Легенда о данко из рассказа “старуха изергиль” горького (текст полностью)

Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М.Горького “Старуха Изергиль”)

    Раннее творчество М. Горького отмечено влиянием романтизма. Одним из наиболее ярких романтических произведений этого художника является рассказ «Старуха Изергиль», написанный в 1894 году.

    Все герои ранних рассказов Горького красивы и самоотверженны, их жизнь имеет высокий идейный смысл. Один из таких героев – Данко.

    Он изначально заявлен автором как «лучший из всех», исключительный человек. Несмотря на молодость, этот герой повел людей своего племени через болото и лес, чтобы они узнали лучшую жизнь. 

    Данко даже в самые трудные минуты был бодр и ясен. Этот мужественный и свободолюбивый герой Горького вносит в жизнь идеи любви и самоотверженности. Он стремится пробудить в людях истинно человеческие качества, которые, под влиянием страха, побеждены в них звериными началами. Недаром автор замечает, что люди племени смотрели на Данко «как звери»: «они насторожились, как волки».

    В конце рассказа Данко погибает с радостным сознанием исполненного долга. Но, к сожалению, подвиг этого героя, его утверждение нового отношения к жизни и человеку, так по-настоящему и не был понят соплеменниками. Очень скоро они забыли о своем спасителе. «Осторожный человек» из племени наступил ногой на гордое сердце Данко, и оно, рассыпавшись на искры, угасло.

Обратите внимание

    Такой финал, на мой взгляд, не примиряет Данко и его племя. Наоборот, здесь подчеркнуто благородство героя, который «сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них награду себе», и неблагодарное поведение людей, не оценивших высокого подвига самопожертвования.

    Мне кажется, что в таком повороте событий выражен протест Горького против жалких людей, лишенных подлинного горения, стремления к красоте и свободе.

Упоминание об «осторожном человеке» вводится в легенду о Данко для того, чтобы подчеркнуть, на мой взгляд, исключительность героя.

Этот «осторожный человек» воспринимается как один из многих людей – «негероев», которые неспособны на жертвенные порывы и все время чего-то боятся.

    Вообще, ввод легенды о Данко в рассказ «Старуха Изергиль» необычен. Эта легенда словно опоясана пейзажем, в который входят образы моря, тучи, луны, степной дали.

Причем каждый из этих образов эмоционально насыщен, создает атмосферу таинственности и необычности: «море шумело», «туча черная, тяжелая, суровых очертаний, похожая на горный хребет», «от облаков падали на землю густые стаи теней», «на месте луны осталось только мутное опаловое пятно», «и в степной дали, теперь уже черной и странной,…».

    В легенде мы наблюдаем как бы противоборство «маленьких голубых огоньков» с ночной чернотой степи. В легенде о Данко обращает на себя внимание то, что ее заключительные строки буквально насыщены светом. Таким образом, автор рисует полный сочных красок пейзаж.

    Здесь показателен сам выбор цветовой гаммы: солнечный, золотой, красный. Хорошо известно, что с блеском, сиянием, золотистым и пурпурным цветами связана святость. Особенно важен в легенде выбор красного цвета.

Важно

Издавна противостояние красного и черного символизирует оппозицию жизни и смерти. Горький не случайно замечает, что «река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из… груди Данко».

Этим сравнением писатель как бы подчеркивает, что, благодаря подвигу Данко, люди будут жить полнокровной, «горячей» жизнью, как будет жить и сама земля.

    Таким образом, в рассказе «Старуха Изергиль» Данко олицетворяет человечность, святость, свет.

    Имя героя легенды – Данко – связано со словами «дань», «дать», «дающий». Очень важны такие слова этого человека в легенде: «Что сделаю я для людей!?», то есть «Что я дам людям?» В этом смысле образ Данко, как мне кажется, перекликается с образом Прометея, отдавшего себя на величайшие мучения ради блага людей.

    Мотивы подвига во имя народа не новы в русской литературе. Но мысль о том, что счастливым становится лишь человек, отдавший жизнь за других, была тем новым, что прозвучало в русской литературе накануне двадцатого, революционного столетия.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/gorkij-maksim/starukha-izergil/2826-idejno-khudozhestvennye-osobennosti-legendy-o-danko-po-rasskazu-m-gorkogo-starukha-izergil

Творческие работы по литературе

Мы произносим это знаменательное слово – подвиг, и вслед за ним должно в нашем сознании возникнуть другое слово – подвижник, потому что без одного нет другого. Что такое подвиг? Каким должен быть человек, совершающий его? Над этими вопросами мы задумываемся, читая легенду о Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»

Легенды известны с древности. Создавая их, люди стремились ярко, образно рассказать о героях и событиях, передать народную мудрость, мечты. Данко – это и есть тот подвижник, который храбро заглянул в глаза смерти не ради личной выгоды, он совершает самоотверженный поступок во имя людей.

Легенда о Данко – это заключительная часть рассказа М.Горького. Ей предшествует история Ларры и повествование о жизни самой старухи Изергиль.

Совет

Писатель словно бы подготавливает нас, читателей, к рождению легенды о Данко с помощью романтического пейзажа, который придаёт повествованию особую таинственность, загадочность: «На месте луны осталось только мутное опаловое пятно, иногда его совсем закрывал сизый клочок облака. И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки».

Начало легенды похоже на сказочный зачин: «Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой – была степь». В повествование вкрадываются мотивы тревоги, страха.

Чтобы показать, в каком тяжелом положении оказались люди, М.

Горький создает зловещий образ дремучего леса, по которому вынуждены соплеменники пробираться, убегая от врагов: «…каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры…

»

Необычный романтический пейзаж автор рисует с помощью эпитетов, метафор, олицетворений. Ветер бьёт по вершинам деревьев, лес «глухо» гудит, шум леса сравнивается с «похоронной песней». На фоне мрачной, страшной картины возникает яркий образ Данко. Именно он будет спасителем, именно он поведёт людей из болот и мёртвого леса.

Старуха Изергиль, рассказывая историю, так характеризует романтического героя: «Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелые».

Соплеменники верят Данко и идут за ним: они «увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Но долго идти за ним люди не могут. Усталые и измождённые, они начинают винить во всех бедах Данко и готовы убить его. Но он «любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут».

Для спасения людей требовалось чудо, и герой это чудо совершил! Так наступает кульминационный момент в развитии действия. Данко вырывает из груди своё сердце и освещает им путь людям. Сердце героя изображается М.Горьким с помощью разных средств выразительности.

Особую эмоциональность придаёт градация («Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца»), повторы («пылало», «ярко», «солнце», «освещенный»). Своеобразный перифраз – «факел великой любви к людям» – символизирует жертвенную любовь к ближним, благородство и смелость героя.

Данко погибает.

Обратите внимание

Напрасна ли его смерть? Нет, смерть героя вовсе не напрасна! Он спасает целое племя от гибели. И хотя люди оказались неблагодарными, желание Данко пожертвовать собой ради счастья своего народа – это уже подвиг. Не каждый способен на смелый, самоотверженный поступок. Но самое главное, чтобы в нашей жизни были такие герои – отважные, добрые, любящие людей.

Читайте также:  Митраша в рассказе "кладовая солнца": образ, характеристика, описание внешности и характера

Данко сдержал слово, он спас людей, но племя забыло о своём спасителе, люди «не заметили смерти и не увидели, что ещё пылает смелое сердце народного героя. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой».

В рассказе автор подчёркивает и гордость другого героя – Ларры, противопоставляя этот образ образу Данко. Ларра, желая иметь всё, не хотел отдавать ничего, за что люди придумали ему страшное наказание – безграничную свободу. Ларра отрицает законы общества, его моральные устои.

Он силён, но его сила не несёт добра людям, его неограниченная свобода делает его отверженным, изгнанником. Данко же смел, свободен, это о таких людях вслед за М.Горьким можно сказать: «Человек – это звучит гордо…». Данко бессмертен, его бессмертие – награда за подвиг во имя людей.

В отличие от Ларры, похожего на могучего зверя, не встречавшегося с людьми «лицом к лицу», Данко безмерно любит людей, тех, кто «были как звери», «как волки».

Человеколюбие Данко противопоставлено и образу самой старухи Изергиль.

Героиня эгоистична, равнодушна и жестока: она с лёгкостью забывает прежнюю любовь ради новой, оставляет некогда любимых ею людей, живёт только для себя и теперь обречена на одиночество. Несмотря на это, именно старуха Изергиль произносит ключевую фразу: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам». И сам М.

Горький верит в это, изображая великолепные картины природы, окружающей героев.

Образ Данко интересен нам, современным людям. Герои, жертвующие собой ради спасения людей, безусловно, заслуживают уважения. Подвиг Данко напоминает подвиг мифического Прометея, который похитил огонь для людей и сам же понёс за это страшное наказание.

Каким должен быть настоящий человек? Всегда ли окружающие нас люди достойны помощи, поддержки? Нуждаются ли они в благородных, мужественных спасителях? Над этими и другими вопросами о сути Человека, о его предназначении в этом мире заставляет задуматься прочитанная мною легенда о Данко и в целом весь рассказ.

Сазонова Галина, 11 А класс МОУ «МСОШ №1»

Источник: https://saharina.ru/metod/creativ/lit/?name=essay_danko

М. Горький «Старуха Изергиль: Легенда о Данко»

Сегодня на уроке мы:

– поговорим о рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»;

– разберём легенду о Данко.

Рассказ «Старуха Изергиль» можно разделить на три части.

В первой части старая цыганка рассказывает легенду о Ларре, во второй части говорит о своей жизни, в третьей – вновь рассказывает легенду, о Данко. Сегодня мы будем говорить только о Данко.

В самом начале Данко ничем не выделяется из прочих своих соплеменников.

Всё это «весёлые, сильные и смелые люди». Жили они на границе могучих лесов и степи. И, надо думать, Данко был одним из лучших, раз в трудное время люди пошли за ним.

Будучи изгнанными из родных мест, люди утратили свою силу, смелость, мужество.

Они берегли свои заветы и огорчались от того, что от ядовитых болот «подымался смрад, и от него люди гибли один за другим».

Важно

Когда-то отважные воины, они «ослабели от дум». Забыв о прошлом, они были готовы вернуться к врагам и стать покорными рабами:

Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых.

Но «сидели и думали» не все. И в рабство к завоевателям не все идти хотели. Данко – «молодой красавец» – был другим. Он пристыдил павших духом соплеменников горячей речью:

— Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдём в лес и пройдём его сквозь, ведь имеет же он конец — все на свете имеет конец! Идёмте!

Данко смел и решителен. Он желает спасти своё племя. Юноша ещё молод, и молчал до сих пор, наверное, не желая говорить раньше старейших. Но старейшие растерялись, пали духом и, что самое страшное, согласились вернуться и отдать свой народ в рабство.

Этого гордая душа Данко принять не может. Он зовёт желающих идти вперёд – навстречу новой жизни, новой родине. И люди идут за ним, ведь его слова внушили им надежду на спасение.

В путь двинулись бодро, но был этот путь тяжёлым и долгим.

Чужой, жуткий лес, топкие болота, мрак и холод, гибель ослабевших – вот что сопровождало идущих. Воодушевление и бодрость сменились прежними страхом и усталостью:

Это был трудный путь, и люди, утомлённые им, пали духом.

Кому охота признаваться в слабости? Вот и соплеменники Данко винят не себя, а отважного юношу:

Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шёл впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими.

Ведь так легко свалить всю вину за неудачу на того, кто идёт впереди и ведёт остальных.

— Ты, — сказали они, — ничтожный и вредный человек для нас! Ты повёл нас и утомил, и за это ты погибнешь!

Но Данко не признаёт себя виновным. Он смело становится «против них грудью» и отрицает все их обвинения. Очень резонно и справедливо говорит юный проводник:

— Вы сказали: «Веди!» — и я повёл! — крикнул Данко, становясь против них грудью.— Во мне есть мужество вести, вот потому я повёл вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!

Совет

Но если обидно признать себя слабым, то во׳ сто крат обиднее слышать упрёки и сознавать их правоту. Этого-то простить уже никак нельзя.

— Ты умрёшь! Ты умрёшь! — ревели они.

Уже не люди, а стая хищников окружает Данко. И все они жаждут его крови:

Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них.

Данко силен, он мог бы уйти один. Мог бы даже уйти, убив некоторых из них. Их гнев привычно превратился бы в трусость перед решительностью. И Данко едва так и не поступил: «тогда и в его сердце вскипело негодование».

Но Данко «любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут». Эта любовь заставила его повести сородичей на поиски новых земель. Эта же любовь удержала его и от гнева. Любовь к людям горит в глазах юноши, а люди принимают её за ярость против них. И стаей хищников готовятся расправиться с ним:

А они подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко.

Читайте также:  Композиция поэмы "медный всадник" пушкина: анализ особенностей

Всё видит и понимает отважный Данко, но даже и эта подлость соплеменников не может угасить его любви к ним. Все его мысли – о людях.

— Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.

Сердце своё отдаёт неблагодарным сородичам бесстрашный юноша.

Он вырывает его из своей груди и поднимает, как факел, над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота.

И вновь Данко – во главе племени. Все бегут за ним, заворожённые необычным «светочем». И уже ничего не боятся. А когда благодатная страна открывается перед ними, сразу же забывают о проводнике с горящим сердцем.

Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что ещё пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце.

Данко умирает. Он счастлив тем, что вывел людей на волю из дикого леса.

Кинул взор вперёд себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо.

Не нужны ему были их благодарность или извинения. Он просто любил людей всем своим горячим сердцем, всей своей чистой душой. И даже если бы остался он жив, едва ли душа и сердце его изменились.

А люди? Они сразу же забыли о Данко. Он уже был им не нужен. Солнце, чистый воздух, простор – вот они, перед глазами, а остальное всё несущественно. И «самый осторожный» погасил чудесный факел, наступив на него ногой.

Красивая и печальная легенда. Легенда о человеке с гордым, добрым и отважным сердцем. Много раз неблагодарные соплеменники оскорбляют Данко, обвиняют его в своих трудностях. Выше своих обид благородный Данко, он думает о людях. Он хочет людям добра, хочет спасти их во что бы то ни стало.

Обратите внимание

Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!

Максим Горький

Источник: https://videouroki.net/video/31-m-gorkij-staruha-izergil-legenda-o-danko.html

М.Горький «Легенда о Данко» («Старуха Изергиль»). Подвиг во имя людей

Обидина Галина Львовна,
Московская область, г. Жуковский,
учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 5 им. Ю.А.Гарнаева с УИОП

М.Горький «Легенда о Данко» («Старуха Изергиль»).
Подвиг во имя людей

1. О рассказе «Старуха Изергиль»

Сегодня мы познакомимся с отрывком из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». Этот рассказ был напечатан всего через 3 года после первой публикации писателя, однако к выходу в свет в 1895 году в «Самарской газете» рассказа «Старуха Изергиль» Горький уже был известным и ярким писателем. Тема этого рассказа – смысл человеческой жизни, человеческое счастье.

В рассказе «Старуха Изергиль» старая цыганка рассказывает молодому человеку 3 истории: легенду о Данко, о Ларре и историю из своей молодости. С первой из них мы с вами сегодня и работаем.

2. Библейские мотивы в рассказе

— Рассказ учеником библейской легенды о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта (инд. зад.):

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, их там очень обижали, но все равно им грустно было расставаться с насиженными местами.

Составились длинные обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя погоню египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско.

Но Господь спас евреев от гибели. Он велел ударить Моисею палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине сделалось сухо.

Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Важно

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Он велел, например, Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная свежая вода.

Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время их вождь Моисей умер.

3. Анализ отрывка

— В чем сходство сюжетов двух легенд? (Главные герои обоих легенд выводят людей из опасных для жизни мест; пути их трудны, а люди теряют веру в них и в свое спасение).

— А есть ли различия? (Моисей во всем опирается на помощь Бога, ибо исполняет волю Его. Данко же сам вызывается спасти свой народ, никто ему не помогает, может надеяться только на себя).

— Зачем, с какой целью М.Горький меняет сюжет библейской легенды? (Автор показывает, что только вера в себя, сила духа помогает добиться чего-либо в жизни, победить).

— Данко обладает и силой духи, и верой в себя, поэтому он вызывается спасти свой народ. Как характеризует автор этот народ? («Были это веселые, сильные и смелые люди»).

— Как же получилось, что эти «веселые, сильные и смелые люди… задумались и впали в тоску,… страх родился среди них… и трусливые слова стали слышны в лесу»? Прочитайте историю этого народа (1-й абзац).

— Обратите внимание на описание природы. Прочитайте его и сделайте вывод: какое влияние оказывает природа на людей, что они чувствуют («…Там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота.

Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам… И всегда вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их… Ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям… Тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота». Людям кажется, что природа враждебна им, хочет их гибели)

— Какой художественный прием использует автор в описании природы? Зачем? (Олицетворение; он очеловечивает природу, заставляет лес, ветер, болотные тени думать и действовать по-человечески. Так мы зримее представляем себе условия жизни этого народа и лучше понимаем их чувства, ведь на самом деле природа не хочет им зла, она не умеет этого, просто отчаявшиеся, измученные люди видят ее такой).

— Назовите эпитеты, с помощью которых автор нагнетает впечатление ужаса («узловатые корни, цепкий ил болота, каменные деревья, серый сумрак, кольцо крепкой тьмы, похоронная песня, безмолвная пляска, злые духи»).

— Действительно можно впасть в отчаяние, живя в таком месте! «И ослабели люди от дум… Страх родился среди них…» Был ли выбор у этих людей? Из чего они выбирают? (Выбор у них есть: или «биться насмерть с теми, что однажды победили их», или «идти к врагу и принести ему в дар волю свою». И выбор практически сделан: «…никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни»).

Читайте также:  Особенности жанра поэмы "полтава" пушкина: жанровая принадлежность

— И никто из этих людей не думает о том, что есть и еще один выход – тот, который предложил Данко. Прочитайте его слова. («Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец – все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..»).

— Что он дает людям своими словами? Что зажигает в сердцах их? (Данко дает своему народу надежду, и она оживляет людей, прогоняет отчаяние из их сердец, ведь они все-таки были «веселыми, сильными и смелыми людьми»).

— Почему же эти люди выбрали вожаком именно Данко? Как долго они размышляли над этим выбором? (Это был порыв, мгновенное решение, ведь именно Данко пришла в голову спасительная мысль, а значит, он лучше их всех справится с трудностями: «Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня»).

— И вот «дружно все пошли за ним – верили в него». Но так ли уж дружно, так ли уж верили? Прочитайте, как описана природа в начале их пути, и подумайте, какие чувства на самом деле испытывали эти люди.

(«Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, … и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой, как змеи, протянулись всюду корни».

Люди идут за Данко, и надежда теплится в их сердцах, но не до конца верят они своему вождю, не совсем ушло отчаяние. И чем труднее и дольше путь, тем слабее и слабее надежда)

— «И вот стали роптать на Данко». Как? На Данко? Почему? (Порыв прошел. Люди устали, выбились из сил и вдруг поняли, что Данко «молодой и неопытный». Они забыли, что сами сказали ему: «Веди ты нас!»).

— Какой художественный прием использует автор, сопоставляя отчаявшихся, потерявших надежду, обессиленных людей и Данко, который «шел впереди их и был бодр и ясен»? (Здесь автор использует прием антитезы, чтобы показать контраст между людьми и их вождем).

— А ведь действительно, он-то не потерял надежды! Его вид – укор идущим за ним, в нем чудилась им насмешка над их усталостью и безверием.

— Прочитайте эпизод распри (стр. 3).

— Опять природа показывает нам чувства людей. Найдите эпитеты, сопровождающие описание деревьев, молнии, тьмы, шума леса («Грозный шум молний, сердитые песни деревьев, холодный огонь молний, корявые длинные руки деревьев, что-то страшное, темное и холодное смотрело из тьмы, торжествующий шум леса» Люди очень напуганы. У них не осталось сил, их не поддерживает больше надежда)

— Почему они «в злобе и гневе обрушились на Данко»? Прочитайте, как об этом говорит автор («Это был трудный путь, и люди, утомленные им, падали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко… И стали они упрекать его в неумении управлять ими»).

— Получается, что люди решили отомстить Данко за то, что путь труден, за то, что они обессилели, за то, что ушла от них надежда!

— А что же Данко? Какие чувства испытывает он, выслушивая несправедливые упреки и понимая, что люди, которых он хочет спасти, решили убить его? («В его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их»).

— А ведь в ослеплении «злобой и гневом» люди потеряли способность рассуждать. Что стали бы они делать в лесу, убив Данко? Кто взялся бы вывести их оттуда? (Они погибли бы в лесных дебрях, не раз пожалев о казни своего проводника).

— И только Данко понимает это. Он любит людей, поэтому жертвует собой ради этих несчастных, отчаявшихся, потерявших человеческий облик: «они – как звери».

— Что сделал Данко для людей? (…)

— Чт-е отрывка учителем.

— «И вот вдруг лес расступился перед ним…». Прочитайте, что увидели люди перед собой. Какие чувства завладели ими? («Люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем… Тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река». Люди счастливы. Они забыли невзгоды и трудности пути, даже смертельная усталость исчезла).

— А Данко умирает. Что чувствует он в последние минуты жизни? («Кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер». Данко счастлив. Он увидел, что выполнил свой долг, что его жертва не напрасна. Он умирает, но люди, которых он так любил, будут жить на свободной земле)

— Как же отреагировали люди на смерть героя? Прочитайте этот эпизод. («Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце»).

— Почему же люди «не заметили смерти его»? (Люди слишком счастливы, сердца слишком полны надежды, чтобы разделять чью-то боль. Они не герои, просто люди. Конечно, когда новизна ощущений пройдет и радость чуть поутихнет, они вспомнят о Данко и пожалеют о нем. А пока им просто не до него).

— Однако не все забыли о Данко. «Один осторожный человек заметил [пылающее на земле сердце Данко] и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой».

Чего же испугался этот человек? Как же можно ногой на гордое сердце? (Так же в лесу, желая убить Данко, люди наступали ногами на его сердце, полное любви к ним.

Зачем им теперь это? Может быть, из зависти? Может, отомстить-таки хочется, а может, и с мыслью о будущем: Данко – герой, а герои не нужны теперь его народу, они только мешать будут спокойно жить, стоя укором в глазах людей).

4. Героизм и герои

— Кто такие герои? (Ожегов: «Герой – это человек, выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью, совершающий подвиги»).

— Можно ли назвать Данко героем? (Данко – герой. Он храбр и самоотвержен. Он совершил подвиг во имя своего народа)

— Что такое подвиг? (Ожегов: «Подвиг – это героический самоотверженный поступок». Это когда жертвуешь собой ради других, ничего не требуя взамен. Подвиг – это поступок Данко)

5. Д/з: прочитать и иметь текст повести А.Грина «Алые паруса».

Инд. зад.:   подготовить сообщения:

1) Жизнь Лонгрена и Ассоль в поселке: отношение к ним окружающих, прозвища, которыми дразнят Ассоль

2) Встреча с Эглем; тайна Ассоль – выр. чт-е

3) Детство Грэя; чем он выделялся?

Источник: http://u4eba.net/sbornikidei/m-gorkiy-legenda-o-danko-staruha-izergil-podvig-vo-imya-lyudey.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector