Краткая характеристика героев поэмы “руслан и людмила” пушкина: описание персонажей в таблице (список)

Главные герои поэмы А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”

Белинский назвал поэму «Руслан и Людмила» нисколько не гениальною. Пусть это высказывание останется на совести литературного критика.

Потому что «нисколько не гениальное» произведение продолжает жить в русской литературе, с удовольствием читается и малым и старым. Это первое крупное произведение было написано молодым Пушкиным в 1818-1820 годах.

В этом произведении имеет место юношеский задор со смесью некоторого хулиганства. Сказка очаровательна и по стилю, и сюжету, заимствованному из русских народных былин.

Князь Владимир-солнышко – реальное историческое лицо, отец Людмилы, правитель Киевской Руси.

Людмила – семнадцатилетняя девушка, готовится стать женой Руслана. Сказка началась свадьбой. Юная невеста была похищена Черномором почти с брачного ложа.

Она чувствительна, скромна,
Любви супружеской верна,
Немножко ветрена… так что же?

Еще милее тем она.

Руслан – храбрый витязь, князь, жених Людмилы. Но в то же время великодушный и честный человек.

Рогдай – воитель смелый, мечом раздвинувший пределы богатых киевских полей. Человек серьезный, как говорят, себе на уме.

Но жажда мести, и стремление к битве были в нем сильнее любви к девушке. Не зная, куда ехать дальше, он поворотил назад. Коварная Наина разгадала воинственный нрав Рогдая и направила его в сторону Руслана.

Между двумя витязями состоялась жестокая битва, в которой Рогдай погиб.

Фарлаф – крикун надменный, любитель поесть, но воин скромный средь мечей. Фарлаф тоже не торопился на поиски. Расположившись на берегу, он сладко выспался и устроился поесть.

Обратите внимание

Увидев скачущего Рогдая, рванул от него изо всех сил. Трусливого Варлафа выбрала Наина для своего коварства.

Когда Руслан со спящей Людмилой возвращался домой, во время его отдыха Варлаф ударил мечом спящего Руслана, а сам вместе с Людмилой отправился в Киев.

Ратмир – молодой хазарский хан, самоуверенный, темпераментный юноша. Отправившись на юг, он нашел в пути свое счастье с юной пастушкой, стал простым рыбаком. Он радушно принял Руслана, когда тот возвращался вместе с Людмилой.

Старик Финн, обитатель пещеры:

ясный вид,
Спокойный взор, брада седая;
Лампада перед ним горит;
За древней книгой он сидит,

Ее внимательно читая.

Эти строчки говорят о мудрости старика. По рождению старик – финн. В молодости был пастухом и страстно влюбился в местную красавицу Наину. Чтобы заслужить любовь холодной красавицы, он ушел воевать с дружиной, принес к ее ногам драгоценности, несметные богатства, но Наина отвергла любовь Финна.

Тогда он нашел волшебников-мудрецов, не один десяток лет изучал их науки и сумел разжечь сердце Наины. Но годы пролетели, и Наина превратилась в старуху. Финн испугался того, что сотворил и сбежал из родных мест.

Этот факт из жизни финна, рассказанный им Руслану, говорит об упорстве и целеустремленности этого человека. Старик оживил убитого Руслана и научил, как разбудить Людмилу.
Наина – злая колдунья. Способна перевоплощаться то в змея, то в кошку.

Совершает злодейства из желания отомстить Финну, который сначала влюбил ее в себя, а потом отверг ее чувство. Она творит зло даже просто из-за злого сердца.

Черномор – колдун, похититель красавиц, в том числе и Людмилы. Карлик, обладатель бороды, длина которой была больше его самого. Волшебная сила Черномора была заключена в его бороде.

Голова брата Черномора. Брат был развитым физически, можно сказать великаном, но простодушным и бесхитростным. Черномор легко обманул его. Голова просит Руслана наказать колдуна, и рассказывает в чем его сила. Возвращаясь, Руслан показал Голове Черномора, и тот умер, успокоенный, тем, что зло наказано, а он сам отомщен.

Сказочная поэма заканчивается тем, что добро восторжествовало, а зло было наказано. Счастливый князь Владимир закатил пир.

Источник: https://PoetPushkin.ru/poemy/geroi-poemy-ruslan-i-lyudmila.html

Характеристика Руслана из поэмы “Руслан и Людмила”: краткий анализ :

Характеристика Руслана из поэмы «Руслан и Людмила» важна тем, что этот персонаж занимает центральное место в произведении.

Именно его подвиги ради спасения невесты являются двигателем сюжета, и даже многочисленные отступления и дополнительные линии служат раскрытию главной темы.

При анализе образа персонажа следует помнить, что автор вдохновлялся при написании своего сочинения древнерусскими былинами, поэтому его главный герой – это витязь, который спасает не только свою возлюбленную от злого колдуна, но и родной город от нападения кочевников.

Образ персонажа

Характеристика Руслана из поэмы «Руслан и Людмила» должна начинаться с описания его внешности. Этот витязь имел прекрасные белокурые волосы, которые, по замыслу автора, символизировали его душевную чистоту и благородство. Он носил яркие блестящие латы как храбрый, всегда готовый к бою человек.

В начале произведения автор акцентирует внимание на его любви к своей невесте. На свадебном пиру он всецело поглощен мыслью о ней, поэтому не обращает внимания на зависть соперников. Пушкин рисует образ героя на контрасте с ними: Рогдай – злой и мстительный, Ратмир – хитрый и переменчивый, Фарлаф – подлый и низкий. Эти качества ярче оттеняют честность и прямоту главного героя.

Путешествие

Характеристика Руслана из поэмы «Руслан и Людмила» включает анализ поведения персонажа во время его поисков своей невесты, которую украл злой волшебник Черномор.

В пути он раскрывается читателю с новой стороны. Так, именно ему доверяет Финн свою страшную тайну, поскольку видит в нем честного и порядочного воина.

Важно

Молодой витязь сумел противостоять гигантской фантастической голове, перед которой до сих пор никто не смог остаться целым и невредимым.

Наконец, он один из всех четверых претендентов на руку княжны сумел добраться до того места, где она была спрятана колдуном.

Поединки

Характеристика Руслана из поэмы «Руслан и Людмила» важна для понимания всего произведения в целом, так как именно вокруг его образа автор построил все основные сюжетные линии. Особенно важна сцена боя с Рогдаем.

Именно в ней поэт мастерски сыграл на контрасте, показав подлость противника главного героя, который хотел исподтишка его убить. Не менее важен эпизод с его противостоянием голове. Эта сцена ценна не только тем, что в ней Пушкин показал твердость, мужество и упорство своего героя, но и его великодушие к побежденному противнику.

Он победил страшного врага, однако в последний момент сжалился над ним, за что получил меч, помогший ему победить злого карлика.

Бой с Черномором и финал

Характеристика героев поэмы «Руслан и Людмила» позволяет лучше понять замысел автора, который в своем произведении подражал стихам Жуковского и древним рыцарским европейским романам.

Последний жанр предполагал в качестве кульминации финальный поединок главного персонажа со злодеем. Так же поступил и Пушкин. Сражение молодого витязя с Черномором – это наиболее напряженный момент в поэме.

Злой волшебник несколько дней и ночей носил Руслана, пока тот не отрубил ему бороду, в которой заключалась его сила.

Однако поэт не остановился на этом и, следуя традициям древнерусских сказок, ввел дополнительный сюжетный ход уже после того, как основная история подошла к концу. Спящего витязя настиг трусливый Фарлаф и пронзил его во сне, похитил Людмилу и вместе с ней вернулся в город, который уже осаждали кочевники.

Однако витязь был спасен своими друзьями; он избавился от своих ран, приехал в столицу и отбил неприятелей, после чего женился на своей невесте.

Итак, краткая характеристика поэмы «Руслан и Людмила» показывает, что ее сюжет очень тесно перекликается с произведениями древнерусской литературы, а также некоторыми историческими событиями.

Источник: https://syl.ru/article/282257/new_harakteristika-ruslana-iz-poemyi-ruslan-i-lyudmila-kratkiy-analiz

Удивительные и загадочные герои поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Библиографическое описание: Исакас А. С., Райцева Е. В. Удивительные и загадочные герои поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» // Юный ученый. — 2015. — №3. — С. 10-12. URL: https://yun.moluch.ru/archive/3/165/ (дата обращения: 25.03.2019).

Пусть никогда от памяти не скроются

Творцов великих имена-сокровища.

Е. В. Райцева

В 2014 году отмечали 215-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В тот год мы с классом посетили Царскосельский музей — лицей. Великий русский поэт был одним из первых воспитанников этого учебного заведения. Много интересного мы узнали, побывав там. В стенах лицея Александром Сергеевичем была задумана и начала создаваться поэма «Руслан и Людмила». Больше всего меня поразило то, что некоторые строки этого произведения Пушкин писал на стенах комнаты, где был заперт в наказание. Покидая лицей, мы все хором твердили наизусть:

«…У лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том:

И днем, и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом…»

После экскурсии у меня остался вопрос: «Какие они эти герои — Руслан и Людмила?» В мае 2015 года для четвёртого класса была проведена экскурсия по музею-квартире А. С. Пушкина на набережной реки Мойки. В одной из комнат на стене висел портрет писателя В. А. Жуковского с надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». 1820 год, 26 марта, великая пятница». Это значило, что 195 лет назад двадцатилетний гений А. С. Пушкин создал поэму «Руслан и Людмила». Ну вот, снова эти имена «Руслан и Людмила», как будто преследуют меня и манят своей неизвестностью. От экскурсовода я впервые узнал, что поединок может быть творческим, без применения силы, где в руках только одно великое оружие- слово. Теперь я твёрдо решил узнать героев пушкинской поэмы ближе.

В этот день мы с мамой зашли в книжный магазин и купили поэму А. С. Пушкина. И вот она в моих руках книга-победитель. С прологом этого произведения я уже был знаком. Теперь я открыл книгу для того, чтобы полюбить Руслана и Людмилу так, как с раннего детства люблю Золотую рыбку, Царевну-лебедь, Царя Салтана.

Совет

Читая поэму, я шёл вслед за Русланом. Волшебный и таинственный мир пушкинских героев удивлял и завораживал. Мне было очень интересно путешествовать вместе с русским витязем, и я часто не мог сдержать любопытства, так хотелось узнать, что же ждёт его в царстве Черномора. Каждый герой поэмы вызывал у меня разные чувства.

Колдунья Наина сначала пленяла своей красотой, а потом отталкивала бессердечием, злобой и равнодушием. Мне было жалко Наину, потому что в молодости она не способна была полюбить, а когда любовь поселилась у неё в сердце, было поздно- «…Толпою годы пролетели…» Фарлаф- один из соперников Руслана меня развеселил своей трусостью и ленью. Мне кажется, что Александр Сергеевич Пушкин так смеялся, когда писал эти строки:

«…Так точно заяц торопливый,

Прижавши уши боязливо,

По кочкам, полем, сквозь леса

Скачками мчится ото пса…»

Встреча Руслана с Головой была для меня неожиданной. До этого ни в одной сказке или фантастической истории я не встречал такого персонажа. Поначалу я подумал, что Голова — отрицательный герой. А нет, Голова-то оказалась остроумной и с чувством юмора. Слова Руслана: «…Хоть лоб широк, да мозгу мало…» были несправедливы. Особенно мне понравилось, как Голова дразнила Руслана:

«…Эй, витязь, шею сломишь даром;

Не трусь, наездник, и меня

Порадуй хоть одним ударом,

Пока не заморил коня…»

Необычным мне показался и образ волшебника Черномора. Как хорошо удалось Пушкину совместить в этом герое противоположное: он окружал Людмилу вниманием, заботой и дорогими подарками, но в то же время держал её в неволе. Черномор старался быть обходительным женихом, но всегда попадал в смешную ситуацию: то запутается в бороде, то кричит: «…Всех удавлю вас бородою!».. Он старался вселять страх в души людей, но когда читаешь строки:

«…В досаде скрытой Черномор,

Без шапки, в утреннем халате,

Зевал сердито на кровати…» рождается только смех, как представишь себе злого волшебника — карлика, проснувшегося утром.

Были и трудности при прочтении связанные с языком поэмы «Руслан и Людмила». Мне часто приходилось обращаться к словарю или к интернету, чтобы узнать значение устаревшего слова. Что-то я перечитывал по несколько раз. Но особенно меня заинтересовали имена героев. Почему Александр Сергеевич нарекает так своих персонажей? Что за странные имена: Рогдай, Ратмир, Фалаф,Наина и рядом совершенно противоположные: Руслан, Людмила, Владимир. Я решил изучить происхождение некоторых имён и сделал вывод, что имена выражают природу любого существа. Большинство имён оказались славянского происхождения, некоторые были родом из Скандинавии.

В имени Рогдай можно выделить два корня: рог и дай, что в переводе с древнегерманского означает «воинственный». Действительно, витязь Рогдай:

«…Воитель смелый,

Мечом раздвинувший пределы

Богатых киевских полей…» предстаёт перед нами храбрецом, готовым бросится в бой, но всё же иногда он сомневается в своих действиях и бывает нерешителен.

Обратите внимание

Кудесник Финн, старец, помогающий Руслану. В переводе с финского это имя означает «волшебник, колдун». И этот герой настоящий волшебник, «вещий Финн, духов могучий властелин», потому что он прибегает к колдовству, что влюбить в себя Наину и оживить убитого Руслана.

Руслан, богатырь и храбрец, наделён таким именем не с проста. В переводе с тюркского языка имя означает «русский лев». Конечно, он настоящий лев. Бесстрашный, умный, сильный, лев, который не делит добычу, который охраняет и бережёт то, что ему дорого. Сражаясь за свою родину — Киев –Руслан нападает на печенегов:

«…Чудесный воин на коне

Читайте также:  Петрушка в комедии "горе от ума" грибоедова: характеристика, описание в цитатах

Грозой несется, колет, рубит,

В ревущий рог, летая, трубит…

То был Руслан. Как божий гром…»

Победа одержана, Русский лев мчится к своей возлюбленной:

«…Могучий богатырь летит;

В деснице держит меч победный;

Копье сияет как звезда…». Руслан не только доблестный воин и патриот, он любящий муж, который готов расстаться с жизнью ради Людмилы. Сразившись с Черномором, пройдя через козни Наины и Фарлафа, Руслан спасает свою любимую.

Людмила…Это имя говорит само за себя «мила людям». Этой героиней, действительно, можно умиляться. Она умна и хитра, потому что, попав в руки к чародею, крадёт у него шапку и скрывается от всех. Людмила, как настоящая русская женщина, не падает духом, а старается найти выход. Иногда я даже смеялся над непостоянством героини: «…Не стану есть, не буду слушать, Умру среди твоих садов! Подумала — и стала кушать…»

Князь Владимир — «владеющий миром». Киевский князь не выдуманный персонаж, а реальное историческое лицо. Во времена княжения Владимир значительно расширил территорию Киева, считался справедливым и великодушным правителем. Можно сделать вывод, что имя человека — это знамение. И когда писатель нарекает своего героя именем, он оживляет его.

Александр Сергеевич Пушкин переносит нас во времена Киевской Руси. Тогда мы были сильным и единым государством, и не каждый враг мог одолеть такую силу. На мой взгляд Александр Сергеевич затрагивает тему сплочённости русского народа, потому что в поэме побеждено и сказочное и реальное зло: и Черномор, и Наина, и печенеги.

Сегодня я закрываю книгу А. С. Пушкина. Не на все вопросы получены ответы. У пушкинских героев всегда чему-то учишься: смелости, юмору, стойкости. Сказочно-богатырские образы из поэмы «Руслан и Людмила» навсегда останутся в моём сердце. У этих героев есть чему поучиться. Я очень рад, что скоро придёт время открыть для себя новое произведение Александра Сергеевича.

Ах, Пушкин, ты у каждой колыбели!

Качаешь словом, будто по волнам!

Уж матери и дети повзрослели,

А сказки до сих пор читаешь нам!

Е. В. Райцева

Литература:

  1. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. Т. 2. М.: Современный писатель, 1995. — 400 с
  2. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. 2-е изд. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — 364 с.

Социальные комментарии Cackle

Источник: https://yun.moluch.ru/archive/3/165

Имена в поэме А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”

Слайд 1

имена героев из поемы «Руслан и Людмила»

Слайд 2

Людмила

Слайд 3

Имя Людмила славянского происхождения. В буквальном смысле оно означает «милая людям». Имя появилось, как утверждают лингвисты, в эпоху романтизма. Но наибольшую популярность оно получило в первой половине XX века.

Значение имени Немаловажная роль в популяризации имени принадлежит А.С. Пушкину. Его поэма «Руслан и Людмила» завоевала всеобщее признание, а использованные в ней имена быстро вошли в повседневную жизнь русского народа.

Слайд 4

Как Пушкин описывает Людмилу? А.С.Пушкин описал ее так: “Людмила “— идеальная женщина сказки, невеста героя, Руслана, ради которой преодолеваются все преграды. В прологе Людмила предстает преданной невестой, которая тужит, ожидая своего освободителя — жениха.

Важно

Контрастно оттеняя в мужчине силу, а в женщине — слабость, автор не скупится на изображение «красоты ее нежной»: «стройный стан», «две ножки, чудо из чудес», «кудри золотые», «бледное чело», «прелестна прелестью небрежной». «Она чувствительна, скромна, любви супружеской верна».

Автор чувствует родственную душу (« Ее улыбка, разговоры, во мне любви рождают жанр ») женщины, к которой обращена поэма и чей образ возникает в лирических отступлениях.

Слайд 5

Руслан

Слайд 6

Руслан — мужское имя заимствованно из тюркских языков. Изменённая форма тюркского имени Арслан (в переводе — «лев»).

Происхождение имени Руслан корнями уходит в героический иранский эпос о Рустаме , сыне Залазара (поэма « Шахнамэ » персидского поэта Значение имени Фирдоуси).

Тюркские народы воспели его уже как Арслана Зальзара , а затем в XVII веке у славянских народов он уже фигурирует как богатырь Еруслан Залазарович , или Лазаревич. Вот так и запечатлелось в сознании наших соотечественников имя Руслан – как имя героя почти «былинного».

Слайд 7

Правда, войти в обиход как имя оно не могло до революции – когда имена перестали давать по святцам: ведь святого с именем Руслан нет (поэтому крестят носителей этого имени близкими по звучанию христианскими именами: Романом или Рустиком ).

« Мой витязь», «герой», «храбрый князь», «доблестный Руслан» — такими эпитетами награждает Пушкин супруга княжны, который ищет свою возлюбленную, невзирая на опасности и испытания. Преклонение перед верностью и доблестью Руслана, сочувствие к страданиям возлюбленного, внезапно потерявшего суженую, неоднократно звучит в поэме.

Повествуя о приключениях Ратмира, одного из соперников Руслана, очутившегося в замке дев-волшебниц и позабывшего о Людмиле, Пушкин сравнивает легкомыслие этого претендента на руку княжны с постоянством Руслана, делая благоприятный вывод в пользу последнего: Пушкин: он не просто рассказывает об их приключениях, он живо сочувствует испытаниям, выпавшим на долю Руслана и Людмилы, посмеивается над трусостью Фарлафа, искренне радуется торжеству Руслана над Черномором… Как Пушкин описывает Руслана?

Слайд 8

Рагдай

Слайд 9

Значение имени и Как Пушкин описывает рагдая? Это древнегерманское имя, оно означает «мудрый». Рагдай был храбрым древнерусским богатырём. Рагдай Удалой бился против 300 воинов в одиночку. Рагдай является одним из противников Руслана и претендентом на руку Людмилы . « Рагдай , воитель смелый, Мечом раздвинувший пределы Богатых киевских полей…»

Слайд 10

Ратмир

Слайд 11

Значение имени Имя Ратмир – это славянское имя, образованно из двух частей «рать» (войско) и «мир». Буквально имя переводится как «ратующий за мир», существуют варианты – «воин мира», «войско мира», а так же – «ратник». Имя стало нам известно после прочтения поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», где это имя носил один из персонажей – «младой хазарский хан Ратмир».

Слайд 12

Совет

Как Пушкин описывает Ратмира? “Младой хазарский хан Ратмир” – строки из “Руслана и Людмилы” сразу приходят на ум при звуке этого имени. Ратмир добивался расположения Людмилы и был очень опечален, когда она избрала Руслана.

Вместе с Рогдаем и Фарлафом , тоже отвергнутыми женихами, он пустился на поиски Людмилы, похищенной Черномором, но не стал ни злобным убийцею, как Рогдай, ни хитрым подлецом, как Фарлаф: его сманили с пути чаровницы Девьего царства, в их предводительнице Ратмир нашел любовь и утешение, забыв о прелестях Людмилы.

Слайд 13

Фарлаф

Слайд 14

Значение имени Фарлаф – самое непонятное имя в поэме, скорее всего умышленно оставлено Пушкиным «неопознанным». Возможно составлено из имен Фарлов и Фелелаф, известных по договору Олега с греками (991 год). Эти имена безусловно скандинавского происхождения, но сама версия весьма недостоверна.

Слайд 15

Как Пушкин описывает Фарлафа? …Другой – Фарлаф, крикун надменный, В пирах никем не побежденный, Но воин скромный средь мечей; Великолепен и забавен «портрет» Фарлафа. Фарлаф – трус, болтун, подлый и толстый пьяница. Он никогда не допускал пиры б ояр и царей.

Добродушный толстяк Фарлаф был неудержимо самовлюбленным хвастуном, обаятельным и смешным в веселых компаниях. Но нельзя забывать, что Фарлаф русский богатырь входивший в «верхнюю дружину», как сейчас бы сказали в гвардию. Только Фарлаф был трусливым и подлым горе-рыцарем.

Подлость Ф арлафа заключалась в том, что он подъехал к спящему Руслану и пронзил его копьем насквозь, после чего Фарлаф привез украденную им Людмилу в Киев.

Слайд 16

Владимир

Слайд 17

Значение имени Имя Владимир – это славянское имя. Оно состоит из двух частей: « влад » (владеть) и «мир» – получается «владеющий миром». Иногда переводят также и как «знатный властитель».

Изначально имя Владимир (« Володомер ») было языческим именем.

Но после Крещения Руси имя крестителя – князя Владимира Святого – было канонизировано, хотя распрострененность получило лишь со второй половины XIX века.

Слайд 18

Обратите внимание

Как Пушкин описывает Владимира? Волей автора действие поэмы отнесено к периоду правления Владимира Святославовича, образ которого можно найти во многих произведениях народного творчества, на пример, в былинах о подвигах богатырей.

Однако следует помнить, что Владимир Красное Солнышко, герой народного эпоса, и реальный исторический персонаж, который стал его прототипом, не должны восприниматься как одно и то же лицо. Вероятно, в народном сознании образ Владимира Красное Солнышко связывался с представления ми о расцвете русского государства, победоносных войнах и чудесах.

То, что рассказывается о князе и его приближенных в былинах, зачастую не имело реальной исторической основы, которая в данном случае подменяется мифологическими представлениями.

Слайд 19

наина

Слайд 20

Значение имени и как Пушкин описывает Наину? Имя Наина – это древнееврейское имя, оно в переводе с древнееврейского означает «невинная». В поэме А.С. Пушкина “Руслан и Людмила” есть персонаж, так сказать, роковой женщины с прекрасным колдовским именем – Наина. Одна красавица младая На берегу плела венок.

Меня влекла моя судьбина… Ах, витязь, то была Наина! Однако она отвергла любовь пастуха, а потом и героя, когда финн в её честь совершил множество подвигов и …к ногам красавицы надменной Принес и меч окровавленный, Кораллы, злато и жемчуг. …И в гордом сердце девы хладной Любовь волшебствами зажечь.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/02/04/imena-v-poeme-as-pushkina-ruslan-i-lyudmila

“Руслан и Людмила”

Пушкин А.С. “Руслан и Людмила” Жанр: сказочная поэма

Главные герои сказки “Руслан и Людмила” и их характеристики

  1. Руслан, верный друг и добрый витязь. Смелый, могучий, прямой, отважный, никогда не отступает от своей цели.
  2. Людмила, красивая и добрая. Веселая проказница, которая придумала как досадить Черномору. 
  3. Рогдай, смелый и сильный воин, предает Руслана
  4. Ратмир, молодой хан, горячий и смелый. Влюбляется в красавицу в замке и остается с ней.
  5. Фарлаф, хвастливый трус.
  6. Владимир, князь, старается быть справедливым
  7. Черномор, коварный и бездушный карлик, убивший собственного брата
  8. Финн, могучий волшебник, потерявший любовь и счет времени занимаясь колдовством
  9. Наина, когда-то красавица, а ныне злющая старуха, колдунья
  10. Голова, старший брат Черномора, когда-то могучий воин, преданный братом.

План пересказа сказки “Руслан и Людмила”

  1. Свадебный пир
  2. Похищение Людмилы
  3. Соперники отправляются на поиски
  4. Руслан находит финна
  5. История финна
  6. Бой с Ратмиром
  7. Людмила и Черномор
  8. Шапка-невидимка
  9. Смерть Ратмира
  10. Выбор Ротгая
  11. Голова
  12. Волшебный меч
  13. Людмила в сон погружена
  14. Бой с Черномором
  15. Возвращение
  16. Предательство Фарлафа
  17. Воскрешение
  18. Бой с печенегами
  19. Пробуждение Людмилы
  20. Свадебный пир.

Кратчайшее содержание сказки “Руслан и Людмила” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Людмила пропадает прямо с брачного ложа, и четверо соперников отправляются на ее поиски.
  2. Финн подсказывает Руслану, где искать Людмилу, Руслан убивает Ротгая и сражается с головой.
  3. Людмила приходит в себя во дворце Черномора, находит шапку-невидимку и прячется от слуг и Черномора.
  4. Руслан сражается в небесах с Черномором, побеждает и отсекает ему бороду.
  5. Руслан возвращается со спящей Людмилой, видит счастливого Ратмира с девушкой, его убивает во сне Фарлаф.
  6. Финн оживляет Руслана, тот побеждает печенегов, будит Людмилу и играется пир.

Главная мысль сказки “Руслан и Людмила”
Верность и упорство непременно приведут к достижению желанной цели, а любовь не знает преград.

Чему учит сказка “Руслан и Людмила”

Сказка учит тому, что добро всегда окажется сильнее зла, а предательство всегда будет наказано. Что всегда надо стремится к своей цели, не сдаваться перед трудностями, жить по совести. Также сказка учит тому, что любовь непредсказуема, а месть обманутой женщины бывает страшна.

Отзыв на сказку “Руслан и Людмила”

Эта конечно просто великолепная поэма, в которой множество приключений, несколько разнообразных сюжетных линий, совершенно разные характеры у героев. Следить за приключениями Руслана и Людмилы было очень интересно. Мне эта поэма очень понравилась.

Пословицы к сказке “Руслан и Людмила”

Любовь все побеждает
Для влюбленного и сто верст не расстояние.
Кому что глянется, тот к тому и тянется. Краткое содержание, краткий пересказ сказки “Руслан и Людмила” по песням
Песня первая
Вступление рассказывает о чудесах Лукоморья, описывает сказочного кота на золотой цепи, упоминаются прочие сказочные герои.
Князь Владимир выдает свою дочь Людмилу за богатыря Руслана. Большой праздник с певцами. Три соперника Руслана сидят унылые – это Рогдай, Фарлаф и Ратмир.
Пир заканчивается, молодые идут в свои покои и гремит гром. Руслан обнаруживает пропажу Людмилы.
Князь в горе бросает клич, кто вернет Людмилу, и Руслан, а с ним и его соперники, отправляются в путь. Фарлаф хвастает, Рогдай угрюм и зло смотрит на Руслана, Ратмир горяч.
Соперники разъезжаются в разные стороны и Руслан находит пещеру. В пещере седой старец приветствует Руслана и называет похитителя Людмилы – волшебника Черномора. Старец утешает Руслана, говоря, что любовь Черномора не страшна Людмиле и Руслан ложится отдохнуть.
Старец рассказывает свою историю. Будучи молодым, он влюбился в красавицу Наину, но та отвергла молодого финна. Финн отправляется за море и в битвах добывает сокровища, которые бросает к ногам Наины. Но красавица все равно не любит финна. Тогда финн прибегает к колдовству. Он ищет заклятия и находит их. Перед ним предстает старушка Наина. Оказывается прошло 40 лет. Наина признается, что колдунья и предлагает старцу свои объятия. Но тот убегает и с тех пор живет в пещере.

Читайте также:  Краткое содержание "мастер и маргарита": пересказ сюжета, роман в сокращении

Песнь вторая.

Рогдай решает вернуться и убить Руслана. Фарлаф убегает от Рогдая и падает с коня. Рогдай бросает его и встречает старушку, которая указывает Рогдаю на север.
Старушка поднимает Фарлафа и отправляет его в Киев.
Рогдай догоняет Руслана.
В это время Людмила приходит в себя в богатой постели. Чудесные девы прислуживают ей и одевают ее. Людмила остается безутешной, несмотря на все красоты дворца, несмотря на роскошный сад. Она даже думает о самоубийстве.
Людмила ложится на постель и вдруг входит ряд арапов, которые несут бороду. За ними идет горбатый карлик. Людмила визжит, хватает карла за бороду и опрокидывает его. Арапы уносят колдуна.
Руслан бьется с Рогдаем и убивает надежду киевлян.

Песня третья.

К Черномору приходит Наина, обещает смерть Руслану и улетает.
Черномор идет к Людмиле, но не находит красавицу и зовет слуг. Людмила же оказывается находит шапку невидимку и становится невидимой.
Руслан пробирается по долине, полной костей и оружия. Руслан выбирает себе щит, меч, кольчугу. Руслан едет дальше и видит холм, который венчает живая голова. Руслан ругается с головой и та начинает дуть. Руслана отбрасывает, а голова смеется.
Тогда Руслан бросает копье и оно пронзает язык голове. Руслан подбегает к голове и ударом сбрасывает ее с холма. Под головой обнаруживается прекрасный меч.
Руслан хочет убить голову, но слышит жалобный стон.
Голова рассказывает, что Черномор был ее младшим братом и однажды посоветовал достать волшебный меч. Голова достала меч, но поругалась с Черномором за право им владеть. Но Черномор обманул брата и отрубил ему голову, а потом колдовством заставил ее сторожить меч. Голова призывает Руслана отомстить Черномору.

Песнь четвертая.

Ратмир подъезжает к замку. Его манит голос волшебный девы. Он входит в замок, его ведут в баню, он забывает про Людмилу. Он остается с юной девой.
Руслан продолжает путь на север и приближается зима.
Людмила невидимкой бродит по замку Черномора и дразнит слуг.
Черномор превращается в Руслана и обманывает Людмилу. Людмила попадает в сети и карлик начинает ее ласкать. Но тут он слышит зов и убегает.

Песнь пятая.

Руслан добирается до замка Черномора и вызывает его на бой. Карлик летает вокруг Руслана и бьет его. Руслан отшатывается и карлик падает в снег. Руслан хватает его за бороду. Черномор поднимает Руслана в небо, но Руслан крепко держит его за бороду. Черномор соблазняет Руслана отказаться от Людмилы, но тот его не слушает.
Три дня носил Черномор Руслана, но под конец взмолился о пощаде. Он относит Руслана в свой дворец и Руслан отрубает ему бороду. Руслан ищет Людмилу, но нигде в замке ее не находит. Он мечется по комнатам и случайно сбивает с головы невидимой Людмилы шапку. Руслан прижимает к себе спящую Людмилу.
Голос финна советует ему спешить в Киев.
Руслан с Людмилой и Черномором пускается в обратный путь. Он доезжает до Головы и показывает той Черномора. Голова умирает и обретает покой.
Руслан встречает Ратмира, ставшего рыбаком. Они обнимаются и Ратмир сообщает, что счастлив со своей красавицей, и забросил меч.
К Фарлафу приходит Наина и ведет того к Руслану. Пока Руслан спит, Фарлаф трижды пронзает его мечом, берет Людмилу и скачет в Киев.

Песнь шестая.

Руслан лежит мертвый в лесу и конь бродит вокруг него. Черномору мнится, что он свободен.
Фарлаф привозит спящую Людмилу в Киев и рассказывает князю, что отбил ее у лешего в муромских лесах. Но сон Людмилы ничто не может нарушить. В городе уныние. Подступили печенеги.
Финн находит Руслана, брызгает на него живой и мертвой водой и Руслан оживает.
Киев в осаде печенегов и русские витязи гибнут в неравной битве. Но тут появляется Руслан и громит печенегов. Город ликует. Фарлаф видя Руслана падает на колени. Руслан рукой касается лица Людмилы и девушка просыпается.
Фарлаф признается в своем преступлении, но на радостях его прощают. Черномора, лишенного силы принимают во дворец, Играется пир.

Рисунки и иллюстрации к сказке “Руслан и Людмила”

Источник: https://santyaguarundito.blogspot.com/2018/04/blog-post_69.html

Образ Людмилы из поэмы “Руслан и Людмила”

«Руслан и Людмила» – поэма А.С. Пушкина, написанная им в юности. Он обратился к русскому фольклору, где черпал идеи и вдохновение. Сказочно-фантастический сюжет произведения искусно совмещает волшебство и юмор, героизм и меланхолию, национальный колорит и легкую иронию.

Поэма повествует о Руслане и его возлюбленной невесте. Людмила, главная героиня произведения, наделена небывалой красотой и ангельским характером. Сам автор признается, что она скромна, стыдлива и прелестна. Пушкин, делая описание Людмилы, восхищается ее золотыми кудрями, бледным челом и стройным станом. Однако она обладает не только светлыми волосами, но и чистой душой.

Давая характеристику Людмиле из поэмы «Руслан и Людмила», следует отметить, что она всегда была весела, резва, нежна, пока не оказалась во власти страшного чародея.

Тогда ее сильная душа надломилась, столкнувшись с непосильным испытанием. Людмила хотела утопиться или уморить себя голодом. Но не смогла, она не была малодушной. Мысли об отце и муже вразумили ее.

Она подумала о том, какую нестерпимую боль нанесет тем, кого больше всего на свете любит.

Девушка также проявила и твердость характера. Она смогла постоять за себя, когда впервые увидела Черномора. Красавица так отчаянно завизжала, что ужасный волшебник от испуга упал и запутался в собственной бороде.

Нельзя остаться равнодушным к испытаниям, выпавшим на долю главных героев. Искреннего восхищения достойна Людмила, которая терпеливо сносила все несчастья. Ее разлучили со всеми, к кому она была привязана. Но невеста Руслана проявила характер, была верна своей супружеской любви, ее сердце осталось непорочным.

Людмила предстает как идеальная женщина, ради которой каждый из претендентов на ее любовь стремится свершить подвиги. Владимир обещает дочь в супруги тому, кто ее найдет и вернет к отцу. Но все же любовное соперничество здесь бесполезно, ведь княжна уже давно выбрала того, кто ей по сердцу.

Важно

Храбрый Руслан, подвергая себя смертельной опасности, преодолевает большое количество препятствий. Он с доблестью находит свою супругу. Людмила была освобождена от ненавистного ею похитителя и возвращена к любимому отцу. Все страдания и беды остались в прошлом.

В поэме Людмила является одновременно и реальной, во плоти и крови, и сказочной героиней. В конце концов, добро побеждает зло, как это принято в сказках. В этом и заключается нравственная ценность поэмы. Добродетельность торжествует, а злодейство наказано. И по-другому быть не может ни в жизни, ни в сказке.

Источник: https://rus-liter.ru/publ/pushkin_aleksandr_sergeevich/poehmy/opisanie_i_kharakteristika_ljudmily_iz_poehmy_ruslan_i_ljudmila/45-1-0-74

Краткая характеристика героев поэмы «Руслан и Людмила»

 Руслан 

Молодой богатырь, храбрый и смелый князь. Руслан является мужем княжны Людмилы. Он побеждает злого колдуна Черномора, отрубив ему волшебную бороду, и спасает Людмилу из замка злодея. Руслан погибает от рук Фарлафа, но вскоре воскресает с помощью волшебной воды колдуна Финна. Также Руслан отражает нашествие печенегов на Киев.

Людмила 

Молодая красавица-княжна, дочь великого князя Владимира и жена богатыря Руслана. Сразу после свадьбы с Русланом девушка исчезает: ее крадет злодей Черномор. В конце концов Руслан спасает Людмилу из замка Черномора и пробуждает ее от колдовского сна.

Черномор 

Злой колдун-карлик с длинной бородой, в которой заключается его колдовская сила. Черномор похищает Людмилу и заточает ее в своем замке. В конце концов богатырь Руслан побеждает Черномора, отрубив ему бороду: так злодей теряет свои чары. Черномор является младшим братом гигантской говорящей Головы.

Финн

Старик-волшебник, живущий в пещере. Когда-то он отверг любовь старухи-колдуньи Наины и тем самым очень разозлил ее. Теперь Наина жаждет мести. Финн помогает богатырю Руслану советами. Он также возвращает Руслана к жизни, когда тот погибает от рук Фарлафа. Также Финн дает Руслану волшебное кольцо, которое пробуждает Людмилу от колдовского сна.

Наина

Злая колдунья, соратница злодея Черномора. Она умеет превращаться в летающего змея и кошку. Наина и Черномор вместе борются против Руслана и его добрых товарищей (Финна и т.д. ). Наина помогает богатырю Фарлафу победить Руслана и похитить Людмилу.

Фарлаф

Трусливый богатырь, влюбленный в Людмилу. С помощью ведьмы Наины он нападает на Руслана и лишает его жизни, а после крадет у него Людмилу и привозит в Киев. Приехав в Киев, Фарлаф выдает себя за героя, но в конце концов признается в своей лжи.

Ратмир

Богатырь, молодой хазарский хан, влюбленный в Людмилу. Отправившись на поиски Людмилы, он влюбляется в пастушку, становится рыбаком и поселяется в хижине на берегу реки. Ратмир признается, что устал от сражений и битв и хочет тихой жизни.

Рогдай 

Совет

Смелый богатырь, влюбленный в Людмилу. Угрюмый, мрачный, мстительный человек. Отправившись на поиски Людмилы, он на самом деле хочет избавиться от Руслана и заставить Людмилу страдать. В конце концов Рогдай нападает на Руслана, но проигрывает в этой схватке и тонет в реке.

Голова 

Гигантская говорящая голова, старший брат колдуна Черномора. В прошлом Голова был витязем, но по вине своего брата Черномора лишился тела и превратился в лежачую голову. Голова вручает Руслану волшебный меч, которым богатырь и побеждает Черномора.

Князь Владимир

Великий князь Владимир — отец главной героини Людмилы. Прототипом персонажа является великий князь Владимир Святославович «Красное солнышко».

Источник: https://rulit.online/articles/kratkaya-harakteristika-geroev-poemy-ruslan-i-lyudmila/

Сказочные герои в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Пушкин Александр Сергеевич – Сказочные герои в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

В поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкин собрал почти всех героев русских сказок и поселил их в сказочном лукоморье:

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

Здесь и Баба-Яга, и Кащей бессмертный, и «тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных». Где-то там, за лесами, за морями томится в плену, у злого колдуна царевна.

Но ей уже спешит на помощь отважный королевич.

Их историю рассказал автору кот ученый, и Пушкин спешит теперь «поведать свету» о Руслане и Людмиле, пока не забылись «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

Пушкин рассказывает о реальных людях: князе Владимире, его дочери Людмиле и преданном витязе Руслане. На свадебном пиру поет свои песни былинный певец Баян. Упоминает автор и мифического Леля — славянского бога любви и брака.

Но поэма не была бы такой интересной, если бы в жизнь людей не вмешались сказочные персонажи. «Волшебник страшный Черномор» похитил невесту. Руслан отправляется на поиски Людмилы. И ему тоже помогают сказочные персонажи.

Обратите внимание

Самый необычный из них — заколдованный витязь, превращенный младшим братом Черномором в живую огромную голову. Несчастный витязь должен был стеречь волшебный меч. Он отдает его Руслану, чтобы тот отомстил обидчику.

Этим мечом Руслан отсек Черномору бороду, и колдун потерял свою злую силу. А Руслан со спящей Людмилой отправляется домой, в Киев. И заканчивает Пушкин поэму так, как принято в сказках:

И, бедствий празднуя конец,
Владимир в гриднице высокой
Запировал в семье своей.

В поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкин собрал почти всех героев русских сказок и поселил их в сказочном лукоморье:

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

Здесь и Баба-Яга, и Кащей бессмертный, и «тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных». Где-то там, за лесами, за морями томится в плену, у злого колдуна царевна.

Но ей уже спешит на помощь отважный королевич.

Их историю рассказал автору кот ученый, и Пушкин спешит теперь «поведать свету» о Руслане и Людмиле, пока не забылись «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

Пушкин рассказывает о реальных людях: князе Владимире, его дочери Людмиле и преданном витязе Руслане. На свадебном пиру поет свои песни былинный певец Баян. Упоминает автор и мифического Леля — славянского бога любви и брака.

Но поэма не была бы такой интересной, если бы в жизнь людей не вмешались сказочные персонажи. «Волшебник страшный Черномор» похитил невесту. Руслан отправляется на поиски Людмилы. И ему тоже помогают сказочные персонажи.

Читайте также:  Краткое содержание "повести о настоящем человеке": краткий пересказ сюжета, повесть в сокращении

Обратите внимание

Самый необычный из них — заколдованный витязь, превращенный младшим братом Черномором в живую огромную голову. Несчастный витязь должен был стеречь волшебный меч. Он отдает его Руслану, чтобы тот отомстил обидчику.

Важно

Этим мечом Руслан отсек Черномору бороду, и колдун потерял свою злую силу. А Руслан со спящей Людмилой отправляется домой, в Киев. И заканчивает Пушкин поэму так, как принято в сказках:

И, бедствий празднуя конец,
Владимир в гриднице высокой

Запировал в семье своей.

Источник: https://school-essays.info/skazochnye-geroi-v-poeme-a-s-pushkina-ruslan-i-lyudmila/

«Руслан и Людмила»

Поэма

(поэма, 1817–1820; опубл. — 1820)

ЛЮДМИЛА

ЛЮДМИЛА — жена Руслана, похищенная с супружеского ложа и, помимо своей воли, ставшая яблоком раздора. По закону, принятому в поэме, каждый герой имеет свою «жанровую родословную», т. е. связан с тем или иным (помимо ирои-комической и волшебно-сказочной поэмы) литературным жанром.

Само имя Людмилы, меньшей дочери киевского князя, выдаваемой замуж за витязя Руслана, указывает на ее «происхождение». С одной стороны, от стилизованно-русских героинь сказочного «богатырского эпоса» конца XVIII — начала XIX в. С другой — от героинь баллад В. А. Жуковского («Светлана»; «Людмила»), П. А. Катенина («Ольга»).

С третьей — от эротической «Душеньки» И. Ф. Богдановича и поэм Э. Парни. (В гораздо меньшей степени образ Людмилы связан с традицией пародийно-порнографических поэм, приписываемых И. Баркову.

) Но ни сказка, ни баллада, ни эротическая поэма не имеют полной власти над образом пушкинской Людмилы; в условном мире, где ей выпало жить, до конца серьезен только смех, а все серьезное — в том числе эротика — смешно, ибо «никогда со смехом ужас не совместен».

То, что Людмила выходит замуж за Руслана (песнь 1-я), — серьезно; но то, в какой миг Черномор похищает ее с брачного ложа (песнь 2-я), — невероятно комично. Пушкин на все лады обыгрывает двусмысленную ситуацию, недоумевая, как ему теперь именовать героиню. Княгиня? Но она еще не «полноценная» супруга и, стало быть, не «полноценная» княгиня.

Княжна? Но она уже и не княжна. В конце концов он подбирает подходящее определение и именует ее «минутной супругой». И строит на этом мотиве всю сюжетную коллизию поэмы (см.: Ж.-Ф. Жаккар).

Точно так же участь пленницы злого Черномора более чем печальна; однако то, в каком виде проснувшаяся Людмила (Черномор ее усыпил) узнает наутро эту печальную весть, разом обессмысливает печаль: «по обстоятельствам, точь-в-точь» она одета была, «Как наша прабабушка Ева», еще точнее сказать — как Душенька. И так во всем.

От переодевания в полупрозрачный восточный наряд в гаремном вкусе до попытки загрустить во время прогулки по волшебному саду Черномора, даже «В волнах решилась утонуть — / Однако в воды не прыгнула / И дале продолжала путь».

Все это завершается волшебным появлением множества угощений, над которыми Людмила немного «подумала — и стала кушать».

Совет

Самый характерный в этом смысле эпизод — когда Черномор является ночью в покои Людмилы. Читатель (благодаря волшебному помощнику Руслана, отшельнику Финну) уже знает, что чести «минутной супруги» ничто не грозит, ибо старый карла не властен «над времени законом».

Людмила этого не знает, «дрожит, как лист, дохнуть не смеет», страшится, что Черномор ею овладеет. Для читателя «фаллическое» описание бороды, которая движется к постели пленницы («Арапов длинный ряд идет / / И на подушках, осторожно / Седую бороду несет») — всего лишь сюжетный знак ложной опасности.

Для нее — предвестие возможной трагедии, ибо «успех» карлы равнозначен поражению Руслана; после этого жених, даже освободив невесту, уже не сможет с нею соединиться.

Но именно это незнание заставляет Людмилу действовать; к счастью, она не только визжит, но и хватает карлу за колпак; так в ее руки попадает спасительное средство — волшебная шапка-невидимка. Это дает автору возможность развернуть сюжетную линию, связанную с Людмилой, в новом направлении.

Вообще говоря, большую часть повествовательного времени Людмила находится за пределом читательской видимости. Исчезает она в полной темноте; долго спит; едва проснувшись, добывает шапку-невидимку, так что автор, глазами карлы, описывает ее следы, ее смех, но не ее саму.

И как только коварный карла, наслав на Людмилу ложное видение, мнимый образ Руслана, заманивает героиню в сети (а значит, вновь делает ее видимой), она немедленно проваливается в «дивный сон».

И в очередном «сюжетном забытьи» пропускает все дальнейшие перипетии поэмы — и неудачную попытку Черномора довершить начатое ночью и, «закинув бороду за плечи», хотя бы «хладными трудами», но овладеть Людмилой, и бой Руслана с Черномором, и возвратный путь в Киев (сначала с Русланом, который удерживается от того, чтобы «обладать без разделенья» вновь обретенной «минутной супругой»; затем с похитившим ее Фарлафом). В Киеве она спит без устали, и когда счастливо просыпается, пробужденная Русланом и его «заветным кольцом», тут же следует финал.

Во многом этот «сонный ореол», окутывающий образ героини, предопределен ее балладным происхождением. Все, совершающееся в балладах В. А. Жуковского, обязательно двоится; это сон — и не сон; это реальность — и, одновременно, зазеркалье.

Светлана засыпает перед зеркалом в крещенскую ночь; в финале автор желает адресату баллады: «О, не знай сих страшных снов, / Милая Светлана».

Так и Людмила — во второй половине поэмы она лишь однажды «выныривает» из своего сонного царства, — но куда? В сон Руслана: герой, вернувший возлюбленную и везущий ее домой, спит «у ног Людмилы» и видит, « будто бы княжна / Над страшной бездны глубиною / Стоит недвижна и бледна…».

Эта пародия на типично балладные образы (бездна, лунный свет, недвижная, мертвенная фигура) предвещает недоброе. Так, спустя годы «балладный» сон другой героини, Татьяны Лариной в «Евгении Онегине», будет предвещать беду, — и этому ничуть не помешает явная пародийность самого сна.

Обратите внимание

Но дело не только в балладной традиции. У Людмилы, по замыслу Пушкина, нет характера; у нее есть сюжетная роль. Автору важны не ее переживания и даже не ее собственные действия, но «подвиги» и «пакости» других героев, совершаемые ради обладания Людмилой.

В этом смысле она выпадает из ряда «женских образов», впоследствии Пушкиным созданных, с их глубоким психологизмом (и сближается с героями богохульно-травестийной поэмы «Гавриилиада»). Но сама улыбчивая интонация повествования о Людмиле будет им подхвачена и развита, прежде всего в «Евгении Онегине».

И на восприятие образа последующими поколениями читателей эта интонация в конечном счете окажет магнетическое воздействие; в ней растворится эротический сюжет, погаснет пародийный задор; поэма «спустится» из гостиной в детскую, войдет в школьные хрестоматии; ее герои покажутся романтически-серьезными.

Именно из этого читательского восприятия пушкинских персонажей (подкрепленного оперой М. И. Глинки, 1842), как из некой закваски, родятся возвышенные образы баллады Б. Л. Пастернака «Сказка» — «девица-краса» и «воин», в которых соединятся житийные черты («Чудо св.

Георгия о змие»), фольклорные интонации и литературная сказочность в духе «Руслана и Людмилы» (вплоть до мотива непробудного сна, от которого у Пушкина героиня, а у Пастернака и герой, «силятся очнуться»).

РАТМИР. РОГДАЙ. ФАРЛАФ

РАТМИР, РОГДАЙ, ФАРЛАФ — три любовных соперника Руслана (помимо соперника-антагониста Черномора), которые вместе с ним отправляются из Киева на поиски пропавшей Людмилы, чтобы в награду за спасение жениться на ней. (Имена двух из них — Рогдая (Рохдая) и Фарлафа непосредственно взяты из «Истории государства Российского» H. М.

Карамзина.) Все они обречены своим несовершенством оттенять великолепие главного героя; в каждом из них спит страсть, которая сильнее любви к Людмиле, и только Руслан неуклонно стремится к цели, только он безраздельно предан своей любви.

Естественно, на развилке любовные соперники разъезжаются в разные стороны, и судьбы их складываются различно.

Рогдай — «воитель смелый, /Мечом раздвинувший пределы/ Богатых киевских полей». Главная черта воителя Рогдая — жестокость; он хочет мстить Руслану за его счастье и сначала (песнь 2-я) набрасывается в темноте на невинного Фарлафа, а затем (песнь 3-я), напав на Руслана, гибнет от его меча.

Фарлаф — «крикун надменный», пьяница, «воин скомный средь мечей», выше всего ставит лень и довольство; он рад получить Людмилу, но не прилагая для того особых сил.

Именно это толкает его в лапы колдуньи Наины, которая отправляет Фарлафа отдыхать в «наследственное селенье», а затем посылает на коварное убийство сонного Руслана. Финал Фарлафа очевиден.

Важно

Доставив Людмилу в Киев, он не в силах пробудить ее от волшебного сна; на битву против печенегов «благоразумный наш герой» тоже не спешит; только доброта Владимира-Солнце и великодушие вернувшегося Руслана спасают Фарлафа от заслуженной смерти.

Ратмир. Сюжетная роль хазарского хана намного сложнее. Как в фольклоре путник, покинув город, попадает в незащищенное, дикое пространство, где царствуют демонические силы, так в пушкинской поэме всякий герой, выехавший за пределы Киева, покидает ограниченное законами жанра пространство «старины глубокой» и оказывается на вольном просторе авантюрного сюжета.

Здесь его ждут не только настоящие и мнимые испытания, но и разнообразные жанровые ловушки. Стоит герою единожды свернуть со столбовой дороги любовного сюжета — и он сразу оказывается в «параллельном мире» русской баллады, полусмешной, полусерьезной, полудемонической, полушутовской, полуфольклорной, полулитературной; из этого мира мало кто находит возвратный путь.

Погибший Рогдай становится добычей вполне балладной Русалки; Фарлаф оказывается «на посылках» у Наины, чье ведьмовство также вполне балладного свойства; Ратмир в 4-й песне заслушивается сладким, манящим пением балладной девы, чей голос раздается «Долины в тишине глубокой».

(Этот стих из оды Ломоносова служит как бы литературной границей, которая отделяет «свое» пространство, «хорошее», от «чужого», «плохого».)

Пение балладных героинь опасно, как пение сирен. Ратмир не может пересилить себя; он сворачивает к замку, в котором обретаются двенадцать дев; в отличие от «Двенадцати спящих дев» из балладной поэмы В. А.

Жуковского, которого Пушкин охотно пародирует, это отнюдь не девы-монахини, а скорее наоборот, девицы легкого поведения, и замок — отнюдь не монастырь, но… (тут автор стыдливо опускает глаза и делает фигуру умолчания). Всё: авантюрная карьера Ратмира завершена; Людмила забыта; входная дверь, через которую он проник в балладу, захлопнута.

И если бы не сюжетная необходимость, «юный хан» навсегда остался бы в «одеждах неги», среди «прелестных, полунагих» дев, вкушать наслаждение русской баней, пирами и лобзаниями, «страстными и немыми».

Но автор увлечен параллелью: отшельник Финн (волшебный помощник Руслана) — витязь Ратмир (любовный соперник Руслана). Последний был призван на авантюрный путь, но потерял право на Людмилу, свернув на балладную обочину. Первый, наоборот, рожден был чухонским рыбаком, счастливым и тихим персонажем речной идиллии.

Однако ради Наины навсегда покинул счастливое идиллическое пространство, а с Наиной так и не совладал.

Совет

Теперь неудавшийся рыцарь Ратмир должен как бы прожить несостоявшуюся жизнь «рыбака» Финна; автор помогает Ратмиру «бежать» из баллады, — но не обратно в поэму (ибо, раз выпав из сюжета, в него уже не вернуться), а в речную идиллию.

На возвратном пути, в 5-й песни, Руслан случайно заезжает на склон «темных берегов / Какой-то речки безымянной» и видит «поникшей хаты кров», где Ратмир, как и положено героям речной идиллии и буколики, живет бедно, мирно, спокойно вместе с юной пастушкой, ради которой он бежал из амурного плена двенадцати бодрствующих дев. Он теперь не витязь, подобный Руслану; он отшельник, подобный Финну, — и счастлив своей судьбою.

Описание жилища Ратмира будет повторено Пушкиным в описании «финского рыболова», вступлении к «петербургской повести» «Медный Всадник».

РУСЛАН

РУСЛАН — князь, главный герой первой пушкинской поэмы, связанной жанровыми узами и с «народным чтением» XVII в., и с ирои-комической поэмой конца XVIII в., и с «волшебной» поэмой в фольклорном духе начала XIX в., и с предромантическими веяниями. Соответственно разными красками живописует Пушкин подвиги своего героя.

Его Руслан предстает то легендарным витязем русской старины, то средневековым рыцарем в духе «Неистового Роландо» Л. Ариосто; то сентиментальным влюбленным в стиле H. М. Карамзина; в нем проступают черты то героя русской баллады в духе В. А. Жуковского, то сказочного персонажа.

Точно так же различны его антагонисты и волшебные помощники; родословная одних ведет к рыцарскому эпосу, других — к балладе и пасторали. Эта «неоднородность» образа примирена иронией, которая не только исходит от насмешливого автора, но и порождается игривостью сюжета.

В свою очередь, эротизм сюжета «снят» с помощью смеховой стихии, как бы подвергнут осмеянию — как все в поэме.

Источник: https://uchitel-slovesnosti.ru/load/izuchenie_tvorchestva_pisatelja_v_shkole/geroi_pushkina/ruslan_i_ljudmila/308-1-0-7131

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]