Сочинения на Getsoch.ru
Евгений Базаров – описание героя (внешность, происхождение, воспитание, черты характера)
Подписывайтесь на нашу группу ВК
Впервые мы знакомимся с Евгением Базаром во второй главе романа «Отцы и дети». Он предстает перед нами в «балахоне с кистями», всем своим видом показывая безразличие по отношению к окружающим его людям.
Ему неважно то, что дворяне-аристократы подумают о нем.
А его «длинное и худое лицо, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
Сам Евгений Базаров был сыном лекаря Василия Ивановича и Арины Власьевны, дворянки. Однако он не признает за собой дворянские корни, а в беседах с Кирсановыми он гордо заявляет: «Мой дед землю пахал».
То есть, для него сословные рамки как будто бы стерты. Всем своим видом он выражает презрение к аристократизму. Главное для Евгения Базарова – это личные достоинства человека, его дела и польза для окружающих.
Происхождение же не имеет значение.
Этот взгляд, очень новый для того времени, был вызван самим мировоззрением Базарова. Он сам развил его в себе, сам воспитал в себе нигилиста, которые отрицает укоренившиеся в обществе принципы.
Мнение Евгения таково, что «всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например…».
Базаров считает, что ничто не властно над самим человеком, а образование не должно зависеть ни от времени, ни от эпохи, ни от окружающих
Базаров воспитал себя сам. И воспитал он в себе очень образованного, умного человека. Никто не может отрицать, что «Базаров умен и знающ». Даже его друг Аркадий восхищается своим наставником: «Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора».
Из этой реплики мы узнаем, что Базаров очень увлечен медициной и естественными науками. На продолжении всего романа главный герой усердно работает, когда есть время. Он встает очень рано, идет ловить лягушек, ставит над ними эксперименты и опыты.
Можно даже сказать, что естественные науки Базаров считает единственно необходимыми человеку.
Что же касается искусства – оно бесполезно. Романтизм, присущий людям, полностью отвергается Базаровым. Он не любит ни поэзию, ни стихи, ни живопись, ни музыку вследствие их бесполезности. Единственное, что имеет значение – естественные науки.
Такой взгляд Базарова на вещи – это одно из проявлений нигилизма в Базарове. Он отрицает практически все вещи. Однако, он не старается повести за собой других людей.
Несмотря на презрение Евгения Васильевича и к народу, и к аристократам, он не пытается убедить Павла Петровича или простых мужиков в своих взглядах. Единственное, что ему нужно – это отстоять их.
Поэтому в беседах с Кирсановым Базаров не разглагольствует, как его оппонент. Он отвечает кратко и по сути, и всегда без эмоций.
Базаров редко проявляет эмоции. Он как бы подавляет свой внутренний мир, желая принести больше пользы своей работой. Однако, принцип отрицания чувств и эмоций разрушается, когда Базаров встречает Одинцову – невероятную женщину, околдовавшую Евгения Васильевича, отъявленного нигилиста.
С этого момента начинается поворот в судьбе героя, в его внутренним мире. Мы видим, что он на самом деле очень любящий человек. Даже в отношении со своими родителям он наконец раскрывается. Он любит их.
И мы ощущаем это, когда перед своей смертью Евгений просит Анну Сергеевну позаботится о своем отце и матери.
Базаров – это очень мужественный и волевой человек. Он не способен отступить перед какими бы то ни было трудностями.
Базаров справляется со всеми самыми тяжелыми испытаниями, выпавшими на его судьбу: с испытанием любовью и испытанием смертью. Герой не преклоняется ни перед чем.
Он умирает, не осуществив и тысячной доли того, что мог бы. Но ему суждено было умереть. И он умирает, как великий человек.
Источник: https://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/184-evgenij-bazarov-opisanie-geroya-vneshnost-proiskhozhdenie-vospitanie-cherty-kharaktera.html
Цитатная характеристика Евгения Базарова в повести Отцы и дети Школьные сочинения –
1. Отношение к женщинам (любви, браку)
• … человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис …, этакой человек – не самец, не мужчина.
• Откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха. гниль, художество.
• Ты придаешь значение браку; я этого от тебя не ожидал.
• Хорошенькая она? … Так для какого же дьявола вы нас к ней зовете?
• Да им [женщинам] совсем не нужно понимать нашу беседу.
• Нет, зачем говорить о любви.
• Это что за фигура? На остальных баб не похожа.
• Мне сейчас сказывал один барин, что эта госпожа – ой-ой-ой. Ну, и по-твоему, что она, точно – ой-ой-ой?
• В тихом омуте … ты знаешь! Ты говоришь, она холодна. В этом-то самый вкус и есть.
• Оттого, братец, что, по моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды.
• Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа.
• Вот тебе раз – бабы испугался!
• Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр.
• Да, баба с мозгом.
• Это вот свежо, и нетронуто, и пугливо, и молчаливо, и все что хочешь.
из этой еще что вздумаешь, то и сделаешь.
• Нравится тебе женщина – старайся добиться толку, а нельзя – ну, не надо, отвернись – земля не клином сошлась.
• По-моему, лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца.
• Мы вот с тобой попали в женское общество, и нам было приятно; но бросить подобное общество – все равно что в жаркий день водой окатиться.
• Сам себя не сломал, так и бабенка меня не сломает.
• Да притом любовь … ведь это чувство напускное.
• Коли может женщина получасовую беседу поддержать, это уже знак хороший.
• Я любил вас, это и прежде не имело никакого смысла, а теперь и подавно. Любовь – форма, а моя собственная форма уже разлагается.
• Романтик сказал бы: я чувствую, что наши дороги начинают расходиться, а я просто говорю, что мы друг другу приелись.
2. Отношение к дружбе, людям
• Ты, брат, глуп еще, я вижу…
• Всякий человек сам себя воспитать должен.
• Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения.
• Экой ты чудак!
• Ну, не сердись, неженка
• О людях вообще жалеть не стоит, а обо мне и подавно.
• … точно, всякий человек – загадка.
• … разве человек всегда может громко сказать все, что в нем происходит?
• Мне, пойми ты это, – мне нужны подобные олухи.
• Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними.
• Настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть.
• Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!
• Какую клевету не возведи на человека, он, в сущности, заслуживает в двадцать раз хуже того.
3. Поступаете в 2019 году?
Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:
- подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);
- оформим заявления (Вам останется только подписать);
- подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);
- мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);
- подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).
Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Отношение к природе
• И природа пустяки, в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.
• Я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее там внутри делается; а так как мы с тобой те же лягушки, только что на ногах ходим, я и буду знать, что и у нас внутри делается.
• Я гляжу в небо только тогда. когда хочу чихнуть.
• Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березой.
4. Отношение к искусству, к науке
• Порядочный человек в двадцать раз полезнее всякого поэта.
• Искусство наживать деньги, или нет более геморроя!
• По-моему, и Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше него.
• Вы это сказали оттого, что не видите во мне художественного смысла, – да во мне действительно его нет.
• Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает … растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится.
• … и что такое наука – наука вообще? Есть науки, как есть ремесла, звания; а наука вообще не существует вовсе.
• Сперва надо азбуке выучиться и потом уже взяться за книгу, а мы еще аза в глаза не видали.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) – начать подготовку
Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=12714
Внешность Базарова. Описание внешности Базарова. Характеристика Базарова
Искусство и развлечения 27 февраля 2014
Исскуство есть отражение жизни. Главный предмет изучения и изображения во всех его сферах – человек, его внутренние переживания и внешние черты, поступки и поведение.
Понятие портрета
Описание внешности человека с достаточно точными деталями называется портретом. Слово пришло к нам из старофранцузского языка и переводится буквально как «воспроизведение черта в черту».
Образ может быть как реальным, так и вымышленным, как ныне живущим, так и существовавшим некогда. Кроме того, портрет изображает одну личность или же группу людей.
Делается это различными художественными средствами, потому жанр портрета существует в таких видах искусства, как живопись, графика, скульптура, гравюра, фотография, литература, кино. Каждый из них обладает своим набором «рабочих инструментов».
У термина «портрет» есть широкое и узкое значения. Узкое предполагает передачу только внешних данных индивидуума, а широкое включает в себя изображение черт характера, эмоциональный настрой, социальное положение модели.
Портрет в литературе
Практически ни одно эпическое литературное произведение не обходится без действующих лиц – героев. И если даже писатель не говорит нам о том, какого цвета глаза у Онегина, по другим, достаточно выразительным деталям, мы в воображение рисуем себе его лицо.
При создании портрета в литературном произведении задачей писателя становится раскрыть не только индивидуальные, но и типические черты персонажей.
Ещё одна функция описания внешности – выражение авторского отношения к герою, передача идейно-смысловых оттенков произведения (например, внешность Базарова из романа Тургенева). Поэтому в литературный портрет состоит из таких деталей: фигура, лицо, мимика, жесты, одежда, манера двигаться, говорить, и т.д.
Писатели пользуются либо статичными, либо динамическими портретами. Применительно к роману Тургенева «Отцы и дети» статичными являются изображения Кукшиной, Ситникова, Фенечки. А динамическим, т.е. развивающимся во времени – Базарова.
Видео по теме
Портрет у Тургенева
Тургенев по праву считается мастером психологического портрета. Описывая то или иное действующее лицо, он подбирает такие говорящие детали, что достигается едва ли не кинематографический эффект. Средством изображения служит, естественно, слово.
Лексика разных стилистических пластов, выразительные средства (эпитеты, метафоры, особые речевые конструкции, синтаксические модели) – таков инструментарий писателя, с которым он управляется поистине мастерски. Докажем это, анализируя внешность Базарова.
Внешность и происхождение
Евгений Васильевич Базаров – главный герой романа «Отцы и дети», произведения значительного и спорного, ставшего причиной разрыва писателя с журналом «Современник». Серьёзная полемика, развернувшаяся вокруг фигуры молодого нигилиста, доказывала, насколько актуальным оказался роман и его персонажи.
Итак, чем примечательна внешность Базарова? Во-первых, она прямо указывает на его отнюдь не дворянское происхождение. Руки у героя не в перчатках, а обнажённые, обветренные, с красной шершавой кожей. Видно, что он не чурается физического труда, «грязной» работы.
Куда уж там герою до эстета Павла Петровича Кирсанова с его белоснежными манжетами, чистейшими надушенными руками и отполированными ногтями! «Плебейство» выдаёт не только внешность Базарова, но и его одежда. Точнее, «одежонка», как он сам называет свой летний балахон.
Если учесть, что у Тургенева портретные характеристики даются часто опосредованно, то достаточно вспомнить, с каким пренебрежительным видом принимает его Прокофьич, старый слуга господ Кирсановых, перенявший их взгляды и идеологию.
Таким образом, внешность Евгения Базарова ещё раз подчёркивает, с одной стороны – его разночинность, а с другой – чужеродность всему, что составляет повседневную жизнь обитателей «гнезда аристократов».
Незаурядность героя
Создавая портрет своего героя, Тургенев всячески старается подчеркнуть его неоднозначность, особенность. Евгений Васильевич некрасив, но всякий, кто видит его, не может не обратить внимания. Этим и интересна характеристика Базарова. Внешность подчёркивает его достоинства, не скрывая, впрочем, недостатков.
Итак, каким же рисует его автор? В глаза бросается высокий рост Евгения, явная физическая сила. Длинные, редковатые волосы не прячут неровностей просторного черепа. Песочные бакенбарды подчёркивают худобу. Зеленоватые глаза большие, выразительные. Голос ленивый, но мужественный.
Лицо спокойное и несколько угрюмое освещается улыбкой и выражает ум и самоуверенность. Как видим, в портретной характеристике писатель использует приём контраста, и перед нами оживает действительно незаурядный человек, «особенный», как отзывается о нём Аркадий Кирсанов. Недворянская внешность, происхождение Базарова – всё взаимосвязано здесь.
Демократизм, сила характера, воля и решимость, впрочем, хорошо сдерживаемые, – вот что читаем мы между строк в портретной характеристике персонажа.
Движения души
Как уже говорилось, портреты в произведениях И.С.Тургенева психологические, динамические. Автор через изменения внешнего вида передаёт самые тайные движения души, эмоциональные оттенки, перепады настроения. Вот споры героев-антогонистов в романе. Евгению чужды Кирсановы, особенно Павел Петрович.
Аристократические замашки последнего здорово раздражают молодого нигилиста. Но, понимая, что его убеждений тут никто не разделяет, старается вести себя весьма сдержано Евгений Базаров.
Описание внешности его, мимические движения и изменения положения тела при разговорах отражают постепенный накал страстей, гнев и другие эмоции. Так, Тургенев часто отмечает, что Евгений говорит или отвечает «дерзко», с «особенной дерзостью». Его лицо приобретает «медный и грубый цвет».
На нём часто мелькает презрительная улыбка. Но особенно сильно отражаются движения души героя, когда автор описывает его внутренний конфликт.
Любовный сюжет и портретная характеристика
Те, кто внимательно читал роман, наверняка обратили внимание на такую особенность. Евгений Васильевич кажется нам человеком достаточно суровым, резким, хорошо прячущим сокровенные чувства. Он смеётся над всем, что хоть немного выходит за рамки рационализма. Медик, физиолог, химик, т.е.
последователь естественных наук, герой и в человеческих взаимоотношениях видит только физиологические процессы. Он не признаёт любви как проявление высшей духовности. Поразившись красоте Одинцовой, заявляет: «Экое богатое тело, хоть в анатомический театр».
Однако испытывая искреннюю и глубокую страсть к Анне Сергеевне, Евгений похудел, его профиль заострился, движения стали беспокойны. Особенно же насыщенной эмоциями стала сцена объяснения героев. Да и последняя их встреча, когда Базаров прощается с Одинцовой, тоже весьма трогательна и живописна.
Его лицо «мертвенное», «воспалённое», глаза «мутные». В них отражается «содрогание ужаса».
Сопоставление Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова
Читателям романа гораздо понятнее станет Базаров (внешность, происхождение, воспитание), если сопоставить их с главным оппонентом героя – Павлом Петровичем.
Для аристократа Кирсанова приятель его племянника – «этот волосатый», «плебей и циник». Он возмущён манерой поведения гостя: Павел Петрович подозревает, что Евгений, «лекарский сын», не уважает его! Так оно и есть.
И на приёме контраста писатель показывает, насколько разные герои.
Как мы убедились, портрет является важным средством характеристики персонажей.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/131972/
Базаров
Базаров Евгений Васильевич – разночинец, студент-медик, «нигилист». Это дерзкий, циничный, сильный человек. Он уверен в правоте своих идей, не признает других мнений, идет напролом. Сначала Б. гостит у своего друга Аркадия Кирсанова.
Здесь он доказывает свои идеи, словесно сражаясь с дядей Аркадия – Павлом Петровичем Кирсановым, дворянином и либералом.
Позже герой едет в губернский город, где знакомится с помещицей Анной Сергеевной Одинцовой. По ее приглашению живет некоторое время у нее в усадьбе, но, после неудачного объяснения Одинцовой в любви, Б. уезжает.
Он, вместе с Аркадием, едет к своим родителям, куда направлялся с самого начала. Дома Б. живет недолго. Им овладевает тоска. Друзья снова отправляются к Одинцовой. Но, встретив холодный прием, приезжают вновь в Марьино (имение Кирсановых). Но и здесь герой остается ненадолго. Б. возвращается домой, где помогает отцу лечить больных крестьян.
Во время вскрытия трупа он заражается «трупным ядом», болеет. Понимая, что умирает, Б. прощается со своей любовью – Одинцовой. Вскоре герой умирает. В спорах с П.П. Кирсановым нигилист-Б. провозглашает идею «полного и беспощадного» отрицания всего: крепостного строя, либеральных реформ, а вместе с ними и всех основ человеческой жизни. Б.
не признает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философию, семью, нравственность. Тех людей, которые ценят все это, герой считает слабыми и робкими мечтателями, не желающими видеть настоящей жизни. Б. предлагает начать историю заново, уничтожив все, что было создано веками. Чтобы проверить жизненность идей Б.
, автор проводит героя сквозь жизненные испытания. Б. переживает любовь, одиночество, тоску. Обнаруживается, что он такой же человек, со всеми слабостями, радостями и горестями, как и другие. Внутренняя жизнь героя становится более сложной и противоречивой. В конце, многое поняв, Б. все-таки умирает.
Это происходит оттого, что Тургенев не видит будущего у «нигилизма», т.к. оно не признает нравственных ценностей и естественных основ жизни. «Нигилизм», по Тургеневу, обречен на смерть.
Героем эпохи 60-х годов XIX века стал разночинец-демократ, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист, человек, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый. Таков Евгений Базаров. Писатель очень серьезен в оценке своего героя. Судьбу и характер Базарова он представил в истинно драматических тонах. Тургенев понимал, что судьба его героя не могла сложиться иначе. Я считаю Евгения Базарова самым романтическим из всех литературных героев. Его личная трагедия заключена в нем самом, поскольку человек не может существовать, находясь в постоянном конфликте с самим собой. На протяжении всего романа он спорит с Павлом Петровичем Кирсановым на самые различные темы. Но о чем бы они ни говорили — об искусстве ли или о славянофильстве, — мне почему-то кажется, что он спорит не с Кирсановым, а с самим собой. Он как будто упорно старается вытравить из себя какие-то черты характера, которые делают его похожим на тех самых аристократов, ' против которых он восстает. Есть, однако, черты, выгодно отличающие его от семейства Кирсановых и им подобных. Базаров — труженик, и труд он считает необходимым условием для получения независимости, которую ценит превыше всего. Он не признает авторитетов и все подвергает строгому суду собственной мысли.
Однако многие его высказывания звучат дико, я имею в виду его рассуждения о поэзии,, искусстве, природе и о любви. Он заявляет: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Рафаэль, с его точки зрения, «гроша медного не стоит». Любоваться красотой природы он не склонен: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
Что же он говорит о любви? «А все-таки я скажу, что человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец».
Столь же удивительно и другое его высказывание: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Слова «романтизм» и «гниль» он ставит в один ряд, для него это как будто синонимы.
Добрейшей души человек, тонкий и чуткий, во что бы то ни стало хочет казаться циничным и бесчувственным. А между тем полугодовалый ребенок Фенечки легко идет к нему на руки, и Базаров ничуть не удивлен: он говорит, что все дети идут к нему, потому что он знает такую «штуку». Надо сказать, такую «штуку» знают только исключительные люди, и Базаров один из них.
Он мог бы быть нежным мужем и отцом, распорядись судьба по-другому. Ведь каким любящим сыном он был, хотя и старался спрятать згу любовь за той же небрежностью в обращении, за которой прятал все свои искренние чувства, например привязанность к Аркадию. Лишь с одним чувством он так и не смог совладать.
Оно оказалось не меньшей стихией, чем нигилизм, исковеркавший всю его жизнь. Любовь поглотила его настолько, что не осталось следа от его цинизма и спокойной уверенности материалиста и физиолога. Он больше не «препарирует глаз», хотя и пытается бороться со своей страстью — явным опровержением всех его искусственных теорий.
Признаться в любви такой женщине, как Анна Сергеевна Одинцова, может только отчаянный . романтик. Зная характер этой дамы, понимая, что для нее спокойствие важнее сильных чувств, он все-таки открывает ей свое сердце. Он получает отказ, и это горе, так же, как и любрвь, остаются с ним до его последнего вздоха.
Перед смертью он хочет проститься с любимой женщиной, и его прощальные слова наполнены такой нежностью и грустью, что невольно задумываешься — тот ли это человек, который всеми силами старался уверить себя и окружающих в том, что любви не существует. Он просит Одинцову утешить родителей: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…
» Тургенев описывает уход главного героя из жизни в подлинно трагических тонах. Базаров — мятежная, страстная и сильная личность. Даже на краю могилы он ни на минуту не прекращает напряженной работы ума и сердца. Последние слова Базарова наполнены истинным драматизмом: «Я нужен России… Нет, видно не нужен.
Да и кто нужен?» Трагичность судьбы Базарова можно объяснить не только его личностными качествами, но и тем, что он один из первых, из тех, кто прокладывает путь другим. Тургенев писал, что это «фигура, обреченная на гибель, пачи чаяния она все-таки стоит в преддверии будущего». И хочется верить в то, что когда-нибудь России будут нужны все люди и им не придется ломать свои души и умы для того, чтобы стать ей полезными.
Роман появился на свет в 1862 году. В романе писатель противопоставил, с одной стороны, либералов-дворян – братьев Кирсановых, с другой стороны, – нигилиста, разночинца Базарова. Базаров был чрезвычайно прост: никогда не юлил. Говорил, что думал. Одевался просто даже в какой-то мере старомодно: балахон с кистями, шляпа с большими полями. Но это его не тревожило, он носил что есть и что удобно, мода его не волновала. Говорил он простыми всем понятными словами, не употреблял в разговоре иностранных слов. Базаров был выходцем из семьи штабного лекаря. Внешность Базарова была непривлекательна. Евгений является очень сдержанным человеком, отношения с родителями он называет любовью, хотя сам приезжает в родительский дом спустя три года. А все потому что родители и их забота мешают ему работать. Базаров нигилист, отрицал все. Отрицал искусство, живопись, поэзию. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» , считал Евгений. Евгений очень трудолюбив. Встает на рассвете и идет на прогулку. Даже в гостях он не церемонится и идет на утреннюю прогулку в поисках новых экспонатов для опытов. Он всегда находил общий язык с деревенскими мальчишками, они ему помогали. В своем споре с Павлом Петровичем упорно доказывает ему, что он близок к народу. Гордился тем, что его дед пахал землю. Отрицал так же и любовь. К женщинам относился своеобразно. Увлекся Одинцовой. А позже и влюбился в нее. Их отношения были сложными. Евгению не нравился жизненный уклад Одинцовой, он всегда критиковал ее. Несомненно, они могли быть вместе. Но Одинцова понимала, что с таким молодым человеком как Базаров будет очень трудно жить. Одинцова женщина умная с довольно таки богатым жизненным опытом. Ей нужен был другой мужчина. Она была на тот момент не готова менять свою жизнь и впускать в нее Евгения. Очень сильная по своей натуре женщина.
Иван Сергеевич Тургенев своего героя провел по трем поместьям. Он путешествовал по замкнутому кругу. Возможно, Евгений Васильевич и умирает потому что автор не знает что с ним делать. Такой человек как Базаров должен был родиться не в это время. И смерть Базарова очень странная. Он по профессии медик не смог обработать рану??? Не поверю.
Возможно, не желание сыграло не маловажную роль. Базаров умер от одиночества, от любовных мук. И перед самой его смертью приезжает к нему проститься Одинцова. Она раздавила его как червяка, поцеловав в лоб. Этот поцелуй был на прощание. Она знала, что могла заразиться, но не побрезгала. После он заснул. «Базарову уже не суждено было просыпаться.
К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер» .
БАЗАРОВ — герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862). Евгений Базаров — во многом программный образ Тургенева. Это представитель новой, разночинно-демокра-тической интеллигенции. Б. называет себя нигилистом: он отрицает основы современного ему общественного уклада, выступает против преклонения перед любыми авторитетами, отвергает принципы, принятые на веру, не понимает восхищения искусством и красотой природы, чувство любви объясняет с точки зрения физиологии. Комплекс убеждений Б.— не художественное преувеличение, в образе героя нашли отражение характерные черты представителей демократической молодежи 60-х гг. В этом контексте важен вопрос о прототипе тургеневского героя. Сам Тургенев в статье «По поводу «Отцов и детей»» (1869) называет прототипом Б. некоего доктора Д., молодого провинциального врача, который представлял для писателя новый тип русского человека. Современный исследователь Н.Чернов опровергает традиционную гипотезу о том, что доктор Д.— это уездный врач Дмитриев, случайный знакомый Тургенева. По мнению Чернова, прототипом Б. был сосед Тургенева по имению В.И.Якушкин, врач и исследователь, демократ, связанный с революционными организациями того времени. Но образ Б.— собирательный, поэтому к вероятным его прототипам можно отнести тех общественных деятелей, которых Тургенев считал «истинными отрицателями»: Бакунина, Герцена, Добролюбова, Спешнева и Белинского. Памяти последнего посвящен роман «Отцы и дети». Сложность и противоречивость взглядов Б. не позволяет признать источником образа какое-то определенное лицо: только Белинского или только Добролюбова. Авторское отношение к Б. неоднозначно. Позиция Тургенева проявляется постепенно, по мере раскрытия самого образа, в монологах героя, его спорах с другими персонажами: со своим другом Аркадием Кирсановым, с его отцом и дядей Павлом Петровичем. Поначалу Б. уверен в своих силах, в том деле, которое он делает; это гордый, целеустремленный человек, смелый экспериментатор и отрицатель. Под влиянием различных причин его взгляды претерпевают существенные изменения; Тургенев сталкивает своего героя с серьезными жизненными испытаниями, в результате чего Б. приходится поступиться рядом убеждений. В нем проявляются черты скептицизма и пессимизма. Одним из таких испытаний становится любовь героя к Анне Сергеевне Одинцовой. Разночинец Б, чувствует себя неловко перед аристократкой Одинцовой; постепенно он обнаруживает в себе чувство, существование которого раньше отрицал. Герой Тургенева терпит в любви поражение. В конечном счете он остается в одиночестве, его дух почти сломлен, но даже тогда Б. не желает открыть себя для простых, естественных чувств. Он жесток и требователен к родителям, как и ко всем окружающим. Только перед лицом смерти Б. начинает смутно понимать цену таких проявлений жизни, как поэзия, любовь, красота. Важное средство создания образа Б.— речевая характеристика. Б. говорит четко и логично, его речи свойственна афористичность. Крылатыми фразами стали его выражения: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»; «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться… загадочному взгляду?»; «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»; «Люди, что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».
Сложный и противоречивый образ Б. вызвал в критике споры, которые не утихают и поныне. После выхода романа даже в демократических журналах возникли разногласия по поводу трактовки образа Б. От имени «Современника» выступил М.А.Антонович.
В своих статьях «Асмодей нашего времени», «Промахи», «Современные романы» он толковал образ героя как карикатуру на современную молодежь в облике обжоры, болтуна и циника. Прямо противоположную оценку дал в своих работах Д.И.Писарев. В статье «Базаров» критик раскрывает историческую значимость этого типа.
Писарев считал, что России на данном этапе требуются именно такие люди, как Б.: они критически относятся ко всему, что не проверено их личным опытом, привыкли полагаться только на себя, обладают одновременно знанием и волей. Похожая полемика развернулась и в 50-60-х гг. нашего века. Точку зрения Антоновича поддержал исследователь В.А.Архипов («К творческой истории романа И.С.
Тургенева «Отцы и дети»»). Образ Б. неоднократно воплощался на сцене и на экране. Однако инсценировки и экранизации, выполненные слишком академично, оставались в пределах хрестоматийного чтения этого образа.
Источник: https://sochrulit.ru/character_sheet/bazarov
Сочинения на тему Образ Евгения Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» по литературе
Базаров является центральным персонажем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Он выступает представителем нового поколения. Себя же он называет нигилистом – человеком, который не верит ни во что. Для него никто не является авторитетом. Да и стереотипы и принципы ему ни к чему.
Герой ярый противник «уездного дворянства», которое он считал «самолюбивым и пустым». Базаров уверен, что такие как он, призваны сломать нормы и порядок вещей, чтобы изменить буржуазное общество. Природа для Евгения является не предметом восхищения, она дня него «не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
В любовь герой также не верит и называет ее белибердой, непростительной дурью.
Автор романа проводит своего героя через ряд испытаний, в том числе и через любовь. После встречи с Одинцовой Базаров был уверен, что любви быть не может. Девушка для него является представителем млекопитающих, и смотрит он на нее весьма скептически.
Однако постепенно в его душе неожиданно для него самого просыпаются странные чувства, которые приводят героя в состояние растерянности. Чем больше он находится рядом с Анной, тем ближе сходится с ней, и тем больше у него возникает чувств. Человек, который был уверен в своих убеждениях, ломается при первой встрече с настоящей жизнью.
Но, неразделенная любовь не лишает Базарова гордости. «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал» – говорит он Одинцовой.
У героя возникает конфликт с самим собой. Он пытался выстроить свое существование на основе теории нигилизма, но жизнь неподвластна сухой идее. Базаров, отрицая принцип чести, принимает вызов на дуэль от Павла Петровича, где ведет себя благородно.
Базарову не удается скрыть привязанности и нежного отношения к своей семье.
И в тот момент, когда смерть приближалась все ближе, он попросил Одинцову не забывать о его стариках, потому что «таких людей, как они, в большом свете днем с огнем не сыскать…».
Чувство любви для героя стало очень болезненным и тяжелым. Однако эти ощущения и открытия Евгения обогащают и делают его более близким и понятным для нас, читателей.
Финал романа грустный: Базаров умирает. Перед смертью он предстает перед нами совершенно с другой стороны. Евгений понимает, что ошибался и осознает, что нельзя отрицать все на свете. Потому что главные ценности, те от которых нельзя отказаться – это семья, любовь, дружба, героизм и благородство.
Источник: https://www.kursoteka.ru/essay/literature/view/341
Образ Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» – сочинения 2015 по русской литературе для 10—11-х классов – подготовка к ЕГЭ
Образ Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» (первый вариант)
Я хотел сделать из него лицо трагическое… Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего.
Письмо И. С. Тургенева к Случевскому
План I. Яркость и неоднозначность главного героя романа. II. Базаров – носитель настроений нового поколения. 1. Ярый противник авторитетов. 2. Низведение чувства до уровня химии и физиологии. 3. Непомерная гордыня Базарова. 4. Предтеча «нового человека».
III. Слепое отрицание старого – не выход.
Центральный персонаж романа «Отцы и дети» – Евгений Базаров – поражает своей яркостью и неоднозначностью, но безусловная его особенность – глубокий трагизм. Базаров выступает в романе как носитель настроений нового поколения. Он называет себя нигилистом – отрицающим, не верящим ни во что. Он не признает никаких авторитетов, стереотипов и принципов.
Он ярый противник «уездного дворянства», выступающего в его представлении «самолюбивым и пустым». Базаров и такие, как Базаров, по его же словам, призваны сломать установленные нормы и порядок вещей, реализовав таким образом жажду перемен, будоражащую общество. Назвать Базарова материалистом – мало.
Любое самое загадочное явление или чувство он низводит до уровня химии или физиологии: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество», – говорит он своему товарищу и ученику Аркадию Кирсанову.
Молодой нигилист утверждает, что единственно верный способ жизни – руководствуясь ощущениями, соображением пользы: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным», – говорит Базаров Павлу Петровичу Кирсанову в одном из споров. А Аркадия позже убеждает: «Я придерживаюсь отрицательного направления – в силу ощущения.
Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? – тоже в силу ощущения». Но здесь-то и начинается противоречивость идей Базарова. Он, ценящий здравый смысл, науку и прогресс (хоть сам это и отрицает), ратующий за просвещение и образованность, предлагает опуститься до уровня инстинктов.
Он, обвиняющий дворянство в себялюбии, сам только себя и считает за человека, не скрывая презрения к окружающим. Только умирая, он сознается перед собой в своей непомерной гордыне, называя себя топорщащимся полураздавленным червяком. Самое яркое противоречие слов и чувств Базарова проявляется в его отношениях с Одинцовой.
Было бы даже забавно наблюдать, как он отрицает свои нежные чувства к ней… если бы он не делал этого с таким звериным ожесточением, разрывая и уродуя свою душу, лишая себя права на счастье в угоду выдуманному им же самим принципу отрицания, – им, который «против принципов»! Им, живущим «ощущениями»! Разве не ощущал он, как новое, неведомое, щемящее чувство заполняет его сердце? Как меняется картина его мира? Как шатаются незыблемые материалистические устои, как слетает с него налет цинизма? Как радость наполняет его от одного осознания, что Она рядом?.. В добровольном «усечении» собственной души, в разрушительной войне с собой и с любовью, в озлоблении на весь мир и на себя самого состоит глубокий трагизм образа Базарова. Главный герой романа – из тех образов, которые не могут оставить равнодушными никого. Им можно восхищаться, его можно ненавидеть, превозносить или порицать… или и то, и другое. Он, не боясь непонимания или осуждения, высказывает свои мысли; он честен и прямолинеен; он целеустремлен, собран, практичен; он явный лидер по натуре; обладает незаурядным умом и широтой кругозора; он независим и смел; он носитель прогрессивных, демократичных тенденций и противник рабства… Многие из этих качеств были необходимы обществу того времени, но общество еще не было готово к ним. Да и сам Базаров не является идеальным примером «нового человека». Скорее, он – предтеча этого человека, обреченный на трагическое непонимание… Но Базаров не только привлекателен, но и отвратителен: в своем цинизме, в своей гордыне, в своем фантастическом эгоизме.
Смерть Базарова не случайна: образ «героя времени» не имеет будущего, он может быть дорисован только временем. И. С. Тургенев показал, что слепое отрицание старого – не выход: необходимо новое мировоззрение, унаследовавшее лучшие качества «отцов» – духовность, благородство, патриотизм, – дополненное базаровским бесстрашием, новаторством и честностью.
Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» (второй вариант)
План 1. Проблематика романа «Отцы и дети». 2. Жизнь и жизненная позиция Базарова.
3. Трагичность образа Базарова.
Написанный в 1862 году, роман «Отцы и дети» является документальным свидетельством происходившей в ту эпоху борьбы между различными общественными силами Российской империи. Центральным и животрепещущим вопросом того времени была отмена крепостного права, а также последующая реформа сельского хозяйства и характер этой реформы.
Дворяне-либералы и революционно настроенные демократы того времени отстаивали собственные взгляды на процесс реформации, и автор изобразил в романе некоторые эпизоды той дискуссии, которая продолжалась между этими противоборствующими общественными движениями.
Центральным образом произведения является образ разночинца Базарова, сына штабного лекаря (сам Базаров также выбрал для себя профессию врача). Этот человек с самого начала повествования отличается от всех прочих персонажей романа своей простотой, прямотой и откровенностью.
Он честен, всегда старается говорить только то, что на самом деле думает, ведет себя максимально понятно, а его речь отличается точностью. Внешность Базарова, согласно описанию, данному автором, далека от идеала – он не очень красив, не может похвастаться правильными чертами лица или модным гардеробом.
Одежда Базарова подбирается героем по принципу «на первом месте – комфорт»: она не очень красива, даже в какой-то мере старомодна. Вопросы моды и собственного внешнего вида не очень волнуют Базарова. Поведение его отличается сдержанностью и некоторым эгоизмом: это более всего проявляется в отношениях с любящими его родителями.
Базаров, несмотря на все его утверждения о том, что он любит своих родителей, в отношениях с ними ведет себя крайне эгоистично, никак не проявляя пресловутую сыновнюю любовь. Жизнь Базарова полностью подчинена его принципам, которых он старается строго придерживаться.
Нигилист и скептик, Базаров не приемлет никаких авторитетов, не принимает ничего на веру и бездоказательно, он враг пустой философии. Идеальной наукой, по мнению Базарова, является наука прикладная. Именно по этой же причине Базаров не может по достоинству оценить любое искусство, будь то музыка, поэзия или живопись.
Жизненная позиция Базарова кажется читателю практически незыблемой. Кажется, что ничто на свете не сможет поколебать его убеждений, ничто не заставит изменить свою точку зрения на окружающий мир и место человека в нем.
Но когда Базаров влюбляется в Анну Сергеевну, причем влюбляется безнадежно и безответно, все его принципы и убеждения отходят на второй план.
Все, что Базаров осуждал и презирал в других людях, он на этот раз обречен увидеть в самом себе. Внутренний конфликт оказывается неразрешимым для этого жесткого, принципиального, строгого к себе и к окружающему миру человека. Именно в этом заключается трагизм образа Базарова – практичный, самокритичный, трудолюбивый человек, попадая в плен романтических чувств, становится жертвой саморазрушения.
Источник: https://scribble.su/work/sochineniya2015/7.html
Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Его авторская оценка (Второй вариант) (План-сочинение)
История и время создания романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Замысел романа возникает у писателя в дореформенное время (1860).
Автору важно представить специфичность изображаемого временного отрезка, и потому события в произведении имеют точную отсылку на май 1859 г. — время перелома и смуты. В обществе происходит «слом», и нежизнеспособные ценности «отцов» начинают теснится под напором идей людей молодых и рьяных.
Постепенно конфликт из идейно-политического перетекает в самопроверку главного героя на предмет жизнеспособности его умозаключений.
Образ главного героя романа. Новое мировоззрение в романе представляет Евгений Базаров. Образ этого персонажа, его характер, манеры и мысли автор постарался передать максимально подробно, используя для этого широкую палитру художественных средств.
Знакомство с героем начинается с неоднозначной внешности персонажа, при описании которой автор уделяет внимание длинному балахону и красным, рабочим рукам. Все во внешности героя подчеркивает пренебрежение к общепринятым нормам.
Довершает первое знакомство с Евгением Васильевичем представленный автором портрет: «Длинное и худое лицо, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось спокойной улыбкою и выражало самоуверенность и ум».
Манеры Базарова «небрежны». Своим видом, поведением, речью герой подчеркивает приверженность демократическим принципам, которые в споре с Павлом Петровичем и отрицает. Идейный спор с Павлом Кирсановым раскрывает мировоззрение центрального персонажа — нигилизм.
Всеобщее отрицание, по мнению Базарова, в современный момент исторического развития полезно, а потому, нисколько не сомневаясь в справедливости своих утверждений, герой смело отрицает и государственное устройство, и аристократический образ жизни, и искусство, и все проявления духовной жизни: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
Не менее радикально Базаров «отрезает» и другие человеческие пристрастия: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
Некоторая спорность взглядов, проступающая в полемике с оппонентами, уступает место во второй части романа оценке личности героя, которого, без сомнения, характеризуют внутренняя сила, высокая работоспособность, постоянное стремление к образованию и желание ничего не принимать на веру, а проверять опытным путем.
Философия Базарова подвергается автором тяжелому и мучительному испытанию — испытанию любовью, когда столь удачно выстроенная схема жизни начинает трещать по швам. Кульминационной становится сцена признания главного героя в любви в доме Анны Сергеевны Одинцовой.
И в этот момент противоречия, просматривавшиеся ранее в характере персонажа, проявляют себя со всей силой. И сколько бы ни боролся Базаров сам с собой, но противостоять любви, одному из идеалов отцов, он оказывается не в силах. Капитуляция героя перед вечным чувством показана в конце его жизненного пути.
Поэзией, которую Евгений считал пустой тратой времени («Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает… Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится»), проникнута сцена его прощания с Анной Сергеевной Одинцовой: «Прощайте… Послушайте… ведь я вас не поцеловал тогда… Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» Так автор подводит героя к признанию некоторых основ жизни, отрицать которые бессмысленно.
Последней проверкой личности героя становится случайная смерть.
Базаров до последних минут сохраняет внутреннюю силу, хотя и печалится о том, что не успел что-то значимое сделать: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Я нужен России… Нет, видно, не нужен». Материал с сайта //iEssay.
ru
Базаров старается быть последовательным (потому на изумленный вопрос Павла Петровича, все ли отрицают нигилисты, безапелляционно отвечает: «Всё»), но отрицать основы мирозданья — занятие малопродуктивное. К этой мысли приходит герой на смертном одре: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!»
Авторская позиция реализуется в самой структуре романа. И. С. Тургенев не делает выбора между поколением «отцов» или «детей», но его симпатии легко читаются. «Я хотел сделать из него лицо трагическое — тут было не до нежностей. Он честен, правдив и демократ до конца ногтей», — отмечал автор в письме К. К. Случевскому.
Писатель стремится к философскому обобщению, в своей статье «По поводу «Отцов и детей» И. С.
Тургенев указывал: «Рисуя фигуру Базарова, я исключил из круга его симпатий все художественное, я придал ему резкость и бесцеремонность тона — не из нелепого желания оскорбить молодое поколение, а просто вследствие наблюдений над моим знакомцем… За исключением воззрений на художества, я разделяю почти все его убеждения».
На этой странице материал по темам:
- реферат на тему образ базарова в романе тургенева отцы и дети. Его оценка автором
- образ базарова в романе тургенева отцы и дети его авторская оценка
- сочинение образ базарова в романе отцы и дети с планом
- отцы и дети базаров характеристика в цитатах
- временной отрезок отцы и дети тургенев
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/t/turgenev/sochineniya/otcy-i-deti/obraz-bazarova-v-romane-i.-s.-turgeneva-otcy-i-deti-.-ego-avtorskaya-ocenka-vtoroj-variant-plan-soch
Художественные приемы описания образа Базарова в романе Тургенева “Отцы и дети”
Сочинения › Тургенев И.С. › Отцы и дети
Готовые Домашние Задания
1,Базаров герой своего времени.
2,Образ Базарова и отношение автора к герою.
1) Почему И.С.Тургенев назвал Базарова «лицом трагическим».
2) Характер конфликта в романе.
3) Особенности композиции романа.
3,Смысл заглавия романа «Отцы и дети».
«Отцы и дети» Тургенева – это социально-психологический роман, в котором главное место отведено общественным коллизиям. Действие романа происходит в 1859 году. Россия переживает второй подъем русского освободительного движения. Теперь на смену дворянам–либералам приходят разночинцы.
Это были представители различных сословий: дети священников, чиновников, ремесленников. Итак, 1959 год. Два года остается до отмены крепостного права. Образованные люди понимают, что нужно что-то изменить в жизни крестьян, больше так продолжаться не может.
Этих взглядов придерживается и главный герой романа Базаров.
При описании внешности Базарова, автор использует детализированный портрет. Внешний образ Базарова, его манера держаться, говорить, обнаруживают в нем подлинного демократа.
Перед нами человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями», лицо его «длинное и худое, с широким лбом, к верху плоским, к низу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячие бакенбардами песочного цвета… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
Базаров не считается с условиями, принятыми в дворянских семьях, он держится просто, расковано, ему так удобно. Непрерывный труд является содержанием его жизни. Тургенев раскрывает характер его работы: «Базаров привёз с собой микроскоп и по целым часам с ним возился», он проводил «физические и химические опыты».
Мир вещей Базарова также используется автором для характеристики индивидуальности. Базаров легко сходится с простыми людьми. «Мой дед землю пахал!» – с гордостью говорит он. Отсюда его ироничность, пренебрежение к красивым словам. В разговоре Базаров всегда краток, но его реплики наполнены глубоким смыслом, они свидетельствуют о начитанности и остроумии героя.
Базаров часто употребляет пословицы и поговорки, например: «на своем молоке обжегся, на чужую воду дует». «Русский мужик Бога слопает». Речь Базарова, так же как и его портрет свидетельствует о демократизме героя. «Живой цельный человек схвачен автором в каждом действии, в каждом движении Базарова» писал Н.Н.Страхов о герое романа.
Речь Базарова в зависимости от обстоятельств меняется от скептически самоуверенной до романтически взволнованной. Базаров – откровенный циник, нельзя не отметить и его больного самолюбия. Его нигилизм доходит до совершенной глупости. Таково его отрицание к поэзии, живописи: «Рафаэль гроша медного не стоит», «… порядочный химик в двадцать раз полезней всякого поэта», «Пушкин … ерунда».
Базаров не замечает красоты окружающей природы «природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Базаров не признает любовь во всех её проявлениях: «это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Для Евгения плох Аркадий, соблазнившийся «свеженькой Катей», чтобы построить семью, плохи родители старики с их чудачеством, слезами, обращением «Енюшечка».
Он не ценит духовную ценность, уникальность неповторимость личности, по его теории выходит, что «человек – это … та же лягушка». Базарова сильно волнуют проблемы России, Евгений отвергает существующий в стране порядок. Герой признается, что не «имеет плана», не знает, что и как строить. «Это уже не наше дело … сперва надо место расчистить».
«В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем», – гордо заявляет он, объявляя себя представителем потребностей народа, одновременно презирая его суеверие, леность, пьянства и беспомощность. Базаров ни в ком не нуждается, он одинок, в этом мире, но совершенно не чувствует одиночества.
Евгений исключил из своей жизни высокие мысли и чувства о «корнях» и о Боге: «Я гляжу в небо, когда хочу чихнуть…». Трагедия Евгения Базарова – это трагедия целого поколения, мечтавшего «обломать много дел, а народившего нигилизм, безверие, вульгарный материализм …». Трагедия героя в полном одиночестве и среди своих, и среди чужих, хотя ему симпатизируют и Фенечка, и слуга Петр.
Но он в них не нуждается: « … Я возненавидел этого последнего мужика Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет…. Да и что мне его спасибо? Ну будет он жить в белой избе, а из меня лопух рати будет – ну, а дальше?». Мужики, назвавшие го «шутом гороховым», чувствуют его внутреннее презрение к ним.
Тургенев глубоко убеждён в том, что Базаровы пришли, но время их ещё не пришло. В столкновениях между Базаровым и другими персонажами раскрываются основные черты характера героя его взгляды. Главным антагонистом Базарова является Павел Петрович Кирсанов.
Различие во взглядах на общественно-политическую и историческую обстановку в России в конце 50-х годов, двух поколений «отцов» и «детей», и легло в основу конфликта романа.
Однако нужно отметить, что конфликт в произведении многоплановый: он заключает в себе не только столкновения и споры главного героя – нигилиста Базарова- с аристократом Павлом Петровичем или скрытое противоречие между Базаровым и Аркадием – факторы, которые обычно называют определяющими конфликта между «отцами» и «детьми».
Это и любовный конфликт, изображенный автором в отношениях между Базаровым и Одинцовой; это внутренний конфликт Базарова (конфликт с самим собой), в конце романа понимающего, что, возможно, его убеждения не так уж правильны, как он предполагал ранее; это и тщательно скрытый конфликт автора со своими героями, выразившийся в различных художественных деталях и приемах, используемых им.
Основной конфликт произведения – это конфликт общественно-политический, конфликт отцов и детей – представителей дворянства с разночинцами.
Подтверждением тому, что социальный конфликт является основным в произведении, служит и характер избранных автором художественных средств: портреты героев, их одежда, описание пейзажа, речь – всё говорит о различии представителей этих двух лагерей, между которыми происходит главный конфликт.
В основном он раскрывается в трех спорах Базарова с Павлом Петровичем, предметом которых являются вопросы, волнующие передовых людей того времени: отношение к роли дворянства в обществе, к науке, к русскому народу, к искусству и к природе. Естественно, что точки зрения героев определяются их противоположными друг другу мировоззрениями.
Павел Петрович считает, что аристократия – движущая сила общественного развития; его идеал общественного устройства – «английская свобода», то есть конституционная монархия. Кирсанов делает упор на либерализм, то есть на сохранение строя при реформах в общественном укладе жизни. Базарова такая позиция не устраивает.
Ему нужно изменить социальный строй, он за революцию, и поэтому он отвергает и отрицает ведущую роль дворянства как неспособного к решительным действиям. Вопрос о социальных изменениях и революции ставится и в споре о народе, и в споре о нигилизме. Главную роль играют политические споры, раскрывающиеся посредством диалога.
Именно с помощью диалога, автор отражает идейную борьбу, освещает актуальные проблемы своего времени с разных точек зрения. Несмотря на то, что главное место в произведении занимают общественные коллизии, в нем присутствует и любовная интрига. Она сыграла важную роль для характеристики героя. Тургенев заставил своего героя потерпеть фиаско в любви.
Мы видим, что Базаров – это сильная личность. При любых обстоятельствах он не отступает от своих принципов. Но автор постоянно испытывает своего героя, создает женщину, которую он полюбил. Конечно, Базаров не в силах подавить в себе простые человеческие чувства: любовь, жалость, нежность. И чем дальше он пытается это сделать, тем яростнее они прорываются наружу. Неистовая любовь Евгения и Одинцовой «мучила и бесила». Его «страстное, грешное, бунтующее сердце» натолкнулось на холодный отказ. Создается впечатление, что силы природы наказывают Базарова за его попытку перевернуть мир. Природа сумела отомстить за себя, «лягушка» оказалась не «тварью дрожащей», а «царевной-лягушкой», тайну которой Базаров не постиг. Смерть Базарова случайна, нелепа. В прощальной встрече с Одинцовой Евгений больше не сдерживает себя: «славная», «такая красивая», «великодушная», «молодая, свежая, чистая». Природа, поэзия, религия, родительские чувства, красота женщины и любовь, дружба и романтизм – все это берет верх, одерживает победу. Базаров меняется, его философия терпит крах. Этим Тургенев показывает, что вечные человеческие ценности стоят над политическими убеждениями. Любовь и смерть дорисовывают портрет Базарова, делая явным весь трагизм и противоречия его души. В эпилоге романа автор помещает пейзаж – реквием. Здесь Тургенев подводит окончательный итог жизни Базарова, показывая, как его личность растворяется на фоне вечной природы: «Какое бы страстное, грешное, бушующее сердце ни скрывалось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; … они говорят также о вечном примирении, и о жизни бесконечной». Все художественные средства романа подчинены его жанровому своеобразию, направлены на раскрытия его идейного содержания.
Я выбрала эту тему, так как роман написан во второй половине 19 века, остается популярным и читаемым и в наше время. Причин этому много: и вечные темы: природы, дружбы, любви и актуальность конфликта романа даже сейчас, и современность помыслов и убеждений главного героя.
Автор глубоко и полно показывает во взаимоотношениях старшего поколения и молодого, внутреннюю борьбу и порывы, разницу во взглядах на общечеловеческие идеалы, разницу в восприятии явлений, чувств, убеждений, традиций, и отношение к правилам и нормам.
Но Тургенев одновременно показывает, что, не смотря на противоречия между поколениями, их связывает сила любви, отцов к детям. Молодость не имеет жизненного опыта, она жизнерадостна, постоянно стремится вперед, стараясь познать все новое, неизведанное; торопясь, чтобы ничего не пропустить, все изведать, все исправить.
Она, как на крыльях, мчится вперед, чтобы не упустить свой шанс, не упустить случай, который, кажется, может перевернуть всю жизнь. Старшее же поколение не спешит; оно живет воспоминаниями и , наблюдая за спешкой молодости, рассуждает о быстротечности всего земного, о недолговечности счастья с высоты своего богатого жизненного опыта.
Я думаю, что И.С.Тургенев именно так назвал свой роман, потому что хотел показать все те различия, которые существуют между поколениями «отцов» и «детей».
Писатель смог показать представителя каждого из этих двух поколений, с разных сторон раскрыть глубину его мыслей, показать стремление его души, понять все его противоречия, увидеть прекрасное в каждом человеке. Многие молодые люди моего времени разделяют точку зрения Базарова, но вряд ли кто-то из них останется верным своим убеждениям всю жизнь.
Поэтому Базаров не нуждается в критике, а тем более в соперничестве – спор с самим собой ему так и не удалось выиграть. Я сделала вывод о трудности взаимоотношений между отцами и детьми. Дети не могут слушаться и во всем подражать родителям, потому что в каждом из нас заложена индивидуальность, и каждый имеет свою точку зрения. Но нельзя забывать о традициях и культуре. Ведь новое – это хорошо забытое старое.
Сочинения по теме:
- Взгляд на природу вещей главного героя романа “Отцы и дети” И.С.Тургенева сочинение
- Конфликт дворянского либерализма и революционной демократии в основе романа И.С.Тургенева “Оттцы и дети” сочинение
- Женские тургеневские образы сочинение
- Образ Базарова и его влияние на общественное развитие (по роману “Отцы и дети” И.С. Тургенева сочинение
Источник: https://1soch.ru/turgenev-is/otcy-i-deti/hudojestvennye-priemy-opisaniya-obraza-bazarova-v-romane