Князь багратион в романе “война и мир”: образ и характеристика (обед в честь багратиона)

Исторический обед в Москве, данный герою отечества, и суп «Багратион»

Рассказ о том, как хлебосольная Москва устроила торжественный обед в честь героя, а знаменитый французский кулинар опубликовал в своей не менее знаменитой книге рецепт блюда, названного в честь то ли талантливого генерала русской армии, то ли его блистательной жены.

Кулинарные истории Игоря Сокольского
 

На другой день, 3-го марта, во втором часу пополудни, двести пятьдесят
человек членов Английского клуба и пятьдесят человек гостей ожидали к обеду
дорогого гостя и героя австрийского похода, князя Багратиона.

… В лице его
отдавалась  честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату, еще
связанному воспоминаниями Итальянского похода с именем Суворова.
 Л. Н. Толстой.

Война и мир

3 марта 1806 года членами московского Английского клуба, который тогда арендовал  дворец князей Гагариных, расположенный на углу Петровки и Страстного бульвара,  был дан знаменитый парадный обед в честь князя Багратиона, который, по словам Толстого, прославился «своим Шенграбенским делом и отступлением от Аустерлица, где он один провел свою колонну нерасстроенною и целый день отбивал вдвое сильнейшего неприятеля».

«Суворов воспитал его среди побед и в нем достойного приемника оставил…» Князь П. И. Багратион, генерал от инфантерии. Н.Плахов. Эстамп с портрета С. Тончи. (1812).

Князь, генерал от инфантерии П. И. Багратион. Гравюра Вендрамини. (1813).

«Чудный цвет лица, алебастровая кожа, золотистые волосы, таинственное выражение глаз…» Портрет жены князя Екатерины Багратион. Художник Жан-Батист Изабе. (1817).

Наполеон в битве при Аустерлице. Художник Ф. П. С. Жерар. (1810).

Битва при Аустерлице. Захват французского орла русской гвардейской кавалерией. Художник Б. Виллевальд. (1884).

Ново-Екатерининская больница на углу Страстного бульвара и Петровки.Здесь в 1802-1812 гг находился Московский Английский клуб. Открытка. Художник Л. Корсаков.Москва. (1979).

Обратите внимание

Москва. Здание Английского клуба на Тверской. Иллюстрация к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Художник А.Н.Бенуа. (1915).

Старшина Английского клуба граф Ростов танцует «Данила Купера» Иллюстрация к роману Л.Толстого «Война и мир». Художник М. С. Башилов.(1867).

Суп «Багратион» с пирожками, приготовленный автором. Фото И. Сокольского.

Сохранилось два описания этого исторического обеда. Одно из них принадлежало человеку, обладавшему феноменальной памятью, позволявшей ему записывать произошедшие события по горячим следам с документальной точностью. Это был литератор С. П. Жихарев (1787-1860), общительный и наблюдательный человек, имевший обширный круг знакомств, написавший интереснейшие «Записки современника» .

О предстоящем обеде он писал:

 «В Английском клубе делаются большие приготовления к принятию князя Багратиона, которого на днях ожидают. ‹…› Не знаю, удастся ли мне попасть на этот праздник, в число избранных пятидесяти человек гостей, но во всяком случае постараюсь. Та беда, что желающих слишком много, и дело не обойдется без затруднений, а признаюсь, очень хочется поближе увидеть этого витязя, который сделался так дорог сердцу каждого русского. Благодаря покровителям моим я попал в число гостей на завтрашний обед в Английском клубе; следовательно, увижу героя Багратиона лицом к лицу, а праздник должен быть на славу; у садовников Лебедева и Соколова подряжено одних цветов для уборки лестницы и померанцевых деревьев для украшения стола на двести рублей». Героя отечества в клубе ждал радушный  прием и роскошное угощение:

 «Стол накрыт был кувертов  на 300, то есть на все число наличных членов клуба и 50 человек гостей, убранство великолепное, о провизии нечего и говорить: все, что только можно было отыскать лучшего и редчайшего из мяс, рыб, зелени, вин и плодов, – все было отыскано и куплено за дорогую цену, а те предметы, которых, по раннему времени года, у торговцев в продаже не было, доставлены богатыми владельцами из подмосковных оранжерей бесплатно: все наперерыв старались оказать чем-нибудь свое усердие и участие в угощении».

С третьего блюда начались тосты, и когда дежурный старшина, бригадир граф Толстой, встав, провозгласил: «Здоровье государя императора!» — все, начиная с градоначальника, встали с мест своих, и собрание разразилось таким громогласным «ура», что, кажется, встрепенулся бы и мертвый ‹…› За сим последовал тост в честь князя Багратиона, и такое же громкое «ура» трижды опять огласило залу». Многочисленные тосты, произнесенные в честь гостей обеда и старшин клуба, по свидетельству Жихарева «были причиною, что многие нечувствительно понаклюкались».

Второе, литературное описание этого торжественного обеда, которыми гостеприимная Москва угощала Багратиона, находится в романе  Л. Н. Толстого «Война и мир» и фактически полностью совпадает с текстом Жихарева. Прибавлены лишь хлопоты по устройству обеда, которые легли на плечи графа Ильи Андреевича Ростова и его слезы во время произношения тостов:

«В начале марта старый граф Илья Андреевич Ростов был озабочен устройством обеда в Английском клубе для приема князя Багратиона. Граф в халате ходил по зале, отдавая приказания клубному эконому и знаменитому Феоктисту, старшему повару Английского клуба, о спарже, свежих огурцах, землянике, теленке и рыбе для обеда князя Багратиона. Граф со дня основания клуба был его членом и старшиною. Ему было поручено от клуба устройство торжества для Багратиона, потому что редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир, особенно потому, что редко кто умел и хотел приложить свои деньги, если они понадобятся на устройство пира».

Когда все хлопоты остались позади, и состоялась встреч Багратиона, «громогласный дворецкий провозгласил: «Кушанье готово!» Дверь отворилась, ‹…› триста человек разместились в столовой по чинам и важности, кто поважнее — поближе к чествуемому гостю».

Труды графа Ильи Андреича не пропали даром: обеды, постный и скоромный, были великолепны. Тостов было много «и еще больше билось посуды, и еще больше кричалось». Пили за здоровье государя императора и Багратиона «за здоровье старшин, за здоровье распорядителя, за здоровье всех членов клуба, за здоровье всех гостей клуба и, наконец, отдельно за здоровье учредителя обеда графа Ильи Андреевича. При этом тосте граф вынул платок и, закрыв им лицо, совершенно расплакался».

Пока князь Петр Иванович Багратион совершал подвиги на европейских полях сражения, его очаровательная жена княгиня Екатерина Павловна Багратион, которая после свадьбы, по словам современника, «недолго удовлетворялась таким мужем», вела роскошный образ жизни в европейских столицах. 

В то самое время, когда москвичи устраивали торжественный обед овеянному славой военачальнику, лучшие повара Франции готовили умопомрачительные обеды для красивой, как ангел, блистающей умом княгине, покоряющей сердца государственных мужей Европы. Британский финансист и общественный деятель Мозес Монтефьоре, писал, что княгиню называли «Le bel ange nu (Обнаженным ангелом) за свое пристрастие к полупрозрачным платьям из индийского муслина, откровенно облегавшим ее формы, и Chatte blanche (Белой кошкой) – за безграничную чувственность». Совсем иначе охарактеризовал мужа княгини его соратник генерал А. Ф. Ланжерон: «Багратион был только солдатом, имел такой же тон, манеры и был ужасно уродлив».

Легендарный французский кулинар, «король поваров и повар королей», Д. О. Эскофье (1846–1935) опубликовал в своей книге «Кулинарный путеводитель» рецепт супа «Багратион», и с тех пор историки кулинарии спорят о том, в чью честь он так назван.

Скорее всего, именно на званых обедах обольстительной княгини, подавали это самый суп, рецепт которого придумал и посвятил ей  основатель  французской изысканной «высокой кухни» («haute cuisine») Мари Антуан Карем (1784–1833), одно время служивший у нее поваром, а Эскофье его только опубликовал.

Читайте также:  Краткое содержание повести "гранатовый браслет" куприна по главам: краткий пересказ

Может быть,  это сделал сам Эскофье,  создатель множество знаменитых блюд, который использовал для их приготовления несколько упрощенную технику Карема и часто присваивал  придуманным им блюдам звучные имена знаменитых людей.

Важно

История кулинарии не сохранила подлинного меню исторического обеда в честь героя, но любознательные читатели могут приготовить суп, названный в соответствии с существовавшей в XIX столетии традицией присваивать блюдам имя героев и знаменитостей, по рецепту, который автор из влек из сочинений Эскофье. Сделать это может каждый, кто владеет минимальными навыками обращения с продуктами и большим желанием эти навыки превратить в умение.

Суп «Багратион» жирный Подогреть в масле, не поджаривая, 400 грамм нарезанной кубиками телячьей ляжки, добавить 250 грамм куриного мяса и 1 ¼ литра светлого соуса «Велуте». Поставить варить на небольшой огонь. Потом хорошо растереть телятину и куриное мясо, разбавить пюре соусом «Велуте», процедить через ткань и подогреть, не доводя до кипения. Загустить 4 желтками, 1,5 децилитра сливок и положить 100 грамм масла.       

Примечание. Изначально суп «Багратион» готовился только с телятиной. В современной кулинарии в него стали добавлять курицу. Постный суп «Багратион»  готовится с заменой телятины рыбой, а сливочного масла – растительным. Вареную телятину и курицу можно не растереть, а измельчить блендером. В готовый суп можно добавить нарезанные отварные макароны, посыпать тертым сыром и зеленью. Подать с мясным или рыбным пирожком.

Светлый  соус «Велуте»
Для приготовления 2 литров соуса требуется 250 грамм только что приготовленной белой мучной подливки, 2,2 литра белого телячьего прозрачного бульона.
 Смешать белую мучную подливку с горячим или холодным телячьим бульоном, избегая появления комочков, чтобы соус был однородным. Вскипятить, регулярно помешивая, потом поддерживать кипячение на слабом огне, регулярно снимая пену и жир в течение 1,5 часа. Процедить и охладить.

Белая мучная подливка В 250 г сливочного масла обжарить 300 г просеянной муки. Приготовление этой подливки должно занять лишь несколько минут, пока не исчезнет привкус сырой муки. Избыток приготовленной подливки можно хранить в холодильнике и употреблять по мере надобности для загущения любых супов.

Автор приготовил такой суп и к нему пирожки с мясом, угостил своих близких,  получил от них восторженные отзывы  и теперь не только собирается потчевать им дорогих гостей, но и советует своим неизменно уважаемым читателям, не жалея времени и сил, сделать то же самое.

Источник: https://www.nkj.ru/open/28229/

Багратион – характеристика героя. “Война и мир”

Категория: Характеристика героев Actionteaser.ru – тизерная реклама

Это реальное историческое лицо, один из известнейших русских военачальников, герой Отечественной войны 1812 года, носит титул князя. Толстой говорит, что Б. “невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек”.

В романе мы в основном видим его командующим Шенграбенским сражением, которого Кутузов благословил на спасение армии. Просто присутствие Б. на поле сражения уже помогает бойцам. Его все любят и уважают за решительность и отвагу. Во время самого решительного момента сражения Б. не отдает видимых приказаний, а спешивается и идет в бой впереди всего войска.

Во время Аустерлицкого сражения Б. также проявил свой героизм. Он один отбивал неприятеля, который был явно вдвое сильнее, а потом, при отступлении, вывел с поля боя свою колонну нерасстроенной. Толстой отмечает, что когда давался обед в честь Б., в его лице “отдавалась честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату…”.



Чехов в своем творчестве уделял огромное внимание миру сложных, зачастую непредсказуемых движений человеческой души и особенно чувству любви.

Безусловно, любовь — самое светлое и прекрасное чувство, но жизнь в обществе накладывает на человека ограничения и запреты, призванные направить могучую стихию любви в спокойное семейное русло, где страсть узаконена и становится лишь одним из элементов повседневной жизни. В России во времена Чехова были очень сильны патриархальные представления о любви и б

В романе «Дворянское гнездо» большое место автор уделяет теме любви, потому что это чувство помогает высветить все лучшие качества героев, увидеть главное в их характерах, понять их душу.

Любовь изображена Тургеневым как самое прекрасное, светлое и чистое чувство, пробуждающее в людях все лучшее. В этом романе, как ни в одном другом романе Тургенева, любви героев посвящены самые трогательные, романтические, возвышенные страницы.

    Любовь Лаврецкого и Лизы Калитиной проявляется не сразу, она по

Полно и чётко взгляды Пушкина выразились в его оде «Вольность», написанной вскоре по выходе из лицея, в том же 1817 году.     Уже самое название оды указывает, что Пушкин взял за образец одноимённое стихотворение Радищева.

Совет

В варианте одной строки «Памятника» Пушкин подчёркивает связь своей оды с одой Радищева.     Пушкин, как и Радищев, прославляет вольность, политическую свободу.

Оба они указывают на исторические примеры торжества вольности (Радищев — на английскую революцию XVII века, Пушкин –

ПланI. Достоевский – создатель социально психологического романа.II. Теория «сильной личности».1. Философская идея Родиона Раскольникова.2. Убийство старухи процентщицы – самопроверка героя.3. Отношение Раскольникова к совести.4. Крушение теории Раскольникова.III. Любовь к ближнему – главная авторская мысль произведения.

В современном прочтении романа мне кажется особенно важным подчеркнуть, что ни один человек не освобожден от законов морали, нравственности.Георгий ТараторкинФ. М. Достоевский –

“Мне грустно на тебя смотреть…” — так начинается стихотворение Сергея Есенина, наиболее мне понравившееся.

У этого поэта мне нравятся многие стихи, особенно про милые сердцу русские просторы, деревни, березы. В них все слова понятны, читаются просто и легко. Это же стихотворение, на мой взгляд, как-то выделяется из общей массы. Есть похожие на него, такие, как “Письмо к женщине”, “Вечер черные брови насупил…”, но это меня больше затронуло.

В строках видно сожаление о том, что было и чего не

Они — люди одного времени. Казалось бы, что, живя в одной среде, они должны быть схожи по характеру. Но, читая роман, мы с удивлением находим в Обломове и Штольце различные компоненты, составляющие их личность.

Что же делает их столь разными? Чтобы ответить на этот вопрос, проследим физическое и духовное развитие героев с самого детства, когда закладываются основы характеров. Штольц. Он воспитывался в небогатой семье. Отец его по происхождению был немец. Мать — русская дворянка. Все дни семьи пр

В октябре 1918 года поэт М. Волошин писал: «Поэма «Двенадцать» является одним из прекрасных художественных претворений революционной действительности.

Обратите внимание

Не изменяя самому себе, ни своим приёмам, ни формам, Блок написал глубоко реальную и – что удивительно – лирически объективную вещь.

Этот Блок, уступивший свой голос большевикам – красноармейцам, остался подлинным Блоком «Прекрасной Доны» и «Снежной Маски».     Но, несмотря на некоторую традиционность содержательной стороны поэмы с её мотивами, об

Е.И. Замятин был одной из самых ярких фигур среди писателей 20-ых годов 20 века. Он не отверг революцию с первых ее дней, а принял как реальную судьбу отечества, но при этом остался свободен в своем творчестве, в художественной оценке событий.

В истории отечественной литературы первых послеоктябрьских десятилетий Замятин предстает именно как образец независимости. И вся его личная и творческая судьба воплотила судьбу независимого искусства в это время.

Читайте также:  Цитаты из рассказа "старуха изергиль" горького: афоризмы и крылатые выражения

    Замятин одним из самых первых угадал те

Храмы всегда были символом духовной жизни человека. Они поднимали человека от земли к небу, обращали его душу к Богу. Создавая храмы, люди выбирали для них самые лучшие места под солнцем, самые светлые и высокие.

Издревле на них не жалели ни времени, ни сил, ни денег. Они были главным в жизни людей и города. Первые храмы на Слобожанщине сооружали переселенцы из Приднепровья и Правобережья одновременно с созданием первых поселений.

В 1657 году в Харькове была построена первая деревянная церковь Ус

Осень в парке      Мне очень повезло, потому что рядом с нашим домом есть большой парк с водоемом. Осень в парке необыкновенно красива: разноцветные листья летают над головой, тихо падают на землю и шуршат под ногами. Осеннее листья вообще не похожи на летние листья: зеленые, желтые, красные, бордовые, коричневые – они могут быть одновременно трехцветными. Мы с мамой ходили в парк собирать листья для гербария: кленовые и дубовые, большие и маленькие, они так красиво смотрятся в букете, что даже
Сейчас смотрят:{module Характеристики} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/kharakteristiki/17574-bagration-kharakteristika-geroya-vojna-i-mir.html

Готовые школьные сочинения

Апр
12 2010

Описание эпизода романа «Война и мир»: Битва при ЩЕНГРАБЕНЕ

Понимая, что русская армия почти в безвыходном положении, Кутузов решил послать Багратиона с четырьмя тысячами солдат через труднопроходимые Богемские горы навстречу французам, а сам он со всей остальной армией, обозами и тяжестями двинулся гуда же по другой, более легкой, но более длинной дороге. [Багратиону предстояло не только быстро совершить трудный переход, но и задерживать сорокатысячную французскую армию до прихода Кутузова. Вот почему, прощаясь с Багратионом, Кутузов сказал: «Благословляю тебя на великий подвиг».

Отряду Багратиона удалось опередить французов и даже ввести их в заблуждение. Любимый маршал Наполеона Мюрат подумал, что перед ним вся русская армия, и тоже решил дожидаться, когда подойдут все наполеоновские войска.

Пока это известие дошло до Наполеона и он понял ошибку Мюрата, отряд Багратиона получил передышку. Русские расположились возле австрийское деревни Шенграбен и ждали сражения. Здесь, в битве под Шенграбеном, мы увидим всех, с кем познакомились до сих пор.

Важно

Здесь будут Николай Ростов и Денисов, любитель шуток Жерков и храбрый Долохов, красноносый капитан Тимохин и полковой командир Ростова, и тот генерал, чей полк смотрел Кутузов в Браунау, и князь Андрей Болконский, и Багратион.

Только Телянина здесь не будет: позорный поступок освободил его от необходимости участвовать в сражении: он вышел из полка, пристроился где-то в другом месте и  не подвергается опасности быть раненым или убитым.

Так думает о нем Багратион, а князь Андрей не торопится показывать свою храбрость; ему важно понять и продумать предстоящее сражение, чтобы в нужную минуту действовать разумно и хладнокровно. Как всегда, дерзок и храбр Долохов.

Мы дважды встречаем его в этот день: перед сражением он, подойдя к самому краю цепи, переговаривается с французским гренадером. «Француз доказывал, смешивая австрийцев с русскими, что русские сдались и бежали от самого Ульма; Долохов доказывал, что русские не сдавались, а били французов».

Было очень рискованно, стоя перед дулами французских ружей, называть императора Наполеона просто по фамилии: Бонапарте. Долохов решается на это.

  • «Нет Бонапарте. Есть император!..» – кричит француз.
  • «Черт его дери, вашего императора!» – отвечает Долохов.

Таков он был в компании Анатоля Курагина, когда вызвался выпить бутылку рому, сидя на окне третьего этажа со спущенными наружу ногами. Таков он был на смотре в Браунау, когда «громко, звучно» сказал полковому командиру, что не обязан переносить оскорбления. Он никого и ничего не боится, этот красивый человек с наглыми светлыми глазами. Но зачем его храбрость?

Она проявится в бою: Долохов «в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера». Но после этого он подойдет к полковому командиру:

  • «- Ваше превосходительство, вот два трофея, – сказал Долохов, указывая на французскую шпагу и сумку. – Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. – Долохов тяжело дышал от усталости; он говорил с остановками. – Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить, ваше превосходительство!
  • –        Хорошо, хорошо, – сказал полковой командир…
  • Но Долохов не отошел; он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся в волосах кровь.
  • –        Рана штыком, я остался во фронте. Попомните, ваше превосходительство».

Приказание было – немедленно отступать. Из-за того, что Жерков не нашел генерала, французы отрезали русских гусар, многие были убиты и ранен товарищ Жеркова Ростов. Но некогда и непривычно было Жеркову думать о последствиях своего поведения, потому что думать о чем бы то ни было он не умел.

Здесь, в бою, мы встречаем и двух полковых командиров. Один – полковник, под чьим началом служат Ростов и Денисов, тот самый, кто, так берег честь своего полка, что скрыл преступление Телянина. И второй – генерал, полковой командир Долохова и Тимохина, полагавший на смотре, что «лучше перекланяться, чем недокланяться».

Оба они, профессиональные военные, ведут себя в бою так же, как в будничной обстановке: «В то самое время как на правом фланге давно уже шло дело и французы уже начали наступление, оба начальника были заняты переговорами, которые имели целью оскорбить друг друга.

Совет

Полки же, как кавалерийский, так и пехотный, были весьма мало приготовлены к предстоящему делу».

Они не трусы, эти люди, нет. Они только не умеют забыть во имя общего дела себя, свое самолюбие, свою карьеру, свои личные интересы, сколько бы громких слов они ни говорили о чести полка и как бы ни показывали свою заботу о полке. Приехав в цепь, оба начальника остановились под французскими пулями.

«Генерал и полковник строго и значительно смотрели, как два петуха, готовящихся к бою, друг на друга, напрасно выжидая признаков трусости. Оба вьь держали экзамен.

Так как говорить было нечего и ни тому, ш другому не хотелось подать повод другому сказать, что он первым выехал из-под пуль, они долго простояли бы там, взаимно испытывая храбрость…»

Долго простоять не пришлось: французы напали на их полки, оставалось одно – атаковать на неудобной местности; это грозило потерями, но иного выхода уже не было.

Читаешь об всем этом и думаешь: как же все-таки удалось небольшому отряду выполнить свою задачу и соединиться с армией Кутузова? И почему гораздо позднее Наполеон, сосланный на остров Святой Елены, вспоминая битву под Шенграбеном, сказал, что «несколько русских батальонов показали неустрашимость»? Потому что русская армия состояла не только из полко-зых командиров и штабных франтиков, в ней были другие эфицеры, в ней были солдаты, и этими «несколькими батальонами» командовал Багратион.

Толстой старается убедить нас в справедливости своей исторической теории, носам же и разубеждает: он, севастопольский офицер, знает войну и пишет о ней с той мерой правды, которая неодолимо пробивается через его собственные теории.

Читайте также:  Образ и характеристика ольги ивановны в рассказе "попрыгунья" чехова

Если Багратион, не [отдавая никаких приказаний, только подчиняется «необходимости, случайности и воле частных начальников», то почему тогда князю Андрею так радостно ви: деть на его неподвижном лице то же выражение, что и на лицах всех солдат и офицеров? Почему, заметив старую, каких теперь не носят, шпагу Багратиона, князь Андрей «вспомнил рассказ о том, как Суворов в Италии подарил свою шпагу Багратиону, и ему в эту минуту особенно приятно было это воспоминание».?

Потому что Толстой-художник опровергает философию Толстого.

Вот как он описывает Багратиона в разгар сражения: «Лицо его выражало ту сосредоточенную и счастливую решимость, которая бывает у человека, готового в жаркий день броситься в воду и берущего последний разбег.

Обратите внимание

Не было ни невыспавшихся, тусклых глаз, ни притворно глубокомысленного вида: круглые, твердые, ястребиные глаза восторженно и несколько презрительно смотрели вперед…»

Если воля отдельного человека ничего не решает, то зачем Багратион, проговорив: «С богом!» и «слегка размахивая руками, неловким шагом кавалериста, как бы трудясь, пошел вперед по неровному полю» – и потом, оглянувшись, закричал: «Ура!»?

Затем, что этим он подал сигнал к атаке: «Обгоняя князя Багратиона и друг друга, нестройно, но веселою и оживленною толпой побежали наши под гору за расстроенными французами». Князь Андрей, испытывая большое счастье, шел рядом с Багратионом, следом шли другие офицеры и солдаты, началась атака русских, и воля крепкого человека с темным лицом и ястребиными глазами стала волей истории.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Описание эпизода романа «Война и мир»: Битва при ЩЕНГРАБЕНЕ . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/opisanie-epizoda-romana-vojna-i-mir-bitva-pri-shhengrabene/

Бородинское сражение в романе “Война и мир”. Исторические факты | Инфошкола

21 Март 2017       админ      Главная страница » Анализ стихов и прозы      Просмотров:   771

Историческая наука описывает фактические события той или иной эпохи, опираясь на документы, свидетельства современников. Вспомним, какие факты Отечественной войны 1812 года приводят историки.

Армия Наполеона насчитывала 600 тыс. человек и 1372 орудия. 12 июня 1812 года она вторглась в пределы России. В расположении Александра I находилось 210 тыс. солдат и офицеров.

Они были разделены на три армии, которые рассредоточились вдоль западной границы. Армия генерала М.Б.Барклая де Толли размещалась в Литве, в Белоруссии — армия П.И.Багратиона, на Украине — армия генерала А.П.Тормасова.
Общее руководство войсками осуществлял М.Б.Барклай де Толли, военный министр.

Советники царя считали, что Наполеон пойдёт на Петербург, но он пошёл на Москву, не давая соединиться русским армиям. Русские отступали, чтобы сохранить солдат. С первых дней война носила всенародный характер, была отечественной. Создавались крестьянские ополчения, партизанские крестьянские отряды.

Во второй половине июля армии Барклая де Толли и П.И.Багратиона соединились в Смоленске. Произошло сражение, французам удалось взять город, но они потеряли 20 тыс. солдат. Русская армия отступила. Главнокомандующим был
назначен М.И.Кутузов.

Какие факты приводят историки о Бородинском сражении?

М.И.Кутузов продолжил тактику отступления к Москве. И в 110 км от первопрестольной столицы было дано Бородинское сражение утром 26 августа в 5 ч 30 мин. Силы сторон были примерно равны: русская армия насчитывала 132 тыс. чел. и 640 орудий. Наполеон имел 135 тыс. чел.

И 587 орудий. Бои развернулись на Багратионовых флешах (земляном укреплении, выступающем углом в сторону противника), они длились более шести часов, но флеши были захвачены противником.

Важно

Затем главное сражение развернулось на батарее генерала Раевского, переходившей то к французам, то к русским, на Шевардинском редуте (редут — полевое укрепление в виде многоугольника с наружным валом и рвом). Потери с обеих сторон были велики (около 60 тыс.

французов и их союзников и 44 тыс. чел. русской армии). Кутузов отступил, оставив Москву 2 сентября с целью сохранения войска.

Почему историки считают Бородинское сражение генеральным?

Несмотря на ожесточённость сражения и внешне видимый успех Наполеона, сражение не принесло победы ни одной стороне. Считая себя победителем, Наполеон вступил в Москву, ожидая ключей от Кремля и мирных переговоров.

Русская армия совершила Тарутинский манёвр (стала лагерем у села Тарутина и не пустила французов к тульским оружейным заводам и калужским базам продовольствия).

Французская армия покинула Москву 6 октября, но на её пути встала пополненная и окрепшая русская армия.

После Бородинского сражения русским удалось разгромить завоевателей, повернуть отступавшие французские войска на разорённую ими старую

Источник: https://info-shkola.ru/borodinskoe-srazhenie-v-romane-vojna-i-mir-istoricheskie-fakty/

Образ Тушина в романе Толстого «Война и мир»

Создавая на страницах романа «Война и мир» потрясающие картины недавнего прошлого, Толстой хотел показать на какие подвиги для спасения родины готовы тысячи совершенно разных, а, иногда, и незнакомых людей.

Читая этот роман, понимаешь, насколько его герои одухотворённые и возвышенные люди. Лица простые и прекрасные, величавые и не совсем. Автор показывает портреты бытовые и парадные.

В романе есть удивительная и мастерски написанная миниатюра — о капитане Тушине.

Портрет капитана Тушина отнюдь не героический: «Худой, маленький и грязный офицер артиллеристских войск в одних чулках и без сапог», за что, практически, он и получает постоянно нагоняй от начальства.

Совет

Толстой показывает нам образ Тушина, так как его видит князь Андрей. В нём есть что-то особенное, абсолютно невоенное, несколько забавное, но очень привлекательное».
2-ой раз в романе капитан представлен читателям во время Шенграбенской схватки. Этот эпизод был назван литературоведами как «забытая батарея».

Князь Андрей в начале сражения характеризует капитана так: «Маленький Тушин, с трубочкой закушенной набок». Лицо его умное и доброе, но чуть- чуть бледное. Далее уже сам Толстой откровенно любуется сногсшибательной фигурой Тушина, которую окружают со всех сторон, как подчеркивает автор, широкоплечие и огромные богатыри.

Даже сам Багратион когда объезжает позиции своих войск, находится рядом.

Тушин, не видя генерала, вырывается вперед своей батареи, там где опаснее всего, и, «выглядывая из-под маленькой ручки», подаёт команды. Тушин перед своим начальством и старшими офицерами робеет. Его поведение и повадки напоминают сельских священников или земских медиков. В нем так много печального и так мало героического и громкого.

Но тактические решения, которые принимает Тушин с фельдфебелем Захарченко на военном совете заслуживают большого уважения князя Багратиона.

Французы ошибочно полагают, что именно здесь, в центре, сконцентрированы главные силы армии союзников. Они не могли себе представить, что абсолютно без всякого прикрытия четыре пушки, которыми командует маленький капитан Тушин, уничтожат Шенграбен.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Толстой обрисовывает реальную, героическую, народную и богатырскую действительность. Непосредственно отсюда это карнавальное отношение к смерти и врагам, а так же этот весёлый былинный жест. Толстой рисует с наслаждением особый мир сказочных представлений, которые установились в сознании Тушина. Пушки неприятеля Тушин видит, как трубки, которые курит большой невидимый курильщик.

По замыслу автора лишь князь Андрей способен увидеть и понять, то сильное и героическое, что присуще капитану. Болконский вступается за него на военном совете. Он убеждает Багратиона признать, что победой в этом сражении обязаны героическим действиям Тушина. Несомненно, образ Тушина является одним из самых ярких в этом романе.

Источник: http://sochinyalka.ru/2015/03/obraz-tushina-v-romane-tolstogo-voina-i-mir.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector