Характеристика чацкого в комедии “горе от ума” грибоедова: описание, биография героя

Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Характеристика Чацкого в комедии

Комедия Грибоедова «Горе от ума» является уникаль­ным слепком зарождающейся, но уже непримиримой борь­бы в обществе начала XIX века между передовой, прогрес­сивно мыслящей молодежью и консервативно настроен­ными представителями крепостной старины. Эти два раз­ных общественных лагеря в комедии живописно представ­ляют Чацкий и Молчалин — люди противоположных жиз­ненных позиций, моральных норм, мировоззрения.

Несмотря на глубинную несхожесть, в Молчалине и Чацком можно найти и общие черты, которые и привлек­ли к каждому из них (в разное время) Софью Фамусову. Два этих молодых и неглупых человека связаны с домом Фамусова.

Чацкий — сын друга Фамусова, воспитанный в этом доме. В молодом возрасте он покинул Москву, «ума искал», учился, многое увидел и узнал.

Молчалин работает секретарем в доме Фамусова, пользуется всеобщей любо­вью и уважением:

По мере я трудов и сил,С тех пор, как числюсь по Архивам,Три награжденья получил.

Но вот автор сводит их в комедии, и мы видим, на­сколько отличаются друг от друга Чацкий и Молчалин, и эту непохожесть не утаить под внешней оболочкой. Само появление этих героев в комедии может поведать о мно­гих чертах их характеров.

Чацкий буквально врывается в сюжет, он горячо влюб­лен и счастлив после долгой разлуки видеть Софью. Ра­дость и энергия так наполняют его, что он не сразу замеча­ет холодность девушки. Молчалин же в комедию входит сперва безмолвным, а после — оправдывающимся и расте­рявшимся. А вскоре мы кое-что узнаем об этих героях посредством их оценки другими действующими лицами, в их речах и поступках.

Как же отзываются о Чацком домочадцы дома Фаму­сова и сам хозяин?

Кто так чувствителен, и весел, и остер,Как Александр Андреич Чацкий! Остер, умен, красноречив,В друзьях особенно счастлив… …он малый с головой,И славно пишет, переводит.

Чацкий — дворянин и гордится этим. От окружающих его отличает свободолюбие и независимость взглядов, от­кровенность и прямота высказываний. Целью своей жиз­ни Чацкий видит в служении отечеству, он истинный пат­риот своей родины, однако низкопоклонство, борьба за чины, звания, награды угнетают его и возмущают:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Обратите внимание

Он готов служить «делу, а не лицам», но в фамусовском обществе это невозможно. Именно независимость суждений, стремление судить о человеке по делам, а не по положению, занимаемому им в обществе, открытость и прямота вызывает по отношению к Чацкому полное непонимание окружающих, агрессию и отторжение с их стороны:

Ах! боже мой! он карбонари!Опасный человек!И знать вас не хочу, разврата не терплю.

А что же Молчалин? Чем он вошел в доверие и завое­вал искреннее уважение тех самых людей, которые так безжалостны к Чацкому?

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел,При батюшке три года служит,Тот часто без толку сердит,А он безмолвием его обезоружит,От доброты души простит.И между прочимВеселостей искать бы мог;Ничуть: от старичков не ступит за порог.

Немного времени нужно, чтобы понять, что Молчалин полностью принимает законы фамусовского общества и становится незаменимым для него. Он труслив и всегда подчиняет свой образ мыслей тому, что принято в обще­стве:

В мои лета не должно сметьСвое суждение иметь. Ведь надобно ж зависеть от других.

Самыми главными своими достоинствами Молчалин считает услужливость, умеренность и аккуратность. Льстец, лицемер, подхалим и чинопоклонник, больше всего в жиз­ни он мечтает «дойти до степеней известных», что, скорее всего, сбудется, «ведь нынче любят бессловесных» Расчет­ливый до мелочей, Молчалин всегда может рассчитывать на поддержку и покровительство «сильных мира сего».

Отношения с Софьей сводят Чацкого и Молчалина, бо­лезненно сталкиваются две противоположные позиции. Чацкий безупречно честен и искренен с Софьей и ожидает от нее такой же откровенности. Он не скрывает не только своей радости и счастья, но и недоумения и даже возмуще­ния. Очень скоро он понимает, что нелюбим девушкой, но ему хочется узнать: кто же соперник?

Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей!А чем не муж? Ума в нем только мало;Но чтоб иметь детей,Кому ума недоставало?Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.Вот он, на цыпочках, и не богат словами;Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть!

Однако несколько минут общения с этим подленьким и льстивым человеком рассеивают его подозрения:

С такими чувствами, с такой душоюЛюбим!.. Обманщица смеялась надо мною!

Софья же под влиянием французских романов придер­живается иного мнения. Влюбившись в хитрого и бесчест­ного человека, она не умеет разглядеть истинного лица под маской:

Молчалин за других себя забыть готов,Враг дерзости, — всегда застенчиво, несмелоНочь целую с кем можно так провесть!

А что же Молчалин? Молчалин продвигается по жизни, выполняя заветы отца:

Мне завещал отец:Во первых, угождать всем людям без изъятья —Хозяину, где доведется жить.Начальнику, с кем буду я служить,Слуге его, который чистит платья,Швейцару, дворнику, для избежанья зла.Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Поэтому Софья для Молчалина — лишь еще одна сту­пенька при покорении служебной лестницы. Без стесне­ния он признается: Материал с сайта //iEssay.ru И вот любовника я принимаю видВ угодность дочери такого человека.

Важно

Однако это не мешает Молчалину бессовестно заигры­вать с Лизой, с которой он даже не считает нужным скры­вать своей подлой душонки:

Я в Софье Павловне не вижу ничегоЗавидного…

Узнав об избраннике Софьи, Чацкий не может сдер­жать негодования:

Вот я пожертвован кому!Не знаю, как в себе я бешенство умерил!Глядел, и видел, и не верил!

Но и Софья поражена «кривизной души» бывшего лю­бимого, она в гневе прогоняет его.

В своей комедии Грибоедов создал галерею типичных характеров, которые выходят за исторические рамки эпо­хи и самой пьесы.

Чацкий — тип борца, который готов отстаивать свои убеждения в любой ситуации, и даже в случае поражения не изменяет им. Молчалиными же сегодня называют лицемеров и лжецов, подлых карьеристов и низкопоклонников.

И в наше время «Молчалины бла­женствуют на свете», но Чацкий — двигатель прогресса, представитель молодой прогрессивной молодежи.

Читайте также:  История жизни мцыри в поэме "мцыри" лермонтова: судьба, биография в цитатах

Я думаю, что Грибоедов, изобразив типы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор, научиться ценить людей по их человеческим достоинствам, а не по маскам, которые они надевают.

На этой странице материал по темам:

  • характеристика героев горе от ума
  • сочинение сравнение молчалина и чацкого
  • чатцкий и молчален из комедии горе от ума
  • типы ума у молчалина и чацкого
  • сравнительная характеристика героев

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/g/griboedov/sochineniya/gore-ot-uma/chackij-i-molchalin.-sravnitelnaya-harakteristika-geroev-komedii-a.-s.-griboedova-gore-ot-uma

Характеристика Чацкого

В Чацком воплотился своеобразный идеал раннего декабриста, из тех, что ещё не могли стрелять, но могли только словом призывать людей одуматься. Он провел детство дома, в играх с девочкой, которую полюбил.

После уехал в белый свет искать ума и счастья, желал объехать его весь, но не объехал и сотой части. Служил в армии. Был отдален от светского общества.

И вот, в один прекрасный день, вернулся, чтобы снова встретится со своей любовью.

В отдалении от Чацкого та изменилась, да и он подзабыл её черты. Живая девушка заменилась идеалом, и говоря ей о любви, Чацкий говорит не с ней, а с той, что много лет носил в своем сердце.

Когда же он узнает, что Софья любит другого, он говорит, что вся его любовь была сумасшествием, наваждением, на что Софья бросает кокетливо: “Вот, нехотя с ума свела!”.

И из этой безобидной фразы вырастает безобразная сплетня о душевной болезни Чацкого.

Совет

В целом он прогрессивен. Против крепостничества, порицает тупость и косность, стремление смотреть на чины, не глядя на лица. Не любит преклонения перед иностранцами и светских игр, желает гармоничного существования всем, образования для всех, уважительного отношения для всех.

Он только говорит, но для его среды этого достаточно. Его объявляют сумасшедшим, о нем говорят за спиной, а в лицо заискивающе улыбаются. Столкнувшись со светом один на один, Чацкий оказывается не готов к тому, как тот может быть подл и страшен.

Помня только какие-то части, не желая служить, чтобы не тратить понапрасну свое время, он желая большего – для мира, для себя, для каждого – он оказывается раздавлен низостью и подлостью света, который отторгает его.

Говоря с позиции разума и просвещения, проповедуя настоящие, прогрессивные идеи, он оказывается никому не нужен, странен, смешон. Девушка, которую он любил, смеется над ним.

И видя, что эту гидру не убить, это сопротивление не сломить, Чацкий уходит. Не потому что он трус. Но потому что даже храбрец не может сражаться с тем, кто подобострастно-лицемерен, кто не принимает вызова и не слушает аргументов. Кто решил, что ты безумен.

Этот мир – мир светских игр, скучных традиций, обрядов и негласных правил, мир, где людей можно менять на собак, а собак на людей – бесконечно чужероден для Чацкого.

Потому поняв, как он ошибался, когда приехал, Чацкий покидает этот мир. Не являясь его плотью и кровью, уходит искать свой собственный путь. Разочарованный, злой, но не проигравший по-настоящему.

Потому что не оставивший своих убеждений.

(No Ratings Yet)

Источник: https://school-essay.ru/xarakteristika-chackogo.html

Комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума”Характеристика Чацкого

Инфоурок › Русский язык ›Презентации›Комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума”Характеристика Чацкого .

Бесплатно

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Характеристика Чацкого Комедия «Горе от ума» А.С.Грибоедов
2 слайд Описание слайда:

Чацкий – положительный герой в комедии Грибоедова. Но его нельзя назвать исключительным и одиноким. Мыслитель, борец-декабрист и романтик соединяются в нём, как они часто соединялись в ту эпоху в реальных людях и реальной жизни.

У него есть единомышленники: мы узнаём о них благодаря внесценическим персонажам. Это, например, профессора Педагогического института, которые, по словам княгини Тугоуховской, «упражняются в расколах и безверье», это «безумные люди», склонные к ученью, это племянник княгини князь Фёдор,»химик и ботаник».

Обратите внимание

Чацкий в комедии представляет молодое мыслящее поколение русского общества, его лучшую часть.


3 слайд
4 слайд Описание слайда:

В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе показал «нового человека», воодушевлённого возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения.
5 слайд Описание слайда:

Чацкий пламенно любит родину, с её могучими силами, заветными преданиями, умом и трудолюбием. Эта подлинная любовь к родине обернулась горячей ненавистью ко всяческому рабству и угнетению народа – социальному, политическому, духовному.
6 слайд Описание слайда:

Он считает, что нужно служить»делу, а не лицам». Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, «вперить ум» в науки или посвятить себя «искусствам творческим, высоким и прекрасным», поэтому Фамусов объявляет Чацкого опасным человеком, не признающим властей.
7 слайд Описание слайда:

Одно из главных отличительных свойств Чацкого – полнота чувств. Она проявлялась и в том, как он любит, и в том, как он гневается и ненавидит. Во всём он проявляет истинную страсть, всегда бывает горяч душою. Он пылок, остёр, умён, красноречив, полон жизни, нетерпелив. Он являет собой воплощение доброй юности, честности, доверчивости, по-юному безграничной веры в себя и в свои возможности. Эти качества делают его уязвимым и открытым для ошибок.

8 слайд Описание слайда:

Личная драма Чацкого – его неразделённая любовь к Софье. Софья, при всех своих хороших задатках, всё же целиком принадлежит к фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей душой противостоит этому миру. он любит серьёзно, видя в Софье будущую жену. Между тем Чацкому досталась выпить до дна горькую чашу, не найдя ни в ком «сочувствия живого», и уехать, увозя с собой только «мильон терзаний».
9 слайд Описание слайда:

Действие пьесы происходит в России, в двадцатые годы XIX века. В дом старого московского барина Павла Афанасьевича Фамусова, управляющего в казенном месте, убежденного крепостника и яростного противника просвещения, неожиданно возвращается его бывший воспитанник Александр Андреевич Чацкий.
10 слайд
11 слайд Описание слайда:

Читайте также:  Император александр i в повести "левша" лескова: образ, характеристика царя александра павловича

Он давно влюблен в дочь Фамусова Софью и ждет не дождется встречи с ней.
12 слайд
13 слайд Описание слайда:

За три года до описанных в комедии событий Чацкий, желавший исполнить свой долг перед Отечеством и честно ему служить, «обливаясь слезами», расстался с Софьей и отправился сначала в Петербург, а затем учиться за границу.
14 слайд
15 слайд Описание слайда:

Важно

Возвратившись из беспокойной Европы, охваченной революционным движением и национально-освободительной борьбой, Чацкий полон мыслей о свободе личности, равенстве и братстве.

16 слайд
17 слайд Описание слайда:

Чацкий – очень своеобразный и неординарный человек. Он смог противостоять всему Фамусовскому обществу, хоть это было не так-то просто. Чацкий говорит что думает, и его не смущает, как к этому относятся окружающие.
18 слайд
19 слайд Описание слайда:

Его открытость и смелость делает его образ запоминающимся. Алексей Андреевич умный, развитый и очень искренний человек. В произведении он восстаёт довольно резким, порой справедливым и честным человеком, но, к сожалению, окружающие считают его сумасшедшим.
20 слайд
21 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание!
Бесплатно

Общая информация

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс Бесплатно Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/komediya-as-griboedova-gore-ot-umaharakteristika-chackogo-1805165.html

Образ и характеристика Чацкого в комедии «Горе от ума»

В комедии мы встречаемся уже со зрелым Чацким, с человеком со сложившимися идеями, с определенными моральными требованиями. Рабской морали Фамусовых и молчалиных Чацкий противопоставляет высокое, декабристское понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека.

Свободный и самостоятельный образ мыслей вместо безмолвного преклонения перед «мнениями чужими», независимость и гордое достоинство вместо низкопоклонства и лести перед высшими — таковы моральные принципы Чацкого.

Подобно самому Грибоедову, он видит «не в наслажденьи жизни цель», а в служении обществу, родине.

Совет

Понятие подлинной чести патриота, истинного сына отечества неразрывно связывалось у грибоедовского героя с желанием вольности, с ненавистью к самовластью, к крепостникам-вельможам, которые, будучи «грабительством богаты», выдавали себя за «отцов отечества».

Чацкий — гуманист, защитник свободы и независимости личности. Рабство, крепостничество вызывает в нем резкий, решительный протест.

В своей гневной речи против «судей» он разоблачает крепостническую основу грубо эгоистической философии наслаждения жизнью, присущей фамусовскому обществу.

В «Несторе негодяев знатных», в помещике-балетомане, в грабителях, нашедших себе защиту в родстве, Чацкий страстно обличает ненавистный ему крепостнический строй. Особенный гнев грибоедовского героя вызывают помещичьи насилия и издевательства над личностью крестьянина.

Знаменитые слова Чацкого о «распроданных поодиночке» крестьянах имели тем большую силу, что подобные факты были в то время очень распространены. По признанию декабриста Штейнгеля, это место в комедии сильно его взволновало, оно напоминало современникам о подтвержденном в 1820 г.

Государственным советом «праве» помещиков продавать крестьян поодиночке, разлучая родных. О том, что этим «правом» помещики пользовались очень часто, свидетельствует и то, что в литературе того времени на него указывал не один Грибоедов. В своем стихотворении «Смеюсь и плачу» В.

Раевский обличает «барство дикое» почти что словами Чацкого:

  • Смотря…
  • Как знатный вертопрах, бездушный пустослов,
  • Ивана а геЬоигз ' с Семеном гнет на двойку
  • Иль бедных поселян, отнявши у отцов,
  • Меняет на скворцов, на пуделя иль сойку,
  • И правом знатности везде уважен он!
  • Как лицемер, ханжа, презря святой закон,
  • В разврате поседев, гарем по праву власти
  • Творит из слабых жертв его презренной страсти.
  • Когда невинных стон волнует грудь мою,—
  • Я слезы лью!

И до и после Грибоедова передовая дворянская литература дореформенной эпохи в лице Пушкина, Герцена, молодого Тургенева обличала крепостной строй как строй насилия, кабалы, издевательств над крестьянами и прежде всего над беззащитными дворовыми слугами, которые в первую очередь испытывали «и барский гнев, и барскую любовь». Чацкий негодует не только на злоупотребления крепостным правом со стороны помещиков, а на весь крепостной строй в целом.

Антикрепостническая идеология Чацкого проявляется в высокой оценке характера, нравственных качеств закрепощенного народа. В противовес клеветническим утверждениям помещиков-крепостников о крепостном крестьянстве, Чацкий говорит о бодром, умном, то есть, во фразеологии декабристов, свободолюбивом народе.

Интересно отметить, что, в отличие от «Горя от ума», в котором народ сам почти не действует — о нем только говорится, Грибоедов в задуманной им позднее трагедии о 1812 годе собирался вывести народ, а основным героем своей новой пьесы предполагал сделать крепостного крестьянина.

Обратите внимание

Сохранившийся план трагедии показывает, что Грибоедов избрал самую трагическую тему своего времени — противоречие между могучими силами русского парода, отстоявшего в борьбе с иноземными захватчиками свою национальную независимость, и его крепостной зависимостью.

Трагедия была задумана очень широко, и основная ее коллизия раскрывалась писателем исторически верно, в реалистическом плане. Она должна была показать народный освободительный характер войны 1812 года и тот подъем национального самосознания русского народа, с которым явно не совмещалось существование крепостного права.

Вся она проникнута глубоким сочувствием к народу, горячей верой в его могучие творческие силы, признанием его исторической роли.

Грибоедов задумывается в этой трагедии над вопросом, поставленным еще Радищевым, чего мог бы добиться народ, «к величию и славе рожденный», если бы он был свободен. «Сам себе преданный,— что бы он мог произвести?» — с восхищением спрашивает драматург.

Читайте также:  Поговорки в поэме "кому на руси жить хорошо" некрасова (фольклор)

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/obraz-i-xarakteristika-chackogo-v-komedii-gore-ot-uma/

Сочинение на тему «Чацкий — характеристика персонажа (комедия «Горе от ума»)»

ЧАЦКИЙ — герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (1824; в первой редакции написание фамилии — Чадский). Вероятные прототипы образа — П.Я.Чаадаев (1796-1856) и В.К.Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии.

Александр Андреевич Ч. — один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, знакомую ему с детства, те идеи, которые рождает и пропагандирует эта среда; с другой — глубоко и эмоционально «проживает» обстоятельства, связанные с его любовью к Софье. Отношения Ч.

со средой могли быть подсказаны Грибоедову комедией «Мизантроп» Мольера и ее героем Альцестам, но лирическая стихия выявлена в образе столь «избыточно», что эта особенность позволяет нарушить привычные для литературоведческих схем подходы и отделить этого персонажа от классицистической традиции. Само сюжетное развитие доказывает, что Ч.

— романтический герой: тема странствий открывает его появление в доме Фамусова, где ждет его «загадка» любви Софьи, разгадать которую он сможет только в финале пьесы, когда случайные обстоятельства позволят ему увидеть и понять суть происходящего. Активность Ч.

касается преимущественно сферы «идей» и почти не распространяется на конкретное движение фабулы. Гораздо более активны в достижении желаемых для них результатов Софья и Молчалин — антагонисты Ч.

Обаяние героя Грибоедова складывается из тех новых личностных свойств, которые открывают для литературы романтики: сила характера героя определяется не его властью над обстоятельствами, а внутренней жизнью, которой свойственна «странность», несхожесть с общепринятой нормой.

С появлением Ч. в замкнутую атмосферу московского особняка Фамусовых врывается сквозняк, сопровождавший героя в долгом пути в почтовой карете. Грибоедовская Москва окружена широкими заснеженными просторами: оттуда явился Ч. Мотив стремительного пути развивается уже в первых словах Ч.

, произносимых на сцене: «Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, // Верст больше семисот пронесся. Ветер, буря; // И растерялся весь…» Образ Ч. символизирует огромные пространства, из которых он появился. Иное основание московской жизни — «день за день, нынче, как вчера».

Последовательно отмечаемые в календаре Фамусова вторники, четверги, субботы и связанные с ними обязанности сменяют друг друга в торжественном ритме этапов, положенных каждому живущему по «московскому» стилю.

Важно

Ч. резко отличается от окружающих персонажей. Об этом можно судить по тому, как он ведет себя в наиболее конфликтных ситуациях. В своих реакциях на события Ч. немного запаздывает, он словно не успевает за развитием внешнего действия. Это происходит потому, что герой одержим любовью к Софье и вообще отделен от происходящего рядом с ним.

Роковое непонимание смысла событий, которые так тесно соприкасаются именно с его жизнью, неловкость многочисленных попыток связаться с «фамусовским» миром через Софью, ее враждебное нежелание понять его рождают нервное «безумие», «нетрезвость речи» (Гончаров), которая столь заметна в последних сценах пьесы. Герой Грибоедова проходит мучительный путь от неведения к трагическому узнаванию истины.

Житейскую философию Софьи Ч. вдруг понял до тонкостей, до мелочей: «Вы помиритесь с ним по размышле-ньи зрелом…» В финальной сцене пьесы Ч. «выбирает себя», он исключает для себя всякую возможность сыграть другие роли, кроме своей собственной. Никакого компромисса не происходит. Отсюда и решение: «бегу, не оглянусь, пойду искать по свету…».

Герой Грибоедова уезжает, унося с собой репутацию безумного, продолжая свой путь, прерванный в начале сюжета.

Сценическая судьба «Горя от ума» сложилась так, что в печать, а затем и на сцену пьеса попала в искаженном виде. Поэтому современникам трудно было понять авторский замысел образа Ч. Они его отнесли к амплуа резонера, что никак не отвечает сложности сценического характера, созданного Грибоедовым. Первые исполнители роли Ч.

(в Петербурге и в Москве), крупные, незаурядные актеры — И.И.Сосницкий, сыгравший Ч. с сценах из «Горя от ума», В.А.Каратыгин, П.С.Моча-лов, исполнявшие уже всю пьесу, — были поставлены в невыгодные условия. Удавались части, но не складывалось целое. Полный текст пьесы был разрешен цензурой в 1863 году.

В условиях другой эпохи, иного художественного стиля образ Ч. был скорректирован социально и психологически, стал ближе к образам Островского. Великие актеры середины девятнадцатого века И.В.Самарин, С.В.Шумский, А.П.Ленский исполняли Ч. более глубоко, художественно цельно, остро драматично.

Но целая россыпь романтических красок и оттенков, данная автором образу Ч., исчезла.

В дальнейшем «Горе от ума», оставаясь репертуарной пьесой, обрастает трафаретами сценического исполнения. В 1928 году необычный спектакль В.Э.

Совет

Мейерхольда «Горе уму» заново открыл обширный круг проблем, связанных с поэтикой комедии Грибоедова и представил новую концепцию героя. Э.П.Гарин в роли Ч. соединял в себе лирическое и характерное.

Смотревшие спектакль сравнивали его то с самим Грибоедовым, то с Александром Одоевским, то с Чаадаевым, то с молодыми мечтательными героями новелл Гофмана.

В спектакле Г.А.Товстоногова «Горе от ума» (1962) роль Ч. исполнял С.Ю.Юрский.

Основная эмоция образа — искренняя, заполняющая всего героя, вновь вспыхнувшая в момент встречи любовь к Софье; основное свойство характера — свободное дыхание, полная внутренняя непосредственность в ощущении жизни, не смягченная никакими дополнительными соображениями житейского расчета. Ч.

в спектакле Товстоногова окружали не карикатурные монстры, а умные и сильные антагонисты. Борьба с ними отнимала все силы героя, становилась опасной для жизни. «Безумие» Москвы обретало в трактовке режиссера фантасмагорический характер.

Лирика и ирония, патетика и сарказм своеобразно соединены Грибоедовым в один поэтический стиль «комедии в стихах», которая требует соответствующей сценической формы, более сложной и изощренной, чем жанр социально-бытовой комедии. Ч. как образ — часть этого стиля, преломление известной мысли Грибоедова, что пьеса подобна «превосходному стихотворению».

Источник: https://schoolsochinenie.ru/tchatskiy-harakteristika-personazha-komediya-gore-ot-uma.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector