Анализ рассказа «Старуха Изергиль» Горького М.Ю
Анализ рассказа
«Старуха Изергиль» Горького М.Ю
В ранний период творчества Максим Горький знакомил читателей со своими странствиями по Руси, так и назвав сборник очерков. Однако больше внимания уделял он не личности рассказика, из чьих уст слышится повествование, а встреченным им людям. Они знакомили его с историей своей жизни, рассказывали легенды, которые живы в памяти народа. Получалось, что в произведении звучали голоса двух рассказчиков. Этот принцип сохранен был и в рассказе «Макар Чудра», таким же образом построена и «Старуха Изергиль».
Однако композиция этого произведения сложнее. Даже сам Горький говорил: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал». Повествование много видевшей на своем веку Изергиль, старой цыганки, можно разделить на три главы: легенда о сыне орла Ларре, рассказ цыганки о своей долгой жизни и легенда о Данко. При этом все три части образуют единый текст, проникнутый общей идеей – желанием автора понять истинную ценность жизни человека.
Так как представление о жизни весьма романтично, в романтическом ореоле предстает и сама героиня рассказа «Старуха Изергиль». Только в приморском, ночном, таинственном пейзаже она может по-настоящему проявить себя. А в героях ее легенд – Данко и Ларре – воплощены образцы «одной, но пламенной страсти»: в Ларре – крайнего индивидуализма, а в Данко – высшей степени самопожертвования из любви к людям. Таким образом, они раскрывают две противоположные ипостаси жизни.
В чем же смысл этой антитезы? Ларра – гордец, не любивший никого, кроме себя. Недаром он похож на дикого зверя: «Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу». Этот сын орла и простой женщины не имел сердца: когда он хотел вонзить себе в сердце нож, тот сломался, «точно в камень ударили им». По сути, в образе этого героя воплощена античеловеческая сущность. Конечно, мотивировка его характера обусловлена тем, что он был сыном орла, а орел – гордая птица, символизирующая всегда идеал воли и силы. На этом основании Ларра считал себя не просто выше остальных людей – он был уверен, что ему все позволено, а для него дороже всего была личная свобода.
Данко же – воплощение неиссякаемой любви к тем, кто обвиняет его же во всех бедах. Одно желание двигало юношей – вытеснить из сердца страх перед темной чащей, откуда смотрело на людей «что-то страшное, темное и холодное». Сердце Данко, которое он вырвал из своей груди, загорелось, чтобы рассеять темноту, и лесную, и душевную. Однако оно догорело, но никто этого не заметил, и только один«осторожный человек» увидел это и наступил «на гордое сердце ногой». Что же испугало столь осторожного человека? Возможно, боязнь того, что подвиг Данко мог воодушевить новых молодых людей в их постоянном стремлении к свободе.
Старинные легенды поучительны, и старуха Изергиль своим скрипучим голосом, который звучал так, «как будто это роптали все забытые века», передает их юному поколению. В круг повествований включается и ее рассказ о своей молодости.
Образ старой цыганки до конца неясен, даже противоречив. Красавица Изергиль была воплощением стихийного вольнолюбия. Она жила ярко, наслаждалась своей юностью, красотой и беспечностью. Она не желала быть ничьей рабой и жила, ни о ком не заботясь. Однако, встречая на пути свободолюбивых людей, она стала понимать героизм: изрубленный в сражениях поляк оказался ей милее, чем богатый пан. А когда она полюбила по-настоящему, даже оказалась способной на самоотверженный поступок – спасла из плена любимого Артадэка. Когда же тот предложил свою любовь в благодарность за спасение, она отказалась, ведь подневольная любовь ей не нужна. Так ее наблюдения за жизнью привели Изергиль к выводу о том, что«красивые всегда смелы», а «в жизни всегда есть место подвигам».
Действие легенд происходит в хронологически неопределенной глубокой древности – как будто перед началом истории, во времена хаоса. Но есть в настоящем времени, времени старухи Изергиль, следы, связанные с той фантастической эпохой. Отвергнувшего людей Ларру напоминает теперь темная тень, заметная лишь рассказчице. А о подвиге Данко, пожертвовавшего своей жизнью ради людей, сохранилась долгая память: перед приближающейся в степи грозою как будто вспыхивали голубоватые искры его горящего, но растоптанного сердца.
Источник: https://libaid.ru/katalog/gg/gorkij-maksim/3304-analiz-rasskaza-starukha-izergil-gorkogo-m-yu
Анализ рассказа «Старуха Изергиль» Максима Горького
Рассказ “Старуха Изергиль” – одно из самых романтических произведений Максима Горького. Состоит оно из трёх частей, общей канвой через которые проходит мысль о смысле жизни. В точном смысле трёх ветвей развития судьбы автор не даёт, однако указывает, что воля каждого в том, чтобы избрать для себя то, где он найдёт счастье.
Первая часть: “Легенда о Ларре”
Речь идёт о молодом человеке, свободолюбивом и гордом, сыном орла и человеческой женщины. Мистическая связь этих персонажей породила Ларру – человека, не приемлющего никакие человеческие законы, старающегося противопоставить себя обществу.
Община, в которой живёт Ларра, не по нраву ему. Он позволяет себе неслыханную дерзость – убийство дочери старейшины. За это общий совет изгоняет его от людей, наделяя бессмертием. В самом начале Ларру забавляет это, но по прошествии многих лет становится ясным только одно – постигнув смысл жизни, потерянные годы уже не вернуть.
Время делает главного героя старцем, скитающимся по миру не в силах обрести покой. Лишь тень, которую изредка видят люди вдалеке, напоминает им о муке вечной жизни, призывая спешить и дорожить каждым мгновением, отпущенным смертным на земле.
Вторая часть: “Жизнь старухи Изергиль”
Сама старуха и является главным героем. Она ведёт свой рассказ, повествуя о бурно прожитой жизни. Путешествия переполняли её, она была во всех уголках, видела всё, что возможно увидеть. Любовь была её постоянным спутником – то влюблялась она, отдавая себя пламени чувств, то влюбляла в себя, не жалея чужих чувств.
Автор в этой части прямо говорит о том, что ему важен смысл жизни. Не случайно рассуждения: “Что же тут – судьба?” приводят старуху к мысли, что прожитые её годы гораздо хуже тех, которые могли бы быть прожиты в какой-то деревушке рядом с любящим мужем и в окружении детей.
Третья часть: “Легенда о Данко”
Главный герой – мужественный, честный, крайне романтизированный Горьким герой – Данко. Будучи настоящим лидером по натуре, он обладает всеми качествами, которые могут убеждать людей. Данко вызывает исключительную симпатию, когда пытается помочь своему народу, который годами живёт в дремучем лесу.
Главный герой убеждает всех идти за собой, возглавляя шествие. Долгое время проходит, но лес всё не кончается. Народ начинает роптать. Чтобы доказать свою правоту и указать людям новую мотивацию, Данко вырывает из груди сердце и несёт его над собой, освещая путь и даря тепло.
Когда же впереди стал виден свет, люди побежали быстрей, обгоняя Данко. Цепляя его, они повалили главного героя в грязь, растоптав и сердце, которое тот держал в руках. В этой части произведения Максим Горький ставит перед читателями вопрос о лидерстве, о возможности вести за собой и об обезличенной толпе, которая так или иначе всё равно останется толпой без намёка на развитие.
В конце Горький вновь подчёркивает мысль о необходимости выбора и о множестве альтернативных концовок жизни.
Источник: https://sochinenieliteratura.com/1216
Методическая разработка по литературе (11 класс) по теме: Урок по рассказу М Горького “Старуха Изергиль”
Цели
1. Развитие мыслительных способностей учащихся.
2. Умение сопоставлять характеристики главных героев для раскрытия основной идеи произведения.
3. Формирование у учащихся нравственных качеств личности, взглядов и убеждений.
Задачи слайд 2
- Продолжить знакомство с ранним творчеством М. Горького;
- Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко;
- Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;
- Рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении.
Ход урока
«Если только для себя, то зачем ты?» слайд 3
I. Организационный момент
В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.
II. Основная часть
1. Ранние рассказы М. Горького имеют романтический характер.
Приём корзинка «- Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизму, назовите его отличительные особенности.»
Романтизм – особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.
Слайд 4. Сравниваем с «корзинкой»
2. Романтизмом окутано всё произведение. Романтические герои предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом). Беседа по вопросам:
– В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток);
– Какие природные образы вы могли бы выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);
– Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (эпитеты, олицетворение, метафору);
– Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства.
Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир.
Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).
ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.
3. Композиция рассказа “Старуха Изергиль”.
– Каково композиционное решение рассказа?
Слайд 5
– В произведениях, каких авторов мы встречались с такой композицией? (“Ася” И.С. Тургенева, “После бала” Л.Н. Толстой, “Макар Чудра”, “Песенка о Соколе” М. Горький).
– Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в рассказе? (В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа).
– Сколько частей в композиции вы могли бы выделить? (Три части: 1 часть – легенда о Ларре; 2 часть – история жизни и любви Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко).
4. Анализ легенды о Ларре. Слайд 6,7
- Как изображает М. Горький Ларру? (Портрет, речь)
- Важно ли, что Ларра – сын женщины и орла?
- Каковы люди, к которым привела его мать? По каким нравственным законам они живут?
- В чем суть конфликта людей и Ларры?
- «Экспозицией» легенды является фраза: «Вот что может сделать бог с человеком за гордость!» Слайд 8 Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.
- В чем трагедия бессмертия Ларры?
5. Анализ легенды о Данко. Слайд 9,10
- Портретная характеристика, детали и их функции.
- Чем отличается «сильный» Данко от «сильного» Ларры?
- Изергиль называет «гордым» и Ларру, и Данко. В одном и том же значении употреблен эпитет или нет?
а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко).
Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.
Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско.
Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо.
Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.
Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны.
За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле.
Но в это время вождь их Моисей умер.
б) Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь к людям, желание помочь им)
ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.
– Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).
6. После анализа легенды о Ларре и Данко самостоятельная работа учащихся. Учащиеся сопоставляют Данко и Ларру, выводы записывают в тетрадь. Проверка таблицы.
Таблица 1
В результате работы учащихся с таблицей может получиться следующее:
Таблица1
Сопоставление образов Данко и Ларры | ||
Критерии | Данко | Ларра |
1. Отношение к толпе | Любовь, жалость, желание | Презирает людей, относится к |
помочь им | ним высокомерно, не считается | |
с ними | ||
2. Толпа – герой | конфликт | конфликт |
3. отличительная черта характера | Любовь, сострадание, смелость, | Гордыня, эгоизм, крайний |
милосердие, мужество, умение | индивидуализм, жестокость | |
подавить гордыню | ||
4. Отношение к жизни | Готов пожертвовать своей | Берет от жизни и людей все, но |
жизнью ради спасения людей | ничего не отдает взамен | |
5. Легенда и современность | Голубые искры (свет, тепло) | Превращается в тень (тьма, |
холод) | ||
6. Поступки, совершаемые героями | Подвиг ради любви к людям, | Зло, преступление |
добрые поступки | ||
7. Отношение писателя к героям | Идеал, воспевает его красоту, | Антиидеал, осуждает его |
смелость, подвиг ради любви к | поступки, античеловеческую | |
людям | сущность |
7. Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький? (главной героиней рассказа является все-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять ее характер, понять, что для нее является важным, главным). Слайд 11
Легенды обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль. Слайд 12
Учащиеся самостоятельно отмечают, проверка. Обоснуйте свой выбор. (Старуха Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь)
А к какому герою относит героиню автор? Проверка
Как вы считаете, почему именно к Ларре относит Горький старуху Изергиль? (ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нем)
слайд 13
III. Вывод по уроку. Подведение итогов урока.
Слайд 14 Возвращаемся к задачам занятия
Домашнее задание Слайд 15
IV. Домашнее задание:
- Чтение пьесы
- Рассмотреть историю создания пьесы А М Горького “На дне”; жанр произведения, конфликт.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Волкова Е.В.Романтические рассказы М.Горького. Анализ рассказа “Старуха Изергиль” https://festival.1september.ru/articles/567874/
- Бражникова С.В Урок по теме: Романтические бунтари М. Горького (по рассказу «Старуха Изергиль») https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/urok-po-teme-romanticheskie-buntari-m-gorkogo
- Русская литература XX века – Учебник для 11 класса / под ред. В.В. Агеносова: М.: Издательский дом “Дрофа” 1997 г.;
- Н.В. Егорова: Поурочные разработки по русской литературе XX века 11класс. М.: Изд-во “ВАКО”, 2007 г.;
- Б.И. Турьянская: Литература в 7 классе – урок за уроком. М.: “Русское слово”, 1999 г.
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/04/04/urok-po-rasskazu-m-gorkogo-starukha-izergil
Анализ рассказа Горького «Старуха Изергиль»
Рассказ состоит из трех частей. В первой рассказывается о том, как главный герой встречается со старухой Изергиль. Она говорит ему: «Стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны». Таким образом, уже в начале произведения автор показывает свою позицию: необходимо жить полной жизнью.
Мотив настоящей, незаурядной жизни будет проходить дальше сквозь все проризведение. Далее Изергиль рассказывает легенду о Ларре. Он был сыном женщины и орла, и поэтому считал себя выдающимся, гордился собой.
Когда он, уже взрослый, попал в родное племя, то не оказывал уважения другим членам племени, разговаривал со старейшинами на равных. Дошло до того, что он захотел обнять одну из девушек, а затем убил ее, когда она ему отказала. После этого Ларре придумали самое страшное наказание – одиночество.
Ларра – пример выдающегося человека. Но при этом он сам хорошо осознает свое отличие от других, не старается принести людям пользу, а наоборот – хочет подчинить весь мир себе. За это юноша и был наказан.
И наказание (изгнанничество) лишь подчеркивает еще сильней то, к чему стремился Ларра: отстранение от других людей, уникальность. Но остановится понятно, что у утрированном виде эти качества приносят лишь несчастья.
Во второй части старуха Изергиль рассказывает о собственной жизни, о времени своей молодости – «только тогда, в мое время, больше было в человеке силы и огня, и оттого жилось веселее и лучше…». Вновь повторяется мотив «настоящей, полной жизни». Изергиль жила с полной самоотдачей, эмоциями.
По ее мнению, молодость, здоровье, деньги и нужны для того, чтобы их тратить. Главное для Изергиль – любовь. За свою жизнь она успела испытать любовь множество раз, подарила и получила множество поцелуев.
Сейчас Изергиль – уже ветхая старуха, но в ее глазах все еще горят огоньки и в душе живут воспоминания о молодости.
В третьей части Изергиль рассказывает о Данко. Он помог своим людям уйти от врагов и пройти сквозь темные леса, освещая дорогу собственным сердцем. Данко – выдающийся человек, как и Ларра.
Но он сделал целью своей жизни служение людям, весь жар и огонь его пылающего сердца был для них. В этой легенде пылающее сердце употребляется в прямом значении, однако этот образ можно рассматривать и как метафору. В то же время, показана судьба Данко.
Она, как и судьба Лары, незавидна: люди не сумели оценить подвига и растоптали сердце.
Итак, во всех трех рассказах присутствуют выдающиеся люди. Но показаны разные грани этого качества.
Ларра потратил жизнь впустую, возгордившись собой; Данко, напротив, отдал свое пылающее сердце людям; Изергиль – отдавала любовь. И Данко, и Изергиль жили полной жизнью и дарили.
На мой взгляд, автор хотел сказать, что человек должен быть именно таким: с пылающим сердцем, жаром которого он всегда готов поделиться.
Главная
Карта сайта
Источник: https://www.line-for-line.ru/catalogue/?id=290
Сочинение на тему «Анализ рассказа М . Горького » Старуха Изергиль «»
«Я видел эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу»,- так начинает Максим Горький одно из своих лучших произведений.
В рассказе «Старуха Изергиль» отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Рассказ относится к ранним произведениям М.
Горького и продолжает романтическую линию (рассказы «Макар Чудра» и «Челкаш»), в которой наиболее сильно отразилось авторское восхищение цельной и сильной человеческой личностью.
Композиция рассказа достаточно сложна. Повествование много поведавшей на своем веку Изергиль делится на три как бы самостоятельные части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко), каждая из которых целиком подчинена одной цели — наиболее полно создать образ главного героя.
Поэтому все три части представляют собой единое целое, пронизанное общей идеей, которая заключается в стремлении автора выявить истинную ценность человеческой жизни. Композиция такова, что две легенды как бы обрамляют повествование о жизни Изергиль, которое и составляет идеологический центр произведения.
Легенды раскрывают две концепции жизни, два представления о ней.
Система образов полностью подчинена стремлению автора наилучшим образом раскрыть тему произведения, так как вопрос о свободе и несвободе человека преследует его на протяжении всей творческой жизни. К наиболее ярким образам рассказа, несущим на себе основную идейную нагрузку, можно отнести образы Ларры, Данко и старухи Изергиль.
Ларра, ведущей образ первой легенды, представлен читателю в наихудшем свете. Непомерная гордыня, огромное себялюбие, крайний индивидуализм, оправдывающий любую жесткость, — все это вызывает в людях только ужас и гнев.
Сын орла и земной женщины, он, посчитав себе воплощением силы и воли, ставит своё «я» выше окружающих его людей, чем обрекали себя на вечное одиночество, презрение и нелюбовь.
Поэтому долгожданная свобода и бессмертие являющееся для него странным и неизбежным наказанием.
В рассказе Ларре противопоставлен герой второй легенды, выражающий высшую степень любви к людям. Гордость Данко — это сила его духа, уверенность в себе. Он, пожертвовав своей жизнью ради освобождения людей, заслуживает истинное бессмертие за подвиг, совершенный во имя жизни и счастья народа.
Одним из менее заметных, но не менее значимых образов является образ повествования. Именно это образ человека, странствующего по Руси, встречающего на своем пути самых разных людей, заключает в себе важнейшие средства выражения авторской позиции. Именно глазами автобиографического героя видит читатель Изергиль.
Её портрет сразу же выявляет очень значимое противоречие. О прекрасной и чувственной любви должна была бы рассказывать юная девушка, а перед нами же предстает глубокая старуха. Изергиль уверена в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь Ларры.
Она не может даже представить ничего общего с ним, но взгляд повествователя находит эту общность, парадоксально сближая их портреты.
Отношение автора к отверженному Ларре, на мой взгляд, однозначно. Осуждая жизненную позицию этого героя, Горький показывает к какому результату приводит человека индивидуалистическая мораль. В образе же Данко писатель воплощает свой идеал сильной личности, способной на самопожертвование.
Во всех своих образах (эпизодических и главных) Горький видит проявление народного характера рубежа веков, пытается исследовать его слабые и сильные стороны, выражая свою позицию не прямо, а косвенно, с помощью самых разных художественных средств.
В «Старухе Изергиль» связь с традициями романтизма явственно ощущается в резком противопоставлении двух героев, в использовании романтических образов тьмы и света ( сопоставление теней Ларры и Данко в легенде о Данко), в гиперболизированном изображении героев ( «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира»).
Изображение красочных пейзажей имеет огромную художественную ценность. Оно не только передает читателю незабываемые впечатления, но и как бы сближает «быль» и «сказку».
Своеобразие жанра (рассказ в рассказе), играющее в этом произведении большую идейно-художественную роль, позволяет писателю установить связь между легендарными, рассказанными Изергиль, и реальной действительностью.
Особое место в рассказе занимают элементы детализированного описания Изергиль, как-то: «тусклые глаза, „потрескавшиеся губы, “сморщенный нос, загнутый, словно нос совы», «черные ямы щек, „прядь пепельно-седых волос“.
Они повествуют о нелегкой жизни главной героини задолго до того, как она рассказывает свою историю. Довольно легко определяется смысл названия данного произведения. Дело в том, что образ старухи Изергиль максимально приближен к образу „человека, живущего среди людей“.
Только она наделена правом и возможностью в доступной форме выражать собственный взгляд на жизнь.
Поэтому именно её сознание, характер, подчас таинственные противоречия оказываются основным предметом изображения, откуда можно сделать вывод, что рассказ написан ради создания образа, именем которого и названо произведение.
Подводя черту под всем вышесказанным, хочу поделиться и своими впечатлениями о прочитанном произведении. Могу сказать, что проблемы, затронутые в рассказе, сильно меня взволновали, заставили глубоко задуматься над смыслом жизни, а многочисленные образы „свободных“ людей натолкнули на мысль, что свобода — это такое же неопределенное и безграничное понятие, как жизнь.
Источник: https://schoolsochinenie.ru/analiz-rasskaza-m-gorykogo-staruha-izergily.html
Целостный анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»
Далее ученики выделяют в
исповеди Изергиль основные эпизоды
и, учитывая то, что почти все они
представляют собой компактные микроновеллы, стараются, во-первых, в каждом проанализировать конфликт и его разрешение, и, во-вторых, установить связь между всеми
этими микроновеллами, найти сквозную конфликтную линию и раскрыть ее пафос.
Организуя анализ основных эпизодов в исповеди Изергиль, преподаватель
ненавязчиво направляет внимание на главенствующее значение в жизни
Изергиль двух стихий — любви и
свободы как высших духовных ценностей и ориентирует на рассмотрение очень непростых отношений между этими стихиями в сюжетах микроновелл.
Уже первые четыре эпизода
исповеди Изергиль («Рыбак с Прута
и гуцул», «В поисках любви», «Отвергнутый «мешок червонцев», «Достойный пан
с изрубленным лицом») раскрывают ее понимание любви как полной самоотдачи, и высокий дар Изергиль — любить, как она говорит, «чтоб
хватило крови».
Изергиль любит страстно и бескорыстно и такой же полной мерой берет любовь. В любви
она не прощает унижений, и когда
«маленький полячок», «смешной и подлый», оскорбил ее словом, она «закипела, как смола», и расправилась с обидчиком.
Она отдается любви не по расчету
или по принуждению, а только по собственной
свободной воле.
Уже анализы этих эпизодов позволяют читателям придти к
выводу о том, что для Изергиль любовь и свобода — взаимообусловленные
понятия, одно не замещается другим, а
есть условие другого.
Этот принципиальный вывод мы закрепляем анализом двух других эпизодов, идущих один за другим: с толстым паном («У него было такое
толстое, сырое лицо, и живот —
как большая подушка. Он смотрел, как сытая свинья») и с «достойным паном с изрубленным лицом. Этих персонажей сопоставляет сама рассказчица.
Толстый пан, осыпавший Изергиль золотыми монетами, олицетворяет в
ее глазах образ жизни, недостойный
человека — любовь он мерит деньгами. А пан с изрубленным лицом, который ходил воевать за греков, вызывает восторг Изергиль: «О, этот, рубленый, был хороший человек!»; «Вот человек!..
Что ему греки, если он поляк?» Именно здесь, в рассказе о «достойном пане», Изергиль произносит тот афоризм, в котором для
нее открывается высшее проявление личности: «А когда человек любит
подвиги, он всегда умеет их сделать
и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам».
В жизни Изергиль много
любви, она дарит ее достойным
людям щедро и неистово. Но она
никогда не становится рабой чувства, никогда не поступится ради него своей
свободой: «Я порву цепи, как бы крепки они ни были».
И если в любви
нет горения, нет полноты чувств, Изергиль ее отвергает. «Только поет да целует, ничего больше! Скучно это
было уже», — говорит она о
рыбаке с Прута. «Целую неделю жила, — ничего…
Но скучно стало», — вспоминает Изергиль о своей жизни в гареме у турка.
Проанализированные эпизоды
позволяют сделать вывод о
философии человеческого существования, которую исповедует Изергиль.
В ее оценках людей и событий четко
противопоставлены: жизнь «жадная», то есть насыщенная страстью, любовью, жизни вялой, скупой на чувства, то есть «скучной»; свобода — неволе; бунт и непокорство — покорности; благородство — подлости; бескорыстие — корысти; и, наконец, мелочной расчетливости, стремлению не тратить себя — готовность за все взятое у жизни «платить собой», и полной мерой. Последнее свойство — главное в натуре Изергиль, и она особо ценит его в
себе.
Заключительная микроновелла в исповеди Изергиль наиболее важна
для понимания ее характера и
ее судьбы.
Если до этой микроновеллы можно
было говорить о некоей гармонии отношений
героини с миром, то в анализе
истории отношений Изергиль с
Аркадэком ученики с помощью
учителя устанавливают, что принцип
равновесия между присвоением и
воздаянием нарушается — здесь «плата собой» обретает трагический смысл, горький и героический одновременно.
Вкратце наметим ход анализа
заключительной микроновеллы. Сама Изергиль называет свою любовь к Аркадэку «последней игрой».
По сути же, словом «игра» героиня
обозначает свой самый отчаянный, даже безрассудный с точки зрения «здравого
смысла», поступок.
Когда Аркадэк
попал в плен, Изергиль сделала
всё, чтобы вызволить его —
она пошла на подвиг самопожертвования
во имя любимого, хотя и не любящего ее человека. Почему же подвиг самопожертвования
нарушил гармонию отношений героини
с миром?
Мы обращаемся к последнему эпизоду микроновеллы — разговору
Изергиль и Аркадэка после того, как она спасла жизнь ему и
его товарищам. Бескорыстное самопожертвование
Изергиль вызывает в ответ вроде
бы благородное чувство — желание
отблагодарить. Но Аркадэк измеряет благородство обывательскими мерками: «…
Так выходило, что теперь он в
благодарность за то, что я увела
его, будет любить меня…». Вольно или
невольно, но Аркадэк оскорбил бескорыстное самопожертвование Изергиль. Дальнейшее поведение Аркадэка и его друзей соответствует той же обывательской
логике.
После того, как оскорбленная женщина ударяет Аркадэка — «лживую
собаку», он и его товарищи предполагают, что теперь Изергиль непременно предаст
их. «Вот какие подлые!» — комментирует Изергиль.
И вновь знаком разочарования
героини в обывательской мере вещей становится ключевое слово: «Мне тогда стало — помню — только скучно очень, и такая лень напала на меня…».
Однако завершается исповедь Изергиль не на печальной, а на мажорной ноте: «И живу я вот! Одна живу… Нет, не одна, а вон с теми (…) Любят
они меня. Много я рассказываю
им разного, им это надо. Еще молодые
все. И мне хорошо с ними».
Вот теперь мы с учениками
возвращаемся к анализу портрета, а точнее — портретов, Изергиль. Мы помним, что внешний облик героини
в начале ее исповеди («Я посмотрел
ей в лицо. Ее черные глаза были все-таки тусклы, их не оживило воспоминание…»
и т. д.
) задавал своеобразную интригу: не слишком ли дорогой ценой расплатилась героиня за радость жить так, чтоб «хватило крови»? Далее, словно делая
паузу в череде рассказов-микроновелл
Изергиль, повествователь силою воображения
сопоставляет ее с лицами тех людей, которых она любила когда-то.
Все
они теперь — «только бледные
тени, а та, которую они целовали, сидит рядом со мной живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с
сердцем без желаний, с глазами без огня, — тоже почти тень».
Таким уравниванием живую Изергиль и умерших людей при помощи одного сравнения («тень») автор снова акцентирует внимание читателей на том, насколько же беспощадна мера, которую избрала героиня — за все платить собой!
На этом этапе урока
мы ставим вопрос о том, правомерно ли называть историю жизни Изергиль легендой. Да, в ней нет фантастического
элемента, нет чуда и метаморфоз, нет образов-символов.
Но в этой истории
есть высокий накал чувств, есть постоянный порыв из обыденности
к необычайному, есть «мятежность» героини, способной идти против течения
и готовой к подвигу самопожертвования
ради любви.
Рассуждая таким образом, ученики доказывают, что сама Изергиль тоже принадлежит романтическому миру и что жизнь ее по-своему легендарна.
Ребята отмечают также, что
исповедь Изергиль и сюжетно, и стилистически
вписывается в систему легенд, из которых выстроен весь рассказ
Горького. Да и эмоционально-оценочный
«фон» здесь создается теми же средствами: морским пейзажем и рефлексией героя-слушателя. Ученики отмечают положительную экспрессию в пейзаже: «…
И старухе вторил теперь только шум морских волн, — задумчивый, мятежный шум был славной второй рассказу о мятежной жизни». Отмечают они и иную, чем прежде, реакцию
Максима на рассказ Изергиль —
на этот раз он не вступает с нею
в полемику. Значит, сама история
«мятежной жизни» героини убеждает Максима в правоте ее жизненной
философии.
И поэтому своеобразной патетической кодой, завершающей исповедь героини становится не диалог со своим
слушателем, а ее авторитарный монолог, которому Максим внимает, не прекословя: «Я не вижу разве жизнь? Ох, всё вижу, хоть и плохи мои глаза! И вижу я, что не живут люди, а все примеряются, примеряются и кладут на это всю
жизнь.
И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться
на судьбу. Что же тут — судьба? Каждый сам себе судьба!».
Этот монолог — самый
сильный укор обывательской философии
существования. Так жить нельзя, это
противоестественно, это ненормально
— считает Изергиль.
Свою же собственную
жизнь она ничуть не считает необычной
или исключительной.
По Горькому, нравственное кредо Изергиль: брать от жизни
полной мерой и отдавать полной мерой
— это и есть та норма, которой
может и должен следовать человек, если хочет прожить достойную
и наполненную смыслом жизнь.
Монолог Изергиль, преисполненный укора людям, а также последняя
микроновелла из ее исповеди становятся органическим переходом к последней, третьей легенде — легенде
о Данко. Ее анализ составляет следующий
этап урока. Ученикам было предложено следующее индивидуальное опережающее
задание:
Задание 8.
Дайте аналитический комментарий
легенды о Данко.
Опорные задания и вопросы:
Почему племя
оказалось в бедственном положении
и не имело права погибнуть?
Почему, по мнению
Изергиль, именно Данко взялся
вывести племя из болот?
Как развиваются
взаимоотношения Данко и племени
по мере развития сюжета? Какими
видит рассказчица Данко и
племя в каждый момент их
отношений?
В чем состоит
подвиг Данко?
(Задание может быть
распределено между несколькими
учениками, ввиду его объема
и сложности.
) Подробный анализ
легенды дает возможность развивать
у ребят навык «медленного
чтения»: учителю приходится многократно
возвращать учеников к тексту, находить в нем смысл тех
или иных поступков Данко и
племени, сложную вязь образных
ассоциаций, не упускать возможности
для эстетического наслаждения
секретами художественного текста.
Прежде всего ученики
отмечают особенности ввода легенды
о Данко в рассказ.
Легенда
словно опоясана пейзажем, в который
входят образы моря, тучи, луны, степной
дали — причем, каждый из этих образов
эмоционально насыщен, создавая атмосферу
таинственности и необычайности: «море
шумело»; «туча — черная, тяжелая, суровых очертаний, похожая на горный хребет»; «от облаков падали на землю
густые стаи теней…»; «на месте луны осталось только мутное опаловое пятно…»; «и в степной дали, теперь уже
черной и страшной…» …В этой атмосфере
оказываются вполне органичными
фантастические «знаковые образы», задающие эмоциональный камертон легенды. Таким камертоном к легенде о
Данко становятся как бы противоборствующие с ночной чернотой степи «маленькие голубые огоньки», «очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное». И как в первой легенде, «знаковые образы» становятся первотолчком для интриги: «Это искры
от горящего сердца Данко. Было на земле
сердце, которое, однажды, вспыхнуло
огнем…» — говорит Изергиль, предваряя легенду. Упоминанием
об искрах и об их происхождении
Изергиль и завершает ее: «Вот откуда они, голубые искры степи, что
являются перед грозой».
Далее ученики самостоятельно (а порой — направляемые наводящими вопросами учителя) размышляют о
композиционном положении легенды
о Данко в рассказе. Эта легенда
— последняя, следовательно, она
каким-то образом связана с двумя
предыдущими и, по-видимому, как-то завершает
тот спор о смысле жизни, который
прямо и косвенно шел в течение
всего рассказа.
Возвращая ребят к монологу Изергиль, предваряющему легенду, учитель
акцентирует внимание на звучащей здесь
тоске по настоящим, красивым людям
и пронизывающих речь рассказчицы
интонациях укора.
Надо, чтобы ученики
не упускали из виду, что та же интонация
укора будет играть существенную роль в повествовании об отношениях между Данко и племенем — это
позволит верно определить эстетический пафос, которым пронизан конфликт в
легенде.
Начиная анализ конфликта
через основные компоненты сюжета, школьники обращают внимание на нагнетание рассказчицей в экспозиции драматических
обстоятельств, в которых оказалось
племя.
Некогда «веселые, сильные
и смелые люди» были загнаны в
ядовитые болота и непроходимые леса. И «уже хотели идти к врагу и
принести ему в дар волю свою, и н и — к т о испуганный смертью, не боялся рабской жизни… Но тут явился Данко и спас всех о д и н».
(Разрядкой мы выделили слова, на которые стараемся обратить внимание учеников.)
Возникает вроде бы тривиальная
оппозиция «Герой и Толпа», которая
в демократической литературе зачастую решалась в плане дискредитации
Героя, что эгоистически противопоставлял себя толпе, высокомерно возвышаясь над нею. Горький придает этой оппозиции совершенно новое осмысление.
Его герой, Данко, не в вожди рвется, не самоутверждения жаждет — он хочет спасти погибающее племя и
его заветы (заветы — это и
есть тот бесценный вековой опыт, в незнании которого Изергиль упрекала нынешнее поколение). Что же отличает Данко от других членов племени? —
задаем мы вопрос.
Ответ находим
в словах самого героя, обращенных к
соплеменникам: «Кто ничего не делает, с тем ничего не станется».
Непокорство
року (помните: «Каждый сам себе судьба»?), активные поиски выхода из, казалось бы, безвыходных ситуаций, целеустремленная деятельность — вот что, по Горькому, составляет суть героического характера, это и отличает Данко от изнуренных тоскливыми думами и «скованных страхом» людей племени.
«Во мне есть мужество вести», — говорит Данко, и читателям
становится понятной мера ответственности, которую он взваливает на себя. Племя
поверило Данко, ибо люди увидели, «что он лучший из всех», ведь только в его
глазах «светилось много силы и живого огня». На этом этапе между Данко
и племенем нет конфликта: «Веди
ты нас!» — сказали люди. Но по мере нарастания трудностей вера ведомых
в своего вожака начинает таять.
Источник: https://referat911.ru/Literatura/celostnyj-analiz-rasskaza-m-gorkogo/199279-2353779-place3.html
“Старуха Изергиль”: анализ рассказа
Это произведение Максим Горький написал после возвращения из путешествия по Бессарабии в 1891 году. Литературоведы относят его к ранним произведениям.
Однако уже здесь просматривается стиль автора и романтический мотив в его творчестве. Сам же Горький считал лучшим из написанного им именно рассказ “Старуха Изергиль”.
Анализ этого произведения поможет нам лучше понять ход авторских мыслей.
Рассказ состоит из трех новелл, которые по сюжету друг с другом никак не связаны. Зато они объединены общей идеей.
С помощью трех разных историй, Максим Горький пытается показать читателю настоящую ценность жизни человека. И в этом ему, конечно помогают, основные персонажи – Данко, Ларра и старуха Изергиль.
Анализ этих трех образов поможет нам понять, какой в сознании писателя предстает человеческая свобода.
Первая новелла рассказа – “Старуха Изергиль” – анализ которой мы проведем, повествует нам о Ларре. Горький описывает его как эгоиста и индивидуалиста, показывает его читателю в худшем свете.
У окружающих Ларра вызывает лишь отрицательные эмоции – одни его боятся, другие ненавидят. На самом деле это сын орла и женщины.
Внешне он похож на человека, но вот поступки обличают в нем настоящее животное – ведь ради цели он готов на все, он не ценит ни прошлого, ни будущего.
Этот образ – свидетельство того, как может повлиять на человека вседозволенность и полная свобода. Здесь нет места любви, справедливости и доброте. Слишком свободный Ларра ценит лишь свое “Я”, не задумываясь о других людях.
Милосердие и доброта
Анализ произведения “Старуха Изергиль” будет неполным, если не упомянуть о таком персонаже, как Данко. Он полностью противопоставляется Ларре. Данко в своей жизни выбирает такие качества, как альтруизм и милосердие. Другие люди для него важнее собственного достоинства. Он готов жертвовать собой, и для него это единственный правильный жизненный путь.
С помощью этого образа Горький показывает, что человек может разбудить в себе мощную силу, способную любить, не задумываясь о последствиях.
Старуха Изергиль, анализ персонажа
Третий персонаж, который вводит писатель – это и есть старуха Изергиль. Анализ этого образа наиболее неоднозначен. В отличие от двух предыдущих героев, она уже не существует в пределах легенды. Она – порождение нашей реальности.
Старуха Изергиль рассказывает историю своей любви. Однако читатель вряд ли верит, что все описанные ею чувства она испытывала искренне. Впрочем, старая женщина поступала так, как велело ее сердце.
Новелла о ней все-таки больше напоминает первый отрывок, главным персонажем которого является Ларра. Наверное, Горький оставляет выбор за читателем, каким же образом все-таки воспринимать поведение героини.
Ведь человеческие поступки в настоящей жизни тоже не всегда однозначны.
Идеальное дополнение двух персонажей, Ларра и Данко, как считает Горький, старуха Изергиль. Анализ этого персонажа приводит нас к тому, чтобы определить основную тему произведения. А ею является смысл человеческой жизни.
Источник: https://schoolessay.ru/staruxa-izergil-analiz-rasskaza/
Анализ рассказа м.горького “старуха изергиль”
Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» написан в 1895
году, сам автор признавался в письме к А.П. Чехову в том, что считает его самым
стройным и красивым своим произведением.
Отличительной особенностью рассказа
является наличие в повествовании героя-рассказчика.
Такая манера носит
название «сказовой» и нередко использовалась писателем для создания эффекта
достоверности описываемых событий.
В самом начале произведения рисуется романтическая
картина моря и виноградников, на фоне которой описывается компания счастливых и
веселых людей, возвращающихся с работы на виноградниках.
Настроение людей гармонирует с прелестью окружающего
мира. Все вокруг напоминает сказку.
Старуха Изергиль рассказывает герою несколько историй,
две из которых противопоставлены друг другу в структуре рассказа. Этот легенда
о Ларре и легенда о Данко.
Ларра — сказочный юноша, рожденный от земной женщины и
орла. Он отличается от обычных людей тем, что «глаза его были холодны и горды,
как у царя птиц». Он отказался повиноваться старейшинам в племени.
Мотив
трагической развязки легенды намечен уже кровавым пейзажем, который
предвосхищает первое появление имени Ларры в рассказе: «Луна взошла.
Ее диск
был велик, кроваво-красен, она казалась вышедшей из недр этой степи, которая
на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего,
наверное, и стала такой жирной и щедрой». Ларру изгнали из людского племени за
гордыню и эгоизм. Тот перед уходом убил девушку, которая оттолкнула его.
За легендой стоит житейская мудрость: эгоист сам добровольно
обрекает себя на одиночество. Бог наказал Ларру бессмертием, и он сам устал от
своего одиночества: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы
отравить ею всех людей мира».
Вторая легенда посвящена Данко — человеку, который вывел
людей из плена непроходимых лесов. Чтобы осветить им путь, герой не пожалел
собственного сердца и вырвал его из груди.
Художественное пространство в рассказе преображается по
законам жанра сказки: «И вот вдруг лес расступился пред ним, расступился и
остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море
солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем».
Увидев, что спас людей, Данко гордо засмеялся, но его
гордость ничего не имеет общего с гордыней Ларры: он выполнил свое заветное
желание — спас людей ценой собственной жизни, совершил подвиг.
Альтруистический поступок Данко и эгоизм Ларры — крайности.
Не случайно именно
между этими легендами расположен реалистический рассказ о жизни самой старухи
Изергиль о своей молодости, о том, как безвозвратно проходит это золотое время.
Изергиль не раз влюблялась и после окончания любовной истории никогда не
встречалась с теми, кого любила.
Глядя на иссушенную жизнью старуху трудно поверить, что
когда-то она была прекрасной девушкой. Молодость ушла, ей на смену пришла
мудрость.
Не случайно в речи Изергиль так часто встречаются афоризмы: «Чтобы
жить — надо уметь что-нибудь делать», «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место
подвигам», «Каждый сам себе судьба!». С болью в сердце осознает Изергиль свою
старость.
Вспоминая всю жизнь и сравнивая прошлое и настоящее, отмечает она,
что на свете стало все меньше красивых и сильных людей.
Рассказ заканчивается, как и начинался, пейзажем, но это
уже не тот романтический пейзаж, который мы видим в начале, а грустный и
пустынный: «В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно,
скучно… Море шумело глухо и печально». Этот пейзаж соотносится со старостью
Изергиль. В жизни женщины были и радости, были и измены: эгоизм и альтруизм
поочередно брали верх в ее судьбе.
В одном произведении писатель сопрягает реалистическую и
романтическую манеры повествования. Рассказ аккумулирует горьковские
представления о скоротечности человеческой жизни, раздумья о смысле бытия и
красоте этого мира.
Источник: https://uchitel-slovesnosti.ru/publ/analiz_na_urokakh_literatury/analiziruem_literaturnoe_proizvedenie/analiz_rasskaza_m_gorkogo_quot_starukha_izergil_quot/54-1-0-2832