История создания поэмы “демон” лермонтова: интересные факты

Демон (поэма), история создания, художественные особенности, интересные факты

Название Демон
Жанр Поэма
Автор Лермонтов, Михаил Юрьевич
Язык оригинала русский
Написан Последняя редакция закончена в начале 1839 г.
Публикация 1842 г.

Де́мон (1829—1839) — поэма М. Ю. Лермонтова. Принадлежит к шедеврам не только лермонтовской, но и всей русской романтической поэзии.

История создания

Поэт начал писать поэму, когда ему было всего лишь 15 лет.

Художественные особенности

Лермонтов меньше всего хотел создать образ дьявола, еще одного Мефистофеля. Поэт пытается пробудить сочувствие к своему герою. Сочувствие вызывает его одиночество и разочарование.

Дьявол причиняет боль, а Демон сам страдает. Дьявол воплощает мир обыденности, а Демон воплощает грусть по высокому идеалу. Зло в душе Демона побеждается красотой.

Читатель верит в искренность раскаяния Демона, когда он плачет из-за сочувствия к человеческому роду:

И, чудо! из померкших глаз

Слеза тяжелая катится…

Поныне возле кельи той

Насквозь прожженный виден камень

Слезою жаркою, как пламень,

Нечеловеческой слезой!..

Обратите внимание

Читатель верит в глубину чувств Демона к юной красавице Тамаре. В любви к ней он видит надежду на возрождение другой, высокой и чистой жизни:

''И входит он, любить готовый,

С душой, открытой для добра,

И мыслит он, что жизни новой

Пришла желанная пора…. ''

''О! выслушай — из сожаленья!

Меня добру и небесам

Ты возвратить могла бы словом.

Твоей любви святым покровом

Одетый, я предстал бы там,

Как новый ангел в блеске новом…''

Лермонтов вкладывает в уста Демона жаркие слова любви. Эти страницы являются самыми впечатляющими страницами в поэме. Вся душа Демона выражается в любви к Тамаре, для зла в его душе не остается места. Слова Демона убеждают, что это высокое чувство. Эти слова превозносят и саму женщину. Как и все романтики, Лермонтов утверждает благородную роль любви в мире, воспевает «вечную женственность».

Интересные факты

Поэма Демон сперва была напечатана в Германии и только в 1856 была издана в России тиражом 28 экземпляров для членов царской семьи2013.

Максим Горький в повести «В людях» рассказывает о чтении этой поэмы как бунтарского произведения.

В романе Александра Фадеева «Молодая гвардия» приговорённые к смерти молодогвардейцы слушают свою подругу Ульяну Громову, по памяти читающую «Демона». Возможно, это связано с тем, что в поэме отражена идея свободы как наивысшего счастья, к которому должен стремиться человек, и борьба сил света и разума с силами мрака и зла.

Источник: http://www.cultin.ru/books-demon-poehma

Лермонтов «Демон» – история создания, идея – Русская историческая библиотека

Поэму «Демон» (см. её полный текст, краткое содержание и анализ) Лермонтов начал писать в четырнадцатилетием возрасте и возвращался к ней на протяжении всей жизни. Это итог упорной поэтической работы и многолетних философских раздумий. Первая строка – «Печальный демон, дух изгнанья», – написанная в 1829 году, сохранилась до конца, несмотря на многочисленные переделки поэмы.

Сначала Лермонтов задумал поэму о Демоне, который влюбляется в монахиню и губит ее из ненависти к ее ангелу. (См. статью Образ Демона в поэме Лермонтова.) Этот замысел видоизменялся на протяжении нескольких лет. При этом действие поэмы продолжало развиваться вне времени и пространства, в нереальной, условной обстановке.

В 1832 году поэт собирался приурочить действие «ко времени пленения евреев в Вавилоне». Этот библейский вариант поэмы остался ненаписанным. Действие в пятой редакции (1833 – 1834) происходит на берегу моря, «Между прибрежных диких скал», «…южный теплый день // Играет яркими лучами».

Здесь мы встречаем уже многие стихи, которые потом без перемен вошли в поздние редакции «Демона», однако общий характер поэмы еще не меняется.

Лермонтов. Демон. Аудиокнига

Существенный сдвиг в работе произошел по возвращении Лермонтова из Грузии в 1838 году. Горы Кавказа, «излучистый Дарьял», Казбек, который кажется пролетающему над ним Демону «гранью алмаза», Койшаурская долина, берега Арагвы – все это помогло Лермонтову наполнить поэму конкретными описаниями, связать отвлеченный замысел с жизнью.

Безликая монахиня превратилась в красавицу Тамару. В поэме появились сцены грузинского феодального быта, картины грузинской природы. Усложнился сюжет поэмы: соперником Демона становится жених Тамары – «властитель Синодала», «удалой князь».

Здесь сказалось влияние фольклора: Лермонтов использовал легенду о любви горного духа к девушке-грузинке и о его ревности к ее жениху.

Важно

В начале второй части поэмы (строфа V) всаднику, до слуха которого доносится рыданье Тамары, кажется, что это «…

горный дух, // Прикованный в пещере, стонет», Горный дух, прикованный в пещере, – Амирани, Прометей грузинских и осетинских легенд.

В некоторых вариантах этих легенд он выступает как богоборец, затеявший борьбу с небом за справедливость на земле. Таким образом, народные грузинские легенды помогали Лермонтову связать прежний материал с новой почвой.

Вернувшись в Петербург, Лермонтов снова переработал поэму. К 1838 году относятся три новых редакции. Шестая, которую поэт собирался публиковать и которая разошлась в рукописных копиях в огромном числе, датирована 8 сентября 1838 года. В декабре того же года, собираясь печатать поэму, Лермонтов подверг ее новой переработке (дата окончания последней редакции – 4 декабря).

Мятежный характер Тамары в этой редакции сильно смягчен: Лермонтов придал ей черты существа, не созданного для мира, и вычеркнул текст, следовавший за строфой XIII второй части поэмы, с описанием Тамары в гробу. Как раз в этой исключенной строфе был стих «Иль с небом гордая вражда…», который так восхищал Белинского и в котором он видел воплощение одной из основных идей поэмы.

Кроме того, Лермонтов дополнил поэму клятвою Демона («Хочу я с небом примириться, // Хочу любить, хочу молиться, // Хочу я веровать добру…»), исключил диалог «Зачем мне знать твои печали…» и сочинил новый конец, в котором ангел спасает душу Тамары.

Приблизив к условиям цензуры образ Тамары, Лермонтов стремился тем самым уберечь от искажений образ Демона: Демон побежден, но не раскаивается.

В 1839 году Краевский собирался публиковать в «Отечественных записках» отрывки из «Демона». Этому помешала новая ссылка Лермонтова.

Совет

В 1842 году цензура окончательно запретила поэму; Краевскому удалось опубликовать только отрывки.

Впервые «Демон» был опубликован в 1856 году за границей (в Карлсруэ). Выпустил это издание родственник Лермонтова генерал А. И. Философов. В следующем году там же, в Карлсруэ, появилось новое издание поэмы, но с разночтениями. Датировалась поэма 1841 годом.

Все это на долгие годы запутало вопрос о творческой истории поэмы, ее окончательном тексте и ее датировке. Уже в советские годы споры решила находка Э. Э. Найдича, обнаружившего письмо генерала А. И. Философова к директору императорской Публичной библиотеки барону М. А. Корфу.

В этом письме уточнена история создания и публикации «Демона».

Лермонтов завершил работу над поэмой в декабре 1838 года. В начале 1839-го потребовалось представление ее «ко двору» для чтения императрицы.

В связи с этим Лермонтов пересмотрел текст и сделал для этого случая указание переписчику насчет необходимой купюры.

На основании расхождений между протографом и «придворной» копией и возникли недоумения, ибо карлсруйские издания восходят к этим двум разным источникам.

Теперь уже окончательно ясно: 1841 год – год, которым датировалась последняя редакция «Демона», – отпадает. Поэма завершена в декабре 1838 года. Это сильно проясняет творческую эволюцию Лермонтова. Но не снимает, однако, вопроса о различиях последней редакции поэмы и предшествующей, так называемой шестой.

Стремясь напечатать поэму, Лермонтов внес в текст шестой редакции серьезные изменения.

В процессе этой работы – над седьмой редакцией «Демона» – он изменил сюжет, заново пересоздал части текста, обогатив характеристики, описания и отступления множеством новых великолепных стихов, и отшлифовал произведение в целом.

Обратите внимание

Достаточно сказать, что только при переделке поэмы возник монолог Демона: «Клянусь я первым днем творенья…» Поэтому возвратиться к шестой редакции поэмы, отвергнув работу Лермонтова над позднейшими редакциями, как предлагают некоторые исследователи, невозможно.

Тем не менее для понимания идейного замысла «Демона» шестая редакция имеет решающее значение. (Она опубликована полностью в академическом издании и четырехтомном собрании сочинений М. Ю. Лермонтова, «Художественная литература», т. 2, М. 1964.)

По материалам работ Ираклия Андроникова.

На нашем сайте вы можете прочитать и краткое содержание поэмы «Демон»

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/3973-lermontov-demon-istoriya-sozdaniya-ideya

Картина Михаила Врубеля “Демон сидящий”, 1890 г.: история создания и интересные факты :

Картина Михаила Александровича Врубеля “Демон сидящий” – одно из самых загадочных произведений в мировой живописи. Художника вдохновила поэма Лермонтова.

Произведение русского поэта повествует о прекрасной княжне Тамаре, погубленной беспокойным демоном. В 1891 году Врубель создал около тридцати иллюстраций к юбилейному изданию произведений Лермонтова.

Но именно образ “духа изгнания” из знаменитой поэмы не давал ему покоя в течение многих лет.

Стоит привести интересные факты из биографии художника, прежде чем рассказать историю создания картины “Демон сидящий”. Михаил Александрович Врубель был талантливым живописцем. Однако страдал психическим расстройством, что, впрочем, не лишало его возможности заниматься творчеством.

Михаил Врубель

Будущий художник родился в 1856 году в Омске. Много лет занимался церковной живописью. В 1890 году уехал в Москву, стал одним из самых модных художников.

Этот период начался с работы над картиной «Демон сидящий». Завершился полотном, на котором изображен тот же образ, но уже в ином качестве. Последние годы художник провел в Санкт-Петербурге.

Это был весьма печальный период в его биографии.

После окончания гимназии Врубель не планировал стать художником. Родители отправили его в Петербургский университет. Согласно семейной традиции, он должен был стать юристом. Однако в столице молодой художник познал богемный образ жизни, что отразилось на его дальнейшей судьбе.

Впрочем, Михаил Врубель много времени проводил за чтением философской литературы, особенно увлекался эстетикой Канта. Рисовал он в этот период мало. Один из немногих сохранившихся эскизов, сделанных Михаилом Врубелем в молодые годы, это небольшая зарисовка сцены из романа Толстого “Анна Каренина”. На этой композиции главная героиня изображена во время свидания с сыном.

Денег, которые Врубель получал от родственников, было недостаточно. Он активно подрабатывал репетиторством. В возрасте 24 лет поступил в Академию художеств. Что повлияло на решение Врубеля посвятить себя живописи, неизвестно. Есть версия, что главную роль в выборе сыграло влияние кантианской эстетики.

В 1880 году Врубель стал заниматься в мастерской педагога и художника Павла Чистякова. Учеба продолжалась четыре года. Среди учеников Чистякова были также Суриков, Репина, Васнецов, Поленов, Серов. Последний оказал сильнейшее влияние на творчество Михаила Врубеля.

Молодой художник совмещал творческие искания с выполнением заказов. Кроме того, участвовал в конкурсе на получение премии от Общества поощрения художников.

Важно

В этот период он написал картину, на которой изображены герои шекспировской трагедии “Гамлет”. Работа выполнена в стиле рафаэлевского реализма. Несколько лет Врубель провел в Киеве, где занимался преимущественно церковной живописью.

Работы Врубеля – “Ангел с кадилом”, “Богоматерь с младенцем”, “Пророк Моисей”, “Царевна-лебедь”.

Эксцентричный живописец

Автор картины “Демон сидящий” – М. А. Врубель – был личностью неординарной. Последние годы страдал расстройством личности. Кроме того, в судьбе художника было несколько трагических событий, которые усугубили психическое состояние.

В 1902 году Михаил Врубель представил публике картину, на которой был изображен демон – но не злой дух, а скорее, печальный юноша, обреченный на одиночество. Это было другое полотно, не то, о котором пойдет речь ниже.

Картина называлась “Демон поверженный”.

Она впервые была показана на выставке в Санкт-Петербурге и сразу же привлекла внимание поклонников символизма – направления в искусстве, которое было весьма популярно на рубеже столетий.

Врубель к тому времени был довольно известным живописцем. Друзья и родственники уже не раз замечали в его поведении странности. Но это были не те странности, которые принято объяснять творческим даром. Художник беспрестанно говорил о своей картине, он отчаянно спорил об образе демона, о том, насколько неправильно коллеги изображают его на полотне, а писатели в своих сочинениях.

Читайте также:  Образ и характеристика шарикова в повести "собачье сердце": описание внешности и характера (полиграф полиграфович)

Трагедия в семье живописца

В 1901 году у художника родился сын. Женой Врубеля была известная в ту пору певица Надежда Забела.

Будущие родители, привыкшие к светской жизни, не могли и подумать, что после рождения сына они не смогут поехать в Европу на выставку.

Они собирались в Париж, где должны были представить на суд ревностных ценителей искусства картину “Демон поверженный”. Но с рождением сына в семье художника началась череда неприятностей.

Совет

Ребенок появился на свет с раздвоенной губой, что немало огорчило родителей. Назвали его Саввой. Врубель чуть позже написал портрет сына. Это была картина, на которой изображен мальчик с тревожным и одновременно печальным взором.

Прожил мальчик всего два года. До его смерти отец уже успел провести несколько месяцев психиатрической лечебнице. Сперва странности Врубеля выражались в чрезвычайно высокой самооценке, граничащей с манией величия.

Затем начались приступы агрессии и буйства – у больного появилась необыкновенная физическая сила, он разрывал на мелкие клочья все, что ему попадалось в руки: одежду, постельное белье. Но писал, как и прежде, мастерски.

По Санкт-Петербургу распространились слухи о болезни известного художника. Тут же появились критики, полагающие, что полотна Врубеля не имеют никакого отношения к искусству, а представляют собой всего лишь «мазню сумасшедшего».

Второй кризис

Врубель выздоровел и вернулся к работе. После первого курса лечения состояние художника улучшилось, он присмирел и даже начал писать новые картины. Однако смерть сына подкосила его.

Он снова оказался в лечебнице, но на этот раз болезнь имела совершенно иные симптомы. Михаил Врубель беспрестанно писал любимой жене самоуничижительные письма.

Признаков мании величия словно никогда не было.

Смерть

И после второго кризиса наступило улучшение, но совсем ненадолго. Под конец жизни художник не узнавал знакомых, утратил чувство реальности, все глубже погружался в собственной фантазии. Михаил Врубель умер в апреле 1911 году. Похоронен в Санкт-Петербурге.

Есть версия, что причина болезни кроется в серии картин, которым он посвятил более десяти лет. Среди них и “Демон сидящий”. Врубель написал эту картину в 1890 году.

“Демона поверженного” – спустя двенадцать лет. Признаки болезни становились особенной явными во время работы над этими картинами.

На написание “Демона сидящего” Врубеля, как уже было сказано, вдохновило сочинение Лермонтова. О чем поэма?

“Демон” Лермонтова

Печальный дух изгнания парит над землей, наблюдая сверху кавказские пейзажи, пещеры. Таков главный образ лермонтовской поэмы, изображенной Врубелем на картине “Сидящий демон”. Ничего в персонаже русского художника не вызывает негативных эмоций и неприятных ассоциаций. Во взгляде демона нет ни злости, ни коварства. Только странная холодность и печаль.

О чем же повествует поэма Лермонтова? Однажды Демон видит княжну Тамару, которая должна выйти замуж за властителя Синодала. Но ей не суждено стать женой богатого человека, потому что он становится жертвой абреков. Тамара неутешна в своем горе. Но однажды слышит голос, который доносится откуда-то сверху. Девушка понимает, что это не кто иной, как “дух лукавый”.

Тамара просит отца отправить ее в монастырь, но и там, в келье, слышит назойливый голос Демона. Тот признается красавице в любви, обещает превратить ее в “царицу мира”.

В конечном счете героиня лермонтовской поэмы погибает в его объятиях. Таков сюжет произведения, которое легло в основу сюжета картины Врубеля “Демон сидящий”.

Как изобразил этот художественный образ на своем полотне художник, можно видеть на фото в статье.

Картина “Демон сидящий” Врубеля

В 1890 году художник создал эскиз картины. Он хранится в Третьяковской галерее. Над картиной “Демон сидящий” Врубель работал в доме Саввы Мамонтова. Художник стремился изобразить на своем полотне образ сомнений, внутренней борьбы, силы человеческого духа.

Описание “Демона сидящего” Врубеля: юноша, олицетворяющий силы зла, сидит, трагически сцепив руки, его печальный взгляд направлен вдаль. На полотне изображены необыкновенные цветы.

Фоном служит горная местность, алый закат. Делая анализ «Демона сидящего» Врубеля, искусствоведы подчеркивают, что полотно написано в индивидуальном стиле, свойственном этому художнику.

Работа живописца напоминает панно или витраж.

Анализ картины

Фигура Демона как будто стеснена, зажата между нижней и верхней перекладинами рамы. Необычного эффекта живописец достиг, используя мастихин – инструмент, который обычно применяется для удаления или смешивания остатков красок.

Делая анализ картины Врубеля “Демон сидящий”, невозможно не вспомнить и другие картины русского художника, на которых изображен лермонтовский персонаж. Всего таких полотен три.

В 1890 году работал над двумя картинам Врубель: “Демоном сидящим”, описание которого представлено выше, и “Тамарой и Демоном”. Вторая представляет собой иллюстрацию для журнала “Золотое руно”.

Обратите внимание

И по сюжету, и по технике она мало общего имеет с картиной “Демон сидящий”.

Михаила Врубеля, видимо, покорил образ “духа лукавого”. В 1902 году он написал картину “Демон поверженный”. Это была одна из его последних работ. Есть версия, что причина недуга русского художника-символиста кроется в его страсти к демонической теме.

Охваченный демоном

Этот образ, начиная с 1890 года, стал едва ли не ключевым в творчестве русского художника. Причем, как утверждали коллеги и друзья Врубеля, на каждом новом полотне дьявол становился все ужаснее, злее.

Параллельно ухудшалось психическое состояние живописца.

Впрочем, тот, кто впервые смотрит на картину “Демон сидящий” Врубеля, вряд ли догадается, что на этом произведении изображено существо, относящееся к дьявольским силам.

Одинокая душа

На полотне мы видим задумчивого юноши, который чем-то опечален. У него правильные черты лица, сильное тело, густые темные волосы. Ничто в этом образе не вызывает негативных эмоций и не ассоциируется со злобой и коварством. После того как на одной из выставок была представлена картина “Демон сидящий” (1890 г.

