“Левша” – краткое содержание произведения Н. С. Лескова
Меню статьи:
Нередко таланты не ценят на родной земле! Именно об этом – произведение Николая Лескова «Левша» (сказ о тульском косом левше и о стальной блохе), изданное в 1881 году, в котором в сказовой манере описана жизнь гениального, удивительного тульского оружейника.
Главные герои повести «Левша»
Левша – тульский оружейный мастер, который сумел сделать невероятное – подковать английскую механическую блоху микроскопическими подковами.
Платов – служил при Александре Павловиче и Николае Павловиче, – русских императорах, был атаманом донских казаков. Доказывал первому царю, что русские талантливее иностранцев.
Александр Павлович – русский император. Во время того, как он путешествовал по Англии, получил необычный подарок – заводную блоху и положил его в табакерку. После его смерти на престол вступил Николай Павлович.
Николай Павлович – русский император, велевший тульским мастерам усовершенствовать английскую блоху.
Глава первая: увлечение Александра Павловича
Восхищаться разными заграничными диковинками – вот что было пристрастием российского императора Александра Павловича. При этом он нивелировал факт, что на родине тоже немало одаренных умельцев. Однако, Платов, донской атаман, который находился при нем в поездке, никак не соглашался с ним. В конце путешествия они прибыли в Англию.
Глава вторая: заблуждение царя
Когда англичане начали демонстрировать русскому государю новинки техники, Александр восторгался тем, что, благодаря научному прогрессу, умеют иностранцы.
Но при этом он полагал, что в его государстве отнюдь не способны на подобное искусное мастерство. Его мнения Платов не разделял. Он был уверен в том, что русский народ тоже очень талантлив, и это может быть доказано.
Оказывается, пистоля неизвестного мастера, продемонстрированная иностранцами, принадлежала не кому иному, как тульскому Ивану по фамилии Москвин, о чем свидетельствовала надпись внутри.
С тех пор англичане приняли решение: сотворить нечто такое, что бы превзошло русских.
Глава третья: разногласия между Платовым и царем Александром
С самого утра и русский царь, и Платов отправились в путь, чтобы осмотреть английский сахарный завод. Но не он привлек внимание важных посетителей, а последняя кунсткамера, в которой чего только не было: она удивляла собранными со всего света минеральными камнями и нимфозориями, здесь стояли всякие диковинные чучела.
Но больше всего царя и атамана удивил пустой поднос из последней комнаты, который держали рабочие на руках. Оказывается, на нем была микроскопическая нимфозория с заводом и пружиной, которая танцевала дансе.
Государь растрогался и дал англичанам миллион, заметив при этом, что они – самые лучшие мастера, и никто этого оспорить не сможет..
По этой причине разногласия между царем Александром и Платовым чрезвычайно усилились. Диковинную вещь царь положил себе в табакерку.
Глава четвертая: расследования нового царя Николая
Александр Павлович скончался, и табакерка с диковинной нимфузорией, которую подарили англичане, была передана сначала его жене, а уж затем – новому правителю, Николаю Павловичу.
Царь поначалу не обратил на новинку техники абсолютно никакого внимания, а потом стал задумываться: «Зачем она понадобилась брату? Что это значит?» Для расследования этого нелегкого дела он позвал химика-англичанина, который подтвердил, что сувенир сделан из стали и мастера – чужестранцы. Однако, ни в делах, ни в списках информации по этому делу не было. Тогда, неожиданно для Николая Павловича, появился Платов. «Я пришел доложить насчет этой нимфозории, которую отыскали» – сообщил он. И завел диковинную блоху. Царь увидел тонкую и интересную работу, и поручил Платову исследовать, не могут ли русские мастера превзойти англичан в мастерстве, усовершенствовав их работу.
На нашем сайте вы можете прочитать произведение “Очарованный странник”. которое отображает всю гамму чувств русского человека, не останавливающегося перед трудностями.
Глава пятая: обещания тульских оружейников
«Как нам теперь быть?» – спросил Платов у тульских оружейников. И пообещали они найти какой-то выход, чтобы не превозносились перед русскими англичане. Только попросили дать им время, из-за чего Платов немного огорчился.
Глава шестая: тульские мастера отправляются в путь
Три тульских оружейника, в том числе и косой левша, отправились в дорогу. Скрывшись из города, они пошли в сторону Киева, но не только поклоняться угодникам, как думали окружающие. И вовсе не помышляли скрыться от них, вопреки мнению некоторых.
Глава седьмая: секретная работа
Оружейники направлялись вовсе не в Киев, а в Мценск, уездный город Орловской губернии, где находилась древняя каменесеченная икона Николая-угодника. И, зайдя в один из домов к левше, перед образом Николая начали работать, скрываясь от глаз людских, все держа в огромном секрете. Как ни любопытствовали соседи, не могли узнать, чем занимаются в таинственном жилище.
Глава восьмая: послы Платова
Платов поспешно ехал в Тулу. Погоняя лошадей, очень быстро добрались в город, да вот только как ни посылал свистовых за мастерами тульскими, которые должны были показать работу, ничего не выходило.
Глава девятая: труд завершен
А тульские мастера как раз заканчивали свою работу. Как к ним ни стучали послы, они не открывали и твердили, что очень скоро работа будет сделана полностью. Тогда курьеры пошли на крайнюю меру: решили снять из дома крышу, после чего Платов вышел и сообщил, что труд завершен.
Глава десятая: разочарование Платова
К своему разочарованию, Платов в золотой табакерке ничего не увидел: только ту же стальную блоху, что и была.
Он очень огорчился и стал ругать тульских мастеров, тем более, что своими куцыми пальцами никак не мог взять ключ и открыть «брюшной завод».
Но тульские умельцы тоже не лыком шиты: они сказали Платову, что только государю откроют секрет мастерства, которое удалось сделать. Рассердился атаман и всю злобу выместил на левше, схватив его и кинув к себе в коляску, принудив ехать в Петербург.
Глава одиннадцатая: Платов предстает перед царем
Очень боялся Платов перед царем предстать, ведь думал, что ничего не сделали искусные мастера. Когда пришло время, и он зашел к правителю, попытался отвлечь его посторонними разговорами, но не тут-то было.
Вспомнил царь о тульских умельцах и потребовал отчета. С разочарованием сообщил Платов, что ничего не удалось сделать, но не поверил ему государь Николай Павлович.
Догадался-таки, что «тут что-нибудь сверх понятия сделано», задумался.
Глава двенадцатая: пострадавший Левша
Поначалу и царь ничего не смог сделать с блохой (её хотя и удалось завести, но не танцевала она, как раньше), а рассвирепевший Платов схватил бедного левшу и стал трепать его за волосы. Тогда оружейный мастер предложил посмотреть в мелескоп, чтобы смогли увидеть, в чем заключается главный секрет работы.
Глава тринадцатая: тайна Левши
Услышав от Платова про мелескоп, Николай Павлович обрадовался, что русские все-таки оказались людьми честными. И велел привести к нему Левшу.
Он и раскрыл главную тайну: оказывается, в мелескоп нужно смотреть не на всю блоху, а на её лапки, которые оказались подкованными в настоящие подковы.
Увидев это, царь чрезвычайно обрадовался, и даже поцеловал левшу, несмотря на то, что был тот в неприглядном виде.
Глава четырнадцатая: удивительные подковы
Но это еще было не самым удивительным: оказалось, что на каждой подковке начертано имя русского мастера. А левша делал самую тонкую работу – выковывал мельчайшие гвоздики, которые не увидишь с помощью обычного мелескопа. Но вот глаза у мастера видят на удивление лучше, чем всякий увеличительный аппарат.
С той поры к Левше отношение совершенно переменилось, даже честь ему оказали – и повезли в Лондон.
Глава пятнадцатая: Левша в Англии
И отправился Левша в Англию с особым курьером. От Петербурга до Лондона ехали, не останавливаясь, а когда прибыли на место, шкатулка с нимфозорией была передана кому нужно, а левшу усадили в гостинице. А затем покормили, только не все смог кушать тот, кто всю жизнь питался иначе.
И захотели его видеть те, кто рассмотрел диковинную блоху в самый сильный мелескоп. Но еще более изумились, узнав, что он не знает арифметики.
Поговорив с этим удивительным русским мастером, решили англичане оставить его у себя погостить.
Глава шестнадцатая: тоска по родимой земле
Остался на время Левша в Англии, да все по родине тосковал. Так и не смогли удержать его силой: пришлось отправить обратно в Россию на корабле, предварительно одев очень тепло и наградив деньгами. И может быть, было бы все хорошо, если бы не попутчик полшкипер, умеющий говорить по-русски. Именно он уговорил Левшу заключить пари: кто больше выпьет.
Глава семнадцатая: пари
Итак, пари началось. Не уступали друг другу ни Левша, ни полшкипер, но допились до белой горячки, и нанесли себе вред.
Глава восемнадцатая: заболевший Левша
Однако, к англичанину и Левше в России отнеслись совершенно по-разному: первому позвали и лекаря, и аптекаря, дали лекарства, уложили спать; а оружейный мастер сначала лежал на холодном парате, потом его возили по больницам, ничем не прикрытого и все время роняли. Увы, бедного, измученного человека нигде не хотели принимать. Но вот начал выздоравливать «аглицкий полшкипер», и как только почувствовал себя хорошо, решил во что бы то ни стало найти «русского камрада».
Глава девятнадцатая: безуспешные попытки помочь
Как ни старался англичанин для Левши, ничем не смог помочь. Решил он попросить посодействовать Платова, но у атамана уже не было тех полномочий, что раньше. Так и умер бедный оружейный мастер, не признанный на родной земле.
Глава двадцатая: уникальные дарования не ценятся на русской земле
Увы, уникальные дарования на русской земле теперь не ценятся вовсе: «машины сравняли неравенство талантов». Но память о них будет жить в веках. А вдумчивый читатель извлечет пользу из этого необычного произведения.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolaj-leskov/levsha.html
Характеристика Платова из рассказа «Левша»
Одним из важнейших персонажей рассказа «Левша» Н. С. Лескова является казак Платов. В течение нескольких первых глав у читателя складывается впечатление, что он и есть главный герой. Такую роль характеристике Платова из рассказа «Левша» автор отводит намеренно, чтобы подчеркнуть, насколько важен персонаж не только в сюжетном, но и в идейном содержании произведения.
Служба у императора Александра
Он бывалый и смелый вояка, оказавшийся на службе у царя Александра Павловича, а также простой русский человек, который не любил кривить душой и подстраиваться под других — таково описание Платова из «Левши».
Император считал: «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся», поэтому почти все время проводил за границей, восторгаясь чужими умениями, а казак Платов был вынужден сопровождать его в поездках.
Он не восхищался достижениями англичан, говоря, что русские мастера могут создавать изобретения не хуже, но император постоянно осаждал его, повторяя: «Не порть мне политики».
Царь просто слепо приходил в восхищение от всего иностранного, из-за чего казак сильно расстраивался. Ведь вера в русского человека — одно из важнейших качеств Платова.
Боль и обида от отношения царя к своему народу
Показательной стала ситуация, когда царь, посещая одну за другой английские кунсткамеры, пришел в настоящий восторг от ружья тончайшей работы. Англичанам было лестно и приятно.
Но когда Платов вскрыл изделие и увидел там пометку, что его создал русский оружейник, он несказанно обрадовался. Русский воин надеялся, что царь будет также рад и горд.
Однако императору стало очень стыдно и неудобно перед англичанами, потому что из-за его подчиненного они оказались в неудобном положении.
Платов остро и…
болезненно реагировал на подобное поведение царя. Образ Платова в рассказе «Левша» олицетворяет человека с высокими патриотическими чувствами. Н. С. Лесков показал, насколько важно было подданному повлиять на мнение царя о своей стране, от которого зависит и ее будущее.
Возможность доказать силу народного мастерства
Вернувшись домой, Платов вышел в отставку.
Однако когда новый царь Николай Павлович взошел на престол и пытался понять, что это за английский подарок в виде танцующей блохи, Платов тут же прибыл ко двору и рассказал все, как было.
Видя веру Платова в силу и ум русского человека, император поручил именно ему поехать в Тулу, показать там местным умельцам английское изобретение и попросить их создать нечто подобное.
Оправданная жестокость
Некую жестокость проявил Платов, когда требовал от тульских мастеров показать их изобретение. Довольно резко обращался он и с Левшой, когда привез его в Петербург, едва не вырвав ему оставшиеся волосы.
Однако даже такая характеристика Платова из сказа «Левша» очередной раз доказывает его преданность Отечеству и новому государю Николаю Павловичу, который был так уверен в высоких способностях русского человека в отличие от своего предшественника. Поэтому Платов и боялся его разочаровать.
Но, осознав свою ошибку, переменил отношение к великому народному умельцу Левше и извинился перед ним.
Делом жизни для Платова было истинное служение русскому народу. Будучи участником многих сражений, он доказал он свою преданность Отечеству. Участие его в истории с английской блохой особенно подчеркнуло искренность его любви к народу и государству. Ведь он исполнил не только свой профессиональный долг перед страной, но и болел за нее всем сердцем.
Источник: https://pomosh-shkolniky.iusite.ru/5674_harakteristika_platova_iz_rasskaza_171_levsha_187.htm
Русская история в рассказе «Левша»
Лесков писал о своей родине, о том, каков быт и уклад жизни русского народа, каков был характер простого русского человека, но изображал он это своим, присущим лишь только великому русскому народу, великорусским языком. Кругозор писателя в литературе многообразен и пытлив. Автор, пытаясь анализировать российскую историю, изучая ее во всех подробностях, ищет и пути ее развития и движения.
Николай Семёнович Лесков исследовал и характер простого человека, его самобытность, постоянная готовность к подвигу. Все лесковские герои оригинальны и неожиданны, они одаренные личности.
Все они у автора разные, среди них можно найти как чудаков, так и богатырей. В основу творчества Н. Лескова был положен демократизм, который был воспитан в нем с раннего детства.
Это помогало ему выступать в своих произведениях против самодержавного российского строя и восхищаться простым человеком.
Вот поэтому и в рассказе «Левша», как и в других лесковских произведениях, автор обращается к крепостнической жизни России еще до ее реформ. А для этого он использует специальный жанр — мемуарный.
Это жанр можно рассматривать и как средство выразительности, позволяющее раскрыть идейный замысел всего рассказа.
Кстати, известно, что только несколько героев этого рассказа имеют прототипов, у остальных действующих персонажей их просто нет.
Но чтобы создать этот реальный мир, автор использует настоящие исторические личности, которые известны не только в России, но и за ее пределами. Например, император, который правил страной в то время. Всем известен царь Александр Павлович, а чтобы его образ был воссоздан автором более полно, то читатель узнает и о его семье: жена Елизавета, брат Николай, племянница Александра.
Но не только достоверные исторически личности показаны в лесковском рассказе, автор переносит читателя и в настоящие события, которые произошли в исторической действительности: поездка императора по всей Европе, упоминание о Великом совете.
И эта история — один из приемов лесковского изображения. По сюжету и сам император, да и его помощник Платов — это все-таки вымышленные герои. Рассмотрим их изображение в рассказе автором более подробно.
Итак, Александр Второй в изображении писателя предстает человеком добрым и ласковым, который любил вести разговоры с людьми из других стран, всегда восхищался и преклонялся перед чудесными изделиями, изготовленными руками человека.
Но атаману было обидно, что все эти качества император применял лишь только за границей, но вот преимущества и качества своего простого народа он не замечал.
В уста Платова автор вкладывает идею о том, что простой народ — это самые лучшие и великолепные мастера, которые могут своими руками сотворить настоящее чудо.
Но самодержавец этого не видит и тратит огромные деньги на приобретение различных чудесных безделушек, выполненных мастерами зарубежных мастеров.
Когда же император умер, то его жена даже внимания не обращала на все диковинные предметы, которые были у ее мужа. Они ей были просто неинтересны.
Другое дело новый император, который верил в чудесную мастеровую силу русского народа. Он в изображении автора становится настоящим патриотом своей родины, который верит и ценит свой народ.
В лесковском изображении император добр и простодушен. Даже поцеловал Левшу, хотя он был простым кузнецом. Хотя он император, а Левша — оборванный и потный, грязный бедняк.
Но для императора важно то, что он мастер.
Кстати, большое внимание автор уделяет Крымской войне. Из истории России известно, что она проходила во времена правления Николая Первого. Поэтому это реальное событие в содержании лесковского рассказа. Но автор ее показывает, пропустив через свое восприятие.
Его не столько интересует неудачные результаты этой войны, сколько причины такого поражения. И Лесков видит огромную вину в этом правителей страны. Ведь император и его приближенные совсем не слушают того, о чем им говорит народ, а ведь без объединения победить невозможно.
Автор своим рассказом утверждает равенство народа.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Показывает писатель и отрицательные стороны жизни простого русского народа: алкоголизм, споры и задушевные беседы, которые раскрывают душу человека.
Эти и многие другие пороки сохранились в характере простого русского человека еще с древних времен, когда процветало воровство и жестокость.
И результатом человеческого равнодушия, которое автор рассматривает как порок русского общества, влечет гибель главного героя.
Опора нашей страны — это тульский мастер и ему подобные. Именно просто человек может изменить и определить судьбу России, так как это нравственная сила страны.
Но один Левша не может ничего изменить, за этим лесковским образом стоит вся страна, люди с обычной, но непростой судьбой.
Лесков показал в своих рассказах, что моральные идеалы должны быть едины для всех людей, независимо от того, какое положение они занимают в обществе. Автор защищает свободу и равенство всех людей.
Источник: https://sochinyalka.ru/2016/12/russkaja-istorija-v-rasskaze-levsha.html
Критика об образе Александра Павловича в «Левше»
«Важно обратить внимание… как ведут себя русские цари. Александр, победитель в войне с Наполеоном, в отношениях с англичанами предстает, как это ни странно, человеком слабодушным, непозволительно инфантильным, легко внушаемым, а главное — равнодушным к национальным интересам своей страны.
Самая «ласковость» Александра, о которой … говорит рассказчик, на деле оборачивается «пустошеством», сентиментальной чувствительностью, совсем не приличествующей царю могучей державы.
В готовности Александра бездумно восхищаться всеми раритетами, которые не без коварного умысла демонстрируют ему англичане, проявляется полное отсутствие у этого главы государства патриотического чувства.
Подаренную англичанами блоху Александр увозит с собой в Россию, и не помышляя о возможности какого-либо ответного шага, который заставил бы англичан усомниться в своем превосходстве над русскими.
Новый русский самодержец Николай I — правитель несравненно более твердого характера… Своекорыстный патриотизм Николая… подвергается безусловному осмеянию, как и легковесное англоманство Александра.»
Образ и характеристика Николая Павловича в повести «Левша» Лескова (император Николай I)
Император Николай Павлович — яркий второстепенный персонаж повести «Левша» («Сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе») Лескова.
После смерти императора Александра I на престол восходит его брат, император Николай I. Николай получает в наследство английскую стальную блоху:
«Удивительная блоха из аглицкой вороненой стали оставалась у Александра Павловича в шкатулке под рыбьей костью, пока он скончался в Таганроге… Императрица Елисавета Алексеевна… передала эту диковину… в наследство новому государю.»
В начале царствования Николай I не обращает внимания на блоху, потому что в 1825 году происходит восстание декабристов. Затем царь решает наконец заняться блохой:
«Император Николай Павлович поначалу тоже никакого внимания на блоху не обратил, потому что при восходе его было смятение…»
Николай поручает казаку Платову отвезти блоху в Тулу к местным оружейникам, чтобы те превзошли англичан в мастерстве. На самом деле встреча Николая и Платова — это вымысел автора, так как в реальности Платов умер в 1818 г., а Николай I начал править в 1825 г.):
«Это ты, мужественный старик, хорошо говоришь, и я тебе это дело поручаю поверить.»
Николай надеется и верит в русских людей. В этом он не похож на своего брата Александра, который хвалил иностранных умельцев:
«Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный…»
«…брат мой этой вещи удивлялся и чужих людей, которые делали нимфозорию, больше всех хвалил, а я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что‑нибудь сделают.» (Николай о себе)
«…он на своих людей надеется…»
Император Николай I не любит уступать иностранцам, поэтому он решает заняться блохой, чтобы показать свое превосходство перед англичанами:
«…никакому иностранцу уступать не любил…»
Николай Павлович верит в русских мастеров, и тульские оружейники оправдывают его доверие. Искусные оружейники подковывают английскую блоху:
«Что за лихо! – Но веры своей в русских мастеров не убавил…»
«Подавай сюда. Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что‑нибудь сверх понятия сделано.»
На самом деле император Николай — гордый, тщеславный и самолюбивый человек. С помощью таланта тульских мастеров он надеется удовлетворить свое самолюбие и показать англичанам, что его народ — самый талантливый:
«Я знаю, что мои русские люди меня не обманут.»
«…Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»
У императора Николая Павловича хорошая память, он ничего не забывает. Так например, царь хорошо помнит о блохе, которую он велел отвезти в Тулу:
«…Николай Павлович был ужасно какой замечательный и памятный – ничего не забывал…»
«…государь Николай Павлович ни о чем не забывал…»
Критика об образе Николая Павловича в «Левше»
«В готовности Александра бездумно восхищаться всеми раритетами, которые… демонстрируют ему англичане, проявляется полное отсутствие у этого главы государства патриотического чувства.
Новый русский самодержец Николай I — правитель несравненно более твердого характера и к тому же сразу по своему восшествию на престол … заявляющий о приверженности к «своим русским людям».
Вспомнив о блохе, он решает немедленно подвергнуть ее «русским пересмотрам» и посылает с ней Платова к тульским мастерам.
Однако речь Николая, густо уснащенная личными и притяжательными местоимениями, выдает истинную подоплеку его внешне патриотического поступка. …Николаем движет не столько национальный интерес, сколько тщеславное желание продемонстрировать миру преданность ему его подданных.
Восторг царя при виде подкованной блохи — это тоже не столько живой всплеск … патриотических чувств, сколько торжество удовлетворенного тщеславия…Своекорыстный патриотизм Николая… в контексте сказа подвергается безусловному осмеянию, как и легковесное англоманство Александра.»
В невнимании власти к судьбе национальных талантов, в дремучести и необразованности самого русского народа составляют, по Лескову, причину отсталости России.
Интересно сравнить беседу Николая с Левшой, до которого император снисходит, и вспомнить встречу героя с англичанами, которые уважают в нем мастера, разговаривают на равных. Когда Левша возвращается на родину, он заболевает и умирает, никому не нужный.
Брошенный на пол в “простонародной” больнице, он олицетворяет собой негуманность, недальновидность и неблагодарность царской власти.
Таким образом, ни один из государей на деле не думает по-настоящему ни о благе страны, ни о судьбе народа. Их действия можно объяснить лишь эгоизмом, желанием потешить своё самолюбие, удовлетворить своё тщеславие. Николай Павлович, как и его предшественник, не может быть назван патриотом.
Билет №4
Источник: https://studopedia.net/6_58713_kritika-ob-obraze-aleksandra-pavlovicha-v-levshe.html