Пословицы к повести “черная курица, или подземные жители” а. погорельского

“Черная курица или Подземные жители”

Погорельский Антоний, сказка “Черная курица или Подземные жители” Жанр: авторская волшебная сказочная повесть

Главные герои сказки “Черная курица” и их характеристики

  1. Алеша, мальчик 10 лет, добрый и жалостливый, веселый товарищ. но получив волшебное семечко, он становится гордым, надменным. проказливым. Алеша предает доверие подземных жителей и мучается стыдом. Он снова исправляется.
  2. Чернушка, одновременно курица и министр. Добрый, ласковый, справедливый, благодарный. При этом мудрый и внимательный политик. Наказан за проступок Алеши.
  3. Учитель, считал, что Алеша его обманывает и высек мальчика розгами. Впрочем тогда это было нормой воспитания.

План пересказа сказки “Черная курица”

  1. Старый пансион в Петербурге
  2. Мальчик Алеша и его Чернушка
  3. Спасение Чернушки, золотой империал
  4. Директор  не рыцарь
  5. Первый визит Чернушки
  6. Неосторожность Алеши и черные рыцари
  7. Второй визит Чернушки
  8. Подземный мир
  9. Король
  10. Конопляное семечко
  11. Сад и зверинец
  12. Охота на крыс
  13. Характер Алеши меняется
  14. Потеря семечка
  15. Возвращение семечка и порицание Чернушки
  16. Предательство и порка
  17. Прощание с Чернушкой
  18. Болезнь и исправление.

Кратчайшее содержание сказки “Черная курица” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Алеша спасает курицу Чернушку от кухарки, и та в благодарность зовет его за собой
  2. В первый раз рыцари не дают им пройти, но на вторую ночь Алеша оказывается в подземном мире
  3. Король благодарит Алешу за спасение министра и дарит конопляное семечко
  4. Алеша видит чудеса подземного мира и участвует в охоте на крыс
  5. Алеша становится непослушным, гордым и его перестают любить товарищи, а учитель угрожает поркой.
  6. Алеша рассказывает о подземных жителях и те вынуждены уйти в далекие края, Алеша болеет, выздоравливает и исправляется.

Главная мысль сказки “Черная курица”
Ценность представляет только то, что добыто своим трудом, а доставшееся даром только развращает человека

Чему учит сказка “Черная курица”

В этой сказке скрыто много уроков. Прежде всего о том, что надо быть честным, добрым, прилежным, чтобы тебя любили товарищи. Надо уметь держать слово и не подводить тех, кто тебе доверился. Надо уметь терпеть боль, но не становится предателем. Нельзя быть злым, гордым, заносчивым, нельзя хвастать своим превосходством.

Отзыв на сказку “Черная курица”

Это очень красивая и поучительная история про мальчика Алешу, который был добрым и милым, но стал злым и гордым, получив волшебную возможность не учить уроков. Мальчик загадал неправильное желание, и его исполнение принесло вред и самому Алеше, и подземным жителям. Но тем не менее, я сочувствовала Алеше и искренне радовалась, когда он исправился. Конечно жаль, что Чернушка и его товарищи покинули Петербург, но я верю, что они нашли не менее хорошее место в другом городе.

Пословицы к сказке “Черная курица”

Давши слово держись, а не давши крепись.
От слова спасение, от слова и гибель.
Долг платежом красен. Краткое содержание, краткий пересказ сказки “Черная курица”
Был в Петербурге старый пансион в котором училось 30-40 мальчишек и в том числе десятилетний Алеша. Алешу привезли в пансион родители издалека и заплатили за несколько лет вперед.
Алешу любили в пансионе, он был милым и послушным мальчиком. Только по субботам он сильно скучал, когда его товарищей разбирали родители.
Алеша любил стоять у забора и смотреть через дырочки на улицу, ожидая волшебницы. Также мальчик любил кормить курочек и особенно среди них любил Чернушку.
Однажды на новогодних каникулах Алеша увидел, как кухарка поймала Чернушку, и в слезах бросился к ней, умоляя оставить Чернушку. Чернушка вырвалась из рук кухарки и Алеша отдал ей империал, чтобы та ничего не рассказала учителю.
В это время приезжает директор и Алеша думает увидеть рыцаря, но видит лысого старичка.
Весь день Алеша играет с Чернушкой, а потом отправляется спать. Вдруг мальчик услышал как кто-то позвал его по имени, и из-под простыни вышла Чернушка.
Чернушка обратилась к Алеше человеческим голосом и позвала мальчика за собой. Чернушка говорила Алеше ничего не трогать, но он хотел взять за лапку кошку. Та мяукнула, разбудила попугая, попугай громко закричал. Чернушка сказала, что наверно это разбудило рыцарей.
Они спустились в большую залу и два рыцаря напали на Чернушку. Алеша испугался и пришел в себя в своей постели.
На следующий вечер Чернушка вновь пришла к Алеше. Алеша по пути ничего не трогал и Чернушка привела его в невысокую залу. Из боковой двери вышли маленькие человечки, следом рыцари и наконец король.
Король поблагодарил Алешу за спасение министра и мальчик с удивлением узнает в министре Чернушку.
Король просит Алешу загадать желание и мальчик желает, чтобы он знал все уроки, которые были заданы.
Король дал Алеше конопляное семечко, но предупредил, чтобы он молчал обо всем увиденном.
После того, как король ушел, министр стал показывать Алеше подземный мир. Повсюду были драгоценные камни. Они осмотрели сад с  деревьями из мха и зверинец с крысами и кротами.
Потом они отправились на охоту. Алеша сел на палочку с лошадиной головой и все поскакали по переходам. Охотники загнали нескольких крыс.
После охоты мальчик спросил о том, кто такие подземные жители. Чернушка рассказал, что раньше они выходили наверх, но давно уже прячутся от людей. И если люди про них узнают, им придется отправится в далекие края.
Алеша очнулся в своей постели.
После этого он стал легко отвечать все уроки, пользуясь помощью конопляного семечка. Алеша постепенно стал привыкать к похвалам, стал гордым и непослушным. Алеша стал много шалить. Однажды учитель задал ему выучить 20 страниц, Алеша раскрыл рот, но не сказал ни слова. Алеша потерял семечко и долго с отчаянием искал его, взывая к помощи Чернушки.
Алешу оставили на хлебе и воде, ведь он не мог выучить текст. Ночью к нему пришла Чернушка, отдала ему семечко и сказала, что не узнает мальчика.
Алеша смело пошел на урок и ответил все 20 страниц. Учитель удивился и потребовал рассказать, как Алеша успел все выучить.Кто-то из учеников сказал, что Алеша не брал в руки книгу. Учитель решил, что Алеша его обманывает и наказал его. Принесли розги и вне себя от страха Алеша стал говорить про подземных жителей. Учитель решил, что мальчик обманывает и рассвирепел. Алешу высекли.
У Алеши больше не было семечка. Вечером пришел Чернушка, укорил мальчика, простил его и сказал, что должен вместе с народом отправится в далекие земли. Руки Чернушки были скованы цепью.
Утром Алешу нашли в сильной горячке. Когда мальчик выздоровел он снова стал тихим и добрым, послушным и прилежным. Его вновь полюбили товарищи.

Рисунки и иллюстрации к сказке “Черная курица”

Источник: https://santyaguarundito.blogspot.com/2018/04/blog-post_7.html

Сказка Черная курица, или Подземные жители. Антоний Погорельский

Сказка Черная курица, или Подземные жители о ценностях истинных и мнимых. Детям 10-12 лет сказка преподносит нравственные уроки. Родителям полезно прочитать психологическую сказку, чтобы уяснить, что ребенку важнее всего семья, родительская любовь и понимание. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Сказка Черная курица, или Подземные жители читать

Краткое содержание сказки

Алеша – умный и добрый мальчик. Он воспитывается в пансионе. Родители, наперед заплатив за его обучение, редко навещали сына. От одиночества мальчик погружается в мир своих фантазий. Он подружился с черной курицей, даже однажды спас ее от смерти.

Чернушка знакомит мальчика с жителями подземного королевства, в котором курочка состоит на службе у короля в должности министра. Король за спасение Чернушки дарит Алеше чудесное семечко. Мальчика предупреждают, что тайну о подземном королевстве он не должен раскрывать никому.

Волшебное свойство семечка помогает мальчику выделиться среди других учеников своими знаниями, хорошо отвечать на занятиях. При этом он не прилагал никаких усилий на подготовку. Сначала Алеша чувствовал угрызения совести. Но вскоре стал высокомерным.

Обратите внимание

Из любимого всеми прилежного мальчика Алеша превратился в заносчивого и грубого. Все от него отвернулись. Испугавшись наказания учителя, мальчик предал жителей подземного королевства. Теперь должны они переселиться в другое место. Но добрая курочка не держала зла на мальчика.

Чернушка только попросила, чтобы Алеша исправился. Проболев несколько недель, он изменился, снова стал прилежным учеником и любимцем учителей и товарищей. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Анализ сказки Черная курица, или Подземные жители

В реалистическую трогательную историю о забытом родителями мальчике автор вводит элементы волшебной сказки. Сначала автор вызывает у читателя сочувствие к доброму мечтательному Алеше, которого гнетет его одиночество.

Потом показывает, как ребенок меняется в худшую сторону, получив чудесный дар. Он не смог достойно им распорядиться, и бремя славы его сломало. За одним плохим поступком следуют другие. Но автор дает возможность своему герою исправиться.

Чему учит сказка Черная курица, или Подземные жители? Автор предостерегает читателей от нечестных поступков. Он хочет, чтобы читатели поняли: одна небольшая ложь тянет за собой другие плохие поступки, в которых рано или поздно придется раскаиваться.

Еще два важных акцента делает Погорельский в сказочной повести – успех и уважение окружающих нужно заслужить; ошибки исправлять никогда не поздно.

Мораль сказки Черная курица, или Подземные жители

Поддавшись соблазну один раз, человек становится уязвимым, постепенно впуская в свою жизнь другие пороки – в этом, по мнению автора, главная мысль сказки Черная курица, или Подземные жители. Очень актуальна она в современном обществе. Несомненно, юным читателям есть над чем задуматься.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Поступки – зеркало души.
  • По плохой дороге пойдешь – на беду набредешь.
  • Учись доброму, чтобы плохое на ум не шло.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Сборник сказок читать

Источник: https://ihappymama.ru/iq/skazki/chernaya-kuritsa-ili-podzemnye-zhiteli-antonij-pogorelskij/

Сочинение по повести Чёрная курица, или Подземные жители Погорельского

Я очень люблю сказки, поэтому произведение А. Погорельского «Чёрная курица или Подземные жители» не смог не причитать. Это оказалась немного необычная сказка, в ней не было королей и драконов, но от этого она стала еще интереснее.

В ней рассказывается о мальчике, который жил и учился в пансионате. Раньше были такие школы для учащихся. Так вот мальчика звали Алеша. Это был добрый мальчик, он дружил со всеми ребятами. Он ничем не выделялся от других детей, если только тем, что его никогда не забирали ни на выходные, ни на каникулы.

В то время, когда все разъезжались по домам, и он оставался один, и много читал. Естественно ему было скучно. Он гулял во дворе пансионата, куда выпускали кур. У него даже была одна любимица, звали ее Чернуха. Жизнь кур короткая. Вот и на Чернушку повариха глаз положила и быть ей обедом, если бы не Алеша.

Важно

Кухарка непросто так оставила курицу, мальчик за нее отдал золотую монетку, несмотря на то, что она была у него единственная.

Ночью произошло волшебство. К Алеше пришла черная курица и повела его, куда он не знал, но смело шел за ней. Чернушка предупредила его, что он должен делать, а чего нет. Алеша был не совсем аккуратным и поэтому туда, куда его вела, они не попали. Сон закончился на интересном месте.

А вот на следующую ночь мальчик выполнил все требования, и они дошли до царства Чернушки, где она была главной. Это был город маленьких человечков. Мальчик много узнал о городе и его жителях. За свое спасение Чернушка подарила ему зернышко, благодаря которому он будет знать все уроки, даже не открывая учебников.

Взамен она потребовала, что бы он никогда и ни кому не рассказывал о том, что узнал. Алеша заверил курицу, что никто и никогда не узнает их тайну.

Читайте также:  Анализ романа "обломов" гончарова в вопросах и ответах

Шло время, мальчик отвечал уроки на отлично, хотя мало проводил за занятиями. Ребята и учителя удивлялись, но не подозревали в чем дело. Алеша же молчал, помня обещание.

