Образ и характеристика ивана грозного в поэме “песня про царя ивана васильевича…” лермонтова: описание в цитатах

Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме «Песня про… удалого купца Калашникова»)

Замечательный русский поэт М. Ю. Лермонтов, с детства воспитываясь в поместье бабушки, рано полюбил народный фольклор, песни и предания. Позже он и сам написал произведение, которое по стилистике, напевности, затрагиваемым проблемам напоминает народный сказ.

Это «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», которая переносит нас совсем в другую эпоху — время царствования Ивана Грозного. Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Многое узнаем мы об этом времени из «Песни…» Во-первых, что царь действительно был грозным. Горе тем, кто оказывался у него в немилости, ослушивался царской воли, потому что гнев Ивана Васильевича мог стоить ослушнику жизни. Вот об землю царь стукнул палкою, И дубовый пол на полчетверти Он железным пробил оконечником.

Обратите внимание

Становится нам известно и то, что приближенные к царю опричники чувствовали за своей спиной сильную руку правителя и часто совершали подлые, беспечные поступки, оставаясь безнаказанными. В «Песне…» любимый опричник царя Кирибеевич преследует молодую красавицу Алену Дмитревну — жену удалого купца Калашникова.

Кирибеевича не смущает, что он задумал недоброе, подлое дело, что его поступок может разрушить крепкую счастливую семью. Его любовь навязчива и эгоистична, его не волнуют ни чувства избранницы, ни ее дальнейшая судьба. Но в конце «Песни…» Кирибеевич получил достойное наказание за свою самонадеянность.

Бой, объявленный царем, чтобы добры молодцы померялись силами и показали свою удаль и бойцовские качества, оказался последним для молодого дерзкого опричника.

Однако и удалой купец Калашников, вступившись за доброе имя и честь своей жены, по велению царя прощается с жизнью, потому что, сознавшись в умышленном убийстве, он не захотел раскрывать его причин.

Таким образом М. Ю. Лермонтов в своей песне не только затрагивает вечную проблему взаимоотношений людей, но и ярко и живописно представляет нам жизнь в эпоху царствования Ивана Грозного.

В художественной литературе мы часто встречаем рассказы о жестоких временах опричнины. Из истории нам известно, что опричники славились произволом и беззаконием. Простые люди боялись их, знатные люди пытались любыми способами избежать встречи с ними. Лермонтов в своей поэме «Песня про…

удалого купца Калашникова» сумел очень точно передать гнетущую атмосферу царствования Ивана Грозного. Даже в описании природы присутствуют мрачные краски. Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие, То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич. Внешность царя тоже говорит о его деспотизме и жестокости.

Брови у него черные, очи зоркие «словно ястреб глянул с высоты небес на младого голубя сизокрылого». Внимательно он смотрит по сторонам — не затаил ли кто измены, не завидует ли его славе. О вспыльчивости царя в поэме свидетельствует такой эпизод. На обеде Иван Грозный заметил, что его любимый опричник Кирибеевич не ест и не пьет, сидит грустный и задумчивый.

Заподозрив своего любимого слугу в неверности, царь с такой силой ударил в злобе палкой об пол, что пробил его наконечником. После же оказалось, что опричник безответно влюбился в Алену, жену купца Калашникова. Царь, не зная, что Алена замужем, предложил задарить ее подарками.

Важно

Опричник так и поступил, подстерег женщину на улице, стал обнимать и целовать на глазах у прохожих. Так он опорочил ее доброе имя. Купец Калашников, отстаивая честь жены, убил ее обидчика в кулачном бою. И как же восстановил справедливость царь? За сознательное убийство своего слуги он приговаривает купца к казни.

В этом эпизоде Лермонтов еще раз подчеркивает мстительность и жестокость царя. Не разобравшись в подоплеке всего дела, он казнит невиновного человека. В конечном итоге прав оказался тот, у кого больше власти и привилегий.

Перед казнью Калашникова Иван Грозный говорит такие слова, полные жестокой иронии и сарказма: «В большой колокол прикажу звонить, чтобы знали все люди московские, что и ты не оставлен моей милостью».

Так Лермонтов в своей песне-повествовании осуждает стиль правления Ивана Грозного. Царь, от которого зависит судьба огромной великой державы, на самом деле был жестоким, мстительным деспотом, не считавшимся с мнением народа.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме «Песня про… удалого купца Калашникова»). И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/izobrazhenie-epoxi-ivana-groznogo-po-poeme-pesnya-pro-udalogo-kupca-kalashnikova/

Литературный портал “Шпаргалкино” Сочинения, рефераты, шпаргалки

Образ Кирибеевича в поэме Михаила Юрьевича Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» — образ отрицательного героя. Кирибеевич — любимый опричник царя. Вот как описывает его в поэме М.Ю.

Лермонтов: «удалой боец, буйный молодец», «младой голубь сизокрылый». Он сидит на пиру у царя, но «в золотом ковше не мочил усов; опустил он в землю очи темные, опустил головушку на широку грудь, а в груди его была дума крепкая».

И на вопрос царя: «Али думу затаил нечестивую? Али славе нашей завидуешь?» отвечает его любимый опричник, что сердце не дает ему радоваться царскому застолью:

Сердца жаркого не залить вином,
Думу черную не запотчевать!

Отвечает царю Кирибеевич смело, что, если прогневал он царя своей кручиною, может он рубить ему буйну голову:

А прогневал я тебя — воля царская:
Прикажи казнить, рубить голову,
Тяготит она плечи богатырские,

И сама к сырой земле она клонится.

Однако в ответе царю слышна не только смелость — Кирибеевич похваляется перед царем, что «не родилась та рука заколдованная ни в боярском роду, ни в купеческом», которая смогла бы его победить. Да и, кроме того, он говорит:

Аргамак мой степной ходит весело,
Как стекло горит сабля вострая;
А на праздничный день твоей милостью

Мы не хуже другого нарядимся.

Все же любимый опричник царя Кирибеевич хитрит в ответе царю — не говорит он царю всей правды о том, что волнует его сердце, ведь приглянувшаяся ему молодушка, которая на него «не глядит, не любуется, полосатой фатой закрывается», — замужняя женщина. Кирибеевич же представляет ее царю только, что «родилась она в семье купеческой, прозывается Аленой Дмитриевной». Потому автор и говорит такие слова:

Ой ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Обманул тебя твой лукавый раб,
Не сказал тебе правды истинной,
Не поведал тебе, что красавица
В церкви божией перевенчана,
Перевенчана с молодым купцом,

По закону нашему христианскому…

Совет

Кирибеевич, который вначале «добрый молодец», становится теперь «лукавым рабом», утаивая правду от царя.
Образ Кирибеевича — это образ любимого опричника царя, который считает, что ему все дозволено. Он позарился на жену другого человека — купца Калашникова. Когда он встречает Алену Дмитриевну, то говорит ей:

Что пужаешься, красная красавица?
Я не вор какой, душегуб лесной,
Я слуга царя, царя грозного,
Прозываюся Кирибеевичем,

А из славной семьи из Малютиной.

Хоть он и говорит, что он не вор и душегуб, но мы видим, что он даже хуже: он опозорил честную женщину перед всеми людьми.

Алена Дмитриевна — замужняя женщина и верна была своему мужу, а Кирибеевич стал ее «цаловать-ласкать» на глазах у всех — «смотрели в калитку соседушки», которые смеялись над ней и показывали на нее пальцем.

Вот и меркнет после этого образ «доброго молодца» Кирибеевича, и мы видим совсем другую картину: Кирибеевич не только «лукавый раб» царя, но уже и «злой опричник», «опозоривший, осрамивший» невинную женщину.

Когда Кирибеевич выходит на кулачный бой биться, автор говорит о нем только, что он «удалой Кирибеевич». Посмотрим, как разительно отличается его поведение от поведения его противника — купца Калашникова.

Читайте также:  Образ и характеристика ильиничны в романе "тихий дон": описание внешности и характера (мать григория мелехова)

Царю в пояс молча кланяется
Скидает с могучих плеч шубу бархатную,
Подперши в бок рукою правою,
Поправляет другой шапку алую,

Ожидает он себе противника…

Купец же Калашников, выходя на бой, кланяется царю грозному, потом белому Кремлю, святым церквам и всему народу русскому. В поведении Кирибеевича сквозит бахвальство.
В ответ на его поведение купец Калашников говорит, что он вышел «не шутку шутить, не людей смешить», а вышел он на «страшный бой, на последний бой».

Обратите внимание

Кирибеевич, слыша такие слова купца Калашникова, который, кроме того, разоблачает его, говоря, что «он не позорил чужой жены» в отличие от своего противника, бледнеет:

Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз,

На раскрытых устах слово замерло.

