Кавказ в жизни и творчестве лермонтова

Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова

Великий русский романтик Лермонтов родился в Москве, детство провел в имении бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, расположенном в селе Тарханы Пензенской губернии. Потом он учился и жил в Петербурге.

Но жизнь поэта сложилась так, что долгие годы он провел на Кавказе: туда его, как многих других оппозиционно настроенных людей, сослали за вольнолюбивые стихи и непокорный характер. Там поэта постигла безвременная смерть. Казалось бы, все это должно было сделать для него этот край отталкивающим и ненавистным.

Но как ни странно, оказалось все наоборот: суровая, бурная, непокорная кавказская природа была настолько родственна душе мятежного поэта, что именно здесь его поэтический гений расцвел и набрал свою силу. Вот почему Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова был очень важен.

Обратите внимание

Его можно по праву назвать поэтической родиной Лермонтова, которая дарила вдохновение, озаряла его жизнь счастливыми мгновениями творчества.

Впервые он побывал там еще в детстве: в 1818 и 1820 годах бабушка возила Мишу для укрепления его здоровья в Горячеводск, позднее переименованный в Пятигорск. Михаила Юрьевича поразила здешняя природа.

А еще поразили Лермонтова люди, живущие на Кавказе. По пестрому восточному базару бродили смуглые, оборванные горцы. Все мужчины вооружены — ведь место неспокойное, кругом идет война.

Недаром среди отдыхающих, пьющих у источников воду, много русских офицеров.

Эти яркие, красочные картины навсегда остались запечатленными в сознании Михаила Юрьевича, а впоследствии отразились не только в стихах, но и в художественном творчестве Лермонтова. Ведь Михаил Лермонтов был щедро одарен разнообразными талантами: он прекрасно играл на скрипке, был очень интересным живописцем.

Многие исследователи считают, что если бы он занимался живописью на профессиональном уровне, то мог бы занять видное место среди выдающихся русских художников. Не только с натуры, но и на память он мог замечательно воспроизводить на полотне или бумаге фигуры, лица, кипение боя, пейзажи или бешеную скачку разгоряченных коней.

Как и в поэзии, картины Лермонтова в живописи красочны и динамичны, в них чувствуется рука подлинного мастера.

Кисти Лермонтова принадлежат и картины, выполненные масляными красками — их сохранилось более десяти, — и многочисленные акварели и рисунки. Все они очень своеобразны и выполнены на высоком профессиональном уровне. В них отразился трагический и тревожно-страстный творческий мир Лермонтова. Изобразительное творчество Михаила Юрьевича сплавлено с литературным в одно целое.

И конечно, он не мог не запечатлеть в своих живописных работах свой любимый край — Кавказ. Считается, что именно в так называемом Кавказском цикле картин и рисунков Лермонтов сказал свое слово в живописи. Романтик по духу, Михаил Юрьевич сумел выразить первозданную красоту этого вольного края как в стихах, так и в художественном творчестве.

Кавказ в творчестве Лермонтова нашел отражение во многих его картинах.

Важно

Что же привлекало на Кавказе Лермонтова-живописца? В живописных и графических работах поэта прежде всего представлены прекрасные романтические пейзажи Кавказа, его гор, рек, ущелий и долин, лепящихся к скалам горных селений и больших городов.

В голубой дымке, покрытие облаками поднимаются горы на великолепной картине «Военно-грузинская дорога близ Мцхеты», выполненной маслом. Острые вершины, спускающиеся уступами в глубокое ущелье, запечатлел Лермонтов на картине «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби».

Удивительна по красоте и богатству красок картина «Кавказский вид с верблюдами», также выполненная маслом. Из темных лесных зарослей выходит горная дорога, по которой движется караван верблюдов, а вдали озаренные солнцем стоят величественные горы, скрывающиеся в голубой дымке горизонта.

На картинах Лермонтова также часто можно увидеть на фоне горного пейзажа вооруженных всадников, движущихся по опасным горным дорогам (картина «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби»).

А на карандашном рисунке «Грузинки на крыше сакли» с поразительной точностью запечатлены кавказские «жены и девы» в национальных костюмах, танцующие под звуки бубна на крыше заросшей диким виноградом сакли.

Разумеется, и многие юношеские поэтические произведения Лермонтова связаны с Кавказом. Такова его первая поэма «Черкесы», произведение еще не вполне самостоятельное, но отразившее реальные впечатления от поездок юного поэта на Кавказ.

Поэма «Кавказский пленник», написанная под сильным воздействием знаменитой пушкинской «южной поэмы» и даже повторяющая ее название, также содержит немало сильных и вполне оригинальных строк. С этими поэмами связаны и живописные опыты юного художника.

Если в более поздних картинах, о которых говорилось выше, Кавказ в творчестве Лермонтова предстает как самостоятельный предмет изображения, то некоторые из юношеских работ явно сделаны в качестве иллюстраций к поэтическим произведениям.

Совет

Порой юный поэт сам оформлял в рукописях свои работы, набрасывая рисунки для обложки, как, например, в поэме «Черкесы», или же создавая иллюстрации к только что написанному произведению, например, с изображением скачущего всадника к поэме «Кавказский пленник».

Часто, обдумывая стихотворные строки, поэт начинал рисовать грозные профили героев или горячих, нетерпеливых коней. Таков, например, рисунок 1832-34 гг., на котором изображен скачущий всадник с плеткой в руке и несколько набросков мужских голов, изображенных в профиль.

Но с Кавказом оказались связаны и совсем другого рода детские впечатления, которые Лермонтов тоже пронес через всю жизнь. По его собственному признанию, именно здесь ему довелось испытать свою первую и очень сильную любовь.

Это случилось, когда летом 1825 года он третий раз побывал на Кавказе. Спустя много лет в своем знаменитом стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен...

» Лермонтов вновь обратился воспоминаниями к тем далеким дням детства, к той незабываемой для него встрече.

Может быть, именно потому, что на Кавказе впервые Лермонтов испытал очень сильное чувство любви, сюда он переносит и действие своей знаменитой поэмы «Демон».

Ведь, как это не парадоксально, «печальный Демон, дух изгнанья», одинокий, мятежный и бесконечно страдающий, бросающий вызов всему мирозданью и беспощадный к тем, кто стоит на его пути, — такой Демон оказался у Лермонтова способным полюбить.

Именно здесь он встретил прекрасную Тамару, которая воплощает в себе черты гордой и вместе с тем беззащитной горской девушки. Но пылкое страстное чувство к ней Демона обрекает Тамару на страдание и гибель. Эти необычные герои возникли в воображении поэта еще в 1829 году, когда началась работа над поэмой.

Лишь десятилетие спустя, в 1838 году, он закончит ее последний вариант, который мы теперь и читаем. В первых же набросках поэмы появились и описания тех неповторимых горных пейзажей, которые так поразили юного Лермонтова, а затем, созданные рукой мастера, стали одними из самых ярких страниц многих произведений поэта.

Обратите внимание

Потом, когда волею судеб Лермонтов вновь оказался на Кавказе, его детские воспоминания возродились, обогатились новыми впечатлениями и вылились в поразительные образы таких стихотворений, как «Дары Терека», «Спор», «Тамара», «Сон» и многих других. Они отразились в поэме «Мцыри», выплеснулись на страницы романа «Герой нашею времени».

В 1841 году было написано стихотворение «Тамара». Оно основано на грузинской легенде о коварной царице, с помощью волшебной силы заманивавшей путников в свой замок и после ночи любви убивавшей их. Замок ее находился в Дарьяльском ущелье и стоял на горной вершине над Тереком, куда коварная царица сбрасывала утром трупы своих несчастных любовников.

Это стихотворение прекрасно иллюстрирует карандашный рисунок Лермонтова «Дарьял», хотя создан он был намного раньше, в 1837 г. Бурные воды Терека узкой лентой рассекают мрачное ущелье. В центре композиции — мрачная скала, на вершине которой виднеется одинокий замок.

А на переднем плане — фигура человека, устремленного к перекинутому через Терек мосту, вероятно, ведущему к скале с башней.

Связь этой картины Лермонтова и его стихотворения наглядно показывает, что и в данном случае, и во многих других картины поэта не являются в прямом смысле иллюстрациями к его произведениям. Можно сказать, что это разные произведения об одном и том же.

Так, например, удивительно точно воссоздает атмосферу и место действия поэмы «Мцыри» (1839) карандашный рисунок Лермонтова «Развалины на берегу Арагвы в Грузии» 1837 года. Именно тогда была задумана и поэма.

Многие памятные строки «Мцыри» кажутся точным описанием его картины «Развалины на берегу Арагвы в Грузии».

На переднем плане картины мы видим бурный поток, образованный слиянием двух рек, текущих по глубокому ущелью, над которым возвышаются обрывистые уступы гор. Слева видны развалины старинного монастыря на вершине скалы, а вдали белеет и скрывается в облаках горная череда. Быть может там и находится та «страна отцов», к которой так стремился Мцыри?

Важно

Слева на переднем плане картины изображен крутой каменистый спуск к реке, обрамленный ветвями деревьев. Не здесь ли спускался «…к потоку с высоты, держась за гибкие кусты» герой поэмы, томимый жаждой.

Глядя на картину Лермонтова, мы словно слышим гул срывающихся под ногами героя камней и вот-вот увидим его самого. Впрочем, не только горцы изображены на рисунках кавказского цикла Лермонтова.

Ведь именно там шла работа над романом «Герой нашего времени», в центре которого судьба русского офицера, оказавшегося на Кавказе.

Конечно, в романе Лермонтов продолжает рисовать картины жизни кавказских народов, горные пейзажи, но многие страницы посвящены изображению офицерской среды и «водяному обществу», приехавшему лечиться на воды. На рисунках тех лет, когда создавался и печатался роман, мы видим сходные сюжеты.

Вот карандашный рисунок «Офицер верхом и амазонка» (1840— 41 гг.), который напоминает сцену прогулки Печорина и Мери, когда герою наконец удается добиться расположения девушки. А рисунок 1837 года «Домик над обрывом» явно связан с повестью «Тамань», входящей в роман «Герой нашего времени».

Но есть еще одна важная сторона живописных и графических произведений Лермонтова из кавказского цикла. Многие из них живо и динамично показывают столь близкий мятежной душе поэта пыл военных сражений.

И не удивительно: ведь очень большую часть своей недолгой жизни Лермонтов провел в зоне военных действий на Кавказе в качестве офицера русской армии.

По свидетельству его однополчан, он отличался какой-то отчаянной смелостью, выполнял самые опасные поручения и не раз был представлен к награде, но царь не желал выделять заслуги Лермонтова, свободолюбие и независимость которого вызывали ненависть Николая I к поэту.

Совет

Особенно проявил себя Лермонтов в боевых действиях отряда генерал-лейтенанта Галафеева в Чечне в знаменитом сражении при реке Валерик, притоке Сунжи. Оно произошло 11 июля 1840 года и стоило больших жертв и той и другой стороне.

Это сражение запечатлено не только в стихотворении Лермонтова, но и на его картине «Сражение при Валерике», также отличающейся поразительной точностью и достоверностью деталей и ярким динамизмом. Трудно сказать, какое из произведений — поэтическое или художественное — дает нам большее представление об этом сражении. Очевидно одно: и в том и в другом чувствуется рука выдающегося мастера.

Итак, многие факты жизни и творчества Лермонтова позволяют нам с полным правом назвать Кавказ его подлинной духовной, поэтической родиной.

Здесь Лермонтов познал счастье гармонии с природой и вдохновенного творчества, но здесь его ждала и горькая участь опального офицера, разрыв с друзьями, близкими людьми, здесь он встретил предательство и вероломство, здесь нашел свою преждевременную смерть.

Удивительно, но многие современники Лермонтова говорят, что перед его последним отъездом на Кавказ в апреле 1841 года после небольшого отпуска, проведенного в кругу друзей в Петербурге и Москве, поэта томили мрачные предчувствия. Так, перед отъездом на вечере у Карамзиных он сказал, что его на Кавказе в этот раз, верно, убьют. Об этом мы читаем и в его стихах:

На свете мало, говорят,
Мне остается жить!

Поистине пророческим стало его стихотворение «Сон», написанное в июне 1841 года, меньше чем за месяц до роковой дуэли! Как будто поэт уже видел ту картину, которая стала местом трагедии 15 июля 1841 года:

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я

Но еще раньше в романе «Герой нашего времени» Лермонтов как бы предваряет и обстоятельства этого страшного действия — в сцене дуэли между Печориным и Грушницким.

Читайте также:  Список "мертвых душ" собакевича: описание и характеристика крестьян

Только финал оказался совсем иным: давний приятель Лермонтова еще по юнкерской школе, человек пустой, недалекий, но заносчивый и крайне обидчивый, Мартынов остался жив, а поэт был сражен его пулей в грудь навылет.

Обратите внимание

Казалось бы, повод был просто ничтожным, но очевидно, что Мартынова подстрекали те, кто хотел любым способом избавиться от опасного для высших кругов писателя. Среди них в первом ряду стоит именно князь Васильчиков, знакомый Лермонтова еще по Петербургу.

Поэт чувствовал в нем чужую натуру, потому что под маской светского либерализма видел мелкого и злобного человека. Он часто отпускал в адрес Васильчикова едкие замечания и колкие остроты, а тот делал вид, что нисколько не обижен, но в глубине души затаил злобу на поэта. В то же время в Пятигорске Васильчиков часто бывает у генеральши Мерлини, которая была тайным агентом III отделения.

Так сужается гибельный круг, готовый уничтожить поэта. Васильчикову и Мартынову было хорошо известно благородство Лермонтова, и они были уверены, что он не станет стрелять на дуэли в противника, как не стрелял в де Баранта. Пистолеты были выбраны самого крупного калибра.

Секундантом Лермонтова стал его друг и боевой товарищ, получивший ранение в сражении при Валерике Михаил Павлович Глебов, а со стороны Мартынова секундантом был именно Александр Васильчиков.

Дуэль состоялась в четырех верстах от Пятигорска на покатом склоне у подножия горы Машук, где находилась небольшая площадка.

Так трагически заканчивается связь Лермонтова с Кавказом в его жизни, но она продолжается в его творчестве и будет длиться до тех пор, пока есть люди, для которых близка и понятна яркая, бурная, мятежная, гордая, как сам Кавказ, поэзия Лермонтова.

Источник: Аристова М.А. Доклады по литературе. 10 класс/ М.А. Аристова. – М.: “Экзамен”, 2009

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/lermontov_m_ju/kavkaz_v_zhizni_i_tvorchestve_lermontova/54-1-0-294

Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова

Аннотация

       Михаил Юрьевич Лермонтов – известный русский поэт XIX века. Одной из ведущих тем его творчества является тема Кавказа. В своей исследовательской работе я рассмотрела роль Кавказа в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.

      Актуальность темы обусловлена тем, что именно на Кавказе произошло становление Лермонтова как творческой личности. Там были написаны наиболее знаменитые его литературные произведения, и именно там Лермонтов попробовал себя не только в роли поэта, но и в роли художника.

Объектом моего исследования является биография периодов пребывания Лермонтова на Кавказе и  творчество великого русского поэта, написанное под впечатлением этого края.

     Предмет исследования моей работы: история создания литературных произведений, написанных в периоды пребывания Лермонтова на Кавказе, а так же воплощение художественного таланта не только в литературе, но и в живописи.

     Цели моей работы: изучить художественное своеобразие произведений Лермонтова и определить актуальность его творчества.

Важно

Задачи моей работы: определить роль Кавказа в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова; изучить некоторые интересные факты биографии этого величайшего человека, которые имели место произойти с ним именно на Кавказе.

КАВКАЗ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Кавказ – живописное место. Этот таинственный край, «где люди вольны, как «орлы», манил многих русских писателей. Его образ нашел отражение во многих произведениях таких классиков русской литературы, как А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Ю. Лермонтов и многих других.

Исключительное место занимает кавказский край  в жизни великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, впервые побывавшего на Кавказе шестилетним ребенком, когда бабушка Елизавета Арсеньева привозила его на воды, чтобы поправить здоровье внука.

Уже первая поездка, несомненно, оставила отпечаток в детском сознании. Вышедший из-под опеки бабушки, уже взрослый, Лермонтов трижды приезжал на Кавказ, всегда не по своей воле – это было место его службы, а точнее, ссылки.

           Первый раз он был сослан в 1837 году за стихотворение «Смерть поэта», посвященное трагической гибели А.С.Пушкина на дуэли.

 Об исключительной значимости для творчества Лермонтова периода его пребывания в 1837 году в Пятигорске и Кисловодске лучше всего свидетельствует роман «Герой нашего времени», в котором нашли отражение пятигорские наблюдения поэта, его большая любовь к Кавказу.

Все чувства и переживания Лермонтова о Кавказе отражены в его произведении “Кавказ”:

Хотя я судьбой на заре моих дней,

        О южные горы, отторгнут от вас,

        Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

        Как сладкую песню отчизны моей,

        Люблю я Кавказ!..[1]                                   

1830 год (М. Ю. Лермонтов)

 Знакомство поэта с кавказским фольклором и впечатления от природы Кавказа повлияли на возникновение замысла  поэмы “Мцыри”. Здесь  Лермонтов развивает идею мужества и протеста. Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них.

Совет

Именно потому, что он истинно любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. Самой большой любовью для Мцыри была та “одна, но пламенная страсть”, что “изгрызла душу и сожгла”, — любовь к родине. Этим чувством был обусловлен и его страстный порыв к свободе.

И даже перед смертью последний привет он посылает родному Кавказу, желая, чтоб его похоронили в таком месте, откуда видны его снежные вершины:    

       Оттуда виден и Кавказ!

    Быть может, он с своих высот

    Привет прощальный мне пришлет,

    Пришлет с прохладным ветерком…[2] 

Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Презирая свое окружение, Мцыри чувствует лишь родство с природой. Он видит в природе ту гармонию, единение, братство, что не дано ему было познать в человеческом обществе.

    Кругом меня цвел божий сад;

    Растений радужный наряд

    Хранил следы небесных слез,

     И кудри виноградных лоз

     Вились, красуясь меж дерев…[3]       

             В поэме М. Ю. Лермонтова «Аул Бастунджи» отразились не только воспоминания его о поездках на Кавказ в детстве, но и чтение литературы о нем, рассказы родственников —

Хастатовых и Шан-Гиреев, московских студентов и юнкеров, по происхождению кавказцев.  В посвящении к поэме «Аул Бастунджи» автор, обращаясь к Кавказу, восклицает:

Тебе, Кавказ, – суровый царь земли –

Я снова посвящаю стих небрежной:

Как сына ты его благослови

И осени вершиной белоснежной!

От ранних лет кипит в моей крови

Твой жар и бурь твоих порыв мятежной;

На севере в стране тебе чужой

Я сердцем твой, – всегда и всюду твой[4]!…

Язык произведений Лермонтова прекрасен, он завораживает и околдовывает, раскрывает нам красоту и богатство родной речи.

           Почему-то в наше время говорят только о литературной стороне творчества Лермонтова и забывают о том, что он увлекался еще и живописью.

Лермонтову-писателю всегда помогал Лермонтов-художник. На создание произведений живописи поэта вдохновляла необыкновенная природа Кавказа, которую он хотел показать в своих картинах. Любая кавказская панорама Лермонтова – это как бы малый фрагмент вселенной, отразивший всю бесконечность мироздания в миниатюре.

Обратите внимание

Руины, монастыри, храмы, лепящиеся на склонах гор, представляются зрителю естественными вкраплениями в природный ландшафт.

Вписанные в каждый пейзаж фигурки людей – всадники, погонщики и верблюды, грузинки, набирающие в Куре воду, – подчинены изначально заданному ритму; их малый масштаб подчеркивает космическую безмерность целого.

Из картин, написанных Лермонтовым в 1837 – 1838 гг.,  по эмоциональной насыщенности, обобщенности романтического восприятия выделяется “Воспоминание о Кавказе”.

Гаснущее вечернее небо, синие горы вдали, облака, два всадника-горца на переднем плане – все составные части пейзажа, все подробности – мелкий кустарник, травка и камни –

согреты, оживлены поэтическим чувством. Фигуры всадников сливаются с природой.

Они являются неотъемлемой частью этой природы, гор и скал, освещенной последними лучами солнца тихой долины. То же самое следует сказать о других пейзажных изображениях поэта: “Эльбрус при восходе солнца”, “Кавказский вид с верблюдами”, “Кавказский вид с саклей”, “Вид Пятигорска”.

      Любимый край Лермонтова – Кавказ, который, с детства вдохновлял поэта, был колыбелью его творчества, стал же и  местом его гибели. Он погиб на дуэли, которая произошла на небольшой поляне у дороги, ведущей из Пятигорска в Николаевскую колонию вдоль северо-западного склона горы Машук (теперь это место называется “Перкальской скалой”).

     Итак, проанализировав творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, мы убедились, что одна из его ведущих тем — тема Кавказа.

Список использованной литературы:

1. Ираклий Андроников «Лермонтов».  Исследования, статьи, рассказы. Пензенское областное издательство 1952г.

2. В. А. Мануйлов. «Михаил Юрьевич Лермонтов». Биография писателя. Пособие для учащихся. Издание второе. Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение 1976 г.

3. Т. Иванова «Лермонтов на Кавказе». Эссе. Москва «Детская литература» 1975г.

Важно

4. Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). Научно-редакционный совет издательства «Советская энциклопедия». «Лермонтовская энциклопедия». Главный редактор В. А. Мануйлов. Редакционная коллегия: И. Л. Андроников, В. Г. Базанов и другие. Москва. Издательство «Советская энциклопедия»  1981г.

5. М. Ю. Лермонтов «Избранные сочинения». Москва. «Художественная литература» 1983 год.

М. Ю. Лермонтов «Сочинения». Том 1. Москва. Издательство «Правда». 1988 год.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/10/02/kavkaz-v-zhizni-i-tvorchestve-m-yu-lermontova-0

Лермонтов на Кавказе. Кратко о творчестве Лермонтова на Кавказе

Кавказ занимает исключительное место в жизни Лермонтова. «Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу.

Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов» – писал критик Белинский.

За свою короткую жизнь М. Лермонтов неоднократно приезжал на Кавказ. Когда великий поэт был еще маленьким Мишелем, Елизавета Арсеньевна (его бабушка) несколько раз из Тархан (теперь город Лермонтово) Пензенской губернии приезжала в гости в имение к сестре – Екатерине Арсеньевне Столыпиной.

И каждый раз для укрепления здоровья (а эти места тогда славились минеральными источниками) она брала с собой и маленького Мишу, которого воспитывала сама после смерти матери. Первый раз будущий поэт побывал в этих местах, когда ему исполнилось 4 года в 1818г. второй раз – в 1820 г.

, третий – в 1825г.

Случайные фото Кавказа

Неудивительно, что именно экзотической, броской природой Кавказа были порождены самые яркие впечатления детства поэта. С пребыванием на Кавказе летом 1825 года связано первое сильное детское увлечение Лермонтова. Когда мальчику было 10 лет, он здесь встретил девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память на всю его жизнь.

Пробуждение первого чувства («О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум!») соединялось с острым восприятием тонкой душой поэта красот южной природы.

Как пишет Лермонтов: «Синие горы Кавказа… вы взлелеяли детство мое, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас, да о небе…».

В посвящении к поэме «Аул Бастунжи» поэт называет себя «сыном Кавказа»:

От ранних лет кипит в моей крови

Твой жар и бурь твоих порыв мятежный;

На севере, в стране тебе чужой я сердцем твой, –

Всегда и всюду твой!

Знакомство с Кавказом не ограничилось детством Лермонтова. За стихотворение на смерть Пушкина 25 февраля 1837 года, по Высочайшему повелению, Лермонтов был отправлен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. Любимый поэтом край возродил Лермонтова, дав ему успокоиться, на время обрести равновесие в душе.

Совет

Именно в этот период в сознании поэта Кавказ ассоциируется с «жилищем вольности простой», которое противопоставляется «стране рабов, стране господ», «голубых мундиров» и «неволе душных городов».

Заболев по дороге в полк, Лермонтов отправляется в Пятигорск, и до осени лечится на водах. В Пятигорске и Ставрополе он встречается со многими выдающимися, или просто интересными людьми: доктором Н.

В. Майером (прототип доктора Вернера в “Княжне Мери”); знакомится со ссыльными декабристами (С. И. Кривцовым, В. М. Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым) и близко сходится с А. И. Одоевским.

Читайте также:  Описание сада плюшкина в поэме "мертвые души": текст эпизода, анализ образа сада

После лечения, командированный, Лермонтов едет в Тамань и в октябре отправляется по Военно-Грузинской дороге в Грузию, где в Караагаче стоит его полк.

Во время своей первой кавказской ссылки Лермонтов сдружился с двоюродным братом – Акимом Акимовичем Хастатовым поручиком лейб-гвардии Семеновского полка. Аким Акимович часто брал поэта с собой на веселые кумыкские пирушки, свадьбы. Лермонтов мог наблюдать искрометные пляски, слышать чарующие душу песни, легенды, рассказы об абреках и казаках. Юноша упивался живописной природой Предкавказья. Девственные пейзажи и дружеские встречи, рассказы об удали джигитов запечатлевались в его памяти. Впоследствии все это отпечаталось в твореньях поэта:

Приветствую тебя, Кавказ

седой!

Твоим горам я путник

не чужой.

Они меня в младенчестве

носили

И к небесам пустыни

Приучили…

В конце 1837г. Лермонтова хлопотами бабушки переводят в Гродненский гусарский полк, в Новгород.

Он возвращается в Россию, исполненный удивительных творческих замыслов: «Герой нашего времени», кавказская редакция «Демона», «Мцыри», «Беглец», «Ашик-Кериб», «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Тамара», «Свиданье», «Кинжал», «Прощание», «Хаджи Абрек», – все это стало результатом его скитаний по Северному Кавказу и Закавказью в 1837 году.

Известный грузинский поэт Илья Чавчавадзе пишет, что «В своих мощных стихах, преисполненных поэзии, Лермонтов изобразил весь Кавказ и, в частности, Грузию». Во время второй ссылки (1840 г.) Лермонтов попадает в Малую Чечню после дуэли с сыном французского посла Эрнестом де Барантом.

Наказанием был перевод тем же чином (поручик) в Тенгинский пехотный полк, воевавший на Кавказе. Это соответствовало желанию и самого поэта. “Если, говорит, переведут в армию, будет проситься на Кавказ”, – так передавал тогдашнее настроение Михаила Юрьевича Белинский. Именно тогда поэт участвовал в боевых действиях и не раз рисковал жизнью в боях с чеченцами.

Обратите внимание

Находясь на военной службе на Кавказе, М.Ю. Лермонтов не расставался с записными книжками, заносил в них услышанные из уст повидавших на своем веку кавказцев отдельные сюжеты будущих своих произведений.

Его интересует духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся на Кавказе; в нескольких своих произведениях он касается проблем “восточного миросозерцания” (“Тамара”, “Спор”). 14 апреля 1841, не получив отсрочки после двухмесячного отпуска в Петербурге, Лермонтов возвращается на Кавказ.

В мае того же года он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: “Сон”, “Утес”, “Они любили друг друга…”, “Тамара”, “Свиданье”, “Листок”, “Выхожу один я на дорогу…”, “Морская царевна”, “Пророк”.

Кавказскому городу Пятигорску было суждено сыграть роковую роль в жизни поэта: здесь, кроме прочих старых знакомых, Лермонтов находит своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтова задели Мартынова.

Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал.

Иннокентий Анненский в своей статье «Об эстетическом отношении Лермонтова к природе» пишет о том, что много причин способствовало развитию в Лермонтове чувства природы.

Природа Кавказа подействовала на него в годы самого раннего детства, когда духовный мир его еще складывался; над ней выучился он мечтать и думать, так что позже, в следующие свои поездки на Кавказ, он останавливался не на новом, а как бы углублял свои ранние впечатления.

Изображения же Кавказской природы в произведениях Лермонтова необыкновенно точны. Иннокентий Анненский пишет об этом: «Один живописец Кавказа мне говорил, что нередко поэзия Лермонтова служила ему ключом в кавказской природе».

Важно

По словам Анненского, в природе Лермонтов особенно любит движение: вспомним чудных его лошадей у Измаил-Бея, у Казбича или Печорина, вспомним его горные реки:

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

облака, змеи, пляску, локон, отделившийся от братьев в вихре вальса. Лермонтов в своих описаниях не был ни ботаником, как Гете (у него нет этой детальности описаний), ни охотником, как Тургенев и Сергей Аксаков (у него нет в описаниях ни выжидания, ни выслеживания, – скорее что-то открытое, беззаветное).

Из поэтических изображений Кавказской природы видно, что Лермонтов любил день больше ночи, любил синее небо, золотое солнце, солнечный воздух.

«Если из 43 описаний в его поэмах дневных меньше, чем ночных и вечерних – 18 и 25, то это лишь дань романтическому содержанию» – пишет Анненский. Голубой цвет неба заставляет того самого Печорина, который понимал чувство вампира, забывать все на свете.

Если же говорить о Лермонтовских описаниях утра – достаточно вспомнить утро перед дуэлью, голубое и свежее («Княжна Мэри»):

Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его луче с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебристым дождем. Я помню – в этот раз, больше, чем когда-нибудь прежде, я любил природу.

Но тут было и не только непосредственное наслаждение: синий цвет неба уносил мысль Лермонтова и его героя в мир высший. К чему тут страсти, желания, сомнения… Небо рождало в поэте и райские видения (Мцыри видит ангела в глубоком синем небе), и мучительные вопросы: в “Валерике” поэт говорит:

“…Небо ясно…

Под небом много места всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он… зачем?

Чудные сады в “Мцыри” и “Демоне”, будто все пропитанные райским сиянием, рисуются поэту под солнцем и синим небом. Во всех волшебных снах (а Лермонтов любит этот мотив) над поэтом непременно день:

Надо мной чтоб вечно зеленея

Темный дуб склонялся и шумел.

Таков и волшебный сон при плеске фонтана в поэтичнном “Мцыри” на речном дне, где:

Солнце сквозь хрусталь волны

Сияло сладостней луны.

Как певец гор, Лермонтов любил краски. Поэт любит розовый закат, белое облако, синее небо, лиловые степи, голубые глаза и золотистые волосы. “Цветов” в его поэзии почти нет.

Совет

Розы и лилии у него – это поэтические прикрасы, а не художественные ощущения: “бела, как лилия, прекрасна, как роза” – все это только мелкая монета поэзии. Конь поэта топчет цветы, пока сам поэт смотрит на облака и звезды.

Цветы являются у него разве в виде серебряного дождя. Но главная прелесть лермонтовских красок в их сочетаниях.

Кроме того, поэту доставляло особенное эстетическое наслаждение соединение блеска с движением – в тучах, в молнии, в глазах; поэзия его “полна змей”; чтоб полюбоваться грациозной и блестящей змейкой, как часто прерывает он рассказ. У него змейка то клинок, донизу покрытый золотой надписью:

…лишь змея,

Сухим бурьяном шелестя,

Сверкая желтою спиной,

Как будто надписью златой

Покрытый донизу клинок,

Браздя рассыпчатый песок,

Скользила бережно…,

(“Мцыри»)

…то “сталь кольчуги иль копья, в кустах найденная луною”. Он видит змей в молнии, в дыме, на горных вершинах, в реках и в черных косах, в тонкой талии, в тоске, в измене, в воспоминании, в раскаянии.

Как пишет М.Логиновская, из-за изобилия картин экзотической природы Кавказа в наиболее знаменитых лермонтовских поэмах, поэта часто обвиняли в чрезмерном подражании романтическим течениям того времени.

Между тем, кавказский материал в «Мцыри» и «Демоне» – не экзотическое обрамление в стиле традиционных «восточных повестей» романтиков (хотя у Лермонтова «Демон» и назван «восточной повестью»), а органическое претворение непосредственных переживаний и наблюдений, благодаря которым прежние сюжеты приобрели новое качество.

Кавказские пейзажи как сами по себе, так и в качестве «декораций» к поэмам Лермонтова занимают немалую часть его творчества.

Рассмотрим чуть ближе то, как необыкновенно выразительно Михаил Юрьевич рисует нам кавказскую природу в поэме «Демон». Известно, что изначально действие поэмы должно было происходить в Испании, но, вернувшись из первой кавказской ссылки, поэт переделывает свое творение, перенося действие на Кавказ.

В этой «кавказской» редакции, созданной в 1838 году, «Демон» становится одним из самых замечательных произведений русской поэзии.

Обратите внимание

Лермонтов не мог бы создать новую, окончательную редакцию «Демона», столь разительно отличающуюся от первоначальной редакции поэмы, если бы не нашел нового, еще не открытого поэзией материала, который помог ему воплотить отвлеченную философскую мысль в конкретных поэтических образах.

Как пишет Ираклий Андроников «горы Кавказа, Казбек, который кажется пролетающим над ним демоном «гранью алмаза», «излучистый Дарьял, Кайшаурская долина, зеленые берега светлой Арагвы, угрюмая Гуд-гора оказываются самой подходящей обстановкой для лермонтовской поэмы».

Мир же, увиденный Демоном и есть те самые вершины Кавказа, увиденный издали Казбек, чернеющий «глубоко внизу» Дарьял и Терек, это скалы, облака и башни замков – как бы неотделимые от мира фантастической дикой природы, одушевленной лишь присутствием горного зверя или кружащей в “лазурной вышине” птицы. Использованные здесь сравнения взяты исключительно из царства животных и минералов:

Под ним Казбек, как грань алмаза,

Снегами вечными сиял,

И, глубоко внизу чернея,

Как трещина, жилище змея,

Вился излучистый Дарьял

И Терек, прыгая как львица

С косматой гривой на хребте

Ревел…

Таков же и мир олицетворений:

И золотые облака

Из южных стран, издалека

Его на север провожали;

И скалы тесною толпой,

Таинственной дремоты полны,

Над ним склонялись головой,

Следя мелькающие волны;

И башни замков на скалах

Смотрели грозно сквозь туманы –

У врат Кавказа на часах

Сторожевые великаны!

Источник: https://svastour.ru/articles/puteshestviya/rossiya/kavkaz/lermontov-na-kavkaze.html

Тема: «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова»

План-конспект урока литературы в 8 классе

Тема: «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова».

Цель:

  1. изучить «кавказские» страницы биографии М.Ю. Лермонтова, познакомить с его произведениями о Кавказе;

  2. показать многогранность натуры поэта;

  3. развивать речь учащихся, их эстетический вкус, навыки исследования, выразительного чтения, анализа текста художественного произведения;

  4. воспитывать любовь к русской классической поэзии, к родному краю.

Материалы и оборудование:

  • мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, экран);

  • слайдовая презентация (Приложение 1);

  • выставка книг;

  • иллюстрации по теме.

Ход урока.

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,

Я посвящаю снова стих небрежный…

М.Ю. Лермонтов

1.Вступительное слово учителя.

Кавказ для М.Ю. Лермонтова – символ вольной, неукротимой, самобытной природы; это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов; вольнолюбивых людей, еще не испорченных цивилизацией; это земля таинственным образом связанная с судьбой поэта. (слайд 1)

Образ Кавказа появляется в произведениях Лермонтова разных лет. Он видел Кавказ глазами путешественника, художника, поэта, воина.

1 ученик. Впервые на Кавказе Лермонтов побывал вместе с бабушкой. когда Елизавета Алексеевна Арсеньева привозила его на воды, чтобы поправить здоровье внука. Она трижды возила внука на воды лечиться.

Было это в 1818, 1820 и 1825годах.

Останавливались бабушка и внук в имениях родственников по материнской линии Шелкозаводское и Столыпиновка, расположенных недалеко от казачьей станицы Шелковской и Горячеводска (ныне Пятигорска).

Уже первая поездка из далекого пензенского имения Тарханы, несомненно, оставила отпечаток в детском сознании. Но особенно большое значение в жизни Лермонтова имело посещение Кавказа в 1825 году, когда ему было около 11 лет.

Из Тархан выехали большим обозом, так как с Арсеньевой отправился на воды и её брат Александр Алексеевич Столыпин – он ехал с женой и детьми. Ехали и другие родственники, также множество дворовых, гувернёры, лекарь, повара. Елизавета Алексеевна была небогата и бережлива.

Но, зная, что Мишу скоро придется отдать в учение в Москву или Петербург, решила сделать ему подарок, очень щедрый, – поездку на Горячие воды на целое лето.

Ехали долго, недели две. После Ставрополя увидели горы. На подъезде к маленькому городу Александрову вдруг открылось все Пятигорье.

(Сайд 2)

Важно

Сначала повитый голубой дымкой Бештау, а за ним словно облачка забелели вершины Большого Кавказа. Там угадывались легкие очертания двуглавого Эльбруса, – он то скрывался за горами и скалами, то возникал снова. Проехали аул Бабуковский – первое горское поселение.

Миша увидел плоскокрышие сакли с узкими щелями окон, сложенные из камня ограды, толпу кабардинских детей, с любопытством глядевших на проезжающий обоз: Дальше ехали по каменистому берегу горного Подкумка. Вскоре показался конический, поросший лесом Машук, скрывающий дома Горячеводска. Правее широко растянулся Бештау, вздымая к облакам несколько скалистых вершин. (Слайд 3)

И вот Горячеводск. Горячая гора, вся в известковых потеках, дымится от бегущих по ней серных ручейков… Позади возвышается Машук… На одной из открытых площадок его – казацкий дозорный пост.

От подошвы Машука начинается Главная улица, пересеченная несколькими переулками. Дома почти все из тонкого леса, отштукатуренные и выбеленные, с камышовыми крышами. Несколько казенных зданий только строится, – солдаты пилят известняк здесь же, на Машуке.

Городок охраняют егеря и казаки, расположившиеся с двумя пушками у въезда. (Слайд 4)

2 ученик. Позднее впечатления от поездок на воды вылились в такие замечательные строки (ученик читает наизусть):

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,

Я посвящаю снова стих небрежный.

Как сына ты его благослови

И осени вершиной белоснежной;

От юных лет к тебе мечты мои

Прикованы судьбою неизбежной,

На севере, в стране тебе чужой,

Я сердцем твой – всегда и всюду твой.

Еще ребенком, робкими шагами

Взбирался я на гордые скалы,

Увитые туманными чалмами,

Как головы поклонников Аллы.

Там ветер машет вольными крылами,

Там ночевать слетаются орлы,

Я в гости к ним летал мечтой послушной

И сердцем был – товарищ их воздушный.

Лермонтов говорит о детских впечатлениях от пребывания на Кавказе? Так когда же родилась его любовь к этим местам?

3 ученик. Вышедший из-под опеки бабушки, уже взрослый, Лермонтов трижды приезжал на Кавказ, всегда не по своей воле – это было место его службы, а точнее, ссылки. Первый раз он был сослан в 1837 году за стихотворение “Смерть поэта”, посвященное трагической гибели А.С.

Пушкина на дуэли. Когда стихотворение дошло до царя, он наложил на нем такую резолюцию: “Приятные стихи, нечего сказать… Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону”.

У Лермонтова и Раевского был сделан обыск. В конце февраля поэт пробыл несколько дней под арестом в Главном штабе. Затем он был переведен из гвардейского Гусарского полка в Нижегородский драгунский полк и начал готовиться к отъезду.

Полк этот находился на Кавказе, где шла война с горцами.

4 ученик. В первых числах мая 1837 года Лермонтов прибыл в Ставрополь, где находилось командование войск Кавказской линии. В дороге поэт простудился. Врачи разрешили ему принять курс лечения минеральными водами в Пятигорске, он попал в город, где на него нахлынули воспоминания детства.

Сравнивая увиденное со своими детскими воспоминаниями, он был удивлен произошедшими здесь изменениями: в посёлке появились красивые здания, он был переименован в Пятигорск. Там, где располагался казачий пост, появилась изящная беседка “Эолова арфа”, четко вырисовывающаяся на фоне неба.

(Слайд 5)

Совет

В нее вмонтировали музыкальный инструмент – арфу, струны которой приводились в действие ветром через флюгер и специальное устройство и издавали довольно мелодичные звуки. “Я теперь на водах, – пишет он в Петербург, – пью и принимаю ванны…

Каждое утро из окна я смотрю на цепь снежных гор и Эльбрус; вот и теперь, сидя за этим письмом к вам, я то и дело останавливаюсь, чтобы взглянуть на этих великанов, так они прекрасны и величественны… Ежедневно брожу по горам… Как только я выздоровлю, то отправлюсь в осеннюю экспедицию против черкесов”.

5 ученик. Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор,

Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ.

“Кавказ”, 1830

Беседа. Нежный лиризм чувств и воспоминаний героя переплетаются в данном стихотворении с величественной торжественностью песнопения благодаря использованию церковно-славянских, книжных форм и слов.

Задание: Найдите эти слова и объясните их лексическое значение.

( «Глас» – голос, «воспомня» – вспоминая, «летах» – годах, «отторгнуть» – отделить, отнять насильственным путем).

С чем сравнивает Лермонтов Кавказ? ( Со «сладкой песней отчизны) Подберите к слову «сладкий» синонимы, объясняющие его значение в данной строке

Сладкий – сладкозвучный, приятный, отрадный, благозвучный, мелодичный, гармоничный, стройный.

М.Ю. Лермонтов любил вечер. Как вы думаете, почему вечер, упоминаемый в стихотворении, поэт назвал «розовым»? Какая картина встает перед глазами благодаря такому эпитету (Величественные горы Кавказа в лучах заходящего солнца)

Какую композиционную роль выполняет строчка «Люблю я Кавказ»? (Она создает рефрен, связывающий различные темы главной, единой мыслью.)

6 ученик. Выразительное чтение миниатюры «Синие горы Кавказа»

Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; мы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, я с той поры все мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновение гордился он ею!..

Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов; они так сияли в лучах восходящего солнца, и в розовый блеск одевались, они, между тем как внизу все темно, возвещали прохожему утро. и розовый цвет их подобился цвету стыда: как будто девицы, когда вдруг увидят мужчину, купаясь, в таком уж смущенье, что белой одежды накинуть на грудь не успеют.

Как я любил твои бури, Кавказ! те пустынные громкие бури, которым пещеры как стражи ночей отвечают!..

На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью, где, покрываяся пеной, бежит безымянная речка, и выстрел нежданный, и страх после выстрела: враг ли коварный, иль просто охотник… все, все в этом крае прекрасно

Воздух там чист, как молитва ребенка…

Беседа. Миниатюра Лермонтова позволяет представить картину от неба до земли. Вверху мы видим одичалые хребты, небо, облака, громовые тучи, снега и далекие льдины утесов, восходящее солнце. Внизу – темнота, пещеры, на гладком холме – одинокое дерево, виноградник, шумящий в ущелье, речка, неизвестный путь, неожиданный выстрел.

Верх и низ два полюса. Каково отношение поэта к этим пространственным полюсам? В чем оно выражается?

Определите по толковому словарю значение слова «престол». (Престол: 1) То же, что трон. 2) Высокий стол, стоящий по середине церковного алтаря, за которым совершается богослужение.)

Почему поэт называет кавказские горы «престолами природы»?

Обратите внимание

Престолы природы – метафора, подчеркивающая царскую сущность и божественную мощь природы а восприятии М.Ю. Лермонтова.

Докажите, опираясь на текст миниатюры, что поэт воспринимает горы Кавказа небожителями, но вполне доступными земному существу. («…все мечтаю о вас да о небе», «вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали»

6 ученик. М.Ю. Лермонтов был не только талантливым поэтом, но и одаренным художником. Много зарисовок сделано Лермонтовым во время его ссылки на Кавказ в 1837 году.

Среди них замечательный пейзаж Крестовой горы. “Эта картина рисована поэтом Лермонтовым и подарена им мне при последнем его отъезде на Кавказ…” (Надпись рукою Ф.

Одоевского на оборотной стороне картины “Крестовая гора”) (Слайд 6-7)

7 ученик. В январе 1838 года Лермонтов после года службы на Кавказе возвращается в Петербург. В середине июня 1840 года Лермонтов вновь появляется в крепости Грозной (ныне город Грозный), на сей раз за дуэль с Эрнестом де Барантом. Он принимает участие в экспедиции против чеченцев в составе отряда генерал-лейтенанта А.В.

Галафеева. После ряда небольших стычек, 11 июля, состоялся бой при реке Валерик.

В “Журнале военных действий” отмечено: “Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имел поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об ее успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием…” В стихотворении “Я к вам пишу случайно; право…” Лермонтов описал этот поход и бойца Валерика. (Слайд 8-9)

Что нужды? здешние полки

народ испытанный… «В штыки,

Дружнее! – раздалось за нами.

Кровь загорелася в груди!

Все офицеры впереди…

Верхом помчался на завалы

кто не успел спрыгнуть с коня…

«Ура!» – и смолкло. «Вон кинжалы,

В приклады» – и пошла резня.

И два часа в струях потока

Бой длился. Резались жестоко,

Как звери, молча, с грудью грудь,

Ручей телами запрудили.

Хотел воды я зачерпнуть…

(И зной и битвы утомили

Меня), но мутная волна

была тепла, была красна.

8 ученик. В августе 1840 года Лермонтов совершил еще один поход, участвуя во множестве жестоких стычек с горцами. После краткого отдыха в Пятигорске он снова в отряде Галафеева, теперь в составе кавалерии. Как вспоминали сослуживцы, он удивлял удалью даже старых кавказских джигитов. 10 октября он принял команду от раненого Р.

И. Дорохова над группой конных “охотников” (добровольцев), в которую входили разжалованные офицеры, казаки, кабардинцы – люди отчаянной храбрости.

“Невозможно было сделать выбора удачнее, – писал сослуживец поэта, – всюду поручик Лермонтов, везде первый подвергался выстрелам хищников и во главе отряда оказывал самоотвержение выше всякой похвалы”. Галафеев представил Лермонтова к награде и направил командующему личную просьбу о его переводе в гвардию.

Лермонтов не получил наград и не был переведен в гвардию.

В январе 1841 года Лермонтову был выдан отпускной билет на два месяца, и он отправился в Петербург. В конце апреля, не дождавшись отставки, Лермонтов покидает столицу и едет в Ставрополь. В дороге он нагоняет А.А. Столыпина, и дальше они едут вместе.

В конце мая они приезжают в Пятигорск и снимают квартиру у В.И. Чилаева. Даже по местным пятигорским условиям квартира оказалась очень скромной. И все же она понравилась поэту. Особенно когда он вышел на небольшую терраску, с которой виднелась белоснежная горная цепь с возвышавшимся над ней двуглавым Эльбрусом.

С того дня, когда Лермонтов переступил порог небольшого домика на краю города, у подножия Машука, прош㾭о уже полтора столетия. С тех пор в ничем не примечательном, небольшом, покрытом камышовой кровлей домике вместе с поэтом поселилось бессмертие. (Слайд 10-11)

Слово учителя. 15 июля 1841 года стало черным днем для ценителей литературы, ведь не стало еще одного замечательного поэта, но остались его прекрасные творения. Многие из них – гимн любви к Кавказу, его горам и ущельям, шумным речным потокам, воинскому братству.

Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты,

Когда в час утренней зари

Курилися, как алтари,

Их выси в небе голубом,

И облачко за облачком,

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляло бег-

Как будто белый караван

Залетных птиц из дальних стран!

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих как алмаз,

Седой, незыблемый Кавказ…

«Герой нашего времени», кавказская редакция «Демона», «Мцыри», «Беглец», «Ашик-Кериб», «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Тамара», «Свиданье», «Кинжал», «Прощание», «Хаджи Абрек» – все это стало результатом пребывания М.Ю. Лермонтова на Кавказе. Вам же предстоит познакомиться пока только с одним из названных произведений – поэмой «Мцыри».

Важно

Домашнее задание: прочитать поэму «Мцыри»; написать сочинение-миниатюру « Картины природы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Литература:

  1. Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке/ Сост. и вступит. ст. В. В. Афанасьева; Оформл. Г. Ордынского. – М.: Дет. лит., 1984.

  2. В. И. Коровин. М. Ю. Лермонтов в жизни и творчестве. – М.: «Русское слово», 2002.

  3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей до классики 19 века/ Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2002.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/tiema-kavkaz-v-zhizni-i-tvorchiestvie-m-iu-liermontova.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]