Урок по произведению Лескова Очарованный странник
Урок литературы в 10 классе (2ч.)
Русский национальный характер в изображении Н.С.Лескова (соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в образе Ивана Флягина, главного героя повести «Очарованный странник»).
Из опыта работы учителя русского языка и литературы Баженовой Инги Николаевны
Цель урока: ученик научится определять и формулировать собственную позицию по отношению к проблематике и художественной идее повести.
Задачи: создать на уроке условия, чтобы ученик смог
высказать собственную точку зрения, опираясь на аргументы;
определить значение названия повести «Очарованный странник» в её образно – художественной системе и сущность понятий грешный и праведный, русский национальный характер по контексту и с помощью словаря;
приготовить сообщение;
поучаствовать в работе группы;
исследовать текст;
приготовить ответ по плану (заданию);
сформулировать микровыводы;
составить логико – смысловую модель «Дорога жизни Ивана Флягина»; обобщить наблюдения за образом главного героя;
выразить личное отношение к герою и соотнести его с авторским.
Основной подход: практикоориентированный (исследование текста).
УУД: лексическая работа, прослушивание музыкальных записей, выразительное чтение и художественный пересказ эпизодов, чтение эпизодов по ролям, анализ эпического произведения, просмотр и обсуждение эпизода из художественного фильма, составление логико – смысловой модели.
Метапредметные ценности: развитие ценностных и нравственно – эстетических представлений о русском национальном характере.
Оборудование:
- текст повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»;
- мультимедийная презентация;
- худ.фильм (на компакт-диске);
- аудиозапись колокольного звона;
- компьютер;
- видеопроектор;
- проекционный экран.
Ход урока:
1) Целеполагание.
Учитель:
Тема нашего урока: «Русский национальный характер в изображении Н.С.Лескова». Всё ли вам понятно в данной формулировке? Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?
Ответы учащихся.
2)Мотивация.
Проблемная ситуация.
Учитель:
Перед Вами на экране список черт, качеств характера одного человека или нескольких?
Доброта Простодушие Горячность Удальство Откровенность Бесстрашие Бескорыстие Жертвенность Нежность Злость Ненависть
Смирение Честность Любовь к родине Непредсказуемость Предательство
Привязанность к ребёнку Безответственность Противоречивость
Умение видеть красоту
Вера в бога Греховность Праведность Национальное самосознание
Ученики:
Высказывают свою точку зрения: одни предполагают, что это черты 1 человека, другие считают, что в одном не могут быть явно противоположные качества
Учитель: Я думаю, к концу занятий мы сможем прийти к единому мнению, а пока узнаем историю создания произведения, может, эти сведения нам помогут разобраться.
3)Поиск решения.
Сообщение ученика об истории создания (индивидуальное задание).
Мысль о создании цикла рассказов, посвящённых праведникам земли русской, возникла у Лескова в 70 – е годы 19 века после спора с писателем Писемским. Писемский писал Лескову о том, что нет уже святости на Руси, а в душе каждого человека «ничего, кроме мерзости», не видно.
Такое признание поразило Лескова: «Как, – думал я, – неужели, в самом деле, не видать ничего, кроме дряни? Неужели всё доброе и хорошее, что когда – либо заметил художественный глаз других писателей,- одна выдумка и вздор? Это не только грустно, но и страшно».
«Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живёт в моей и твоей душе.
И пошёл я искать праведных, но куда я ни обращался, кого ни спрашивал – все отвечали, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое – каких хороших людей знавали».
Так возникают очерки и рассказы, в которых Лесков опровергает утверждение Писемского. Это такие произведения, как: «Левша», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Тупейный художник» и др.
Учитель:
Сегодня мы будем говорить не только о произведении Лескова «Очарованный странник», но и о России, о русском человеке, о русском народе, о русском национальном характере. Мы будем говорить о смысле жизни наших предков и о смысле нашей с вами жизни.
И моё большое желание в том, чтобы сегодня хоть ненадолго, каждый из нас почувствовал себя очарованным странником и ощутил боль за наш несчастный и гордость за наш великий народ.
Подсказка автора – это название произведение.
Как вы понимаете смысл заглавия и значение подзаголовка?
Ученики высказывают своё мнение, затем работают с толковыми словарями.
Очарованный – находящийся по суеверным представлениям под действием чьих – либо чар; выражающий восхищение
Странник – человек, странствующий пешком на богомолье.
Праведный – верующий человек, живущий праведной жизнью;
человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности, живущий по правде, справедливый.
Учитель: Вся повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник» разбивается на микросюжеты.
Я думаю, что автор делает это затем, чтобы лучше показать формирование характера главного героя. Все микросюжеты повести связывает главный герой – Иван Северьянович.
Кто же такой Иван Северьяныч Флягин? Каким вы представляете его себе?
Ученики цитируют текст, авторское описание героя:
«Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета. Так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке…….он был богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца».
Учитель:
Какой путь обычно выбирает богатырь?
С темой Богатырства тесно связана ТЕМА РОДИНЫ. Что отмечено традиционно в облике богатыря? Какая деталь в описании вас удивила? Как вы можете объяснить это?
Ответы учеников.
Учитель:
Всмотритесь в эти монастыри, соборы. Вы услышите колокольные звоны, по которым так тоскует герой (звук колокольного звона).
Перед Иваном Флягиным – бесконечная дорога, пройдя которую, он испытает всё, что предначертано ему судьбой.
А вот автор знал, что уготовил для него.
Исследование текста (ученики разбились на группы, получили задание, к которому готовились дома).
Выступление учеников.
Группа №1 (главы 1,2).
1) Как вы можете объяснить выбор автором имени для героя?
Иван –
Северьянович –
Флягин –
Обратите внимание на то, что в повести Лескова Иван Северьянович Флягин сменил несколько имён: Голован, Петр Сердюков, отец Измаил. Почему у героя несколько имён?
2) При каких обстоятельствах читатели знакомятся с главным героем?
3) Герой сообщает, что расскажет историю своей жизни с «самого первоначала». Зачем ему раскрывать душу перед незнакомыми людьми?
4) Расскажите предысторию Ивана Флягина.
4)Наглядное оформление результатов исследования текста.
Учитель:
Перед нами своеобразное, художественно переосмысленное житие грешника, становящегося через череду тяжких жизненных испытаний праведником.
Наш герой предназначен своему крестному пути.
Словно колдовская сила влечёт его по жизни, какое-то предначертание; всё, что суждено, должно исполниться, прежде чем человек обретёт покой, познает смысл своей жизни.
А суждены ему страшные бездны страдания, такие бездны, погружаясь в которые человек уже перестаёт верить, что происходящее с ним действительно происходит, что это не сон, не наваждение.
Путь такого грешника – своеобразное «хождение по мукам».
На доске изображена прямой линией жизнь героя. Но прямой жизнь каждого из нас почти не бывает, поэтому, рассмотрев тот или иной эпизод жизни героя, мы будем делать свои отметки. Поступки, соответствующие нормам жизни русского человека, будем отмечать на линии, не соответствующие… – ниже линии, удивляющие своей праведностью – выше линии.
Оформление микровыводов на модели.
Выступление учеников.
Группа №2 (глава 2, эпизод «Убийство старого послушника»).
1) Каким предстает здесь герой?
2) Как в описании послушника передано отношение самого рассказчика к пострадавшему от него человеку?
3) Почему герою стал в видениях являться монах?
4) Как был наказан герой, понял ли он, что совершил?
5) Сформулируйте выводы о нравственных принципах героя.
Оформление микровыводов на модели.
Выступление учеников.
Группа №3 (главы 3,4).
-
Сжатый пересказ-анализ эпизода «История с голубями».
-
Как в языке выражается характер героя?
-
Как вы оцениваете поведение героя? В чём выражается двойственность характера?
-
Сравните поступок героя в эпизоде с послушником и истории с голубями.
-
Сформулируйте вывод о поведении и нравственных принципах героя в этой главе.
Оформление микровыводов на модели.
Выступление учеников.
Группа №4 (глава 5, эпизод «Драка с ремонтером»).
1) Сжато передайте содержание эпизода «Как Иван стал нянькой». важные фрагменты прочитайте по ролям.
2) Расскажите о драке с ремонтёром. Выясните, что было поводом, а что причиной столкновения мужчин. Оцените поведение героя с нравственной точки зрения. Обратите внимание: появляется слово СОВЕСТЬ.
3) Сформулируйте вывод о поведении героя в эпизоде. Как он поступил по отношению к матери ребёнка? Можно ли его уход назвать предательством по отношению к хозяину?
Оформление микровыводов на модели.
Выступление учеников.
Группа №5 (главы 6,7, эпизод «Жизнь Ивана в плену»)
-
Как Флягин оказался в плену у татар?
-
Как здесь проявляется его понимание добра и зла?
-
Что помогло ему перенести все тяготы плена?
-
За что хочется упрекнуть героя? Что вызывает восхищение?
Оформление микровыводов на модели.
Выступление учеников.
Группа №6 (гл. 13-18, эпизод «Иван и Груша»)
1)Расскажите историю Груши.
2)Что нового узнали о герое, прошедшем испытание любовью?
3) Какую роль в трагической судьбе Груши автор отвёл Ивану Северьяновичу?
Оформление микровыводов на модели.
Выступление учеников.
Группа №7(главы19-20, эпизод «На службе»)
1)Проанализируйте главу 19 «Встреча со стариками».
2)Почему Флягин пошёл служить за Петра Сердюка?
3)Перечитайте эпизод «Переправа».
4)Почему не погиб Флягин?
5)Итоги службы в армии.
Оформление микровыводов на модели.
Просмотр и обсуждение заключительного эпизода из х/ф.
Учитель:
Так кто же наш герой: грешник или праведник? В чём смысл жизни Ивана Флягина? К какому жизненному итогу приходит герой? (цитата из гл. 20 «Мне за народ очень помереть хочется»).
Вспомним, как и почему герой Лескова оказался в монастыре (гл. 20).
Почему Флягин не принимает старший постриг? (там же).
Почему таким «прозаичным» путем привел автор своего героя в монастырь? (мысль о том, что патриотизм – типичное качество русского национального характера).
Оформление микровыводов на модели.
5) Рефлексия.
Анализ логико – смысловой модели «Образ Ивана Флягина».
В «Очарованном страннике» Лесков показал, как формируется в драматических обстоятельствах национальной жизни тип «русского праведника». Это жизнь не идеального героя, но христианский идеал деятельного добра представлен автором как верный путь к будущему спасению и вечной жизни.
Праведники не стремятся к тому, чтобы их добрые дела были отмечены окружающими. Они любят добро для самого добра.
Многих отечественных писателей волновал вопрос: какие черты являются основополагающими для русского человека, в чём смысл жизни. Лесков пришёл к собственным выводам. Каким?
Смелость Привязанность Ответственность Сила духа Спасение чужой Готовность Вера
Сочувствие Любовь к Родине души к самопожертвованию Совесть
Единение с народом
Бездумность Жестокость Предательство Безразличие Греховность
Безответственность
Безверие
Вывод учеников. Автор считал: «Двойственность в человеке возможна, но глубочайшая «суть» его всё – таки там, где его лучшие симпатии».
Наш герой обрел смысл жизни, предопределенный ему изначально. Влекущая и манящая сила, толкавшая его и не дававшая ему покоя, разрешилась в осознанномчувстве любви к Родин.
И чувство это, такое понятное и объяснимое, в то же время непонятно и необъяснимо, власть его над русским человеком так сильна и безраздельна, что кажется это чувство каким-то волшебным, завораживающим, очаровывающим.
6) Отсроченный результат (домашнее задание).
Учитель:Напишите эссе на тему: «Черты характера современного россиянина».
-
Подведение итогов. Заполнение оценочного листа.
Группа № | |||
Ф.И. | Оценка | ||
учеником | руководителем | учителем | итоговая |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. |
Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/urok-po-proizviedieniiu-lieskova-ocharovannyi-strannik
Готовые школьные сочинения
Апр
25 2014
Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
В повести «Очарованный странник» Лесков создает совершенно особый, несопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ человека, который настолько органично слит с изменчивой стихией жизни, что ему не страшно в ней потеряться.
Это — Иван Северьяныч Флягип, «очарованный странник»; он «очарован» сказкой жизни, ее волшебством, поэтому для него в ней не существует границ. Этот мир, который герой воспринимает как чудо, бесконечен, как бесконечно и его странствие в нем. У него нет никакой конкретной цели путешествия, ибо жизнь — неисчерпаема.
Каждое новое пристанище Флягина — это очередное открытие жизни, а не просто смена того или иного занятия.
Широкая душа странника уживается абсолютно со всеми — будь то дикие киргизы или строгие православные монахи; он настолько гибок, что согласен жить по законам тех, кто его принял: по татарскому обычаю он не на жизнь, а на смерть сечется с Савакиреем, имеет по мусульманскому обычаю несколько жен, принимает как должное жестокую «операцию», которую с ним проделали татары; в монастыре он не только не ропщет на то, что в наказание его заперли на все лето в темном погребе, но даже умеет найти в этом радость: «Здесь и церковный’звон слышно, и товарищи навещали». Но, несмотря на такую уживчивую натуру, он нигде не задерживается надолго.
Может показаться, что Иван легкомыслен, непостоянен, неверен себе и другим, поэтому он скитается по миру и не может найти себе пристанища. Но это не так. Свою преданность и верность он доказывал не раз — и тогда, когда спас от неминуемой гибели семью графа К.
, и в отношениях с князем и Грушей, — а столь частая смена мест обитания и постоянный мотив бегства Флягина объясняются вовсе не недовольством жизнью, а, напротив, жаждой испить ее до последней капли. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует по ее течению.
Но это — не следствие душевной слабости и пассивности, а полное приятие своей судьбы.
Часто Флягин не отдает себе отчета в поступках, интуитивно полагаясь на мудрость жизни, доверяя ей во всем. И высшая сила, перед которой он открыт и честен, вознаграждает его за это и хранит.
Иван неуязвим для смерти, к которой он всегда готов.
Чудом он спасается от гибели, удерживая коней на краю пропасти; цыган вынимает его из петли; он одерживает верх в поединке с татарином; бежит из плена; спасается от пуль во время войны.
Флягип говорит о себе, что он «всю жизнь погибал, но не мог погибнуть», и объясняет это тем, что он — «большой грешник», которого «ни земля, ни вода принимать не хочет».
На его совести — смерть монаха, татарина и цыганки Груши, он без зазрения совести бросает своих детей от татарских жен, его «искушают бесы».
Но ни один из его «греховных» поступков не порожден ненавистью, ложью, жаждой личной выгоды.
Смерть монаха — результат несчастного случая, Саваки-рея Иван засек до смерти в честном бою, а в истории с Грушей он поступил, следуя велению своей совести, полностью сознавая, что он совершает убийство… Понимая неминуемость смерти цыганки, он берет грех на себя, надеясь в будущем вымолить у Бога прощение. «Ты поживешь, ты Богу душу отмолишь и за мою душу, и за свою, не погуби же меня, чтобы я на себя руку подняла», — умоляет его несчастная Груша.
У Ивана собственная религия, своя мораль, но в жизни он всегда честен с собой и с другими. Повествуя о своей жизни, Флягин ничего не утаивает, ибо душа его открыта как для Бога, так и для случайных попутчиков.
Флягин наивен и прост как младенец, но, когда он борется с несправедливостью и со злом, он может быть решительным и даже жестоким.
За истязание птички он наказывает барскую кошку и отрезает ей хвост, сочинение с аллсоч.
ру © 2005 за что сам терпит суровое наказание. Ему «за народ очень помереть хочется», и он отправляется на войну вместо юноши, с которым не в силах расстаться родители. Флягин — необыкновенно одаренный человек, для него нет ничего невозможного.
Тайна его силы, неуязвимости и удивительного дара — всегда ощущать радость — заключается в том, что он всегда поступает так, как того требуют обстоятельства.
Он в гармонии с миром, когда мир гармоничен, и он готов сражаться со злом, когда оно встает на его пути.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» . Литературные сочинения!
Источник: https://www.testsoch.net/obraz-ivana-flyagina-v-povesti-n-s-leskova-ocharovannyj-strannik/
Смысл странствий Ивана Флягина (По очерку Лескова «Очарованный странник»)
Главной в творчестве Н. С. Лескова является тема личности, освобождающейся от сословных уз. Эта тема исторически связана с теми социальными процессами, которые происходили в России после отмены крепостного права. Особенно важна для понимания смысла и движения этой темы повесть “Очарованный странник”, вошедшая в цикл повестей о праведниках земли русской.
А. М. Горький писал: “Лесков – писатель, открывший праведника в каждом сословии, во всех группах”. Повесть “Очарованный странникинтересна как раз тем, что ее главный герой, “черноземный Телемах”, Иван Северьянович Флягин проходит долгий и трудный путь становления личности, поисков правды и истины, опоры в жизни.
Этот черноземный богатырь, видом своим напоминающий легендарного Илью Муромца, знаток лошадей, “несмертельныйавантюрист, становится монахом-черноризцем только после тысячи приключений, когда ему уже “деться было некуда”. Особым смыслом наполнен рассказ-исповедь героя об этих странствиях.
Исходная точка этих странствий – крепостное, дворовое положение героя. Лесков рисует здесь горькую правду крепостнических отношений.
Флягин ценой безмерной самоотверженности спас жизнь своему барину, но его можно нещадно высечь и отправить на унизительные для него работы (мостить дорожку к барскому дому) лишь за то, что он не угодил барской кошке.
(Здесь возникает тема оскорбленного человеческого достоинства.) Но Лесков на этой теме не особенно настаивает, так как его интересует дальнейшее формирование личности героя.
Следует отметить, что на начальном этапе у Флягина нет никакой опорной точки (в смысле морали, самосознания, отношения к добру и злу). Его поступки стихийны, непредсказуемы, порой бессмысленны.
Неизвестно, как он поступит в следующий раз: попросит в награду за свой подвиг бесполезную гармонь или попытается удавиться.
Внутренняя размытость норм сословной жизни здесь сказывается отсутствием нравственных и вообще каких-либо иных критериев душевной жизни. Ярким примером такой непредсказуемости, случайности служит эпизод с ребенком.
Сбежав от своего барина, Флягин попадает к чиновнику, у которого служит нянькой. Жена чиновника сбежала с ремонтером, оставив малолетнее дитя. Флягин ухаживает за девочкой, привязывается к ней.
Но когда появляется мать девочки и просит отдать ей дитя, он, по непонятной причине, просто из упрямства не хочет отдать ребенка ни за деньги, ни по доброй воле.
Только в последний момент, повинуясь какому-то инстинкту, Флягин отдает девочку матери и бежит от хозяина-чиновника.
Этот поступок – не заговоривший голос совести, а чистая случайность, порыв. Именно это безразличие к добру и злу, отсутствие внутренних критериев и гонит странника по жизни, по миру.
Но весь смысл странствий Флягина заключается в том, что герой все-таки обретает эти нравственные нормы. И для писателя особенно важно то, как он их обретает.
Так, в татарском плену (куда Флягин попал по собственной глупости и бесшабашности) зарождается в душе героя неосознанная еще любовь к Родине, к вере, к свободе.
В миражах и видениях предстают перед Иваном Северьяновичем образы православных храмов с золочеными куполами, с протяжным колокольным звоном.
И стремление во что бы то ни стало вырваться из плена овладевает им. Опять же случай помогает герою освободиться из ненавистного десятилетнего плена: петарды и шутихи, оставленные случайно заезжими миссионерами, спасают ему жизнь и дают долгожданное освобождение. Кульминацией духовной драмы странника становится его встреча с цыганкой Грушей.
В другом человеке, в любви и в уважении нашел странник первые нити связи с миром, нашел в высокой страсти, начисто свободной от эгоистической исключительности, и свою личность, высокую ценность своей собственной человеческой индивидуальности.
Отсюда – прямой путь к другой любви, к любви к народу, к Родине, более широкой и всеобъемлющей. После смерти Груши, страшного греха убийства, Флягин понимает всю греховность своего существования и стремится искупить свою вину перед собой и перед Богом.
Опять случай или провидение помогает ему в этом: он идет на кавказскую войну вместо сына двух стариков, спасших его, под именем Петра Сердюкова.
На войне Флягин совершает подвиг – налаживает переправу через реку, и кажется ему в тот момент, когда под градом вражеских пуль переплывает он реку, что невидимая и незримая душа Груши распростерла свои крылья, защищая его.
На войне герой дослужился до дворянского звания. Но такое “повышениестатуса приносит ему лишь неприятности: он не может найти работу, должность, которая бы кормила его.
И снова скитания: работа мелким чиновником, служба в театре. Многое вынес “несмертельныйИван Флягин, прежде чем попал в монастырь.
И тут-то и раскрылась душа Ивана Флягина окончательно: наконец-то понял он свое предназначение, наконец-то обрел спокойствие и смысл жизни. А смысл этот прост: он – в бескорыстном служении людям, в истинной вере, в любви к Родине.
В самом конце повествования слушатели спрашивают Флягина, почему тот не хочет принять старший постриг. На что он охотно отвечает: “Мне за отчизну очень помереть хочется”. И если наступит лихая година, начнется война, то снимет Флягин рясу и наденет “амуничку”. Таким образом, эпопея “хождения по мукамоказалась драмой поисков путей служения Родине.
А герой Лескова силен тем, что, сам не подозревая этого, оказался носителем высоких нравственных качеств. Именно такие герои, как Флягин, с точки зрения Лескова, являются творцами, создателями русской жизни и истории.
Поэтому история жизни и пути “очарованногостранника чрезвычайно значима.
В ней выражено стремление писателя найти в эпоху распада старых общественных связей новые нормы поведения, нравственности, нового национального самосознания.
Источник: https://ruslit.biz/smysl-stranstvij-ivana-flyagina-po-ocherku-leskova-ocharovannyj-strannik/
Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
Коллекция сочинений: Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова “Очарованный странник»
Повесть Лескова “Очарованный странник» была написана во второй половине XIX века. В центре этого произведения — жизнь обычного русского мужика Ивана Северьяновича Флягина. Этот образ вобрал в себя все черты народного характера русского человека.
Лесков отмечает внешнее сходство Ивана Северьяновича с легендарным героем былин Ильей Муромцем. “Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь.
Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпаке… Этому новому нашему спутнику…
по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца», — пишет Лесков.
Из дальнейшего повествования нам становится известна жизнь этого человека. Он родился “в крепостном звании» и происходил из дворовых людей графа К. из Орловской губернии. Будучи у своей матери “молитвенным сыном», Иван был с самого рождения предназначен для служения Богу.
Но судьба жестоко обошлась с этим человеком. Он вопреки своей воле совершает такие поступки, которые невозможно оправдать: убийство невинного монаха, женщины, которую любил. По сути дела он не был виновен в своих преступлениях. Кажется, что этого человека преследует злой рок.
Недаром Ивану Флягину предсказал умирающий старец: “А вот… тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы».
Причиной многих поступков Флягина была огромная природная сила, которая “так живчиком и переливается» по его жилам. И эта неуемная энергия толкает его на самые безрассудные поступки.
Монаха, заснувшего на возу с сеном, он погубил случайно, в азарте быстрой езды.
И хотя в молодости Ивана не слишком тяготит этот грех, с годами он начинает чувствовать, что когда-нибудь ему придется его искупить.
Но мы видим, что богатырская мощь, ловкость и быстрота героя — это не всегда разрушающая сила. Когда еще совсем мальчиком Иван едет с графом и графиней в Воронеж, их повозка чуть не срывается в пропасть. Он останавливает лошадей, спасает своих хозяев, хотя сам чуть не погибает, падая с обрыва.
Иван демонстрирует свою удаль, когда вступает в поединок с татарином. Опять же из-за безрассудного удальства он попадает в плен к татарам. Мы видим, как в плену он начинает испытывать тоску по родине. Он говорит: “…
домой хочется… тоска сделалась, особенно по вечерам, или даже когда среди дня стоит погода хорошая, жарынь, в стану тихо, вся татарва от зною попадает да по шатрам спит, а я подниму у своего шатра полог и гляжу на степь..
.
Зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмется, обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь».
И хотя прожил он у татар десять лет (и они к нему относились уважительно), все равно его тянуло на родину. Поэтому герой убегает из плена, как только у него появляется такая возможность.
Когда позднее Иван уходит в монашество, его в наказание надолго сажают в погреб.
Но там ему все равно лучше, чем в степи: “Ну нет-с: как можно сравнивать? здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали».
Вера для русского человека всегда имела большое значение. Поэтому Иван Флягин так мучается среди чужаков в плену. Среди ночи он “выползал потихоньку за ставку… и начинал молиться». “Так молишься, — говорит Иван, — что даже снег инда под коленками протает и где слезы падали — утром травку увидишь».
Этот герой много испытал на своем веку. Широкая душа этого человека, его умение видеть прекрасное раскрывается при его встрече с Грушей. Он сумел понять ее, проявить самоотверженную любовь и преданность. Иван очень сильно переживал гибель Груши, не вынесшей измены любовника — князя.
После гибели цыганки Иван бредет неизвестно куда, погруженный в думах, как бы ему “постраждовать». На пути он встречает старика со старухой. И идет вместо их сына на пятнадцать лет воевать на Кавказ. За военный подвиг его представляют к награде, производят в офицеры. Но Иван все равно не доволен собой. Ему не дает покоя голос совести.
Он становится одержим идеей самопожертвования, ему “за народ очень помереть хочется».
В конце повести Иван оправдан, очищен от грехов. Он стал монахом, чернецом, как и предрекал умирающий старец, и обрел успокоение в монастыре.
На примере “очарованного богатыря» Ивана Флягина Лесков открывает читателю черты русского национального характера. Этот герой далеко не идеальный.
Он противоречив: и добр, и жесток; и прост, и хитер; глубок и легкомыслен; поэтичен и груб. Он совершает безрассудные поступки, но и приносит людям добро.
По моему, в этом образе очень хорошо показана широта русской натуры, ее, если можно так выразиться, безграничность.
Источник: https://www.rlspace.com/obraz-ivana-flyagina-v-povesti-n-s-leskova-ocharovannyj-strannik/
Сочинение Лесков Н.С. – Очарованный странник
Контрольные работы, курсовые, дипломные, рефераты, а также подготовка докладов, чертежей, лабораторных работ, презентаций и еще много всего. Недорого и быстро.
Узнать больше…
Тема: – Смысл странствий Ивана Флягина (По очерку Лескова «Очарованный странник»)
Главной в творчестве Н. С. Лескова является тема личности, освобождающейся от сословных уз. Эта тема исторически связана с теми социальными процессами, которые происходили в России после отмены крепостного права. Особенно важна для понимания смысла и движения этой темы повесть “Очарованный странник”, вошедшая в цикл повестей о праведниках земли русской. А. М.
Горький писал: “Лесков – писатель, открывший праведника в каждом сословии, во всех группах”. Повесть “Очарованный странник” интересна как раз тем, что ее главный герой, “черноземный Телемах”, Иван Северьянович Флягин проходит долгий и трудный путь становления личности, поисков правды и истины, опоры в жизни.
Этот черноземный богатырь, видом своим напоминающий легендарного Илью Муромца, знаток лошадей, “несмертельный” авантюрист, становится монахом-черноризцем только после тысячи приключений, когда ему уже “деться было некуда”. Особым смыслом наполнен рассказ-исповедь героя об этих странствиях. Исходная точка этих странствий – крепостное, дворовое положение героя.
Лесков рисует здесь горькую правду крепостнических отношений. Флягин ценой безмерной самоотверженности спас жизнь своему барину, но его можно нещадно высечь и отправить на унизительные для него работы (мостить дорожку к барскому дому) лишь за то, что он не угодил барской кошке. (Здесь возникает тема оскорбленного человеческого достоинства.
) Но Лесков на этой теме не особенно настаивает, так как его интересует дальнейшее формирование личности героя. Следует отметить, что на начальном этапе у Флягина нет никакой опорной точки (в смысле морали, самосознания, отношения к добру и злу). Его поступки стихийны, непредсказуемы, порой бессмысленны.
Неизвестно, как он поступит в следующий раз: попросит в награду за свой подвиг бесполезную гармонь или попытается удавиться. Внутренняя размытость норм сословной жизни здесь сказывается отсутствием нравственных и вообще каких-либо иных критериев душевной жизни. Ярким примером такой непредсказуемости, случайности служит эпизод с ребенком.
Сбежав от своего барина, Флягин попадает к чиновнику, у которого служит нянькой. Жена чиновника сбежала с ремонтером, оставив малолетнее дитя. Флягин ухаживает за девочкой, привязывается к ней. Но когда появляется мать девочки и просит отдать ей дитя, он, по непонятной причине, просто из упрямства не хочет отдать ребенка ни за деньги, ни по доброй воле.
Только в последний момент, повинуясь какому-то инстинкту, Флягин отдает девочку матери и бежит от хозяина-чиновника. Этот поступок – не заговоривший голос совести, а чистая случайность, порыв. Именно это безразличие к добру и злу, отсутствие внутренних критериев и гонит странника по жизни, по миру.
Но весь смысл странствий Флягина заключается в том, что герой все-таки обретает эти нравственные нормы. И для писателя особенно важно то, как он их обретает. Так, в татарском плену (куда Флягин попал по собственной глупости и бесшабашности) зарождается в душе героя неосознанная еще любовь к Родине, к вере, к свободе.
В миражах и видениях предстают перед Иваном Северьяновичем образы православных храмов с золочеными куполами, с протяжным колокольным звоном. И стремление во что бы то ни стало вырваться из плена овладевает им.
Опять же случай помогает герою освободиться из ненавистного десятилетнего плена: петарды и шутихи, оставленные случайно заезжими миссионерами, спасают ему жизнь и дают долгожданное освобождение. Кульминацией духовной драмы странника становится его встреча с цыганкой Грушей.
В другом человеке, в любви и в уважении нашел странник первые нити связи с миром, нашел в высокой страсти, начисто свободной от эгоистической исключительности, и свою личность, высокую ценность своей собственной человеческой индивидуальности. Отсюда – прямой путь к другой любви, к любви к народу, к Родине, более широкой и всеобъемлющей.
После смерти Груши, страшного греха убийства, Флягин понимает всю греховность своего существования и стремится искупить свою вину перед собой и перед Богом. Опять случай или провидение помогает ему в этом: он идет на кавказскую войну вместо сына двух стариков, спасших его, под именем Петра Сердюкова.
На войне Флягин совершает подвиг – налаживает переправу через реку, и кажется ему в тот момент, когда под градом вражеских пуль переплывает он реку, что невидимая и незримая душа Груши распростерла свои крылья, защищая его. На войне герой дослужился до дворянского звания.
Но такое “повышение” статуса приносит ему лишь неприятности: он не может найти работу, должность, которая бы кормила его. И снова скитания: работа мелким чиновником, служба в театре. Многое вынес “не смертельный” Иван Флягин, прежде чем попал в монастырь.
И тут-то и раскрылась душа Ивана Флягина окончательно: наконец-то понял он свое предназначение, наконец-то обрел спокойствие и смысл жизни. А смысл этот прост: он – в бескорыстном служении людям, в истинной вере, в любви к Родине. В самом конце повествования слушатели спрашивают Флягина, почему тот не хочет принять старший постриг. На что он охотно отвечает: “Мне за отчизну очень помереть хочется”. И если наступит лихая година, начнется война, то снимет Флягин рясу и наденет “амуничку”. Таким образом, эпопея “хождения по мукам” оказалась драмой поисков путей служения Родине. А герой Лескова силен тем, что, сам не подозревая этого, оказался носителем высоких нравственных качеств. Именно такие герои, как Флягин, с точки зрения Лескова, являются творцами, создателями русской жизни и истории. Поэтому история жизни и пути “очарованного” странника чрезвычайно значима. В ней выражено стремление писателя найти в эпоху распада старых общественных связей новые нормы поведения, нравственности, нового национального самосознания.
Решить химию |
Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0
Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки
Химия: решение задач
Источник: https://www.xenoid.ru/soch/leskov/ocharovannyj_strannik_13.php