Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» Грибоедова: характер и жизнь героя (Александр Андреевич Чацкий)
Великий писатель 19 века Александр Грибоедов не только создал свое бессмертное произведение, которое тут же разошлось на крылатые цитаты, комедию «Горе от ума», но и стал одним из писателей, кто истинно описал психологический портрет московского общества того времени.
Как известно, наша страна пережила не лучшие моменты в своей истории, например, несколько веков подряд у обычных крестьян не было возможности жить, как нормальным людям, потому что на Руси утвердилось крепостное право. Этот факт стал тормозом в развитии нашего общества, которое поделилось на сословия.
В России дворянство возникло в 12 веке, как низшая часть военно-служивого сословия при дворе князя, с 14 века дворяне становятся не просто придворными, а получают ряд привилегий, например, за службу им выделялась земля. Апогей дворянства же пришел в 18 веке при великом Петре.
Александр Сергеевич Грибоедов и сам был дворянином, он не любил светской жизни, да и вообще осуждал дворянские устои, например, фамусовское общество в комедии описано так, что не вызывает никакой симпатии у читателя.
Фамусовское общество поддерживает крепостное право, отрицает важность просвещения и слепо следует старым традициям, внося ненужную новизну повторением за иностранцами.
Московский свет не любил трудиться, большую часть времени дворяне проводили на увеселительных мероприятиях, пускали сплетни и обсуждали незначительные проблемы.
Примечателен тот факт, что Фамусов выполнял свою государственную службу без малейшего интереса к состоянию своей родины. Служба была так, для галочки.
Главный герой комедии и антипод фамусковскому обществу – это экстравагантный Александр Андреевич Чацкий, который был приверженцем декабристского движения. Хоть и сам писатель отрицательно относился к декабристам и не хотел сделать Чацкого исключительно положительным героем, но так сложилось, что читатели полюбили этого безумного остряка, и его цитаты до сих пор не слетают с наших уст:
«А судьи кто? Служить бы рад, да прислуживаться тошно!»
Литературные критики посчитали, что Чацкий существовал в реальной жизни. Сразу после выхода комедии «Горе от ума» в свет многие замечали, что Чацкий очень похож на Чаадаева.
Даже Пушкин не отрицал сей факт в своих письмах Вяземскому:
«Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал комедию на Чаадаева; в теперешних обстоятельствах это чрезвычайно благородно с его стороны»
Если говорить коротко, то Петр Яковлевич Чаадаев – русский философ и публицист, которого считали сумасшедшим за резкую критику русского общества.
Во многих своих трудах Петр Яковлевич был прав, но он никто против системы:
«тусклое и мрачное существование, лишенное силы и энергии, которое ничто не оживляло, кроме злодеяний, ничто не смягчало, кроме рабства. Ни пленительных воспоминаний, ни грациозных образов в памяти народа, ни мощных поучений в его предании…»
Поэтому-то Чацкий является прототипом Чаадаева – это вполне вероятно, ведь его в элитном светском обществе считали чудоковатым за резкие рассуждения и горькую правду, которую он, не боясь, говорил в лицо.
Грибоедов ввел новое для русских писателей понятие «лишнего человека» , которого придерживались в дальнейшем такие великие писатели, как Лермонтов, Тургенев и многие другие.
Лишний человек имеет огромный потенциал, но не может реализовать свою энергию в связи с политикой государства и общества, которая попросту не даст этого сделать. В итоге лишнему человеку ничего не остается, кроме того, как пытаться заполнить свою скуку в столь скучном и неприятном ему обществе. Но в конце пьесы Чацкий, не выдержав, закричал:
«Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок.. .
Карету мне, карету!»
Источник: https://sochinenieliteratura.com/2481
Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «…Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием.
У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», — писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой.
Наконец, подобного мнения придерживался и сам Грибоедов: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом его окружающим».
Совершенно иначе Чацкого оценивал Белинский, считая этот образ почти что фарсовым: «…Что за глубокий человек Чацкий? Это просто крикун, фразер, идеальный шут, профанирующий все святое, о котором говорит. …Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади…». Примерно так же этот образ оценивал и Пушкин.
«В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно Грибоедовым) и напитавшийся его остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно.
Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно», — писал поэт в письме Бестужеву.
Кто же из критиков прав в оценке Чацкого? Попробуем разобраться в характере героя.
Чацкий — молодой человек дворянского круга, умный, способный, получивший хорошее образование, подающий большие надежды. Его красноречие, логика, глубина познаний восхищают Фамусова, считающего вполне реальной для Чацкого возможность блестящей карьеры.
Однако Александр Андреевич разочарован в государственной службе: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — заявляет он Фамусову. По его мнению, надо служить «делу, а не лицам», «не требуя ни мест, ни повышенья в чин».
Бюрократизм, чинопочитание, протекционизм и взяточничество, столь распространенные в современной ему Москве, для Чацкого не приемлемы. Он не находит общественного идеала в своем отечестве:
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Чацкий критикует закоснелость взглядов московского общества, его умственную неподвижность.
Выступает он и против крепостничества, вспоминая о помещике, променявшем своих слуг, неоднократно спасавших его жизнь и честь, на трех борзых собак. За пышными, красивыми мундирами военных Чацкий видит «слабодушие», «рассудка нищету».
Не признает герой и «рабского, слепого подражанья» всему иностранному, которое проявляется в чужевластье мод, в засилье французского языка.
Чацкий обо всем имеет свое собственное суждение, он откровенно презирает самоуничижение Молчалина, лесть и низкопоклонство Максима Петровича. Александр Андреевич оценивает людей по их внутренним качествам, независимо от чинов и богатства.
Характерно, что Чацкий, которому «дым Отечества сладок и приятен», не видит ровным счетом ничего положительного в современной ему Москве, в «веке минувшем», наконец, в тех людях, к которым он должен чувствовать любовь, уважение, благодарность.
Покойный отец молодого человека, Андрей Ильич, вероятно, был близким другом Павла Афанасьевича.
Детство и отрочество Чацкого прошли в доме Фамусовых, здесь же он испытал чувство первой любви… Однако с первой минуты своего присутствия практически все реакции героя на окружающих негативны, он саркастичен и язвителен в своих оценках.
Что же удерживает героя в обществе, которое он так ненавидит? Только любовь к Софье. Как замечает С. А. Фомичев, Чацкий бросился в Москву после какого-то особенного потрясения, отчаянно пытаясь обрести ускользающую веру.
Вероятно, за время заграничного путешествия герой духовно повзрослел, испытал крушение многих идеалов, по-новому стал оценивать реалии московской жизни. И теперь он жаждет обрести прежнюю гармонию мироощущения — в любви.
Однако и в любви Чацкий далеко «не идеален», не последователен. Сначала он внезапно оставляет Софью, не подает о себе никаких известий. Вернувшись из дальних странствий через три года, он ведет себя так, как будто расстался с любимой женщиной лишь вчера.
Бестактны вопросы и интонации Чацкого при встрече с Софьей: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?», «А тот чахоточный, родня вам, книгам враг…», «Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?» Как замечает И. Ф.
Смольников, бестактность эту можно объяснить лишь духовной близостью, которую Чацкий ощущает по отношению к Софье, по старой привычке считая ее мировосприятие близким своему.
В глубине души Чацкий, вероятно, и мысли не допускает о том, что за время его отсутствия Софья могла полюбить другого. Не робкая надежда, а эгоизм и самоуверенность звучат в его словах:
Ну поцелуйте же, не ждали? говорите!
Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.
Удивлены? и только? вот прием!
Чацкий не может поверить в любовь Софьи к Молчалину, и здесь он в известной степени прав. Софья лишь думает, что любит Молчалина, однако она заблуждается в своих чувствах. Когда же Александр Андреевич оказывается свидетелем несостоявшегося свидания героев, то он становится жестоким и язвительным:
Вы помиритесь с ним по размышленьи зрелом.
Себя крушить, и для чего!
Подумайте, всегда вы можете его
Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей —
Высокий идеал московских всех мужей.
Сам роман Софьи с Молчалиным Чацкий расценивает как личное оскорбление: «Вот я пожертвован кому! Не знаю, как в себе я бешенство умерил!» Возможно, Чацкий в какой-то степени мог бы понять Софью, если бы избранником ее был человек достойный, прогрессивных взглядов и принципов. В данной же ситуации героиня автоматически становится врагом Чацкого, не вызывая у него ни жалости, ни благородных чувств. Он совершенно не понимает внутреннего мира Софьи, предполагая ее примирение с Молчалиным «по размышленьи зрелом».
Таким образом, герой терпит крах как «на любовном поприще», так и на общественном. Однако, как замечает Н. К. Пиксанов, «эти две стихии не исчерпывают психологического и бытового облика Чацкого.
В литературной критике уже давно обмечена еще одна черта Чацкого: дендизм. С Молчалиным он барски высокомерен. …Как светский лев он держится с графиней-внучкой.
Наконец, прелестный диалог Чацкого с Натальей Дмитриевной Грибоедов выдерживает в тоне флирта…».
Безусловно, гражданская позиция Чацкого была близка Грибоедову. Критика Чацким общественных порядков и жизненного уклада московского барства 20-х годов XIX века содержит в себе много верного и жизненно правдивого.
Но весь свой «ныл» Чацкий растрачивает на декларирование гражданских взглядов и убеждений — в любви же он слишком сух, несмотря на искренность его чувств; ему недостает доброты и сердечности. Он чересчур идеологичен в отношениях с Софьей.
И это самое главное противоречие в характере героя.
Мой Чацкий (сочинение) ЗДЕСЬ
Источник: https://resoch.ru/obraz-chackogo-v-komedii-gore-ot-uma-sochinenie/
Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»
Александр Сергеевич Грибоедов остался в истории отечественной литературы как автор пьесы «Горе от ума». И хотя раньше он уже создавал пьесы («Студент», «Молодые супруги»), именно комедия 1824 года сделала его по-настоящему известным.
Пожалуй, секрет успеха этого произведения заключается в загадке характера главного героя комедии — Александра Андреевича Чацкого.
Уже не одно поколение русских читателей мучительно ищет ответ на вопрос: как же могло случиться, что остроумный красавец Чацкий стал посмешищем для фамусовского общества?
Когда в сонную тишину дома Фамусова врывается соскучившийся за три года разлуки с Софьей молодой дворянин «Александр Андреич», любому становится ясно, что он здесь не слишком долгожданный гость.
Софья, от которой юноша уехал три года назад без всякого объяснения причин, обижена и уже давно влюблена в секретаря отца Молчалина.
Сам Павел Афанасьевич Фамусов с осторожностью расспрашивает его о планах на жизнь, уже через несколько минут вскрикнув с ужасом: «Ах! Боже мой! он карбонари!» И это неудивительно: в обществе, где «тот и славился, чья чаще гнулась шея», независимость Чацкого с его западноевропейскими взглядами делает его «опасным».
Зачем тогда Чацкий остается в доме Фамусова? Почему терпит холодность Софьи, нравоучения Фамусова, остроты Скалозуба и откровенные насмешки Молчалина? Ответ прост: ради Софьи. Уехав влюбленным в девочку-подростка, он возвращается с чувством, еще более усиленным разлукой.
Но вместо участницы детских забав видит девушку, которая в семнадцать лет «расцвела прелестно». Его признания слишком трепетны и чересчур стремительны, а «ум с сердцем не в ладу».
Ум подсказывает герою необходимость разрыва с обществом Фамусова, а сердце требует от Софьи взаимности.
Именно поэтому Чацкий, услышав, как Софья защищает Молчалина, и увидев, как она напугана его падением с лошади, не может поверить своим глазам: герой не может взять в толк, как можно полюбить такое ничтожество.
Какой смысл вкладывает Чацкий в понятие «любовь»? Прежде всего, искренность и самоотверженность. Почему же Софья не верит в искренность Чацкого? Если вспомнить, что за три года своего отсутствия он ни весточки не прислал, то вполне объяснимо отношение Софьи.
Она попросту обиделась, ведь для девушки важно внимание, которое теперь ей уделяет Молчалин: он не позволяет себе «ни слова вольного», а молча берет ее руку, «к сердцу жмет», «и так вся ночь проходит».
Современных девушек такой способ ухаживания, скорее всего, насмешит, даже служанка Лиза откровенно хохочет: она-то лучше знает, на что способен двуличный секретарь Фамусова.
Расспрашивая Софью о предмете ее любви, Чацкий пытается заново открыть для себя Молчалина. Может, у него появились достоинства, каких прежде не имелось? Девушка с упоением рассказывает, что он «уступчив, скромен, тих», а еще не рубит «чужих и вкривь и вкось».
Для Чацкого это потрясение: разве можно такого любить? Он не понимает, что за три года их с Софьей взгляды разошлись, что она жила в фамусовском обществе, культивирующем именно такие ценности.
Любовь сделала его слепым, раз он не понимает, что у них разные представления о любви и они вряд ли будут счастливы вместе.
Бывший друг детства уже не требует от Софьи ответных чувств, он пытается понять, какие достоинства Молчалина заставили ее выбрать того, кто «не богат словами».
Только позже, встретив на балу своего сослуживца Платона Михайловича Горича, он поймет, что в этом обществе нужен «муж-мальчик», «муж-слуга». Но будет уже поздно: его объявят сумасшедшим.
Причем слух пустит сама раздосадованная Софья.
Кто же Чацкий — победитель или побежденный? Оценки русских критиков разошлись. Даже Пушкин в свое время не считал его умным, так как умный человек сразу понимает, с кем имеет дело, и не будет «метать бисер перед Репетиловыми». В. Белинский считал его просто «крикуном, фразером, идеальным шутом», ведь нельзя войти в общество и сразу «начать всех ругать в глаза дураками и скотами».
Пожалуй, самую глубокую оценку дал этому герою И. Гончаров в статье «Мильон терзаний». Он доказал, что свой «мильон терзаний» получил каждый герой, и это закономерно, потому что Чацкому удалось нарушить покой фамусовского общества, его благопристойность.
Сдернута маска и с Молчалина, и хотя Чацкий был уверен, будто Софья с ним помирится в дальнейшем, что-то все-таки подсказывает, что гордая девушка не простит подлеца.
Победа Чацкого в том, что на сцене он появляется как представитель нового времени, нового века.
По произведению: «Горе от ума»
По писателю: Грибоедов Александр Сергеевич
Источник: https://goldlit.ru/griboedov/895-obraz-chatskogo
Характеристика Чацкого в “Горе от ума” Грибоедова
Пожалуй, одно из самых популярных произведений у Александра Грибоедова – это комедия “Горе от ума”. Один из главных героев комедии – Чацкий, и в этой статье мы хотим коротко рассмотреть характеристику Чацкого в комедии “Горе от ума”.
Известно, что именно после сочинения этого произведения Грибоедов сразу же занял почетное место в ряду ведущих поэтов эпохи и снискал популярность. Бурно отреагировали и литературные круги, многие критики торопились высказаться в отношении образов комедии и сделать свой анализ произведения.
Как раз один из таких образов, который вызвал особенный интерес – это образ Чацкого.
Кто стал прототипом Чацкого?
Например, Александр Пушкин написал в 1823 году письмо Вяземскому, в котором упомянул комедию “Горе от ума”. Там Пушкин отметил, что прототипом образа Чацкого стал Чаадаев. Есть и другие подтверждения такому утверждению, ведь известно, что изначально фамилией главного героя была Чадский.
Но есть и другая версия. Некоторые литературоведы убедительно говорят, что не кто иной, как Кюхельбекер выступил, как прототип образа Чацкого. Если посмотреть на биографию Кюхельбекера, можно легко в это поверить – пылкий и потерявший успех за границей, но возвратившийся в родные края, молодой человек очень похож по своему характеру и образу действий на нашего героя комедии.
Эти рассуждения уже помогают кое-что прояснить в характеристике Чацкого в комедии “Горе от ума” Грибоедова.
Что сказал сам автор о Чацком
Как-то раз добрый друг Грибоедова Катенин сказал, что по характеру Чацкий “сбивчивый”, то есть в его действиях нет последовательности, на что автор ответил весьма прямо. Суть ответа Грибоедова: в комедии полно глупых людей, и все они приходятся на одного умного человека со здравым смыслом.
Грибоедов видел характеристику Чацкого в таких качествах, как образованность и ум, которые проявились в непростой ситуации. Да, Чацкий противостоит обществу, он понимает, что превосходит других и не скрывает этого.
Но почему? У Чацкого подозрение в наличии соперника в отношении возлюбленной, чьего внимания никак не добиться, хотя раньше она сама была неравнодушна к нему. К тому же, он одним из последних слышит о своем “сумасшедствии”, которое приписали ему.
Чацкий действительно очень горяч, но автор считает, что виной тому сильнейшее разочарование в любви. Вот поэтому он кажется таким опальным, сбивчивым и с непоследовательными поступками.
Мировоззрение Чацкого
В образе Чацкого отразился портрет того, кто имеет уже сложенную систему ценностей и принципов, у кого свое мировоззрение и принятая мораль. И это важно в характеристике Чацкого в комедии “Горе от ума”.
Главный герой оценивает личность свою и других по тому, насколько человек стремится к знаниям и высокому, вечному.
Он считает, что для блага отечества стоит потрудиться, но есть огромная разница между службой и прислуживанием – этот момент принципиальный в комедии.
Что еще отличает Чацкого от общества? Он не боится, что у нем думают другие, у него нет авторитета, он независим.
Все это становится причинами для страхов у аристократического круга в Москве, потому что для них Чацкий – опасный бунтовщик, который не побоится посягнуть на всё святое.
Как-то Фамусов предлагает Чацкому пожить “как все”, но такая позиция далека от Александра Андреевича, и он презрительно отказывает Фамусову.
Давайте подведем краткий итог, говоря о характеристике Чацкого в комедии “Горе от ума” Грибоедова. Автор во многом солидарен со своим главным героем.
В образе Чацкого четко прослеживается просвещенный человек, не боящийся открыто выражать свое мнение, однако важно: он не выдает революционного и радикального настроя.
А на самом деле в обществе Фамусова все, кто отклоняются от принятых норм, кажутся безумцами и опасными для остальных. Неудивительно, что в итоге Александр Андреевич Чацкий был признан сумасшедшим.
Вы прочитали в данной статье о характеристике Чацкого и его образе, вы можете также ознакомиться с биографией Александра Грибоедова и прочесть краткое содержание “Горе от ума”. Кроме того прочитайте:
- Характеристика Фамусова
- Анализ комедии “Горе от ума”
Источник: https://reedcafe.ru/blogs/harakteristika-chackogo-v-gore-ot-uma-griboedova
Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» Грибоедова – характеристика героя для сочинения по теме » Сочинение на EraInfo.ru
Еще до появления Чацкого на сцене мы узнаем из разговора Софьи со служанкой Лизой, что он «чувствителен, и весел, и остер». Примечательно, что об этом герое Лиза вспомнила, когда разговор зашел об уме. Именно ум является той чертой, которая выделяет Чацкого на фоне остальных персонажей.
Противоречия в характере Чацкого
Если проследить развитие конфликта между главным героем пьесы «Горе от ума» и людьми, с которыми он вынужден взаимодействовать, можно понять, что характер Чацкого неоднозначен.
Приехав в дом Фамусова, он начал беседу с Софьей с расспросов о ее родственниках, используя при этом язвительный тон и сарказм: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»
Действительно, в пьесе «Горе от ума» образ Чацкого представляет довольно вспыльчивого, в некоторых моментах бестактного молодого дворянина.
Софья на протяжение всей пьесы укоряет Чацкого за его привычку высмеивать пороки других людей: «Малейшая в ком странность чуть видна, у вас тотчас же острота готова».
Оправдать его резкий тон может только то, что героя искренне возмущает безнравственность того общества, в котором он оказался. Бороться с ней – дело чести для Чацкого. Для него не является целью уколоть собеседника.
Он удивленно вопрошает Софью: «…Ужели слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду?» Дело в том, что все затрагиваемые вопросы находят отклик в душе героя, он не может совладать со своими эмоциями, со своим возмущением. У него «ум с сердцем не в ладу».
Поэтому герой расточает свое красноречие даже на тех, кто явно не готов к восприятию его доводов. А.С.
Пушкин после прочтения комедии высказался так по этому поводу: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…» А И.А. Гончаров, напротив, полагал, что речь Чацкого «кипит остроумием».
Своеобразие мировоззрения героя
Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» во многом отражает мировоззрение самого автора. Чацкий, как и Грибоедов, не понимает и не принимает рабского преклонения русских людей перед всем иностранным.
В пьесе неоднократно подвергается насмешкам со стороны главного героя традиция приглашать в дом для воспитания детей учителей-иностранцев: «…Нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле».
Особое отношение у Чацкого и к службе. Для Фамусова, оппонента Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума», определяющим его отношение к герою является тот факт, что тот «не служит, то есть в том… пользы не находит». Чацкий же четко обозначает свою позицию по этому вопросу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Потому-то с таким гневом говорит Чацкий о привычке фамусовского общества относиться с презрением к обездоленным людям и выслуживаться перед влиятельными лицами.
Если для Фамусова его дядя Максим Петрович, падавший нарочно на приеме у императрицы, чтобы доставить удовольствие ей и двору, образец для подражания, то для Чацкого он всего лишь шут. Он не видит среди консервативного дворянства тех, с кого стоило бы брать пример.
Враги свободной жизни, «страстные к чинам», склонные к мотовству и праздности – вот кем являются старые аристократы для главного героя комедии «Горе от ума» Чацкого.
Раздражает Чацкого и стремление старомосковских дворян везде заводить полезные знакомства. И балы они посещают с этой целью. Чацкий же предпочитает не смешивать дела с весельем. Он считает, что всему должно быть свое место и время.
В одном из своих монологов Чацкий выражает недовольство тем, что, как только среди дворян появляется молодой человек, желающий посвятить себя наукам или искусствам, а не погоне за чинами, его все начинают опасаться.
А боятся таких людей, к которым относится и сам Чацкий, потому, что они угрожают благополучию и комфорту дворян. Они вносят в устройство общества новые идеи, но аристократы не готовы расстаться со старым укладом жизни. Поэтому сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная Софьей, оказалась очень кстати.
Это позволило сделать его монологи безопасными и обезоружить противника консервативных взглядов дворян.
Чувства и особенности внутренних переживаний героя
При характеристике Чацкого в комедии «Горе от ума» можно обратить внимание на его фамилию. Она говорящая. Первоначально этот герой носил фамилию Чадский, от слова «чад». Связано это с тем что главный герой находится как бы в чаду собственных надежд и потрясений. Чацкий в комедии «Горе от ума» переживает личную драму.
Он приехал к Софье с определенными надеждами, которые не оправдались. Причем возлюбленная предпочла ему Молчалина, который явно уступает Чацкому по уму. Также Чацкого тяготит пребывание в том обществе, взгляды которого он не разделяет, которому вынужден противостоять. Герой находится в постоянном напряжении.
К концу дня он окончательно понимает, что его пути разошлись как с Софьей, так и с российским консервативным дворянством.
Только одного герой не может принять: почему судьба благосклонна к циничным людям, ищущим во всем личную выгоду, и так безжалостна к тем, кто руководствуется велением души, а не расчетом? Если в начале пьесы Чацкий пребывает в чаду своих мечтаний, то теперь перед ним открылось истинное положение вещей, и он «отрезвился».
Значение образа Чацкого
К созданию образа Чацкого Грибоедова привело желание показать назревающий раскол в дворянской среде.
Роль Чацкого в комедии «Горе от ума» довольно драматична, ведь он остается в меньшинстве и вынужден отступить и покинуть Москву, но он не отступается от своих взглядов. Так Грибоедов показывает, что время Чацкого еще не наступило.
Не случайно таких героев относят к типу лишних людей в русской литературе. Однако конфликт уже выявлен, поэтому смена старого новым в конечном итоге неизбежна.
Приведенная характеристика образа главного героя рекомендуется к прочтению учащимся 9 классов перед написанием сочинения на тему «Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»»
Источник: https://erainfo.ru/obraz-chackogo-v-komedii-gore-ot-uma-griboedova-xarakteristika-geroya-dlya-sochineniya-po-teme/
Образ Чацкого и проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» » Шпоры для студентов
Грибоедов первый в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени, воплотившего в своем мировоззрении и характере реальные черты и облик декабриста.
Чацкий в комедии «Горе от ума» противопоставлен лагерю старой Москвы, врагам свободомыслия и просвещения. Это представитель нового, молодого поколения, идущего другими путями, нежели фамусовы и молчалины. Вот как представляет себя грибоедовский герой:
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науке он вперит ум, алчущий познаний,
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим «высоким и прекрасным».
Чацкий – гуманист, защитник свободы и независимость личности. Рабской морали Фамусовых и Молчалиных он противопоставляет высокое понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека.
Свободный и самостоятельный образ мыслей вместо безмолвного поклонения перед «мнениями чужими», независимость и гордое достоинство вместо низкопоклонства и лести перед высшими, служение делу, а не лицам во имя чести и блага родины – таковы моральные принципы главного героя комедии. Он страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу, в силу слова.
В этом и заключается смысл духовной драмы Чацкого. Он терпит горе от своего ума, глубокого в критическом отношении к эгоистическому и неразумному миру фамусовых и скалозубов, но еще слабого в определении правильных путей борьбы за преобразование действительности.
Как уже говорилось, Чацкий был подлинным представителем века Просвещения. Причины уродливости жизни он и видел в неразумности общества. Герой верил в то, что крепостной строй можно изменить и исправить воздействием благородных гуманных идей. Но жизнь нанесла этим надеждам и мечтаниям страшный удар, разбив не только общественные, но и личные надежды Чацкого.
Но ведь горе от своего ума испытывает не только Чацкий, но и весь фамусовский мир. Ведь главный герой чувствовал себя человеком «нынешнего века» и отнюдь не сознавал себя одиноким.
И, несмотря на свое «горе», чацкие наносят страшный удар по миру фамусовых, молчалиных и скалозубов. Спокойное и беспечное существование этого общества кончилось: его философию жизни осудили и против него восстали.
И если чацкие пока слабы в своей борьбе, то фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей.
Итак, центральной проблемой и важнейшим идейным спором комедии является противоречивое отношение героев к «уму».
Горе от ума – это ситуация, когда человек живет, руководствуясь усвоенной системой стереотипов. Чацкий в этом смысле ничем не отличается от других. Его трагедия в избытке энтузиазма при недостаточном осмыслении своих реальных целей.
Автор, таким образом, на примере главного героя утверждает, что «горя от ума» не будет, когда в человеке соединится зрелость, глубина проникновения в суть вещей и разумность во всех отношениях.
Источник: https://shporiforall.ru/shpory/otechestvennajaj-lit/obraz-chackogo-i-problema-uma-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma.html
Образ Чацкого в комедии “Горе от ума” Грибоедова А. С
Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова “искренним и горячим деятелем”, превосходящим Онегина и Печорина. “…Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен”, – писал критик.
Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам Грибоедов: “В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом его окружающим”.
Совершенно иначе Чацкого оценивал Белинский, считая этот образ почти что фарсовым: “…Что за глубокий человек Чацкий? Это просто крикун, фразер, идеальный шут, профанирующий все святое, о котором говорит. …Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади…”. Примерно так же этот образ оценивал и Пушкин.
“В комедии “Горе от ума” кто умное действующее лицо?
ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно Грибоедовым) и напитавшийся его остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно.
Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно”, – писал поэт в письме Бестужеву. Кто же из критиков прав в оценке Чацкого? Попробуем разобраться в характере героя. Чацкий – молодой человек дворянского круга, умный, способный, получивший хорошее образование, подающий большие надежды.
Его красноречие, логика, глубина познаний восхищают Фамусова, считающего вполне реальной для Чацкого возможность блестящей карьеры. Однако Александр Андреевич разочарован в государственной службе: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, – заявляет он Фамусову. По его мнению, надо служить “делу, а не лицам”, “не требуя ни мест, ни повышенья в чин”.
Бюрократизм, чинопочитание, протекционизм и взяточничество, столь распространенные в современной ему Москве, для Чацкого не приемлемы. Он не находит общественного идеала в своем отечестве:
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты. Чацкий критикует закоснелость взглядов московского общества, его умственную неподвижность. Выступает он и против крепостничества, вспоминая о помещике, променявшем своих слуг, неоднократно спасавших его жизнь и честь, на трех борзых собак.
За пышными, красивыми мундирами военных Чацкий видит “слабодушие”, “рассудка нищету”. Не признает герой и “рабского, слепого подражанья” всему иностранному, которое проявляется в чужевластье мод, в засилье французского языка.
Чацкий обо всем имеет свое собственное суждение, он откровенно презирает самоуничижение Молчалина, лесть и низкопоклонство Максима Петровича. Александр Андреевич оценивает людей по их внутренним качествам, независимо от чинов и богатства.
Характерно, что Чацкий, которому “дым Отечества сладок и приятен”, не видит ровным счетом ничего положительного в современной ему Москве, в “веке минувшем”, наконец, в тех людях, к которым он должен чувствовать любовь, уважение, благодарность. Покойный отец молодого человека, Андрей Ильич, вероятно, был близким другом Павла Афанасьевича.
Детство и отрочество Чацкого прошли в доме Фамусовых, здесь же он испытал чувство первой любви… Однако с первой минуты своего присутствия практически все реакции героя на окружающих негативны, он саркастичен и язвителен в своих оценках. Что же удерживает героя в обществе, которое он так ненавидит? Только любовь к Софье. Как замечает С. А.
Фомичев, Чацкий бросился в Москву после какого-то особенного потрясения, отчаянно пытаясь обрести ускользающую веру. Вероятно, за время заграничного путешествия герой духовно повзрослел, испытал крушение многих идеалов, по-новому стал оценивать реалии московской жизни. И теперь он жаждет обрести прежнюю гармонию мироощущения – в любви.
Однако и в любви Чацкий далеко “не идеален”, не последователен. Сначала он внезапно оставляет Софью, не подает о себе никаких известий. Вернувшись из дальних странствий через три года, он ведет себя так, как будто расстался с любимой женщиной лишь вчера.
Бестактны вопросы и интонации Чацкого при встрече с Софьей: “Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?”, “А тот чахоточный, родня вам, книгам враг…”, “Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?” Как замечает И. Ф.
Смольников, бестактность эту можно объяснить лишь духовной близостью, которую Чацкий ощущает по отношению к Софье, по старой привычке считая ее мировосприятие близким своему. В глубине души Чацкий, вероятно, и мысли не допускает о том, что за время его отсутствия Софья могла полюбить другого.
Не робкая надежда, а эгоизм и самоуверенность звучат в его словах: Ну поцелуйте же, не ждали? говорите! Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите. Удивлены? и только? вот прием! Чацкий не может поверить в любовь Софьи к Молчалину, и здесь он в известной степени прав. Софья лишь думает, что любит Молчалина, однако она заблуждается в своих чувствах. Когда же Александр Андреевич оказывается свидетелем несостоявшегося свидания героев, то он становится жестоким и язвительным: Вы помиритесь с ним по размышленьи зрелом. Себя крушить, и для чего! Подумайте, всегда вы можете его Беречь, и пеленать, и спосылать за делом. Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей –
Высокий идеал московских всех мужей.
Сам роман Софьи с Молчалиным Чацкий расценивает как личное оскорбление: “Вот я пожертвован кому! Не знаю, как в себе я бешенство умерил!” Возможно, Чацкий в какой-то степени мог бы понять Софью, если бы избранником ее был человек достойный, прогрессивных взглядов и принципов.
В данной же ситуации героиня автоматически становится врагом Чацкого, не вызывая у него ни жалости, ни благородных чувств. Он совершенно не понимает внутреннего мира Софьи, предполагая ее примирение с Молчалиным “по размышленьи зрелом”. Таким образом, герой терпит крах как “на любовном поприще”, так и на общественном. Однако, как замечает Н. К.
Пиксанов, “эти две стихии не исчерпывают психологического и бытового облика Чацкого. В литературной критике уже давно обмечена еще одна черта Чацкого: дендизм. С Молчалиным он барски высокомерен. …Как светский лев он держится с графиней-внучкой. Наконец, прелестный диалог Чацкого с Натальей Дмитриевной Грибоедов выдерживает в тоне флирта…”.
Безусловно, гражданская позиция Чацкого была близка Грибоедову. Критика Чацким общественных порядков и жизненного уклада московского барства 20-х годов XIX века содержит в себе много верного и жизненно правдивого.
Но весь свой “ныл” Чацкий растрачивает на декларирование гражданских взглядов и убеждений – в любви же он слишком сух, несмотря на искренность его чувств; ему недостает доброты и сердечности. Он чересчур идеологичен в отношениях с Софьей. И это самое главное противоречие в характере героя.
(Пока оценок нет)
Источник: https://ege-essay.ru/obraz-chackogo-v-komedii-gore-ot-uma-griboedova-a-s/
Образ и характеристика Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Грибоедов писал: «…в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим…» В суждении автора комедии очень важно слово «разумеется». Конфликт предопределен всем ходом исторического развития русского общества.
Противоборствующие силы уже определены, позиции их четко обозначены. Именно поэтому, разумеется, Чацкий просто не может, не в состоянии промолчать, не вступить в конфликт с той грозной силой, которая противостоит ему здесь, в доме Фамусова, как, впрочем, и в любом другом доме, куда он мог бы попасть.
Чацкий в комедии Грибоедова не резонер, не простой выразитель авторских идей, а живая личность — сложная, даже противоречивая и вместе с тем неизменно привлекающая своей живостью, непосредственностью, остроумием и красноречием. В его блестящих монологах широко и последовательно проявляются декабристские идеи.
Он — пламенный агитатор, стремящийся объяснить свою позицию, пропагандировать свои взгляды. Вот почему Чацкий никогда не произносит свои монологи «про себя», в одиночестве. Напротив, он постоянно стремится к общению, но именно это ему и не удается.
Фамусовское общество вовсе не намерено выслушивать речи своего идейного противника.
Любовь к народу, уважение к его здравому уму, нравственным устоям многое определяют в мировоззрении Чацкого. Именно поэтому он так болезненно переживает отрыв не только фамусовского общества, но и передовой дворянской интеллигенции от народа. Эта оторванность проявляется и в языке, и даже в одежде. Отсюда и мечта Чацкого,
«Чтобы умный, бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев».
Какие знаменательные эпитеты использует здесь Чацкий: бодрый и — что еще более важно — умный. Слова Чацкого придают дополнительный оттенок не только проблематике комедии, но и ее названию.
Высокая оценка народа делает понятной и обоснованной декабристскую идею Чацкого о необходимости отстаивать национальную самостоятельность русской культуры.
Мысли Чацкого о типичном для дворянского общества нечистом духе «пустого, рабского, слепого подражанья» совершенно точно соответствовали призывам Рылеева «уничтожить дух рабского подражанья», убеждениям Кюхельбекера, с которым Грибоедов близко сошелся во время работы над комедией.
Рекомендуем почитать ►
Сравнительная характеристика Онегина и Ленского
Чацкий, горячо верящий в возможность светлой жизни для «бодрого и умного» народа, не смиряется с существованием крепостного права, оскорбляющего и унижающего национальную гордость, подлинного патриота.
Поэтому с таким возмущением говорил Чацкий о крестьянах, которых меняли на борзых собак, о крепостных, проданных поодиночке, то есть так, что при этом разрывались семейные отношения.
Можно догадываться, что Чацкому уже немало довелось пережить в жизни утрат и разочарований: «Мундир…— теперь уж это мне ребячество не впасть…» Он приезжает в Москву в надежде, что здесь он «оживет», быть может, найдет свое счастьем «Там стены, воздух, все приятно! Согреют, оживят…» Ничего подобного не происходит. Рушится романтическая вера в любовь, дружбу (встреча героя с Платоном Михайловичем в этом отношении очень важна).
Существенно, что образ Чацкого дан в динамике. Идейное развитие героя происходит на наших глазах. Подобно многим своим современникам (не исключая при этом и декабристов) он и начале комедии убежден, что только в уме заключены истоки нравственности.
По его мнению, подлинная ценность и значение человека определяются его способностями к занятиям наукой, стремлением к безграничному познанию. Просветительская философия героя предопределяет не только его силу, но и его слабость. Оказывается, что важнейший для него критерий ума далеко “не все может объяснить в жизни.
Так, Софья, презирающая Скалозуба за то, что тот «слова умного не выговорил сроду», тем не менее влюблена в Молчалина, приписывая ему несуществующие добродетели. Вполне закономерно, что Чацкий с позиций своего мировосприятия никак не может в это поверить. Ведь по всем законам разума Софья никак не должна любить Молчалина, но она его все же любит.
(Тут тоже свое горе от ума: Софья Молчалина выдумала по законам сентиментальной литературы: бедный, незнатный молодой человек, наделенный чувствительной душой, скромный и застенчивый…)
Рекомендуем почитать ►
Почему автор называет Печорина «героем времени»?
Просветительские принципы Чацкого уже не в состоянии были объяснить всю сложность действительности, противоречивость психологии человека, причины, по которым глупец вдруг оказывается хитрее умного, и т. д.
Первоначально комедия была названа «Горе уму». В таком заглавии ощущается просветительское убеждение, что ум сам по себе представляется высшей ценностью; горе ему могло прийти лишь откуда-то со стороны.
Окончательный вариант заглавия: «Горе от ума» позволяет ощутить новый оттенок в замысле драматурга. Сам герой с тревогой начинает ощущать не только острейший конфликт с окружающим его обществом, но и противоречие в его собственном внутреннем мире.
В нем самом «ум с сердцем не в ладу».
Чацкий приходит к трезвому пониманию реальной жизни с ее сложностью, изменами, даже предательствами. Он мужает, взрослеет, начинает яснее постигать людей и обстоятельства. В конце комедии Чацкий уже не таков, как в начале:
«Так! отрезвился неполна, Мечтанья с глаз долой, и спала пелена…»
Однако Грибоедов не отбрасывал вовсе и определенных традиций классицизма (чаще всего отмечается использование «трех единств» и «говорящие» фамилии героев, четкость конфликта).
Не менее важны выделение на первый план проблем общегосударственного значения, сатирическая заостренность в изображении отрицательных персонажей, подчеркнутая гражданственность, высокий стиль монологов Чацкого.
Таким образом, учитывая все лучшее, что было уже накоплено в русской литературе, Грибоедов создает произведение, написанное на качественно новом уровне.
Источник: https://www.getsoch.net/obraz-i-xarakteristika-chackogo-v-komedii-griboedova-gore-ot-uma/
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С.
А.С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор произведения “Горе от ума”. В своей пьесе Грибоедов сумел показать, что люди одного и того же происхождения — дворянского — имеют разные интересы и мнения. И что самое интересное и удивительное, так это то, что борьба ведется между ними с большой разницей в возрасте.
Это несовершенство людей четко прослеживается на протяжении всей комедии Грибоедова “Горе Вот ума”. В ней автор создал целое общество отрицательных образов: Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Хлёстова, Г.N. и Г.D.
Всем им в одиночку противостоит главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий.
Этот человек тоже относится к дворянскому обществу, но его поведение и высказывания противоположны его происхождению. Чацкий благороден, честен, красноречив и умен.
Он всегда стремится к большим знаниям, в отличие от фамусовского общества не интересуется ни деньгами, ни карьерой, ни высшим положением в обществе, так как хочет не просто получить награды, прибыль, он хочет приносить пользу обществу:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
В Москву Чацкий приехал только ради Софии, своей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый для него дом, он замечает перемены: София стала холодна, высокомерна, она больше его не любит. Пытаясь найти ответ на свое чувство, вернуть прежнюю Софию, ее любовь к нему, Чацкий терпит поражение. На все его речи и воспоминания она отвечает: “Ребячество!”.
Только после этого главный герой начинает осознавать, что все его попытки и убеждения напрасны, что он потерял Софию навсегда. Именно с этого начинается личный конфликт Чацкого, который потом перерастает в столкновение влюбленного человека и фамусовского общества.
Чацкий — защитник свободы и независимости личности.
Он не боится говорить все, о чем думает, в глаза и справедливо обвинять врагов во лжи и лицемерии.
Наш герой также осуждает рабство и крепостничество, так как считает их источником зла и бед. По его мнению, угнетение дает возможность сильным мира сего жить грабительством, проводить время в развлечениях.
А в своем монологе “А судьи кто?..
” Чацкий разоблачает крепостническую основу фамусовского общества:
..Не эти ли грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве…
Именно это заставляет общество признать его сумасшедшим.
Чацкий одинок. Среди этого общества нет людей, разделяющих его взгляды, чувства и стремления. Не найдя ни в ком “сочувствия живого”, он уезжает:
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Скачать оригинальный файл
Источник: https://globuss24.ru/doc/obraz-cackogo-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma