Характеристика Стародума в комедии «Недоросль»
Кто такой Стародум? Какой портрет его характера можно представить в работе Дениса Ивановича Фонвизина? Сколько ему лет и какое положение в обществе он имеет? Какую роль он сыграл в великой комедии «Недоросль» и в жизни главных героев произведения?
Господин Стародум является сильным и многоуважаемым положительным героем. Внимательно отследив его диалоги в контексте комедии и отзывы других персонажей, можно представить подробный портрет его характера и знать много деталей о жизни.
Стародум был мужчиной в зрелом возрасте, имел большой жизненный опыт и опыт в служении стране. Его знают, высоко ценят и уважают все порядочные граждане государства.
Он не имеет чинов и званий, но имеет большое состояние и гордость за неиспорченную душу.
В молодом возрасте был на войне и получил множество ранений, но отошел от службы из-за государственной несправедливости. Его дальний знакомый, уклонился от военных действий и остался при дворе, имел «выслугу» угодную высшим чиновникам и получил звание, а Стародум, имея тяжкие ранения остался не удел.
Герой был оскорблен такими событиями жизни. Не получив ни званий, ни богатств он оставил службу. В диалоге с Правдиным Стародум сожалеет о своем поступке.
Он мог продолжать служить родине, не поддаваясь первым порывам гордости и образумиться.
Герой понимает, что истинная награда — это уважение за честность, правильные поступки, умение владеть собой в трудных ситуациях и признание заслуг окружающими.
После отставки он поехал в Петербург, там его взяли на службу при дворе. В службе он узрел, как люди «идут по головам» ради собственных благ и нечестивых целей. Он был рад уйти со службы во дворе и ушел вовремя. С честью и собственным достоинством он остался верен себе, своим принципам и слову.
Ни чины, ни богатства не искусили его. Свое большое состояние Стародум заработал честным трудом в Сибири, чем высоко гордится. Он считает свой пример заработка истинно благородным, честным и верным путем.
Благодаря нажитым годам и полученному опыту герой имеет острый ум и хорошо разбирается в людях. Он прямолинеен в своих мыслях и словах, всегда говорит правду и то, что думает.
Не смотрит на чины и считает, что где начинаются чины, там пропадает искренность человека. За это многие его считают грубым и угрюмым мужчиной.
Стародум сдержан и глубоко рассудителен, будучи в возрасте не спешит действовать, поддаваясь первым порывам чувств, но такими качествами герой обладал не всегда. Дядюшка Стародум имеет единственную любимую племянницу Софью и обещает ей отдать свое состояние, чтобы мужа она выбрала по достоинству душевному, а не состоянию богатому.
«…Я нажил столько, чтоб при твоем замужестве не остановляла нас бедность жениха достойного…».
История Стародума начинается уже с первых строк комедии, когда выясняется, что племянница Софья осталась одна после смерти матери и дальние родственники Простаковы увезли ее к себе. Все персонажи уверены, что больше никого у Софьи не осталось.
И дяди ее Стародума давно уже нет в живых. В корыстных целях Простаковы желают отдать ее замуж родственнику семьи – брату госпожи Простаковой, Скотинину. Его фамилия в комедии является говорящей.
Чтобы подчеркнуть это автор наделяет его любовью к свиньям.
Скотинину не симпатична Софья и его не интересуют деревни, принадлежащие ей, душа его радуется свиньям, имеющимся в этих деревнях. Но вскоре все узнают, что дядя Софьи жив и очень богат. Богатство свое он наследует Софье. Планы Простаковых резко меняются, и желают они отдать ее замуж уже не за брата Простаковой, а за собственного необразованного сына.
Стародум приезжает как спаситель Софьи от нежеланного замужества и нечестивых планов родственников. Благодаря дяде Стародуму Софья самостоятельно может выбрать себе мужа. Оказывается, что избранник у племянницы уже имеется. Стародум доволен выбором племянницы и благословляет молодых. Но рассказывать о своем решении герои комедии не спешат.
От чего действия вокруг них превращаются в нелепый фарс и сплошное безумие. Этим поступком Стародум показал зрителю комедии, вскрыл на поверхность все низкие чувства и пороки человека.
Он дал время, чтобы герои комедии, сами того не зная, открыли правду окружающим о своем бесчестии и низких пороках.
Ситуация вывернула наизнанку Простаковых, Скотинина и показала, как можно унизится и пасть в глазах себя и окружающих в погоне за низкими целями.
Сама фамилия Стародума является говорящей. Она означает, что его мысли, «думы» и соответственно поступки исходят из воспитания, которое вложил в него отец. А отец его был воспитан на службе у Петра Великого. Значит Стародум был воспитан по старым ценностям и это заложило в него сильные черты характера и непреклонность ума.
Многие критики считают Стародума олицетворением самого Дениса Ивановича Фонвизина. От лица Стародума писатель хотел подчеркнуть безнравственность общества своего времени с помощью отсылок к поколению Петра воспитанному по старым нравам. Не было надменных чинов, говорил он:
«…Тогда один человек назывался Ты, а не Вы… Зато нынче многие не стоят одного…».
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Стародум уважал людей, преданных своему слову, чести и благородству, презирая в ответ других, противоречащих этим качествам и не уважал их.
Он презирал дворян, получивших свои чины и имущество за неблагородную выслугу, притворную ложь, лесть и измену себе и своим принципам, чести. Стародум не терпел низость души человеческой и надменность, был груб и скуп с такими людьми.
А таких людей было в его время много. Простаковы же являются тем же доказательством и олицетворением этих низких людей.
Таким образом, Стародум является одним из значимых персонажей комедии. Он сыграл в ней самую яркую и важную роль — открыл пороки человеческие. Персонаж является главным ключом к открытию важной темы всей комедии Д.И. Фонвизина и олицетворением благородных черт человеческих.
Источник: https://sochinyalka.ru/2017/10/harakteristika-staroduma-v-komedii-nedorosl.html
Образ Стародума комедии Фонвизина «Недоросль»
Более всего Стародум боится влияния «света», своими соблазнами способного развратить невинную, чистую и добродетельную душу. Поэтому в «свете», говорит Стародум, важен первый шаг, умение поставить себя и зарекомендовать. Общее правило гласит: дружбу надо вести с теми, кто ее достоин, т. е.
Выбирать друзей. С. неопытна и просит разъяснить, не навлечет ли предпочтение одних злобу других. Стародум учит ее, что не надо ждать зла от людей, которые тебя презирают, зло исходит от тех, кто сам достоин презрения, но завидует добродетелям ближнего. С.
считает таких людей жалкими, потому что подобные люди несчастливы.
Стародум предупреждает: жалость не должна останавливаться перед злом, а добродетели надо следовать своей дорогой. Тратить время на воспитание «злых», которых С. называет «несчастными», не следует, так как всякий человек, если у него есть совесть, сам обязан пробудить в себе добродетельные чувства. Усваивая урок, С.
делает вывод, что надо ясно и твердо показать злому человеку низость его души. Стародум добавляет: разум такого человека — не прямой разум, т. е. лукавый, хитрый, нечестный. Подлинное счастье приносят добродетель и прямой разум. Как и Правдин, С. понимает счастье в духе обычных представлений: знатность, богатство.
Однако Стародум объясняет ей, что знатность и богатство — не просто титулы и деньги, но «знаки» государственного и гражданского положения человека, налагающие на него моральные обязанности. Стародум учит С. различать подлинное и мнимое, наружный блеск и внутреннее достоинство; он противник эгоистического счастья. И С. усваивает его уроки.
Она тоже уверена, что человек живет не один, что все обязаны друг другу. Но если это так, то почему, думает С., разум не разъяснит столь простую истину. Стародум в ответ произносит замечательную фразу: «Прямую цену уму дает благонравие». Именно душа, «умное сердце», делают честного человека «совершенно честным». Так для С.
проясняются важнейшие просветительские понятия (ум, честь, служение отечеству, должность честного человека, благонравие и др.). Семена Стародума падают на благодатную почву, потому что «внутреннее чувство» изначально добродетельной С. говорит ей то же самое.
От общих понятий о дворянине и его должностях Стародум переводит разговор к человеку, к личной стороне его жизни, к семейному очагу.
Свернув с пути добродетели, муж и жена перестают любить друг друга, чувствовать взаимную дружескую привязанность и превращают совместную жизнь в ад, забывая о доме и о детях.
Стародум еще и еще раз напоминает С.: «добродетель все заменяет, и добродетели ничто заменить не может»;
При этом он не забывает и об интимной стороне брака; «Только, пожалуй, не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила».
В конечном счете в муже потребна сила ума («благоразумие»), в жене — добродетель, муж повинуется рассудку, жена — мужу. Старые нормы обретают новое содержание, а основой семейной гармонии опять-таки становится душа и исходящее от нее «благонравие».
Поэтому воспитание честного человека — мужчины или женщины — состоит в просвещении души.
Стародум — дядя Софьи, родной брат ее матери. В качестве прототипов образа С. называли воспитателя Павла I графа Н. И. Панина, масона-просветителя Н. И. Новикова.
Фамилия «Стародум» означает, что носитель следует не обычаям патриархальной старины и не новым нравам современного света, но принципам Петровской эпохи, исказившимся при Екатерине II, когда просвещение и воспитание приняло ложные формы (слишком новые и слишком старые). По этой причине драматург противопоставляет родословную С.
и его воспитание родословной Простаковой и ее воспитанию. Едва появляясь в доме Простаковой, С. рассказывает об отце: «Служил он Петру Великому», «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» (д. 3, явл. I).
Роль С. в комедии — резонер. В драматических произведениях резонером был обычно мудрый старый дворянин. Область его моральных поучений — чаще всего семейные проблемы. Фонвизин оригинально переосмысливает функцию резонера по сравнению со старой драмой.
Моральные сентенции резонера, в которых выражается авторская точка зрения, в «Недоросле» становятся формой изложения политической программы. Речи С.
напоминают монологи героев русской тираноборческой трагедии и по заключенному в них содержанию, и по гражданскому пафосу, а сам он сродни таким героям.
В комедии С. появляется в 3-м действии I явления, сравнительно поздно, когда конфликт уже обозначен и окружение Простаковой выявило себя. Роль С.
заключается в том, чтобы избавить Софью от тиранства Простаковой, дать надлежащую оценку ее поступкам, воспитанию Митрофана и провозгласить разумные принципы государственного устройства, истинные основы нравственности и правильно понятого просвещения.
Функция «избавителя» несколько ослаблена (в строгом смысле спасают Софью и наказывают Простакову Милон и Правдин; С. же подводит нравственный итог: «Вот злонравия достойные плоды!» — д. 5, явл. последнее), но зато усилена функция С. — политического мыслителя.
Положительные герои из его речей должны «теоретически» осознать, почему «злонравие» востор – жествовало в семье Простаковых, а зрители и читатели — уразуметь причины краха Простаковой. Поэтому С. одновременно обращается и к действующим лицам, и к зрительному залу.
Дворянскую праздность С. считает недостойной дворянина, а воспитание его полагает делом государственным; главное — возвратить дворянству его истинное содержание. Тут С. (и Фонвизин), под влиянием опыта российской жизни, расходятся с идеями французского просвещения.
«Просвещение» и «воспитание» не сводятся для резонера и автора к «просвещению ума», «воспитанию разума». С. говорит: «Невежда без души — зверь». Но без души и «просвещеннейшая умница — жалкая тварь» (д. 3, явл. I). К чему приводит необразованность ума и невоспитанность души, С. объяснять не приходится: этому посвящена комедия.
Примером же умного, просвещенного, но мелкого и ничтожного человека служит товарищ молодости С.» граф. «Он -…- сын случайного отца, воспитан в большом свете и имел особливый случай научиться тому, что в наше воспитание еще и не входило» (д. 3, явл. I). Однако патриотический призыв С. к графу послужить отечеству на полях сражений встречает холодный отпор.
Фигура горе-учителя Цыфиркина являет пример противоположный: учитель арифметики необразован, но у него есть душа, и С. сочувствует бывшему воину, прощая ему недостаточность познаний. Французские «мудрецы», по мысли Фонвизина, поставили на первое место ум (разум) и забыли душу.
Разум не нашел опоры в чем-либо, кроме себя, и, оставленный в небрежении, может служить как добру, так и злу. Напротив, от воспитания души лежит прямой путь к воспитанию чести, благородства. Такое воспитание берет разум своим помощником, добивается, чтобы человек делал для других то, чего желал бы для себя. Рационализму Запада С.
противополагает русский опыт, русскую традицию и русское представление о сущности просвещения. Поэтому воспитание молодых людей должно опираться на силу положительного и отрицательного примера и своим критерием положить благо отечества.
Фонвизин стремился всячески оживить фигуру резонера. Он «дал» С. подробную биографию, сообщил о его службе и отставке, о том, что он долго жил в Сибири и своим трудом нажил состояние. Следуя велению сердца и своим убеждениям, С.
хочет устроить счастье Софьи и делает ее наследницей. Как ближайший родственник, С. берет на себя заботу о Софье и желает ей достойного жениха. При этом он отказывается принуждать девичье сердце. Предупреждая появление С.
, Простакова, а затем и Правдин говорят о его «угрюмости», «грубости» (д. 2, явл. V).
Однако Правдин, знающий С., называет эти суровые черты «действием его прямодушия». Прямой нрав С. сказывается и на его отношении к людям («кого уж и полюбит, так прямо полюбит», «А кого он невзлюбит, тот сам дурной человек»). С.
с высоты своего опыта (ему шестьдесят лет, за его плечами большая жизненная школа) проницательно, почти с первого взгляда, понимает, что за дом у Простаковых, каков нрав хозяйки, каковы учителя у Митрофана и как жилось Софье до его приезда.
Лесть Простаковой напрасна: С. не терпит угодничества.
Предъявляя к людям большие требования, С. и себя подвергает строгому нравственному суду. Наконец, С.
, вопреки «суровой» репутации, оказывается приятным в общении, любезным и воспитанным человеком, не чуждым веселья, иронии, смеха, чувствующим комизм положений и речей.
Он может быть трогателен, возвышен, исполнен гнева и сострадателен (не желая зла Простаковой, он прощает ее и проявляет участие в ее судьбе).
Современниками С. воспринимался как учитель жизни.
Об успехе персонажа у публики свидетельствует название журнала «Друг честных людей, или Стародум», задуманного Фонвизиным, но не осуществленного, в котором писатель обращался к своему герою: «Я должен признаться, что за успех комедии моей «Недоросль» одолжен я вашей особе. Из разговоров ваших с Правдиным, Милоном и Софьею составил я целые явления, кои публика с удовольствием слушает».
Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Образ Стародума комедии Фонвизина «Недоросль». И в закладках появилось готовое сочинение.
Источник: https://www.studbirga.info/obraz-staroduma-komedii-fonvizina-nedorosl/
Образ Стародума в комедии “Недоросль”: характеристика, биография, цитаты
Образ Стародума в комедии «Недоросль» невозможно понять без сюжета пьесы. О том, как развивались события и почему в тех или иных ситуациях герой проявлял великодушие, расскажет статья.
Предыстория основных событий
Сначала автор знакомит читателя с семьей Простаковых. Произведение начинается с того, что хозяйка дома ругает слугу за то, что тот плохо пошил кафтан для любимого сыночка Митрофана. На сцене появляются и другие, такие же уникальные личности – господин Простаков, который постоянно слушает супругу, и брат женщины, который тоже не отличается добротой.
Среди всего этого балагана приятно поражает их дальняя родственница – юная Софья. У девушки изящные манеры и мягкий характер. Хозяйка дома планирует выдать красавицу замуж за своего вышеупомянутого брата Скотинина.
Но все меняется, когда персонажи узнают, что дядя барышни, которого они давно считали мертвым, неожиданно присылает письмо. В нем он отмечает, что свое большое состояние желает передать племяннице. Поэтому госпожа Простакова меняет план и хочет женить своего непутевого сына на девушке.
Между тем в селе появляется офицер Милон, который искренне влюблен в Софью. Красавица также не безразлична к славному мужчине.
Симпатия к неизвестному гостю
Очень многогранный образ Стародума в комедии «Недоросль». Первое впечатление о нем складывается еще до его появления на сцене. Большинство из персонажей настолько недалекие, неграмотные и дикие люди, что читатель сразу проникается симпатией к неизвестному герою.
На фоне жадной госпожи Простаковой, ее безвольного мужа, неразумного сына и корыстного брата дядя Софьи кажется рассудительным и добрым человеком. Об этом свидетельствует письмо, которое он написал племяннице. Мужчина отмечает, что очень скучал по своим родным и жалеет о том, что не мог держать с ними связь.
Также герой сообщает, что он может послужить примером того, как следует честно зарабатывать большие деньги.
Не чужда ему и щедрость. Свои богатства решает отдать племяннице Стародум. «Недоросль» (характеристика каждого персонажа этой комедии требует отдельной статьи) – произведение, в котором чувства плавают на поверхности. Поэтому среди людей, ценящих деньги выше чувств, неизвестный читателю герой вызывает большую симпатию.
Загадочная фигура
Впервые этот человек появляется в третьем действии. Он долго разговаривает с давним приятелем Правдиным. Из этого диалога мы узнаем больше о Стародуме. Оказывается, первое впечатление не было ложным. Мужчина на самом деле очень мудрый и добрый.
Он рассказывает, что его отец, который служил у Петра Великого, воспитывал сына по старым законам. К людям тогда обращались на «ты». А «вы» – это те, которые считали себя достойными нескольких. А сейчас, как говорит гость, «многие не стоят одного».
Освещается и воспитание Стародума. «Недоросль» – комедия, где сравниваются два поколения. Так, герой вспоминает, что в его детстве учили только одному: главное в жизни – оставаться человеком. Было незачем «чужим умом набивать пустую голову». А особу без души, даже ученую, можно приравнять к животному.
Узнает читатель и историю персонажа. Много лет назад героя предал один граф, которого он считал другом. Тот человек хитростью и коварством обошел его на службе. Поэтому, вернувшись с войны, Стародум решил избегать подобных людей и мест, которые могут «инфицировать» его злобой и лицемерием. Он говорил: «Врач не пособит, разве сам заразится».
Мудрый наставник
Далее дядя встречается с племянницей, которую называет «дочкой сердца». Он отмечает, что для него будет большой радостью вырвать добрую девушку из семьи, где царит жадность. Говорит, что вызволит «невинность из сети коварства».
Здесь внимательный читатель понимает, как похожи эти два персонажа комедии «Недоросль». Биография Стародума приобретает новые черты. Так, мы узнаем о том, что мужчине около 60 лет и он поехал в Сибирь, потому что там можно честно заработать деньги. Также дядя заявляет, что, руководствуясь природными желаниями, бедным не будешь, а человеческими мотивами – постоянно будет чего-то не хватать.
Не меньше мудрости и в следующих репликах персонажа. Он отмечает, что умному ребенку деньги не нужны, а глупое дитя они не спасут. Мужчина не соглашается с тем, что богатство ведет к уважению. Единственное почитание, которое признает герой, – душевное.
После этого короткого знакомства читателя с особой образ Стародума в комедии «Недоросль» не оставляет места для сомнений. Его несомненная мудрость – закон для разумной Софьи.
Философия в беседе
Между тем госпожа Простакова и ее брат затевают драку перед гостем. Когда женщина узнает о том, что этот человек – тот самый богатый дядя, то начинает ползать перед ним.
Но мужчина остается равнодушным к лицемерию. Он объявляет, что завтра забирает племянницу в Москву и там выдаст замуж за того, кого она посчитает достойным.
Стародум уверен, что выбор его дочери будет в любом случае правильный.
Барышня читает книгу, и дядя говорит про автора: «Тот пером своим нравов развращать не станет». Далее герой беседует с Софьей. Их разговор похож на философский трактат. Они размышляют о простых, но важных вещах для добропорядочной жизни. Здесь мужчина выступает учителем для девушки.
Его слова умные, а содержание их – простое. Он легко объясняет ей разницу между настоящим счастьем и тенью, должностью и благородством. Советует по части семейной жизни: «Имей к мужу дружбу, которая на любовь бы походила».
Поэтому читателю рисуется абсолютно четкий образ Стародума в комедии «Недоросль».
Роковая встреча
Далее дядя говорит о том, что девушке нужно подобрать хорошего мужа. Ему в Москве расхваливали офицера по имени Милон. Но про себя герой говорит, что брак возможен только в том случае, если его приемная дочь будет согласна.
Через мгновение происходит знакомство этих двух людей. Как оказалось, между ними много общего. Стародум и Милон не жалели сил ради Отечества и считают, что главное в человеке – душа. Впоследствии все узнают, что молодые люди влюблены, потому дядя дает свое благословение на брак офицера и племянницы.
Один из самых любимых героев пьесы для всех поколений – Стародум («Недоросль»). Характеристика этого персонажа позволяет сделать вывод, что он имеет много общего с Милоном. Возникает впечатление, что автор знакомит читателя с образом дяди в молодости через портрет офицера.
Разоблачение злых намерений
Имеет этот герой и хорошее чувство юмора. Когда он «внимательно» слушает госпожу Простакову и Скотинина, то откровенно насмехается над их жадностью. Те так тщательно пытаются заморочить голову богатому гостю, что не замечают важную деталь: дядя сразу раскусил коварный план. Далее мужчина признается, что его племянница уже обручилась с Милоном.
Но упрямая Простакова не останавливается. Она пытается похитить Софью и тайно обвенчать ее с сыном. Но поднимается громкий крик, и офицер спасает свою возлюбленную. Госпоже грозит суд, но в который раз проявляется добродушие дяди и племянницы, и они прощают хитрую женщину.
Вводит и другую линию в пьесу Денис Фонвизин («Недоросль»). Стародум и другие персонажи узнают, что из-за плохого поведения хозяйки село переходит под контроль справедливого Правдина.
Неутомимая доброта
Немалую мудрость проявляет Стародум и два его соратника к учителям, работавшим с Митрофаном. Профессору, который требовал деньги за потраченное время, они отказали.
Второму преподавателю, который отказался от средств, потому что ничему не смог научить парня, выплачивают компенсацию.
А в лице третьего учителя, который на самом деле был кучером, гость узнает своего бывшего слугу – шарлатана, притворявшегося профессором. Мудрый человек забирает его к себе, чтобы дать ему работу.
Когда Простакова говорит, что ее жизнь не имеет смысла, богатый гость отвечает, что это наказание за зло.
Веселая, глубокая и интересная комедия «Недоросль». Цитаты Стародума актуальны и в сегодняшнем обществе. Такой герой, как и его принципы, всегда будет актуален.
Источник: https://info-4all.ru/dosug-i-razvlecheniya/iskusstvo-i-razvlecheniya/obraz-staroduma-v-komedii-nedorosl-harakteristika-biografiya-citati/
Характеристика Стародума в комедии “Недоросль”
Стародум и Простакова Стародум и Правдин Стародум как резонер комедии ” Недоросль ”
Пьеса “Недоросль” Дениса Фонвизина была написана в 18 веке – в переходную эпоху, когда российское общество представляло собой два противоположных лагеря – приверженцев новых, просветительских идей и носителей устаревших, помещицких ценностей.
Ярким представителем первых в пьесе выступает Стародум. “Недоросль” является классицистическим произведением, поэтому уже в фамилии героя Фонвизин предоставляет читателю краткую характеристику Стародума. “Стародум” – тот, кто думает по-старому.
В контексте комедии это человек, для которого важны приоритеты предыдущей – петровской эпохи – в то время монарх активно вводил реформы по просвещению и образованию, отходя таким образом от укоренившихся в российском обществе идей домостороя.
Помимо того, значение фамилии “Стародум” можно трактовать и более глобально – как носителя мудрости, опыта, традиций, христианской морали и человечности.
В пьесе Стародум выступает положительным героем. Это
образованный мужчина преклонного возраста, с большим жизненным опытом.
Основные черты Стародума – мудрость, честность, доброта, уважение к другим людям, справедливость, ответственность за будущее своего отечества и любовь к родине.
Стародум и Простакова
По сюжету комедии Стародум является дядей Софьи. Еще когда девушка была маленькой, ему пришлось уехать в Сибирь, где он честным путем нажил состояние, и теперь вернулся домой спокойно провести старость. В комедии Стародум является одним из главных героев и противопоставляется в пьесе, прежде всего, госпоже Простаковой.
Оба персонажа – это родители, однако подход к воспитанию у них кардинально различается. Если Простакова видит в Митрофане маленького ребенка, требующего постоянной заботы, всячески его балует и потакает ему, то Стародум относится к Софье как ко взрослой сформировавшейся личности.
Он заботится о ее будущем, выбирая в мужья ни грубого Скотинина или глупого Митрофана, а достойного, образованного и честного Милона.
Беседуя с Софьей, он наставляет ее, объясняя как важно равноправие, уважение и дружба между супругами, к чему приводит непонимание и отстраненность в браке, тогда как Простакова даже не втолковывает Митрофану всю ответственность женитьбы, и юноша воспринимает ее как очередную забаву.
Помимо того, противопоставляются и основные ценности, внушаемые родителями своим детям. Так, Простакова объясняет Митрофану, что главное – это деньги, дающие неограниченную власть, в том числе над людьми – слугами и крестьянами, над которыми можно издеваться, как то вздумается помещику.
Стародум же объясняет Софье, что главное в человеке – благонравие. Особо показательны его слова о том, что если умный человек не имеет какого-либо качества ума, то его вполне можно извинить, тогда как “честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца”.
То есть для Стародума образцовая личность – это не обязательно тот, кто многого добился или много знает, а честный, добрый, милосердный, любящий человек с высокими моральными ценностями – без них, по мнению мужчины, личность является несостоявшейся.
Представляя собой именно такую личность, Стародум противопоставляется и другим отрицательным героям – Митрофану, Скотинину и Простакову.
Стародум и Правдин
Образ Стародума в “Недоросле” противопоставляется не только отрицательным персонажам, но и положительному Правдину. Герои имеют, казалось бы, схожие взгляды на необходимость перевоспитания помещиков, оба являются носителями идей гуманизма и просвещения, оба считают важным благонравие и моральные ценности человека.
Однако Правдина главным регулирующим механизмом становится буква закона – именно она определяет кто прав, а кто виноват – даже наказание Простаковой осуществляется только после появления соответствующего приказа. Он – прежде всего, чиновник, для которого ум человека, его достижения и рассуждения более важны, чем личные пристрастия.
Стародум же более руководствуется сердцем чем умом – показательной является история о его друге, образованном умном человеке, который не захотел служить родине, думая больше о себе, чем о судьбе отечества.
Тогда как Цыфиркин вызывает у Стародума сочувствие и благосклонность – учитель не имеет хорошего образования, но добр и честен, чем и привлекает мужчину.
Таким образом, при сопоставлении образов Правдина и Стародума, становится понятно, что чиновник – это современная рациональная личность эпохи Просвещения, для него важна справедливость закона, опирающаяся на гуманность и честность.
Стародум же выступает образом, представляющим мудрость поколений – он осуждает устаревшие ценности помещиков, но не возносит на пьедестал рационализм новых дворян, придерживаясь вневременных, “вечных” человеческих ценностей – чести, сердечности, доброты, благонравия.
Стародум как резонер комедии “Недоросль”
Образ Стародума в комедии выступает резонером мнения самого автора. Одним из подтверждений этого является решение Фонвизина через несколько лет после написания пьесы выпускать журнал “Стародум” (еще до выхода первого номера был запрещен Екатериной ІІ).
Противопоставляя в пьесе два противоположных ценностно-идейных направления – помещиков и нового дворянства, автор приводит третье, находящееся между ними и зависящее не только от образования, полученного в детстве, как это прослеживается в остальных персонажах, а от личного опыта героя.
Стародум не получил в детстве хорошего образования, но “воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голов”.
Фонвизин подчеркивает, что человек с правильным воспитанием способен сам получить необходимые знания и вырасти достойной личностью.
Кроме того, словами Стародума автор остро критикует современную ему власть – Екатерину II и двор, обнажая все их недостатки, подчеркивая хитрость и лживость дворянства, их нечестную борьба за чины, когда люди готовы “ходить по головам”.
По мнению героя, и, следовательно, Фонвизина, монарх должен быть примером благородства, чести, справедливости, лучших человеческих качеств для своих подданных, а само общество нуждается в изменении ориентиров, воспитании гуманизма, доброты, уважения и любви к ближнему и своей Родине.
Высказанные в произведении взгляды на то, какой должно быть общество в целом и каждая личность в частности, остаются актуальными и в наши дни, привлекая все новых и новых ценителей классической литературы.
Подробная характеристика Стародума в “Недоросле” позволяет понять идейный замысел автора, прояснить его взгляды на российское общество той эпохи. Она пригодится ученикам разных классов при подготовке сочинения на тему “Характеристика образа Стародума в комедии “Недоросль””.
Источник: https://ege-essay.ru/xarakteristika-staroduma-v-komedii-nedorosl/
Характеристика образа Стародума в пьесе «Недоросль»
Категория: Сочинения по комедии “Недоросль” (Фонвизин Д.И.) Actionteaser.ru – тизерная реклама
Фонвизин в пьесе «Недоросль» воплотил только свое представление о «честных людях», какими они должны быть, но и свои наблюдения над теми, в ком он видел их живое олицетворение.
Конкретность биографии “Стародума единственного из действующих лиц комедии, чья жизнь может быть прослежена в своих основных вехах,- возможность установления некоторого различия во взглядах между ним и Правдиным, наличие реальных черт передового русского офицерства в образе Милона.
Все это указывает на то, что писатель старался избежать безличности в их обрисовке, пытался их индивидуализировать. Тем не менее, очевидно в силу присущей им дидактико-моралистической тенденции, положительным персонажам «Недоросля» все же недостает жизненной убедительности и художественной полноты.
Это зависело от того, что сама окружающая действительность еще не давала материала для полноценных образов-типов. Самый значительный из выведенных в комедии Фонвизина положительных образов – бесспорно Стародум. Именно он выступает единомышленником автора по всему кругу затронутых в «Недоросле» социальных, политических, нравственных и педагогических вопросов.
Примечательно, что из биографии Стародума мы не узнаем одного: был ли он сам помещиком (Правдин владел «деревеньками» в том же наместничестве, что и Простаковы).
Зато нам известно, что, не ужившийся при дворе, Стародум отправился в Сибирь, «в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества; где требуют денег от самой земли, которая поправосуднее людей, лицеприятия не знает, а платит одни труды верно и щедро».
В предпринимательстве Стародума нашел отражение реальный процесс экономической жизни русского дворянства второй половины XVIII века, привлекавшей к себе большое внимание Фонвизина (еще в 1766 году он перевел французский трактат «Торгующее дворянство, противуположенное дворянству военному»).
Обогащение Стародума на золотых приисках имело своей целью обеспечить будущее своей племянницы. Говоря Софье: «Я нажил столько, чтоб при твоем замужестве не постановляла нас бедность жениха достойного», Стародум не связывает ее благосостояния с владением крепостными душами.
Среди художественных особенностей «Недоросля», живо воспринятых на слух современниками Фонвизина, был исключительно красочный и резко индизидуализированный язык персонажей. По свидетельству театрального критика того времени, каждый из них «в своем характере изречениями различается».
«Недоросль» был написан Фонвизиным в то время, когда лучшие умы России пытались извлечь для себя уроки из недавних событий крестьянской войны 1773-1775 годов, отдать себе отчет в тех причинах, которые едва не привели феодально-дворянское государство, по словам Фонвизина, «на самый край конечного разрушения и гибели».
Подавив сопротивление народа, самодержавное правительство Екатерины II вступило на путь дальнейшего укрепления и расширения привилегий господствующего класса. Крестьянские массы оказывались еще более бесправными и фактически беспомощными перед лицом закона. В этих исторических условиях вопросы, поставленные в «Недоросле», приобретали особую политическую остроту и злободневность.
Вот почему путь «Недоросля» на сцену не был легким. Современники вспоминали о «стрелах злобных», с помощью которых лица, почувствовавшие себя задетыми в комедии, попытались воспрепятствовать ее постановке. По-видимому, для устранения этих препятствий Фонвизину, со своей стороны, пришлось обратиться к чьему-то влиятельному покровительству.
24 сентября 1782 года состоялась премьера спектакля на сцене Вольного российского театра. Сам автор принимал непосредственное участие в режиссуре. По его свидетельству, в пьесе «не изменено ни одного слога» и «успех был полный».
Один из очевидцев рассказывал, что «сцены комические возбуждали в зрителях мимолетный смех, а серьезные обращали на себя все внимание публики, которая в то время любила такие разглагольствия на сцене, если они были наполнены колкими замечаниями на светские обычаи и слабости того времени». Воспитательное воздействие пьесы Фонвизина, в частности, проявилось и в том, что многие, узнав себя в Простаковых, тогда же изгнали учителей, подобных Вральману.
«Недоросль» Фонвизина, комедия «истинно общественная» и «народная»,- единственная из всех пьес отечественной драматургии XVIII века, прочно утвердившаяся в репертуаре российского театра.
Роман Горького называется «Мать», и уже это говорит о том, что Ниловна является, наряду с Павлом, его центральным персонажем. Если «Мать» — это во многом произведение о мучительном процессе изживания в людях рабских чувств покорности и страха, о сложном процессе превращения человека из жертвы в борца, то Ниловна в этом отношении — наиболее яркий и убедительный пример. Путь Ниловны к новому сложен и противоречив. Человеку, тем более женщине, испытывавшей особенно тяжелый гнет, прожившей большую ч
Александр Сергеевич Пушкин — гениальный поэт, создавший ряд замечательных стихотворных произведений. В юности поэт отдал дань романтизму. Благодаря этому мы можем теперь наслаждаться его романтической лирикой и поэмами: “Кавказский пленник”, “Братья разбойники”, “Бахчисарайский фонтан” и “Цыганы”.
Яркие, необузданные, порой жестокие и холодные, герои этих поэм привлекают к себе внимание читателей не только своей необычностью, но и закономерным появлением этих характеров в определенную эпоху
В творчестве любого писателя непременно проступает печать времени. Время Н.А. Некрасова – это 50-70 годы 19 века.
В его лирике отразились настроения, думы, идеалы целой эпохи. Вторая половина 19 века – период расцвета революционной демократии. Это пореформенное время характеризуется подъемом народного крестьянского движения по всей России.
Это питало надежду прогрессивных людей эпохи на возможность крестьянской революции, упрочняло веру в скрытые в народе силы. Некрасов, как истинный патриот, бы
Я к вам пишу — чего же боле, Что я могу еще сказать?.. А.С. Пушкин Криком души начинается письмо Татьяны. Девушки — провинциальной дворянки, воспитанной в строгости и имеющей твердые моральные устои.
С детства ей внушили, что должно иметь мужа и семью, быть верной женой и хорошей матерью. Но душа, ее девичья душа! Она мечтает! Она рвется к сказочному принцу! И вот — он! Онегин! Тот, кому “труд упорный тошен”.
Ловелас и Дон-Жуан, типичный представитель дворянского сословия тех лет
Роман Капитанская дочка зрелое и одно из лучших произведений Александра Сергеевича Пушкина. В романе создается широкая панорама событий накануне и во время крестьянской войны под предводительством Пугачева.
Героическое время родило и самоотверженные характеры. Хочется остановиться на образе Марьи Ивановны Мироновой, проследить все изменения, произошедшие с ней, объяснить их причину.
В начале произведения перед нами предстает робкая, несмелая девушка, о которой мать говорит, что она трусиха. Бес
Комедия — цвет цивилизации, плод развившейся общественности. Чтобы понимать комическое, надо стоять на высокой ступени образованности. В. Г. Белинский По жанру «Горе от ума» социальная (идеологическая) сатирическая комедия.
Тема этого произведения — изображение социально значимого столкновения «века нынешнего», желающего заменить старые общественные порядки, исправить нравы общества, и «века минувшего», боящегося любых общественных перемен, потому что эти перемены реально грозят его благополучи
Александр Николаевич Островский — замечательный драматург, создавший на долгие годы репертуар русских театров. Родившись в Замосковречье, Островский хорошо знает быт и нравы купечества и исследует различные характеры этого круга в своем творчестве.
Его пьесы густо населены купцами и приказчиками, их детьми и женами. Драматурга интересуют любые мелочи, начиная от описания костюма и обстановки дома, до индивидуальности речи каждого персонажа.
Островский исследует характеры: купца Болыпова и приказ
Можно ли говорить о речевой характеристике Герасима? Как он общался с окружающими? Устной речи в нашем обычном понимании у Герасима не было. Но он общался с окружающими, и они его понимали. Для общения служили жесты, мимика, звуки. Даже Муму хорошо понимала своего хозяина.
Какой герой рассказа «Муму» отличался многословием? Очень любил поговорить и был многословен пьяница-башмачник Капитон. Степенный дворецкий Гаврила Андреич думал о нем: «Нечего сказать, аккуратно говорит человек».
В элегии «К Овидию» Пушкин утверждал высокое назначение поэта, через историческую аналогию утверждал как истину главное дело своей жизни.
«К Овидию» для Пушкина было не обычным, не очередным стихотворением, а особенным, этапным, в трудные годы оно помогло ему осветить и утвердить свой путь: Но если обо мне потомок поздний мой Узнав, придет кокать в стране сей отдаленной Близ праха славного мой след уединенный Брегов забвения оставя хладну сень, К нему слетит моя признательная тень, И будет мило
Я не знаю, что бы я делала без книг. Для меня читать — это так же естественно, как дышать. И книги для меня — своеобразный воздух, прожить без которого невозможно. Я «проглатываю» «Капитанскую дочку» Пушкина вместе с детективами Марининой, лермонтовского «Героя нашего времени» вместе с «Кысь» Татьяны Толстой. Я читаю то классику, то беллетристику и очень боюсь, что моей жизни не хватит на то, чтобы прочесть все, что я хочу. А хочу я прочесть очень многое.И вместе с тем для меня существуют книги,
Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-fonvizina-d-i/sochineniya-po-komedii-nedorosl/15050-kharakteristika-obraza-staroduma-v-pese-nedorosl.html
Школьные сочинения
Фонвизин РІ пьесе «Недоросль» воплотил только СЃРІРѕРµ представление Рѕ «честных людях», какими РѕРЅРё должны быть, РЅРѕ Рё СЃРІРѕРё наблюдения над теми, РІ РєРѕРј РѕРЅ видел РёС… живое олицетворение. Конкретность биографии “Стародума единственного РёР· действующих лиц комедии, чья жизнь может быть прослежена РІ СЃРІРѕРёС… основных вехах,- возможность установления некоторого различия РІРѕ взглядах между РЅРёРј Рё Правдиным, наличие реальных черт передового СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ офицерства РІ образе Милона. В Р’СЃРµ это указывает РЅР° то, что писатель старался избежать безличности РІ РёС… РѕР±СЂРёСЃРѕРІРєРµ, пытался РёС… индивидуализировать. Тем РЅРµ менее, очевидно РІ силу присущей РёРј дидактико-моралистической тенденции, положительным персонажам «Недоросля» РІСЃРµ же недостает жизненной убедительности Рё художественной полноты. Рто зависело РѕС‚ того, что сама окружающая действительность еще РЅРµ давала материала для  полноценных образов-типов.
Самый значительный РёР· выведенных РІ комедии Фонвизина положительных образов – бесспорно Стародум.
�менно он выступает единомышленником автора по всему кругу затронутых в «Недоросле» социальных, политических, нравственных и педагогических вопросов.
Примечательно, что из биографии Стародума мы не узнаем одного: был ли он сам помещиком (Правдин владел «деревеньками» в том же наместничестве, что и Простаковы).
Зато нам известно, что, не ужившийся при дворе, Стародум отправился в Сибирь, «в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества; где требуют денег от самой земли, которая поправосуднее людей, лицеприятия не знает, а платит одни труды верно и щедро». В предпринимательстве Стародума нашел отражение реальный процесс экономической жизни русского дворянства второй половины XVIII века, привлекавшей к себе большое внимание Фонвизина (еще в 1766 году он перевел французский трактат «Торгующее дворянство, противуположенное дворянству военному»). Обогащение Стародума на золотых приисках имело своей целью обеспечить будущее своей племянницы. Говоря Софье: «Я нажил столько, чтоб при твоем замужестве не постановляла нас бедность жениха достойного», Стародум не связывает ее благосостояния с владением крепостными душами.
Среди художественных особенностей «Недоросля», живо воспринятых на слух современниками Фонвизина, был исключительно красочный и резко индизидуализированный язык персонажей. По свидетельству театрального критика того времени, каждый из них «в своем характере изречениями различается».
 «Недоросль» был написан Фонвизиным в то время, когда лучшие умы России пытались извлечь для себя уроки из недавних событий крестьянской войны 1773-1775 годов, отдать себе отчет в тех причинах, которые едва не привели феодально-дворянское государство, по словам Фонвизина, «на самый край конечного разрушения и гибели». Подавив сопротивление народа, самодержавное правительство Екатерины II вступило на путь дальнейшего укрепления и расширения привилегий господствующего класса. Крестьянские массы оказывались еще более бесправными и фактически беспомощными перед лицом закона. В этих исторических условиях вопросы, поставленные в «Недоросле», приобретали особую политическую остроту и злободневность. Вот почему путь «Недоросля» на сцену не был легким. Современники вспоминали о «стрелах злобных», с помощью которых лица, почувствовавшие себя задетыми в комедии, попытались воспрепятствовать ее постановке. По-видимому, для устранения этих препятствий Фонвизину, со своей стороны, пришлось обратиться к чьему-то влиятельному покровительству.
24 сентября 1782 года состоялась премьера спектакля на сцене Вольного российского театра. Сам автор принимал непосредственное участие в режиссуре.
По его свидетельству, в пьесе «не изменено ни одного слога» и «успех был полный».
Один из очевидцев рассказывал, что «сцены комические возбуждали в зрителях мимолетный смех, а серьезные обращали на себя все внимание публики, которая в то время любила такие разглагольствия на сцене, если они были наполнены колкими замечаниями на светские обычаи и слабости того времени». Воспитательное воздействие пьесы Фонвизина, в частности, проявилось и в том, что многие, узнав себя в Простаковых, тогда же изгнали учителей, подобных Вральману.
«Недоросль» Фонвизина, комедия «истинно общественная» и «народная»,- единственная из всех пьес отечественной драматургии XVIII века, прочно утвердившаяся в репертуаре российского театра.
В
Хорошее сочинение? РўРѕРіРґР° РІ закладки – » Характеристика образа Стародума РІ пьесе «Недоросль» . Рто нужно, ведь РЅРµ потеряешь!
Новые сочинения:
Источник: https://soch-russ.narod.ru/index-885.htm