Иллюстрации к поэме “полтава” пушкина (картинки, рисунки)

А. С. Пушкин “Полтава” Рисунки Г.А.В. Траугот (Изд-во “Советская Россия” Москва 1973 г.)

Александр Сергеевич Пушкин “Полтава”Художники Г.А.В. Траугот

Издательство “Советская Россия”, Москва, 1973 год


Тираж 50 000 экземпляровПушкинская “Полтава” книга конечно не детская, или правильнее сказать, не только детская. Её может прочесть и школьник средних классов, и человек в возрасте – и тому и другому будет интересна. Хотя на моем издании указано “Для детей среднего и старшего школьного возраста”. У меня своя история этой книги и иллюстраций к ней, но об этом будет несколько слов в конце, а пока великолепные иллюстрации Г.А.В. Траугот.

Я в записях про художников-иллюстраторов перешел на новый формат:

1. Сейчас сканирую с разрешением 300dpi, все файлы по ссылкам очень большие.2. В каждый пост про иллюстрации буду добавлять информацию о художнике.3. Традиционно мои “пять копеек”.4. Ссылки на посты с иллюстрациями художника.приношу свои извинения за качество сканов, книг под сканер не ломаю.
Тебе – но голос музы тёмной
Коснется ль уха твоего?

Богат и славен Кочубей
И то сказать: в Полтаве нет
Красавицы, Марии равной.

Лишь рыбакТой ночью слышал конский топот,Казачью речь и женский шепот
Была та смутная пора,Когда Россия молодая,В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра


Венчанный славой бесполезной,Отважный Карл скользил над бездной.

Он шел на древнюю Москву


«Что ж гетман? — юноши твердили,—
Он изнемог; он слишком стар;

С какой доверчивостью лживой,Как добродушно на пирах,Со старцами, старик болтливый,Жалеет он о прошлых дняхДавно в глубокой тишинеУже донос он грозный копит,И, гнева женского полна,Нетерпеливая жена

Супруга злобного торопит.


Вечерней, утренней порой,На берегу реки родной,В тени украинских черешен,

Бывало, он Марию ждал


Казак на север держит путь,Казак не хочет отдохнутьНи в чистом поле, ни в дубраве,

Ни при опасной переправе.


Во тьме ночной они, как воры,
Ведут свои переговоры

Мария, бедная Мария,Краса черкасских дочерей!Не знаешь ты, какого змия

Ласкаешь на груди своей.


О, если б ведала она,Что уж узнала вся Украйна!Но от нее сохранена

Еще убийственная тайна.


Мазепа мрачен. Ум его
Смущен жестокими мечтами

Покой души твоей мне дорог,Мария; так и быть: узнай.Давно замыслили мы дело;Теперь оно кипит у нас.Благое время нам приспело;

Борьбы великой близок час

Скажи: отец или супруг
Тебе дороже?

И вспомнил он свою Полтаву,Обычный круг семьи, друзей,Минувших дней богатство, славу,

И песни дочери своей

Заутра казнь. Но без боязниОн мыслит об ужасной казни;О жизни не жалеет он.

Что смерть ему? желанный сон


Допрос не кончен: отвечай
Молчишь? — Ну, в пытку. Гей, палач!Палач вошел…

О, ночь мучений!


Тиха украинская ночь.Прозрачно небо. Звезды блещут.Своей дремоты превозмочьНе хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы.


Зари багряной полосаОбъемлет ярко небеса.Блеснули долы, холмы, нивы,Вершины рощ и волны рек.Раздался утра шум игривый,

И пробудился человек.


Еще Мария сладко дышит,Дремой объятая, и слышитСквозь легкий сон, что кто-то к ней

Вошел и ног ее коснулся


И вотИдут они, взошли. На плаху,

Крестясь, ложится Кочубей


И, сердцем радуясь во злобе,Палач за чуб поймал их обеИ напряженною рукой

Потряс их обе над толпой.


Они, казалось, к месту казниСпешили, полные боязни.«Уж поздно», — кто-то им сказалИ в поле перстом указал.Там роковой намост ломали,Молился в черных ризах поп,И на телегу подымали

Два казака дубовый гроб


Он, окружась толпой врачей,На ложе мнимого мученья,

Стоная, молит исцеленья.


С брегов пустынных ЕнисеяСемейства Искры, Кочубея

Поспешно призваны Петром.


И, злобясь, видит Карл могучийУж не расстроенные тучиНесчастных нарвских беглецов,А нить полков блестящих, стройных,Послушных, быстрых и спокойных

И ряд незыблемый штыков.


Однажды я с царем суровымВо ставке ночью пировал:Полны вином кипели чаши,Кипели с ними речи наши.

Я слово смелое сказал


И грянул бой, Полтавский бой!
И он промчался пред полками,Могущ и радостен, как бой.Он поле пожирал очами.За ним вослед неслись толпой

Сии птенцы гнезда Петрова


Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье…

Сраженный в нескольких шагах,Младой казак в крови валялся,А конь, весь в пене и пыли,Почуя волю, дико мчался,

Скрываясь в огненной дали.


В шатре своем он угощаетСвоих вождей, вождей чужих,И славных пленников ласкает,И за учителей своих

Заздравный кубок подымает


Поникнув головою,Он скачет, русскими гоним,И слуги верные толпою

Чуть могут следовать за ним


И с диким смехом завизжала,И легче серны молодойОна вспрыгнула, побежала

И скрылась в темноте ночной.


Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе

Забыт Мазепа с давних пор;Лишь в торжествующей святынеРаз в год анафемой доныне,

Грозя, гремит о нем собор.


Лишь пороюСлепой украинский певец,Когда в селе перед народомОн песни гетмана бренчит,О грешной деве мимоходом

Казачкам юным говорит

О книге, или “мои пять копеек”

Как вы все знаете я публикую исключительно свои детские книги (не то чтобы у меня других не было, но свои бы опубликовать!). Восхищение Трауготами уже стало общим местом. Что еще можно добавить? Но я добавлю.

Для начала, чтобы не быть в тренде, скажу что не все работы этих художников мне нравятся, но “Полтаву” очень высоко ценю!Что вам сказать про “Полтаву”? Что вообще можно сказать о книге, которую не читал. Как же так? А вот так.

Я где-то прочитал фразу “если человек говорит Вам что прочел “Улисса” полностью, то он или врет или читает курс литературы в университете” (я, кстати, не прочел, сломался на середине)), потом уже кусками читал). Так вот, если вам говорят что в младшей школе зачитывались “Полтавой”…

Обратите внимание

Все книги у меня дома были мне доступны, я рано начал “лазить” по книжным полкам. Не все мне были интересны, но некоторыее, особенно с хорошими иллюстрациями, задерживались у меня в руках. “Полтаву” я увидел рано, но даже несмотря на легкий пушкинский стих, мне было тяжело её читать. Плюс еще и сюжет – история, интриги, измены. Плюс еще и диалоги в лицах.

Читал куски: про Полтавский бой, что-то еще. Потом уже когда стал сташе, мне было не до “Полтавы” – космические приключения, Шерлок Холмс и многое другое.Но иллюстрации! Они меня просто очаровали. Пишу “очаровали”. Я много прочел книг, я строго отношусь к слову (когда хочу), и если пишу “очаровали” значит “очаровали”.

Я не пишу они “красивые”, “интересные”, “необычные”, это само собой в какой-то мере. В детстве я просто не мог понять как ТАК можно рисовать.  То есть конечно я понимал что можно. Я не понимал другое, каким образом с помощью НЕСКОЛЬКИХ линий, штрихов, если хотите, можно так точно передать настроение, так передать смысл. Это выше моего понимания.

Ну хорошо Репин, Врубель, Васнецов, Суриков (кого я знал тогда) прямо всё разрисовывали: цвет, детали, сложная композиция. Это понятно. У Трауготов в “Полтаве” вообще нет ничего – минимум. Пара линий и цветовые пятна. И тоже понятно, и как точно, что ничего не добавить не убавить. Магия, чары (поэтому и “очаровали”).

Вот Мария и ее мать пришли на место казни (сканы у меня не пронумерованы, но это “Они, казалось, к месту казни, Спешили, полные боязни.” при желании найдете). Казаки на заднем фоне –  “палка, палка, огуречик”, гроб в виде двух прямоугольников. Слева загогулина, которая видимо изображает складки одежды. Я так тоже могу.

Я загогулины ого-го-го какие могу рисовать. Но два лица!!! Казалось бы небрежно, овал лица несколькими линиями, крайне лаконично. Но изгиб брови, уголки губ, прикрытые глаза – прекрасное и печальное лицо. А Мазепа и Петр “Однажды я с царем суровым Во ставке ночью пировал”. Линия скул, щетина на подбородке, усы двумя штрихами, рука у подбородка, даже не рука а какой-то намек на руку. Совершенно не канонический Петр. И ночная тьма большим фиолетовым пятном спускается на них обоих. И только луна пробиватеся в ночи.

Короче я все понял, я разгадал секрет Трауготов. Ладно решил я буду так же рисовать – три штриха и всё готово, одна линия и есть смысл и настроение. Две точных линии и все будет зашибись. Взял самый мягкий карандаш, лист бумаги и приступил к созданию шедевров. Рисую, рисую – получается ерунда и это еще мягко сказано (жаль не сохранились мои работы). Только ведь контур нужно создать! Снова рисую – снова ерунда. У Трауготов получилось, у меня нет! Ладно меняю технику тактику – книгу на стекло сверху лист, снизу свет, начинаю обводить. И тут у меня получается какой-то сюр. И наконец до меня доходит что самое главное, чуть-чуть на миллиметр измени положение линий и все и уже не то. На полмиллиметра! Чуть не такой изгиб и теряется настроение. Нет так опущены уголки губ и всё! Рисунок рассыпается, выглядит беспомощно и обычно. Эти рисунки выверены в абсолюте. Как они понимают что именно здесь и под таким углом должна идти эта линия? Загадка.Бросил я соревноваться с Трауготами, пошел перерисовывать Чижикова, с ним у меня всё более продуктивно сложилось.

О художнике

Этих художников представлять не нужно, но думаю не все кто заходит посмотреть иллюстрации знают о них подробную информацию. И вообще что такое “ГАВ”?Г.А.В. Траугот — коллективный псевдоним трех мастеров книжной графики, Георгия (1903—1961), Александра (1931) и Валерия (1936—2009)  Трауготов.

Трауготы начали работу в области детской книжной иллюстрации в 1956 году; это была книга «686 забавных превращений». Первые книги они иллюстрировали все вместе, втроем — отец и братья. Рисунки подписывали, соответственно, тремя инициалами: Г. А. В. — Георгий, Александр, Валерий. После трагической гибели Г. Н.

Траугота в 1961 году его сыновья оставили имя отца в своей росписи, подразумевая следование выработанной втроем стилистике и тем самым словно работая вместе с отцом.«Мы вместе мыслим. И вместе чувствуем. Это и есть наше искусство. Так же, как музыканты, которые оркестр, и так же, как цирковые акробаты.

Цирк и оркестр — в этих сферах нельзя сфальшивить, сработать вполсилы…». К такой работе братьев приучил с детства отец. Они называли Георгия Николаевича своим главным учителем.Под подписью Г.А.В.

Важно

Траугот иллюстрированы любимые детьми всего мира сказки замечательного датского сказочника Ханса Кристиана Анднерсена, произведения Мориса Метерлинка, «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Наука любить» Овидия, «Золотой осел» Апулея, сказки братьев Гримм и Гауфа, сказки Шарля Перро, русские народные сказки, кубинские, камбоджийские, китайские и японские сказки, произведения Пушкина, Аксакова, Толстого, Набокова, Гумилева, Булгакова, произведения немецких, английских, французских, китайских, венгерских, американских, польских и других замечательных писателей мира.Работы художников регулярно участвуют в российских и зарубежных выставках книг и иллюстраций, часть из них находится в частных и государственных собраниях и музеях Москвы (в том числе в Третьяковской галерее), Санкт-Петербурга (в том числе в Эрмитаже), Твери, Архангельска, Петрозаводска, Вологды, Иркутска, Красноярска, Рязани, Калининграда и разных городах мира.В 2009 году не стало Валерия Траугота.

(источник Kid Reader)

Другие публикации с иллюстрациями Г.А.В. Траугот:

вероятно много еще и не указал, Траготов порядочно отсканировано, посмотрел только kidpix

Ссылки на работы других художников-иллюстраторов опубликованные в моем журнале можно найти в “Содержании журнала”

Источник: https://radimich-ru.livejournal.com/68024.html

Знают турки нас и шведы… Часть 2

Портет Карла XIIДавид фон КРАФФТ

Забегая вперёд, отмечу, что шведскому королю пришлось остаться у турок почти на пять лет. Вскоре после победы под Полтавой русский царь предложил королю мир, потребовав взамен не только Ингрию, но и Карелию с Выборгом. Но Карл от переговоров отказался.

Читайте также:  Анализ романа "обломов" гончарова в вопросах и ответах

Его мало что интересовало, кроме войны… Видимо, прав был Алексей Толстой, писавший:
Он любил войну со страстью средневекового норманна. Он предпочёл бы получить в голову двадцатифунтовую бомбу, чем заключить мир, хотя бы самый выгодный для его королевства.

Однажды в то время, когда Карл диктовал письмо секретарю, в расположение шведских войск попала бомба и разорвалась буквально в двух шагах от короля. Секретарь испуганно закричал:
Бомба!На что король безразлично ответил:

Что общего имеет бомба с письмом, которое я диктую?..

И продолжал диктовать, как ни в чем не бывало.

Рисунки Карла XII Стравливая две страны (справедливости ради следует отметить, что здесь не обошлось и без подстрекательства Англии, Франции, Австрии), Карл XII побудил Турцию к нападению на Россию, и Прутский поход Петра I едва не закончился катастрофой, но в результате сложных переговоров Петра Шафирова, легендарного подкупа визиря Екатериной, а также ценой существенных уступок, в частности Азова, Пётр смог выбраться из ловушки, в которую попал летом 1711 г.

Стычка. Kaлaбaлык. Карл XII в Бендерах.НХ

После этого турецкие власти неоднократно обращались к Карлу с требованиями покинуть территорию Турции.

12 февраля 1713 в Бендерах между его свитой и хозяевами произошло настоящее побоище (калабалык), когда король с небольшой горсткой верных соотечественников (данные разнятся от 50 до 300 солдат) отбивался от многочисленной толпы наступавших. Туркам удалось поджечь дом.

Со шпагой в руке, прикрываемый лишь лейб-драбантами, монарх смело бросился на нападавших, но силы были явно неравны. Тем не менее король перебил немало янычар, а те отрубили ему палец и кончик носа…

Kaлaбaлык в БендерахНХ

Раненый Карл был пленён и перевезён в местечко Дематика близ Адрианополя.

Он устроил здесь лежачую забастовку, 10 месяцев пролежав в постели, поскольку надеялся, что турки все-таки решатся на новое выступление против России.

Совет

Но так ничего не добившись, после торжественной прощальной аудиенции у султана, король под именем Петера Фриска с адъютантом О. Дюрингом, отправился в Швецию.

Возвращение короляАльберт ЭДЕЛЬФЕЛЬТ

Окружным путём, совершив длительное путешествие верхом (минуя Саксонию и Пруссию), шведский король в ноябре 1714 г. прибыл в Штральзунд – центр шведской Померании. Здесь мы на время простимся с Карлом и вернёмся к событиям Северной войны, произошедшим после Полтавской битвы…

Карл XII

Давид фон КРАФТ                           Неизвестный русский художник

Полтавская виктория свела на нет прежние победы шведской армии. Дания и Саксония возобновили союз с Россией и они опять cообща выступили против Карла XII. Однако, если опираться на учебники по русской истории, может создаться впечатление, что на этом Северная война практически и закончилась. Ну, был ещё славный Гангут…

Магнус Стенбок шведский полководец Карла XII

Йохан Генрих Ведекинд                            Неизвестный художник

Магнус Стенбок ведет войска в бой в сражении под ХельсингборгомГустав СЕДЕРСТРЁМ Битва при ХельсингборгеMарк ГРИВСНа самом деле боевые действия продолжались на разных фронтах Великой Северной войны ещё длительное время. В феврале 1710 года была, например, была одержана громкая победа шведской армией под началом Магнуса Стенбока под Хельсингборгом.

Город был осажден и обстрелян. Датчане, спасаясь бегством, уничтожили все запасы еды и застрелили своих лошадей, что это привело к заражению местной воды, вскоре здесь разразилась чума.

Магнус Стенбок объявляет гарнизону Мальмё о победе под ХельсингборгомГустав СЕДЕРСТРЁМ

Виктория фельдмаршала Магнуса Cтенбока под ХельсингборгомАльберт ЭДЕЛЬФЕЛЬТГустав СЕДЕРСТРЁМ Иллюстрации к балладе поэта Карла Снойльски Гонец СтенбокаАльберт ЭДЕЛЬФЕЛЬТБЛОМКВИСТ Стенбок после победы послал в Стокгольм гонца – ротмистра Хенрика Хаммарберга, который доставил радостную весть прямо во дворец. И удостоился приёма королевы-бабушки.

Иллюстрации к балладе поэта Карла Снойльски Гонец СтенбокаАльберт ЭДЕЛЬФЕЛЬТ

Гонец СтенбокаНильс ФОРСБЕРГВ дальнейшем, получив звание фельдмаршала, Магнус Стенбок захватил Росток, в декабре 1712 года одержал блистательную победу над датчанами у Гадебуша. Затем он вторгся в Голштинию и в конце года сжёг Альтону.

Картины на темы Северной войныГустав СЕДЕРСТРЁМ

Последний бойГустав СЕДЕРСТРЁМ Но сохранить шведские владения в Германии, Стенбоку не удалось. В мае 1713 года при капитуляции Тённингена он вместе со всем войском попал в плен к датчанам.

Фельдмаршал Cтенбок в темнице работает на токарном станкеАльберт ЭДЕЛЬФЕЛЬТ

Автопортрет фельдмаршала, написанный во время пребывания в датском пленуМагнус СТЕНБОКИз плена фельдмаршал при первой возможности попытался бежать, но неудачно. После этого обращение с пленником тюремщиков копенгагенской цитадели значительно ужесточилось.

Магнус Стенбок скончался на пятьдесят третьем году жизни, проведя в плену около четырех лет.Окрылённый успехом Полтавской виктории, осадив и захватив крепость Выборг в июне 1710 г., Пётр решил начать военные действия в Германии и Прибалтике, где ещё находились шведские войска.

Обратите внимание

14 июля 1710 года русские войска победоносно вступили в капитулировавшую перед ними Ригу. Из этих провинций шведы регулярно снабжались продовольствием, вооружением и пополнением.

Русские командиры, понадеявшись на то, что и наша армия сможет добыть себе пропитание за счёт местного населения, просчитались, получив в ответ на насилие партизанскую войну, что, конечно же, было на руку шведам. Т.о. первый поход русской армии закончился неудачей, виктории не случилось. Через год начался второй поход.

Снабжение войск продовольствием и обмундированием было теперь поставлено на должный уровень. 10 мая 1713 года галерный флот подошёл к крепости Гельсингфорс, после бомбардировки она была взята.

Великая Северная война Норвежский солдат-лыжникСолдаты Карла XIIМарк ГРИВС

Н. ЛАНДЕЛИУСАлександр ЛАНГЛЕТКартины шведских художников на тему Северной войныН. ЛАНДЕЛИУСПоход смертиГустав СЕДЕРСТРЁМ Зимой 1713-14 гг. поход русских был сопряжен со многими трудностями, в т.ч. и погодными – глубоким снегом, по которому без лыж невозможно было пройти. Солдатам Петра I приходилось воевать здесь в необычных для с себя условиях, некоторые бойцы вставали на лыжи впервые в жизни.

Особенно тяжко приходилось кавалерии, лошади вязли в глубоком снегу и иногда целые противоборствующие эскадроны не могли приблизиться друг к другу. И всё же мужество и стойкость русских солдат позволили одержать трудную победу при деревушке Лапполе и на р. Пялькине, сопротивление финско-шведской армии было сломлено.

1-2. Корпус Михаила Голицына 3.

Эпизод сражения при Лапполе Юрий КАШТАНОВ

Михаил Михайлович Голицын-СтаршийИллюстрация из книги Дворянские роды Российской империи Т.2

За победу при Лапполе князь Михаил Михайлович Голицын-старший был произведён в звание генерал-аншефа, а полученную премию в 10 000 руб. потратил на новые сапоги для своего корпуса. А.Д. Меншиков, узнав об этом, назвал князя дураком…Но у Швеции ещё оставалась краса и гордость королевства – мощный флот.

И надо отметить, что в этот период морские сражения на Балтике следовали практически непрерывно. Помимо известных сражений с русским флотом постоянно проходили столкновения между флотами старых противников – датчан и шведов.

Важно

Тем не менее здесь и сейчас речь пойдёт главных морских битвах между русским и шведским флотами. В конце июля 1714 г.

русский флот под командованием адмирала Апраксина направился в город Або, но был вынужден остановиться у восточного побережья полуострова Гангут, так как путь ему преградил шведский флот под командованием вице-адмирал Ватранга.

Портрет Фёдорa Матвеевичa АпраксинaИоган Гонфрид ТАННАУЭР

Строй кораблей при ГангутеМорская баталия между шведским и русским флотом под командованием шаутбенахта ЭреншельдаМ.

БАКУАВ скалистых шхерах Балтии часто бывал штиль, поэтому, памятуя об этом обстоятельстве, Пётр приказал использовать гребные флотилии, состоящие из галер, которые могли в ветреную погоду ходить под парусами, а в штиль – на вёслах. Пётр решил перебросить галеры через узкий перешеек полуострова с помощью волока.

Отряд шведских гребных судов под командованием контр-адмирала Эреншельда занял позицию в Рилакс-фьорде, чтобы сорвать замысел Петра.

Морское сражение близ Гангута. 27 июля 1714 годаАлексей ЗУБОВ

Морское сражение близ Гангута. 25 июля 1714 года, фрагментАлексей ЗУБОВГангутский бойАлександр БЛИНКОВНа беду шведов, на море наступил полный штиль и их эскадра замерла… Когда 27 июля Эреншёльд отверг предложение о сдаче, было решено атаковать шведский отряд. Для атаки с фронта были выделены 23 скампавея и 160 орудий.

Сражение при ГангутеАлексей БОГОЛЮБОВ

Сражение при Гангуте. 27 июля 1714. Сражение при ГангутеАлексей БОГОЛЮБОВПётр I на кораблеЕлена ДОВЕДОВАГангутский бойЛ. КАМЕНЕВБоевыми действиями руководили царь Пётр и генерал Вейде. Атака началась в третьем часу дня, и продолжалась до пяти часов.

После продолжительной артиллерийской перестрелки русские суда сцепились на абордаж со шведскими кораблями и в результате упорного боя овладели ими. Адмирал Нильс Эреншёльд был пленён.

Взятие в плен шведского контр-адмирала Эреншёльда в Гангутском сражении 1714 г.Роберт Кер ПОРТЕР

Совет

Пётр Первый в морском сраженииВалентин ПЕЧАТИНГангутская победаИгорь РОДИНОВГангут П.

ВАГНЕРГангутский бойРудольф ЯХНИНГангутский бойРудольф ЯХНИНГангутская баталия принесла России первую крупную победу на море. Операция была проведена блестяще, остроумные находки русских адмиралов и Петра I, а также благоприятное стечение обстоятельств поспособствовали этому.

Пётр Первый подаёт сигналы флоту, разжигая костры на Красной горке возле Кронштадта 31.08.1714 г.

Иван АЙВАЗОВСКИЙ

Триумфальный ввод в Санкт Петербург захваченных шведских кораблейпосле победы при Гангуте 9 сентября 1714 г. Алексей ЗУБОВ

Карл XIIХенрик Август АНКАРКРОНА

А тем временем, вернувшийся из плена Карл XII, застал Швецию в весьма расстроенном состоянии, однако не изменил себе и не перешёл, как в свое время его отец, к мирным занятиям.

Наоборот, король попытался ещё раз мобилизовать страну к войне, но не смог даже отстоять осажденный Штральзунд; город капитулировал 24 декабря 1715 года.

После того, как Карл отбыл в Швецию, вслед за Штральзундом были утеряны и все прочие шведские владения в Германии.

Последние годы жизни Карл провёл, готовясь к отражению ожидавшихся в 1716 году нападений со стороны Дании и России, а также между делом ему удалось дважды вторгнуться в Норвегию. Король уже созрел для заключения мира с Россией и готов был пойти на уступки (согласился на потерю Прибалтики при сохранении за собой Финляндии).

Юхан Хейнрих ВЕДЕКИНД

Последняя ночь Карла XII под ФредриксхалемГустав СЕДЕРСТРЁМ В мае 1718 г. на Аландских островах начались переговоры о мире, но во время осады крепости Фредериксхалль, король был убит выстрелом из фальконета (о спорных обстоятельствах его смерти я рассуждать не берусь).

Так закатилась казалось бы счастливая звезда этого славного полководца.

У смертного одра Карла XII Густав СЕДЕРСТРЁМ

Траурная процессия с телом Карла XII.

Обратите внимание

1884гГустав СЕДЕРСТРЁМШведский лубок, изображающий траурную процессию Карла XIIБьёрн БЕРГПохоронная процессия с телом Карла XII.

Гравюра на медиКарл XII, НХКарл XII Бернхард ЭНГЛУНДПосле смерти Карла на шведский трон взошла его младшая сестра Ульрика Элеонора, окружение которой было настроено воинственно и война с Россией вновь возобновилась.

Королева Швеции Ульрика Элеонора, НХ

Сражение у острова Эзель 24 мая 1719Валентин ПЕЧАТИН

24 мая (4 июня) у острова Эзель (ныне – Сааремаа) русские суда под командованием капитана 2 ранга Наума Сенявина встретили неприятельский шведский отряд, состоявший из линейного корабля, фрегата и бригантины под начальством капитан-командора Врангеля. Сенявин приказал поднять шведские флаги, введя этим противника в заблуждение, и подойдя на близкое расстояние, неожиданно атаковал…

Линкор Вахтмейстер сражается против русской эскадрыЛюдвиг РИХАРД

Бой у острова Эзель 24 мая 1719 года Алексей БОГОЛЮБОВСенявин атаковал шведов двумя кораблями. Бой длился около 7 часов. На его исход повлиял счастливый для русских случай.

Флагманский 50-пушечный русский линейный корабль Сенявина Портсмут во время перестрелки был поврежден и вынужденно повернул в сторону врага, прорезав его строй.

В результате отряд противника оказался разделённым, и появилась возможность вести мощный продольный огонь по шведскому фрегату, после чего тот спустил флаг. Видя, что ей не хватает скорости для бегства, сдалась и бригантина.

Оставшийся в одиночестве скандинавский линкор Вахтмейстер не смог выдержать дуэли с численно превосходящей погоней и тоже капитулировал.

Бой у острова Эзель 24 мая 1719 года Алексей БОГОЛЮБОВ

Читайте также:  Анализ эпизода "сон петра гринева" из романа "капитанская дочка" пушкина

Алексей БОГОЛЮБОВ

Бой у острова Эзель 24 мая 1719 года Алексей БОГОЛЮБОВБой у острова ЭзельИгорь РОДИНОВВ 1720 году 5-тысячный русский отряд высадился в Швеции и провёл там ряд успешных операций. 27 июля в шестую годовщину победы у Гангута русские одержали вторую крупную победу над шведами у о. Гренгам.

Баталия при Гренгаме 27 июля 1720 гАлексей ЗУБОВ

Гренгам.Сражение 27 июля 1720 г.Фердинанд ПЕРРО Бой у острова Гренгам 27 мая 1720 года Фердинанд ПЕРРОРусским флотом в этом морском сражении командовал Михаил Михайлович Голицын-младший, а шведской эскадрой вице-адмирал Шеблат.

Русские взяли четыре фрегата на абордаж, остальные шведские корабли отступили.

Бой у острова Гренгам, 1720Игорь РОДИНОВ

Гренгамское сражение 27 июля 1720 года Валентин ПЕЧАТИНПортрет Михаила Михайловича Голицына-Младшего, НХ

Медаль в память взятия четырёх шведских кораблей при Гренгаме 27 июля 1720 года

Надпись: Прилежание и храбрость превосходят силу.66-пушечный парусный линейный корабль Пантелеймон Виктория Назван в честь Гангутской и Гренгамской побед, одержанных в день Св. Пантелеймона 27 июля.

Пётр Первый

Александр САМСОНОВ                           Владимир МИХАЙЛОВСКИЙ

Сражение при Гренгаме практически поставило последнюю точку в завершении Великой Северной войны, длившейся двадцать один год. Последний этап Северной войны был скорее дипломатическим. Несмотря на фактический распад антишведской коалиции и возобновление Швецией переговоров с союзниками России, Петру I удалось довести войну до полного триумфа. После неудач в последних морских сражениях – Эзельском и Гренгамском – шведам ничего не оставалось, как пойти на уступки.

Портрет шведского короля Фредерика I НХ

После поражения шведского флота при Гренгаме новый нединастический король Швеции Фредерик I, вступивший на престол 24 марта 1720 году, заявил русскому посланнику в Стокгольме А.И. Румянцеву о своем желании начать мирные переговоры для общего блага обоих государств и пресечения разлития крови.

Флот Петра ВеликогоРудольф ЯХНИН

Петровская эскадра 1721 годаВладимир ЯРКИН30 августа 1721 года в финском городке Ништадт был заключен договор, ставший прежде всего великой победой русской дипломатии. Швеция навечно уступала России Лифляндию, Эстляндию, Ингерманладию, и другие земли от Выборга до курляндской границы.

Важно

В обмен на это Россия вернула Финляндию, а также восстанавливала торговые отношения с Швецией. Таким образом, Швеция теряла все свои земли на восточном берегу Балтики, а Россия наконец-то получила желанный выход к морю, став обладательницей первоклассных морских портов – Петербурга, Риги и Ревеля.

Портрет Петра ВеликогоНиколаус ЛАУЭР

Пётр назвал победу в Северной войне троевременной кровавой и весьма опасной школой:
Все ученики науки в семь лет оканчивают обыкновенно, но наша школа троекратное время была. Однако ж, слава богу, так хорошо окончилась, как лучше быть невозможно…

Подписание мирного договора в Ништадте 20 августа 1721 г. Петер ШЕНК

Пётр Великий объявляет народу о заключении Ништадтского мира Художник САФРОНОВПетр I объявляет народу о Ништадтском мире, НХ Торжества в Москве по случаю окончания войны со шведами, НХНХПо случаю победы в Петербурге были устроены грандиозные торжества, фейерверки, продолжавшиеся весь сентябрь. Пётр объявил амнистию заключённым, прощение государственным должникам и отмену недоимок. 20 октября по решению Сената царь Пётр стал титуловаться как император всероссийский, за ним было утверждено почётное имя Пётр Великий и Отец Отечества.

Портрет Петра IАлексей РЫЧКОВ

Источник: https://pro100-mica.livejournal.com/84671.html

Презентация Поэма Полтава А.С.Пушкинаt

  • Размер: 1.8 Mегабайта
  • Количество слайдов: 32

ПОЭМА «ПОЛТАВА» А. С. ПУШКИНА Комментированное чтение поэмы. Исторические персонажи в поэме.

А. С. Пушкин написал Поэму «Полтава» В 1828 году. Работая над ней, поэт обращался как к официальным историческим источникам, так и к преданиям, народным думам и песням

ЦЕЛИ УРОКА: 1. Проследить, как развиваются события в поэме «Полтава» Пушкина. 2. Выяснить, какую роль играют в поэме исторические персонажи. 3. Раскрыть замысел и значение поэмы «Полтава» А. С. Пушкина и с помощью картины, созданной автором, ярче представить ту историческую эпоху, которую она воссоздает.

ПЕСНЬ ПЕРВАЯ Богат и славен Кочубей. ……………… И много у него добра, Мехов, атласа, серебра И на виду и под замками. Но Кочубей богат и горд Не долгогривыми конями Не златом, данью крымских орд, Не родовыми хуторами, Прекрасной дочерью своей Гордится старый Кочубей.

ЗА НЕЙ САМ ГЕТМАН СВАТОВ ШЛЁТ. Он стар. Он удручен годами войной, заботами, трудами Но чувства в нем кипят, и вновь Мазепа ведает любовь.

ДРАМАТИЗМ ПОЭМЫ Украинский гетман засылает сватов к Марии , прекрасной и гордой дочке полковника Кочубея. Но родители девушки возмущены таким поступком Мазепы , ведь Мария является крестницей гетмана.

Кроме того , предполагаемый жених вдвое старше невесты. Невзирая на мнение родителей , Мария убегает к Мазепе , поскольку давно влюблена в него.

Тем не менее , Кочубей намеревается отомстить гетману

Была та смутная пора, когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра.

Совет

Мазепа мрачен. Ум его Смущен жестокими мечтами. Мария нежными очами Глядит на старца своего. Она, обняв его колени, Слова любви ему твердит Мазепа: Независимой державой Украйне быть уже пора: И знамя вольности кровавой Я подымаю на Петра

МЕСТЬ КОЧУБЕЯ(О ПЛАНАХ ГЕТМАНА ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К ШВЕЦИИ УЗНАЛ КОЧУБЕЙ И РЕШИЛ СООБЩИТЬ ОБ ЭТОМ ПЕТРУ) Казак (гонец)на север держит путь, Казак не хочет отдохнуть. Зачем он шапкой дорожит? Затем, что в ней донос зашит, Донос на гетмана злодея Царю Петру от Кочубея.

ПЕСНЬ ВТОРАЯ(ПЕТР СНАЧАЛА НЕ ПОВЕРИЛ ДОНОСУ. МАЗЕПА В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ ТРЕБУЕТ КАЗНИ ДОНОСЧИКОВ) В одной из башен, под окном, В глубоком, тяжком размышленье, Окован, Кочубей сидит И мрачно на небо глядит. Заутра казнь. Но без боязни Он мыслит об ужасной казни; О жизни не жалеет он.

ПЕСНЬ ТРЕТЬЯ И день настал. Встает с одра Мазепа, сей страдалец хилый, ………………………. Теперь он мощный враг Петра. Теперь он, бодрый, пред полками Сверкает гордыми очами И саблей машет…………………. . И весть на крыльях полетела: «Он перешел, он изменил К ногам он Карлу положил» Пламя пышет, Встает кровавая заря войны народной.

Карл 12 – король Швеции

Пётр Первый перед Полтавской битвой

Петр Первый в бою ……… Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движения быстры. Он прекрасен, Он весь как божия гроза.

И грянул бой, полтавский бой!

Близок, близок миг победы Ура! Мы ломим; гнутся шведы.

ПЕТР ПЕРВЫЙ ПОСЛЕ БОЯ И горд, и ясен И славы полон взор его.

БЕЗУМСТВО МАРИИ Сон Мазепы смутен был. И вдруг он пробудился. Пред ним с развитыми власами, Сверкая впалыми глазами, Вся в рубище, худа. Бледна, Стоит, луной освещена…. «Иль это сон? . . . Мария…. ты ли? »

БЕЗУМСТВО МАРИИ Мария: «Я принимала за другого Тебя, старик. Оставь меня. Твой взор насмешлив и ужасен. Ты безобразен… И на твоих устах засохла кровь!. . .

Бегство Карла 12 и Мазепы

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ УРОКА После урока по поэме ученики должны уметь комментировать ее текст, понимать проблематику поэмы и место исторических персонажей, а также представлять себе позицию автора поэмы.

Обратите внимание

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Ж. -М. Натье «Петр Первый в рыцарских доспехах» 2. Р. Штейн. Иллюстрация к поэме «Полтава» Петр Первый перед полтавской битвой 3. И. Таннауэр «Петр Первый в полтавском бою» 4. В. Серов. Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Полтава» Петр Первый на поле битвы 5. Гравюра Ф. Симона по оригиналу П. Д. Мортена 6. Р. Штейн. Иллюстрация к поэме «Полтава» Бегство карла

ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА: МОУ Павдинская СОШ Свердловской области Учитель литературы Анкушина О. Н.

Источник: https://present5.com/prezentaciya-poema-poltava-a-s-pushkinat/

Что можно увидеть в черновиках поэта? Тест

Вы, конечно, знаете, что знаменитый поэт был еще и неплохим художником. Нередко, работая над текстом, Пушкин изображал на полях рукописей своих героев или современников.

Мы подготовили для вас некоторые рисунки из пушкинских черновиков, а чтобы вам не было скучно их рассматривать, предлагаем отгадать, какие произведения иллюстрируют эти картинки и кому из знакомых Пушкина принадлежат портреты, выполненные поэтом.

ОГтветы будут ниже, но попробуйте самостоятельно догадаться.

1 и 1а. Какую поэму иллюстрируют следующие рисунки?
«Цыгане»«Братья разбойники»«Бахчисарайский фонтан»

«Кавказский пленник»

2 и 2а. Какое произведение иллюстрируют эти зарисовки?
«Медный всадник» «Дубровский» «Евгений Онегин»

«Каменный гость»

3. (3.1, 3.2, 3.

3) Кто изображен на портретах?
Жена поэта Наталья Гончарова, возлюбленная Пушкина, Анна Керн, и графиня Елизавета ВоронцоваМаша Миронова (героиня повести «Капитанская дочка), Татьяна Ларина (героиня романа в стихах «Евгений Онегин») и Маша Троекурова (героиня романа «Дубровский»)Княгиня Евдокия Голицына, жена декабриста Екатерина Раевская и фрейлина императорского двора Анна ОленинаЗемфира (героиня поэмы «Цыгане»), Лиза Муромская (героиня повести «Барышня-крестьянка»),

Лиза (героиня повести «Пиковая дама»)

4 (4.1 4.2, 4.3). Кто изображен на этих портретах?
Декабристы Александр Бестужев и Павел Пестель, поэт Василий ЖуковскийГерои пушкинских произведений — Владимир Дубровский (роман «Дубровский), Сильвио (повесть «Выстрел»), Евгений Онегин (роман в стихах «Евгений Онегин»). Декабрист Вильгельм Кюхельбекер, император Александр I,

философ и публицист Петр Чаадаев

5. Этот рисунок можно встретить в черновиках одной из повестей, вошедших в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Какой?
«Выстрел»«Метель» «Гробовщик» «Станционный смотритель»

«Барышня-крестьянка»

6. Это иллюстрация к пьесе…
«Скупой рыцарь» «Моцарт и Сальери» «Каменный гость»

«Пир во время чумы»

7 и 7а. Эти рисунки можно найти в черновиках шуточной поэмы Пушкина. Вспомните ли вы ее название?
«Гавриилиада»«Домик в Коломне»

«Граф Нулин»

8 и 8а. К какому произведению эта иллюстрация?
«Сказка о попе и о работнике его Балде»«Сказка о медведихе» «Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о золотом петушке»

9. Героев этой поэмы Пушкин не изобразил, зато в черновиках можно найти рисунок значимой для текста детали. Вспомните ли вы поэму?
«Полтава» «Тазит» «Езерский»

«Медный всадник»

10 и 10а. Пушкин не только делал заметки на полях, но и готовил рисунки к титульным листам своих произведений. Перед вами два таких листа — сможете ли вы определить, для каких текстов они предназначались?
«Борис Годунов» и «Барышня-крестьянка» «Маленькие трагедии» и «Сказка о золотом петушке»

«Руслан и Людмила и «Сказка о попе и о работнике его Балде»

https://www.culture.ru/materials/115049/test-chto-mozhno-uvid…

1 и 1а.

Ответ: перед вами зарисовки к поэме «Цыгане» — последней романтической поэме Пушкина, написанной в 1824 году.

Горит огонь; семья кругом Готовит ужин; в чистом поле Пасутся кони; за шатром Ручной медведь лежит на воле. Всё живо посреди степей: Заботы мирные семей, Готовых с утром в путь недальний, И песни жен, и крик детей,

И звон походной наковальни.

2 и 2а.

Ответ: эти рисунки можно найти в рабочих материалах к «Евгению Онегину».

Слева вверху— изображение Царскосельского лицея, где поэт «безмятежно расцветал», «читал охотно Апулея, а Цицерона не читал», внизу — портрет самого Онегина; а справа — портрет Пушкина и его героя:

Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы, Где, может быть, родились вы Или блистали, мой читатель; Там некогда гулял и я:

Но вреден север для меня

3. (3.1, 3.2, 3.

3)

Ответ: это Наталья Гончарова, Анна Керн и Елизавета Воронцова

Первый портрет, скорее всего, принадлежит Наталье Гончаровой, жене Пушкина.

На втором портрете — Анна Петровна Керн, которой посвящено знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье…».

На третьем рисунке изображена графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова — жена одесского губернатора, которой поэт посвятил такие стихотворения, как «Ненастный день потух…», «Желание славы», «Кораблю».

4 (4.1 4.2, 4.3).

Ответ: это Вильгельм Кюхельбекер, Александр I и Петр Чаадаев. На первом рисунке изображен лицейский друг Пушкина, поэт и декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер. Подпись к рисунку: «В.К. Кюхельбекер на Сенатской площади 14 декабря 1825 года». Второе изображение — профиль Александра I.

Рисунок сделан в 1819 году, когда император в творчестве молодого Пушкина представал как «царь-спаситель» (стихотворение «Александру»).

Читайте также:  Лекарь харитон в рассказе "муму" тургенева: характеристика, образ, описание

В черновиках к десятой, уничтоженной, главе «Евгения Онегина» про него же Пушкин скажет:

Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь, враг труда, Нечаянно пригретый славой,

Над нами царствовал тогда.

На третьем портрете изображен Петр Чаадаев, тот самый, с которым Пушкин сравнивает одного из своих героев, желая подчеркнуть, что тот настоящий денди: «Второй Чадаев, мой Евгений…»

5.

Ответ: третье произведение цикла — повесть «Гробовщик». На рисунке изображена встреча угрюмого Адрияна Прохорова и его гостеприимного соседа, немца Готлиба Шульца.

«…Размышления были прерваны нечаянно тремя франмасонскими ударами в дверь. «Кто там?» — спросил гробовщик.

Дверь отворилась, и человек, в котором с первого взгляду можно было узнать немца-ремесленника, вошел в комнату и с веселым видом приближился к гробовщику. «Извините, любезный сосед, — сказал он тем русским наречием, которое мы без смеха доныне слышать не можем, — извините, что я вам помешал… я желал поскорее с вами познакомиться.

Я сапожник, имя мое Готлиб Шульц, и живу от вас через улицу, в этом домике, что против ваших окошек. Завтра праздную мою серебряную свадьбу, и я прошу вас и ваших дочек отобедать у меня по-приятельски». Приглашение было благосклонно принято.

Важно

Гробовщик просил сапожника садиться и выкушать чашку чаю, и благодаря открытому нраву Готлиба Шульца вскоре они разговорились дружелюбно».

6.

Ответ: так Пушкин представлял себе севильского обольстителя Дон Гуана (в поздней литературной традиции — Дон Жуана), героя поэмы «Каменный гость».

7.

Ответ: на картинке изображена сцена бритья Мавруши — героини (а точнее, героя) поэмы «Домик в Коломне»:

Пред зеркальцем Параши, чинно сидя, Кухарка брилась. Что с моей вдовой? «Ах, ах!» — и шлепнулась. Ее увидя, Та, второпях, с намыленной щекой Через старуху (вдовью честь обидя), Прыгнула в сени, прямо на крыльцо,

Да ну бежать, закрыв себе лицо.

8 и 8а.

Ответ: это рисунок к «Сказке о попе и о работнике его Балде».

Вынырнул подосланный бесенок, Замяукал он, как голодный котенок: «Здравствуй, Балда мужичок; Какой тебе надобен оброк? Об оброке век мы не слыхали, Не было чертям такой печали.

Ну, так и быть — возьми, да с уговору, С общего нашего приговору — Чтобы впредь не было никому горя: Кто скорее из нас обежит около моря, Тот и бери себе полный оброк,

Между тем там приготовят мешок».

9.

Ответ: это «Медный всадник».

Вода и больше ничего! И, обращен к нему спиною, В неколебимой вышине, Над возмущенною Невою Стоит с простертою рукою

Кумир на бронзовом коне.

10 и 10а.

Ответ: это листы к «Маленьким трагедиям» и «Сказке о золотом петушке». Первый рисунок — иллюстрация к «Скупому рыцарю», одной из «Маленьких трагедий», написанных Пушкиным в период Болдинской осени в 1830 году, второе изображение — титульный лист к «Сказке о золотом петушке». Вот как на самом деле выглядели эти рисунки:

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен! 1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43802511595

Презентация на тему: Полтава

Описание слайда:

Дидактический материал к изучении поэмы А.С.Пушкина «Полтава» 7 классТ.Н.Зинович

Описание слайда:

«Полтава» — поэма А. С. Пушкина, написанная в 1828 году. Название поэмы указывает на Полтавскую битву, состоявшуюся 27 июня 1709 года. В работе над поэмой Пушкин обращался к историческим источникам, а также к молдавским преданиям, народным украинским песням и думам.

Описание слайда:

«Полтавская баталия». Фрагмент мозаики М. В. Ломоносова

Описание слайда:

Шведы: Общие силы: 26 000 шведов (около 11 000 кавалерии и 15 000 пехоты), 1000 валашских гусаров, 41 орудие, около 2 тыс.

казаковВсего: около 37 000Силы в битве: 8270 пехоты, 7800 драгун и рейтаров, 1000 гусар, 4 орудия Не принимали участия в сражении: казакиВоенные потери: 6700—9000 убитых и раненых, 2874 пленных во время сражения и 15−17 тыс.

у ПереволочныРусские:Общие силы:около 37 000 пехоты (87 батальонов), 23 700 кавалерии (27 полков и 5 шквадронов), 102 орудияВсего: около 60 000Силы в битве: 25 000 пехоты, 9000 драгун, казаков и калмыков, еще 3000 калмыков подошло к концу битвыГарнизон Полтавы: 4200 пехоты, 2000 казаков, 28 орудийВоенные потери:1345 убитых, 3290 раненых

Описание слайда:

Карл XII Петр I

Описание слайда:

Полтавская битваПолтавская битва — крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII.

Состоялась утром 27 июня (8 июля) 1709 года в 6 верстах от города Полтава на русских землях (Левобережье Днепра).

Решительная победа русской армии привела к перелому в Северной войне в пользу России и положила конец господству Швеции как одной из ведущих военных сил в Европе

Описание слайда:

Весной 1709 года Карл XII, находясь со своей армией на территории России, решил возобновить наступление на Москву через Харьков и Белгород. Силы его армии значительно уменьшились и составляли 35 тыс. человек. Стремясь создать выгодные предпосылки для наступления, Карл решает быстро овладеть Полтавой, расположенной на правом берегу Ворсклы.

Описание слайда:

Совет

Шведские пикинеры и фузилёр под Полтавой, 1709 Личный штандарт Карла XII, захваченный во время Полтавской битвы (Петропавловская крепость, Комендантский дом, экспозиция «История Санкт-Петербурга — Петрограда. 1703—1918»)

Описание слайда:

Церковь на месте битвы

Описание слайда:

Музей-заповедник «Поле Полтавской битвы»

Описание слайда:

А. Е. Коцебу. «Полтавская победа».

Описание слайда:

Денис Мартен. «Полтавская битва» (1726).

Описание слайда:

Л. Каравак. «Пётр I в Полтавской битве» (1718).

Описание слайда:

Карл XII и гетман Мазепа после Полтавской битвы

Источник: https://ppt4web.ru/literatura/poltava.html

Иллюстратор Федор Константинов: графика, гравюры к произведениям классиков

Корифей советского графического искусства, книжный иллюстратор, пейзажист и портретист Федор Де­нисович Константинов родился в семье крестьянина Рязанской гу­бернии.

Рано осиротев, девятилетний маль­чик становится воспитанником своеобразной «колонии» с гумани­тарным уклоном — “Лиги спасения детей” в Москве.

В 1923 году его переводят в Первый коммунистиче­ский интернат, где будущий график впервые знакомится с рисованием, а на летних экскурсиях бывает в Крыму, на Кавказе, природа кото­рых будет столь мастерски изобра­жена им в позднейших гравюрах к произведениям Лермонтова, Миц­кевича…

Став в 1929 году студентом Гор­ной академии, Константинов реша­ется подать свои рисунки и аква­рели на конкурс в Московский ху­дожественный институт. Его за­числяют сразу на второй курс факультета графики, где в эти годы преподавал В. А. Фаворский.

«Я благодарен судьбе за то, что оказался учеником Владимира Андреевича и стал графиком, гра­вером, хотя всю юность мечтал быть живописцем», — говорит Кон­стантинов. Фаворский был не толь­ко гениальным мастером графиче­ского искусства, но и прекрасным педагогом и теоретиком. …

Первые книги с гравюрами Кон­стантинова вышли в 1935 году сра­зу после окончания института. Сре­ди них — «Оды» Горация и «Мета­морфозы» Овидия (1936). В этих иллюстрациях Константинов вы­ступает как уже сложившийся мастер, только в обильной штри­ховой динамике и некоторой ком­позиционной экстравагантности видны уроки Фаворского.

В последующие годы художник проиллюстрировал десятки изданий: Шекспира, Чосера, Марка Твена, Шарля де Костера, Миц­кевича и многих, многих других.

Уже в издании пьес Шекспира (1938) Константинов «упорядочи­вает» свою манеру: композиции, не теряя экспрессии, становятся уравновешеннее, спокойнее, дейст­вие происходит на фоне прорабо­танного до мелочей интерьера или пейзажа.

Обратите внимание

Постепенно вырабатыва­ется тот «стиль Константинова», который ни с чем не спутаешь: ксилографии мастера всегда мож­но узнать по обилию черного, на котором светлая штриховка вы­глядит несколько зыбкой, волную­щейся, «плывущей». Поверхность графического листа Константинова можно уподобить озерной ряби… Такой стиль, несмотря на обилие подробностей и деталей, не ка­жется натуралистическим, не навя­зывает читателю однозначный образ. В такой концепции иллю­страции в книге при полном свое­образии манеры чувствуется школа Фаворского.

Особого внимания заслуживают гравюры Константинова к созда­ниям русских классиков, всегда удивительно точно передающие дух и стиль их произведений. Тут, в первую очередь, следует отметить портрет и заставки к стихотворени­ям Ф. И.

Тютчева (1946), пейзажи и композиции к «Евгению Онегину» (1950—1951), к «Мцыри» Лер­монтова, и, наконец, новое обраще­ние к Пушкину в последние годы. «Маленькие трагедии» с иллюстра­циями Константинова (1977) — настоящий подарок всем ценителям Пушкина, всем любителям книги…

Среди произведений художника нельзя не отметить и великолепных графических портретов (Моцарт, Бетховен, Вагнер, Верди и др.)» а также его проникновенных и могу­чих пейзажей.

Эти станковые ли­сты он иногда увеличивает до размеров крупной картины, и тогда кажется, что в «аскети­ческих» черно-белых пятнах гра­вюры проступают живописные ка­чества…

Иллюстрация к М.Ю. Лермонтову

Паганини

Татьяна Ларина

Есенин

Иллюстрации к басне И.А.Крылова “Свинья под дубом”.

Мцыри – М. Ю. Лермонтов

А.С.Пушкин Поэма “Полтава”

Ромео

Источник: https://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1800-kd.html

Изображение Полтавского боя поэме «Полтава»

Изображение огромного исторического события сочетается в «Полтаве» с изображением трагедии личности, с романтическим сюжетом о драматической любви Марии к Мазепе.

Образ Марии (Матрены) Кочубей, ее трагическая судьба, гибель ее отца – все давало Пушкину возможность создать типично романтическую поэму. Но времена «Бахчисарайского фонтана» были уже позади.

Любовь Марии Пушкин тщательно обосновывает психологически, имея перед собой пример шекспировской Дездемоны; в необычайной страсти дочери Кочубея поэт видит сложное проявление человеческой натуры, жизни.

Важно

Настойчивый интерес к эпохе Петра I был связан не только с надеждами Пушкина добиться от правительства прогрессивных реформ, подобных реформам Петра.

Тема Петра I обусловливалась всей пушкинской концепцией исторического развития России.

Пушкин считал, что русский народ, идя своеобразной и самобытной исторической дорогой, благодаря реформам Петра вступил на путь просвещения, тем самым обеспечив себе в будущем возможность свободы.

В героической эпопее эпохи классицизма много условного, мифологического. Ее композиционной основой являлось само великое событие, но создатель эпопеи вольно обращался с историческими фактами, героический идеал чаще всего выступает в ней в отвлеченной, абстрактной форме.

Отнюдь не романтический злодей и сам Мазепа. Пушкин даже противопоставлял свою «Полтаву» байроновской поэме «Мазепа», в которой образ Мазепы дан в романтическом плане, оторвано от конкретно-исторической обстановки.

Пушкин стремится правдиво развить характер Мазепы как хитрого и коварного интригана-изменника, одержимого не столько старческой страстью к Марии, сколько жаждой власти и честол’юбием.

«Мазепа действует в моей поэме точь-в-точь как и в истории, а речи его объясняют его исторический характер» (VII, 191),- замечает Пушкин. В творческом развитии Пушкина, в его исканиях «Полтава» явилась опытом создания реалистической поэмы на историческую тему.

В «Полтаве» Пушкин пытается сочетать жанр старой, героической поэмы с новой, лирико-эпической, созданной романтизмом, что соответствовало двум основным темам «Полтавы».

В «Полтаве» героическое воплощено в своем конкретно-историческом облике, дается как реальная история народа, то, что сохранилось в памяти народной.

Совет

Образ самого Петра также героичен, но в обрисовке его Пушкин не прибегал ни к искусственной героизации, обычной для классицистической эпопеи, ни к романтическим эффектам, Петра окружает реальная обстановка.

И в самой грандиозной картине Полтавского боя нет ничего условного, официально-помпезного, риторического. Возвеличивая подвиг и мужество петровского воинства, Пушкин отдает должное и сильным противникам русских – шведам.

Однако поэт дает почувствовать, что и сам Карл XII, и его воинственные дружины не воодушевлены ничем высоким, тогда как Петр и его армия исполнены патриотизма, уверенности в победе, за ними возникает образ всей России. И сам поэт полон гордого патриотического чувства и восхищения славной победой.

Рекомендуем почитать ►

Первый роман Золя «Исповедь Клода»

«Полтава». В 1828 г. Пушкин, снова обращаясь к теме Петра, пишет поэму «Полтава». «Полтава» – героическая поэма.

В центре ее – изображение Полтавского боя как великого исторического события, поставившего Россию на одно из первых мест в Европе.

О знаменитом пушкинском изображении Полтавского боя Белинский писал: «Картина Полтавской битвы начертана кистию широкою и  смелою; она исполнена жизни и движения: живописец мог бы писать с нее, как с натуры».

Источник: https://www.getsoch.net/izobrazhenie-poltavskogo-boya-poeme-poltava/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]