40 вопросов о чичикове из поэмы “мертвые души” с ответами: анализ произведения

40 вопросов о Чичикове из поэмы “Мертвые души” с ответами: анализ произведения

40 вопросов о Чичикове из поэмы

Чичиков и трактирный слуга.
Художник М. Далькевич

Господин Чичиков является главным героем знаменитой поэмы “Мертвые души” Гоголя.

В этой статье представлены популярные вопросы о Чичикове и других героях с ответами, анализ произведения в вопросах и ответах.

Смотрите: 
– Все материалы о Чичикове
– Краткое содержание поэмы
– Все материалы по “Мертвым душам”




1. Как зовут Чичикова?

Чичикова зовут Павлом Ивановичем.


2. Как зовут коней Чичикова?

Коней Чичикова зовут так: Гнедой, Заседатель и Бонапарт.

3. Как зовут кучера Чичикова?

Кучера Чичикова зовут Селифаном.


4. Как зовут слугу (лакея) Чичикова?

Слугу (лакея) Чичикова зовут Петрушкой.

5. С какой суммы начиналась карьера Чичикова? 

Получив от отца полтину (50 копеек),  маленький Павлуша Чичиков еще в училище зарабатывает свои первые 5 рублей благодаря своей предприимчивости . Таким образом, можно считать, что карьера Чичикова началась с 50 копеек. Также на этот вопрос можно ответить и так: карьера Чичикова началась с 1000 рублей, которые тот выручил после продажи отцовского дома. 

6. Чем похожи Чичиков и Плюшкин?

Чичиков и Плюшкин похожи тем, что они оба – экономные, жадные и подозрительные люди.

7. Чем Чичиков похож на Собакевича?

Чичиков похож на Собакевича тем, что оба эти героя везде ищут свою выгоду, а также они оба основательно и серьезно походят к делу. 

8. Кто научил Чичикова копить копейку?

Отец научил Чичикова копить копейку. В детстве отец дал Чичикову наставление, которому тот неукоснительно следовал всю жизнь. 9. Почему Чичиков был уволен с таможни?

Чичиков был уволен со службы на таможне за сговор с контрабандистами.

10. В какой последовательности Чичиков посещает помещиков?

Чичиков посещает помещиков в такой последовательности: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.

11. Кого из помещиков Чичиков посещает первым?

Первым Чичиков посещает Манилова. 
12. Кого из помещиков Чичиков посещает вторым?

Вторым Чичиков посещает Коробочку. 

13. Кого из помещиков Чичиков посещает третьим?

Третьим Чичиков посещает Ноздрева. 

14. Кого из помещиков Чичиков посещает четвертым?

Четвертым Чичиков посещает Собакевича. 


15. Кого из помещиков Чичиков посещает пятым?

Пятым Чичиков посещает Плюшкина. 

16. Как называется первая усадьба на пути Чичикова?

Первая усадьба на пути Чичикова называется Маниловка.

17. Кому обязан Чичиков своим разоблачением?

Чичиков обязан своим разоблачением помещице Коробочке. Именно она приезжает в город и рассказывает о скупке “мертвых душ” Чичиков.

18. Для чего Чичиков скупает “мертвые души”?

Чичиков скупает “мертвые души”, чтобы разбогатеть. Он хочет получить ссуду под залог “мертвых душ”. Читайте об этом подробнее здесь.

19. Чем Собакевич угощает Чичикова?

Собакевич угощал Чичикова водкой, щами, бараньим желудком, бараньим боком, ватрушками, гусем и вареньем из редьки.

20. Какой чин носит господин Чичиков?

Чичиков носит чин коллежского советника. 

21. Как Гоголь называет Чичикова?

Гоголь называет Чичикова “хозяином”, “приобретателем”.

22. Как господин Чичиков называет Ноздрева?

Чичиков за глаза называет Ноздрева “человеком-дрянью”.

23. Как Ноздрев называет Чичикова во время ссоры?

Во время ссоры Ноздрев называет Чичикова так: “Фетюк просто!”, “совершенный Собакевич, такой подлец!”, “Такой шильник*, печник гадкий!” (*шильник – плут).

24. Чем Ноздрев угощает Чичикова?

Ноздрев угощает Чичикова балыком, супом, другими неизвестными нам блюдами, а также самыми разными винами.

25. За кого Чичиков принимет помещика Плюшкина?

Чичиков принимает Плюшкина за бабу-ключницу.

26. Чем Плюшкин собирается угощать Чичикова?

Плюшкин собирается угощать Чичикова старым сухарем.

27. В какой город приезжает Чичиков?

Чичиков приезжает в провинциальный город N (также город NN – оба варианта используются автором).


28. Во что однажды играют вместе Чичиков и Ноздрев?

Чичиков и Ноздрев играет в шашки. При этом Ноздрев играет нечестно.


29. Чем Манилов угощает Чичикова?

Манилов угощает Чичикова щами.


30. Куда Чичиков намеревается поехать после Манилова?

От Манилова господин Чичиков намеревается поехать к Собакевичу. Но по пути он попадает к Коробочке и Ноздреву.

 31. Как Чичиков попадает к Коробочке?

Чичиков попадает к Коробочке, потому что сбивается с пути и ищет ночлега.

32. Кто отдает “мертвые души” Чичикову бесплатно?

Манилов бесплатно отдает “мертвые души” Чичикову . 

33. Какого цвета фрак Чичикова?

У Чичикова фрак “брусничного цвета с искрой”.

34.  Что разбудило Чичикова в доме Коробочки?

В доме Коробочки Чичикова разбудила муха, залетевшая в нос.

35.  Как Чичиков называет Коробочку?

Чичиков называет Коробочку “дубинноголовой” и “крепколобой”.

36. Кто из героев предлагает почесать пятки Чичикову?

Коробочка предлагает почесать пятки Чичикову на ночь.

 37. Чем Коробочка угощает Чичикова?

Коробочка угощает Чичикова следующими продуктами: 

“… грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом, припекой со сняточками […] Пресный пирог с яйцом!…”

38. Как зовут детей Манилова?

Детей Манилова зовут Фемистоклюс и Алкид.

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/06/voprosy-i-otvety-o-chichikove-mertvye-dushi-test.html

40 вопросов о Чичикове из поэмы «Мертвые души» с ответами: анализ произведения

  1. Какое образование получил Чичиков?

Павел Иванович обучался сперва в училище ( где проявил только лишь свои лучше качества и показал себя как достаточно трудолюбивый и почтительный ученик), после этого он обучался в Казенной Палате, где и внял мастерство подстраиваться под окружающую его среду, что в процессе и предрешило его судьбу.

  1. Как звали коней Чичикова?

Их звали Гнедой, Бонапарт и Заседатель.

  1. Как назывался экипаж Чичикова?

Бричка.

  1. Какое имя носил слуга Чичикова?

Его имя было Петрушка.

  1. Кем был отец Павла Ивановича?

Отцом был Иван Чичиков – обедневший дворянин. С самого детства он учил сына честности, воспитанию и благородству. Как только Павел поступил на обучение в училище – его отец умирает, оставив в наследство «полтину меди да завет старательно учиться».

  1. Какой был характер у Чичикова?

Отличительной чертой его характера можно назвать целеустремленность, хитрость, настойчивость в достижении своих целей. Также, при анализе произведения, можно сделать вывод, что он был достаточно предприимчив и деятелен.

  1. В какой город приехал Чичиков?

Гоголь не дал названия городу, в который приехал Чичиков и назвал его просто – город N.

  1. Как проявил себя Чичиков в новом городе?

При переезде, Чичиков с первого дня начал налаживать свой положительный имидж в городе и устанавливать большое количество полезных социальных знакомств. К каждому новому знакомому Чичиков подбирал свой, особенный стиль общения и подстраивался под характер каждого. И через довольно короткий промежуток времени он зарекомендовал себя как довольно весомый персонаж  городе.

  1. Имеет ли значение то, с какой последовательностью Гоголь изображал помещиков?

Да, последовательность имела большое значение. С помощью этой последовательности была показана степень деградации у помещиков. А последовательность выглядела так:  Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. .

  1. Какие отношения были у Чичикова с Маниловым?

Чичиков и Манилов очень быстро нашли общий язык. В произведении подчеркнуто, насколько обходительно обращался Чичиков с Маниловым и как он не скупился на различные комплименты.

  1. Как звали детей Манилова?

Детей звали Фемистоклюс и Алкид.

  1. Что обещал привезти в подарок детям Манилова Чичиков?

Барабан и саблю.

  1. Кто отдал Чичикову бесплатно «мертвые души»?

Манилов.

  1. Как Чичиков попал к Коробочке?

Чичиков по дороге от Манилова сбился с дороги и в поисках ночлега попал к Коробочке.

  1. Какие отношения были у Чичикова и Коробочки?

При общении с Коробочкой Чичиков сделал вывод относительно сложности ее характера, и при общении не проявлял ни галантности, ни красноречия. После того, как Чичиков совершенно отчаялся проявлять любезность он «вышел совершенно из границ всякого терпения, хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей черта».

  1. Что предлагала Чичикову Коробочка?

Она предлагала ему почесать пятки.

  1. Как называл Чичиков Коробочку?

Он ее называл «крепколобая» и «дубинноголовая».

  1. Как происходило общения Чичикова и Ноздрева?

В процессе общения с Ноздревым Чичиков проявлял дружелюбие и открытость. Он вел себя с ним как «закадычный друг». Общались они исключительно на «ты» и не признавали никаких рамок формальности при общении.

  1. Как Чичиков называл Ноздрева?

За глаза он называл Ноздрева не иначе, как «человек-дрянь».

  1. Какие сходные черты имели Чичиков и Собакевич?

Они были достаточно дотошны к деталям и постоянно искали выгоду в любой сложившейся ситуации.

  1. Кто продал Елизавету Воробей Чичикову?

Собакевич

  1. Какую цену потребовал за «мертвые души» у Чичикова Собакевич?

Он потребовал 100 рублей

  1. Отношения Чичикова и Плюшкина: где правда, а где обман?

Чичиков по отношению к Плюшкину играл роль этакого доброжелателя, который хочет взять шефство над старым и беззащитным стариков. И именно поэтому доброжелательность и показательная благотворительность – были верными спутниками Чичикова в процессе установления отношений с Плюшкином.

  1. При первом знакомстве, за кого Чичиков принял Плюшкина?

Плюшкина Чичиков принял за старуху-ключницу.

  1. Какие общие черты были у Плюшкина и Чичикова?

Они обо были достаточно жадны и мелочны, а также основой своей жизни считали деньги.

  1. Чем занимался Чичиков до того как начал скупать «мертвые души»?

Чичиков работал таможенником и за оформление нужных документов частенько брал мзду, именно в процессе работы он и придумал аферу с «мертвыми душами».

  1. Почему Чичиков был уволен с таможни?

Чичиков был пойман в процессе получения взятки от контрабандистов.

  1. Что такое «мертвые души»?

Мертвые души – это документы, на недавно умерших крестьян, смерть которых еще не оформлена должным образом. До процесса оформления документов – они считались «живыми».

  1. Зачем Чичиков скупал «мертвые души»?

Он их скупал для того, что показать свой «вес в обществе» имея в собственности большое количество крепостных. С помощью этих документов, Чичиков собирался взять крупную ссуду в банке оставив под залог всех «своих» крестьян. Также Чичиков очень хотел слыть богатым, а «мертвые души» помогали ему  слыть богатым помещиком с большим количеством крепостных.

Он носил чин коллежского советника.

  1. Что собирался сделать Чичиков с полученными в банке средствами?

Точного определения намерений Чичикова в произведении не указано, однако указано было только то, что после того, как он получит деньги в собственность – Чичиков собирался исчезнуть и жить в свое удовольствие.

  1. Благодаря кому Чичиков не смог провернуть свою аферу?

Благодаря Коробочке. Она приехала в город и рассказала по поводу того, что Павел Иванович скупает «мертвые души».

  1. С кого написан образ Чичикова?

Образ Чичикова является собирательным с различных качеств помещиков того времени. В нем присутствуют как положительные, так и отрицательные качества помещиков.

  1. Когда была опубликована поэма?

Поэма была опубликована в мае 1842 года.

  1. Сколько глав содержалось в «Мертвых душах»?

Всего поэма содержала 11 глав. Каждая из них имела отдельную логическую линию, но в совокупности показала целостное произведение.

  1. Зачем Гоголь в поэме написал притчу о Кифе Мокиивиче и Мокии Кифовиче?

Гоголь написал эту притчу для того, чтоб показать результат действий, когда люди закрывают на все глаза только лишь для того, чтоб в обществе не узнали о существующих проблемах.

  1. Кто в романе рассказывал «Повесть о капитане Копейкине?»

Почтмейстер.

  1. Какой жанр у произведения «Мертвые души»?

Согласно аналогии с «Божественной комедией» Данте, «Мертвые души» – это поэма. В ней большое количество лирических отступлений и аллегорий, которые заставляют читателя проводить параллели между написанным и реальностью того времени.

  1. Какие особенности композиции поэмы?

События поэмы происходят во времени и пространстве, этот эффект достигается с помощью описания дороги; имеется большое количество лирических отступлений; перечень помещиков не случаен, а изображен с использованием степени деградации.

  1. Какой завет положил в смысл произведения Гоголь?

В своем произведении Гоголь отобразил то, что человек должен оставаться собой в любой жизненной ситуации. А также, он показал пример того, насколько человек может «потерять человеческий облик» поддаваясь соблазнам.

Читайте также:  Анализ рассказа "господин из сан-франциско" бунина

Источник: http://sochinenieliteratura.com/1446

Тест (с ответами) к поэме “Мёртвые души”

Тест по поэме Гоголя Н.В. «Мёртвые души»

1. Кому принадлежит идея «Мёртвых душ»?

1) Гоголю, автору произведения

2) Пушкину А.С.

3) Грибоедову А.С.

4) Лермонтову М.Ю.

2. Укажите жанр произведения Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

1) притча

2) повесть

3) роман

4) поэма

3. В чем проявляется лирический элемент в произведении «Мёртвые души»?

1) в любовной интриге

2) в размышлениях Чичикова обо всем, что он видел

3) в лирических отступлениях

4) в пейзажных зарисовках

4. Укажите основную тему произведения.

1) жизнь крестьян

2) жизнь всей России

3) жизнь помещиков

4) жизнь чиновников

5. Укажите правильное продолжение высказывания.

Все части произведения связаны

1) образом помещиков

2) образом Чичикова

3) образом автора-повествователя

4) общим сюжетом

6. С каким мотивом тесно связан образ автора?

1) дороги

2) дружбы

3) свободы

4) клетки

7. Автор выступает в произведении как

1) действующее лицо

2) приятель главного героя

3) повествователь и лирический герой

4) сторонний наблюдатель

8. Укажите правильное продолжение высказывания.

Смысл названия произведения состоит в том, что

1) в основе произведения лежит фантастический сюжет

2) Гоголь называет «мёртвыми душами» крепостников и чиновников

3) автор объявил «мёртвыми душами» крепостных крестьян

4) главное в произведении – афера Чичикова по скупке бумаг на умерших крестьян

9. Кого в произведении можно назвать поистине живыми душами?

1) Чичикова и автора

2) умерших крестьян и автора произведения

3) губернское общество и Манилова

4) Селифана и Чичикова

10. Укажите верную последовательность помещиков, к которым заезжал Чичиков.

1) Коробочка, Манилов, Собакевич, Плюшкин, Ноздрев

2) Манилов, Собакевич, Плюшкин, Коробочка, Ноздрёв

3) Коробочка, Собакевич, Ноздрёв, Манилов, Плюшкин

4) Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин

11. С какой целью Н.В. Гоголь именно в такой последовательности показал помещиков?

1) Помещики показаны произвольно.

2) Автор указывает на степень деградации, омертвления.

3) Н.В. Гоголь таким образом противопоставляет помещиков друг другу.

4) Автор указывает на степень оживления героев.

12. Почему Гоголь в своём произведении подробно останавливается на биографии Чичикова?

1) Автор хотел показать процесс становления и развития характера главного героя.

2) Для читателя необходимо знать все подробности жизни главного героя.

3) Гоголь хотел провести параллель между Чичиковым и Плюшкиным.

4) Автор хотел показать, что жизнь Чичикова – это пример для подражания.

13. С какой целью Гоголь вводит в своё произведение «Повесть о капитане Копейкине»?

1) расширить круг действующих лиц

2) показать, к чему приводит нищета и безвыходность

3) указать на бюрократизм чиновников

4) опровергнуть суждение о безнаказанности властей

14. К какому типу литературных героев можно отнести капитана Копейкина?

1) «маленький человек»

2) «лишний человек»

3) «благородный разбойник»

4) резонёр

15. Какая проблема не поднята в произведении Н.В. Гоголя «Мёртвые души»?

1) проблема варварства

2) проблема ложных ценностей

3) проблема нравственного падения

4) проблема разрушающего влияния денег

ОТВЕТЫ: 1 – 2, 2 – 4, 3 – 3, 4 – 2, 5 – 3, 6 – 1, 7 – 3, 8 – 2, 9 – 2, 10 – 4, 11 – 2, 12 – 1, 13 – 4, 14 – 3, 15 – 1.

Источник: https://infourok.ru/test-s-otvetami-k-poeme-myortvie-dushi-774649.html

Чичиков в повести Н.В. Гоголя «Мертвые души»: анализ героя, образ и характеристика

Меню статьи:

Мы часто говорим, что не в деньгах счастье, но при этом всегда отмечаем, что человек с деньгами находится в более выгодном положении, может позволить себе больше бедняка.

Множество художественных произведений на тему свадьбы с нелюбимым, но богатым или возникшей несправедливости связанной с подкупами наводит на еще одну известную фразу: деньги правят миром. Наверное, именно поэтому, человек с малым капиталом часто стремится любой ценой улучшить свое материальное положение.

Не всегда эти методы и способы законны, они часто противоречат принципам морали. Об одном из таких поступков рассказывает Н.Гоголь в поэме «Мертвые души».

Кто такой Чичиков и зачем он приезжает в город N

Главный герой повествования отставной чиновник Павел Иванович Чичиков. Он «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Он считает себя человеком приятной наружности, особенно ему нравилось свое лицо «которое любил искренно и в котором, как кажется, привлекательнее всего находил подбородок, ибо весьма часто хвалился им пред кем-нибудь из приятелей».

Этот человек путешествует по селам России, но цель у него отнюдь не столь благородная, как на первый взгляд думается. Павел Иванович покупает «мертвые души» то есть, документы на право владения людьми, которые умерли, но еще не были занесены в списки умерших.

Обратите внимание

Перепись крестьян проводилась раз в несколько лет, поэтому эти самые «мертвые души» зависали и документально считались живыми. Они представляли немало хлопот и растрат, так как за них было необходимо делать уплаты до следующей переписи (ревизийских сказок).

Предложение Чичикова о продаже этих людей для помещиков звучит более чем заманчиво. Многие находят предмет покупки очень странным, это звучит подозрительно, но желание быстрее избавится от «мертвых душ» берет свое – один за одним помещики соглашаются на продажу (исключение составил только Ноздрев).

Но зачем же нужны Чичикову «мертвые души»? Он сам об этом говорит так: «Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока еще не подавали новых ревизских сказок, приобрети их, положим, тысячу, да, положим, опекунский совет даст по двести рублей на душу: вот уж двести тысяч капиталу».

Другими словами, Павел Иванович планирует перепродать свои «мертвые души», выдав их за живущих людей. Конечно, без земли продать крепостных невозможно, но он и здесь находит выход – покупка земли в отдаленном месте, «за копейки».

Естественно, что такой план продиктован не хорошими условиями жизни и финансовым положением, но, как ни крути, это бесчестный поступок.

Значение фамилии

Об этимологии фамилии Павла Ивановича сложно судить однозначно. Она не так прозаична, как фамилии других персонажей поэмы, но сам факт, что фамилии других персонажей являются их характеристикой (обращают внимание на нравственные или физические изъяны) подталкивает на мысль, что с Чичиковым должна быть похожая ситуация.

И так, вполне вероятно, что эта фамилия произошла от слова «чичик». В западноукраинских говорах так называли певчую птицу небольших размеров. Н. Гоголь был связан с Украиной, поэтому можно предположить, что он имел в виду именно это значение слова – Чичиков, подобно птице, поет всем красивые песни.

Важно

Других зафиксированных словарями значений нет. Сам автор нигде не объясняет, почему выбор пал именно на это слово и что он хотел сказать, наградив Павла Ивановича такой фамилией.

Поэтому данную информацию следует воспринимать на уровне гипотезы, утверждать, что это абсолютно верное объяснение невозможно в виду малого количества информации по этому поводу.

Личность и характер

Приехав в город N, Павел Иванович знакомится с местными помещиками, губернатором. Он производит на них хорошее впечатление.

Такое начало доверительных отношений способствовало дальнейшим покупкам Чичикова – о нем говорили, как о человеке высоких нравов и отличного воспитания – такой человек не может быть аферистом и обманщиком.

Но, как оказалось, это был всего лишь тактический ход, позволяющий ловко обмануть помещиков.

Первое что удивляет в Чичикове – его отношение к гигиене. Для многих его новых знакомых – это стало признаком человека из высшего общества.

Павел Иванович «проснувшись поутру очень рано, вымывшись, вытершись с ног до головы мокрою губкой, что делалось только по воскресным дням». Он « чрезвычайно долго тер мылом обе щеки», когда умывался, «выщипнул вылезшие из носу два волоска».

В итоге окружающие решили, что «в приезжем оказалась такая внимательность к туалету, какой даже не везде видывано».

Чичиков – подлиза. «В разговорах с сими властителями он очень искусно умел польстить каждому». При этом о себе старался ничего конкретного не рассказывать, обходиться общими фразами, присутствующие думали, что это он делает из-за скромности.

Совет

К тому же фразы «он не значащий червь мира сего и не достоин того, чтобы много о нем заботились, что испытал много на веку своем, претерпел на службе за правду, имел много неприятелей, покушавшихся даже на жизнь его, и что теперь, желая успокоиться, ищет избрать наконец место для жительства» вызывали у окружающих некое чувство жалости к Чичикову.

В скором времени о нем стали лестно отзываться все новые знакомые, старались угодить «такому приятному, образованному гостю».

Манилов, характеризируя, Чичикова утверждал, что «готов он ручаться, как за самого себя, что он бы пожертвовал всем своим имением, чтобы иметь сотую долю качеств Павла Ивановича».

«Губернатор об нем изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор – что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек; председатель палаты – что он знающий и почтенный человек; полицеймейстер – что он почтенный и любезный человек; жена полицеймейстера – что он любезнейший и обходительнейший человек».

Как видим, проникнуть в доверие помещиков и губернатора Павлу Ивановичу удалось наилучшим образом.

Ему удавалось соблюсти тонкую грань и не перегибать палку с лестью и похвалами в сторону помещиков – его ложь и подхалимство были сладки, но не настолько, чтобы ложь бросалась в глаза.

Павел Иванович умеет не только подать себя в обществе, но и обладает талантом убеждать людей. Не все помещики без вопросов были согласны распрощаться со своими «мертвыми душами». Многие, как например Коробочка, очень сомневались о правомерности такой продажи.

Павлу Ивановичу удается добиться своего и убедить в том, что такой продаже нет ничего необычного.

Следует отметить, что Чичиков обладает развитыми интеллектуальными способностями.

Это проявляется не только при обдумывании плана об обогащении на «мертвых душах», но и в манере ведения беседы – он умеет поддержать разговор на должном уровне, не имея достаточной обознаности в том или ином вопросе выглядеть умным в глазах других нереально и никакая лесть и подхалимство не способно спасти ситуацию.

К тому же, он очень дружен с арифметикой и умеет быстро провести математические действия в уме: «Семьдесят восемь, семьдесят восемь, по тридцати копеек за душу, это будет… — здесь герой наш одну секунду, не более, подумал и сказал вдруг: — это будет двадцать четыре рубля девяносто шесть копеек».

Обратите внимание

Павел Иванович умеет адаптироваться под новые условия: «он почувствовал, что слово «добродетель» и «редкие свойства души» можно с успехом заменить словами «экономия» и «порядок»», хотя не всегда может быстро сообразить, что нужно сказать: «Уже несколько минут стоял Плюшкин, не говоря ни слова, а Чичиков все еще не мог начать разговора, развлеченный как видом самого хозяина, так и всего того, что было в его комнате».

Обзаведшись крепостными, Павел Иванович чувствует неловкость и тревогу, но это не муки совести – он хочет побыстрее покончить с делом и боится, что что-то может пойти не так «все-таки приходила мысль: что души не совсем настоящие и что в подобных случаях такую обузу всегда нужно поскорее с плеч».

Однако его обман был раскрыт – Чичиков в одно мгновение превращается из предмета поклонения и желаемого гостя в предмет насмешек и слухов, его не пускают в дом губернатора. «Да вас-то именно одних и не велено пускать, других всех можно» – говорит ему швейцар.

Читайте также:  Характеристика мужика в "повести о том, как один мужик двух генералов прокормил": описание героя

Остальные тоже не рады его видеть – они мямлят что-то невнятное. Это приводит Чичикова в замешательство – он не может понять, что случилось. Слухи о его афере доходят до самого Чичикова. В результате он уезжает восвояси.

В последней главе, мы узнаем, что Павел Иванович незнатного происхождения, родители его старались обеспечить ему лучшую жизнь, поэтому, отправляя его в самостоятельную жизнь, дали ему такие советы, которые бы, как думалось родителям, позволили бы занять хорошее место в жизни: «Павлуша, учись… больше всего угождай учителям и начальникам. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку… Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

Таким образом, Павел Иванович, руководствуясь советом родителей жил так, чтобы нигде не тратиться и копить деньги, но, заработать честным путем значительный капитал оказалось делом нереальным, даже при строгой экономии и знакомстве с богачами.

План по покупке «мертвых душ» должен был обеспечить Чичикова состоянием и деньгами, но на практике оказалось все не так. Клеймо афериста и нечестного человека прочно прилипло к нему.

Извлек ли сам герой урок их сложившейся ситуации – вопрос риторический, вполне вероятно, что второй том должен бы приоткрыть тайну, но, к сожалению, Николай Васильевич его уничтожил, поэтому читателю остается лишь догадываться о том, что произошло дальше и стоит ли винить Чичикова за такой поступок или необходимо смягчить его вину, ссылаясь на принципы, которым подчинено общество.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolajj-gogol/mertvye-dushi-chichikov.html

«Мертвые души», анализ произведения Гоголя

Над этим произведением Николай Васильевич Гоголь работал 17 лет. По замыслу писателя грандиозный литературный труд должен был состоять из трех томов. Сам Гоголь не раз сообщал, что идею произведения ему предложил Пушкин. Александр Сергеевич был также одним из первых слушателей поэмы.

Работа над «Мертвыми душами» шла сложно. Писатель несколько раз менял концепцию, переделывал отдельные части. Только над первым томом, который был опубликован в 1842 году, Гоголь трудился шесть лет.

За несколько дней до смерти писатель сжег рукопись второго тома, от которого уцелели лишь черновики первых четырех и одной из последних глав. Третий том автор так и не успел начать.

Важно

Поначалу Гоголь считал «Мертвые души» сатирическим романом, в котором намеревался показать «всю Русь». Но в 1840 году писатель серьезно заболел, а исцелился буквально чудом.

Николай Васильевич решил, что это знамение – сам Творец требует, чтобы он создал нечто служащее духовному возрождению России. Таким образом, замысел «Мертвых душ» был переосмыслен. Появилась идея создать трилогию по типу «Божественной комедии» Данте.

Отсюда и возникло жанровое определение автора – поэма.

Гоголь считал, что в первом томе нужно показать разложение крепостнического общества, его духовное обнищание. Во втором дать надежду на очищение «мертвых душ». В третьем уже планировалось возрождение новой России.

Основой сюжета поэмы стала афера чиновника Павла Ивановича Чичикова. Суть ее заключалась в следующем. Перепись крепостных проводилась в России через каждые 10 лет.

Поэтому крестьяне, умершие в период между переписями, по официальным документам (ревизской сказке) числились живыми. Цель Чичикова – скупить «мертвые души» по низкой цене, а затем заложить их в опекунском совете и получить большие деньги.

Мошенник рассчитывает на то, что помещикам такая сделка выгодна: не нужно до следующей ревизии платить за усопших налоги. В поисках «мертвых душ» Чичиков и путешествует по России.

Такая сюжетная канва позволила автору создать социальную панораму России. В первой главе происходит знакомство с Чичиковым, затем автор описывает его встречи с помещиками и чиновниками. Последняя глава снова посвящена аферисту. Образ Чичикова и его покупка мертвых душ объединяют сюжетную линию произведения.

Помещики в поэме – типичные представители людей своего круга и времени: расточители (Манилов и Ноздрев), накопители (Собакевич и Коробочка). Завершает эту галерею расточитель и накопитель в одном лице – Плюшкин.

Образ Манилова особенно удался. Этот герой дал название целому явлению российской действительности – «маниловщина».

В общении с окружающими Манилов мягкий до приторности, любящий позерство во всем, но пустой и совершенно бездеятельный хозяин.

Совет

Гоголь показал сентиментального мечтателя, который способен лишь выстраивать красивыми рядками выбитый из трубки пепел. Манилов глуп и живет в мире своих бесполезных фантазий.

Помещик Ноздрев, напротив, очень деятелен. Но его кипучая энергия направлена вовсе не на хозяйственные заботы. Ноздрев игрок, мот, гуляка, хвастун, пустой и легкомысленный человек. Если Манилов стремится всем угодить, то Ноздрев постоянно пакостит. Не со зла, правда, такова его натура.

Настасья Петровна Коробочка – тип хозяйственной, но недалекой и консервативной помещицы, достаточно прижимистой. Круг ее интересов: кладовая, амбары и птичник. Даже в ближайший город Коробочка выбиралась два раза в жизни. Во всем, что выходит за пределы ее каждодневных забот, помещица непроходимо тупа. Автор называет ее «дубинноголовой».

Михаила Семеновича Собакевича писатель отождествляет с медведем: он неповоротливый и неуклюжий, но крепкий и сильный. Помещика в первую очередь интересуют практичность и долговечность вещей, а не их красота.

Собакевич, несмотря на грубую внешность, обладает острым умом и хитростью. Это злобный и опасный хищник, единственный из помещиков способный принять новый капиталистический уклад.

Гоголь замечает, что приходит время таких жестоких деловых людей.

Образ Плюшкина не вписывается ни в какие рамки. Старик недоедает сам, морит голодом крестьян, а в его кладовых гниет множество продуктов, сундуки Плюшкина забиты дорогими вещами, которые приходят в негодность. Невероятная скупость лишает этого человека семьи.

Чиновничество в «Мертвых душах» – насквозь продажная компания воров и жуликов. В системе городской бюрократии писатель крупными мазками рисует образ «кувшинного рыла», готового мать родную продать за взятку. Не лучше недалекий полицмейстер и паникер-прокурор, который умер от страха из-за аферы Чичикова.

Главный герой – проходимец, в котором угадываются некоторые черты других персонажей. Он любезен и склонен к позерству (Манилов), мелочен (Коробочка), жаден (Плюшкин), предприимчив (Собакевич), самовлюблен (Ноздрев).

В среде чиновников Павел Иванович чувствует себя уверенно, поскольку прошел все университеты мошенничества и взяточничества. Но Чичиков умнее и образованнее тех, с кем имеет дело.

Он – прекрасный психолог: приводит в восторг губернское общество, мастерски ведет торг с каждым помещиком.

В название поэмы писатель вкладывал особый смысл. Это не только умершие крестьяне, которых скупает Чичиков. Под «мертвыми душами» Гоголь понимает опустошенность и бездуховность своих персонажей. Нет ничего святого для стяжателя Чичикова.

Обратите внимание

Утратил всякое человеческое подобие Плюшкин. Коробочка ради наживы не против и гробы выкапывать. У Ноздрева хорошо живется только собакам, собственные дети заброшены. Беспробудным сном спит душа Манилова.

Нет ни капли порядочности и благородства у Собакевича.

Иначе выглядят помещики во втором томе. Тентетников – разочаровавшийся во всем философ. Он погружен в размышления и не занимается хозяйством, но умен и талантлив. Костанжогло и вовсе образцовый помещик. Миллионер Муразов тоже вызывает симпатию. Он прощает Чичикова и заступается за него, помогает Хлобуеву.

Но перерождения главного героя мы так и не увидели. Человек, пустивший в свою душу «золотого тельца», взяточник, казнокрад и мошенник вряд ли сможет стать другим.

Писатель не нашел в течение жизни ответ на главный вопрос: куда несется, как быстрая тройка, Русь? Но «Мертвые души» остаются отражением России 30-х годов XIX века и удивительной галереей сатирических образов, многие из которых стали нарицательными. «Мертвые души» – яркое явление в русской литературе. Поэма открыла в ней целое направление, которое Белинский назвал «критическим реализмом».

  • «Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя

  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение

  • «Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

  • «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя

  • «Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

  • «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя

  • «Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя

  • «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя

  • «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя

  • «Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя

  • «Шинель», краткое содержание повести Гоголя

  • «Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

  • «Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя

  • «Вий», краткое содержание повести Николая Васильевича Гоголя

  • «Невский проспект», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

По произведению: «Мертвые души»

По писателю: Гоголь Николай Васильевич

Источник: https://goldlit.ru/gogol/633-mertvye-dushi-analiz

Чичиков на балу у губернатора. (Анализ эпизода из первой главы поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души”)

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Чичиков на балу у губернатора. (Анализ эпизода из первой главы поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души”).

  Скачать сочинение

    В городе NN было два рода мужчин: толстые и тоненькие. Тоненькие больше вились около дам и занимали не очень важные места, по особенным поручениям, а толстые — “были почетные чиновники в городе”. Они занимали самые важные посты.

Почти все они были на балу у губернатора, где “все залито светом” и гости напоминают мух, которые влетели в комнату, “чтобы только показать себя, пройтись взад и вперед по сахарной куче”.
    С первых же страниц произведения Н.В.Гоголя мы ощущаем увлекательность сюжета, так как нельзя не предположить, что после встречи Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым.

Читатель не может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи выведены по принципу градации: один хуже другого.

Например, Манилова, если его рассматривать как отдельный образ, нельзя воспринимать как положительного героя (на столе у него лежит книга, открытая на одной и той же странице, а его вежливость притворна: “Позвольте этого вам не позволить”), но по сравнению с Плюшкиным Манилов во многом даже выигрывает.

Однако в центр внимания Гоголь поставил образ Коробочки, так как она является своеобразным единым началом всех персонажей. По мысли Гоголя, это символ “человека-коробочки”, в котором заложена идея неуемной жажды накопительства.
    Н.В.Гоголя очень волновало и тревожило будущее своей Родины, это ярко отразилось в поэме “Мертвые души”, в лирических отступлениях писателя.

В этом произведении мы можем увидеть два типа лирических отступлений: эпические, которые служат для раскрытия характеров и образов, и непосредственно лирические, отображающие переживания автора о судьбе России.

    На балу Чичиков занят размышлениями о мужчинах, знакомится с “весьма обходительным и учтивым помещиком Маниловым и несколько неуклюжим на взгляд Собакевичем”, от которых узнает, в каком состоянии находятся их имения и сколько у кого крестьян.

Важно

Манилов, “имевший глаза сладкие, как сахар, и щуривший их всякий раз, когда смеялся”, приглашает Чичикова к себе в усадьбу, так как находится от гостя “без памяти”. Такое же приглашение Павел Иванович получает от Собакевича.
    Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она присутствует и в сборнике “Миргород”, и в комедии “Ревизор”.

В поэме “Мертвые души” она переплетается с темой крепостничества.

За страшным миром помещичьей и чиновничьей России Гоголь чувствовал душу русского народа, которую выразил в образе быстро несущейся вперед тройки, воплощающей в себе силы России: “Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?” Итак, что же изображает Гоголь в своем произведении? Он изображает социальную болезнь общества.

Тем' не менее следует остановиться на том, как ему удается это сделать.
    Н.В.Гоголь пользуется приемами социальной типизации. В изображении галереи помещиков он умело сочетает общее и индивидуальное. Практически все его персонажи статичны, они не развиваются (кроме Плюшкина и Чичикова), запечатлены автором как результат. Этот прием подчеркивает еще раз, что все эти Маниловы, Коробочки, Собакевичи, Плюшкины и есть мертвые души. Для характеристики своих персонажей Гоголь использует и излюбленный прием — характеристику персонажа через деталь.

    Главная тема поэмы — это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем России. Этот замысел можно сравнить со второй и третьей частями “Божественной комедии” Данте: “Чистилище” и “Рай”. Однако этим замыслам не суждено было сбыться: второй том оказался неудачным по идее, 'а третий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова так и, осталась поездкой в неизвестность. Гоголь терялся, задумываясь о будущем России: “Русь, куда же ты несешься? Дай ответ! Не дает ответа”.

30017 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Чичиков на балу у губернатора. (Анализ эпизода из первой главы поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души”)

Смотрите также по произведению “Мертвые души”:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00039901184864090169/

Анализ поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души”

В 30-е годы XIXвека Н.В.Гоголь мечтает о большом эпическом произведении, посвященном России, и поэтому радостно воспринимает «подсказку» Пушкина — сюжет о «мертвых душах».

В октябре 1841 года Гоголь приезжает из заграницы в Россию с первым томом великой поэмы. По первому впечатлению «Мертвые души» — скорее роман. Система характеров, обрисованных достаточно подробно, — таков первый признак романа. Но Лев Толстой говорил: «Возьмите «Мертвые души» Гоголя.

Что это? Ни роман, ни повесть. Нечто совершенно оригинальное». Это не роман в традиционной форме, не большая эпопея в гомеровском стиле (нет крупных исторических событий), но все-таки эпопея, в смысле исключительной широты изображения нравов и типов: «хотя с одного боку», но «вся Русь».

Сюжет и композиция были угаданы Пушкиным, кото­рый, по свидетельству Гоголя, «находил, что сюжет «Мерт­вых душ» хорош… тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров».

Главный сюжетный мотив поэмы звучит анекдотично: покупка мертвых душ. Но невероятное прочно соединено с реальным: читателю чаще всего и не приходит в голову мысль, что покупка мертвых душ невозможна.

Павел Ива­нович Чичиков олицетворяет собой нечто новое, пугающее его собеседников своей необычайностью, но вовсе не не­возможное с их точки зрения. Проект Чичикова не так уж фантастичен сточки зрения помещичьей психологии.

Кре­постная патриархальная дикость — благодатная почва для прожектерской «негоции» Павла Ивановича, новоявленно­го российского буржуа.

Совет

Гоголь постоянно открывает в галерее помещиков черты, объединяющие их с главным персонажем. Казалось бы, что общего между деловым Чичиковым и пародийно-праздным Маниловым? «Маниловщина» — самостоятель­ная тема в «Мертвых душах». Образ человека «…так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан» W классический образ социального тунеядства и бесхарактер­ности.

Однако автор находит психологический «мост» между внутренними мирами Чичикова и Манилова. Дело не толь­ко в их одинаковой «приятности» обращения. Страсть к прожектерству — вот что роднит их.

Пустопорожнее пас­сивное мечтательство сходится с мечтательством, опираю­щимся как будто бы на деловой проект. Манилов — равнодушный помещик. Имение, хозяйство и все крестьяне отданы под управление приказчика, главной страстью ко­торого являются перины и пуховики.

И ничего не известно Манилову о бедных крестьянах, и сколько их умерло — тоже «совсем неизвестно».

Ноздрев — бесшабашная натура, игрок, кутила. Для Ноздрева любая купля-продажа не имела никаких нравст­венных преград, как и все его жизненные поступки. Поэ­тому его не может удивить чичиковская идея — она близка его авантюрной натуре. Не удивительно, что Чичиков менее всего сомневается в успехе деловых переговоров именно с Ноздревым.

Единство воссоздания мира характеров не разрушается и образом Плюшкина. Величайший художественный тип, Плюшкин — олицетворение скряжничества и духовного распада. Читатель может проследить, как неглупый и не­праздный человек превратился в «прореху на человечест­ве».

Истинно мертвая душа, Плюшкин и распространяет вокруг себя смерть: распад хозяйства, медленное умирание забитых «заплатанным» барином голодных крестьян, жи­вущих в строениях, где «особенная ветхость», где крыши «сквозили как решето». Чичиков сразу приступает к ком­мерческим переговорам с хозяином.

Общий язык находит­ся быстро. Только одно заботит «заплатанного» барина: как бы при совершении купчей крепости не понести убытки. Успокоенный заявлением Чичикова о готовности взять на себя издержки по купчей, Плюшкин сразу же заключает, что его гость совершенно глуп.

Обратите внимание

Два участника сделки — духовные братья, несмотря на скаредность одного и мни­мую щедрость другого.

Единство Чичикова с галереей помещичьих образов выражено в еще одной особенности повествования — в портретной стилистике центрального образа. Мимикрия — наиболее точное слово, которым можно охарактеризовать внешний и внутренний облик Павла Ивановича. Присмот­ревшись к сценам встреч Чичикова с помещиками, заме­чаешь, как он почти копирует внешние манеры своих собеседников.

Этот художественный прием демонстративен, и встре­чу у Коробочки Гоголь сопровождает прямым коммента­рием относительно того, как в России человек по-разному 

разговариваете владельцами двухсот, трехсот, пятисот душ: «… хоть всходи до миллиона, все найдутся оттенки». С Коробочкой Чичиков, сохраняя некоторую ласковость, об­ращается уже без особых церемоний, и грубоватому лекси­кону хозяйки здесь созвучен совсем не артистический стиль гостя.

Облик Собакевича, олицетворяющий в глазах «него­цианта» некую дубовую прочность, основательность поме­щичьего бытия, сразу же побуждает Павла Ивановича повести разговор о мертвых душах как можно обстоятель­нее: «…

начал как-то очень отдаленно, коснулся вообще всего русского государства и отозвался с большой похвалою об его пространстве, сказал, что даже самая древняя рим­ская монархия не была так велика…

» Стиль угадан, и торг идет успешно.

Чичиковская мимикрия демонстрирует единство глав­ного персонажа с внутренним миром встретившихся ему людей — и в бесчеловечности принципов их поведения, и в общности их конечных социально-нравственных идеа­лов.

Это единство продолжается и в «городской» теме «Мертвых душ».

Город здесь связан с помещичьими усадь­бами не только сюжетно (Чичиков приехал оформлять покупки мертвых душ), но и внутренне, психологически, он — часть того же образа жизни, ненавидимого Гоголем и с поразительной рельефностью им воспроизведенного.

Важно

Сатирический эффект повествования начинает приоб­ретать большую остроту, новый политический оттенок. Уже не одна усадьба, а целый губернский город во власти «прорех на человечестве». Голод, болезни, пьяные драки, неурожай и разбитые мостовые, а губернатор… вышивает по тюлю.

Получает развитие тема страха: он имеет конкретные, физические последствия — переполох в городе, вызванный назначением нового начальства и слухами о таинственном чичиковском предприятии, приводит к неожиданной смер­ти прокурора. Комический оттенок в ее описании мотиви­рован авторской характеристикой полной бессмысленнос­ти жизни прокурора: «О чем покойник спрашивал, зачем он умер, или зачем жил, — об этом один бог ведает».

В повести о капитане Копейкине прямо выражена мысль об «управляющей» роли столицы в создании атмосферы страха, обстановки беззакония и бесчеловечности. Поэтому цензура запретила публикацию этих страниц.

Для понимания социальной позиции Гоголя важно то, что писатель очень активно стремился сохранить в тексте книги эту повесть, не имеющую прямого отношения к сюжету.

Измученный бедствиями, голодом, возмущенный равнодушием начальства, инвалид — герой Отечественной войны 1812 года, капитан Копейкин становится атаманом «шайки разбойников», действующей в рязанских лесах.

И Гоголь еще добавляет, что вся эта деятельность взбунтовав­шегося офицера достойна специального большого расска­за: «… тут-то и начинается, можно сказать, нить, завязка романа». История капитана Копейкина делает еще гранди­ознее и без того колоссальную художественную мысль в «Мертвых душах», охватившую «всю Русь».

Но есть и еще одна сторона содержания поэмы.

Пред­принимательство «нового» человека, Чичикова, анекдотич­ность помещичьей жизни, мертвый губернский город, не­смотря на существование в нем «дам приятных во всех отношениях», бессердечность в столице, бунт Копейки­на — все освещено светлой мыслью о великом предназна­чении России.

Герцен говорил, что за мертвыми душами видны «души живые». Это надо понимать широко. Разуме­ется, и бегло упоминаемые умершие крестьяне, талантли­вые русские люди-труженики, и сам образ автора с его печальным и горьким смехом и сатирическим гневом — «живая душа» удивительной книги.

Совет

Но это и прямой гимн будущему России. «Русь, куда же несешься ты, дай ответ? Не дает ответа.

Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится разорванный ветром в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства», — таким мажорным аккордом заканчива­ется первый том этой великой и печальной книги, аккор­дом, оправдывающим ее жанр — «поэма».

Пусть не смуща­ют читателя гоголевские слова о «божьем чуде», которым представляется созерцателю несущаяся Русь-тройка — это пока скорее эмоциональная формула, нежели концепция. Религиозно-мистические идеи придут к Гоголю чуть позд­нее.

Герцен говорил, что «Мертвые души» потрясли всю Россию. Смысл этих потрясений раскрыл Белинский, ска­зав, во-первых, что беспрестанные споры о книге есть вопрос и литературный, и общественный, а во-вторых, что эти споры — «битва двух эпох». Эпохи — это силы старой и нарождающейся России.

В 1842 году Гоголь начал писать второй том поэмы, но уже через три года сжег рукопись. Еще через три года он возобновил работу, а за несколько дней до смерти снова сжег написанное — законченную книгу. Случайно сохра­нились только пять глав. Эта драматическая история книги отражала внутреннюю драму писателя.

Гоголь пытался создать образ положительной России. Образ молодого помещика Тентетникова во втором томе «Мертвых душ» уже давно справедливо поставлен в один ряд с художественными типами, подобными Онегину, Рудину, Обломову. Рефлексия провинциального мыслителя со слабой волей и ограниченным взглядом на мир передана с немалой психологической достоверностью.

Не уступает первому тому по изобразительной силе такой персонаж, как Петр Петрович Петух — один из классических образов российского обжоры. Колоритный полковник Кошкарев являет собой особый вариант канце­лярщины, самодовлеющую страсть к бумажному волокит­ству.

Идеальный помещик Константин Федорович Костанжогло, сторонник патриархальности, изолированной от новейшей цивилизации, представляется писателем как че­ловек, нужный мужикам. Молодого российского буржуа, откупщика Муразова, Гоголь наделяет всеми добродетеля­ми, в частности, и тем, что вкладывает в его уста слова, осуждающие страсть к приобретательству.

Обратите внимание

Но парадоксаль­ный замысел привел к художественному поражению: полу­чилась чистая схема, беллетристическая иллюстрация лож­ной идеи.

То же самое случилось и с образом Павла Ивановича Чичикова, который по воле автора должен был стать на путь нравственного воскрешения.

Гоголь не нарисовал идеальной картины жизни преображенного Чичикова, но, к сожалению, художественная тенденция второго тома «Мертвых душ» вела именно к подобной картине (предполагался и третий том, где она, вероятно, должна была быть представлена в полном объеме).

Сожжение рукописи перед смертью — этот драмати­ческий факт с достаточной силой объясняет сомнения писателя в правильности своего художественного пути пос­ледних лет.

Открыв миру «всю Русь», прежде всего ее смешные, печальные, драматические стороны (но не только эти, а и героические), пророчески сказав о ее прекрасном будущем, Гоголь создал книгу, которая являлась подлинным откры­тием в художественной культуре, оказала большое влияние на развитие русской литературы и искусства вообще.

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/412-poema-nv-gogolya-mertvye-dushi.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector