«Борис Годунов»: краткое содержание пушкинской трагедии
Меню статьи:
1824–1925 годы прошли для Александра Пушкина в плодотворной работе над трагедией «Борис Годунов», краткое содержание которой будет представлено ниже.
В основу гениального и знакового для русской литературы произведения Пушкин положил исторические события, происходившие в России в 1598–1605 годах.
На этот период пришлось темное, смутное время развития России, когда трон занял Борис Годунов, соревнующийся позже за власть с Лжедмитрием Первым.
Литературная критика называет жанр пушкинской трагедии реализмом. Читатель, искушенный произведениями английского гения Уильяма Шекспира, заметит, что трагедия Пушкина похожа по стилю и манере изложения на шекспировские исторические хроники.
Краткая характеристика центральных персонажей «Бориса Годунова»
Фигура Бориса Годунова – русского царя, который считается убийцей Дмитрия, – безусловно, как видно из названия трагедии, ключевой персонаж произведения. Дмитрий – это русский царевич, который также был сыном Ивана VI.
Образ Григория Отрепьева – беглого монаха, который рассказывал о своем боярском происхождении, важен с точки зрения раскрытия специфики авантюры с Лжедмитрием – самозванцем, выдавшим себя за убитого царевича. В результате Григорий свергает с трона династию Годуновых.
Наконец, еще одним персонажем первого плана является князь Шуйский – дворянин, Рюрикович, который служил на посту царедворца во время правления Бориса Годунова.
Также в трагедии присутствуют фигуры второго плана, среди которых:
Персонаж князя Воротынского – тоже дворянина-Рюриковича.
Образы бояр Басманова, Пушкина и Мосальского.
Фигура летописца – отца Пимена. Летописец оказался в Угличе тогда, когда царевича Дмитрия убили.
Образ возлюбленной Григорий – Марины Мнишек. От Марины Отрепьев не скрывал обман, на который пошел.
Персонажи детей Годунова, а именно: сына Феодора и дочери Ксении.
Фигуры бродяг-чернецов Мисаила и Варлаама.
Наконец, список венчает образ юродивого Николки.
Краткое изложение повествования о Борисе Годунове: художественная версия Александра Пушкина
1598 год
Трагедия начинается с даты 20 февраля. События происходят в Кремлевских палатах в 1598 году. Здесь между князем Шуйским и князем Воротынским идет беседа, в которой излагаются последние происшествия в Москве.
Иван Грозный умер, и страна оказалась в руках Бориса Годунова. Борис приходится отцом супруге Феодора и братом монашествующей царице. До этого в городке Углич случилось страшное происшествие: убили Дмитрия, несовершеннолетнего сына Грозного.
Князья и бояре считают, что именно Годунов виновен в смерти царевича. Ситуация усугубляется тем, что сам Годунов вместе с сестрой месяц находятся в монастырском затворничестве.
Отход Бориса и сестры от мирских волнений привели к беспорядкам в столице Российского царства.
Несмотря на уверенность Шуйского в том, что Годунов приложил руку к смерти малолетнего наследника престола, все же князь считает, что Борису следует согласиться принять царский венец.
Только в том случае, если Годунов взойдет на царский престол, смерть невинного царевича будет оправдана.
Народ встревожен. Щелкалов – местный священник – призывает народ собраться и пойти к царице, чтобы попросить благословения на правление для Годунова.
Шуйский оказался прав: после упрашиваний народа и патриарха вновь занять трон, Борис Годунов согласился вернуться. Новодевичий монастырь собрал около своих стен массу народа, желающих возвращения Бориса.
Бояре сложили присягу верности новому правителю.
Прошло пять лет с тех пор, как Борис Годунов согласился на царство. Действие трагедии переносится в Чудовый монастырь, в одну из келий.
Здесь за столом, в тусклом свете лампадки сидит отец Пимен. Отец занят окончанием летописи. В келье вместе с отцом Пименом находится Отрепьев: монах спит.
Григорий поведал отцу Пимену сон, который мучил монаха вот уже несколько ночей. Монах снится сам себе, будто он стоит на возвышенности над московскими просторами. Народ взирает на монаха снизу, однако при этом смеются над ним. Монах стыдится, ужасается. Страх свергает Григорий с возвышения.
Отрепьеву грустно, потому что опыт жизни у него скудный. Отец Пимен, напротив, успел стать свидетелем многих судьбоносных событий. Григорий, разговорившись с отцом Пименом, узнал, что отец присутствовал во время убийства Дмитрия в городке Углич. Это было много лет назад, и сейчас Дмитрий, будь он живым, был бы того же возраста, что и Отрепьев. Обоим юношам было бы по 19 лет.
Дорогие любители творчества Александра Пушкина! Предлагаем ознакомиться с анализом “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”
Пимен считает, что правильный путь для Отрепьева – это отречение от мирских забот, суеты и земных желаний. Григорию странно слышать это из уст человека, который в свое время принимал участие в битвах против татар и литовцев, служил при дворе царя Ивана Грозного. В назидание отец Пимен вспоминает о том, как закончил жизнь Иван Грозный: царь постригся в монахи.
Григорий, охваченный желанием увидеть мир, прославиться, покидает монастырь. Беглый монах собирается стать царем, выдав себя за умершего Дмитрия.
Читатель переносится в патриаршие палаты, где патриарх из уст игумена монастыря узнает о сбежавшем Отрепьеве, приказывая изловить беглеца и приговорить того на вечное коротание дней в Соловецком монастыре.
Между тем, патриарх принимает решение не сообщать царю о том, что Григорий бежал из монастыря.
Одновременно с этими событиями в покоях царя Годунов удручается, что шесть лет царствия не принесли ему счастья. Придворные провидцы нагадали Борису спокойные годы правления, однако царь чувствует, что грядет беда. Борис думает о том, сколько добрых дел совершил для людей за время царствования. Годунов решил проблему голода, предоставил работу народу.
Когда случился пожар, царь отстроил сгоревшие здания заново. Однако народ не любит Бориса Годунова. Червь всегда испытывает ненависть к тому, кто правит, в почете у народа – только мертвецы. Разочаровавшись, Борис забросил идеи сделать жизнь народа лучше. Годунов переживает, что его несправедливо обвинили в смерти сестры, а также Феодора.
Больше всего царя беспокоит смерть царевича Дмитрия.
Дорогие любители классики! Предлагаем ознакомиться с историей создания повести “Капитанская дочка” Александра Сергеевича Пушкина.
Следующее место действия – это трактир, который находится на границе с Литвой. Здесь останавливается Отрепьев, принявший новое обличье. Два других чернеца – Масаил и Варлаам – обедают вместе с Григорием в трактире. Хозяйка корчмы сообщила Отрепьеву, что на литовской границе выставлен караул, чтобы изловить некоего злодея. Женщина рассказала, что есть и другой путь пересечения границы.
В питейную зашли два гонца, извещающие о том, что Отрепьева разыскивают как беглого монаха и еретика. В бумаге содержатся сведения о внешности Григория. Отрепьев выступает добровольцем и читает объявление, изменяя описание собственной личности, приписывая разыскиваемому в бумаге беглецу черты Варлаама.
Впрочем, Отрепьеву не удается обмануть людей: вооружившись кинжалов, Григорий убегает через окно.
Тем временем в покоях князя Шуйского дают прием. Здесь сообщается, что князь Шуйский получил известие из Кракова от племянника. Эту новость принес Афанасий Пушкин. Племянник сообщил, что Дмитрий – царевич, считающийся до этого времени умершим, – вроде бы, на самом деле жив.
Якобы, личность Дмитрия раскрыли во время исповеди по случаю тяжелой болезни. Более того, царевич побывал в королевских палатах, и король пообещал «воскресшему» поддержку. Шуйский не уверен, что новость правдива, и хочет рассказать об этом массам.
Народ не любит Бориса Годунова и новость о появлении «ожившего» Дмитрия будет воспринята как повод к восстанию. Борис не казнил людей так часто, как это делал Иван Грозный, поэтому народ не боялся царя. Вместо казней Годунов заточал преступников в тюрьмы или изгонял в ссылки. Реформы Годунова не воспринимались народа.
Особенно остро массы отреагировали на попытку царя лишить чернь Юрьева дня – периода, когда чернь могла выбрать другого хозяина.
В царских палатах Борис Годунов также прослышал о том, что объявился человек, именующий себя царевичем Дмитрием. Князь уверен, что это самозванец, однако Шуйский говорит Борису, что Лжедмитрий способен возбудить народ против царя.
Годунов сомневается в смерти Дмитрия, однако Шуйский заверяет царя, что Дмитрий умер и тело малолетнего сына Ивана Грозного даже осталось нетленным.
Здесь же Ксения охвачена тоской по умершему жениху, а Феодор занимается изучением географии Российского государства.
В краковском доме Вишневецкого Отрепьев развернул компанию по свержению правящего царя. Щедро раздавая обещания, Григорий собирает союзников. Иезуит Черниковский был заверен, что русская церковь подчинится власти Ватикана.
Казаков Григорий убедил, что те получат власть на Дону. Наконец, ненавистникам Бориса Годунова Отрепьев пообещал выдать царя.
Отрепьеву удалось привлечь на свою сторону князя Курбского, шляхтича Собаньского, московских бояр, находящихся в бегах, а также дворян, возглавляемых Хрущовым, и донского казака Карелу.
Григорий влюбляется в Марину Мнишек. Полячка живет в Самборе, в воеводском замке. Марина и Отрепьев хорошо проводят время в увеселениях и танцах. Отец девушки и Вишневецкий замечают, что между Мариной и самозванцем пробежала искра чувств, а отсюда и до свадьбы недалеко. Красота Марины – холодная, подобная мрамору. В Лжедмитрии же, по мнению собравшихся гостей, проявляется царская кровь.
Кажется, что девушка отвечает Григорию взаимностью. Марина даже зовет юношу прийти ночью к фонтану. На свидании с возлюбленной Отрепьев признается Марине, что настоящий Дмитрий мертв. Григорий хотел проверил, любит ли девушка его по-настоящему.
Но узнав правду, Марина отвергает Григория, ведь юноша всего лишь монах, еще и в бегах. Мнишек же хочет выйти замуж за российского самодержца. Марина угрожает Григорию раскрытием его тайны. Но Отрепьев заявляет, что польская красавица не испугает царевича.
Тогда Марина отказывается быть с Григорием, если только он не займет место нынешнего царя.
Узнав о том, что Марина желает лишь быть женой царя, но девушку не интересует настоящая личность Григория, юноша решает положить конец своим унижениям перед гордячкой. Отрепьев не боится, что Мнишек выдаст его, ведь, на самом деле, папа и союзники Григория желают завладеть его руками московским престолом.
Поэтому им безразлично, настоящий перед ними Дмитрий или самозванец. «Воскресший» сын Ивана Грозного – лишь повод, чтобы развязать войну и свергнуть Бориса Годунова. Однако полячка обещает Григорию стать его женой после свержения власти нынешнего царя. Отрепьев собирает силы для выдвижения в сторону Москвы.
Тем временем в Москве заседает царская дума. Оказывается, что Лжедмитрием был захвачен Чернигов. Пока бунтовщики заняли город, Годунов спешно посылает туда Трубецкого вместе с Басмановым.
Царя не желает соглашаться на помощь иностранцев в войне с самозванцем, надеясь, что народ сплотится в противостоянии Лжедмитрию. Борис Годунов, бояре и патриарх собираются показать народу тело настоящего мертвого Дмитрия.
Но, по настоянию князя Шуйского, эту затею откладывают. Шуйский хочет сам побеседовать с массами.
1604 год
Декабрь. Лжедмитрий побеждает силы Годунова на равнине около города Новгород-Сиверский. Литовцы – союзники Лжедмитрия – считают того головорезом. Также на стороне Лжедмитрия воюют французские, польские и немецкие войска, исповедующие иную веру, не православную. Этот факт не нравится русским, выступившим на стороне Отрепьева.
Следующее место действия – Москва и площадь, находящаяся около собора. Здесь собралась толпа людей, живо обсуждающая последние новости. Григорий Отрепьев как самозванец был предан анафеме.
Между тем, малолетний царевич, трагически погибший сын Ивана Грозного, оплакивается в молитвах народа. Борис Годунов, покидая церковные стены, оборачивается на плач Николки – юродивого юнца. Николку обижают мальчишки, отбирая у того подаяние.
Тот обвиняет царя в убийстве царевича Дмитрия. Люди на площади уверены в том, что Отрепьев – это настоящий Дмитрий.
Бояре собирались избавить Бориса от назойливых приставаний Николки, но царь не захотел трогать юношу. Годунов, между тем, попросил юродивого воздать молитвы за него, но тот ответил отказом, назвав Бориса иродом.
Тем временем Лжедмитрий занимает позиции в отвоеванном городе Севске. Во время осады города Отрепьев пленил дворянина из столицы по фамилии Рожнов, у которого самозванец выведал, что царь обрекает на казнь всех людей, осмеливающихся упоминать Григория.
Отрепьеву сообщили, что царь, встревожившись ранением Мстиславского, поражениями, которые получили войска в сражениях с армией Лжедмитрия, посадил князя Шуйского возглавлять воеводство. Басманов же прибыл назад, в столицу, и занял место в царской думе.
Лжедмитрий нервничает и в панике отдает неверный приказ войску из 15 тысяч воинов атаковать войско Бориса Годунова, насчитывающее 50 тысяч солдат. Проиграв неравную битву, Лжедмитрий бежит, чудом выживая в полном поражении. С Григорием также бегут некоторые единомышленники самозванца.
Пушкина, бежавшего вместе с Отрепьевым, поразила сцена, когда Григорий, охваченный жалостью к умирающему коню, освободил животное от узд и сбруи, чтобы конь принял смерть свободным.
Удивительно, что смерть Курбского вызвала у Отрепьева меньше сочувствия, чем смертельное ранение лошади. Вину за поражение Отрепьев переложил на казаков-запорожцев, которые, по мнению Григория, дали слабину в бою. Немцы получили высшую похвалу.
Отрепьев пообещал объединить немецких солдат в почетное войско.
Снова автор бросает читателя в Москву. Даже краткое изложение трагедии «Борис Годунов» требует, чтобы мы подчеркнули эту динамику, которую придает Пушкин развитию событий. В палатах Бориса Годунова обеспокоены, что Отрепьев, вопреки поражению, вновь набирает солдат. Внезапно во время беседы с боярами Борису Годунову стало плохо: царь умирал. Кровь пошла через рот и уши Бориса.
Феодор – наследник престола – остается наедине с Годуновым. Царь отдает последние советы и наставления для Феодора: ближайшим советником следует назначить князя Шуйского, Басманов же пусть командует армией. Басманом нравился Годунову, потому что имел незаурядный ум.
Главной целью Басманов видел усмирение масс. Вскоре у ложа умирающего царя появляются бояре, патриарх и дьяки, а также царевна с Феодором.
Бояре складывают присягу перед наследником престола – новым царем, а над царем в последние мгновения его жизни совершают обряд монашеского пострига.
В ставке к Басманову наведывается Пушкин, который предлагает воеводе принять сторону Лжедмитрия. Басманов заметил, между тем, что его присяга касается Феодора, и попирать клятву, данную наследнику престола, он не намерен.
Отрепьев передает Басманову, что облагодетельствует того наивысшими чинами, если тот согласиться на предательство наследника. Пушкин подчеркивает, что Лжедмитрия поддерживают массы, и в этом – основная сила Григория.
Армия при этом у самозванца мала – всего 8 тысяч солдат.
Мы переносимся на Лобное место, где Пушкин сообщает массам о внезапной кончине царя. Также Пушкин склоняет народ дать присягу на верность Лжедмитрию. Встревоженные, разгоряченные массы ринулись к царскому дворцу, желая уничтожить законного наследника престола. Басманов тоже присягнул на верность Лжедмитрию – по словам Пушкина.
В доме Годунова, в стенах Кремля царевич – Феодор – вместе с супругой Ксенией взяты под стражу. Однако народ выступает против злодейств над ними, ведь гнев масс обращен исключительно на Бориса Годунова, но не на невинных детей.
Из палат доносятся крики, звуки ссор и драки, шум. После Мосальский, вышедший на крыльцо перед народом, объявил о смерти Феодора, Марии и Ксении, которые, якобы, совершили самоубийство.
Призывая славить Лжедмитрия, Мосальский слышит лишь молчание народа.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-pushkin/boris-godunov.html
Григорий Отрепьев
14 февраля 2018 | Категория: Смутное время
Григорий Отрепьев – один из самых загадочных персонажей Смутного времени.
Именно этот человек по убеждению ряда современников и историков выдавал себя за погибшего сына Ивана Грозного и стал известен как Лжедмитрий І.
Его биография представляет собой набор во многом спорных фактов, поэтому для начала ознакомимся с её официальной трактовкой, а затем перейдем к аргументам сторонников и критиков общеизвестной версии.
Предположительно Григорий Отрепьев на гравюре неизвестного времени
Гришка Отрепьев: официальная версия
Первое заявление о том, что человек, выдающий себя за царевича Дмитрия, это беглый монах Григорий Отрепьев, прозвучало от правительства Бориса Годунова. Официальная версия гласила, что по происхождению Гришка был сыном галичского дворянина Богдана Отрепьева. Соответственно в миру он был известен как Юрий Богданович Отрепьев.
Имя Григорий было получено после пострига. Постригся он по причине «буйного и беспутного поведения». Тем не менее, Григорий стал дьяком Чудова монастыря в Кремле и некоторое время даже служил секретарем патриарха Иова. Позже Григорий бежал из монастыря в Литву.
Стоит отметить, что вышеописанную версию Годунов предложил польскому двору. Как известно, именно на территории Речи Посполитой самозванец впервые объявил себя погибшим царевичем. По этой причине его считали авантюристом на польской службе.
Несколько другие объяснения были предложены венскому двору. В личном послании императору Габсбургов Борис писал, что Отрепьев был одним из холопов Михаила Романов, но бежал и постригся в монахи. Напомним, что Романовы были главными соперниками Годунова в борьбе за престол. О том, что Отрепьев был беглым холопом Романова, позже во всеуслышание объявил патриарх Иов.
Интересно, что после того как правительство Годунова сделало официальное заявление о личности самозванца, Лжедмитрий начал показывать народу человека, утверждавшего, что он и есть Григорий Отрепьев.
После трагического завершения правления Лжедмитрия I правительство Василия Шуйского вернулось к версии о том, что он был Гришкой Отрепьевым.
Его имя сохранялось в числе анафематствуемых вплоть до времен Александра II.
Шуйский, правда, уточнил, что Отрепьев служил у бояр Микитиных, а затем у князя Черкасова. Будущий самозванец «заворовался и постригся в ченцы». Как бы там ни было, но многие исследователи считают службу Отрепьева у бояр романовского круга подлинным фактом.
След реального Отрепьева теряется на пути от границы с Литвой до Острога. На том же самом пути и в то же самое время впервые обнаруживается Лжедмитрий I. Первые попытки самозванца получить поддержку православного духовенства в Литве потерпели неудачу. Тем не менее, он не остался без посторонней помощи, а нашел покровителей в лице польских и литовских магнатов.
Аргументы сторонников официальной версии
Известный специалист по истории России 16-17 веков Р. Скрынников отмечал, что московские власти объявили Лжедмитрия Отрепьевым не на пустом месте, а на основания данных расследования. Но базе показаний родственников Григория были собраны подробные сведения о его похождениях.
Упомянутый историк отмечает, что родовое гнездо Отрепьевых располагалось рядом с селом Домнино, костромской вотчиной Романовых. Это объясняет, почему молодой провинциальный дворянин оправился на их московское подворье.
Происхождение давало ему возможность надеяться на должность конюшего или дворецкого. Но после начала преследований против Романовых Отрепьева ждала тяжелая участь. Страх перед казнью привел молодого дворянина в монастырь.
Косвенно тождество самозванца и Отрепьева подтверждают автографы Лжедмитрия. Палеографический анализ писем последнего показал, что Лжедмитрий был великороссом, плохо знавшим польский язык, но свободно писавшим по-русски. Почерк его имел особенности, характерные для московских приказных канцелярий, что объясняет, почему патриарх взял его к себе в качестве секретаря.
Официальная версия нашла яркое воплощение в пьесе Пушкина «Борис Годунов». Она также описана в трагедии А. Сумарокова «Дмитрий Самозванец» и одноименном романе Ф. Булгарина.
Аргументы противников официальной версии
Многие современники сомневались, что Отрепьев и Лжедмитрий – одно лицо. Исторические исследования указывают на многочисленные неувязки в жизнеописаниях Отрепьева.
Одним из первых историков, выступивших с критикой официальной версии, стал Н. Костомаров.
Он отмечал, что по образованию и поведению Лжедмитрий больше напоминал польского шляхтича, чем дворянина, знакомого с монастырской и придворной жизнью в Москве.
По его мнению, Отрепьева, как секретаря патриарха, должны были хорошо знать в лицо. Интересно, что в пьесе «Царь Борис» А. Толстой поддержал мнение Костомарова.
В. Ключевский отмечал, что люди, обвинявшие Лжедмитрия в самозванстве, не были казнены, а для авантюриста подобные решения были весьма рискованны. Мало того, он вернул им боярские чины. Ряд современных исследователей также отмечает, что у воцарившегося Лжедмитрия не было ничего от «буйного молодого пьяницы с монастырским образованием».
Большинство исследователей в целом поддерживают официальную версию, но лишь по той причине, что нет информации, достаточной для её опровержения.
Источник: https://ArcheoNews.ru/grigorij-otrepev/
1.«Борис Годунов» Пушкина и образ Лжедмитрия в русской литературе 18-19 веков
Билет №21
2.Поэзия и проза Пастернака.
3.Стилистические ресурсы морфологии
современного русского языка (глагол).
_____________________________________________________________________________
1.«Борис Годунов» Пушкина и образ
Лжедмитрия в русской литературе 18-19
веков.
1. Проблема историзма
Свою трагедию Пушкин посвятил памяти
Карамзина, умершего в 1826 г. и не успевшего
познакомиться с пушкинской пьесой. Это
нисколько не значило, что Пушкин разделял
историческую концепцию Карамзина —
ультрамонархическую и морально-религиозную.
Пушкин, несмотря на кардинальное
разногласие свое с Карамзиным по
политическим и обще-историческим
вопросам, глубоко уважал знаменитого
историка за то, что тот не искажал фактов
в угоду своей реакционной концепции,
не скрывал, не подтасовывал их, — а
только по-своему пытался их истолковать.
«Несколько отдельных размышлений в
пользу самодержавия, красноречиво
опровергнутых верным рассказом событий»,
— так называл Пушкин эти морально-религиозные
и монархические рассуждения Карамзина.
Он верил в объективность приводимых
историком фактов и высоко ценил его
научную добросовестность.
«“История
государства Российского” есть не только
создание великого писателя, но и подвиг
честного человека», — писал он.
Полная цитата: Появление
«Истории государства Российского» (как
и надлежало быть) наделало много шуму
и произвело сильное впечатление. 3000
экземпляров разошлись в один месяц,
чего не ожидал и сам Карамзин. Светские
люди бросились читать историю своего
отечества. Она была для них новым
открытием.
Древняя Россия, казалось,
найдена Карамзиным, как Америка Колумбом.
Несколько времени нигде ни о чем ином
не говорили. Признаюсь, ничего нельзя
вообразить глупее светских суждений,
которые удалось мне слышать; они были
в состоянии отучить хоть кого от охоты
к славе.
Одна
дама (впрочем, очень милая),
при мне открыв вторую часть, прочла
вслух: «Владимир усыновил Святополка,
однако ж не любил его… Однако! зачем не
но? однако! чувствуете ли всю ничтожность
вашего Карамзина?» В журналах его не
критиковали: у нас никто не в состоянии
исследовать, оценить огромное создание
Карамзина.
Каченовский бросился на
предисловие. Никита Муравьев, молодой
человек, умный и пылкий, разобрал
предисловие (предисловие!). Михаил Орлов
в письме к Вяземскому пенял Карамзину,
зачем в начале своего творения не
поместил он какой-нибудь блестящей
гипотезы о происхождении славян, то
есть требовал от историка не истории,
а чего-то другого.
Некоторые остряки за
ужином переложили первые главы Тита
Ливия слогом Карамзина; зато почти никто
не сказал спасибо человеку, уединившемуся
в ученый кабинет, во время самых лестных
успехов, и посвятившему целых 12 лет
жизни безмолвным и неутомимым трудам.
Примечания к русской истории свидетельствуют
обширную ученость Карамзина, приобретенную
им уже в тех летах, когда для обыкновенных
людей круг образования и познаний давно
заключен и хлопоты по службе заменяют
усилия к просвещению.
Многие забывали,
что Карамзин печатал свою «Историю» в
России, в государстве самодержавном;
что государь, освободив его от цензуры,
сим знаком доверенности налагал на
Карамзина обязанность всевозможной
скромности и умеренности. Повторяю, что
«История государства Российского» есть
не только создание великого писателя,
но и подвиг честного человека. (Извлечено
из неизданных записок.)
Особенность историзма Пушкина заключается
в его умении видеть историю как процесс
сложения индивидуальных воль, причём
результат не равен простой сумме.
Годунов злодейски убил младенца Димитрия.
Димитрий живёт в памяти Бориса Годунова
и народа — это вызывает Лжедмитрия,
который является ещё большим злодеем
(самозванство, отрицательный пафос
деятельности).
Казалось бы, тень убитого
Димитрия управляет событиями (Киреевский)
и сталкивает героев-злодеев, но очевидно,
что незримо присутствует ещёоднасила, которая и вызывает дух Димитрия,
которая и есть истинная причина драматизма
— народ.
Народное стремление к
справедливости (противостояние злу)
вызывает Лжедмитрия, ещё большего
злодея, вокруг которого собираются
проходимцы и все недовольные. Таким
образом народ оказывается злодеем.
Сходство злодея Бориса, убившего
младенца, с народом подчёркивается
Пушкиным в образах людей из народа (баба
бросает оземь ребёнка, юродивый просит
Бориса убить маленьких детей).
Исторические воззрения Пушкина. В
«Борисе Годунове» воплотилась в лицах
историческая концепция Пушкина: движущая
сила в истории — мнение народное. Показав
столкновение личности и народа, Пушкин
никому не отдаёт предпочтения.
Больше
того, он показывает, что все действия
героев первоначально вызваны добрыми
намерениями.
Борис убил царевича Димитрия
не из одной лишь жажды власти, ведь
Димитрий — сын Ивана Грозного, жестокого
царя, Борис прерывает эту традицию и
делает широкие государственные
преобразования, без крови укрепляет
границы и мощь России, то есть он убил
младенца во благо.
Лжедмитрий, свергающий
Бориса Годунова за его грех по воле
самого народа тоже справедлив, тоже
убивает во благо.
Баба, бросающая ребёнка
оземь, бросает его ради того, чтобы
слышать происходящее возле царского
престола, то есть имеет серьёзные,
государственно значимые намерения;
юродивый, стремящийся избавиться от
насмешек мальчишек тоже по-своему прав
и понятен. Мысль Пушкина заключается в
том, что добрые намерения каждого по
отдельности, приходя во взаимодействие,
порождают зло. У Пушкина сформировалось
своеобразное представление об историческом
зле — у него нет конкретного носителя,
оно безлико и неуловимо.
В истории действуют призраки (то есть
отсутствие событий, человека); имя,
слово, молва, мнение, звание, самозванство
оказываются серьёзной исторической
силой. Борис Годунов первый понял это:
Но кто же он, мой грозный супостат?
Кто на меня? …Пустое имя, тень —
Ужели тень сорвёт с меня порфиру,
Иль звук лишит моих детей наследства?
Безумец я! чего я испугался ?
На призрак сей
подуй — и нет его.
Так решено: не
окажу я страха, —
Но презирать не
должно ничего…
Ох,
тяжела ты, шапка Мономаха! (V,
231)
(Вряд ли обошлось без влияния «Гамлета»,
в котором одно из действующих лиц —
призрак датского короля; но у Шекспира
призрак является сам, а у Пушкина —
только слово о нём). О самозванце:
Он именем царевича, как ризой
Украденной, бесстыдно облачился (V,
251).
Призрак убитого младенца однажды являлся
слепому старцу, о чём Годунову рассказал
патриарх (V, 251-252).
Этот
эпизод резко усиливает мотив мальчиков,
каких много в трагедии и в каждом
«мерещится» убитый царевич (внук слепого
старца —V, 252; плачущий
ребенок у бабы на руках —V,
194; сын Бориса Годунова Фёдор, рассматривающий
географическую карту —V,
224-225; «мальчики кровавые в глазах»,
видение, мучающее совесть Годунова —V, 209, 231; мальчишки, отбирающие
копеечку у юродивого Николки —V,
259). «Борис Годунов» — романтическое
произведение, выражающее романтические
представления о силе слова, имени. Слово,
призрак, ничтожная «копеечка» оказываются
важной исторической силой. Это трагедия
о судьбе человека, оказывающегося в
воле случая, стихии; о зле и его корнях;
о народе и его специфической роли в
истории («народное мнение»).
Пушкин намерен писать объективно, без
перелицовки и специального усиления
аналогов с современностью, но он не
исключает возможных совпадений: «Все
мятежи похожи друг на друга». Позднее
Пушкин скажет по другому поводу: «бывают
странные сближенья», но эта фраза
подходит и трагедии «Борис Годунов» —
события эпохи Бориса Годунова «странно»
казались Пушкину похожими на ситуацию
его времени.
Источник: https://StudFiles.net/preview/5787383/
Борис Годунов, Гришка Отрепьев, Марина Мнишек et cetera
?
Андрей Травин (volk) wrote,
2015-05-28 15:47:00 Андрей Травин
volk
2015-05-28 15:47:00 Category: Пушкин, приписав Сальери убийство Моцарта, не опирался ни за что конкретное.
В случае же с «Борисом Годуновым» он, по крайней мере, не первый повесил на царя убийство младенца.15 мая 1591 года был зарезан царевич Дмитрий, наследник престола. Официальное расследование провел боярин Василий Шуйский, и было дано циничное, как на нынешней Украине, заключение, что в припадке эпилепсии царевич случайно заколол себя ножом в горло.
Летописец же прямо обвиняет в убийстве Бориса Годунова, а с ним вместе — и Пушкин.
После смерти царя Федора Ивановича в 1598 году мужская линия Рюриковичей пресеклась и Земский собор избрал на царство Бориса Годунова.
С этого момента начинается знаменитое произведение Пушкина, по поводу которого можно не опасаться спойлеров, рассказывая про спектакль 2015 года.
Новый царь смог сломить сопротивление знати: правил строго, как Иван Васильевич, но не прибегая к кровопролитию.
В 1601 году Борис заключил 20-летнее перемирие с Польшей, но в 1605 году на польских штыках уже пришел к победе Лжедмитрий I.13 апреля 1605 года царь Борис скоропостижно умер в Кремлевском дворце. При этом над умирающим совершили обряд пострижения.
В спектакле, который я на посмотрел на днях, этот момент обескураживает. На царя надевается одеяние схимника (высшей степени монашества, в которую нельзя привести без предыдущих этапов).
Пострижение в монашество принято относить к числу обрядов, хотя древние церковные авторы (Дионисий Ареопагит и Феодор Студит) включали его в число Таинств. И тайна сия есть в посмертной судьбе Бориса, который (по приписываемым ему Пушкиным словам) готов был отвечать за свою убийство на Божьем суде.
Царем стал сын БГ — Федор, юноша образованный, с детства подготавливаемый на царствование. Но после мятежа, спровоцированного Лжедмитрием, Федора и его мать убили, а дочь Бориса — Ксению взял в наложницы самозванец. Официально объявили, что царь Федор и княгиня отравились.
После из Архангельского собора вынесли гроб Бориса и тела всех его родных и перезахоронили близ Лубянки без отпевания, как самоубийц.
В театре с «Борисом Годуновым» обычно обращаются без авангардизма. Какие уж тут могут быть режиссерские выкрутасы, если «мальчики кровавые в глазах».
Самый необычный прием применил в 1982 году Юрий Петрович Любимов: в его спектакле народ постоянно присутствует на сцене. Но худсовет спектакль не принял, и тот увидел свет лишь в перестройку (году 1988-1989). А я тогда уже бросил ходить на все спектакли Таганки. И «Годунова» посмотрел в 2015 в театре Et Cetera.
Классично, мощно, серьезно, интересно. Все работают по системе Станиславского. Не могу никого ни выделить, ни упрекнуть. Да и в программку не заглядывал в этот раз.
Годунова играет Владимир Симонов, без замен. На заключительной фотографии, которую я позаимствовал у кассиров — князь Шуйский и патриарх в белом клобуке.
Если кто не знает, это трагедия.
Источник: https://volk.livejournal.com/1080478.html
Григорий-Самозванец в поэме «Борис Годунов»
Четвертая от начала сцена трагедии первая, в которой перед зрителями является сам Борис Годунов, показывает его в апогее торжества и величия: Борис достиг той «верховной», высшей власти, которой так настойчиво и страстно, не останавливаясь ни перед чем, даже перед преступлением, домогался; он восходит на царский трон. Четвертая сцена от конца, последняя, в которой является Борис, контрастно показывает нам его в момент падения, бесповоротной катастрофы — Борис умирает: «На троне он сидел и вдруг упал».
Наконец, пятая сцена от начала, в которой впервые появляется Григорий, и пятая же от конца, в которой Григорий появляется в последний раз, симметрично обрамляют собой круг действий Самозванца.
Первая из этих двух сцен происходит в монастырской келье, вторая — в лесу. В первой Григорий поначалу спит, затем, с приближением дня, на рассвете, просыпается. Во второй, наоборот, сперва Григорий- Самозванец бодрствует, затем, с наступлением ночи («А где-то нам сегодня ночевать?» — «Спокойна ночь»), засыпает.
Получается полная симметрия — роль Григория в пьесе и начинается и кончается его сном. Но спит Григорий в пятой сцене от качала ив пятой сцене от конца совсем по-разному: двумя различными снами.
В начальной сцене Григорий, несмотря на царящие вокруг покой, мир и тишину, зримо воплощенные в эпической фигуре склоненного над своими летописными хартиями Пимена, спит в высшей степени тревожным, неспокойным сном:
- Ты все писал и сном не позабылся,
- А мой покой бесовское мечтанье
- Тревожило, и враг меня мутил,
- обращается Григорий к Пимену.
Объясняется это тем, что Григорий, в котором «младая кровь играет», глубоко не удовлетворен своим столь не соответствующим ни его возрасту, ни его темпераменту положением «бедного инока», вынужденного прозябать в темных и душных монастырских кельях, об этом он прямо и говорит Пимену:
- Как весело провел свою ты младость!
- Ты воевал под башнями Казани,
- Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
- Ты видел двор и роскошь Иоанна!
- Счастлив я, от отроческих лет
- По келиям скитаюсь, бедный инок!
- Зачем и мне не тешиться в боях,
- Не пировать за царскою трапезой?
В соответствующей конечной сцене Григорий-Самозванец, несмотря на то, что его войско побито в прах, а сам он спасся только поспешным бегством, засыпает спокойным, беззаботным сном человека, полностью удовлетворенного собой и своим существованием.
И это психологически естественно. Из-под давящих каменных сводов монастырской кельи «расстрига, беглый инок» вырвался на широкие, вольные просторы полей и лесов, зажил той бурной и веселой, исполненной острых коллизий, пиров, опасностей, сражений., жизнью, о которой так мечтал вначале.
Как видим, обрамление в пьесе роли Григория сном — отнюдь не просто внешний, уравновешивающий композиционный прием. Глубоко продуманно выбирает Пушкин для этого обрамления и мотив именно сна.
Вся фантастическая история Самозванца, из бедного бродяги-инока ставшего московским царем, вообще напоминает собой какой-то невероятный, волшебный сон.
Недаром с самого же начала Григорию снится — уже в буквальном смысле этого слова — его последующая, даже и не показанная в пьесе, кончающейся моментом провозглашения Самозванца царем, трагическая судьба:
- Мне снилося, что лестница крутая
- Меня вела на башню; с высоты
- Мне виделась Москва, что муравейник;
- Внизу народ на площади кипел
- И на меня указывал со смехом,
- И стыдно мне и страшно становилось
- И, падая стремглав, я пробуждался…
- И три раза мне снился тот же сон.
Вместе с тем этот настойчиво снившийся Григорию «пророческий» сон (как известно, впоследствии, уже став царем, Самозванец, спасаясь от ворвавшихся к нему заговорщиков, выбросился из окна кремлевского дворца, сломал себе ногу и был убит-) сразу же раскрывает характер, внутренний мир честолюбца и авантюриста Григория (крутой подъем на башню) и тем психологически мотивирует его последующее самозванство.
Еще более значительна в идейном содержании всей пьесы параллельная концовка роли в ней' Григория: «Ложится, кладет седло под голову и засыпает».
Этот, столь необычный, едва ли не единственный в своем роде драматургический ход — зрители видят в последний раз в пьесе одно из ее главных действующих лиц засыпающим — имеет глубокий смысл, связанный с пушкинской философией истории, художественно воплощенной в «Борисе Годунове», с. пушкинским пониманием закономерности и движущих пружин изображаемых им исторических событий.
Основной исторический и вместе с тем политический тезис Пушкина, развиваемый им в «Борисе Годунове», — утверждение решающего значения народной поддержки, «мнения народного». Именно поэтому Самозванец, личности которого в ходе исторических событий Пушкин придает относительно второстепенное значение («Всякой был годен, чтоб разыграть эту роль».
XII, 203), даже если в данный момент он и разбит наголову, имея за собой эту поддержку, в конечном счете неминуемо должен восторжествовать. Именно поэтому Борис, хотя в данный момент он и победитель, в конечном счете, поскольку «мнение народное» против него, неминуемо должен потерпеть поражение.
- Об этом сам Борис и говорит в начале следующей же сцены:
- Оп побежден, какая польза в том?
- Мы тщетною победой увенчались.
- Он вновь собрал рассеянное войско
- И нам со стен Путивля угрожает.
- Об этом же позднее еще более прямо скажет Гаврила Пушкин:
- Я сам скажу, что войско наше дрянь,
- Что казаки лишь только селы грабят,
- Что поляки лишь хвастают да пьют…
- Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов?
- Послушные сдавались города,
- А воевод упрямых чернь вязала?
И Пушкин опять не только говорит об этом устами действующих лиц, но и показывает это на языке искусства — в наглядных пластических образах: разбитый Самозванец засыпает «беспечен…
как глупое дитя»; а в следующей же сцене «умный» царь Борис (о его «умной голове» упоминал в разговоре с Шуйским боярин Пушкин; «Высокий дух державный», — только что отозвался о нем Басманов), раздираемый,, несмотря на одержанную победу, внутренними сомнениями, неуверенностью в своем деле, не выдерживает и умирает.
Таким образом, как мы убедились, периферия «Бориса Годунова» построена в композиционном отношении приемом тройного обрамления; представляет собой, если это изобразить графически, как бы три вписанных друг в друга концентрических «круга»: «круг» народа, замыкаемый тремя начальными и тремя параллельными им конечными сценами; «круг» Бориса, замыкаемый четвертыми сценами от начала и от конца; и «круг» Самозванца, столь же равномерно замыкаемый пятыми сценами от начала и от конца.
Причем вся эта сложная и вместе с тем осуществляемая весьма простыми средствами, классически стройная композиционная структура имеет не только внешнее, так сказать, архитектурное значение, — гармоническое распределение частей по отношению к целому, — но и очень глубокий идейно-художественный смысл.
Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Григорий-Самозванец в поэме «Борис Годунов». И в закладках появилось готовое сочинение.
Источник: https://www.studbirga.info/grigorij-samozvanec-v-poeme-boris-godunov/
Сюжет и герои драмы Борис Годунов А.С. Пушкина
Анализ сюжета драмы “Борис Годунов”. Характеристика героев драмы. Общий анализ произведения.
Драма «Борис Годунов» – многоплановое произведение, созданное Пушкиным на основе реальных исторических событий.
В драме поднимается сразу несколько важных тем, что позволяет раскрыть характеры героев во всей их глубине и многогранности. Можно заметить, что в сюжете произведения воспроизводятся некоторые ключевые моменты.
Например, в самом начале трагедии говорится о том, что сын царя Иоанна Грозного, законный наследник царевич Димитрий погиб от руки подосланного убийцы. Благодаря этому трон достается Борису Годунову, не имеющему «рюриковой крови».
Между тем сцена убийства наследного царевича вновь повторяется в финале. От рук подосланных убийц гибнет сын Годунова царевич Феодор. Царский же престол занимает Лжедмитрий – самозванец Григорий Отрепьев.
Сюжетообразующей линией трагедии является борьба за власть между царем Борисом Годуновым и беглым монахом Григорием Отрепьевым, выдающим себя за царевича Димитрия. После ряда лет правления страной Годунов отрекается от «высшей власти». Однако по просьбе народа и патриарха после долгих колебаний он соглашается вновь занять царский трон: «Достиг я высшей власти; шестой уж год я царствую спокойно», -обладает Годунов всей полнотой самодержавной власти. Бывший монах Григорий Отрепьев, самозванец Лжедмитрий надеется сместить Годунова с царского трона, опираясь на поддержку польской знати, и захватить власть: «Теперь иду – погибель иль венец мою главу в России ожидает», -решает самозванец стать властителем России. Немало внимания в произведении уделяется любви Григория Отрепьева к Марине Мнишек. Самозванец страстно влюбляется в «прелестную Марину»: «Марина! Зри во мне любовника, избранного тобою… О, выслушай моления любви… Твоя любовь… что без нее мне жизнь», – не может жить без возлюбленной Отрепьев. При этом Отрепьев жаждет ответного признания в любви со стороны своей избранницы: «Твоя любовь, одно мое блаженство», – грезит самозванец о любви. Героями драмы движут определенные идеи. Нередко персонажи действуют по заранее осмысленному плану. Так, еще будучи монахом, Отрепьев хорошо обдумал смысл своих действий: «Монашеской неволею скучая, под клобуком свой замысел отважный обдумал я, готовил миру чудо», – замыслил монах явить себя миру. Для сравнения, Годунов видит смысл своего правления в том, чтобы облагодетельствовать народ: «Я думал свой народ в довольствии и славе успокоить, щедротами любовь его снискать». Герои стараются вникнуть в смысл происходящего вокруг. К примеру, Годунов считает необходимым знать истинное положение дел в стране, чтобы вовремя принять адекватные меры: «Хочу сообразить известия; иначе не узнаем мы истины», – стремится царь разобраться в сути сложившейся ситуации. Тем самым персонажам трагедии присущи стремления к власти, любви и смыслу. Вместе с тем герои не всегда добиваются желаемого, вследствие чего ощущают собственное бессилие. Подчас персонажи испытывают чувство ненависти, а также совершают неосознанные действия. Действительно, нередко персонажи бессильны что-либо изменить в своей судьбе. К примеру, во время правления Годунова некогда могущественные бояре теряют свое влияние: «Зависим мы от первого холопа, которого захочем наказать… Не властны мы в поместиях своих», – сокрушается Гаврила Пушкин о бессилии бояр при Годунове. Среди действующих лиц трагедии немало простых подневольных людей, бессильных повлиять на ход событий: «Как быть, не наша воля», – исполнял чужие приказы пленный Рожнов, равно как и все прочие солдаты.
Подчас герои произведения испытывают ненависть. Так, чувство любви к Марине Мнишек в душе Отрепьева сменяется ненавистью к «гордой полячке», отвергшей его притязания:
«Что ежели правитель в самом деле державными заботами наскучил и на престол безвластный не взойдет?» – констатирует Воротынский, что Годунов колеблется в принятии решения.
Обращает на себя внимание, что Отрепьев раскрывается как самоактуализирующийся человек, способный к развитию. Действительно, беглому монаху удается достичь царственных высот: «Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа», – замечает Марина прогрессирующие изменения, происходящие в личности Отрепьева. Отрепьев обладает творческими способностями. К примеру, ему свойственна потребность в игре. Собственно, происходящее вокруг самозванец воспринимает не иначе, как игру: «Игра войны кровавой», – ужасной забавой видится герою война. Отрепьев склонен к самовыражению. Так, он стремится выразить пламенность своих чувств к Марине Мнишек: «О, выслушай моления любви, дай высказать все то, чем сердце полно», – жаждет самозванец высказать избраннице слова любви. Отрепьеву не чужды эстетические переживания. Он ценит поэзию, и даже одаривает поэта перстнем: «Я люблю парнасские цветы», – признается самозванец, что он не лишен эстетических чувств и выступает за «союз меча и лиры». Отрепьев чутко ориентируется в любой ситуации. К примеру, ожидая свидания с Мариной Мнишек, он чутко прислушивается к любому шороху: «Но что-то вдруг мелькнуло… шорох… тише», – пытается влюбленный сориентироваться в темноте. Тем самым одного из главных героев произведения отличают стремления к самовыражению, игре, ориентировке. Персонажу присущи эстетические потребности, а также стремление к самоактуализации. Подобные потребности свойственны креативному, или творческому типу личности. Можно заметить, что ряду персонажей драмы знакомо состояние творческого подъема. Так, по свидетельству Пимена, подвижническая жизнь совершенно преобразила царя Феодора: «Он царские чертоги преобратил в молитвенную келью», – до неузнаваемости трансформировался образ жизни царя. Для сравнения, Отрепьев признается поэту, что некогда и он пытался создавать поэтические произведения: «Мне знаком латинской музы голос», – пробовал творить персонаж. «Пророчества пиитов» вдохновляют самозванца на «подвиг»: «В их пламенной груди кипит восторг: благословится подвиг, его ж они прославили», – воодушевляет Отрепьева «вдохновенный гимн». Отрепьев очарован красотой прекрасной Марины Мнишек: «Прелестная Марина», – прельщен самозванец прелестями девушки. В ответственный момент персонажи настраивают себя на предстоящие в их жизни важные события. К примеру, перед своей кончиной Годунов готовится к принятию схимы: «Святый отец, приближься, я готов», – настроился царь на обряд пострижения. Между тем состояние творческого взлета у персонажей нередко сменяется переживанием творческого упадка. К примеру, влюбившись в Марину Мнишек, Отрепьев забывает о своих планах, и его положение деградирует на глазах: «Ты медлишь – и меж тем приверженность твоих клевретов стынет, час от часу опасность и труды становятся опасней и трудней», – замечает Марина Отрепьеву, что пущенные на самотек события развиваются неблагоприятным образом. Проигранное самозванцем первое сражение грозит разрушить все его планы: «Десятого повешу, разбойники!» – со злости готов уничтожить Отрепьев часть своего войска. Порой персонажи падают духом. Так, когда Годунов добивается желаемого, им овладевают упадочные настроения: «Только утолим сердечный глад мгновенным обладаньем, уж, охладев, скучаем и томимся», – приходит в упадок дух царя. Годунов возлагал много надежд на успех своего царствования, однако он глубоко разочарован итогами своего правления: «Но отложил пустое попеченье», – разочаровался царь в своем народе, не оценившем его труды. Подчас у персонажей дела идут не так, как им бы хотелось, отчего они бывают сильно расстроены: «Ну вот о чем жалеет! О лошади! Когда все наше войско побито в прах», – расстроен Гаврила Пушкин поражением в битве, в то время как Григорий Отрепьев сокрушается о гибели своей лошади. Таким образом, ряд героев произведения раскрывает творческую сторону своей натуры. При этом персонажам присущи как состояния творческого подъема, так и творческого упадка.
Проведенный анализ характеров персонажей драмы «Борис Годунов» показывает, что героям произведения присущ определенный набор склонностей. Персонажи различаются как видами стремлений, так и способами реализации своих намерений, сопряженными с чертами их характера.
Сюжетообразующей линией произведения является борьба за власть. Вместе с тем некоторые персонажи оказываются бессильны повлиять на ситуацию. В противоположность Отрепьеву, полагающему себя избранным, а потому уверившемуся в собственном могуществе, Годунов всячески демонстрирует, что приемлет власть, подчиняясь воле народа. Значимое место в произведении занимает тема любви. Так, Отрепьев настолько поглощен чувствами к Марине Мнишек, что ради любви к ней готов отречься от всех своих планов. Однако, встретив со стороны девушки не ответное чувство, а холодный расчет, Отрепьев воспылал к «гордой полячке» ненавистью и даже готов навсегда оставить возлюбленную. Героями произведения движут определенные идеи. Персонажам свойственно вникать в смысл происходящего, но в какие-то моменты они совершают неосознанные действия. Если Отрепьев убежден, что его действиями руководит высший промысел, то Годунов нередко сомневается в правильности своих решений. Следует отметить также, что ряд героев произведения раскрываются как творческие натуры. Они переживают как состояние творческого подъема, так и ощущение творческого упадка. Некоторые герои предстают как самоактуализирующиеся личности, способные к развитию. Жизнь ряда персонажей преображается прямо на глазах. Вместе с тем ситуация не для всех развивается благоприятным образом, наоборот, деградируя. Некоторые персонажи воспринимают жизнь как игру. Герои пытаются создать благоприятные условия для реализации своих замыслов, однако жизнь нередко разрушает их планы. Ряд героев склонен к самовыражению. Каждого из них что-то вдохновляет на свершения. Вместе с тем в случае неуспеха персонажами зачастую овладевают упадочные настроения. Персонажам не чужды эстетические переживания, их очаровывает прекрасное. В то же время герои нередко разочаровываются в чем-либо, неверно оценив реальное положение вещей.
Некоторые персонажи чутко ориентируются в самой непростой ситуации. В ответственный момент герои произведения настраивают себя на предстоящее в их жизни важное событие. В то же время не у всех героев дела обстоят так, как им бы хотелось, отчего они бывают расстроены.
Анализ персонажей характеристика сюжета драмы Пушкина Борис Годунов.
Источник: https://referatwork.ru/analiz_proizvedeniy_i_harakteristika_personazhei_pushkina/section-12.html