суть и главная мысль произведения.

Смотрите: Все материалы по творчеству Салтыкова-Щедрина

А. С. Бушмин:


“Резкостью сатирического нападения непосредственно на деспотизм самодержавия выделяются три сказки: «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и «Богатырь». В первой из них сатирик издевательски высмеял административные принципы, а во второй — псевдопросветительскую практику самодержавия, в третьей же, своеобразно повторяя тему «Истории одного города», заклеймил презрением царизм вообще, уподобив его гниющему трупу мнимого богатыря. Главной причиной долготерпения угнетенных масс Салтыков как просветитель-демократ считал отсутствие у них политической сознательности, понимания своего значения как общественной силы.

Воссоздавая в «Сказках» картину крестьянских бедствий, он последовательно проводил идею о необходимости противопоставить эксплуататорам мощь народную.

Он настойчиво внушал «замученному Коняге» и «измалодушничавшему воронью» («Ворон-челобитчик»), запуганным и доверчивым «людишкам» («Богатырь»), что их притеснители — жестоки, но не столь могущественны, как это представляется устрашенному сознанию.


Он стремился поднять сознание масс до уровня их исторического призвания, вооружить их мужеством и верой в свои дремлющие силы, разбудить их огромную потенциальную энергию для коллективной самозащиты и активной освободительной борьбы.” (А. С. Бушмин, комментарий к разделу «Сказки», “Собрание сочинений Салтыкова-Щедрина в 20 томах”, том 16 (часть 1), 1974 г.)

В. Н. Баскаков и А. С. Бушмин:



“Многие сказки при прохождении в печать встретились с цензурными препятствиями, что сказывалось на сроках их опубликования и обязывало автора вносить некоторые смягчающие поправки.

Важно

Сказки «Медведь на воеводстве», «Вяленая вобла», «Орел-меценат» и «Богатырь» при жизни автора вообще не могли пробиться через цензурные барьеры.

Цензурная история сказок свидетельствует об исключительной идейной стойкости Салтыкова.

Конечно, было неизбежным некоторое приглушение идейной остроты произведений. Однако постоянным оставалось стремление писателя преодолевать цензурные препятствия средствами иносказательного мастерства.”

(комментарии, В. Н. Баскаков, А. С.

Бушмин, раздел V статьи «Сказки», “Собрание сочинений Салтыкова-Щедрина в 20 томах”, том 16 (часть 1), 1974 г.)

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/11/analiz-bogatyr-saltykov-shhedrin-ideja-tema.html

Сочинение Анализ сказки Богатырь Салтыкова-Щедрина (идея, тема, смысл)

По мнению большинства критиков, произведение «Богатырь» является одной из сказок Салтыкова-Щедрина, которая наделена резкостью сатирического нападения на сложившуюся в стране ситуацию.

Автор фактически повторяет и пересказывает тему, которую ранее поднимал в «Истории одного города», он старается поднять тему царизма, а в новой сказке сравнивает его с трупом мнимого царя, который уже начал разлагаться и привлекать внимание окружающих людей.

Салтыков был уверен, что причиной всех проблем является то, что у каждого гражданина в отдельности отсутствует политическое и гражданское самосознание, позволяющее следить за происходящем в стране. Он не понимает, что люди не осознают мощность общественной силы.

Он показывает, что народная масса может спокойно противостоять политическому давлению. Что притеснители на самом деле не так жестоки и могущественны, как кажется простому человеку. Таким образом Щедрин старался подтолкнуть народ на настоящее противостояние, давление общественных масс должно подняться и исправить сложившуюся ситуацию.

Несмотря на все это, автор старается выдерживать цензуру, его произведения проходят в большую печать. Он старается описать существующие проблемы так, чтобы не задеть государственную власть. Формулирует основные идеи так, чтобы понять их смог только думающий и мыслящий народ, сопереживающий существующим проблемам.

Автор серьезно обеспокоен происходящим, он не понимает откуда возникла подобная необразованность. Почему народ не задумывается о том, что он свободен и может управлять политической обстановкой в стране? Автор сам не находит ответов на эти вопросы, он только старается намекнуть населению, обычным гражданам, что в принципе нет ничего невозможного.

Но автор больше настаивает на моральном воспитании отдельных граждан, он взывает к их личному долгу и ответственности. Данные призывы не всегда дают значимый результат, но при этом остаются актуальными до сих пор, так как поднимают проблем острозначимые и социальные, ведь правительства частично не меняются, а остаются прежними, как и проблемы в государстве и среди народа.

← Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Орел-меценат
← Анализ сказки Приключение с Крамольниковым Салтыкова-Щедрина↑ ДругиеАнализ сказки Самоотверженный заяц Салтыкова-Щедрина (идея, тема, смысл) →
Анализ сказки Дурак Салтыкова-Щедрина (идея, тема, смысл) →

  • Сочинение Взаимоотношения родителей и детей ЕГЭ 11 класс
    Родители – самые близкие люди, которые есть у человека с того момента как он появляется на свет. Конечно, есть исключения, когда судьба разъединяет семьи или когда родители сами бросают своих нежеланных детей, но большинство родителей любят своих
  • Что случится с человеком, если у него отобрать мечту? Итоговое сочинение 11 класс
    В первую очередь все зависит от стойкости человека, если он силен духом, то сможет пережить эту потерю и найти в себе силы на реализацию нового проекта. А вот для слабых духом людей такая потеря мечты может привести к полной утрате смысла жизни.
  • Сочинение Анализ рассказа Грамматика любви Бунина
    Бунин – умелый на описание любовных отношений художник, каких только вариаций отношений между мужчиной и женщиной не увидишь в его произведениях. Иногда рисуются сюжеты полностью фантастические
  • Почему конфликт отцов и детей вечен? Итоговое сочинение
    С уст Федора Ивановича Тютчева, проживавшего в 19 веке, прозвучала фраза: «Одно поколение, словно волна, набегает на другое, совсем не зная друг друга». Этим высказыванием нетрудно охарактеризовать бытующий
  • Что такое поколение? Итоговое сочинение
    Собственно термин поколение может трактоваться различным образом, в зависимости от сферы применения. К примеру, поколение в генетике представляет собой совершенно иное

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-skazki-bogatyr-saltykova-shchedrina-ideya-tema-smysl

Спи, Богатырь! Анализ сказки Салтыкова-Щедрина

Искусство и развлечения 8 мая 2013

Такой жанр как сказка знаком каждому с детства. Став взрослее, мы начинаем понимать, что многие моменты в этих волшебных историях могут оказываться вовсе не столь однозначными, как нам казалось в юные годы. Ряд сказок, особенно авторских, а не народных, имеет явный глубинный подтекст.

Литераторы частенько обращались к данному жанру, чтобы иметь возможность в иносказательной форме донести до аудитории те мысли и идеи, которые, будучи напрямую высказанными, могли бы показаться крамольными. Примером одного из таких произведений служит сказка Салтыкова-Щедрина «Богатырь», написанная в 1886 году.

Как и прочие его работы, эта адресована детям «возраста изрядного» – проще говоря, до сути истории дойдут взрослые люди. Даже поверхностный анализ сказки Салтыкова-Щедрина позволяет понять, что под верхним «лубочно-народным» слоем скрыт смысл более глубокий и волнующий автора.

Совет

Писатель в особой манере, довольно едко и умно, высмеивал пороки тогдашнего общества и его недостатки.

Прежде, чем производить анализ сказки Салтыкова-Щедрина, стоит напомнить, что жил и творил автор в России XIX века, происходил из знатного дворянского рода. Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин (1826-1889 гг.) долгое время сочетал писательство с государственной службой, работая чиновником. Позже, он был известным редактором и публицистом различных изданий.

Само произведение «Богатырь» невелико по объему. Поэтому может показаться, что анализ сказки Салтыкова-Щедрина будет простым занятием. Но, как и другие работы автора, эта совсем непроста.

Внешне – это история о силаче, проспавшем всю жизнь в дупле, вместо того, чтобы защищать свой народ от жестоких набегов чужеземцев. Но под видом Богатыря, пугавшего одним своим храпом всех в округе, просматривается вложенная писателем другая идея.

Здесь обличается недальновидность правящего класса, несоответствие поступков верхушки ожиданиям и потребностям простого люда.

Начав анализ сказки Салтыкова-Щедрина, читатель первым делом замечает, что внешнее ее сходство со сложенными народом былинами достаточно велико. Тут встретим знакомых сказочных героев – Бабу Ягу и ее сына – Богатыря, обладателя силищи знатной, дубравы лесной сокрушителя.

Распознаем известные народные мотивы, дух и речь старорусскую. Узнаваемы также размышления и поступки «своих», которые боятся даже храпа богатырского, но только на его защиту и полагаются. Понятны и «супостаты», которые звуков раскатистых пугались, да обворовывать соседей тысячу лет не решались, пока защитник спал.

В стране сказочной, пока спал Богатырь, «свои» сами друг друга так изводили, что «чужим» бы и не снилось. Когда же вражьи силы напали на страну, где силач в дупле почивал, оказалось, что давно он умер, и змеи съели тело его в дупле, где спал. Не оправдаются надежды народа на неведомого богатыря.

Обратите внимание

Никто не спасет людишек простых от захватчиков, как на защитников сказочных не полагайся.

Итак, даже поверхностный анализ сказки «Богатырь» Салтыкова-Щедрина показывает отношение автора к ситуации в тогдашней России.

Описанная иносказательно ситуация раскрывает идею: полагаясь на громкие обещания высокопоставленных заступников, народ обманывает сам себя. Не защиту, а лишь разграбление несет простым людям верхушка общества. Да и гнилая она, в корне своем.

И об этом забывать нельзя, чтобы в дни бедствия не оказаться неподготовленными или ослабленными своими же правителями.

В дни жестокой цензуры, через которую тогда должно было пройти любое произведение, чтобы быть изданным, подобные сказки кажутся более смелыми, чем самые откровенные высказывания современных журналистов, критикующих нынешние власти. К тому же, задаваясь вопросом о том, так ли уж утрачена сегодня актуальность произведений Салтыкова-Щедрина, сможем ли мы дать положительный ответ, не покривив душой?

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/134210/

Анализ сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

Сказки Щедрина в миниатюре содержат в себе про­блемы и образы всего творчества великого сатирика. Из тридцати двух сказок двадцать девять были написаны в последнее десятилетие его жизни (большинство с 1882 по 1886 годы), и лишь три сказки были созданы в 1869 году. Сказки как бы подводят итог сорокалетней творческой деятельности писателя.

Читайте также:  Лирическое отступление "о дороге" из поэмы "мертвые души", глава xi (текст эпизода, фрагмент, отрывок)

К сказочному жанру Щедрин прибегал в своем твор­честве часто. Элементы сказочной фантастики есть и в «Истории одного города», а в сатирический роман «Совре­менная идиллия» и хронику «За рубежом» включены закон­ченные сказки.

Не случайно расцвет этого жанра прихо­дится у Щедрина на 80-е годы.

Именно в этот период разгула политической реакции в России сатирику прихо­дилось выискивать форму, наиболее удобную для обхода цензуры и вместе с тем наиболее близкую, понятную простому читателю.

Важно

Создавая свои сказки, Щедрин опирался не только на опыт народного творчества, но и на сатирические басни великого Крылова, на традиции западноевропейской сказки.  Он создал новый, оригинальный жанр политической сказки в которой сочетаются фантастика с реальностью.

Как и во всем творчестве Щедрина, в сказках проти­востоят две социальные силы: трудовой народ и его экс­плуататоры. Народ выступает под масками добрых и безза­щитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем «мужик»), эксплуататоры – в образах хищников.

Симво­лом крестьянской России, замученной эксплуататорами, является образ Коняги из одноименной сказки. Коняга -крестьянин, труженик, источник жизни для всех. Благода­ря ему растет хлеб на необъятных полях России, но сам он не имеет права есть этот хлеб.

Его удел – вечный каторж­ный труд «Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смысл его существования…» – восклицает сатирик

Обобщенный образ труженика – кормильца России, которого мучают угнетатели, есть и в самых ранних сказках Щедрина: «Как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». Показывая каторжную жизнь трудя­щихся Щедрин скорбит о покорности народа, о его сми­рении перед угнетателями. Он горько смеется над тем, как мужик по приказу генералов сам вьет веревку, которой они его затем связывают.

Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает «океан-море».

И к поработителям своим мужик относится насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства. Генералы из сказки «Как один мужик двух генералов прокор­мил»  выглядят жалкими пигмеями по сравнению с велика­ном мужиком. Для их изображения сатирик использует совсем другие краски.

Они «ничего не понимают», они трусливы и беспомощны, жадны и глупы. А между тем они мнят себя людьми благородными, помыкают мужиком: «Спишь, лежебок!… Сейчас марш работать!» Спасшись от смерти и разбогатев благодаря мужику, генералы высылают ему на кухню жалкую подачку: «…

рюмку водки да пятак серебра- веселись, мужичина!» Сатирик подчеркивает, что ждать народу от эксплуататоров лучшей жизни бесполезно. Счастье свое народ может добыть, только сбросив его тунеядцев.

Совет

В сказке «Дикий помещик» Щедрин как бы обобщил свои мысли об освобождении крестьян.

Он ставит здесь необычайно остро проблему пореформенных взаимоотно­шений дворян-крепостников и окончательно разоренного реформой крестьянства: «Скотинка на водопой выйдет — помещик кричит: моя вода! курица за околицу выбредет — помещик кричит: моя земля! И земля, и вода, и воздух — все его стало! Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести. Вот и взмолились крестьяне всем миром к господу богу:

— Господи! легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!»

Этот помещик, как и генералы из другой сказки, не имел никакого представления о труде. Брошенный своими крестьянами, он сразу превращается в грязное и дикое животное. Он становится лесным хищником. Внешний человеческий облик дикий помещик, как и генералы, при­обретает снова лишь после того, как возвращаются его крестьяне.

Ругая дикого помещика за глупость, исправник говорит ему, что без мужицких податей и повинностей государство существовать не может, что без мужиков все умрут с голоду, «на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя», да и денег у господ не будет.

Народ — создатель богатства, а правящие классы лишь потребители этого богатства.

Над вопросом о путях изменения общественного строя России тщетно бьются Лева-дурак (в сказке «Дурак»), сезонные рабочие из «Путем-дорогою», ворон-челобитчик из одноименной сказки, карась-идеалист, мальчик Сережа из «Рождественской сказки» и многие другие.

Героями сказок «Самоотверженный заяц» и «Здраво-мысленный заяц» выступают обыватели-трусы, надеющие­ся на доброту хищников.

Зайцы не сомневаются в праве волка и лисицы лишить их жизни, они считают вполне естественным, что сильный поедает слабого, но надеются растрогать волчье сердце своей честностью и покорностью. «А может быть, волк меня… ха-ха…

и помилует!» Хищники остаются хищниками. Зайцев не спасает, что они «револю­ций не пущали, с оружием в руках не выходили».

Обратите внимание

Олицетворением бескрылой и пошлой обывательщи­ны стал щедринский премудрый пискарь — герой одно­именной сказки.

Смыслом жизни этого «просвещенного, умеренно-либерального» труса было самосохранение, уход от столкновений, от борьбы. Поэтому пискарь прожил до глубокой старости невредимым. Но жизнь эта была унизи­тельна.

Она состояла из непрерывного дрожания за свою шкуру. «Он жил и дрожал — только и всего».

Наиболее резко и открыто сарказм Щедрина проявил­ся в сказках, изображающих бюрократический аппарат самодержавия и правящие верхи вплоть до царя. В сказках «Игрушечного дела людишки», «Недреманное око», «Праздный разговор» предстают образы чиновников, гра­бящих народ.

В сказке «Орел-меценат» дана уничтожающая пародия на царя и правящие классы. Орел – враг науки, искусства, защитник тьмы и невежества. Он уничтожил соловья за его вольные песни, грамотея дятла «нарядил…

в кандалы и заточил в дупло навечно», разорил ворон-мужиков. Кон­чилось тем, что вороны взбунтовались, «снялись всем стадом с места и полетели», оставив орла умирать голодной смертью.

«Сие да послужит орлам уроком!» — многозначи­тельно заключает сказку сатирик.

С необычайной смелостью и прямотой о гибели само­державия говорится в сказке «Богатырь». В ней автор высмеивает веру в «гнилого» Богатыря, отдавшего на раз­гром и издевательство свою многострадальную страну. Иванушка-дурачок «перешиб дупло кулаком», где спал Богатырь, и показал всем, что он давно сгнил, что помощи от Богатыря ждать нельзя.

Маски животного мира не могли скрыть политическое содержание сказок Щедрина. Перенесение человеческих черт на животный мир создавало комический эффект, наглядно обнажало нелепость существующей действитель­ности.

Важно

Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому фольклору. Сатирик использует традиционные сказочные приемы, образы, пословицы, поговорки, при­сказки.

В сказке-элегии герой изливает свою душу, упрекает себя в отрыве от активного действия. Это мысли самого Щедрина.

Образы сказок вошли в обиход, стати нарицательными к живут многие десятилетия.

Источник: https://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/497-skazki-me-saltykova-schedrina.html

Сатирические сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина

В годы реакции и ужесточения цензуры открыто писать о та­ких больных и опасных вопросах, как народ и самодержавие, произвол господствующих классов и т.д., было невозможно. Сал­тыков-Щедрин прибегает к жанру сказки.

Сказка давала возмож­ность в аллегорической форме показать общественные отноше­ния, в образы животных воплотить социальные типы.

С народной сказкой произведения Салтыкова-Щедрина связаны использо­ванием некоторых фольклорных приемов и образов (традици­онные образы зверей, сказочный зачин, сказочные формулы, пословицы), но главная связь заключается в народном миропо­нимании социальных и этических проблем.

Писатель воспроизвел в сказках картины жизни всех социаль­ных слоев — царей и вельмож, паразитирующих дворян, либе­ральной интеллигенции, бюрократических чиновников, трудо­вого народа.

Важнейшим идейно-эстетическим принципом Сал­тыкова-Щедрина в сказках является столкновение антагонисти­ческих сил — самодержавия и народа («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Богатырь»), господ и тружеников («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»).

В сказ­ках нашли отражение различные течения общественной мысли, психология обывателя, нравственные вопросы.

Резкая сатира на самодержавие определяет смысл сказки «Медведь на воеводстве».

Сколько бы правителей ни сменялось, суть их остается одна: «Кровопролитиев… кровопролитиев…» Топтыгин I борется с вольномыслием тем, что «забрался ночью в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения ума человеческого в отхожую яму свалил»; Топтыгин II хотел подобный же «подвиг» совершить, но ни типографий, ни уни­верситетов или академий, «дабы их спалить», в Лесу не было. На притеснения народ ответил рогатиной… Та же участь ожидала и Топтыгина III. Сказка была написана через некоторое время после убийства Александра II, и политический смысл ее был совер­шенно понятен. Сейчас, когда исторические реалии отошли на второй план, идея сказки прочитывается как призыв к борьбе против угнетения и самодурства правительства.

Псевдозабота самодержавия о развитии культуры, науки, искусства показана в сказке «Орел-меценат». Хищный орел на­чал покровительство науке и искусству с того, что для ворон установил новый налог — просветительский.

Совет

Затем разорвал своих учителей сову и сокола, упрятал в клетку соловья за то, что в нем «искусство в холопских рамках усидеть не могло и беспре­станно на волю выпирало», «слишком умного» дятла навечно в дупло заточил. «Просветительские» подвиги орла знаменуются разгромом академии и изготовлением из азбуки игральных карт.

Вывод, сделанный писателем в сказке: «Просвещение для орлов вредно» и «Орлы для просвещения вредны».

В сказке «Богатырь» царизм оказывается мнимым богатырем, который тысячу лет проспал, не печалясь, что «земля кругом стоном стонет». Иванушка, олицетворяющий народ, одним уда­ром перешиб дупло, где спал богатырь, «смотрит, ан у Богаты­ря гадюки туловище вплоть до самой шеи отъели». Салтыков- Щедрин с презрением говорит о самодержавии как о трупе.

Одним из главных объектов сатирического осмеяния писате­ля являются представители господствующих классов — помещи­ки, генералы, купцы, все те, кто угнетал русский народ, разо­рял его, пользовался плодами его труда. Но направляя острие сатиры против угнетателей, Салтыков-Щедрин с горькой иро­нией изображал рабскую покорность крестьянства, его безропот­ность и пассивность.

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокор­мил» в образах генералов предельно гиперболизированы глупость, невежество, неспособность прокормить себя, когда вокруг «ряб­чики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают».

Привыкшие к паразитической жизни, они совершенно не приспособлены даже к элементарному труду, который мужик делает играючи.

Писа­тель подчеркивает смекалистость мужика, сказочное умение что суп в пригоршне сварить, что корабль построить.

Однако Салтыкова-Щедрина не могут не возмущать рабская покорность и отсутствие чувства собственного достоинства у мужика.

Обратите внимание

Сорвав на дереве яблоки, он генералам отдает по десят­ку хороших, а себе берет одно, да и то кислое.

Горький смысл, почти метафорический, заключен в Том, что мужик сам свил веревку, чтобы генералы могли его привязать. Вряд ли можно найти более яркое изображение народной покорности.

Трагична по своему пафосу сказка «Коняга». В образе Коняги предстает подневольный народ-труженик. Писатель рисует кар­тину каторжного труда, который обрекает Конягу на страда­ния, отбирает последние силы и радости жизни.

С презрением относится сатирик к Пустоплясам, которые живут трудом Коняги. Один из них объясняет живучесть Коняги покорностью и смирением, отражая мысли либералов; другой в духе славянофилов считает, что в Коняге дух жизни заключен.

Каждый из Пустоплясов кроме того, что использует плоды тру­да Коняги, еще и спекулирует на нем идейно.

Немало сказок Салтыкова-Щедрина посвящено разоблачению психологии интеллигенции и обывателей, запуганных в годы политической реакции.

Нарицательным стали образы карася-идеалиста, премудрого пескаря, вяленой воблы. Материал с сайта //iEssay.ru

В «Премудром пескаре» изображается постыдное, жалкое су­ществование тех, кто забыл о гражданском долге перед наро­дом, забился в свою нору, кем владеет только инстинкт самосо­хранения.

Важно

Бесполезная жизнь «просвещенного, умеренно-либе­рального» обывателя наполнена страхом. Он «жил — дрожал, и умирал — дрожал».

В обращении к читателю сатирик обличал бездействие и трусость обезумевших от страха пескарей.

По-своему трагична участь карася-идеалиста («Карась-идеалист»).

Он искренне выступает за социальное равенство, выра­жая общественные идеалы передовой интеллигенции, но карась хочет достигнуть социальной гармонии моральным перевоспи­танием хищников. Хищников же не трогают призывы к велико­душию, совести.

На щуку идеи «бескровного преуспевания» не действуют, она просто проглатывает карася. Суть трагедии кара­ся — в незнании истинных путей к социальному равенству, уто­пичность его взглядов.

Читайте также:  Мораль басни "напраслина" крылова (анализ, суть, смысл)

Салтыков-Щедрин в своих сказках создал аллегорическую картину общества, представил сложные процессы, происходив­шие в духовной жизни его. Сказки писателя — это политические сатиры, имеющие конкретный адресат — самодержавный строй.

На этой странице материал по темам:

  • Сатирические приёмы в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как мужик двух генералов пркормил».
  • смысл сатирических сказок свиткова щедрина
  • из-за чего была написана сказка коняга
  • зачины и сказки
  • сатира в сказке богатырь

Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/s/saltykov-shhedrin/sochineniya/obshhie-temy/satiricheskie-skazki-m.-e.-saltykova-shhedrina

Презентация на тему: Комментарий к сказке М.Е. Салтыкова – Щедрина “Богатырь”

Описание слайда:

Комментарий к сказке М.Е. Салтыкова – Щедрина “Богатырь” Фадеева Ольга Ростиславовна, учитель русского языка и литературы, Кулебакский район, Меляевская школа.

Описание слайда:

ПОЛИТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ М. Е. Салтыков-Щедрин писал о том, что даже в русских волшебных сказках можно найти социальную основу , ибо создавали эти сказки люди,живущие в классовом обществе.

Сказки Щедрина рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра изла, они раскрывают классовую борьбу в России II половины XIX века, в эпоху становления буржуазногостроя.

Совет

Именно в этот период с особой остротой проявлялись основные свойства эксплуататорских классов, их идейные и моральные принципы, их политические и духовные тенденции. В сказках Щедрина, как и во всём творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры.

Описание слайда:

Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей иптиц (а часто и без маски, под именем «мужик»), эксплуататоры – в образах хищников. Смело и прямо говорит автор о гибели самодержавия и неизбежности революции в сказке«Богатырь».

Щедрин высмеивает веру в «гнилого»Богатыря, отдавшего на разгром и издевательство своюмногострадальную страну. Все сказки Щедрина подвергалисьцензурным гонениям.

Сказка «Богатырь» при жизниписателя не могла быть напечатана и увидела светтолько после революции.

Описание слайда:

Вырос с коломенскую версту.(Разговорное, шутливое.)Очень высокого роста.Историческая справка. Происходит от сравнения высокорослого человека с верстовыми столбами, расставленными между Москвой и селом Коломенским,где когда-то находилась летняя резиденция царя Алексея Михайловича. В.П.Жуков.

Школьный фразеологический словарь русского языка.с.41.Ни ухом не повел.Ни оком не шевельнул.(Разговорное.) Никак не отзывается, не реагирует,Никакого внимания не обращает. В.П.Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка.с.136.Синица хвасталась-хвасталась, да и в самом деле моря не зажгла.

Это перефразированная цитата из басни И.А.Крылова «Синица.»(1811г. )Восходит к народной пословице:«Синица за море летала и морезажигать хотела; синица много нашумела, да не было из шума дела.»Употребляется как характеристика хвастовства, больших, но не исполненных обещаний. Н.С. Ашукин, М. Р. Ашукина.

«Крылатые слова.» с.405.

Описание слайда:

И был таков.(Разговорное.)Употребляется в значении моментального, мигом исчез, скрылся, сбежал. В.П. .Жуков. Школьный Фразеологический словарь русского языка.с.134.В некотором царстве. Выражение, часто встречающееся в русских народных сказках в значении: далеко, в неведомой дали. Используется в зачине сказки.Мать зеленая дубравушка.

– олицетворение (художественный прием). Ласково- нежное обращение к лесу, идущее из глубины народной души.Как бы он нам звону не задал. Строго выговаривать, сильно бранить, беспощадно громить.(В.П.Жуков).Пошла слава про Богатыря по всей земле. То есть стал распространяться слух.(Разговорное),стало всем это известно.Мирскую нужду исправит.( разговорное).

Обратите внимание

Устранить бедность простого люда, дать им необходимый достаток.(С.И.Ожегов).Взял в охапку. Ноша в таком количестве, которое можно унести, обхватив руками.(С.И.Ожегов).Протяжный звук (стон), издаваемый от сильной боли, страдания.(Ожегов).Сама в пустыню на покой ушла, то есть умерла.Его пустила на все четыре стороны.

Перестав держать при себе, дать полную свободу, волю.(С.И.Ожегов).

Описание слайда:

Улита ехала-ехала, да наконец приехала. Улита(прост.)То же, что улитка. Пословица: Улита едет, когда-то будет.(С.И.Ожегов). «Прошло сто лет, потом 200,300,целая тысяча.

» Долго ехала улитка, наконец приехала, из мужика все соки выжили, «обворовали начисто – шабаш! Богатырь все спит…!» Стали умом-разумом раскидывать. Вспоминать, рассуждать, догадываться, соображать, строить какие-то предположения, действовать.

Земля кругом стоном стонет. Протяжный звук, стон, издаваемый от сильной боли, страдания непрерывно. (С.И.Ожегов).

Описание слайда:

Богатырь – 1).Герой русских былин, совершающий подвиги. 2).Человек безмерной силы, стойкости, отваги. С.И.Ожегов «Словарь русского языка.» Гадюка – (восточно-славянское) от слова гад. Первоначальное значение – «отвратительный, мерзкий» Н.М.

Шанский «Краткий этимологи- ческий словарь русского языка.»Гадюка- ядовитая змея с плоской треугольной головой. С. И. Ожегов «Словарь русского языка.» Супостат – противник, недруг. С. И. Ожегов.Супостат- заимствовано из старо – славянского языка.

«Поставить друг против друга» (современное – сопоставлять).

Описание слайда:

Баба- Яга-старуха-колдунья в русских сказках. С. И. Ожегов « Словарь русского языка».

Описание слайда:

Леший – В русской мифологии: человекообразное сказочное существо, живущее в лесу. (С. И. Ожегов). Леший – дух леса. Появляется в облике простого человека, реже – зеленого старика. Показывается и исчезает внезапно.

Иногда леший шутит с людьми: стараетсязапугать их, завести в глубь леса, а потом пугает свистом. Леший очень веселый,часто в лесу слышен его хохот. Летом он живет в лесной чаще, ходит к людям крестить детей, играть в карты. Питается мхом и шишками, любит выпить водки.Жена лешего – лешачиха.

Вместе с детьми они живут в дупле старого дерева. И. С. Тургенев « Бежин луг».

Описание слайда:

Важно

Выхолила – холя, вырастить, т.е. держать в чистоте, тепле, ухаживать, лелеять.(С.И.Ожегов)Лютые(звери) – злые, свирепые, беспощадные.(Словарь синонимов)Дупло – пустота в стволе дерева.(С.И.Ожегов)Перекатистые храпы – перемещаются далеко и одновременно меняются по силе звука.(выше – ниже)Ужо.

Наречие (Просторечное) Потом, позже. (С.И.Ожегов)Мол Вводное слово.(Разговорное.) – указывает на то, что говорящий передаёт чужие слова.(С.И.Ожегов)В свой черёд. (Просторечное) – то же, что очередь. (С.И.Ожегов)Оная земля (Устар.) – та самая, выше упомянутая. (С.И.Ожегов)Верста – русская мера длинны, равная 1,06 км. (С.

И.Ожегов)Шабаш (Просторечное) – кончено, довольно. (С.И.Ожегов)В коей (Устар.) – в которой.Взывали (Высок.) – обращаться с призывом о помощи, звать.(С.И.Ожегов)Кров (Высок.) – жилище, приют. (С.И.Ожегов)Ни одёжи(Разговорное) – одежда (С.И.Ожегов)Ни ежева (Просторечное) – еда, со значением есть, жевать.

Возопили – громко закричали.(С.И.Ожегов)

Описание слайда:

Застонала (дубравушка) – зашумела.Застонала – олицетворение. (Худож. приём.) – застонать, заплакать, от боли,зашуметь.Ударился (в лес). (Разг.) – стремительно, усиленно предаться чему-н.

Здесь отправился, побежал. (С.И.Ожегов)Имела веру неослабную. (Книжн.) – постоянно действующую, не ослабевающую.(С.И.Ожегов)Многострадальная (страна). (Книжн.

) – испытавшая много страданий, исполненаСтраданий. (С.И.Ожегов).

Источник: https://ppt4web.ru/literatura/kommentarijj-k-skazke-me-saltykova-shhedrina-bogatyr.html

Анализ проблем в сказках Салтыкова-Щедрина

Сочинения › Салтыков-Щедрин М.Е. Готовые Домашние Задания

Книга Салтыкова-Щедрина “Сказки” включает тридцать два произведения. Сказки обычно определяют как итог его сатирического творчества.

