Мораль басни “фортуна и нищий” крылова (анализ, суть, смысл)

Анализ басни Крылова «Фортуна и Нищий»

Басню «Фортуна и Нищий» Иван Андреевич Крылов написал в 1813 году, а опубликована она была в сборнике «Новые басни» в 1816 году. Для этой басни Крылов использовал оригинальный сюжет, в основу которого положено общение богини счастья Фортуны с Нищим, просящим милостыню на улице.

Нищий удивлялся жадности и ненасытности богатых людей, которым всего мало. Переходя от дома к дому, он вспоминает судьбу их некогда богатых хозяев. Один из них, проторговавшись, решил поправить дела и отправил корабли в море на поиски золота.

Но корабли потонули во время бури, и человек остался ни с чем. Другой решил удвоить свое богатство, но, в итоге, оказался в долгах.

Обратите внимание

В какой-то момент перед Нищим предстает Фортуна и говорит, что решила осчастливить его деньгами

, но предупреждает, что те деньги, которые коснутся земли, превратятся в мусор. Поток тяжелых монет начал наполнять суму Нищего.

Фортуна несколько раз спрашивала его, не пора ли остановиться, но Нищему все было мало, хоть в его суме уже находилось огромное богатство. В конце концов, старая сума не выдержала и порвалась и все деньги, упав на землю, превратились в прах. Фортуна скрылась, а Нищий остался стоять с порванной пустой сумой.

Фортуна – слово латинское. По-русски значит оно – счастье. Но в басне Крылов употребил именно слово «фортуна», а не «счастье». Значит, представлял он счастье таким, каким его видели римляне и древние греки.

А те изображали Фортуну в виде женщины, которая катится на колесе с завязанными глазами. В руках у нее рог изобилия, из которого сыплются богатства. Этим хотели показать, что всяких благ на земле много. И это не только материальное богатство.

Есть много и других радостей в жизни, только мы не умеем ценить их.

Простым достатком мы недовольны и словно не блага для нас любовь, дружба, семейные радости, общее благополучие, красоты природы, здоровье, знание, спокойная совесть, успех в борьбе за правое дело, помощь ближнему… А ведь многие из этих благ дают счастья и радостей куда больше, чем богатство.

Но кому же Фортуна блага дает? Люди считали, что выпадает счастье без всякого толку, кому попало. Вот и стали рисовать Фортуну слепой, с завязанными глазами.

Сыплет, кому попадет! Иному, нестоящему – много, а другому, стоящему – ничего. А на колесе Фортуна изображается, потому что она очень непостоянна.

Вроде как, вот оно, счастье, в руках, но тут колесо фортуны разворачивается, и счастье проходит мимо.

Важно

Так случилось и с Нищим в басне. Не сумел он перебороть свою жадность и остался ни с чем, поскольку Фортуна переменчива, и надо уметь себя ограничивать, чтобы не потерять все. Басня «Фортуна и Нищий» высмеивает такие людские пороки, как жадность и ненасытность, неумение ценить в жизни простые человеческие радости.

Мораль басни «Фортуна и Нищий» заключается в том, что в жизни надо поступать мудро. Нужно различать истинные и наносные ценности, и во всем знать меру.

Источник: https://DetskiyChas.ru/school/krylov/analiz_fortuna_i_nishhiy/

Избавь Господь народ России от психологии «нищего»

Опубликовано автором Мар 8, 2013 в Авторские статьи | Нет комментариев

Трудно себе представить, насколько «потенциально» богата наша страна Россия. Среди всех причин, почему мы употребили слово «потенциально», а не реально богаты, есть одна главная.

Как это не покажется читателю странным – главная причина тотальная психология «нищего» в нашем народе?! Это касается всех слоев общества и современных «богатеев» и «скромных» обывателей. Как мы писали в наших работах на сайте, любое понятие имеет две стороны, два лица, две противоположности.

Они проявляются в человеке, как «нечто единое». Например, две противоположности как одно целое — «страх – бесстрашие» — раздел «Притчи» — История от почтальона Печкина и Притча о двух волках. Нет страха без бесстрашия и наоборот – бесстрашия без страха. В качестве примера быль периода второй мировой войны.

По окопу перед атакой идет командир и слышит, что бойцы смеются над молодым солдатом. Подходит и видит, что солдат описался от страха. Командир подходит к молодому солдату и говорит – Ты сынок только описался? Тот удивленно отвечает – Да?! Командир говорит ему – Ну это нормально. А я перед своей первой атакой еще и обосра…! Сейчас пойдем в атаку.

И молодой солдат со всеми пошел в атаку. Из состояния страха у него «внутри все перешло» в состояние бесстрашия, но страх «был рядом».

Вернемся к анализу психологии «нищего». Как вы теперь понимаете у понятия «нищий» обязательно есть противоположность – «богатый».

В сугубо материальном понимании пара «нищий-богатый» определяется в сознании людей как «богатства земные».

Совет

В Материальном мире – это система ценностей привычная и понятная для большинства людей: деньги (эквивалент энергии) и все, что за них можно приобрести, положение в обществе (тоже эквивалент энергии) и т. д.

В духовном плане богатство – это другая система ценностей и другой вид энергий.

Здесь мерилом наибольшей ценности выступает самая большая вечная нетленная ценность (ибо все мирское тленно и временно или отмечено печатью смерти) – «Святой Дух» о котором говорил в Евангелие апостол Матфей — (Мф. 5. 1:3) «1.

Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. 2. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».

«Определение» — «блаженный» может относиться ко всем и к «материально богатым» (желание быть богатым невозможно удовлетворить, поскольку всегда будет хотеться иметь еще больше) и «материально бедным».

Все зависит от того, что для сознания человека является самой большой ценностью.

Материальное или Духовное?! Поскольку мы все «ослепительно сияющие духовные существа», живущие в системе тонкоматериальных тел в Материальном мире, то «желание материального богатства» — это заблуждение «опьяненного материальными энергиями» Сознания Духовного Существа, которыми, по сути, все мы являемся. Достаточно подробно мы рассказывали об этом в нашей работе раздел «Авторские статьи» — Проблема Духовного самосознания населения России. Да, в Материальном мире человеку нужен дом, семья, пища, относительный достаток, но без главного «Духовного достатка» все мирское абсурдно убого. Оглянитесь вокруг – «Страна без курса» без цели и смысла. Куда мы идем в будущее? В чем смысл нашей жизни? Что мы должны на самом деле «сделать для себя лично»? Никто нам этого не говорит. Все больше разговоров о «расслоении» в обществе на бедных и богатых?!

О психологии «нищего» говорил, в частности, Ива́н Андре́евич Крыло́в [1] , который был действительный Статский Советник и был достаточно «богат» по тем временам. Приведем ниже его басню.

Басня Крылова Фортуна и Нищий

Содержание : Басни Крылова

С истертою и ветхою сумой

Бедняжка-нищенький под оконьем таскался

И, жалуясь на жребий свой,

Нередко удивлялся,

Что люди, живучи в богатых теремах,

По горло в золоте, в довольстве и сластях,

Как их карманы ни набиты,

Еще не сыты!

И даже до того,

Что, без пути алкая

И нового богатства добывая,

Лишаются нередко своего

Всего.

Вон бывший, например, того хозяин дому

Пошел счастливо торговать;

Расторговался в пух. Тут, чем бы перестать

И достальной свой век спокойно доживать,

А промысел оставить свой другому, —

Он в море корабли отправил по весне;

Ждал горы золота; но корабли разбило:

Сокровища его все море поглотило;

Теперь они на дне,

И видел он себя богатым, как во сне.

Другой, тот в откупа пустился

И нажил было миллион,

Да мало: захотел его удвоить он,

Забрался по уши и вовсе разорился.

Короче, тысячи таких примеров есть;

И поделом: знай честь!

Тут Нищему Фортуна вдруг предстала

И говорит ему:

«Послушай, я помочь давно тебе желала;

Червонцев кучу я сыскала;

Подставь свою суму;

Ее насыплю я, да только с уговором:

Все будет золото, в суму что попадет,

Но если из сумы что на пол упадет,

То сделается сором.

Смотри ж, я наперед тебя остерегла:

Мне велено хранить условье наше строго,

Сума твоя ветха, не забирайся много,

Чтоб вынести она могла».

Едва от радости мой Нищий дышит

И под собой земли не слышит!

Расправил свой кошель, и щедрою рукой

Тут полился в него червонцев дождь златой:

Сума становится уж тяжеленька.

«Довольно ль?» — «Нет еще». – «Не треснула б».

«Не бойсь».

«Смотри, ты Крезом стал». – «Еще, еще маленько:

Хоть горсточку прибрось».

«Эй, полно! Посмотри, сума ползет уж врозь».

«Еще щепоточку». Но тут кошель прорвался,

Рассыпалась казна и обратилась в прах,

Фортуна скрылася: одна сума в глазах,

И Нищий нищеньким по-прежнему остался».

Рис. 1. Фортуна и нищий. Марков Алексей Тарасович [2] . «Картина написана [3] на сюжет одноименной басни И. А. Крылова. Выставлялась в Риме в зале на Пьяцца дель Пополо в 1836 вместе с полотном А. А. Иванова «Явление Христа Марии Магдалине».

За нее в том же году Марков был удостоен звания академика. Приобретена для Музея ИАХ императором Николаем I. На среднем плане у мраморной балюстрады на фоне пьедестала статуи императора Августа изображены сам художник и автор басни И. А. Крылов.

В Петербурге экспонировалась в 1836 на выставке в ИАХ (№ 400)».

Цените и берегите, то, что имеете. Можете умножать материальный достаток, но это не должно быть главной «Целью» вашей жизни. Если от психологии «нищего» будем избавляться все мы, то от этой психологии «нищего» избавятся и Управители России.

Читайте также:  Критика о повести "портрет" гоголя, отзывы современников

Каков народ, таковы и Управители. Страна, в которой мы живем, удивительно богата и плодородна. Хватит всем с лихвой, если перейдем это главное противоречие в нашем сознании. Господь нам в этом поможет.

Обратите внимание

Просите у Господа понимания и возможности перейти эту парочку «богатый-нищий» и дано вам будет.

©Арушанов Сергей Зармаилович 2013 г.

Приложение:

Материал из свободной энциклопедии Википедия:

«Форту́на [4] (лат. Fortuna) — древнеримская богиня удачи. Отождествлялась с древнегреческой Тюхе.

Происхождение

Культ Фортуны — один из самых старых, заимствованных Римом культов италийского происхождения (новенсилы (англ.)русск., лат. di novensidenses).

Римское предание содержит ясное представление только о поздней Фортуне, тождественной Тюхе и приписывает введение культа любимцу счастья, бывшему рабу Сервию Тулию.

Древнейшее, первоначальное значение богини с трудом поддаётся определению.

На основании характера праздника Fortis Fortunae и времени его проведения (24 июня) делались выводы, что первоначальное значение богини было земледельческое — обоготворение случайности, непредвиденного стечения обстоятельств, которые играют такую важную роль в жизни земледельца[1].

Культ

Праздник Fortis Fortunae и был связан с земледелием и отмечался 24 июня. Другой характер имеет Фортуна скотного рынка; её тесная связь и соседство с Матер Матута (англ.)русск. (лат.

Mater Matuta) позволяют думать, что, как и Матута, она была богиней-покровительницей женщин; на это же указывает и смешение её с Пудицитией (англ.)русск. (лат. Pudicitia), и обычай невест приносить в дар этой Фортуне Девической (лат. Fortuna virginalis) свои девические платья.

Той же богине посвящён был другой храм на Латинской дороге, основанный, по преданию, Кориоланом, где богиня почиталась под именем Фортуны Женской (лат. Fortuna muliebris) . Такое же отношение к женщинам видно и в культе Фортуны Мужской (лат.

Fortuna virilis), которой молились 1 апреля женщины низших классов в мужских банях; празднество её совпадало с праздником в честь Венеры. Таким образом, наряду с богиней-покровительницей чистоты и целомудрия, она покровительствовала противоположным качествам женской природы.

Рис. 2. Колесо Фортуны. Человек стремится к власти, достигает ее и падает, теряя корону.

Культ Фортуны заимствован был, вероятно, из Лация, где издревле славились её храмы в Анции и Прэнесте. Особенно знаменита была прэнестинская богиня, прозванная Primigenia, то есть перворожденная дочь Юпитера.

Эта чуждая латинской религии идея филиации есть, вероятно, результат иноземного, может быть греческого влияния.

Важно

Характер богини, как покровительницы женщин и их плодовитости, сказывается в посвящении ей надписей матронами, просящими детей, и в изображении богини с двумя младенцами у грудей, подобно аналогичной богине в Капуе и ряду других, особенно галльских и германских божеств сходного значения.

Отличительной чертой прэнестинского культа были предсказания, которые давала богиня; они записывались на палочках дубового дерева, вынимавшихся как жребий (sortes). Эта опять-таки чуждая старолатинским религиозным воззрениям черта повела к тому, что культ прэнестинской богини поздно проник в Рим.

Publica p(opuli) R(omani) было эпитетом и богинь двух других храмов, что даёт право заключить, что культ прэнестинской богини перешёл в культ богини-покровительницы счастья римского народа.

Культ богини счастья вскоре дифференцировался на сотни и тысячи отдельных культов. Боги-покровители определённых лиц, групп, учреждений, дней, времён года и т. п.

, тысячи римских гениев и персонификаций разделили общее понятие счастья и удачи на тысячи мелких частей.

В виду способности этого божества к дифференциации, наряду с преобладанием в обществе чисто материальных интересов, Фортуна делается наиболее популярной богиней римского Пантеона и почитается под тысячами имен и прозвищ.

Характерны в этом отношении слова Плиния Старшего: «по всему свету, повсюду во все часы дня голоса всех призывают и называют одну Фортуну, её одну обвиняют, привлекают к ответственности, о ней одной думают, её одну хвалят, её одну уличают.

С бранью почитают её изменчивую, многие считают её слепой, бродячей, непостоянной, неверной, вечно меняющейся, покровительницей недостойных.

Ей насчёт ставится и дебет и кредит, и во всех расчётных книгах смертных она одна занимает и ту, и другую страницу».

Ей посвящаются тысячи алтарей и капелл по всей римской империи; её изображение появляется в домашних святилищах, на монетах и ещё чаще на предметах промышленности и домашнего обихода; она преобладает, вместе с Меркурием — таким же богом материальной выгоды и удачи — на резных камнях, на свинцовых марках самого разнообразного назначения, на лампах, копилках, сосудах ежедневного употребления и так далее. Популярности богини содействует и то, что она входит, как официальная составная часть, в культ императоров, под именем Фортуна Augusta, наряду с гением Августа; в Помпеях и других местах ей в первые времена империи посвящаются храмы. В Риме особым почитанием со времени возвращения Августа с Востока в 19 г. до н. э. пользуется Г. Redux. Культ Фортуны сохраняет своё официальное значение и после Августа, до поздних времён империи. Изображается Фортуна обыкновенно в виде одетой женщины, опирающейся одной рукой на колесо, а другой держащей рог изобилия. Иногда она представлена стоящей на шаре или упирающей в него свой главный атрибут — колесо. Дифференциация характеризуется присоединением атрибутов, например, корабельного носа (F. navalis).

Храмы

Совет

Древнейшими храмами её были fanum Fortis Fortunae и aedes Fortunae, на Бычьем форуме (forum boarium) в Риме. Первый храм Fortuna primigenia посвящён был, в 194 г. до н. э., на Квиринале; вскоре тут же возникли ещё один храм той же богини и храм Fortuna publica, поэтому местность стала называться ad tres Fortunas.

Около 101 в Риме был построен храм Фортуны huiusce diei — божества, гарантирующего счастливый исход данного дня; ещё раньше, в 180 г., посвящён был диктатором Кв. Фульвием Флакком храм Фортуны equestris богине — покровительнице римской конницы, в память счастливой кавалерийской атаки в кельт Иберской войне 180-го г.».

[1] Ива́н Андре́евич Крыло́в (2 [13] февраля 1769, Москва[1] – 9 [21] ноября 1844, Санкт-Петербург) — русский поэт, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии (1811), ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности (1841).

В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов» и ходившей в списках пародийной трагикомедии «Трумф», высмеивавшей Павла I. Крылов является автором более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами.

В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми. Басни И. А. Крылова положены на музыку, например, А. Г. Рубинштейном — басни «Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Квартет». — https://ru.wikipedia.

org/wiki/%CA%F0%FB%EB%EE%E2,_%C8%E2%E0%ED_%C0%ED%E4%F0%E5%E5%E2%E8%F7

[2] Марков Алексей Тарасович – Фортуна и Нищий — https://pokartinam.ru/markov-aleksej-tarasovich-fortuna-i-nishhij/

[3] Фортуна и нищий — адрес ссылки в Интернете — https://www.tez-rus.net/ViewGood37436.html

[4] ФортунаВикипедия — https://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%EE%F0%F2%F3%ED%E0

Источник: https://amenra.ru/?p=3103

Урок Литературы “Когда душа во власти денег…” скачать бесплатно на Alllessons.ru


Когда душа во власти денег…

(по басням И. А. Крылова)

Содержание.

  1. О вечных спутниках человека.

  1. Народная мудрость гласит .

  1. И. А. Крылов — русский баснописец, писатель и драматург 19 века.

  1. Отношение героев басен Крылова к деньгам и богатству. Анализ басен:

  • «Скупой и курица»,
  • «Фортуна и нищий»,
  • «Бедный богач»,
  • «Откупщик и сапожник»

Любовь, дружба, взаимоуважение, взаимовыручка, понимание – это вечные спутники в жизни человека, без которых наша жизнь немыслима. Но порой в современном мире высоко ставятся не эти ценности, а деньги, богатство… Есть деньги, значит будешь обладать многими ценностями.

Если захочешь, славой, властью, которые так могут вскружить голову, что человек может возомнить себя всемогущим, даже способным купить любовь и дружбу. В нашем мире нет, наверное, людей, которые бы не нуждались в деньгах. Потому что чтобы хорошо жить в современном мире, надо за всё платить.

Деньги решают многое.

Как же относились к деньгам в старину? Деньги, конечно же, ценились, но чаще выше них ставились хорошие человеческие отношения и спокойная жизнь. Русский народ всегда неоднозначно относился к деньгам и богатству. Об этом свидетельствуют пословицы:

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Без денег сон крепче.
  • Были бы деньги, а дыр-то много.
  • Даровой рубль дёшев, нажитый дорог.
  • Денежки в кармане — все друзья с нами.
  • Лишняя денежка карману не в тягость.
  • Денежка не Бог, а бережёт.
  • Денежка дорожку прокладывает.
  • Деньга деньгу родит.
  • Деньги счёт любят.

Так как же быть? Без гроша в кармане спать крепким сном или с богатым карманом, чтоб друзья были с нами? Какое место деньги должны занимать в жизни человека? Как правильно относиться к деньгам? Деньги и богатство – это символ благополучия и счастья или причина для страдания и одиночества?

На эти вопросы поищем ответы в произведениях русского баснописца, писателя и драматурга 19-го века Ивана Андреевича Крылова.

Имя Ивана Андреевича Крылова широко известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Нет в нашей стране ребенка, который бы не читал и не заучивал наизусть такие басни Крылова, как «Волк на псарне», «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Слон и Моська»… С большим интересом читают их и взрослые. Строки из многих басен Крылова давно разошлись на цитаты и стали крылатыми, потому что в них заключена мораль и народная мудрость. Именно поэтому никогда и не постареют басни дедушки Крылова.

Крылов-сатирик в своих баснях высмеивает и разоблачает человеческие пороки, то есть нравственные и духовные недостатки: лень, ложь, зависть, невежество, глупость, взяточничество . Сатирически изображает жизнь духовно больных людей.

Изображать и в то же время высмеивать человеческие пороки Крылову помогают различные тропы и стилистические фигуры, как гипербола, гротеск, ирония, аллегория и другие. Они помогают нам живо представить изображаемую картину.

Читайте также:  Сочинение по картине "весна. большая вода" левитана: описание картины и ее анализ

И.А.Крылов написал немало басен, в которых показывает людей, больных жадностью и скупостью.

Героям этих басен недостаточно появившихся у них денег, они жаждут дальнейшего обогащения. Но сами ничего не делают. Но к чему это их приведёт?

Обратите внимание

Басня Крылова «Скупой и курица». Жил человек, ничем он не занимался: не знал ни промысла, ни ремесла. Он имел курицу, которая яйца несла, но не простые, а золотые. Однако скупой зарезал эту курицу, желая из неё достать клад.

Внутри курицы оказались… простые потроха. Скупому человеку было мало богатства, что у него есть. Крылов в этой басне обличает человека, который оказывается во власти денег и перестаёт здраво мыслить, страдает из-за своей жадности.

Мораль этой басни в самом начале:

Скупой теряет всё, желая всё достать.

Следующая басня – «Фортуна и нищий». В этой басне изображается хозяин дома, который разбогател на торговле. Но, пожелав большего, он отправил свои корабли в море за новым богатством.

Однако его корабли разбила буря, и все сокровища утонули: «Теперь они на дне, и видел он себя богатым, как во сне…»

Другой герой басни набрал денег взаймы, разбогател, но не сумел рассчитаться с долгами и вовсе разорился.

И следующий герой – Нищий – нищим так и остался, желая всё больше набить свою ветхую суму червонцами Фортуны. Эх, не внял мой бедный Нищий слов Фортуны. Он остаётся один с разорванной сумой.

Мораль басни:

Без пути алкая

И нового богатства добывая,

Лишаются нередко своего

Всего.

Крылов этой басней предупреждает людей о том, что безмерная жажда к наживе не приводит к добру.

О том, как человек оказывается во власти денег и как жажда наживы влияет на его душевное и физическое состояние, повествуется и в басне «Бедный богач».

Важно

Речь идёт об одномбедняке, который хотел разбогатеть с помощью кошелька, полученного то ли от колдуна, то ли от беса. Бедняк рассуждал, что если бы он был богат, то делал бы другим только добро. Но вот у него появляется волшебный кошелёк, в котором деньги не иссякали.

Вот счастье-то: нынче сам бедняк заживёт в достатке, и другим станет помогать, как мечтал раньше. Но нет! Наш бедняг вдруг стал скупым и жадным. Захотел всё больше и больше денег. Деньги из кошелька доставал, но не тратил, а только копил.

Сам весь пожелтел, как золото, есть и пить перестал, стал слабый и хилый. Так и умер бедный богач, не сходя с лавки, досчитывая свой девятый миллион.

Мораль басни:

Ну стоит ли богатым быть,

Чтоб вкусно никогда ни съесть, ни спить

И только деньги лишь копить?

И этому герою деньги не то чтобы принесли счастья, а вовсе погубили.

Басня «Откупщик и сапожник».

Жили-были два соседа: богатый откупщик и сапожник-бедняк. Откупщик так боялся разорения, что даже сон потерял.

Но в этом он винит своего соседа, бедного сапожника, который с утра до ночи работает, «без умолку поёт и богачу заснуть никак он не даёт…» И тогда богач предлагает сапожнику мешок денег. Тот берёт их.

Начать бы с мешком денег новую счастливую жизнь! Но что за напасть? Сон теряет и сапожник, боясь за эти деньги, вздрагивает от каждого шороха. Вскоре он одумался и вернул соседу мешок с деньгами. Ведь раньше он был хоть и беден, но спал спокойно. Напоследок сапожник говорит:

«Живи ты при своём богатстве:

А мне, за песни и за сон,

Не надобен ни миллион».

Неожиданное получение несметного богатства изображено в рассмотренных баснях. Крылов показал, как деньги влияют на нравственность, на душевное и на физическое состояние человека. Для Крылова счастье не в личном обогащении. Мы видим, что ни одному из героев деньги не принесли даже самой простой удачи.

Одни разорились, другие сон потеряли, а третий и вовсе умер, зачахнув в своих богатствах.

Совет

Почему же для них деньги стали символом неудачи и разрухи, а не символом процветания и благополучия? Давайте вспомним, каким образом герои становятся богачами? Они честным трудом заработали этих денег? Нет! Деньги сами по себе появились.

Герои, никакого труда не приложив, чтобы как-то улучшить своё состояние, хотят всё больше богатства. Оказавшись во власти денег, они теряют чувство меры, скупость и жадность съедают их. Вспоминается бабка у разбитого корыта (А. С.

Пушкин «Сказка о золотой рыбке»), которой хочется всё больше и больше, но в итоге бабка остаётся ни с чем…

Нам, как и Крылову, хочется осуждать и смеяться над героями, для которых высшая ценность – это деньги. Но , помимо осуждения, они нуждаются и в жалости. Жаль бедняка из басни «Бедный богач». Что он видел в своей жизни? Бедствовал всю жизнь.

Он выглядит жалким даже тогда, когда разбогател. Ведь чужды ему даже простые человеческие радости!

Мы рады за сапожника из басни «Откупщик и сапожник» . Он, в отличие от бедняка из вышеуказанной басни, смекнул, что счастье не в деньгах. Счастье вернулось к сапожнику, когда он отдал откупщику его золото.

Для меня слово «деньги» ассоциируется со словом «труд». Человек более уважительно относится к тем деньгам, которые он сам заработал честным трудом. Смешно мечтать о каких-то богатствах, о кладах, о сундуках с золотом. Уверена, что деньги должны помогать людям жить, создавать хорошее настроение, а не убивать в них всё человеческое, они должны зависеть от человека, а не человек от них. Деньги решают многое, но не всё. Любовь, дружба, честь, достоинство – это высшие человеческие ценности, их нельзя купить!

Источник: https://www.alllessons.ru/literature/urok-literatury-kogda-dusha-vo-vlasti-deneg.html

Басни. Фортуна и Нищий

ФОРТУНА И НИЩИЙ С истертою и ветхою сумой Бедняжка-нищенький под оконьем таскался, И, жалуясь на жребий свой, Нередко удивлялся, Что люди, живучи в богатых теремах, По горло в золоте, в довольстве и сластях, Ка́к их карманы ни набиты, Еще не сыты! И даже до того, Что, без пути алкая И нового богатства добывая, Лишаются нередко своего Всего. Вон, бывший, например, того хозяин дому Пошел счастливо торговать; Расторговался в пух. Тут, чем бы перестать И достальной свой век спокойно доживать, А промысел оставить свой другому.— Он в море корабли отправил по-весне; Ждал горы золота; но корабли разбило: Сокровища его все море поглотило; Теперь они на дне, И видел он себя богатым, как во сне. Другой, тот в откупа пустился И нажил было миллион, Да мало: захотел его удвоить он,Забрался по-уши и вовсе разорился. Короче, тысячи таких примеров есть; И поделом: знай честь! Тут Нищему Фортуна вдруг предстала И говорит ему: «Послушай, я помочь давно тебе желала; Червонцев кучу я сыскала; Подставь свою суму; Ее насыплю я, да только с уговором: Всё будет золото, в суму что́ попадет, Но если из сумы что́ на пол упадет, То сделается сором. Смотри ж, я наперед тебя остерегла: Мне велено хранить условье наше строго, Сума твоя ветха, не забирайся много, Чтоб вынести она могла». Едва от радости мой Нищий дышит И под собой земли не слышит! Расправил свой кошель, и щедрою рукой Тут полился в него червонцев дождь златой Сума становится уж тяжеленька. «Довольно ль?» — «Нет еще».— «Не треснула б».—  «Не бойсь».— «Смотри, ты Крезом стал».— «Еще, еще маленько: Хоть горсточку прибрось».— «Эй, полно! Посмотри, сума ползет уж врозь».— «Еще щепоточку». Но тут кошель прорвался, Рассыпалась казна и обратилась в прах, Фортуна скрылася: одна сума в глазах,И Нищий нищеньким попрежнему остался.

Примечания

XXII
ФОРТУНА И НИЩИЙ

Впервые напечатана в «Новых баснях», 1816 г., ч. V, стр. 26—28; на автографе этой басни (ПД ) надпись: «Басня, писанная И. А. Крыловым в 1813 году, которую по прошествии некоторого времени прочитать он был не в состоянии». Автографы: ПБ13, из арх. кн. Голицыных (ПД-Г).

Рукописные варианты:

ст. 2 Бедняжка нищенький под оконьем шатался (IIБ) Бедняжка нищенький под оконьем скитался (ПД )
ст. 10 Что новые богатства добывая (ПД)

ст. 14 Так, например, того хозяин дому (ПБ)
ст. 18 [И промысел оставив свой другому] (ПБ)
ст. 21 И денежки его все море поглотило (ПД)
ст. 33 Червонцев кучу я достала (ПБ)
ст. 37 А если из сумы что на пол упадет (ПБ)
ст. 43 Вот нищий мой от радости чуть дышит (ПД)
ст. 46 Посыпался в него червонцев дождь златой. (ПБ)
ст. 47 Сума уж стала тяжеленька (ПД)
вм. ст. 50 «Хоть горсточку прибавь!» — Но тут кошель прорвался. (ПД)
ст. 53 Рассыпалась казна и обратилась в [сор] (ПБ)

Источник: https://krylov.lit-info.ru/krylov/basni/fortuna-i-nischij.htm

«Главный баснописец своей земли». Иван Андреевич Крылов. Басни Крылова читать мы любим с самого детства. В памяти хранятся крыловские образы, котор..

«Главный баснописец своей земли». Иван Андреевич Крылов.

Басни Крылова читать мы любим с самого детства. В памяти хранятся крыловские образы, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях, мы обращаемся к ним и каждый раз не перестаем удивляться проницательности Крылова.

Бывает, вспомнится Моська, которая лает на Слона, чтобы произвести впечатление храброй и бесстрашной или неожиданно перед глазами всплывает Обезьяна, которая насмехалась сама над собой, не узнав отражение в Зеркале.

Смех, да и только! А уж как часто происходят встречи, которые невольно сравниваются с Мартышкой, что по собственной невежести, не зная ценности Очков, разбила их о камень.

Обратите внимание

Маленькие басни Крылова короткие по размеру, но не по значению, ведь крыловское слово — острое, а морали басен давно превратились в крылатые выражения. Басни Крылова сопровождают нас по жизни, сроднились с нами и в любой период найдут в нас понимание и помогут заново осознать ценности.

Басни о скупости людской

Басня Фортуна и Нищий

С истёртою и ветхою сумой
Бедняжка-нищенький под оконьем таскался

И, жалуясь на жребий свой,

Читайте также:  Графини хрюмины в "горе от ума": образы, характеристики, описание (бабушка и внучка хрюмины)

Нередко удивлялся,

Что люди, живучи в богатых теремах,

По горло в золоте, в довольстве и сластях, Как их карманы ни набиты, Ещё не сыты! И даже до того,

Что, без пути алкая

И нового богатства добывая, Лишаются нередко своего Всего.

Вон бывший, например, того хозяин дому

Пошёл счастливо торговать;

Расторговался в пух. Тут, чем бы перестать

И достальной свой век спокойно доживать, А промысел оставить свой другому, — Он в море корабли отправил по весне; Ждал горы золота; но корабли разбило: Сокровища его все море поглотило; Теперь они на дне,

И видел он себя богатым, как во сне.

Другой, тот в откупа пустился И нажил было миллион, Да мало: захотел его удвоить он, Забрался по уши и вовсе разорился.

Короче, тысячи таких примеров есть;

И поделом: знай честь! Тут Нищему Фортуна вдруг предстала И говорит ему:

«Послушай, я помочь давно тебе желала;

Червонцев кучу я сыскала; Подставь свою суму;

Её насыплю я, да только с уговором:

Всё будет золото, в суму что попадёт, Но если из сумы что на пол упадёт, То сделается сором.

Смотри ж, я наперёд тебя остерегла:

Мне велено хранить условье наше строго,

Сума твоя ветха, не забирайся много,

Чтоб вынести она могла». Едва от радости мой Нищий дышит И под собой земли не слышит!

Расправил свой кошель, и щедрою рукой

Тут полился в него червонцев дождь златой: Сума становится уж тяжёленька. «Довольно ль?» — «Нет ещё». — «Не треснула б». «Не бойсь».

«Смотри, ты Крезом стал». — «Ещё, ещё маленько:

Хоть горсточку прибрось».

«Эй, полно! Посмотри, сума ползёт уж врозь».

«Ещё щепоточку». Но тут кошель прорвался, Рассыпалась казна и обратилась в прах, Фортуна скрылася: одна сума в глазах,

И Нищий нищеньким по-прежнему остался.

Скупой и курица

Скупой теряет все, желая все достать. Чтоб долго мне примеров не искать,

Хоть есть и много их, я в том уверен,

Да рыться лень: так я намерен Вам басню старую сказать. Вот что в ребячестве читал я про Скупого.

Был человек, который никакого

Не знал ни промысла, ни ремесла, Но сундуки его полнели очевидно.

Он Курицу имел (как это не завидно!),

Которая яйца несла, Но не простые, А золотые. Иной бы и тому был рад, Что понемногу он становится богат; Но этого Скупому мало, Ему на мысли вспало,

Что, взрезав Курицу, он в ней достанет клад.

Итак, забыв ее к себе благодеянье, Неблагодарности не побоясь греха, Ее зарезал он. И что же? В воздаянье

Он вынул из нее простые потроха.

Скупой

Какой-то домовой стерёг богатый клад, Зарытый под землёй; как вдруг ему наряд От демонского воеводы — Лететь за тридевять земель на многи годы.

А служба такова: хоть рад, или не рад,

Исполнить должен повеленье. Мой домовой в большом недоуменье, Как без себя сокровище сберечь? Кому его стеречь?

Нанять смотрителя, построить кладовые:

Расходы надобно большие; Оставить так его, — так может клад пропасть; Нельзя ручаться ни за сутки; И вырыть могут и украсть: На деньги люди чутки.

Хлопочет, думает — и вздумал наконец.

Хозяин у него был скряга и скупец.

Дух, взяв сокровище, является к Скупому

И говорит: «Хозяин дорогой! Мне в дальние страны показан путь из дому; А я всегда доволен был тобой:

Так на прощанье, в знак приязни,

Мои сокровища принять не откажись!

Пей, ешь, и веселись,

И трать их без боязни! Когда же придет смерть твоя, То твой один наследник я: Вот всё моё условье;

А впрочем, да продлит судьба твоё здоровье!»

Сказал — и в путь. Прошёл десяток лет, другой.
Исправя службу, домовой Летит домой В отечески пределы. Что ж видит? О восторг! Скупой с ключом в руке От голода издох на сундуке — И все червонцы целы. Тут Дух опять свой клад Себе присвоил И был сердечно рад, Что сторож для него ни денежки не стоил.

Когда у золота скупой не ест, не пьёт, —

Не домовому ль он червонцы бережёт?

https://www.liveinternet.ru/community/camelot_club/post448016864/

Источник: https://www.inpearls.ru/1192459

Басни Крылова, в которых осмеиваются общечеловеческие недостатки и пороки

Во многих баснях Крылов осмеивает глупость и невежество со всевозможными оттенками этого недостатка; так, глупая мартышка сердится на очки только потому, что она не умеет ими пользоваться («Мартышка и очки»); обезьяна по глупости не узнает своего отражения в зеркале («Зеркало и обезьяна») — да еще, пользуясь случаем, критикует и осуждает ближних; глупец не умел просто открыть «ларчика»; «Любопытный» по своей умственной близорукости видит только мелкие подробности жизни и не замечает главного. В замечательной басне «Лжец» осмеивается одновременно хвастовство, ложь, глупость и увлечение всем иностранным, то «чужебесие», которым Крылов так возмущался. Тщеславие и лесть осмеяны в «Ворона и лиса». От лести недалеко до угодничества; как остроумно и тонко оно обличается в басне «Две собаки»! Тяжело живется «верному псу Барбосу», этому честному труженику, между тем, как Жужу, «кудрявая болонка», прекрасно сумела устроить свою жизнь, — каким способом? Лишь тем, что она перед хозяевами «на задних лапках ходит»…

Басня «Демьянова уха» до такой степени известна, что ее часто понимают в буквальном смысле, считая, что в ней осмеяно преувеличенное, навязчивое гостеприимство; на самом деле Крылов обличал в этой басне тех авторов, которые слишком расхваливают свои произведения (уху) и против воли угощают ими своих гостей.

Эгоизм осмеян в басне «Лягушка и Юпитер»; тот же эгоизм, да еще с оттенком полного равнодушия к чужой беде, изображен в басне «Чиж и голубь»; неблагодарность — в «Волк и журавль»; жадность — в «Фортуна и нищий» и т. д.

Во втором разряде басен, в которых обличаются общественные недостатки, говорится главным образом о неправосудии, подкупности, взяточничестве, — и затрагивается вопрос воспитания детей.

Неправосудие и взяточничество ярко изображено в таких баснях, как «Крестьянин и овца», «Лисица и сурок», «Рыбьи пляски», «Щука». В этой последней басне Крылов изображает суд с беспощадной насмешкой, которая сквозит в каждом слове. С злой иронией описываются судьи:

    «То были: два осла, Две клячи старые, да два иль три козла. Для должного ж в порядке дел надзора Им придана была лиса за прокурора»; так как обвиняемый, щука…, «лисаньке снабжала рыбный стол

То всякими хитрыми уловками лиса спасает щуку, обманывая и одурачивая «почтенных судей: она предлагает заменить назначенную щуке казнь повешенъя, другой, по ее словам более страшной: — «утопить ее в реке». «Прекрасно»! кричат ослы, козлы и клячи, не понимая обмана прокурора, «и щуку бросили в реку», так что она и впредь будет поставлять «лисань-ке» рыбу.

Как бы наивно Крылов вставляет посредине своего рассказа глубоко ироническую фразу: «Со всем тем не было в судьях лицеприятья». Лиса во всех этих баснях играет роль хитрого плута, взяточника, — у нее всегда «рыльце в пушку» («Лисица и сурок»). Овцы — всегда изображают обиженный элемент («Крестьянин и овца»). Лев, как верховная власть, иногда карает обманщиков («Рыбьи пляски»).

Вопрос воспитания детей затрагивается в баснях «Кукушка и горлинка», «Крестьянин и змея». Крылов осуждает тех родителей, которые отдают своих детей на воспитание посторонним людям, «вверяют их наемничьим рукам»; так кукушка подбрасывает свои яйца в чужие гнезда. Такие родители в старости не могут и не должны ждать любви и ласки от своих детей.

Важно

В басне «Крестьянин и змея» Крылов намекает на то, что родители часто не разбираются в достоинствах воспитателя иностранца, которому они поручают своих детей. В его басне крестьянин как раз правильно разбирается в этом вопросе и отказывается принять змею в дом. «Отцы», заканчивает Крылов свою басню, — «понятно ль Нам, на что здесь мечу я»? Исторических басен у Крылова не так много.

Приведем самые известные: Басня «Волк на псарне» написана в 1812 г. и изображает Отечественную войну. Наполеон — волк, седой ловчий — Кутузов. Волк думал, что легко справится с овцами, — но враги его оказались не овцами, а злыми псами, готовыми растерзать «серого забияку». «Псарня стала адом». «Бегут — иной с дубьем, иной с ружьем» — намек на партизанщину. — «Огня! кричат — огня.

Пришли с огнем», — намек на пожар Москвы. Волк хочет пуститься в переговоры, как Наполеон, предлагавший Кутузову начать переговоры о мире; но старый ловчий (Кутузов) прервал речь волка словами: «Ты сер, а я, приятель, сед. И волчью вашу я давно натуру знаю… А потому обычай мой: с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой», — «И тут же выпустил на волка гончих стаю».

Рассказывают, что Крылов послал Кутузову список этой басни, и что Кутузов сам прочел ее вслух своим офицерам, причем при словах: «ты сер, а я, приятель, сед» — снял фуражку и выразительно указал на свои седые волосы. В басне «Обоз» Крылов намекает на осторожные, медлительные действия Кутузова, которые критиковала большая часть русского общества.

В басне «Щука и кот» осмеивается адмирал Чичагов, упустивший Наполеона при переходе через Березину. В фразе — «и крысы хвост у ней (у щуки) отъели» виден намек на то, что французы захватили часть обоза Чичагова.

В известной басне «Квартет» иронически изображается заседание Шишковской «Беседы», членом которой, впрочем, был сам Крылов; некоторые видели в этой басне насмешку над членами Государственного Совета, образованного по проекту Сперанского. «Кукушка и петух» изображают журналистов Греча и Бул-гарина, которые в своих статьях взаимно восхваляли друг друга.

Можно предполагать, что в басне «Воспитание льва» Крылов намекает на воспитание Александра 1-го. Консерваторы, недовольные реформами Александра 1-го в начале его царствования, обвиняли в духе и направлении этих реформ республиканца Лагарпа (орла), воспитывавшего Александра 1-го. Невозможно перечислить и разобрать все басни, которые так разнообразны и богаты по своему содержанию и смыслу.

Источник: https://historylib.net/basni-krylova-v-kotoryx-osmeivayutsya-obshhechelovecheskie-nedostatki-i-poroki/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]