В этом бою купец Калашников победил Кирибеевича еще до удара. Победу над ним одержал он силой духа своего, ведь не за правое дело боролся Кирибеевич, потому-то и упал опричник молодой «будто сосенка, во сыром бору под смолистый корень подрубленная».

И хоть победил его купец Калашников в честном бою, но царь не простил тому смерти своего любимца — повелел он казнить его.
В заключение я хочу сказать, что, хоть Кирибеевич и отрицательный герой, но мне его жалко. Он умер молодым из-за своей любви.

Конечно, если бы он не позволил себе вольностей, то такой смерти у него, наверное, не было бы. В ней он виноват сам, но тут есть и вина царя, который очень любил своих опричников и во всем потакал им.
Образ Степана Калашникова в поэме М.Ю.

Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Поэма Лермонтова представляет собой песню про царя Ивана Васильевича, про его любимого опричника и про смелого купца, про Калашникова. Как же описывает Лермонтов купца Калашникова?

За прилавкою сидит молодой купец,
Статный молодец Степан Парамонович.

Купец Степан Парамонович — один из главных героев поэмы М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…», можно даже назвать его основным образом в поэме, поскольку он играет положительную роль.
Вот он сидит за прилавком да «шелковые товары раскладывает», «речью ласковой гостей он заманивает, злато, серебро пересчитывает».

А как «отзвонят вечерню во святых церквах», так «запирает Степан Парамонович свою лавочку дверью дубовою…» и идет домой к молодой жене и детям.
Только в самом начале описания купца Калашникова мы видим уже, что «недобрый день задался ему».

Важно

Пока это выражается только в том, что «ходят мимо баре богатые, в его лавочку не заглядывают», а по приходу домой видит он, что и в доме неладно: «не встречает его молода жена, не накрыт дубовый стол белой скатертью, а свеча перед образом еле теплится».

А когда Степан Парамонович задает вопрос своей работнице, что такое дома делается, то выясняет, что жена его, Алена Дмитриевна, еще с вечерни не вернулась.

По возвращении жены не узнает он ее, не поймет, что с ней сделалось: «… перед ним стоит молода жена, сама бледная, простоволосая, косы русые расплетенные снегом-инеем пересыпаны, смотрят очи, как безумные; уста шепчут речи непонятные».

Когда рассказала ему жена, что «опозорил ее, осрамил» «злой опричник царский Кирибеевич», то не стерпел обиды удалой купец Калашников — созвал он своих братьев меньших и сказал он им, что вызовет завтра на кулачный бой своего обидчика и будет биться с ним насмерть, а их просил, если его побьют, выйти биться вместо него «за святую правду-матушку».

Образ купца Калашникова поражает нас своей силой духа. Это защитник земли русской, защитник своей семьи, правды.
Лермонтов противопоставляет в своем произведении опричнику Кирибеевичу купца Калашникова. Он показывает купца не только как «удалого бойца», но и как борца за правое дело.

Его образ — образ богатыря русского: «горят очи его соколиные», «могутные плечи он распрямляет», «боевые рукавицы натягивает».
Во всех поступках и действиях купца видно, что он борется за правое дело. Вот, выходя на бой, он «поклонился прежде царю грозному, после белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому», а обидчику своему он говорит, что «жил он по закону господнему: не позорил он чужой жены, не разбойничал ночью темною, не таился от свету небесного…»
Потому и «побледнел в лице, как осенний лист» опричник царя, опозоривший жену купца.
Купец Калашников не просто смелый и мужественный человек, он силен своим духом и потому побеждает.

И подумал Степан Парамонович:

Чему быть суждено, то и сбудется;
Постою за правду до последнева!

А победив опричника, верного слугу царя Ивана Васильевича, не боится перед ним ответ держать, что убил он его «вольной волею», только за что убил, не может он сказать царю, чтобы не подвергать честь свою и жены поруганию.
Вот и идет он на плаху за свою честность, смелость.

А то, что «ответ держал он по совести», понравилось даже царю. Но царь не мог отпустить его просто так, ведь убит его лучший опричник, его верный слуга.

Совет

Потому и готовят топор для купца, а молодую жену его и детей царь пожаловал из казны, братьям его велел торговать «безданно, беспошлинно».

Образ купца Степана Парамоновича — это образ сильного, смелого человека, «удалого бойца», «молодого купца», честного и стойкого в своей правоте. Потому и песня про него сложена была, и люди не забывают его могилу:

Пройдет стар человек — перекрестится,
Пройдет молодец — приосанится,
Пройдет девица — пригорюнится,

А пройдут гусляры — споют песенку.

Лента RSS © 2019 Литературный портал “Шпаргалкино”

Источник: http://shpargalkino.com/obraz-kiribeevicha-v-poeme-m-yu-lermontova-pesnya-pro-carya-ivana-vasilevicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-kupca-kalashnikova/

Мятеж Калашникова в поэме Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича…”

Мятеж Калашникова неотделим от родовых интересов народа, но именно личность осознает эти интересы и выступает в качестве их защитника. В мятеже Калашникова, скрестились личная обида и чувство поруганной народной | правды.

Поэтому и бой Калашникова с Кирибеевичем происходит на виду всего честного народа.

Эмоциональным выражением смертельного поединка, его бескомпромиссности, заранее предопределенного исхода и вместе с тем величия нравственной идеи, заключенной в нем, служит предшествующее бою описание:

Над Москвой великой, златоглавою, Над стеной кремлевской белокаменной Из-за дальних лесов, из-за синих гор, По тесовым кровелькам играючи, Тучки серые разгоняючи, Заря алая подымается; Разметала кудри золотистые, Умывается снегами рассыпчатыми Как красавица, глядя в зеркальце, В небо чистое смотрит, улыбается. Уж зачем ты, алая заря, просыпалася? На какой ты радости разыгралася?

В этом пейзажном описании поэтически передано и величие будущего поединка, и трагическое предчувствие кровавой развязки, но все здесь наполнено духовной атмосферой справедливости предстоящего возмездия.

Читайте также:  Краткое содержание "метель" пушкина: пересказ сюжета, повесть в сокращении

Природа ликует, празднуя скорую победу правды, которую отстоит Калашников перед лицом Москвы с ее кремлевской белокаменной стеной. Степан Парамонович чувствует, что по только себя защищает он. Поэтому поединку, воспроизведенному с особой тщательностью, придано в “Песне…” символическое значение.

Весь ритуал традиционного поединка – от приготовления к бою до описания самого боя А чрезвычайно важен в контексте художественного смысл “Песни…”. Лермонтов поэтизирует старые народные обычаи, где сила честно сражается с силой, где нет привходящих, мешающих непосредственному проявлению личной доблести и отваги условностей.

Обратите внимание

Здесь все основано на справедливом законе: “Кто побьет кого, того царь наградит, А кто будет побит, тому бог простит!” Внешним выражением внутренней правды Калашникова и народной правды, стоящей за ним, служит разное описание поведения Кирибеевича и Калашникова перед боем. Страсть Кирибеевича становится для него бедой.

Искренняя любовь “удалого бойца” столкнулась с нравственными понятиями, узаконенными народным обычаем. Поэтому она предстает преступной волей, а носитель ее – всего лишь слугой царя:

И выходит удалой Кирибеевич, Царю в пояс молча кланяется… Напротив, Степан Калашников Поклонился прежде царю грозному После белому Кремлю да святым церквам, А потом всему народу русскому.

Наконец, в соответствии с народными поэтическими традициями косвенно предсказывается гибель Кирибеевича – он переживает душевное смятение и внутренне нетверд.

Напротив, Степан Калашников исполнен решимости: “Постою за правду до последнева!” Совершенно иным эмоциональным колоритом наполнено предшествующее казни Калашникова описание, содержащее внутреннюю тревогу, неизбежную трагедию, предвещающее несправедливую расправу. Заунывный гуд-вой колокола соседствует с мрачной веселостью палача.

Степан Калашников и перед лицом Ивана Грозного защищает личную честь, совместившуюся с народной правдой. Он убежден, что одновременно вступается от всего парода и за общий христианский закон.

Но, защищая закон, он совершает преступление против него, ибо честный открытый бой с противником не связан с личной обидой и местью. Это не обычный потешный кулачный бой, какого ожидал Кирибеевич (“Так и быть, обещаюсь для праздника, Отпущу живого с покаянием. Лишь потешу царя нашего батюшку”), а смертельный.

Степан Калашников вышел “не шутку шутить, не людей смешить”, а “на страшный бой, на последний бой!” Человек того же племени той же национальности оказывается смертельным врагом другого человека, своего соотечественника. Потешный бой оборачивается убийством.

Важно

Форма открытого и честного поединка скрывает личную месть, хотя бы эта месть и была оправдана высокими соображениями о защите правды народной и христианского закона.

Именно конечная вера в народную правду, в нравственные вековые устои народной жизни, носителем которых явился Степан Калашников и ради которых он решился на тяжкое преступление, обеспечивает ему внимание потомства и вечную жизнь в народных сердцах. Похороны Степана Калашникова также совершены, по старинному обычаю, “промеж трех дорог”, ведущих в исконные русские земли:

Схоронили его за Москвой-рекой, На чистом поле промеж трех дорог. Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской, И бугор земли сырой тут насыпали, Над его безымянной могилкою; И проходят мимо люди добрые, Пройдет стар человек – перекрестится, Пройдет молодец – приосанится, Пройдет довица – пригорюнится, А пройдут гусляры – споют песенку.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Мятеж Калашникова в поэме Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича…”

Другие сочинения по теме:

  1. Лиризация поэмы “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, написанпая Лермонтовым в 1837 году (эта дата проставлена в…
  2. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Поэма (1838), в сокращении Список произведений в сокращении этого автора Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Поэма (1838) Тамбовская…
  3. Личная судьба Степана Калашникова в поэме Лермонтова Степану Парамоновичу как старшему брату и надлежит защитить честь жеиы, личную честь и честь семьи. Конфликт, следовательно, из чисто личного…
  4. Уникальность “Песни про царя Ивана Васильевича…” “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, написанная Лермонтовым в 1837 году. Эта дата проставлена в…
  5. Истинные русские характеры в “Песне про царя Ивана Васильевича” Поэма 1837 года “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” в контексте всего творчества поэта воспринимается…
  6. Философский смысл “Песни про царя Ивана Васильевича…” Философский смысл истории русского средневековья заключается прежде всего в том, что истоки русской национальности, мятежного начала и личного достоинства отнесены…
  7. Идейно-художественного смысл “Песни про царя Ивана Васильевича…” Личность у Лермонтова черпает силы в народе, но сами-то народные интересы оказываются противоположными. Не приходится говорить, что сама по себе…
  8. Трагедия Степана Калашникова в поэме Лермонтова В “Песне…” Лермонтов не избежал и некоторой идеализации старины. Совершенно ясно, что перед нами не реальная Россия XVI века и…
  9. Анализ поэмы Лермонтова “Песня про купца Калашникова” “Песня про купца Калашникова” (1837) знаменует начало нового этапа в творческом развитии поэта (в том же году были написаны “Бородино”…
  10. “Песня… про купца Калашникова” – важный этап эволюции М. Ю. Лермонтова За свою короткую жизнь Лермонтов создал около 30 поэм – законченных и незавершенных; 6 относятся к позднему периоду, из них…
  11. Фигура Ивана Грозного в исторической поэме Лермонтова Если в Степане Калашникове личная воля наполнилась громадным общественным содержанием, не вместившимся в узкие границы формального права, если в Кирибеевиче…
  12. Фольклорні традиції в “Пісні про царя Івана Васильовича, молодого опричника й відважного купця Калашникова” “Ой ти гой еси, цар Іван Васильович!” – звучить під зводами боярського будинку побажання благополуччя. Голос гусляра звучить дивно голосно….
  13. Зміст вірша “Пісня про царя Івана Васильовича, і молодого опричника й відважного купця Калашникова” Поема М. Ю. Лермонтова “Пісня про царя Івана Васильовича, молодого опричника й відважного купця Калашникова” (1837) у контексті всього творчості…
  14. Краткое содержание “Песни про купца Калашникова” Лермонтова Москва. Кремль. Уже белокаменный. Царская трапезная. За трапезой Иван IV Грозный. Позади, за спиной царя, стольники. Супротив – князья да…
  15. Сравнительный анализ поэм “Мцыри” и “Песня про купца Калашникова” “Мцыри” и “Песня про купца Калашникова” с точки зрения жанра сходны – это поэмы. Первая представляет собой романтическую лирическую поэму,…
  16. Образ купца Калашникова, как носителя национальных черт русского народа “Песня про купца Калашникова” написана Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1837 году – в год написания “Бородино”. Она является результатом большой…
  17. Личная судьба Кирибеевича в поэме Лермонтова Кирибеевич – из семьи Малютиной, опричник, приближенный к царю, его любимец. Родовые связи основаны на уважении к личности, к обычаю,…
  18. Образ Ивана Васильевича – героя рассказа “После бала” В образе Ивана Васильевича – героя рассказа “После бала” – Л. Н. Толстой показал нам типичного человека того времени, студента,…
  19. Роль Ивана Васильевича Грозного в русской истории и литературе Первый царь всея Руси, Иван ІV, был одной из наиболее страшных фигур в истории страны. Тиранские черты Грозного сказались и…
  20. Портретная характеристика образа купца Калашникова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” (1837) – важный этап в эволюции Лермонтова на пути…

Источник: https://ege-russian.ru/myatezh-kalashnikova-v-poeme-lermontova-pesnya-pro-carya-ivana-vasilevicha/

Иван Грозный как один из главных образов поэмы “Песня про купца Калашникова”

Сочинения › Лермонтов М.Ю. › Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

Читайте также:  Образ татьяны лариной в романе "евгений онегин" пушкина в цитатах

Готовые Домашние Задания

Иоанн Васильевич, в поздней историографии Иван IV Грозный; 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой — 18 марта 1584, Москва — великий князь Московский и всея Руси (с 1533).

Сын великого князя Московского Василия III и Елены Глинской. По отцовской линии происходил из династии Ивана Калиты, по материнской — от Мамая, считавшегося родоначальником литовских князей Глинских.

Бабка, Софья Палеолог — из рода византийских императоров. Сам себя возводил к римскому императору Августу, бывшему якобы предком Рюрика согласно придуманной к тому времени родословной легенде.

Пришёл к власти в очень раннем возрасте. После восстания в Москве 1547 года правил с участием круга приближённых лиц, который князь Курбский назвал «Избранной радой». При нём начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 года.

Проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). В 1560 г.

Избранная рада пала, её главные деятели попали в опалу, и началось полностью самостоятельное правление царя, в результате приведшее страну к разорению и социально-политическому кризису, а также к усилению налогового бремени и образованию крепостного права.

Совет

По моему мнению, в произведении царь предстаёт обычным человеком, хоть и с завышенным самомнением и полномочиями.

Например, эпизод, где опричник рассказывет царю о своей страсти к Алёне Дмитриевне, Иван Васильевич даёт ему дружеский совет и драгоценности, для того, что бы опричник выполнил своё желание.

В эпизоде, где купец Калашниковубивает Кирибеевича, царь приказывает сразу “привесть его (купца) пред лицо своё”.

Отношение же царя к окружающим варьируется. к Кирибеевичу он относится местами по-дружески, местами покровительственно, где-то гневается на него.

К Калашникову же отношение царя с самого начала было негативным. И это обосновано. Ведь купец убил любимого царского опричника. После царь немного успокаивается и принимает верное, на мой взгляд решение.

Казнь купца справедлива по указанной мною выше причине: убийство опричника. Ведь виновный должен ответить за нанесение вреда лицу, приближённому к царю.

Царская справедливост и, я бы даже сказал, снисходительность выражается в том, что он наказал купца за убийство опричника, но обещал поддержать его семью.

Таким в моём представлении предстаёт царь Иван Васильевич в произведении М. Ю. Леромонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.”

Сочинения по теме:

  • Образы Кирибеевича и Калашникова в поэме М.Ю.Лермонтова “Песня про купка Калашникова” сочинение
  • “Песня про царя Ивана Васильевича” как любимое произведение сочинение
  • Образа царя Ивана Васильева в произведении Лермонтова “Песня про купка Калашникова” сочинение
  • Особенности поэмы “Песня про царя Ивана Васильевича…” сочинение

Источник: http://1soch.ru/lermontov-mu/pesnya-pro-carya-ivana-vasilevicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-kupca-kalashnikova/ivan-groznyy-kak-odin-iz-glavnyh-obrazov

«Песня про царя Ивана Васильевича» историческая поэма

«Песня про царя Ивана Васильевича…» – историческая поэма, написанная М.ЮЛермонтовым в 1837 году.  Белинский писал: Лермонтов в «Песне…» «как будто современник этой эпохи, принял условия ее грубой и дикой  общественности, со всеми ее оттенками, как будто бы  никогда и не знавал о других…»  В этом произведении нет идеализации прошлого.

В  «Песне…» торжествует правда, правда истории удивительно  подобранных лиц, из которых каждое – тип и вместе с тем  неповторимая человеческая индивидуальность. Но не только это.

История в «Песне…» проходит перед нами в богатстве и роскоши щедро разбросанных подробностей жизни  и быта, которые в сочетании с героями образуют целостную  историческую картину. 

В каждом герое поэмы поражает прежде всего сила и  цельность характера. Грозный, Калашников, Кирибеевич – это люди, представленные поэтом крупным планом.

Обратите внимание

  Но их цельность и полнота не однолинейны: в каждом  бушует, затухает и возгорается с новой силой пожар страстей. Горе, печаль, подозрение, радость, надежда и отчаяние, уверенность, бахвальство и страх – все это может  пройти в герое целым циклом за минуту.

  Образ лермонтовского Грозного отличается от образов, созданных другими писателями русской литературы. 

Его Грозный суров, остроумен, грозен, величествен, гневен, весел, спокоен, радостен, доверчив и подозрителен,  наконец, жесток, но в своей жестокости справедлив, а в  справедливости опять-таки жесток. До и после Лермонтова  никто так Грозного не писал.

Великий художник вводит  нас в самую «механику» чувств Грозного, не только изображает «диалектику» его души, но и показывает обстоятельства, которые сделали его Грозным. С каким художественным тактом поэт описывает пир Грозного,  рассказывая, кто где сидит за столом!  Сидит грозный царь Иван Васильевич.

  Позади его стоят стольники,  Супротив его все бояре да князья,  По бокам его все опричники…  Так искусно ввел нас автор в самую суть политической  борьбы времен Грозного, которая много объясняет в его  характере и поведении.

И слово «грозный» теряет свою  самодовлеющую психологическую окраску, становясь чертой характера, исторически значимой и обусловленной и  поэтому введенной в определенные исторические границы.  Это и дает художнику право, не греша против истины,  развернуть другие возможности характера Грозного, противоборствующие первой.

Рекомендуем почитать ►

Тема родины в творчестве Есенина

Он отстаивает свободу чувства  любви, он не хочет и не может порабощать любовь человека, любовь женщины. Это и продиктовало его знаменитые слова:  Как полюбишься – празднуй свадебку,  Не полюбишься – не прогневайся.  Таков Грозный Лермонтова.

Это сложная, богатая,  противоречивая и объясненная в своей сложности личность. Здесь нет ничего наперед заданного, предвзятого,  здесь все в естественном развитии действия объясняет  самое себя. Здесь все дышит историей, все живет историей.

Важно

  Лермонтовский историзм и его художественный гений  торжествуют здесь полную победу.

В обрисовке Грозного  и в объяснении его эпохи Лермонтов как автор «Песни…»  выше всех своих современников – Историков и писателей.

  Говоря о героях «Песни…», нужно заметить, что они  отличаются не только богатством содержания, но и тем,  что каждый из них несет в себе себя другого, свое продолжение как некое свое отрицание.

Поэтому каждый лермонтовский образ есть противоречие, борение: развитие есть  не одна, а ряд возможностей дальнейшего формирования  личности в сфере определенных обстоятельств.

У Лермонтова в «Песне…» герои не делятся на положительных и  отрицательных. Кирибеевич нагл, преступен, дерзок, но он  ласков, нежен, готов на самоотверженность и самопожертвование.  Грозный – неисчерпаем.  Алена Дмитриевна послушна, покорна, верна обрядам  и обычаям старины.

  Сочувствие автора отдано Степану Калашникову, защитнику законов патриархальной эпохи, по которым жил  в то время народ. В поединке с Кирибеевичем купец  отстаивает не только свое достоинство, свою честь, свои  личные права, но и общенародные моральные нормы.

  Своеволие Кирибеевича вступило в противоречие с народными представлениями о чести, а воля Калашникова («Я  убил его вольной волею…») с ними совпала.

«Песня про царя Ивана Васильевича…» и в наши дни  остается непревзойденным образцом проникновения поэта  в тайны и народной психологии, и поэтического склада  народной речи. Белинский так писал о поэме: «Здесь поэт  от настоящего мира не удовлетворяющей его русской  жизни перенесся в ее историческое прошедш

Рекомендуем почитать ►

Детское чтение для сердца и разума

Источник: http://www.getsoch.net/pesnya-pro-carya-ivana-vasilevicha-istoricheskaya-poema/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector