План повести “ася” тургенева по главам

Повесть И. С. Тургенева «Ася» – история несбывшейся любви (План)

Тургенев Иван Сергеевич – Повесть И. С. Тургенева «Ася» – история несбывшейся любви (План)

Повесть И. С. Тургенева «Ася» – история несбывшейся любви (План)

Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
М. Ю. Лермонтов

Главная тема повести «Ася». (Любимая тема творчества Тургенева — исследование истории любви вне социального и политического фона, изображение жизни русских за границей.)
Образы главных героев.

Герой-рассказчик. (Н. Н. — молодой, веселый человек с деньгами, бесцельно странствующий по Европе. За границей он встречает Гагина и его сестру Асю; молодые люди, принадлежащие к одному сословию, быстро сближаются. Между Н. Н. и Асей вспыхивает любовь. Но у героя не хватает смелости изменить свою жизнь, противостоять общественным предрассудкам.

Он отказывается от любви к Асе, расплатой за это служат тяжкое раскаяние и одиночество.)
Образ Гагина. (У него много общего с Н. Н. — происхождение, увлечение путешествиями и искусством; они — как бы разное воплощение одного характера; Гагин, «уважая предрассудки», из-за которых Н. Н.

все равно не посмел бы жениться на Асе, не имеет претензий к нему, считает, что товарищ поступил честно. Вместе с тем он стремится избавить сестру от душевных мук в настоящем и в будущем и поэтому увозит ее.)
Образ Аси. (Эта миловидная девушка с «почти детскими щечками и черными светлыми глазами», как хамелеон, всегда разная.

Она не похожа на дворянскую барышню: самолюбива до крайности, смела и независима, по словам брата, сердце у нее доброе, «но голова бедовая». Ася — внебрачный ребенок и всегда помнит об этом.)
Трагическое окончание любви. (Ася пишет Н. Н., что уезжает не из гордости, а потому, что не услышала от него главного слова — признания в любви. Н. Н.

Обратите внимание

тщетно пытается найти ее, но ему остаются лишь горькие воспоминания о несбывшейся любви. Увы! — «у счастья нет завтрашнего дня».)
povest-i.-s.-turgeneva-asya-istoriya-nesbyvshejsya-lyubvi-planповесть и. с. тургенева «ася» – история несбывшейся любви (план)” name=”title” />Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
М. Ю. Лермонтов

Главная тема повести «Ася».

(Любимая тема творчества Тургенева — исследование истории любви вне социального и политического фона, изображение жизни русских за границей.)
Образы главных героев.

Герой-рассказчик. (Н. Н. — молодой, веселый человек с деньгами, бесцельно странствующий по Европе. За границей он встречает Гагина и его сестру Асю; молодые люди, принадлежащие к одному сословию, быстро сближаются. Между Н. Н. и Асей вспыхивает любовь. Но у героя не хватает смелости изменить свою жизнь, противостоять общественным предрассудкам.

Он отказывается от любви к Асе, расплатой за это служат тяжкое раскаяние и одиночество.)
Образ Гагина. (У него много общего с Н. Н. — происхождение, увлечение путешествиями и искусством; они — как бы разное воплощение одного характера; Гагин, «уважая предрассудки», из-за которых Н. Н.

все равно не посмел бы жениться на Асе, не имеет претензий к нему, считает, что товарищ поступил честно. Вместе с тем он стремится избавить сестру от душевных мук в настоящем и в будущем и поэтому увозит ее.)
Образ Аси. (Эта миловидная девушка с «почти детскими щечками и черными светлыми глазами», как хамелеон, всегда разная.

Она не похожа на дворянскую барышню: самолюбива до крайности, смела и независима, по словам брата, сердце у нее доброе, «но голова бедовая». Ася — внебрачный ребенок и всегда помнит об этом.)
Трагическое окончание любви. (Ася пишет Н. Н., что уезжает не из гордости, а потому, что не услышала от него главного слова — признания в любви. Н. Н.

тщетно пытается найти ее, но ему остаются лишь горькие воспоминания о несбывшейся любви. Увы! — «у счастья нет завтрашнего дня».)

Источник: https://www.school-essays.info/povest-i-s-turgeneva-asya-istoriya-nesbyvshejsya-lyubvi-plan/

8 класс. И.С. Тургенев. Композиция повести “Ася”. Образ Аси

Тема: Композиция повести. Образ Аси.
Цели:
выявление особенностей композиции повести; причин обусловивших противоречивость поступков героини; мотива смерти в повести, подчёркивающего идеальность героини и раскрывающего трагическую невоплотимость идеала в действительность.

  Развитие навыка исследовательской работы с текстом, составления цитатного портрета героини; умений выделять главное в прочитанном эпизоде, главе, составления художественного пересказа.

  Формирование нравственно-эстетических представлений в процессе выявления ЛЗ слова хамелеон.

II Работа над темой
ü Работа над темой 

Главы Названия Элементы фабулы
1-8 Воспоминания Н.Н. о первом знакомстве с Гагиным и его сестрой. История Аси. Экспозиция
9 Первый серьёзный разговор Аси и Н.Н. Завязка
10-15 «Неужели она меня любит?» Развитие действия
16 Объяснение Аси с господином Н.Н. Сочетание кульминации действия с мгновенной его развязкой.
17-20 Ночь после объяснения
21 Неожиданный отъезд Раздумья героя над судьбой Аси. Эпилог.

   
Слово учителя.
– Господин Н.Н. в немецкой провинции встречается с соотечественниками, которых избегал за границей это обстоятельство кажется сколь странным, столь и судьбоносным.

Так мотив судьбы впервые намечается в повести. Тургенев отказывается от использования в экспозиции динамического способа развёртывания характера, заменяя его описательной характеристикой.

Автор вводит героев без предварительных описаний и сразу ставит в обстановку острых активных жизненных ситуаций.

Обращение к д/з. (названия первых шести глав). В первых шести главах, составляющих экспозицию, читатель узнает о брате и сестре только то, что о них знает герой.

– На что в характере Аси обращает внимание рассказчик?

Обращение к д/з (цитатный портрет Аси). Н.Н.

обращает внимание на странность, капризность, загадочность и противоречивость натуры героини, отмечает обаяние, грацию, человеческую неповторимость.
– О чём говорит выбор места жительства брата и сестры? (натура художественная, романтическая, Ася тонко чувствует красоту и поэзию окружающего мира. Она не устаёт восхищаться прелестью окружающей природы).

– Время в повести течёт неровно. Писатель выхватывает из жизни героев определённые эпизоды, соответствующие разным стадиям любовной истории. Первый период включает в себя три дня. То стадия знакомства, неосознанного влечения. Любви бесконечной жаждут герои «Аси». «Я ещё, – говорит Н.Н.

, – не смел назвать его по имени, но счастья, счастья до пресыщения – вот чего хотел я, вот о чём томился…» Развитие настоящего чувства движется странными волнами, через несуразные, необъяснимые противоречия.
Выразит. чт-е от начала 4 главы до слов «… всё равно: я знаю, вы мной любуетесь».
– Какое чувство вызывают в господине Н.Н.

Важно

поступки Аси? (К чувству восхищения присоединяется немалая доля досады, потому что Н.Н. отлично понимает, что Асино поведение во многом продиктовано каким-то по-детски проявляемым честолюбием. Характер героини соткан из противоречий и крайностей. В поведении героини присутствуют некие элементы театральности.

В разыгрываемое представление Ася пытается вовлечь и окружающих, раздавая роли по своему усмотрению).
– Какие роли играет Ася? Что влияет на её поведение? Заполните вторую часть таблицы цитатами?
«Что за хамелеон эта девушка!» «Помнилась нам встретилась многочисленная чета белокурых и чопорных англичан».

«За столом она держалась чопорно, едва отведывала кушанья» «Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле».«Ася показалось мне совершенно русской девушкой. Ни тени кокетства /…/ я не заметил». «В тот же день, вечером, я читал Гагину «Германа и Доротею».

«На следующий день я опять не узнал её, пока не догадался, что ей вдруг вошло в голову: быть домовитой и степенной, как Доротея».

Итоги работы. «Что за хамелеон эта девушка!» – невольно восклицает герой. – Какой смысл приобретает слово хамелеон? (В словах тургеневского повествователя звучит восхищение удивительной подвижностью, изменчивостью облика героини.

Вот она встречает дорогой англичан – и начинает изображать благовоспитанную особу, чопорную в соблюдении приличий. Послушав чтение Гёте «Герман и Доротея», она хочет казаться степенной и домовитой, как Доротея. Потом превращается в русскую провинциальную, будто подслушав мысли героя.

Читайте также:  Мораль басни "демьянова уха" крылова (анализ, суть, смысл)

)
– Что является причиной противоположных настроений Аси? (Неосознанный внутренний пыл, а потом возникающая первая любовь объясняет противоречивость настроений Аси, волнение её чувств удивляет и её самоё).
– Отдаёт ли господин Н.Н. в своём чувстве к Асе? (Господин Н.Н.

, встретив Асю, скоро позабыл красивую и умную «молодую вдову», которая предпочла молодому человеку «краснощёкого баварского лейтенанта». Однако господин Н.Н. ещё не понимает значения этого мотива, не отдаёт себе отчёта в своём чувстве и в чувстве Аси).
– Почему Гагин решил рассказать Н.Н.

историю Аси? (Внезапные перепады настроения сестры, переход от смеха к слезам; её уверения, что она его «одного любит», насторожило Гагина. В откровенной беседе он рассказал господину Н.Н. историю жизни Аси).

Инд. зад-е. Худ пересказ 8 главы.

– Чем объясняется противоречивость натуры Аси? (Источником противоречия оказывается «ложное положение» незаконнорожденной, которое Ася воспринимает как несправедливость, обрекающую её на вечное неравенство с другими людьми. Отсюда и мучительные противоречия: «…она и стыдилась и своей матери, стыдилась и своего стыда, и гордилась ею» – и эксцентричность поведения Аси).

– Какие чувства испытывал господин Н.Н., узнав о судьбе Аси? Прочитайте фрагмент от слов «Вид был, точно, чудесный…» до слов «…её душа мне нравилась». Назовите ключевые слова, характеризующие Асю. (Холодные пальчики, тонкое тело, внутренне беспокойство и др. Господин Н.Н испытывает необыкновенное облегчение.

Внутренний мир героини теперь не отталкивает молодого человека своей сложностью и непонятностью).

– Первый серьёзный разговор Аси и Н.Н., представляющий собою завязку, впервые открывает внутреннюю общность и различие героев. К чему стремится Ася? (Ася стремится к счастью и полноте и полноте жизни, к деятельности. Он верит в неограниченные возможности человека.

Она хочет «прожить недаром, след за собой оставить», совершить «трудный подвиг»).
– Как характеризует господина Н.Н. его замечание: «Попытайтесь»? (Н.Н. давно разуверился в таких мечтах и, отвечая на слово Аси “Попытайтесь», про себя же с грустной уверенностью констатирует: «Невозможно…»)
– Каково значение слов Н.Н.

: «Не беспокойтесь, у вас будут крылья»? (окрылённость – это способность человека воспарить над обыденностью, мечтательность. Н.Н. видит в Асе существо, способное подняться над будничностью).
– Какой эпизод 9 главы особенно свидетельствует о духовной близости героев? (Вальс).

– Почему меняется выражение лица героини в вальсе, приобретая что-то мягкое, женское? (На мгновение героям удалось-таки «взлететь». Плавные звуки ланнеровскаго вальса словно приподняли их над землёй. Музыка и танец раскрепощают героиню, высвечивают доминанту её характера: тревожную порывистость души в её устремлённости к возвышенно-идеальному).

– Страстный танец Аси выражает именно это желание счастья. Почему на следующий день герой слышит из уст Аси: «Крылья у меня выросли, да лететь некуда», «Ведь вам не будет скучно со мной?», «Если б я вдруг умерла, вам было бы жаль меня?» (Между вчера и сегодня появляется огромное психологическое состояние, за это время осознаёт своё чувство. Любовь заставила героиню повзрослеть, вырасти как личность).
– Любовь так же как явление жизни природы, подчинена загадочным силам. Ася не осознаёт в себе капризной игры стихии, и отчасти этим вызваны частые изменения её настроений. Бессознательно она стремится к полноте жизни, не зная, что это недостижимо. Когда же она сознаёт, что влюблена, новое чувство бременем ложится на её душу. Любовь Аси так же дисгармонична и напряжённо-тревожна, как и вся её душевная жизнь. Каждое мгновение любви – единственное и решающее. Она не чувствует опоры в уже пережитом, нет опоры и в надеждах на будущее, в ожиданиях или мечтах. Для её любви «нет завтрашнего дня», как нет и дня вчерашнего. Поэтому любовь Аси неизбежно оказывается катастрофичной. Чувство для Аси – тяжёлое, ответственное испытание.
– Как переживает возникновение чувства Н.Н.? (Господин Н.Н. переживает чувство как художник, для него любовь – эстетическое наслаждение. У героя возникает желание счастья, однако оно не сочетается с высоким нравственным стремлением, как у Аси).

Выразит.чт. эпизода от слов: «Я решился узнать от вас…» до слов «…жениться на семнадцатилетней девчонке, с её нравом, как это можно…»
– Как характеризует Н.Н. его реакция на вопрос Гагина? (Трепетные отношения своей сестры с Н.Н. Гагин переводит на язык житейской прозы.

Трижды повторенное Гагиным: «Но ведь вы не женитесь на ней», – приземляет идеальный порыв героя, заставляет его взглянуть на историю с Асей глазами взрослого человека. Закономерен поэтому итог этого разговора: «Жениться на 17-летней девочке, с её нравом, как это можно!» – говорит герой, почти повторяя слова Гагина).

Слово учителя.

– Сцена объяснения, в которой в последний раз встречается героиня повести с Н.Н., протекает с драматической быстротой и окончательно проясняет сложный, противоречивый характер девушки. Сочетание в ней кульминации действия с мгновенной его развязкой, резкий поворот сюжета, неожиданно выявляющий существо отношений и характер героев, составляет отличительную черту повести «Ася».



Исследовательская работа с текстом. – Какие слова, сказанные во время объяснения Н.Н. и Аси, наиболее точно передают их душевное состояние? Выпишите из гл.16 слова и СС – внешние свидетельства эмоций. Одинаковые ли чувства испытывают герои?

Ася.

Холодная рука лежала как мертвая, бледные губы, накипавшие слёзы, отрывистые предложения, шёпот, преданный взгляд, внезапное рыдание, падение на колени.
Гагин Глядел на неё, сказал едва слышно, судорожно отодвинулся, повторил с ожесточением, ходил большими шагами по комнате, украдкой взглянул на Асю, посмотрел как дурак.
Итоги работы.

Совет

Ася испытывает целую гамму чувств – от робости, мгновенной вспышки счастья и полной самоотдачи до стыда и отчаяния. Полнота чувства. Испытываемого Асей, её робость, стыдливость и покорность судьбе воплощены в её немногословных репликах, едва слышных в тишине тёмной комнаты. Господин Н.Н. суетлив и многословен.


III Итоги урока.
– Эта сцена наиболее ясно отражают противоречие, несовпадение психологических «ритмов» господина Н.Н. и Аси. Ася понимает, что Н.Н. – не герой, что в обмен свою преданность она получает половинчатые чувства и малодушие, а в обмен на своё бескорыстие – эгоизм. Внутренние силы натуры Аси, разбуженные любовью, оказываются слишком слабыми, чтобы вступить в противодействие с трезвым практическим укладом жизни.
Инд. зад-е. Сообщение «Мотив смерти в образе героини».
Ася – героиня, которая исчезла в небытие, и мотив смерти сопровождает это имя. В отрочестве, оторванная от родной почвы, Ася «чуть не умерла» в пансионе. После драматического свидания напрасно искавший Асю герой видит на самом берегу Рейна быстрой тенью мелькавшую белую фигуру возле одинокого каменного креста на могиле утопленника. Раздумывая над судьбой Аси в эпилоге, Н.Н. вновь предполагает раннюю смерть героини: «.. рука, которую мне только раз пришлось прижать к губам моим, быть может, давно уже тлеет в могиле…» – Почему мотив смерти сопровождает образ героини? (Мотив смерти подчёркивает идеальность героин и раскрывает трагическую невозможность воплотить идеал в действительность).

Обращение к части таблицы «Элементы фабулы».
– Почему в повести практически отсутствует развязка? Найдите в тексте цитату-ответ на вопрос.

(В повести практически нет развязки, поскольку «у счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье». Ощущение полноты жизни, душевной гармонии, согласно концепции автора, недостижимо).

IV Д/з Подготовить пересказ статей учебника «Поговорим о прочитанном» и «Повесть в оценке писателей и критики» и ответы на вопросы 1,2 учебника Выписать из текста фрагменты, воссоздающие картины природы, заполнив первые две части таблицы, от слов «Мы нашли Асю у берега: она разговаривала с перевозчиком» до конца гл.2 и от слов «Мы проболтали часа два…» до слов «…в стаканах заблестел таинственным блеском» (из 10гл повести)

Читайте также:  Чацкий, онегин и печорин: сравнительная характеристика, анализ образов

Источник: https://itv55.ucoz.ru/publ/8_klass/i_s_turgenev_kompozicija_povesti_quot_asja_quot_obraz_asi/2-1-0-6

План-конспект урока по литературе (8 класс) по теме: Конспект урока литературы по повести И.С. Тургенева “Ася” (8 класс)

Урок по повести И.С. Тургенева «Ася»

Тема: «А счастье было так возможно…» по повести И.С. Тургенева «Ася»

Тип: обобщение и систематизация изученного материала

Оборудование: компьютерная презентация, доска, оформленная в виде окна, карточки с заданиями, цветок герани. Засушенная ветка герани, музыкальное сопровождение (Л. Бетховен «Лунная соната», романс «Утро туманное»).

Цели:

– обобщение сведений о героях, проблематике и художественных средствах, используемых автором в повести «Ася»;

– совершенствование навыков выразительного чтения;

– развитие умения давать аргументированный ответ на поставленный вопрос;

– развитие умения анализировать эпизод, лексические средства, сравнивать, обобщать, составлять таблицу.

Ход урока.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

– Вы прочитали замечательную повесть И.С. Тургенева «Ася», почувствовали её необыкновенную красоту и тонкий лиризм, говорили о героях, их характеров и судьбах, о сложности человеческих взаимоотношений.

Сегодня мне бы хотелось, чтобы мы с вами ещё раз взглянули вместе с И.С. Тургеневым и его героями на мир, попытались разобраться, а может быть, только прикоснуться, к очень сложным и одновременно важным вопросам – вопросам любви и счастья.

Представьте себе. Что, может быть, это именно то окно (доска), из которого, смеясь, выглядывала Ася. Дразня господина Н.  Кстати, как вы думаете, почему на подоконнике стоит герань?

– ответ

– Именно ветку герани бросила озорная ладошка Аси господину Н. в начале их знакомства. Если бы герой сумел подхватить её, возможно. Она стала бы для него своеобразным пропуском в счастливую жизнь.

– Но здесь же мы видим и засохшую ветку герани и несколько пожелтевших записок. Почему?

– ответ

– Между цветущей геранью и засохшей веткой – история одной любви. И мы сегодня с вами поговорим о том, как зарождалась эта любовь, как она развивалась, почему  не принесла героям счастья? Кто в этом виноват?

Слайд:

Почему взаимная любовь Аси и господина Н. не принесла героям счастья?

Почему герой обречён на одиночество?

– Итак, тема нашего урока  – «А счастье было так возможно…» (слайд)

– Эпиграф: «У счастья нет завтрашнего дня;.. у него есть настоящее – и то не день, а мгновение» (И.С. Тургенев) (слайд)

– Как жил господин Н. до встречи с Асей?  (гл.1)

Он был молод, счастлив, деньги у него не переводились, путешествует, чтобы посмотреть мир.

– Что значит «жил без оглядки»?

Не задумывался о последствиях своих поступков, не возлагал на себя ответственности за судьбы ближних.

– Испытывал ли он настоящие чувства?

Даже чувства он себе придумывал (история с  «жестокосердной» вдовой).

– Какое впечатление произвела Ася на господина Н. во время первой встречи? (ключевое слово «что-то особенное»)

– Первая встреча подходит к концу, Ася оставляет неизгладимый след в душе героя. Господин Н. переправляется на лодке через Рейн к себе домой прекрасной летней ночью.

Это один из самых поэтических эпизодов повести (гл.2).  Я попросила подготовить выразительное чтение этого отрывка.

Послушайте и постарайтесь ответить на вопрос: «Какие темы одновременно звучат и переплетаются в этом эпизоде? Почему?»

Итак, давайте окунёмся с вами в атмосферу этой волшебной ночи. А поможет нам прекрасная музыка – «Лунная соната» Л. Бетховена. Звуки этого произведения передают и плеск рейнской волны, и переливы лунного света, и какую-то печаль…

Слайд – картинка лунной ночи, музыка, выразительное чтение.

– Вернёмся к нашему вопросу – какие же 3 темы очень мощно звучат в данном эпизоде?

Музыка, природа и любовь, пока ещё не названная.

– Каким чувством эта лунная ночь наполняет душу героя?

– Счастье.

– Это не случайно. Ведь именно искусство природа и любовь и есть составляющие красоты и счастья, по мнению И.С. Тургенева.

Слайд: Искусство – природа – любовь.

– Но уже в этой прекрасной картине есть элемент тревоги. Кто заметил тревожный мотив?

Обратите внимание

Река – символ жизни, лунная дорожка – судьба. Когда Ася кричит, что герой разбил лунный столб, то можно сказать, что мы слышим голос судьбы. Но услышал ли его герой? Понял ли?

– Взаимоотношения героев складываются не просто. Ася оказалась девушкой необычной. В чём же странности её характера?

Она постоянно меняется: то безудержно весёлая, то грустная, то отчаянная и озорная, то чопорная барышня…

– В чём причина этой странности?

История Аси, рассказанная Гагиным.

– У образа есть несколько прототипов, женщин, очень близких Тургеневу. Одна – незаконная дочь писателя и крепостной его матери. Впоследствии И.С.

отдал свою дочь на воспитание П. Виардо. Второй прототип – сестра Тургенева, В.П. Житова, незаконная дочь его матери и Берса. Семейного врача.

Вторая женщина нам особенно интересна, так как её жизнь тесно связана с историей нашего города.

Краткое сообщение о Житовой. Слайд – фото.

Варвара Николаевна Житова.

В 1830 году в доме Тургеневых в связи с болезнью главы семьи Сергея Николаевича (отца Ивана Сергеевича) появился новый человек – домашний врач Андрей  Евстафьевич Берс.

Отношения между родителями писателя были далеки от совершенства.  Варвара Петровна (мать Ивана Сергеевича) увлеклась молодым врачом. Начался роман. И в результате на свет появилась маленькая Варенька. Поскольку она была незаконным ребёнком, ей дали фамилию не родного, а крёстного отца соседского помещика Николая Богдановича.

Варвара числилась в доме родной матери  как воспитанница. Иван Сергеевич был очень дружен со своей младшей сестрой. Впоследствии Варвара Николаевна вспоминала: «С Иваном Сергеевичем мы были в величайшей дружбе.

Он очень любил меня, играл со мною, бегал по огромной зале, носил меня на руках и сам был ещё так юн, что не прочь был не ради одной моей забавы, но и для собственного своего удовольствия бегать и смеяться».

Важно

Родной отец Вареньки впоследствии женился и в браке имел дочь Софью, которая потом станет женой Л.Н. Толстого.

Таким образом, по матери Варвара Николаевна была сестрой Тургенева. А по отцу – сестрой С.А. Берс, жены Л. Толстого.

В 17 лет Варвара Николаевна вышла замуж за егорьевского помещика Д.П. Житова и поселилась в Егорьевске. Жили они очень скромно.  Варвара Николаевна зарабатывала на жизнь частными уроками, в последние годы преподавала в женской гимназии, считалась одной из самых образованных женщин нашего города.

Живя в Егорьевске, В.Н. вела переписку с И.С. Тургеневым.

Вот отрывок из письма Тургенева, пришедшего в Егорьевск в 1882 году из Парижа за год до смерти писателя: «Милая Варвара Николаевна, я в долгу перед Вами за два письма (в одном Вы поздравляете меня с днём моего рождения)… Мне было бы больно, если бы вы приписали моё молчание недостатку дружеских чувств и воспоминаний…Верьте, я искренне к Вам привязан и благодарен Вам за память обо мне».

После смерти И.С. Тургенева Варвара Николаевна написала «Воспоминания о семье И.С. Тургенева», которые были напечатаны в 1884 году в журнале «Вестник Европы»

– А какова вторая причина странностей героини?

Чувство, которое пугает Асю своей новизной

– В душе господина Н. происходит очень  сложный процесс. Он испытывает целую гамму самых противоречивых переживаний. Чтобы понять это, выполним небольшую практическую работу.

Практическая работа. Карточки с отрывком из повести. Подчеркнуть в тексте слова со значением чувства.

Карточка.

Подчеркните слова со значением «чувства».

1.Её движения были очень милы, но мне по-прежнему было досадно на неё, хотя я невольно любовался её лёгкостью и ловкостью. На одном опасном месте она нарочно вскрикнула и потом захохотала…  Мне стало досаднее.

2. Помнится, я шёл домой, ни о чём не размышляя. Но с странной тяжестью на сердце…

Читайте также:  Митрофанушка в комедии "недоросль": образ, характеристика, описание митрофана простакова

Я пришёл домой совсем в другом настроении духа, чем накануне. Я чувствовал себя почти рассерженным и долго не мог успокоиться. Непонятная мне самому досада меня разбирала.

Совет

Я улыбался, потирал руки, удивлялся случаю, внезапно подтвердившему мои догадки, а между тем на сердце у меня было очень горько.

Увидев знакомый виноградник и белый домик на верху горы, я почувствовал какую-то сладость – именно сладость на сердце, точно мне мёду туда налили. Мне стало очень легко после гагинского рассказа.

-Что привлекло господина Н. в Асе?

В мире искусственных чувств и страстей он впервые столкнулся с чем-то настоящим.

– Первое свидание. Как раскрываются герои, как ведут себя, о чём говорят, что чувствуют?

Заполнение 1 колонки таблицы (см. ниже). Слайд.

– Кто первый делает шаг навстречу? Как вы оцените поступок Аси?

– Почему господин Н. рассказал Гагину о записке Аси? Прав ли он?

Предательство, чужая тайна.

– Проанализируем эпизод 2-го свидания. Тургенев – тайный психолог. Какие детали помогают представить внутреннее состояние героя?

– Как ведёт себя Н.? Ваша оценка.

Заполнение 2 колонки таблицы.

Первое свидание Второе свидание
Цвет и свет Светлые глаза, синева неба, воздух был насыщен блеском Довольно темно
Интонация речи героев Ласка в голосе, засмеялась тихим смехом Испуганный шёпот, прерывистые звуки, резкие слова
Место свидания В винограднике у подножия горы Небольшая комната
Музыка Вальс ————————-
Ключевой образ Летящая птица, крылья Испуганная птичка, рука, как мёртвая

-Анализ таблицы. В первом случае есть все составляющие красоты и счастья: природа, искусство, любовь; во втором – нет. Герой упустил свою птицу счастья.

– Когда же просыпается настоящая любовь в душе господина Н.? (гл. 18)

– Была ли у героя возможность вернуть счастье? Обращение к эпиграфу к уроку.

– «Я нашёл, что судьба хорошо распорядилась, не соединив меня с Асей…» Прав ли герой? Как сложилась его жизнь?

– В заключение нашего сегодняшнего урока прозвучит известный романс «Утро туманное» на стихотворение И.С. Тургенева «В дороге». Оно написано в 1843 году, когда И.С.

был ещё очень молодым человеком, но между этим романсом и повестью «Ася» есть много общего. Попробуйте определить, какие мысли, чувства и настроения роднят романс с повестью.

Кто из героев повети испытывает те же чувства, что и лирический герой стихотворения «В дороге»?

– Возвращение к главным вопросам урока, озвученным в начале беседы. Слайд

– Вывод о недостижимости людьми счастья, потому что они часто, особенно в молодости, не ценят того, что получают. А счастье и настоящая любовь – это великий дар, который даётся человеку один раз в жизни. Если человек не сумеет этого понять, он обречён на одиночество.

Домашнее задание. Ответить письменно на вопрос. Как драму рассказчика помогают понять слова И.С. Тургенева: «Молодость ест пряники золочёные, да  и думает, что этот есть хлеб насущный. А придёт время – и хлебца напросишься…»?

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/11/10/konspekt-uroka-literatury-po-povesti-is-turgeneva-asya-8-klass

План-конспект урока по произведению И.С.Тургенева “Ася”

Как можно сегодня прочитать повесть И.С.Тургенева «Ася»

Учителя русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 1 им. К.Д. Ушинского»

Лукьяновой Елены Григорьевны

Повесть И.С.Тургенева «Ася» достаточно трудна для восприятия восьмиклассников, поскольку требует психологического проникновения в ткань повествования. Предлагаемая методическая разработка – попытка помочь учащимся понять духовный мир героев и автора. Разумеется, прочтение повести глубоко индивидуально, поэтому допускается возможность и другой трактовки.

Предварительное задание учащимся:

  • Внимательно прочитать повесть;

  • Ознакомиться с работами критиков и литературоведов (Н.Г.Чернышевского, Ю. Селезнева, С.Шаталова о ней);

  • Сопоставить свое и их мнение о произведении;

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка учителем домашнего задания (учащиеся отвечают по тетрадям).

II. Слово учителя:

  1. Вами прочитана повесть И.С.Тургенева «Ася». В ней три главных героя: господин Н.Н., Гагин и Ася. Представьте их нам: кто они, чем занимаются, каково их общественное положение (ответы иллюстрируются фрагментами текста).

  2. Н.Г. Чернышевский говорил: «Все лица повести – люди из лучших, между нами, очень образованные, чрезвычайно гуманные, проникнутые благороднейшим образом мыслей…» Согласны ли вы с этим утверждением? Докажите или опровергните его, используя текст произведения.

  3. И.С.Тургенев (в чем вы убедитесь впоследствии) всех героев своих повестей и романов проводит через испытание любовью. Но далеко не всем удается его выдержать. Действительно ли господин Н.Н.

    влюблен в Асю? Ведь в конце повести он утверждает, что у него не было ясного сознания любви Честен ли он с самим собой? Докажите ваше мнение, используя текст произведения.

Вывод: Любил.

Следовательно, испытание любовью было. Выдержал ли он его?

  1. Прочитаем отрывок повести от слов «Ася подняла голову и встряхнула кудрями…» до слов «Попытайтесь…» Что говорит нам этот диалог Аси и господина Н.Н.? Чем отличаются их жизненные позиции?

(Для внимательного читателя этот разговор – предупреждение. Благодаря ему можно смоделировать дальнейшее поведение персонажей. Попытайтесь это сделать.)

  1. Прочитаем отрывок текста от слов «Ася потупилась и засмеялась тихим легким смехом…» до слов «Посмотрите, как хорошо! – сказал я, невольно понизив голос…»

Объясните:

  • Почему Ася изменила строку Пушкина? Случайно ли господин Н.Н. заметил: «У пушкина не так»? Как это характеризует героя?

  • Ася говорит: «А я хотела бы быть Татьяной». Как вы думаете, что она имеет в виду? Услышал ли господин Н.Н. то, что она сказала? Понял ли? Свое мнение мотивируйте.

Вывод: господину Н.Н. не хватает душевной чуткости. Он знает историю Аси, но не может понять ее.

  1. Прочитаем отрывок от слов «Да, хорошо!» до слов «Кажется, до сих пор я еще не летал…» и главу 12 полностью.

Такой ли реакции Ася и мы ждали от господина Н.Н.? Особенно в ответ на ее признание: «Крылья у меня выросли – да лететь некуда».

  1. Господин Н.Н. утверждал: «Крылья могут у нас вырасти…». Выросли ли у него крылья? Удалось ли ему в жизни полетать? Выдержал ли он испытание делом? Объясните причину.

  2. Проанализируем главу 16; найдём слова фразы, характеризующие поведение Аси и господина Н.Н.; на мультимедийную доску, в ходе беседы, выведем:

Ася (17 лет)

Глаза молили, доверяли, вопрошали, отдавались…

Ваша…

Должны?

Я не звала…он пришел сам…

…ей…становилось стыдно и страшно

…вдруг упала на колени, уронила голову на руки и зарыдала…

Господин Н.Н. (25 лет)

Я не мог противиться…

Что мы делаем?

Я должен был ему сказать…

Это вы … виноваты. Теперь все пропало…

…извинение…чуть не рассердило меня. И вот теперь всё кончено! …вы сами разорвали нашу связь…

Я не выношу женских слёз…

На чьей вы стороне? Кого оправдываете? Кого осуждаете? Почему?

  1. Глава 20. Прочитаем финал от слов «Завтра я буду счастлив…» до конца. Почему И.С.Тургенев, описывая состояние господина Н.Н., сказал: «…меня поднимали какие-то широкие, сильные крылья», а не просто «…меня поднимали широкие, сильные крылья»?

Вывод: Н.Н. воспарил на крыльях любви Аси. Своих крыльев у него нет. А на чужих долго не полетаешь.

  1. «Завтра я буду счастлив…» Почему это завтра не состоялось? Согласны ли вы, что «у счастья нет завтрашнего дня…нет и вчерашнего; у него есть настоящее – и то не день, – а мгновение»?

  2. Жалеете ли вы господина Н.Н., сочувствуете ли его судьбе? Считаете ли вы, что он получил то, что заслужил?

  3. Вы познакомились с различными мнениями критиков. Какие вам показались справедливыми? Почему?

  4. Каким вам представляется автор повести? Что можно сказать о его характере и взглядах?

Подведение итогов.

Выставление оценок соответственно степени участия в работе на уроке.

Домашнее задание:

Аргументированный письменный ответ на вопрос: «Повесть «Ася» написана Тургеневым в 1857 году – больше чем полтора столетия назад… Есть ли смысл читать её сегодня?»

».

Источник: https://infourok.ru/plankonspekt-uroka-po-proizvedeniyu-isturgeneva-asya-1502210.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]