Иллюстрации к повести “Бедная лиза” Карамзина (картинки, рисунки)
Повесть “Бедная Лиза” – одно из самых известных произведений выдающегося русского писателя Н. М. Карамзина. В этой статье представлены иллюстрации к повести “Бедная лиза” Карамзина (картинки, рисунки).
Иллюстрации выполнены такими художниками, как О. А. Кипренский, М. В. Добужинский, Г. Д. Епифанов, Т. Третьяков, И. Д. Архипов, Б. М. Десницкий.
Смотрите: Все материалы по повести “Бедная Лиза”
Иллюстрация О. А.
Кипренского:
“Бедная Лиза” Художник О. А. Кипренский |
Иллюстрации М. В. Добужинского:
“Бедная Лиза”. Художник М. В. Добужинский |
“Бедная Лиза”. Художник М. В. Добужинский |
“Бедная Лиза”. Художник М. В. Добужинский |
Иллюстрации Г. Д. Епифанова:
“Бедная Лиза”. Художник Г. Д. Епифанов |
“Бедная Лиза”. Художник Г. Д. Епифанов |
“Бедная Лиза”. Художник Г. Д. Епифанов |
“Бедная Лиза”. Художник Г. Д. Епифанов |
“Бедная Лиза”. Художник Г. Д. Епифанов |
“Бедная Лиза”. Художник Г. Д. Епифанов |
“Бедная Лиза”. Художник Г. Д. Епифанов |
“Бедная Лиза”. Художник Г. Д. Епифанов |
Иллюстрации Т. Третьякова:
“Бедная Лиза”. Художник Т. Третьяков |
“Бедная Лиза”. Художник Т. Третьяков |
“Бедная Лиза”. Художник Т. Третьяков |
“Бедная Лиза”. Художник Т. Третьяков |
“Бедная Лиза”. Художник Т. Третьяков |
“Бедная Лиза”. Художник Т. Третьяков |
Иллюстрации И. Д. Архипова:
“Бедная Лиза”. Художник И. Д. Архипов |
“Бедная Лиза”. Художник И. Д. Архипов |
“Бедная Лиза”. Художник И. Д. Архипов |
“Бедная Лиза”. Художник И. Д. Архипов |
“Бедная Лиза”. Художник И. Д. Архипов |
“Бедная Лиза”. Художник И. Д. Архипов |
“Бедная Лиза”. Художник И. Д. Архипов |
Иллюстрация Б. М. Десницкого:
“Бедная Лиза”. Художник Б. М. Десницкий |
Это были иллюстрации к повести “Бедная Лиза” Карамзина (картинки, рисунки) таких художников, как О. А. Кипренский, Г. Д. Епифанов, М. В. Добужинский, И. Д. Архипов, Б. М. Десницкий, Т. Третьяков.
Смотрите: Все материалы по повести “Бедная Лиза”
Источник: https://www.literaturus.ru/2015/06/bednaja-liza-illjustracii-kartinki-risunki.html
Дополнительные материалы по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
Другие произведения Карамзина:
- «Наталья, боярская дочь»,
- «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода»,
- Стихи.
Писатели-сентименталисты:
«Русская литература 18 века. Сентаментализм». М.: Дрофа, 2003.
Книга позволит ознакомиться с произведениями писателей-сентименталистов И. Хемницера, А. Радищева, Ю. Нелединского-Мелецкого, И. Дмитриева.
Экранизации:
«Бедная Лиза» (Реж. И. Гаранин, 1978 г.): чудный кукольный мультфильм на музыку А. Рыбникова.
Литература о «Бедной Лизе»:
1. «Бедная Лиза» / Басовская Е.Н. Личность — общество — мироздание в русской словесности: Экспериментальный учебник. М.: Интерпракс, 1994.
Экспериментальный учебник позволяет взглянуть на личность писателя в контексте эпохи, общественной жизни 18 века.
2. Вайль П., Генис А. Родная речь: уроки изящной словесности. М., 2008.
В остроумной книге о русской классике вы найдете главу «Наследство «Бедной Лизы». Карамзин» и узнаете о значении этого небольшого произведения для русской литературы.
3. Лотман Ю.М. Карамзин. М., 1996.
Юрий Лотман – известный литературовед, автор многочисленных работ по творчеству Пушкина, по истории литературы 19 века. Из книги вы узнаете не только о прозаическом и поэтическом творчестве автора «Бедной Лизы», но и о Карамзине – историке, создателе «Истории государства Российского».
4. Эйдельман Н.Я. Последний летописец. М., 1983.
Книга рассказывает не только о Николае Михайловиче Карамзине, но и о времени, в котором он жил.
Иллюстративный материал:
1. Произведения Ф. Алексеева (русского художника, мастера городского пейзажа), которые помогут перенестись в Москву конца XVII– начала XIX века: https://bibliotekar.ru/k87-Alekseev/index.htm.
2. Иллюстрации других авторов
О. Кипренский «Бедная Лиза» | М. Добужинский Обложка издания повести 1921 г. | М. Добужинский Иллюстрация к повести «Бедная Лиза» |
Литературные аналогии:
Эраст – герой повести «Бедная Лиза», стал первым в галерее героев русской литературы, которые упустили свою любовь. Некоторые черты карамзинского героя угадываются в следующих произведениях:
- Пушкин А.С. «Евгений Онегин» (в образе самого Евгения Онегина).
- Тургенев И.С. «Рудин» (в образе Рудина).
- Толстой Л.Н. «Воскресение» (в образе Нехлюдова).
Сюжет повести обыгран в следующих произведениях:
- Пушкин А.С. «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».
- Акунин Б. «Азазель».
Источник: https://interneturok.ru/textfiles/dopolnitelnye-materialy-po-povesti-n-m-karamzina-bednaya-liza
Виртуальный кабинет истории Николая Михайловича Карамзина
Произведения Карамзина в искусстве
Иллюстрации к произведениям Н.М. Карамзина
Многие художники иллюстрировали произведения Н.М. Карамзина, благодаря чему читатели легко могут представить себе атмосферу и культуру того времени. Даже один из лучших портретистов России О.А. Кипренский в 1827 г.
изобразил главную героиню самой известной повести Николая Михайловича «Бедная Лиза».
В 1921 г. русский и американский художник Мстислав Валерианович Добужинский создал цикл иллюстраций к «Бедной Лизе».
В 1947 г. эту же повесть проиллюстрировали гравюры на дереве Геннадия Дмитриевича Епифанова — русского советского художника-графика.
«Бедную Лизу» иллюстрировал художник В. Третьяков и многие другие графики.
Русские художники не обошли вниманием и другие произведения Николая Михайловича.
«Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»
«Наталья, боярская дочь»
Для иллюстрации главного труда Н.М. Карамзина – «Истории государства Российского» – используют не только всем привычную книжную графику, но и репродукции полотен лучших русских живописцев, работавших в историческом жанре.
Произведения Н.М. Карамзина в драматургии
Драматурги 1800-х гг. неоднократно черпали сюжеты для своих произведений из повестей Карамзина. Популярная повесть Николая Михайловича «Бедная Лиза» легла в основу пьесы В.М. Фёдорова «Лиза, или Следствие гордости и обольщения» (1803). И.И. Ильин в 1802 г.
написал пьесу «Лиза, или Торжество благодарности», сюжетно не связанную с повестью Карамзина, но отталкивающуюся от неё и даже вступавшую с ней в некоторую полемику. Повесть Николая Михайловича «Наталья, боярская дочь» легла в основу одноимённой исторической драмы С.Н. Глинки, поставленной на петербургской сцене в 1805 г.
С повестью Карамзина «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» перекликается одноименная трагедия Ф.Ф. Иванова, поставленная в 1809 г.
Произведения Н.М. Карамзина в музыке и театральном искусстве
По страницам книг Николая Михайловича неоднократно писались оперы и ставились спектакли. Русский композитор Модест Петрович Мусоргский в 1869 г. создал оперу «Борис Годунов» в четырех действиях с прологом. Для написания либретто он использовал одноименную трагедию А.С. Пушкина и материалы «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.
Премьера оперы состоялась 27 января (8 февраля) 1874 г. на сцене Мариинского театра. Существует несколько редакций «Бориса Годунова»: две редакции автора (1869 и 1872), две редакции Римского-Корсакова (1896 и 1908), редакция и оркестровка Дмитрия Шостаковича (1940).
Камерная опера «Бедная Лиза» по одноименной повести Карамзина была написана Леонидом Аркадьевичем Десятниковым в 1976 во время учебы в консерватории. В 1979 г. композитор сделал новую редакцию. Опера была поставлена в 1980 г. Московским камерным музыкальным театром под художественным руководством Бориса Покровского и долгое время была в его репертуаре.
Потом не звучала более 20 лет. В преддверии пятидесятилетнего юбилея композитора «Бедная Лиза» была исполнена на международных музыкальных фестивалях в Сигулде (Латвия), Локенхаузе (Австрия), Костомукше (Карелия), а так же в Москве и Санкт-Петербурге на фестивале музыки Леонида Десятникова «Любовь и жизнь поэта» в 2005 году. В 1987 г.
на сцены оперных театров вышла опера-предание в четырех действиях по повести Карамзина «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода». Либретто и музыку написал Владимир Сидоров. Были использованы стихи и проза Д. Балашова, Д. Веневитинова, Н. Гнедича, А. Григорьева, А. Дельвига, С. Есенина, В. Жуковского, М. Лермонтова, Л. Мея, И. Никитина, А. Одоевского, А.
Пушкина, К. Рылеева, К. Случевского, В. Сосноры, Н. Станкевича, А. Толстого, Н. Языкова.
В театральном сезоне 1986/87 г. основатель и художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Григорьевич Розовский поставил мюзикл «Бедная Лиза», стихи для которого написал Юрий Ряшенцев. В 1989 г.
мюзикл стал лауреатом Эдинбургского фестиваля (премия «Первый на Фриндже»), в 2009 г. был награждён почетной грамотой на Международном музыкальном фестивале в городе Тэгу (Республика Корея).
Известный российский хореограф и режиссер Алла Михайловна Сигалова решила осовременить и вернуть «Бедную Лизу» на сцену.
Она создала хореографическую новеллу для двух исполнителей на музыку камерной оперы Л.А. Десятникова, поставленную в 2009 г. в Государственном Театре Наций. Роли исполнили Чулпан Хаматова и Андрей Меркурьев, а с 2011 г. Лизу начала танцевать сама Сигалова.
Произведения Н.М. Карамзина в киноискусстве
2007 г. – «История государства Российского», анимационный документально-исторический сериал, руководитель проекта Валерий Бабич.
1998 г. – «Бедная Лиза», художественный фильм, режиссёр Слава Цукерман, в ролях: Барбора Бобулова, Габриэль Олдс.
1978 г. – «Бедная Лиза», кукольный мультфильм, режиссёр Идея Гаранина, композитор Алексей Рыбников.
1967 г. – «Бедная Лиза», телеспектакль, режиссёры: Наталья Баринова, Давид Ливнев; в ролях: Анастасия Вознесенская, Андрей Мягков.
Источник: https://nbdrx.ru/034exhibitionKaramzin6_2.aspx
Презентация к проекту по литературе “Образ Лизы в повести Карамзина «Бедная Лиза»”
Тема проектной работы: Образ Лизы в повести Карамзина «Бедная Лиза»
Цель проектной работы:
1.Доказать, что повесть Н.М.Карамзина
«Бедная Лиза» – яркий образец произведений сентиментализма.
2.Выяснить почему роман называется «Бедная Лиза».
3.Образ бедной Лизы в произведениях писателей ХIXвека
Задачи:
образовательные:
- закрепить знания о биографии Н.М.Карамзина;
- дать понятие сентиментализма как литературного направления;
- представить повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма;
воспитательные:
- способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.
- воспитывать отношение к любви как к внесословной ценности человека.
развивающие:
- способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.
Симбирская губерния
Родовитая, но небогатая
дворянская семья
Светское образование
Знание иностранных
языков
Н.М.Карамзин
Путешествие
по Европе
Военная служба
Увлечение масонством
Занятие литературой
Изучение истории
Смерть отца
Отставка
Симбирск
Сентиментализм
- Художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков.
- От англ. SENTIMENTAL – чувствительный.
- «Изящное изображение основного и повседневного» (П.А.Вяземский)
История создания повести
Повесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796 году повесть вышла отдельной книгой.
Повесть «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини.
Сюжет повести:
История любви между Эрастом и Лизой.
Историй, в которых мужчина соблазняет, а потом бросает девушку, в литературе много. Но особенность истории Лизы и Эраста в том, что именно такая расстановка сил в России восемнадцатого века была наиболее обычной: барин, помещик, дворянин, пользуясь своим положением, без зазрения совести, без наказания, а, главное, без осуждения общества, совращает девушку, которая находится ниже его по социальному статусу.
В первый раз имя Лизы появляется в названии повести. Уже на этом этапе мы можем понять, что именно женский образ станет в произведении главным. Кроме того, из названия мы можем уловить отношение автора к Лизе: он называет ее «бедной».
Симонов монастырь
«Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря».
Москва-река
«На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные».
Роль пейзажа в повести
Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства.
Первая встреча
«…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», – отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»
Речевая характеристика
«Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои рожден был простым крестьянином, пастухом, – и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое; ах! я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: «Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое?» И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». Но, несмотря на это, именно образ Лизы стал первым в русской литературе образом женщины из народа. В этой, прогрессивной для XVIII века, попытке вывести на сцену не обычную для любовного романа героиню – молодую барышню, а именно крестьянку, заложен глубокий смысл. Карамзин как бы разрушает границы между сословиями, указывая на то, что все люди равны перед Богом и перед любовью, «ибо и крестьянки любить умеют».
“Когда ты, –говорила Лиза Эрасту, – когда ты скажешь мне: “Люблю тебя, друг мой!”, когда прижмешь меня к своему сердцу и взглянешь на меня умильными своими глазами, ах! тогда бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю все, кроме Эраста. Чудно? Чудно, мой друг, что я, не знав тебя, могла жить спокойно и весело! Теперь мне это “непонятно, теперь думаю что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне неприятен”.
Социальный статус героини
бедная
Социальное положение
Отношение автора
небогатая, живущая в бедности
несчастная, горемычная, её жалко
Сопоставление героев
Лиза
Эраст
Имя Елизавета означает «почитающая Бога»
Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная…крестьянка.
Имя Эраст означает «возлюбленный»
Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии…
Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.
Мотив белизны, чистоты и свежести
В день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком , наливая его из « чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «…смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе».
Художник Кипренский
«Бедная Лиза»
Первая встреча
«…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», – отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»
«Что принадлежит до Лизы, то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие…»
Мотив денег
При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек ; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены »; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег »; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове».
трудолюбивая
любила матушку
прелестная
Лиза
робкая
чистая
услужливая
радостная душа
самоотверженная
Сцена расставания героев
«Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил её — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся, — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти».
Причины самоубийства Лизы
Любовь к Эрасту
Обманутое доверие
Легкомыслие Эраста
Потеря смысла жизни
Измена Эраста
« Мне нельзя жить, – думала Лиза, – нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!». «Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под тению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее…она бросилась в воду».
Там стонет мертвец; там стонет бедная Лиза!”». Но писатель прощает свою героиню. Таинственная фраза рассказчика – «Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!»
«…Теперь, может быть, они уже примирились!»
Заключение
Лиза возрождалась вновь в героинях Пушкина, Тургенева, Гончарова, Достоевского, Островского, Толстого. Образ бедной Лизы предвосхитил целую галерею прекрасных женских русских характеров: от пушкинской Лизы из «Барышни-крестьянки» и Дуни из «Станционного смотрителя» до Катерины Кабановой из «Бесприданницы» и Катюши Масловой из «Воскресенья».
Вывод:
Для Карамзина, как писателя-сентименталиста, чувства важнее и сильнее разума. Именно они делают человека человеком, если они чисты и благородны.
– Может быть и вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш прогматичный век часто побеждает рассудок (и даже расчёт). Классическая же литература напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и произошло с Эрастом).
Хотя Карамзин и предупреждает: “Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви”.
Писатели часто затрагивают проблему борьбы чувств и разума, но не дают ответа, ведь “тайна сия велика есть”.
Автор, возрождая к жизни Эраста, провозглашает победу любви и остаётся в нашей читательской памяти.
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-k-proektu-po-literature-obraz-lizy-v-povesti-karamzina-bednaya-liza.html
Карамзин Н.М. Бедная Лиза
Карамзин, Н.М. Бедная Лиза / Н. М. Карамзин ; худож. М. В. Добужинский ; авт. предисл. Г. И. Чугунов. – Факс. изд. – [Б. м.] : Изокомбинат “Художник РСФСР”, 1989. – 48 с. : цв. ил. – (в суперобл.)
1 декабря 2016 года исполнилось 250 лет со дня рождения историка, русского литератора Николая Михайловича Карамзина (1766-1826) и 220 лет с года первого отдельного издания повести «Бедная Лиза».
Фонд редких книг в своем собрании имеет факсимильное издание повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» 1921 года издания, рисунки в котором выполнены художником Мстиславом Валериановичем Добужинским (1875-1957).
Николай Михайлович Карамзин написал «Бедную Лизу» в 1792 г. Отдельным изданием повесть вышла в 1796 г., став образцом русской сентиментальной литературы. С этих пор Н. М. Карамзина стали называть «основоположником русского сентиментализма».
Считается, что ко времени появления иллюстраций к «Бедной Лизе» Мстислав Валерианович Добужинский уже привык пользоваться славой одного из наиболее замечательных мастеров отечественной книжной графики. Исследователи творчества М. В. Добужинского полагают, что в этой повести художника привлекла именно сентиментальность – черта патриархального образа жизни, которая была близка детству и юности художника.
С течением времени сентиментальность стала весьма существенной гранью творческого облика Добужинского. Знатоки книжных иллюстраций считают, что художник, как правило, отбирал мотивы, в которых той или иной мере присутствует акцент сентиментальности.
С самого начала деятельности М. В. Добужинского в русской книжной графики сложилось так, что его работа в книге ограничивалась исполнением обложек, титульных листов, виньеток, то есть элементов так называемой оформительской графики. В те годы не было книжной иллюстрации. Не было единства текста и рисунков, не было стилевой близости изобразительного строя иллюстраций и литературного языка произведения. Графический цикл к «Бедной Лизе» явился для Добужинского первой серьезной попыткой отойти от оформительских принципов и выработать принципы иллюстративной книжной графики. Литературоведы считают, что даже «при той душевной близости, которую испытывал художник к повести Карамзина, то была нелегкая задача».
По пути её решения художник начал с организации всех графических элементов в единый ансамбль. Он выстроил достаточно стройную композицию: обертка, обложка, марка, авантитул, фронтиспис, титульный лист, текст начинается с рисованной буквицы и предваряется заставкой, затем идут четыре полосные иллюстрации, заканчивается всё концовкой.
Заставка, иллюстрации и концовка составляют цикл, связанный с конкретными местами повести. Например, на авантитуле изображен лук Амура, который пересекает крест-накрест стрела и букетик полевых цветов, напоминающий тот, который купил Эраст у Лизы.
По такому же принципу решена и обложка, где доминирует рисунок сердца, в которое заключено название повести.
Заставка окаймлена снизу крыльями, между которыми помещено сердце.
В концовке – черные крылья и песочные часы, в которых вышло время.
В нижней части каждой иллюстрации имеется оформительская графика, образующая самостоятельную независимую композицию с гирляндами и голубками, причем в рисунке этих голубков, в сущности, повторяется смысль иллюстрации.
Особенно хороши, по мнению специалистов, рисунки к первой половине карамзинского текста, где ещё ничто не предвещает трагического исхода.
М. В. Добужинскому «удалось правдоподобно показать уличную Москву того времени, разместив на иллюстрации характерные типы города. Здесь и конный всадник, и карета четверней, и разносчик булок с лотком на голове, и фонарщик, и точильщик и даже играющие собаки. Это легкий прозрачный рисунок, в котором много белого, рождающий ощущение чистоты чувства».
В иллюстрации «Свидание» образ иной. «Несмотря на счастливый сюжетику эмоционального состояния листа противоречиво; солнечным лучам столь энергично и весело расходящимся по небу, противостоит изогнутый ствол корявой березы, нависшей над молодыми людьми. Черный сарафан Лизы, черная треуголка и трость Эраста, брошенные на траву, как бы влекут героиню к обрыву, предрекая её судьбу».
М. В. Добужинский стремился объединить графику книги с текстом повести стилистически, что выразилось и в оформлении: наряду с обложкой, художник одел книгу в обертку, столь характерную для изданий XVIII века.
Как пишет Добужинский в своем дневнике, иллюстрации к «Бедной Лизе» были созданы им чрезвычайно быстро: 14 сентября начал работу, а 19 сентября окончил её. Кроме того, в первый же день он исполнил и марку издательства «Аквилон» – одно из лучших произведений этого жанра в русском искусстве, как считают специалисты.
Частное издательство «Аквилон» работало в Петрограде с сентября 1921 г. по 1 ноября 1924 г. Руководителем и организатором его был искусствовед Ф. Ф. Нотгафт (1896-1942). Издательство выпускало иллюстрированные издания русских классиков, серию книг «Беседы по прикладному искусству», альбомы гравюр. Всего было издано около 25 книг, отличающихся высоким полиграфическим качеством. «Бедная Лиза» стала первым изданием, выпущенным «Аквилоном», занявшим весьма значительное место в создании иллюстративной книги 20-х годов.
Повесть «Бедная Лиза» вышла в количестве одной тысячи экземпляров. Из них 50 экземпляров именных и 50 раскрашенных от руки. Остальные пронумерованы от 1 до 900.
На дополнительных листах размещено посвящение Е. О. Добужинской, жене художника, и рукописная надпись
«Время создания иллюстраций к «Бедной Лизе» – это время необыкновенного расцвета книжной графики. М. В. Добужинский был одним из тех, чье творчество подготовило этот бурный подъем, захвативший в свою очередь и самого художника. Его искусство в это время развивалось в общем русле отечественной графики, олицетворяя часто лучшие её достижения. К ним принадлежит и „Бедная Лиза“».
Список использованной литературы:
- Карамзин, Н.М. Бедная Лиза / Н. М. Карамзин ; худож. М. В. Добужинский ; авт. предисл. Г. И. Чугунов. – Факс. изд. – [Б. м.] : Изокомбинат “Художник РСФСР”, 1989. – 48 с. : цв. ил. – (в суперобл.)
Источник: https://lib39.ru/inform/rarity/index.php?ELEMENT_ID=14625&special_version=Y
Защита проекта “Образ Лизы в повести Карамзина «Бедная Лиза» – презентация
1 Тема проектной работы: Образ Лизы в повести Карамзина «Бедная Лиза»
2 Цель проектной работы: 1.Доказать, что повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» – яркий образец произведений сентиментализма. 2. Выяснить почему роман называется «Бедная Лиза». 3. Образ бедной Лизы в произведениях писателей ХIXвека
3 Задачи: образовательные: закрепить знания о биографии Н.М.Карамзина; дать понятие сентиментализма как литературного направления; представить повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма; воспитательные: способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения. воспитывать отношение к любви как к внесословной ценности человека. развивающие: способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.
4 Н.М.Карамзин Военная служба Смерть отца Отставка Симбирск Увлечение масонством Занятие литературой Изучение истории Симбирская губерния Родовитая, но небогатая дворянская семья Светское образование Знание иностранных языков Путешествие по Европе
5 Сентиментализм Художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков. От англ. SENTIMENTAL – чувствительный. «Изящное изображение основного и повседневного» (П.А.Вяземский)
6 История создания повести Повесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796 году повесть вышла отдельной книгой. Повесть «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини.
7 Сюжет повести: История любви между Эрастом и Лизой. Историй, в которых мужчина соблазняет, а потом бросает девушку, в литературе много. Но особенность истории Лизы и Эраста в том, что именно такая расстановка сил в России восемнадцатого века была наиболее обычной: барин, помещик, дворянин, пользуясь своим положением, без зазрения совести, без наказания, а, главное, без осуждения общества, совращает девушку, которая находится ниже его по социальному статусу.
8 В первый раз имя Лизы появляется в названии повести. Уже на этом этапе мы можем понять, что именно женский образ станет в произведении главным. Кроме того, из названия мы можем уловить отношение автора к Лизе: он называет ее «бедной».
9 «Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря». Симонов монастырь
10 «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные». Москва-река
11 Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Роль пейзажа в повести
12 Первая встреча «…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», – отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»
13 Речевая характеристика «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои рожден был простым крестьянином, пастухом, – и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое; ах! я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: «Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое?» И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». Но, несмотря на это, именно образ Лизы стал первым в русской литературе образом женщины из народа. В этой, прогрессивной для XVIII века, попытке вывести на сцену не обычную для любовного романа героиню – молодую барышню, а именно крестьянку, заложен глубокий смысл. Карамзин как бы разрушает границы между сословиями, указывая на то, что все люди равны перед Богом и перед любовью, «ибо и крестьянки любить умеют».
14 “Когда ты, –говорила Лиза Эрасту, – когда ты скажешь мне: “Люблю тебя, друг мой!”, когда прижмешь меня к своему сердцу и взглянешь на меня умильными своими глазами, ах! тогда бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю все, кроме Эраста. Чудно? Чудно, мой друг, что я, не знав тебя, могла жить спокойно и весело! Теперь мне это “непонятно, теперь думаю что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне неприятен”.
15 Социальное положение небогатая, живущая в бедности Отношение автора несчастная, горемычная, её жалко Социальный статус героини
16 Лиза Эраст Имя Елизавета означает «почитающая Бога» Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная…крестьянка. Имя Эраст означает «возлюбленный» Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии… Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры. Сопоставление героев
17 Художник Кипренский «Бедная Лиза» В день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из «чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «…смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе». Мотив белизны, чистоты и свежести
18 Первая встреча «…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», – отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»
19 «Что принадлежит до Лизы, то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастье…»
20 При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены»; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег»; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове». Мотив денег
21 Лиза любила матушку трудолюбивая самоотверженная робкая чистая услужливая радостная душа прелестная
22 «Лиза рыдала Эраст плакал оставил её она упала стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся далее далее и, наконец, скрылся, воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти». Сцена расставания героев
23 Причины самоубийства Лизы Потеря смысла жизни Измена Эраста Легкомыслие Эраста Любовь к Эрасту Обманутое доверие
24 « Мне нельзя жить, – думала Лиза, – нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!». «Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под тению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее…она бросилась в воду».
25 Там стонет мертвец; там стонет бедная Лиза!». Но писатель прощает свою героиню. Таинственная фраза рассказчика – «Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!»
26 «…Теперь, может быть, они уже примирились!»
27 Заключение Лиза возрождалась вновь в героинях Пушкина, Тургенева, Гончарова, Достоевского, Островского, Толстого. Образ бедной Лизы предвосхитил целую галерею прекрасных женских русских характеров: от пушкинской Лизы из «Барышни-крестьянки» и Дуни из «Станционного смотрителя» до Катерины Кабановой из «Бесприданницы» и Катюши Масловой из «Воскресенья».
28 Вывод: Для Карамзина, как писателя-сентименталиста, чувства важнее и сильнее разума. Именно они делают человека человеком, если они чисты и благородны. – Может быть и вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш прагматичный век часто побеждает рассудок (и даже расчёт). Классическая же литература напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и произошло с Эрастом). Хотя Карамзин и предупреждает: Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви. Писатели часто затрагивают проблему борьбы чувств и разума, но не дают ответа, ведь тайна сия велика есть.
29 Автор, возрождая к жизни Эраста, провозглашает победу любви и остаётся в нашей читательской памяти.
Источник: https://www.myshared.ru/slide/1004258
Презентация к уроку Н.М.Карамзин “Бедная Лиза”
Описание презентации по отдельным слайдам:
№ слайда 1
№ слайда 2 Описание слайда:
IІ. Проверка дом/зад. 1.Классицизм как литературное направление 2. М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия Елизаветы» (чтение наизусть)
№ слайда 3 Описание слайда:
1.Литера – это рельефное изображение буквы на металлических,деревнных и пластмассовых брусочках. 2.
Слово «литература» происходит от греческого слова и означает « написанная буква» 3. Миф- это повествование,рассказ,предание 4. М.В.Ломоносов родился в 1712 году 5. Ломоносов создал первую русскую грамматику 6 . В России классицизм зародился в конце ṾІІІ века III. Повторение изученного Графический диктант
№ слайда 4 Описание слайда:
7.
Жанры классицизма делятся на «высокие», «средние» и «низкие» 8.Ломоносов создал первую в России мозаическую мастерскую и мозаикой собрал картину «Полтавская битва» 9.В Древней Руси книга была рукописной 10.
Слово классицизм происходит от греческого слова и означает «примерный»
№ слайда 5 Описание слайда:
Ключ правильных ответов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Да Нет Да Нет Да Нет Да Да Да Нет
№ слайда 6 Описание слайда:
Оценки «5» 10 правильных «4» 9-8 правильных «3» 7-6 правильных ответы
№ слайда 7 Описание слайда:
Николай Михайлович Карамзин 1766 – 1826 Повесть «Бедная Лиза» Сентиментализм как литературное направление
№ слайда 8 Описание слайда:
Ибо и крестьянки любить умеют» «…если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящемуся открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое… желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских….» (Н.М.Карамзин)
№ слайда 9 Описание слайда:
Само название «сентиментализм» (от англ. sentimental- чувствительный, фр. sentiment – чувство) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство сентименталисты противопоставляли разуму классицистов. Сентиментализм в России
№ слайда 10 Описание слайда:
Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на фоне природы. Резко противопоставляется деревня (тихая и мирная жизнь) городу . (шумная и бурная жизнь) Автор сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления
№ слайда 11 Описание слайда:
Основная тематика – любовная Идейная основа – протест против испорченности аристократического общества. Основное свойство – стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях. Основные жанры – повесть, дневник, письма, песня, романс
№ слайда 12
№ слайда 13 Описание слайда:
Место рождения – Дата рождения Владел языками 1789 год Самое первое произведение Произведения Первая сентиментальная повесть Год создания повести 1766 год В имении отца около города Симбирска Где получил образование – как и все дворянские дети получил домашнее образование , затем в 14 лет учился в Московском пансионе ,а после закончил Московский университет итальянский, французский, английский и немецкий путешествует по Европе Письма русского путешественника» «Юлия», «Остров Борнгольм», «История Государства Российского», повести «Фрол Силин», «Наталья,боярская дочь», Стихотворение: «Осень», «Кладбище» «Бедная Лиза» 1792 г. Поэтапный анализ жизни и творчества Карамзина
№ слайда 14 Описание слайда:
В 1803 г. Н.М.Карамзин получил звание историографа и начал работу над «Историей государства Российского». Этот труд стал делом всей его жизни. Он первым создал систематическую многотомную историю России. 8 томов вышли в 1818 г. Последний, 12 том, был посвящен Смутному времени и опубликован в 1829 г. «История государства Российского
№ слайда 15 Описание слайда:
Почетный член Императорской Академии наук (1818) Действительный член Императорской Российской академии (1818) Создатель первой «Истории государства Российского» Редактор известных русских журналов. Заслуги Н.М.Карамзина
№ слайда 16 Описание слайда:
Памятник Н.М.Карамзину в Симбирске
№ слайда 17 Описание слайда:
Повесть написана в 1792 году . В 1796 году «Бедная Лиза» вышла отдельной книгой. «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини.
№ слайда 18 Описание слайда:
Симонов монастырь Данилов монастырь Село Коломенское Воробьёвы горы Имена собственные и географические названия в повести.
№ слайда 19 Описание слайда:
Автор подчёркивает, что действие происходит именно в Москве и её окрестностях, описывает, например, Симонов монастырь, создавая иллюзию достоверности. Для русской литературы того времени это было новаторством: обычно действие произведений разворачивалось «в одном городе». Росшие вокруг пруда дубы были испещрены трогательными надписями («В струях сих бедная скончала Лиза дни; Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни!»). Симонов монастырь в повести «Бедная Лиза»
№ слайда 20 Описание слайда:
…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», – отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»
№ слайда 21 Описание слайда:
Латинское название «ЛАНДЫШ» в дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае». В христианской мифологии ландыш – это СЛЁЗЫ БОГОРОДИЦЫ, которые она проливала, стоя у креста распятого сына. Слезы эти, падая на землю, превращались в чистые прекрасные цветы, которые, отцветая, становились красными, похожими на кровь плодами. В поэтических произведениях цветы ландыша всегда олицетворяли чистоту, нежность, любовь, верность, невинность .
№ слайда 22 Описание слайда:
Развязка действий Эраст сообщает об уходе в армию. Пять дней сряду она не видала его и была в беспокойстве: в шестой он пришёл с печальным лицом и сказал ей:
№ слайда 23 Описание слайда:
«…Лиза! Обстоятельства переменились; я помолвился жениться; ты должна оставить меня в покое и для собственного своего спокойствия забыть меня. Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра….» ….он вывел ее из кабинета и сказал слуге: «проводи эту девушку со двора». «Он, он выгнал меня? Он любит другую? Я погибла!» – вот ее мысли, ее чувства!…»
№ слайда 24 Описание слайда:
Герои повести Эраст Лиза автор мать Лизы богатая вдова подружка Анюта
№ слайда 25 Описание слайда:
ЛИЗА трудолюбивая кормилица Божеская милость отрада старости милая любезная нежная
№ слайда 26 Описание слайда:
ЛИЗА любила матушку трудолюбивая самоотверженная робкая чистая услужливая Радостная душа прелестная
№ слайда 27 Описание слайда:
Эраст легкомысленный добрый богатый Думает о себе любезный образованный молодой красивый
№ слайда 28 Описание слайда:
Елизавета (др.-евр.)- «Бог-моя клятва», «Богом клянусь», «Бог мой-клятва».
№ слайда 29 Описание слайда:
Причины самоубийства Лизы Потеря смысла жизни Измена Эраста Легкомыслие Эраста Любовь к Эрасту Обманутое доверие
№ слайда 30 Описание слайда:
Словарная работа сентиментализм, сентиментальный, чувственный, эмоциональный. (бедный) Бедный – нищий, переносное значение : несчастный, сердечный Антонимы: богатый, состоятельный, обеспеченный, имущий, зажиточный, крепкий, денежный.
№ слайда 31
№ слайда 32 Описание слайда:
Для Карамзина, как писателя-сентименталиста, чувства важнее и сильнее разума. Именно они делают человека человеком, если они чисты и благородны. – Может быть и вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш прогматичный век часто побеждает рассудок (и даже расчёт). Классическая же литература напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и произошло с Эрастом). И именно его перу принадлежат следующие строки: «…если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящемуся открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое….желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских…»
№ слайда 33
№ слайда 34 Описание слайда:
Если жизнь тебя обманет Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет! Сердце в будущем живет, Настоящее уныло: Все мгновенно, все пройдет, Что пройдет, то будет мило.
Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования “Профессионал-Р” (Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№3715 от 13.11.2013). Получить доступ
- Русский язык и литература
Описание:
Данная презентация подготовлена при изучении творчества Карамзина
Она познакомит учащихся с творчеством Н.М.Карамзина; даст представление о сентиментализме как литературном направлении;ученики сравнивают с классицизмом;способствовует развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма;способствовует воспитанию духовно развитой личности
и его повести. Презентация выполнена очень красочно.Можно использовать на уроке литературы. Урок прошел в занимательной форме
Скачать материал
Источник: https://www.metod-kopilka.ru/prezentaciya__k__uroku__n.m.karamzin__quotbednaya__lizaquot-18808.htm
Исследование по повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”
«Ибо и крестьянки любить умеют»
«Исполнение всех желаний есть самое
опасное искушение любви»
(Н.М.Карамзин)
Цели урока:
познавательная: познакомить учащихся с повестью Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»;
развивающая: развивать навык сотрудничества в группе;
воспитательная: воспитание ответственности за свои поступки перед людьми.
Оборудование: иллюстрации учащихся к повести; картина О. Кипренского «Бедная Лиза»; запись пьесы П.И.Чайковского «Времена года»; музыкальный центр; иллюстрации Г.Д. Епифанова к повести.
ХОД УРОКА
- Обозначение темы, цели урока. Ожидаемые результаты. Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года». («Апрель»)
- Проверка степени осмысления повести по вопросам:
– Каков жанр произведения? (Повесть)
– От какого лица идет повествование? (От 1-го лица, автора)
– Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему смогли научить ее отец с матерью? (Главная героиня – Лиза. Автор называет ее прекрасной, любезной, робкой.
Отец ее был очень трудолюбивый человек, и семья жила в достатке. Но скоро он умер. Мать Лизы от горя слегла. Пришлось 15- летней Лизе взять все хлопоты о себе и матери на себя.
Она ткала холсты, вязала чулки, собирала цветы, ягоды и продавала в Москве.)
(рисунок 1)
– Что вы знали об Эрасте? Каким он был до встречи с Лизой? (Эраст – довольно богатый дворянин, вполне умный и с добрым от природы сердцем, но слабый и ветреный. Вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах. Скучал и жаловался на судьбу. Он читал романы, идиллии, был мечтательным. Когда Эраст встретил Лизу, он решил оставить «свет».)
(рисунок 2)
(рисунок 3)
– Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? (Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. “Ты продаешь их, девушка?” – спросил он с улыбкою. – “Продаю”, – отвечала она.)
(рисунок 4) (рисунок 5) (рисунок 6)
– Как развивались их отношения? (Лизе исполнилось 17 лет, когда она однажды встретилась с Эрастом. Он купил у нее цветы. На другой день он пришел к Лизе в дом и заверил старушку – мать, что будет сам покупать все, что продает Лиза. Мать была рада, так как это избавляло ее от волнения за Лизу, когда та уходила в город продавать.
На следующий день Лиза мечтала о новой встрече с Эрастом, сидя на берегу. Вдруг, как в сказке, действительно перед ней появился он. В этот день они признались друг другу в любви и стали встречаться всякий день. Любовь их разгоралась день ото дня. … Она бросилась в его объятия – и в сей час надлежало погибнуть непорочности…
Она пришла в себя – и свет показался ей уныл и печален!)
– Какой момент повести вы считаете кульминационным и почему? (Однажды Эраст объявил Лизе, что едет в поход.
Через 2 месяца, Лиза неожиданно встретила его в Москве, куда приехала за лекарством для мамы. Она бросилась к нему.
Он привел девушку в свой дом, в кабинет и сказал ей, что он должен жениться на другой, а она должна его забыть. Дал ей 100 рублей и велел слугам выпроводить.)
(рисунок 7) (рисунок 8)
(…На одной из больших улиц встретилась ей великолепная карета, и в сей карете увидела она – Эраста. “Ах!” – закричала Лиза и бросилась к нему…
…”Лиза! Обстоятельства переменились; я помолвил жениться; ты должна оставить меня в покое и для собственного своего спокойствия забыть меня. Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра”…)
– Как разрешается конфликт в повести? (…Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под сению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее.)
(рисунок 9) (рисунок 10)
(Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привёл меня к Лизиной могиле. Теперь, может быть, они уже примирились.)
III. Слово учителя.
Николай Михайлович Карамзин… Повесть «Бедная Лиза»… Самая знаменитая и едва ли не самая короткая из всех карамзинских повестей. В современном издании она занимает от силы десять страниц печатного текста.
Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Почему именно повесть «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло множество поколений русских читателей?
IV. Исследование повести.
Работа в группах.
1-я группа. Найти в тексте эпизоды, связанные с цветами.
(Латинское название ландыша в дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае». Прекрасный весенний цветок издавна привлекал внимание людей и о его происхождении сложено множество поэтических легенд. В христианской мифологии ландыш – это слезы Богородицы, которые она проливала, стоя у креста распятого сына.
Слезы эти, падая на землю, превращались в чистые прекрасные цветы, которые, отцветая, становились красными, похожими на кровь плодами. Любовь к ландышу осветила творчество многих поэтов и писателей. Как о самом любимом цветке отзывались о нем А.И.Куприн, С.Ковалевская, П.И.Чайковский, А.А.Фет и другие.
В поэтических произведениях цветы ландыша всегда олицетворяли чистоту, нежность, любовь, верность, невинность.)
Ученик читает стихотворение А. Фета «ПЕРВЫЙ ЛАНДЫШ»
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!
Так дева в первый раз вздыхает
О чем – неясно ей самой,-
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.
(рисунок 11)
О. Кипренский «Бедная Лиза»
(Они белые, так же хрупка и непорочна Лиза. Она бросает их в воду, говоря: “Не владей вами никто!”)
2-я группа. Возле какого монастыря находится место, связанное с именем Лизы из произведения Карамзина?
(Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу я новые приятные места или в старых новые красоты.
Но приятнее всего для меня место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си…нова монастыря.)
(рисунок 12) (рисунок 13) (рисунок 14)
(…Саженях в семидесяти от монастырской стены, подле березовой рощицы, среди зеленого луга, стоит пустая хижина, без дверей, без окончин, без полу; кровля давно сгнила и обвалилась. В этой хижине лет за тридцать перед сим жила прекрасная, любезная Лиза с старушкою, матерью своею.)
(Симонов (Успенский) мужской монастырь был основан в 1370 году учеником и племянником святого Сергия Радонежского – преподобным Федором. Место для монастыря было выбрано вниз по течению Москвы-реки от города. Земли, на которых был построен монастырь, пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин, в иночестве – Симон, отсюда и произошло название монастыря.
Симонов монастырь был одним из монастырей-сторожей, выполнявших защитную функцию на южных границах Москвы. Это был самый укрепленный из всех монастырей. Не один раз стены обители выдерживали натиск вражеских войск, идущих на Москву, а в период Великой Смуты был практически стёрт с лица земли.
Здесь покоились люди, имена которых широко известны, деятели культуры и искусства, а также представители старинных дворянских фамилий.
В старину Симонов монастырь был в числе самых почитаемых во всей России, сюда поступали обильные материальные пожертвования.
Архитектурный ансамбль Симонова монастыря начал формироваться в 1379 году, когда была заложена каменная соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Строительство храма было закончено в 1405 году, после чего здесь находилась самая главная реликвия Симонова монастыря – Тихвинская икона Богоматери.
Именно этой иконой Сергий Радонежский благословлял Дмитрия Донского на Куликовскую битву. В Успенском соборе хранился и крест, украшенный алмазами и изумрудами, который монастырю подарила царевна Мария Алексеевна. Башни и стены монастыря предположительно строилась в 16 веке.
При Борисе Годунове они были укреплены, благодаря чему монастырь смог отразить нападение крымского хана Казы-Гирея в 1591 году.
В 1771 году по распоряжению императрицы Екатерины II Симонов монастырь упразднили. Как раз в это время в Москве распространилась эпидемия чумы, и монастырь превратили в чумной изолятор.
В 1923 году в Симоновом монастыре открылся музей, который работал вплоть до 1930 года. В январе 1930 года специальная правительственная комиссия приняла решение, что некоторые из древних монастырских построек можно оставить в качестве исторических памятников, а собор и стены нужно снести. Взрывали монастырь ночью 2 января.
Были взорваны пять из существующих шести церквей, колокольня, надвратные храмы и другие постройки. На месте взорванных храмов в 1932-1937 годах построили Дворец культуры ЗИЛа.
В начале 1990-х годов Симонов монастырь вернули церкви, и началось его медленное возрождение.
До наших дней сохранилась лишь малая часть построек Симонова монастыря. В настоящее время проводится реставрация трапезной, хозяйственные постройки и братский корпус используются как мастерские; уцелевшие же стены и башни пребывают в заброшенном состоянии.)
3 группа. Найдите предупреждение Карамзина молодым людям.
(Карамзин предупреждает: “Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви” (эпиграф к уроку).
Писатели часто затрагивают проблему борьбы чувств и разума, но не дают ответа, ведь “тайна сия велика есть”.)
(Ученики писали письмо Лизе, в котором пытались выразить свое отношение к ней.)
V. Рефлексия.
– Звучит музыка П.И.Чайковского. Учитель читает стихотворение А.С. Пушкина «Если жизнь тебя обманет…» («Октябрь»)
Если жизнь тебя обманет,Не печалься, не сердись!В день уныния смирись:День веселья, верь, настанет.Сердце в будущем живет;Настоящее уныло:Все мгновенно, все пройдет;Что пройдет, то будет мило.
Домашнее задание: написать сочинение-письмо Эрасту.
Источник: https://kak.znate.ru/docs/index-51402.html