Образ ноздрева в поэме “мертвые души”: описание характера и внешности

Характеристика Ноздрева из произведения Гоголя «Мертвые души»: описание внешности, характера, семьи и хозяйства помещика

Образ Ноздрева в поэме

Гоголь в своем произведении очень точно подбирал описание характера каждого героя. В данной статье вы узнаете о характеристике Ноздрева.

Еще одним неординарным образом помещиков в произведении «Мертвые души» становится персонаж Ноздрев. В отличие от других героев, между ним и Чичиковым складывается сумбурная ситуация, которая так и не привела к желаемому результату.

Перед читателем предстает человек с яркой внешностью и разгульным поведением. Его манеры и воспитание в полной мере отображают образ жизни помещиков того времени.

В этом человеке Гоголь объединил недостатки разных людей, обладающих похожими характерами.  Личность героя представлена читателю, как уже сформировавшееся явление.

На протяжении произведения поступки помещика однотипны и предсказуемы.

Семья помещика Ноздрева

Автор представляет Ноздрева как молодого человека в полном расцвете сил. В свои 35 лет он уже успел жениться и стать вдовцом. От этого брака у помещика подрастает двое детей. Легкомысленность Ноздрева становится его образом жизни.

Среди его приоритетов и интересов нет места ни для детей, ни для новой избранницы. Его, безусловно, привлекают смазливые женщины, но все это не больше, чем кратковременное удовольствие.

Обратите внимание

Собаки, проживающие в поместье, получают больше внимания от помещика, чем собственные дети.

Легкомысленный персонаж

Еще одним родственником Ноздрева является его сестра. Брат и сестра обладают противоположными характерами. Помещик больше поддерживает отношения с ее мужем — господином Мижуевым. Их общий интерес к различным мероприятиям переходит в тесную дружбу. Мижуев без стеснения указывает на лживость Ноздрева, но при этом не перестает быть его другом.

Внешние черты помещика Ноздрева

Ноздрев выделяется в обществе своей привлекательной внешностью. Округлая форма лица с румянцем на щеках подчеркивает его упитанность и отменное здоровье. Выбеленные зубы выступают контрастом его черным кучерявым волосам.

Черты лица подчеркивают смолистые бакенбарды. Растительность на лице неоднократно страдала от постоянных стычек хозяина, но в скором времени полностью восстанавливалась. Обильный волосяной покров был заметен на большей части его тела.

За яркой внешностью скрывается пустой и ничтожный человек.

При своем среднем росте помещик не обладал крепким телосложением, но его формы имели подтянутый вид. Первое, что бросалось в глаза при встрече с Ноздревым – это его неуемная энергия и здоровье, переполнявшие всю его сущность.

Ноздрев

В стиле одежды помещика присутствовала некоторая небрежность. Отличительной деталью одежды был кавказский кафтан с необычным кроем. Таким образом помещик пытается привлечь к себе внимание.

Хозяйство помещика Ноздрева

Ноздрев практически не участвует в хозяйственной деятельности. Для него важен только конечный итог. Текущие процессы с их особенностями и проблемами ему не особо интересны.

Помещик не беспокоился о будущем, поэтому относился ко всему с пренебрежением. В его доме не хватало женщины. Обстановка было безвкусной и не уютной. Плюс ко всему везде царил беспорядок.

Ноздрев относился ко всем неудобствам как к норме своей жизни.

Важно

Кабинет помещика скорее напоминал комнату для хранения оружия и курительных трубок. Еще одной достопримечательностью этой комнаты была шарманка из красного дерева. Композиции, проигрываемые ею, звучали обрывисто и вперемешку. Других предметов, свидетельствующих о какой-либо деятельности хозяина, здесь не наблюдалось.

Помещик полностью отстранен от своих дел и живет в свое удовольствие. Управление деревней поручено приказчику. Судя по поступкам помещика, он может позволить себе жить одним днем, не задумываясь о финансовых последствиях. Что в свою очередь говорит о стабильном доходе. Гоголь не уточняет количество крепостных помещика, но очевидно, что хозяйство немаленькое.

Большая гордость — собаки

  • Ноздрев не упускал возможности похвастаться любыми своими достижениями, в числе которых ни разу не упоминается его деревня с крестьянами. Помещик либо не имеет представления о протекающих процессах, либо знает, что положение его дел далеко от идеального.
  • Во время сделки с Чичиковым озвучивается немаленькая цифра «мертвых душ», что характеризует помещика с отрицательной стороны.
  • Ноздрев пытается чем-либо удивить своего гостя, но желаемое не совпадает с действительным.
  • Демонстрация лошадей сводится к показу трех голов невзрачного вида. Возле них разместились пустые стойла, бывшие обитатели которых были отданы за карточный долг помещика.
  • В качестве необычного обитателя Чичикову показали волка, живущего на привязи. Животное расположилось возле пруда с изобилием крупной рыбы.
  • Самого улова гостю увидеть не довелось, но зато ему поведали преувеличенную историю о том, что на одну крупную рыбу нужно задействовать не менее двух мужиков.
  • Больше всего помещик любил хвастаться своими собаками. Ноздрев очень любил своих питомцев и всегда находил для них время и средства. Животные были неотъемлемой частью его жизни: «Ноздрев был среди них совершенно как отец среди семейства; все они, тут же опустившие вверх хвосты, зовомые у собачеев правилами, полетели прямо навстречу гостям и стали с ними здороваться».
  • Одним из источников дохода помещика является мельница и кузня. Ноздрев утверждает, что на его товары всегда большой спрос на рынке. В этом, безусловно, заслуга его крепостных.

Остальная часть хозяйства помещика находилась в запущенном состоянии. Дороги были разбиты, земля на полях пустовала, так как была перемешана с грунтовыми водами.

Живет в удовольствие

Для того, чтобы лучше раскрыть образ Ноздрева, Гоголь подробно останавливается на описании нескольких его крепостных.

  • Повар, обслуживающий помещика, был мало приспособлен к кулинарии. Он абсолютно не заморачивался процессом готовки. В его блюдах встречались не совсем сочетаемые продукты. На кухне должным образом не поддерживалась чистота. В результате такой готовки на обеденный стол подавались полусырые и пригоревшие блюда. В сервировке стола не было определенного порядка, как и в жизни самого хозяина.
  • Несмотря на ремонт, затеянный посреди кухни, Чичиков невооруженным глазом заметил халатное отношение крепостных к выполняемым функциям: «В комнате были следы вчерашнего обеда и ужина; кажется, половая щетка не притрагивалась вовсе. На полу валялись хлебные крохи, а табачная зола видна даже была на скатерти».
  • Слуга Порфирий ходит в грязной заношенной одежде. Такое поведение крепостных становится следствием безответственности помещика. Возможно, из-за своей неаккуратности, он даже не замечал всеобщего мусора.

Характеристика помещика Ноздрева

Самой яркой чертой характера помещика выступает его чрезмерная общительность. При любом новом знакомстве Ноздрев очень быстро переступал границу вседозволенности. Чичиков был неприятно удивлен стремительным переходом с «вы» на «ты».

Читайте также:  Берлиоз в романе "мастер и маргарита" булгакова: образ, характеристика, описание

Помещик не придерживается многих правил поведения в обществе. Причиной этому может быть их незнание. Скромности за ним не наблюдалось. Ноздрев всегда выражался прямолинейно и громко, подкрепляя диалог разительным смехом. Во время сделки с Чичиковым, помещик так громко проговаривал все подробности, как будто речь шла о чем-то незначительном.

  • Манера общения вполне соответствовала веселому характеру Ноздрева. Злоупотребление алкоголем делает его еще более развязанным. Досуг помещик в большинстве проводил вне дома. Его постоянно тянет ко всяким общественным развлечениям. Он не пропускал ни одной ярмарки, активно посещал съезды и балы. Частенько заявлялся туда, где его совершенно не ждали.
  • Одним из его увлечений были карточные игры. Ноздрев часто мухлевал и использовал различные хитрости. Поэтому многие партии заканчивались потасовками. Случалось, помещика колотили сапогами или давали взбучку его бакенбардам. Как только растительность на лице восстанавливалась, Ноздрев, как ни в чем не бывало возвращался в прежнюю компанию. И он, и его приятели делали вид, что ничего не случилось.
  • Помещик часто проигрывался. Он легко расставался с последними деньгами, не придавая им никакой ценности. Такое отношение к финансам сформировалось вследствие их легкой добычи. Деньги поступали в карман помещика без физических или умственных затрат.
  • Выбирая способ развлечения, помещик никогда не интересуется суммой предстоящих расходов. За карточные долги иногда приходится расплачиваться ружьем из кабинета или животным из хозяйства. На выигрышные деньги часто скупались товары из различных лавок и тут же, в ближайшее время, помещик отдавал их за проигрыш. Одержимость карточными играми подталкивала помещика уединяться в комнате на несколько дней, с целью выстроить новый план обмана.

Характеристика Гоголем

Ноздрев каким-то магическим образом притягивал к себе приключения. Везде, где он появлялся, обязательно происходила шумная история. Его чрезмерная наглость на собраниях приводила к тому, что его насильно заставляли покинуть помещение. Его частые пьянки становились причиной различных непредсказуемых событий.

Постоянное вранье всюду сопровождало помещика. Все его рассказы были преувеличены. Некоторые выдумки были похожи на бред сумасшедшего – то у него лошади цветные, то он скупает землю соседних поместий. Окружающие замечали это и начинали избегать его общества.

Ноздреву всегда удавалось испортить отношения с самыми ближними людьми. Чем крепче становилась дружба, тем большие масштабы принимали его подлости и небылицы. Помещик понимал, что его болтовня повлечет за собой определенные последствия, но не мог удержать язык за зубами.

С Ноздревым было несложно договориться. Он всегда был готов незамедлительно сорваться с места, менять обстоятельства и предпринимать попытки к действию. Но эти качества не помогают ему обогатиться, а наоборот играют против него.

Поступки и образ жизни характеризует его как плохого человека. От его нечестных выходок страдает его окружение. Сам помещик не осознает своих ошибок. Постоянное участие в драках не вызывает желания переосмыслить свое поведение.

Желание приврать усугубляется его взрывным характером. Хамство становится для него привычной манерой общения. Ноздрев ничего из себя не представляет без своего окружения. Времяпровождение с картежниками и собутыльниками является его самореализацией.

Постоянная суета доставляет ему удовольствие.

Не знает мер

  • Основная проблема помещика заключается в его невоспитанности. Он не смог реализовать себя ни в качестве хозяина, ни отца. Ноздрев не умеет дорожить дружбой и не ценит окружающих людей.
  • Все хорошее, что есть в этом человеке достается его животным. Из всех помещиков, которых объездил Чичиков, самая негативная оценка сложилась о Ноздреве: «… Ноздрев человек-дрянь, Ноздрев может наврать, прибавить, распустить черт знает что, выйдут еще какие-нибудь сплетни …».
  • Помещик применяет разнообразные методы чтобы раскусить и обставить Чичикова. Он во всеуслышание заявляет окружающим о махинациях с «душами», но мало кто воспринимает подобные разговоры всерьез.
  • Отношения между Чичиковым и Ноздревым из дружбы перестают в подлость.

В Ноздреве сложно рассмотреть положительные качества. Для него не существует понятие чести. В его поступках нет ничего человеческого. Его неуемная энергия находит применение в скандалах и обманах.

Бесцельная суета разрушает его жизнь. Безнравственные поступки превращают его в «мертвую душу». Гоголь видит немало людей с подобным образом жизни. Ни одежда, ни окружающее общество их не исправит.

Видео: В гостях у Ноздрева

Источник: https://heaclub.ru/harakteristika-nozdreva-iz-proizvedeniya-gogolya-mertvye-dushi-opisanie-vneshnosti-haraktera-semi-i-hozyajstva-pomeshhika

Характеристика Ноздрева (Мертвые души)

Самым ярким персонажем в галерее помещиков, с которыми знакомится Чичиков, можно считать Ноздрева. Образ и характеристика Ноздрева в поэме «Мертвые души» позволяют представить тех помещиков, которые вели разгульный образ жизни.

Внешность героя

Ноздрев – свежий молодец 35 лет. Автор описывает внешность так, как будто любуется помещиком. Но оказывается впоследствии, что только внешний вид останется в персонаже поэмы положительным. Все остальное далеко от идеала.

Какие черты привлекают в помещике:

  • чернявый;
  • густые волосы;
  • недурное сложение;
  • полные щеки с румянцем;
  • белые, как снег, зубы;
  • черные, как смоль, усы-бакенбарды.

Автор пишет, что пышные бакенбарды отрастали быстро, после очередной драки и таскания помещика за волосы, они наутро цвели своей густотой, казались лучше прежних. Ноздреву дан яркий эпитет – кровь с молоком. Здоровье «прыскало с лица его». Лицо удалое, открытое и прямое.

Он небрежен в одежде и в поведении, но привлекателен и заметен в любом обществе. Лицо помещика сразу становится знакомым. Создается впечатление, что его уже когда-то встречал, где-то видел.

Характер персонажа

Герой поэмы сразу сходится с человеком на «ты». Он не принимает ранги, чины. Для него одинаково равны полицейский и прокурор. Для такого уровня общения никто не подает повода, но и оспаривать не хочется, понимая, что можно вызвать злость и споры. Любому легче уступить, чем начать пререкаться.

Автор дает такие отрицательные характеристики персонажу:

  • Дрянь;
  • Сплетник;
  • Лгун;
  • Говорун;
  • Кутила;
  • Лихач.

Ноздрев не понимает ценности дружбы. Он быстро сходится, получает тумака, забывает и снова общается как с лучшим другом.

Молодец обладает даром «унюхать» предстоящее мероприятие за несколько сот верст. Он является туда, где его не ждут. Вносит «сумятицу». Решительность характера имела особенность. Помещик никогда не сомневался в своих действиях. Он не мог быть робким и неуверенным. Врал не задумываясь.

Читайте также:  Иллюстрации к поэме "мертвые души" художника п. м. боклевского (картинки, рисунки)

Ложь не имела границ: у лошадей голубая или розовая шерсть, покупка земли соседних имений.

Личность Ноздрева

О помещике никто не отзывается лестно. Чаще можно услышать только негативные характеристики:«…родного отца хотел продать…»;«…родного отца хотел…проиграть в карты…»;

«… Экой скверный барин!».

Помещик не задумывается, как провести день, чем заняться. Он совершает поступки спонтанно, в одну секунду может решиться поехать неизвестно куда. Ноздрев имел странную страсть гадить ближнему. Причем, чем ближе он начинал общаться с человеком, тем хуже старался ему сделать. Он сочинял небылицы, мешал торговым сделкам, расстраивал свадьбы. Помещик не смог сохранить семью.

Его безудержный характер привел к тому, что жена быстро умерла, как живут его дети неизвестно. Есть только сведения о няньке, которой Ноздрев возит с ярмарок подарки.

Автор предупреждает, что характер типа Ноздрева не исчезает, а, наоборот, их становится все больше.«Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами…».

Классик видит их под разными одеждами, в любом обществе.

Интересы помещика

Ноздрев не меняет своих интересов. Чем увлекался в 17-18 лет, те же предпочтения остались в 35. Он любит покутить, погулять и порезвиться.

Какие увлечения имеет Помещик:

Игра в карты. Ноздрев не придерживается правил. Для него в игре главное обмануть и выиграть любым способом, чаще нечестным. Он знает множество «грязных» способов игры. Завершением обманных действий Ноздрева были: «поколачивание его сапогами», подергивание его за густые бакенбарды.

Попойки. Ноздрев пьет много, он может это делать без закуски.

В пьяном виде помещик смешон и опасен: он смеется без причины, врет самым жестоким образом, лезет в драку. Помещик, находясь чаще в пьяном виде, «…нес полу трезвую речь…». Даже в обычные напитки (чай) он добавлял алкоголя.

Раскладывание карт. Ноздрев мог находиться в квартире две недели без выхода на улицу. Он получал обед в окно, позеленел и исхудал.

В чем заключалось его занятие. Он подбирал карты одной талии, с меткой, которая могла помочь ему в игре.

Обмен. Помещик готов обменяться всем: ружье, собака, лошадь. Смысла в обмене не было. Выиграв на ярмарке, Ноздрев быстро накупает всякой ерунды бездумно, берет все, чтобы потом обменять на еще большую нелепость. Проиграть может даже повозку «с коляской и кучером».

Домой добирается с каким-нибудь знакомым или приятелем.

Общение с Чичиковым

Павел Иванович удивился обеду у буйного хозяина. Еда не имела смысла у помещика, поэтому все было пригоревшее, недоваренное. Понять, как готовилось блюдо, было сложно. Казалось, повар укладывал в кастрюлю все, что было под рукой. Основное требование обеда – быть горячим. Ноздрев налегает на вина.

Они были все разные, просто появлялись на столе и разливались по стаканам: портвейн, го-сотерн, мадера. Но Чичикову показалось, что бутылки были одинаковые, только названия разные. Вкус напитков не соответствовал. Прислуга не обращала внимания на оформление стола, посуду и чистоту.

Все стояло без определенного порядка, как и сам хозяин.

Другие материалы по поэме «Мертвые души»

Краткое содержание

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1399-harakteristika-nozdreva-mertvye-dushi.html

Ноздрев — характеристика образа в поэме «Мертвые души»

Характеристика Ноздрёва вполне помещается в краткую формулировку: неистовый помещик.

Прилагательное в этом случае нужно понимать во всем богатстве значений, зафиксированных Владимиром Ивановичем Далем в его толковом словаре.

Оглавление:

  • Образ и характеристика Ноздрева в поэме «Мертвые души»
  • Описание портрета Ноздрева
  • Черты характера, манера поведения и речь
  • Жизненные цели
  • Описание деревни и усадьбы Ноздрева
  • Отношение к хозяйству
  • Отношение Ноздрева к окружающим
  • Любимое занятие
  • Почему Ноздрев мертвая душа
  • Цитатная характеристика Ноздрева
  • Заключение

Образ и характеристика Ноздрева в поэме «Мертвые души»

Автор вывел персонаж без имени, счел не важным для читателя и отчество. А фамилия звучит как собачья кличка (на Руси часто домашнюю скотину звали по фамилии хозяина).

Происхождение ее красноречиво: часть носа – элемента очень характерного, связанного в народе с половой сферой. Первое впечатление подтверждается при более близком знакомстве.

Ноздрев характеризуется как личность «историческая», потому что вечно ввязывается или провоцирует истории: скандальные, безобразные и непотребные, с жандармами, драками и пьянками. Еще это мастер сочинять небывалые истории безо всякой нужды: заврется так, что самому уже неудобно.

Это «многосторонний» человек – в смысле, «на все руки»: все и на что угодно менять, куда угодно срываться, в какой угодно вступать проект. Чем не молодой, неугомонный, бойкий и юркий пес, прыгающий из стороны в сторону?

Поступки и внутреннее содержание персонажа вполне себе собачьи: восторженное бросание к едва знакомому человеку, резкие перепады настроения, страсть к игре, желание выиграть любой ценой, публичные драки, нюх на веселые сборища. Желание быть лидером: все у него самое-самое (гигантскую рыбу из его пруда двое еле вытаскивают, жеребец в его стойле – не меньше десяти тысяч стоит и т. д.).

Совет

Поведение Ноздрева лишено какой-либо сознательности, направленности. Даже побои его не вразумляют, настолько коротка его память: вскоре братается с вытолкавшими его взашей.

Как и положено родовитой гончей, к персонажу прилагается биография: 35 лет, был женат, прижил двоих детей, жену похоронил, из семейных интересуется больше смазливой нянькой, дома бывает редко, постоянно удирая на всякие публичные сборища, которые своем чутким носом чует за несколько десятков верст.

Ноздрев, существо хотя и родовитое, но лишенное благородных качеств своего прообраза: во многих мифологиях собака – защитник героев, проводник в царство бессмертных, победитель чудовищ-врагов человека и мироздания. Помещик из «Мертвых душ» похож скорее на бродячего блудливого кобеля, околачивающего возле трактиров и выискивающего всякую дрянь.

Описание портрета Ноздрева

Образ собаки организует и подачу портрета персонажа. При первой встрече это чернявый, хорошо сложенный молодец, свежий и полнокровный, среднего роста, с роскошной темной шевелюрой и смоляными бакенбардами.

Подобные Ноздреву люди на лицо открытые, прямые и удалые. Молодецкий смех пробуждает и спящего мертвым сном, обнажает все сахарно-белые зубы, заставляя дрожать и прыгать щеки как у смеющегося бульдога.

Неспроста в облике помещика подчеркивается обилие волос: густейшие бакенбарды, растрепанная густая шевелюра, под халатом на голое тело – грудь, покрытая какой-то бородой. Вроде бы и живописный молодой человек, но суть его выдает покрывающая тело собачья шерсть.

Читайте также:  История создания повести "олеся" куприна: прототипы героев, история публикации

Привлекательность Ноздрева телесная, животная, даже в некотором роде дьявольская. Внешность брызжет здоровьем, не убиваемым, постоянными потасовками и кутежами. Даже румяные щеки-брыли наделены волшебной растительной силой: бакенбарды на них чудесным образом отрастают лучше прежних, выдранных в очередной драке.

Черты характера, манера поведения и речь

Анализ высказываний героя показывает, что «собачья» манера поведения неотделима от речи Ноздрева – в высшей степени экспрессивной и выразительной.

Монологи и реплики отличаются обилием восклицательных знаков и превосходной степени прилагательных.

Лексика скачет от восторженно-ласкательных слов к ругани и казарменным выражениям. Постоянно то божится, то чертыхается, а ласковые «душа» и «брат» сменяются ругательскими «канальей», «фетюком», «подлецом» и «шильником».

Причем ругательства годятся и для дружеского обращения: даже повесить по-дружески желал бы он юлящего Чичикова.

Любит ввернуть в разговор иностранное слово – только из-за его звучания, не понимая значения. Иногда от речи кутилы веет солдатским натурализмом, в приличном обществе подобными выражениями не бросаются.

Спор с коммерсантом о выкупе мертвых душ напоминает разговор человека с лающим псом – настолько отрывисты и все более агрессивны ноздревские реплики «Врешь!», «Подлец!» и так далее.

Жизненные цели

Отсутствуют. Ноздрев только большой охотник погулять. Пьянствовать и испытывать удачу в картах, выигрывая и тут же просаживая деньги и вещи.

Играть ради игры, побеждать, побеждать и побеждать: любой ценой – причудливейшего вранья, крапленой колоды, перестановкой игральных шашек на доске и даже кулаков. Это тупое, неосознанное желание какой-то победы над всеми и всем.

Так что Чичиков снова просчитался: план даром выпросить мертвые души у проигравшегося отчаянного помещика изначально был обречен на провал.

Описание деревни и усадьбы Ноздрева

Больше двух часов водил радушный хозяин гостей по своему поместью – а более или менее определенного описания ноздревской деревни в книге нет.

Только впечатление запущенности, неприбранности и заброшенности.

Господина дома не ждут: под заунывную песню два мужика в столовой белят потолок. В конюшне две кобылы и неказистый жеребец с блуждающим тут же козлом – остальные стойла пустуют. Ноздрев хвастает волчонком на привязи – будущим «совершенным зверем».

Дикость угрожает поглотить культуру в царстве Ноздрева: бороненные земли чередуются с заброшенными, топкие низины и вязкая грязь и лес в отдалении.

Обратите внимание

Емко характеризует бравого землевладельца такая деталь: дойдя до границы владений, хозяин клянется, что и лес в отдалении и за лесом – тоже его. Собачья территориальность в действии.

На псарне молодой красавец и вовсе выглядит как отец семейства: собаки многочисленны, довольны, ухожены и обласканы.

Интерьер помещичьего дома представлен только кабинетом. Где нет книг или бумаги, но кругом сабли, два ружья, лже-турецкие кинжалы, всевозможные курительные трубки. Предметы мужской воинской культуры беспорядочно разбросаны, а среди них – до нельзя лишняя, всегда сбивающая на шуточный марш шарманка.

Кстати, спалось понадеявшемуся на дармовщинку Чичикову в этом доме плохо. Всю ночь он чесался из-за нестерпимо больно кусающих маленьких пребойких насекомых.

Отношение к хозяйству

Отсутствует. В собственном доме его по-настоящему волнуют три страсти: собаки, охота, территория для охоты. Не отдает Чичикову желаемое, потому что носом чует что-то нечистое. И хочет к тому же во что бы то ни стало загнать коммерсанта – поймать его на лжи.

Отношение Ноздрева к окружающим

Не поддающееся логическому объяснению, бессознательное, отличающееся, однако, страстью «нагадить ближнему». О ближайших приятелях распускает сплетни, расстраивает их свадьбы или торговые сделки.

При следующей встрече упрекает, что оплеванный человек не заезжает в гости (обращение при этом «Подлец»). Даже проводив зятя, тут же говорит гадости про него Чичикову.

Ноздрев подобно псу кусает руки, играючи.

Любимое занятие

Подытожим, чем же любит заниматься герой «Мертвых душ»:

  1. Все чувства с неистовой силой пробуждают в красавце всевозможные игры – особенно карточные. Маниакальная одержимость победой: не брезгует крапленой колодой, за что часто бывает бит. Подбивая на игру, он делается будто бы одержимым бесом (как подумал про себя Чичиков).
  2. Гиперболические рассказы о своих владениях, победах, предчувствиях, подаваемых блюдах и так далее.
  3. Споры и пари без преследования даже какой-то выгоды: ведь прекрасно знает Ноздрев, что владения его за меткой заканчиваются – но спорит с зятем, что территорию за ней он уже выкупил. Но даже не задумывается о неминуемом проигрыше и его цене.
  4. Охота и собаки. В животных он разбирается: какими должен быть нос, уши, ребра. Пополняет домашнюю свору новыми породами. Заботится лучше, чем о родных детях: велит вычесывать у щенка блох, любуется им, проверяет его состояние.
  5. Пьянство. Среди угощения для гостей – разнообразие спиртного: портвейн, разбавленная ромом или царской водкой мадера, бутылка бургуньона и шампаньона вместе, распространяющая сивушищу рябиновка.
  6. Посещение ярмарок и других публичных сборищ.

Почему Ноздрев мертвая душа

Главный вывод после анализа персонажа: при всей своей привлекательности, это лишь оболочка человека. Но даже через нее пробивается животная сущность помещика.

Алогичность, неосознанность, дикость и непредсказуемость – вот главная характеристика все его речей и поступков.

Ноздрев – зверь, так и не ставший человеком, не одухотворенный высшими человеческими свойствами: разумом, совестью и добротой. Нет в нем даже преданности собственному дому.

Цитатная характеристика Ноздрева

Характер, поведение и жизнь Ноздрева походит на обед, которым он потчует гостей. Блюда приготовлены не для человеческого желудка. Нечто сложное и бесформенное, с пригоревшими и не проваренными фрагментами.

«Видно, что повар руководствовался более каким-то вдохновеньем и клал первое, что попадалось под руку: стоял ли возле него перец — он сыпал перец, капуста ли попалась — совал капусту, пичкал молоко, ветчину, горох — словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет».

Здесь микрообраз сути Ноздрева: богатство материи – но беспорядочность, бесформенность,  дезорганизованность, непоследовательность, бесцельность.

Заключение

Образ неистового Ноздрева вполне вписывается в дьявольскую мистерию «Мертвых душ». Покинув символический гроб – поместье Коробочки – он из трактира увлечен адской гончей и насилу унес от нее ноги. Дальше его ждет встреча с цербером Собакевичем.

Источник: https://1001student.ru/literatura/nozdrev-mertvye-dushi.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]