Салтыков-Щедрин затронул в этих маленьких произведениях множество социальных, политических, идеологических и моральных проблем. Он широко представил и глубоко осветил жизнь русского общества второй половины XIX в., воспроизвел всю его социальную анатомию, коснулся всех основных классов и группировок.

Произведения щедринского сказочного цикла объединяются некоторыми общими идеями и темами. Эти общие идеи и темы, проникая друг в друга, придают определенное единство всему циклу и позволяют рассматривать его как произведение целостное, охватываемое общей идейно-художественной концепцией.

Совет

Самый общий смысл в проблематике “Сказок” заключается в развитии идеи непримиримости классовых интересов в обществе, в стремлении понять самосознание угнетенных, в пропаганде социалистических идеалов и необходимости общенародной борьбы.

Идея непримиримости классов и борьбы против социального неравенства особенно ярко выражена в сказках “Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”, “Карась-идеалист”, “Бедный волк” и др.

Сатирик, с одной стороны, рисует картину классовых противоречий, произвола властей и страдания угнетенных, с другой – разоблачает и клеймит несостоятельность и вред всяких рецептов мирного урегулирования классовых интересов.

В художественном зеркале “Сказок” представлены: 1) сатира на правительственные верхи самодержавия и эксплуататоров; 2) сатира на поведение разных слоев интеллигенции; 3) положение народных масс; 4) моральные проблемы и проблемы революционного мировоззрения.

Словами и образами, полными гнева и сарказма, Щедрин изобличает в сказках принципы эксплуататорского общества, идеологию и политику дворянства и буржуазии. Резкостью сатиры против верхов самодержавия отличаются три сказки: “Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат” и “Богатырь”.

В сказке “Медведь на воеводстве” издевательски высмеиваются царь, министры, губернаторы, заметны признаки памфлета на правительство Александра III.

Основной смысл этой сказки состоит в разоблачении жестоких невежественных правителей эпохи и монархии как антинародной деспотической государственной системы.

В сказке “Орел-меценат” писатель высмеивает деятельность царизма на поприще просвещения. Орел-меценат решил заняться водворением наук и искусств при дворе, учредить “золотой век” просвещения.

Обратите внимание

В этом произведении Щедрин заклеймил холопство в народе и искусстве, показал, что монархический строй враждебен подлинному просвещению.

Он допускает его только в таких пределах и в таком виде, которые потребны для услаждения паразитических верхов: “орлы для просвещения вредны”.

Карающий смех сатирика не оставляет в покое представителей массового хищничества – дворянство и буржуазию. Они выступают в сказках то в обычном социальном облике помещика (“Дикий помещик”), генерала (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), купца (“Верный Трёзор”), кулака (“Соседи”), то – и это чаще – в образах волков, лисиц, щук, ястребов и т.д.

Умение сатирика обнажать “хищные интересы” крепостников ярко проявилось уже в первых его сказках – “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” и “Дикий помещик”. Приемами остроумной сказочной фантастики Щедрин показал, что источником материального благополучия и дворянской культуры является труд мужика.

Генералы-паразиты обнаружили повадки диких зверей, очутившись на острове без прислуги, одни: “В глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились”.

Только появление мужика спасло их от окончательного озверения и вернуло им обычный “генеральский” облик.

В повествовании же о диком помещике мужик не нашелся… И помещик одичал, с головы до ног оброс волосами, “ходил же все больше на четвереньках”, “утратил даже способность произносить членораздельные звуки”.

Щедрин высмеивает лицемерие хищников-тунеядцев и разных прекраснодушных апологетов разбоя.

Волк обещал помиловать зайца (“Самоотверженный заяц”), другой волк однажды отпустил ягненка (“Бедный заяц”), орел простил мышь (“Орел-меценат”), добрая барыня дала погорельцам милостыню, а поп обещал им счастливую загробную жизнь (“Деревенский пожар”) – об этом пишут с восхищением другие…

Важно

Салтыков ниспровергает все эти панегирики, усыпляющие бдительность жертв. Разоблачая ложь о великодушии и красоте “орлов”, он говорит, что “орлы суть орлы только и всего. Они хищны, плотоядны … хлебосольством не занимаются, но разбойничают, а в свободное время (от разбоя) дремлют”.

Еще больше внимания, чем верхам, сатирик уделил в своих сказках изображению быта, психологии, поведения “пестрых людей”, разночинной массы, разоблачению обывательского страха перед жизнью.

В “Премудром пискаре” сатирик выставил на публичный позор малодушие той части интеллигенции, которая в годы реакции поддалась постыдной панике.

Пискарь, чтоб не быть съеденным хищными рыбами, забился в глубокую нору, лежит и “все-то думает: кажется, что я жив? Ах, что-то завтра будет?” Он не заводил ни семьи, ни друзей. “Он жил и дрожал – только и всего”.

Щедрин в сказке “Самоотверженный заяц” иронизирует, с одной стороны, над наглыми волчьими повадками поработителей, а с другой – над слепой покорностью их жертв.

В сказке “Карась-идеалист” речь идет о тех идейных заблуждениях, утопических иллюзиях, которые были присущи части передовой интеллигенции, принадлежавшей к лагерю демократии и социализма. В ней звучит мотив наивного правдоискательства и критика утопических иллюзий о возможности достижении социальной гармонии путем морального перевоспитания эксплуататоров.

Скорбная дума о положении народа, о его судьбе, о его нуждах, любовь к нему и забота о его счастье проходят через все творчество Щедрина.

Образ народа представлен во многих сказках и, прежде всего, в таких, как “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик”, “Праздный разговор”, “Коняга”, “Кисель” и др.

Совет

В них писатель воплотил свои многолетние наблюдения над жизнью закабаленного русского крестьянства, горькие раздумья над судьбой угнетенного народа и свои светлые надежды на силу народную.

Читайте также:  Смерть ленского в романе "евгений онегин": текст отрывка (эпизод, фрагмент), краткое описание

Наряду с политическими и социальными проблемами Щедрин постоянно касался в своем творчестве и проблем моральных.

Осмеянию лживой морали эксплуататоров и пропаганде революционно-демократической нравственности посвящены такие сказки, как “Пропала совесть”, “Добродетели и пороки”, “Дурак”, “Баран Непомнящий”, “Христова ночь”, “Приключение с Крамольниковым”.

В них сатирик показывает полное извращение всех нравственных категорий в паразитическом обществе, где совесть превращена в “негодную тряпицу”, добродетели легко уживаются с пороками на почве лицемерия, подлинное человеческое достоинство признают ненормальным, опасным и подвергают гонению.

Особое место в творчестве Щедрина занимают сказки о правдоискателях (“Христова ночь”, “Рождественская сказка”, “Путем-дорогою”). В них раскрывается трудность борьбы за правду и все-таки необходимость ее.

Внести сознание в народные массы, вдохновить их на борьбу за свои права, пробудить в них понимание своего исторического значения – в этом состоит основной идейный смысл “Сказок” Щедрина, и к этому он призывает своих современников.

Сочинения по теме:

  • Разнообразие господ и народа в сказках Салтыкова-Щедрина. сочинение
  • Анализ образа народа в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова и в сказках Салтыкова-Щедрина. сочинение
  • Анализ проблем и основной темы в сказках Салтыкова-Щедрина. сочинение
  • Авторские особенности в сказках Салтыкова-Щедрина сочинение

Источник: https://1soch.ru/saltykov-shhedrin-me/raznoe-671/analiz-problem-v-skazkah-saltykova-shhedrina

Сказки салтыков-щедрин м. е. народ и самодержавие в сказках

Сказки салтыков-щедрин м. е. народ и самодержавие в сказках

Тупые и жестокие царские администраторы, которые, о чём  бы с ними ни заговаривали, «на одно поворачивали: кровопролитиев… кровопролитиев… вот чего нужно», изображены в сказке «Медведь на воеводстве» (1884).

Топтыгин стремясь оправдать свою репутацию борца с «внутренним  супостатом», «забрался ночью в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения ума человеческого в отхожую яму свалил».

Топтыгин II, узнав, что во вверенной ему трущобе ни одной типографии нет, «спросил, нет ли в лесу, по крайней мере, университета или хоть академии, дабы их спалить». Когда же оказалось, что их не существует, «з уныние не впал».

«Коли душу у них, у мерзавцев, за неимением, погубить нельзя,- сказал себе: – стало быть, прямо за шкуру приниматься надо!» Но «злодейство своё выполнить» ему до конца не пришлось: сбежались мужики и «уважили» его рогатиной. Судьба Топтыгина III такая же: «…

Обратите внимание

явились в трущобу мужики-лукаши, и постигла его участь всех пушных зверей». Политический смысл сказки «Медведь на воеводстве», написанной всего три года спустя после убийства Александра II, был настолько ясен и смел, что сказка была по требованию цензуры аырезана из журнала «Отечественные записки» и запрещена. Под цензурным запретом она находилась до 1906 г. и распространялась в подпольных изданиях.

Враждебность самодержавия народу, культуре и искусстзу прекрасно показана в сказке «Орёл-меценат». Хищному и беспощадному орлу, который привык разбойничать, «опостылело жить в отчуждении», он, по совету приближённых, начал «покровительствовать» наукам и искусствам, хотя сам был невеждой и «никогда… ни одной газеты не видывал».

«Золотой век» при дворе орла-мецената начался с того, что с ворон «определили новый налог под названием «просветительного». Длился «золотой век», однако, недолго. Учителей своих-сову и сокола – орёл разодрал надвое, соловья за то, что в нём «искусство» в холопских рамках усидеть не могло и беспрестанно на волю выпирало…

живо запрятали в куролеску», дятла за то, что он был грамотен, «нарядили… в кандалы и заточили в дупло навечно»; затем последовал погром в академии, где сычи и филины науку «от лихого глаза» оберегали, у воронят азбуку отобрали, «истолкли оную в ступе и из полученной массы наделали игральных карт».

Сказка кончается мыслью о том, «что просвещение для орлов вредно…» и что «орлы для просвещения вредны».

Беспощадному осмеянию подверг Щедрин царских чиновников в «Сказке о ретивом начальнике…» В этой сказке великий русский писатель Щедрин даёт тип бюрократа-самодура, очень ограниченного и тупого, но до крайности самоуверенного и ретивого.

Вся деятельность этого самодура свелась к тому, что он «народное продовольствие – прекратил, народное здравие – упразднил, письмена – сжёг и пепел на ветру развеял». Чтобы ещё более отечество подкузьмить», начальник и окружающие его «мерзавцы» поступают по созданной ими программе: «Чтобы мы, мерзавцы, говорили, а прочие чтобы молчали…

Чтобы нам, мерзавцам, жить было повадно, а прочим всем чтоб ни дна, ни покрышки не было. Чтобы нас, мерзавцев, содержали в холе н в неженье, а прочих всех – в кандалах».

Эта созданная «мерзавцами» программа правдиво отражала современную писателю действительность, когда подлинные, а не сказочные «ретивые начальники» действовали по правилу; «Чем больше начальник вреда делает, тем больше отечеству пользы приносит. Науки упразднит – польза; город спалит – польза; население испугает – ещё того больше пользы».

Важно

В сказке «Богатырь» Щедрин изобразил самодержавие в образе «богатыря», сына бабы-яги, который беспробудно проспал в дупле тысячу лет, а народ – в образе дурака Иванушки.

За то время, что спал «богатырь», многострадальная его сторона «всеми болями переболела», и ни разу «богатырь» ни ухом не повёл, ни оком не шевельнул, чтобы узнать, отчего земля кругом стоном стонет». Не шелохнулся «богатырь» и тогда, когда на страну напали жестокие и неумолимые «супостаты».

«Богатырь», олицетворяющий самодержавие, оказывается мнимым богатырём, к тому же насквозь прогнившим. «Подошёл в ту пору к Богатырю дурак Иванушка, перешиб дупло кулаком – смотрит, ан у Богатыря гадюки туловище вплоть до самой шеи отъели».

Во всех этих сказках был заключён хорошо понятный читателям замаскированный призыв к уничтожению самодержавия.

Источник: https://Russkay-Literatura.ru/analiz-tvorchestva/61-saltykov-schedrin-m-e-russkaya-literatura/318-skazki-saltykov-shhedrin-m-e-narod-i-samoderzhavie-v-skazkax.html

Герои и сюжеты сатирических сказок Салтыкова-Щедрина на Сёзнайке.ру

В сказках Салтыкова-Щедрина отображены основные социальные, политические, идеологические и моральные проблемы, которыми характеризовалась русская жизнь второй половины XIX века. В сказках показаны все основные классы общества — дворянство, буржуазия, интеллигенция, трудовой народ.

Сатира, бичующая правительственные верхи самодержавия, наиболее остро выделяется в трех сказках: «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и «Богатырь».

В сказке «Медведь на воеводстве» Салтыков-Щедрин рисует трех Топтыгиных. Они по очереди заступают на место воеводы.

Первый Топтыгин съел чижика, второй задрал у мужика лошадь, корову, свинью, а третий вообще «жаждал кровопролитья».

Всех их постигла одна участь: мужики расправились с ними после того, как их терпение кончилось. В этой сказке Салтыков-Щедрин призывает на борьбу против самодержавия.

В сказке «Орел-меценат» Орел выступает в роли чиновника-просветителя, который при своем дворе завел искусства и науки. Но роль мецената ему скоро наскучила: он загубил соловья-поэта, заточил в дупло ученого дятла и разогнал ворон. Автор делает вывод, что наука, просвещение, искусство должны быть только свободными, независимыми от разного рода орлов-меценатов.

В сказке «Богатырь» автор показывает в образе Богатыря самодержавие, которое спит и не способно помочь людям. Люди страдают от войн и нашествий. Суть царизма раскрывается в словах «супостатов»: «А ведь Богатырь-то гнилой».

Совет

Салтыков-Щедрин осуждает бездействие народа, его пассивность и долготерпение. Народ так привык к рабской покорности, что даже не задумывается над своим бедственным положением, кормит и поит бесчисленных дармоедов и позволяет себя же за это наказывать. Это наглядно отражено в сказке «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил».

Два генерала, прослужившие всю жизнь в какой-то регистратуре, которую позже упразднили «за ненадобностью», попали на необитаемый остров. Они никогда ничего не делали и теперь полагают, что «булки в том самом виде родятся, как нам их утром к кофею подают». Не окажись под деревом мужика, генералы съели бы друг друга от голода.

«Громадный мужчина» для начала накормил голодных генералов. Нарвал яблок и дал им по десятку, себе взял одно — кислое. Накопал из земли картофеля, разжег огонь, наловил рыбы.

А дальше поистине чудеса стал творить: силок для рябчиков из собственных волос свил, веревку сделал, чтобы было чем генералам его к дереву привязывать, и даже суп в пригоршнях готовить наловчился.

Сытые и довольные генералы размышляют: «Вот как хорошо быть генералами — нигде не пропадешь!» По возвращении в Петербург генералы «денег загребли», а мужику выслали «рюмку водки, да пятак серебра: веселись, мужичина!». В этой сказке автор показывает долготерпение народа и его результат: сытые помещики и никакой благодарности мужику.

О том, что может случиться, если мужика под рукой не окажется, говорится в сказке «Дикий помещик». Жил помещик «глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». Действие происходит после отмены крепостного права, поэтому крестьяне «освобожденные».

Правда, от этого им живется ничем не лучше: «куда ни глянут — все нельзя, да не позволено, да не ваше». Помещик боится, что мужики у него все проедят, и мечтает от них избавиться: «Одно только сердцу моему непереносно: очень уж много развелось в нашем царстве мужиков».

Мужикам тоже житья от помещика нет, и они Бога молят: «Господи! легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!» Бог услышал молитву, и «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика».

А что же помещик? Его теперь не узнать: оброс волосами, отрастил длинные ногти, ходит на четвереньках и на всех рычит — одичал.

Обратите внимание

Салтыков-Щедрин пишет иносказательно, то есть использует «эзопов язык». Каждая сказка Салтыкова-Щедрина имеет свой подтекст. Например, в сказке о верном Трезоре купец Воротилов, чтобы проверить бдительность пса, наряжается вором. Свое богатство купец нажил именно воровством и обманом. Поэтому автор замечает: «Удивительно, как к нему этот костюм шел».

В сказках наряду с людьми действуют звери, птицы, рыбы. Всех их автор ставит в необычные условия и приписывает им те действия, которые они не могут совершать на самом деле.

В сказках удивительным образом переплелись фольклор, иносказание, чудеса и действительность, что придает им сатирическую окраску. Пескарь Салтыкова-Щедрина может разговаривать и даже где-то служит, вот только «жалованья не получает и слуги не держит».

Карась не только умеет говорить, но и выступает в роли проповедника, вяленая вобла даже философствует: «Тише едешь, дальше будешь; маленькая рыбка лучше, чем большой таракан… Уши выше лба не растут». В сказках много преувеличений, гротеска.

Это тоже придает им сатирическую окраску и комичность. Дикий помещик стал похож на зверя, одичал, мужик готовит суп в пригоршне, генералы не знают, откуда появляются булки.

Почти во всех сказках употребляются фольклорные элементы и традиционные зачины. Так, в сказке «Дикий помещик» присутствует сказочный зачин: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик…» и реальность: «Он читал газету “Весть”».

В сказке «Богатырь» сам Богатырь и баба-яга являются сказочными персонажами: «В некотором царстве Богатырь родился. Баба-яга его родила, вспоила, вскормила и выхолила».

В сказках много присказок: «ни пером описать, ни в сказке сказать», «по щучьему велению», «долго, ли коротко», есть такие сказочные персонажи, как царь Горох, Иванушка-дурачок, устойчивые словосочетания: «путем-дорогою», «судили-рядили».

Важно

Рисуя хищных животных и птиц, Салтыков-Щедрин часто наделяет их такими несвойственными им чертами, как мягкость и способность прощать, что усиливает комический эффект.

Например, в сказке «Самоотверженный заяц» Волк обещал помиловать зайца, другой волк однажды отпустил ягненка («Бедный волк»), Орел простил мышь («Орел-меценат»).

Медведь из сказки «Бедный волк» тоже урезонивает волка: «Да ты бы хоть полегче, что ли», а тот оправдывается: «Я и то… сколько могу, облегчаю… прямо за горло хватаю — шабаш!»

Салтыков-Щедрин высмеивал в своих сказках социально-политический строй царской России, изобличал типы и нравы, мораль и политику всего общества.

Время, в которое жил и писал сатирик, для нас стало историей, но его сказки живы по сей день. Герои его сказок живут рядом с нами: «самоотверженные зайцы», «вяленые воблы», «караси-идеалисты».

Потому что «всякому зверю свое житье: льву — львиное, лисе — лисье, зайцу — заячье».

Источник: https://www.seznaika.ru/literatura/referaty/9190-geroi-i-syujeti-satiricheskih-skazok-saltikova-shedrina

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]