Иван северьянович флягин в повести “очарованный странник”: образ, характеристика описание, портрет

Иван Северьянович Флягин в повести “Очарованный странник”: образ, характеристика описание, портрет

Иван Северьянович Флягин.
Художник И. Глазунов

Иван Северьянович Флягин является главным героем повести “Очарованный странник” Николая Лескова.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Ивана Северьяновича Флягина в повести “Очарованный странник”: описание внешности и характера героя, портрет в цитатах.

Смотрите: 
– Краткое содержание повести
– Все материалы по “Очарованному страннику” Полное имя героя – Иван Северьянович Флягин:
“…

меня в миру Иван Северьяныч, господин Флягин, звали…”
Возраст Флягина – 52 года (на момент поездки на пароходе):

“…я уже стар: пятьдесят третий год живу…


О внешности Ивана Флягина известно следующее:

“Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке.” 

“…

по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого.”

“…из‑под густых, вверх по‑гусарски закрученных седых усов. “ 

“…

Обратите внимание

снял с головы свой монастырский колпачок и, перекрестясь, молвил…” 

“…отвечал богатырь‑черноризец…” 

По происхождению Иван Флягин – крепостной крестьянин. Он родился в селе Г. в Орловской губернии:

“Я родился в крепостном звании и происхожу из дворовых людей графа К. из Орловской губернии.” 

“В селе Г.

, где сам граф изволил жить…”
Отец Флягина был кучером:

“Мой родитель был кучер Северьян…” 

“Родитель мой, Северьян Иваныч…”

Мать Флягина умерла сразу после тяжелых родов:

“От родительницы своей я в самом юном сиротстве остался и ее не помню…” 

“…

сейчас же, меня породивши, и умерла, оттого что я произошел на свет с необыкновенною большою головою…”
Флягин родился с очень большой головой, и за это ему дали прозвище Голован:

“…я произошел на свет с необыкновенною большою головою, так что меня поэтому и звали не Иван Флягин, а просто Голован.”

“Смотри, Голован, осторожнее…


Флягин с детства много времени проводит на конюшне и проникается любовью к лошадям:

“Живучи при отце на кучерском дворе, всю жизнь свою я проводил на конюшне, и тут я постиг тайну познания в животном и, можно сказать, возлюбил коня, потому что маленьким еще на четвереньках я у лошадей промеж ног полозил, и они меня не увечили, а подрос, так и совсем с ними спознался.”

Иван Флягин – знаток в лошадях. Он обладает “особым дарованием” во всем, что касается лошадей:

“…я к этому от природы своей особенное дарование получил.” 

“…к коню я, как вам докладывал, имею дарование…” 

“…моя слава по ярмаркам прогремела, что я насквозь коня вижу…”

“Я конэсер‑с, конэсер, или, как простонароднее выразить, я в лошадях знаток и при ремонтерах состоял для их руководствования. Да‑с, не одну тысячу коней отобрал и отъездил.” 

“Я же был, как докладывал вам, природный конэсер и этот долг природы исполнял совестно…”

Иван Северьянович Флягин – добрый, простодушный человек:

“…простодушный, добрый русский богатырь…” 

“Но, при всем этом добром простодушии…”

“…ты добрый мужик.” 

“…он, по доброте своей, всеконечно от этого не отказался…” 

“…он исповедал со всею откровенностью своей простой души…”
Иван Флягин держится смело, самоуверенно, но не развязно:

“Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности…” 
Флягин говорит приятным басом, произнося слова лениво и мягко:

“…и заговорил приятным басом с повадкою. 

– Это все ничего не значит, – начал он, лениво и мягко выпуская слово за словом…”
Иван Флягин – откровенный человек:

“Иван Северьяныч удовлетворил это любопытство с полною откровенностью, изменять которой он, очевидно, был вовсе не способен.”

Флягин – глубоко верующий человек:

“…до монастыря, к которому он, по глубокой вере его, был от рождения предназначен…”

Иван Флягин никогда не продавал себя за деньги:

“…только я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам…”
Иван Флягин – честный, верный и ответственный человек:

“…я человек должностной и верный: взялся хранить дитя и берегу его. 

“…ни за что я того, кому служу, обмануть не мог. И мой князь это чувствовал и высоко меня уважал…”

Иван Флягин – “золотой мужик”:

“…очень не умен, а золотой мужик – честный, и рачитель…”

Иван Северьянович Флягин – храбрый человек:

“И сделали‑с меня за храбрость офицером…” 

Иван Флягин – истинный патриот. Он готов умереть за свой народ. В плену Иван страшно тоскует по России: 

“Непременно с: мне за народ очень помереть хочется.”
Иван Флягин – очень интересный человек:

“…оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком…”

Сам себя Флягин считает большим грешником за то, что “погубил много невинных душ”. Так, по его вине погибают монах, татарин на ярмарке. При его участии погибает цыганка Груша:

“Я, ваше высокоблагородие, не молодец, а большой грешник, и меня ни земля, ни вода принимать не хочет…” 

“Я, – говорю, – на своем веку много неповинных душ погубил…”

Иван Флягин много повидал на своем веку, был в плену, на войне и т.д.:

“…не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что называется, «бывалого».” 

“Я ведь много что происходил, мне довелось быть‑с и на конях, и под конями, и в плену был, и воевал, и сам людей бил, и меня увечили, так что, может быть, не всякий бы вынес.” 

“Помилуй бог, сколько ты один перенес…”

Иван Флягин всю жизнь погибает, но никак не может погибнуть:

“Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть.”

Так, Флягин проводит 10 лет свой жизни в плену у татар (он попадает в плен в возрасте 23 лет):

“Так вы и в десять лет не привыкли к степям?”

Спустя время Флягин поступает в армию и служит на Кавказе в течение 15 лет. Здесь он совершает подвиг, за который его производят в офицеры и дают награду (Георгиевский крест). В результате Флягин становится дворянином:

“…как ты хочешь, а тебя надо в офицеры произвесть.”

“Поздравляем, – говорят, – тебя, ты теперь благородный и можешь в приказные идти…” 

“…в кучера, но никто не берет; говорят: ты благородный офицер, и военный орден имеешь, тебя ни обругать, ни ударить непристойно…”

В конце концов в возрасте около 50 лет Флягин уходит в монастырь (на одном из островов в Ладожском озере). В монастыре Флягин получает церковное имя – отец Измаил. Став монахом, Флягин и в монастыре служит кучером:

“Постоянно‑с в кучерах. В монастыре этого моего звания офицерского не опасаются, потому что я хотя и в малом еще постриге, а все же монах и со всеми сравнен.”

“…«запрягай, отец Измаил» (меня теперь Измаилом зовут), – я запрягу; а скажут: «отец Измаил, отпрягай», – я откладываю.”

Но и в монастыре Флягин не обретает покой: его одолевают бесы, у него открывается дар пророчества. Монахи всячески пытаются изгнать из него “нечистую силу”, но все безрезультатно:

“Я, – говорит, – его не могу разобрать, что он такое: так просто добряк, или помешался, или взаправду предсказатель.”

Наконец Флягина отпускают из монастыря, и он отправляется странствовать по святым местам:

“Вот меня и отпустили, и я теперь на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию благословился и пробираюсь. Везде был, а их не видал и хочу им перед смертью поклониться.”

Это был цитатный образ и характеристика Ивана Северьяновича Флягина в повести “Очарованный странник” Лескова: описание внешности и характера персонажа, портрет в цитатах.

Смотрите: Все материалы по “Очарованному страннику”

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/10/obraz-harakteristika-ivan-severjanovich-fljagin-ocharovannyj-strannik-opisanie-portret.html

Иван Флягин

Николай Семенович Лесков написал повесть «Очарованный странник» во второй половине 19 века. Образ главного героя, которым стал Иван Флягин, описывает простого русского мужика. В его характере заключены основные черты менталитета и темперамента народа.

История создания

Творчество Николая Лескова было недооценено современниками. Критики часто распинали его сочинения. Писатель не угождал приверженцам традиций русской литературы и радикально настроенным читателям.

Язык Лескова удивительно красноречив. Создаваемые им сюжеты по глубине драматизма не уступают романам Достоевского и Толстого.

Повесть «Очарованный странник» демонстрирует многогранную личность с непростой судьбой.

Писатель Николай Лесков

Произведение написано в 1873 году. На его создание писателя вдохновило путешествие по Ладоге, Карелии и Валааму. Литератор побывал в монастыре и размышлял о жизни праведников.

В этот момент его посетила идея написания произведения о богатыре-правдоискателе. Первым названием стало «Черноземный Телемак». Издательство, на публикацию в котором рассчитывал автор, отказалось принять повесть.

Журнал «Русский мир» ответил согласием, но название пришлось сменить на «Очарованный странник».

В повести автор представляет русский характер персонажа, которого нельзя назвать идеалом для читателя. Противоречивая натура, бросающаяся в крайности, – это истинное описание бескорыстного героя.

Важно

Мужчина демонстрирует доброту и суровость, простоту и хитрость, поэтический дух и дерзость. Иван Флягин способен на безумства, но в сложные минуты приходит на помощь нуждающимся.

Такова широкая русская душа, не знающая границ и пределов.

Иллюстрация к повести “Очарованный странник”

В названии неспроста фигурирует эпитет «очарованный». Он добавляет персонажу поэтичности. Автор доверил герою мысли, мечтания и фантазии, транслируя через него думы и желания родного народа.

Повесть «Очарованный странник»

Специфика Ивана Северьяныча заключается в том, что он очарован магией жизни. Все, что происходит с ним, Флягин воспринимает как божественное провидение и чудо.

У него нет конкретной цели существования, поэтому он черпает жизнь, наслаждаясь ее проявлениями.

Биография героя непроста, но, появляясь каждый раз на новом месте, он воспринимает это как способ познания мира, а не банальную смену деятельности.

Характеристика внешности действующего лица говорит о том, что Иван Флягин и Илья Муромец имеют схожие черты. На вид мужчине не больше пятидесяти лет. Большой рост, смуглое лицо, длинные седые волосы делают его облик благородным и могучим, напоминая образы былинных богатырей. Флягин носит подрясник и черный колпак.

Иван Флягин

Простой и душевный, герой везде легко приживался, но не задерживался надолго. Его извечный поиск пристанища говорит не о легкомысленности и беспутстве. Мужчина неоднократно проявлял лучшие стороны характера, спасая семейство графа К.

Читайте также:  Муму в жизни герасима: история отношений героев в рассказе "муму"

Преданность и верность продемонстрировал Иван в отношениях с князем и Грушей. Эти же качества он проявил, служа нянькой барской дочери. Герой торопится испробовать жизнь, увидеть как можно больше и прочувствовать ее по максимуму.

Поэтому он сдался на волю течению жизни, и покорно следует направлению, которое оно задает.

Флягина не стоит считать слабым и пассивным. Мужчина принимает судьбу беспрекословно. Зачастую он не осознает, почему принимает то или иное решение, а совершает поступки, ориентируясь на интуицию и чувства.

Совет

Иван принимает Бога, поэтому смерть часто обходит мужчину стороной. Герой не боится гибели, и в этом кроется секрет неуязвимости. Удерживая лошадей над пропастью, он остается невредим. Из петли его спасает цыган. Побывав в плену у татар, мужчина бежит в степь.

Флягина будто охраняет высшая сила, и на войне пули мимолетом обходят героя.

Цыганка Груша

Игру со смертью Иван Северьяныч объясняет большим количеством грехов. Осознавая свое грехопадение в течение жизни, он ждал гибели, но та не приходила. Флягин уверен, что смерть не хочет принимать его. Цыганка Груша, татарин, монах, убитые мужчиной, не позволяют отпустить грехи. Он уходит от ответственности, оставляя собственных детей, нажитых в плену.

Кажется, что Флягин – преступник, но на страшные поступки он шел не из мести или выгоды. Вымоленный сын умер по вине несчастного случая, а татарин отдал Богу душу в честной схватке с богатырем.

Гибель Груши была на совести Северьяныча неспроста. Так или иначе, девушке суждено было умереть. Флягин стал ее проводником в иной мир, приняв на душу тяжелое бремя вины и спасая от самоубийства.

Он не прошел испытание любовью, предложенное свыше.

Он просит прощения у Бога за жизненный путь. Герой – создатель собственной религии и жизненных ценностей. Честность остается его прерогативой. Мужчина рассказывает о судьбе без утайки.

Общаясь с попутчиками, он предстает наивным простаком, который в случае необходимости вспоминает о свирепости и решительности. В борьбе со злом Иван Северьяныч не терпит несправедливости.

Поэтому за замученную птицу легко отрубает кошке хвост.

Иллюстрация к повести “Очарованный странник”

Герой отправился в рекруты вместо юноши, которого не хотели отпускать родители, настолько сильно было его желание искупить свои грехи, умерев за родной народ.

Пятнадцать лет он служил в армии на Кавказе под чужим именем. Грехи с течением лет давили на мужчину все более тяжким грузом. Большинство из них произошло из-за чрезвычайной энергичности и силы богатыря.

Физические преимущества оборачиваются для Ивана недостатком. При этом он смел и патриотичен.

Флягин наделен духовной силой. Герой описан как оптимистичный персонаж, способный поступать так, как того требуют обстоятельства. Он готов выступить против олицетворения зла в любой момент. Для мужчины нет преград, за исключением принципов, которые он выстроил для себя сам.

Экранизации

Повесть «Очарованный странник» – не самое известное произведение Николая Лескова. Читатели лучше знают сюжет «Левши». Тем не менее, произведение вдохновляло режиссеров на экранизации.

В 1963 году режиссер Иван Ермаков снял кинокартину с одноименным названием. Главную роль в фильме сыграл популярный советский артист, актер Александринского театра в Петербурге Александр Симонов. В ленте также снялись Татьяна Доронина и Владислав Стржельчик.

Александр Михайлов в роли Ивана Флягина

В 1990 году постановщик Ирина Поплавская обратилась к сюжету рассказа, сняв художественный фильм. Внутриличностный конфликт главного героя стал основной темой повествования. В роли Ивана Флягина выступил актер Александр Михайлов. В проекте участвовали Ольга Остроумова, Лидия Вележаева, Валерий Носик, Спартак Мишулин и Леонид Куравлев.

Цитаты

В повести «Очарованный странник» заложена мудрость, присущая русскому народу, героям с необъятной душой.

Автор вкладывает ее в уста главного действующего лица:«А ты знаешь ли, любезный друг: ты никогда никем не пренебрегай, потому что никто не может знать, за что кто какой страстью мучим и страдает».

Со временем все сильнее начинает ценить Иван Флягин то, что преподносит ему жизнь. Он не разбрасывается людьми и старается каждому оказать посильную помощь.

В рассказе любовная линия больше напоминает болезненные отношения. Главный герой ценит женщин и чувства, которые они способны подарить:«Женщина всего на свете стоит, потому что она такую язву нанесет, что за все царство от нее не вылечился, а она в одну минуту от нее может исцелить».

Кажется, за физической силой богатыря стоит железный дух. Он обретает своеобразный облик в глазах окружающих. На деле Флягин не бесчувственный. С каждым новым событием, описанным автором, это становится все очевиднее:«Совсем я не каменный, а такой же, как все, костяной да жильный».

Фото

Источник: https://24smi.org/person/6483-ivan-fliagin.html

Образ ивана флягина в повести и. с. лескова “очарованный странник”

Повесть Лескова “Очарованный странник” была написана во второй половине XIX века. В центре этого произведения – жизнь обычного русского мужика Ивана Северьяновича Флягина. Этот образ вобрал в себя все черты народного характера русского человека.

Лесков отмечает внешнее сходство Ивана Северьяновича с легендарным героем былин Ильей Муромцем. “Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь.

Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпаке… Этому новому нашему спутнику… по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца”, – пишет Лесков.

Обратите внимание

Из дальнейшего повествования нам становится известна жизнь этого человека. Он родился “в крепостном звании” и происходил из дворовых людей графа К. из Орловской губернии. Будучи у своей матери “молитвенным сыном”, Иван был с самого рождения предназначен для служения Богу. Но судьба жестоко обошлась с этим человеком.

Он вопреки своей воле совершает такие поступки, которые невозможно оправдать: убийство невинного монаха, женщины, которую любил. По сути дела он не был виновен в своих преступлениях. Кажется, что этого человека преследует злой рок.

Недаром Ивану Флягину предсказал умирающий старец: “А вот… тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и. ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы”.

Причиной многих поступков Флягина была огромная природная сила, которая “так живчиком и переливается” по его жилам. И эта неуемная энергия толкает его на самые безрассудные поступки.

Монаха, заснувшего на возу с сеном, он погубил случайно, в азарте быстрой езды.

И хотя в молодости Ивана не слишком тяготит этот грех, с годами он начинает чувствовать, что когда-нибудь ему придется его искупить.

Но мы видим, что богатырская мощь, ловкость и быстрота героя – это не всегда разрушающая сила. Когда еще совсем мальчиком Иван едет с графом и графиней в Воронеж, их повозка чуть не срывается в пропасть. Он останавливает лошадей, спасает своих хозяев, хотя сам чуть не погибает, падая с обрыва.

Иван демонстрирует свою удаль, когда вступает в поединок с татарином. Опять же из-за безрассудного удальства он попадает в плен к татарам. Мы видим, как в плену он начинает испытывать тоску по родине.

Он говорит: “…домой хочется… тоска сделалась, особенно по вечерам, или даже когда среди дня стоит погода хорошая, жарынь, в стану тихо, вся татарва от зною попадает да по шатрам спит, а я подниму у своего шатра полог и гляжу на степь…

Важно

Зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмется, обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь”.

И хотя прожил он у татар десять лет (и они к нему относились уважительно), все равно его тянуло на родину. Поэтому герой убегает из плена, как только у него появляется такая возможность.

Когда позднее Иван уходит в монашество, его в наказание надолго сажают в погреб.

Но там ему все равно лучше, чем в степи: “Ну нет-с: как можно сравнивать? здесь и церковный звон слышно, ц товарищи навещали”.

Вера для русского человека всегда имела большое значение. Поэтому Иван Флягин так мучается среди чужаков в плену. Среди ночи он “выползал потихоньку за ставку… и начинал молиться”. “Так молишься, – говорит Иван, – что даже снег инда под коленками протает и где слезы падали – утром травку увидишь”.

Этот герой много испытал на своем веку.

Широкая душа этого человека, его умение видеть прекрасное раскрывается при его встрече с Грушей. Он сумел понять ее, проявить самоотверженную любовь и преданность. Иван очень сильно переживал гибель Груши, не вынесшей измены любовника – князя.

После гибели цыганки Иван бредет неизвестно куда, погруженный в думах, как бы ему “постраждовать”. На пути он встречает старика со старухой. И идет вместо их сына на пятнадцать лет воевать на Кавказ. За военный подвиг его представляют к награде, производят в офицеры. Но Иван все равно не доволен собой. Ему не дает покоя голос совести.

Он становится одержим идеей самопожертвования, ему “за народ очень помереть хочется”.

В конце повести Иван оправдан, очищен от грехов. Он стал монахом, чернецом, как и предрекал умирающий старец, и обрел успокоение в монастыре.

Совет

На примере “очарованного богатыря” Ивана Флягина Лесков открывает читателю черты русского национального характера. Этот герой далеко не идеальный.

Он противоречив: и добр, и жесток; и прост, и хитер; глубок и легкомыслен; поэтичен и груб. Он совершает безрассудные поступки, но и приносит людям добро.

По моему, в этом образе очень хорошо показана широта русской натуры, ее, если можно так выразиться, безграничность,

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/obraz-ivana-flyagina-v-povesti-i-s-leskova-ocharovannyj-strannik/

Сочинение на тему Описание образа Ивана Флягина в повести «Очарованный странник» – по русскому языку и литературе

В повести «Очарованный странник» Лесков создает совершенно особый, не сопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ человека, который настолько органично слит с изменчивой стихией жизни, что ему не страшно в ней потеряться. Это — Иван Северьяныч Флягин, «очарованный странник»; он «очарован» сказкой жизни, ее волшебством, поэтому для него в ней не существует границ.

Этот мир, который герой воспринимает как чудо, бесконечен, как бесконечно и его странствие в нем. У него нет никакой конкретной цели путешествия, ибо жизнь — неисчерпаема. Каждое новое пристанище Флягина — это очередное открытие жизни, а не просто смена того или иного занятия. Широкая душа странника уживается .

Читайте также:  "и какой же русский не любит быстрой езды?" отрывок из поэмы "мертвые души" (текст эпизода, фрагмент, отрывок)

абсолютно со всеми — будь то дикие киргизы или строгие православные монахи; он настолько гибок, что согласен жить по законам тех, кто его принял: по татарскому обычаю он не на жизнь, а на смерть сечется с Саварикеем, имеет по мусульманскому обычаю несколько жен, принимает как должное жестокую «операцию», которую с ним проделали татары; в монастыре он не только не ропщет за то, что в наказание его заперли на все лето в темном погребе, но даже умеет найти в этом радость: «Здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали». Но несмотря на такую уживчивую натуру, он нигде не задерживается надолго. Может показаться, что Иван легкомыслен, непостоянен, неверен себе и другим, поэтому он скитается по миру и не может найти себе пристанища. Но это не так. Свою преданность и верность он доказывал не раз — и тогда, когда он спас от неминуемой гибели семью графа К., и в отношениях с князем и Грушей, — а столь частая смена мест обитания и постоянный мотив бегства Флягина объясняются вовсе не недовольством жизнью, а, напротив, жаждой испить ее до последней капли. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует ее течению. Но это — не следствие душевной слабости и пассивности, а полное приятие своей судьбы. Часто Флягин не отдает себе отчета в поступках, интуитивно полагаясь на мудрость жизни, доверяя ей во всем. И высшая сила, перед которой он открыт и честен, вознаграждает его за это и хранит. Иван неуязвим для смерти, к которой он всегда готов. Чудом он спасается от гибели, удерживая коней на краю пропасти; цыган вынимает его из петли; он одерживает верх в поединке с татарином; бежит из плена; спасается от пуль во время войны. Флягин говорит о себе, что он «всю жизнь погибал, но не мог погибнуть», и объясняет это тем, что он — «большой грешник», которого «ни земля, ни вода принимать не хочет». На его совести — смерть монаха, татарина и цыганки Груши, он без зазрения совести бросает своих детей от татарских жен, его «искушают бесы’«. Но ни один из его «греховных» поступков не порожден ненавистью, ложью, жаждой личной выгоды. Смерть монаха — результат несчастного случая, Саварикея Иван засек до смерти в честном бою, а в истории с Грушей он поступил, следуя велению своей совести, полностью сознавая, что он совершает убийство… Понимая неминуемость смерти цыганки, он берет грех на себя, надеясь в будущем вымолить у Бога прощение. «Ты поживешь, ты Богу душу отмолишь и за мою душу, и за свою, не погуби же меня, чтобы я на себя руку подняла», — умоляет его несчастная Груша. У Ивана своя собственная религия, своя мораль, но в жизни он всегда честен с собой и с другими. Повествуя о своей жизни, Флягин ничего не утаивает, ибо душа его открыта как для Бога, так и для случайных попутчиков. Флягин наивен и прост, как младенец, но, когда он борется с несправедливостью и злом, он может быть решительным и даже жестоким. За истязание птички он наказывает барскую кошку и отрезает ей хвост, за что сам терпит суровое наказание. Ему «за народ очень помереть хочется», и он отправляется на войну вместо юноши, с которым не в силах расстаться родители. Флягин — необыкновенно одаренный человек, для него нет ничего невозможного. Тайна его силы, неуязвимости и удивительного дара — всегда ощущать радость — заключается в том, что он всегда поступает так, как того требуют обстоятельства. Он в гармонии с миром, когда мир гармоничен, и он готов сражаться со злом, когда оно стоит на его пути. Начнем говорить о развитии образа. Еще раз подчеркну, что оно проходит через весь роман и заканчивается тем, что Флягин собирается на войну с тем, что бы окончательно и бесповоротно искупить свои грехи. Т.е. это финиш для него, ведь до этого в течении всего своего жизненного пути у него не было конкретной цели в жизни. И вот настает момент, когда Флягин понял, что пора искупать грехи. Давайте проследим по его жизненному пути, была ли это закономерность или была альтернатива развития? Анализируя развитие образа в этом направлении, мы с вами увидим наиболее полную картину развития образа. Для начала пару слов о характеристике. Образ характеризуется на первых страницах романа. Сначала мы узнаем внешний облик глазами пассажиров судна. Далее Флягин сравнивается с богатырем, и мы понимаем, что он патриот, добрейший души человек. У него богатый жизненный опыт, следовательно, полная приключениями жизнь. То, что дальше идет развитие этого образа уже само по себе закономерность. Развитие к тому, что нам уже дано. Наконец, приступим. Его детство предполагало развитие сильной личности. Судите сами: вырос на конюшне, с одиннадцати лет форейтор.…Вот мальчик вырос физически выносливый, нравственно несколько недоразвитый (следствие крепостничества), а вместе с тем эмпирик, готовый проходить свой жизненный путь на чувствах и ощущениях, с тем, что бы найти свое место среди людей. Следующий эпизод из жизни Флягина о котором нам повествуется – совершение первого тяжкого греха – убийства. Этот эпизод во многом определил дальнейшую концепцию романа, а, следовательно, и судьбу Флягина. Концепция такова: «…Будешь, ты, много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока не придет твоя настоящая погибель…». Здесь я сделал вывод о том, что дальнейшее развитие образа будет идти по пути накопления грехов, а финишном будет их искупление. Вскоре я в этом убедился. Но автор только подвел нас к нему и вовсе не показал его! Додумать мне пришлось самому. И внимание, здесь кроется главная причина, почему образ не раскрыт в тексте. Посмотрите: каждый человек индивидуален. И каждый посредством своего воображения позволяет Флягину искупить грехи в соответствии со своей индивидуальностью. Другими словами автор создавал роман с тем, что бы оставить право раскрытия образа за читателем. Следующий эпизод – спасение барской семьи, убедительно свидетельствует о интуитивном чувстве, которое бросает его на борьбу со злом, во всех его проявлениях, раньше, чем сам Флягин осознает головой. Тут я увидел мудрость жизни, которую так сильно чувствовал и понимал Лесков и которая, сопутствуя его творчеству, являлась его отличительной чертой. Мудрость – интуитивное понимание Добра и Зла. Дальнейшее действие происходит стремительно и приводит нашего героя к новому испытанию. Важно отметить, что в этот период Флягин легализирует свое положение в обществе, т.е. он больше не раб. Предав барина Флягин окончательно уверил читателя, что им руководит мудрость жизни. Совершая второе убийство Флягин еще не чувствует ответственности за свои поступки в той мере, которая позволяет нам говорить о нем как о морально развитом человеке. Поэтому здесь о том, что б сдаться он и не помышляет. Из-за этого фактически татарский плен является для него единственным спасением и тюрьмой (по совместительству). Тюрьмой потому, что тоска по Родине, тяжба по религии и невозможность уйти оттуда. И не жены его держат, которых у него несколько, и не дети, а рубленый конский волос в пятках…Бежал он из плена благодаря силе воли, выносливости, целеустремленности. Оказавшись на Родине он, что называется, доверился судьбе. Судьба снова легализировала его – дала шанс начать все заново. И он воспользовался этим шансом – занялся делом наиболее близким для него делом. Но один из его злостных пороков – пьянство, снова подводит его к испытанию. На сей раз это традиция русской литературы – испытание любовью. Любовь открывают в его душе способность понимать чужое страдание и сочувствовать ему. Это была высшая проверка на человечность! И Флягин ее блестяще проходит! В своем чувстве он проявляет все те качества, которые позволяют называть человека – человеком, личность – личностью, а любовь – высшим проявлением человечности.Его чувство свободно от предрассудков самолюбия и собственничества: взаимности он ищет, но в разумных пределах. Но, все-таки, подлинная человечность рождается позже. Когда Флягин целиком и полностью берет на себя ответственность за судьбу другого человека(Груши). Это будет единственно верным подтверждением моим словам по поводу проявления человеческих качеств в любви и блестящим прохождении испытания. Но какой ценой! Ценой еще одного смертельного греха, положенным на его не праведную душу. Обретенная ценой такого вот самопожертвования, человечность находит выход в бескорыстном поступке: он идет в солдаты вместо кого-то. Служба удалась – за героизм и самоотверженность его призвали в офицеры и единственное чего он не мог достичь, так это титула императора. Нам с вами доподлинно известно, что пройти путь от солдата до министра в пределах человеческих возможностей, на примере Державина Г.Р. , если кто успел забыть… Но в конечном итоге служба не удалась и…имела последствия – в кучера его уже не возьмут. Что бы не пропасть с голоду он идет в артисты, но судьба не дает ему остаться там надолго и последним его пристанищем становится монастырь. Там идет финальная борьба его с бесом-искуситилем. Вообще проблема Флягина в том, что он очень подвержен всякого рода искушениям потому, что живет по преимуществу чувствами. Победа над бесом осуществляется за счет моральных качеств, которыми он наделен и правды жизни, которую он чувствует. Победив, он не потерял ничего, а только приобрел понимание своей прошлой жизни – понимание, что пора искупать грехи. Как это лучше сделать? – защитить все общество. Это можно сделать в собственном кабинете министра или на поле брани. Его выбор очевиден, да? Этим и объясняется предчувствие войны. А как это получится читатель должен придумать сам.

Сочинение на тему Описание образа Ивана Флягина в повести «Очарованный странник»
Лесков Н.С.
Стр. 1

Сочинение на тему Описание образа Ивана Флягина в повести «Очарованный странник»
Лесков Н.С.
Стр. 2

Сочинение на тему Описание образа Ивана Флягина в повести «Очарованный странник»
Лесков Н.С.
Стр. 3

Сочинение на тему Описание образа Ивана Флягина в повести «Очарованный странник»
Лесков Н.С.
Стр. 4

Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/171opisanie-obraza-ivana-flyagina-v-povesti-ocharovannyj-strannik187

Готовые школьные сочинения

марта
11 2010

Характеристика Ивана Флягина в повести Лескова «Очарованный странник»

Произведения Николая Семеновича Лескова отличаются оригинальностью и самобытностью. У него свой язык, стиль, свое понимание мира, человеческой души.

Читайте также:  Черты классицизма и реализм в комедии "горе от ума", признаки литературных направлений

Лесков много внимания уделяет психологии человека в своих произведениях, но если другие классики пытаются понять человека в связи с тем временем, в котором он живет, то Лесков рисует своих героев отдельно от времени. Л. А.

Анненский так говорил об этой особенности писателя: «Лесков смотрит на жизнь с какого-то другого уровня, чем Толстой или Достоевский; ощущение такое, что он трезвее и горше их, что он смотрит снизу или изнутри, а вернее – из «нутра».

Они с необъятной высоты видят в русском мужике… непоколебимо прочные основы русского эпоса – Лесков же видит живую шаткость этих опор, он знает в душе народа что-то такое, чего не знают небожители духа, и это знание мешает ему выстроить законченный и совершенный национальный эпос»;

Герои произведения Лескова отличаются своими взглядами, судьбами, но их роднит что-то общее, что, по мнению Лескова, свойственно русскому народу в целом.

Одним из таких чисто русских людей является Иван Северьяныч Флягин из повести «Очарованный странник». Его судьба необычна и исключительна, так же как и его рождение.

Флягин появился на свет’благодаря молитвам своих родителей, а поэтому судьба его была предопределена: он «предназначен» для монастыря, его жизнь предсказал ему умирающий старец: «А вот… тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы». Иван Северьяныч мало задумывается над своею жизнью, еще меньше он строит планов на будущее. Кажется, что все в его жизни, такой богатой на приключения, происходит по воле судьбы и совершенно не зависит от самого героя. Лесков считает, что эта черта свойственна всему русскому народу. Флягин отличается душевной красотой и самобытностью. Этому человеку, похожему на Илью Муромца, не чужды поэтичность и тонкое понимание природы, он и сам является частичкой природы. Флягин любому делу отдается самозабвенно, даже молится он «так, что даже снег иногда под коленями протает и где слезы падали – утром травку увидишь». Он бесхитростен, в нем совершенно нет лицемерия. Флягин способен любить, сострадать, понимать другого, не только человека, но и животное. Ради лошади он соглашается на бой с татарином, без раздумья отдает деньги за цыганку.

Ему довелось побыть простым крепостным, каким мы его видим в начале повести, потом форейтором графа К., нянькой в барском доме, затем пленником в татарской степи, помощником князя, отбирающим ему лошадь для покупки, солдатом, актером в балагане и, наконец, послушником в монастыре. Причину многих своих поступков герой и сам не может объяснить.

Кажется, что Иван Се-верьянович стремится познать в жизни как можно больше, испить ее до последней капли. Этим и объясняются его приключения и необычные поступки. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует ее течению. Флягин откровенно рассказывает о своих приключениях, не приукрашивая их и не стараясь очернить себя.

Он изведал в жизни много страданий и иногда видит в этом наказание Божье за то, что не пошел сразу в монастырь, как было обещано матерью. Но он стойко переносит все страдания и никЪгда никому не жалуется, более того, он не пытается облегчить свою участь. Ведь он, будучи в плену, мог принять мусульманскую веру, после чего его мучения прекратились бы.

Обратите внимание

Вместо этого он бежит, терпит неудачу, снова бежит, хотя знает, что на родине его ожидает жизнь не лучшая. Его ответ прост: затосковал по родине, да и негоже русскому человеку жить среди «бусур-ман» в неволе.

Когда уже в монастыре его на лето посадили в погреб, он с такой же стойкостью переносит все тяготы, даже пытается утешить себя: «здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали».

С героем повести то и дело что-то происходит. По вине Флягина погибает монах, он убивает татарского князя и сталкивает в воду горячо любимую им Грушеньку, бросает своих детей от татарских жен. Но не один из его «греховных» поступков не порожден ненавистью, жаждой личной выгоды.

Монаха он зарубил случайно, в азарте быстрой езды; Саварикея Иван засек до смерти в честном поединке, а в истории с Грушенькой он поступил, следуя велению своей совести, полностью осознавая, что он совершает убийство… Флягин понимает неминуемость смерти цыганки и берет грех на себя, надеясь в будущим вымолить у Бога прощение.

«Ты поживешь, ты Богу душу отмолишь, и за мою душу, и за свою, не погуби же меня, чтобы я на себя руку подняла», – умоляла его несчастная Груша.

Часто поступки Флягина раскрывают его доброту, наивность и чистоту души, что тоже свойственно всему русскому народу. Он спасает графа с графиней, когда повозка падает в пропасть. А, когда граф предлагает ему вознаграждение, Иван Северьяныч просит подарить ему гармошку. Он добровольно идет в рекруты, пожалев несчастных стариков.

Его жизнь очень похожа на ту, которую предсказал старец: на краю пропасти он останавливает лошадей, спасает от пуль горцев, одерживает верх в смертельном поединке с татарином. Во всем Флягин видит Божий промысел, судьбу. Несмотря на все жизненные невзгоды, он не теряет чувства собственного достоинства и никогда не поступает вопреки своей совести.

«Я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам», – говорит он.

Очарованный странник – воплощение русского характера. Причины его ‘Вечной неуспокоенности «остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Характеристика Ивана Флягина в повести Лескова «Очарованный странник» . Литературные сочинения!

Источник: https://www.testsoch.net/xarakteristika-ivana-flyagina-v-povesti-leskova-ocharovannyj-strannik/

Образ Ивана Флягина в повести Лескова «Очарованный странник»

Скачать реферат: Образ Ивана Флягина в повести Лескова «Очарованный странник»

Образ Ивана Северьяныча Флягина – это
совершенно особый, не сопоставимый ни с одним из героев русской литературы
образ человека, созданный Лесковым в повести «Очарованный странник». Он
настолько органично слит с изменчивой стихией жизни, что ему не страшно в ней
потеряться.

Это — «очарованный странник»; он «очарован» сказкой жизни, ее
волшебством, поэтому для него в ней не существует границ. Этот мир, который
герой воспринимает как чудо, бесконечен, как бесконечно и его странствие в
нем. У него нет никакой конкретной цели путешествия, ибо жизнь — неисчерпаема.

Для Флягина каждое новое пристанище — это очередное открытие жизни, а не просто
смена того или иного занятия.

Широкая душа странника уживается абсолютно со
всеми — будь то дикие киргизы или строгие православные монахи.

Он настолько
гибок, что согласен жить по законам тех, кто его принял: по татарскому обычаю
он не на жизнь, а на смерть сечется с Саварикеем, имеет по мусульманскому
обычаю несколько жен, принимает как должное жестокую «операцию», которую с ним
проделали татары; в монастыре он не только не ропщет за то, что в наказание его
заперли на все лето в темном погребе, но даже умеет найти в этом радость:
«Здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали».

Но несмотря на такую уживчивую
натуру, он нигде не задерживается надолго. Может показаться, что Иван
легкомыслен, непостоянен, неверен себе и другим, поэтому он скитается по миру и
не может найти себе пристанища. Но это не так. Свою преданность и верность он
доказывал не раз — и тогда, когда он спас от неминуемой гибели семью графа К.,
и в отношениях с князем и Грушей, — а столь частая смена мест обитания и
постоянный мотив бегства Флягина объясняются вовсе не недовольством жизнью, а,
напротив, жаждой испить ее до последней капли. Он настолько открыт жизни, что
она несет его, а он с мудрой покорностью следует ее течению. Но это — не
следствие душевной слабости и пассивности, а полное приятие своей судьбы.
Часто Флягин не отдает себе отчета в поступках, интуитивно полагаясь на
мудрость жизни, доверяя ей во всем. И высшая сила, перед которой он открыт и
честен, вознаграждает его за это и хранит. Иван неуязвим для смерти, к которой
он всегда готов. Чудом он спасается от гибели, удерживая коней на краю
пропасти; цыган вынимает его из петли; он одерживает верх в поединке с татарином;
бежит из плена; спасается от пуль во время войны. Флягин говорит о себе, что
он «всю жизнь погибал, но не мог погибнуть», и объясняет это тем, что он —
«большой грешник», которого «ни земля, ни вода принимать не хочет». На его
совести — смерть монаха, татарина и цыганки Груши, он без зазрения совести
бросает своих детей от татарских жен, его «искушают бесы».

Но ни один из его
«греховных» поступков не порожден ненавистью, ложью, жаждой личной выгоды.
Смерть монаха — результат несчастного случая, Саварикея Иван засек до смерти в
честном бою, а в истории с Грушей он поступил, следуя велению своей совести,
полностью сознавая, что он совершает убийство… Понимая неминуемость смерти
цыганки, он берет грех на себя, надеясь в будущем вымолить у Бога прощение. «Ты
поживешь, ты Богу душу отмолишь и за мою душу, и за свою, не погуби же меня,
чтобы я на себя руку подняла», — умоляет его несчастная Груша. У Ивана своя
собственная религия, своя мораль, но в жизни он всегда честен с собой и с другими.
Повествуя о своей жизни, Флягин ничего не утаивает, ибо душа его открыта как для
Бога, так и для случайных попутчиков. Флягин наивен и прост, как младенец, но
когда он борется с несправедливостью и злом, он может быть решительным и даже
жестоким. За истязание птички он наказывает барскую кошку и отрезает ей
хвост, за что сам терпит суровое наказание. Ему «за народ очень помереть
хочется», и он отправляется на войну вместо юноши, с которым не в силах
расстаться родители.

Для Флягина нет ничего невозможного, он
необыкновенно одаренный человек. Тайна его силы, неуязвимости и удивительного
дара — всегда ощущать радость — заключается в том, что он всегда поступает так,
как того требуют обстоятельства. Он пребывает в гармонии с миром, когда мир
гармоничен, и он готов сражаться со злом, когда оно стоит на его пути.

© Реферат плюс

Источник: https://referatplus.ru/literatura/1_litera_0215.php

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]