Образ и характеристика святослава в “слове о полку игореве”: описание в цитатах для сочинения (князь святослав киевский)

Характеристика князя Святослава в «Слово о полку Игореве» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

«Слово о полку Игореве» — удивительно мудрое и прекрасное произведение, талантливое и патриотичное описание чрезвычайно важных для Росси исторических событий. Постичь всю глубину «Слова», наверно, невозможно.

Перечитывая его вновь и вновь, мы каждый раз открываем что-то новое, не замеченную ранее мудрость или тонкий намек на скрытую в поэзии мысль.

Высокая духовность, глубочайшее понимание психологии народа и его жизни, филигранное мастерство автора поставили «Слово о полку Игореве» в один ряд с величайшими шедеврами человечества.

Святослав Всеволодович – великий киевский князь, мудрый, убеленный «серебряными сединами». Он призывает князей русских объединиться, ведь в единстве заключается великая сила, способная побороть даже самого беспощадного врага. Князь Святослав убежден в том, что правители должны в первую очередь заботиться о благе народа, безопасности страны и ее процветании.

Обратите внимание

Игорь не внял советам мудрого Святослава Всеволодовича, и тем самым подверг Русь великой опасности. Но киевский князь, как мудрый и добрый отец, не держит на него зла.

, хотя прекрасно понимает всю серьезность ситуации. В трудные времена обвинения не помогут, только прощение и понимание способно исправить ошибки.

Святослав призывает встать стеной «за землю Русскую, за раны Игоревы, удалого Святославича!»

«Золотое слово» является образцом и эталоном суждения настоящего лидера и мудрого правителя. Святослав называет молодых и глупых Игоря и Всеволода, совершивших страшный поступок «дети мои» . Он понимает и любит их: «Ваши храбрые сердца из крепкого булата и в смелости закалены», но так же понимает и то, что молодые князья пожелали славы только для себя и тем самым подвергли Русь опасности.

Автор «Слова о полку Игореве», без всякого сомнения, был очень образованным и мудрым человеком. Он прекрасно понимает исконные причины бедственного положения России. «Золотое слово» Святослава на самом деле является выражением главной идеи произведения, которую его создатель пытался донести всем россиянам.

Лишь в единстве, взаимном уважении и общих целях заключается сила государства. Распри, вражда способны уничтожить его изнутри. Даже сильнейшая в мире вражеская армия не сможет нанести урон, сопоставимый с тем вредом, что мы можем причинить себе сами. Глупость и жадность делает людей слабыми и.

в результате, превращает в рабов.

Характеристика князя Игоря в «Слово о полку Игореве» с цитатами

Характеристика Ярославны в «Слово о полку Игореве» с цитатами

Характеристика главных героев в «Слово о полку Игореве» с цитатами

Источник: http://resoch.ru/xarakteristika-knyazya-svyatoslava-v-slovo-o-polku-igoreve/

Образы князей Всеволода и Святослава в “слове о полку Игореве”

27.02.2016. Сочинение Характеристика князя Святослава в «Слово о полку Игореве» уже просмотрело человек, оценило 0 человек.

Надеемся что сочинение на тему Характеристика князя Святослава в «Слово о полку Игореве» поможет вам. Если данное сочинение вам понравилось то вы можете поделиться им с друзьями.

Рекомендуем вам ознакомиться с данным сочинением, прочитать комментарии и на основании полученной информации написать свое изумительное сочинение.

В произведении «Слово о полку Игореве» характеристика Святослава и других главных героев пересекается, ведь его поступки основаны на действиях его «сыновей». Проигрыш Игоря в бою против половцев стал громким событием. Кочевые племена решили, что могут сражаться против воинов Руси, ведь уже одержали одну победу.

Святослав же приходится отцом по иерархии для Игоря, а потому половцы думают, что одержали победу и над ним. Этот факт сильно заботит князя, ведь осмелевшие враги могут вторгнуться в государство.

На протяжении всей истории в книге герой переживает из-за того, что не может сплотиться страна.

В «Слове о полку Игореве» характеристика Святослава строится именно вокруг этого образа – добрый и мудрый мужчина, который заботится о державе. Конечно, наиболее близким среди героев «Слова» для меня является мудрый Святослав.

Святослав Киевский предстает в «Слове о полку Игореве» мудрым наставником.

Важно

Автор называет его отцом Игоря, хотя на самом деле он был его двоюродным бра­том. Слова Святослава, обращенные к Игорю, выражают отношение к нему и автора «Слова о полку Игореве». Святослав призывает прекратить все распри между собой, иначе половцев не победить, призывает защитить Русь от врагов, отомстить за Игоря и Всеволода.

В летописях говорится, что впервые Святослав принял участие в битве с врагами еще совсем маленьким мальчиком. Он был на поле боя верхом на коне среди киевских дружинников и бросил копье в сторону врага. Так с юных лет приучал князь Игорь сына к ратному ремеслу. Когда Святослав вырос, то вся его жизнь прошла в походах, в борьбе со всеми теми, кто посягал на землю русскую.

Да, его братья, молодые и глупые, желали славы, хотели показать себя воинами, но сейчас это уже не имело значение, ведь теперь Святослав призывает народ бороться.

Образ Святослава раскрывается также и в его «золотом слове». Это образец и эталон демагогии хорошего лидера и мудрого князя. Святослав видит, какую глупость совершили молодые князья Игорь и Всеволод.

Но продолжает обращаться к ним «дети мои». Он относится к ним с добротой и пониманием, как настоящий отец. Святослав находит для них слова похвалы, отмечая их храбрые сердца.

Святослав, один из всех современных автору князей, по-настоящему болеет душой, видя княжеские несогласия.

Этот призыв к объединению младших князей на борьбу за правое дело обороны родины от половцев занимает центральное место в произведении. И, как результат, дружина князя потерпела страшное поражение. Многие воины сложили свои головы на поле брани. Потерял Игорь и любимого брата – храброго и преданного «буй-тура» Всеволода: «И расстался с братом брат родной На реке кровавой, на Каяле».

Источник: http://callbollonez.ru/Obrazy-knyazey-Vsevoloda-i-Svyatoslava/

Краткая характеристика Святослава в “Слове о полку Игореве”

Характеристика Святослава в известном историческом произведении «Слово о полку Игореве» может заинтересовать любого читателя, ведь он играет не последнюю роль в повествовании. Этот киевский князь выступает в роли мудрого человека со своими стремлениями. Более подробно о его биографии и роли в книге можно узнать из данной статьи.

Характеристику Святослава Всеволодовича следует начинать с того, что такая личность действительно существовала. Точная дата его рождения неизвестна, но предположительно это двадцатые годы двенадцатого века.

Мужчина приходится двоюродным братом главным персонажам повествования – Игорю и Всеволоду. В 1180 году ему выпала честь стать князем киевским. Большую часть своей жизни он посвятил борьбе против половецких нападений на Киевскую Русь.

В том же году, когда он занял свое место в Киеве, он отправился в поход на уже упомянутые кочевые племена. Святослав нанес им сокрушительное поражение благодаря своей отваге.

Совет

В 1181 году заключил союз с Рюриком Ростиславовичем и обеспечил в течение тринадцати лет мирную жизнь на Руси до своей смерти. Эти факты помогут лучше составить характеристику Святослава.


Путаница в фактах и образ

Стоит отметить, что автор произведения немного странно показывает факты. В характеристике Святослава важной информацией является то, что он двоюродный брат главных персонажей.

Писатель же называет его их отцом, и из-за этого можно запутаться в героях. На самом деле так его называет автор из-за того, что в княжеской иерархии он занимает место в Киеве.

Таким образом, он будто является им наставником, но автор предпочел назвать это отцовством.

Именно этот князь показан на страницах произведения в качестве самого светлого персонажа. Его образ выставлен с самой лучшей стороны, о чем можно судить по его мудрым высказываниям в сторону братьев.

В произведении «Слово о полку Игореве» характеристика Святослава и других героев будет сильно отличаться. На момент происходящих событий ему около шестидесяти лет. Автор делает акцент на его внешнем виде с седыми волосами и грузом долгих лет жизни.

Святослав подтверждает статус отца по иерархии своим отношением к братьям. Он всегда называет их нежно «детьми» и показывает этим душевную доброту.

Забота о государстве

В характеристике Святослава в «Слово о полку Игореве» необходимо упомянуть, что он всячески заботился о сохранности Киевской Руси. Он правил центральным городом и его беспокоила активность половцев на границах государства. Князь даже сравнивал себя со старым соколом, который уже постарел, но свое гнездо в обиду никому не даст.

Истинным препятствием в этой борьбе были другие властители, которые не желали объединиться против общего врага. Их личные распри они ставили выше безопасности державы. Еще и по этой причине Святослав смотрится в положительном свете. Автор произведения не ошибся в том, что придал образу князя патриотическую направленность.

Разнообразные летописи и подлинные источники утверждают, что ему была близка любовь к родной Руси. Он неоднократно это доказывал своими поступками. На протяжении всей истории в книге герой переживает из-за того, что не может сплотиться страна.

В «Слове о полку Игореве» характеристика Святослава строится именно вокруг этого образа – добрый и мудрый мужчина, который заботится о державе.

Дальновидность

В произведении «Слово о полку Игореве» характеристика Святослава и других главных героев пересекается, ведь его поступки основаны на действиях его «сыновей». Проигрыш Игоря в бою против половцев стал громким событием.

Кочевые племена решили, что могут сражаться против воинов Руси, ведь уже одержали одну победу. Святослав же приходится отцом по иерархии для Игоря, а потому половцы думают, что одержали победу и над ним. Этот факт сильно заботит князя, ведь осмелевшие враги могут вторгнуться в государство.

Обратите внимание

Но Святослав умел смотреть на несколько шагов вперед. Он предпринимает попытку объединить всех правителей на Руси в единое сплоченное государство, но у него ничего не получилось. В характеристике князя Святослава стоит отметить, что он видел слабость в междоусобицах.

Персонаж в книге понимает пагубность внутренней борьбы за власть, желания получить славу. Только вот к его словам никто не желал прислушаться.

Еще немного о личности

В своем правлении Святослав не был жестоким князем. Он был добрым по своему характеру и стремился принести мир в свою державу. Именно потому он объединился в союз с Рюриком Ростиславовичем. Этот компромисс помог исключить военные междоусобицы на целых тринадцать лет.

В тех реалиях такой срок считался большим достижением. При этом Святослав Всеволодович правил только Киевом, а Рюрик имел власть над другими городами в государстве. В своем отношении к врагам персонаж полностью менялся. Он становился беспощадным и жестоким, без проявления даже малейшей жалости.

Мнение историков и исследователей в анализе этой фигуры расходится. Многие из них сходятся на мысли, что личность Святослава Всеволодовича в этот период на Руси была достаточно весомой. Он правил Киевом, сумел заключить выгодный союз в 1181 году, который принес мир, а также успешно боролся с половцами.

Этого достаточно для создания образа положительного персонажа.

Другие мнения и итоги

В характеристике Святослава в «Слове о полку Игореве» следует отметить, что его правление пришлось на трудное время. Со своим добрым характером он сделал все, что было в его силах. Об этом говорят и некоторые историки, подчеркивая трудности в его бурной жизни.

Читайте также:  Критика о романе "дубровский" пушкина, отзывы современников

Ряд других исследователей считают, что автор слишком сильно идеализирует фигуру Святослава. Он показывает только лучшие стороны героя, а все его возможные минусы упускает из поля зрения.

Если подытожить всю информацию из книги и мнения экспертов, то получится, что Святослав был выдающимся князем, который в истории не имеет большого веса. Его мудрость и дальновидность позволили добиться некоторых успехов в политическом направлении.

Также Святослав Всеволодович провел успешную военную кампанию против половцев. Только вот его сил не хватило для нового объединения Киевской Руси в единое мощное государство.

Источник: https://autogear.ru/article/377492/kratkaya-harakteristika-svyatoslava-v-slove-o-polku-igoreve/

Образ Игоря в

Искусство и развлечения 14 марта 2015

«Слово о полку Игореве» – прекрасно сохранившийся и дошедший до нас в оригинальном виде памятник древнерусской литературы. Произведение наполнено сильной любовью к отчизне и готовностью стоять за нее до конца.

Образ Игоря в «Слове о полку Игореве», вопреки распространенному мнению, не является ключевым, так как роль главного героя отводится народу. Тем не менее Игорь занимает значительное место в повествовании, поэтому его фигура нуждается в подробном рассмотрении.

История произведения

Литературный памятник был найден известным собирателем произведений древности XVIII столетия А.И. Мусиным-Пушкиным. Рукопись обнаружилась в стенах Спасо-Ярославского монастыря, и граф Мусин сразу обратился за помощью к знакомым историкам. Н.

М. Карамзин настоял на публикации произведения, и в 1800 году свет увидело «Слово». Публикация произвела огромное впечатление и вызвала множество споров и исследований. Но к сожалению, оригинал рукописи сгорел во время пожара 1812 года в Москве.

Автор произведения так и не был установлен, существует лишь множество догадок и предположений, ни одна из которых, впрочем, не выделяется на фоне других. Образ Игоря в «Слове о полку Игореве» отражает в себе литературные особенности и приемы своего времени, что позволяет литературоведам определять уровень развития писательского искусства XII – XIII веков.

Тематика «Слова» и роль образа Игоря

В основу сюжета «Слова» были положены реальные события – поход 1185 года князя Игоря Святославовича на степных кочевников, который закончился поражением. За год до этого сражения русским войскам удалось одержать победу над кочевниками, но в том походе Игоря не было.

И вот, поддавшись своим эгоистическим побуждениям, князь собирает свои войска и призывает на помощь ближайших родственников. Образ Игоря в «Слове о полку Игореве» совершенно лишен какой-либо идеализации. Рассказчик ясно дает понять, что вылазка была плохо подготовлена, поэтому князь потерпел поражение и угодил в плен.

Вот как описывает начало похода Игоря автор:

“Тогда Игорь воззрел на светлое солнце,

Увидел он воинов своих, тьмой от него прикрытых,

И рек Игорь дружине своей:

“Братия и дружина!

Лучше нам быть порубленным, чем даться в полон.

Сядем же, други, на борзых коней

Да посмотрим синего Дона!

Вспала князю на ум охота,

А знаменье заступило ему желание

Отведать Дона великого.

“Хочу, – он рек, – преломить копье

На конце поля половецкого с вами, люди русские!

Хочу положить свою голову

Или выпить шеломом из Дона…”

Как понятно из отрывка, “хочу” – вот основная мотивация Игоря.

Но этот сюжет направлен лишь на то, чтобы обратить внимание читателя на основные проблемы Руси того времени. А именно обнажить все недостатки раздробленного на княжества государства и постоянные ссоры между правителями. По сути, «Слово» – призыв к объединению Русских земель.

Автор также затрагивает темы прошлого Руси, акцентирует внимание на героизме народа. С позиции патриота он рассматривает вопросы чести, преданности, любви, свободы и предназначения.

Видео по теме

Идея произведения и ее связь с образом главного героя

Как уже было озвучено выше, основная идея памятника – призыв сплотиться русским князьям, передав всю власть кому-то одному.

Не идеализируя образ Игоря в «Слове о полку Игореве», автор все же создает непогрешимого, сильного и мудрого персонажа – князь Святослав предстает в роли совершенного правителя.

Это не соответствовало действительности, судя по другим историческим записям, однако для реализации своей главной цели в произведении должен был присутствовать такой образ.

Важно

Автор «Слова» оценивает поступки всех персонажей согласно их пользе для Руси. Игорь оценен с этих же позиций, и оценка не слишком высока. И проявляется она через враждебность сил природы:

“И ветры, Стрибоговы внуки,

Веют с моря стрелами

На храбрые полки Игоревы.

Земля гремит,

Реки текут мутно,

Прахи поля покрывают,

Стяги глаголют!”

Как истинный патриот, писатель изображает родину как единое целое, где люди неотделимы от природы, и она вмешивается в их дела, помогая или предостерегая.

Сюжет и композиционное своеобразие

Более подробно поможет рассмотреть образ Игоря в «Слове о полку Игореве» краткое содержание памятника. Само произведение имеет сложную организацию, где чередуются размышления автора, описание происходящего, лирические отступления, эпические моменты, описание прошлого. Это все затрудняет анализ сюжета «Слова».

Однако все произведение можно разделить на три смысловые части:

  1. Вступление, в которое входят воспоминания о Баяне и зачин.
  2. Основная часть, где описывается неудачный поход Игоря, идет восхваление Святослава, а затем рассказывается о возвращении Игоря из плена.
  3. Заключение включает величание князей и, собственно, завершение повествования.

В этой структуре хорошо прослеживается роль и значение, которое несет в себе образ Игоря в «Слове о полку Игореве». Краткое описание их заключается в том, что персонаж стал примером того, к чему может привести раздробленность и несогласованность князей.

Начинается «Слово» с того, что автор сравнивает себя с известным Баяном и говорит, что не будет, как он, хвалить князей, а расскажет всю правду.

Образ Игоря в «Слове о полку Игореве» с цитатами

Основное место в произведении отводится образам князей, одним из которых является и Игорь. Отношение автора к этим персонажам неоднозначно. С одной стороны, он гордится их победами и радуется успехам, но с другой – понимает всю губительность для Руси их раздоров и эгоистических устремлений. С образом Игоря связана не только главная сюжетная линия, но и идея всего повествования.

Персонаж представлен эпическим героем, который не представляет свою жизнь без воинского достоинства и чести. Он мужественен и храбр, но одновременно с этим его личные стремления оказываются выше блага народа. Игорь плохой недальновидный политик, эгоистичен и безрассуден, излишне самолюбив. Все эти негативные качества присущи и другим князьям, они и стали причиной раздробления русской земли.

Игорь настолько жаден до славы и удовлетворения своих эгоистических порывов, что старательно не замечает знамения, которые предрекают его поражение. Очень негативно преподносится в этом эпизоде образ Игоря в «Слове о полку Игореве». Примеры из текста могут быть следующими:

«Солнце ему тьмою путь заступало;

Ночь стонами грозы птиц пробудила,

Свист звериный встал…»

Но глух к природе князь. Несмотря на это безрассудство, автор признает и смелость Игоря:

«И поострил сердце свое мужеством;

Исполнившись ратного духа,

Навея свои храбрые полки…»

Однако после возвращения из плена Игорь меняется, он готов отказаться от личных стремлений ради родной земли и пойти в совместный поход с другими князьями. Князь осознает, что его действия могут привести только к поражению. И силы природы проявляют свою благосклонность:

“Кликнула, стукнула земля;

Зашумела трава:

Половецкие вежи подвигнулись.

Прянул князь Игорь горностаем в тростник,

Белым гоголем на воду;

Взвергнулся князь на быстра коня,

Соскочил с него босым волком,

И помчался он к лугу Донца…

Донец говорит: “Ты, Игорь-князь!

Не мало тебе величия,

Кончаку нелюбия,

Русской земле веселия!”…”

Образ Ярославны и ее помощь Игорю

Ярославна представлена идеально русской женщиной. Она преданная жена и верная подруга Игорю, сила ее любви так велика, что помогает мужу вырваться из плена.

Ее плач имеет большое значение и играет огромную роль в оправдание чести князя, так как бегство считалось недостойным воина.

Но сами силы природы, разжалобленные Ярославной, помогают герою выбраться – и здесь уже главенствует не его воля, а воля стихии. Высшие силы встают на защиту князя и указывают путь:

“Игорю-князю бог путь указывает

Из земли Половецкой в Русскую землю…”

Страдания героини и муки народа также стали одной из причин душевного перерождения Игоря.

Значение «Слова» для литературы

Сегодня «Слово» признано древним письменным памятником, имеющим мировое значение, и сравнивается со средневековыми шедеврами европейской литературы. Не последнюю роль играет в осмыслении и понимании тематикиобраз Игоря в «Слове о полку Игореве». Картинки, иллюстрирующие это произведение, сегодня можно легко найти в книгах или учебниках литературы.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/128633/

Игорь и Святослав в «Слове о полку Игореве»

Тема: Слово о полку Игореве

Главный герой «Слова о полку Игореве» — князь Новгород-Север­ский Игорь Святославович. Он изображен смелым и мужественным, но в то же время безрассудным. Игорь отправляется в поход против половцев, «не сдержав юности», без сговора с другими князьями, со своим немного­численным войском. Он любит родину, но главная цель его похода — стрем­ление к личной славе.

Поэтому он не хочет возвратиться, считая это по­зором, когда на его пути возникает плохое предзнаменование — солнечное затмение, и когда узнает, что не удастся застать врага врасплох. Именно то, что князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины, приво­дит его к поражению.

Впервые за всю историю борьбы с половцами русский князь оказывается в плену, потерпев огромную неудачу.

Многие поступки Игоря во время похода характеризуют его и с хорошей стороны. Он взывает к чувству долга, чести, мужеству своих воинов, при­казывает дружине сойти с коней, чтобы сражаться всем вместе, наравне, не опережая друг друга, сам проявляет храбрость во время боя.

Совет

Автор «Слова о полку Игореве» то сочувствует Игорю Святославовичу, то осуждает его.

На примере князя он показывает, к чему может привести отсутствие единения, ведь Игорь терпит поражение только потому, что пошел в поход один.

Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в его характере с недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием представления о не­обходимости объединения, совместной борьбы.

Святослав Киевский предстает в «Слове о полку Игореве» мудрым наставником. Автор называет его отцом Игоря, хотя на самом деле он был его двоюродным бра­том. Слова Святослава, обращенные к Игорю, выражают отношение к нему и автора «Слова о полку Игореве».

Святослав упрекает Игоря в том, что он без сговора с ним отправился в поход на половцев только для собственной славы. Он гово­рит Игорю, что он своим поражением «отворил ворота» половцам на Рус­скую землю. Видя усобицы и разрозненность русских князей, они совер­шали многочисленные набеги на Русь.

Святослав упрекает князей за без­деятельность, призывает их к объединению, ведь только вместе можно дать отпор врагам. Материал с сайта //iEssay.ru

Читайте также:  Положительные и отрицательные герои комедии "недоросль": описание персонажей (таблица)

Святослав Киевский изображен в «Слове о полку Игореве» сильным и мудрым властителем — идеалом великого князя, а Игорь Святославович смелым, но безрассудным человеком, над поступками которого господствуют предрассудки феодального общества, как и над поведением большинством князей.

Образы Игоря и Святослава помогают автору «Слова о полку Игореве» передать главную мысль произведения — объединение Руси.

На этой странице материал по темам:

  • характеристика героя игоря слово о полку игореве
  • характеристика игоря и святослава
  • князь игорь характеристика слово о полку игореве
  • как относиться святослав к игорю? слово сочинение
  • слово о полку ігоревім характеристика святослава

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/other/mify-narodov-mira.-antichnaya-drevnerusskaya-literatura/sochineniya/slovo-o-polku-igoreve/igor-i-svyatoslav-v-slove-o-polku-igoreve

Образы русских князей в «Слове о полку Игореве»

Подробности 29.09.2011

83.3(2Рос=Рус)я7

Слово о полку Игореве // Кусков, Владимир Владимирович. История древнерусской литературы: учебник / В. В. Кусков. – 7-е изд. – М. : Высш. шк., 2003. – 334 с. : ил.

Изображение князей.

Большое место в «Слове» отводится изображению поступков Игоря и Всеволода — основных участников похода (о Владимире Игоревиче упоминается лишь в конце, в здравице, а имя Олега Святославича опущено).

Автор симпатизирует своим героям и видит в них лучших представителей современного ему поколения князей.

Игоря отличает необычайное мужество и храбрость. Он доблестный воин, который решил постоять за Русскую землю, «истягнуумь крепо-стию своею и поостри сердца своего мужеством, наплънився ратнаго духа». Ради блага своей земли он готов на любые жертвы и испытания.

Обратите внимание

С мужественной и благородной речью обращается Игорь к своей дружине: «Братие и дружино! Луце ж бы потяту быти, неже полонену быти. А всядем, братие, на своим бръзыя комони, да позрим синего Дону…

Хощу бо, — рече, — копие приломити конець поля Половецкаго; с вами, русици, хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону».

Свою вдохновенную речь Игорь произносит в момент солнечного затмения, когда видит «тьмою вся своя воя прикрыты». Грозное предзнаменование природы не в силах поколебать страстного желания и решимости князя «искусити Дону великаго», постоять за землю Русскую.

«Слово» не показывает Игоря в битве на Каяле, но говорит о его мужестве и благородстве, когда он заворачивает полки, жалея брата Всеволода.

Доблестным воином является и Всеволод. Он неотделим от своих верных опытных «кметей» (воинов), которые «под трубами повити, под шеломы възлелеяни, конець копия въскръмлени, пути имъ ведоми, яругы имь знаеми, луци у них напряжени, тули отворени, сабли изъострени; сами скачютъ, акы серый влъци в поле, ищучи себе чти, а князю славе».

Доблесть и мужество Всеволода, проявленные им в бою на Каяле, беспримерны. Подробно русским былинным богатырям, буй-тур Всеволод «прыщет» на врага своими стрелами, гремит «о шеломы мечи харалужными». Своим златым шеломом посвечивая, скачет он по полю брани, поражая врагов.

Он весь поглощен и увлечен боем, в пылу сражения забывает и о своих ранах, и об отцовском золотом столе, и о ласках милой красавицы — жены Глебовны.

Изображая гиперболически поведение Всеволода в бою, перенося на него подвиг дружины, автор «Слова» следует художественным принципам фольклора.

Автор «Слова» прославляет воинскую доблесть князей «Олъгова хороброго гнезда», тесно связанных со своими «храбрыя плъкы», храбрыми русичами. Эту доблесть высоко ценит великий киевский князь Святослав. «Ваю храбрая сердца в жестоцем харалузе скована, а в буести закалена», — говорит он, мысленно обращаясь к потерпевшим поражение на Каяле князьям.

Важно

Прославлению князей служат и образы-символы «солнца», «света», «соколов», которые даны в резком контрасте с «тьмой», «тучами», «галками», «черным вороном» — символами врагов-половцев.

«Чръныя тучя с моря идут, хотят прикрыты 4 солнца».

«Темно бо бе в 3-й день: два солнца померкоста; оба багряная стлъпа погососта и с нима молодая месяца, Олег и Святъслав, тьмою ся поволокоста»,— к этой символической картине поражения северских князей обращаются бояре, разъясняющие Святославу значение его «мутного сна».

«Нареце на Каяле тьма свет покрыла». Но это торжество «тьмы», «великого буйства» врагов временно. И как только Игорь возвращается в Киев, «солнце светится на небесе, Игорь князь в Руской земли». Ведь как, говорит автор, тяжело телу без головы, так Русской земле без Игоря.

Деятельность князей в «Слове» оценивается с народных позиций. Игорь и Всеволод осуждаются за жажду личной славы. Решив «поыска-ти града Тьмутороканя» — старой черниговской вотчины, захваченной половцами, эти «соколы» самовольно слетели «с отня стола злата» и «нечестно одолели, нечестно кровь поганых пролили».

И «соколома крыльца припешали поганых саблями, а самою опуташа в путины железны». Они рано «начали Половецкую землю мечи цвелити» (терзать), т. е. не дождавшись коалиционного похода, который организовывал Святослав киевский. Они свели на нет результаты предыдущего успешного похода князей. Своим поражением «тии бо два храбрая Святъславлича…

уже лжу (раздоры) убудиста, которою ту бяше успил» великий киевский князь Святослав.

Автор «Слова» подчеркивает, что поражение русских войск на Каяле принесло огромный ущерб не только северским князьям, но и всей Русской земле, обратив «на ниче ся годины». Поэтому Игоря, пересевшего из золотого седла в седло раба, и проклинают немцы и веницианцы, греки и моравы.

За стремление к личной славе автор «Слова» осуждает Игоря и Всеволода. Обуреваемые жаждой личной славы, они сказали: «Мужа-име ся сами: переднюю славу сами похитим, а заднюю си сами поделим!» Нельзя ставить личную княжескую честь и славу выше чести и славы Русской земли, говорит поэт-гражданин.

Поэтому он и заставляет бежавшего из плена Игоря идти сразу в Киев, т. е. признать свою вину перед Русской землей.

Всем ходом изложения событий, их оценкой автор призывает князей к неукоснительному исполнению своих вассальных обязательств перед великим киевским князем, в котором воплощается честь и слава всей Русской земли.

Совет

В то же время автор глубоко сочувствует северским князьям. Вместе с русской природой, русскими женами, Ярославной поэт выражает свои чувства жалости и скорби по поводу поражения Игоря, Всеволода и их храбрых полков.

Вместе с киевским князем Святославом автор не может допустить, чтобы находящийся «в мытех» сокол дал свое гнездо в обиду, и для поэта-гражданина «раны Игоревы» становятся символом сплочения всех сил Русской земли для борьбы с внешними врагами.

В Святославе «великом, грозном киевском» автор «Слова» не отражает черты реальной исторической личности, а воплощает свой идеал мудрого, могущественного правителя Русской земли, хранителя ее чести и славы. Образ Святослава в «Слове» идеализирован.

Согласно историческим данным, Святослав Всеволодович не играл существенной роли в политической жизни Руси того времени.

Являясь ставленником более могущественного и деятельного князя Рюрика Ростиславича, он владел только Киевом, и власть его подчас носила чисто номинальный характер.

«Слово» прославляет победу, одержанную Святославом над половцами в 1184 г., когда он своими храбрыми полками «наступи на землю Половецкую, притопта хлъми и яруги, взмути рекы и озеры, иссуши потоки и болота. А поганаго Кобяка из луку моря, от железных великих плъков половецкых, яко вихр, выторже: и падеся Кобяк в граде Киеве, в гриднице Святъславли».

Победу Святослава прославляют и воспевают немцы, венецианцы, греки и моравы, так как эта победа обеспечила безопасность торговых путей Руси с юго-западной Европой.

Образ Святослава раскрывается в «Слове» в его «мутном» сне и «золотом слове». Здесь перед нами мудрый правитель, скорбящий о своих безрассудных вассалах- «сыновцах», горько сокрушающийся по поводу того, что князья-вассалы не помогают ему, своему сюзерену. «Се ли створисте моей сребреней седине!» —горестно восклицает он.

«Золотое слово» Святослава наполнено гражданской скорбью по поводу розни между князьями, отсутствия между ними единства, а главное, по поводу забвения ими своих обязанностей по отношению к «отню злату столу», Русской земле.

Это и дает возможность автору «Слова» легко переключить «золотое слово» в публицистически страстный призыв, обращенный к наиболее могущественным князьям Руси выступить «за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславлича!»

Обратите внимание

Трезво оценивая политическую обстановку своего времени, автор «Слова» обращается к тем князьям, от которых зависит судьба родины. Это прежде всего князь владимиро-суздальский Всеволод Большое Гнездо. Могущественный князь, он только что совершил удачный поход против камских булгар, дружина его может Волгу «веслы раскропиши, а Дон шеломы вылъяти!».

Называя его великим князем, автор как бы напоминает Всеволоду о его обязанности по отношению к Киеву, ко всей Русской земле «отня злата стола поблюсти». Слова эти, возможно, содержали в себе и тонкий политический намек. В памяти современников живы были события 1169 г.

, когда брат Всеволода III Андрей Боголюбской подверг Киев жестокому разграблению (так берегли суздальские князья золотой стол!). «Аже бы ты был, то была бы чага по ногате, а кощей по резане»,—говорит в своем обращении к Всеволоду автор «Слова», гиперболически подчеркивая, что если бы Всеволод был в Киеве, то рабыня бы стоила одну ногату, т. е. 50 коп.

(гривна — 10 руб., содержала 20 ногат, или 50 резан), а раб — 20 коп. (согласно «Русской Правде», стоимость раба равнялась 35 руб.).

Если же Всеволод и «не мыслит» «прилететь» в Киев, то у него, подчеркивает автор, есть возможность «посуху живыми шериширы стреляти, удалыми сыны Глебовы». Он может послать против половцев своих вассалов —«живые копья» —рязанских князей и выполнить свой долг перед «отним златым столом».

Учитывая заинтересованность в делах Киева и южной Руси князя Рюрика Ростиславича и его брата Давыда Смоленского, храбрость их воинов, которые «рыкают, аки тури, ранены саблями калеными на поле незнаеме», автор «Слова» к этим князьям обращается с прямым призывом выступить в поход — вступить «в злата стремена за обиду сего времени, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславлича!»

Трезво оценивается в «Слове» и могущество галицкого князя Ярослава Осмомысла. «Своими железными плъки» он закрывает путь на Русь венгерскому королю, его войска принимают участие в крестовых походах «стрелявши с отня злата стола салтани за землями».

Могущество его простирается далеко на юго-запад вплоть до Дуная, даже Киев находится в зависимости от галицкого князя, и он открывает ему ворота.

Автору «Слова» хорошо известно, что Ярослав всю свою жизнь пробыл в Галиче и не принимал непосредственного участия ни в одном военном походе, поэтому он и просит Ярослава послать свои войска против Кончака, а не самого выступить в поход.

Обращается автор и к князю Роману Мстиславичу Волынскому, прославившемуся своей храбростью и мужеством, с призывом прийти на помощь родине и вместе с князьями луцкими и пересопницкими Ингварем и Всеволодом загородить «полю ворота».

Важно

Так автор «Слова» в своем обращении к князьям оценивает возможности каждого княжества и, призывая князей сплотить свои силы вокруг Киева и Русской земли, вовсе не выдвигает задачи создания централизованного государства, а лишь стоит за строгое соблюдение уже утраченных норм феодальных отношений, верности вассалов своему сюзерену — великому князю киевскому. А к чему приводит нарушение этих обязанностей, автор показывает на исторических примерах Олега Гориславлича и Всеслава Полоцкого, на горестной судьбе «нынешняго Игоря».

Читайте также:  Мораль басни "два мужика" крылова (анализ, суть, смысл)

Значительной художественной победой автора «Слова» является созданный им обаятельный образ русской женщины — верной подруги своего мужа, Ярославны. В ее образе обобщены лучшие черты характера древнерусской женщины. Автору чужд религиозно-аскетический взгляд на женщину. Нет, женщина не «сосуд дьявола», не источник всех бед и несчастий мужчины, как учила церковь, а верная и преданная помощница, горячо любящая своего «ладу» и силой своей любви помогающая ему вернуться из плена. В своем лирическом плаче-заклинании, своеобразном заговоре, языческой молитве, Ярославна обращает думы свои не только к мужу, но и к его воинам. Ее скорбь о поражении Игоря — это скорбь всех жен и матерей русских, обобщенных в едином образе, прекрасном и величественном!

Источник: http://www.ol-cbs.ru/51-other/slovo/486-slovo-o-polku-igoreve-obravy-rus-knyazej

Исторические сведения для описания образа князя Святослава Ярославича

Святослав Ярославич занял великокняжеский киевский престол в 1073 г., изгнав брата Изяслава не только из Киева, но и из Русской земли. После смерти Святослава престол занял Всеволод Ярославич, выступивший весной 1077 г. против Изяслава, шедшего на Киев с польским войском. В это же время, 4-12 мая 1077 г.

, двоюродный брат Святославичей, Борис Вячеславич, захватил Чернигов, прокняжил в нем восемь дней и (узнав о примирении Всеволода и Изяслава?) бежал в Тьмуторокань к Роману Святославичу. На каких условиях произошло примирение братьев, летопись не сообщает.

Изяслав утвердился в Киеве, Всеволод занял Чернигов, «отчину» Святославичей, заключив под стражу Олега Святославича, а Святополк Изяславич был отправлен отцом в Новгород, где княжил брат Олега, Глеб. Глеб Святославич был убит «за Волоком» уже 30 мая, а 23 июля погребен в Чернигове. Смерть брата вынудила Олега Святославича бежать к Роману в Тьмуторокань.

Объединившись с Борисом Вячеславичем, он вступил в борьбу за отцовское наследство. Победа над Всеволодом «на Съжице» («Оржице»?) 25 августа 1078 г. открыла дуумвирам дорогу на Чернигов («придоста Чернигову»), который охотно принял обоих.

Дальнейшее течение событий не совсем понятно. Согласно летописи, Олег и Борис изгнали Всеволода с Черниговского княжения и заняли город. Между тем, вспоминая события того времени, Владимир Всеволодович Мономах в «Поучении» пишет: «.. и пакы и-Смолиньска же пришедъ, и проидохъ сквозе половечьскыи вой, бьяся, до Переяславля, и отца налезохъ с полку пришедше».

Таким образом, Всеволод оказывается осажден половцами не в Чернигове, а в Переяславле, откуда (замирившись с осаждающими) он отправился с сыном к Изяславу в Киев. Через месяц или несколько более объединенные силы Изяслава и Всеволода подступили к Чернигову, в котором почему-то не было ни Бориса, ни Олега.

 Поскольку воспоминания Владимира об осаде Переяславля половцами и последующем отъезде с отцом к Изяславу могут относиться только к злополучному походу Романа.

Сколь ни краток был летописец, старавшийся обелить новоявленного великого князя, истинным виновником смерти Романа выступают не половцы, бывшие лишь исполнителями, а Всеволод Ярославич, откупившийся от неверных (и «поганых») союзников своего молодого племянника.

Совет

Любопытно, что бежавший через несколько лет из Византии Олег Святославич, появившись в Тьмуторокани, расправляется именно с «козарами», резидентами Всеволода, «иже беша свет-ницы на убиенье брата его и на самого», но ничего не имеет против Давыда Игоревича и Володаря Ростиславича, которые в свое время «яста Ратибора» посадника, поставленного Всеволодом, и до возвращения Олега княжили в его «уделе».

Наконец, стоит заметить, что разгром Святославичей – смерть.

Глеба, убийство Романа и заточение Олега, – оказался в какой-то связи с возмущением переяславских торков (что было специально отмечено летописцем), возможно, союзников или вассалов Святослава и его сыновей.

Такова фактическая основа событий, поэтическое отражение которых мы в праве искать во второй части «сна Святослава», если этот «вещий сон» первоначально относился к Святославу Ярославичу.

Сомнение в принадлежности автору «Слова» отрывка текста, составляющего «ответ бояр», опирается на ряд фактических несоответствий общему контексту «Слова».

Сами по себе они не привлекают особого внимания читателя, но вряд ли могут быть удовлетворительно объяснены в творчестве именно современника событий.

В первую очередь это касается образа двух соколов, слетевших «съ отня стола злата», тогда как Игорь и Всеволод занимали собственные, а не наследственные (отцовские) княжения.

Сама конструкция «отня стола злата», отвечающая на вопрос не «откуда?» (исходный пункт), а «что?» (целевой объект) -в противном случае определение находилось бы перед определяемым, – заставляет предположить, что обстоятельство места и дополнение в данном отрывке поменялись местами и «соколы» слетели как раз «из града Тьмутороканя» именно для того, чтобы «поискати» «отень стол златъ».

Не менее загадочно в этой же фразе, где речь идет о двух соколах, указание трех действующих лиц, из которых двое гибнут под «поганыхъ саблями», а третье оказывается в заключении («а самаю опустоша въ путины железны»). Это противоречит дальнейшему исчислению персонажей (для контекста «Слова»), что будет рассмотрено ниже.

Обратите внимание

Другим камнем преткновения служит упоминаемая здесь Тьмуторокань. Сепаратный, рассчитанный на внезапность набег Игоря и Всеволода на ближайшие половецкие кочевья, без обоза и с отрядом пешего войска, не мог иметь никакого отношения к далекой Тьмуторокани.

При всей гиперболичности «славы», подобная метафора автора «Слова» в отношении северских князей («поискати града Тьмутороканя») приобретает иронический оттенок (все равно как «поискать ветра в поле» или «прошлогоднего снега»).

Наконец, при самом широком допущении поэтической символики в тексте древнего памятника образы погасших багряных «столпов» и померкших «солнц», в соответствии с литературным этикетом той эпохи, могут относиться лишь к умершим (погибшим) князьям, но никак не к временно плененным.

В таком случае отрывок с наибольшим вероятием может быть переведен как: «разыгралось к полуночи море, идут во тьме суда». Его метрика и содержание, оправданные событиями XI в.

и ритмическим строем произведений Бонна, показывают на переработку следующего за ним текста, где имя Игоря, по всей видимости, заменило имя Олега, и от первоначального содержания осталось разве что дополнение: «на землю Рускую».

Такое истолкование соответствует и метрике отрывка, где цезура следует за словом «полунощи», а не предшествует ему, как получается по толкованию Н. В. Шарлеманя.

В результате же можно видеть, что все три конкретные упоминания «моря» оказываются находящимися в текстах, по-видимому, заимствованных у Бонна, тогда как остальные лишь усвоены и развиты автором «Слова», стремившемся не столько к точной передаче географических реалий, сколько к максимальному достижению поэтической образности. Этим же объясняется появление таких географических ошибок, как Переяславль, стоящий на берегу р. Сулы, и др.

Другим аргументом в пользу влияния текста Бонна на Ипатьевскую летопись (через «Слово») является имя реки Каялы.

Важно

Из шести упоминаний Каялы в тексте «Слова» 87 ни в одном не содержится намека на реальную ее характеристику, позволяющую убедиться, что битва Игоря с половцами происходила именно на Каяле, а не на какой-либо иной реке. Наоборот, указание «съ тоя же Каялы Святоплъкъ…

» неоднократно приводило исследователей к мысли, что, в противоположность Стугне и Донцу, красочно и реалистически описанных автором «Слова», Каяла – всего лишь поэтический образ (река печали, проклятая река), заимствованный опять-таки из творчества Бояна.

Мысль эта находит подтверждение в комментариях тюрколога, в «панегирике», восходящем к тексту Бояна, в так же ритмически организованных отрывках (от «ту ся кошемъ…» до «от «ту ся брата разлучиста…» до «… храбрии русичи») и в изолированном положении «Каялы» текста Ипатьевской летописи.

Имеющиеся переводы не дают исчерпывающего толкования этой фразы, поскольку Игорь не мог «засыпать» русским золотом половецких рек ни в «день Каялы», как гласит точный перевод данной фразы, ни после, убежав из плена без выкупа. Поэтому нахождение этого места в отрывке, с наибольшим вероятием принадлежащем характеристике Святослава Ярославича, заставляет видеть правку автора «Слова».

Источник: https://www.school-essays.info/istoricheskie-svedeniya-dlya-opisaniya-obraza-knyazya-svyatoslava-yaroslavicha/

Характеристика князя Игоря “Слово о полку Игореве”

“Слово о полку Игореве” – это летопись, которая актуальна и в наше время. Многие люди гордятся своей родиной. Многие готовы отдать жизнь за мир и покой родной отчизны. Автор данного произведения в деталях описывает эпоху прошлого. Каждый герой имеет свой характер, свои сильные и слабые стороны. Каждый герой делает данное произведение интересным и насыщенным.

Главным героем “Слова о полку Игореве” является князь Игорь. Древнерусский князь правил большим городом Новгородом и был достойным сыном Святослава Олеговича. Женат князь Игорь был на княжне Ярославне, дочери Ярослава Галицкого, сыгравшей важную роль в этом литературном произведение.

В рассказе автор повествует нам о периоде жизни князя Игоря, когда он отправился с войском в поход на половцев. Поход оказывается неудачным, войско разгромленным, а сам князь Игорь оказывается в плену, из которого ему удается выбраться.

Описание князя Игоря в “Слове о полку Игореве” позволяет составить четкий образ князя. Автор описывает нам Игоря, как молодого тридцатичетырехлетнего князя. Игорь является не только князем, но еще и храбрым и сильным воином, отчаянно сражавшимся за родину. Несмотря на ранения, Игорь не покидал поле боя и подбадривал своих воинов.

Это еще раз подчеркивает его мужество и говорит о смелости князя. Несмотря на все положительные качества, автор произведения указывает на горячий пыл князя, и преподносит нападение на половцев, как безрассудный поступок наполненный отвагой. Такой поступок вызывает ярость половцев и нападение их на Русь.

Жажда славы заставляет Игоря поступать необдуманно и эгоистично.

По поводу этого поступка князя Игоря мнения разошлись. Одни исследователи считают, князь патриот и защитник отечества, другие ругают его за необдуманный и не вовремя совершенный поступок, перечеркнувший достижения Святослава Киевского.

Тем не менее, любовь к родине, а также стремление защищать родные края заставляет Игоря решиться на побег. Я думаю о том, что все поступки Игоря были во благо Родине, поэтому Игорь так страстно желал вернуться из плена и восстановить былую славу. Любовь к родине не остановила Игоря и во время солнечного затмения, являющегося плохим знаком перед сражением.

Возвращение Игоря домой воспринимается народом, как настоящий праздник. Этим автор показывает патриотичность русского народа. А раздробленная отечественная земля остается единой духовно. Любовь к родине чувствуется на каждой странице всего произведения.

Совет

На протяжении всего произведения автор раскрывает черты характера князя Игоря. Мужество и храбрость – это, по моему мнению, призыв для читателя любить родную землю и защищать ее несмотря ни на что.

Несмотря на поражение князь Игорь близкий для меня герой. Его отвага и мужество заставляют стремиться к защите родины, к любви и уважению. Образ князя Игоря создает патриотический настрой, который являлся популярным, как сотни лет назад, так и является популярным и в наше современное время. Ведь отвага и несокрушимая любовь к родине может сделать счастливее русскую нацию.

Источник: https://schoolessay.ru/xarakteristika-knyazya-igorya-slovo-o-polku-igoreve/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector