Изображение руси в «слове о полку игореве»
До нас не дошел подлинник «Слова о полку Игореве», найденный Мусиным-Пушкиным — во время пожара в Москве рукопись сгорела. Список с оригинала, сделанный в XVIII веке уже не один век волнует умы историков, лингвистов, поэтов, просто любителей древности..
В центре внимания автора не победа, а поражение князя Новгород-Северской земли Игоря в 1185 году.
Князь Игорь не смог участвовать в победоносном походе русских князей, объединенных под предводительством киевского князя Святослава — половцы были разбиты и опасность, казалось бы, надолго отступила от русской земли. Поход начался весной, и гололедица помешала конному войску Игоря прибыть вовремя.
По-видимому, Игорь тяжело переживал эту неудачу, ему не суждено было доказать свою преданность союзу русских князей против половцев.
Смелость, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью и горячностью, любовь к родине — с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы. Его планы простирались очень далеко: он надеялся восстановить свое “лицо” в глазах русских князей, предприняв поход видимо с целью отвоевать у половцев утраченную Тмутаракань…
Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к поражению, которого еще не знали русские. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья — Игорь и его брат Всеволод — оказались в плену.
Впервые русское войско потерпело такое страшное поражение. Вслед за победой над Игорем — половцы, собрав весь свой народ, ринулись разорять Русскую землю.
Тяжесть неудачи Игоря была тем сильнее для Русской земли, что эта неудача подорвала значение блестящей победы над половцами, за год до этого одержанной союзом русских князей во главе с Киевским князем Святославом.
Возможно символично рассмотрение сюжета на примере поражения, а не победы — хотя их разделял всего один год. В горечи поражения ярче, рельефнее вырисовывается та самая Русь, единение народа и земли — Родины. Частные характеристики князей являются лишь контрастным фоном для прорисовки основного героя повествования — Руси.
Земля живет и дышит заодно с человеком, заодно выступает с воинами-русичами, перегородившими «великие поля червлеными щитами». Она радуется вместе с ними победе, тужит и печалится при поражении. Героем «Слова» является не один из князей, а русский народ, русская земля, к ней обращены все лучшие чувства автора.
Образ Русской земли — центральный в «Слове». Образ родины, полной городов, рек и многочисленных обитателей, как бы противопоставлен образу пустынной половецкой степи — «стране незнаемой», ее холмам, болотам «грязевым» местам.
Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, Донецк, а из городов — Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переславль, Белгород, Новгород и многие другие — вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования.
Это, конечно, не только «земля» в собственном смысле слова, не только русская природа, русские города, это, в первую очередь, народ, ее населяющий. В «Слове» показаны: труд русских пахарей, нарушенный усобицами князей; говорится о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь; горе всего русского народа после поражения Игоря.
Понятие родины включает, для автора «Слова о полку Игореве» и ее историю.
История неудачного похода князя Игоря на половцев, преподносится автором на фоне событий русской жизни за полтора столетия, постоянно сопоставляя прошлые времена с настоящими.
В «Слове», автор сумел показать всю Русь целиком, объединил в своем описании и русскую природу, русских людей и русскую историю. Образ страдающей родины очень важен в художественном и идейном замысле.
«Слово о полку Игореве» было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности.
Автор обращается ко всем русским князьям поочередно, призывая их к ответу и требовательно напоминая об их долге перед Родиной.
Как же представлял автор «Слова» единство Руси, к которому он звал своих читателей? Само собой разумеется, что нельзя было просто уговорить русских князей перестать враждовать между собою.
Автор «Слова» — сторонник сильной центральной власти, которая могла бы закрепить единство Руси, сделать Русь мощным государством, которая была бы способна обуздать произвол мелких князей.
Центр единой Руси он видит в Киеве. Киевский князь Святослав представлен как сильный и грозный властитель. В образе князя, воплощающего собой идею сильной власти, показана та сила, с помощью которой должно было осуществляться объединение Русской земли.
Призыв к единению, чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе.
В наше время, время социальных и национальных конфликтов, борьбы за всевозможные суверенитеты, «Слово о полку Игореве» звучит как духовное завещание нашему поколению, учит нас любить свою родину и хранить ее единство.
Автор «Слова о полку Игореве» рисует удивительно живой образ Русской земли, он сумел окинуть взором всю Русь целиком с высоты птичьего полета, объединив в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.
Все сочинения по поэме «Слово о полку Игореве»
Источник: https://sochinenie-rus.ru/izobrazhenie-rusi-v-slove-o-polku-igoreve/
Сочинение на тему «Образ русской земли на страницах Слову о полку Игореве»
Уникальной особенность произведения является то, что автору удалось отразить неповторимое единство человека, природы, вселенной. Все вокруг главного героя движется, действует, страдает, переживает, радуется. И природа и родная земля – не абстрактные, а конкретные образы: живые, одухотворенные, опоэтизированы, персонифицированные.
Главным героем произведения является Русская Земля. О чем бы ни говорил автор, которые события не изображал, все его помыслы и надежды направлены к родной земле, государства величественной и сильной, матери отважных и свободолюбивых русичей – наших далеких предков.
Необъятные просторы Русской земли автор «Слово о полку Игореве» будто осматривает с высоты птичьего полета, ощущает ее как живой организм.
Просторы родной земли автор охватывает художественным воспроизведением событий в разных ее концах: низкорослые половецкие кони ржут за пограничной реке Суле; Игорь ведет свои полки к Дону великому; в Крыму известии о поражении Игоря радуются; в Киеве Святослав видит плохой сон и произносит «золотое слово»; Карпаты подпертые железными полками Ярослава Галицкого; возвращения Игоря из плена приветствуют своим пением девушки.
На фоне безграничной Русской земли гиперболизируеться и могущество ее храбрых сыновей не верится, что можно победить богатыря-ратоборцем Всеволода нельзя остановить Владимира Мономаха, который всю свою жизнь провел в победных сражениях с внешними врагами Руси; для недругов Родины закрыл ворота на Дунае Ярослав Осломисл.
Природа, как это неповторимо изображен в поэме, сочувствует участникам походу. Характерно, что в начале сочинения картины природы окрашены в мрачные тона (Солнце тьмой ему путь заступало).
Накануне поражения Игоря наступает кровавый рассвет с черными облаками символизируют половецкие орды. А помогая князю бежать из плена, природа будто преображается, набирает светлых, радостных тонов.
А потом ярким летним солнцем встретила Игоря Родина.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Автор поэмы вплетает элементы пейзажа и лирические отступления: в рассуждениях о вине перед Русской землей князя Олега «Гориславича» рождается образ опустошенного поля, давно не слышал голоса пахаря, цветущая земля превратилась в пустыню.
Мир природы дал писателю материал для многих средств образности: метафор, гипербол, сравнений. Автор поэмы стремится сблизить батальные сцены с грозными явлениями природы.
Источник: https://sochinyalka.ru/2014/11/obraz-russkoy-zemli-na-stranitsah-slovu-o-polku-igoreve.html
Русская земля в «Слове о полку Игореве» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
«Слово о полку Игореве» было написано в XII в. Это произведение посвящено неудачному походу князя Игоря против половцев, взятию его в плен и возвращению на родину. «Слово о полку Игореве» проникнуто истинным патриотизмом, искренней любовью к своему отечеству. Вот почему в произведении значительное место занимает образ Русской земли.
Любовью к Родине проникнуто все произведение. Глубокой человечностью веет от описания пейзажа опустелой пашни. Печальные картины заброшенной нивы, на которой вместо пахаря одни только вороны, воспринимаются как своеобразный плач автора о русском народе.
Необыкновенная чуткость автора, его большое сердце не могли не привлечь его внимания к народному горю. Его чувства целиком подчинены всепроникающей любви к родной ему Русской земле. Именно она и является главным героем произведения.
И именно эта любовь к Родине, к русским людям до предела усилила его чувства, сделала их сложными, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение. Именно любовь к родине стала его истинным вдохновителем.
Любовь к родине раскрыла автору скорбные переживания Ярославны, наполнила его сердце горем о погибших русских воинах. Любовь к Родине помогла автору проникнуть в думы воинов, переступить границу Русской земли. Любовь к Родине помогла ему ощутить тревогу мучительно долгой ночи накануне сражения.
В основе гениальной наблюдательности автора «Слова», в основе силы его человеческих чувств лежит его любовь к родной страдающей земле. Любовь к Родине водила его пером и определяла глубокую народность и патриотизм «Слова о полку Игореве».
Русская земля неразрывно связана для автора с русской природой. Ветер, солнце, грозовые тучи, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют тот необычайно широкий фон, на котором развертывается действие «Слова», передают ощущение широких просторов родины. Пределы пейзажа как бы раздвинуты и позволяют увидеть не участок природы, в целую страну.
Этот широкий пейзаж особенно четко выступает в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, способному пробить каменные горы, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи простерло свои жгучие лучи на русских воинов.
При этом русская природа не выключена из событий истории. Пейзаж «Слова о полку Игореве» тесно связан с человеком. Русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа.
Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседы и Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы.
Ощущение простора, присутствующее в «Слове», усиливается многообразными образами соколиной охоты, участием в действии птиц, совершающих большие перелеты (гусей, гоголей, ворон, кукушек, лебедей).
Это объединение всей Русской земли в единый конкретный, живой и волнующий образ является одним из самых существенных элементов призыва автора к единению.
Призыв к единению естественно вытекает из этого центрального образа «Слова» – образа единой, прекрасной и страдающей Родины.
Этот образ вызывает сочувствие к Русской земле, возбуждает любовь к ее природе, гордость ее историческим прошлым и сознание заложенных в ней непреоборимых сил.
Призыв к единению перед лицом внешней опасности пронизывает собою все «Слово» от начала и до конца. Необходимость этого единения автор доказывает на примере неудачного похода князя Игоря. Игорь терпит поражение именно потому, что идет в поход один.
Призывом к единению служит и центральный образ «Слова» – образ Русской земли. Одно перечисление упоминаемых в «Слове» русских городов составляет довольно точное представление об обширных пределах Русской земли: Киев, Чернигов, Полоцк, Новгород Великий, Тмутаракань, Курск, Путивль и другие города.
«Слово о полку Игореве» полно сильных и волнующих чувств по отношению к Русской земле. Произведение полно истинного патриотизма и чувства сострадания к несчастной, растерзанной междоусобицами Родине. Высокие чувства автора к родной стране передаются и современному читателю, открывшему для себя это великое произведение.
Источник: https://resoch.ru/russkaya-zemlya-v-slove-o-polku-igoreve/
Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»
Тема: Слово о полку Игореве
О, Русская земля!
«Слово о полку Игореве»
С чего начинается родина? В раннем детстве — с родительского дома, теплых, ласковых материнских рук, с небольшого мира вокруг тебя. Мы становимся старше — и границы родины раздвигаются. С первым жизненным опытом, начинаешь понимать, что родина — это не только мир, в котором ты живешь сегодня. У родины есть своя история, есть прошлое.
Об этом прошлом рассказывают книги, среди которых есть одна, удивительная, неповторимая, вызывающая в душе особенный отклик, потому что из нее мы узнаем о далеком прошлом русской земли. Эта книга — «Слово о полку Игореве».
Автор описывает, как медленно продвигается в диком поле, в этой «стране незнаемой», небольшое войско молодого Новгород-Северского князя Игоря Святославича и его немногих союзников.
Тяжело было прощание воинов с родиной, с родными и близкими людьми, однако князья и их дружины охвачены стремлением защитить родную землю, уничтожить коварного и жестокого врага — половцев. Не ведают русичи, что исход битвы предрешен, что их поражение навлечет новые беды на Русь.
Рассказчик вспоминает князей, при которых Русская земля «засевалась и прорастала усобицами», погибало достояние народа, сокращались жизни человеческие, редко слышались покрикивания пахарей, но часто кричали вороны, летая над человеческими трупами, берега рек были покрыты костями русских людей.
Стонал Киев от горя, а Чернигов — от несчастий; тоска разливалась по Русской земле, и те далекие события по-настоящему волнуют нас даже теперь. Русская земля является истинным, главным героем «Слова». Образ родины пронизывает все произведение и создан с чувством сыновней любви к ней.
В действие поэмы втянуты огромные пространства: Черное и Азовское моря, реки Дон, Донец, Волга, Рось, Сула, Днепр; города Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов, Белгород, Путивль и другие.
Автор «Слова» словно сам видит и нам, читателям, показывает Русскую землю с высоты.Действие происходит одновременно в разных ее концах: «девицы поют на Дунае, вьются их голоса через море до Киева», «трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле», «кони ржут за Сулою, звенит слава в Киеве» и т. д.
Такой же грандиозностью отличается и пейзаж «Слова», всегда живой, конкретный, показанный в движении. Так, перед битвой с половцами «черные тучи с моря идут… быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого». После поражения Игоря широкая печаль течет по Руси.
Образ родины, с ее городами, реками, многочисленными обителями, где живут и люди, и птицы, и звери, как бы противостоит образу пустынной половецкой степи, «стране незнаемой», испещренной оврагами и болотами. Материал с сайта //iEssay.
ru
Сила любви к Русской земле, которая чувствуется в каждой строке «Слова», рождает чувство причастности к описываемым событиям. Кажется, что далекие предки завещали нам любить и хранить эту великую землю, помнить ее историю.
Как прав был А. С. Пушкин, утверждавший, что «гордиться славою своих предков не только можно, но и должно».
Вот почему образ родины в «Слове» незабываем. И сегодня на вопрос: «С чего начинается родина?» я бы ответила: «С ее истории, с памяти о ее славном прошлом, о чести и достоинстве ее народа — с памяти, без которой не может быть ни настоящего, ни будущего, ни священной любви к родной земле».
На этой странице материал по темам:
- “образ русской земли в слове о полку игореве”
- образ русской земли в ' слове о полку игореве'
- образ русской земли (по “слову о полку игореве”)
- образ русской земли в ' слове о полку игореве'
- образ русской земли в ' слове о полку игореве'
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/other/mify-narodov-mira.-antichnaya-drevnerusskaya-literatura/sochineniya/slovo-o-polku-igoreve/obraz-russkoj-zemli-v-slove-o-polku-igoreve
Реферат по древнерусской литературе «Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»
Реферат по древнерусской литературе
«Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»
Выполнила:
Виноградова Н.Ю.
2014
План
-
Введение
-
Образ Русской земли как центральный образ «Слова…»
-
Русская природа как самостоятельный герой «Слова…»
-
Русский народ и его история в «Слове…»
-
Заключение
-
Список литературы
Введение
«Слово о полку Игореве» было непосредственным откликом на события Игорева похода. Оно было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности.
По точному выражению Карла Маркса, «смысл поэмы — призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монголов». Этот призыв и составляет основное содержание «Слова о полку Игореве».
На примере поражения Игоря автор показывает печальные последствия политического разъединения Руси.
Свой призыв к единению, свое чувство единства Родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. Академик А. С. Орлов писал: «Героем Слова является „Русская земля», добытая и устроенная трудом великим всего русского народа».
В первой части этого предложения перед нами метафора, удачно характеризующая идейное содержание «Слова о полку Игореве», во второй — явное добавление, не предусматривающее исторической характеристики предмета.
Образ Русской земли как центральный образ «Слова…»
Впервые в «Слове» интересующее нас понятие употребляется в следующий фразе: (Игорь) «… яаведѳ своя храбрыя плъкы на землю Половѣць-кую за землю Руськую».
«Слово о полку Игореве» посвящено всей Русской земле в целом. Героем «Слова» является не какой-либо из князей, а русский народ, Русская земля. К ней, к Русской земле, обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли — центральный в «Слове»; он очерчен автором широко и свободно.
Во имя интересов родины, народа звучит вдохновенный и страстный голос поэта.
Он представляет себе Русскую землю во всей сложности политической борьбы того времени, осмысляет ее судьбу в широкой исторической перспективе. Его глубоко волнуют честь и слава родины. Вот почему поражение Игоря воспринимается как страшное оскорбление всей Русской земли. И эту авторскую мысль ярко раскрывает поэтический образ Девы Обиды, которая встает в силах «Даждьбожа внука», т.
е. русского народа.
Могущество Русской земли автор «Слова» связывает с деятельностью «старого» Владимира и «старого» Ярослава, и, сосредоточивая основное внимание на «нынешней невеселой године» Русской земли, он сожалеет о том, что «того старого Владимира уже нельзе бе пригвоздити к горам киевским».
Страстный патриот и гражданин, автор «Слова» мыслит Русскую землю единым могучим феодальным государством с политическим центром в Киеве, государством, в котором вассалы неукоснительно выполняют свои обязанности по отношению к своему сюзерену.
Необходимым условием экономического процветания Русской земли является мир, прекращение усобиц, во время которых князья начинают «про малое се великое мьлвипш».
Выразителем интересов русских «ратаев», крестьян и ремесленников выступает гениальный поэт, отстаивающий общенародные интересы и осуждающий эгоистическую политику князей.
В этом плане он противопоставлен Бояну — придворному певцу, слагавшему спои торжественные гимны-«славы» русским князьям.
Так, например, обычные образы народной поэзии, заимствованные из области земледелия, входят не только в художественный замысел автора «Слова», но и в идейный. Образы земледельческого труда всегда привлекаются автором «Слова» для противопоставления войне. В них противопоставляется созидание разрушению, мир войне.
Благодаря образам мирного труда, пронизывающим всю поэму в целом, она представляет собой апофеоз мира.
Она призывает к борьбе с половцами для защиты мирного труда в первую очередь: «тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внука»; «тогда по Руской земли ретко ратаеве кикахуть, нъ часто врани граяхуть, трупиа себе деляче, а галици свою речь говоряхуть, хотять полегьти на уедие»; «чръна земля подъ копыты костьми была посеяна, а кровию польяна: тугою взыдоша по Руской земли»; «на Немизе снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоце животъ кладутъ, веютъ душу отъ тела. Немизе кровави брезе не бологомъ бяхуть посеяни, посеяни костьми рускихъ сыновъ».
В этом противопоставлении созидательного труда разрушению, мира — войне автор «Слова» привлекает не только образы земледельческого труда, свойственные и народной поэзии (как это неоднократно отмечалось), но и образы ремесленного труда, в народной поэзии отразившегося гораздо слабее, но как бы подтверждающего открытия археологов последнего времени о высоком развитии ремесла на Руси: «тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше и стрелы по земли сеяше», «и начяша князи… сами на себе крамолу ковати»; «а князи сами на себе крамолу коваху»; «ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузе скована, а въ буести закалена».
Едва ли в мировой литературе есть произведение, в котором были бы одновременно втянуты в действие такие огромные географические пространства.
Половецкая степь («страна незнаема»), «синее море», Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига, а из городов — Корсунь, Тмуторокань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль, Римов и многие другие — вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования.
Обширность Русской земли подчеркивается им одновременностью действия в разных ее частях: «девици поють на Дунаи, — вьются голоси чрезъ море до Киева». Одновременно с походом Игорева войска двигаются к Дону половцы «неготовами дорогами», скрипят их несмазанные телеги.
Обширные пространства Родины, в которых разворачивается действие «Слова о полку Игореве», объединяются гиперболической быстротой передвижения в нем действующих лиц.
Всеслав дотронулся копьем до золотого престола киевского, отскочил от него лютым зверем, в полночь из Белгорода скрылся в синей ночной мгле, наутро же, поднявшись, оружием отворил ворота Новгорода, расшиб славу Ярослава… Всеслав-князь людей судил, а сам в ночи волком рыскал: из Киева дорыскивал до петухов Тмуторокани; великому Хорсу (солнцу) волком путь перерыскивал. Святослав, словно вихрь, исторгнул поганого Кобяка из лукоморья, из железных великих полков половецких, и пал Кобяк в городе Киеве, в гриднице Святославовой.
В обширных пространствах Руси могущество героев «Слова о полку Игореве» приобретает гиперболические размеры: Владимира I Святославича нельзя было пригвоздить к горам киевским, галицкий Ярослав подпер горы угорские (венгерские) своими железными полками, загородив королю путь, затворив Дунаю ворота.
Русская природа как самостоятельный герой «Слова…»
Такой же грандиозностью отличается и пейзаж «Слова о полку Игореве», всегда конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут… быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого… Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется. После поражения войска Игоря широкая печаль течет по Руси.
Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, дождевые облака, щёкот соловьиный по ночам и галочий крик утром, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют огромный, необычайно широкий фон, на котором развертывается действие «Слова», передают ощущение бескрайних просторов Родины.
Действие „Слова о полку Игореве“ с начала — выступления князей в поход — до конца, рисующего возвращение Игоря из плена, изображается на фоне природы, причем с особым вниманием, с особой конкретностью автор описал ту степь, в которую русские войска вступили, перейдя „шоломя“, скрывшее от них „Рускую землю“. Академик А. С.
Орлов мастерски собрал в одну картину разбросанные по тексту „Слова“ „реалии“ этой степи (стр. 13—14).
Степной пейзаж все время стоит перед глазами читателей; они следят за движением русского войска по „чистому полю“, а половцев „неготовами дорогами“; видят вместе с автором, как вслед за войсками хищные звери приближаются к полю битвы в ожидании добычи; вглядываются в туман, скрывший „русичей“ на будущем поле битвы; слушают „говор галичь“, возвещающий наступление утра; гордятся добычей, разбросанной по „болотам и грязивым местом“ после первой схватки с врагом. Пейзаж сопровождает и рассказ о трагической развязке похода, приобретая время от времени символический оттенок: наступает рассвет с кровавыми зорями, черными тучами, которые раскрываются затем как вражеские полчища, идущие действительно с юга — „с моря“; над полями поднимается пыль от многочисленных войск с конями, верблюдами, повозками. И вот картина меняется: „черна земля“ покрыта („посеяна“) костьми, полита кровью, и от этой реальной картины — прямой переход к символическому изображению народного горя: посев „тугою взыдоша по Руской земли“. Именно в этой степи читатель видит и траву, которая „ничить жалощами“, и в степных балках, по берегам речек, деревья, которые „с тугою к земли преклонились“. Реальной природе автор придал эти лирические краски.
Особенно широко развертывается картина природы, когда „Слово“ изображает бегство Игоря из плена, причем эта природа активно помогает беглецу.
Как видим, основная сюжетная линия „Слова“ вся проходит на фоне картин природы. Но и так называемые „отступления“ автора от этой линии — воспоминания о прошлом, речи Святослава, обращения к князьям — также не лишены элементов пейзажа.
В воспоминаниях о крамольнике Олеге Гориславиче перед нами опустелая русская пашня, по которой „ретко ратаеве кикахуть“, на ней лежат „трупие“, над которыми „часто врани граяхуть“; в похвале Святославу „грозному великому киевскому“ — половецкая степь с холмами и яругами, реками и озерами, потоками и болотами; в речи бояр и затмение, истолкованное символично, и берег „синего моря“; в рассказе о смерти Изяслава — „серебреные струи“ Сулы и „болотом“ текущая Двина, окровавленная трава, на которой птицы крыльями прикрывают убитых, а звери (лисицы) им „кровь полизаша“.
Широкий простор родной природы живо ощущается и в плаче Ярославны.
Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы ладьи до Кобякова стана, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие свои лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.
В радостях и печалях русского народа принимает участие вся русская природа: понятие Родины — Русской земли — объединяет для автора ее историю, «страны», то есть сельские местности, города, реки и всю природу — живую, сочувствующую русским. Солнце тьмою заслоняет путь князю — предупреждает его об опасности. Донец стелет бегущему из плена Игорю зеленую постель на своих серебряных берегах, одевает его теплым туманом, сторожит гоголями и дикими утками.
Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседу с Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы.
Ощущение обширности пространства и простора Родины, постоянно присутствующее в «Слове о полку Игореве», усиливается многочисленными образами соколиной охоты, участием в действии птиц (гуси, гоголи, вороны, галки, соловьи, кукушки, лебеди, кречеты), совершающих большие перелеты к Дону и к синему морю, через поля широкие. Постоянные упоминания о море подчеркивают это ощущение.
Охватывая мысленным взором всю Русскую землю, автор видит и слышит все, что в ней происходит. Автор «Слова о полку Игореве» говорит о подробностях походной жизни, о приемах защиты и нападения, о различных деталях вооружения, отмечает поведение птиц и зверей.
Образ Родины, полной городов, рек и многочисленных обитателей, как бы противопоставлен образу пустынной половецкой степи — «стране незнаемой», ее яругам (оврагам), холмам, болотам и «грязивым» местам.
Русский народ и его история в «Слове…»
Русская земля для автора «Слова о полку Игореве» — это, конечно, не только «земля» в собственном смысле этого слова, не только русская природа, русские города, это, в первую очередь, народ, ее населяющий.
Автор «Слова» говорит о мирном труде русских «ратаев» — пахарей, нарушенном усобицами князей; он говорит о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь; он говорит о горе всего русского народа после поражения Игоря, о гибели достояния русского народа, о радости жителей городов и сельских местностей при возвращении Игоря.
Войско Игоря новгород-северского — это прежде всего «русичи» (русские сыны). Они идут на половцев за Родину; переходя границу Руси, они прощаются с Родиной — с Русской землей в целом, а не с Новгород-Северским княжеством, не с Курском или с Путивлем.
«О Руская земле! уже за шеломянемъ еси!»
Вместе с тем понятие Родины включает для автора «Слова о полку Игореве» и ее историю. В зачине к «Слову» автор говорит, что он собирается вести свое повествование «отъ стараго Владимера (Владимира I Святославича) до нынешняго Игоря».
Излагая историю неудачного похода князя Игоря на половцев, автор охватывает события русской жизни за полтора столетия и ведет свое повествование, «свивая славы оба полы сего времени» — постоянно обращаясь от современности к истории, сопоставляя прошлые времена с настоящим. Автор вспоминает века Трояновы, годы Ярославовы, походы Олеговы, времена «стараго Владимера» Святославича.
Заключение
Автор «Слова о полку Игореве» рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединил в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.
Образ страдающей Родины очень важен в художественном и идейном замысле «Слова»: он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает ненависть к ее врагам, он зовет русских людей на ее защиту. Образ Русской земли — существенная часть «Слова» как призыва к ее защите от внешних врагов.
«Слово о полку Игореве» — произведение поразительно цельное.
Художественная форма «Слова» очень точно соответствует его идейному замыслу. Все образы «Слова» способствуют выявлению его основной идеи — идеи единства Руси.
Список литературы
1.Адрианова-Перетц В. П. «Слово о полку Игореве» и устная народная поэзия // Слово о полку Игореве / АН СССР; Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950.
2. Кусков В.В. История древнерусской литературы. — Изд. 6-е, испр. и доп. — М.: Высшая школа, 1998.
3. Лихачев Д. С. Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. – Л.: Худож. лит., 1987.
4. Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве»: (Историко-литературный очерк) // Слово о полку Игореве / АН СССР; Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950.
Источник: https://globuss24.ru/doc/referat-po-drevnerusskoy-literature-obraz-russkoy-zemli-v-slove-o-polku-igoreve
Образ русской земли в «Слове о полку Игореве»
Древнерусские авторы уделяют природе немного внимания, в основном, они обращаются к ней тогда, когда она тесным образом связана с судьбой действующих лиц повествования, когда она оказывает на них влияние.
В дошедших до нас произведениях Древней Руси нет описания бездействующей природы, которая играет прямую, а не косвенную роль. В «Слове…» нет пейзажей, природа введена в события, она участвует в них то ускоряя, то замедляя их ход.
Она активна и в этой своей активности наделяется почти человеческими качествами.
В гениальной древней поэме «Слово о полку Игореве» русская земля осознается как нечто единое, как достояние народа, идущего от одного корня, несмотря на усобицы и существование различных княжеств.
Душа автора «Слова», до сих пор, к сожалению, безымянного, нерасторжима с родными просторами и туманами южнорусских холмов и степных раздолий. Природа живет и дышит в «Слове» заодно с человеком, заодно выступает с воинами — русичами, перегородившими «великие поля червлеными щитами».
Она радуется вместе с ними победе, печалится при поражении. «О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! — говорится в другом древнерусском памятнике письменности.
— Многими красотами дивишь ты — озерами многими, дивишь ты реками и источниками местопочтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьками различными, птицами бесчисленными, городами великими. Образ русской земли — центральный в «Слове о полку Игореве».
Героем «Слова» является не какой-либо из князей, а весь русский народ. К русской земле обращены все лучшие чувства автора.
Автор «Слова о полку Игореве» рисует обширные пространства Русской земли. Он ощущает родину как единое огромное целое.
В действие втянуты огромные географические пространства: половецкая степь, «синее море», Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, а из городов — Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переславль, Белгород, Новгород и многие другие. Вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования.
Образ родины, полной городов, противопоставлен образу пустынной половецкой степи — «стране незнаемой», её холмам, болотам, «грязевым» местам.
Русская земля для автора «Слова о полку Игореве» — это, конечно, не только «земля» в собственном смысле слова, не только русская природа, русские города, это в первую очередь народ, её населяющий.
Автор «Слова» говорит о мирном труде русских пахарей, нарушенном усобицами князей; он помнит о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь; он рассказывает о горе всего русского народа после поражения. Автор «Слова о полку Игореве» рисует удивительно живой образ Русской земли.
Создавая «Слово», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединил в своем описании и русскую природу, и русских князей, и русскую историю. Образ страдающей родины очень важен в художественном и идейном замыслы «Слова»: он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает ненависть к её врагам, он зовет русских людей на её защиту. Любовь к родине водила пером автора этого бессмертного произведения. «Слово о полку Игореве» в наше время звучит как духовное завещание давно ушедшего поколения. Это «золотое слово» учит нас любить свою родину Россию и хранить её единство.
Источник: https://slovo-igoreve.ru/obraz-russkoj-zemli-v-slove-o-polku-igoreve/
Образ Русской земли в “Слове о полку Игореве”
Древние русские авторы уделяют природе немного внимания и только тогда, когда она тесным образом связана с судьбой действующих лиц повествования, когда она оказывает на них влияние.
В древней Руси нет описания бездействующей природы, которая играет прямую, а не косвенную роль. В “Слове…” нет пейзажей, природа введена в события, она участвует в них то ускоряя, то замедляя их ход.
Она активна и в этой своей активности наделяется почти человеческими качествами.
В гениальной древней поэме “Слово о полку Игореве” русская земля осознается как нечто единое, как достояние народа, идущего от одного корня, несмотря на усобицы и существование различных княжеств. Душа автора “Слова”, до сих пор, к сожалению, безымянного, нерасторжима с родными просторами и туманами южнорусских холмов и степных раздолий.
Природа живет и дышит в “Слове” заодно с человеком, заодно выступает с воинами-русичами, перегородившими “великие поля червлеными щитами”. Она радуется вместе с ними победе, печалится при поражении. “О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! – говорится в другом древнерусском памятнике письменности.
– Многими красотами дивишь ты – озерами многими, дивишь ты реками и источниками местопочтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьками различными, птицами бесчисленными, городами великими. Образ русской земли – центральный в “Слове о полку Игореве”. Героем “Слова” является не какой-либо из князей, а русский народ.
К русской земле обращены все лучшие чувства автора.
Автор “Слова о полку Игореве” рисует обширные пространства Русской земли. Он ощущает родину как единое огромное целое.
В действие втянуты огромные географические пространства: половецкая степь, “синее море”, Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, а из городов – Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переславль, Белгород, Новгород и многие другие. Вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования.
Образ родины, полной городов, противопоставлен образу пустынной половецкой степи – “стране незнаемой”, её холмам, болотам, “грязевым” местам. Русская земля для автора “Слова о полку Игореве” – это, конечно, не только “земля” в собственном смысле слова, не только русская природа, русские города, это в первую очередь народ, её населяющий.
Автор “Слова” говорит о мирном труде русских пахарей, нарушенном усобицами князей; он помнит о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь; он рассказывает о горе всего русского народа после поражения. Автор “Слова о полку Игореве” рисует удивительно живой образ Русской земли.
Создавая “Слово”, он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединил в своем описании и русскую природу, и русских князей, и русскую историю. Образ страдающей родины очень важен в художественном и идейном замыслы “Слова”: он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает ненависть к её врагам, он зовет русских людей на её защиту. Любовь к родине водила пером автора этого бессмертного произведения. “Слово о полку Игореве” в наше время звучит как духовное завещание давно ушедшего поколения. Это “золотое слово” учит нас любить свою родину Россию и хранить её единство.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.bobych.spb.ru/
Источник: https://diplomba.ru/work/99157
Образ земли русской в «Слове о полку Игореве»
Образ земли русской
в «Слове о полку
Игореве»
В основе «Слова о
полку Игореве» лежат исторические события: поход на половцев в 1185г. Новгород-северского князя Игоря Святославовича, его
брата Всеволода и сына Владимира.
Для автора «Слова…» этот весьма незначительный эпизод русской истории становится поводом для постановки проблемы общегосударственного значения-проблемы единства русской земли.
Патриотическая идея единства является центральной
и определяет особенности композиции, жанра, системы художественных образов
и пр.
Композиция «Слова…» построена по принципу «триад». В произведении три части: вступление, основная 9повествовательная) часть и эпилог, основная часть также состоит из трёх частей.
Во вступлении
автор размышляет о том,
как ему начать рассказ. Он
вспоминает певца-поэта Бояна,
у которого «вздрагивали струны, трепетали, сами князям славу
рокотали». Автор «Слова…» не
желает восхвалять русских князей, в своём повествовании «о године
бед» он следует за действительными
событиями.
Первая глава повествует о походе князя Игоря и о
поражении русского войска. Затмение солнца, гроза, поведение лесных зверей и птиц-всё предупреждало князя
об опасности.
Но продолжает свой путь дружина князя Игоря, который
молвит: «Братья и дружина! Лучше
быть убитому от мечей, Чем от рук
поганых полонену!» После поражения русского войска князя Игоря и его брата Всеволода стали обвинять в том, что они открыли половцам путь на русскую землю. Автор «Слова…» с горечью описывает, как клянут князя Игоря.
Он называет князей Игоря и Всеволода отважными, а других князей осуждает за, то, что они не поддержали и не собрали войска, чтобы отомстить за поражение: «И растёт крамола меж князьями, И не видно от князей добра».
Во второй части
действие переносится в Киев, где
великий Киевский князь Святослав
видит «мутный» сон, предвещающий несчастье, бояре объясняют ему значение сна, рассказывая о поражении
Игоря и Всеволода. Кульминацией второй части является «золотое слово» Святослава.
Автор, «подключаясь» к
голосу своего героя, призывает всех русских князей объединиться и стать
на защиту Русской земли: «Встаньте, государи, в злат стремень За обиду в этот черный день, За Русскую землю, За Игоревы раны – Удалого сына Святославича!».
Третья часть начинается плачем Ярославны, в котором юная княгиня обращается к самым могущественным силам природы – солнцу, ветру
и воде (Днепру, Славутичу) – с
просьбой о помощи. В этой же части
мы читаем о побеге князя Игоря
из плена.
В эпилоге автор
славит князей и дружину.
Образная система
«Слова о полку Игореве» очень
сложная. В её основе – целостное
мировосприятие автором Вселенной
и человека, объединяющее образы природы
и героев – людей.
Русская земля –
центральный герой «Слова…»-предстает в своей исторической и природной красоте, во всей сложности политической борьбы своего времени, в широчайшей пространственно-временной перспективе.
Русь-это земля
предков, завоеванная и отвоеванная, обильно политая кровью отцов
и дедов. Автор вспоминает историю
Руси, начинающуюся в далёком прошлом
с языческих времён («века Трояна») и до «нынешнего Игоря». Могущество русской земли автор связывает с деятельностью «старых» князей – Владимира и Ярослава, «нынешнюю невеселую годину» объясняет «крамолами» князей «новых».
Русь – государство, имеющее международный авторитет: немцы и венецианцы, греки и
морава напряженно следят за событиями, происходящими в русской земле.
Автор подчеркивает огромное географическое пространство Руси, беспредельность её, ощущение пространства создается образами птиц – соколов, галок, воронов; поход
Игоря происходит в степени –
огромном безвекторном пространстве и
т.д.
Русская земля-это
русская природа, величественный и
прекрасный мир, в котором живут
своей особой жизнью ветры – Стрибожьи
внуки, волнуются моря и реки, «светится
на небеси» солнце, трепещут в тучах
синие молнии.
Природа принимает
активное участие в жизни героев: солнце предупреждает об опасности
Игоря, а Див – половцев; коварная река Стугна утопила юношу Ростислава, Донец помогает Игорю благополучно добраться домой и т.д.
природа
в «Слове» выступает в своём
реальном и метаморфическом значении.
Русская земля –
это прежде всего народ, населяющий её: князья, дружина, русские жены, бояре, пахари, ремесленники. Русский народ любим и опекаем и языческими богами (он Даждь-божий внук и внук Трояна) и христианским Богом – отцом.
Идея единения, прославляемая
«Слове о полку Игореве», актуальна для современной России. Поэтому, несмотря на прошедшие восемь веков с момента написания, «Слово» интересно для современного читателя, его идеи находят живой отклик в душах людей, которым небезразлична судьба России, в каком бы веке они не жили.
Источник: https://stud24.ru/literature/obraz-zemli-russkoj-v-slove/128534-376997-page1.html
Образ Русской земли в “Слове о полку Игореве”
“Слово о полку Игореве” было написано в XII в. Это произведение посвящено неудачному походу князя Игоря против половцев, взятию его в плен и возвращению на родину. “Слово о полку Игореве” проникнуто истинным патриотизмом, искренней любовью к своему отечеству. Вот почему в произведении значительное место занимает образ Русской земли.
Любовью к Родине проникнуто все произведение. Глубокой человечностью веет от описания пейзажа опустелой пашни. Печальные картины заброшенной нивы, на которой вместо пахаря одни только вороны, воспринимаются как своеобразный плач автора о русском народе.
Необыкновенная чуткость автора, его большое сердце не могли не привлечь его внимания к народному горю. Его чувства целиком подчинены всепроникающей любви к родной ему Русской земле. Именно она и является главным героем произведения.
И именно эта любовь к Родине, к русским людям до предела усилила его чувства, сделала их сложными, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение. Именно любовь к родине стала его истинным вдохновителем.
Любовь к родине раскрыла автору скорбные переживания Ярославны, наполнила его сердце горем о погибших русских воинах. Любовь к Родине помогла автору проникнуть в думы воинов, переступить границу Русской земли. Любовь к Родине помогла ему ощутить тревогу мучительно долгой ночи накануне сражения.
“Слово о полку Игореве” полно сильных и волнующих чувств по отношению к Русской земле. Произведение полно истинного патриотизма и чувства сострадания к несчастной, растерзанной междоусобицами Родине. Высокие чувства автора к родной стране передаются и современному читателю, открывшему для себя это великое произведение.
(No Ratings Yet)
Loading…
З усіх утрат втрата часу найтяжча.
Ви зараз читаєте: Образ Русской земли в “Слове о полку Игореве”« Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (2)Дружба і любов у поемі Шота Руставелі “Витязь у тигровій шкурі” »
Источник: https://ukr-lit.com/obraz-russkoj-zemli-v-slove-o-polku-igoreve/
Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»
О, Русская земля!
“Слово о полку Игореве”
С чего начинается родина? В раннем детстве – с родительского дома, теплых, ласковых материнских рук, с небольшого мира вокруг тебя. Мы становимся старше – и границы родины раздвигаются. С первым жизненным опытом, начинаешь понимать, что родина – это не только мир, в котором ты живешь сегодня. У родины есть своя история, есть прошлое.
Об этом прошлом рассказывают книги, среди которых есть одна, удивительная, неповторимая, вызывающая в душе особенный отклик, потому что из нее мы узнаем о далеком прошлом русской земли. Эта книга – “Слово о полку Игореве”.
Автор описывает, как медленно продвигается в диком поле, в этой “стране незнаемой”, небольшое войско молодого Новгород-Северского князя Игоря Святославича и его немногих союзников.
Тяжело было прощание воинов с родиной, с родными и близкими людьми, однако князья и их дружины охвачены стремлением защитить родную землю, уничтожить коварного и жестокого врага – половцев. Не ведают русичи, что исход битвы предрешен, что их поражение навлечет новые беды на Русь.
Рассказчик вспоминает князей, при которых Русская земля “засевалась и прорастала усобицами”, погибало достояние народа, сокращались жизни человеческие, редко слышались покрикивания пахарей, но часто кричали вороны, летая над человеческими трупами, берега рек были покрыты костями русских людей.
Стонал Киев от горя, а Чернигов – от несчастий; тоска разливалась по Русской земле, и те далекие события по-настоящему волнуют нас даже теперь. Русская земля является истинным, главным героем “Слова”. Образ родины пронизывает все произведение и создан с чувством сыновней любви к ней.
В действие поэмы втянуты огромные пространства: Черное и Азовское моря, реки Дон, Донец, Волга, Рось, Сула, Днепр; города Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов, Белгород, Путивль и другие.
Автор “Слова” словно сам видит и нам, читателям, показывает Русскую землю с высоты. Действие происходит одновременно в разных ее концах: “девицы поют на Дунае, вьются их голоса через море до Киева”, “трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле”, “кони ржут за Сулою, звенит слава в Киеве” и т. д.
Такой же грандиозностью отличается и пейзаж “Слова”, всегда живой, конкретный, показанный в движении. Так, перед битвой с половцами “черные тучи с моря идут… быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого”. После поражения Игоря широкая печаль течет по Руси.
Образ родины, с ее городами, реками, многочисленными обителями, где живут и люди, и птицы, и звери, как бы противостоит образу пустынной половецкой степи, “стране незнаемой”, испещренной оврагами и болотами.
Сила любви к Русской земле, которая чувствуется в каждой строке “Слова”, рождает чувство причастности к описываемым событиям. Кажется, что далекие предки завещали нам любить и хранить эту великую землю, помнить ее историю.
Как прав был А. С. Пушкин, утверждавший, что “гордиться славою своих предков не только можно, но и должно”.
Вот почему образ родины в “Слове” незабываем. И сегодня на вопрос: “С чего начинается родина?” я бы ответила: “С ее истории, с памяти о ее славном прошлом, о чести и достоинстве ее народа – с памяти, без которой не может быть ни настоящего, ни будущего, ни священной любви к родной земле”.
Источник: https://www.sochuroki.com/obraz-russkoj-zemli-v-slove-o-polku-igoreve/