Конспект урока “И.С Тургенев. “Ася”. История создания повести”
Автор: Лунина Любовь Владимировна (Курская область)Тип урока: урок- исследованиеЦели урока:
- познакомить учащихся с историей создания повести, связав ее с фактами из биографии Тургенева; ввести в художественный мир произведения, способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу.
- развивать аналитическое мышление, интеллектуальные навыки, умение выделять главное, речь учащихся; способствовать развитию исследовательской деятельности учащихся.
- способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, коммуникативных качеств учащихся (сотрудничество, умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения).
Ход урока
I Оргмомент
II Вступительная беседа
1.Выразительное чтение стихотворения К. Бальмонта “Тургенев – первая влюблённость”2. “Слово учителя”Наши тургеневские чтения мы не случайно начали со стихотворения Бальмонта “Тургенев – первая влюбленность”, потому что главное в повести “Ася” (о которой мы будем говорить) – любовь.
Тургенев, пожалуй, один из немногих писателей, который с поэтическим трепетом воспел рождение вечно юного чувства – любви. И сегодня мы окунемся в чарующий мир повести “Ася”.
Наш урок мы построили, как урок-исследование, каждая группа уч-ся выбрала свои пути решения предложенных задач: ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ должны, проанализировав предложенную литературу, познакомить нас с историей создания повести, связав ее с фактами из биографии Тургенева. СОЦИОЛОГИ – должны были провести анкету среди уч-ся и родителей и предоставить обработанные результаты.
ИССЛЕДОВАТЕЛИ – внимательно прочитав текст , отметить особенности, интересные моменты повести Тургенева. ИЛЛЮСТРАТОРЫ- предложить свои рисунки к оформлению повести.
III “Слово литературоведов”
Мы изучили критическую литературу, письма, воспоминания самого Тургенева и его современников и предлагаем вашему вниманию историю создания повести “Ася”, соотнесенную с жизнью самого писателя.
“В человеческой жизни есть мгновения перелома, мгновения, в которых прошедшее умирает и зарождается нечто новое; горе тому, кто не умеет их чувствовать… Мне скоро 40 лет, не только первая и вторая, но и третья молодость прошла – и пора мне сделаться если не дельным человеком, то по крайней мере человеком, знающим куда он идет и чего хочет достигнуть”, – писал Тургенев в письме к Ламберту в 1857 году.
2) Именно такое мгновение переживал Тургенев в течение всего 1857 года. Накануне своего сорокалетия он окидывает взглядом прошедшее, грустит о крушении многих надежд. В период нравственного перелома Тургенева обычно больше всего волновали вопросы этические, среди которых проблема личного счастья и любви выдвигалась на первый план. Это происходило еще и потому, что личная жизнь самого писателя была неустроенной, у него не было своей семьи, а отношения с Полиной Виардо как раз в то время значительно осложнились. Переживая чувство смятения, тревоги, утратив надежду на личное счастье, Тургенев стремиться выразить это состояние в своих художественных произведениях. Одним из них стала повесть “Ася”.
Замысел “Аси” возник случайно…
3) “Проездом остановился я в маленьком городке на Рейне. Вечером вздумал поехать кататься на лодке. Вечер был прелестный. Проезжали мы мимо небольшой развалины, рядом с развалиной домик в два этажа. Из окна нижнего этажа смотрит старуха, а из окна верхнего – высунулась голова хорошенькой девушки. Тут вдруг нашло на меня какое – то особенное настроение. Я стал думать и придумывать, кто эта девушка, какая она, и зачем она в этом домике, какие ее отношения к старухе, – и так, тут же в лодке и сложилась у меня вся фабула рассказа”.
Вытканная из “особенного настроения” повесть была начата 12 июля 1857г., писалась около 5 месяцев и была закончена 27 ноября того же года.
4) После публикации повести в 1858г. в “Современнике” она сразу же обратила на себя внимание писателей и критиков. Н.А. Некрасов в письме к Тургеневу в декабре 1857г. писал: “…она (повесть) прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она – чистое золото поэзии. Без натяжки пришла эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что – то небывалое у нас по красоте и чистоте”.
“Я три дня нахожусь под сильным впечатлением от недавно прочитанной “Аси”: я женщин Тургенева сравниваю с колоритом и освещением картины, которым не веришь только потому, что не видел все это в природе”. (8 февраля 1858г. письмо А.Н. Майковой к Я.П.Полонскому).
Вывод: повесть не оставила равнодушными читателей – современников Тургенева – и волнует сердца людей и в наши дни. Почему так происходит, выясняли СОЦИОЛОГИ.
IV “Слово социологов”
Мы провели анкету, в которой попытались найти ответ на вопрос: что привлекает читателей в этой повести , почему и школьникам ,и уже взрослым людям нравится читать тургеневские страницы вновь и вновь? В опросе участвовали 20 учеников, 22 родителя
Высказывания о повести:
1) Не каждый человек может рассказать о своем душевном состоянии, когда он любит, а Тургеневу удалось передать состояние предчувствия любви.
2) Нам сейчас некогда оглядываться назад, потому что впереди вся жизнь, повесть заставляет задуматься над словами Тургенева: ” … у счастья нет завтрашнего дня”
3) Тургенев сам не был счастлив в семейной жизни, поэтому и написал такой печальный финал повести. Жалко, что герои расстались, а ведь так красиво все начиналось.
4) Эта повесть напоминает феерию Грина “Алые паруса”. Там чувства Ассоль так похожи на ожидание любви Асей. У них даже имена начинаются на букву “А”.
5 ) Подводя итоги этого опроса, мы выяснили, что привлекает прежде всего самое загадочное из всех чувств – любовь. Тургеневу удалось рассказать нам о том, как происходит это чудо, как открывается сердце человека для красоты и добра.
Вывод: Любовь – ” вечная тема”, поэтому читать о ней всегда интересно в любом возрасте. Что за тайное притяжение у этой повести? Какие загадки сокрыты в ней?
На эти вопросы отвечали ИССЛЕДОВАТЕЛИ, которые работали с текстом повести
V “Слово исследователям”
Внимательно прочитав и проанализировав текст повести Тургенева, мы хотим отметить следующие “загадки” повести:
1. Когда знакомишься с новым произведением, то сразу обращаешь внимание на его название. Мы решили заглянуть в справочник о значении имен и выяснили, что АННА-это “грация”, “миловидность”. АНАСТАСИЯ-это “рожденная заново”.
2 . Еще одна особенность: почему Тургенев отказывает в имени своему герою, называя его Н.Н. ?
Обратимся к 1-й главе повести, где рассказывается о несчастной любви Н.Н. Хочется обратить внимание на выделенные слова. В них явно звучит ирония! Нет никакой трагедии. Тургенев предупреждает: вся история впереди.
4. Обратите внимание, что встреча Аси и Н.Н. происходит на берегу Рейна, на каменной скамье, возле которой “маленькая статуя мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами”. Рядом растет одинокий ясень, а мадонна печально выглядывает из его ветвей. Место встречи символично: Н.Н тоже одинок, а маленькая мадонна напоминает Асю. Слово “печально” заставляет насторожиться, ведь кругом веселье и смех.
5. Еще один момент. Почему герой решил познакомиться с Гагиными, ведь он не любил знакомиться с русскими за границей? Обратимся к портретам героев
Мы отметили еще одну особенность: у Тургенева есть ключевое слово в портрете, которое играет определенную роль: у Гагина это “мягкий”, у Аси – “что-то особенное”, и “черные светлые глаза”.
6. Еще один любопытный факт. Зачем в 3 главе Гагин приходит к Н.Н. и приглашает его любоваться природой? Самое удивительное, что в этой главе НЕТ описания природы!
Герой начинает восхищаться природой только в 4 главе, когда появляется АСЯ. Именно Ася освещает все вокруг, с ней Н.Н. счастлив. Во 2 главе есть описание пейзажа, когда лодка героя разбивает лунный столб. Этот столб можно сравнить с разбитой жизнью Аси. СИМВОЛ – еще одна особенность повести.
Если представить сведения о количестве пейзажей в повести в виде таблицы, то она будет выглядеть следующим образом:
ВСЕГО – 22 главы.
I гл. | II гл. | IY гл. | YII гл. | Х гл. | ИТОГО |
1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 7 |
7. Кроме того, в повести много музыки, о ней часто упоминает Тургенев на страницах повестиI глава, II глава, IХ глава, ХIХ глава. ( послушаем музыку и мы!)
(Ф.Шуберт .Вальс “На голубом Дунае”)
ВЫВОД: сильные чувства, важнейшие события у Тургенева часто сопровождаются музыкой. Он наделил своих героев умением чувствовать природу и музыку как вечных спутников влюбленности.
Передаём слово ИЛЛЮСТРАТОРАМ
VI “Слово иллюстраторов”
ИЛЛЮСТРАТОРЫ: эпизод встречи и прощания Н.Н. и Аси, пейзаж из 2 главы, образ Аси и Н.Н., Ася на развалинах замка
VII Итоги урока.
Вот и подошел к концу наш урок, посвященный знакомству с повестью Тургенева “Ася”.
Думаю, что все согласятся со мной в том, что повесть до сих пор современна и притягательна, она напоминает нам о вечных ценностях: любви, красоте природы, дружбе..
А Тургенев останется для нас “поэтом красоты и влюбленности”, предупреждающим, чтобы мы ценили каждое мгновения счастья, чтобы мы не оставались равнодушными, чтобы мы не боялись брать на себя ответственность за других людей и всегда помнили, что у счастья нет завтрашнего дня…
Чтобы подвести итог вашим исследованиям, составим синквейны : девочки – Ася, мальчики – Н.Н.
VIII Объяснение домашнего задания.
читать гл. 6-22, вопросы после повести, заполнить правую часть таблицы
эпизод | “Что за хамелеон эта девушка!” ( поведение Аси) | |
“Помнится, нам встретилась многочисленная чета белокурых и чопорных англичан” | ||
“Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле” | ||
“В тот же день, вечером, я читал Гагину “Германа и Доротею” | ||
Или: читать гл.6-22, письм. ответ на вопрос 5 с.73
Или: читать гл.6- 22, составить план повести
Источник: www.menobr.ru
Источник: https://www.resobr.ru/article/44350-konspekt-uroka-is-turgenev-asya-istoriya-sozdaniya-povesti
И.С Тургенев. “Ася”. История создания повести
Тип урока: урок- исследование
Цели урока:
- познакомить учащихся с историей создания повести, связав ее с фактами из биографии Тургенева; ввести в художественный мир произведения, способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу.
- развивать аналитическое мышление, интеллектуальные навыки, умение выделять главное, речь учащихся; способствовать развитию исследовательской деятельности учащихся.
- способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, коммуникативных качеств учащихся (сотрудничество, умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения).
Ход урока I Оргмомент II Вступительная беседа 1.Выразительное чтение стихотворения К. Бальмонта “Тургенев – первая влюблённость” 2. “Слово учителя” Наши тургеневские чтения мы не случайно начали со стихотворения Бальмонта “Тургенев – первая влюбленность”, потому что главное в повести “Ася” (о которой мы будем говорить) – любовь. Тургенев, пожалуй, один из немногих писателей, который с поэтическим трепетом воспел рождение вечно юного чувства – любви. И сегодня мы окунемся в чарующий мир повести “Ася”. Наш урок мы построили, как урок-исследование, каждая группа уч-ся выбрала свои пути решения предложенных задач: ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ должны, проанализировав предложенную литературу, познакомить нас с историей создания повести, связав ее с фактами из биографии Тургенева. СОЦИОЛОГИ – должны были провести анкету среди уч-ся и родителей и предоставить обработанные результаты. ИССЛЕДОВАТЕЛИ – внимательно прочитав текст , отметить особенности, интересные моменты повести Тургенева. ИЛЛЮСТРАТОРЫ- предложить свои рисунки к оформлению повести. Предоставляем слово нашим литературоведам, которые работали с письмами и воспоминаниями о Тургеневе, изучили материалы о времени создания повести. III “Слово литературоведов” Мы изучили критическую литературу, письма, воспоминания самого Тургенева и его современников и предлагаем вашему вниманию историю создания повести “Ася”, соотнесенную с жизнью самого писателя. “В человеческой жизни есть мгновения перелома, мгновения, в которых прошедшее умирает и зарождается нечто новое; горе тому, кто не умеет их чувствовать… Мне скоро 40 лет, не только первая и вторая, но и третья молодость прошла – и пора мне сделаться если не дельным человеком, то по крайней мере человеком, знающим куда он идет и чего хочет достигнуть”, – писал Тургенев в письме к Ламберту в 1857 году. 2) Именно такое мгновение переживал Тургенев в течение всего 1857 года. Накануне своего сорокалетия он окидывает взглядом прошедшее, грустит о крушении многих надежд. В период нравственного перелома Тургенева обычно больше всего волновали вопросы этические, среди которых проблема личного счастья и любви выдвигалась на первый план. Это происходило еще и потому, что личная жизнь самого писателя была неустроенной, у него не было своей семьи, а отношения с Полиной Виардо как раз в то время значительно осложнились. Переживая чувство смятения, тревоги, утратив надежду на личное счастье, Тургенев стремиться выразить это состояние в своих художественных произведениях. Одним из них стала повесть “Ася”. Замысел “Аси” возник случайно… 3) “Проездом остановился я в маленьком городке на Рейне. Вечером вздумал поехать кататься на лодке. Вечер был прелестный. Проезжали мы мимо небольшой развалины, рядом с развалиной домик в два этажа. Из окна нижнего этажа смотрит старуха, а из окна верхнего – высунулась голова хорошенькой девушки. Тут вдруг нашло на меня какое – то особенное настроение. Я стал думать и придумывать, кто эта девушка, какая она, и зачем она в этом домике, какие ее отношения к старухе, – и так, тут же в лодке и сложилась у меня вся фабула рассказа”. Вытканная из “особенного настроения” повесть была начата 12 июля 1857г., писалась около 5 месяцев и была закончена 27 ноября того же года. 4) После публикации повести в 1858г. в “Современнике” она сразу же обратила на себя внимание писателей и критиков. Н.А. Некрасов в письме к Тургеневу в декабре 1857г. писал: “…она (повесть) прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она – чистое золото поэзии. Без натяжки пришла эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что – то небывалое у нас по красоте и чистоте”. “Я три дня нахожусь под сильным впечатлением от недавно прочитанной “Аси”: я женщин Тургенева сравниваю с колоритом и освещением картины, которым не веришь только потому, что не видел все это в природе”. (8 февраля 1858г. письмо А.Н. Майковой к Я.П.Полонскому). Вывод: повесть не оставила равнодушными читателей – современников Тургенева – и волнует сердца людей и в наши дни. Почему так происходит, выясняли СОЦИОЛОГИ. IV “Слово социологов” Мы провели анкету, в которой попытались найти ответ на вопрос: что привлекает читателей в этой повести , почему и школьникам ,и уже взрослым людям нравится читать тургеневские страницы вновь и вновь? В опросе участвовали 20 учеников, 22 родителя
Высказывания о повести:
1) Не каждый человек может рассказать о своем душевном состоянии, когда он любит, а Тургеневу удалось передать состояние предчувствия любви.
2) Нам сейчас некогда оглядываться назад, потому что впереди вся жизнь, повесть заставляет задуматься над словами Тургенева: ” … у счастья нет завтрашнего дня” 3) Тургенев сам не был счастлив в семейной жизни, поэтому и написал такой печальный финал повести. Жалко, что герои расстались, а ведь так красиво все начиналось. 4) Эта повесть напоминает феерию Грина “Алые паруса”.
Там чувства Ассоль так похожи на ожидание любви Асей. У них даже имена начинаются на букву “А”. 5 ) Подводя итоги этого опроса, мы выяснили, что привлекает прежде всего самое загадочное из всех чувств – любовь. Тургеневу удалось рассказать нам о том, как происходит это чудо, как открывается сердце человека для красоты и добра.
Вывод: Любовь – ” вечная тема”, поэтому читать о ней всегда интересно в любом возрасте. Что за тайное притяжение у этой повести? Какие загадки сокрыты в ней? На эти вопросы отвечали ИССЛЕДОВАТЕЛИ, которые работали с текстом повести V “Слово исследователям” Внимательно прочитав и проанализировав текст повести Тургенева, мы хотим отметить следующие “загадки” повести: 1.
Когда знакомишься с новым произведением, то сразу обращаешь внимание на его название. Мы решили заглянуть в справочник о значении имен и выяснили, что АННА-это “грация”, “миловидность”. АНАСТАСИЯ-это “рожденная заново”. 2 . Еще одна особенность: почему Тургенев отказывает в имени своему герою, называя его Н.Н. ? Обратимся к 1-й главе повести, где рассказывается о несчастной любви Н.Н.
Хочется обратить внимание на выделенные слова. В них явно звучит ирония! Нет никакой трагедии. Тургенев предупреждает: вся история впереди. 4. Обратите внимание, что встреча Аси и Н.Н. происходит на берегу Рейна, на каменной скамье, возле которой “маленькая статуя мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами”.
Рядом растет одинокий ясень, а мадонна печально выглядывает из его ветвей. Место встречи символично: Н.Н тоже одинок, а маленькая мадонна напоминает Асю. Слово “печально” заставляет насторожиться, ведь кругом веселье и смех. 5. Еще один момент.
Почему герой решил познакомиться с Гагиными, ведь он не любил знакомиться с русскими за границей? Обратимся к портретам героев Мы отметили еще одну особенность: у Тургенева есть ключевое слово в портрете, которое играет определенную роль: у Гагина это “мягкий”, у Аси – “что-то особенное”, и “черные светлые глаза”. 6. Еще один любопытный факт. Зачем в 3 главе Гагин приходит к Н.Н.
и приглашает его любоваться природой? Самое удивительное, что в этой главе НЕТ описания природы! Герой начинает восхищаться природой только в 4 главе, когда появляется АСЯ. Именно Ася освещает все вокруг, с ней Н.Н. счастлив. Во 2 главе есть описание пейзажа, когда лодка героя разбивает лунный столб. Этот столб можно сравнить с разбитой жизнью Аси. СИМВОЛ – еще одна особенность повести. Если представить сведения о количестве пейзажей в повести в виде таблицы, то она будет выглядеть следующим образом:
ВСЕГО – 22 главы.
I гл. | II гл. | IY гл. | YII гл. | Х гл. | ИТОГО |
1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 7 |
7. Кроме того, в повести много музыки, о ней часто упоминает Тургенев на страницах повести I глава, II глава, IХ глава, ХIХ глава. ( послушаем музыку и мы!) (Ф.Шуберт .Вальс “На голубом Дунае”) ВЫВОД: сильные чувства, важнейшие события у Тургенева часто сопровождаются музыкой.
Он наделил своих героев умением чувствовать природу и музыку как вечных спутников влюбленности. Передаём слово ИЛЛЮСТРАТОРАМ ИЛЛЮСТРАТОРЫ: эпизод встречи и прощания Н.Н. и Аси, пейзаж из 2 главы, образ Аси и Н.Н., Ася на развалинах замка Вот и подошел к концу наш урок, посвященный знакомству с повестью Тургенева “Ася”.
Думаю, что все согласятся со мной в том, что повесть до сих пор современна и притягательна, она напоминает нам о вечных ценностях: любви, красоте природы, дружбе..
А Тургенев останется для нас “поэтом красоты и влюбленности”, предупреждающим, чтобы мы ценили каждое мгновения счастья, чтобы мы не оставались равнодушными, чтобы мы не боялись брать на себя ответственность за других людей и всегда помнили, что у счастья нет завтрашнего дня… Чтобы подвести итог вашим исследованиям, составим синквейны : девочки – Ася, мальчики – Н.Н. VIII Объяснение домашнего задания.
Эпизод | “Что за хамелеон эта девушка!” ( поведение Аси) |
“Помнится, нам встретилась многочисленная чета белокурых и чопорных англичан” | |
“Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле” | |
“В тот же день, вечером, я читал Гагину “Германа и Доротею” |
Источник: https://uchitel-slovesnosti.ru/publ/konspekty_urokov_russkogo_jazyka/russkaja_literatura/i_s_turgenev_quot_asja_quot_istorija_sozdanija_povesti/6-1-0-2584
Ася (повесть), история создания, сюжет, критика и восприятие, экранизации
Ася
Название | Ася |
Жанр | Повесть |
Автор | Тургенев, Иван Сергеевич |
Язык оригинала | русский |
Написан | 1857 |
Публикация | 1858 |
«Ася» — повесть Ивана Сергеевича Тургенева. Написана в 1857 году, впервые опубликована в 1858 году в первом номере журнала «Современник» (том LXVII), 39—84.
История создания
Тургенев работал над повестью с июля по ноябрь 1857 года. Медленный темп написания был связан с болезнью и утомлением автора (редакция «Современника» ожидала повесть намного раньше).
По собственному признанию Тургенева, замысел повести был связан с увиденной им в немецком городке мимолетной картиной: пожилая женщина, выглядывавшая из окна на первом этаже и головка юной девушки в окне наверху.
Тургенев попытался представить судьбу этих людей: так возник замысел «Аси».
Среди прототипов героев «Аси» называют прежде всего самого Тургенева и его незаконнорожденную дочь Полину Брюэр, которая находилась точно в таком же положении, как Ася: дочь барина и крестьянки, она из крестьянской избы попала в дворянский мир, где чувствовала себя чужой. Ещё одним прототипом Аси могла быть В. Н. Житова — незаконнорожденная сестра Тургенева.
Сюжет
Повествование ведётся от лица анонимного рассказчика (господина Н. Н.). Он вспоминает молодость, свое пребывание в маленьком городке З. на берегу Рейна. Однажды, услышав музыку и шум студенческого праздника, он переправился через реку в соседний городок Л.
Здесь герой познакомился с двумя русскими: молодым человеком по фамилии Гагин, который хочет стать художником и девушкой Асей (Анной), которую он представил, как свою сестру. Ася то веселится, то грустит, совершает эксцентричные поступки (карабкается на развалины замка, чтобы полить цветы).
Герой начинает подозревать, что Ася — не сестра Гагина.
Через несколько дней рассказчик ведёт откровенный разговор с Гагиным. Выясняется, что Ася — действительно его сестра. В возрасте двенадцати лет Гагина отправили в Петербург в пансион. Его овдовевший отец остался в деревне.
После смерти отца выяснилось, что у него есть ещё один ребёнок, дочь — Ася, матерью которой была Татьяна, горничная в доме Гагиных. Гагин вынужден один воспитывать тринадцатилетнюю девочку. Он на несколько лет отдаёт ее в пансион, где ей живется нелегко.
Наконец, Гагин решил уехать с Асей за границу.
Рассказчик проникается глубокой жалостью к Асе: он понимает, что именно её неясное социальное положение (дочь крепостной и барина) вызывает в ней нервное напряжение. Постепенно он влюбляется в Асю.
Ася пишет ему письмо с просьбой о свидании. Гагин, который знает о чувствах сестры, спрашивает у героя, согласен ли он жениться на ней.
Герой, не уверенный в своих чувствах, пока не может ответить согласием и обещает при встрече (если та состоится) отвергнуть любовь Аси.
Свидание героя с Асей происходит в доме вдовы бургомистра. После объяснения Ася оказывается в его объятиях, но тут герой начинает укорять её за то, что она всё испортила, признавшись брату, и теперь их счастье невозможно. Ася убегает. Герой и Гагин ищут её.
В конце концов рассказчик осознает, что действительно любит Асю и хочет на ней жениться. Он собирается на следующий день попросить у брата руки девушки. Но назавтра оказывается, что Гагин и Ася уехали из города.
Герой пытается их настичь, но в Лондоне их след затерялся.
Герой никогда больше не встречался с Асей. В его жизни были и другие женщины, но сейчас, на пороге старости и смерти, он понимает, что по-настоящему любил только её, и что даже высохший цветок, который она ему подарила, переживет обоих влюблённых — так быстротечна человеческая жизнь.
Критика и восприятие
Ещё при жизни Тургенева повесть была переведена на многие европейские языки: немецкий, английский, шведский. Имелось несколько французских переводов; сам Тургенев не был удовлетворен их качеством и выпустил свой французский перевод.
Критика считала героя повести классическим типом «лишнего человека» — нерешительного, не нашедшего себе места в жизни. Образу героя «Аси» Н. Г. Чернышевский посвятил свою статью «Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева „Ася“».
Экранизации
В 1978 году режиссёром Иосифом Хейфицем по повести был снят одноимённый фильм, главную роль в котором исполнила Елена Коренева.
Источник: https://www.cultin.ru/books-asya-povest
Анализ повести “Ася” Тургенева
Очень трогательную, лирическую и прекрасную с точки зрения литературного искусства повесть “Ася” написал в 1857 году Иван Тургенев.
Миллионы читателей были буквально покорены этим произведением – люди читали, перечитывали и зачитывались “Асей”, ее перевели на множество зарубежных языков, а критики не скрывали своего восторга.
Тургенев написал притягательную и незатейливую историю любви, но как же красиво и незабываемо это получилось! Сейчас мы сделаем короткий анализ повести “Ася” Ивана Тургенева, а кроме того вы можете прочитать краткое содержание на нашем сайте. В этой же статье будет представлен сюжет “Аси” очень коротко.
История написания и прототипы
Повесть напечатали, когда Тургеневу было почти сорок лет. Известно, что автор был не только хорошо образован, но и обладал редким талантом.
Как-то раз Иван Тургенев отправился с целью путешествия в Германию, и мимолетно увидел такую картину: из двухэтажного домика в окна выглянули две женщины – одна была пожилой и чинной дамой, и смотрела она с первого этажа, а вторая была молодой девушкой, и выглядывала она сверху.
Писатель задумался – кто эти женщины, почему они живут в одном доме, что их свело вместе? Размышления об этой увиденной мельком картине побудили Тургенева к написанию лирической повести “Ася”, анализ которой мы сейчас проводим.
Обсудим, кто мог стать прототипом главной героини. У Тургенева, как известно, была дочка Полина Брюэр, которая родилась незаконнорожденной. Она очень напоминает несмелую и чувственную главную героиню Асю.
В то же время, у писателя была родная сестра, поэтому вполне возможно, что и Варвару Житову Тургенева мог рассматривать в качестве прототипа Аси.
И та, и другая девушка не могли смириться со своим сомнительным положением в обществе, что беспокоило и саму Асю.
Сюжет повести “Ася” очень коротко
Лучше понять анализ повести “Ася” Тургенева поможет короткий пересказ сюжета. Повествование ведет от своего лица главный герой. Мы видим анонимного господина Н. Н.
, который путешествовал за границей и повстречал там своих соотечественников. Молодые люди завели знакомство и даже подружились. Итак, Н. Н. знакомится с Гагиными.
Это брат и его сводная сестра Ася, которые также отправились в поездку по Европе.
Гагин и Н. Н. нравятся друг другу, их многое сближает, поэтому они общаются, отдыхают вместе и развлекаются. В конце концов, Н. Н. влюбляется в Асю, а главная героиня испытывает ответные чувства.
Они объясняются в любви, но недопонимания в отношениях приводят к смешанным чувствам и неуклюжей беседе. Ася с Гагиным резко уезжают, оставив записку, в тот самый момент, когда Н. Н. решил просить ее руки. Он мечется в поисках Гагиных, ищет их всюду, но не находит.
А чувства, которые были у него к Асе, никогда в жизни больше не повторяются.
Обязательно прочитайте характеристику Гагина, и важно, что мы рассмотрели сюжет повести “Ася” очень коротко, потому что благодаря этому легче проводить анализ дальше.
Образ Аси
Ася представляется нам особенной и необычной девушкой. Она много читает, красиво рисует и близко к сердцу принимает происходящее. У нее обостренное чувство справедливости, но что касается характера – она переменчива и даже несколько сумасбродна. Порой ее тянет на безрассудные и отчаянные поступки, что видно из ее решения бросить отношения с Н. Н., в которого она сильно влюбилась.
Однако анализ повести “Ася” показывает, что душу девушки легко ранить, она очень впечатлительная, добрая и ласковая. Конечно, такая натура привлекла господина Н. Н., который стал много времени проводить со своими новыми друзьями. Он ищет причины ее поступков и порой недоумевает: осуждать ему Асю или любоваться ей.
Важные детали анализа повести “Ася”
Когда Ася начинает общаться с главным героем Н. Н., в ее душе пробуждаются невразумительные и неведомые ей ранее чувства. Девушка еще совсем юная и неопытная, и не знает, как ей справиться со своими эмоциями.
Она боиться этого состояния, этим объясняются ее странные и переменчивые поступки, которые трудно назвать обычными капризами. Она хочет вызвать симпатию у Н. Н.
, быт привлекательной и очаровательной в его глазах, а в конце концов открывается и ему, и Гагину.
Да, это детский и наивный поступок, но вот она – милая, добрая девушка Ася. К сожалению, ни Гагин, ни Н. Н. не оценивают откровенное и темпераментное поведение Аси.
Брату кажется она безрассудной, а главный герой размышляет о ее нраве, думая, что это безумство – жениться на девушке семнадцати лет с таким характером.
К тому же он узнал, что Ася незаконнорожденная, а ведь такая свадьба вызвала бы непонимание в светских кругах! Даже короткий анализ повести “Ася” показал, что это и погубило их отношения, а когда Н. Н. одумался, было уже поздно.
Конечно, нам есть о чем поразмышлять: мог ли Гагин вразумить сестру, которую он так любил, и чьи капризы всегда исполнял, и убедить ее не торопить события? А может быть, Гагину следовало более откровенно поговорить с Н. Н.
? Стоило ли Асе принимать такое скоропалительное решение и бросать отношения? Не было ли это жестоко по отношению к главному герою? А сам господин Н. Н.
– готов ли он был бороться за свою любовь, идти против светских правил, поставить чувства выше? Что ж, вопросов очень много, но может ли кто-то дать на них однозначные ответы? Вряд ли. Пусть каждый найдет для себя ответ сам…
Вы прочитали анализ повести “Ася” Тургенева, также в этой статье был представлен сюжет повести очень кратко, описание образа Ася и характеристика всех персонажей.
Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-povesti-asya-turgeneva
Повесть
Искусство и развлечения 10 июля 2017
В 1857 году свет увидело трогательное, лирическое и прекрасное произведение Тургенева “Ася”. Отзывы общественности о данной повести превзошли все ожидания. “Ася” покорила сердца миллионов читателей всего мира и была переведена на многие основные европейские языки.
В чем же секрет притягательности и популярности этой грустной и незатейливой истории любви? Давайте узнаем.
В данной статье вашему вниманию будут предоставлены лаконичный анализ произведения, сжатая характеристика его героев и краткий пересказ. “Ася” Тургенева обязательно увлечет и вас своей нежной сентиментальной чувственностью и бесхитростной, простой целомудренностью. Она побудит вас посмотреть на мир по-новому, научит ценить искренность и чистоту.
Итак, встречайте – покорившая миллионы сердец “Ася” Тургенева! Цитаты и выдержки из повести, упомянутые в данной статье, предоставят вам возможность насладиться прекрасным слогом и стилем писателя, а красивые иллюстрации, поданные ниже, помогут на долгое время запечатлеть образы главных героев и их характерные черты.
История создания
Когда была издана повесть, ее автору было около сорока лет. Это был очень образованный и талантливый человек, с ярким самобытным характером и сложной необыкновенной судьбой.
Однажды, во время путешествия по Германии, Иван Сергеевич стал случайным наблюдателем мимолетной картины: из окна первого этажа небольшого каменного дома выглядывала чинная пожилая женщина. Через какое-то мгновение в окне этажом выше показалось миловидное личико юной девушки.
Какова была судьба этих женщин? И что могло их свести в одном доме? Фантазии писателя по этому поводу и отображает лирическая “Ася” Тургенева.
Анализ повествования говорит о том, что автор проникновенно, с тонким психологизмом смог передать атмосферу немецкого городка и дружбы двух различных, но очень милых женщин.
Прототипы
Говорят, что прообразом несмелой и чувственной Аси была собственная незаконнорожденная дочка писателя – Полина Брюэр. Прототипом главной героини могла быть и единоутробная сестра Тургенева – Варвара Житова. Обе девушки, глубоко переживая свое сомнительное положение, так и не смогли найти себя в аристократическом обществе.
Что же хотел донести до своего читателя Тургенев? “Ася” (анализ произведения представлен в статье) определенно отвечает на этот вопрос. Но перед тем как приступить к детальному изучению повести, давайте коротко вспомним сюжет.
Видео по теме
Начало печальной истории
Краткий пересказ “Аси” Тургенева следует начать с описания главного персонажа, от лица которого ведется рассказ событий.
Пред критическим взором читателей предстает анонимный господин Н. Н. Он, вспоминая молодость, восстанавливает в памяти события своего турне по Европе и знакомства с необычными соотечественниками.
Он встречает Гагиных – молодого мужчину и юную девушку, брата и сестру, которые путешествуют вместе. Мужчины быстро сближаются друг с другом, часто проводят время сообща за беседами и развлечениями.
Главные герои “Аси” Тургенева испытывают друг к другу неподдельные чувства дружбы и симпатии. Со временем господин Н. Н. начинает обращать внимание и на сестру своего товарища.
Главная героиня
Ася – девушка особенная и необычная. Она очень начитанна и умеет красиво рисовать, тонко чувствует прекрасное и обладает обостренным чувством справедливости.
У Аси переменчивый характер и сумасбродная натура, временами она бывает отчаянна и безрассудна. С другой стороны, девушка ранима и впечатлительна, добра и ласкова, чиста и естественна.
Обладая таким удивительным и необычным характером, она притягивает к себе внимание главного героя и заставляет его искать причины ее странного поведения. Его чувства к ней поистине противоречивы: он одновременно осуждает девушку и любуется ею.
Наблюдая за братом и сестрой, главный герой начинает подозревать, что в действительности они не являются таковыми. Какие же отношения их связывают? Неужели они – любовники, бесстыдно играющие чувствами своего знакомого?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо узнать историю жизни главной героини. Это и есть главная тема “Аси” Тургенева.
История Аси
Ася – не простая барышня-дворянка. Она – дочь состоятельного барина, отца Гагина, и бедной крепостной. Двусмысленное положение, недостаток воспитания и личные горести накладывают определенный отпечаток на поведение и манеры главной героини. Она не может ловко, по-светски вести беседу, не может уверенно владеть своими чувствами и эмоциями.
Чем же притягательна Ася Тургенева? Отзывы о ней рассказчика свидетельствуют о том, что главные недостатки девушки являются ее основными добродетелями. Ася не похожа на светских кокеток, лицемерных и бездумных барышень. Она наделена воображением, страстностью, живостью и непосредственностью, что делает ее очаровательной и желанной в глазах главного героя.
Брат и сестра
Между Асей и ее братом существуют непростые и своеобразные отношения. Гагин, осознавая свой долг касательно младшей сестры, испытывает к ней любовь и жалость одновременно. Он обращается с ней свысока и в то же время искренне, надменно и в то же время по-доброму. А она… Она привязана к нему неподдельно и страстно, боясь огорчить или запятнать его.
“Нет, я никого не хочу любить, кроме тебя, нет, нет, одного тебя я
хочу любить – и навсегда”, – пылко и эмоционально открывается она брату.
Несчастная любовь
Общение с господином Н. Н. пробуждает в сердце юной и неопытной девушки бурю новых и невразумительных для нее чувств. Она, непонимающая себя и страшащаяся своих ощущений, ведет себя странно и переменчиво, но это не обычные капризы. Поведение Аси отражает ее внутреннюю борьбу и смятение, ее желание понравиться и очаровать.
Не умея скрывать своих чувств и даже не осознавая, что это необходимо делать, девушка открывает душу своему брату и любимому. В этом детском наивном поступке раскрывается вся она – невинная и порывистая Ася Тургенева. Главные герои не могут по достоинству оценить ее откровенность и темпераментность.
Гагин называет сестру сумасшедшей и сокрушается, что “она погубит себя, непременно”. Однако он все же отмечает возвышенные и благородные чувства Аси, а также ее чистоту и искренность.
Главный же герой, напротив, не может оценить редкие и прекрасные качества девушки, которая любит его и которую любит он сам. “Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!” – думает господин Н. Н.
Да, он не может идти наперекор светским правилам, не может жениться на незаконнорожденной, не может бороться за свою любовь.
И даже когда Гагин прямолинейно и грустно спрашивает друга о том, собирается ли он жениться на его сестре, тот избегает прямого ответа и молчит.
Чем же заканчивает свою повесть “Ася” Тургенев? Отзывы и рецензии о произведении свидетельствуют о том, что выбранный эпилог очень реалистичен и удачен.
Конец
Главная героиня, осознав, что ее не любят и не понимают, решается навсегда покинуть свою первую любовь. Она не навязывается, не устраивает сцен. Она просто уходит, унося с собой разбитое сердце и неутихающую боль.
В этом проявляется сильная сторона характера девушки – она решительна и непреклонна в том, что считает правильным, ее гордость и мудрость достойны подражания.
Что произошло дальше с главным героем? Он признается, что так и не нашел личного счастья: “Я знавал других женщин – но чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство уже не повторилось”.
Что хотел показать своим произведением Иван Сергеевич Тургенев? “Ася” (содержание и сюжет повести кратко описаны выше) учит читателей тому, что важно бороться за свое счастье, ценить искренность и невинность и не идти на поводу у мнения большинства.
Современные отзывы
Какое же производит впечатление на современных читателей чистая и прямодушная Ася Тургенева? Отзывы о данной повести продолжают оставаться восторженными и положительными.
Несмотря на то что многое из произведения не до конца понятно сердцу и уму нынешних читателей, все же история Аси побуждает задуматься над истинными чувствами и отношениями.
Многим нравится глубина чувств и полнота эмоций, переданная Тургеневым в книге. Автор писал точно и ярко, без ненужных размытых фраз и рассуждений.
Он затрагивает сердце не пафосом или эротикой, не сарказмом или жестокостью (как это может быть принято в современной литературе).
Нет, Иван Сергеевич описывает на страницах своей повести тихие и простые чувства, нежные и благородные порывы, которые находят в потаенных уголках человеческой души доброту, достоинство и великодушие.
Очень надеемся, что данная статья побудит вас взять в библиотеке томик “Аси” и окунуться в нежный и романтический мир Тургенева, мир, где царит взаимопонимание и нравственность, сострадание и благоразумие. И, конечно же, любовь.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/239100/
Анализ повести Ивана Тургенева «Ася»
Иван Тургенев раскрыл миру уникальный тип русской девушки, названный позже «тургеневским». В чем же его особенность? Это незаурядные личности, сильные, умные, но одновременно ранимые и наивные. Ася из одноименной повести – яркий пример тургеневской барышни.
Кадр из фильма
Писатель работал над повестью «Ася» на протяжении нескольких месяцев и в конце 1857 года издал ее в журнале «Современник». Идея же для этой книги возникла, по словам автора, во время его пребывания в одном немецком городке.
Однажды его внимание привлекли две женщины (пожилая и молодая), которые выглядывали из окон своих квартир.
Видимо, было что-то необычное в их взглядах, потому что Тургенев задумался о том, какой могла быть их судьба и написать об этом книгу.
Неизвестно, кто являлся прямым прототипом главной героини повести, но есть несколько версий. У Тургенева была сестра, сводная по отцу. Ее мать была крестьянкой. Так же у самого писателя родилась незаконнорожденная дочь. Поэтому история происхождения Аси была для писателя не вымыслом, а хорошо знакомой историей.
Смысл названия повести
Тургенев называет свою повесть именем главной героини, используя уменьшительно-ласкательную форму. Потому что в начале книги Анна еще была наивным ребенком, и ее все называли просто Асей.
Почему автор в название выносит имя главной героини, ведь это история о любви двух людей? Возможно, потому что это не классическая история любви, как в «Ромео и Джульетте», а скорее рассказ о раскрытии личности взрослеющей женщины.
Ася, благодаря первой любви, раскрывает в себе ранее не ведомые ей чувства и силы. Она проходит непростой путь от Аси-ребенка к Анне-женщине.
Сюжет произведения
В экспозиции повести указано, что рассказчик – уже зрелый человек. Он вспоминает историю любви, которая произошла с ним еще в молодые годы. Главный герой скрывается под инициалами Н.Н. Он начинает рассказ с того, что в молодости путешествовал по свету и как-то остановился в одном немецком городке.
Завязка произведения: на студенческом мероприятии в европейском городе господин Н.Н. встречает двух русских людей – приветливого юношу Гагина и его спутницу – Асю. Они, как выяснится позже, брат и сестра по отцовской линии. Между рассказчиком и новыми знакомыми завязываются дружеские отношения.
Развитие действия – господин Н.Н. и Ася лучше узнают друг друга. Молодой мужчина поражен непосредственным поведением девушки. Она сильно отличается от светских барышень, с которыми тот привык общаться. Ася ведет себя иногда странно: то шалит, словно ребенок, то замыкается в себе и убегает. Причиной такого поведения была первая любовь.
Кульминация повести: признание Аси в любви господину Н.Н. Девушка, несмотря на юный возраст, полна решимости, ведь она уверена в своей любви. Однако господин Н.Н. слишком «благоразумен», чтобы поддаться чувству. Он колеблется, поэтому так и не говорит правильных слов Асе.
В развязке повести говорится о том, что господин Н.Н. осознает ошибку и бежит к Гагиным, но поздно – они уехали. Главный герой больше никогда их не видел.
Тема, идея повести «Ася»
Главная тема произведения – это история любви людей из разных миров. Господин Н.Н. – светский молодой человек, Ася – незаконнорожденная дочь помещика и простой крестьянки. Главному герою – 25 лет, Асе – только 17. Но не это стало основной преградой для любви, а нерешительность господина Н.Н.
Главная идея – показать, как любовь влияет на личность человека. Господин Н.Н. не прошел испытание любовью, а Ася повзрослела благодаря первым чувствам.
Источник: https://spadilo.ru/analiz-povesti-asya/
И. С. Тургенева «ася». Урок
Что привлекает читателей в этой повести , почему и школьникам ,и уже взрослым людям так нравится перечитывать тургеневские стран Сюжет-история любви Другой вариант Нам сейчас некогда оглядываться назад, потому что впереди вся жизнь, повесть заставляет задуматься над словами Тургенева: « … у Эта повесть напоминает феерию Грина «Алые паруса». Там чувства Ассоль так похожи на ожидание любви Асей. У них даже имена начина Почему герой решил познакомиться с Гагиными, ведь он не любил знакомиться с русскими за границей? Обратимся и приглашает его любоваться природой? Самое удивительное, что в |
Подобный материал:
- И. С. Тургенева «Ася» Цели урок, 56.13kb.
- И. С.
Тургенева (обобщающий урок по творчеству Тургенева). Цели урок, 50.54kb.
- И. С. Тургенева «Ася» Учебник литературы (4 -е издание) 8 класс Автор составитель, 34.22kb.
- И. С. Тургенева «Ася» Форма урок, 42.05kb.
- Литература сочинение на тему «Роль пейзажных зарисовок в повести И. С. Тургенева «Ася», 4.11kb.
- И. С. Тургенева «Ася». Учитель Хруслова Г. В.
2 Тема: История одной любви. Цель: обучение, 69.24kb.
- Любви в повести И. С. Тургенева “Ася”, 9.71kb.
- И. С. Тургенева «Ася» 2 часа спаренные урок, 114.62kb.
- «Русский человек на rendez vous» (Герой повести И. С. Тургенева «Ася» в оценке, 14.99kb.
- Хуртова Екатерина, 59.48kb.
ПО СТРАНИЦАМ ПОВЕСТИ И.С. Тургенева «АСЯ».
( Урок в 8 классе)
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с историей создания повести, связав ее с фактами из биографии Тургенева; ввести в художественный мир произведения, способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу.
2. Развивать аналитическое мышление, интеллектуальные навыки, умение выделять главное, речь учащихся; способствовать развитию исследовательской деятельности учащихся.
3. Способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, коммуникативных качеств учащихся (сотрудничество, умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения).
1.Вступительное слово учителя.
Наши тургеневские чтения мы не случайно начали со стихотворения Бальмонта «Тургенев – первая влюбленность», потому что главное в повести «Ася» (о которой мы будем говорить) – любовь. А Тургенев, пожалуй, один из немногих писателей, который с поэтическим трепетом воспел рождение вечно юного чувства – любви. И сегодня мы окунемся в чарующий мир повести «Ася». Наш урок мы построили, как урок-исследование, каждая группа уч-ся выбрала свои пути решения предложенных задач: ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБОЗРЕВАТЕЛИ– должны, проанализировав предложенную литературу, познакомить нас с историей создания повести, связав ее с фактами из биографии Тургенева. СОЦИОЛОГИ – должны были провести анкету среди уч-ся и родителей и предоставить обработанные результаты. ИССЛЕДОВАТЕЛИ- внимательно прочитав текст , отметить особенности, интересные моменты повести Тургенева. ИЛЛЮСТРАТОРЫ- предложить свои рисунки к оформлению повести. РЕЖИССЕРЫ-ПОСТАНОВЩИКИ предложат свой вариант фрагмента фильма по повести Тургенева.
2.Проверка домашнего задания (ответить на вопросы по тексту)
3. Представление исследований учащихся. Предоставляем слово нашим литературным обозревателям, которые работали с письмами и воспоминаниями о Тургеневе, изучили материалы о времени создания повести.
Мы изучили критическую литературу, письма, воспоминания самого Тургенева и его современников и предлагаем вашему вниманию историю создания повести «Ася», соотнесенную с жизнью самого писателя.
«В человеческой жизни есть мгновения перелома, мгновения, в которых прошедшее умирает и зарождается нечто новое; горе тому, кто не умеет их чувствовать… Мне скоро 40 лет, не только первая и вторая, но и третья молодость прошла – и пора мне сделаться если не дельным человеком, то по крайней мере человеком, знающим куда он идет и чего хочет достигнуть.» – писал Тургенев в письме к Ламберту в 1857 году.
Именно такое мгновение переживал Тургенев в течение всего 1857 года. Накануне своего сорокалетия он окидывает взглядом прошедшее, грустит о крушении многих надежд. В период нравственного перелома Тургенева обычно больше всего волновали вопросы этические, среди которых проблема личного счастья и любви выдвигалась на первый план.
Это происходило еще и потому, что личная жизнь самого писателя была неустроенной, у него не было своей семьи, а отношения с Полиной Виардо как раз в то время значительно осложнились.
Переживая чувство смятения, тревоги, утратив надежду на личное счастье, Тургенев стремиться выразить это состояние в своих художественных произведениях. Одним из них стала повесть «Ася». Замысел «Аси» возник случайно… Обратимся к воспоминаниям современников о Тургеневе.
«Проездом остановился я в маленьком городке на Рейне.
Вечером вздумал поехать кататься на лодке. Вечер был прелестный. Проезжали мы мимо небольшой развалины, рядом с развалиной домик в два этажа. Из окна нижнего этажа смотрит старуха, а из окна верхнего – высунулась голова хорошенькой девушки. Тут вдруг нашло на меня какое – то особенное настроение.
Я стал думать и придумывать, кто эта девушка, какая она, и зачем она в этом домике, какие ее отношения к старухе, – и так, тут же в лодке и сложилась у меня вся фабула рассказа».
Вытканная из «особенного настроения» повесть была начата 12 июля 1857г., писалась около 5 месяцев и была закончена 27 ноября того же года. После публикации повести в 1858г. в «Современнике» она сразу же обратила на себя внимание писателей и критиков. Н.А. Некрасов в письме к Тургеневу в декабре 1857г. писал:
«…она (повесть) прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она – чистое золото поэзии. Без натяжки пришла эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что – то небывалое у нас по красоте и чистоте».
«Я три дня нахожусь под сильным впечатлением от недавно прочитанной «Аси»: я женщин Тургенева сравниваю с колоритом и освещением картины, которым не веришь только потому, что не видел все это в природе». (8 февраля 1858г. письмо А.Н. Майковой к Я.П.Полонскому).
Вокруг фигуры главного героя разгорелась жаркая дискуссия, в которой приняли участие Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев. Среди новых литературоведческих подходов к повести стоит выделить позицию Ю.Лебедева, автора книги о Тургеневе. Он отказывается от каких бы то ни было обвинений в адрес героя произведения. По мнению ученого виной всему не нравственная ущербность тургеневского персонажа, а своенравная сила любви: чувство к Асе вспыхнуло в душе героя несколько мгновений спустя после свидания, любовь запоздала – и счастье оказалось недостижимым, а жизнь разбитой. Таким образом, повесть никого не оставила равнодушным, она с интересом читается и в наше время
СОЦИОЛОГИ
2. Передаем слово тем, кто проводил анкету. Мы провели анкету, в которой попытались найти ответ на вопрос:
Что привлекает читателей в этой повести , почему и школьникам ,и уже взрослым людям так нравится перечитывать тургеневские страницы вновь и вновь?
В опросе участвовали 24 ученика, 16 родителей.
Что привлекает в повести?
Сюжет-история любви | Язык повести |
20 уч-ся | 4 уч-ся |
9 родителей | 7 родителей |
Кто виноват в разлуке героев?
Н. Н. | АСЯ | ДРУГОЙ ВАРИАНТ | |||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | учащиеся | родители |
6 | 7 | 3 | 2 | 2 | 10 |
Тургенев | Жизнь |
Высказывания о повести:
Не каждый человек может рассказать о своем душевном состоянии, когда он любит, а Тургеневу удалось передать состояние предчувствия любви.
Нам сейчас некогда оглядываться назад, потому что впереди вся жизнь, повесть заставляет задуматься над словами Тургенева: « … у счастья нет завтрашнего дня»
Тургенев сам не был счастлив в семейной жизни, поэтому и написал такой печальный финал повести. Жалко, что герои расстались, а ведь так красиво все начиналось.
Эта повесть напоминает феерию Грина «Алые паруса». Там чувства Ассоль так похожи на ожидание любви Асей. У них даже имена начинаются на букву «А».
Подводя итоги этого опроса, мы выяснили, что привлекает прежде всего самое загадочное из всех чувств – любовь. Тургеневу удалось рассказать нам о том, как происходит это чудо, как открывается сердце человека для красоты и добра.
И, конечно же, это язык повести, которая напоминает стихотворение в прозе. Чарующие, завораживающие пейзажи, помогающие проникнуть в глубину души человека, заставляющие сердце замирать в предчувствии то радости, то горя.
ИССЛЕДОВАТЕЛИ.
Внимательно прочитав и проанализировав текст повести Тургенева, мы хотим отметить следующие «загадки» повести:
1. Когда знакомишься с новым произведением, то сразу обращаешь внимание на его название. Мы решили заглянуть в справочник о значении имен и выяснили, что АННА-это «грация», «миловидность». АНАСТАСИЯ-это «рожденная заново». Так почему же повесть называется «Ася»? А ведь у Тургенева смысл названия всегда значим.
2 . Еще одна особенность: почему Тургенев отказывает в имени своему герою, называя его Н.Н.
3. Обратимся к 1-й главе повести, где рассказывается о несчастной любви Н.Н. ( стр.173).
«…я только что был поражен в сердце одной молодой вдовой, с которой познакомился на водах.
Она была очень хороша собой и умна, кокетничала со всеми – и со мною, грешным, – сперва даже поощряла меня, а потом жестоко меня уязвила, пожертвовав мною одному краснощекому баварскому лейтенанту.
Признаться сказать, рана моего сердца не очень была глубока; но я почел долгом предаться на некоторое время печали и одиночеству – чем молодость не тешится! – и поселился в З.»
Обратите внимание на выделенные слова. В них явно звучит ирония! Нет никакой трагедии. Тургенев предупреждает: вся история впереди.
4. Обратите внимание, что встреча Аси и Н.Н. происходит на берегу Рейна, на каменной скамье, возле которой «маленькая статуя мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами».
Рядом растет одинокий ясень, а мадонна печально выглядывает из его ветвей. Место встречи символично: Н.Н тоже одинок, а маленькая мадонна напоминает Асю.
Слово «печально» заставляет насторожиться, ведь кругом веселье и смех.
5. Еще один момент. Почему герой решил познакомиться с Гагиными, ведь он не любил знакомиться с русскими за границей? Обратимся к портретам героев ( стр.176).
«Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят. У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами…».
«Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита».
Мы отметили еще одну особенность: у Тургенева есть ключевое слово в портрете, которое играет определенную роль: у Гагина это «мягкий», у Аси – « что-то особенное», и «черные светлые глаза».
- Еще один любопытный факт. Зачем в 3 главе Гагин приходит к Н.Н. и приглашает его любоваться природой? Самое удивительное, что в этой главе НЕТ описания природы!
Герой начинает восхищаться природой только в 4 главе, когда появляется АСЯ. Именно Ася освещает все вокруг, с ней Н.Н. счастлив. Во 2 главе есть описание пейзажа, когда лодка героя разбивает лунный столб. Этот столб можно сравнить с разбитой жизнью Аси. СИМВОЛ – еще одна особенность повести.
Если представить сведения о количестве пейзажей в повести в виде таблицы, то она будет выглядеть следующим образом:
ВСЕГО – 22 главы.
I гл. | II гл. | IY гл. | YII гл. | Х гл. | ИТОГО |
1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 7 |
КРОМЕ ТОГО, В ПОВЕСТИ ЧАСТО УПОМИНАЕТСЯ МУЗЫКА, ОСОБЕННО ВАЛЬС (ЛАННЕРОВСКИЙ).
I глава, II глава, IХ глава, ХIХ глава.
ВЫВОД: сильные чувства, важнейшие события у Тургенева часто сопровождаются музыкой. Он наделил своих героев умением чувствовать природу и музыку как вечных спутников влюбленности.
ИЛЛЮСТРАТОРЫ: группа в составе 2 уч- ся попыталась проиллюстрировать нашу повесть. МИЧУКОВ МИША и МОРОЗОВА НАДЯ. (эпизод прощания Н.Н. и Аси после их первой встречи, пейзаж из 2 главы)
4. Итоги урока.
Слово учителя: вот и подошел к концу наш урок, посвященный знакомству с повестью Тургенева «Ася». Думаю, что все согласятся со мной в том, что повесть до сих пор современна и притягательна, она напоминает нам о вечных ценностях: любви, красоте природы, дружбе, семье.
А Тургенев останется для нас «поэтом красоты и влюбленности», предупреждающим, чтобы мы ценили каждое мгновения счастья, чтобы мы не оставались равнодушными, чтобы мы не боялись брать на себя ответственность за других людей и всегда помнили, что у счастья нет завтрашнего дня…
5. Объяснение домашнего задания.
сочинение – миниатюра «Мои размышления после прочтения повести Тургенева «Ася»; «Над какими вопросами заставила меня задуматься повесть Тургенева «Ася»
Источник: https://geum.ru/next/art-244491.php