Сережа каренин в романе “анна каренина”: описание в цитатах

Каренин: машина имеет живую душу?

Лев Толстой 1828 – 1910

Открытая книга

РОМАН «АННА КАРЕНИНА»

Каренин: машина имеет живую душу?

Особенностью романа «Анна Каренина» является то, что автор в нем выступает одновременно и как прокурор, и как адвокат своих героев. Характерным в этом плане является не только образ Анны, но и образ Каренина. Среди главных героев произведения чиновник высокого ранга Алексей Александрович Каренин – единственная внешне некрасивый человек.

Некрасивая походка, неприятная для окружающих привычка хрустеть пальцами во время разговора, «тихий тонкий голос», уши забавно подпирают круглый шляпу, «потухшие глаза» – все это производит невыгодное впечатление, настраивает читателя на определенный лад.

Впрочем, есть обстоятельство, что должно насторожить: таким является Каренин на взгляд жены, которая никогда не любила его и воспринимала свой вполне благопристойный в глазах высшего света брак как тяжелое бремя. Такому восприятию внешности соответствует и оценка личностных черт Каренина, что также идет от Анны: «Это не человек, а машина, и злая машина, если рассердится».

Обратите внимание

Аристократический, образованный Каренин, который разбирается в политике, интересуется философскими и богословскими вопросами, в свете восприятия жены предстает духовно и эмоционально неполноценной личностью.

Подробности. Достаточно сложный и неоднозначный образ Каренина, конечно, не исчерпывается «точкой зрения» Анны.

Графиня Лидия Ивановна, например, воспринимает Алексея Александровича совершенно иначе: «Каренина она любила за него самого, за его высокую непонятную душу, за лестный для нее тонкий звук его голоса с его протяжными интонациями, за его усталый взгляд, за его характер и мягкие белые руки с напухлими жилами».

Так сталкиваются два взгляда на одну и ту же человека, за которых одни и те же черты ее личности, внешности оцениваются совершенно противоположно: черствая душа Каренина / «высокая непонятная душа; неприятный «тонкий» голос / «отрадный» «тонкий звук его голоса»; «потухшие глаза» / «усталый взгляд»; злой характер / приятный для окружающих характер; Каренин – неживой «механизм» или «кукла» / Каренин привлекательный «сам по себе» как человек. Описывая Каренина, автор вполне последовательно придерживается художественного приема «багаторакурсного видение».

Алексей Александрович Каренин избегает той реальности, которая связана с эмоциональной сферой жизни человека, сферой чувств.

К. Рудаков. Иллюстрация к роману «Анна Каренина»

Считая службу настоящей жизнью, он воспринимает семейные отношения лишь как отголосок, отблеск действительности.

Один из исследователей высказал мнение, что в самом фамилии Каренин уже заложена идея «карьеры». Алексей Александрович мыслит себя человеком «государственным», хотя есть все основания назвать его человеком «казенной».

Бесплодные, но внешне вполне респектабельные служебные проекты, участие в департаментских интригах, формализм, уважительное отношение к силе «параграфа» и «пункта» бюрократических бумаг проявляют сущность этого героя, его функцию «винтика» государственного устройства.

Важно

Однако вследствие страданий, вызванных семейной драмой, Каренин переживает моральный перелом. В «злой министерской машине» просыпается душа, озлобленность и жажда мести уступает желанию понять поступок жены. Стремясь сохранить семью, Каренин пишет письмо Анне: «Я не считаю себя вправе разрывать тех уз, которыми мы связаны…

Семья не может быть разрушена по прихоти, произвола или даже по преступлению одного из супругов, и наша жизнь должна идти, как оно шло раньше. Это необходимо для меня, для Вас, для нашего сына». Это был золотой мост для возвращения», – отмечает рассказчик.

Способность прощать выявляет нравственную основу поступков Каренина, придает этому образу обобщенного, чисто толстовского толкования.

В сцене примирения Алексея Александровича с Вронским у постели больной Анны, что находится на грани жизни и смерти, звучит одна из важнейших мыслей Толстого: не жестокое осуждение, а «прощение ближнего», примирение очищают душу, дают новые силы.

Каренин «вдруг почувствовал, что то самое, что казалось неразрешимым, когда он осуждал, упрекал и ненавидел, стало просто и ясно, когда он прощал и любил». Именно тогда момент «прозрение» наступает и для Вронского, который вдруг осознает «его [Каренина] высоту и свое унижение, его правоту и свою неправду».

Молодой граф понимает, что его соперник был великодушным в своем горе, между тем как сам он «был ничтожным, мелочным в своем обмане». Слово «великодушный» как характеристика Каренина появляется в романе не один раз. Стоит обратить внимание на то, что «великодушной» назовет поведение мужчины в ситуации развода и сама Анна.

Как и Анна, Каренин страдает. Однако этот герой не просто пытается найти выход из тупика противоречий и обстоятельств, а ищет выход моральный, через прощение и милосердие, выход, который соответствует духу христианского учения.

Источник: http://zarlitra.in.ua/49-13.html

Анна Каренина

“Анна Каренина” – роман с современной тематикой, главная тема которого – измена Анны супружеской верности, из-за которого она отвергнута обществом и крайне трагически заканчивает жизнь. Параллельно с ее собственной судьбой мы наблюдаем за ее разрушительными отношениями с Вронским и историей любви Левина и Китти, основанной на бескорыстии.

Сюжет разворачивается в 70-х годах 19 столетия в России, и, несмотря на то, что герои романа живут в одном и том же месте, их судьбы не зависят друг от друга.

Один из основных вопросов, поднятых в романе – приемлемое и неприемлемое поведение мужчин и женщин в обществе, из-за чего роман часто сравнивают с “Мадам Бовари” Флобера. Оба романа затрагивают одни и те же темы, и одной из них является несчастная судьба женщины, нашедшей счастье, но порицаемой обществом.

Толстой, так же как и Флобер, использует в романе рассказчика, который знает все, комментирует события и является посредником между героями и читателями.

Совет

Роман состоит из нескольких сюжетных линий, где каждая семья играет важную роль для всего сюжета. Помимо всего прочего Толстой затрагивает темы, условно разделяемые на счастье-грусть, богатство-бедность.

Упомянутые выше темы больше всего относятся к двум персонажам, наиболее противопоставленным друг другу в романе. Анна символизирует высший свет и богатство, в то время как Левин скромен и стремится к мирной семейной жизни.

Помимо параллельности сюжетных линий, структуру романа так же можно представить в виде кольца. В первую очередь это отражается во взаимоотношениях и постоянных противоречиях персонажей (Левина, который влюблен в Китти, которая любит Вронского, которому, в свою очередь, нравится Анна).

Роман заканчивается тем же вопросом, что и в начале – темой измены супружеской верности. Несмотря на то, что в “Анне Карениной” есть сюжет, вопрос остается открытым.

В конце романа различия между Анной и Левиным становятся все меньше, а бескорыстная и чистая любовь Левина и Китти (в отличие от Анны и Вронского) сталкивается с трудностями. Конец романа касается актуальной темы существования счастливой семьи.

“Анна Каренина” – весьма противоречивый роман, так как в нем говорится о лицемерии и обществе, предвзято относящемся и осуждающем любую измену в браке, даже если брак существует только формально, а между супругами уже давно ничего нет.

Жанр: роман

Время: 70-е гг. XIX века

Место событий: Россия

Анна Каренина пересказ

Роман начинается с приезда Анны в дом своего брата, Стивы Облонского. Жена Стивы – сестра Китти, Долли, узнает об измене мужа, и семья рушится. Стива ждет приезда Анны как своего спасения. Анна убеждает Долли простить мужа.

У Анны высокий статус в обществе. Она очаровательна, общительна, всеми любима. Она очень любит своих племянников и сына и умело решает возникающие конфликты.

Левин – небогатый помещик, влюбленный в богатую княжну Китти, которая, в свою очередь, надеется на помолвку с графом Вронским. Разочарованный ее отказом, он едет в Москву, чтобы посвятить себя работе.

Обратите внимание

Вронский знакомится с Китти, но, к ее разочарованию, он совершенно не заинтересован в женитьбе. На балу он влюбился в Анну, что привело Китти в отчаяние. Врачи предложили родителям Китти увезти ее за границу, и они отправились в путешествие.

В Германии Китти выздоровела, забыла про Вронского и нашла новых друзей. По возвращению она принимает повторное предложение Левина, и они женятся. Несмотря на ревность и неуверенность Левина, они счастливы в браке. Китти весьма сострадательно заботится об умирающем брате Левина Николае.

В дальнейшем у Китти появляется сын, благодаря чему она становится еще счастливее, в то время как Левин пытается найти себя даже после свадьбы. Он находит спасение в религии, но в глубине души чувствует, что только Китти способна поддержать его.

Читайте также:  Cемья простаковых в комедии "недоросль": характеристика, описание в цитатах

Взаимоотношения Анны и Вронского совершенно противоположны. Анна замужем за Алексеем Александровичем Карениным, занимающим высокий пост в министерстве. Ее отношения с мужем совершенно бесчувственны, так как Анну подавляет его рациональность и холодность.

После признания Вронского в любви Анна пытается скрыться и уехать, но Вронский следует за ней, и они встречаются практически ежедневно. По распространяющимся слухам узнает об этом и муж Анны. Он просит Анну держать ее отношения в секрете в расчете избежать публичного скандала, но она совершенно его не слушает.

Вскоре Анна беременеет от Вронского и сообщает ему эту новость перед скачками. Потрясение от новости приводит к несчастному случаю. Видя это, Анна не в силах больше сдерживать свои чувства.

По пути домой Анна открыто признается мужу в измене, однако он отказывается дать ей развод. Он запрещает Вронскому и Анне встречаться в их доме. Проходят месяцы страданий, пока Вронский уговаривает Анну бросить мужа. После рождения девочки она умоляет мужа о прощении. Он снова принимает ее и новорожденную дочь. Эти новости настолько шокируют Вронского, что он пытается застрелиться.

В конце концов Анна все же решает уехать с Вронским. Она забирает дочь, но муж запрещает ей взять с собой горячо любимого сына. Вронский и Анна уезжают в Италию и какое-то время счастливы, но со временем Анна все больше скучает по сыну, что заставляет ее вернуться в Россию. В сопровождении Вронского она подъезжает к дому, где узнает, что ее сыну сообщили об ее смерти.

Важно

В высшем обществе Анна больше не пользуется успехом. Несмотря на то, что Вронский стал более влиятельным благодаря ей, они едут к нему в усадьбу в деревню.

Вронский осознает, что его дочь носит фамилию Каренина, и снова просит Анну развестись с мужем. Он все больше и больше задумывается о карьере и той жизни, которой он пожертвовал ради Анны.

Она все более ревнива и жаждет вернуть обратно свою прежнюю жизнь и статус в обществе. Со временем она становится еще истеричнее и начинает принимать морфий. В глубокой депрессии она бросается под проходящий поезд.

Вронский, не в силах больше оставаться в этом обществе и пережить ее смерть, добровольно уезжает на фронт в Сербию.

В романе мы видим два совершенно разных типа отношений. Любовь Китти и Левина строится на доверии, в то время как бурные отношения Анны и Вронского – на эгоизме и чувстве собственности.

Анна была отвергнута обществом из-за измены (в то время измена не считалась серьезной ошибкой, но тем не менее ее предпочтительно было хранить в секрете).

Но притворяться и скрывать чувства к Вронском Анна не могла и не хотела, в результате чего давление общества и заставило ее совершить самоубийство.

Главные герои: Анна Каренина, Вронский, Левин, Китти

Анализ персонажей

Анна Аркадьевна Каренина – главная героиня романа. Она интеллигентная, умная, красивая женщина, позволившая чувствам взять верх над разумом. Показывая нам ее “слабость”, Толстой задает вопрос, действительно ли она виновата и справедливо ли обвинять человека за его чувства.

В тот момент, когда Анна полюбила Вронского, она была прекрасно осведомлена о своем исключении из высшего общества и полном осуждении. Никто не принял бы в расчет, счастлива она в браке или нет. Однако, по ее мнению, ничто не могло сравниться с настоящей любовью.

Совет

Несмотря на то, что ее чувства общество принять не могло, она не собиралась скрывать их или притворяться верной своему мужу. Это показывает, что она вела себя более высокоморально, чем другие женщины, так как она несла полную ответственность за свои действия без ложного притворства в попытках сохранить свой статус.

Толстой описывает Анну как человека с сильным характером, которого весьма сложно осуждать из-за ее принципов. Она очень выделяется среди толпы лицемерных людей. Решение оставить мужа ради Вронского выглядит вполне естественно и по-человечески. Именно поэтому Анна воспринимается как героиня, а не моральная преступница.

Со временем ситуация меняется, чувства замещаются ревностью и сомнениями. Анна становится более нервной и эгоистичной, ее мучают угрызения совести. Можно придти к выводу, что ее смерть спровоцирована ее собственными моральными мучениями, а не давлением общества.

Левин – помещик, описанный вначале как человек с сильным характером как Анна, уверенный, что смысл жизни человека – свое собственное счастье. Он считает так, пока не встречает Китти. После свадьбы он понимает, что этого не всегда достаточно, чтобы жизнь имела смысл.

Его простота и небольшой консерватизм приносят Китти безопасность и спокойствие, но в их чувствах нет романтической страсти, которую Китти когда-то испытывала к Вронскому.

Левин относится к тому типу людей, которые не могут быть счастливы, зная, как много людей вокруг несчастны, зная, что дворяне живут как паразиты, а крестьяне бедствуют. Физический труд всегда был частью его жизни; Левин прекрасно осознаёт, что живя только лишь для себя, человек не может быть счастлив.

Вронский – молодой красивый офицер, который живет беззаботной жизнью до встречи с Анной. По сюжету романа он из безответственного человека превращается в того, кто способен сделать все ради любимой и даже берет ответственность за ребенка. Но ничто не вечно, и когда он и Анна сталкиваются с трудностями, Вронский, несмотря на любовь, начинает жалеть об утраченной карьере.

Несмотря на то, что прямой связи между Вронским и самоубийством Анны нет, нельзя сказать, что он не имел отношения к этой трагедии. Он не сдержал обещание, данное Анне, и произошло это в результате желания быть обычным человеком. Пока Вронский пытался быть самим собой, Анна все больше убеждалась, что стала для него обузой.

Китти – княжна из Москвы, влюбленная во Вронского. Отец не одобряет ее чувств, считая Левина более подходящей кандидатурой. Однако сначала Китти отказывает Левину, ожидая предложения от Вронского.

Отвергнутая Вронским, Китти жалеет о своем отказе Левину. Проведя некоторое время за границей, она становится более сильной морально. Ее брак с Левиным крепок и стабилен.

Непорочность Китти не могла сравниться с Анной, очаровавшей Вронского. Китти словно предначертано стать верной женой, в то время как Анна стремится достичь чего-то большего в жизни.

Лев Толстой биография

Обратите внимание

Лев Николаевич Толстой – русский писатель, родивший в 1828 г. Он один из великих писателей в реализме своего времени. Сын помещика-землевладельца, Толстой осиротел в 9 лет и обучался в основном учителями из Франции и Германии.

В 16 лет Толстой поступил в Казанский университет, но достаточно быстро разочаровался в учебе и был отчислен. После бесплодной попытки улучшить жизнь крепостных в своем имении, он едет в Москву, где попадает в высшее общество.

В 1851 Толстой попадает в полк к своему брату на Кавказ, где впервые встречает казаков. Далее он с искренней симпатией описывает их жизнь и быт в романе “Казаки”, опубликованном в 1863. Также во время своей службы Толстой завершает два автобиографических романа, которые внезапно получают широкую огласку и одобрение.

Вернувшись в Санкт-Петербург, Толстой пропагандирует образование крестьянам, открыв местную начальную школу.

В 1862 он женится на Софье Андреевне Берс из московской светской семьи. В течение следующих 15 лет у него появилась большая семья с 19 детьми. В то же время он опубликовал два наиболее известных своих романа, “Войну и мир” (1869) и “Анну Каренину” (1877).

В беспристрастном романе “Исповедь” Толстой описывает свое духовное волнение и начинает долгий путь к моральному и общественному покою. По его мнению, он заложен в двух принципах Евангелия: любовь ко всем людям и сопротивление искушению дьявола.

Живя в самодержавной России, Толстой бесстрашно критикует социальное неравенство и беспрекословный авторитет государства и церкви.

Его дидактические очерки, переведенные на множество языков, завоевали сердца людей во многих странах из всех сфер жизни, многие приезжали к нему в Россию, ища совета.

Важно

В возрасте 82, мучимый несоответствием между своими убеждениями и барским укладом жизни, а так же бесконечными ссорами с женой, он поздно ночью покидает усадьбу. Через 3 дня он тяжело заболевает и умирает 20 ноября 1910 г. на железнодорожной станции. После смерти его высоко ценят в мире за удивительно высокие моральные принципы. Его произведения продолжают вдохновлять и сегодня.

Читайте также:  Характеристика герасима в рассказе "муму" тургенева: описание внешности и характера

Источник: https://www.referaty.com/anna-karenina/

«Анна Каренина»: интересные факты о великом романе

   Однажды известного американского писателя,
лауреата Нобелевской премии по литературе Уильяма Фолкнера попросили назвать
три лучших романа в мировой литературе, на что он, не задумываясь, ответил:
«Анна Каренина», «Анна Каренина», и ещё раз «Анна Каренина».

  17 апреля 1877 г. Лев Толстой завершил свой
знаменитый роман «Анна Каренина», над которым работал более четырех лет. Если
«Войну и мир» великий русский классик называл «книгой о прошлом», в которой
описывал прекрасный и возвышенный «целостный мир», то «Анну Каренину» он
называл «романом из современной жизни», где царит хаос добра и зла.

   Толстой начал писать один из самых
известных романов в истории русской литературы в 1873 г. Он давно уже
планировал написать такую книгу, в котором опишет любовь и жизнь падшей, с
точки зрения общества, женщины. Как начать роман, писатель придумал почти
сразу.

   В конце 1874 г. Толстой решился отдать в
«Русский вестник» первые главы романа (который был ещё очень далёк от своего
завершения), и теперь ему «поневоле» нужно было заниматься книгой, чтобы
успевать за ежемесячным журналом. Иногда он садился за работу с удовольствием,
а иногда восклицал: «Невыносимо противно» или «Моя Анна надоела мне, как
горькая редька».

   Вся читающая Россия сгорала от нетерпения
в ожидании новых глав «Анны Карениной», однако работа над книгой шла тяжело. Только
у первой части романа было десять редакций, всего же объём работы над рукописью
составил 2560 листов.

   Толстой сел за работу над книгой под
впечатлением от прозы Пушкина. Об этом говорят и свидетельства Софьи Толстой, и
собственные записи автора.

   В письме литературному критику Николаю
Страхову Толстой сообщал: «…

Я как-то после работы взял этот том Пушкина и,
как всегда (кажется, седьмой раз), перечел всего, не в силах был оторваться и
как будто вновь читал. Но мало того, он как будто разрешил все мои сомнения.

Совет

Не
только Пушкиным прежде, но ничем я, кажется, никогда я так не восхищался: «Выстрел»,
«Египетские ночи», «Капитанская дочка»!!! И там есть отрывок «Гости собирались
на дачу».

Я невольно, нечаянно, сам не зная зачем и что будет, задумал лица и
события, стал продолжать, потом, разумеется, изменил, и вдруг завязалось так
красиво и круто, что вышел роман, который я нынче кончил начерно, роман очень
живой, горячий и законченный, которым я очень доволен и который будет готов,
если бог даст здоровья, через две недели».

   Но через две недели роман не был готов —
Толстой продолжал работать над «Анной Карениной» ещё три года.

   Толстого не раз упрекали в том, что он
слишком жестоко поступил с Анной, «заставив её умереть под вагоном». На что
писатель отвечал: «Однажды Пушкин сказал своему приятелю: «Представь, какую
штуку выкинула моя Татьяна. Она вышла замуж. Этого я от неё не ожидал». То же я
могу сказать про Анну. Мои герои делают то, что они должны делать в
действительной жизни, а не то, что мне хочется».

  Местом действия для самоубийства Карениной
Толстой избрал подмосковную железнодорожную станцию Обдираловку, и сделал это
не случайно: в то время нижегородская дорога была одной из основных
промышленных магистралей, по ней часто ходили тяжело груженные товарные поезда.
В годы написания романа станцией пользовались в среднем 25 человек в день, а в
1939 г. она была переименована в Железнодорожную.

   Внешность Анны Карениной Толстой во многом
срисовал с дочери Александра Пушкина Марии Гартунг. От неё же Карениной
досталась и причёска, и любимое ожерелье: «Причёска её была незаметна. Заметны
были только, украшая её, эти своевольные короткие колечки курчавых волос,
всегда выбивающиеся на затылке и висках. На точеной крепкой шее была нитка
жемчугу».

  С наследницей великого поэта Толстой
познакомился в Туле за 5 лет до написания романа. Как известно, обаятельность и
остроумие выделяли Марию среди других женщин того времени, и она сразу
приглянулась писателю. Однако дочь Пушкина ни под какой поезд, конечно же, не
бросалась и даже пережила Толстого почти на десятилетие. Она скончалась в
Москве 7 марта 1919 года в 86-летнем возрасте.

   Ещё одним прототипом для Карениной
послужила некая Анна Пирогова, которая в 1872 г. в окрестностях Ясной Поляны
бросилась под поезд из-за несчастной любви. По воспоминаниям жены писателя
Софьи Толстой, Лев Николаевич даже ездил в железнодорожные казармы, чтобы
увидеть несчастную.

Обратите внимание

   Кроме того, в роду Толстых было сразу две
женщины, ушедших от мужей к любовникам (что в те времена было весьма редким
явлением). Литературоведы уверены, что их судьбы оказали не меньшее влияние на
образ и характер Карениной.

    Прототипом Вронского принято считать
Николая Николаевича Раевского, внука прославленного генерала, героя 1812 года,
чей подвиг Толстой описал на страницах романа «Война и мир».

   Также образ одного из главных героев
романа был близок поэту Алексею Константиновичу Толстому, ради которого Софья
Андреевна Бахметева ушла от своего мужа — эта история наделала в свете много
шума.

   В середине 1930-х годов, во время работы над
юбилейным изданием сочинений Толстого, литературоведы исследовали рукописный
фонд «Анны Карениной» и определили, что изначально роман начинался не со
знаменитых слов «Всё смешалось в доме Облонских», а со сцены в салоне будущей
княгини Тверской. Называлась эта черновая рукопись «Молодец баба», а главную
героиню сначала звали Татьяной, потом Наной (Анастасией) и лишь позже она стала
Анной.

  В мировой литературе роман «Анна Каренина»
признан одним из лучших произведений о любви. Поэтому не случайно он, как
магнитом притягивает к себе режиссеров (причем, как кино, так и театра) – его только
экранизировали больше тридцати раз, а сосчитать все поставленные по нему
спектакли вообще не представляется возможным, равно как и актрис, сыгравших
Анну.

Источник: https://alisa2002marina.blogspot.com/2017/04/blog-post_33.html

Два Алексея (о романе «Анна Каренина» Л. Н. Толстого)

Тяжело больная Анна в бреду произносит: «…какая странная, ужас­ная судьба, что оба Алексея, не правда ли?»

Любой писатель легко мог бы придумать для своих героев разные имена. Но автору «Анны Каре­ниной» для чего-то понадобилось сделать Каренина и Вронского тезками.

Может быть, все дело в значении имени? В переводе с греческого «Алексей» значит защитник (а «Анна» в переводе с древнееврейско­го — благодать).

Сумели ли они защитить благо­дать? Смогли ли выполнить то предназначение, кото­рое заключено в их имени?

Важно

Каренин и Вронский очень отличаются друг от друга и возрастом, и внешностью. Но если мы уж упомянули о внешности, то не можем не обратить ваше внимание на одну неожиданную деталь: оба они лысеют (беспощадный Толстой пишет: плеши­веют). Важнее, однако, другое сходство.

Оба они наделены нравственным спокойствием, твердостью, са­моуверенностью. В высшей степени знаменательна первая встреча двух Алексеев: «Спокойствие и само­уверенность Вронского здесь, как коса на камень, наткнулась на холодную самоуверенность Алексея Александровича ».

У Каренина и у Вронского были совершенно четкие правила, которым они подчиняли свою жизнь. Толстому это никогда не нравилось. Вспомните, как не любила жить «по правилам» Наташа Ростова.

И Кити, обращаясь к одной из своих знакомых (Ва­реньке), говорит: «Я не могу иначе жить, как по сердцу, а вы живете по правилам». Таковы мора­льные принципы самого Толстого. Оцените с этой точки зрения скрытую авторскую иронию, которая ощущается в описании Вронского.

В соответствии с его правилами, обязательно нужно было заплатить карточному шулеру, но не портному; нельзя было лгать мужчинам, но женщинам можно…

Свои правила были и у Каренина, отличавшиеся от Вронского, но столь же твердо установленные.

Он панически боялся естественности и простоты и старательно отгораживался от жизни, от реальных трудностей, от любых душевных переживаний.

«Пе­реноситься мыслью и чувством в другое существо было душевное действие, чуждое Алексею Александ­ровичу». Он считал это душевное действие «вред­ным и опасным» и поэтому потерял Анну.

В новом романе Толстой избегает однозначных решений. В «Войне и мире» было иначе. Там авторский приговор обычно был окончательным; от­рицательные персонажи не были даны в динамике, эволюции. Теперь взгляд Толстого изменился; он умеет увидеть правоту своей героини (и внушить к ней сочувствие читателей), но не исключает нали­чия своей правды и у Каренина.

Совет

Каренин — сухой, черствый человек, но все же человек, испытывающий горе, страдания, способный и на великодушие, и на жестокость. Замечательный артист Николай Хмелев, первый исполнитель роли Каренина в инсценировке, которая шла на сцене Московского Художественного театра в 1930-е гг.

Читайте также:  Графини хрюмины в "горе от ума": образы, характеристики, описание (бабушка и внучка хрюмины)

, говорил: «Когда я надел мундир Каренина и когда потрогал неживой рукой его баки, мне сказали с восхищением: вот, вот, главное вы нашли, вы — олицетворение бюрократического Петербурга, так и иг­райте! Я так и играю, но счастья нет в моей душе, творческого счастья.

Скажу по правде, меня втайне тянет к драме Каренина, ведь там есть драма и даже трагедия».

Каренину нужно было пережить катастрофу в собственной семье, чтобы рухнули те искусственные преграды, запреты, которые он воздвигал. «Я убит, я разбит, я не человек больше», — в отчаянии вос­клицает Каренин. Но для Толстого именно в этот момент он и становится человеком.

Раздраженная и раздосадованная Анна говорит о своем муже: «Это не мужчина, не человек, это кук­ла!.. Это министерская машина». Да, есть, конечно, в нем что-то от машины, но механичность, кукольность еще не определяет всего его существа.

Каренин не мог переноситься чувством и мыслями в другого человека. Но ведь такие «душевные действия» оказа­лись невозможными и для Анны.

Лишь однажды (да и то ненадолго) ей дано было заглянуть во внут­ренний мир мужа, увидеть в нем вовсе не злую кук­лу.

Это произошло тогда, когда взволнованный Ка­ренин сказал ей: «Да, вы только себя помните, но страдания человека, который был вашим мужем, вам не интересны. Вам все равно, что вся жизнь его рушилась, что он пеле… Пеле… пелестрадал».

Толстой пишет: «И в первый раз она на мгнове­ние почувствовала за него, перенеслась в него, и ей жалко стало его». Правда, Анна боится поверить этому своему ощущению: «Нет, это мне показа­лось…»

Обратите внимание

Анна не любит своего мужа, тут ничего не поде­лаешь. Но она несправедлива к нему. Вспомните, как во время ее тяжелой болезни он «стоял на коленях и рыдал, как ребенок».

Для Толстого сравнение Каренина («машины», «кук­лы») с ребенком значило очень многое. Теперь Каренин представляется Вронскому «не злым, не фальшивым, не смешным, но добрым, простым и величественным».

Пораженный Вронский совершает попытку самоубийства.

Каким же предстает на страницах романа второй Алексей, встреча с которым переломила всю жизнь Анны? Характер Вронского также сложен, как и характер других героев. Он был чем-то похож на своего тезку — Каренина.

Но, с другой стороны, оказывается, что способность к глубоким душевным порывам, внутренняя честность, бескомпромиссность сближают его с Левиным, который обычно воспри­нимается как антагонист Вронского. Достаточно со­слаться на мнение чуткой Анны: «…

несмотря на резкое различие, с точки зрения мужчины, между Вронским и Левиным, она, как женщина, видела в нем то самое общее, за что Кити полюбила и Вронского и Левина».

Любовь изменила Вронского, сделала его лучше, проще, естественней.

Принято восхищаться самоот­верженностью Анны, которая бросила смелый вызов светскому обществу. Но будем справедливы. Разве не сделал того же Вронский? Ради Анны он вышел в отставку (а был честолюбив), рассорился с ма­терью, сменил привычный образ жизни… Материал с сайта //iEssay.ru

О могучей преобразующей силе любви написано много произведений. Вспомните Тургенева, напри- р. И впереди у нас с вами еще Чехов, его «Дама с собачкой». Однако же есть в любви и трагическое начало, о чем так проникновенно писал любимый поэт Толстого Ф. И. Тютчев:

…Судьбы ужасным приговоромТвоя любовь для ней была,И незаслуженным позоромНа жизнь ее она легла!

Не содержится ли здесь, как в зародыше, суть той трагической ситуации, о которой рассказал Лев Толстой в «Анне Карениной»?

Важно

Анна и Вронский любят друг друга, но любви каждый из них думает прежде всего о себе, а не о другом. Нет той драгоценной способности «перенес­тись в него», как писал Толстой. «Они почувст­вовали, что рядом с их любовью, которая связывала их, установился между ними злой дух какой-то борьбы, которого она не могла изгнать ни из свое­го, ни, еще меньше, из его сердца».

Анна не понимает желания Вронского заняться какими-то своими интересами (выборы, земство и т. д.) и выводит его из себя бессмысленной и не­обоснованной ревностью.

Чего же она достигла? В его глазах появляется «злой взгляд человека, пре­следуемого и ожесточенного».

Но и он не проявлял снисходительности к ней, не мог понять до конца ее одиночества, отчаяния, неприкаянности… И этот Алексей не защитил ее, не спас.

На этой странице материал по темам:

  • два алексея в жизни анны
  • сравнительная характеристика вронского и каренина
  • цитатная характеристика анны карениной карениной
  • цитатна характеристика олексія кареніна
  • сравнение образов каренина и вронского

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/t/tolstoj-lev/stati/anna-karenina/dva-alekseya-o-romane-anna-karenina-l.-n.-tolstogo

15 мыслей известных людей об «Анне Карениной»

Вспоминаем 15 высказываний известных людей о великом романе Льва Толстого и его главной героине.

Анна Каренина

«Книга, по сути, о женщине, которая в некотором смысле ведет себя подло и низко, и играть ее роль, не пытаясь ничего приукрасить или упростить, нелегкая задача». Кира Найтли, актриса

«Анна Каренина – это неисчерпаемая роль. Это тотальная женщина и работы хватит на всех актрис. Мне близка толстовская Каренина, а остальное – лишь вариации на тему». Татьяна Друбич, актриса

«Неужели вы не заметили, что главная мысль этого великого
произведения такова: если женщина разошлась с законным мужем и сошлась с другим мужчиной, она неизбежно становится проституткой. Не спорьте! Именно так!». Анна Ахматова, поэт, писатель, литературный критик

«Сейчас, когда говорят «русский стиль», возникают только две ассоциации. Первая – это Анна Каренина, когда соболя, муфта, приталенная шубка, высокая шапка, каракуль. Вторая связана с пастернаковским «Доктором Живаго», когда революционные будни, шинель, с одной стороны, красные, с другой – белые…». Александр Васильев, историк моды

«Я очень хочу сыграть Анну Каренину. Еще мне очень нравится «Война и мир» – хотелось бы сыграть Наташу Ростову, но этот шанс я уже упустила». Николь Кидман, актриса 

«Самое большое несчастье моей жизни – гибель Анны Карениной». Сергей Довлатов, писатель

«В «Анне Карениной» проведен взгляд на виновность и преступность человеческую… Ясно и понятно до очевидности, что зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекаря-социалисты, что ни в каком устройстве общества не избегнете зла, что душа человеческая останется та же, что ненормальность и грех исходят из нее самой…». Федор Михайлович Достоевский, писатель

«Анна Каренина – тяжелый наркоман!». Катя Метелица, писатель

«Для меня она олицетворяет тайну женственности, возможность, которую я чувствовала внутри себя. Я почувствовала, что женщины могут сделать абсолютно все ради любви. А Анна является высшим олицетворением этого». Софи Марсо, актриса

«Все исправные роботы похожи друг на друга, каждый неисправный робот не срабатывает по-своему». Цитата из романа «Андроид Каренина» Бена Х. Уинтерса

«Муж образцовый семьянин, дите на радость маме, сыта, обута, все при ней, чего желать еще? И не услышана никем в своей сердечной драме решила Аня навсегда покончить с жизнью счет». Сергей Трофимов (Трофим), певец

«Мне кажется, что Каренин был готов к тому, что ему разобьют сердце. У меня такое ощущение, что, чем больше Каренин узнает, тем больше он делает для того, чтобы сохранить брак.

Он не обязан дарить страсть и романтику, в нем этого может и не быть, но он был так воспитан, он наблюдал это в поведении своих родителей.

Он позволяет своему сердцу управлять собой настолько, насколько это вообще возможно». Джуд Лоу, актер

«Толстой в «Анне Карениной» – это совершенно новый, непривычный писатель. Даже не психолог, а глубочайший психоаналитик, совершивший тончайшее погружение в подсознание человека. Он открыл то, что позже стали называть фрейдизмом». Борис Эйфман, хореограф, балетмейстер

«Анна – это раскрепощенная женщина, протестующая против чопорного ханжества и свободная в проявлениях своего честного, праведного чувства». Татьяна Самойлова, актриса

«Я все написал в «Анне Карениной» – ничего не осталось». Лев Николаевич Толстой, писатель, автор романа «Анна Каренина»

Источник: https://domashniy.ru/knigi/15_mnenij_ob_anne_kareninoj/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector