Описание картины “боярыня морозова” сурикова: анализ, материалы для сочинения

Боярыня Морозова: описание картины, сюжет, история

Как-то в очередной раз, зайдя в Третьяковскую галерею, остановился около знаменитого полотна Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова».Рядом оказалась сотрудница музея, от которой я впервые с удивлением узнал, что впечатлением, толкнувшим автора картины «Боярыня Морозова» на её создание,было чёрное пятно вороны с оттопыренным крылом на белом снегу.

Это посещение пробудило во мне интерес к истории картины «Боярыня Морозова».

Описание картины

Как и другие произведения Василия Сурикова, жанр картины «Боярыня Морозова» представляет историческую живопись.

В кратком описании картины Сурикова «Боярыня Морозова» можно почерпнуть такие сведения: на внушительном, 304 на 586 см, полотне изображена историческая сцена раскола церковного учения в XVII веке.

Оценки современников разделились от признания Василия Ивановича гением, до полного неприятия.

Боярыня Морозова

Быстрое движение саней акцентирует бегущий рядом мальчик и большое снежное пространство дороги внизу полотна.

Обратите внимание

Год написания картины «Боярыня Морозова» совпал с 15 передвижной выставкой 1887 года. В центре картины зритель видит розвальни, рассекающие толпу на приверженцев и противников нового учения с главной героиней, поднявшей руку в жесте двоеперстия.

Фанатичное, бескровное лицо, или как писал единомышленник боярыни протопоп Аввакум: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны, и кидаешься ты на врагов аки лев».

Тончайшие переливы оттенков создают импрессионистическую симфонию цвета.

Ведь, набрасывая эскизы, художник выводил своих моделей на московские заснеженные улицы, чтобы уловить на их лицах и одежде тончайшие нюансы игры света, отражённой снегом.

Несмотря на неоднозначные оценки современников, шедевр был приобретён для галереи Третьякова, где и находится картина «Боярыня Морозова» до сегодняшнего дня.

Сюжет картины

Краткий эпизод, отражённый в картине, приоткрывает перед неравнодушным зрителем десятилетия борьбы, лишений и великих страстей, кипевших в те времена среди русского народа. Не остались в стороне и правящий класс с церковной элитой.

Боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова и её сестра, княгиня Евдокия Прокопьевна Урусова, принадлежали к высшей знати того времени. Отец их служил окольничим, а муж Феодосии был из знаменитого рода Морозовых, состоявших в родстве с Романовыми.

После смерти мужа, унаследовав немалое состояние, боярыня постриглась в монахини и отказалась принять новое церковное учение.

Сёстры были подвергнуты пыткам и умерли мученической голодной смертью в земляной тюрьме Боровска, а 14 их слуг тогда же сожгли заживо.

Позднее на месте предполагаемого захоронения Морозовой, Урусовой и других последовательниц старой веры, погибших в монастыре, была возведена часовня.

Созерцая картину, невольно задумываешься о несгибаемом духе и силе убеждений Феодосии Прокопьевны. Казалось бы, ещё не старая, баснословно богатая женщина — живи в своё удовольствие, катайся в роскоши. Но нет! Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений.

Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного.

Важно

Поэтому гениальный художник написал гениальную картину именно об этой гениальной россиянке, а не о прочих её современницах, растративших жизнь на плюшки и побрякушки.

Конечно, для того чтобы сделать полный развёрнутый анализ картины «Боярыня Морозова», надо провести не один час в библиотеке, перевернуть горы специальной литературы. Но не спешите под сумрачные своды книгохранилищ, лучше зайдите в Третьяковку или найдите хорошую репродукцию картины, и вам откроется вся мощь этого произведения.

Постарайтесь абстрагироваться от того, кто написал картину «Боярыня Морозова», что на ней изображено с исторической точки зрения, а просто отдайтесь впечатлению, и вы навсегда останетесь верным адептом великого русского художника, Василия Ивановича Сурикова и его гениальной картины «Боярыня Морозова».

Источник: https://surzhyk.org/kartina-boyarynya-morozova/

Описание картины «Боярыня Морозова» В. Сурикова

Художник: Василий Иванович Суриков Название картины: «Боярыня Морозова» Картина написана: 1884-1887 г. Холст, масло.

Размер: 304 × 587,5 см

Еще один художник, чья жизнь овеяна легендами и домыслами – это выходец из рода донских казаков В. Суриков. Он известен не только как автор величайших исторических полотен, а и как человек, увлеченный историей старообрядчества. Некоторые критики считают, что на картине «Боярыня Морозова» – непонятная смесь лиц и нет ничего монументального, но обратимся к фактам.

Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой».

Царь Алексей Михайлович, не очень-то приветствовал веру, основным принципом которой была сохранение православного богослужения, а не унификация его в соответствии с канонами Константинополя.

Прасковья Морозова – дворянка того времени – одна из тех, кто выступал против царя, за что и была арестована и заточена в Пафнутьево-Боровском монастыре. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая.

А тогда, в 17 веке, российская церковь раскололась на два лагеря.

Одни, согласно Флорентийской унии, стали подчиняться новой церкви, а другие сохранили традиции трехпогружательного крещения, иконописи и быта, целиком подверженного нормам церкви.

Стоит сказать, что большинство таких священников, хоть и отлучались от церкви, все равно оставались приверженцами, если не фанатиками своих религиозных убеждений.

В. Суриков изобразил эту эпоху на гигантском холсте почти 3х6 метров, а в 1887 году он оказался на передвижной выставке и тот час же был куплен Третьяковым за рекордные 25 тысяч рублей.

Совет

Если вести речь о роли мистического в жизни Сурикова, то на это фундаментально-жуткое полотно его вдохновил черный ворон, бьющийся о снег. Так родилась идея образа боярыни Морозовой, чей эскиз был нарисован с женщины-старообрядки.

Поиски лица, которое бы стало ее лицом, велись долго – такого фанатично горящего взгляда, мертвенной бледности кожи и бескровных тонких губ не было ни у кого. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины.

Юродивого художник нарисовал с торговца огурцами в Москве, сидевшем на снегу, а вот странник с длинным посохом считается его автопортретом.

События, изображенные на картине, произошли в конце ноября 1671 года. Тогда Морозову, которую держали под «народной» стражей уже три дня, конвоировали и наконец-то повезли в заточению.

Для народа, который во всем искал потеху, ее «проводы» стали настоящим событием.

Говорят, что когда подвода подошла к Чудовому монастырю, закованная в кандалы женщина подняла в верх руку и осенила людей крестным знаменем, став выкрикивать молитвы.

Сюжет картины настолько величествен и жуток, что, кажется, он заполняет собой все реальное время и пространство. Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Вы видите заснеженную московскую улицу, по которой через всю толпу везут на санях боярыню Морозову.

Она напоминает ворону в своих черных одеждах и многим, кому знакомо это произведение в Третьяковке, внушает страх. Художник изобразил и любопытных зевак, и сочувствующих ей людей, и нищенок, и юродивых, и даже детей – кажется, что в событиях тех времен участвуют все.

Зритель невольно для себя так же оказывается втянутым в обстановку картины, от которой бегут мурашки по коже.

Обратите внимание

Для Сурикова характерно разбивание персонажей на группы по цветовому решению – так их количество воспринимается гораздо проще. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. До стрельца вы видите светлые тона одежд.

Читайте также:  Негодяев в "истории одного города": образ и характеристика онуфрия ивановича негодяева

Образы княгини Урусовой и стрельца – центр толпы в правой части, за ними идут несколько человек в темной одежде, потом – юная девушка и жизнерадостный подросток, а за рукой Морозовой – головы, слитые в общий фон.

Художник использует такой прием неспроста – он передает общий фон и общие эмоции каждой шубой, каждой шапкой и каждым взглядом.

Казалось бы, мрачное будущее героини не должно стать поводом для использования жизнерадостных оттенков, но Суриков заостряет над этим особое внимание. Темные одежды не могут подчеркнуть контраст между боярыней и толпой, а еще воплотить идею фанатичного пожертвования своей жизнью ради убеждений и показать, как к этом относятся остальные.

Композиция основывается на диагональном построении – от юродивого через сани с боярыней и до края крыши в левом углу. Эта композиция используется специально – так лучше видна психология толпы. Зрителя не оставляет равнодушным протянутая рука нищенки, насмешка юродивого или почти серое лицо монахини в правой части полотна.

Каждый заметит радостное лицо мальчишки возле саней, мужчин в роскошных шубах, осуждающих смелость этой женщины или саму Морозову с фанатично горящими глазами. Кроме этого, диагональная композиция предоставляет возможность ощутить движение саней, везущих боярыню.

Сам Суриков говорил, что он два раза менял размер картины, чтобы сани были не статичны, а отражали живую динамику

Исследователи его творчества замечают не только реализм творчества передвижников, в числе которых – В. Суриков. Они все чаще говорят о том, что его полотна – это олицетворение снов мастера. Картина «Боярыня Морозова» и на самом деле похожа на сон, в котором видны детали, все количество которых уловить просто невозможно.

Важно

Примечательно то, что критики недавних времен писали об ограниченном вкусе Сурикова, а психиатры нашего времени называют такое творчество отражением галлюцинаций.

Он рисует прошлое России, кровавое и страшное – стрелецкие казни, старообрядцев, причем на каждой картине – жуткий взгляд чьих-то глаз, образы людей, которые навеивают ночные кошмары.

Искусствоведы, напротив, акцентируют на гениальности художника, которая проявляется как в масштабности его картин, так и в изображении человеческих лиц.

Тем не менее, общепринятое мнение едино – Суриков один из всей плеяды российских художников мог рисовать исторические панорамы, которые не оставляют равнодушными и современных зрителей.

Источник: https://5sec.info/kartiny/kartina-surikova-boyarynya-morozova/

Василий Суриков, Боярыня Морозова : описание картины, интересные факты истории

Многим известна картина великого русского художника Василия Ивановича Сурикова “Боярыня Морозова”. Это монументальное полотно (304 на 587,5 см) сегодня находится в собрании картин Государственной Третьяковской галереи и по праву считается жемчужиной данной коллекции.

В статье мы приведем данные из истории создании полотна и расскажем об образах, которые запечатлены на нем.

Род Суриковых

Василий Иванович Суриков родился в Красноярске в 1848 году в семье потомственных казаков. Предки его появились в Сибири, видимо, после основания в тех местах Красноярского острога, то есть еще в XVII веке.

Сам художник считал, что прадеды сибирских Суриковых происходили из старинных донских казаков.

Работая над полотном “Покорение Сибири Ермаком”, он встретил множество своих однофамильцев в донской станице Раздорской и укрепился в этом мнении.

Суриков закончил Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, а впоследствии стал членом художественного объединения “Товарищество передвижных художественных выставок”.

Немного истории

Первый рассказ об опальной боярыне Суриков услышал от своей тетки и крестной Ольги Дурандиной, когда жил в Красноярске еще во время учебы в уездном училище. Видимо, эта трагическая история долго не отпускала его, потому что первый эскиз к картине художник сделал только в 1881 году, когда ему исполнилось 33, а к написанию самого полотна приступил лишь спустя три года.

Тема истории русского народа, в которой немало трагических страниц, никогда не уходила на второй план в творчестве художника. Вот и история боярыни Феодосии Прокофьевны Морозовой из этого числа.

Представительница одного из высших аристократических семейств Московского государства XVII века верховная дворцовая боярыня Морозова была приближенной царя. Живя в большой усадьбе в подмосковном селе Зюзино, прославилась своей благотворительностью.

Совет

Оказывала помощь и принимала в доме нищих, юродивых, странников, а также терпящих притеснения от власти староверов.

К 30 годам овдовев, тайно приняла монашеский постриг, нарекшись именем Феодора, и стала проповедницей старообрядчества и сподвижницей другой знаменитой опальной личности – протопопа Аввакума.

По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область).

После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе.

Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая.

Событие на картине

Картина отразила только один эпизод в жизни опальной боярыни, а по сути, целую эпоху не только в истории церкви, но и всего русского общества. Это был раскол из-за убеждений и веры.

Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих.

Многие из них, не выказывая этого публично, так как опасались гонений, поддерживали старинные русские православные традиции, полученные от предков. Среди последних, как известно, было даже немало священников.

На полотне изображены события 29 ноября (по новому стилю) 1671 года, когда опальную Феодосию увозили из Москвы. По сохранившимся воспоминаниям одного из современников, в тот день ее провозили мимо Чудова монастыря и везли на допрос под царские переходы. Жест и образ женщины по описанию были похожи на изображенные Суриковым:

…руку же простерши десную свою… и ясно изобразивши сложение перст, высоце вознося, крестом ся часто ограждаше, чепию же такожде часто звяцаше…

Описание картины “Боярыня Морозова”

Композиционным центром полотна является сама боярыня. Она изображена как неистовая фанатичка. Ее черная фигура резко выделяется на фоне белого снега, голова гордо поднята, лицо бледно, рука поднята в двуперстном (по старообрядческому канону) сложении. Видно, что женщина истощена голодом и мучениями, но все в ней выражает готовность отстаивать до конца свои убеждения.

Персты твои тонкостны, очи твои молниеносны, кидаешься ты на врага, аки лев,

Так говорил о Морозовой протопоп Аввакум.

На боярыне черная бархатная шуба и черная шаль. Она полулежит на простых крестьянских санях-дровнях. Этим власти хотели дать простым людям почувствовать все унижение боярыни.

Ведь бывало, что она ездила в роскошной карете, окруженная верными слугами. А теперь лежит на сене, прикованная, а вокруг толпится народ.

Обратите внимание

И судя по выражению лиц, отношение к Морозовой у людей самое разное – от глумления до благоговения.

По фрагментам картин, которые приведены в этой статье, можно проследить весь тот калейдоскоп чувств, которые вызывало у народа появление на улицах Москвы подобной повозки.

Работа над картиной: центральный образ

Хорошо известен почти мистический факт, который подтолкнул художника к работе над полотном: он увидел черную ворону, бьющуюся на снегу. Позже он записал:

Читайте также:  Анализ романа "обломов" гончарова в вопросах и ответах

Раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила. Черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом «Боярыню Морозову» написал…

На контрасте черного и белого родилась идея образа староверки, которую везут на мучения.

Однако вначале, по обыкновению, Суриков изобразил толпу, сопровождающую сани. Лишь после этого он стал подыскивать тот образ, который не только явился бы композиционным центром картины, но и контрастировал бы с ней, при этом не теряясь среди пестроты других.

Сурикову нужно было женское лицо, которое послужило бы начальной точкой для эскиза: горящие фанатизмом глаза, тонкие бескровные губы, болезненная бледность и хрупкость черт. В конце концов появился собирательный образ.

Есть в нем и черты тетки художника Авдотьи Васильевны Торгошиной, интересовавшейся старообрядчеством, и старообрядки-паломницы с Урала, некоей Анастасии Михайловны, которую художник повстречал у стен Рогожского монастыря и уговорил позировать.

Упомянем и другие образы и исторические детали, которые можно увидеть на картине Василия Ивановича Сурикова “Боярыня Морозова”.

Юродивый

Как видно на фрагменте картины, он провожает боярыню двоеперстием, не боясь наказания, ведь юродивый на Руси был неприкосновенен.

Прообразом юродивого в веригах стал мужичок, торговавший огурцами. Художник встретил его на рынке и уговорил позировать, сидя на снегу босым в одной холщовой рубахе. А после сеанса сам Суриков растер ему ноги водкой и вручил три рубля.

Потом художник со смехом вспоминал:

… первым долгом лихача за рубль семьдесят пять копеек нанял. Вот какой человек был.

Странник с посохом

Подобные скитальцы-паломники еще встречались в России и в конце XIX века. Среди наследия художника исследователи находили эскизы позируемого с различными поворотами головы, которые Суриков, видимо, писал по памяти.

Это значит, что прототипом странника был случайно встреченный человек, согласившийся когда-то позировать художнику.

Потом у Сурикова представление о композиции картины несколько изменилось, но того скитальца уже было не отыскать.

Важно

Один из исследователей творчества художника (В.С. Кеменов) утверждал, что в образе этого странника нашли отражение черты самого Сурикова.

Кроме того, известно, что изображенный на полотне посох художник случайно увидел у какой-то паломницы, шагавшей по дороге в Троице-Сергиеву лавру. Испугавшись бегущего за ней человека, размахивающего акварелью и кричавшего “Бабушка! Дай посох!”, та бросила его и убежала. Она подумала, что это разбойник.

Стоящая рядом со священником девушка-монахиня, списана с одной знакомой художника – дочери московского священника, которая готовилась принять постриг.

Девушки и старухи

Типажи старых и молодых женщин Суриков отыскал в общине старообрядцев, живших при Преображенском кладбище в Москве. Там его хорошо знали и соглашались позировать.

Нравилось им, что я казак и не курю.

Вспоминал художник.

А вот девушка в желтом платке стала настоящим открытием художника. Завернувшийся с нижнего края платок, сообщает нам, что его обладательница была из тех, кто глубоко сочувствовал боярыне. Провожая ту на мучительные испытания, девушка била поклоны до земли. Лицо ее выражает глубокую скорбь.

Изображена на картине Василия Сурикова “Боярыня Морозова и сестра последней – Евдокия Урусова, принявшая столь же жестокие испытания за веру.

Смеющийся поп

Это едва ли не самый яркий типаж из народа, как сейчас сказали бы, из “массовки”.

Известно, что его прототипом стал Варсанофий Семенович Закоурцев, дьячек Сухобузимской церкви (село Сухобузимское в Красноярском крае).

Художник писал его черты по памяти, вспоминая, как восьмилетним ребенком ему пришлось всю ночь править лошадьми по весьма непростой дороге, поскольку сопровождавший его дьячок, по обыкновению, напился.

В этом селе Суриков жил с шести лет. Сюда переехала вся его семья, потому что отец заболел чахоткой и для излечения ему требовалось пить кумыс – целебное кобылье молоко, которое можно было достать поблизости. А спустя два года Суриков поехал на учебу в Красноярск, куда его и повез пьянчужка-дьячок. Вот какие воспоминания об этом событии оставил впоследствии художник:

Въезжаем мы в село Погорелое. Он говорит: “Ты, Вася, подержи лошадей, я зайду в Капернаум”. Купил он себе зеленый штоф и там уже клюкнул. “Ну, говорит, Вася, ты правь”. Я дорогу знал. А он сел на грядку, ноги свесил.

Отопьет из штофа и на свет посмотрит… всю дорогу пел. Да в штоф все смотрел. Не закусывая, пил. Только утром его привез в Красноярск. Всю ночь так ехали. А дорога опасная – горные спуски.

А утром в городе на нас люди смотрят – смеются.

Заключение

Картина Сурикова “Боярыня Морозова” попала на передвижную выставку уже вскоре после написания (1887 год), и почти сразу же была приобретена купцом и меценатом Павлом Третьяковым для своей знаменитой коллекции русского изобразительного искусства.

В настоящее время это полотно экспонируется в главном корпусе «Русская живопись XI – начала XX века». Здание, являющееся частью Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея», находится по адресу: Москва, Лаврушинский переулок, дом 10.

Источник: https://www.nastroy.net/post/vasiliy-surikov-boyaryinya-morozova-opisanie-kartinyi-interesnyie-faktyi-istorii

Картина Сурикова В.И. «Боярыня Морозова» – описание, сочинение по картине

Картина «Боярыня Морозова» прославила художника Василия Ивановича Сурикова и поставила его в один ряд с другими, уже признанными гениями русской живописи.

Полотно несомненно шедеврально по замыслу и исполнению, но неподготовленного зрителя оно вполне способно испугать своей мрачностью.

А все потому, что изображенная на нем сцена относится к одному из самых противоречивых и трагических периодов истории России — преследованию раскольников.

Совет

Прочнее всего это религиозное движение укоренилось в Сибири. Сюда бежали раскольники со всей Руси, чтобы найти приют среди дремучих лесов и непроходимой тайги.

А кого-то из них ссылали насильно, как Феодору Морозову, урожденную аристократку, которая не предала свою веру и отправилась на вечное заточение в Чудов монастырь.

Ее житие в рукописном варианте в XIX веке распространилось по сибирскому региону, познакомился с ним и Суриков. Так родился замысел картины.

Мы видим на полотне момент отправки бывшей боярыни от собственных палат в далекий монастырь. Но женщину волнует отнюдь не потеря статуса, она как будто не вполне осознает того, что с ней произошло. Она религиозная фанатичка до мозга костей, которая ни перед чем не остановится в стремлении защитить свою веру.

Мы видим это ее лицу — бледному, костлявому, рано постаревшему, истощенному постоянными постами, но с горящими глазами, в которых как будто застыл божий гнев. Ее худые руки обнажены на морозе и скованны тяжелой цепью.

Но даже это не помешало женщине поднять десницу в религиозном жесте — двуперстии, ведь как известно, раскольники крестились двумя пальцами, а не тремя, как все остальные православные.

Своим жестом боярыня будто бы прощается со старым миром, который рухнул под натиском новых религиозных веяний. Но можно не сомневаться, что даже в монастыре женщина не отступит от заветов раскольничества и останется единственным оплотом этой веры. Потому художник изобразил ее на контрасте: богатые одеяния странно выглядят на фоне соломы и убогих саней-розвальней.

Помимо центральной фигуры мы видим на картине множество второстепенных персонажей, которые сливаются в окружающую толпу. Некоторые люди насмехаются над боярыней, другие ей сочувствуют. Юродивый нищий, кажется, вообще не понимает что происходит, и блаженно улыбается, а старушка-нищенка пытается вцепиться в дровни и предотвратить беду.

Обратите внимание

Сочинение по картине Сурикова В.И. «Боярыня Морозова» для 7 класса. Описание картины. Краткое сочинение с личными рассуждениями автора текста.

Читайте также:  Тест по роману "евгений онегин" пушкина: 25 вопросов и ответов (викторина)

Источник: https://xn--h1avm.xn--80aswg/sochineniya/surikov/47-boyarynia-morozova.html

Василий Суриков, Боярыня Морозова (картина). Описание картины Сурикова Боярыня Морозова

Василий Иванович Суриков – известный и талантливый художник, картины которого известны огромному количеству ценителей искусства, родился в 1848 году в Красноярске. Одно из самых известных его полотен – это картина “Боярыня Морозова”. Суриков закончил свою работу над ней в 1887 году.

Творчество Василия Ивановича

Семь больших полотен на исторические темы были оставлены нам этим творцом. Над каждым из них он работал по нескольку лет.

Сюда входят такие шедевры, как “Утро стрелецкой казни”, “Посещение царевной женского монастыря”, “Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем”, “Переход Суворова через Альпы”, “Меншиков в Березове”, “Степан Разин” и, конечно, картина В. И. Сурикова “Боярыня Морозова”. Именно это произведение считается лучшим в его творчестве.

В истории искусства есть определенные образы, к которым разные художники периодически возвращаются, и каждый трактует их по-своему. Например, образ Ивана Грозного. А есть такие как Боярыня Морозова. Представить ее иначе, чем это сделал Василий Иванович, уже просто невозможно.

Образ женщины на картине, представляющей староверов

Семнадцатый век, когда жила эта женщина, это время правления царя Алексея Михайловича, которого звали “тишайшим”. Отчасти это прозвище было дано за его мягкий характер, с другой стороны, за религиозность и в какой-то степени это еще и титул, который характеризует верность его правления.

После смутного времени страна нуждалась в спокойствии и стабильности. И это именно то, чего не хватало в первую очередь. В разных уголках и областях империи служба велась по-разному. Наметился отход от первоначальных канонов.

Чтобы объединить это в единое целое, царь Алексей Михайлович берет за образец греческую церковь. Нужно внимательно посмотреть на произведение, которое создал Суриков.

“Боярыня Морозова” – картина, которая сразу показывает узловой момент, – жест этой женщины. Знаменитое двуперстие.

У староверов двуперстие символизирует земную и небесную сущности Христа. Впоследствии оно было заменено на троеперстие, которое представляет Троицу. По мнению староверов, именно двуперстие лучше передает смысл земного воплощения и смерти Христа, так как на кресте ведь была распята не Троица, а одна из ее сущностей: Бог – сын.

Слишком много места внизу полотна

Толстой получил массу эмоций, увидев впервые шедевр, который сотворил Суриков. “Боярыня Морозова” – картина, которая не может не вызывать восторга. Но тем не менее сделал ему замечание, что внизу полотна очень большое пространство. На это Василий Иванович многозначительно заметил, что если его убрать, сани остановятся.

Развитие движения до определенного момента может сосредоточить внимание зрителя только на подобных спецэффектах. И тогда потеряется вся глубина замысла. Он может отойти на второй план. Поэтому художнику нужны абсолютно противоположные методы остановки движения, которые хорошо видны на картине.

“Боярыня Морозова”, Суриков. Картина художника поэтапно

Конечно, в готовом произведении все кажется достаточно ясным и понятным. Чтобы увидеть это движение, нужно сравнить полотно с первыми эскизами. Там боярыня написана им в профиль, она сидит на большом стуле. Можно провести такое сравнение, что в подготовительных зарисовках нет той динамики, которая присутствует уже в готовом произведении.

Есть несколько элементов, передающих движение, которые замечательно видно, если внимательно изучать описание картины Василия Сурикова (“Боярыня Морозова”). Автор отчетливо показывает бегущего мальчика в левой части картины, поручни деревянных бревен, которые стремительно сокращаются.

Создание образа движения

Вот, кстати, одно несоответствие, незаметное простому глазу обывателя: такие сани не могут ехать, они сразу развалятся. Но именно благодаря этому клину Василий Иванович создает стремительную динамику, которая резко прекращается при одном взгляде на толпу.

Еще один символ остановки – это строгая вертикаль руки, которая всегда тормозит движение, в то время как диагональ передает динамику. В правой части картины видно сестру Морозовой – княгиню Урусову, которая медленно движется за ее санями.

Добиваясь того, чтобы они двигались, Суриков решает одну из важнейших проблем содержательной формы. По мере движения раскрывается внутренняя связь между каждым персонажем и самой боярыней. Определяется степень самых разных и контрастных состояний. Здесь есть испуг, жалость, страх, сочувствие, насмешка, любопытство.

Важно

Это поистине великий шедевр, над которым работал Суриков. “Боярыня Морозова” – картина, которая передает максимальное количество эмоций.

Даже когда изначально шло создание произведения, Василий Иванович прежде написал всю толпу, а уж потом стал искать образ боярыни.

И наконец найдя, на его взгляд, идеальный этюд, он переписывает с него лик Морозовой в картину. И тогда, по словам автора, она всех победила.

Создание образа женщины в санях

Лицо ее представлено в виде строгого профиля. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой.
Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков.

“Боярыня Морозова” – картина, представляющая не только эмоциональную толпу, но и как будто специально выделенных двух сидящих человек. Это сама героиня и юродивый. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение.

В то время как боярыня призывает к борьбе боевым кличем, этим движением руки юродивый выражает благословение.

Если сравнить первые наброски и этюды Василия Ивановича, когда он писал с натурщика, сидящего на снегу, то можно увидеть именно человека в лохмотьях нищего. А в заключительном варианте, который был помещен в картину, – это действительно юродивый, обладающий внутренним неимоверным импульсом.

Еще один образ, выделенный в произведении

Это образ девушки именно в желтом платке, который и символизирует чистоту девицы, так как перекликается с золотым цветом, присутствующим на иконе позади нее.

Она только что совершила глубокий поклон до земли. Отчетливо показано, что край платка закинулся ей на затылок.

Возможно, это и намек на приверженность к старой вере, потому что по новому принципу все земные поклоны были заменены на поясные.

А между странником и девушкой в желтом платочке видна молодая монашенка, которая раздвигает соседей руками, выглядывает из-за молоденькой боярышни, чтобы увидеть Морозову. Обрамленное черным платком бледное лицо отделяет ее от рядом стоящих девушек, чьи лица полны румянца и жизни, а одежда сверкает красочным ювелирным шитьем.

Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – “Боярыня Морозова”. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость.

Каждый персонаж, присутствующий на ней, достоин отдельного внимания, так как работа над каждым из них была очень кропотливой и ответственной.

Именно такими работами, как картина “Боярыня Морозова”, Суриков смог передать своим потомкам образец истинного, неподражаемого произведения, который еще многие годы будет радовать и восхищать многие поколения.

Источник: https://autogear.ru/article/160/338/vasiliy-surikov-boyaryinya-morozova-kartina-opisanie-kartinyi-surikova-boyaryinya-morozova/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]