Характеристика Фамусова (Горе от Ума)
Представитель старого барства Павел Афанасьевич Фамусов становится персонажем, в доме которого развиваются все события комедии. Образ и характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» помогают представить и понять идеологию общества того времени, суть конфликта поколений.
Описание внешности и характера Фамусова
Павел Афанасьевич Фамусов – вдовец, воспитывающий дочь Софью. Барин гордится своим вдовством. Богатый мужчина не стал связывать себя новыми узами брака, потому что мать была ветрена. Свобода сравнивается с властью. Фамусов, «сам себе господин», не хочет зависеть от женских прихотей. Эта позиция не делает его человеком, сторонящимся противоположной половины.
Дворянин заигрывает со служанкой. Из речи слышатся слова, которые помогают представить, как ведет себя хозяин дома, когда его никто не видит:
- жмется;
- заигрывает;
- балуется;
- меняет мимику.
Богатый мужчина в возрасте, но выглядит бодро и свежо: хвастается своим крепким телосложением.
О его здоровье говорят и особенности поведения:
- суетливый;
- прыткий;
- неугомонный.
Интересна сцена, где проходит планирование мероприятий. Павел Афанасьевич стремится не потерять в памяти все нужные события: крестины, балы, поминки, занести их в календарь. Такое отношение свойственно настоящему барству.
Характеризует героя комедии, как двойственное качество. С одной стороны, свойство положительное. Хозяин поместья не хочет кого-то обидеть, пропустив важное мероприятие. С другой, отрицательное. Слушать, как планируется посещение рождения того, кто еще не появился на свет, смешно. Речь вызывает недоумение.
Кощунственно расставлять крестины и поминки рядом, даже не задумываясь о значимости человеческой жизни. С другой позиции, такое поведение очень реально. Фамусов – не вымышленный персонаж, а олицетворение большинства.
Положительные черты
Реальность подтверждается рядом идущими отрицательными и положительными чертами личности.
Добродушие. Положительно характеризует Павла Афанасьевича отношение к Чацкому. После смерти отца Чацкого Фамусов взял его к себе в дом и стал воспитывать как сына.
Это мог сделать только добрый и заботливый отец семейства, настоящий друг. Таким представлен по отношению к дочери и другу детства. Добрые чувства просматриваются и в отношении к некоторым придворным, к секретарю Молчалину.
Гостеприимность.
Многие сцены подтверждают такое качество Фамусова: приезд Чацкого, бал, приход Скалозуба. Следует только понимать, что гостеприимство в доме только к богатым. Бедным и не знатным нет места.
Любовь к прошлому. Все старики берегут в памяти прошедшие события.
Хозяин дома оберегает минувшее, боится критики. Все, что прошло, – его судьба. Беречь прошлое – задача его поколения.
Отрицательные качества личности
Брюзгливость. Дворянин, хозяин дома, ведет себя по-мещански. Без толку сердится и часто находится в настроении, когда всем недоволен. Торопится, брюзжит и журит придворных. Удивительно, что мужчина сам знает о таком свойстве. Но это доставляет ему только массу удовольствия. Создается впечатление, что брань – это его обычное состояние.
Грубость.
В обращении с теми, кто ему служит, хозяин дома не стесняется в выражениях. Такая грубость была присуща всем дворянам консервативной части общества. Грубость и власть в данном случае синонимы. Для Фамусова слуги – ослы, чурбаны, ленивые тетери. Грубость пропадает, когда Фамусов находится в окружении людей его круга или выше статусом. Здесь сама уравновешенность и скромность.
Громкие интонации. Громогласность хозяина пугает жильцов. Его слышно везде. Голос сравнивают с трубами. Барин не пытается говорить тихо. Его позиция: я хозяин и имею право на крик.
Сумасбродство. Отец может творить такие дела, что его называют полоумным. Фамусов – истинный представитель властвующей части. Выбирать выражения, менять поведения не в его правилах.
Льстивость. Павел Афанасьевич льстит и готов угождать тем, от кого возможна выгода. Несколько сцен его разговора с полковником Скалозубом дают наглядный пример такого поведения: меняется в позе, речи и манере говорить.
Ложное предпринимательство. Во времена Фамусова, это качество называлось по-другому, – делец. Любые средства хороши для достижения своих целей.
Сделает все, что поможет ему достичь нужного чина и награды.
Образцы жизни и идейные принципы
Фамусов служит управляющим в казенном государственном учреждении, как большинство московских дворян. Устраивает на службу родственников, близких и дальних. Одаряет их наградами, продвигает по карьерной лестнице. Родственные связи для него превыше всего. «Радеет» перед родней, понимая, что от него зависит статус всей фамилии.
Богатство и титул объясняют желание Павла Афанасьевича найти для дочери богатого мужа. Желательно, чтобы жених был знатен, имел награды и стремился к повышению. Фамусов – член клуба, считающегося престижным для элиты московского дворянства. Английский клуб позволял представить себя политически образованным и продвинутым.
Барин волнуется, когда происходят события, которые могут изменить к нему отношения. Боится сплетен, людской молвы и пересудов.
Речевые особенности героя
Павел Афанасьевич говорит на чистом русском языке, подтверждая, что он истинный дворянин. В его речи много просторечных фраз и выражений:
- «мочи нет»;
- «уморить»;
- «прозябли»;
- «невзначай»;
- «бить баклуши».
Исконная речь дворянина позволяет верить в то, что Павел Афанасьевич любит и чтит традиции своей страны, русского народа. Речь Фамусова нельзя назвать бедной. Дворянин говорит понятно, грамотно выражая свои мысли. Среди словарного запаса нет научных терминов.
Значит, барин все-таки ограничен в образованности. Понятно поэтому его отношение к учености. Ему учеба не потребовалась, другим также не нужна. Ученость – болезнь, сравнимая с чумой, поражающей быстро и безвозвратно. Книги – это зло, которое лучше уничтожить, сжечь, чтобы не осталось и следа.
Но отец понимает, что ученость заняла свое место в обществе, поэтому у дочери, как и положено, имеются учителя. Знает Фамусов и иностранные слова, но использует их крайне редко. Образ одного из персонажей Фамусова, позволило характеризовать целое общество дворян.
Их консерватизм, поклонение перед богатством и чинами, вызывает саркастическую усмешку. Задача, поставленная автором, стала достижимой.
Другие материалы по комедии «Горе от ума»:
Краткое содержание
Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1181-harakteristika-famusova-gore-ot-uma.html
Готовые школьные сочинения
июня
27 2011
Идеал Фамусова «вельможа в случае» Максим Петрович
А. С. Грибоедов, создав одно законченное драматургическое произведение, по справедливости занял достойное место в одном ряду с Пушкиным, Лермонтовым, Толстым и Достоевским. Он реалистически показал жизнь и взгляды дворянского общества первой четверти XIX века и противопоставил их суждениям и взглядам представителей нового, прогрессивного поколения в лице Александра Андреевича Чацкого.
Грибоедов в своей комедии показывает поединок между старым, закоснелым фамусовским обществом- «веком минувшим»- и «веком нынешним» – новым обществом, представленным в лице Чацкого, которое должно заменить старое.
Фамусов — управляющий в казенном месте, к своей службе относится формально: служит только для того, чтобы «чины добыть», а «достигнув степеней известных «, он вообще перестает заниматься службой и подписывает бумаги, даже не читая их:
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Неделя этого человека заполнена разными приглашениями на «обеды, ужины и танцы», походами на похороны, крестины. Фамусов очень ценит в людях такие качества, как богатство и чин, и поэтому подыскивает подходящего жениха для своей дочери:
Будь плохонький, да если наберется
Душ тысячки две родовых,
Тот и жених.
Таким образом, человек в фамусовском обществе ценится не за личные заслуги, не по уму и образованности, а по количеству крепостных душ, которыми владеет, и тому богатству, которое он наживает за счет труда крепостных.
Фамусов с гордостью вспоминает своего дядю Максима Петровича, который был «вельможей в случае», он «не то на серебре, на золоте едал», «сто человек к услугам, езжал-то вечно цугом, век при дворе», но когда же надо было «подслужиться, и он сгибался вперегиб».
Павел Афанасьевич восторгается тем, как этот человек превратил во благо себе даже неловкость, которая случилась с ним на приеме у Екатерины.
Люди, съехавшиеся на танцевальный вечер в дом к Фамусову, являются представителями старого поколения, приверженцами «века минувшего», его устоев и правил.
Здесь же раскрываются все принципы и законы жизни, по которым существует дворянская Москва.
Выразителем же идей нового поколения является Александр Андреевич Чацкий, молодой человек, только что вернувшийся в Москву после нескольких лет отсутствия.
Приехав и посмотрев на то, что творится в Москве и в доме Фамусова, он удивляется тому, что ничего не изменилось в их жизни. Герой произведения начинает обличать эту непонятную ему жизнь с ее принципами, взглядами и идеалами.
В своих обличительных речах он касается всего: и крепостного права, и низкопоклонства, и преклонения «перед мнениями чужими», и слепого подражания всему иностранному, и отрицательного отношения к образованию, к свободе мыслей и мнений. Все, что он говорит, чуждо и непонятно представителям «века минувшего». Речи героя возмущают Фамусова и его окружение. Взять хотя бы его взгляды на службу:
Мундир! Один мундир! Он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в женах, дочерях – к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть…
Или же:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Такие высказывания Чацкого вызывают у Фамусова недоумение и негодование, и он от лица всего дворянства Москвы выносит приговор:
Ах! Боже мой! Он карбонари!
Чацкий бичует, по его мнению, самый страшный порок в России -крепостничество. Он с презрением говорит о людях, которые за долги продают свой крепостной балет, или о тех, которые выменивают своих преданных слуг на «борзые три собаки».
Возмущает героя и слепое подражание и преклонение перед всем иностранным, о чем свидетельствует его монолог в третьем действии о французике из Бордо.
Чацкий считает, что общество должно возродиться путем воспитания в людях высоких, гуманных идей, гражданских идеалов, интереса к искусству и образованию.
Фамусовское общество возмущено такими речами героя, они их пугают, поэтому они желают поскорее избавиться от Чацкого, фактически изгоняют его из Москвы.
Герой произведения уезжает, отказавшись от попыток что-либо изменить в этом обществе, но он одерживает моральную победу.
Грибоедов вселяет в читателя надежду, что Чацкий не одинок (двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской, профессора Пединститута, «упражняющиеся в расколах и безверьи») и победа будет за «веком нынешним».
Александр Сергеевич Грибоедов реалистически изобразил в своей комедии «Горе от ума» жизнь России в первой четверти XIX века. Перед нами предстали живые образы русских людей того времени, показаны их взгляды, привычки, обычаи. Все они являются типичными представителями своего времени и класса.
Основным конфликтом пьесы является столкновение «века нынешнего» и «века минувшего», двух эпох русской жизни, старого, патриархального уклада и нового, передового, представленного в образе главного героя Александра Андреевича Чацкого.
«Век минувший» был с мастерством очерчен в образах фамусовской Москвы, то есть самого барина Павла Афанасьевича Фамусова и его окружения.
Фамусов – типичный московский барин со всеми характерными для того времени взглядами, манерами и образом мыслей. Единственное, перед чем он преклоняется, – это чины и богатство. «Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами», – характеризует своего барина служанка Лиза.
На службе у Фамусова процветает кумовство и протекция. Он сам заявляет об этом открыто: «При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки».
Идеал Фамусова— «вельможа в случае», Максим Петрович, который «в чины выводит» и «пенсии дает». Он «не то на серебре, на золоте едал, сто человек к услугам, весь в орденах, езжал-то вечно цугом».
Однако при всем своем надменном нраве и «он сгибался вперегиб» перед вышестоящими, когда надо было подслужиться.
Фамусов предпочитает служить «лицам, а не делу» и предлагает поступать так же Чацкому: «Поди-ка послужи», на что тот с возмущением замечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Семейственность – еще один из идеалов, столь дорогих сердцу Фамусова. Кузьма Петрович, «почтенный камергер», с «ключом, и сыну ключ умел доставить», «богат и на богатой был женат», заслуживает глубокого уважения со стороны Фамусова.
Фамусов не очень образован, и ему хорошо «спится от русских книг», в отличие от Софьи, которой нет «сна от французских книг». Но вместе с тем у Фамусова сложилось довольно трезвое отношение ко всему иностранному.
Ценящий патриархальный уклад жизни, он клеймит Кузнецкий мост и «вечных французов», называя их «губителями карманов и сердец».
Бедность считается большим пороком в фамусовском обществе. Так Фамусов прямо заявляет Софье, своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара», или: «У нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь, будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених». При этом заботливый отец проявляет поистине житейскую мудрость, заботясь о будущем своей дочери.
Еще большим пороком в этом обществе является ученость и образованность: «Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений».
Мир интересов фамусовского общества довольно узок. Он ограничивается балами, ужинами, танцами, именинами. Противясь наступлению «века нынешнего», Фамусовы, молчаливы, скалозубы продолжают защищать Екатерининскую эпоху, заботясь больше всего о том, чтобы сохранить старую жизнь, самодержавно-крепостнический строй, подольше удержать «век покорности и страха».
В комедии «Горе от ума» Грибоедов изобличает моральное разложение и косность московского дворянства, его бесчеловечное отношение к крепостным, преклонение перед всем иностранным и полную оторванность от народа и всего русского. В их среде господствует смешение «языков французского с нижегородским».
«Век нынешний» представлен в комедии Чацким и тем молодым поколением, от имени которого он выступает.
Чацкий – дворянин. Он имеет 300-400 крепостных душ крестьян, получил обычное для дворянской молодежи воспитание и образование, а потом, как и многие молодые люди того времени, уехал «ума искать».
В образе Чацкого воплощены черты, роднящие его с декабристами: глубокая любовь к русскому народу, ненависть к крепостничеству, желание служить делу, а не лицам, высокоразвитое чувство собственного достоинства, истинная культура и просвещенность, нежелание мириться с несправедливым общественным устройством.
Поэтому, вернувшись из путешествий и не найдя никаких перемен к лучшему, он вступает в открытый конфликт с теми людьми, к кругу которых сам принадлежал по праву своего рождения.
Чацкий выступает с резким обличением крепостного права. Он обрушивается на тех «негодяев знатных», которые меняют своих преданных слуг на борзых собак, сгоняют на крепостной балет «от матерей, отцов отторженных детей», а потом распродают их поодиночке.
Герой произведения — истинный патриот своей родины, мечтающий приносить пользу своему Отечеству, служить своему народу. Он хочет служить «делу, а не лицам», а когда не находит такого дела, то отказывается от службы вовсе, потому что «служить бы рад, прислуживаться тошно».
Как страстный патриот своей родины, Чацкий верит в прекрасное будущее своего народа.
Герой произведения комедии мечтает о времени, когда Россия воспрянет «от чужевластья мод» и «умный, бодрый наш народ хотя б по языку» не будет считать своих господ за немцев.
С горькой иронией он рассказывает о французике из Бордо, который ехал в Россию «со страхом и слезами», а приехал и нашел, что «ласкам нет конца, ни звука русского, ни русского лица» не встретил.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Идеал Фамусова «вельможа в случае» Максим Петрович . Литературные сочинения!
Источник: https://www.testsoch.net/ideal-famusova-velmozha-v-sluchae-maksim-petrovich/
Образ и характеристика Фамусова в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение
Павел Афанасьевич Фамусов – признанный столичный «туз». На первый взгляд, в его фамилии ничего «говорящего» нет – во всяком случае, с точки зрения человека, хорошо владеющего русским языком. Но все дело как раз в том, что корень этой фамилии – французский. А уж «двуязычие» было в те времена, когда Грибоедов создавал комедию, явлением привычным.
Поэтому тогдашний читатель и зритель почти наверняка воспринимал фамилию «Фамусов» именно в качестве «говорящей». Итак, famous в переводе с французского означает известный или пресловутый. С какой стороны не посмотри на этого человека – свою «говорящую» фамилию он оправдывает целиком и полностью.
Не без гордости говорит о себе и своих заслугах, зятем видит исключительно человека «с звездами да с чинами», не считает чем-то постыдным и зазорным ради последующего материального благополучия и крепкого социального статуса сгибаться в три погибели перед вышестоящими, а если потребуется – и сыграть роль «шута горохового» (вспомним, как в пример Чацкому приводится дядя Фамусова – Максим Петрович). На основании автохарактеристик и словесного портрета перед нами встает человек с положением и со связями, который все время чем-то занят – то по дому, то вне его. Каких-либо устойчивых моральных принципов Фамусов, вместе с тем, лишен. Для Фамусова далеко не безразлично, что говорят о нем в свете – репутацией он дорожит. Фамусов в совершенстве владеет искусством лести, умеет подстраиваться к любому гостю. Таким образом, перед нами – типичный собирательный образ московского дворянина и русского барина одновременно.
Сценическое новаторство Грибоедова проявилось в преодолении однолинейности изображения характеров, свойственной классицистам и задаваемой в том числе «говорящими» фамилиями. В первую очередь, это касается именно Фамусова.
Он предстает перед нами сразу в нескольких ипостасях и социальных ролях: старого волокиты и ханжи (после ухлестываний за Лизанькой говорит, что «монашеским известен поведеньем»), и чадолюбивым отцом взрослой дочери, и рачительным хозяином, и покровителем многочисленных родственников, и чинушей-бюрократом, и реакционером-мракобесом, и даже умеренным либералом. Независимо друг от друга князь П.А.
Вяземский и В.Г.Белинский отмечали, то парадоксальное обстоятельство, что некоторые монологи Фамусова по своему сатирическому пылу не уступают монологам и репликам Чацкого.
Грибоедов нашел выразительный прием для создания значительного, емкого характера персонажа.
Окружающие Фамусова как бы «входят» в него в качестве своеобразных составляющих частей: здесь и угодливость Молчалина, и реакционность Скалозуба, и либеральная болтовня Репетилова.
Именно поэтому Фамусов так легко находит с ними всеми общий язык, умеет превосходно чувствовать ситуацию и вписываться в нее.
Образ и характеристика Фамусова
Первое, что хочется сказать, что знаменитое произведение великого русского писателя Грибоедова, после своего написания не сразу же завоевала должную популярность и общепризнанность. Её далеко не сразу стали печатать в большом тираже, по её мотиву не сразу стали ставить спектакли.
Но, тем не менее именно этой пьесой автор смог донести до читателей ситуацию, которая складывалась в начале девятнадцатого века, а все благодаря тому, что автор очень много внимания старается уделить каждому персонажу.
Без исключения каждый введенный персонаж является очень значимым и важным, и без него данное произведение было бы не полным.
Таким персонажем является и Фамусов. Давайте постараемся более подробно познакомиться с этим героем.
И так, Фамусов в данном произведении является высокопоставленным человеком, который занимает довольно влиятельный пост в Москве. Попасть в его общество мечтают многие, но далеко не каждому это удается. По сложившейся жизненной ситуации, этот человек является вдовцом, который к тому же один воспитывает подрастающую дочь Софью.
По взглядам на жизнь, этот герой относится к тем, кто очень сильно боится каких-то либо изменений, и считает, что лучше всего то, что складывалось многие годы. По его мнению просто не зачем вводить какие-то новшества в устоявшуюся и стабильную жизнь.
Кстати данный герой появляется в самом начале этого произведения, и уже по первому впечатлению можно сделать вывод о данном герое.
Многие читатели считают, что Фамусов является довольно таки черствым человеком, который в своей жизни боится только лишь за свое собственное благополучие, и если говорить откровенно, то в этом есть своя доля правды.
В заключении хотелось бы отметить, что данный герой очень сильно зависим от мнения общества, и постоянно поддается на то, что говорят окружающие.
Образ и характеристика Фамусова
Сейчас читают:
- Сочинение Мое место в мире
Я ученица начальной школы, зовут меня Лера. Многие люди меня спрашивают, какое же мое место в этом мире на самом деле. Я хочу и всегда стараюсь помогать больным людям, обожаю животных - Сочинение по картине Левитана Весна. Большая вода (4, 7, 9 класс)
Левитан, самый известный русский художник, который создал массу прекрасных шедевров искусства, которые вдохновляют любителей природы и в наши дни, так как мастеру прекрасно удается передавать все природные мелочи, которые иногда незаметны. - Сочинение на тему Осень в лесу
Осень – прекрасное время года, любимая пора великого поэта А. С. Пушкина. Это то время, когда уже не холодно, но ещё и не жарко. Все животные запасаются едой на зиму. Белочки собирают орешки, зайчики прыгают и ищут что-то на земле. - Сочинение по картине Кудревича Утро весны 5 класс
Замечательный художник-пейзажист Владимир Николаевич Кудревич родился в белорусской глубинке и с детских лет любил рисовать природу. Она вдохновляла его и дарила мимолетные сюжеты, которые живописец фиксировал и оставил в своих полотнах, - Сочинение по картине Лактионова Письмо с фронта
Одной из центральных тем поэтов, художников, писателей и музыкантов двадцатого века является Великая Отечественная война. Не минула эта тематика и творчество Александра Ивановича Лактионова, одного из известных художников того времени. - Сочинение по картине Летний день. Цветет сирень Копытцева 8 класс
Майя Кузьминична Копытцева – популярная художница 20 века. Она пейзажист, живописец, портретист и также писала натюрморты. Майя Кузьминична очень любила природу, и она смогла в своих картинах передать зрителям всю реалистичность и великолепие
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-i-harakteristika-famusova-v-komedii-gore-ot-uma-griboedova
сравнительная характеристика максима петровича и кузьмы петровича.Горе от ума
Поляша1 / 22 мая 2014 г., 10:34:10
не разгаданное до конца” (А. Блок)
Комедия “Горе от ума” была написана между 1815 и 1820 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями того времени в России. Произведение остается актуальным и в наше время. В те времена в обществе были защитники крепостничества и декабристы, проникнутые любовью к Родине, выступающие против насилия над личностями.
В комедии описывается столкновение двух веков: “века нынешнего” с “веком минувшем”. Ярким примером старого времени является, так называемое фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова – богатого московского барина, в доме которого происходит действие пьесы. Это Хлестова, супруги Горичи, Скалозуб, Молчалин и другие.
Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. Они все жестокие крепостники, у них считается нормальным явлением торговля людьми. Крепостные спасают им жизнь и честь, искренне служат, а они могут выменять их на пару борзых собак. Так на балу у Фамусова Хлестова говорит Софье, чтобы та от ужина дала подачку для ее арапки – девки и собачки. Она не видит никакой разницы между ними.
Это остается актуальным и в наши дни. Когда богатый человек, имеющий власть и деньги, может унизить другого человека, нисшего по уровню. Идеалами для нынешнего общества, являются люди богатые, в чинах. Фамусов ставит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был почтенный камергер, “с ключом”, “богат и на богатой был женат”.
Павел Афанасьевич желает для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, потому что он “и золотой мешок и метит в генералы”.
Всех представителей фамусовского общества характеризует безразличное отношение к делам. Фамусов – “управляющий в казенном месте” занимается делами только один раз, по настоянию Молчалина он подписывает бумаги, несмотря на то, что в них “противуречье есть и многое недельно”.
Он считает – “подписано, так с плеч долой”. Самое печальное в том, что в наши дни люди думают точно так же, как Фамусов. Отношение к работе, почти у всех безответственное. В этом и заключается непревзойденность великой комедии, она остается жизненной, актуальной и в 20 веке.
Главный герой пьесы Чацкий, через которого автор высказывает свои прогрессивные идеи. Он выступает против бессмысленного подражания всему иностранному. Он хочет наказать окружающим, что они обязаны любить, уважать русскую культуру.
Чацкий говорит, что французик из Бордо, приехавший в Москву, не услышал “ни слова русского” и не видел здесь, “ни русского лица”.
Комедия “Горе от ума” – единственное в мировой литературе, так как никто, кроме Грибоедова не раскрывает всю реальность, происходящих событий.
В комедии Чацкий объявлен сумасшедшим, потому что представители фамусовского общества не понимают его идей. Он один не желает мириться с унижением людей над людьми. Чацкий не сумел правильно доказать правоту своих убеждений и до сих пор не могут раскрывать тайну. Комедия остается не разгаданной, потому что человечество слепо следует за жизненными событиями не желая ничего изменить.
Источник: https://literatura.neznaka.ru/answer/3468099_sravnitelnaa-harakteristika-maksima-petrovica-i-kuzmy-petrovicagore-ot-uma/
Характеристика Фамусова из комедии “Горе от ума”
Когда Грибоедов закончил работу над своим знаменитым произведением, ожидалось, что пьесу вскоре поставят в театре и напечатают.
Но цензура в то время строго следила за всеми новшествами и веяниями в литературе, поэтому пьесу ожидала серьезная проверка.
Надо сказать, что Грибоедов достаточно смело осветил многие проблемы своего времени, и особое внимание уделил противоречию, которое назрело между сторонниками старых и новых взглядов. По сути, столкнулись в интересах “век нынешний” и “век минувший”.
Как раз в этой статье мы поговорим о том, какова характеристика Фамусова в комедии “Горе от ума” – главного сторонника проходящего века. Итак, один из ключевых персонажей – Павел Афанасьевич Фамусов.
Как Фамусов смотрел на вопросы образования и воспитания
Кем был Фамусов? Чтобы лучше понять характеристику Фамусова, вспомним, что он имел достаточно влиятельное положение, служа управляющим в казённом доме.
Его семнадцатилетняя дочь Софья, возлюбленная Чацкого, впоследствие стала источником слухов о безумии главного героя. Фамусов боится менять уклад жизни, он консервативен.
Единство места комедии заключается в том, что все события происходят в течение одного дня прямо дома у Фамусова.
Почему характеристика Фамусова в комедии “горе от ума” так важна, когда мы говорим об образовании и воспитании? Очень просто: во мнении этого человека заключается мнение всех дворян той эпохи. Так задумал автор. Когда Фамусов застал Молчалина со своей дочерью, он сразу высказал свое мнение об образовании и воспитании, и этот диалог читатель видит почти с самого начала действия.
Фамусов выступает против любых новшеств, он отрицает просвещение и не признает действие ума, ведь все это может нанести вред его собственному положению.
А что он думает о распущенном поведении Софьи? Отец ссылается на то, что она увлечена книгами: “вот плоды” – говорит он. Однако по его мнению чтение не всему виной. Образование в целом влияет на зарождение такого рода мышления.
Детей учат иностранцы, преподают искусства – во вред идет такое обучение дворянам. Какая польза от образования, если семейная жизнь обойдется и без этих вещей.
Рассматривая характеристику Фамусова из комедии “Горе от ума”, любопытно заметить, что он себя ставит в пример дочке, и не надо никакого образования. По его словам, его поведение “монашеское”, то есть он нравственно чист. Однако эти слова полны лукавства, потому что только что сам Фамусов флиртовал с Лизой, и приставал к ней. Это служанка в их доме.
Фамусов и общественное мнение
Фамусов и его сторонники очень боятся дурной славы, мнения общества. И неважно, какой человек в действительности, главное, что у нем думают другие. Доказательством этого служат некоторые персонажи, которые находятся, так сказать, “вне сцены”.
Взять, к примеру, Максима Петровича, дядю Фамусова. Он глубоко восхищен им, и особенно его умением “подслужиться”, чтобы ни у кого не возникло бы нареканий. И прекрасные плоды приносит это умение, ведь Максим Петрович стал богатым и уважаемым человеком.
Хорошо характеристика Фамусова раскрывается, если посмотреть на то как он относится к людям. Он уважает далеко не всех, а тех, кто что-то значит в обществе, ведь от такого человека можно получить выгоду.
А бедные люди – мусор в его глазах, ничтожество. Вспомним Скалозуба – он уже давненько полковник, но хоть Скалозуб и очень глуп, у него при себе “золотой мешок”, да и стремится к генеральскому чину.
Такой человек вызывает у Фамусова восхищение.
Конечно, рассмотрев характеристику Фамусова в комедии “Горе от ума”, становится очевидно, что у Грибоедова была конкретная цель показать устаревшие взгляды аристократического общества. И не просто показать, но и объяснить, что этих взглядов придерживаться глупо и недальновидно. Роль Фамусова очень важна в этом. Но прочитав комедию, становится ясно – перемены неизбежны.
В нашем блоге вы найдете множество статей, где рассматриваются не только характеристики ключевых персонажей мировых произведений, но и представлены анализы литературных произведений писателей всех стран. В данной статье была описана характеристика Фамусова из комедии “Горе от ума” Грибоедова. Вас также может заинтересовать по теме:
Источник: https://reedcafe.ru/blogs/harakteristika-famusova-iz-komedii-gore-ot-uma
Характеристика героев «Горе от ума» (таблица) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
Герой | Краткая характеристика |
Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов» происходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел подчеркнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мнения, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» — знаменитый, известный |
|
Алексей Степанович Молчалин |
|
Сергей Сергеевич Скалозуб Полковник. Лиза: «И золотой мешок, и метит в генералы» |
|
Антон Антонович Загорецкий |
|
Репетклов (фамилия происходит от французского слова «релете», означающего «повторять») |
|
Софья Павловна Фамусова |
|
Александр Андреевич Чацкий Лиза: «…так чувствителен, и весел, и остер…» Софья: «Остер, умен, красноречив. в друзьях особенно счастлив…» |
|
Источник: https://resoch.ru/xarakteristika-geroev-gore-ot-uma-tablica/
Характеристика образов «отцов» в комедии Грибоедова «Горе от ума»
«отцов» в комедии Грибоедова «Горе от ума»
“Евгении Онегине”, Лермонтов в “Маскараде”, Толстой в “Войне и мире”. Именно на балах происходят судьбоносные для героев события. Был в комедии “Горе от ума” играет множество ролей. Он – кульминация произведения, декорация, атмосфера и образ века.
В композиции комедии, как и любого другого литературного произведения, присутствует своя экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Сцену бала я, не задумываясь, называю кульминацией. Это пик произведения. Это вершина, к которой действие двигалось с самого начала.
После бала начинается спад напряженности сюжета. Кроме того, атмосфера бала является подходящим фоном для действия. Комедия была рассчитана на человека того времени, для которого бал – обычное дело.
Я считаю, что самая напряженная точка сюжета и должна иметь за собой обычную декорацию, упрощая тем самым процесс восприятия зрителями.
В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов прямо противопоставляет Чацкого всем остальным (без исключения) персонажам. Противостоит главному герою общества Фамусова и его окружения: Молчалин, Скалозуб, Репетилов и прочие.
В их обществе царит внешний лоск, но это великолепие – броское, яркое, материальное – скрывает рядом с собой страшную моральную нищету. Такие, как Фамусов или Скалозуб имели по нескольку десятков крепостных крестьян, готовых тешить их братскую праздность.
Когда принципы, выработанные «веком минувшем», не принимаются «веком нынешним», возникает конфликт поколений. Этот конфликт не всегда имеет возрастной характер. Иногда даже случается так, что представители двух разных поколений одинаково смотрят на жизнь. Вспомним Фамусова.
Как восхищается он своим дядей Максимом Петровичем! Он полностью разделяет его взгляды, стремится подражать ему и постоянно ставит в пример молодёжи, в частности Чацкому:
Что граф?
Сурьёзный взгляд, надменный нрав.
Когда же надо подслужиться,
«Ах! Боже мой! Он карбонарии!.. Опасный человек!» Похожая реакция и у Софьи: «Не человек, змея». Вполне понятно, почему она предпочла Молчалина, «бессловесного» и тихого, Чацкому, который «славно пересмеять умеет всех». Надо сказать, что Молчалин тоже разделяет взгляды старшего поколения, что очень помогло ему в жизни. Придерживаясь завета отца, Во-первых, угождать всем людям без изъятья
Хозяину, где доведётся жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Собаке дворника, чтоб ласкова была…
«туза» Фамусова, его любит светская барышня. В итоге он стал незаменимым посетителем всевозможных балов и приёмов: Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрёт. В этот период модно было внешнее французское воспитание, внешнее усвоение французской культуры.
В этом обществе смесь «французского с нижегородским» наблюдается не только в разговоре. Среди поколения «отцов» наблюдались и самые дикие крепостнические проявления, ведь они имели полную власть над людьми.
Идеалы Фамусова – Кузьма Петрович или Максим Петрович, который «не то на серебре, не то на золоте едал, сто человек к услугам, век при дворе»…
Все гости, собранные вместе, составляют собой образ светского общества. Наталья Дмитриевна, говорящая за своего мужа, графиня-внучка Хрюмина, вставляющая в речь французские фразы, княжны Тугоуховские, обсуждающие наряды – все они и есть те самые “мертвые души”, которые будут потом у Гоголя.
Увязшие в светских беседах, визитах, они растеряли все оригинальные мысли и настоящие чувства. В их обществе крепостников и льстецов не терпят инакомыслия. Он теперь могут только служить проводниками сплетен. Жестоких, кстати, сплетен.
Узнав, что Чацкий якобы безумен, они не стараются помочь ему или хотя бы сделать вид, что не знают об этом. Они делают все возможное, чтобы вытеснить Чацкого, выбросить его за пределы круга: в то время, когда он произносит монолог в конце третьего действия, “все в вальсе кружатся с величайшим усердием”.
А теперь попробуем представить, где могло бы проходить действие, если не на балу.
Место это или атмосфера должна отвечать следующим требованиям: во-первых, там должны собраться люди из знати; во-вторых, все они должны иметь возможность свободно перемещаться на какое-то расстояние, чтобы можно было поговорить наедине; в-третьих, обстановка должны быть естественна для таких людей, как они; в-пятых, она должна располагать к светским беседам, сплетням.
“В условиях крепостнического общества обречены на гонение всякая независимая мысль, всякая живая страсть, всякое искреннее чувство. Интимная драма Чацкого разрастается, таким образом, в общественную драму целого поколения передовых людей декабристской эпохи”.
Благодаря их идеалам, им свойствен формальный, бюрократический подход к их обязанностям, только бы стать «не хуже других», только бы любой ценой выбиться в люди.
В их сознании цель оправдывает средства – и если унижением можно достичь цели, стоит унизиться. Идеалы Скалозубов, аракчеевских офицеров, заключаются в том, что им «только бы досталось в генералы».
Вспомните, с каким цинизмом говорится о том, каким методом хорошо бы добиться повышения!
Источник: https://referat-lib.ru/view/referat-literature/9/8279.htm
ПОЛИНКА.net
Сирвинт-Шерман З.М. Эскиз театральной постановки к пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Образ Фамусова
Павел Афанасьевич Фамусов – человек в возрасте, самоуверенный и властный. Зажиточный дворянин, вдовец, отец единственной семнадцатилетней дочери, которую он очень любит и воспитывает по-своему образу, в духе старых времён. Фамусов является крупным чиновником, хотя к своей службе он подходит формально, она его не интересует (…подписано, так с плеч долой). Всегда стремится к собственной выгоде. Это видно из того, как он рассуждает о замужестве своей дочери. Фамусов любит похвастать. Он хвастает даже тем, чего у него нет, например: монашеским поведением, хотя сам заигрывает со служанкой Лизой. В образе Фамусова автор изображает обычного для того времени человека, с его взглядами на жизнь и воспитание.
Образ Софьи
Софья — дочь Фамусова, ей семнадцать лет. Из слов отца мы узнаём, что она рано лишилась матери, поэтому её воспитанием занималась мадам Розье и приходящие учителя. В детстве была очень дружна с Чацким, возможна, влюблена в него. Любит читать французские романы. Хорошо относится к своей горничной Лизе, считает её единственным преданным человеком. Искренне любит Молчалина, считает его умным, красивым и похожим на героя её любимых французских романов. Не стесняется, при случае, обманывать своего отца, абсолютно не сочувствует Чацкому.
Образ Чацкого
Чацкий — молодой человек, друг детства Софии. Он очень умён, начитан. Его речь грамотна и красочна. Приехав из-за границы в Москву, он спешит встретиться с Софией, радуется предстоящему свиданию. Он оживлён, воодушевлён, красноречив (даже говорлив), остёр, полон жизни, много шутит. Но странный холодный приём его обижает, он огорчён и озадачен невниманием Софии, ведь, спеша на родину, Чацкий надеялся, что она его ждёт.
Чацкий насмехается и осуждает быт московских дворян. Ему не нравится, что русских детей обучают грамоте иностранные учителя, и дети не знают чистого русского языка. Чацкий приехал в Россию с надеждой на изменение старых порядков, но эти надежды не оправдались.
Образ Молчалина
Молчалин – молодой человек, состоящий на службе у Фамусова. Он является его секретарём и живёт у него дома. До знакомства с Фамусовым Молчалин был не то мелким дворянином, не то разночинцем, после знакомства стал быстро продвигаться по служебной лестнице.
Характерные черты Молчалина – стремление к карьере, умение подслуживаться, лицемерие. Он немногословен. Это объясняется его боязнью высказать своё суждение. Молчалин знает, что если он хочет сделать карьеру, то ему нужно во всём угождать своим начальникам. В стремлении повыситься чином, Молчалин подхалимничает, подслуживается к влиятельным лицам. С разными людьми он разговаривает по-разному. К Фамусову он обращается почтительно, к Софье – с особой скромностью, с Лизой он не стесняется в выражениях, с Чацким говорит внешне вежливо, но за этим скрывается самодовольство, насмешка и стремление поучать. Манера разговаривать с людьми открывает всё лицемерие Молчалина. Отец завещал ему угодничать со всеми людьми, которые могут ему хоть как-то пригодиться. И он во многом следует этому совету.
Чацкий, которому известен тип таких чиновников, как Молчалин, предсказывает ему возможность блестящей служебной карьеры.
Характеристика московского дворянства
О жизни, быте и нравах Москвы 20-х годов XIX в. и её отдельных лиц, мы узнаём со слов Чацкого и Фамусова. Перед нами предстаёт сонная, закостенелая жизнь, где многие годы ничего не меняется. Показано слепое поклонение всему иностранному, касается это моды, воспитания или языка. Пустые занятия многих — посещать многочисленные балы, гуляния, для того чтобы волочиться там за дамами. Упомянут крепостник-театрал – жестокий самодур, мракобес – член учёного совета.
Источник: https://Polinka.net/2012/01/obrazy-geroev-gore-ot-uma/
Сочинение на тему: образ Фамусова в комедии Горе от ума
Комедия Горе от ума Грибоедова — это произведение, где затронуты общественные проблемы, которые назревали в начале девятнадцатого века. Здесь затронуто столкновение старого и нового, прошлого и настоящего, века нынешнего с веком прошедшим. Вот как раз приверженность к старому, автор и сосредоточил в образе Фамусова.
Образ Фамусова
Фамусов в комедии — это реалистически созданный образ, который автор раскрыл со всех сторон. Грибоедов изобразил Фамусова и как чиновника, и как помещика, и как отца. При этом следует понимать, что таких староверов было не единицы.
Ярых защитников крепостнического дворянства было предостаточно в начале 19 века, даже больше. Их количество превышало над количеством представителей передового дворянства.
Поэтому с уверенностью можно сказать, что созданный образ Фамусова в Горе от ума является типичным для представителей московского дворянства.
Характеристика Фамусова Горе от ума
Итак, в своем кратком сочинении на тему Горе от ума, а вернее на тему образа Фамусова начну со знакомства с данным представителем крепостнического дворянства, со старовером Фамусовым. В своем сочинении по произведению Грибоедова следует сказать, что это один из главных героев. Фамусов богатый дворянин, чиновник, знатный человек.
Он хорошо известен в знатных кругах, при этом является родовитым дворянином, у которого в родстве дядя Петрович, что был известен при дворе.
Описывая в сочинении образ данного героя, следует обратиться к содержанию его образа, и тут мы увидим, что он защитник старины, он защищает старые традиции и обычаи дворян.
Он крепостник по убеждениям, считает что окружать его должны только родственники, чтобы порадеть родному человечку. Признает только богатеев, а со всеми, кто ниже его, не считается. Если говорить о его службе, то она для него не как долг гражданина, а как возможность получить чины, звания, медали, награды и деньги.
Он служит по принципу угодить вышестоящим и выслужиться перед ними.
Разговаривает Фамусов с каждым героем по-разному, в зависимости от того, что его собеседник представляет в обществе. Так, если перед ним человек своего круга, то разговор будет заискивающим и льстивым, если перед ним какой-то мелкий чиновник, то с ним и на ты можно поговорить, а слугам и вовсе можно грубить.
С дочерью он также разный. Он может и пожурить, и приласкать, и упрекнуть и позаботиться. В молодом поколении Фамусов видит будущее, поэтому и считает, что образование не нужно, оно только вредит, а наилучшим образованием и примером может быть лишь то, что дают и чему учат родители. Так он говорит Софье, что для нее он является лучшим примером.
Если говорить о моральной стороне Фамусова, то и здесь нет особых требований, лишь бы было богатство. Есть деньги, значит и жених ты подходящий. Грибоедов в образе Фамусова очень удачно отразил и показал людей, против которых в свое время выступили декабристы.
Источник: https://sochinyshka.ru/sochinenie-na-temu-obraz-famusova-v-komedii-gore-ot-uma.html
Сочинение на тему: ОБРАЗ ФАМУСОВА В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
Павел Афанасьевич Фамусов обозначен А. С. Грибоедовым в списке действующих лиц как «управляющий в казенном месте». И уже это говорит нам о принадлежности Фамусова к высшей бюрократии. Известно также, что он является членом Английского клуба.
Павел Афанасьевич — вдовец, имеет дочь. Он мог жениться вторично, но не сделал этого, не занялся он и воспитанием Софьи, он просто нанял для нее француженку-гувернантку, которая, к счастью, сумела стать для девочки «второй матерью».
Из реплик Фамусова можно понять, что в супружестве он не был счастлив, так как постоянно заставал свою «дражайшую половину» в мужском обществе. Сам Павел Афанасьевич подчеркивает, что еще бодр и свеж, хотя и «дожил до седин».
Тут же добавляет, что всем известно его «монашеское поведение». Но слова его расходятся с делом. Уже в самом начале мы видим его заигрывающим с Лизой, а во втором действии он велит записать слуге, что на днях «должен у вдовы, у докторши крестить».
Как и все московские дворяне, дорожит родством: «При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки». Тем не менее, сам Фамусов умеет оценить по достоинству деловые качества подчиненных.
Именно поэтому он и приблизил к себе Молчалина, с которым не состоит в родстве. Себя самого Фамусов обременять не любит: «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой».
Как и все московское барство, Фамусов всячески афиширует свое хлебосольство:
Кто хочет к нам пожаловать, — изволь;
Дверь отперта для званых и не званых, Особенно из иностранных;
Хоть честный человек, хоть нет,
Для нас равнехонько, про всех готов обед.
Суть мировоззрения Фамусова сводится к нескольким прочно усвоенным правилам. Он охотно простит любые бытовые грехи и грешки, но готов казнить тех, кто отказывается жить по заповедям «старины».
Взгляды на жизнь сложились у Фамусова в золотой екатерининский век дворянства, когда всем заправляли фавориты императрицы. С тех пор мировоззрение Павла Афанасьевича не менялось. Он не приемлет «новизну» еще и потому, что все московские «тузы», в кругу которых он вращается, исповедуют те же взгляды.
Самодержавно-крепостнический строй является основой благополучия людей, подобных Фамусову, потому все новое они воспринимают как угрозу собственной безбедной и спокойной жизни. Эти люди не привыкли к действиям, к активной жизни.
Все суждения они черпают «из забытых газет», расшитым мундиром прикрывают свое слабодушие и «рассудка нищету».
Наука, просвещение непонятны, недоступны и чужды представителям фамусовского общества. Они видят в образовании и образованных людях угрозу собственному благополучию.
Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда.
Безумных развелось людей, и дел, и мнений, —
заявляет Фамусов.
Окружение барина не особенно отличается от него своими убеждениями, жизненными позициями.
Все московское общество живет в уверенности, что другого образа жизни, других жизненных стремлений, кроме богатства, высокого положения в обществе, власти и влияния, нет и быть не может.
Эти люди искренне удивляются тому, как, вместо того чтобы получить очередной чин или награду, человек может отправиться в деревню читать книги или увлекается наукой.
Естественно, что, видя в Чацком проповедника ненавистной для него «вольности», Фамусов не принимает молодого человека. Единственное, в чем они сходятся, — это неприязнь ко всему иноземному, только неприязнь эта имеет совершенно разные корни. Чацкий отстаивает национальную культуру и самобытность, а Фамусов видит во французских магазинах «губителей карманов и сердец».
В свое время Фамусов пытался научить Чацкого жизни, возя его с визитами к «нужным людям», но юноша оказался неспособным учеником.
Тем не менее, Фамусов не оставляет попыток «воспитать Чацкого», советует «не блажить», хорошенько управлять имением, и, главное, определиться на службу и делать карьеру всеми возможными способами.
Он старается убедить молодого человека в необходимости служить, «на старших глядя».
Когда же тот отказывается от службы, объясняя это тем, что «служить бы рад, прислуживаться тошно», Фамусов объявляет его опасным человеком, не признающим властей.
Образцом жизненного успеха Фамусов считает Кузьму Петровича:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат…
В восторге Фамусов и от своего дяди — Максима Петровича, дослужившегося до орденов, ездившего только в карете, запряженной цугом, весь свой век проведшего при дворе Екатерины II. Именно с него, считает Фамусов, и следует брать пример молодому поколению.
Он советует подражать старику, который, чтобы заслужить улыбку императрицы, несколько раз нарочно падал в ее присутствии на пол, больно стукаясь затылком. И его усердие, подчеркивает Фамусов, не пропало даром — государыня постоянно привечала Максима Петровича.
С точки зрения своего круга определяет Фамусов достоинства Скалозуба:
Не по летам, и чин завидный,
Не нынче завтра генерал.
Его будущий зять должен удовлетворять следующим условиям:
Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, — тот и жених.
С социальным практицизмом уживается у Фамусова и бытовая сообразительность: в повседневной жизни он умеет добиваться своего потихоньку, не разглашая заранее своих намерений. Так, он очень заинтересован в Скалозубе, но скрывает это от Чацкого:
Вот будто женится на Сонюшке. Пустое!
Он, может быть, и рад бы был душой,
Да надобности сам не вижу я большой Дочь выдавать ни завтра, ни сегодня.
Любя дочь, Фамусов больше всего озабочен не настоящим смыслом ее поступков, а тем резонансом, который они произведут в свете, а также тем, как это отразится на его положении:
Моя судьба еще ли не плачевна?
Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!
Фамусов привык во всем считаться с неписаной московской «табелью о рангах», он спорит только с теми, кого считает стоящими ниже себя на социальной лестнице. Свои принципы Павел Афанасьевич считает непререкаемыми, а традиции своей среды — нерушимыми и единственно истинными.
Убежденный защитник самодержавия, этот богатый барин искренне восхищается старыми порядками, верностью москвичей дворянским традициям, старым устоям жизни.
Он считает вполне законным право помещика распоряжаться людьми по собственному усмотрению: наказывать, продавать, отправлять в ссылку, на каторгу. Крепостных он не считает людьми, не признает в них человеческого достоинства, права на собственное мнение, на личную жизнь.
Поэтому со слугами он разговаривает грубо, обзывает их ослами, чурбанами, называет Петрушками, Фильками, Фомками, независимо от их возраста.
Непоколебимая вера в старые порядки — главная отличительная особенность Фамусова. Все новое кажется ему сомнительным и даже опасным. Тирады Чацкого он перечеркивает одним возгласом: «Под суд!» Критиковать что-либо, с точки зрения Павла Афанасьевича, могут лишь столпы общества.
Таким образом, Фамусов выступает в комедии как самый яркий представитель «века минувшего», ярый защитник самодержавно-крепостнических порядков, олицетворяющий всю косность, реакционность и отсталость России XIX века.
На этой странице искали :
- образ фамусова в комедии горе от ума
- Образ Фамусова
- характеристика фамусова горе от ума
- характеристика фамусова в комедии горе от ума
- краткое сочинение на тему горе от ума
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-obraz-famusova-v-komedii-griboedova-gore-ot-uma.html