Образ и характеристика отца базарова в романе “отцы и дети” (василий иванович базаров)

Отношение Базарова к родителям в романе “Отцы и дети”

Образ и характеристика отца Базарова в романе

Поведение Базарова во взаимоотношениях с Одинцовой противоречиво. Ещё одним противоречием главного героя романа становится отношение Базарова к родителям. Последние нарисованы Тургеневым с необыкновенной симпатией.

Отец Базарова — Василий Иванович — отставной полковой лекарь, разночинец по своему происхождению, «плебей», как он сам себя аттестует. Чувством гордости наполнены его слова о том, что он у самого Жуковского «пульс щупал». И в походах русской армии он участвовал непосредственно, и героев прошлого «знал наперечёт».

Жизнь свою он строит в соответствии с просветительскими идеалами прошлого: живёт своим трудом, интересуется наукой и политикой. Важным шагом в его жизни стало то, что «не без чувствительных для себя пожертвований посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу». Он тянется к молодому поколению, как отец Аркадия, хочет понять искания и притязания сына.

Но жизнь так неудержимо идёт вперёд, столь круты перемены, происходящие в ней, что между ним и сыном вырастает какая-то глухая стена и открывается глубокая пропасть. «Конечно, — обращается он к юношам-друзьям, — вам, господа, лучше знать, где ж нам за вами угнаться? Ведь вы нам на смену пришли». Во многом Василий Иванович живёт ещё старыми представлениями.

Он и говорит-то нередко языком XVIII столетия, пользуясь замысловатыми фразами и словами.

Мать героя — Арина Власьевна — также сформирована прошедшей эпохой. Она живёт старыми традициями и обычаями, она, говоря словами Тургенева, «настоящая русская дворяночка прежнего времени». Она обаятельна, особенно в минуты, когда эта добрая женщина суетливо хлопочет, чтобы попотчевать своего любимого сына, которым она так гордится, но за которого так пугливо тревожится.

Обратите внимание

Отношение Базарова к родителям очень неровно. С одной стороны, он пытается подавить в себе сыновнее чувство, стыдится его проявлений. Не раз он весьма резко говорит об отце и матери, считая любовь к ним противоестественной сентиментальностью. А с другой — он проявляет большую человеческую нежность к «старичкам».

Он направляется к Одинцовой, но по дороге вспоминает о тех, кто ждёт его дома, поскольку это день его именин. И тут же пытается прикрыть своё чувство к родителям, бросая небрежно фразу: «Ну, подождут, что важность». А вот Базаров дома, накануне прощания с Одинцовой. Поведение его снова противоречиво.

Он явно не желает выполнить просьбу своего отца, такую важную для старика. Но здесь же трогательно и нежно характеризует Одинцовой родителей: не надо разуверять ни в чем детски простодушного отца. «И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнём не сыскать».

В этих противоречивых суждениях и чувствах тургеневский герой раскрывается особенно красноречиво.

Источник: Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX века: Учебное пособие. – СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2007

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/turgenev_i_s/otnoshenie_bazarova_k_roditeljam_v_romane_otcy_i_deti/41-1-0-1165

Базаров: характеристика. Образ Базарова в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” :

“Отцы и дети” – величайшее творение мастера психологии И.С. Тургенева. Он создал свой роман в переломную эпоху, когда передовые люди общества интересовались будущим России, а литераторы – поисками героя времени.

Базаров (характеристика этого персонажа наглядно демонстрирует то, какой была самая развитая молодежь того времени) является центральным персонажем романа, к нему сводятся все нити повествования.

Именно он самый яркий представитель нового поколения. Кто же он?

Общая характеристика (внешность, род занятий)

Как писатель-психолог, Тургенев продумал все до мелочей. Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя. У Базарова высокий лоб, что является признаком ума, узкие губы, говорящие о высокомерии и надменности. Однако большую роль играет одежда героя.

Во-первых, она показывает, что Базаров является представителем демократов-разночинцев (молодое поколение, противопоставленное старшему поколению 40-х годов либералов-аристократов). Он одет в длинный черный балахон с кистями. На нем свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха – вот как одет Базаров.

Образ получился более чем говорящий. Он не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Павла Петровича Кирсанова, внешний вид которого полностью противоположен. Простота в одежде – один из принципов нигилистов, чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к простому народу.

Как показывает роман, герою и вправду удается сблизиться с простыми русскими людьми. Базарова любят крестьяне, за ним по пятам следуют дворовые ребятишки. По роду деятельности Базаров (характеристика героя в плане профессии) – врач.

И кем бы еще он мог быть? Ведь все его суждения основываются на немецком материализме, где человек рассматривается лишь как система, в которой действуют свои физические и физиологические законы.

Нигилизм Базарова

Базаров, характер которого, безусловно, является одним из самых ярких в литературе 19 века, придерживался одного из наиболее популярных учений того времени – нигилизма, что в переводе с латыни означает “ничего”. Герой не признает никаких авторитетов, не склоняется ни перед какими жизненными принципами. Главное для него – это наука и познание мира опытным путем.

Внешний конфликт в романе

Как отмечалось выше, роман Тургенева многоплановый, в нем можно выделить два уровня конфликта: внешний и внутренний. На внешнем уровне конфликт представлен спорами Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым.

Споры с Павлом Петровичем Кирсановым касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров является по отношению к искусству, в первую очередь поэзии. Он видит в ней лишь пустой и никому не нужный романтизм. Второе, о чем ведут диалог герои – это природа.

Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа – это божий храм, в котором человек отдыхает, они восхищаются ее красотой. Базаров (цитаты персонажа это подтверждают) категорически против такого воспевания, он считает, что природа – “это мастерская, и человек в ней работник”. В конфликте с Павлом Петровичем герой часто проявляет себя довольно грубо.

Важно

Нелестно он отзывается о нем в присутствии племянника – Аркадия Кирсанова. Все это показывает Базарова не с самой лучшей стороны. Именно за такое изображение героя впоследствии пострадает Тургенев.

Базаров, характеристика которого во многих критических статьях сказывается не в пользу Тургенева, оказался незаслуженно поруган автором, некоторые считают даже, что Тургенев клевещет на все молодое поколение, незаслуженно обвиняя его во всех грехах. Однако не стоит забывать о том, что старшее поколение также отнюдь не восхваляется в тексте.

Отношения с родителями

Нигилизм Базарова ярко проявляет себя во все моменты его жизни. Родители, которые долго не видели сына, с упоением ждут его. Но они слегка стесняются своего серьезного и образованного ребенка. Мать изливает свои чувства, а отец смущенно извиняется за такую несдержанность.

Сам Базаров стремится поскорее покинуть родительский дом, видимо, потому что боится сам вдруг проявить теплые чувства. Согласно немецкому материализму, никаких душевных привязанностей у человека быть не может.

В свой второй приезд Евгений также просит родителей не мешать ему, не докучать своей заботой.

Внутренний конфликт

Внутренний конфликт в романе очевиден. Он заключается в том, что герой начинает сомневаться в своей теории, он разубеждается в ней, но не может с этим смириться. Первые сомнения по поводу нигилизма возникают у Базарова, когда он встречает Ситникова и Кукшину. Эти люди называют себя нигилистами, но слишком мелки и ничтожны.

Любовная линия в романе

Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман “Отцы и дети”. Базаров, закоренелый нигилист, отрицающий любые романтические чувства, влюбляется в молодую вдову Одинцову. Она покоряет его с первого же взгляда, когда он видит ее на балу.

Она отличается от остальных женщин красотою, величавостью, ее походка грациозна, каждое движение по-королевски изящно. Но самая главная ее черта – ум и рассудительность. Как раз рассудительность помешает ей остаться с Базаровым. Поначалу их отношения кажутся дружескими, но читатель сразу же понимает, что между ними промелькнула искра любви.

Однако ни один из них не в состоянии перешагнуть через свои принципы. Признание Евгения Базарова выглядит нелепо, ведь в момент откровения его глаза больше полны злости, чем любви. Базаров – образ сложный и противоречивый. Что заставляет его злиться? Конечно же, то, что его теория рухнула.

Человек есть и всегда был существом с живым сердцем, в котором теплятся самые сильные чувства. Он, отрицающий любовь и романтику, покоряется женщиной. Идеи Базарова рухнули, они опровержены самой жизнью.

Дружба

Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны. В Аркадии, как и в его родне, слишком много романтизма. Он хочет наслаждаться природой, он хочет обзавестись семьей.

Удивительно, но Базаров, цитаты которого в адрес Павла Петровича резки и недружелюбны, не презирает его за это. Он наставляет его на свой путь, понимая при этом, что истинным нигилистом Аркадий никогда не будет.

Совет

В момент ссоры он оскорбляет Кирсанова, но его слова, скорее, необдуманны, чем злы. Недюжинный ум, сила характера, воля, спокойствие и самообладание – вот качества, которыми обладает Базаров.

Характеристика Аркадия на его фоне выглядит слабее, ведь он не такая выдающаяся личность. Но Аркадий в финале романа остается счастливым семьянином, а Евгений умирает. Почему же?

Смысл финала романа

Многие критики упрекали Тургенева в том, что он “убивает” своего героя. Финал романа очень символичен. Для таких героев, как Базаров, время не пришло, а автор считает, что и вовсе никогда не придет. Ведь человечество и держится только из-за того, что в нем есть любовь, доброта, уважение к традициям предков, культуре.

Базаров слишком категоричен в оценках, он не принимает полумер, а его изречения звучат кощунственно. Он покушается на самое ценное – природу, веру и чувства. В итоге его теория разбивается о скалы естественного порядка жизни. Он влюбляется, не может быть счастлив только из-за своих убеждений, а в конце концов и вовсе погибает.

Эпилог романа подчеркивает то, что идеи Базарова были противоестественными. Родители приходят на могилу к сыну. Он нашел покой посреди красивой и вечной природы.

В подчеркнуто романтическом ключе изображает Тургенев кладбищенский пейзаж, еще раз проводя мысль о том, что Базаров был не прав.

“Мастерская” (как назвал ее Базаров) продолжает цвести, жить и радовать всех своей красотой, а героя больше нет.

Источник: https://www.syl.ru/article/170426/new_bazarov-harakteristika-obraz-bazarova-v-romane-i-s-turgeneva-ottsyi-i-deti

Образование и воспитание Базарова в романе

Искусство и развлечения 28 апреля 2015

Евгений Базаров – главный герой романа Тургенева «Отцы и дети». Его по праву можно считать неординарной, выдающейся личностью с трагической судьбой.

Образ Базарова в романе представлен автором очень ярко, мы словно видим перед собой этого могучего, смелого, прямолинейного человека с большими красными руками. К сожалению, жизнь героя оказалась слишком коротка для его полной самореализации.

Для того чтобы оценить масштаб личности этого персонажа, попробуем вспомнить, каким было его образование, воспитание, как все это могло отразиться на его характере.

Родители Базарова

Евгений Базаров – сын уездного лекаря и дворянки. Его родители Василий Иванович и Арина Власьевна любят сына, да и Евгений, хоть и ведет себя сдержанно, даже сурово, испытывает к ним самые нежные чувства.

Именно они были теми, кто осуществлял воспитание Базарова.

В романе «Отцы и дети» о родителях сказано совсем немного, однако этого достаточно, чтобы понять, насколько Евгений дорог им, чего только стоит сцена их встречи.

Отец Базарова очень старается выглядеть в глазах сына современным, он боится показаться ему скучным во время их встречи, которая произошла после трех лет разлуки. Дело Василия Ивановича, видимо, помогло определиться молодому человеку в жизни, он тоже стал врачом.

Как бы сын ни относился к отцу, именно он был тем, кто осуществлял воспитание Базарова. В романе «Отцы и дети» Евгений – сторонник того, чтобы заниматься делом, которое обязательно должно быть полезным.

Как бы ни показывал сын пренебрежение к этому родному человеку, Василий Иванович в его глазах был тем, кто действительно приносит пользу.

Обратите внимание

Мать Базарова, Арина Васильевна – дворянка по происхождению. Она суетлива, малообразованна, старомодна, сильно верит в Бога. Арина Власьевна, несомненно, также внесла свой вклад в воспитание Базарова.

Читайте также:  Образ и характеристика аркадия кирсанова в романе "отцы и дети": описание внешности и характера в цитатах

В романе «Отцы и дети» говорится, что такая женщина должна была родиться примерно двести лет назад. Она, безусловно, очень заботилась о сыне, он с детства видел ее бесконечную любовь.

Именно благодаря Арине Васильевне Базаров смог стать таким сильным и уверенным в себе человеком.

Взаимоотношения между родителями и Базаровым

Сказанного выше вполне достаточно, чтобы понять, как родители относятся к Евгению. Он – их единственный сын. Глава, в которой Евгений приезжает в отчий дом, просто переполнена родительской любовью. Они так рады, так волнуются, так стараются угодить! Арина Васильевна хочет спросить, надолго ли он приехал, но боится прогневить любимого сына. Евгений – смысл жизни этих пожилых людей.

Как же относится к ним Евгений? В глубине души он, безусловно, любящий сын, хотя на первый взгляд кажется, что он не ценит их нежную заботу, даже как будто пренебрегает.

Эти сердечные люди знают Евгения с младенчества, ведь они осуществляли воспитание Базарова. В романе «Отцы и дети» есть фраза, которую Евгений говорит о родителях: «Таких людей, как они, в нашем свете днем с огнем не сыскать».

Это он сказал Одинцовой перед смертью. Такое получил Базаров воспитание.

Цитаты, способной ярче показать истинное отношение героя к родителям, найти нельзя. Отцовские и материнские заботы не прошли даром. Кажущееся пренебрежение, раздражение – это прежде всего некоторая зависть и злость на себя.

У Базарова нет человека, который мог бы заполнить все его мысли, нет и дела, которое могло бы поглотить полностью его недюжинный ум. Жизнь Евгения не наполнена смыслом так, как жизнь его родителей, которые внешне заняты разными мелкими заботами.

Им не нужно искать великие дела, ведь у них есть смысл жизни, это их любимый сын.

Видео по теме

Образование Базарова

Образование и воспитание Базарова с очень раннего возраста становится его собственной заботой. Он стремится к развитию. Евгений, как известно, не был сыном богатых родителей, поэтому зарабатывает на образование сам. Профессия врача, безусловно, увлекает Базарова. Он любит трудиться, не терпит праздности. Смысл человеческой жизни, по его мнению, – приносить пользу.

Взгляды на общественное устройство

«Неблагородное» происхождение Базарова (он разночинец) показывает, что значение дворянства в общественной жизни отходит на второй план. Аристократы, по мнению главного героя, не способны к действию. Автор произведения признается, что в своем романе он хотел подчеркнуть несостоятельность дворянства.

Базаров глубоко разделяет идеи нигилизма. Он отрицает общественные устои, ценности, достижения культуры. Он не ценит красоту природы.

Быть или казаться?

Как часто мы пытаемся казаться не такими, какие мы есть на самом деле. Нам кажется, что так мы будем лучше, привлекательнее.

Базаров в глубине души – добрый и чуткий человек. Возможно, с возрастом он стал бы похож на своего заботливого отца, Василия Ивановича.

Увлекшись идеями нигилизма, Базаров надевает на себя маску циника. Он отвергает все, что не приносит практической пользы.

Важно

Однако жизнь поразительным образом заставляет человека увидеть в себе те качества, которые он старается спрятать от себя и других. Отрицая любовь, Евгений тем не менее обнаруживает в себе сильное чувство к Анне Одинцовой.

Стараясь избегать родителей, Базаров приходит к пониманию, что они – самые лучшие люди на Земле.

Роман заканчивается смертью главного героя. Принципы, по которым он жил, оказались несостоятельными, а новые идеалы так и не появились.

По замечанию автора, дальнейшее существование Базарова было невозможно, потому что он отрицал общечеловеческие ценности, которые позволяют нам жить.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/128064/

Образ и характеристика матери Базарова в романе «Отцы и дети» (Арина Власьевна Базарова)

Матерью главного героя романа «Отцы и дети» Евгения Базарова была Арина Васильевна Базарова. Читателю она представляется как милая кругленькая старушка, обожающая своего сына. По приезду Евгения домой, она бросилась к нему в объятья, обвив его шею своими пухлыми ручками, и долго плакала от счастья.

Арина Васильевна была женщиной дворянского рода и воспитывалась в кротости и религии.

Она была очень верующим человеком и верила во всякие приметы, наговоры, гадания, сны, порчи, привороты, пророчества; а так же в домовых, русалок, леших и прочую нечисть.

Болезни она предпочитала лечить народными средствами, так как больше верила в силу трав и природы, нежели кровопусканию. Так же она верила во всевозможные народные приметы, не ела некоторых видов продуктов из-за личных предубеждений.

Например, она не ела телятины, сыра, картошки и зайца, арбуз и рабов. Но все же любила сытно покушать, о чем говорит ее внешность, но и постилась регулярно. Как слабая набожная женщина она страшно боялась рыжих людей, считая их колдунами и черных кошек, считая их помощниками колдунов. Так же она боялась мышей, ползучих гадов, грома, лошадей и много чего другого.

Регулярно она спала около десяти часов в сутки, но когда у мужа болела голова, могла и вовсе не ложиться.

Читать она вовсе не любила и прочитала за всю жизнь всего несколько книг. В хозяйственных делах и заготовках продуктов она знала толк, но сама никогда ничего не делала, а перепоручала все слугам. Сама же Арина Васильевна двигалась мало и неохотно.

Совет

Воспитываясь в дворянской семье, она знала, что есть люди, которым нужно служить и те, кто служит. Хотя по своей доброте, обращалась со слугами очень ласково и часто подавала милостыню нищим.

В молодости Арина Васильевна была очень симпатичной, умела играть на клавикордах и немного разговаривать по-французски. Но после того, как родители выдали ее замуж за нелюбимого человека против ее воли, она перестала музицировать и разговаривать по-французски, ей стала неинтересна жизнь и она понемногу расплылась.

Наибольшей отрадой ее жизни был ее сын – Евгений Васильевич.

После замужества, все тяготы по управлению имением взял на себя ее муж – Василий Иванович, из-за чего Арина Васильевна уже не интересовалась ни чем.

Она была очень чувствительной и мнительной, и часто ждала каких-то бед и несчастий.

Василий Иванович все же любил свою жену и видел в ней свою подругу, с которой готов был прожить жизнь. Она же, в свою очередь, в благодарность за его хорошее отношение, тоже заботилась о нем, утешала его и разделяла все тяготы их жизни.

Источник: http://sochinenieliteratura.com/2420

Образ Базарова в романе «Отцы и дети»

И.С.Тургенев обладал удивительной интуицией. Гениальность писателя заключается в том, что он умел чутко вслушиваться в российскую жизнь и находить в ней ростки нового, самого актуального. Так в конце 50 — начале 60 годов он увидел в России новый тип героя, который приходил на смену герою-дворянину.

Образ Базарова — новый герой русской литературы

Первый героем в галерее таких образов в творчестве писателя стал Евгений Базаров.

На смену герою-дворяниу приходит герой-разночинец

И.С.Тургенев писал в статье «По поводу «Отцов и детей»:

 В этом замечательном человеке ( прототипе Базарова) воплотилось… едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно.

Детство Базарова

О детстве героя мы знаем очень мало. Мы узнаем , что его дед был крепостным

«Мой дед землю пахал»,

с гордостью заявляет герой.

Брак родителей его был основан не на любви. Но, вчитываясь в портреты Арины Власьевны и Василия Ивановича, мы понимаем, что они уважают друг друга, безумно любят своего Евгения, потому можно предположить, что все, что было необходимо, чтобы дать сыну образование, воспитать его, родители Базарова сделали.

Отец героя — бывший полковой лекарь. Евгений занимается в университете медициной, значит, какое-то влияние на это оказал и Василий Иванович.

Обратите внимание

Вообще о прошлом других героев Тургенев говорит много и охотно, но прошлом этого персонажа мы знаем мало. Может быть, потому, что не прошлое определяет суть героя, а настоящее.

Мы знаем, что он учится в университете, но все персонажи романа, даже противники героя, сознают, что не медицина станет предметом его будущей выдающейся деятельности.

Базаров — разночинец

И этим, пожалуй, все сказано. Он человек, который сам себя сделал. Он человек дела. Недаром же Тургенев пишет о времяпровождении в Марьино:

«Аркадий сибаритствовал, Базаров работал».

Евгений прежде всего очень сильный человек. Эту новую силу чувствуют все герои романа. Его сила проявляется во всех его поступках: в несчастной любви, в категоричности утверждений, в отношении к другим людям и, конечно же, в смерти. Недаром Писарев писал:

«Умереть так, как умер Базаров, значит совершить великий подвиг».

Образ Евгений Базарова как человека дела

Он по-своему добр. Вспомним хотя бы сцену первой встречи героя и Аркадия с Фенечкой. Она, мать, прежде всего отмечает, как спокойно пошел ребенок на руки к Евгению. Дети ведь очень чувствуют суть человека. Он — врач. И эта суть врача проявляется во в его образе всем:

  • в отношении к обитателям Марьина,
  • в том, как он помогает раненному на дуэли Павлу Петровичу,
  • в том, что и умирает он, заразившись при вскрытии тифозного трупа.

Евгений горд. Его отношения с Одинцовой после объяснения вызывают к нему уважение. Он может быть трогателен с родителями, именно о них он думает перед смертью ( уважая их отношение к религии, он просит Одинцову утешить Арину Власьевну).

Он, отвергающий всякие чувства способен на большую любовь. Он, отвергающий всякие нравственные нормы, в сущности, живет по высоким нравственным законам.

Но во всем, где и как проявляет себя герой, отражается его приверженность теории нигилизма.

Базаров — нигилист

Важно

Поэтому Тургенева чрезвычайно интересуют те идеи, которые проповедует его персонаж. Базаров называет себя нигилистом, то есть человеком, который ничего не признает. В романе он проповедует идеи позитивистов середины ХIХ века, провозгласивших примат практики над умозрительностью. Чувствуется в отношении Евгения к искусству и влияние эстетической концепции Чернышевского

(«Прекрасно то, что полезно»).

Герой отвергает прежде всего то, что не поддается опытному исследованию.

Чувств нет, есть физиология. Нет любви, а есть физическое влечение. Нет «загадочного взгляда», есть хрусталик, роговица, преломление света… и только.

Для Базарова — практика есть критерий истины

Практика является для него критерием истины. Эксперимент — единственный способ изучения природы. При этом искусство и красота оказываются понятиями ненужными. Практицизм позиции в образе Базарове выражен в его словах:

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Евгений Базаров как человек идеи

Этим он интересен и писателю, и читателю. Но его идеи бесплодны, в основе их разрушение, именно в этом видит герой свое назначение («место расчистить», что напоминает слова русского перевода «Интернационала» — «до основанья»). Позиция главного персонажа романа неприемлема для Тургенева.

Автор неоднозначно относится к своему герою. С одной стороны,

«Базаров — мое любимое детище»,

— писал Тургенев. С другой стороны, все построение романа, вся система образов, все художественные средства говорят о том, что герой как нигилист чужд писателю. Наверное, справедливым будет сказать, что

  • Базаров-человек интересен автору, нравится ему;
  • Базаров-нигилист чужд Тургеневу, хотя и интересен.

Автор показывает, как, соприкасаясь с действительностью, рушится философия образа Евгения. Силой своей убежденности он побеждает Павла Петровича в спорах, хотя ничего и не доказывает. Но герой в романе одинок, у него нет последователей: нельзя считать последователями Аркадия, на котором его идеи

 «болтаются, как одежда с чужого плеча»,

который, женясь на Кате, забывает своего учителя, или Ситникова с Кукшиной, само появление которых в романе гротескно. Доведенные до абсурда идеи нигилизма — вот смысл образов этих героев.

Испытание любовью раскрытие образа Базарова

Но самое жизненное испытание героя — испытание любовью — рушит теорию. Автор три раза заставляет Базарова приехать в Марьино, в Никольское, в родительский дом. Любовь, охватившая Евгения, «пробила брешь» в его теории.

Он стал осознавать романтика в самом себе, в выражении лица Одинцовой он уже видит что-то особенное (это он, говоривший, что никаких загадочных взоров не существует), перед смертью, обращаясь к Одинцовой, Базаров начинает говорить языком поэтов:

«Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет»

Читайте также:  Белогорская крепость в романе "капитанская дочка" пушкина: описание в цитатах

(он, призывавший Аркадия не говорить красиво).

Вторая часть романа строится как опровержение теории героя. Если первая часть знакомит нас с его образом как нигилиста, то вторая рассказывает о нем  как человеке. Изменяются его отношения с людьми, меняется его отношения к людям. Его благородство после дуэли признает даже Павел Петрович. Он не может не признать его благородства и силы характера.

Характер Базарова

Сила характера Базарова проявляется в сценах смерти

Сила характера Базарова-человека проявляется в сценах смерти. Во-первых, смерть — это то, что нельзя отрицать. Так природа, вечная природа спорит с человеческими теориями. Во-вторых, в смерти Евгений и становится человеком, чутким, нежным, поэтичным, мужественным. Примечательна фраза, сказанная им перед смертью:

«Я нужен России… Нет видно, не нужен.»

Так сам герой отвечает на вечный вопрос русской действительности и русской литературе — вопрос о герое времени. В эпилоге романе Тургенев, описывая могилу Базарова, говорит о вечности природы и суетности человеческой жизни.

Наша презентация по теме:

Совет

Тургенев — один из великих русских писателей. Образ базарова как главного героя его романа «Отцы и дети» неоднозначен. Недаром сам роман вызвал массу отрицательных откликов и либералов, и революционеров-демократов. Позиция автора, как уже говорилось, не высказана прямолинейно.

Характер героя проявляется:

  • в портрете ( балахон Евгения, обнаженная красная рука, лицо, выражавшее «самоуверенность и ум» и т.д.),
  • в его речи, зачастую афористичной

«Друг Аркадий, не говори красиво», «Рафаэль ломаного гроша не стоит», «Всякий человек сам себя воспитать должен»,

  • в отношении к нему других героев, их отзывах.

Тургенев создал роман, который и сейчас читается как достаточно современная вещь. Его главный герой заставляет современного читателя, размышляющего о судьбах и истории России, еще раз задуматься о теориях, которые оказываются сильнее человеческой личности, и о роли этих теорий в нашей истории.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/i-s-turgenev-obraz-bazarova-v-romane-ottsyi-i-deti

Образ Базарова в романе «Отцы и дети»

В своем произведении «Отцы и дети» И.С. Тургенев хотел показать противостояние двух социально-политических лагерей, которые сложились в Российской империи  60-м гг. XIX века.

Помимо того, что автору удалось отразить в романе актуальный конфликт эпохи, он поставил в своем произведении и ряд других проблем, к примеру, вопрос месте «нового человека», воплощением которого стал Базаров.

Можно сказать, что в образе этого героя писатель хотел показать мыслящего активного человека, живущего в условиях европейской революции. Базаров, как революционный демократ, противопоставлен в романе традиционному либеральному дворянству.

Необходим отметить, что образ Базарова является основным в произведении Тургенева, доказательством чему,  в частности, служит тот факт, что из всех 28 глав романа этот герой не присутствует всего лишь в двух.

Все остальные действующие лица словно группируются вокруг данной значимой фигуры – их характеры раскрываются лишь в процессе взаимодействия с главным героем.

Описанные в романе перипетии призваны обратить внимание читателя на особенности характера Базарова, споры и конфликтные ситуации лишь подчеркивают его превосходство, душевную силу и ум.

Независимый и самостоятельный, с достоинством прошедший школу лишений и тяжкого труда, главный герой является яростным противником традиционного дворянства, он против крепостничества – образ, созданный Тургеневым, полностью соответствует образу героя эпохи 60-х гг.

Обратите внимание

В романе Тургенева демократ-разночинец сталкивается с чуждым ему миром «барчуков проклятых» – аристократические этикет и множество условностей кажутся ему излишними. Именно взаимоотношения данных противоположных миров наиболее полно раскрывают образ главного героя.

Подытожив вышесказанное, можно сделать вывод, что важную роль в раскрытии образа играет такой прием, как антитеза – демократия противопоставлена аристократичному миру дворянства, Базаров – дяде аркадия, Павлу Петровичу. Противопоставление можно увидеть и в тандеме Базаров-Аркадий – первый поражает читателя своей решимостью, независимостью, убежденностью, а второй – отсутствием целей, твердых убеждений, мягкотелостью.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что образ Базарова раскрывается во взаимодействии с другими героями романа Тургенева – так, в спорах с Павлом Петровичем главный герой обнаруживает зрелость ума, непримиримую ненависть к барству, в дружбе с Аркадием – быть хорошим учителем, умение привлекать молодежь, также герой показывает свою преданность дружбе и честность, в отношениях с Анной Одинцовой – уверенность в себе, способность любить.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/obraz-bazarova-v-romane-otcy-i-deti.html

Образ Базарова в романе «Отцы и дети» – Русская историческая библиотека

Базаров, герой тургеневского романа «Отцы и Дети», представляет собою тип «нигилиста». Он сурово и страстно отрицает все, чему поклонялись «отцы», т.

е старшее поколение Он – демократ по происхождению и по взглядам, – враг аристократизма, враг дворянства, хотя и мужика идеализировать он тоже не станет.

Он вообще отрицает всякий идеализм, метафизику и существование «принципов» – все сводит к физиологии, к физической жизни: «принципов вообще нет, – говорит он, – а есть ощущения». Крайний материализм XVIII в. Гольбаха и Ламетри словно воскрес с новой силой в речах этого русского студента.

Отцы и дети. Художественный фильм по роману И. С. Тургенева. 1958

Твердо стоя на своей крайней точке зрения, Базаров отрицает все, кроме экспериментальной (основанной на опытах) науки. Так он решительно отвергает любовь, как какое-то идеальное чувство:

«любовь в смысле идеальном он называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства, или болезни, и не раз выражал свое удивление, почему не посадили в желтый дом Тогенбурга, со всеми «миннезингерами и трубадурами»».

«Чепухой», «гнилью», «романтизмом» называет он любовь детей к родителям, чувство дружбы, патриотизм и религию… С насмешкой отзывается он об «искусстве»; «ерундой» называет он сочинения Пушкина, с презрением относится к Рафаэлю, к музыке.

«Природа не храм, и человек в ней работник» – говорит он решительно.

Демократизм его выражается в том, что он, стоя на своей материалистической, все уравнивающей, точке зрения, отрицает всякое неравенство в жизни, – для него нет разницы не только между «дворянами» и «мужиками», – он не признаёт даже существования «великих людей» и «героев»:

«Все люди, – заявляет он, – друг на друга похожи, как телом, так и душой: у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены, – и так называемые нравственные качества одни и те же у всех; небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди – это деревья в лесу: ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березой…»

Это грубое, донельзя упрощенное, обобщение, конечно, сплошь неправильно, но оно объясняет нам прекрасно состояние души русского человека, желающего «сплеча» расправиться со всеми остатками старины, – безразлично – темными и светлыми, которые дожили до 1860-х годов.

Нигилисты, вроде Базарова, рассуждали так: «были до нас дурные и хорошие люди, происходили злоупотребления и находились люди, обличавшие зло, говорившие, вроде Рудина, пышные речи о служении человечеству, – а жизнь все текла по старому, темная, беспросветная… Не лучше ли сплеча все разрушить, «расчистить место» (слова Базарова) для «новой жизни».

Важно

Какова будет она, ни Базаров, ни его единомышленники не думали, – они считали своим долгом «разрушить старое», выдохшееся, выцветшее, одряхлевшее, а там – будь что будет»[1].

В этих мыслях в речах чувствуется отчаяние, которое росло в душе нескольких русских поколений, путавшихся в роковом «заколдованном кругу»: самосознание интеллигенции прояснилось, добро и зло определилось, – а борьба во имя «добра» оказывалась бесплодной…

И вот, в лице нигилиста Базарова русское общество приходит даже к такому крайнему «пессимизму», что отказывается верить в плодотворность реформ («самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок», – говорит Базаров).

Только одно «знание», по мнению Базарова, спасет нас и наш народ.

Что же делает Базаров для такого «спасения»? – Он только желчно и зло говорит – издевается, оскорбляет других: он не служит своим знанием людям и сторонится от них.

Едва ли в том, что он посоветовал Аркадию дать отцу на прочтение какую-то брошюру по естествознанию, можно усмотреть серьезное «служение» его своей идее – необходимости распространять трезвое знание среди народов!».

Таким образом, перед вами, в лице героя романа не «общественный деятель», а какой-то, опять-таки, «лишний человек» – тот же Рудин, только озлобленный, – пессимист-индивидуалист, у которого смелое «слово» заменяет «дело». Он сам замечает иногда неустойчивость своего миросозерцания и насилует себя, чтобы быть последовательным: вот почему себя он сам называет «самоломанным».

Но не всегда он справляется с противоречиями – они прорываются сквозь крепкие оковы его воли, – и тогда, за его злыми и смелыми словами, виднеется несчастный человек… Отрицая «принципы», – он, тем не менее, говорит: «мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, – т. е., другими словами, признает «принцип полезности».

Насмешливо относясь к «любви», уверяя всех, что он смотрит на «любовь» только «с физиологической точки зрения», – он влюбляется в Одинцову так, что не в силах вырвать из сердца своего чувства, – даже перед смертью он хочет ее видеть. В отношениях к старикам-родителям, сквозь напускное пренебрежение к ним, проглядывает его нежная, трогательная любовь…

Совет

Характернее всего расставанье Базарова с другом его, Кирсановым, он прощается с ним, холодный и равнодушный. «И у тебя нет других слов у меня?» – грустно спрашивает Аркадий…

Базаров смущается от этого прямого вопроса, и у него вырывается восклицание: «есть, Аркадий, есть у меня другие слова, только я их не выскажу, потому что это – романтизм, – это значит рассиропиться!»

В начале романа Базаров представлен задорным, самонадеянным человеком, который верит в свои смелые «слова», – но жизнь доказывает ему ложь этих слов, доказывает ему, что он заблуждается.

Он напрягает все силы, чтобы отстоять свои идеи, – он и себя не щадит, готов отказаться от личного счастья, принести в жертву счастье близких: «решился все косить – валяй и себя по ногам!» – гордо говорит он…

Но в конце романа он представлен человеком, обессиленным той упорной борьбой, которую он вел с самим собой.

В ненужности этой жертвы, так как она принесена «ложному богу», – его трагизм, его «донкихотство». И он сознает, по-видимому, это и сам, – и во второй половине романа он представлен пессимистом, разочарованным, измученным духовно человеком.

Особенно тяготит Базарова сознание, что в его безотрадной философии чего-то нет существенного…

Но он так и не понял, что вся беда его не том, что в нем не было альтруизма, что он среди «живых» людей – одинок и никому не нужен, ни с чем не связан, ни с прошлым, ни с настоящим, ни с будущим, – словом, «лишний человек»…[2]

«Я думаю, – говорит он Аркадию, – я вот лежу здесь, под стогом.

Обратите внимание

Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотное в сравнении с остальным пространством, где меня нет, и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удается прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке, кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже… Что за безобразие! Что за пустяки!»[3]

Таким образом, в лице своего героя Тургенев изобразил сильного человека, но заблудшегося. В мировоззрении его вскрыл романист коренные ошибки, а в душе его нашел разлад: «слова» Базарова, оказались «напускными», а сам он – «самоломанным»…

Так, устами Тургенева, человек 1840-х годов судил, в лице Базарова, чуждое ему поколение молодежи 1860-х годов за крайности её житейской философии.

Он отдает должное этому сильному и честному поколению, но он не обольщается этой силой, видит бесплодность её умствований и сожалеет, что направлена она неверно.

[1] «Что же вы делаете?» – спрашивает Павел Кирсанов Базарова. «А вот, что мы делаем!» – отвечает тот.

«Прежде, в недавнее еще время, мы говорили, что чиновники наши берут взятки, что у нас нет ни дорог, ни торговли, ни правильного суда… Потом мы догадались, что болтать, всё только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и доктринерству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве… когда грубейшее суеверие нас душит… Самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке».

Читайте также:  Образ и характеристика тихона кабанова в пьесе "гроза" островского, отношения тихона и кабанихи
[2] «Это что же значит? Очевидно, Базаров столь легко сходящийся с людьми, столь живо интересующейся ими и столь легко начинающий питать к ним злобу, сам страдает от этой злобы более, чем те, к кому она относится. Эта злоба не есть вырождение нарушенного эгоизма или оскорблённого себялюбия, она есть вырождение страдания – томление, производимое отсутствием любви.

Несмотря на все свои взгляды, Базаров жаждет любви к людям. Если эта жажда проявляется злобно, то такая злоба составляет только оборотную сторону любви. Холодным, отвлечённым человеком Базаров быть не мог; но сердце требовало полноты, требовало чувств. И вот он злится на других, но чувствует, что ему ещё больше следует злиться на себя» (критик Александровский).

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/4901-obraz-bazarova-v-romane-ottsy-i-deti

Образ Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», который является частью школьной программы, главным героем выступает Евгений Базаров, который предстает перед читательской аудиторией как человек нового поколения, представитель новой формации.

Он противопоставляет себя существующему миру с его правопорядками, загнившими нормами морали, которые издавна попираются самими людьми, которые их же и изобрели, чтобы прикрывать свои пороки, таиться от собственных страстей и тем самым продолжать жить в рамках дозволенного, приличного.

Но не таков образ Базарова, он не желает признавать нормы, причисляя себя к нигилистам, проповедует принципы отрицания, отрекаясь от всего того, что так дорого старшему поколению.

Важно

Он выступает с резко критическими заявлениями против отжившего крепостнического строя, с его укладом порабощения воли людской, против той несвободы, которой довольствуются крестьяне, не в силах изменить свою судьбу. И в этой позиции суждения Базарова нельзя отнести к его индивидуальным взглядам и воззрениям, это скорее предчувствие перемен, отражение того духа времени, в котором живет и существует данный герой.

Неудивительно, что в спорах со своим главным оппонентом, которым в романе И.С. Тургенева предстает Павел Петрович Кирсанов, Базаров выходит победителем, ведь он является носителем новых взглядов и приверженцем свежих идей.

Несмотря на то, что взгляды Базарова могут показаться излишне радикальными, они имеют право на свое воплощение, поскольку вековые идеи гуманизма не способны в корне изменить общественного уклада и даровать ту свободу в широком понимании этого слова, о которой мечтает отчаянно главный герой.

Порой только решительные действия способны обеспечить видимый результат, в этом проявляется прямолинейность и непоколебимая уверенность в собственной правоте, которые являются одними из центральных в образе Базарова.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

На протяжении романа «Отцы и дети» личность Базарова и его характер постепенно раскрываются более полно, позволяя глубже проникнуть в тайники его души, понять его сложную душевную организацию.

Но писатель не разделяет категорических суждений своего героя, трагически заканчивает его судьбу, пытаясь показать несостоятельность тех позиций, которые отстаивал главный герой, ведь они идут вразрез с общечеловеческими ценностями и светлыми идеалами гуманизма.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/08/obraz-bazarova-v-romane-turgeneva-otcy-i-deti.html

Образ и характеристика Базарова в романе “Отцы и дети”

События, которые описанные в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети ” в канун крестьянской реформы. Прогрессивная общественность разделилась на либералов и революционер – демократов. Одни приветствовали реформу, а другие были против такой реформы.

В центре романа появляется Евгений Базаров. И роман Тургенева начинается с приезда Базарова в имение Кирсановых.

Базаров был сыном лекаря, так же он прошел суровую школу, потом учился в университете на гроши, увлекался разными науками, хорошо знал ботанику, агротехнику, геологию, никогда не отказывает в медицинской помощи людям, вообщем он гордится собой.

А вот неприятия и интерес у людей он вызвал своим внешним видом: высокий рост, старый плащ, длинные волосы. Так же автор подчеркивал его ум, указывая на череп и лицо, выражающие самоуверенность. А вот Кирсановы были лучшие из дворян. Взгляды Базарова вызывают у них разные чувства.

Совет

Характеристика Базарова в романе “Отцы и дети” звучит одним словом: он – нигилист, он ярко отстаивает свою позицию отрицания всего. Он плохо высказывается об искусстве. Природа не предмет восхищения для героя, она для него не храм, а мастерская, и человек в ней работник. А любовь Базаров называет ненужным чувством. Взгляды Базарова не типичны для представителей радикального дворянства.

Автор проводит своего героя через много испытаний, а так же через испытания любовью. Когда у него произошла встреча с Одинцовой, Базаров был уверен, что любви нет, и не будет вообще. На женщин он смотрит равнодушно.

Анна Сергеевна для него – только представитель одного из разрядов млекопитающих. Он говорил, что ее богатое тело, достойно театра, но он о ней не задумывался как о человеке. Потом неожиданно для него вспыхивает чувство, которые его вводят в состояние рассеянности.

Чем дольше он находился в гостях у Одинцовой, чем ближе сходится с ней, тем сильнее к ней привязывается.

Человек, сильно веривший в свою теорию нигилизма, принимающий ее на 100 %, ломается при первой же настоящей жизненной ситуацией. Подлинная любовь настигает героя романа Базарова и он не знает, что делать и как правильно поступить. Он не лишается гордости из-за неразделенного чувства, он просто отходит в сторону.

Отношение Базарова к окружающим – разное. Аркадия он пытается увлечь своей теорией. Павла Петровича Кирсанова ненавидит, а Николая Петровича считает добрым, но уже отжившим свой век человеком. Внутри него растет чувство внутреннего противостояния с самим собой.

Пытаясь выстроить свою жизнь на основе нигилизма, он не может подчинить ее всем этим сухим канонам.

Отрицая существование чести, он, в то же время, принимает вызов на дуэль, так как считает это правильным. Презирая принцип благородства, на дули он ведет себя, именно благородно, что признает сам Павел Кирсанов. Поступки, требующие определенного анализа Базарова пугают и не всегда он понимает как поступить.

Как Базаров не пытается, ему не удается спрятать свои нежные чувства к родителям. Особенно это проявляется в момент приближения смерти Базарова. Прощаясь с Одинцовой, он просит не забывать стариков. Осознание того, что базаров нигилист, но он верит в существование любви для него тягостно и болезненно.

(Пока оценок нет)
Loading…

Вы сейчас читаете сочинение Образ и характеристика Базарова в романе “Отцы и дети”« Сочинение на тему “Бесприданница” ОстровскийСочинение “Трагедия жизни Обломова” »

Источник: https://schoolessay.ru/obraz-i-xarakteristika-bazarova-v-romane-otcy-i-deti/

Образ и характеристика Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети»

Русская действительность начала 60-х годов выдвинула новый тип «нигилиста», призывающего к решительной борьбе со всем старым миром, его бытом, нравами, культурой, не делая ни для кого исключений, не испытывая ни малейших сожалений.

Достаточно вспомнить Писарева, ранние статьи которого могли быть известны Тургеневу вх период его работы над романом. Честность и правдивость писателя предопределили во многих случаях объективное изображение героя-разночинца, его моральную победу над дворянским либерализмом, в частности над братьями Кирсановыми.

У Тургенева были основания заявить в одном из своих писем:

  • «Вся моя повесть направлена против дворянства, как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян — и именно поэтому, и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».

Дворянские герои Тургенева действительно лучшие представители своего класса.

Взгляды, которые они (прежде всего Павел Петрович) высказывают, являются результатом искренних убеждений, сформировавшихся в предшествующий период умственного развития русского общества. В бурную эпоху 60-х годов они входят нисколько не изменившимися, с грузом старых представлений.

Павел Петрович проявляет себя преимущественно в общих рассуждениях философского плана, Николай же Петрович находит утешение в романтическом восхищении природой, являющейся для него храмом, в романтической литературе и музыке (в романе специально подчеркивается, что он читает «Цыган» Пушкина и играет на виолончели Шуберта).

Но при всей близости Тургенева к братьям Кирсановым (особенно к Николаю Петровичу) и несомненно сочувственном их изображении (что и дало повод некоторым критикам обвинить автора романа в преклонении перед «отцами») он все же не мог не признать превосходство, Базарова, ибо в новый исторический период выразителями передовых идеалов являются разночинно-демократическая молодежь, люди базаровского типа. О спорах, которые ведутся в усадьбе Кирсановых, побеждает Базаров. Так, если Павел Петрович при всем его аристократизме п англоманстве воспринимает народ со славянофильских позиций («Он свято чтит предания, он — патриархальный, не может МИТЬ без веры…»), то для Базарова народ — понятие попадающее определенными социально-историческими признаками и требующее соответствующей политической квалификации.

Возможно, в период работы над романом Тургенев успел прочитать статью Чернышевского «Не начало ли перемены? », и призм и вождя революционно-демократического движения говорить о народе правду без всяких прикрас отразился в суждениях Базарова.

Обратите внимание

Не презрение к народу слышится в речах «нигилиста», а критика темноты, забитости и отсталости. Проблема «Базаров и народ» очень острая и не до конца еще проясненная. Есть эпизоды в романе, которые свидетельствуют не только о силе Базарова, но и о его слабости, оторванности от народа.

Существует, однако, мнение, что известный разговор Базарова мужиками есть сознательная пародия на стиль и фразеологию славянофильского толка: «Ну, излагай мне свои воззрения на жизнь, братец: ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории,— вы дадите и язык настоящий и законы». Базаровский нигилизм ничего общего не имеет с модой или подражанием.

Для того и введены в сюжет романа Ситников и Кукшина, чтобы на их фоне более отчетливо проявилось глубокое убеждение Базарова в правоте взглядов, составляющих основу его мировоззрения. В этом отношении весьма важным является автокомментарий Тургенева: «если в романе он (Базаров) называется нигилистом, то надо читать: революционером».

Базаров во всем противопоставлен старому миру — происхождением («Мой дед землю копал»,— с гордостью и вызовом произносит он), жаждой борьбы («Мы драться хотим»,— говорит он Аркадию), увлеченностью естественными науками (что было редкостью в то время, но выражало уже наметившуюся тенденцию), уверенностью в возможности человека противостоять неблагоприятному влиянию окружающих обстоятельств: «А что касается до времени, отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня». Последнее обстоятельство особенно знаменательно, так как свидетельствует о новом, демократическом понимании Базаровым проблемы «человек и среда». Даже внешность Базарова резко отделяла его от братьев Кирсановых и Аркадия: длинный балахон с кистями, красные руки, длинные волосы, которые по тем временам были демонстра тинным признаком вольномыслия.

И речь Базарова свидетельствует о той симпатии, с которой нарисован его образ.

Из всех действующих лиц романа именно Базаров наделен самым простым и ясным русским языком, именно он способен к месту воспользоваться народной поговоркой или пословицей, он оказывается мастером на крылатые, точные характеристики.

У Тургенева были основания в письме к Герцену так определить идейный смысл своего романа: «Это торжество демократизма над аристократизмом».

Однако столкновение Базарова с дворянскими героями, дворянской культурой не должно восприниматься однозначно, как полная и безоговорочная победа «нигилиста». Незадолго до окончания романа Тургенев писал: «… со времени древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения — те, в которых обе стороны до известной степени правы».

Так происходит и в романе. Нельзя не учитывать, что «отцы» у Тургенева при всем их либерализме являются носителями определенных жизненных ценностей, им присущи эстетическая чуткость, культура чувств. И в некоторых моментах Базаров по сравнению с ними обнаруживает не только силу, но и слабость.

Источник: http://www.nitpa.org/obraz-i-xarakteristika-bazarova-v-romane-turgeneva-otcy-i-deti/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector