Княжна Алина в романе “Евгений Онегин” Пушкина: характеристика в цитатах
Татьяна, ее мать и княжна Алина «Старушки с плачем обнялись». Художник П. Соколов |
Княжна Алина является одной из второстепенных героинь романа “Евгений Онегин” Пушкина. В этой статье представлена цитатная характеристика княжны Алины в романе “Евгений Онегин”.
Княжна Алина упоминается в романе дважды – сначала в 5-ой главе, а затем – в 7-ой главе.
Смотрите: Все материалы по роману “Евгений Онегин”
Княжна Алина – это кузина (двоюродная сестра) старушки Лариной, матери Татьяны. Это значит, что княжна Алина является тетей Татьяны Лариной. Княжна Алина – старая дева, то есть женщина, которая никогда не была замужем. Об этом говорит ее титул “княжна”. Титул “княжна” могли носить только незамужние женщины. Замужние же женщины носили титул “княгиня”. Княжна Алина живет в Москве в Харитоньевском переулке. Княжна принимает у себя Татьяну Ларину и ее мать, когда те приезжают из деревни в Москву на “ярмарку невест” (глава 7). Гостьи застают княжну Алину уже старой и больной женщиной. Старушка мучается от чахотки уже 4-ый год:
У Харитонья в переулкеВозок пред домом у воротОстановился. К старой тетке,Четвертый год больной в чахотке,Они приехали теперь.Им настежь отворяет дверь,В очках, в изорванном кафтане,С чулком в руке, седой калмык.Встречает их в гостиной крикКняжны, простертой на диване.Старушки с плачем обнялись,
И восклицанья полились.
Старушка Ларина (мать Татьяны) и княжна Алина очень рады встрече после долгих лет разлуки:
…«Княжна, mon ange!» – «Pachette!» – «—Алина»! —«Кто б мог подумать? Как давно!Надолго ль? Милая! Кузина!Садись – как это мудрено!Ей-богу, сцена из романа…» —«А это дочь моя, Татьяна». —«Ах, Таня! подойди ко мне —
Как будто брежу я во сне…
Госпожа Ларина обсуждает с княжной Алиной господина Грандинсона, в которого первая была влюблена в молодости. Время идет, и этот самый Грандинсон, конечно, уже состарился и даже недавно женил сына:
Кузина, помнишь Грандисона?»«Как, Грандисон?.. а, Грандисон!Да, помню, помню. Где же он?» —«В Москве, живет у Симеона;Меня в сочельник навестил;
Недавно сына он женил.
Княжна Алина признается, что она так стара и больна, что у нее нет сил ездить по светским вечерам:
Жаль, разъезжать нет мочи мне: Едва, едва таскаю ноги. Но вы замучены с дороги; Пойдемте вместе отдохнуть… Ох, силы нет… устала грудь… Мне тяжела теперь и радость, Не только грусть… душа моя, Уж никуда не годна я… Под старость жизнь такая гадость…» И тут, совсем утомлена,
В слезах раскашлялась она…
Несмотря на старость, княжна Алина все-таки устраивает у себя светские вечера. На одном из таких скучных вечеров Татьяна даже видит князя Вяземского (приятеля Пушкина):
Источник: https://www.literaturus.ru/2015/06/knjazhna-alina-evgenij-onegin-pushkin.html
Роман “Евгений Онегин” Пушкина: анализ, характеристика героев, материалы для сочинений
Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» стал прорывом в литературе того времени. В тот период русский язык находился в стадии активного развития и пополнения новыми фразовыми единицами.
По словам того же Пушкина, каждый человек, пишущий на русском, уже априори был писателем – для того, чтобы изъясниться нужно было придумать определенный речевой оборот, ведь в языковом запасе таких вариантов не существовало.
Поэтому появление произведения значимого объема привлекло внимание читателей.
Определение жанра
«Евгений Онегин» – это роман. На это указывают несколько факторов.
Широкая система действующих персонажей
Всех героев можно разделить на главных и второстепенных. Некоторые из них единожды появляются в тексте и то на несколько мгновений. Основной массив событий приходится на 12 персонажей. Не все они активно принимают участие в возникшем конфликте, некоторые из них представлены косвенным действием.
Изображение множества жизненных аспектов
Жизнь главных героев описывается с разных сторон, многогранно. Читатель может увидеть действие персонажа в разных жизненных ситуациях, узнать, как он проявляет себя в других социальных ролях.
Например, как член семьи – другими словами, как он относится к своим родственникам, как социальный субъект – так персонаж действует в обществе, как работник – как человек, выполняющий определенные должностные требования и прочее.
Временной промежуток
События романа охватывают временной промежуток в несколько лет. Такая продолжительность действия также является характеристикой романа как жанра.
Количество сюжетных линий
В романе всегда несколько сюжетных линий. Максимально допустимого значения для сюжетных линий нет. В «Евгении Онегине» главная сюжетная линия заключена во взаимоотношениях Евгения Онегина и Татьяны Лариной.
Также существуют две побочных – первая касается дружбы Ленского и Онегина; вторая – любовного чувства между Ольгой Лариной и Владимиром Ленским.
Лирические отступления и пояснения автора
Характерной чертой романа также является и наличие лирических отступлений или дополнительной информации в самом тексте, позволяющей глубже понять суть происходящего. Самыми яркими проявлениями «Евгения Онегина» в этом плане является сон Татьяны, песни девушек, поэзия Владимира Ленского.
Особенности жанра
Роман Пушкина «Евгений Онегин» носит элементы социально-психологического романа. Александр Сергеевич активно изображает внутреннее состояние героев, их душевные сомнения и поиски.
Неожиданные, порой экстремальные, события в жизни персонажей позволяют полнее понять их особенности характера. Обличение снов, мечтаний, скрытых желаний – способствуют анализу подсознательной части личности.
Еще одной особенностью является то, что роман написан в стихотворной форме, другими словами – это роман в стихах.
Особенности строфики
Так как роман имеет поэтическую форму, то следует рассмотреть и основные особенности поэзии.
Произведение было написано особенной строфой. Ее рифменная схема изображается таким образом: AbAb CCdd EffE gg. Расшифруем ее.
Четыре первых строки связаны перекрестной рифмой. При этом первая и третья строки представлены женской рифмой, а вторая и четверная – мужской.
Следующие четыре строки объединены смежной рифмой, то есть рифмуются по две строки. Первые две из них – женская рифма, последующие две – мужская.
Следующие четыре строки связаны кольцевой рифмой – первая строка (она же 9 в общем списке строк стиха романа) рифмуется с 4-ой (12 в общем списке), и являет собой женскую рифму, а 2-я с 3-ей (10 и 11 соответственно), и представлена мужской рифмой. Последние две строки рифмуются между собой мужской рифмой.
Такой вид строфы был назван Онегинская строфа, так как первоначальное ее выявление было произведено именно в этом романе.
Структура романа
Первоначально Пушкин очертил объем романа в 9 глав, но позднее изменил свое намерение, сократив их количество до восьми.
Дело в том, что восьмая глава должна была описывать поездку Онегина в Одессу, но объекты, изображенные Пушкиным в этой главе, могли бы навлечь гнев властей, поэтому Александр Сергеевич не только отказывается от идеи публиковать ее, но и уничтожает частично текст главы.
Характерной особенностью глав было то, что каждая из них по своей сути является законченным произведением и позволяет оборвать повествование на любой из них. Таким образом было подчеркнуто сходство с манерой фрагментарного изложения Байрона.
Герои романа
Система героев романа довольно проста – в центре событий находится пара, объединенная влечением друг к дружке.
К ним примыкают несколько групп второстепенных персонажей, которые способствуют развитию конфликта, возникшего между двумя главными героями.
В тексте также присутствуют эпизодические персонажи – их влияние на развития сюжета сведено к минимуму, они созданы автором для создания определенного настроя общества.
Главные герои романа
Главными героями романа Пушкина являются Евгений Онегин и Татьяна Ларина.
Евгений Онегин – дворянин по происхождению, состоятельный молодой человек, по стечению обстоятельств приехавший к своему умирающему дяде. Его жизнь типична для молодых людей того периода – балы, званые обеды, театры. Он весьма популярен в петербуржском обществе.
Татьяна Ларина также дворянка, но ее семья не столь богата и известна. На момент начала развития событий ей 17 лет. Татьяна, на момент развития основных событий, была лишена возможности активно бывать в светском обществе, вела тихую и уединенную жизнь в деревне вместе со своими родителями и сестрой.
Второстепенные герои романа
Список второстепенных героев романа Пушкина более объемный.
- Владимир Ленский – друг Евгения Онегина, дворянин. Он поэт и романтик. Ленский погибает от рук Онегина на дуэли;
- Прасковья Ларина – мать Татьяны и Ольги. Милая и добрая женщина преклонного возраста;
- Дмитрий Ларин – помещик, отец Татьяны и Ольги. Он умер его до начала повествования;
- Ольга Ларина – младшая дочь Прасковьи Лариной и сестра Татьяны. Легкомысленная и кокетливая девушка. Ее поведение становится предпосылкой к развитию конфликта между Ленским и Онегиным и, как следствие, дуэли;
- Фильпьевна – крепостная крестьянка, няня Татьяны Лариной. Добродушная и ласковая старушка;
- Князь N – помещик, муж Татьяны Лариной, родственник Евгения Онегина;
- Зарецкий – помещик, секундант Ленского на дуэли, его друг и товарищ Евгения Онегина;
- Княжна Алина – кузина Прасковьи Лариной. В ее доме останавливаются Прасковья и Татьяна Ларины, по приезду в Москву.
История написания и публикации
Роман «Евгений Онегин» не относится к произведениям, написанным на одном дыхании. Для создания повествования Пушкину потребовалось больше семи лет. По подсчетам самого автора, точный период написания составляет 7 лет, 4 месяца и 17 дней.
Работу над текстом романа Пушкин начал в Кишиневе 9 мая 1823 года. На ее написание ушло больше 5 месяцев – закончена глава была 22 октября. Этот текст не был окончательным вариантом и впоследствии подвергся множеству доработок и изменений. Впервые эта глава увидела свет в 1825 году.
Написание второй главы не было таким длительным процессом. К 8 декабря того же 1823 года она была уже готова, правда, как и в случае с первой главой, это не стало окончательным вариантом – текст поддался коррекции и впервые был опубликован в 1826.
К написанию третей главы Пушкин приступил незамедлительно. Процесс ее написания был довольно долгим – около 8 месяцев и 2 октября 1824 она была написана полностью. С публикацией главы Пушкин не торопился, читатели увидели ее только в 1827.
Написание четверной главы время от времени прерывалось. Пушкин отвлекался на написание других произведений, поэтому весь процесс занял год и три месяца. Текст был закончен в январе 1826. Опубликована она была в 1828 одновременно с пятой главой.
Пятая глава романа также писалась с перерывами. Пушкин начал работу над ней за два дня до окончательного варианта четвертой главы. По длительности написание заняло 10 месяцев. В ноябре 1826 – глава уже была готова.
Рукопись шестой главы не сохранилась, поэтому достоверных дат, свидетельствующих о периоде ее написания, нет. Скорее всего, работу над ней Пушкин начал сразу же после окончания работы над пятой, а закончил в августе 1827. Напечатана она была в марте 1828.
Даты написания седьмой главы также приблизительны. Известно, что Пушкин начал написание в августе – сентябре 1827, а закончил в ноябре 1828.В марте 1830 она была напечатана.
Восьмая глава рассказывала о путешествии Онегина, окончание работ ее припало на сентябрь 1830, но в свете политических событий Пушкин отказался от идеи размещения ее в составе романа. К нам дошли только незначительные фрагменты главы, опубликованные по ходу написания. Полный текст рукописи был Пушкиным уничтожен.
Место удаленной главы заняла новая. На ее создание понадобилось 9 месяцев. Готова она была в сентябре 1830, а опубликована в 1832 с пометкой «Последняя глава «Евгения Онегина»».
Кроме фрагментов 8 главы, до нас дошел еще черновой вариант 10-ой главы. Предположительно, эта глава должна была рассказывать о поездке Онегина на Кавказ и его смерти, но абсолютной уверенности в такой позиции нет.
Отдельной книгой «Евгений Онегин» был выдан в 1833, следующая его публикация состоялась в 1837 году.
Прототипы «Евгения Онегина»
Роман «Евгений Онегин» лишен точных посылок на реально существующих людей. Многие предполагаемые прототипы были обнаружены литераторами и литературными исследователями спустя некоторое время и базируются на схожести тех или иных событий или качеств характера.
Прототипом Онегина вполне вероятно мог стать Чаадаев. Он имеет некую биографическую схожесть с Онегиным. Также, может быть и то, что этот образ возник под впечатлениями от Чайлд Гарольда и Дон Жуана – героев произведений Байрона.
В образе Ленского легко прочитывается сходство с Кюхельбекером.
А в образе автора повествования – сам Александр Пушкин.
Другие персонажи лишены прототипов (либо же их прототипы не были обнаружены или оглашены автором) и являются собирательными образами.
Байронизм и понятие «лишнего человека»
Александр Сергеевич Пушкин восхищался работами Дж. Байрона, поэтому не удивительно, что некоторые элементы, характерные творчеству Байрона, Пушкин перебрал себе.
Александр Сергеевич планировал написать роман в рамках реализма, но полностью осуществить намеренное у него не получилось – первые главы романа обозначены вкраплениями романтизма, а главный герой подобен классическому Байроническому герою.
Евгений Онегин находится в поисках себя и своего смысла жизни. Он не может найти утешение в общепринятых занятиях и, в результате прожигает свою жизнь.
Байронизм Пушкина умело воссоединился с уникальным явлением русской литературы – понятием “Лишнего человека”. Черты такого явления воплощены в образе Евгения Онегина.
Герой, подобно общепринятым традициям, ведет свою жизнь. Он получил приличное образование, обладает талантом красноречия, вполне востребован в обществе. Он ведет праздный способ жизни – для того времени – это не новшество, а норма, но вскоре такое положение вещей его начинает тяготить.
Так как образ Онегина лишен усердия к трудолюбию – он занимается чем-то только в период увлечение новым процессом. Как только новизна отступает на второй план, Онегин утрачивает интерес к занятию.
Такое положение вещей не позволяет ему достичь значительных результатов в каком-либо виде деятельности, что усиливает состоянии тоски и сплина.
В конце повествования Лишний человек умирает (в большинстве случаев это происходит по причине болезни). Планировал ли Пушкин убивать своего героя, сказать точно невозможно. Сохраненные обрывки 10 главы дают возможность допустить такую вероятность.
Темы и проблемы романа
Как и любой роман, «Евгений Онегин» имеет разноплановую проблематику и тематику.
Возможность реализовать себя в обществе
Как найти свое место в жизни и обществе, организовать себя и свой досуг? В чем смысл человеческой жизни? «Евгений Онегин» не лишен философской основы. Пушкин рассматривает и анализирует жизнь и принципы современной ему аристократии, пытается определить путь развития человека.
Толерантность по отношению к другим
Человек – социален. Его деятельность неприметно связана с взаимодействиями других людей. В романе ярко показано, как игнорирование такого принципа как толерантность и умение деликатно высказать свою позицию может стать причиной необратимых трагических последствий.
Дружба
Общение людей нередко переходит границы знакомства. Время от времени, под влиянием общих интересов, взглядов, или наоборот несхожести героев, при активном интересе одно из них к другим видам деятельности, не известных или малоизвестных ему.
Возникает чувство дружбы. Умение сохранить симпатию в общении с друзьями – один из ключевых пунктов романа.
Любовь
Романтические чувства нередко становятся причиной душевных переживаний и личных трагедий. Что происходит, когда один персонаж играет чувствами другого и возможно ли полноценно жить после разочарования первой любви? – на эти вопросы Пушкин активно ищет ответы.
Долг, гордость и честь
Жизнь аристократа неотъемлема от таких понятий как долг, гордость и честь. Поступки и слова представителя высшего общества не должны выходить за рамки приличия, он должен поддерживать должный уровень чести и не опускаться до постыдных поступков.
Привязанность к общественному мнению
Многие поступки люди совершают под воздействием общественного мнения. Плачевный результат такой деятельности продемонстрирован в эпизоде с дуэлью Ленского и Онегина. У молодых людей еще есть время объясниться, помириться и избежать дуэли, но они не делают этого, так как это противоречит общественному мнению.
Таким образом, роман Александра Сергеевича Пушкина написан в реалистичной манере, но не лишен элементов, характерных для романтизма. Широкая структура образов позволяет в полной мере раскрыть проблемы и темы, интересующие автора.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-pushkin/evgenij-onegin-analiz.html
Характеристики главных героев произведения Евгений Онегин, Пушкин. Их образы и описание
Характеристики главных героев произведения Евгений Онегин, Пушкин. Их образы и описание
Евгений Онегин
Главный герой романа, молодой дворянин, человек со сложным и противоречивым характером. Онегин родился и вырос в Петербурге. У него не было матери, а отец был человеком хоть и богатым, но легкомысленным и быстро промотал состояние. После его смерти всё имущество досталось кредиторам. Евгения воспитывали французские гувернёры, которые не отводили много времени наукам. Подробнее>>>
Ленский
Один из главных героев романа, друг Онегина и его антипод, жених Ольги Лариной. Ленскому было всего восемнадцать лет, когда он вернулся из Германии, где он увлекался философией Канта и романтической поэзией. Он был красив и богат, за что сразу прослыл завидным женихом. Подробнее>>>
Татьяна Ларина
Главная героиня романа, в замужестве княгиня N, сестра Ольги. Она является воплощением русской женщины. Даже имя героини имеет простонародное начало и указывает на связь с национальными корнями. Отличительные черты этой героини – чистая душа, мечтательность, прямота. Она показала, что может быть как стойким другом, так и героической женой. Подробнее>>>
Ольга Ларина
Одна из главных героинь романа, сестра Татьяны, невеста Владимира Ленского. В ней нет ничего оригинального. Онегин о ней говорит: «Кругла, красна лицом она», « В чертах у Ольги жизни нет».
Однако Ленский в ней видит идеал: «Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила…». Такая характеристика показывает, что он любил не реальную Ольгу, а придуманный им самим романтичный образ.
Подробнее>>>
Автор-рассказчик
Друг Онегина по Санкт-Петербургу, периодически вставляет от себя в поэму различные высказывания, напоминает о себе. С героем моего романа, Без предисловий, сей же час, Позвольте познакомить вас: Онегин, добрый мой приятель …
Дядя Онегина
Умер сразу после смерти отца Онегина, оставив ему большое наследство.
Отец сестёр Лариных
Дмитрий Ларин, отсталый человек, не любящий читать книги, но и не видя в них вреда. Увёз жену в деревню, где она стала управлять всем, включая им самим. К началу повествования умер.
Мать сестёр Лариных
Малограмотная женщина, сложившая своё мнение о жизни и кумирах от своей кузины, княжны Алины. После замужества с Дмитрием Лариным, стала полновластной хозяйкой в его деревне. Родила двух дочек и прожила счастливую жизнь.
Алина
Эпизодический персонаж, княжна, кузина матери Ольги и Татьяны Лариных из Москвы.
Отец Евгения Онегина
Эпизодический персонаж, воспитанием Евгения не занимался, нанимал гувернёров. Когда сын вырос, не мог понять его поступков. После смерти оставил много долгов, Евгений не стал вести тяжбы, а отдал состояние отца кредиторам.
Няня Татьяны Лариной
Филипьевна, старушка, эпизодический персонаж, рассказывала Татьяне, что была выдана в 13 лет за Ваню, который был ещё младше её.
Зарецкий
Эпизодический персонаж, секундант Ленского на дуэли.
Муж Татьяны Лариной
Важный генерал и князь, родственник Онегина.
Monsieur l'Abbe
Эпизодический персонаж, воспитатель Онегина в детстве. Воспитывал его не строго, любил ходить с ним в Летний сад. Когда Евгений вырос, его сразу прогнали.
Гильо
Эпизодический персонаж, слуга Евгения Онегина, а также его секундант на дуэли.
Агафон
Эпизодический персонаж, прохожий.
Пустяков с супругой, Гвоздин, Скотинины с детьми, Петушков, Буянов, Флянов, Панфил Харликов с семьёй, мосье Трике, ротный командир.
Эпизодические персонажи, гости на именинах у Лариных.
см. также:
Краткое содержание Евгений Онегин, Пушкин
Сочинения по произведению Евгений Онегин, Пушкин
Краткая биография Александра Пушкина
Характеристики героев и персонажей других литературных произведений
Источник: https://www.sdamna5.ru/onegin_harakteristiki
Проза ~ Загадки романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” (главы 14 – 16) (Юрий Игоревич Рожинский)
14 Рассмотрим ошибочные оценки критиками Белинским и Писаревым образов Прасковьи, Ольги и Ленского. В галерее женских образов романа ярко выделяется замечательный образ настоящей женщины – труженицы, заботливой матери, хранительницы домашнего очага Прасковьи Лариной.
Заброшенная судьбой из Москвы в село, княжна Прасковья нашла в себе силы, настойчивость, мужество, трудолюбие, талант войти в совершенно новую жизнь, создать условия и обеспечить жизнедеятельность семьи и всей деревни.
Она быстро открыла «тайну», как супругом «самодержавно управлять»: взвалила на свои хрупкие плечи всю ответственность и все обязанности по организации и проведению работ в имении: Она меж делом и досугом Открыла тайну, как супругом Самодержавно управлять, И все тогда пошло на стать.
Она езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь — Все это мужа не спросясь. (2, ХХХII) Сельские «работы» требуют самоотверженных усилий круглый год.
Необходимо зимой заниматься подготовкой орудий труда, тягловой силы, семенного фонда, сохранением поголовья скота, весной – вывозом удобрений на поля, обеспечением агротехнических требований при проведении посевных работ, летом – уходом за посевами, борьбой с сорняками и болезнями растений, заготовкой сена и кормов, осенью – сбором урожая, обеспечением его сохранности, проведением торговых операций с перекупщиками и купцами, сбивающими цены, заготовкой дров, подготовкой к зимовке села, а также – обеспечением социально-культурной деятельности жителей имения, медицинской помощи, проведением праздников, поскольку Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины. (2, ХХХV) При всех вышеназванных огромных нагрузках Прасковья Ларина успевала заниматься с детьми, принимала гостей, была «верною женой». .…Муж любил ее сердечно, В ее затеи не входил, Во всем ей веровал беспечно, сам в халате ел и пил; Покойно жизнь его катилась. (2, ХХХIV) Чтобы «пристроить» 18-летнюю Татьяну, старушка Ларина влезла в долги, предприняла утомительную семидневную поездку в Москву «на ярмарку невест» практически без всяких шансов на успех. Таков характер настоящей русской женщины-матери, понимающей, что в основе жизни лежит постоянный тяжкий труд и семейные обязанности, которые очень быстро превращают их в старушек. Тяжелый, нескончаемый, изматывающий, рискованный сельский труд, как правило, не ценится городскими жителями, для которых деревня летом – только место отдыха и развлечений. По мнению Белинского, образованному «Онегину было дико в обществе Лариных». Странное заявление, если учесть, что Дмитрий Ларин – бывший генерал («бригадир»), а Прасковья Ларина – московская княжна. «Мы тоже, – продолжает критик с чувством «мнимого превосходства» над сельским «спокойным и пошлым миром», – решительно неспособны поддержать благоразумного разговора о псарне, о вине, о сенокосе, о родне». Тщеславному, высокомерному «глубокому эконому» Онегину был «скучен» сельский «вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор», потому что он, как и критик Белинский, не осознает связи своевременного дождя в зоне рискованного земледелия с мольбами и надеждами землепашцев, с урожаем, кормами, продуктивностью скота, доходами имения, а нередко и с самим физическим выживанием деревни и имения при засухе. Онегин искренне считал, что его дядя, оставивший ему в наследство «заводы, воды, леса, земли, сад», «луга и нивы золотые», стада на лугах, был занят только тем, что Лет сорок с ключницей бранился, В окно смотрел и мух давил. (2, III) Пушкин описал превращение московской княжны Прасковьи в трудолюбивую и ответственную сельскую труженицу и хозяйку дома. В Москве молодая княжна ……………..была одета Всегда по моде и к лицу; (2, ХХХI) Бывало, писывала кровью Она в альбомы нежных дев, Звала Полиною Прасковью И говорила нараспев, Корсет носила очень узкий,
И русский Н как N французский
Произносить умела в нос. (2, ХХХIII) Когда новые обстоятельства жизни потребовали другого поведения, она преобразилась. В деревне ………. скоро все перевелось: Корсет, альбом, княжну Алину, Стишков чувствительных тетрадь Она забыла. (2, ХХХIII) Пушкинские слова о смене поколений: Увы! на жизненных браздах Мгновенной жатвой поколенья, По тайной воле провиденья, Восходят, зреют и падут; Другие им вослед идут… (2, ХХХVIII) говорят о необходимости передачи знаний, навыков, умений своим наследникам, как необходимом условии обеспечения непрерывности жизни и продолжении традиций. Младшая дочь Ольга была главной надеждой матери стать хранительницей семейного очага и управляющей имением. Кроме того, обаятельной, веселой, жизнерадостной Ольге предназначено судьбой стать «верной супругой и добродетельной матерью». Вот почему убийство жениха Ольги накануне свадьбы было огромной трагедией для семейства Лариных, в том числе для бедной вдовы Прасковьи. К сожалению, с легкой руки Белинского, сложилось пренебрежительное, необъективное, предвзятое отношение читателя к этим героиням. Ольга, по словам критика, со временем сделается «дюжинною барыней, повторив собою свою маменьку». Далее Белинский субъективно расширяет перечень претензий к Ольге: «Ольга – существо простое», а «не идеальное и поэтическое создание»; «Ленский украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых в ней не было»; Ольге «все равно за кого выйти замуж: за поэта, товарища ее детских игр, или за довольного собою и своею лошадью улана». Никаких доказательств не приводится, поскольку в тексте романа их нет. Беспочвенность, надуманность, необоснованность этих претензий очевидна вдумчивому читателю. Ленский, «чуть отрок, Ольгою плененный», поэт и романтик, видит перед собой богиню и много лет мечтает «соединиться» с «родной душой». Всегда, везде одно мечтанье, Одно привычное желанье, Одна привычная печаль. Ни охлаждающая даль, Ни долгие лета разлуки, Ни музам данные часы, Ни чужеземные красы, Ни шум веселий, ни науки Души не изменили в нем, Согретой девственным огнем. (2, ХХ) Ольга, безусловно, психологически старше Владимира и готова быть ему надежной опорой в жизни и верным другом, как и московская княжна Прасковья по отношению к беспомощному сельскому помещику Дмитрию Ларину.
15
С юной Ольгой мы встречаемся в период подготовки ее к переходу во взрослую жизнь. Перед нами прелестное создание, выросшее на природе, олицетворение жизнелюбия, простоты, искренности, надежда и радость родителей. Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила; Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан, Всё в Ольге… но любой роман Возьмите и найдете верно Ее портрет: он очень мил, Я прежде сам его любил. (2, ХХIII) Пушкин признается, что этот «милый портрет» настолько часто встречался ему у многих авторов, что успел надоесть ему «безмерно», хотя к характеристике самой Ольги это замечание никакого отношения не имеет. Существенным достижением поэта является поэтическое изображение динамичной, красочной «картины счастливой любви» Ольги и Владимира, любви трогательной, по-детски наивной, чистой и доверчивой, раскрывающейся на глазах читателя. И детям прочили венцы Друзья-соседы, их отцы. (2, ХХI) Им радостно встречаться, общаться, вместе гулять «в саду, рука с рукой», читать романы и посвященные Ольге элегии, музицировать, играть в шахматы. «Он вечно с ней». Юный поэт уверен, что влюблен необыкновенной любовью, не доступной простым смертным. Ах, он любил, как в наши лета Уже не любят; как одна Безумная душа поэта Ещё любить осуждена. (2, ХХ) И что ж? Любовью упоенный, В смятенье нежного стыда, Он только смеет иногда, Улыбкой Ольги ободренный, Развитым локоном играть Иль край одежды целовать. (2, ХХV) Онегин, сожалеющий, что Ленский предпочитает проводить свои вечера у Лариных, пожелал увидеть его невесту Ольгу. Когда Евгений, «инвалид в любви», встретился с Ольгой, он сразу по достоинству оценил эту замечательную девушку, которая В глуши, под сению смиренной, Невинной прелести полна, Цвела, как ландыш потаенный, Незнаемый в траве глухой. Ни мотыльками, ни пчелой. (2, ХХI) Он, изумленный от «свежести ее румяной», от ее женственности, непосредственности, красоты, жизнерадостности, искренней веселости, от непохожести ее на доступных ему ранее «кокеток записных» застыл Пред этой ясностию взгляда, Пред этой нежной простотой, Пред этой резвою душой! (6, ХIV) Его внезапно охватила скрытая, черная зависть к настоящим чувствам и к чистой, подлинной любви юного друга и его невесты. Ведь сам Он в первой юности своей Был жертвой бурных заблуждений И необузданных страстей. (4,IX) Он может только тасовать колоду из «роя молодых изменниц», вспоминая их «хладнокровный разврат», утомительные угрозы, обманы, фальшивые клятвы и слезы. Чувство превосходства над Ленским в вопросах «науки страсти нежной» померкло, увяло, сникло. Онегин не может скрыть свои отрицательные эмоции. Поскучневший, мрачный, всем недовольный, он старается быстрее покинуть семейство Лариных, подгоняя лошадей. Они дорогой самой краткой Домой летят во весь опор. «Однако в поле уж темно; Скорей! пошел, пошел, Андрюшка! Какие глупые места!» (3,IV) Его раздражают природа, луна, небосклон, и он выплескивает свое плохое настроение на друга. Проведя весь вечер за столом с Ольгой, Прасковьей и Ленским, он сделал вид, что не понял, «которая Ольга», с кем он специально приехал знакомиться. Онегин неодобрительно отзывается о веселой, энергичной, красивой Ольге, желая глубоко обидеть и оскорбить Владимира. «В чертах у Ольги жизни нет. Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне. Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне». Владимир сухо отвечал И после во весь путь молчал. (3,V) Это чувство скрытой зависти к другу агрессивно выплеснется наружу на именинах у Татьяны.
16
Очень много ядовитых, критических стрел выпустили Белинский и Писарев по адресу Владимира Ленского, влюбленного молодого поэта-романтика «осьмнадцати лет», который …. из Германии туманной Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь.
(2,VI) Душа Ленского воспламенилась поэтическим огнем «под небом Шиллера и Гете». Цель жизни нашей для него Была заманчивой загадкой, Над ней он голову ломал И чудеса подозревал. (2,VII) Ленский открыт миру и людям, искренен, доверчив, честен, надежен.
Впереди у юного поэта-мечтателя вся жизнь: свершения, слава, любовь, семья, верные друзья. Да, он типичный романтик, у него пока нет жизненного опыта, он не знает реальной жизни, живет в идеализированном мире. Но он еще слишком молод, и он влюблен.
Он пел любовь, любви послушный, И песнь его была ясна, Как мысли девы простодушной, Как сон младенца…… Он в песнях гордо сохранил Всегда возвышенные чувства. Порывы девственной мечты. (2, Х) Негодованье, сожаленье, Ко благу чистая любовь И славы сладкое мученье В нем рано волновали кровь.
(2, IХ) Его мысли и чувства не трогали «шумные беседы» «господ соседственных селений», считавших его «полурусским соседом». Он искал разговоров, которые бы «блистали чувством, поэтическим огнем, остротою, умом, общежития искусством».
В пустыне, где один Евгений Мог оценить его дары, (2, ХI) …………………………… Они сошлись. ………… И скоро стали неразлучны. (2, ХIII) Поэта пылкий разговор, И ум, еще в сужденьях зыбкой,И вечно вдохновенный взор, – Онегину все было ново.
(2, ХV) Споры с Онегиным по разным вопросам свидетельствуют о достаточно высоком интеллекте Ленского, его обширных познаниях и наличии собственной позиции.
Меж ими все рождало споры И к размышлению влекло: Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гроба тайны роковые, Судьба и жизнь в свою чреду, Все подвергалось их суду. (2, ХVI) Ленский уже способен на самостоятельные, острые критические замечания по адресу Онегина: «Я модный свет ваш ненавижу».
Онегин, обладающий существенным жизненным опытом, покровительственно относится к своему юному другу. Он слушал Ленского с улыбкой. ……………………………. И думал: глупо мне мешать Его минутному блаженству; И без меня пора придет; Пускай покамест он живет Да верит мира совершенству; Простим горячке юных лет И юный жар и юный бред.
(2, ХV) И вот юный поэт накануне свадьбы внезапно гибнет на дуэли от «дружеской руки» Онегина. «Друзья мои, вам жаль поэта?», – мог бы спросить Пушкин у знаменитых критиков. «Вовсе не жаль!», – дружно ответили бы ему Писарев и Белинский.
По словам Писарева, общество «тупоумного», «ошалевшего от безделья и скуки» Ленского «совершенно невыносимо для всякого мало-мальски серьезного и мыслящего человека». Белинский уверен, что люди, подобные Ленскому, «при всех их неоспоримых достоинствах» обычно становятся «самыми несносными, самыми пустыми и пошлыми людьми» с «претензиями на великость и страстью марать бумагу».
Писарев разделяет это мнение с поправкой, что не видит в Ленском «никаких неоспоримых достоинств». В Ленском, по убеждению Белинского, «было много хорошего, но лучше всего то, что он был молод и вовремя для своей репутации умер. Это не была одна из тех натур, для которых жить – значит развиваться и идти вперед».
Эти необоснованные, предвзятые, надуманные обвинения критиков рассыпаются, если вникнуть в текст романа.
Можно уверенно сказать, что портрет Ленского, поэта-романтика, – это точный образ самого Пушкина: именно таким романтиком был Пушкин в лицее «в осьмнадцать лет», когда приступил к написанию романтической поэмы «Руслан и Людмила», с появления которой началась его всероссийская слава.
Об их душевном родстве свидетельствует то, что Ленский в своих элегиях использует те же образы, рифмы, эпитеты, которые применял Пушкин-лицеист и его сверстники. «Друзья Людмилы и Руслана» с этим, без сомнения, согласятся. И если, по словам Белинского, Татьяна, «немая деревенская девочка с детскими мечтами, смогла превратиться в светскую женщину, способную словом выразить свои чувства и мысли», то почему надо категорически отказывать в развитии перспективному юноше, еще почти мальчику, «поклоннику Канта», с университетским образованием, в совершенстве владеющем немецким поэтическим языком «Шиллера и Гете», влюбленному поэту-романтику Ленскому, который с молодой женой мог переехать в Петербург, войти в литературный «цех задорный людей», к которым «принадлежит» сам Пушкин, и стать позднее замечательным поэтом-реалистом.
Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рожден; Его умолкнувшая лира Гремучий, непрерывный звон В веках поднять могла. Поэта, Быть может, на ступенях света Ждала высокая ступень. Его страдальческая тень, Быть может, унесла с собою Святую тайну, и для нас Погиб животворящий глас. (6, ХХХVII)
Такой высокий удел Пушкин оставляет читателю как главный вариант развития судьбы Ленского, и пренебрегать мнением автора неразумно. Тем более что Пушкин не спрашивает, а говорит утвердительно и поясняет свою мысль:
Друзья мои, вам жаль поэта: Во цвете радостных надежд, Их не свершив еще для света, Чуть из младенческих одежд, Увял! (6, ХХХVI) Его уж нет. Младой певец Нашел безвременный конец! Дохнула буря, цвет прекрасный Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!.. (6, ХХХI)
Источник: https://www.litprichal.ru/work/171047/
Сочинение на тему Образы сестер Лариных в романе «Евгений Онегин» (сравнительная характеристика с цитатами) ( : Пушкин А. С.)
Сравнительная характеристика Татьяны и Ольги Лариных с цитатами
Герои произведений Пушкина – личности неоднозначные, и противоречия их характеров могут сначала ввести читателя в заблуждение. Так происходит и с Татьяной Лариной, которой, кажется, первоначально поэт дает не самую лучшую оценку.
Но в процессе происходящих событий эта героиня кажется окруженной ореолом целомудрия, нежной чуткости и благоговения, которыми ее наделяют строки произведения. Как противоположность Татьяны выступает ее младшая сестра Ольга.
И если первая – это олицетворение скромности и благочестия, то вторая является взбалмошной, острой на язык, яркой девушкой, но при этом достаточно инфантильной и наивной. Это не могло не отразиться на внешнем облике каждой героини.
Благородная осанка, решительный и серьезный взгляд, густые темные волосы, собранные в толстую косу, отражение крестьянства в самом имени – это Ольга, около которой поклонники кружатся буквально толпами. Татьяна выглядит точно куколка с бархатисто-звонким смехом и фарфоровой, воздушно-светлой внешностью.
Многие тонкости жизненных принципов сестер раскрывают их взгляды на мужчин. Глубина любовного чувства к Онегину заставляет Татьяну переживать постоянное волнение, хранить влюбленность как некое сокровище. Поступаете в 2019 году?
Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:
- подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);
- оформим заявления (Вам останется только подписать);
- подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);
- мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);
- подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).
Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Ольга более смела и видит в представителях противоположного пола объект игры, ей нравится привлекать их внимание, она не брезгует флиртом в отношении нескольких мужчин одновременно, девушке доставляет удовольствие видеть, как страдает Ленский.
Перемена в этих устоях обеих сестер происходит после дуэли этих двух старых друзей и убийство во время дуэли Онегиным Ленского. Ольга упивается страданиями. «Улан любим ее душою» – так виртуозно укалывает Пушкин эту героиню, образ которой стал уже серым и безынтересным.
Зато Евгений, увидев, в какую женщину светского общества превратилась Татьяна, совершенно не узнав ее, без памяти влюбляется: «Ужель та самая Татьяна?». И получает ответное признание.
Именно так Татьяна, пройдя все жизненные уроки, представляет образ добропорядочности, умения терпеть и с достоинством выносить любые горести, верить и ждать. И Пушкин наглядно показывает, что такие качества рано или поздно вознаграждаются.
Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=14653
Сочинение «Женские образы в романе Пушкина «Евгений Онегин»»
Роман «Евгений Онегин», созданный Пушкиным в первой половине ХIХ века, на фоне современной автору романтической и классицистской литературы был, бесспорно, произведением новаторским: его называют первым русским реалистическим романом. Необычным и новым было многое: например, особая детализация и объективность в описаниях быта героев, правдоподобность сюжета (Пушкин избирает как основу романа вполне возможную в обычной жизни того времени любовную историю).
Но наиболее значимым новшеством был характер системы образов: герои этого произведения не идеальные персонажи, наделенные сверхкачествами, их образы не схематичны и не однозначны – это реальные люди, каждый со своим жизненным путем и своими особенностями.
И поэтому в центре романа наряду с главным героем Онегиным стоит образ Татьяны, девушки из типичной семьи русских помещиков.
Важно заметить, что у Пушкина Татьяна Ларина не просто типичная уездная дворянка, она – героиня, в которой воплотились лучшие национальные черты.
Татьяна не единственный женский персонаж в романе, но благодаря силе и глубине ее натуры этот образ выходит на первый план в произведении и вокруг него выстраивается вся система женских образов. В противопоставлении и сопоставлении Татьяны с матерью, сестрой, московской княжной Алиной и няней раскрываются две основные темы и антитезы романа: «Национальное и европейское», «Город и деревня».
Для раскрытия характера Пушкину, как реалисту, важно показать влияние среды, в которой живет персонаж, и поэтому образ главной героини показан на фоне ее окружения. Татьяна с детства отличалась от своих сверстниц: круг подруг ее не привлекал, ей чужды были их легкомысленные и шумные игры.
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
Воспитанная в атмосфере национальной русской культуры, традиции которой свято соблюдала ее семья, Татьяна близка к простым людям, к народу и обладает особой душевной чуткостью, свойственной им. Она любит народные сказки и следует поверьям, доверяя им без всякого сомнения:
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь.
Примечательно, что сны Татьяны в романе наполнены традиционными фольклорными образами и символами: разъяренный медведь пугает ее, сучья цепляются за ее одежду, мешая ей идти, свет в одиноком доме обнадеживает ее, чудища с рогами и страшными мордами – испытание.
Татьяна – естественная, искренняя и импульсивная девушка. Любое чувство – будь то суеверный страх, томление или любовь – наполняет ее всю:
…Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.
С одной стороны, это положительное качество, ведь следуя своим чувствам, Татьяна раскрывает лучшие свои стороны, но в то же время, последовав своим чувствам, признавшись и выслушав отповедь Онегина, она получает большое потрясение, с которым не сразу справляется.
Татьяна – сильный человек, ей удается взять себя в руки и критически посмотреть на то, что произошло. Посещая дом Онегина, Татьяна читает его книги с целью понять, кого она так сильно полюбила, и не боится взглянуть правде в глаза ради истины, задаваясь вопросом: «Уж не пародия ли он?».
Но сила Татьяны не только в этом: она способна, подстраиваясь под жизненные обстоятельства, меняться, не теряя себя. Выйдя по желанию матери замуж, Татьяна оказывается в высшем светском обществе, но столица не деформирует ее искреннюю, глубокую натуру. Это подчеркнуто и тем, как дается само описание замужней Татьяны – оно построено на отрицаниях типичных черт светского человека:
Она была не тороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Все тихо, просто было в ней.
Пройдя через испытания и потрясения, Татьяна строит в новом месте с другими людьми новую жизнь, и ради сохранения ее целостности и стабильности она, пронеся через годы безответную любовь к Онегину, отказывается от минутного счастья, способного повлечь за собой беду. Татьяна проявляет не только благоразумие, но и ответственность за честь мужа, решив сохранить ему верность.
История Татьяны во многом схожа с историей ее матери, и это не случайно: дети часто наследуют черты своих родителей. То, что Пушкин показал это, бесспорно, свидетельство реалистичности романа.
В юности мать Татьяны была обычной московской барышней:
Бывало, писывала кровью
Она в альбомы нежных дев,
Звала Полиною Прасковью
И говорила нараспев,
Корсет носила очень узкий,
И русский Н как французский
Произносить умела в нос, –
такова она была в описании Пушкина. Но ее против воли выдали замуж, и она была увезена в деревню.
Рвалась и плакала сначала,
С супругом чуть не развелась, –
но потом привыкла и, занявшись хозяйством и забыв старые столичные привычки, стала настоящей русской помещицей, простой, естественной, может, немного грубоватой:
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь…
За время совместной жизни она привязалась к мужу, и, когда он умер, искренне оплакивала его. И матери, и дочери – обеим пришлось приспосабливаться к новой, нелегкой жизни, и обе они после всех трудностей сохранили лучшее в себе: мать Татьяны стала естественней и обрела семейное счастье, и дочь нашла свое место в свете, оставшись чистой и сильной натурой.
Но для формирования такого характера, как у Татьяны Лариной, недостаточно влияния семьи. Для этого основа человека должна отличаться исключительными, индивидуальными качествами. И это автор подчеркивается, вводя еще один женский образ – сестры Татьяны Ольги.
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила… –
таков легкий характер сестры Татьяны. Ольга естественна и «резва», но в целом она слишком обыкновенна и поверхностна: благосклонно принимает ухаживания Ленского, но при этом, не задумываясь, кокетничает с Онегиным, что приводит впоследствии к смерти ее жениха, которого она совсем недолго оплакивает:
Другой увлек ее вниманье,
Другой успел ее страданье
Любовной лестью усыпить,
Улан умел ее пленить
Улан любил ее душою…
И даже когда она «любит», вся ее любовь выражается в улыбке. «Улыбкой Ольги ободренный,» – вот единственное, что позволяет Ленскому почувствовать ответную любовь Ольги. Ее обычность и заурядность подчеркнута портретом:
Глаза как небо голубые;
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан…
Это стандартный образ прекрасный девушки, ставший литературным шаблоном: «…любой роман / Возьмете и найдете верно / Ее портрет…».
Татьяна полностью противопоставлена Ольге, сравнением двух сестер в романе поэт подчеркивает глубину характера Татьяны, ее неординарность и серьезность. Сопоставление же ее с няней и анализ их взаимоотношений показывает их душевную близость, близость дворянки и крестьянки, но и одновременно указывает на их различия.
Татьяна пытается поговорить с няней как с самым близким ей человеком о своей любви, о чувствах, но няня ее просто не понимает. С одной стороны, это свидетельство чрезмерного увлечения Татьяны романтическими мечтами.
Но с другой стороны, их диалог демонстрирует разницу между дворянством и крестьянством вообще. Как показал исследователь Ю.М.
Лотман в комментариях к роману, Татьяна и няня вкладывают принципиально разное значение в слово «любовь»: для Татьяны это высокое романтическое чувство, а для простой крестьянки – грешная любовь к мужчине.
Сопоставление женских образов играет большую роль не только в обрисовке характеров героев, но и в раскрытии важных тем романа: «Город и деревня», «Национальное и европейское». Достигается эта цель за счет явных и скрытых противопоставлений персонажей.
Так сравниваются Татьяна и Ольга. Татьяна, несомненно, героиня национальная. Она «русская душою», по выражению Пушкина; любит природу России, ее традиции и фольклор. Ольга же никак не связана с национальной темой в романе.
Хоть косвенно, но автор подчеркивает ее «иностранность»: у нее есть «уездной барышни альбом» на французский манер, ее жених – оторванный от реальности молодой человек, учившийся в Германии и в деревне считавшийся «полурусским соседом».
Она равнодушна к природе, и об отношении ее простому народу не сказано ни слова, хотя очевидно, ее тоже воспитывала няня.
Противопоставлена также мать сестер Лариных самой себе, только юной, московской барышне, причем явно не в пользу последней.
Судить об авторской позиции в вопросе о том, что лучше: национальное или европейское, – можно по оценке поэтом отдельных персонажей.
Татьяна – его «милый идеал», а ее мать намного более счастлива, будучи русской помещицей, нежели если бы она осталась в деревне «московской барышней».
Образ матери Татьяны работает также и на раскрытие темы «Город и деревня».
В деревне Прасковья Ларина имеет семью, занимается хозяйством, а ее московская кузина Алина, ни капли не изменившись (при их встрече последняя чуть ли не сразу начинает говорить о давно забытом Лариной общем знакомом), по видимости, не имеет семьи и, тем более, своего дела, что явно говорит не пользу городской жительницы.
Эта же идея подтверждается при сопоставлении Татьяны и московских барышень, Татьяны и петербургских красавиц. Татьяна с ее чтением книг, любовью к природе и серьезностью характера кажется на порядок выше столичных обитательниц, даже столь блестящих, как «Клеопатра Невы» Нина Воронская. Что и говорить о московских девушках, которые только и заняты тем, что
…поверяют нараспев
Сердечны тайны, тайны дев,
Чужие и свои победы,
Надежды, шалости, мечты.
Но все же категорично судить о том, что для Пушкина лучше или хуже, нельзя, так как система женских образов – лишь один из инструментов для выражения авторской мысли, а «Евгений Онегин» – произведение многосторонне, сложное и неоднозначное.
В романе «Евгений Онегин» Пушкин поставил в центр сильный женский образ, сосредоточив на нем решение главных нравственно-философских задач, и наделил свою героиню национальными, русскими чертами. Новаторство поэта оказало огромное влияние на литературу всего ХIХ века и положило начало традиции реализма в России, определило особенности создания женских образов и их специфическую роль в произведениях последующих русских писателей. И конечно, можно лишь согласиться со словами Белинского, который сказал: «Едва ли не весь подвиг поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину».
Источник: https://litsochinenie.ru/zhenskie-obrazyi-v-romane-pushkina-evgeniy-onegin.html