Мораль басни “стрекоза и муравей” крылова (анализ, суть, смысл)

Какова мораль басни “Стрекоза и муравей”?

Это произведение, знакомое нам с детства, имеет целый ряд авторов. Сама идея короткого повествования принадлежит Эзопу. Русский читатель прошлых веков мог познакомиться с ней в оригинальной записи кого-то из современников античного гения, или в пересказе Жана де Лафонтена. Называлась басня “Цикада и муравей”.

Именно в таком варианте и прочел ее Иван Андреевич Крылов. Он с детства искал себя в творчестве, предпочитая комедийный жанр. Познакомившись с баснями, Крылов решил поэкспериментировать и сделать художественный перевод нравоучительных сказок на русский язык.

Согласно сюжету, события развиваются так: на дворе стоит лето и каждое насекомое выбирает себе занятие по душе. Муравей решает приложить все усилия для обустройства убежища, которое позволит ему пережить суровую зиму. Стрекоза же предпочитает наслаждаться теплыми денечками. Когда приходят холода она в растерянности, муравей же во всеоружии.

Когда легкомысленная героиня обращается за советом к соседу, тот рекомендует ей пользоваться теми навыками и запасами, которые она успела сделать за лето.

Обратите внимание

В 60-е гг. в СССР был снят мультфильм по сюжету басни. Аниматоры предпочли сократить количество текста и сделать ставку на оригинальную картинку. В результате получилась сатирическая история на производственно-бытовую тематику. Финал немного изменился – вместо суровой назидательной фразы – морали, венчающей басню, зрителя ждет самая житейская развязка.

Басня “Стрекоза и муравей” в изложении Крылова завоевала популярность, благодаря заложенной в ней морали, а также легкому слогу и простой рифме. Ее часто разучивают в школах и для актерских импровизаций. В первом случае это развивает память и знакомит ребенка с культурой и народной мудростью, во втором дает возможность продемонстрировать артистический талант.

Мораль басни

Во все века залогом выживания человечества было умение подготовиться к трудностям. Тем проще это было сделать, если экстремальные условия были предсказуемы. Подготовка занимала время и давалась не просто, но от нее зависела жизнь. Эта древняя истина и изображена в басне. Персонажи изображают два варианта поведения человека: правильный и неправильный.

Как только наши предки переселились из пещер в более комфортабельное жилье, идея получила новое звучание. Подозреваю, что сам Эзоп имел ввиду не потребности своих современников в сооружении надежных жилищ на зиму и заготовку продовольствия, а их отношение к трате времени и сил на полезные и абсолютно бесполезные дела.

Понимать басню “Стрекоза и муравей” следует как назидание лентяям. Есть категория граждан, предпочитающих абсолютно бессмысленные забавы и принципиально отрицающих необходимость всех дел, которые требуют затрат сил.

Вместо обучения новым навыкам такая персона будет бездельничать.

Когда же она попадет в ситуацию, требующую поведения взрослого человека, окажется, что никакими знаниями и умениями, характерными для такового, она не обладает.

Ряд определений, которые Иван Крылов дал героями своей басни стали именами нарицательными. Так, легкомысленных людей часто называют “попрыгунья стрекоза”.

Упущенные шансы и даром растраченное время можно охарактеризовать словами “лето красное пропела”.

А если человек абсолютно беспомощен перед проблемой, с которой легко справится его более разумный собрат, ему рекомендуют “пойти и поплясать”.

Источник: http://vovet.ru/q/kakova-moral-basni-strekoza-i-muravej-rku.html

Удивительное школьное сочинение о басне Крылова «Стрекоза и муравей»

На днях редакции попалось на глаза удивительное сочинение о всем известной басне И. А. Крылова “Стрекоза и муравей”. Крылов более всего известен, как русский публицист, поэт, баснописец и издатель сатирико-просветительских журналов.

Басня «Стрекоза и муравей» имеет следующую мораль: всегда наступает тот самый момент, когда за свое безделье придется расплачиваться. Поэтому нужно уметь не только развлекаться, но и трудиться.

Обычно человек, который прочитал это произведение всегда был согласен с этим мнением. В школе, наши учителя учили нас именно этому — учитесь, трудитесь, а развлекаться будете после.

Важно

Однако, ребенок, написавший это сочинение, увидел в басне совершенно другую мораль и выразил ее в своей школьной работе.

А вот и сама басня, если вдруг уже забыли текст:

Басня «Стрекоза и муравей»

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?

Говорит ей Муравей.

До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас —
Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило.

А, так ты…

Я без души лето целое все пела.

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

То самое сочинение школьника:

Родители этого молодого человека выложили фотографию сочинения в интернете. Они даже не подозревали какой интерес будет вокруг этого школьного творения.

Не привычное для всех, мнение этого ребенка нельзя назвать не правильным. И оно имеет право на существование.

Важно

Людям просто необходимо видеть то прекрасное, что нас окружает, а не только трудиться не покладая сил.

А стрекозы наверное для этого и существуют, чтобы добавлять яркие краски в будни нашей жизни.

Не возможно остаться равнодушным к выводу этого вольнодумающего ученика!

Он отобразил совсем другую сторону морали этой знаменитой басни.

Если Вам понравилось сочинение — поделитесь им со своими друзьями!

Источник

Источник: http://mytonus.com/sochinenie-o-basne-strekoza-i-muravej/

Какая Мораль В Басне Крылова Стрекоза И Муравей?

Басня Крылова “Стрекоза и муравей” нам явно дает понять, что трудится стоит постоянно. Не стоит забывать, что кроме отдыха и развлечения есть труд.

Когда есть в жизни цель, то чтобы воплотить ее в жизнь, надо много трудиться, как муравей. А все по одному щклчку пальцем не придет.

Кто трудится и не ленится работать, тот всегда будет и обеспечен, и не останется возле разбитого корыта как некоторые герои из сказок и басен наших писателей.

Совет

В произведении автора басни Крылоа “Стрекоза и муравей”, писатель осмеивает человеческие недостатки людей, в образе героев басни. Также в этой басни мы узнаём основную мысль и мораль. Всё начиналось с того, как только начались холода, стрекоза захотела согреться и поесть, да негде и нечего.

Читайте также:  Графини хрюмины в "горе от ума": образы, характеристики, описание (бабушка и внучка хрюмины)

Так как муравей всё лето трудился, готовился к холодной зиме, чтобы не погибнуть. А стрекоза всё лето пропела и ничего не делала. А муравей ей отвечает с усмешкой, что раз она пела, то пусть идет попляшет. Автор басни “Стрекоза и муравей” подразумевает такое понятие, что надо не только уметь гулять и резвиться.

но и уметь трудиться.

Мораль такова, надо трудиться, что легкомысленные бездельники остаются у “разбитого корыта”. Но жизнь показывает обратное. Трудится человек, трудится как муравей и не чего не имеет, а легкомысленная “стрекоза” прыг, прыг глядишь и допрыгалась до до богатого мужа.

Ради саморазвития стоит прочитать басню “Стрекоза и муравей”. Стихотворение Крылова очень веселое о красотах и трудностях жизни. В этой басне показаны две противоположности: муравей, который усердно трудится постоянно, и стрекоза, которая показана легкомысленной. Ну а мораль – готовь сани летом, а телегу зимой, о своем будущем стоит позаботиться заранее.

Начну с небольшого отступления. В детстве меня всегда интересовала в этой басне прыгающая, да еще и поющая стрекоза, т.к. я в природе всегда только молчаливых летающих стрекоз наблюдал.

Позже я узнал, что во времена написания этой басни стрекозой называли кузнечика, который, в общем то, реально прыгает и поет, точнее издает звуки. Забавно то, что ни никто не мог объяснить это ребенку, читая эту странную басню.

На первый взгляд мораль в басне, примерно та же, что и в пословице “готовь сани летом, а телегу зимой”. Что бы выжить в этом мире, необходимо работать. При этом стрекоза (кузнечик) выглядит туповатым легкомысленным самоубийцей, а муравей трудолюбивым, хозяйственным и предусмотрительным работником. Но есть одно “НО”.

В этом случае Иван Андреевич не учитывал биологические аспекты жизни насекомых. А с их учетом возникает вопрос: На фига стрекозе (кузнечику) к зиме готовиться, если ей жить то отведено только одно лето? От прыгал, от стрекотал свое и к праотцам.

Обратите внимание

Если же учитывал, то мораль несколько изменится в сторону высокого предназначения для одних и низменности для других, и соответственно не понимания одних другими. И здесь муравьишка уже выглядит не далеким чернорабочим. А стрекоза (кузнечик) наделенным талантом дарить искусство не долго, но красиво. В общем, та еще басенка получилась.

Мораль этой басни не выделена композиционно (как обычно в баснях), она заключена в словах Муравья: “Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!” Подразумевается мысль, что за любую лень, развлечение приходит расплата в виде голода, холода, бездомства.

Странно, конечно, что воспевается зануда, труженик, насмешник, ехида Муравей, у которого ни капельки сочувствия и милосердия. Вроде как Стрекоза легкомысленна, а поэтому должна получить по заслугам. За басенным сюжетом угадывается противостояние витающей в облаках женщины и реалистичного мужика-хозяина. Мне искренне жаль Стрекозу.

А Муравей пусть сидит всю зиму один-одинешенек, ест свои припасы и не услышит веселой песни Стрекозы, не совершит романтических выходок. Жадина он.

Басни Крылова, безусловно, заслуживают уважения тем, что они очень жизненные. Мораль басни стрекоза и муравей, я бы хотела выразить известной поговоркой: делу время-потехе час! Так и есть. Никто не позаботится о тебе кроме себя самого. Стоит думать не только о развлечениях, но и о хлебе насущном.

Смысл этой басни, или лучше сказать морали, каждый человек воспринимает по разному, то есть судя по себе, лично я эту басню узнала ещё в садике и с того момента по сей день, мораль к этой басне в моём мнении такова: не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня и у тебя всё будет хорошо.

Этой басне много лет но она до сих пор актуальна именно по этому её заставляют учить в школе наизусть. Мораль сей басни такова – надо готовить сани с лета. А раз стрекоза пела так пришло время и лапу сосать)

Мораль в том что Стрекоза жила одним днём и совсем не думала о том что будет завтра. Когда закончилось лето настали холодные и голодные времена. Муравей летом работал и заготовил хорошие припасы на зиму но делиться со Стрекозой он не захотел.

мораль в басне Крылова Стрекоза и муравей Мораль этой басни такова: если тебе повезло по жизни, но у тебя вдруг произошел временный сбой, то на поклон тебе придется идти к нудным и ограниченным неудачниками, которые не способны в своих мыслях подняться высоко и поэтому живут на одни копейки.

Источник: http://otvet.expert/kakaya-moral-v-basne-krilova-strekoza-i-muravey-161663

Удивительное школьное сочинение о басне Крылова “Стрекоза и муравей”

Здравствуйте! На днях редакции «Я и Мир» попалось на глаза удивительное сочинение о всем известной басне И. А. Крылова “Стрекоза и муравей”. Крылов более всего известен, как русский публицист, поэт, баснописец и издатель сатирико-просветительских журналов.

Басня «Стрекоза и муравей» имеет следующую мораль: всегда наступает тот самый момент, когда за свое безделье придется расплачиваться. Поэтому нужно уметь не только развлекаться, но и трудиться.

Обычно человек, который прочитал это произведение всегда был согласен с этим мнением. В школе, наши учителя учили нас именно этому — учитесь, трудитесь, а развлекаться будете после.

Важно

Однако, ребенок, написавший это сочинение, увидел в басне совершенно другую мораль и выразил ее в своей школьной работе.

А вот и сама басня, если вдруг уже забыли текст:

Басня «Стрекоза и муравей»

Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела, Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле, Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает, Стрекоза уж не поет, И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней

Читайте также:  Дуэль евгения онегина и владимира ленского в романе "евгений онегин": описание, анализ причин

Прокорми и обогрей!

Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?

Говорит ей Муравей.

До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас — Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило.

А, так ты…

Я без души лето целое все пела.

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

То самое сочинение школьника:

Родители этого молодого человека выложили фотографию сочинения в интернете. Они даже не подозревали какой интерес будет вокруг этого школьного творения.

Не привычное для всех, мнение этого ребенка нельзя назвать не правильным. И оно имеет право на существование.

Важно

Людям просто необходимо видеть то прекрасное, что нас окружает, а не только трудиться не покладая сил.

А стрекозы наверное для этого и существуют, чтобы добавлять яркие краски в будни нашей жизни.

Не возможно остаться равнодушным к выводу этого вольнодумающего ученика!

Он отобразил совсем другую сторону морали этой знаменитой басни.

Если Вам понравилось сочинение — поделитесь им со своими друзьями!

Удивляйтесь вместе с Я и Мир!

Источник: https://worldi.ru/udivitelnoe-shkolnoe-sochinenie-o-basne-krylova-strekoza-i-muravej/

Конспект открытого урока литературного чтения на тему “Нравственный смысл басни И.А.Крылова “Стрекоза и Муравей” (2 класс)

Конспект урока литературного чтения

на тему: «Нравственный смысл басни

И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

Учитель начальных классов Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: отличать басню от стихотворения или рассказа, определять особенности басенного текста, воспринимать на слух художественное произведение, сравнивать авторские и народные произведения; получат возможность научиться: находить авторские сравнения и подбирать свои, соотносить пословицы и смысл басенного текста, характеризовать героев басни с опорой на текст.

Метапредметные: познавательные: используют разные виды чтения (изучающее, выборочное, поисковое); осознанно воспринимают и оценивают содержание и специфику различных текстов, участвуют в их обсуждении; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу; коммуникативные: высказывают собственное мнение и позицию, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

Литературное чтение. Климанова Учебник 2класс Москва «Просвещение» 2013г Л.Ф.  Электронное приложение к учебнику Литературное чтение 2 класс  Л.Ф. Климанова Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс С.В.Кутявина. Москва «ВАКО» 2012г

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

организационная структура (сценарий) урока

Формы

организации взаимодействия

на уроке

Формируемые умения

(универсальные учебные

действия

Промежуточный

контроль

I. Мотивация самоопределение к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; настраивает на учебную деятельность.

Кому-то сказки надоели,

А кто-то сказками пленен.

И самый лучший наш урок

Начнем с знакомых нам имен

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: учатся слушать и понимать других; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы, наблюдения учителя

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка

-На прошлом уроке мы познакомились с творчеством И.А.Крылова.

-Что вы узнали о И.А Крылове ? Слайд 2

– Как называется жанр, в котором работал И.А.Крылов?

– Что такое басня?

-Что  высмеивается  в баснях?

-Кто главные герои басен? 

-Что такое мораль?

-Прочитаем выразительно басню «Лебедь, Щука и Рак»

-А сейчас звуковая разминка

Изобразите звуками как:

– шипит змея (ш-ш-ш);

– жужжит жук (ж-ж-ж);

– стрекочут кузнечики (ч-ч-ч);

– шипит разогретое на сковороде масло (щ-щ-щ).

– Что можете сказать об этих звуках?

– Прочитаем чистоговорки с этими звуками. Слайд№3

Ша – ша – ша – как погода хороша!Шу -шу – шу – никуда я не спешу.Ши – ши – ши – свежим воздухом дыши!Шо – шо – шо – солнце греет хорошо!

Шэ – шэ – ше – как приятно на душе!

– Что мы сейчас с вами сделали?

– С какой целью мы сейчас произносили эти звуки?

Отвечают на вопросы

Читают выразительно басню «Лебедь, Щука и Рак»

Дети произносят звуки

Отвечают на вопросы. (Эти звуки шипящие)

Дети читают чистоговорки, отрабатывая умение правильно произносить шипящие  звуки.

Отвечают на вопрос.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация); извлечение необходимой информации из текстов; выявление сущности, особенности объектов.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, умеют высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

III. Постановка учебной задачи

– Сегодня мы познакомимся еще с одной басней И.А. Крылова. Сначала послушайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем читать.

На ромашку у воротОпустился вертолет –Золотистые глаза.

Кто же это? …(Стрекоза.) Слайд№4

-Стрекоза – это удивительное хищное насекомое. Она довольно большого размера с огромными глазами. Стрекозы могут очень быстро летать и хватать добычу на лету.

Некоторые их виды очень красивы, особенно привлекают их тонкие большие крылья и выразительные глазки.

Кто они? Откуда! Чьи?Льются чёрные ручьи:Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке.(Муравьи.) Слайд №5

-Муравей – символ трудолюбия, взаимопомощи, про него написано много басен и сказок. В Библии говорится, что нет у муравья начальника, но он всё равно непрерывно работает и что ленивцам есть чему у него поучиться.

– Догадайтесь, о ком будем читать басню?

.

-Прочитайте в учебнике, как она называется.

– Почему  слова Стрекоза и Муравей написаны с заглавной буквы?

– Тема нашего урока….Слайд №6

Отгадывают загадки

Слушают учителя.

Рассматривают картинки с изображением насекомых

Отвечают на вопросы

Учащиеся определяют тему урока

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы

Читайте также:  Мирон коршунов в романе "тихий дон": образ и характеристика

IV. Работа по теме урока

1. Чтение басни

И. Крылова «Стрекоза
и Муравей» (аудиозапись).

2. Словарная работа

Слайд №7

-Что необходимо выяснит для успешного усвоения басни? Попробуем вместе объяснить значения непонятных слов и выражений Слайд №8-№9

Удручена – огорчена.

Вешних – весенних.

Оглянуться не успела – прошло всё очень быстро.

Помертвело чисто поле – урожай собран.

Как под каждым ей листком был готов
и стол и дом
– везде могла найти себе приют.

И кому же в ум пойдёт – никто не подумает

Слушают басню

Дают толкование непонятных слов.

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы

Физкультминутка

Представили, что мы стрекозы. Покажите, как они прыгают с цветка на цветок и машут крыльями.

Дети прыгают и машут ручками

Фронтальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Выполнение движений

V. Закрепление знаний и способов действий

1. Повторное чтение басни

2. Анализ художественного произведения (беседа по содержанию произведения).

2. Работа
с пословицами (с. 107).

3. Работа по вопросам и заданиям учебника

(с. 107)

4. Чтение басни по ролям

– Прочитайте басню вполголоса.

.

– Кто из героев басни вам понравился и почему?

– Как жила Стрекоза летом? Прочитайте.

– Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы?

– К кому пошла Стрекоза за помощью? С какой просьбой обратилась она к Муравью?

– Жалко вам Стрекозу или нет? Объясните свой ответ. Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему? Что нам хотел сказать

И. А.

Крылов своей басней?

– На примере Стрекозы и Муравья чьи же поступки изображены в басне?

-Герои басни обладают разными чертами характера, как и все люди.

Подберите характеристики для наших героев

(Слова для справок: трудолюбивый, весёлый, злой, справедливы, жадный, ленивый, беспечный, несерьёзный, бесшабашный, хитрый, запасливый.) Слайд№10

-Я буду читать начало пословицы, а вы- конец.

-Сделал дело-…….гуляй смело.

-Семь раз отмерь-…….один отрежь.

-Делу время-….потехе час.

-Люди пахать-……а он руками махать.

Кто веселится весной,-….. проплачет зимой. Слайд №11

-Какая пословица подходит к морали басни?– Соотнесите пословицу и мораль басни.

Слайд №12-13

– Какие еще пословицы подходят к этой басне?

Обобщает, корректирует ответы учащихся

Дети читают басню самостоятельно

Дети

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся дают характеристику героям басни.

Выполняют задание на карточках и зачитывают свои ответы

Определяют мораль басни, подбирают пословицы.

Дети читают басню

Фронтальная, индивидуальная

Работа в парах

Познавательные:осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций; выявление сущности, особенности объектов.

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные: формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание

Устные ответы, выполненные задания

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Как называется басня?

– Кто написал басню?

– Как жила Стрекоза летом?

– Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы?

– К кому пошла Стрекоза за помощью?

– С какой просьбой она обратилась к Муравью?

– Что ей сказал Муравей?

– Как следует понимать слова Муравья: «Ты всё пела…»

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний

Устные ответы

Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Чтение по ролям басни (задание 6, с. 107)

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Источник: https://infourok.ru/konspekt-otkritogo-uroka-literaturnogo-chteniya-na-temu-nravstvenniy-smisl-basni-iakrilova-strekoza-i-muravey-klass-1043222.html

Литературно-методический анализ басни И.А. Крылова “Стрекоза и Муравей”

Литературно-методический анализ басни И. А. Крылова

Данное произведение – басня т. к небольшое по размеру, есть мораль, есть перенос пороков людей.

Например: стрекоза ленилась, не хотела ничего делать, а муравей работал, не ленился.

Тема басни: как стрекоза пела, веселилась, а муравей трудился.

Идея:Нужно не только веселиться, но и работать. Кто не работает, тот не ест.)

В этой басни 2 героя – стрекоза и муравей. Стрекоза отображает лень, беззаботность, безответственность любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём и прочие пороки людей.

Муравей – труженик ,ответственный, хозяйственный.

Совет

Басня легко запоминается, нет сложных слов, иноязычных, которые затрудняют восприятие. Есть устаревшие слова «вешних», «удручена».

Автор выбрал именно стрекозу и муравья потому что муравьи трудолюбивые, строят муравейник-домик, постоянно в делах, а стрекоза порхает, везде летает.

в басни несколько антитез:

1. Лень и труд(трудолюбивый муравей, ленивая стрекоза)

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.

«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» —
Говорит ей Муравей.

2. Летом резвая, зимой вялая(летом прыгала, веселилась, к зиме еле ползла к муравью)

Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:

До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас —
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило».

В басне нет сравнения.диалог есть между муравьем и стрекозой

Для выделения морали взят диалог муравья и стрекозы

Лето целое всё пела». —
«Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!»

Интонация протяжная, медленная, спокойная до диалога стрекозы и муравья. С помощью интонации передается настроение автора, его отношения к описываемому диалогу между муравьем и стрекозой. Муравью не приятно, что стрекоза ни о чем не думала, для нее созданы были все условия (Как под каждым ей листкомбыл готов и стол и дом), а муравей работал, для него не было таких условий, как для стрекозы.

В тексте басни можно увидеть сарказм автора над стрекозой в последней строке «Ты всё пела? Это дело:Так поди же, попляши!» В басне осуждаются беспечные, беззаботные люди, праздно проводящие своё время.

К этой басни можно подобрать такие пословицы:

Сделал дело – гуляй смело.

Каков ученик, таков его и дневник.

Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Поспешишь – людей насмешишь.

Готовь сани летом, а телегу зимой

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/literatura/67536-literaturno-metodicheskij-analiz-basni-ia-kry.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector