Образ и характеристика петра i в поэме “полтава” пушкина: описание в цитатах

Образ Петра Первого в поэме А. С. Пушкина «Полтава». Цели

Образ Петра Первого в поэме А. С. Пушкина «Полтава».

Цели:

– показать значение Петра I для истории России; дать характеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения; проследить, как раскрываются образы Петра I и Карла XII на страницах поэмы А.С. Пушкина «Полтава»; выявить художественные средства создания данных образов;способствовать развитию монологической речи уч-ся, навыка выразительного чтения;- воспитывать гражданские качества личности, интерес к литературе и истории.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация

Задание 1: Укажите литературные приемы (тропы), используемые А. С. Пушкиным в данных строках поэмы.

Горит восток зарею новой — (метафора)
Дым багровый – (эпитет)

Как пахарь, битва отдыхает – (сравнение)

Бросая груды тел на груды – (гипербола)

На холмах пушки, присмирев,

Прервали свой голодный рев – (олицетворение)

Задание 2: Определите, каким стихотворным размером написана поэма «Полтава».

Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает.Кой-где гарцуют казаки,Равняясь, строятся полки.Стихотворный размер ???

3. Проверка домашнего задания.

III. Формирование новых понятий и способов действия

Слово учителя.

Одним из любимых исторических героев Пушкина был Петр Первый

  1. Сообщения учащихся об исторических деятелях Петре I и Карле XII
  2. Работа в парах :

Выпишите из текста описания внешности Петра I и Карла XII.

Проанализируйте свои выписки и ответьте на вопросы:

  • Какой художественный прием лежит в основе описания внешности идеятельности русского царя и короля Швеции? (антитеза)
  • Каково авторское отношение к Петру I и Карлу XII?
  • Какие строки текста это подтверждают ?

IV. Применение. Формирование умений и навыков

1.Беседа

  • Справедливое ли решение принимает Петр по отношению к Кочубею?
  • Чему научило Петра поражение под Нарвой? (подтвердите цитатами изтекста)
  • С какой целью автор противопоставляет Петра I Карлу XII ?

2, Анализ эпизода «Полтавский бой» (работа над образами Петра I и Карла XII).

  • Прав ли Мазепа в оценке русского царя?
  • Итак, «Толпой любимцев окруженный/ Выходит Петр…» Каков правитель?Опишите его.
  • Заметили ли вы противоречие в изображении Петра?
  • Какие слова создают противоречивое мнение? (“Лик его ужасен”, “Он прекрасен/Он весь как божия гроза”). Попробуйте объяснить противоречие.
  • Обратите внимание на репродукцию картины Репина “Петр I”, в какоймомент изображен правитель? Какими бы словами из произведения вы озаглавили эту картину?
  • С какими чувствами описывает Пушкин Петра, когда он «промчался пред полками?» Прочитайте эту часть так, чтобы передать восхищение поэта Петром.

– Какие художественные средства автор использует в описании Петра?

Приведите примеры, («свыше вдохновенный глас», «За дело! С Богом»,
«Божья гроза» – в этих словах мы читаем авторскую позицию: “Петр
велик!”).

  • Какой мотив повторяется три раза?
  • Каким Пушкин изображает Карла? Какие эпитеты использует автор?
  • Почему поэт, показывая слабость Карла, все-таки называет его «героем»?(Карлу удавалось много лет подряд одерживать победы над странамиЕвропы. И даже теперь, будучи раненым, он руководит сражением).
  • Какие ещё слова свидетельствуют о том, что шведы не знали поражений?(“Заздравный кубок – за учителей” – Петр много лет считал шведов своими учителями в военной науке, они неоднократно наносили поражения молодой и неопытной русской армии).

Когда мы окончательно можем выяснить авторскую позицию по отношению к русским и шведам? (Когда сравниваем сцену пира и сцену бегства: как зайцы и охотники).

Источник: https://h.120-bal.ru/istoriya/32593/index.html

Образ Петра 1 в поэме Полтава Пушкина А

Образ Петра 1 в поэме «Полтава», безусловно, заслуживает детального рассмотрения.

Прежде чем мы перейдем к его характеристике в этом произведении, отметим, что Александра Сергеевича всегда очень привлекала личность Петра, его внутренняя политика и военные победы.

Россия в годы правления этого царя активно развивалась благодаря реформам, которые он осуществил. Император был предан своей стране и верил в ее силы. Он тянулся к знаниям, учился, а также заставлял учиться других.

Достаточно часто встречается в произведениях Пушкина образ Петра 1. В поэме «Полтава» этот царь является главным героем, как и в некоторых других произведениях. Вкратце охарактеризуем основные из них.

Отношение Пушкина к Петру I на примере основных произведений

Стихотворение «Стансы», созданное в 1826 году, стало одним из первых произведений, посвященных теме Петра. Практически все оно является восхвалением великого императора. Александр Сергеевич хочет, чтобы Николай стал таким же монархом, как и его выдающийся предшественник. Николай I – это правнук Петра I.

Он правил во времена Пушкина. Николай в годы жизни Александра Сергеевича обещал осуществить новое преобразование в стране. И Пушкин мечтал о реформах, сравнимых по значительности и масштабам с петровскими. В повести Александра Сергеевича «Арап Петра Великого» представление о личности Петра развивается.

Он и здесь показан как зачинатель, строитель всего нового.

Романтический мотив в «Полтаве»

В поэме «Полтава», анализ которой мы проведем, продолжается тема Петра 1 в творчестве Александра Сергеевича. Это произведение было создано в 1828 году. Читая его, мы вначале можем подумать, что это традиционная романтическая поэма.

Однако любовная история постепенно отходит на второй план, а представленный в тексте романтический герой вдруг оказывается настоящим подлецом. Романтический мотив и вовсе исчезает после сцены казни. Центром поэмы теперь является изображение Полтавской битвы.

Постепенно место центральной фигуры занимает образ Петра 1 в поэме Пушкина «Полтава».

Облик Петра

Пушкин в своем произведении представил образ гениального полководца. Петру I удалось заслужить любовь и уважение простых русских солдат своими поступками. Примечательна внешность царя.

Весь его облик, описанный перед решающей битвой со шведами, говорит о том, что Петр готов к решающему сражению. Пушкин отмечает, что глаза царя сияют, что «лик его ужасен». Далее он пишет, что движения Петра быстры, что сам он прекрасен, что он «как божия гроза».

Воодушевляя полк личным примером во время Полтавского сражения, царь сам активно участвует в нем.

Петр в сцене пира

В сцене пира по-новому раскрывается образ Петра 1 в поэме «Полтава». Кратко характеризуя этот эпизод, отметим, что мотив душевной щедрости, милости Петра появляется именно в описании пира, произошедшего после битвы. Пушкин пишет, что царь угощает в своем шатре как своих, так и чужих вождей, что он «славных пленников ласкает».

Петр — олицетворение военного гения

При анализе «Полтавы» Пушкина можно заметить, что автора привлекает в Петре его полководческий дар, его стремление укрепить границы родной страны и показать всем, прежде всего шведам, что Россия имеет большую военную мощь. В интересующей нас поэме Петр является олицетворением военного гения. Не только его личность была важна для Александра Сергеевича, но и его победы над врагом на благо Отечества.

Эпилог произведения

Эпилог поэмы подтверждает значительность роли, которую сыграл Петр. Пушкин отмечает, что через 100 лет, прошедших после Полтавского сражения, ничего не осталось «от сильных, гордых сих мужей…».

Однако история осталась, и это огромный памятник, посвященный Петру. Именно памятник, который царь воздвиг себе своей победой, — главное, что осталось после великого сражения.

Поэтому российский император в эпилоге становится своего рода идеальным героем.

Литературные приемы и тропы в произведении

Образ Петра 1 в поэме «Полтава» вырисовывается более рельефно в результате использования автором антитезы. Пушкин противопоставляет Петру Карла XII. Русский царь – «как божия гроза», он быстро мчится перед своими полками, движения его быстры. Петр воплощает в себе энергию и силу молодого российского государства. Напротив, Карл XII «бледен, недвижим». Его несут в качалке верные слуги.

Раскрывая образ Петра 1 в поэме «Полтава», автор использует метафоры. Одна из них – «глаза сияют», то есть излучают ликование, радость, предчувствие скорой победы. Еще одна метафора – Петр «поле пожирал очами». Кроме того, Пушкин использует эпитеты, например, «лик ужасен».

То есть для врага он грозен, а для своих войск «прекрасен» — именно таков образ Петра I в поэме Пушкина «Полтава». Сочинение по этому произведению вы можете написать, приведя в качестве примера и другие метафоры и эпитеты. В поэме их много, мы отметили лишь некоторые из них.

Лексические особенности

Автором используется лексика, которая придает речи торжественность и приподнятость. Пушкин вводит в текст устаревшие слова и формы: «сии», «прах», «лик».

В его арсенале присутствует высокая лексика: «жребий», «вдохновенный». Благодаря этому читатель проникается важностью и величием предстоящего события. Подлинным национальным героем является в поэме Петр.

Его присутствие вселяет в солдат отвагу, мужество, уверенность в скорой победе.

Итак, мы вкратце охарактеризовали образ Петра 1 в поэме «Полтава». Сочинение на эту тему, надеемся, не вызовет у вас затруднений.

Источник: https://rus-poetry.ru/obraz-petra-1-v-poeme-poltava-pushkina-a/

Образ Петра Первого в поэме «Полтава»

Основная тема «Полтава» – судьба русского государства среди других европейских государств, способность русского народа отстоять свою самостоятельность в борьбе с сильнейшими противниками. Героем, стоящим в центре этой темы в «Полтаве», является Пётр 1, а центральным эпизодом – Полтавский бой и пир после победы.

Во время длительной Северной войны (1700-1721) 27 июня 1709г. В районе города Полтавы произошло решающее сражение между русскими и шведскими войсками, которое закончилось блестящей победой русских.

Шведские войска вторглись в пределы Русского государства в 1708 г. и заняли город Могилев. На помощь шведскому королю Карлу XII подходил корпус (16 тысяч человек) генерала Левенгаута.28сентября 1708г. Русские войска под командованием Петра I настигли этот корпус при деревне Лесной и разгромили его.

Обратите внимание

Поражение корпуса Левенгаупта под Лесной, отсутствие достаточного количества продовольствия и усталость войск побудили Карла XII оставить мысль о походе на Москву. Войдя в соглашение с гетманом Украины Мазепой, изменившим своему народу, он двинулся на Украину. В конце апреля 1709 г. шведы достигли Полтавы и начали осаду города.

Русская армия насчитывала до 42 тысяч человек (в её состав входили и украинские части), шведская – 30 тысяч человек.

Пётр I построил свои войска так, чтобы измотать противника на передовой позиции, после чего нанести ему решительный удар. Шведы, прижатые к берегу Днепра, вынуждены были сдаться. После разгрома шведских войск Карл XII вместе с Мазепой бежал в Турцию.

В Полтавском сражении шведская армия потеряла на поле боя 9234 человек убитыми и 32 орудия; было захвачено в плен 18794 человек (в том числе почти все генералы),264 знамени и штандарта.

В результате полтавского сражения в Северной войне произошёл коренной перелом в пользу России. Швеция как великая держава была сокрушена, а международный авторитет России поднялся. В предисловии к первому изданию «Полтава» (31 января 1829 г,) Пушкин дал свою оценку Полтавскому сражению.

«Полтавская битва есть одна из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на юге, обеспечили новые заведения на севере и доказала государству успех и необходимость преобразование, совершаемого царём.

Ошибка шведского короля вошла в пословицу. Его упрекают в неосторожности, находят его поход на Украину безрассудным. На критиков не угодишь, особенно после неудачи. Карл однако ж, сим походом избегнут славной ошибки Наполеона: он не пошел на Москву.

И мог ли он ожидать, что Малороссия, всегда неспокойная, не будет увлечена примером своего гетмана и не возмутится против недавнего владычества Петра, что Левенгаупт три дня сряду будет разбит, что наконец 25 тысяч шведов, предводительствуемых своим королем, побегут перед нарвскими беглецами? Сам Петр долго колебался, избегая главного сражения «яко зело опасного дела». В сем походе Карл XІІ менее, нежели когда-нибудь, вверялся своему участию; оно уступило гению Петра.

«Посвящение»-адресат «Посвящение» неизвестен. Предположение, что оно адресовано Марии Раевской (Волконской), не имеет убедительного обоснования. «Уходит Розен сквозь теснины; сдается пылкий Шлипенбах…» – в начале Полтавского сражения шведы наступали на слабо укрепленный пункт русских войск.

Атаку вели генералы Шлипенбах и Розен, вскоре под сильными ударами русских они были вынуждены отойти и сдаться. Ренин Аникита Иванович (1668-1726) – русский военный деятель, генерал-фельдмаршал. Был стольником и ближайшим соратником Петра. В Полтавском сражении командовал центром боевого порядка русских войск.

Важно

Меншиков Александр Данилович (1673-1729) –видный русский государственный деятель и выдающийся полководец, генералиссимус русской армии, ближайший соратник Петра Ι. В Полтавском сражении Меншиков, командуя сначала авангардом, а позднее левым крылом, уничтожил колонну Росса и тем самым способствовал разгром шведов. Карл XII (1682-1718) – шведский король с 1697 по 1718 г.

Стремился к расширению господства на Балтийском море и проводил захватническую по отношению к России и Польше. Кульминационным пунктом агрессивной политики Карла XII явилось вторжение в Россию.

«Ещё напор – и враг бежит». Из примечаний А.С. Пушкина: «Благодаря прекрасным распоряжениям и действиям князя Меншикова, участь главного сражения была решена заранее. Дело не продолжалось и двух часов. “Ибо (сказано в жур. Петра Вел.

) непобедимые господа шведы скоро хребет свой показали, и от наших войск вся неприятельская армия весьма опрокинута”. Пётр впоследствии времени многое прощал Данилычу за услуги, оказанные в сей день генералом князем Меншиковым».

Читайте также:  Критика о романе "обломов" гончарова: отзывы современников

Описание Полтавского сражения Пушкин начинает с яркой метафоры «Горит восток зарею новой».

Вначале Пушкин дает общее описание поля боя. Затем постепенно он как бы приближает к нам отдельные детали, фрагменты, выделяя их крупным планом. Как верно было отмечено исследователями (З.Я.

Рез), сначала «пространство» боя: равнины, холмы, поднимающийся от разрыва снарядов дым. Затем – сомкнутые ряды полков. Далее- еще ближе и крупнее: «В кустах рассыпались стрелки».

Наконец- ядра, пули, штыки.

Автор переживает каждый эпизод битвы. Когда он пишет: «Тесним мы шведов», «Наш каждый шаг запечатлен»,это относится прежде всего к России. «Мы» – это Россия. И в то же время «мы» – это полки, русское войско, в единстве с которым воспринимает себя поэт, живший спустя более ста лет после Полтавской битвы.

Карла Пушкин рисует при помощи эпитетов: «бледен, недвижим, страдая раной», «смущённый взор», «слабым манием руки». Показывая слабость Карла, автор называет его всё-таки героем, т.к. ему много лет подряд удавалось одерживать победы над странами Европы, он лично руководил Полтавским сражением.

Зачастую в литературе, посвящённой поэме «Полтава», можно прочитать о «музыке» пушкинского стиха. Например, «музыка» битвы: сочетание звуков[р, ш, ж] создаёт звуковой образ боя, жужжанья клинков и штыков.

Совет

Петр считал себя учеником шведов, они действительно многому научили русского царя. Необходимость постоянно обороняться от шведов способствовала созданию русского флота и боеспособной армии. Пётр мог оценить мужество противника, поэтому Пушкин даёт противникам эпитет «славные».

Современники Пушкина (Н.И. Надеждин и другие) обвиняли поэта в простонародности языка поэмы «Полтава». Действительно, поэма написана простым, доступным языком. «Простонародный язык» в его национально-типических выражениях стал для Пушкина к половине 20-х годов XΙX века сферой чистой «народности» и первобытной простоты.

По поводу критических нападок на «простонародность» «Полтавы» Пушкин писал: «Слова: усы, визжать, вставай, рассветает, ого показались критикам «низкими, бурлацкими». Никогда не пожертвую краткостью выражения провинциальной чопорности, бояся казаться простонародным, славянофилом и т.п.» (Виноградов В.В. Язык Пушкина.- М.

, 2000).

Пётр I был чрезвычайно противоречив, в его личности и делах прекрасное сочетается с тем, что поистине ужасно и отталкивающе. Пушкин хорошо это знал, о Петре он думал всю жизнь, его отношение к царю сложное, меняющееся, но всегда как бы потрясённое. Всё это отразилось в портрете Петра в эпизоде Полтавского боя.

На протяжении эпизода из восьми строк троекратно повторяется один и тот же мотив: «свыше вдохновенный», «За дело, с Богом!», «Божия гроза».

Мотив присутствия Бога как бы охватывает весь эпизод; отрицательное определение «ужасен», окружённое положительными, светится, как тёмная луна, отражающая свет Солнца. Свет – тоже «признак Бога»; и даже «ужасное» оборачивается у Пушкина возможностью «прекрасного», когда человек ведом Богом и идёт за Богом.

Источник: https://www.microarticles.ru/article/obraz-petra-pervogo-v-poeme-poltava.html

Полтава характеристика образа Петра I

ПОЛТАВА

(Поэма, 1828)

Петр – российский император. “Петровская” тема естественно возникает в поэме. Романтический сюжет о “беззаконной любви” гетмана Мазепы и Марии Кочубей разворачивается на фоне эпохи, когда “Россия молодая / Мужала с гением Петра”.

Да и сама сюжетная коллизия (отец Марии судья Кочубей доносит русской власти на изменника Мазепу) невозможна без “косвенного” участия русского царя, без его жестокой ошибки (донос пересылают Мазепе, Кочубей гибнет, Мария сходит с ума).

И все-таки тема одно, а персонаж – другое. Пока сам П. остается в сюжетной тени, расстановка сил в поэме соответствует неписаным правилам лорда Байрона; антагонист Мазепы – оскорбленный отец Кочубей; основной конфликт – любовно-психологический и т. д.

Обратите внимание

Но в последней, 3-й части Пушкин, описывая Полтавскую битву России с Карлом XII и Мазепой, вводит П. в состав действующих лиц. И сразу все пропорции меняются.

Мазепа из любовного героя разом превращается в антагониста русского царя; Кочубей – перестает казаться неудачным антагонистом Мазепы и становится трагическим

союзником победителя (пускай и отдавшего его на растерзание врагу, главное, что в конце концов признавшего свою ошибку!).

Даже казавшиеся назойливыми и неоправданными оценочные эпитеты, которыми автор “награждал” изменника Мазепу, вдруг обретают художественно-идеологический смысл.

Как все остальные герои “Полтавы” (кроме слабого Карла, чьи психологические черты в “Медном всаднике” Пушкин перенесет на образ Александра I), П. наделен сильным характером; как все они, не знает промежуточных состояний и если гневен, то гневен, если весел, то весел, а если добр, то добр.

(Другое дело, что автор, описывая героя, садящегося на коня, использует оксюморон – “Лик его ужасен / Он прекрасен”; это лишь усиливает эффектность образа.) Но в отличие от остальных, П. одушевлен не местью (как Кочубей), не жаждой власти (как Мазепа), а высокой страстью государственного делания.

Решение “сдать” Кочубея Мазепе – трагическая ошибка, а не преступление; она не снижает образ П. Пушкин считает необходимым выстроить параллельные описания: Мазепа перед боем – Петр перед боем; Мазепа после казни Кочубея (т. е. после победы, одержанной над врагом) – Петр после победы над Карлом и Мазепой, пьющий за здоровье врагов.

Это дает возможность подчеркнуть “качественное” различие между ними; для одного – власть орудие насилия, для другого – инструмент общегосударственного творчества. Сила П.

– это мощь молодой империи, за которой (по Пушкину) – правда Истории; он связан со стихией рождающегося света (“Горит восток зарею новой”), тогда как Мазепа – с ночной стихией (сцена перед казнью Кочубея). И потому П. в “Полтаве” – идеальный герой исторического эпоса.

За год до поэмы был начат роман “Арап Петра Великого”, где тот же мотив (еще раньше заявленный в стихотворении Стансы”) впервые прошел сюжетную обработку. И в дальнейшем Пушкин не раз вернется к нему, всякий раз сложно взаимодействуя с идеологическим мифом о Петре Великом как идеальном прообразе Николая I; споря с самим собой, разворачивая отдельные “петровские” фрагменты поэмы в самостоятельные произведения (ср. строки о П., пьющем за здоровье врагов, со стихотворением “Пир Петра Первого”, 1835).

(Пока оценок нет)

Categories: Литература

Источник: https://ege-essay.ru/poltava-xarakteristika-obraza-petra-i/

поэма полтава характеристика петра 1

поэма полтава характеристика петра 1

  1. Впервые к образу великого русского императора А. С. Пушкин обратился в 1828 году в своей поэме Полтава . Поэма начинается как семейная драма, а разворачивается как народная трагедия. Кочубей, Мария, Мазепа связаны друг с другом личными отношениями, которые находят настоящую оценку лишь в отношении к истории. Птр поставлен вне круга личных отношений, он свыше вдохновленный . Мысль Пушкина о русской истории определила и название поэмы. Он назвал е не Мазепа , не Птр Великий , а Полтава , указывая на великий народный подвиг, совершнный в этой битве, которая была одним из самых важных и счастливых проишествий царствования Петра Великого .

    Пушкин сумел придать Полтаве черты глубокой народности в содержании и в стиле. Птр Великий, неотделимый от своих дружин, похожий на героев торжественной оды и эпической поэмы, нарисован в традициях литературы 18 века. Основным средством выразительности является сравнение, оттеннное и как бы комментированное эпитетами:

    Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза И он промчался пред полками,

    Могущ и радостен как бой.

Возвеличивая подвиг и мужество Петра и его воинства, Пушкин отдат должное и сильным противникам русских шведам. Однако поэт дат почувствовать, что и сам Карл, и его армия не воодушевлены ничем высоким, тогда как Птр и его дружины исполнены патриотизма, уверенности в победе. В поэме мы видим перед собой Петра-полководца, ведущего войска к победе.

Важно

Сочетание ужасного и прекрасного , звучный глас – все это делает Петра не просто величественным, а наделенным сверхчеловеческими чертами, призванным на российский престол божественной силой.

Пушкин восхищается благородством Петра на пиру:

При кликах войска своего, В шатре свом он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает,

И за учителей своих заздравный кубок подымает.

Образ Петра это символ поднимающейся России, поэтому он лишен каких-либо отрицательных черт, недостатков, во всех строках звучит хвала великому императору:

Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе.

Так показан Петр I в поэме Полтава .


Обратите внимание
Совет

А вот еще:
Пушкин описывает образ государственного деятеля торжественно и одухотворенно:

[/su_box]

Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра

Образ Петра, созданный поэтом, окрашен светлыми и радостными красками.


И он промчался пред полками, Могущ и радостен, как бой Пирует Петр, и горд, и ясен, И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен

Петр I стоит особняком среди всех героев Полтавы . Он не вовлечен в общую цепочку событий. Это не человек, а полубог, который описывается Пушкиным таким же высоким стилем, как великие мужи в старинных одах.

И только один момент из всей поэмы является наиболее реальным выход Петра I из шатра. Вся быстрота движения подчеркивается темпом стиха четким и коротким:

Раздался звучный глас Петра: За дело, с богом! Из шатра, Толпой любимцев окруженный, Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь дрожит, как божия гроза.


Совет

Если Петр отличается энергией, упорством, мощью, боевым настроем, который передается войскам, то от Карла веет слабостью и безжизненностью:

Казалось Карла приводил Желанный бой в недоуменье Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки.

Обратите внимание

В поэме звучит мысль о том, что те порывы, которые направлены на корыстные, эгоистические цели, обречены на провал. И лишь дела на благо родины и народа приносят пользу и остаются в памяти навсегда.

После прочтения поэмы Полтава четко понимаешь разницу между теми путями истории, которые выбрали для себя Петр I и Карл XII. Вывод Пушкина

  • Что пирует царь великий
    В Питербурге-городке?
  • Можно так: Впервые к образу великого русского императора А. С. Пушкин обратился в 1828 году в своей поэме Полтава . Поэма начинается как семейная драма, а разворачивается как народная трагедия. Кочубей, Мария, Мазепа связаны друг с другом личными отношениями, которые находят настоящую оценку лишь в отношении к истории. Птр поставлен вне круга личных отношений, он свыше вдохновленный . Мысль Пушкина о русской истории определила и название поэмы. Он назвал е не Мазепа , не Птр Великий , а Полтава , указывая на великий народный подвиг, совершнный в этой битве, которая была одним из самых важных и счастливых проишествий царствования Петра Великого .

    Пушкин сумел придать Полтаве черты глубокой народности в содержании и в стиле. Птр Великий, неотделимый от своих дружин, похожий на героев торжественной оды и эпической поэмы, нарисован в традициях литературы 18 века. Основным средством выразительности является сравнение, оттеннное и как бы комментированное эпитетами:

    Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза И он промчался пред полками,

    Могущ и радостен как бой.

    Возвеличивая подвиг и мужество Петра и его воинства, Пушкин отдат должное и сильным противникам русских шведам.

    Однако поэт дат почувствовать, что и сам Карл, и его армия не воодушевлены ничем высоким, тогда как Птр и его дружины исполнены патриотизма, уверенности в победе. В поэме мы видим перед собой Петра-полководца, ведущего войска к победе.

    Важно

    Сочетание ужасного и прекрасного , звучный глас – все это делает Петра не просто величественным, а наделенным сверхчеловеческими чертами, призванным на российский престол божественной силой.

    Пушкин восхищается благородством Петра на пиру:

    При кликах войска своего, В шатре свом он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает,

    И за учителей своих заздравный кубок подымает.

    Образ Петра это символ поднимающейся России, поэтому он лишен каких-либо отрицательных черт, недостатков, во всех строках звучит хвала великому императору:

    Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
    Огромный памятник себе.

    Так показан Петр I в поэме Полтава .


    Обратите внимание
    Совет

    А вот еще:
    Пушкин описывает образ государственного деятеля торжественно и одухотворенно:

    [/su_box]

    Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая,

    Мужала с гением Петра

    Образ Петра, созданный поэтом, окрашен светлыми и радостными красками.


    И он промчался пред полками, Могущ и радостен, как бой Пирует Петр, и горд, и ясен, И славы полон взор его.

    И царский пир его прекрасен

    Петр I стоит особняком среди всех героев Полтавы . Он не вовлечен в общую цепочку событий.

    Это не человек, а полубог, который описывается Пушкиным таким же высоким стилем, как великие мужи в старинных одах.

    И только один момент из всей поэмы является наиболее реальным выход Петра I из шатра. Вся быстрота движения подчеркивается темпом стиха четким и коротким:

    Раздался звучный глас Петра: За дело, с богом! Из шатра, Толпой любимцев окруженный, Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен,

    Он весь дрожит, как божия гроза.

    Совет

    Если Петр отличается энергией, упорством, мощью, боевым настроем, который передается войскам, то от Карла веет слабостью и безжизненностью:

    Казалось Карла приводил Желанный бой в недоуменье Вдруг слабым манием руки

    На русских двинул он полки.

    Обратите внимание

    В поэме звучит мысль о том, что те порывы, которые направлены на корыстные, эгоистические цели, обречены на провал. И лишь дела на благо родины и народа приносят пользу и остаются в памяти навсегда.

    Важно

    После прочтения поэмы Полтава четко понимаешь разницу между теми путями истории, которые выбрали для себя Петр I и Карл XII. Вывод Пушкина торжественно звучит в финале Полтавы :

    В гражданстве северной державы, В ее воинственной судьбе, Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,

    Огромный памятник себе.

  • .2222
    s
  • Впервые к образу великого русского императора А. С. Пушкин обратился в 1828 году в своей поэме Полтава . Поэма начинается как семейная драма, а разворачивается как народная трагедия. Кочубей, Мария, Мазепа связаны друг с другом личными отношениями, которые находят настоящую оценку лишь в отношении к истории. Птр поставлен вне круга личных отношений, он свыше вдохновленный . Мысль Пушкина о русской истории определила и название поэмы. Он назвал е не Мазепа , не Птр Великий , а Полтава , указывая на великий народный подвиг, совершнный в этой битве, которая была одним из самых важных и счастливых проишествий царствования Петра Великого .

    Пушкин сумел придать Полтаве черты глубокой народности в содержании и в стиле. Птр Великий, неотделимый от своих дружин, похожий на героев торжественной оды и эпической поэмы, нарисован в традициях литературы 18 века. Основным средством выразительности является сравнение, оттеннное и как бы комментированное эпитетами:

    Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза И он промчался пред полками,

    Могущ и радостен как бой.

    Возвеличивая подвиг и мужество Петра и его воинства, Пушкин отдат должное и сильным противникам русских шведам.

    Однако поэт дат почувствовать, что и сам Карл, и его армия не воодушевлены ничем высоким, тогда как Птр и его дружины исполнены патриотизма, уверенности в победе. В поэме мы видим перед собой Петра-полководца, ведущего войска к победе.

    Важно

    Сочетание ужасного и прекрасного , звучный глас – все это делает Петра не просто величественным, а наделенным сверхчеловеческими чертами, призванным на российский престол божественной силой.

    Пушкин восхищается благородством Петра на пиру:

    При кликах войска своего, В шатре свом он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает,

    И за учителей своих заздравный кубок подымает.

    Образ Петра это символ поднимающейся России, поэтому он лишен каких-либо отрицательных черт, недостатков, во всех строках звучит хвала великому императору:

    Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
    Огромный памятник себе.

    Так показан Петр I в поэме Полтава .


    Обратите внимание
    Совет

    А вот еще:
    Пушкин описывает образ государственного деятеля торжественно и одухотворенно:

    [/su_box]

    Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая,

    Мужала с гением Петра

    Образ Петра, созданный поэтом, окрашен светлыми и радостными красками.


    И он промчался пред полками, Могущ и радостен, как бой Пирует Петр, и горд, и ясен, И славы полон взор его.

    И царский пир его прекрасен

    Петр I стоит особняком среди всех героев Полтавы . Он не вовлечен в общую цепочку событий.

    Это не человек, а полубог, который описывается Пушкиным таким же высоким стилем, как великие мужи в старинных одах.

    И только один момент из всей поэмы является наиболее реальным выход Петра I из шатра. Вся быстрота движения подчеркивается темпом стиха четким и коротким:

    Раздался звучный глас Петра: За дело, с богом! Из шатра, Толпой любимцев окруженный, Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен,

    Он весь дрожит, как божия гроза.


    Совет

    Если Петр отличается энергией, упорством, мощью, боевым настроем, который передается войскам, то от Карла веет слабостью и безжизненностью:

    Казалось Карла приводил Желанный бой в недоуменье Вдруг слабым манием руки

    На русских двинул он полки.

    Обратите внимание

    В поэме звучит мысль о том, что те порывы, которые направлены на корыстные, эгоистические цели, обречены на провал. И лишь дела на благо родины и народа приносят пользу и остаются в памяти навсегда.

    После прочтения поэмы Полтава четко понимаешь разницу между теми путями истории, которые выбрали для себя Петр I и Карл XII. Вывод Пушкина

  • .
  • Источник: https://info-4all.ru/drugoe/poema-poltava-harakteristika-petra-1/

    Характеристика Мазепы в поэме “Полтава” | Инфошкола

    Образ Мазепы — образ романтический. «Какой отвратительный предмет, — отзывался Пушкин о Мазепе, — ни одного доброго, благосклонного
    чувства! Ни одной утешительной черты! Соблазн, вражда, измена, лукавство, малодушие, свирепость!»

    Сложился этот образ под влиянием «Дум» Рылеева и биографического очерка Корниловича. Общая характеристика Мазепы — это характеристика мелодраматического злодея: «он не ведает святыни, он не помнит благостыни, он не любит ничего, кровь готов он лить, как воду, презирает он свободу, нет отчизны для него».

    Но эта общая характеристика, взятая, так сказать, на веру, с чужих слов, в изображении реального Мазепы, в изображении его чувств, дум и действий не выдержана: поэт, привыкший находить симпатичные черты даже в преступных героях (Пугачёв, скупой рыцарь), — нашел их и в Мазепы.

    Мазепа беззастенчиво лжив, способен подделываться под чужое настроение.

    По поводу доноса Кочубея он так искусно умел притвориться верноподданным, что Петр выдал ему доносчика; перед появлением Карла в Украине Мазепа притворился больным; не остановился даже перед святотатственным поруганием таинства: пособоровался. Он жесток: он казнил отца девушки, отдавшей ему всё. Он мелко-мстителен: народный бунт он затеял, чтобы отомстить Петру за личную обиду.

    Но он любит Марию, так любит, что открывает тайный план измены Петру. Он мучится, зная, какое горе причинил любимой девушке казнью её отца, мучится, что неосмотрительно связал с ней свою судьбу:

    Ах, вижу я: кому судьбою
    Волненья жизни суждены,
    Тот стой один перед грозою,
    Не призывай к себе жены.
    В одну телегу впрячь не можно

    Коня и трепетную лань.

    Когда Мария исчезла, «сидел он, не смыкая очи, нездешней мукою томим». Он отважен. Его смелый план не был верным расчетом он знал, что его может ждать трон, но может и плаха. Он умён.

    Важно

    При первых же шагах Карла на юге Мазепа понял громадную разницу между Карлом и «самодержавным великаном». Карл — это мальчик, бойкий и отважный. Он может с успехом разыграть два-три сражения.

    Но у него нет настойчивости и расчётливости.

    В 1825 году на свет появилась поэма Рылеева «Войнаровский». Войнаровский был сыном родной сестры Мазепы, разделивший с ним свое участие в измене Петру и пребывание после Полтавской битвы в Бендерах. После смерти Мазепы, он вернулся на родину, был схвачен и сослан на берега Лены, где и умер.

    Этот Войнаровский, рассказывая академику Миллеру свою судьбу, говорит о бреде Мазепы во время болезни:

    То, трепеща и цепенея,
    Он часто зрел в глухую ночь
    Жену страдальца Кочубея

    И обольщённую их дочь.

    Личность Мазепы, очень слабо очерченная в поэме «Войнаровокий», заинтересовала Пушкина, так же как любовь Марии к Мазепе, и он решил пополнить недостаток «Воинаровского» — изобразить характер Мазепы в связи с его любовью; и надо сказать, что Пушкин прекрасно справился со своей задачей: Мазепа изображён в высшей степени художественно и почти согласно с историей.

    Мазепа — натура талантливая и умная, но, к сожалению, его душевные силы были направлены преимущественно на зло. Он был необыкновенно злопамятен, и эта черта его характера является даже, по Пушкину, главной причиной измены его Петру; говоря Орлику, что он не может при мириться с Петром, так как последний оскорбил его, схватив его во время пира под Азовом за усы, Мазепа прибавляет:

    Тогда, смирясь в бессильном гневе,
    Отмстить себе я клятву дал;
    Носил ее — как мать во чреве

    Младенца носит. Срок настал.

    В действительности известно, что побудительной причиной измены было корыстолюбие и властолюбие Мазепы: как первое, так и второе в характеристике Мазепы Пушкиным отсутствуют; слабый намек на корыстолюбие гетмана можно видеть в приказании его вынудить у
    Кочубея признание, где скрыт его клад, хотя этот клад, по словам Орлика, должен был поступить в войсковую казну. Такой же намёк на властолюбие можно видеть в словах:

    .. далеко преступны виды
    Старик надменный простирал.

    Особенно же в характере Мазепы выделяются хитрость и коварство. Он умел незаметно раздувать и без того горевшую в легкомысленных
    сердцах ненависть к Петру и России, умел обмануть великого царя и, будучи ласкаем им, в то же время вел переговоры с его врагами, оценивая его голову.

    Совет

    Он коварно погубил несчастного Кочубея, своего прежнего друга, прибавив к позору обесчещенной дочери ещё позор пытки и
    публичной казни её отца. Для него не было ничего святого: его не сдерживала ни присяга, ни любовь к женщине, ни любовь к родине — всё он приносил в жертву своему чудовищному эгоизму.

    Любя Марию, он заставляет её ответить на вопрос, кто ей дороже — отец или он, чтобы не потерять её любви.

    Не довольствуясь тем, что, благодаря доверчивости Петра, он не понес вреда от доноса Кочубея, Мазепа не удовлетворяется хотя бы его пожизненным заключением, но свирепо требует казни своего старого друга, отца любимой женщины, и присутствует на ней.

    Но в человеке не может быть одних только дурных черт характера: всегда найдется и что-нибудь хорошее.

    Вот и в Мазепе Пушкин, как
    изобразитель всего прекрасного, открыл и вызвал к жизни симпатичные черты, уничтожающие его сходство с ложноклассическим злодеем.

    К таким чертам относится, прежде всего, ум Мазепы: он хорошо понял Карла XII после ближайшего знакомства с ним, понял, что ему не под силу бороться с гениальным Петром.

    Мазепа отличается вместе с тем чрезвычайной энергией и самообладанием; эти качества не покидают его и тогда, когда душа его жестоко
    страдает после бегства Марии. Переживая муки погибшей любви, он в то же время не оставляет своих замыслов и энергично борется с Петром.

    Любовь Мазепы к Марии была глубока и искренна; предаваясь мучительным размышлениям у ложа спящей Марии, он терзался угрызениями совести и сострадал увлечённой им девушке. Всё это заставляет думать, что в Мазепе человек ещё не заснул
    окончательно.

    Обратите внимание

    Несмотря на некоторые отступления от исторической действительности, допущенные в изображении характера Мазепы, Пушкин очень
    верно воспроизвел его натуру, и с некоторой оговоркой можно сказать, что и в «Полтаве» Мазепа является личностью исторической.

    Широко и многосторонне изображен характер Мазепы в поэме «Полтава». Это человек, прежде всего, властолюбивый и мстительный:
    … ни единой он обиды,

    С тех пор как жив, не забывал …

    Он не может забыть пира под Азовом, где царь за смелое слово ухватил его за усы; смирившись тогда в бессильном гневе, он годы
    носит в себе мысль о мщение, и очутившись, наконец, в стане Карла, утешает себя преувеличенными мечтами, что он послан Петру в наказанье, что он «тёрн В листах его венца», и что царь отдал бы за прежнюю власть над ним «грады родовые и жизни лучшие часы».

    Точно так же беспощаден Мазепа в мщении Кочубею. Месть и страстное желание быть королем Украины побуждают его на измену. Он хитер и коварен, и для достижения своих целей не выбирает средств и ни перед чем не остановится.

    Посредством лживой доверчивости вкрадывается он в чужую душу, умея подстроиться к любому человеку. Он умел обмануть и Петра в своем льстивом письме. Доверчивый вследствие своего великодушия, царь поддался обману. Но сам Мазепа остается для всех непроницаемым:

    Кто снидет в глубину морскую,
    Покрытую недвижно льдом?
    Кто испытующим умом
    Проникнет бездну роковую

    Души коварной?

    И немногим только известно, говорит поэт, что для него нет нравственного удержу,

    Что он не ведает святыни,
    Что он не помнит благостыни,
    Что он не любит ничего,
    Что кровь готов он лить, как воду,
    Что презирает он свободу,
    Что нет отчизны для него.

    Но чуткий взор великого поэта подметил, что в падшей, злобной душе Маэепы ещё сохранились некоторые следы добра и поэзии, не
    совершенно заглушённые эгоизмом, и он выводит эти черты из сокровенной глубины души своего героя, открывает то, что, может быть, неизвестно было самому гетману, и становится понятным, как такого злодея могла полюбить Мария, почему он усыпил её совесть своими

    «тихими речами», заворожил её своими «чудными очами».

    Важно

    Мазепа не только хитер, но и умен: могучий ум его проявляется особенно ярко в его суждениях о Карле и Петре в ночь перед Полтавским боем в шведском стане.

    Карл представляется Мазепе «бойким и отважным» мальчиком в сравнении с Петром, этим «самодержавным
    великаном»: гетман заранее знает исход борьбы и удивляется только своей ошибке в Карле.

    Блестящий ум Мазепы, разумеется, проявлялся всегда и прежде и был известен Марии.

    Не могло укрыться от неё и чувство Мазепы. Он искренно, сильно и глубоко любит Марию.

    Об этом свидетельствуют многие эпизоды поэмы, особенно же два из них: в чудесной драматической форме изложенная беседа гетмана с дочерью Кочубея и одинокие размышления его
    пред ложем спящей Марии в её светлице.

    Бледный и взволнованный, Мазепа с замиранием сердца ждет ответа любимой женщины на свой

    вопрос: кто для неё дороже — он или отец? И с сердечным сокрушением приходит он к осознанию, что напрасно связал свою судьбу с её судьбою:

    В одну телегу впрячь не можно
    Коня и трепетную лань.

    Он глубоко сострадает Марии и мучится тем, что за её жертвы,
    принесённые ему, готовит ей удар.

    Чувства любви и сострадания так взволновали душу Мазепы, что пробудили в ней угрызения совести. Он идет из светлицы в сад но чудная красота ночи не отраду, а муку вносит в его сердце. Здесь, в дивной картине природы, поэт изображает муки преступной совести.

    К остаткам светлых черт в душе Мазепы следует отнести и его энергию, его самообладание, тоже сказывающееся всюду: томимый «нездешнею мукой», после того, как убежала Мария, он, однако, ничего не упускает из виду, и глубокая печаль души не мешает ему «стремиться дерзновенно вдаль».

    Таковы стороны характера Мазепы, которые дают возможность понять увлечение Марии.

    Совет

    Но зло в душе Мазепы преобладает над добром: его энергия направлена на преступные замыслы: его любовь к дочери Кочубея не мешает ему губить Кочубея; а совесть он умеет подавить в себе: в минуту её проснувшихся угрызений он слышит стон пытаемого Кочубея; на этот стон Мазепа отвечает криком, но это не вопль душевной боли, а крик торжества, крик победы над подавленной в этот момент своею совестью.

    Тёмная сторона души Мазепы была неизвестна Марии, когда она бежала к нему из отцовского дома.

    Гетман знал это и умел искусно
    скрывать от неё свои истинные душевные побуждения: он открывает Марии свой замысел против Петра, но представляет его не делом мести и властолюбия, а патриотическим подвигом. И Мария очарована.

    Мазепа представляется ей не злобным эгоистом, а героем, освободителем угнетённой родины, и в восторге увлечения она говорить ему:

    Твоим сединам так пристанет
    Корона царская!

    Когда обманутая Мария узнаёт истину, она сходит с ума. Образ Мазепы раздвоился в её сознании: она любила героя, великодушного и любящего человека, а теперь перед нею оказался злодей, и сознание её помутилось. Поэт образно выразил это в прекрасной сцене появления сумасшедшей Марии перед гетманом во время его бегства после Полтавского боя.

    Мазепа представляет собой личность талантливую и энергичную, но свои душевные силы он направляет на дурные поступки. Мазепа в высшей степени злопамятен.

    В поэме эта черта служит главной причиной измены Мазепы.

    Последний открыто заявляет Орлику, что ему трудно примириться с Петром, который когда-то нанёс ему кровную обиду, а именно во время пира под Азовом схватил его за усы. Вот слова Мазепы:

    «Тогда, смирясь в бессильном гневе, Носил ее — как мать во чреве
    Отмстить себе я клятву дал, Младенца носит. Срок настал.

    В то же время Мазепа корыстолюбив и властолюбив: он хочет достигнуть трона и освободить Малороссию от власти московского царя.

    Мазепа приказывает Орлику вынудить у Кочубея признание, где скрыт его клад.

    Обратите внимание

    Во имя крайнего властолюбия Мазепа готов вовлечь родную страну во все ужасы междоусобной войны, изменяет присяге и обманывает Петра.

    В характере Мазепы ясно видны хитрость и коварство.

    В легкомысленных сердцах многих подданных горела ненависть к Петру и России, и Мазепа с помощью клевретов тайно действовал таким образом, что ненависть эта увеличивалась день ото дня и принимала все большие размеры.

    Ему легко удалось обмануть государя; несмотря на то что Мазепа пользовался доверием и расположением Петра, этот человек
    ведет переговоры с врагами государя, оценивая его голову.

    Самым коварным образом губит он своего друга Кочубея, не боясь к позору обесчещенной дочери прибавить позор страшных пыток и публичной казни без отца. Его эгоизм доходит до крайних пределов.

    Так, любя Марию, правда, искренно и нежно, он задает ей вопрос, кто ей дороже, отец или он. Этим он желает убедиться, насколько она любит его и предана ему.

    Когда донос Кочубея не имел успеха, и Мазепа предаёт последнего смертной казни, он решается сам присутствовать на казни своего старого друга, отца любимой им женщины — до такой степени Мазепа кровожаден.

    Несмотря на такую мрачную обрисовку Мазепы, последний не является исключительным злодеем; у Мазепы следы добра ещё не совсем заглушены эгоизмом. К привлекательным чертам Мазепы следует отнести его ум. Когда Мазепа ближе познакомился с Карлом ХII, то понял, что ему трудно будет бороться с гениальным Петром.

    Мазепа высказывает это Орлику накануне Полтавской битвы. Вот что говорится об этом факте в поэме:

    Нет, вижу я, нет, Орлик мой, Поторопились мы некстати: Расчет и дерзкий, и плохой, И в нем не будет благодати. Пропала, видно, цель моя. Что делать? дал я промах важный: Ошибся в этом Карле я. Он мальчик бойкий и отважный; Два-три сраженья разыграть, Конечно, может он с успехом, К врагу на ужин прискакать, Ответствовать на бомбу смехом; Не хуже русского стрелка Прокрасться в ночь ко вражью стану; Свалить, как нынче, казака И обменять на рану рану; Но не ему вести борьбу С самодержавным великаном

    Важно

    Мазепа в то же время слишком энергичен и отличается самообладанием. Эти качества не покидают его и в то время, когда он жестоко
    борется и душевно страдает после бегства Марии. Переживая страшные мучения погибшей любви, Мазепа, однако, не оставляет своих тайных замыслов и энергично борется с Петром.

    По отношению к Марии он был искренен и горячо её любил. Предаваясь мучительным размышлениям у ложа спящей Марии, Мазепа терзается угрызениями совести и выражает сожаление и сострадание к увлечённой им девушке. Во имя спокойствия Марии он открывает ей
    все свои планы и замыслы.

    Самое осуждение Кочубея стоило Мазепе больших сомнений и мук. Об этом свидетельствуют следующие слова из поэмы. Когда Мазепа,
    волнуемый «мрачными мечтами», вышел освежиться в сад, он услышат какой-то звук —

    Иль плач совы, иль зверя вой,
    Иль льпкп стон, иль звук иной —
    Но только своего волнения

    Преодолеть не мог старик

    и на протяжный слабый крик
    Другим ответствовал — тем криком,
    Которым он В веселье диком

    Поля сраженья оглашал …

    Наконец, в последней сцене поэмы через помутнённое сознание Марии поэт образно выразил сущность Мазепы.

    Источник: https://info-shkola.ru/harakteristika-mazepy-v-poeme-poltava/

    Образ Петра 1 в поэме

    Образование 7 марта 2016

    Образ Петра 1 в поэме “Полтава”, безусловно, заслуживает детального рассмотрения.

    Прежде чем мы перейдем к его характеристике в этом произведении, отметим, что Александра Сергеевича всегда очень привлекала личность Петра, его внутренняя политика и военные победы.

    Россия в годы правления этого царя активно развивалась благодаря реформам, которые он осуществил. Император был предан своей стране и верил в ее силы. Он тянулся к знаниям, учился, а также заставлял учиться других.

    Достаточно часто встречается в произведениях Пушкина образ Петра 1. В поэме “Полтава” этот царь является главным героем, как и в некоторых других произведениях. Вкратце охарактеризуем основные из них.

    Отношение Пушкина к Петру I на примере основных произведений

    Стихотворение “Стансы”, созданное в 1826 году, стало одним из первых произведений, посвященных теме Петра. Практически все оно является восхвалением великого императора. Александр Сергеевич хочет, чтобы Николай стал таким же монархом, как и его выдающийся предшественник. Николай I – это правнук Петра I.

    Он правил во времена Пушкина. Николай в годы жизни Александра Сергеевича обещал осуществить новое преобразование в стране. И Пушкин мечтал о реформах, сравнимых по значительности и масштабам с петровскими. В повести Александра Сергеевича “Арап Петра Великого” представление о личности Петра развивается.

    Он и здесь показан как зачинатель, строитель всего нового.

    Романтический мотив в “Полтаве”

    В поэме “Полтава”, анализ которой мы проведем, продолжается тема Петра 1 в творчестве Александра Сергеевича. Это произведение было создано в 1828 году. Читая его, мы вначале можем подумать, что это традиционная романтическая поэма.

    Однако любовная история постепенно отходит на второй план, а представленный в тексте романтический герой вдруг оказывается настоящим подлецом. Романтический мотив и вовсе исчезает после сцены казни. Центром поэмы теперь является изображение Полтавской битвы.

    Постепенно место центральной фигуры занимает образ Петра 1 в поэме Пушкина “Полтава”.

    Видео по теме

    Облик Петра

    Пушкин в своем произведении представил образ гениального полководца. Петру I удалось заслужить любовь и уважение простых русских солдат своими поступками. Примечательна внешность царя.

    Весь его облик, описанный перед решающей битвой со шведами, говорит о том, что Петр готов к решающему сражению. Пушкин отмечает, что глаза царя сияют, что “лик его ужасен”. Далее он пишет, что движения Петра быстры, что сам он прекрасен, что он “как божия гроза”.

    Воодушевляя полк личным примером во время Полтавского сражения, царь сам активно участвует в нем.

    Петр в сцене пира

    В сцене пира по-новому раскрывается образ Петра 1 в поэме “Полтава”. Кратко характеризуя этот эпизод, отметим, что мотив душевной щедрости, милости Петра появляется именно в описании пира, произошедшего после битвы. Пушкин пишет, что царь угощает в своем шатре как своих, так и чужих вождей, что он “славных пленников ласкает”.

    Петр – олицетворение военного гения

    При анализе “Полтавы” Пушкина можно заметить, что автора привлекает в Петре его полководческий дар, его стремление укрепить границы родной страны и показать всем, прежде всего шведам, что Россия имеет большую военную мощь. В интересующей нас поэме Петр является олицетворением военного гения. Не только его личность была важна для Александра Сергеевича, но и его победы над врагом на благо Отечества.

    Эпилог произведения

    Эпилог поэмы подтверждает значительность роли, которую сыграл Петр. Пушкин отмечает, что через 100 лет, прошедших после Полтавского сражения, ничего не осталось “от сильных, гордых сих мужей…”.

    Однако история осталась, и это огромный памятник, посвященный Петру. Именно памятник, который царь воздвиг себе своей победой, – главное, что осталось после великого сражения.

    Поэтому российский император в эпилоге становится своего рода идеальным героем.

    Литературные приемы и тропы в произведении

    Образ Петра 1 в поэме “Полтава” вырисовывается более рельефно в результате использования автором антитезы. Пушкин противопоставляет Петру Карла XII. Русский царь – “как божия гроза”, он быстро мчится перед своими полками, движения его быстры. Петр воплощает в себе энергию и силу молодого российского государства. Напротив, Карл XII “бледен, недвижим”. Его несут в качалке верные слуги.

    Раскрывая образ Петра 1 в поэме “Полтава”, автор использует метафоры. Одна из них – “глаза сияют”, то есть излучают ликование, радость, предчувствие скорой победы. Еще одна метафора – Петр “поле пожирал очами”. Кроме того, Пушкин использует эпитеты, например, “лик ужасен”.

    То есть для врага он грозен, а для своих войск “прекрасен” – именно таков образ Петра I в поэме Пушкина “Полтава”. Сочинение по этому произведению вы можете написать, приведя в качестве примера и другие метафоры и эпитеты. В поэме их много, мы отметили лишь некоторые из них.

    Лексические особенности

    Автором используется лексика, которая придает речи торжественность и приподнятость. Пушкин вводит в текст устаревшие слова и формы: “сии”, “прах”, “лик”.

    В его арсенале присутствует высокая лексика: “жребий”, “вдохновенный”. Благодаря этому читатель проникается важностью и величием предстоящего события. Подлинным национальным героем является в поэме Петр.

    Его присутствие вселяет в солдат отвагу, мужество, уверенность в скорой победе.

    Итак, мы вкратце охарактеризовали образ Петра 1 в поэме “Полтава”. Сочинение на эту тему, надеемся, не вызовет у вас затруднений.

    Источник: fb.ru

    Источник: https://monateka.com/article/183293/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    Для любых предложений по сайту: [email protected]