Характеристика Дикого (Гроза)
Во времена написания пьесы обществом управляли герои подобные Дикому. Его портрет аналогичен сотням других богатых купцов, утопавших в роскошном образе жизни, абсолютном невежестве. Такие люди тянули Россию на дно. В темное царство глупости, тупости, средневековых нравов.
Образ и характеристика Дикого в пьесе «Гроза» является отрицательным. Он истинное воплощение понятия самодурство. Является ярким представителем диких нравов и сурового отношения к людям и жизни.
Савел Прокофьевич Дикой – зажиточный купец в городе Калинове. Отрицательный персонаж.
Образ и характеристика
Дикой человек, мягко говоря, неприятный. Такое впечатление производит из-за ужасного характера. Супруга Дикого зная, что мужа лучше не гневить, начинает каждое утро слезно обращаться к окружающим: «Батюшки не рассердите! Голубчики, не рассердите!». И так ежедневно. Несложно догадаться, как ей достается от него ежели ослушается или изволит прогневать.
О счастливой, семейной жизни речи нет.
Дикой типичный портрет самодура. Привык ощущать себя полноправным властелином города. Абсолютно уверен, что имеет права влиять на судьбы жителей, нагло вмешиваясь в их жизнь.«Захочу – помилую, захочу – раздавлю». Чувствуя власть над людьми, пользуется этим на всю катушку, творя, что ему в голову придет.
Дикой точно знает, что его выходки останутся безнаказанными.
Грубиян и хам. Разговорная речь полный кошмар. Сплошные ругательства. Может он привык так изъясняться, считая, что собеседник поймет быстрее. Доброго слова от него точно не услышишь. Дикой точно знает на кого орать, а где смолчать.
Человек настроения.
Никогда не знаешь, в каком расположении духа он будет сегодня. Впрочем, улыбающимся его не видели. Вечно угрюм и озлоблен.
Не образован. За всю жизнь не прочитал ни одной книги. Фамилии известных писателей вызывают у Савела недоумение. Историю не знает. С современностью не дружит. Считает науку пустой тратой времени. Глупостью, смешным занятием недостойным уважения. Одним словом дикий человек.
Осознает поступки. Прекрасно осознает, что поступает плохо, но изменить ситуацию либо измениться самому – это не для него.«Знаю, что делаю плохо, но с собой ничего поделать не могу».
Жаден до денег. Деньги главное в жизни Савела Прокофьевича. Смысл и суть.
Попади денежные средства в карман Дикого, он никогда не сможет расстаться с ними. Служащие забыли, что такое жалованье. Стоит кому-то попросить одолжить деньжат, у Дикого начинается внутреннее клокотание. «Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю внутреннюю разжигать станет».
Когда его пытаются укорить жадностью, Дикой оправдывается: «Кому своего добра не жалко». Редкий случай, когда удастся выпросить. Зато такого наслушается, мало не покажется.
Отношение к женщинам. Вот уж кому достается от Савела Прокофьевича так это бедным женщинам. Вся агрессия направлена на женский пол.
Единственная женщина, которую тиран и деспот побаивается Кабаниха. Ее уважает. С мнением считается. Чувствует баба сильней и хитрей. У самой характер сродни его.
Эгоистичен. По завещанию Дикой должен племяннику наследство, доставшееся Борису от бабки. Одно из условий получения является почтительное отношение к дядюшке. Такие условия Дикому выгодны. Он пользуется этим, заставляя племянника пахать на него с утра до ночи. Словно он бесплатная рабочая сила.
Почему бы не поэксплуатировать родственника. При этом Дикой постоянно унижает и оскорбляет племянника. Постоянно ему напоминает, словно оправдывается:
Труслив. Несмотря на боевой характер Дикого, он труслив, как заяц.
Обычная гроза способна привести его в трепет. Она у него ассоциируется с Господней карой, сверхъестественной мощью. Он старается от нее укрыться, боясь, что гром небесный его разразит.
Уверен в себе. Идет по жизни напролом. Словно танк, не останавливается перед преградами на пути.
Точно знает, что делает и абсолютно уверен, что поступает правильно. Мнение других безразлично.
Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1554-harakteristika-dikogo-groza.html
Образ и характеристика Дикого в пьесе Гроза Островского сочинение
Дикой Савел Прокофьевич-очень важный персонаж произведения «Гроза» Островского. Он представляет собой негативного персонажа, наряду с Кабанихой они символизируют «темное царство» городка, являясь его лидерами.
Дикой является самодуром и представителем социального слоя купцов. Считает, что всех нужно затрагивать и брать нахрапом. По его мнению, брать это лучшее в жизни. Именно брать приносит ему наслаждение от жизни. Для него нет большей радости, чем унижение других людей.
Для него нет личностей, он только себя ставит выше всех.
Грубость занимает важное место в его жизни, является неотъемлемой частью его натуры и характера. Вот что пишет Островский по этому поводу: «Дышать не может, чтоб кого-нибудь не отругать».
Из этой фразы можно понять, что Дикой любил ругаться со многими даже если они правы и совершают верные поступки. Однако, можно заметить, что брать является своеобразной защитой, как только речь заходит о деньгах.
Для него, помимо всего, характерна скупость и несправедливость. Об этом говорит его отношение к племяннику и племяннице.
Дикой не привык считаться с чужим мнением, для него есть только один путь и это путь, которым идет он. Он не уважает чужое мнение, не уважает личность, не уважает выбор личности. Без сомнения, с помощью этого персонажа Островский желает преподнести читателю то, что общество нуждается в переменах. Ведь в Российской империи того времени таких, как Дикой, было вполне достаточно.
Помимо этого, хочется обратить внимание на слово, от которого произошла фамилия Дикого. Это следующие слова: дикий, дичать.
Нетрудно понять, что слово дикий-это тот индивид, который не может ужиться в обществе, не замечает его развития, навязывает всем свое мнение, даже вопреки их желаниям.
Дичать-становится невыносимым от общества, обосабливаться от тенденций общества. Именно этим то и занимается Дикой. Для него превыше всего свое мнение, а не мнение других.
В заключение хочу сказать, что Дикой, как и Кабаниха, виноват в большинстве бед этого маленького городка. Если бы не было этих самодуров, то жизнь городка была бы более размерена, справедлива и менее жестока.
Можно заметить, что тенденции изменения в развитии общества городка замедлены, а в городке преобладают старые нравы и обычаи. А преобладают то и именно из-за двух самодуров-Дикого и Кабанихи, которые не делают перемен в обществе, так как сами не заинтересованы в этом.
Ведь при переменах они потеряют возможность влиять на городок. Этого они и боятся.
Сочинение Характеристика Дикого из пьесы Гроза
Савёл Прокофьич Дикой – богатый купец в провинциальном городке Калинове. Его излюбленное занятие – ругаться и браниться, причём достаётся от него всем. На своих работников он кричит, когда те приходят к нему за положенным жалованьем.
Дикой крайне жаден, он платит людям копейки, всегда сильно задерживая, и отдает деньги нехотя, с руганью. Обычного человека (такого, как Кулигин, например) он может отчитать только за то, что тот обратился к нему. Не грубит Савёл Прокофьич только людям, стоящим выше его чином, и более богатым.
Но в таком случае он вымещает скопившуюся злобу на своей семье, которая больше всех страдает от характера Дикого.
Сильно достаётся и приехавшему к нему племяннику Борису. Бабушка завещала ему и его сестре деньги, но оставила их у Дикого до совершеннолетия юноши. Получить их Борис сможет только в случае хорошего, вежливого и покорного поведения, но угодить вздорному купцу-самодуру не так просто.
Благодаря своему большому капиталу и положению в городе Дикой действует совершенно безнаказанно. Он считает себя выше простых людей, унижает их, помыкает ими. Он распоряжается судьбой племянника, так как знает, что ради наследства Борис готов выполнить любое его требование.
На равных Дикой общается только с властной купчихой Кабанихой. Она понимает натуру Дикого, но не считает его сильным человеком, ведь иногда Савёл Прококофьич сам осознаёт весь ужас своего поведения, извиняется перед простым мужиком. Однако Дикой не может справиться со своей привычкой и через некоторое время вновь начинает ругаться.
Основные черты характера Дикого – грубость, жадность, вседозволенность. Вместе с Кабанихой они олицетворяют старые нравы маленького провинциального города, неготовность меняться и желание взять всех людей рядом под свой контроль.
Образ и характеристика Дикого в пьесе Гроза Островского
Сейчас читают:
- Сочинение на тему Подвиг 9 класс 15.3 ОГЭ рассуждение
Подвиг, как слово и определенное действие, несет очень серьезную смысловую нагрузку, так как под этим понятием можно понимать многие героические действия, которые присущи не только человеку, так как случаются случаи героизма и подвига, - Сочинение В гостях хорошо, а дома – лучше по пословице
У меня очень много родственников и друзей. Мы часто ездим с родителями к бабушке и дедушке, к тетям, дядям. Я люблю такие поездки. Ведь могу повидаться со своими братьями и сестрами, поиграть новыми игрушками. - Характеристика Феклуши в пьесе Гроза сочинение
Очень многие читатели после прочтения знаменитого произведения «Гроза» великого русского писателя Островского задаются одним вопросом, кто же такая Феклуша? И в принципе довольно понятно, почему у людей возникает такой вопрос, - Сочинение на тему Образ жизни моей семьи
В моей любимой семье четыре человека-это родители, я, моя младшая сестренка. Также у нас есть бабушки и дедушки, но они живут отдельно от нас. - Сочинение Моя идеальная школа 7 класс
Значительная часть нашего детства проходит в школьных стенах. Здесь у нас появляются новые друзья и первая любовь. Наши первые успехи и неудачи тоже проходят в школе. Она становится для нас втором родным домом. Хочется, - Сочинение на тему Сравнение Дубровского и Троекурова
Александр Сергеевич Пушкин – великий русский классик. Его произведения вдохновляли современников своей лаконичностью, удачно-подобранной рифмой и слогом, выразительными строчками.
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-i-harakteristika-dikogo-v-pese-groza-ostrovskog
Характеристика и образ Дикого из пьесы Островского «Гроза»
Характеристика Дикого из пьесы «Гроза» Островского важна для раскрытия идейного смысла произведения. Образ этого персонажа необходимо проанализировать для понимания, что хотел показать автор. Выдуман этот человек или имел прототип? Почему Островский назвал его именно так? Какими чертами наделил героя? Обо всем этом речь пойдет в сочинении.
Краткая характеристика Дикого из пьесы «Гроза»
Савел Прокофьич Дикой – житель городка Калинов, где разворачивается действие «Грозы». Купец с очень большим доходом. Деньги любят его, и он расстается с ними крайне тяжело. В своем городе Дикой – уважаемый человек. Его считают авторитетом и побаиваются. Главная причина этого – богатство. В Калинове Дикой – самый обеспеченный житель.
Островский дает достаточно скудную характеристику Дикому. Практически отсутствует описание внешности этого персонажа. Составить представление о герое читатель может, лишь «наблюдая» за его поведением по ходу сюжета.
Особенности образа Дикого
Образ Дикого можно назвать цельным. Ему не свойственны какие-либо колебания, сомнения, метания. Он не занят поисками смысла жизни, не стремится к каким-то вершинам, не мучится угрызениями совести. Это человек-бульдог. Он уверен в себе и во всем, что делает. Он идет по жизни словно танк, не заботясь о том, что по пути может кого-то раздавить.
При этом Дикой совершенно не образован и невежественен. Искусство, наука, политические и общественные процессы очень далеки от него и не интересны. Более того, все это Дикой считает пустым, смешным, недостойным уважением, а то и вредным. Живет богач, руководствуясь предрассудками или приметами.
Это ярко проявляется, когда Кулигин обращается к купцу за помощью в устройстве громоотвода. Жители Калинова очень боятся грозы, потому и возникает такая идея. Однако Дико высмеивает идею Кулигина и его самого. Он утверждает, что гроза с громом и молниями – это знак Божий людям. Напоминание о том, что жить нужно правильно.
И глупо пытаться бороться с высшей силой при помощи каких-то «шестов да рожнов». Другого мнения богач не признает.
Единственное, что имеет значение для Дикого – это деньги. Если они попали к нему в карман, то Савел Прокофьич ни за что не расстанется с ними. Даже жалованье работникам Дикого приходится выклянчивать. Однако это не всегда получается, а если и выйдет, то придется выслушать от богача много брани.
Главная черта Дикого – это грубость. Она прослеживается по ходу всего произведения. Из уст Савела Прокофьича постоянно сыплются бранные слова. Он абсолютно не стесняется в выражениях, не сдерживает себя, без всякого зазрения совести унижает, оскорбляет собеседника.
Называет всех вокруг «дармоедами», «аспидами».
Грубияном и самодуром купец проявляет себя везде. Однако больше других достается его семье. Племянника Бориса Дикой просто затравил. И все потому, что тот зависит от него материально.
Супруга толстосума, доведенная до отчаяния, стыдясь поведения мужа, дрожа перед ним, со слезами на глазах просит всех знакомых и близких не сердить Савела Прокофьича. Однако выполнить ее просьбу сложно даже при желании. Агрессивность Дикого часто не обоснована.
Ему может не понравиться внешний вид человека, какое-то его слово, взгляд – и начинается брань.
Значение образа купца в произведении
С какой целью автор ввел в свое произведения этого персонажа? Для понимания значения образа Дикого в «Грозе», нужно вспомнить еще об одной черте этого человека. Самый богатый и уважаемый человек Калинова на самом деле – обычный трус. Дикой ведет себя по-хамски только с теми, кто не может «дать сдачи», кто слабее морально.
Если на пути встречается человек, готовый дать отпор, буян и самодур «поджимает хвост». Например, отношения Дикого с его конторщиком Кудряшом.
Он нисколько не боится начальника и может ответить ему грубостью. По этой причине купец предпочитает с работником не связываться. С уважением толстосум относится и к властной и жестокой Кабанихе.
Рядом с подобными людьми агрессивность купца пропадает.
В пьесе «Гроза» Дикой – представитель «темного царства». Более того, его ревностный хранитель. Дикой – противоположность «царству света». Оно побеждает, если человек не склоняет головы, может дать отпор.
На такие мысли и наталкивает образ Дикого, которому автор дал даже красноречивую фамилию. Возможно, недостатки персонажа несколько преувеличены – здесь присутствует гипербола.
Пьеса была написана в те времена, когда таких богатых самодуров было очень много. Именно они управляли обществом. Образ Дикого не имеет какого-то одного прототипа – он списан с сотен купцов, утопавших в роскоши и невежестве, тянувших Россию на дно, в темное царство дурости, грубости и средневековых нравов.
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/xarakteristika-i-obraz-dikogo-iz-pesy-ostrovskogo-groza.html
Почему Островский дал такие фамилии главным героям в пьесе гроза???
Она способна на полный разрыв с опостылевшей ей средой и жизнью. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру!- признаётся она.- Конечно, не дай бог этому случиться!
Паратов — это и парад, и пират. К наблюдениям Олеши можно добавить и безусловно напрашивающееся сопоставление Паратова с “паратым” зверем, то есть мощным, хищным, сильным и беспощадным. Фамилии Дикой и Кабанова не надо комментировать. Но не забудем, что Дикой — не только всесильный Савел Прокофьевич, а и племянник его, Борис.
Ведь мать Бориса “не могла ужиться с родней”, “уж очень ей дико казалось”. Значит, Борис — Дикой по отцу. Что из этого следует?
Добролюбов назвал Катерину «лучом света в тёмном царстве».
В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведённый до конца, провозглашённый и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина». Да и Тихон — Кабанов, как ни “тих” он. Вот и мечется Катерина в этом темном лесу среди звероподобных существ.
Бориса же она выбрала едва ли не бессознательно, только и отличие у него от Тихона, что имя (Борис — по-болгарски “борец”).
Таким образом, самодурство Дикого и Кабанихи основывается на бесправии жертв. Люди не понимают, «какая красота в природе разлита».
Если бы калиновцы увидели эту красоту, почувствовали бы восторг, который пятьдесят лет испытывает «антик» Кулигин, глядя за Волгу, научились бы у природы покою, тишине и гармонии. Но в патриархальном мире городка нет «благолепия»: самодуры тиранят своих жертв, а те безропотно терпят.
Дикой и Кабаниха – два разных социально-психологических тип, при этом оба персонажа – самодуры, преследующие молодых, мешающие им достичь своего счастья. В то время как Дикой действует больше «нутром», как грубая физическая и денежная сила, Кабаниха выступает как своеобразный теоретик старого уклада, фанатически защищая домостроевщину.
В отличие от необузданного, дикого в своих выходках и не владеющего собой Дикого она сдержанна, внешне бесстрастна и сурова. Самодурство Дикого особенно резко выражает в том, что его отношения к людям и суждения о них не имеют никакого основания, кроме личного произвола и необузданности.
К а т е р и н а.
Ты, Тиша, скорей приходи, а то маменька опять браниться станет. В а р в а р а. Нам тоже невелика охота из-за тебя брань-то принимать.
К а б а н о в. Все к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь. К а т е р и н а (кидаясь на шею мужу). Тиша, не уезжай! К а б а н о в. Да не разлюбил, а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! К а т е р и н а. Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?
Образ и характеристика Дикого в пьесе “Гроза” Островского: описание характера, портрет в цитатах
Речь его грубая, в ней чувствуется невежество, нет никакого уважения к окружающим, чувствует себя барином, слова, пришедшие из другого языка произносит на свой манер, неправильно. Семья, по выражению Тихона, «врозь расшиблась». К а б а н о в. Да что ж это, маменька, ей-богу!
К а б а н о в.
Да как же я могу, маменька, вас ослушаться! К а б а н о в а. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не сдыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.
Появляется на сцене в окружении своего семейства: сына Тихона, снохи Катерины и дочери Варвары. Общение Марфы Игнатьевны с близкими людьми оставляет тягостное впечатление. Не очень-то нынче старших уважают», – ворчит Кабаниха и упрекает Тихона в том, что ему жена милее матери.
Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!» Дикой сдерживается: «Постой, кума, постой!
Дикой. Отчёт что ли, я стану тебе давать? Я и поважней тебя никому отчёта не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и всё.
Хотелось тебе это слышать от меняг Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что же ты судиться, что ли, со мной будешь!
Под действием деспотизма Кабанихи, убивающего душу живую. «вянет» и Катерина: «Кабы не свекровь! Сокрушила она меня… От неё и дом- то опостылел; стены- то тоже противны.
Попытки Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о рабскую приниженность и недалёкость Тихона и грубость его интересов. Тихон думает только о том, как бы забежать к Дикому «выпить», покутить. Когда он обругал странницу Феклушу, Кабаниха спокойно и сурово говорит ему: «Ну, ты не очень горло-то рапускай! К у д р я ш.
Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался! По В. И. Далю, брюзжать – почасту напоминать, надоедать, докучать; браниться, ворчать, быть всем недовольным (т.1). Этот герой мечтает о власти, заботится о собственной карьере.
Характеристика имен и речи героев пьесы Островского «Гроза»
К а т е р и н а. Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! К а б а н о в а. Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать. К а б а н о в (вздыхая, в сторону).
За кого мне ухватиться? К а т е р и н а (подходит к мужу и прижимается к нему). Тиша, голубчик, кабы ты остался либо взял ты меня с собой, как бы я тебя любила, как бы я тебя голубила, моего милого! К а б а н о в.
Не разберу я тебя, Катя! То от тебя слова не добьешься, не то что ласки, а то так сама лезешь.
Источник: https://callbollonez.ru/Pochemu-Ostrovskiy-dal-takie-familii-g/
Готовые школьные сочинения
Авг
02 2010
Основная характеристика Дикого в драме Островского «Гроза»
В пьесе выступают две группы обитателей города. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «тёмного царства». Это Дикой и Кабаниха, угнетатели и враги всего живого и нового. К другой группе относятся Катерина, Кулигин. Тихон, Борис, Кудряш и Варвара.
Это жертвы «тёмного царства», угнетённые, одинаково ощущающие грубую силу «тёмного царства», но по-разному выражающие свой протест против этой силы.
Образ Дикого: В чужом пиру похмелье» так определяется значение слова самодур: «Самодур – это называется, коли вот человек никого не слушает: ты ему хоть кол на голове теши, а он всё своё… Это – дикий, властный человек, крутой сердцем».
Таким самодуром, поведением которого руководят только необузданный произвол и тупое упрямство, является Савёл Прокофьич Дикой. Дикой требует беспрекословного повиновения окружающих, которые идут на что угодно, лишь бы какнибудь не прогневить его.
Особенно тяжко приходится его домашним: дома Дикой распоясывается без всякого удержу, и члены семьи, спасаясь от его ярости, целыми днями прячутся на чердаках да в чуланах.
Вконец затравил Дикой племянника !Бориса Григорьевича, зная, что тот находится от него в полной материальной зависимости.
Нисколько не стесняется Дикой и с посторонними, над которыми можно безнаказанно «покуражиться». Благодаря деньгам он держит в своих руках всю бесправную массу обывателей и издевается над ними. Особенно ярко черты самодурства проявляются у него в разгозоре с Кулигиным.
Кулигин обратился к Дикому с просьбой дать десять рублей на устройство солнечных часов для города.
Дикой. А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает!..
Кулигин. За что, сударь, Савёл Прокофьевич, честного человека обижать изволите?
Дикой. Отчёт что ли, я стану тебе давать? Я и поважней тебя никому отчёта не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и всё. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и коней! Что же ты судиться, что ли, со мной будешь Так, ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю.
Дикой чувствует свою силу и власть – власть капитала. «Толстосумы» почитались тогда «именитыми людьми», перед которыми бедняки вынуждены были заискивать и пресмыкаться. Деньги – это его страсть.
Расстаться с ними, если уж они попали в его карман, для Дикого мучительно. «У него в доме никто и пикнуть не смей о жалованье: изругает на чём свет стоит».
Лучше всего говорит об этом сам же Дикой: «Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь, уж знаю, что надо9тДать, а всё добром не могу!.. Я отдам, отдам, а обругаю.
Потому только заикнись мне о деньгах» у меня всю нутренную разжигать станет: всю нутренную вот разжигает, да и только”; ну, и в те поры ни за что обругаю человека». «Пронзительный мужик»,- так характеризует Дикого за его грубость и ругательства Кудряш.
Пасует Дикой лишь перед теми, кто способен дать ему отпор. Раз на перевозе, на Волге, он не посмел связаться с проезжим гусаром, а после опять-таки выместил свою обиду дома, разогнав всех по чердакам да чуланам. Сдерживает он свой нрав и перед Кабанихой, видя в ней ровню себе.
Власть денег была, однако, не единственной причиной, создававшей почву для необузданного произвола. Другой причиной, помогавшей процветанию самодурства, было невежество. Невежество Дикого особенно наглядно проявляется в сцене его разговора с Кулигиным относительно устройства громоотвода.
Дикой. Да гроза-то что такое по-твоему, а? Ну, говоря!
Кулагин. Электричество.
Дикой (топнув ногой). Какое ещё там елгстричество? Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какимито, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли?
Язык человека, манера говорить и самая интонация речи обычно соответствуют характеру человека. Это в полной мере находит подтверждение в языке Дикого. Речь его всегда груба и насыщена бранными, оскорбительными выражениями и эпитетами: разбойник, червяк, дармоед, дурак, проклятый и т. п. А искажение им иностранных слов (езуит, елестричество) только подчёркивает его невежество.
Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость – вот те черты, которые характеризуют образ самодура Дикого, типичного представителя «тёмного царства».
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Основная характеристика Дикого в драме Островского «Гроза» . Литературные сочинения!
Источник: https://www.testsoch.net/osnovnaya-xarakteristika-dikogo-v-drame-ostrovskogo-groza/
Образ Дикого в пьесе Островского «Гроза»
Речь Дикого характеризует его как крайне грубого и невежественного человека. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобретениях, улучшающих жизнь. Предложение Кулигина поставить громоотвод приводит его в бешенство. Своим поведением он полностью оправдывает данную ему фамилию. «Как с цепи сорвался!» характеризует его Кудряш.
Но Дикой воюет только с теми, кто боится его или полностью находится в его руках. Трусость как характерную черту самодурства Добролюбов отмечал еще в статье «Темное царство»: «Только покажись где-нибудь сильный и решительный отпор, сила самодура падает, он начинает трусить и теряться».
И действительно, Дикой не переставая ругает Бориса, своих домашних, мужиков, даже совершенно постороннего ему кроткого Кулигина, но от своего приказчика Кудряша получает достойный отпор. «…Он – слово, а я – десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану»,- юворит Кудряш.
Оказывается, предел власти самодура зависит от степени покорности окружающих. Это хорошо поняла другая владычица «темного царства» – Кабаниха.
В облике Дикого, несмотря на всю его воинственность, есть черты комического: слишком нелепо выглядит противоречие его поведения разуму, болезненное нежелание расставаться с деньгами. Кабаниха же, с ее хитростью, лицемерием, холодной, неумолимой жестокостью, страшна по-настоящему. Она внешне спокойна, хорошо владеет собой.
Размеренно, монотонно, не повышая голоса, она изматывает домашних своими бесконечными нравоучениями. Если Дикой стремится грубо утвердить свою власть, то Кабаниха действует под личиной благочестия. Она не устает повторять, что заботится не о себе, а о детях: «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится».
Но ее «любовь» – только лицемерная маска для утверждения личной власти. От ее «заботы» доходит до полного отупения Тихон, бежит из дома Варвара. Ее методичная, постоянная. тирания измучила Катерину, привела ее к гибели. «Кабы не свекровь!..-говорит Катерина.- Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны». Кабаниха – жестокий, бессердечный палач.
Даже при виде вытащенного из Волги тела Катерины она сохраняет ледяное спокойствие
Но если Тихон с детства приучен к беспрекословному повиновению и не подозревает о возможности другой жизни, то Борис, получивший образование, живший в культурной среде, сознательно покоряется самодуру ради слабой надежды получить хоть ничтожную долю причитающегося ему наследства. Корыстный расчет заставляет Бориса терпеть унижения, является причиной его трусости.
Даже при последнем свидании с Катериной, когда он ясно видит, что .любимая женщина погибает, Борис не может отделаться от трусливой мысли: «Не застали бы нас здесь!» Эта расчетливая осторожность до конца раскрывает ничтожество Бориса.
Он, как и Тихон, фактически становится пособником самодуров, соучастником их преступлений; но Борису это более непростительно, так как он понимает всю преступность деспотизма.
В характере Кудряша есть черты, роднящие .его с лихим разбойником из русских народных былин и песен. Они проявляются и в стиле его речи: «…Я свою голову дешево не продам»; «Пойдем, Шапкин, в разгул!».
Особенно лихой русский характер Кудряша. раскрывается в его песнях, гармонически сочетающихся с волжским пейзажем и придающих поэтическое звучание сцене первого свидания Катерины с Борисом.
«Точно я сон какой вижу! Эта ночь, песни, свидания! Х
Смела и решительна, под стать Кудряшу, Варвара. Она не суеверна, не боится грозы, что для женщины того времени было редкостью. Не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своем. положению она не может открыто выступить в защи:у своих прав и вынуждена хитрить и обманывать. На слов:! Катерины о том, что она не умеет ничего скрывать.
Варвара отвечает: «Ну, а ведь 6*ез этого нельзя! Ты вспомни, где. ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Воспитанная на лживой, показной морали. Варвара придерживается правила: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Она сочувствуем Катерине, презирает бесхарактерность брата, возмущается бессердечностью матери.
Но душевные порывы Катерины ей непонятны.
Источник: https://www.school-essays.info/obraz-dikogo-v-pese-ostrovskogo-groza/
Характеристика героев. «Гроза» Островского А. Н
Искусство и развлечения 4 февраля 2014
Островский не зря дал название своему произведению «Гроза», ведь раньше люди боялись стихии, ассоциировали ее с наказанием небес. Гром и молния вселяли суеверный страх и первобытный ужас.
Писатель рассказал в своей пьесе о жителях провинциального городка, которые условно разделены на две группы: «темное царство» – богатые купцы, эксплуатирующие бедняков, и «жертвы» – те, кто терпит произвол самодуров. Более детально о жизни людей расскажет характеристика героев.
Гроза раскрывает истинные чувства персонажей пьесы.
Характеристика Дикого
Савел Прокофьич Дикой является типичным самодуром. Это богатый купец, на которого нет управы. Он замучил своих родных, от его оскорблений домашние разбегаются по чердакам да чуланам. К слугам купец относится грубо, угодить ему невозможно, обязательно найдет, к чему прицепиться.
Жалования у Дикого не выпросишь, поскольку он очень жаден. Савел Прокофьич невежественный человек, сторонник патриархального строя, не желает познавать современный мир. О глупости купца свидетельствует его разговор с Кулигиным, из которого становится ясно, что Дикой не знает, что такое гроза.
Характеристика героев «темного царства», к сожалению, на нем не заканчивается.
Описание Кабанихи
Марфа Игнатьевна Кабанова является воплощением патриархального уклада жизни. Богатая купчиха, вдова, она постоянно настаивает на соблюдении всех традиций предков и сама неукоснительно им следует.
Кабаниха довела всех до отчаяния – именно это показывает характеристика героев. «Гроза» – это пьеса, раскрывающая нравы патриархального общества. Женщина раздает милостыню нищим, ходит в церковь, но жизни не дает и своим детям, и невестке.
Героиня хотела сохранить прежний уклад жизни, поэтому держала домашних в страхе, поучала сына, дочь, невестку.
Видео по теме
Характеристика Катерины
В патриархальном мире можно сохранить человечность, веру в добро – это показывает и характеристика героев. «Гроза» – пьеса, в которой идет противостояние между новым и старым миром, только вот персонажи произведения отстаивают свою точку зрения по-разному.
Катерина с радостью вспоминает свое детство, ведь она выросла в любви и взаимопонимании. Она принадлежит к патриархальному миру и до определенного момента ее все устраивало, даже то, что родители сами решили ее судьбу и отдали замуж.
Но вот роль униженной невестки Катерине не нравится, она не понимает, как можно постоянно жить в страхе и неволе.
Главная героиня пьесы постепенно меняется, в ней просыпается сильная личность, способная сделать свой выбор, что проявляется в любви к Борису. Катерину погубило ее окружение, отсутствие надежды толкнуло на самоубийство, ведь жить в домашней тюрьме Кабанихи она бы не смогла.
Отношение детей Кабанихи к патриархальному миру
Варвара – это сильная личность, которая не желает жить по законам патриархального мира, но и открыто противиться воли матери она не собирается.
Ее искалечил дом Кабанихи, поскольку именно здесь девушка научилась врать, хитрить, делать, что душе угодно, но тщательно скрывать следы своих проступков. Чтобы показать умение некоторых особ приспосабливаться к разным условиям, написал свою пьесу Островский.
Гроза (характеристика героев показывает, какой удар Варвара нанесла матери, совершив побег из дома) вывела всех на чистую воду, во время ненастья жители городка показали свои настоящие обличья.
Тихон – это слабый человек, воплощение завершения патриархального уклада. Он любит свою жену, но не может найти в себе силы защитить ее от самодурства матери. Именно Кабаниха подтолкнула его к пьянству, разрушила семейное счастье своими нравоучениями.
Тихон не поддерживает старинные порядки, но не видит смысла идти против матери, пропуская ее слова мимо ушей. Только после смерти жены герой решается на бунт против Кабанихи, обвинив ее в гибели Катерины. Понять мировоззрение каждого персонажа и его отношение к патриархальному миру позволяет характеристика героев.
«Гроза» – это пьеса с трагичным концом, но верой в лучшее будущее.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/132162/
Дикой и Кабаниха (по пьесе А. Островского «Гроза»)
По оценке И. А. Гончарова, А. Н. Островский «литературе принес в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создавал свой особый мир». Удивителен мир произведений Островского. Он создал характеры крупные и цельные, умел подчеркнуть в них комические или драматические свойства, обратить внимание читателя на достоинства или пороки своих героев.
Особого внимания заслуживают герои пьесы «Гроза» — Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова.
Савел Прокофьевич Дикой — купец, значительное лицо в городе Калинове. Красноречивые характеристики дают ему герои пьесы. «Ему везде место. Боится, что ль, он кого!» — говорит о нем Кудряш. Дикой, на самом деле, ничего, кроме собственной воли, не признает.
Ему нет дела до мыслей и чувств других людей. Обругать, унизить, оскорбить для Савела Прокофьевича ничего не стоит. С окружающими он ведет себя так, будто «с цепи сорвался», и без этого он «дышать не может». «…Ты червяк,— говорит он Кулиги-ну.
— Захочу — помилую, захочу — раздавлю».
Власть Дикого тем сильнее, чем слабее, безвольнее человек. Так Кудряш, например, умеет противостоять Дикому. «…Он — слово, а я — десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану»,— говорит Кудряш о своих взаимоотношениях с купцом. Иной человек племянник Дикого, Борис.
«Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит»,— замечают окружающие. Дикого не смущает то, что Борис — сирота и что ближе дяди у него нет никого. Купец осознает, что судьба племянника в его руках, и пользуется этим. «Загнан, забит…»,— с горечью говорит Борис.
Не менее жесток купец и к своим работникам: «У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит». На чужом рабском труде и обмане делает бессовестный Дикой свое состояние: «…недоплачу я им по какой-нибудь копейке… а у меня из этого тысячи составляются…».
Впрочем, иногда на Дикого находит прозрение, и он осознает, что перегибает палку: «Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу».
Дикой — деспот и тиран в своей семье, на него «свои-то никак угодить не могут», «когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!».
Не уступает Дикому и Кабаниха, богатая калиновская купчиха. Кабаниха — ханжа, она все делает «под видом благочестия». Внешне она очень набожна. Однако, как замечает Кулигин, Кабаниха «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Главный объект ее тирании — собственный сын Тихон.
Будучи взрослым, женатым человеком, он полностью находится во власти матери, не имеет собственного мнения, боится перечить ей. Кабаниха «выстраивает» его отношения с женой, она руководит каждым его поступком, каждым словом. Полное повиновение — все, что хочет она видеть в своем сыне.
Властолюбивая Кабаниха не замечает того, что под ее гнетом вырос человек трусливый, жалкий, безвольный, безответственный. Вырвавшись на некоторое время из-под надзора матери, он захлебывается свободой и пьет, потому что по-другому свободу он использовать не умеет. «…
Из вашей воли ни на шаг»,— твердит он матери, а «сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей».
Кабаниха ревнует сына к снохе, постоянно попрекает его Катериной, «поедом ест». «Уж я вижу, что я вам помеха»,— пилит она Тихона. Кабаниха считает, что жена мужа должна бояться, именно бояться, а не любить и не уважать.
По ее мнению, правильные отношения строятся именно на подавлении одного человека другим, на унижении, на несвободе.
Показательна в этом отношении сцена прощания Катерины с мужем, когда все слова Тихона, обращенные к жене,— лишь повтор наущений Кабанихи.
Если страдает от Кабанихи с детства задавленный ею Тихон, то жизнь такой мечтательной, поэтичной и цельной натуры, как Катерина, в доме купчихи и вовсе становится невыносимой. «Здесь что вышла замуж, что схоронили — все равно»,— рассуждает об этом Борис.
Постоянное давление заставляет приспосабливаться дочь Кабанихи, Варвару. «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»,— рассуждает она.
Давая оценку образам «хозяев жизни», Н. Добролюбов показывает Дикого и Кабаниху самодурами, с их «постоянной подозрительностью, щипетильностью и придирчивостью». По мнению критика, «Гроза» — самое решительное произведение Островского» в этой пьесе «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены… до самых трагических последствий…».
Источник: https://5litra.ru/soch/216-dikoy-i-kabaniha-po-pese-a-ostrovskogo-groza.html
Средства раскрытия характера героев в пьесе А.Н.Островского «Гроза»
Островский использует совсем небольшой арсенал художественных приемов в пьесе «Гроза», это обусловлено самим драматическим жанром произведения. В пьесах средства выражения более ограничены, нежели в повествовательной литературе. Так, например, в драмах отсутствуют прямые описания, портреты и т.д.
Для раскрытия характеров своих героев в «Грозе» драматургом взяты следующие виды средств.
Монологи героя
Которые позволяют узнать о его прошлом
(» жила, точно птичка на воле», «работать не принуждала», «до смерти я любила в церковь ходить»);
Самохарактеристика героя
(«Такая я уж зародилась горячая!», «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой», «обманывать-то я не умею»);
Характеристика персонажа другим персонажем
Кулигин о Кабанихе:
«Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем»,
Кабаниха о Диком:
» А и честь-то невелика, потому что воюешь ты всю жизнь с бабами», «А зачем ты себя нарочно в сердце приводишь?»);
Речевая характеристика персонажей
- поэтический язык Катерины
(монолог «Отчего люди не летают, как птицы?» );
- сочетание елейности и бранных слов в речи Кабанихи
(«Ох, грех тяжкий!» «Что ты выскочила в глазах юлить-то!», «Экая важная птица!», «Да рехнулся ты что ли?» «Дурак! Что с дураком говорить!») ;
(«Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую Академию, а сестру в пансион»… );
- научные слова, цитаты в речи Кулигина
(«И в рубище почтенна добродетель!», «громовые отводы», «электричество» );
- повтор обращения «маменька» в речи Тихона;
Также к художественным средствам драматурга, которые он использует в изображении своих героев, можно отнести:
- Систему образов,
- Роль второстепенных персонажей
Несмотря на скудность образных средств, предлагаемых драматическими жанрами, Островскому удается создать удивительный мир — мир купечества, который позволяет нам увидеть воочию достоверные характеры России второй половины ХIХ века
Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Источник: https://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/sredstva-raskryitiya-haraktera-geroev-v-pese-a-n-ostrovskogo-groza