), Михаил Врубель рассказал в письме другу о своих довольно странных представлениях о символе зла и коварства. Художник утверждал, что люди заблуждаются относительно этого существа. Они считают дьявола врагом, а на самом деле, это не так. Слово “демон” в переводе с греческого означает “душа”.

Он сравнивал его со страдающими одиноким человеком, который не находит себе места в этом мире.

Итак, 1890 году картина “Демон сидящий” была завершена. Но Врубель на этом не остановился. Он продолжал работать над полюбившимся образом. В начале XX века написал картину “Демон поверженный”, но и после этого не успокоился. Образ мятежного существа не оставлял его. Художник, как зачарованный, работал над эскизами.

“Демон поверженный”

Вскоре у Врубеля было обнаружено заболевание, и врачи посоветовали отправиться отдохнуть. Но художнику что-то не давало покоя. Он все чаще жаловался, что никто не понимает его. За короткий промежуток времени он изменился до неузнаваемости. Жена боялась оставлять его наедине с беспокойными мыслями. Врубель менялся также стремительно, как и образ на картине “Демон поверженный”.

Примечательно, что душевное состояние художника и никак не отражалось на его работе. Он произносил странные вещи, мнил себя гением, сравнивал с Пушкиным, но эскизы его не были похожи на рисунки сумасшедшего. А врач, который его лечил, сказал: “Как художник он здоров”. У людей, страдающих психическими расстройствами, прежде всего, снижается работоспособность.

С Врубелем ничего подобного не происходило. Он работал, как и прежде. Вот только демон на очередном эскизе приобретал новые черты.

Арт-терапия

Современные психологи выдвигают следующую теорию: Врубель лечился творчеством, работа сдерживала его болезнь.

Он, сам не осознавая этого, изобрел метод, который спустя тридцать лет после его смерти назовут арт-терапией. Находясь в клинике, Врубель постоянно рисовал.

Он переносил на холст все, что видел каждый день – врачей, пейзаж за окном, соседей по палате. И болезнь отступала на некоторое время.

Когда Врубель вышел из лечебницы, он был спокоен и даже умиротворен. Но произошла семейная трагедия, которая безвозвратной лишила его душевного равновесия. Когда умер сын, художник на некоторое время смог взять себя в руки. Он организовывал похороны, поддерживал жену, которая на протяжении нескольких дней не произнесла ни слова. А вскоре началась новая волна навязчивых идей.

Теперь уже Врубель мнил себя не гением, а злодеем, погубившим собственного сына. Он был уверен, что в смерти мальчика виновны картины, на которых изображен демон. Поскольку о своей вине Врубель говорил беспрерывно, его поспешили снова определить в больницу, но уже в другую. Больного отвезли в клинику, которая находилась за границей.

Ежемесячно Надежда Забела оплачивала лечение мужа, для чего ей приходилось, несмотря на недавнюю потерю, участвовать в театральных постановках. Состояние художника тем временем ухудшалось. Кроме того, он начал терять зрение. Последнюю картину – портрет поэта Брюсова – он так и не дописал.

Четыре года Михаил Врубель прожил слепым, о том, что его “демоны” получили мировое признание, он так и не узнал.

Источник: https://www.syl.ru/article/377866/kartina-mihaila-vrubelya-demon-sidyaschiy-g-istoriya-sozdaniya-i-interesnyie-faktyi

Ответы на вопрос “32. История создания поэмы Лермонтова “демон”. Сюжет …” – Конспектов.Нет

История создания

«Демон» – это одно из центральных произведений Лермонтова, над которым Лермонтов работал больше десяти лет (1829-1839).

Он начал писать эту поэму еще в четырнадцатилетнем возрасте, когда учился в университетском благородном пансионе. В ту пору он задумал поэму о демоне и ангеле, влюбленных в одну монахиню.

Потом Лермонтов изменил замысел: в новом варианте демон влюбляется в монахиню и губит ее из ненависти к ангелу-хранителю.

В этих ранних редакциях действие поэмы происходило вне времени и пространства. Затем Лермонтов задумал приурочить поэму ко времени «пленения евреев в Вавилоне». Этот библейский вариант остался ненаписанным.

Важно

По тексту четвертой редакции можно догадаться, что действие перенесено в Испанию: появились некоторые детали в описании – «теплый южный день», «лимонная роща», «испанская лютня».

Однако общий характер поэмы от этого не изменился.

Вернувшись из Грузии, Лермонтов подверг поэму капитальной переработке. Горы Кавказа, Казбек, который кажется пролетающему демону «гранью алмаза», «излучистый Дарьял», Кайшаурская долина, зеленые берега светлой Арагвы, угрюмая Гуд-гора оказались самой подходящей обстановкой для лермонтовской поэмы.

В новом варианте «Демона» появились развернутые описания грузинской природы и грузинского феодального быта. Романтическая поэма о любви небожителя к смертной приобрела черты подлинного реализма.

В этой «кавказской» редакции 1838 года, созданной Лермонтовым в Петербурге вскоре после возвращения из ссылки, она стала одним из самых замечательных произведений русской поэзии.

Некоторые дореволюционные исследователи считали Кавказ некоей условной декорацией, экзотическим обрамление, подчеркивающим образ «гордого мятежника», заимствованный Лермонтовым у западных романтиков.

Однако кавказский материал в «Мцыри» и в «Демоне» не экзотическое обрамление в стиле «восточных повестей» Байрона (хотя у Лермонтова «Демон» и назван «восточной повестью»), а органическое претворение непосредственных переживаний и наблюдений, благодаря которым прежние сюжеты приобрели новое качество.

Несомненно, что решающее влияние на создание новой редакции оказали на Лермонтова грузинские народные предания, легенды и песни, знакомство с бытом и нравами новой для него страны.

Сюжет: Основное место в поэме занимают монологи Демона, раскрывающие его мысли и чувства, описания природы, подробные изображения переживаний героини – Тамары. Демон, «печальный дух изгнанья», которому в жизни наскучило всё, видит смертную девушку, красавицу Тамару… Он очарован ею.

Совет

Охваченный чувством любви, он мечтает о возрождении. Ему кажется, что любовь Тамары приведёт его к добру, к правде. Он проникает в монастырь, где после гибели жениха скрывается Тамара, и своими пламенными речами возбуждает к себе жалость и сочувствие Тамары.

Читайте также:  Тест по роману "евгений онегин" пушкина: 25 вопросов и ответов (викторина)

Поцелуй Демона оказывается смертельным для Тамары. Демон пытается овладеть её душой, когда светлый ангел уносит её в рай. «Она моя!» – восклицает Демон, но ангел отвергает его.

И проклял Демон побеждённый
Мечты безумные свои,
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной,
Без упованья и любви!..

Образы главных героев:   Главными героями являются Демон и Тамара. Лермонтов называет Демона «духом познанья и сомненья» и наделяет чувством неукротимой гордости. Демон отрицает
существование гармонии в мире, с презрением смотрит на несчастный род людской и находится в непрерывной и вечной борьбе с божеством.

Он горд и одинок, замкнут в своих переживаниях, и холод одиночество причиняет ему безграничное страдание.
Это – символ индивидуализма. Но если Демон является символом, то естественно видеть и в образе Тамары нечто символическое. Итак, Тамара – символ красоты.

Влечение Демона к Тамаре – это отчаянная попытка замкнутого в себе индивидуалиста выйти из состояния отчуждённости и вынужденного бездействия, найти в красоте отраду и забвение. Но любовь гордого индивидуалиста заканчивается печально. В развязке выступает «Ангел» – символ противоположных Демону начал: любви и прощения.

Появление Ангела подчёркивает всю безысходность положения Демона: на пути, по которому он идёт, на пути индивидуализма, когда собственное «я» ставится в центре всего существующего, нет ни счастья, ни живой деятельности. Образ Демона является двойственным.

С одной стороны в нём воплощено отрицание всего косного, отрицание человеческой пошлости, ограниченности, устаревших авторитетов, преданности старым устоям и традициям. Демон произносит страстную
речь, в которой клеймит земную жизнь, Где нет ни истинного счастья,
Ни долговечной красоты,
Где преступленья лишь да казни,
Где страсти мелкой только жить,
Где не умеют без боязни
Ни ненавидеть, ни любить.

Обратите внимание

В этих словах многие справедливо видели характеристику современного им дворянского общества. Но взамен «жалкого света» , отрицаемого Демоном, он не обещает Тамаре безмятежного благополучия.

Он зовёт её в тот мир, где она будет жить полной, истинно человеческой жизнью, где ждёт «иное страдание», «иных восторгов глубина». Он обещает: Пучину гордого страданья
Взамен открою я тебе… И содержание речей Демона, и горячее чувство, которым они насыщены, привлекают нас к герою поэмы.

И всё же Демон в поэме осуждён.В нём осуждён его крайний индивидуализм. Он презирает людей. Мечтая о любви Тамары, которая должна спасти
его от страшной многовековой тоски, дать смысл его существованию, Демон думает только о себе. Его любовь к Тамаре целиком эгоистична.

Вот почему он не может дать счастья ни ей, ни ему, и после попытки овладеть ею он вновь обречён на
скитания.

В романтическом образе Демона отразились и различные черты некоторых людей лермонтовской эпохи: резко отрицательное отношение их к отжившим устоям и авторитетам, сочетавшееся в них с гордой замкнутостью, с крайним индивидуализмом.

Но одновременно в Демоне остались черты неотразимо-привлекательные: протест против деспотизма, откуда бы он ни исходил, порыв к свободе, неустрашимая мысль.

Источник: http://www.konspektov.net/question/3618028

История создания поэмы «Демон»

Образ Демона – традиционный образ в мировой литературе. Среди русских писателей к этому образу обращались А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов. В отличие от Пушкина Лермонтов обращался к Демону на протяжении всей своей жизни. Кроме того, образ Демона встречается и в живописи. Художник-символист М. Врубель тоже пытается создать этот образ.

Демон – главный образ всего поэтического и философского мира М.Ю.Лермонтова. Он прямо или косвенно, так или иначе проявляется почти во всех поэмах, драмах, во многих лирических стихотворениях, даже в прозе Лермонтова.

Первое приближение М.Ю.Лермонтова к Демону произошло в стихотворении 1829года «Мой Демон».

Важно

Пятнадцатилетний поэт стремился создать свой образ, но его содержание напоминает пушкинского Демона – «собрание зол его стихия…», он презирает высокие ощущения, чистую любовь.

В стихотворении герой охвачен желанием проникать в душу человека («Он недоверчивость вселяет»). Демон способен вторгаться в среду поэта – его творчество («И муза кротких вдохновений страшится неземных очей»)

Юный поэт впервые открывает в себе подверженность духу зла и выражает печаль по поводу своей внутренней закрепощенности, несвободы своего творчества.

Тема Демона, начатая в юношеских стихотворениях М.Ю.Лермонтова, достигла своего высшего развития в его поэме, которую он создавал почти всю свою жизнь.

Поэма публиковалась в разных редакциях, очерках, представлявших разные этапы работы поэта и его духовной жизни. Думаю, поэтому поэма вызвала разные отклики в литературоведении.

Основные направления в изучении поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон»

Дореволюционные исследователи, сторонники «биографического» метода трактовки Демона, говорили о близости главного героя поэмы к её создателю. «В Демоне Лермонтовым начерчен собственный портрет автора», – отмечал В.Спасович. Родоначальник «биографического» метода Н.В.

Гоголь в книге «Выбранные места из переписки с друзьями» писал: «Признавши над собой власть какого-то обольстительного демона, поэт… как бы желал стихами от него отделаться…». Послереволюционные исследователи, У.Р.Фохт, С.В.

Шувалов, в своих трудах проводили мысль о том, что Демон есть «литературное воплощение социального характера аристократа – реакционера 30-х годов».

В предвоенные и послевоенные годы учёные, занимавшиеся поэмой М.Ю.Лермонтова «Демон», разделились на два больших лагеря. Одна группа (В.А.Мануйлов, Д.С.Киреев) видела в Демоне борца, другая (С.И.Леушева, А.Л.Рубанович) отстаивала идею совершения суда поэта над демонической личностью.

Совет

В 1981году вышла в свет «Лермонтовская энциклопедия», явившаяся определённым итогом в изучении образа Демона. Главная мысль статьи И.Б.Роднянского о поэме заключается в том, что лермонтовское произведение представляет собой преднамеренную противоречивость, двойственность, предполагающую множественность оценок и прочтений.

Новый взгляд на произведение классика выразил иеромонах Нестор в работе «Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон» в контексте христианского миропонимания», опубликованной в 2007году. «Демон…отличается смысловой многословностью, – пишет автор.

– Это исконный дух зла, … противник Бога и добра, одержимый жаждой разрушения…». «Демон … несёт ещё одну важную смысловую нагрузку. Он является символическим обозначением совокупности существующего зла, которое окружает человека…».

Следующий раздел работы является попыткой осмыслить взгляды исследователей на героя М.Ю.Лермонтова через анализ приёмов создания образа Демона в поэме.

Философские искания Врубеля

Тема Демона стала ключевой и в творчестве М.Врубеля. Сказалось влияние на него – на человека и художника – Лермонтова. Михаил Юрьевич был любимым поэтом Врубеля всю жизнь.

Неслучайно, художник стал иллюстратором к юбилейному изданию сочинений Лермонтова 1891 года. Стремясь раскрыть смысл и дух лермонтовских произведений, Врубель пытался найти и своего Демона.

Что же подготовило появление «демонианы» в творчестве художника?

Думаю, пореформенная Россия, в условиях которой формировалось мироощущение Врубеля. Образ жизни провинциальных чиновничье-помещичьих кругов вызывал возмущение и отрицание семнадцатилетнего Врубеля: «Наряды – это их душа, это – пульс их жизни, сон, еда и апатичное … бездействие… часы досуга проходят в пустейших разговорах…».

В гимназии и позже наряду с Лермонтовым будущий художник читал античную поэзию, Шекспира, Гёте, Гоголя, Пушкина, Тургенева, восхищался Чеховым, Ибсенем.

Гамлет Шекспира становится образом-спутником Врубеля. В его образе художнику раскрывался глубокий трагизм гордой честолюбивой личности, философски широко объемлющей мир умом, но обреченной жертвовать чувством гуманности и самыми нежными чувствами к любимой ради высшего долга, принужденной в одиночку бороться с предательством, лицемерием, господством пошлой посредственности.

Драма Ибсена «Привидение» – самое сильное впечатление. Финал пьесы намечает характер самого Врубеля: «вечно и всегда» мечтать в своих творениях о разности жизни и в то же время чувствовать над собой страшную грозу…».

В 90-е годы убеждениям художника отвечала и эстетическая теория Белинского. Врубель разделял взгляды критика в том, что поэт не должен подчинять свое творение толпе, черни с её «текущими потребностями»; что поэт… делает земным небесное – да светит земное небесным светом».

Обратите внимание

Система философских взглядов Врубеля эволюционировала под воздействием идей Шопенгауэра и Ницше, что послужило стремлениям художника найти решение противоречий между искусством и жизнью, долгом и чувством, духом и материей.

Погружение в мир древнерусской и византийской живописи, изучение искусства венецианского Возрождения – еще один этап духовных исканий художника. В искусстве средневековья – в иконах, мозаиках, фресках храмов – он увидел то, что ему нужно было для выполнения своей будущей миссии.

На мой взгляд, весь этот духовный опыт стал основой «демонианы» М.Врубеля.

Источник: http://www.microarticles.ru/article/storija-sozdanija-poemi-demon.html

Творческая история создания поэмы “Демон”

Поэма “Демон” имеет сложную творческую историю. Более десяти лет своей короткой жизни Лермонтов работал над этим произведением. Первоначальный замысел поэмы относится к 1829 году, когда юному поэту еще не было пятнадцати лет, но и сравнительно незадолго до смерти Лермонтов продолжал вносить отдельные поправки в текст поэмы.

Поэт несколько раз прерывал свою работу, а затем снова возвращался к ней. Появлялись новые редакции и варианты, тема расширялась и углублялась, получая все новые оттенки, шлифовался стих, выковывались образы. Произведение вырастало вместе с творческой и идейной эволюцией его автора.

Такая упорная работа свидетельствует о том, что тема поэмы глубоко волновала Лермонтова в течение всей его жизни. Поэт стремился художественными средствами, разрешить наиболее важные проблемы своего времени. Вот почему прежде всего необходимо проследить, как работал Лермонтов над поэмой “Демон”.

Изучение творческой истории произведения даст возможность в дальнейшем глубже понять его смысл.

Как правило, литературное произведение начинает свою жизнь в обществе с момента его опубликования. Этим логически завершается творческий процесс. И Лермонтов в 1839 году одно время вел переговоры о публикации поэмы “Демон” в журнале “Отечественные записки”. Однако ни тогда, ни позднее при жизни Лермонтова поэма не могла быть опубликована по целому ряду причин.

Прошло много лет. Уже давно погиб на дуэли Лермонтов, а его любимое детище, поэма “Демон”, все еще не появлялось в печати: оно было под цензурным запретом. Лишь в 1856 году дальний родственник поэта А. И. Философов решил напечатать поэму за границей.

Но к этому времени появилось новое затруднение – поэма жила во многих десятках списков, которые распространялись повсюду.

Важно

Ее переписывали от руки, передавали знакомым и друзьям, увозили в провинцию; там вновь переписывали и, перечитывая, восторгались могучей силой лермонтовской поэзии. Поэма жила в народе.

Когда Философов и друзья Лермонтова решили напечатать поэму, то возникли затруднения: по какому тексту производить набор? В руках Философова было несколько списков поэмы “Демон”, причем в каждом из них было немало разночтений.

По одному из таких списков, с приведением некоторых вариантов, видимо, из другого списка, поэма “Демон” была напечатана в 1856 году в Карлсруэ.

За границей в 1856-1857 годах на русском языке вышло еще три издания поэмы. Наконец, лишь в 1860 году царская цензура разрешила напечатать в России полностью “Демона”. Однако и после этого издания цензурные притеснения не прекращались. Поэма формально была допущена к печати, но различные вымарки и произвольные поправки еще несколько десятилетий искажали текст поэмы.

Царская цензура, вплоть до начала XX века, несколько раз запрещала обращение в народных библиотеках и училищах книг Лермонтова, где была напечатана поэма. Наряду с цензурными искажениями продолжали увеличиваться и искажения по вине редакторов изданий.

Это происходило потому, что отсутствие автографа давало возможность каждому редактору выбирать для печати тот список поэмы, который казался ему наиболее интересным. Так, например, в 1891 году П. Висковатов опубликовал даже такой текст, в котором были следы подделки.

Начались ожесточенные споры о тексте поэмы “Демон”. Эти споры в конце XIX века настолько обострились, что дело приняло скандальный характер. Потребовалось экстренное заседание в Российской Академии Наук, чтобы хотя формально положить конец спорам.

Читайте также:  Краткое содержание поэмы "руслан и людмила" пушкина по частям (песням): краткий пересказ

Но и после решения Академии вопрос о тексте поэмы не стал более ясным, а споры не прекратились.

Совет

Тщательное изучение творческой истории поэмы, истории ее печатанья и текста даст нам возможность решить очень важный практический вопрос: как лучше печатать поэму “Демон”? Какой текст должен быть признан наиболее авторитетным?

Ответ на эти вопросы можно дать только в результате всестороннего изучения поэмы Лермонтова.

Мы уже упоминали, что поэма “Демон” впервые полностью вышла в свет в Карлсруэ (1856 год). Это издание было организовано дальним родственником поэта А. И. Философовым. В 1857 году Философов вторично издал поэму там же, в Карлсруэ.

Однако издание 1857 года имело значительные текстологические отличия.

К сожалению, редактор не сделал примечания, которое могло бы объяснить, на основании чего были произведены изменения в тексте, а текст, с которого производился набор, был утерян.

В конце 80-х – начале 90-х годов XIX века, когда разгорелись споры о тексте “Демона”, было предпринято несколько попыток отыскать список, по которому печатались издания 1856-1857 годов. Большую переписку с родственниками и знакомыми Фило-софова по этому вопросу вел первый биограф Лермонтова проф. П. Висковатов. Однако все усилия были тщетны. Список исчез.

Наконец, лишь в 1940 году, а затем подробнее в 1941 году43 появились сообщения о том, что список, который так долго разыскивали, обнаружен. Эта интересная находка была сделана А. Н.

Михайловой в бумагах, принадлежащих А. Философову и хранящихся сейчас в Центральном Историческом архиве в Ленинграде (фонд 1075).

Не вдаваясь пока в детали вопроса о значении этой находки, остановимся лишь на внешних чертах рукописи.

Обратите внимание

Прежде всего, это копия, а не автограф. Текст поэмы переписан неизвестной рукой (видимо, писарем) и занимает почти полностью 27 листов большого формата. Последний, 28-ой лист остался чистым. На первом листе рукой писаря сделана надпись: “”Демон”.

Восточная повесть”. Никаких признаков, могущих служить доказательством того, что список был в руках поэта, нет.

Напротив, судя по тому, что некоторые орфографические и смысловые ошибки исправлялись позднее, можно с уверенностью сказать, что автором список не просматривался.

Рукою Философова как на титульном листе, так и на полях по тексту поэмы сделаны примечания текстологического содержания и приведены некоторые варианты. Всего таких примечаний и вариантов 37. Написаны они черными чернилами, как и сам текст.

Рукою Философова сделано исправление и тех орфографических ошибок, которые допустил писарь. Все примечания затем пронумерованы красными чернилами и выписаны четко, видимо, писарем, под теми же номерами на 6 листах, которые сшиты и приложены к поэме.

На них продолжена нумерация всей тетради (с 28 по 33).

Вся эта обработка списка, надо полагать, проводилась перед сдачей в набор. Некоторые листы носят следы типографской краски. Сличение этого списка с изданием поэмы 1856 года убеждает в их полном соответствии друг другу, исключая, однако, одну весьма существенную деталь, которая будет рассмотрена нами дальше.

В вопросе изучения творческой истории того или иного произведения обычно существенную помощь могут оказать письма автора и мемуары лиц, близко стоявших к нему. Но в данном случае исследователь находится в тяжелом положении. До нас дошло вообще очень мало писем Лермонтова, а непосредственных упоминаний о “Демоне” в них нет. Письма поэта могут дать лишь вспомогательный материал.

Что касается мемуаров, то и здесь дело обстоит не лучше. Все они писались значительно позднее и, как правило, людьми, которые могли сообщить лишь внешние события жизни поэта.

Важно

С творческой работой Лермонтова они были знакомы очень мало. Даже близкий друг и родственник Лермонтова А. П.

Шан-Гирей, на глазах которого свершилось много событий жизни поэта, в своих воспоминаниях крайне беспомощно осветил вопросы творческого характера.

Есть еще одна группа источников, которые крайне необходимы при исследовании творческой истории поэмы. Это биографические работы о Лермонтове. Они помогают понять взаимосвязь “Демона” со всем творчеством поэта.

Однако среди огромного количества литературы о Лермонтове лишь немногие работы отвечают современным требованиям. До сих пор нет полной научной биографии Лермонтова. Вышедшая еще в 1891 году биография поэта, написанная П. А. Висковатовым, во многом сейчас устарела.

В 1945 году вышел первый том интересного труда Н. Л. Бродского (“М. Ю. Лермонтов. Биография”, Москва). Но в этом томе жизнь поэта освещена лишь до 1832 года.

Таким образом, не имея полной научной биографии, исследователь должен привлекать к работе большое количество статей различных авторов, посвященных отдельным вопросам жизни поэта.

Подводя итоги обзору источников, необходимо отметить, что утрата большинства автографов Лермонтова, скудость эпистолярного наследства и мемуарной литературы, а также отсутствие полной научной биографии в значительной степени осложняет работу.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Творческая история создания поэмы “Демон”

Другие сочинения по теме:

  1. История создания поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Многие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим “любимым детищем”. “Я задумал, – говорил Некрасов, – изложить…
  2. Творческая история поэмы. Зарождение образа Демона Время, когда формировалось мировоззрение Лермонтова, когда развивалось его литературное дарование, в истории нашей родины отмечено, с одной стороны, печатью тяжелой…
  3. Творческая история создания комедии “Горе от ума” С сентября Грибоедов живет в Москве и продолжает там работу над комедией, непрерывно улучшая ее. В мае 1824 г. Александр…
  4. Рабство и свобода – главные антиномии поэмы Лермонтова “Демон” Невозможность обретения подлинно высокой жизненной цели, счастья вне связи с общим миропорядком переключала сюжетно-психологическое и нравственно-философское содержание поэмы в иной…
  5. “Демон” – излюбленное создание поэта “Демон”, излюбленное создание поэта, разделяет с ним его злосчастную судьбу. О существовании этой поэмы русское общество знало еще задолго до…
  6. Развязка сюжета поэмы Лермонтова “Демон” Развязка сюжета оказалась трагической: Демон признал свои мечты “безумными” и проклял их. Продолжая анализ романтического индивидуализма, Лермонтов с глубокой психологической…
  7. Анализ реалистической поэмы Лермонтова “Демон” “Демон” (1829 – 1839) принадлежит к числу наиболее загадочных и противоречивых произведений поэта. Сложность анализа заключается, в частности, в том,…
  8. Работы русских текстологов над текстами поэмы “Демон” Русские литературоведы сделали очень много в области текстологии лермонтовских произведений. Прежде всего, немало было затрачено энергии, чтобы разыскать ряд автографов…
  9. Значение поэмы “Демон” как поэтически-обобщенного свидетельства эпохи Рабство и свобода – один из главных антиномий поэмы Лермонтова и русской действительности 30-х годов. Трагический исход борьбы Демона был…
  10. Фабула поэмы Лермонтова “Демон” В фабульном отношении “Демон” тоже имеет ряд черт, сближающих эту поэму с другими произведениями Лермонтова: мотив о трагической любви Демона…
  11. Вершина романтического творчества Лермонтова – поэмы “Демон” и “Мцыри” Над “Демоном” поэт работал около десяти лет, (первая редакция написана в 1829 году, седьмая в 1839 году). Бунт поверженного ангела…
  12. “Демон” Пушкина и “Демон” Лермонтова “Демон” Пушкина пленил воображение юноши Лермонтова. Уже в 1829 году он пишет стихотворение “Мой демон” и тогда же задумывает поэму,…
  13. История создания произведения “Княгиня Литовская” С болью и горечью Лермонтов слушал тех из них, кто умилялся “распоряжениями правительства”, примирялся и постепенно превращаясь из революционеров в…
  14. Сравнение поэмы Лермонтова “Мцыри” и “Демон” На рукописи поэмы “Мцыри” помета: “1839 года Августа 5”. Но это лишь дата завершения работы над произведением. Его замысел восходит…
  15. Трагический образ типического героя в поэме “Демон” “Демон” Лермонтова, особенно в его наиболее последовательной и цельной шестой редакции,- значительнейшее произведение активного романтизма, где трагический образ типического героя…
  16. Творческая история “Пира Петра Первого” Стихотворение это программное для Пушкина последних двух лет жизни (1835-1836). Оно создавалось с учетом исторических разысканий поэта и в то…
  17. История создания романа “История одного города” Трудные для России шестидесятые годы прошлого века оказались наиболее плодотворными и важными для М. Е. Салтыкова-Щедрина. В течение десяти лет…
  18. История создания романа “Обломов” Начало работы над романом относится к 40-м гг. XIX в. После завершения “Обыкновенной истории”, где основным мотивом, по словам автора,…
  19. Краткое содержание поэмы Лермонтова “Демон” С космической высоты обозревает “печальный Демон” дикий и чудный мир центрального Кавказа: как грань алмаза, сверкает Казбек, львицей прыгает Терек,…
  20. Творческая история трагедии Пушкина “Борис Годунов” В стремлении приблизить языковой строй трагедии к строю бытовой, разговорной речи Пушкин решает заменить традиционный для трагедий классицизма шестистопный рифмованный…

Источник: https://ege-russian.ru/tvorcheskaya-istoriya-sozdaniya-poemy-demon/

История и замысел написания поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон»

Поэму «Демон» Лермонтов начал сочинять в пятнадцатилетнем возрасте и работал над ней около десяти лет. Много раз он за нее принимался, оставлял, потом начинал снова.

Но интересно: первая строка – «Печальный демон, дух изгнанья» – прошла сквозь все редакции поэмы и сохранилась в ней до конца.

В первых вариантах действие поэмы происходит вне времени и пространства, в нереальной, условной обстановке.

  • Печальный демон, дух изгнанья,
  • Блуждал под сводом голубым,
  • И лучших дней воспоминанья
  • Чредой теснилися пред ним…

Так начинается первый вариант поэмы 1829 года. Написав еще несколько строк, Лермонтов в скобках обозначил дальнейший план:

  • Демон узнает, что ангел любит одну смертную.
  • Демон узнает и обольщает ее, так что она покидает ангела, но скоро умирает и делается духом ада.
  • Демон обольстил ее, рассказывая, что бог несправедлив, и проч. свою историю.

Уже в этом первом опыте отчетливо выражен богоборческий характер поэмы, отрицание божественной власти, неверие в бога. Вслед за тем, в той же тетрадке, следует продолжение:

  • Любовь забыл он навсегда.
  • Коварство, ненависть, вражда
  • Над ним владычествуют ныне…
  • В нем пусто, пусто: как в пустыне.

  • Смертельный след напечатлен
  • На том, к чему он прикоснется,
  • И говорят, что даже он
  • Своим злодействам не смеется,
  • Что груды гибнущих людей
  • Не веселят его очей…

  • Зачем же демон отверженья
  • Роняет посреди мученья
  • Свинцовы слезы иногда,
  • И им забыты на мгновенье
  • Коварство, зависть и вражда?..

«Груды людей» не очень удачно сказано, но вспомним: поэту только 15 лет. После этих стихов возник новый план: «Демон влюбляется в смертную (монахиню) и она его наконец любит, но Демон видит ее ангела-хранителя и от зависти и ненависти решается погубить ее.

Она умирает, душа ее улетает в ад, и Демон, встречая ангела, который плачет с высот неба, упрекает его язвительной улыбкой».Как далеки эти первые стихотворные опыты от гениального создания зрелых лет.

И тем не менее они – зерно, из которого впоследствии выросла грандиозная поэтическая концепция.

И вот представим себе: живет в Москве, на Малой Молчановке, в одноэтажном домике с мезонином невысокий, коренастый и смуглолицый подросток с огромными темными глазами, сидит за столом, в своей горнице под самой крышей, время от времени отрываясь от бумаги, вскидывает глаза, видит крыши приземистых арбатских особнячков и пишет о духе зла, о демоне-разрушителе. У него есть друзья – у этого мальчика, друзья, которые его  любят, высоко ценят его стихи, порою  немножко над ним подтрунивают. А он и серьезен, и весел, остроумен. Он любит их. Но в глубине души бесконечно одинок. Он совсем иной, чем они. Он ненавидит светское общество, хотел бы бежать из этой душной среды, от ее законов, предрассудков, от жизни, в которой все решает положение, связи, богатство. Он полон презрения и гнева. И герои его поэм и трагедий, как и он, одиноки в мире, их окружающем. И каждый раз они у него погибают или влачат одинокие дни. Как пушкинский Пленник, как Гирей, как Алеко. Как герои байроновских поэм. Нет, у него они чаще гибнут!

Источник: https://www.school-essays.info/istoriya-i-zamysel-napisaniya-poemy-m-yu-lermontova-demon/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector