Сочинение на тему «Ответ на вопрос кто глупее животное или человек в басне Крылова «Осел и мужик»»
В своей басне «Осел и Мужик» Крылов осмеивает очередной людской порок имя которому глупость. К чему может привести глупость?! Она может нанести непоправимый ущерб как в материальном, так и в моральном смысле. Ущерб в моральном смысле весьма весом, после такого ущерба не каждый сможет подняться с колен и начать все заново.
Недаром существует множество народных поговорок и пословиц предостерегающих нас от глупых, необдуманных поступках. В басни автор рассматривает двух героев это Мужик и Осел. Принято считать, что осел это животное глупое, то есть, беря в персонажи Осла, Крылов как бы заранее дает установку на его глупые действия и поступки.
Но в басни автор ставит Мужика и Осла на один уровень. «Осел был самых честных правил», честь стоит для него на первом месте , и он честно относится к своей службе у Мужика. Осел честно охранял огород Мужика, не взял от туда ни одного листочка, отгонял ворон с таким упорством, что затоптал все посевы Мужика.
Осел невольно нанес весомый ущерб Мужику, на фоне которого вся его честность имела грош цену, все его старания никому оказались не нужны.
Возникает вопрос, а зачем тогда была нужна эта честность Осла? Этим сюжетом автор показывает нам иронию и горечь одновременно. Зачем придерживаться каких-то правил, когда ты сам не осознаешь их значимость? Глупый и необдуманный поступок Осла перечеркнул все его старания. Мужик поступил в свою очередь вдвое глупее, чем Осел.
Сначала он нанял Осла, а потом выместил на нем свою злобу. А ведь сам Мужик виноват в сложившейся ситуации. Где же он был когда осел топтал огород? Получается, что он нанял в охранники Осла и оставил все на самотек, ни разу не зашел, не проверил как идут дела, действительно ли Осел тот честных правил.
Мы видим очередной глупый и необдуманный человеческий поступок. Но Мужик, как любят это делать все люди, находит себе оправдание. Недаром говорят : «Сила есть- ума не надо». И увидев, что пропали все труды, «Крестьянин на спине ослиной, убыток выместил дубиной».
Так кто же глупее в басни человек или животное?! Чья глупость была сильнее?
На мой взгляд, глупее здесь выглядит мужик, он нанимает глупого Осла, не смотрит за его действиями, а потом ещё и вымещает свою злобу на животном. Многие так же поступают в своей жизни. Мы совершаем множество глупых поступков, которые вредят окружающим и нам самим. Можно морально унизить любого человека, но зачем? Нужно с большей осмотрительностью и обдуманностью относиться к своим действиям, обдумывать каждый свои шаг и тогда мы застрахуем свои действия от глупости и необдуманности.
Источник: https://schoolsochinenie.ru/otvet-na-vopros-kto-glupee-zhivotnoe-ili-tchelovek-v-basne-krlova-osel-i-muzhik.html
Обличительная мораль и жизнеутверждающая традиция басен Ивана Крылова на Сёзнайке.ру
Знаменательной вехой в развитии русской литературы первой трети XIX явилось басенное творчество И.А. Крылова, одного из крупнейших и самобытнейших писателей своего времени. Его творчество таит в себе такое огромное богатство, к которому следует постоянно обращаться и из которого можно бесконечно черпать, «особенно в эпохи нравственных оскудений и художественного упадка».
«Свой» жанр Крылов искал долго и трудно. Но именно в баснях раскрылся во всей полноте сатирический талант Крылова. За сорок лет им было написано более двухсот басен.
Басни Крылова – способ народного мышления, мудрость народа, его житейская философия. Слово в баснях Крылова – средство выражения народной смекалки, национальной самобытности русского мужика.
Только в баснях Крылова мы встречаемся с подлинно народными, реалистическими традициями басенного творчества: у Крылова персонажи являются типическими, обобщающими образами, в них ярко отражены человеческие пороки.
Белинский писал: «Самые олицетворения в басне должны быть живыми, поэтическими образами».
У Крылова всякое животное имеет свой индивидуальный характер -и проказница-мартышка, участвует ли она в квартете, ворочает ли чурбан или примеривает очки, и лисица, везде хитрая, уклончивая, бессовестная и больше похожая на человека, чем на лисицу с пушком на рыльце; и косолапый мишка – добродушно-честный, неповоротливо-сильный; лев – грозно-могучий, величественно-страшный.
Столкновение этих животных у Крылова всегда образует маленькую драму, где каждое лицо существует само по себе, а все вместе образуют одно общее целое.
Это еще с большею характерностью, более типически и художественно совершается в тех баснях, где героями выступают толстый откупщик, который не знает, куда ему деваться от скуки со своими деньгами, и бедный, но довольный своей участью сапожник; повар – любитель морали; недоученный философ, оставшийся без огурцов от излишней учености; мужики-политики и другие персонажи. Тут уже настоящая комедия!
«Звериный маскарад» еще более усиливает сатирический комизм басни, придавая ей гротескную остроту. Животные, наделенные свойствами людей, лишь подчеркивают нелепость и комизм ситуаций. «Простодушное» восприятие их проделок делает еще более смешными поведение и речи басенных персонажей.
Баснописцем выведены сказочные звери, но, несмотря на это, настолько естественны их разговоры, настолько реальны и правдоподобны все отношения между персонажами, лишь слегка завуалированные условностью басенного сюжета. Более того, именно этот элемент сказочной фантастики придает особую остроту сатире, превращая повседневное, обычное в гиперболический гротеск.
Обратимся к одному из маленьких шедевров Крылова – его басне «Квартет. Поводом к ее созданию явилось желание Крылова осмеять образование Государственного совета с его четырьмя департаментами, возглавляемыми Завадовским, Лопухиным, Аракчеевым и Мордвиновым.
Басня приобрела широкое сатирическое значение, высмеивая любую бюрократическую затею.
Смешна комичная самоуверенность Мартышки, убежденной, что она в состоянии создать квартет из зверей, никогда никакого отношения к музыке не имевших.
Все они очень серьезно взялись за дело, вовсе не представляя себе, что для игры на музыкальном инструменте мало одного желания, нужно еще и умение. Мартышка же уверена, что вся беда в том, что исполнители не так сидят:
Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта;
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!
В басне “Две собаки” разыгрывается сценка-диалог между дворовым псом Барбосом, честно несущим, несмотря на лишения, свою сторожевую службу, и изнеженным барским любимцем Жужу.
В честном труженике Барбосе и избалованном подхалиме Жужу легко узнаются людские типы.
В диалоге звучат два голоса – простой, откровенный Барбоса и хвастливый, изнеженный Жужу, развязно и самодовольно повествующего о своих успехах:
Ну что, Жужутка, как живешь
С тех пор как господа тебя в хоромы взяли?
Ведь помнишь: на дворе мы часто голодали.
Какую службу ты несешь?
Жужу, разоткровенничавшись, отвечает:
«Чем служишь! Вот прекрасно! – С насмешкой отвечал Жужу. – На задних лапках я хожу».
Здесь предельно выразительно показан подхалим, лодырь и бездельник, который благодаря своему угодничеству перед сильными мира сего попадает «в случай», тогда как честный труженик обречен на голод и холод. Поэтому вывод, который дается от имени автора:
Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят! –
почти излишен. Характеры говорят сами за себя.
Открытием Крылова в басенном жанре и было это создание характеров. В этом отношении он также шел от драматургии, комедии. «На театре должно нравоучение извлекаться из действия», – подчеркивал Крылов в одной из своих рецензий. Этот же принцип он применил и по отношению к басне.
Для сравнения обратимся к басне на тот же сюжет П. А. Вяземского.
Если у Крылова показана комическая сценка, персонажи которой раскрываются в диалоге, то у Вяземского басня выглядит эпиграммой, намечающей лишь общую ситуацию, В басне Вяземского «Две собаки», возможно, послужившей зерном и для басни Крылова, диалог сведен к минимуму, отсутствуют те бытовые подробности, то самораскрытие персонажей через их речь, которые столь важны для басни Крылова:
«За что ты в спальне спишь, а зябну я в сенях?» -У Мопса жирного спросил кобель курчавый. «За что? – тот отвечал, – вся тайна в двух словах: Ты в дом для службы взят, а я взят для забавы».
Драматизм басни Крылова, ее «сценичность» особенно наглядны в басне «Демьяновауха», часто представляемой «в лицах». Басня прямо начинается с диалога, с «действия», в котором раскрываются характеры персонажей, настолько жизненные, что перед читателем не возникает никакого вопроса о «морали», о дидактическом поучении:
-Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай.
Соседушка, я сыт по горло.
Нужды нет,
Еще тарелочку; послушай: Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!
Мы словно нечаянно ворвались в чужой спор. Сват Демьян угощает с необыкновенной широтой и радушием соседа Фоку «на славу» сваренной ухой.
Эта сцена выхвачена из жизни: и не в меру гостеприимный и настойчивый Демьян, и послушный Фока, опасающийся обидеть хозяина и через силу съедающий «три тарелки». Как тонко и психологически точно нарисованы характеры персонажей: безвольного Фоки и настойчивого, напористого Демьяна.
В начале басни Демьян выглядит просто радушным хозяином, хлебосолом, широкой натурой, любящей показать свою щедрость.
Но уже после третьей тарелки, когда в ответ на жалобное замечание Фоки: «Я три тарелки съел» – Демьян ласково замечает: «И, полно, что за счеты: лишь стало бы охоты…» – он становится деспотом и мучителем. Фока не может отказать хозяину, он пересиливает себя, боясь показаться невежливым и неблагодарным, хотя уха стала для него настоящим мучением:
А с Фоки уже давно катился градом пот.
Однако же еще тарелку он берет…
Этот забавный поединок между Демьяном и Фокой кончается бегством последнего, так и не выдержавшего хлебосольства Демьяна.
Обличая ханжество, лицемерие, Крылов не становится в позу “ритора”, подобно его Повару в басне «Кот и Повар». Он прибегает к иронии, издевке, больно хлещет ханжу за его елейную, показную благонамеренность.
Так в ядовитейшей басне «Музыканты» Крылов не обличает, не осуждает, а лишь рисует картину такой благонамеренной идиллии, которая на поверку оказывается надувательством. Ведь трезвость и «прекрасное поведенье» певцов еще не означает, что они музыкально одарены.
Умиление хозяина перед своими непьющими, но бездарными певцами показано с уничтожающей иронией, благодаря этому басня не стареет и актуальна и сейчас. Заключительное замечание:
А я скажу: по мне, уж лучше пей, Да дело разумей… –
четко расширяет, обобщает смысл басни.
Мораль здравого смысла, житейской истины, подтвержденной практикой, сохранила свое значение и поныне.
Такие басни, как «Мельник», «Тришкин кафтан», «Свинья под дубом», «Два Мужика» высмеивают нерадивость, легкомыслие, пьянство, неблагодарность и тому подобные пороки и слабости людей.
Одной из больших удач Крылова следует признать характеры в баснях о людях, где писатель не связан традиционными звериными масками.
Такая басня, как «Кот и Повар», безотносительно к ее историческому смыслу, связанному с событиями, непосредственно предшествовавшими Отечественной войне 1812 года, создает типический образ любителя празднословия, «моралиста», который свое красноречие черпает в вине.
Сколько ярких красок и оттенков рассыпано в басне: Повар здесь и «грамотей», и «набожных правил», хотя тут же иронически добавлено, что он «в этот день» «по куме тризну правил», почему и забежал с поварни в кабак.
Вместе с тем Повар не только пьяница и любитель поучительных увещеваний, но и напыщенный и ограниченный фразер, не замечающий бесплодности своих речей. Так выпукло и ярко предстает перед читателями этот характер.
Басенный мир Крылова представляет собой широкое социальное полотно.
Его персонажи не просто типические характеры, а представители различных социальных «сфер» и сословий: придворной знати в баснях «Вельможа», «Вельможа и Философ», финансовой верхушки в баснях «Откупщик и Сапожник», «Мешок», «Богач и Поэт»; судейских в баснях «Щука», «Крестьянин и Овца»; крестьянства в баснях «Два Мужика», «Хозяин и Работник».
Крыловские басни -жанр сюжетный, в котором развитие действия и его повороты играют первостепенную роль. В сюжете заключено действие, движение басни, взаимоотношения ее персонажей. Через сюжет одновременно осуществляется и выражение ее морали, ее внутреннего смысла, ее «души».
Начинаясь с ввода в самое действие – с диалога персонажей или монолога, – сюжет развивается так, что в самом конце басни происходит резкое его изменение, своего рода «катастрофа», или, как принято у ряда авторов, “пуант”, острота, «шпилька». Нагнетание действия здесь неожиданно прерывается короткой фразой, остроумной репликой, становящейся «ударным» местом басни, переосмысляющим все предыдущее развитие сюжета.
Такой «пуант» может завершать басню, может находиться несколько раньше, чем ее окончание, но чаще всего является последними (или последним) заключительными стихами. Он освещает новым светом все содержание басни, подлинный смысл событий и действий, о которых говорилось ранее.
Вместе с тем «пуант» не отменяет моралистической концовки (или зачина) от автора, хотя во многих случаях окончательное мнение автора совпадает с ним, и тогда особая мораль отсутствует.
В басне “Зеркало и Обезьяна” басенный «пуант» – совет Медведя кривляющейся перед зеркалом Обезьяне, которая осуждает за это своих подруг, – не только раскрывает смысл басни, но и отменяет моралистическую концовку:
Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
Чаще всего подобный «пуант» завершает развитие басенного сюжета, знаменует “катастрофу”, крушение ложного представления о действительности самих персонажей.
В отдельных случаях это реплика одного из персонажей басни, за которой скрывается сам автор.
Так, в басне «Квартет» вслед за подробным описанием неудачной затеи Мартышки и споров участников квартета прилетевший Соловей разрешает их споры приговором:
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, –
Им отвечает Соловей, –
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
Или реплика Осла в басне “Слон в случае”:
А я так отгадал –
Без длинных бы ушей он в милость не попал.
При всей своей глупости Осел, сам обладатель длинных ушей, попал в цель: ведь других достоинств у Слона действительно не было.
Однако в принципе эти « пуанты » не заменяют морали автора, которая чаще всего отделена от сюжета басни и дается в качестве самостоятельного дополнения. В басне «Осел и Мужик» рассказывается об Осле, которого Мужик нанял гонять с огорода ворон и воробьев. Осел при всех своих хороших намерениях, гоняя птиц, истоптал весь огород. Басня имеет свой «пуант»:
Увидя тут, что труд его пропал,
Крестьянин на спине ослиной
Убыток выместил дубиной.
Однако баснописец этим не ограничился и добавил от себя «мораль»:
А я скажу, не с тем, чтоб за Осла вступаться:
Он, точно, виноват (с ним сделан и расчет),
Но, кажется, не прав и тот,
Кто поручил Ослу стеречь свой огород.
В басне «Муравей, речь идет о Муравье «силы непомерной», который ею прославился в своем муравейнике. Но честолюбивый Муравей, забивший свою голову речами земляков о его силе, возгордясь, решил «в город показаться», «чтоб силой там повеличаться». Однако, попав в город на телеге с сеном, Муравей, сколько ни старался обратить на себя внимание, остался незамеченным:
Возможно ль, что меня никто не примечает,
Как ни тянусь я целый час;
А, кажется, у нас
Меня весь муравейник знает.
В сущности, уже из этих слов ясна мораль басни, но Крылов добавляет особую моралистическую концовку.
В баснях Крылова наличествует в самом сюжете момент перелома событий – «пуант», «катастрофа», которая в корне меняет положение дел, заставляет читателя (или слушателя) переоценить заново все, что говорилось до этого. Этот «пуант» в отдельных случаях может совпадать с моралистическим заключением басни, но чаще всего независим от него. Он не содержит обобщения, его цель – завершить развитие сюжета неожиданным поворотом событий.
В основе сюжетного строения и – шире – в структуре басни заложена антитеза, противопоставление. Через «реальный», сюжетный строй просвечивает аллегорический – моралистический или сатирический – план. Персонажи басен, будь то звериные маски или люди, действуют по-своему, в сфере своих забот и интересов.
Басни великого русского баснописца Крылова сопровождают читателя на протяжении всей его сознательной жизни и с интересом воспринимаются в любом возрасте.
Крылов живет среди нас, «как живой с живыми говоря». Образы и крылатые строки его басен детских лет запечатлелись Б нашем сознании. Они вошли в наш разговорный язык, стали пословицами: «Хоть видит око, да зуб неймет», «Беда, коль пироги начнет печи сапожник», «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку»…
Мы отдаем дань И. А. Крылову не только как гениальному писателю, утвердившему и прославившему любимый народом жанр, мы ценим его крыловскую, жизнеутверждающую традицию, воспринятую нашей русской литературой, нашим театром и даже изобразительным искусством.
Источник: https://www.seznaika.ru/literatura/referaty/8342-oblichitelnaya-moral-i-jizneutverjdayushaya-tradiciya-basen-ivana-krilova
Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Басни И.А. Крылова»
Автор: Гришина Анна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 12», Пермский край, г. Кунгур
Описание материала: предлагаю вам конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Басни И.А. Крылова». Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы основной общеобразовательной школы.
Цель: сформировать умение анализировать текст басни.
Задачи:
Познакомиться с биографией И. А. Крылова.
Сформировать понятие о жанре басни и ее особенностях.
Произвести анализ басни И.А. Крылова.
Развить внимания к художественному тексту.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, презентация, медиапроектор.
Методические приемы: беседа – диалог, анализ, изучение иллюстраций и беседа по ним, сопоставительный анализ текстов, рефлексия.
Ход урока
Организационный момент.
Подведение к теме урока.
Учитель:
Ребята, сегодня 23 октября. Октябрь – второй осенний месяц. А кому из вас нравится осень? А чем вам нравится это время года?
А вот, что говорили об осени великие русские поэты.
«Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
с печальным шумом обнажалась.» ( А. С. Пушкин).
«Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели». ( Н. Некрасов).
«Есть в светлости осенних вечеров
Умильная таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный легкий шелест». ( Тютчев Ф. И. ).
« Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло». ( А.А. Фет).
(На экран проецируются портреты поэтов: А.С. Пушкина, Н. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).
Учитель:
Скажите, в каком веке жили и творили эти поэты? ( В 19)
Мы с вами переходим от изучения фольклора к изучению литературы 19 века.
Произведения, которые на протяжении длительного времени волнуют читателя, вызывают его интерес, заставляют переживать, называются классическими.
Литература 19 века называется классической.
Как вы думаете почему? ( потому что ее изучают и читают до сих пор) .
Писателей и поэтов, создавших такие шедевры, именуют классиками.
Объявление темы урока.
Одним из писателей – классиков 19 века является Иван Андреевич Крылов Именно с его творчеством мы будем знакомиться сегодня. ( На экран проецируется портрет Крылова).
Работа по теме урока.
Сообщение биографических сведений.
Учитель:
И.А. Крылов. Родился в 1769 году в семье военного. Детство мальчика было нелегким.
Воспитывался Крылов дома, был обучен русской грамоте, 4 правилам арифметики и молитвам. Подростком Ваня Крылов начал работать в канцелярии.
Он страстно любил читать, но начальник, застав его за книгою, иногда бивал его по голове и плечам и жаловался его отцу, который тоже наказывал Крылова. Продолжая служить, Крылов овладел французским и итальянским языками, а также научился играть на скрипке. Его талант как писателя был замечен.
Ребята, кто знает чем прославился Крылов? ( баснями).
Свою первую басню Крылов написал в 11 лет. За жизнь Крылов выпустил одну за другой 9 книг, в которых было более 200 басен. И. А. Крылов – баснописец. Умер Крылов в 1844.
В летнем саду Петербурга стоит памятник Крылову, созданный скульптором Петром Клодтом. Это первый памятник баснописцу в России. Он был создан на народные деньги, собранные по всей Руси.
Ребята, а какие басни Крылова вы знаете?( ответы детей).
Работа над определением.
Учитель:
Давайте запишем, что такое басня.
Басня – небольшой, чаще всего стихотворный рассказ, в котором в аллегорической (иносказательной) форме дается нравоучительное и в то же время сатирическое изображение жизни.
Почему басня – рассказ? (сообщает о каком – то событии , имеет сюжет).
Почему рассказ стихотворный? ( басня чаще всего в стихах)
Аллегория (иносказание) – художественное средство, которое говорит о пороках людей, маскируя их за образами животных.
Сатирическое – высмеивающее пороки.
В басне также присутствуют олицетворение.
Олицетворение – прием, при котором животным приписываются человеческие качества. (учащиеся записывают в тетрадь).
В басни выделяют 2 части: повествование и мораль.
Мораль – нравоучение, выраженное в краткой форме. (учащиеся записывают в тетрадь).
Язык басен очень афористичен.
Афоризм – краткое изречение, выражающее глубокую мысль.
Работа с басней «Свинья под дубом»
Чтение басни одним из учеников.
(На экран проецируется иллюстрация к басне).
Учитель:
Ребята, давайте докажем, что это басня.
В какой форме она написана? (в стихотворной)
Какая она по объему? (небольшая).
Есть ли в ней сюжет? ( да).
Выделите 2 части. ( Повествование о поступке свиньи и мораль)
А есть ли здесь иносказание? (да, главные герои животные, но под ними подразумеваются люди).
Кто главные герои? Сколько их? (Свинья, ворон, дуб, 3).
Ребята, как называется разговор 2лиц? (диалог).
А у нас в басне мы видим разговор 3 лиц. Это называется полилог.
Давайте запишем: полилог- разговор нескольких лиц.
Давайте обратим внимание на иллюстрацию. Какой эпизод изображен на ней? ( разговор свиньи и ворона).
А какой поступок совершила свинья до этого? ( она наелась желудей, затем стала подрывать корни дуба).
Что она ответила дубу, когда тот ее приструнил? (что ей нет до дуба никакого дела, главное, чтобы она была сыта).
Какое противоречие можно увидеть в словах свиньи? ( она хочет быть сытой, но при этом губит дерево, на котором растут желуди).
Почему она так поступает? ( она просто об этом не задумывается, не понимает и не хочет знать.
Какие человеческие качества разоблачает в свинье автор? (ограниченность, равнодушие к миру, невество).
Ребята, в русском языке есть 2 похожих слова – невежа и невежда.
Запишем: Невежа – невоспитанный человек.
Невежда – человек, который не хочет учиться. Эта свинья и невежа и невежда одновременно.
А почему автор в морали заговорил об учености? ( басня разоблачает ограниченных, неблагодарных людей, которые с пренебрежением относятся к наукам и учению).
Запишем вывод в тетрадь.
Учитель:
Ребята, а знаете ли вы, что жанр басни зародился еще в древней Греции. Первым баснописцем был человек по имени Эзоп. Поэтому, язык басен принято называть Эзоповым языком. Давайте запишем определение.
Эзопов язык – умение баснописцев замаскировать то, что они хотят сказать.
Работа с басней «Волы и Ось»
Чтение басни. (Текст басни проецируется на экран).
Учитель:
В чем особенность басни? ( написана не в стихах, одним из действующих лиц является предмет) Ось – деталь телеги, которая скрепляет колеса между собой.
Какая ситуация? ( волы тянут телегу, а ось жалуется, что ей тяжело).
Кто в басне высмеивается? ( о людях, которые честно выполняют работу и о людях, которые лишь притворяются и, при этом, жалуются на жизнь.).
Какие человеческие качества здесь осуждаются? (лень, нежелание трудиться, постоянное недовольство ).
Работа над басней «Осел и мужик».
Чтение басни ( читают 2 ученика)
Учитель:
Как осел справлялся со своими обязанностями ( очень ответственно, честно, с рвением. Он гонял птиц. сам ничего не украл).
Почему же мужик его наказал? ( он истоптал весь огород)
Как вы думаете, осел это сделал нарочно? (нет).
Почему же так получилось? (осел был глуп).
Так кто же больше виноват? Глупый осел или мужик, который взял его на работу? ( мужик)
В чем мораль этой басни? (не доверяй ответственную работу, тому кто не может с ней справиться. А уж если доверий, то сам неси ответственность за последствия. Не требуй от других то, на что они не способны.) (записать в тетрадь).
Подведение итогов урока.
К изучению какого раздела литературы мы сегодня приступили? ( Литература 19 века).
С каким писателем мы сегодня познакомились? (И. А. Крылов).
Чем он знаменит? (своими баснями).
Что такое басня? (Басня – небольшой, чаще всего стихотворный рассказ, в котором в аллегорической (иносказательной) форме дается нравоучительное и в то же время сатирическое изображение жизни).
Какие основные особенности басни вы знаете? ( олицетворение, аллегория, мораль, афористичность).
Домашнее задание
Выучить наизусть одну из двух басен.
По желанию: сделать иллюстрацию к любой басне Крылова.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся
Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе
Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»
Конспект урока по литературе в 10 классе
Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»
Источник: https://ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam/literatura/konspekt-uroka-literatury-v-5-klase-po-teme-basni-i-a-krylova.html
Мораль басни «Две Собаки» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Две Собаки» заключается в том, что ради различных привилегий люди нередко жертвуют своим достоинством и самоуважением, унижаются и угождают тем, кто богаче или знатнее их.
Судя по всему, Крылов в частности высмеивает тех, что продвигается по службе благодаря угодничеству и низкопоклонству.
Сам Крылов поясняет мораль этой басни в ее последних строках: «Как счастье многие находят Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!» Благодаря Крылову выражение «ходить на задних лапках» стало поговоркой, синонимом угодничества и низкопоклонства.
Суть и смысл басни «Две Собаки» отражены в русских народных пословицах и поговорках:
«Ножки с подходом, ручки с подносом, сердце с подкормом, голова с поклоном, язык с приговором.»
«На одних подметках семи царям служит.»
«Хвостом, что лиса, виляет.»
«Блином масляным в рот лезет.»
«Виться ужом.»
«Где прыжком, где бочком, где и на карачках.»
«В траве идут — с травою вровень.»
По мнению педагога В. И.
Водовозова, мораль басни «Две Собаки» заключается в следующем: «Раболепное шутовство комнатной собачонки и отличие, которым она пользуется у барина, рядом со страданиями верного пса, барбоса — все эти черты, метко схваченные из жизни в басне „Две Собаки“, дают ей особенное значение. Выразить мысль понятнее и образнее невозможно; но при всей глубине ее, она носит характер легкой, игривой шутки. В забавном сопоставлении двух собак находим очень поучительный урок молодому поколению; пусть оно знает, что не в роскоши и неге, не в каких-нибудь внешних отличиях награда честному труду, — что верный, лающий барбос, при всем его унижении, один заслуживает полную любовь и почтение, какого вовеки не достигнуть смирненьким болонкам.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)
Авторы книги «50 басен И. А.
Крылова» комментируют суть и смысл басни таким образом: «В целом ряд прекрасных басен Крылова рассказывает, как в его время попадали в „старосты“ люди глупые („Осел и мужик“, „Слон на воеводстве“) или плуты…
а также какими путями они туда попали: по кумовству („Совет мышей“), угодничеством („Две собаки“)…» (книга «50 басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)
Педагог Д. И. Тихомиров считает, что мораль басни «Две Собаки» заключается в следующем: «…И полезный, и усердный труд частенько в жизни не находит справедливой оценки, и не только не награждается по достоинству, но еще и обрекается на разные невзгоды, и наоборот, счастье многие находят лишь тем, „что на задних лапках ходят“ („Две Собаки“).
Но такому унижающему достоинство человека счастью не позавидует честный и благородный человек: как бы ни был скуден добытый честным трудом хлеб, все же он неизмеримо лучше сладкого пирога, получаемого даром, за чужой счет, или же добываемого ценою унижения.» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.
)
Поэт И. И.
Хемницер поясняет суть и смысл басни таким образом: «Случается нередко видеть, что иной служит добросовестно, трудится из всех сил, ночей не досыпает, как глаз свой бережет хозяйское добро, а все ему нет никакого почета и терпит он, сердечный, во всем горькую нужду; другой же, можно сказать, совсем не служит, а только прислуживается, но умеет ловко повернуться перед хозяином, льстивое словцо кстати сказать, да тем самым и выслуживается; на него за то милость за милостью, награда за наградой так и сыплются. Вот это-то и значит уметь на задних лапках ходить. Жизнь первого трудна, но зато жизнь его честная, и каждый разумный человек труды его оценит и при случае с удовольствием возьмет к себе на службу; жизнь второго, на первый взгляд, конечно, завидная, а на самом деле прескверная, — прескверная и потому, что нечестная, да и притом больно опасная. Чуть только не угодить чем, или другой половчее Жужутки подвернулся — тотчас и вон из хором; придется опять возле Барбоса в конуре греться; он-то свыкся со своей долей и ему ничего, а для изнеженного жужутки такая жизнь просто смерть. Так не приведи Бог никому быть Жужуткой; уж лучше быть век свой труженником Барбосом; оно хоть и тяжело, да на душе спокойно.» (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа…», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)
Источник: https://rulit.online/articles/moral-basni-dve-sobaki-krylova-analiz-sut-smysl/