Григорий Мелехов
Григорий Мелехов – центральный персонаж романа «Тихий Дон», безуспешно ищущий свое место в изменяющемся мире. В разрезе исторических событий Михаил Шолохов показал нелегкую судьбу донского казака, умеющего страстно любить и самоотверженно воевать.
История создания
Задумывая новый роман, Михаил Шолохов не предполагал, что работа в итоге выльется в эпопею. Начиналось все невинно. В средине осени 1925 года писатель приступил к первым главам «Донщины» – так изначально называлось произведение, в котором автор хотел показать жизнь донского казачества в годы революции.
С того и начал – казаки пошли в составе армии Корнилова на Петроград. Вдруг автора остановила мысль, что читатели вряд ли поймут мотивы казаков в подавлении революции без предыстории, и он отложил рукопись в дальний угол.
Михаил Шолохов
Только спустя год замысел полностью созрел: в романе Михаил Александрович хотел отразить жизнь отдельных людей через призму исторических событий, случившихся в период с 1914 по 1921 годы.
Трагические судьбы главных героев, в том числе Григория Мелехова, предстояло вписать в эпическую тематику, а для этого стоило ближе познакомиться с обычаями и характерами жителей казачьего хутора. Автор «Тихого Дона» переехал на свою родину, в станицу Вишневскую, где с головой погрузился в жизнь «донщины».
В поиске ярких характеров и особой атмосферы, которая поселилась на страницах произведения, писатель исколесил окрестности, встретился со свидетелями Первой мировой войны и революционных событий, собрал мозаику из баек, верований и элементов фольклора местных жителей, а также штурмовал московские и ростовские архивы в поисках правды о жизни тех лихих лет.
Роман «Тихий Дон»
Наконец, первый том «Тихого Дона» увидел свет. В нем предстали русские войска на фронтах войны.
Во второй книге добавились февральский переворот и Октябрьская революция, отголоски которых донеслись до Дона.
Только в первые две части романа Шолохов поместил около сотни героев, в дальнейшем к ним присоединились еще 70 персонажей. В общей сложности эпопея растянулась на четыре тома, последний был завершен в 1940 году.
Произведение публиковалось в изданиях «Октябрь», «Роман-газета», «Новый мир» и «Известия», стремительно завоевывая признание у читателей. Они скупали журналы, заваливали редакции отзывами, а автора – письмами. Трагедии героев советские книгочеи воспринимали как личные потрясения.
Среди любимцев, конечно же, выступал Григорий Мелехов.
Казак Харлампий Ермаков – вероятный прототип Григория Мелехова
Интересно, что в первых черновиках Григорий отсутствовал, зато персонаж с таким именем встречался в ранних рассказах писателя – там герой уже наделен некоторыми чертами будущего «жителя» «Тихого Дона».
Прототипом Мелехова исследователи творчества Шолохова считают казака Харлампия Ермакова, приговоренного в конце 20-ых годов к расстрелу. Сам автор не признавался в том, что именно этот человек стал прообразом книжного казака. Между тем Михаил Александрович во время сбора исторической основы романа познакомился с Ермаковым и даже вел с ним переписку.
Биография
В романе изложена вся хронология жизни Григория Мелехова до войны и после. Донской казак родился в 1892 году на хуторе Татарском (станица Вешенская), при этом точную дату рождения писатель не указывает. Его отец Пантелей Мелехов когда-то служил урядником в Атаманском лейб-гвардии полке, но по старости лет отправлен на пенсию.
Жизнь молодого парня до поры до времени проходит в безмятежности, в обычных крестьянских делах: покосы, рыбалка, уход за хозяйством. По ночам – пылкие встречи с красавицей Аксиньей Астаховой, дамой замужней, но страстно влюбленной в юношу.
Григорий Мелехов
Его отец недоволен этой сердечной привязанностью и спешно женит сына на нелюбимой девушке – кроткой Наталье Коршуновой. Однако свадьба не решает проблемы. Григорий понимает, что забыть Аксинью не в силах, поэтому бросает законную супругу и селится с любовницей в поместье местного пана.
Летним днем 1913 года Мелехов становится отцом – на свет появилась его первая дочь. Счастье пары оказалось недолгим: жизнь разрушила начавшаяся Первая мировая война, позвавшая Григория отдать долг Родине.
Мелехов сражался на войне самозабвенно и отчаянно, в одном из боев получил ранение в глаз.
За храбрость воина отметили Георгиевским крестом и повышением в звании, а в будущем к наградам мужчины прибавятся еще три креста и четыре медали. Перевернуло политические взгляды героя знакомство в госпитале с большевиком Гаранжой, который убеждает его в несправедливости царского правления.
Григорий Мелехов и Аксинья
Тем временем дома Григория Мелехова ждет удар – Аксинья, убитая горем (смертью маленькой дочери), поддается чарам сына хозяина поместья Листницкого. Прибывший на побывку гражданский муж не простил предательства и вернулся к законной супруге, которая позднее родила ему двоих детей.
В разгоревшейся Гражданской войне Григорий встает на сторону «красных». Но к 1918 году разочаровывается в большевиках и вступает в ряды тех, кто учинил на Дону восстание против Красной Армии, становится командиром дивизии.
Еще большую злость к большевикам в душе героя пробуждает смерть старшего брата Петро от рук односельчанина, ярого сторонника советской власти Мишки Кошевого.
Григорий Мелехов и Наталья Коршунова
На любовном фронте тоже кипят страсти – Григорий не может найти покоя и буквально разрывается между своими женщинами. Из-за еще живых чувств к Аксинье Мелехову не удается спокойно жить в семье. Постоянные измены мужа толкают Наталью на аборт, который ее и губит. Преждевременную кончину женщины мужчина переносит с трудом, ведь к супруге тоже питал пусть своеобразные, но нежные чувства.
Наступление Красной Армии на казаков вынуждает Григория Мелехова податься в бега в Новороссийск. Там загнанный в тупик герой присоединяется к большевикам. 1920 год ознаменовался возвращением Григория на родину, где он селится вместе с детьми у Аксиньи.
Новая власть начала гонения на бывших «белых», и во время побега на Кубань за «спокойной жизнью» Аксинью смертельно ранили. Поскитавшись еще немного по свету, Григорий вернулся в родную станицу, ведь новые власти обещали амнистию казакам-повстанцам.
Григорий Мелехов
Михаил Шолохов поставил точку в повествовании на самом интересном месте, так и не поведав читателям о дальнейшей судьбе Мелехова. Впрочем, нетрудно предположить, что с ним случилось.
Историки призывают любопытных любителей творчества писателя считать датой смерти полюбившегося персонажа год расстрела его прототипа – 1927.
Образ
Нелегкую судьбу и внутренние изменения Григория Мелехова автор передал через описание его внешности.
Влюбленный в жизнь беззаботный статный юноша к концу романа превращается в сурового воина с сединой и заледеневшим сердцем:«…знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы, а во взгляде его все чаще стал просвечивать огонек бессмысленной жестокости».
Григорий – типичный холерик: темпераментный, вспыльчивый и неуравновешенный, что проявляется как в любовных делах, так и в отношениях с окружением в целом. Характер главного героя «Тихого Дона» представляет собой сплав из храбрости, героизма и даже безрассудства, в нем соединились страсть и покорность, мягкость и жестокость, ненависть и бесконечная доброта.
Григорий – типичный холерик
Шолохов создал героя с открытой душой, способного на сострадание, прощение и человечность: Григорий мучается от случайно убитого на покосе гусенка, защищает Франю, не побоявшись целого взвода казаков, спасает на войне Степана Астахова, своего заклятого врага, мужа Аксиньи
В поисках правды Мелехов мечется от красных к белым, в итоге становится отщепенцем, которого не принимает ни одна сторона. Мужчина предстает настоящим героем своего времени. Его трагедия кроется в самой истории, когда спокойную жизнь нарушили потрясения, превратив мирных тружеников в несчастных людей. Духовные искания персонажа точно передала фраза романа:
Все иллюзии развеялись в сражениях гражданской войны: злоба к большевикам и разочарование в «белых» заставляет героя искать третий путь в революции, но он понимает, что в «середке нельзя – задавят». Когда-то страстно любивший жизнь, Григорий Мелехов так и не находит веры в себя, оставаясь одновременно народным персонажем и лишним человеком в сложившейся судьбе страны.
Экранизации романа «Тихий Дон»
Эпопея Михаила Шолохова четыре раза появилась на киноэкранах. По первым двум книгам в 1931 году сняли немой фильм, где главные роли исполнили Андрей Абрикосов (Григорий Мелехов) и Эмма Цесарская (Аксинья). Ходят слухи, что с оглядкой на характеры героев этой постановки писатель создавал продолжение «Тихого Дона».
Петр Глебов в роли Григория Мелехова
Пронзительную картину по мотивам произведения подарил советскому зрителю в 1958 году режиссер Сергей Герасимов. Прекрасная половина страны влюбилась в героя в исполнении Петра Глебова.
Усатый красавец-казак крутил любовь с Элиной Быстрицкой, которая убедительно предстала в роли страстной Аксиньи. Жену Мелехова Наталью сыграла Зинаида Кириенко.
Копилка наград фильма состоит из семи премий, включая диплом Гильдии режиссеров США.
Еще одна многосерийная экранизация романа принадлежит Сергею Бондарчуку. Над фильмом «Тихий Дон» 2006 года выпуска трудились Россия, Великобритания и Италия. На главную роль утвердили Руперта Эверетта, а женские образы воплотили Дельфин Форест (Аксинья) и Алена Бондарчук (Наталья).
Евгений Ткачук в роли Григория Мелехова
И, наконец, последним судьбу донского казака экранизировал Сергей Урсуляк. Сериал «Тихий Дон» показали на канале «Россия-1» поздней осенью 2015 года.
Режиссер задействовал в фильме молодых актеров: блестящее трио составили Евгений Ткачук, Полина Чернышова и Дарья Урсуляк.
Интересные факты
За «Тихий Дон» Михаила Шолохова обвиняли в плагиате. «Величайшую эпопею» исследователи считали украденной у белого офицера, погибшего на Гражданской войне. Автору даже пришлось на время отложить работу по написанию продолжения романа, пока специальная комиссия расследовала поступившую информацию. Впрочем, проблема авторства до сих пор не решена.
Андрей Абрикосов в роли Григория Мелехова
Начинающий актер Малого театра Андрей Абрикосов после премьеры «Тихого Дона» проснулся знаменитым. Примечательно, что до этого в храме Мельпомены он ни разу не выходил на сцену – просто не давали роли. С произведением мужчина тоже не удосужился познакомиться, читал роман, когда уже вовсю шли съемки.
Цитаты
«Умная у тебя голова, да дураку досталась».«Слепой сказал: «Посмотрим».«Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. Он лишился всего, что было дорого его сердцу. Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети.
Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других».«Иной раз, вспоминаючи всю свою жизнь, глянешь, — а она как порожний карман, вывернутый наизнанку».
«Жизнь оказалась усмешливой, мудро-простой. Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда».«Одной правды нету в жизни.
Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет… А я дурную правду искал».
Фото
Источник: https://24smi.org/person/1268-grigorii-melekhov.html
Цитатная характеристика Григория Мелехова из романа «Тихий Дон»
В начале романа «Тихий Дон» Григорий – веселый, бойкий, озорной парень:
«Юношески круглая и тонкая шея, беспечный склад постоянно улыбающихся губ»
В жилах Григория течет кровь бабки-турчанки, на которой дед женился вопреки мнению всех хуторных.
Он унаследовал также крутой нрав своих деда и отца:
«Григорий шел, придерживаясь за переднее стульце, на котором сидел брат; хмурился. От нижней челюсти, наискось к скулам, дрожа, перекатывались желваки. Петро знал: это верный признак того, что Григорий кипит и готов на любой безрассудный поступок.
Человеческие чувства не подчиняются общественным правилам.
Оглушительная страсть к замужней соседке Аксинье накрывает парня с головой:
Так необычайна и явна была сумасшедшая их связь, так исступленно горели они одним бесстыдным полымем, людей не совестясь и не таясь, худея и чернея в лицах на глазах у соседей, что теперь на них при встречах почему-то стыдились люди смотреть»
Товарищи Григория, раньше трунившие над ним по поводу связи с Аксиньей, теперь молчали, сойдясь, и чувствовали себя в обществе Григория неловко, связанно. Бабы, в душе завидуя, судили Аксинью, злорадствовали в ожидании прихода Степана, изнывали, снедаемые любопытством. На развязке плелись их предположения.
«Если б Григорий ходил к жалмерке Аксинье, делая вид, что скрывается от людей, если б жалмерка Аксинья жила с Григорием, блюдя это в относительной тайне, и в то же время не чуралась бы других, то в этом не было бы ничего необычного, хлещущего по глазам»
В какой-то момент Григорий прекращает связь, выполняет волю отца и женится на юной девушке Наталье. Однако женитьба не оказывается счастливой, сын обвиняет в этом отца и вновь показывает свой непокорный характер, забирает Аксинью и уходит с отчего хутора:
«Григорий тянул за рукав брошенный на кровати полушубок, раздувая ноздри, дрожа в такой же кипящей злобе, как и отец. Одна, сдобренная турецкой примесью, текла в них кровь, и до чудного были они схожи в этот момент».
Ловкий и храбрый, прирожденный воин, Григорий попадает на фронта Первой мировой, где ему удается отличиться и показать свою молодую удаль. Еще бы, ведь казаков воспитывали настоящими бойцами, в духе служения царю. Однако вскорости становится ясно, что война, убийства меняют человека, и не в лучшую сторону:
«Крепко берег Григорий казачью честь, ловил случай выказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к австрийцам, снимал без крови заставы, джигитовал казак и чувствовал, что ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны. Огрубело сердце, зачерствело, будто солончак в засуху, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью; оттого прослыл храбрым – четыре Георгиевских креста и четыре медали выслужил. На редких парадах стоял у полкового знамени, овеянного пороховым дымом многих войн; но знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза; знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства».
Отношения с Аксиньей портятся:
«Холодком тянуло в письмах…» Вернувшись домой, где во время его отсутствия умерла маленькая дочь, Григорий узнает, что Аксинья- любовница панского сына. Ударив ее кнутом в гневе, он возвращается к жене, но долгие годы вспоминает утраченную любимую:
«Лежа здесь, на холме, он почему-то вспомнил ту ночь, когда с хутора Нижне-Яблоновского шел в Ягодное к Аксинье; с режущей болью вспомнил и ее. Память вылепила неясные, стертые временем бесконечно дорогие и чуждые линии лица. С внезапно забившимся сердцем он попытался восстановить его таким, каким видел в последний раз, искаженным от боли, с багровым следом кнута на щеке, но память упорно подсовывала другое лицо, чуть склоненное набок, победно улыбающееся. Вот она поворачивает голову, озорно и любовно, из-под низу разит взглядом огнисто-черных глаз, что-то несказанно-ласковое, горячее шепчут порочно-жадные красные губы, и медленно отводит взгляд, отворачивается, на смуглой шее два крупных пушистых завитка… их так любил целовать он когда-то…»
Начинается гражданская война, Григорий принимает сторону красных, но после зверского бессмысленного расстрела пленных переходит на сторону белых казаков, отличается и там:
«Стало казаться, что уже и правды не свете не существует и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь всегда боролись люди…. Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее, надо биться крепко, не качаясь – как в стенке, – а накал ненависти, твердость даст борьба…»
Григорий, не покидая жены, сходится и с Аксиньей тоже:
«Любушка! Незабудняя!»
Со временем Григорий Мелехов становится озлобленным, жестоким. Отец сердится на него:
«Герой, белый офицер, истый орел, командир дивизии, заслуженный, весь на кочках, и ни одну нельзя тронуть».
Григорий сам понимает это и говорит жене:
«Ха! Совесть! Я об ней и думать позабыл! Какая уж там совесть, когда вся жизня похитнулась! Людей убиваешь… Неизвестно для чего всю эту кашу… Я так об чужую кровь измазался, что у меня уже и жали ни к кому не осталось. Детву – и эту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война из меня все вычерпала. Я сам по себе страшный стал. В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе…»
Вскорости, видя смерть друзей и близких, Григорий начинает терять интерес к войне. Он, как и другие офицеры, пьет, видя глупость и бессмысленность убийств. Его тянет к мирному труду:
«когда представлял себе, как будет к весне готовить бороны, арбы, плесть из краснотала ясли, а когда разденется и обсохнет земля, – выедет в степь: держась наскучавшимися по работе руками за чапиги; пойдет за плугом, ощущая его живое биение и толчки; представляя себе, как будет вдыхать сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозема, еще не утратившего пресного аромата снеговой сырости, – теплело на душе. Хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея, пряным душком навоза. Мира и тишины хотелось, – поэтому-то застенчивую радость и берег в суровых глазах Григорий, глядя вокруг: на лошадей, на крутую, обтянутую тулупом спину отца. Ломала и его усталость, нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, забилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности – по той ли, по которой надо, идет…»
В финале романа из близких людей у Григория остаются только сестра и сын. Из офицеров он попадает во врагов, гонимых новой властью, Но он все еще держится в этом мире:
«Большой, мужественный, поживший и много испытавший казачина с усталым прищуром глаз, с порыжелыми кончиками черных усов, с преждевременной сединой на висках и жесткими морщинами на лбу – неистребимыми следами пережитых за годы войны лишений»
Образ Аксиньи в «Тихом Доне”
Сочинение на тему «Женские образы «Тихого Дона»
Сочинение на тему «Тихий Дон» с планом
Сочинение на тему «Гражданская война – трагедия народа» в романе «Тихий Дон»
Источник: https://ycilka.com/article.php?id=154
Образ Григория Мелехова в романе Тихий Дон сочинение
Данный роман является культовым и знаковым для всей российской литературы. Он показывает жизнь русских людей, такой, какой она является на самом деле.
В этом произведение и в его героях сошлись множество противоречий, которые по сей день являются актуальными и вызывают множество споров и обсуждений.
Не иначе как противоречивым можно назвать и образ главного героя романа Григория Мелехова.
Данный образ является очень глубоким и неоднозначным. Рассмотреть его с одной какой-нибудь стороны не возможно, так как герой многогранен и играет не одну социальную роль. Муж, отец, сын, брат, любовник – вот неполный список его образов. И во всех образах Григория терзают противоречия, но при этом он верен себе и своим идеалам.
Такую противоречивость можно объяснить происхождением Григория. Стойкость и упорство присущие донским казакам достались ему от деда.
А восточная горячность и страсть, а также яркая и красивая внешность наследовались от бабушки – турчанки, которую забрали в плен.
Такое смешение крови приводит Григория к внутренним метаниям, быстрому изменению принятых решений и многочисленным сомнениям. Однако стремление у героя одно – найти правду.
В молодом возрасте он был особенно горяч, что подтверждал его роман с соседской замужней женщиной. Он не считал эти отношения зазорными и даже не стремился скрыть их. Чего нельзя было сказать о родителях Георгия, которые считали эту связь опасной. Решение они приняли однозначное – женить своего сына.
Тот соглашается и оставляет объект своей страсти. Тем более что будущая жена влюбляется в него с первого взгляда. Но разумеется брачные узы не смогли удержать горячего и вольного казака. Скорее наоборот брак лишь усилил чувство любви, а теперь еще и запретной, к Аксинье. И пламя любви еще сильнее разгорелось в его душе.
Еще одной отличительной чертой характера молодого Георгия является беззаботность. Он плывет по жизненному течению, не заботясь о последствиях. Некоторые поручения он выполняет на автомате и не проявляет достойного интереса к ним.
Когда началась война Григорий, не задумываясь, отправляется на фронт, почтив за честь сражаться за благо родины. Но война есть война. Она сбавила пыл героя и оставила серьезную рану в его душе. Несмотря на многочисленные награды, он сделался черствым и грубым, тем более что они достались страшной ценой.
Также отличительной чертой его характера является упорство. Он пронесет его через все трудности и жизненные испытания. Он умеет быть сильным и никогда не сдаваться. Он умеет бороться и стойко выносить все невзгоды.
С наступление революции герой начинает метаться. Он пытается найти правду, к которой всегда стремился, и понять, на чьей же она стороне. А в данной ситуации правда оказалось у каждого своя, и Григорий понял, что истинные идеалы мирной и спокойной жизни не поддерживает никто.
В данном произведение автор пытается донести простую истину, в любой даже самой тяжелой ситуации необходимо не терять человеческой лицо. Эту истину можно рассмотреть в образе Григория Мелехова.
Образ Григория Мелехова в романе Тихий Дон
Сейчас читают:
- Сюжет и композиция поэмы Мцыри сочинение
Мцыри – это романтическая поэма-исповедь, написанная М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. С переводе с грузинского языка “мцыри” обозначает послушника, неслужащего монаха, что полностью отражает сюжет произведения. Действие поэмы происходит в Мцхете, - О чем мечтают герои комедии Ревизор сочинение 8 класс
Герои «Ревизора» тоже люди и ничто человеческое им не чуждо. Главный герой комедии Хлестаков вначале мечтает вкусно покушать, голодный он. Вот и заглядывает всем в тарелки. Это чиновник низшего ранга с копеечной зарплатой, живущей на отцовские капиталы. - Сочинение В жизни всегда есть место подвигу 8 класс
Подвигом называют некий героический поступок, в основе которого лежат благие намерения и цели. Принято считать, что подвиги совершают только герои. Но я с этим не могу согласиться. В жизни каждого человека есть место подвигам. Для этого вовсе - Сочинение по картине Мещерского У лесного озера
Вчера мы с родителями ездили в московскую галерею «Риджин». На выставке было много картин разных русских художников. Мне и папе приглянулось творение А.И. Мещерского «У лесного озера», которое выглядело необычно и сильно - Сочинения Семейные ценности
Семья, для человека это дом, где его любят и ждут. Где он найдет поддержку и понимание. Это его тыл. Семья это основа семейных ценностей, если не будет первого, то не будет и второго. Существует несколько важных терминов, которые как бусины можно - Без прошлого нет будущего сочинение
Удивительно, но человечество всегда смотрит вперед, в будущее. Кто-то с надеждой, верой, а кто-то с уверенностью в предстоящие дни. Где-то там, в мыслях о будущем, мы представляем себя лучше, счастливее, обиваемся успеха и финансовой независимости.
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-grigoriya-melehova-v-romane-tihij-don
Характеристика образа Пантелея Прокофьевича Мелехова
Для того, чтобы узнать, какие человеческие качества и свойства обнаруживает Пантелей Прокофьевич. Нужно проанализировать.
Как он относится к семье, как ведёт себя в ней, какие симпатии и антипатии испытывает.
Образ Пантелея Прокофьевича дан прежде всего для того, чтобы понять, в какой семье вырос главный герой «Тихого Дона», в каких условиях, под чьим влиянием.
�з мельчайших бытовых деталей мы узнаём, что Мелеховы отличались крепким достатком, во всём этом чувствуется твёрдая хозяйская рука Пантелея Прокофьевича.
�з портретного описания- то, что глава семьи был вспыльчив до беспамятства, не терпел малейшего возражения или ослушания.
При случае, не задумываясь, бил Пантелей Прокофьевич Григория костылём по спине, порол вожжами загулявшую без мужа Дарью.
Вспыльчивость Рё властность – его характерная черта, которую Шолохов раскрывает через поведение героя.
Так, например, узнав о связи Григория с Аксиньей, Пантелей Прокофьевич кричит:
В«- РќР° СЃС…РѕРґРµ запорю! … РђС…, ты чёртово семя! -РѕРЅ сучил ногами, намереваясь ещё раз ударить. – РќР° Марфушке – дурочке женю! … РЇ те выхолощу! …
На шум прибежала мать.
– Прокофьич, Прокофьич! … Охолонь трошки! … РџРѕРіРѕРґРё! …
Но старик разошёлся не на шутку: поднёс раз жене, опрокинув столик со швейной машинкой и, навоевавшись, вылетел на баз.
Не успел Гришка скинуть рубаху с разорванным в драке рукавом, как дверь крепко хлястнула и на пороге вновь тучей буревой укрепился Пантелей Прокофьевич.
– Женить СЃСѓРєРёРЅР° сына! …В».
Он сам выбрал невесту для Григория, и это было слишком уж сурово даже для патриархальной, крестьянской семьи начала века.
Характерно, что младший сын (человек тоже своенравный Рё самолюбивый – черта, которая СЂРѕРґРЅРёС‚ его СЃ отцом) безропотно подчиняется решению Рё выбору Пантелея Прокофьевича.
� понятно: он в душе сам, очевидно, понимает, что скандальным романом с Аксиньей виноват перед семьёй.
Старшего Мелехова тяготит то, что Наталья в их семье стала нелюбимой женой, он всячески помогает ей, проявляет нежность и деликатность. Через отношение к невестке, автор показывает всю неоднозначность этого образа.
Для Пантелея Прокофьевича, главы семейства, существующий уклад жизни был освещён временем, обычаем.
Много усилий приложил он для того, чтобы вернуть Григория к жене, для него мнение хутора было законом, а хутор считал, что Григорий опозорил Мелеховых, уйдя с Аксиньей от законной жены.
Старик тяжело переживал несчастье, и, когда Григорий вернулся в родительский дом, к жене, Пантелей Прокофьевич не может сдержать радости.
РћРЅ очень гордится сыновьями, которые дослужились РЅР° фронте РґРѕ офицерских чинов, РЅРµ может удержаться РѕС‚ смешного бахвальства, усердно расписывает достоинства Григория, Петра. Приехавшего РЅР° побывку младшего сына везет через хутор. «Сыновей РЅР° РІРѕР№РЅСѓ провожал рядовыми казаками, Р° выслужились РІ офицерья, что Р¶, аль РјРЅРµ РЅРµ РіРѕСЂРґРѕ прокатить сына РїРѕ хутору? Пущай гуляют Рё завидуют. Рђ Сѓ меня, брат, сердце маслом обливается!В» – простодушно придается Пантелей Прокофьевич.
Смерть Петра была первым ударом для Мелехова. Крепким стариком, гневливым, вспыльчивым до самодурства изображает его писатель.
Война, тревога за сыновей, которые сражаются на фронтах, известие о смерти Григория, оказывается ложным, подкосили Пантелея Прокофьевича, состарили его. Он поседел, «слабый на слезу стал».
Жизнь то била его нещадно, то миловала радостью, и старик, не выдерживая, меняется на глазах.
Суровый, державшийся ранее с большим достоинством. Пантелей Прокофьевич становится со временем суетливым, болтливым, любящим прихвастнуть.
Когда купец Мохов, узнав, что Григорий награжден георгиевским крестом, передает герою подарки, старик безудержно хвастается: «Пошли, грит, своему герою от меня поклон и подарки, пущай он и в будущие времена так же отличается. Ажник слеза его прошибла, понимаешь, сват?»39
Рта хвастливость РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ через весь роман как РѕРґРЅР° РёР· комических черт образа Пантелея Прокофьевича.
Шолохов показал, что эта черта возникла в тяжелых, меняющихся обстоятельствах жизни.
Старик, хвастался геройством своего сына, как бы вознаграждая себя за то горе, которое было испытано им. В этом раскрывается трагикомический характер образа Пантелея Прокофьевича.
Гражданскую РІРѕР№РЅСѓ РѕРЅ использует для личного обогащения. «Да Рё что Р¶ РЅРµ взять Сѓ энтих, какие Рє красным подались? Грех Сѓ РЅРёС… РЅРµ брать!В»40 – доказывал Пантелей Прокофьевич возмутившемуся Григорию.
Всю свою жизнь стремился Пантелей Прокофьевич к достатку и богатству. Сам работал, не жалел семьи, все тащил в дом.
Но началась гражданская война, и приходилось бросать свой дом, идти в «отступ». Но еще большей бедой было разрушение крепкой, дружной семьи.
Как ни старался не мог он сохранить в доме нерушимый старинный порядок. Вместе с этим меняется характер Пантелея Прокофьевича.
Все еще пошумливает он на домашних, но хорошо знает, что нет у него былой власти. Постоянно пререкается с ним Дарья, не слушается Дуняшка, его вспыльчивость теперь вызывает только смех.
Тема гражданской войны в романе М. А.Шолохова «Тихий Дон»
«На провесне немецкий снаряд попал в ствол старого дуба, росшего на берегу безымянной речушки.
Рваная, зияющая пробоина иссушила полдерева, но вторая половина, пригнутая разрывом к воде, весною дивно ожила и покрылась свежей листвой.
� до сегодняшнего дня, наверное, нижние ветви искалеченного дуба купаются в текучей воде, а верхние все еще жадно протягивают к солнцу точеные, тугие листья…»
Так же, как это сильное Рё РіРѕСЂРґРѕРµ дерево, закаляются РІ РѕРіРЅРµ суровых испытаний Рё выходят РёР· РЅРёС… израненными, РЅРѕ РЅРµ сломленными герои произведений Михаила Александровича Шолохова. Богатый Рё цельный духовный РјРёСЂ человека – труженика, его стремление Рє РґРѕР±СЂСѓ Рё справедливости раскрыл РІ СЃРІРѕРёС… произведениях великий СЂСѓСЃСЃРєРёР№ писатель.
Герои Шолохова – современники и участники важнейших событий эпохи. Перед каждым из них встает необходимость определить свое место в борьбе.
Так было в ранних рассказах, запечатлевших острые классовые конфликты на Дону, которые раскололи не только хутора, но и семьи.
Так было и в «Тихом Доне».
Перед читателем разворачивается эпическое, насыщенное красками, звуками и запахами родной земли живописное полотно из жизни донского казачества: «Мелеховский двор – на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север, к Дону… С юга – меловая хребтина горы. На запад – улица, пронизывающая площадь, бегущая к займищу». С сыновней любовью рисует Шолохов широкие донские степи и вольную казацкую реку, описывает хуторские традиции и нравы, показывает любовь казаков к труду и воинской службе, воссоздает их яркую, самобытную речь.
Но автор не идеализирует казачество, он ясно видит сословную ограниченность старого уклада жизни. В этот замкнутый мир крутые перемены принесли революция и гражданская война.
Советская власть принесла СЃ СЃРѕР±РѕР№ самое страшное, что может быть РІ истории государства, – гражданскую РІРѕР№РЅСѓ. Гражданская РІРѕР№РЅР° – это РІРѕР№РЅР°, которая идет внутри страны, заставляет отца убивать сына брата.
Дата добавления: 2015-12-07; просмотров: 238 | Нарушение авторских прав
mybiblioteka.su – 2015-2019 РіРѕРґ. (0.007 сек.)
Источник: https://mybiblioteka.su/11-85875.html
Образ Григория Мелехова
Автор: Шолохов М.А.
Григорий Мелехов – главный герой романа-эпопеи М.Шолохова «Тихий Дон». Его образ нельзя назвать типическим, потому что в нём также присутствуют особые индивидуальные черты.
Григорий Мелехов – это обычный донской казак, выросший в достаточно обеспеченной семье с патриархальным укладом жизни. С первых же страниц романа он изображается в повседневной крестьянской жизни, что помогает читателю сразу же увидеть основные черты характера Григория.
В нём обнаруживается любовь к природе и ко всему живому: «с внезапным чувством острой жалости» смотрит он на нечаянно порезанного косой утёнка во время лугового покоса. Кроме того герою присущи искренность и честность.
Любовь к Аксинье он навсегда сохраняет в своей душе, а жене Наталье сразу же признаётся, что ничего к ней не испытывает: «И жалко тебя…кубыть, за эти деньки и сроднились, а нету на сердце ничего… Пусто». Однако я думаю, что это всё можно отнести к типическим чертам героя.
К индивидуальным чертам Григория Мелехова, на мой взгляд, можно отнести его стремление найти свой путь в жизни, найти самого себя. Герой ищет правду, несмотря на все трудности и превратности судьбы.
Он необразованный и политически неграмотный человек, поэтому ему легко прививают различные взгляды на войну и жизнь в целом.
Однако Григорий не сдаётся и, когда окружающие предлагают ему различные пути, твёрдо отвечает: «Сам ищу входа».
На протяжении всей своей жизни герой часто совершает страшные проступки, однако корень всех ошибок Григорий ищет в себе, в своих деяниях. Он не лишён самоосуждения. Война не смогла загубить его душу и всё то доброе и хорошее, что изначально было в ней.
Она надломила героя, но не сломила его окончательно. К концу романа для Мелехова самыми главными ценностями становятся родной дом, семья, дети. Война, убийства и смерть вызывают у него лишь отвращение.
Поэтому можно даже сказать, что Григорий – это эпический герой, который берёт на себя всю историческую ответственность. Его образ равновелик образу целого народа.
А путь Мелехова к правде – это трагический путь скитаний человека, полный ошибок и потерь, свидетельство глубокой связи человека с историей. В этом и заключается та особая индивидуальность, присущая лишь образу Григория.
Мелехов – это сложный герой, соединяющий в себе как типические, так и индивидуальные черты. Однако это придаёт его образу многогранность и трагизм, делает его запоминающимся и очень оригинальным.
Источник: https://MirZnanii.com/a/357766/obraz-grigoriya-melekhova
Судьба главного героя Григория Мелихова в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон”
Сочинения › Шолохов М.А. › Тихий Дон
Готовые Домашние Задания
Во всем богатстве затрагиваемых в «Тихом Доне» проблем центральное место занимает проблема поиска личности своего места в меняющемся, зачастую враждебном, античеловечном мире.
Григорий Мелехов – это главный герой романа. Его судьба, формирование и развитие характера, подвиги, разочарования, поиск пути – основа сюжета произведения. Он соединяет семейно-бытовую, любовную и социально-историческую линии действия.
В начале романа Григорию девятнадцать лет. От деда он получил независимый характер, а от бабки-турчанки – яркую внешность и неуемность натуры. Поначалу все поступки Григория выглядят обычным молодечеством.
Так объясняют все окружающие и его связь с замужней Аксиньей. Григорий порывает с ней, женившись на Наталье.
Но необычная сила любви, нарушающая все устои, заставляет Мелехова пойти против отца, уйти из дома и жить с Аксиньей в поместье Листницких. Так начинается особый путь героя.
«Мельничьи жернова» войны проходят по его душе. На войне герой возмужал, заслужил четыре георгиевских креста и четыре медали, стал офицером, поддержал казачью «честь и славу», но стал «злым». После знакомства с большевистской «философией» герой чувствует себя «зрячим». Его возвращение домой в конце первой книги проявляет произошедшие в Григории изменения.
Во второй книге возникает ряд противопоставлений главному герою. Прежде всего, это идеологические противники и сторонники царской власти. У каждого из них, по мысли Шолохова, своя правда. Но офицеры далеки от народа, их превосходство над солдатами мнимое, некоторые из них проявляют себя как трусы.
В начале третьей книги показана гражданская война 1918 года, когда Мелехов воюет в отряде под командованием своего старшего брата Петра. Но и сейчас он испытывает всю ту же «густую тоску» по мирной жизни.
Теперь, вместе с другими казаками, он готов винить большевиков, разделивших народ.
Трех коней убили под Григорием, в пяти местах продырявлена его шинель, но геройство оказывается напрасным – «поток Красной армии затопляет» Донскую землю.
Братья Мелеховы возвращаются домой, но и там их настигает классовая вражда. Для новой власти Мелехов – белый офицер, «контра». Большевик Мишка Кошевой, с которым они «корешки, в школе вместе учились, по девкам бегали», готов зарезать Григория. Герой снова поневоле оказывается во враждебном лагере.
Жестокость становится страшной нормой. Односельчане убивают друг друга. Так, Кошевой убивает старшего брата Григория – Петра. Мелехов – командир полка, и по его приказу совершаются зверские расправы. Но, в то же время, он выпускает заключенных в Вешенской, заливает тоску водкой, просит смерти. Не выдержав, герой снова возвращается домой, «седой наполовину».
Четвертая книга открывает в Мелехове новую черту – формирующуюся способность противостоять «потоку жизни». В нем пробуждается жалость и любовь в противовес беспощадной войне.
Несмотря на разгром Добровольческой армии, на свою болезнь (месяц проболел тифом), Григорий «повеселел» и оставил мысль о смерти. Тягой к новому объясняется его вступление в Красную Армию, где он командует эскадроном.
Впереди у Григория преследование красными за его «белое» прошлое, смерть Аксиньи. Жизненный путь героя, описываемый в романе, завершается возвращением домой, попыткой начать жизнь с нуля.
В образе Григория Мелехова типизируются черты человека переходного момента истории. В его судьбе преломляются все важнейшие направления социально-политической борьбы, революционной эпохи в России. В то же время, герой изображен как личность, вступающая в конфликт с неизбежной судьбой, стремящаяся проложить собственную дорогу в истории.
Индивидуальные особенности образа Мелехова глубоко своеобразны. Герой показан как настоящий донской казак. Отличительной особенностью Григория являются его духовные искания и глубина переживаний. Он выделяется на фоне простой, неграмотной, живущей по дедовским обычаям массы казаков. У Мелехова есть потребность жить в согласии со своим сердцем, найти справедливое обоснование общим действиям.
Способность испытывать глубокие чувства – важнейшая характеристика героя. Его возвращение к Аксинье является основой сюжета. Эту любовь не могут заслонить ни война, ни ревность, ни страдания.
Это непобедимое чувство, вступающее в противоречие с устоями казацкой морали, находит аналогию только в истории. Оно похоже на любовь деда Прокофия к его жене-турчанке.
В связи с этим на чувство Григория к Аксинье ложится отпечаток романтической возвышенности.
В образе Григория Мелехова воплощается авторский замысел. Шолохов стремился показать столкновение истории с личностью, пытающейся на сломе эпох сохранить гуманистические ценности как наследие вековой народной морали.
Трагическим пафосом окрашено описание участия Мелехова в общественно-политических событиях и их влияние на его судьбу.
Отталкиваясь от исторически достоверной картины событий, автор создает обобщенный образ героя своего времени.
Сочинения по теме:
- Судьба и характер главной героини романа М. Шолохова “Тихий Дон” сочинение
- Судьба и характер главного героя романа М. Шолохова “Тихий Дон” сочинение
- Художественное описание казачества в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон” сочинение
- Художественные приёмы использованные М. А. Шолоховым в романе “Тихий Дон” сочинение
Источник: https://1soch.ru/sholohov-ma/tihiy-don/sudba-glavnogo-geroya-grigoriya-melihova-v-romane
Характеристика Григория Мелехова в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»
Главным героем «Тихого Дона», без сомнения, является народ. В романе сквозь призму множества героических судеб обычных людей показаны закономерности эпохи.
Если среди других героев Григорий Мелехов выступает на первый план, то только потому, что он наиболее ярко воплощает черты своего народа. «Казацкая удаль» и «любовь к хозяйству, к работе» – две основные добродетели, заповеди воина и земледельца одновременно.
Обеими щедро награжден Григорий. А главное, что составляет основу его характера, – своеволие, независимость в поступках и поисках истины. Он во всем должен убедиться сам лично, согласиться внутренне.
Для Григория истина рождается во всей величественности конкретного бытия, во всей тяжести своего становления, искаженная предрассудками прошлого, страстью борьбы и пламенем мести за гибель близких.
Поразительна сила, с которой он воспринимает действительность и как активно он в ней участвует. Это самое пленительное в его образе. Благородство составляет основу его широкой души.
В бою, преследуемый австрийцами, он внезапно спасает своего врага Степана Астахова; рискуя полевым судом, он стреляет в Чубатого за убийство пленного.
Узнав о сдаче красноармейского полка в Устьинском, он мчится туда, чтобы «выручить», спасти от смерти Мишку Кошевого и Ивана Алексеевича, убийц так горячо любимого им брата Петра. Это сложный человек, ему присуще чувство неудовлетворенности собой.
«Хотя черт его знает, такому, как молодой Листницкий или как наш Кошевой, я всегда завидовал… – признается он Прохору. – Им с самого начала все было ясное, а мне и до се все неясное… с семнадцатого года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь…»
Но по-другому и быть не могло. Эти сомнения определило его социальное положение. Позиция Листницкого и Кошевого объяснялась их положением в обществе: один – помещик, другой – батрак. Григорий же крестьянин-середняк, в этом причина всех его колебаний.
В нем живут как бы две души: собственника и труженика. Конечно, являясь единоличником, он ищет правду для всего казачества. За семь лет войны он поразительно мало заботится о родном курене, семье и даже Аксинье – так важно для него найти правду в общественном устройстве.
Воюя, он не стремится к личной выгоде и боится лишь одного – погрешить против правды. В поисках ее он зорко всматривается в окружающий мир. Он не принимает восторженности Ивана Алексеевича Котлярова, рассказывающего о демократизме окружного председателя.
Да и сама революция, по его мнению, не нужна на Дону. Что нового коммунисты могут дать казакам?
- «Земли у нас – хоть заглонись ею, – яростно возражает он. – Воли больше не надо, а то на улицах будут друг дружку резать. Атаманов сами выбирали, а теперь сажают. Кто его выбирал, какой тебя ручкой обрадовал? Казакам эта власть, окромя разору, ничего не дает! Мужичья власть, им она и нужна. Но нам и генералы не нужны. Что коммунисты, что генералы – одно ярмо… Ты говоришь – равнять… Этим темный народ большевики и приманули. Посыпали хороших слов, и попер человек, как рыба на приваду! А куда это равнение делось? Красную Армию возьми: вот шли через хутор. Взводный в хромовых сапогах, а «Ванек» в обмо- . точках. Комиссара видал, весь в кожу залез, и штаны и тужурка, а другому и на ботинки кожи не хватает. Да ить это год ихней власти прошел, а укоренятся они, – куда равенство денется?.. Говорили на фронте: «Все ровные будем. Жалование и командирам и солдатам одинаковое!..» Нет! Привада одна! Уж ежели пан плох, то из хама пан во сто раз хуже! Какие бы поганые офицеры ни были, а как из казуни выйдет какой в офицеры, – ложись и помирай, хуже его не найдешь! Он такого же образования, как и казак: быкам хвосты учился крутить, а глядишь – вылез в люди и сделался от власти пьяный и готов шкуру с другого спустить, лишь бы усидеть на этой полочке».
Вот как удивительно точно выразил сущность происходящего Григорий. От остальных казаков его отличает только мучительный поиск правды, неуспокоенность.
Шолохов пишет, что он только выразил то, что думали большинство остальных казаков, но сила Григория в том, что он это высказал и пытался по-своему разрешить это противоречие, а не смирился с неправдой, прикрытой красивыми словами о равенстве.
Григорий рад был бы признать правоту одного из начал и накрепко связать себя с ним, но особая чуткость на фальшь не давала ему сделать окончательный выбор. Григорий ничего не принимает на веру.
Он и есть представитель тех самых широчайших народных масс, которые самообразовываются на личном опыте классовых битв, идя к истине замедленно, оступаясь, зигзагообразно, но самостоятельно. Учителей жизни, подобных закаленным большевикам – Штокману или Бунчуку, было мало.
У Штокмана не было времени заниматься агитацией таких людей, как Григорий, и он сознательно и жестоко намерен устранить его заблаговременно. Григорию, еще ни в чем не повинному, задолго до того, как он стал командиром повстанческой дивизии, грозит арест, а затем смерть.
Штокман посмеивается над Кошевым, смущенным приказом арестовать Григория лишь за опасный образ мыслей, как потенциального врага, и он заставляет его пойти арестовывать друга. Так возникает трагическая коллизия правоты обеих сторон.
Штокман прав, ибо только активными мерами можно было предупредить восстание, где оба брата Мелеховых сыграют не последнюю роль. А характер Григория не позволяет ему сидеть сложа руки, когда окружающий мир наступает на него.
И, подобно деду, кружащему над головой «мерцающей, взвизгивающей шашкой», готовому сразиться со всем хутором, Григорий кидается на обидчиков. Вместе с ним, эпическим героем, поднимается, не сговариваясь, казацкая вольница – полыхает восстание.
«За ним оседало снежное курево, в ногах ходили стремена, терлись о крылья седла занемевшие ноги. Под стременами стремительно строчили конские копыта. Он чувствовал такую лютую, огромную радость, такой прилив сил и решимости, что, помимо воли его, из горла рвался повизгивающий, клокочущий хрип…
Ясен, казалось, был его путь отныне, как высветленный месяцем шлях. Все было решено и взвешено в томительные дни, когда зверем скрывался он в кизячном логове и по-звериному сторожил каждый звук и голос снаружи. Будто и не было за его плечами дней поисков правды, шатаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы…
Пути казачества скрестились с путями безземельной мужичьей Руси, с путями фабричного люда. Биться с ними насмерть. Рвать у них из-под ног тучную донскую, казачьей кровью политую землю. Гнать их, как татар, из пределов области! Тряхнуть Москвой, навязать ей постыдный мир! На узкой стежке поразой-тись, – кто-нибудь кого-нибудь, а должен свалить.
Проба сделана: пустили на войсковую землю красные полки, испробовали? А теперь – за шашку!»
Эти мысли подготовили расстрелы в Татарском, арест отца, Пантелея Мелехова, угрозу ареста самому Григорию и оскорбления, нанесенные ему во время постоя красноармейцев на его базу.
- Мысли Григория рождаются на наших глазах, и их динамика влечет за собой антитезу: «Богатые с бедными, а не казаки с Русью… Мишка Кошевой и Котляров тоже казаки, а насквозь красные…» Но Григорий отмахивается от них, пронизанный ощущением мести и стремлением действовать, а не размышлять. Григорий свободен, он сделал, как ему кажется, правильный выбор.
Но постепенно он понимает, что опять попал в ловушку. Он видит убийство пленных, осознает, сколько страданий несет их восстание, знает, кто пользуется его результатами. Прозрение Григория происходит после одного из самых отчаянных проявлений его казацкой удали.
Он – командир повстанческой дивизии, один, оставленный сотней, мчался прямо на пулемет и изрубил четырех матросов в черных бушлатах.
Но неужели только воспоминание давно забытых слов Гаранжи и Подтелкова заставило Григория рвать на себе застежки шинели и кататься по снегу рядом с трупами зарубленных им матросов в страшном, почти чувственном ощущении истины?
- «Кого же рубил!.. Братцы, нет мне прощения!.. Зарубите, ради бога… Смерти… предайте!..»
Опять Григорий вступает в конфликт с окружающим мироустройством. В образе Григория Мелехова отражены его пути от монархии к большевизму, затем к автономии и, наконец, снова к большевизму, характерные колебания среднего казачества.
Но совершал он их с большей амплитудой, сильнее других переживая противоречия мира. Это яркая личность, и поэтому ярче ее проявления.
Пробуждение для Григория – медленный, тягостный процесс, на него давит чувство личной вины в прошлом, но ведь он всегда действовал искренне, просто не мог поступить по-другому на каждом этапе жизни. Он не тихий середнячок по характеру, а яркая личность.
Григорий презирает себя за свой страх перед Дончека, что «жидок оказался на расплату», готов даже «отсидеть за восстание» и соглашается на все, кроме расстрела. «Но уж ежели расстрел за это получать, – извиняйте! Дюже густо будет!» – так и говорит он Кошевому.
- «Против власти я не пойду, пока она меня за хрип не возьмет!» – откровенно признается он опять Кошевому.
Но из разговора с Кошевым он понимает, что не может надеяться на прощение или забвение своего прошлого. Ему угрожает смертельная опасность. Предупрежденный сестрой, он скрывается, а затем, захваченный повстанцами Фомина в лесу, вынужден остаться.
В последней части романа Григорий как загнанный волк, попавший в стаю шакалов. Это люди не его масштаба, но другого выхода у него просто нет. Положение действительно безвыходное. Его бегство с Аксиньей -последняя попытка найти свое жизненное счастье.
Случайная пуля лишает его самого дорогого в мире – любимой женщины. Смерть Аксиньи – высшая точка страданий Григория. Совершенно один, тихо покачиваясь, стоит на коленях Григорий возле могилы Аксиньи. Тишину не нарушают ни шум сражения, ни звуки старинной казачьей песни.
Только «черное солнце» светит измученному поисками своего места в жизни Григорию…
Ему больше ничего не осталось. Он попытался жить в лесу, но быстро понял, что это не жизнь, и идет на хутор, чтобы еще раз постоять на родном базу, подержать на руках сына. Он остался один, потеряв всех близких. Страшную цену заплатил Григорий Мелехов за поиски правды…
Источник: https://school-essays.info/xarakteristika-grigoriya-melexova-v-romane-m-a-sholoxova-tixij-don/