К сожалению не всегда хорошие подарки могут сделать из тебя настоящего человека. Мальчик становился вздорным, ни с кем не хотел дружить. В конце концов, он так заврался, что пришлось открыть тайну Чернушки.

Ему никто не поверил, а за вранье еще и наказали.

Курица, прежде чем уйти навсегда, попрощалась с ним. Мальчик плакал и раскаивался, но было уже поздно. Маленьким человечкам уже ничем нельзя было помочь.

На примере мальчика Алеши начинаешь понимать, что нельзя зазнаваться и предавать друзей. Лучше всего оставаться самим собой.

4-5 класс

`

Источник: https://SuperSochinenie.ru/sochineniya/literatura/raznye/po-povesti-chyornaya-kurica-ili-podzemnye-zhiteli-pogorelskogo

Сочинение Черная курица, или Подземные жители по повести Погорельского

Главным героем произведения «Черная курица или Подземные жители» является молодой парень по имени Алеша. Он учится в пансионате. У него было огромное количество друзей, которые всегда готовы прийти на помощь или выручить в трудной ситуации.

Практически на каждые выходные всех ребят забирали родители домой, а вот нашего главного героя никто не забирал, а все, потому что у него нет родителей. Пока все ребята находились дома и радовали родителей, Алеша сидит в пансионате и очень много читает книг. А когда ему надоедало читать, то он отправлялся на улицу, где гулял и играл один.

Больше всего на свете ему нравилось играть с курицами, которых выпускали также прогуляться. Он даже своей любимице дал прозвище Чернуха. Однажды повариха отловила несколько куриц для того чтобы приготовить из них обед и вместе с другими курицами туда же попала и Чернуха.

Совет

И тогда парень готов был пожертвовать своей золотой монетой, которую он берег до этого времени. И после этого повариха согласилась оставить курицу в живых.

Ночью Алеша увидел сон, в котором главной героиней была курица. Она решила провести его по одной тропе, которая ведет в интересное место. Вот только куда именно она его вела и что это было за место, он так и не узнал, а все, потому что неожиданно проснулся. На следующую ночь он все-таки узнал про это самое место.

И им оказалось царство, в котором Чернуха была главной. Здесь жили только человечки маленького роста. Кроме этого здесь она подарила ему одно золотое зернышко, при помощи которого парень может знать все занятия и все уроки даже не открыв при этом учебники.

Вот только парень никому не должен рассказывать про то, где он был и что видел.

Шло время, и все были удивлены, почему же он вдруг стал учиться лучше всех и очень быстро учил уроки и знал ответ на любой вопрос. Они много раз пытали мальчика, но он обещал курице не рассказывать ничего и держал свое слово.

Вот только это портило парня и постепенно ему не хотелось ни с кем, ни дружить, ни общаться, ведь он считает себя самым умным, а другие намного хуже его. Все больше и больше он стал обманывать не только своих друзей, но и взрослых. И в итоге рассказал всю правду, но никто ему не поверил. И этим он потерял своего единственного друга по имени Чернуха.

Она ушла от него, а он обещал, что больше такого не повториться и все будет по-другому. Но изменить уже ничего было нельзя.

← Эзопов язык в произведениях Салтыкова-Щедрина
← Нужна ли сатира сегодня?↑ ДругиеПо повести Алые паруса Грина →
По роману Васильева В списках не значился →

  • Анализ романа Достоевского Бедные люди
    Бедные люди является дебютным романом Федора Михайловича Достоевского. Это произведение имеет мало общего с книгами, которые принесли известность писателю
  • Сочинение Гардероб 2200 года 5 класс
    На протяжении всей мировой истории люди покрывали своё тело одеждой. В самом начале истории нашей человеческой цивилизации, одежда, сделанная из шкур животных, имела только одно применение – сохранять тепло
  • Чехов
  • Капитон Климов в рассказе Муму Тургенева сочинение
    Капитон – мужчина, привыкший злоупотреблять алкогольными напитками. Он всегда легкомысленно относился к собственной жизни, именно это создает образ испорченного человека, не способного принимать решения и отвечать за собственные поступки.
  • Великая Отечественная война в литературе 20 века сочинение
    Годы войны с 1941 по 1945 стали, ужасными, страшными и не забываемыми по сей день. Ведь такое событие невозможно забыть, это событие останется в памяти не у одного поколении. Про события Великой Отечественной Войны можно найти

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/chernaya-kurica-ili-podzemnye-zhiteli-po-povesti-pogorelskogo

План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему: Урок по теме А.Погорельский “Черная курица, или подземные жители”

Тема: А. Погорельский  «Черная курица, или подземные жители».

Цель: анализ сказки Погорельского через погружение в текст.

Задачи: 1. Формирование умения анализировать текст.

              2. Формирование умения задавать вопросы.

         3. Формирование умения обобщать информацию через составление  «толстых и тонких вопросов».

              4. Формирование умения работать в паре,  группе.

Оборудование: портрет писателя, пословицы.

Ожидаемый результат: учащиеся выходят на проблему(не самое главное в жизни поймать удачу), учатся детально анализировать текст, освоят культуру работы в парах.

Ход урока.

1.Фаза вызова.

Вы уже много знаете о сказках. Это целый мир: необъятный, загадочный.

Сегодня мы будем говорить о необычной волшебной сказке: «Черная курица, или Подземные жители». Ее написал замечательный писатель Антоний Погорельский в 1829 году. Посчитайте, сколько лет тому назад? (182 года назад)

Запись в тетради темы урока.

Обратите внимание

Откройте тетради, запишите число и тему: Анатолий Погорельский “Черная курица, или Подземные жители”. Нравственные уроки сказки.

Работа с портретом писателя.

А теперь, Ребята, посмотрим на портрет писателя. Что вы можете сказать об этом человеке? Каким он был? (добрым, честным, целеустремленным)

-Посмотрите на этот добрый, целеустремленный взгляд. Такой глубокий, пронзительный. Это был человек поистине добрый, честный, образованный. Только такой человек мог написать такую удивительную сказку, которая живет уже второе столетие.

-Вообразите себе, что этот красивый,  синеглазый, со светлыми вьющимися волосами, чуть печальным, но по-мальчишески отважным лицом человек войдет к нам в класс. Какие вопросы вы ему зададите, зная, что  к вам пришел автор сказки «Черная курица, или подземные жители» – Антоний Погорельский?

 – Учащиеся формулируют вопросы, комментируя их.  Учитель фиксирует их на доске.

Возможные варианты:

– Какие сказки Вы любили в детстве? Кто вам их рассказывал?

– Когда вы научились читать?

– Какие книги вы читали?

– А в детстве вы сочиняли сказки?

–  Как вы придумали сказку  о  черной курице?

Ребята записывают каждый свой вопрос в тетради и затем в ходе рассказа учителя, работы с учебником, анализа сказки записывают ответ на данный вопрос.

2.Фаза осмысления.

Посмотрим, кто из вас самый внимательный читатель.

– На доске записаны пословицы. Отметьте среди них те,  которые, по-вашему, отражают смысл сказки. Какую из них вы бы предложили в качестве эпиграфа к уроку?

1. Трудно найти,  легко потерять.

2. Только ума на деньги не купить.

3. Как прожил, так и прослыл.

4. Сам погибай, а друзей выручай.

5. Дал слово – сдержи его.

6. Что посеешь, то и пожнешь.

7. долг платежом красен.

8. Учись на добро отвечать добром.

9. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

10. Добро век не забудется.

Работа по усвоению новых знаний.

Чтобы достичь целей, выполним задания в группах.

1 группа.  Алеша в начале сказки.

Перескажите эпизод о том, как Алеша спас Чернушку, передавая те чувства, которые он переживал (с. 123 – 124). Каков Алеша в начале сказки?

2 группа. Алеша в Подземном городе.

Прочитайте по ролям диалог короля и Алеши (с. 135 – 136).

Подумайте, какова роль этого эпизода в сказке?

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/02/23/urok-po-teme-a-pogorelskiy-chernaya-kuritsa-ili-podzemnye

Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского

В истории русской словесности место писателя Антония Пого­рельского (Алексея Алексеевича Перовского, 1787— 1836) по праву определено как первое во многих областях.

Он был автором пер­вой в русской литературе фантастической повести, создателем первой в отечественной литературной классике прозаической сказ­ки для детей, первым в России популяризатором творчества не­мецкого романтика Гофмана. Самое известное произведение пи­сателя — «Черная курица, или Подземные жители.

Волшебная повесть для детей» (1829) — появилось в России тогда, когда не было еще сказок А.С.Пушкина, В.А.Жуковского и А.П.Зонтаг, не писал для детей и юношества В.Ф.Одоевский, не размышлял о детских книгах и детских писателях В.Г.Белинский.

Погорель­ский дал первый в национальной литературе образец повести о Детях и для детей, написанной простым русским языком. В мир сказочной повести вошел быт современного города, дома, се­мьи, судьба реального ребенка — воспитанника пансиона, неукрашенно-точное воссоздание его переживаний и поступков.

Серьезное событие реальной жизни самого Перовского — пре­бывание в Московском университете. Писатель получил образова­ние за два года и два месяца, окончив знаменитое учебное заведе­ние с двумя научными степенями — доктора философских наук и доктора словесных наук (1807). До этого он — побочный сын графа А.К.Разумовского, министра народного просвещения, внук К. Г.

Разумовского — президента петербургской академии наук — получил блестящее домашнее образование. На трех языках Перов­ский прочел три лекции, посвященные естественнонаучным про­блемам: сказочный успех был добыт напряженнейшим трудом ума. «Не для того вам дан ум, чтобы вы во зло его употребили», — любил повторять писатель и следовал этому принципу всю свою жизнь.

Занимаясь воспитанием маленького сына своей сестры, буду­щего известного русского поэта А.К.Толстого, которому была посвящена «Черная курица», проявлял строгость, но справедли­вость. В начале 30-х годов XIX века помог юноше опубликовать первое стихотворение, но рядом поместил объективную критику на него.

Важно

В 1825 году был назначен попечителем Харьковского учеб­ного округа, в 1826 году стал членом комитета по устройству учеб­ных заведений Петербурга.

Подготовил записку «О народном про­свещении в России» и написал сказочную повесть о мальчике, который совершил серьезную ошибку, трудному учению пред­почтя готовое знание.

Ум для писателя не означал чрезмерный интеллект и излиш­нюю серьезность. В искусстве и литературном быту Погорельского отличала склонность к мистификациям — намеренному введению в обман и заблуждение.

Тяга ко всему чудесному, выходящему из обыкновенного порядка, его не пугала: с легкой руки Погорель­ского появился в отечественной прозе такой персонаж, как двой­ник («Двойник, или Мои вечера в Малороссии»). Писатель отыс­кал этот образ, как и само понятие (доппель), в творчестве Гоф­мана, но перетолковал свободно.

Фантастика не вносит в повести Погорельского ни стихию хаоса, ни атмосферу карнавала. Четкие границы между действительностью и реальностью в них не поте­ряны. Добро и зло, грешное и праведное ясно различимы во внут­реннем мире произведений писателя, а финалы соотносимы с концовками волшебных фольклорных сказок («Лафертовская маковница»).

Странное и важное в этом случае приравнивается к обычному и незначительному («Черная курица, или Подземные жители»), зло исчезает как наваждение или сон, и у читателя «русского Гофмана» остается ощущение доброго чуда.

Сюжетные чудеса в «Черной курице» изображаются так, как их может себе вообразить ребенок. Бурная реакция десятилетнего мальчика на историю со спасением курицы Чернушки сменяется полузабытьем Алеши.

В чуткой грезе персонажа повести пережи­тые события и знакомые лица предстают в фантастическом осве­щении. Подземные путешествия герой совершает во сне, и от­крывшийся ему сказочный мир можно воспринимать как снови­дение.

Но граница волшебных снов и реальной яви автором вне­запно нарушается.

Совет

Появляется сказочный предмет, переходящий в мир действи­тельности и при этом сохраняющий свои волшебные свойства. Подарок короля гномов — конопляное семечко — способно тво­рить чудеса в повседневном школьном быту: благодаря ему Алеша получает возможность всегда знать уроки, не уча их.

Читайте также:  Анализ повести "очарованный странник" лескова

Так рождает­ся своеобразный вариант романтического двоемирия, в котором смешение реального с чудесным не ставит под сомнение ценно­сти идеального порядка. Писатель отстаивает безусловную значи­мость доброты, скромности, благородства, самоотверженной вер­ности дружбе и мечте.

Рассказанная им история вполне могла бы развернуться без содействия сказочной фантастики. Но свою ху­дожественную мистификацию на основе видения (чего-то, воз­никшего в воображении) Погорельский хорошо приспосабливает к детскому восприятию.

Ведь только душевная чистота ребенка открывает доступ в мир сказки, в мир идеала.

Когда же звучат прощальные слова Чернушки и сказка на на­ших глазах разрушается, постигается громадность утраты, побу­дившая романтиков называть детство потерянным раем.

Гофманиану Погорельский открывает как плодотворную литературную традицию, приближенную к домашнему обычаю «сказывания» на ночь, бытовавшему на Руси с древнейших времен, а маленькому человеку его «пользу» показывает не путем нравоучений, но «при­нятым» для него способом: без излишнего дидактизма, характер­ного для ранней русской детской литературы.

Герой «Черной курицы» «умненький, миленький» Алеша — образ явно автобиографический. Со знанием дела пишет в произ­ведении Погорельский о том, что родители Алеши, «жившие да­леко-далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учи­телю условленную плату за несколько лет вперед». Мальчика здесь любят и ласкают.

Но от взгляда всезнающего автора не укрывает­ся, как Алеше «часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно».

Одинокими вечерами герой повести увлекается чтением волшебно-рыцарских романов, интерес к которым порожден не только недостатком общения со сверстниками, но и нормальной потребностью любого ребенка, даже благополучного, в идеале — в чем-то чудесном, героическом, захватывающем.

Обратите внимание

Прочитав не­сколько таких книг, главным средством разрешения жизненных несоответствий Алеша начинает считать волшебство, а спаситель­ницей от одиночества — фею. Вот как представляется мальчику роль доброй волшебницы в его судьбе: она «явится в переулке и сквозь дырочку подаст ему игрушку, или талисман, или письмецо от папеньки или маменьки, от которых не получал он давно уже никакого известия».

На границе подземного царства, по представлению мальчика, должны стоять именно рыцари. В повести Погорельского они выполняют функцию, какую в волшебной фольклорной сказке не­сут в себе Баба-яга и Кощей Бессмертный: охраняют, стерегут проход в тридесятое царство, в мифологии — царство мертвых. «Кощей» («Кащей») в переводе с тюркского означает «пленник».

Поначалу Алеше кажется, что, избавившись от скучных учеб­ных обязанностей, он добьется успеха. На поверку герой попадает в плен собственной неразумности. Владение чудесным предметом не приносит ему истинной пользы: ни знаний у него не прибав­ляется, ни характер не улучшается. А когда семечко пропадает, Алеше и вовсе приходится туго.

Ему грозит наказание, если он не признается, как ему удается в короткое время наизусть зазубри­вать по двадцать страниц. Традиционное сказочное испытание обо­рачивается экзаменом на нравственную зрелость. И герой не вы­держивает проверки: совершает предательство, выдавая чужую тайну. Король со своим подземным народом вынужден отныне переселиться далеко от здешних мест.

Курица-министр Чернушка осужден носить золотые цепи, сковавшие его руки. И все это по вине Алеши.

Повесть заключает в себе нравственный урок: с юности, с дет­ства каждый человек несет ответственность за свои поступки. Ре­бенок должен научиться осознавать последствия своих действий, избегая поступать дурно, необдуманно.

Однако в процессе взрос­ления ребенку нужен руководитель, и не воображаемый, а реаль­ный.

И общими усилиями, быть может, придется пережить насто­ящую жизненную драму, чтобы понять: жизнь сложнее сказки, и нужно начинать с исправления самого себя.

Прощаясь с Алешей навсегда, министр говорит:

Важно

Одним только ты можешь меня утешить в моем несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде.

Свои сочинения Перовский считал педагогическими. В каждом из его произведений герой поставлен в ситуацию нравственного выбора. Писателю хотелось, чтобы родители читали детям его книги и обсуждали их, беседовали с детьми о мире, в котором живут.

Вопросы и задания

1. Почему свои произведения Погорельский считал педагогическими?

2. В чем смысл названия сказочной повести Погорельского?

Сказки В.Ф.Одоевского

Для развития специальной детской литературы, в особенности сказочной, много сделано крупнейшим прозаиком XIX века Вла­димиром Федоровичем Одоевским (1803— 1869).

В начале своей деятельности князь Одоевский был близок к декабристским кругам, но после поражения восстания на Сенат­ской площади 14 декабря 1825 года вынужден был бежать из Пе­тербурга, уничтожив бумаги, компрометирующие единомышлен­ников. Друг А.С.Пушкина, он публиковался в журнале «Совре­менник». Совместно с декабристом В. К.

Кюхельбекером издавал альманах, названный по имени древнегреческой богини памяти «Мнемозина». Будучи человеком разносторонних интересов, про­пагандировал гуманистические идеалы просвещения, достижения науки и общественной жизни, и в историю отечественной куль­туры вошел как писатель, как философ, теоретик музыки, уче­ный-экспериментатор.

В княжеском особняке на Миллионной улице он устроил специальный кабинет для химических и физических опытов, в которых принимали участие его друзья. Крупный госу­дарственный и общественный деятель, Одоевский одним из пер­вых осознал необходимость филантропии.

Его авторитет покрови­теля нуждающимся укрепился благодаря организации детских при­ютов, больниц и училищ для бедных, организации издания пер­вого русского журнала для крестьян.

Вклад писателя-педагога в детскую словесность трудно пере­оценить. Свою книгу «Наука до наук» Одоевский посвятил основ­ным принципам детского воспитания.

Совет

В педагогическом трактате писатель с восторгом отзывается об особенностях «свежего, не испорченного никакой схоластикой детского ума», называя детей своими лучшими воспитателями.

Настоящим открытием писателя является утверждение, разительно отличающее педагогическую концепцию Одоевского от большинства господствовавших тогда в России теорий: «Дитя — отъявленный энциклопедист, подавайте ему лошадь всю, как она есть, не дробя предмета искусственно, но представляя его в живой цельности, — в том вся задача педа­гогики». В ребенке Одоевский стремится видеть прежде всего чело­века и в этом следует за В. Г. Белинским. В качестве главной задачи детской литературы писатель ставит необходимость вызвать к жизни любопытство детей, привести в движение орудие их мышления, мыслить «любовно».

Этим даром Одоевский обладал и сам, видимо, унаследовав его от родителей. Отец, князь из рода Рюриковичей, и мать, кре­постная крестьянка, состояли в браке не равном, но сказочно счастливом.

Возможно, поэтому основным жанром литературного творчества Одоевского для детей стала сказка.

Русским детям он был известен под псевдонимом «дедушка Ириней» и полуфантас­тическим именем «Ь, Ъ, Й», представляющим конечные буквы его полного титула в дореволюционной орфографии: князь Владимиръ Одоевский.

Самые известные — «Пестрые сказки» — Одоевского целост­ным сборником были опубликованы в 1833—1834 годах. Нашу романтическую литературу тогда охватила «эпидемия сложения ска­зок». Книга писателя стала одним из первых циклов сказочных произведений, появившихся в отечественной словесности, к тому же прозаических, а не стихотворных.

Образ повествователя «Пе­стрых сказок» — Иринея Модестовича Гомозейки — опирается на традиции Пушкина и Гоголя. В творчестве Одоевского эта литера­турная маска приобрела принципиальное художественное значе­ние: автору необходим персонаж, выступающий посредником между ребенком и взрослым.

В 1838 году писатель издает «Сказки и повести для детей дедушки Иринея», а в 1847 году выходит в печати «Сборник детских песен дедушки Иринея».

Обратите внимание

Оригинальные сказки Одоевского скорее соответствуют пони­манию жанра в литературной теории и практике, современной писателю, чем нынешнему толкованию термина. Это произведе­ния малой повествовательной формы фантастического или фило­софского содержания, близкие к сказу.

На самом деле в их круг у Одоевского попадают произведения с различными жанровыми основами. Во-первых, собственно сказки — эпические литератур­ные тексты, написанные на фольклорный сюжет: «Мороз Ивано­вич», «Разбитый кувшин», «Сказка о четырех глухих».

Фантастика как необычное с бытовой точки зрения содержание необходима в них для тех или иных идейно-художественных целей автора. Во-вторых, это новые модификации жанра — сказки философские и научно-художественные: «Городок в табакерке», «Червячок», «Анекдоты о муравьях», «Два дерева».

В популярной форме в этих произведениях дается строгая научная информация о мире. В-тре­тьих, это рассказы и повести с элементами неправдоподобия: «Бедный Гнедко», «Сиротинка», «Отрывки из журнала Маши», «Серебряный рубль».

В изображении ситуации и событий здесь проглядывает стрем­ление Одоевского-просветителя доказать пользу знания («Столяр») и милосердия к ближнему («Шарманщик»). И самую большую часть прозаического сказочного наследия Одоевского составляют сказ­ки-притчи, т.е.

иносказательные рассказы с нравоучениями: «Сказ­ка о том, как опасно девушкам ходить толпою по Невскому про­спекту», «Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежа­щем», «Сказка о том, по какому случаю коллежскому советнику Ивану Богдановичу Отношенью не удалося в Светлое Воскресе­нье поздравить своих начальников с праздником», «Житель Афон­ской горы», «Необойденный дом».

Творческая манера Одоевского как детского автора сложилась на основе глубоких теоретических изысканий писателя в области психологии. Важным свойством детского возраста прозаик счи­тал способность воображения ребенка «отлетать» от действитель­ности в мир мечты, грезы, фантазии. Потому неотъемлемый эле­мент его фантастической прозы — сон.

В романтических повестях той поры и рассказах для взрослых прием грезы был типичен. Одним из первых Одоевский стал широко использовать его в произведениях о детях и для детей, узаконив в качестве жанрообразующего приема детской сказки.

Важно

В грезах героев его произве­дений часто реализуются самые потаенные потребности души и сердца («Серебряный рубль»), разворачивается игра с внешним миром, устанавливающая творческую власть над ним («Игоша», «Реторта»).

В предисловии к детским сказкам, сохранившемся в бумагах писателя, Одоевский писал о своем особенном понимании за­дач сказки. По его мнению, сказки пишутся главным образом для того, чтобы возбуждать внимание и любопытство детей. Всех детей Одоевский делит на «проснувшихся» и «непроснувшихся».

«Непроснувшиеся более, чем спят, ничто таких детей не инте­ресует. Дело воспитателя найти средство, которое могло бы от­вратить их ум от грез к какому бы то ни было предмету действи­тельного мира». Чтобы ненароком перевести ум ребенка на дру­гое, надо начинать с его грез.

Уходя от пустого мечтательства, дитя тогда исподволь вовлекается в серьезное познание окружаю­щего мира, и по форме это знание может оставаться грезой, а по сути становиться исследованием, например устройства механиз­ма музыкальной шкатулки («Городок в табакерке»).

Лучшим лите­ратурным материалом для этого Одоевский считал сказки Гофма­на: они с интересом читаются даже «непроснувшимися» детьми.

«Проснувшиеся» — это дети, полные интереса. Так как же сде­лать интерес первых устойчивым, а интерес вторых расширить? Одоевский пытался найти ответы на эти вопросы.

Самым известным произведением Одоевского для детей явля­ется сказка «Городок в табакерке».

Она начинается с того, что мальчику Мише папа подарил музыкальную шкатулку в виде ма­ленькой коробочки — табакерки.

Когда пружинка была взведена, городок под названием «Динь-Динь» оживал: по небу шло солн­це, а когда оно скрывалось, ставни затворялись и вспыхивали звезды. При этом играла музыка.

Мише так понравился подарок, что он захотел войти в этот городок и узнать его устройство. Это Мише, конечно же, удается сделать во сне. Там он знакомится с обитателями городка: коло­кольчиками, молоточками, пружинкой. Однако любопытный маль­чик ненароком ломает чудесное устройство… Как хорошо, что это всего лишь сон, и, проснувшись, можно вновь любоваться городком в табакерке.

Совет

Неисповедимых путей передачи полезного знания художествен­ным образом искал сам писатель в научно-популярных сказочных Произведениях для детей и юношества, приучающих растущего человека приобретать житейский опыт, т.е. смотреть, проверять, анализировать.

Вопросы и задания

1. В чем состояло новаторство Одоевского в развитии традиций ска­зочного жанра?

2. Какие особенности внешнего облика и поведения персонажей «Го­родка в табакерке» соответствуют месту каждого в сказочном мире тех­нического механизма, творящего музыку?

3. По какому признаку В.Ф.Одоевский делил детей на «проснувших­ся» и «непроснувшихся»?



Источник: https://infopedia.su/14xb299.html

Анализ сказки Антонио Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

Анализ сказки Антонио Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

Жанр: волшебная повесть для детей.

Тема:

Идея: не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит, благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их.

Читайте также:  Краткое содержание "повести о том, как один мужик двух генералов прокормил": краткий пересказ сюжета

Главные герои:

Алеша до получения конопляного семечка – умный, милый, старательный, прилежный, любознательный, ветреный, честный, добрый, скромный, начитанный, романтик, мечтатель, все его любили, верит в волшебство, остро чувствует свое одиночество, щедрый, эмоциональный, впечатлительный, наблюдательный, смелый, отзывчивый.

Он шаловлив, непоседлив, легко поддается соблазну не выучить скучный урок, слукавить, утаить от взрослых свои детские секреты, на какое-то время он становится непослушным, гордым мальчиком, страшным шалуном, самоуверенным, самолюбивым, праздным, ленивым, гордым, бессовестным, высокомерным, заносчивым шалуном, непослушным, его перестали любить товарищи.

Чернушка – ласковая, благодарная, добрая.

Второстепенные герои: учительница, король.

Сюжет повести. 

Повесть начинается с экспозиции (предыстория событий, развертывающихся непосредственно в рамках художественного вре­мени произведения).

Завязка — заступничество Алеши за Чернушку.

Кульминация (наивысшая точка напряжения всех про­блемных линий), своеобразный событийный «узел» конфликта — выбор Алешей в волшебных садах подземных жителей конопля­ного семечкаа не других взращенных прекрасных цветов и пло­дов.

 Этому самому выбору сопутствует прельщение (трудно не поддаться искушению без труда знать все на «отлично»).

Но, од­нажды уступив своей, кажется, безобидной для других мысли, уже маленький человек встает на путь сначала совсем небольшой, а потом все более растущей лжи. Так, кажется, тоже волшебным образом приходит к нему забвение правил .и обещаний.

Тогда в добром и сострадательном мальчике начинает говорить горды­ня, ничем неоправданное чувство превосходства над другими. Из волшебного средства — конопляного семечка, дурман-травы — произрастает эта гордыня.

Причем потеря героем конопляного семечка еще не развязка, мальчику дважды дается шанс без нравственных потерь выйти из сложившейся ситуации, но, снова найдя конопляное семечко, он вступает на тот же губительный путь.

Развязкой будет разо­блачение обмана, «предательство» подземных жителей, a уход их —уже эпилог (события, которые обязательно последуют, и изме­нить их уже не в силах никто).

Обратите внимание

B лирическом плане развязка — рас­каяние Алеши, горькое, невосполнимое чувство утраты, жaлостъ к героям, с которыми надлежит расстаться, и уже ничего ни в своих поступках, ни в поступках других изменить нельзя.

Событийная сто­рона — повод для начала «работы души.

Интуитивно читатель приходит к выво­ду, пусть и вербально не оформленному: гордыня, спесь побежда­ются раскаянием, покаянием, соучастием, состраданием, жалостью к другим. Нравственные выводы звучат афористически: «3а­блудших исправляют люди, лукавыx — ангелы, a гордыx — сам Господь БОГ» (св. Иoанн Лествичник)

Воспитательное значение:

Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать.

Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам.

Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его…

Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.

Надо быть строгим к себе. Добиваться всего самому.

Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей. Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.

Слушать внутренний голос совести.

Быть требовательным к себе, не ленится. Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.  Преодолевать в себе эгоизм, лень, себялюбие.

Познавательное значение:

Все произошедшее c героем заставляет читателя задумать­ся o многих серьезных вопросах. Как относиться к успеху? Как не возгордиться от неожиданной большой удачи? Что может случиться, ecли не прислушаться к голосу совести? Что такое верность слову? Легко ли преодолеть в себе дур­ное? Ведь «пороки обыкновенно входят в дверь, a выходят в щелочку».

Важно

Комплекс нравственных проблем ставит автор, не снисходя ни к возрасту героя, ни к возрасту читателя. Дет­ская жизнь не игрушечный вариант взрослой: все в

Особенности стиля. Своеобразие мышления ребенка, героя повествования, глазами которого как бы увидены многие события повести, подсказало писателю отбор изобразительных средств.

Поэтому каждая строчка «Черной курицы» находит отклик y читателей — сверстников героя.

Писатель, изобретательный в фантастической выдумке, внимателен к тщательному воссозданию подлинной жизни.

Точны полные подробностями, как бы c натуры срисованные пейзажи старого Петербурга, точнее, одной из старейших его улиц — Пер­вой линии Васильевского острова, с ее деревянными тротуарами, небольшими особняками, крытыми голландского черепицей, и просторными дворами, огороженными барочными досками.

Подробно и тщательно обрисованы Погорельским и одежда Алеши, убранство праздничного стола, и сложная, сделанная по моде того времени, прическа супруги учителя, и многие другие под­6цостей быта Петербурга XVIII века.

Бытовые сцены повести отмечены слегка насмешливой улыбкой автора. Именно так сделаны страницы, изображающие забавную суету в доме учителя перед приездом директора.

Чрезвычайно интересна лексика и стилистика повести. Слог «Черной курицы» свободный, разнообразный. Стремясь сделать повесть занимательной для ребенка, Погорельский не допускает упрощения, не стремится к такой доступности, которая достигается за счет обеднения текста.

Встречаясь, в произведении c мыслями и образами, сложными и не до конца понятными, ребенок усваивает их контекст обобщенно, не будучи в силах подойти к ним аналитически.

Совет

Но освоение текста, требующего от читателя известных умственных усилий, рассчитанных «на вырост», всегда плодотворнее, чем облегченное чтение.

«Черная Курица» легко воспринимается и современным читателем. Здесь практически нет архаической лексики, ус­таревших оборотов речи. И в то же время повесть выстроена стилистически разнообразно.

Здесь есть эпическая нетороп­ливость экспозиции, эмоциональный рассказ о спасении Чер­нушки, о чудесных происшествиях, связанных с подземными жителями.

Часто автор прибегает к живому, непринужденно­му диалогу.

B стилистике повести немалая роль принадлежит воспроизведению писателем детской мысли и речи. Погорельский один из первых обратил внимание на ее специфику и использовал в качестве средства художественной изобразительности. «Если бы я был рыцарь, — размышляет Алеша, — то никогда бы не ездил на извозчике».

Или: «Она (старушка-голландка) показалась ему (Алеше) как будто восковая». Так детская интонация применяется Погopельским и для речевой характеристики героя, и в авторской речи.

Стилевое разнообразие, смелое обращение к различным по степени сложности лексическим пластам и одновременно внимание к особенностям восприятия читателя-ребенка сделали повесть Погорельского классической детской книгой.

Архаизмы: дортуары, сени.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/analiz-skazki-antonio-poghoriel-skogho-chiernaia-kuritsa-ili-podziemnyie-zhitiel.html

Иллюстрации к повести А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» – презентация, доклад, проект

Слайд 1
Описание слайда:

Иллюстрации к повести А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» Работа ученика 5 класса «Б» Канева Валентина Руководитель – Язева Т.В.Слайд 2
Описание слайда:

Алексей Алексеевич Перовский придумал и записал волшебную повесть “Черная курица, или Подземные жители” для своего племянника тогда, когда Алеше (племяннику) было не более девяти или десяти лет, как и Алеше, герою сказки.Слайд 3
Описание слайда:

Чтение книг было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни.Слайд 4
Описание слайда:

Алёша подбегал к забору. Становился на цыпочки и пристально смотрел в круглые дырочки, которыми усеян был забор.Слайд 5
Описание слайда:

Обратите внимание

Алёша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку. Алёша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку.

Слайд 6
Описание слайда:

Алёша немного приподнялся в постели и ещё яснее увидел, что простыня шевелится…. Алёша немного приподнялся в постели и ещё яснее увидел, что простыня шевелится…. Вдруг белая простыня приподнялась, и из- под неё вышла… чёрная курица!Слайд 7
Описание слайда:

Тут Чернушка закудахтала странным голосом, и вдруг откуда не взялись маленькие свечки в серебряных шандалах, не большие как с Алёшин маленький пальчик.Слайд 8
Описание слайда:

И он смело последовал за нею. Из глаз её выходили как будто лучи, которые освещали всё вокруг них, хотя не так ярко, как маленькие свечки.Слайд 9
Описание слайда:

Алёша в первой комнате увидел всякого рода старинную мебель…. Алёша хотел было остановиться, чтоб рассмотреть мебель, а особливо фигуры на лежанке, но Чернушка ему не позволила. Алёша в первой комнате увидел всякого рода старинную мебель…. Алёша хотел было остановиться, чтоб рассмотреть мебель, а особливо фигуры на лежанке, но Чернушка ему не позволила.

Слайд 10
Описание слайда:

Они вошли во вторую комнату – и тут –то Алёша обрадовался! В прекрасной золотой клетке сидел большой серый попугай… подле попугая стояла кровать с белыми занавесками, сквозь которые он мог различить старушку… в другом углу стояла такая же точно кровать, где спала другая старушка, а подле неё сидела серая кошка. Проходя мимо неё, Алёша не мог утерпеть, чтоб не попросить у ней лапки…Слайд 11
Описание слайда:

В конце залы была большая дверь из светлой жёлтой меди. …соскочили со стен два рыцаря, ударили копьями об щиты и бросились на чёрную курицу. Чернушка подняла хохол , распустила крылья… вдруг сделалась большая, большая, выше рыцарей, и начала с ними сражаться! В конце залы была большая дверь из светлой жёлтой меди. …соскочили со стен два рыцаря, ударили копьями об щиты и бросились на чёрную курицу. Чернушка подняла хохол , распустила крылья… вдруг сделалась большая, большая, выше рыцарей, и начала с ними сражаться!Слайд 12
Описание слайда:

….вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина, в нарядных разноцветных платьях. ….вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина, в нарядных разноцветных платьях.Слайд 13
Описание слайда:

Дорожки усеяны были крупными разноцветными камешками, отражавшими свет от бесчисленных маленьких ламп, которыми увешаны были деревья… Дорожки усеяны были крупными разноцветными камешками, отражавшими свет от бесчисленных маленьких ламп, которыми увешаны были деревья…Слайд 14
Описание слайда:

….охотники пустились скакать во всю прыть по разным переходам и коридорам. Долго они так скакали, и Алёша от них не отставал, хотя с трудом мог сдерживать бешенную палку свою…Вдруг из одного бокового коридора выскочило несколько крыс, таких больших, каких Алёша никогда не видывал… ….охотники пустились скакать во всю прыть по разным переходам и коридорам. Долго они так скакали, и Алёша от них не отставал, хотя с трудом мог сдерживать бешенную палку свою…Вдруг из одного бокового коридора выскочило несколько крыс, таких больших, каких Алёша никогда не видывал…Слайд 15
Описание слайда:

… учители не могли нахвалиться Алешею. Все уроки без исключения знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли надивиться чрезвычайным его успехам. … учители не могли нахвалиться Алешею. Все уроки без исключения знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли надивиться чрезвычайным его успехам.Слайд 16
Описание слайда:

Важно

Принесли розги… Алеша был в отчаянии! В первый еще раз с тех пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого же – Алешу, который так много о себе думал, который считал себя лучше и умнее всех! Какой стыд!.. Принесли розги… Алеша был в отчаянии! В первый еще раз с тех пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого же – Алешу, который так много о себе думал, который считал себя лучше и умнее всех! Какой стыд!.. Он, рыдая, бросился к учителю и обещался совершенно исправиться…

Слайд 17
Описание слайда:

На другой день поутру дети, проснувшись, увидели Алешу, лежащего на полу без памяти. Его подняли, положили в постель и послали за доктором, который объявил, что у него сильная горячка. На другой день поутру дети, проснувшись, увидели Алешу, лежащего на полу без памяти. Его подняли, положили в постель и послали за доктором, который объявил, что у него сильная горячка.

Источник: https://myslide.ru/presentation/skachat-illyustracii-k-povesti-a-pogorelskogo-chyornaya-kurica–ili-podzemnye-zhiteli

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]