Образ и характеристика Самсона Вырина в повести станционный смотритель
Кто такой Самсон Вырин? «Почтовой станции диктатор». Так определяет этих людей, станционных смотрителей, Вяземский в эпиграфе к одной из повестей Ивана Петровича Белкина.
Александр Сергеевич Пушкин, выступающий в качестве издателя записок этого человека, придерживается другого мнения. Это сущие мученики, чья жизнь похожа на каторгу. Покоя нет ни днём ни ночью. Приедет генерал, отдаст он ему последних лошадей, а тут сразу ещё более важный человек.
И всем надо услужить. Такой была жизнь и Самсона Вырина. Скрашивала её только красавица дочь, Дуня.
Прежде, чем рассказать о встрече с ней, автор описывает картинки на стене внутри станции. На них изображена библейская история блудного сына. Этим как бы предваряется печальная история смотрителя. Иван Петрович встретился с ним ещё раз через несколько лет, когда проезжал по той же дороге.
На что путник обратил внимание в первую очередь? Всё на те же картинки. Они были на месте, но вокруг царили «ветхость и небрежение». Это опять показывает, какую роль играла Дуня в жизни пожилого человека. Сам он спал под тулупом, и не узнал старого знакомого.
Его поразили изменения во внешности смотрителя. Три года назад его встретил бодрый, не старый ещё человек в зелёном кителе. Сейчас это был седой, опустившийся человек с глубокими морщинами на лице. Оживился он, только выпив предложенного пунша.
Но это их застолье сильно отличалось от прежнего.
История «диктатора» почтовой станции была для тех лет не очень редкой. Вырин и сам говорит о том, что Санкт-Петербург полон девиц, которые поверили обещаниям совративших их проезжих, а теперь метут улицы в столице.
Но гусар, который увёз его дочь, не бросил её. Он сдержал обещание, данное отцу, когда он приезжал к нему за дочкой. На могилу приезжала позднее богатая барыня с тремя детьми и кормилицей.
О том, стала ли она законной женой, рассказчик не знает.
Он тоже побывал на могиле старого знакомого, умершего от пьянства. Он так и не смог простить Дуню. Кладбище было голым местом с чёрными крестами. Таким же печальным, как жизнь похороненного рядом с женой смотрителя. Может быть, гусар, полюбивший его дочь, и не был злодеем? Возможно, он избавил её от такой же судьбы. Александр Сергеевич Пушкин предоставляет читателю делать вывод.
Сочинение на тему Характеристика Самсона Вырина
Самсон Вырин был бедным смотрителем небольшой почтовой станции. Для того чтобы обеспечить семью всем необходимым ему приходилось выполнять порой непосильный и неблагодарный труд. Он терпел все унижения, которые поступали в его адрес от приезжих.
Жена смотрителя умерла рано, и Самсон остался жить только со своей четырнадцатилетней дочерью – Дуней. Она убирала, готовила обед, стирала, и делала всё, что попросит отец. Для Самсона Дуня была единственной отдушиной и радостью.
Когда рассказчик в первый раз посещает станцию, смотритель рад и полон сил. Перед читателями Самсон предстаёт добродушным и любящим человеком. Спустя четыре года, Самсон резко стареет, его голова покрывается сединой, а сам он становится жалким и зашуганным пьяницей. И тут рассказчик, вместе с читателями задаётся вопросом, а что же произошло за эти года?
Так вот однажды проезжий гусар Минский, забрал с собой Дуню. Самсон принялся искать свою дочь, пешком посещал Петербург. Но найдя Минского, тот лишь посмеялся и постарался откупиться от старика. Но ассигнации подбирает пробежавший рядом «хорошо одетый человек».
При второй встрече, Минский вытолкал Вырина за дверь, сказав: «Пошёл вон!». Именно с этого момента Самсон охладел и потерял интерес к жизни. В его доме настал хаос.
Смотритель, остался далеко одинок и несчастен. Он не смог понять, почему за любовь и заботу, ему заплатили злом. Бороться с гусаром, у Вырина нет, ни возможности, ни денег, ни сил.
У него нет защиты, а унижения для него – обыденность.
Отец не получает вестей от Дуни. Но он видел её в городе, она счастлива и здорова. Но Самсон, не может успокоиться и отделаться от мысли, что Минский бросит её. Все эти думы приводят к тоске, а затем и пьянству Вырина.
На примере Самсона, Пушкин показывает образ человека, который поддаётся течению, терпит лишения и нищету, и несёт свой крест без возражений. Он является обычным представителем русской жизни, человеком, который теряет себя без поддержки.
Он уже не может найти смысл жизни, потеряв дочь, так как она была им. Он просто не может понять, зачем ему ухаживать за домом, станцией, работать, зачем ему вообще жить. И только бутылка, хоть как то скрашивает существование Самсона Вырина.
Вариант №3
Рассказ А.С. Пушкина – «Станционный смотритель» входит в популярный сборник «Повести Белкина», которые были написаны в Болдине осенью 1830 года. По словам автора, именно той осенью у него был небывалый творческий подъем и он писал так, «как никогда еще не писал».
История рассказывает нам о Самсоне Вырине, чей образ представлен в виде маленького человека, униженного и мелкого чиновника, чья несчастная судьба вызывает лишь жалость. Сначала Пушкин знакомит читателя со смотрителями, показывая сложность и угнетение, с которыми ежедневно сталкиваются эти люди, заслуживающие совсем иного отношения к себе.
По характеру Самсон был очень добрым и мягкосердечным человеком, всегда помогал проезжающим и предлагал им лучших коней.
При всем том, что смотрители по большему счету были самыми понимающими людьми, которые никогда не оставят в беде, их все равно даже за людей не считали. Некоторые даже называли их «извергами рода человеческого».
Во всем обвиняли смотрителя: в непогоде, плохой дороге, да даже если ямщик попадется немного упрямый или скверный – все равно виноват будет смотритель.
Больше всего на свете Самсон Вырин любил свою красавицу-дочь Дуню, можно сказать, он жил только ради нее, так как жена его скончалась, и больше не о ком заботиться было. Когда рассказчик впервые встречает героя, то он обращает внимание на его бодрый и свежий вид. На тот момент Дуняше было всего четырнадцать, но росла она настоящей красавицей, помощницей и мастерицей.
Во всем помогала отцу. Тогда Самсона не могло сломить ничто, потому что любимая дочь была рядом. Однако спустя несколько лет, когда рассказчик снова встречает героя, то замечает, что теперь перед ним совсем другой человек, которого горе состарило раньше времени. К тому же, теперь Самсон налегал на алкоголь сильно и не беспокоился о своем здоровье.
Как выяснилось, его Дуня оставила отца ради возлюбленного. Это гусар, который носит звание ротмистра (офицерский чин). Он забрал с собой девушку в Петербург, притворившись больным, затем не позволял ей видеться с отцом. Когда же Самсон поехал искать дочь, то встретил офицера Минского, однако тот ему предложил денег и попросил не мешать их счастью.
Вырин все равно попытался разыскать Дуню, но ее возлюбленный силой его выгнал
Все то время, что Дуняша живет в Петербурге с Минским, она не шлет отцу писем, не дает о себе знать. У них рождаются прекрасные дети. Со временем девушка, наконец, решает приехать в родное место, чтобы увидеть там отца, но по приезду узнает, что его больше нет в живых.
Главный герой повести, Самсон Вырин, отдавал себя полностью работе, за которую его ни разу не хвалили, более того даже пытались оскорбить и унизить. Он отдавал свою заботу и любовь дочери, которая в итоге его оставила ради малознакомого офицера. Очень неприятно, что в итоге пострадал именно этот светлейший человек.
Именно в этой повести А.С. Пушкин предпринял попытку показать тему «маленького человека» как можно полнее и правдивее, отчего главного героя действительно становится жалко.
Образ и характеристика Самсона Вырина
Сейчас читают:
- Гениальность сочинение ЕГЭ 11 класс
Каждый человек на нашей планете имеет определенное сходство с окружающими его людьми. Природа создала нас в чем-либо похожими между собой. Но каждый по-своему остается уникальным. У некоторых эта неповторимость может проявляться в особом складе ума, - Сочинение на тему Весна пришла
Настала долгожданная весенняя пора. Я очень люблю это время года. Зима не хочет уступать свои владения, но весна уже вступила в свои права. - Сочинение по картине Грабаря Мартовский снег 3 класс
Этот художник, по праву считается мастером деревенского пейзажа, так как большинство его работ выполнена в этом уникальном русле. Картина «Мартовский снег», показывает зрителю всю красоту и девственность русской природы. - Сочинение 21 ноября всемирный день телевидения
День телевидения в нашем государстве отмечают 21 ноября. В 1933 году техник-инженер с русскими корнями Владимир Зворыкин создал трубку, которая в последствии получила название катодной, она служила основной деталью для телевизора. - Нравственные идеалы и заветы Древней Руси сочинение
Наши предки оставили нам немало памятников своей культуры. В том числе и литературные творения. А в них мы видим нравственные идеалы людей того времени. И, не только примеры нравственности оставили они нам в них, но и заветы. - Кладовая солнца Человек и природа сочинение
Безусловно, никто не станет спорить с тем, что с самого первого дня зарождения человечества и всего живого на Земле, природа очень тесно взаимодействовала с ним.
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-i-harakteristika-samsona-vyrina-v-povesti-stancionnyj-smotritel
Дуня станционный смотритель
Дуня — дочь бедного станционного смотрителя Самсона Вырина. Разумеется, характеристика Дуни из «Станционного смотрителя» уже совсем другая, нежели в первую встречу автора с Выриным. Образ и тема «маленького человека».
Дуня — красивая 14-летняя девочка.
Мать Дуни умерла. Дуня — хозяйственная, трудолюбивая девушка. Дуня, привыкшая к таковым сценам, выбежала из-за перегородки и ласково обратилась к проезжему с вопросом: не угодно ли будет ему чего-нибудь покушать? Появление Дуни произвело обыкновенное свое действие.
Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Бывало, барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мною разговаривает.
Дуня — кокетливая девушка. Дуня сбегает из дома с проезжим гусаром Минским. Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово.
Зачем тебе ее? Она меня любит; она отвыкла от прежнего своего состояния.
Две первые комнаты были темны, в третьей был огонь. Он подошел к растворенной двери и остановился. У нее рано умерла мать, и она была вынуждена принять скромное хозяйство в доме Самсона Вырина. Ему не могла не понравится красавица Дуня.
Минский притворяется больным, входит в доверие к Самсону Вырину, и, обманным путем, увозит Дуню от отца в Петербург. На протяжении нескольких лет от нее нет ни одной весточки отцу. Вырин пешком идет в Петербург, чтобы узнать о судьбе дочери, волнуется за нее.
Но Минский его даже и порог не пускает.
Скорее это драматическая судьба, так ее всю жизнь будет мучить совесть и то, что она даже не простилась со стариком-отцом перед смертью. В первый приезд рассказчика Самсон Вырин полон сил — свежий и бодрый.
Какова причина таких перемен в главном герое повести? Проезжий гусар Минский увез в Петербург его любимую дочь – красавицу Дуню. Вырин пешком ходил в Петербург искать свою дочь.
Он нашел Минского, но тот пытался от него откупиться.
При второй встрече Минский уже просто выгоняет Самсона за дверь со словами: «Пошел вон!». С этого момента Самсона ничто в жизни не интересует. Нарушилась гармония в его жизни и его доме.
Он покинут, унижен, одинок и несчастен.
От Дуни нет вестей и отец, хотя и видел, что с дочерью в Петербурге все в порядке, что она жива и здорова, все равно думает о плохом – вдруг Минский ее бросит на произвол судьбы?
Мне очень понравилась повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель», потому что она заставляет задуматься над превратностями человеческой судьбы. Необычность повести заключается не только в неожиданной концовке, но и в том, что в нейнет однозначно положительных или однозначно отрицательных героев.
Отец не нарадуется на Дуню, на которой держится все небогатое хозяйство. Однако ротмистр прекрасно понимал, что Самсон Вырин, умудренный жизненным опытом, ни за что не поверил бы в их серьезность. И все же судьба Дуни кажется мне драматичной, потому что не каждый, наверное, сможет выдержать и принять такие перемены в своей жизни, когда за каждым поворотом тебя ждет неизвестность.
Повесть «Станционный смотритель» — это история человеческой жизни, в которую бесцеремонно вторглись и безжалостно ее растоптали. Повесть построена по всем правилам жанра. Сначала мы знакомимся с местом действия и героем — Самсоном Выриным.
Читатели с особым интересом и вниманием слушают рассказ Белкина, очевидца всех изложенных событий.
В четырнадцать лет Дуня была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, — на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось.
Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его Дуня, которую он как мог оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой — стала не женой, а любовницей.
Но Дуня не возвращалась. А ведь зачастую такие простые люди, как станционный смотритель Самсон Вырин, — пример честности и высоких моральных устоев.
Зачем тебе ее? Она меня любит, она отвыкла от прежнего своего состояния», — отвечал гусар. Минский обещал Вырину, что Дуня будет счастлива.
В конце рассказа Дуня, действительно, появляется барыней, в карете, с тремя барчатами, с кормилицей и черной моськой.
Всяко случается, — размышлял Вырин. — Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал и бросил». С этими мыслями и умер отец Дуни, так и не узнав, как сложилась судьба дочери.
А соединить отца и мужа в одной семье она не могла бы, ведь они люди разного круга. Вернувшись же к отцу, Дуня должна была бы отказаться от Минского.
Минский описан автором как военный с чёрными усиками, чёрными кудрями, гордой осанкой и буйным нравом, он выталкивает отца Дуни взашей, когда тот приезжает к ней в Петербург.
Оскорблённый и огорчённый отец уезжает к себе на станцию, где вскоре спивается от горя. Минский представлен в повести как разлучник и подлец, который порочит честь настоящего офицера.
Источник: https://zdravbaza.ru/dunya-stantsionnyiy-smotritel/
Поступок и судьба Дуни («Станционный смотритель»)
В этой связи я хочу напомнить мудрые, но до сих пор не оцененные слова сатирика Щедрина о коренном свойстве человеческой натуры и высоком долге искусства.
«Это свойство расцветать и ободряться под лучами солнца, как бы ни были они слабы, доказывает, что для всех вообще людей свет представляет нечто желанное.
Надо поддерживать в них эту инстинктивную жажду света, надо напоминать, что жизнь есть радование, а не бессрочное страдание, от которого может спасти лишь смерть.
Не смерть должна разрешить узы, а восстановленный человеческий образ, просветленный и очищенный от тех посрамлений, которые наслоили на нем века подъяремной неволи. Истина эта так естественно вытекает из всех определений человеческого существа, что нельзя допускать даже минутного сомнения относительно ее грядущего торжества»
«В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресла, как наездница на своем английском седле.
Она с нежностию смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы. Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался. «Кто там?» — спросила она, не подымая головы.
Он все молчал. Не получая ответа, Дуня подняла голову и с криком упала на ковер».
Психологизм Пушкина аскетичен. Писатель не раскрывает психологических переживаний, не показывает изнутри борения страстей и мыслей своих героев.
Пушкин всегда знакомит нас с результатами душевной бури, которая выплескивается наружу и застывает в жесте, мимике, движении.
Счастливая Дуня, увидев отца, падает без сознания — такова сила испытанного ею пронзительного чувства своей вины перед отцом.
Страдания Дуни были проявлением ее глубокой человечности, прошедшей через горькие испытания. Вина Дуни — невольная, она ей навязана новыми условиями ее существования.
И все же ее судьба свидетельствовала, что человек может и в угнетающих его обстоятельствах, хотя и с поражениями — горькими и тяжелыми,— сражаться за свое счастье.
Мятежность Дуни и явилась залогом сохранения ее личности, ее человечности, ее счастья любви и материнства.
Поступок Дуни воистину отважен вспомним, что говорил Самсон Вырин о тех, кто, как его дочь, убегал из дома: «Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою».
Из коротенького сообщения о приезде мы узнаем поразительно много о жизни Дуни в Петербурге после того случая, когда отец любовался счастливой и прекрасной дочерью. Становится ясным, что Минский сдержал слово, данное Вырину: «не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово».
Она стала матерью троих детей. Она настояла на свидании с отцом. И поехала не одна, а с детьми, чтобы порадовать старика внуками. Нет, не убило общество душу Дуни. Продолжая сражаться за счастье, теперь уже своей семьи, она не отреклась от отца и, невзирая на запрет среды, вынашивала мысль о свидании с ним.
Так глубоко содержателен пушкинский лаконизм.
Поступок Дуни и дерзок, и чреват великой бедой, и одновременно прекрасен. Дуня поверила своей натуре. Она не хочет считаться с социальным запретом — она бедная и незнатная, а он богатый дворянин.
Потому Дуня не похожа на карамзинскую бедную Лизу — она бросает вызов тем, кто устанавливает эти запреты, она борется за свое счастье. К отважному и решительному поступку Дуня подготовлена вольной жизнью в доме отца.
Никто не докучал ей поучениями, не извращал ее чувств веками созданной моралью покорного подчинения воле божьей. Она жила, руководствуясь умом и сердцем. А была она умна, сметлива, «безо всякой робости». Естественность и чистота чувств Дуни вызывали симпатию к ней у всех, кто встречал ее. Был покорен этим и Минский.
В Петербурге, добившись своей цели, Дуня расцветает. Как всегда лаконична, но глубоко содержательна сцена, которую подсматривает Самсон Вырин, обманно проникнув в квартиру дочери. Дуня счастлива! Упоена счастьем, ею самой завоеванным.
Повесть, посвященная Самсону Вырину, заканчивается сценой новой встречи читателей с Дуней. Она приезжает в родные места. Приехала она, по словам деревенского мальчика, «в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами, и с кормилицей, и с черной моською; и как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям: «Сидите смирно, а я схожу на кладбище».
Рекомендуем почитать ►
Сравнение персонажей: Раневская, Гаев и Лопахин
Пушкинский реализм напоминал постоянно, что «жизнь есть радование, а не бессрочное страдание», способствовал очищению человека от унижений. Тем самым Пушкин бесконечно обогащал русский критический реализм XIX века. Под пушкинским знаменем развивалось реалистическое творчество Гоголя, Лермонтова и Тургенева. Вот почему 1830-е годы в русской литературе были Подлинно пушкинскими.
Свидание оказалось печальным и последним. Дуня пришла на могилу, «легла здесь и лежала долго».
И опять психологизм Пушкина (такой непривычный нам после Достоевского, Толстого и Чехова) оказался способным, несмотря на свой аскетизм, передать во всей сложности душевную жизнь Дуни, открыть нам глубоко страдающую женщину.
Здесь, на маленьком деревенском кладбище, по русскому обычаю, по-бабьи, она упала на дорогую могилу и винилась перед отцом за свое счастье.
Сложно и драматично сложилась судьба Дуни («Станционный смотритель»). Она тоже совершает побег. Этот поступок сразу поднимает в наших глазах «разумную», неопытную Дуню. Она еще только вступает в жизнь, но уже начинает догадываться, что ее ожидает.
И она бунтует не против произвола отца, а против социальных условий, уготовивших ей жалкую судьбу. Бегство из дома было, конечно, обманом родителя, но обман этот так по-детски непосредствен! Она еще не понимает, какой удар наносит отцу своим бегством: ею движет непосредственное чувство.
Дуне понравился офицер Минский, и она, рискуя всем своим будущим, бросает вызов условиям среды, опыту жизни, доверяя только себе и своему чувству.
Жизнь Дуни предстает в своем не идиллическом, а драматическом облике. Естественное ее стремление к счастью искажается социальными условиями общества. Оно, это общество, в которое она вошла благодаря энергии и борьбе, навязывает ей свою мораль, заставляет быть душевно черствой, жесткой, эгоистичной.
Охраняя хрупкое свое счастье, она должна была предать отца, оставить его, одинокого и горюющего. Но чувство вины, испытываемое ею перед отцом, — яркое свидетельство того, что еще жива ее чистая душа, не все чувства извратило в ней общество.
Пушкин обвиняет и судит общество, преступно требовавшее как плату за отвоеванное счастье отречение от отца только потому, что он маленький чиновник, бедный человек, не имеющий дворянского звания…
Рекомендуем почитать ►
В чем же главный смысл «Повестей Белкина»?
Мятежные натуры помогали Пушкину обнаружить в обыкновенном течении жизни, в обыкновенных людях спасительную искру, которая, разгораясь, поднимала человека к иной жизни, очищенной от повседневных унижений, к исповеданию гуманных норм человеческого общежития, способствовала его нравственному обновлению. В этом и состоял пафос реализма Пушкина — внушать человеку веру в себя, в свою природу, в свою возможность быть человеком и жить достойно.
Источник: https://www.getsoch.net/postupok-i-sudba-duni-stancionnyj-smotritel/
Сочинение РЅР° тему: Дуня – главный герой повести “Станционный смотритель”
Комментарии РѕС‚ 5erka.ru – Данный текст лучше рассматривать, как рыбу Рё заготовку для сочинения. Добавьте своего текста, слова “РјРѕРµ мнение”, немного собственного анализа. Текст поможет вам РІ этом.
___________________________________________________________
«Повести покойного �.П. Белкина» были написаны А.С. Пушкиным осенью 1830г. и изданы в 1831 г.
В центре сюжета каждой из пяти его повестей не просто «история», которая умещается на десяти страницах, а поворот судьбы.
Сегодня мы поговорим лишь об одной из этих повестей – «Станционный смотритель»
Главная героиня этой повести – дочь Самсона Вырина – Дуня. Девочка была настоящей хозяйкой в домике старого смотрителя.
Она обслуживала путешественников, если тем вдруг приходилось остаться на время, в ожидании лошадей. Убирала в доме, делала его уютным и присматривала за своим отцом.
Самсон Вырин души не чаял в своей дочке, и всем рассказывал, какая она у него «…умница, красавица, вся в покойницу мать…»
Проезжие любили после утомительной дороги срывать всю свою злость на станционных смотрителях, но при виде Дуни все сразу успокаивались, и соглашались подождать лошадей за чашечкой чаю. «Голубоглазая кокетка», так называет её автор. Но однажды на станцию приехал гусар, и, так как все лошади были в разъезде, смотритель предложил ему остаться в его домике и подождать. Минский начал кричать на ямщика, но при виде Дуни он успокоился.
На следующий день он «слег с горячкой», а потом, когда «выздоровел» и собирался уезжать, спросил у девочки, не желает ли она, чтобы он подвёз её до церкви. Она не хотела, но старый смотритель настоял, и вскоре сам об этом пожалел.
Дуня вышла замуж за Минского и стала жить в Петербурге в богатстве и роскоши, но с отцом она не виделась.
Когда молодая барыня приехала его навестить, ей сказали, что тот «…давно уж спился и умер…» Дуня пришла на кладбище, долго лежала на могиле отца и плакала…
Не нашел, что искал? Поищи в разделах:
Сочинения на тему для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 1
Нашел, что искал? Поделись с друзьями!
Источник: https://5erka.ru/sochineniya/362-sochinenie-na-temu-dunya-glavnyy-geroy-povesti-stancionnyy-smotritel.html
Станционный смотритель Вырин и его дочь Дуня (по повести А. С. Пушкина «Станционный _смотритель»)
Станционный смотритель Вырин и его дочь Дуня. Нравственные вопросы любви и долга волновали человечество во все времена. Звучит эта тема и в «Станционном смотрителе» — одной из «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» А. С. Пушкина.
С одной стороны, это история обыкновенной человеческой жизни —станционный смотритель Вырин , жизни в которую вторглись и которую безжалостно растоптали, с другой — судьба дочери Самсона Вырина — Дуни.
И если то, что произошло с Самсоном Выриным, можно назвать трагедией, то драмой, по нынешним временам, судьбу Дуни следует назвать с большой натяжкой — разве человек не свободен в своих действиях?
Да, смирение унижает человека, вытравляет в нем гордость, достоинство, чувство зависимости, превращает в добровольного раба, в покорную ударам судьбы жертву. В этом и заключается весь трагизм жизни, а вернее сказать, существования, Самсона Вырина.
Он, как характеризует его Иван Петрович Белкин, «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда», олицетворяет собой всех смотрителей, которые, говоря словами того же И. П. Белкина, есть «вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые».
Ведь именно поэтому, когда в Петербурге приятель советовал ему жаловаться на гусара Минского, смотритель подумал, махнул рукой и решил отступиться…
Отступиться от чего? От своего права отца наказать гусара, увезшего родную дочь. «Такую разумную, такую проворную, всю в покойницу мать». Но и здесь в нем заговорил все тот же «мученик четырнадцатого класса».
«Вот уже третий год, — заключил он, — как живу я без Дуни и как об ней нет ни слуху, ни духу. Жива ли, нет ли, Бог ее ведает». Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, со смирением думает несчастный отец.
Он отступается от своей дочери, которой, бывало, так не мог нарадоваться. Уж он ли не любил своей Дуни!
А что же Дуня? Да, ее дом держался, да, она сглаживала конфликты между отцом и приезжими, гасила едва разгорающиеся скандалы.
Но, как рассказывает все тот же Иван Петрович Белкин, «маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею на меня; она потупила большие голубые глаза; я стал с ней разговаривать, она отвечала мне без всякой робости, как девушка, видевшая свет».
Видимо, ослепленный своей любовью, отец не замечал, что дочь, наверное, уже тогда подсознательно представляла себя в этом «свете», а не на забытой Богом захолустной станции.
Такой, какой ее увидит Вырин через несколько лет, — одетой со всей роскошью моды, сидящей на ручке кресла рядом с Минским, «как наездница на своем английском седле», перебирающей его черные кудри своими сверкающими пальцами.
Не знаю, обманывал ли гусар Минский Вырина, когда говорил ему: «Она меня любит, она отвыкла от прежнего своего состояния». Умалчивает Иван Петрович Белкин и о том, вышла ли Дуня замуж или стала обыкновенной содержанкой.
Мальчишка, провожавший рассказчика на могилу спившегося от горя станционного смотрителя, сказал ему, что Дуня стала прекрасной барыней, приезжала в карете, запряженной шестью лошадьми, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей и дала ему пятак серебром. Меня все это почему-то, как и автора, радует.
За подобный рассказ я и сам бы дал мальчишке такой же пятак. Судьба Дуни, по-видимому, сложилась счастливо. Тем более трудно простить ей то, что она забыла старого отца.
В чем заключается жизненный долг родителей перед детьми и детей перед родителями? На чем основываются нравственные отношения между людьми? То, о чем писал А. С. Пушкин, в литературе скоро назовут «вечными вопросами» — разве происшедшее в начале XIX века и описанное в «Станционном смотрителе» не актуально и в наше время?
Источник: https://www.prepodka.net/stancionnyj-smotritel-vyrin-i-ego-doch-dunya-po-povesti-a-s-pushkina-stancionnyj-_smotritel/