Служба обломова в романе “обломов”: описание карьеры, поведение на службе и отношение к ней

Презентация на тему: Штольц и Обломов

Служба Обломова в романе

Описание слайда:

«Штольц — ум, сила, уменье управлять собой, другими, судьбой… А я?., я — Обломов» Штольц и Обломов

Описание слайда:

Цель. Способствовать созданию целостного представления о нравственной и художественной значимости образов Обломова и Штольца и о способах выражения авторской позиции в тексте эпического произведения.

Описание слайда:

Основные вопросы: – Почему автор не изобразил чудесного преображения Обломова? – Как вообще можно помочь человеку достигнуть гармонии с жизнью, научиться не прятать, а открывать миру все свое интеллектуальное и духовное богатство? Что нужно предпринять, чтобы помочь человеку преодолеть апатию и вновь вернуться к полноценной жизни? – Что намеревался сделать Штольц во имя спасения друга? К какому итогу он пришел? – Почему столь благородные душевные порывы Штольца не привели к ожидаемому результату.

Описание слайда:

– Прав ли был автор, считая, что именно такой человек, как Штольц, способен спасти Обломова? – Мог ли такой человек, как Штольц, пробудить душу Обломова? – Какими чертами автор наделил Андрея Штольца? Можно ли считать, что образ Штольца строго противопоставлен образу Обломова? Сопоставьте авторскую характеристику образа жизни Обломова и Штольца. 1. В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? 2. Что сближает Обломова и Штольца?

Описание слайда:

«Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге» (1, V).

«Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормаль ным состоянием» (1,1). «Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет…

Он беспрестанно в движении…» (2, II) «Штольц был немец только вполовину, по отцу; мать его была русская; веру он исповедовал православную; природная речь его была русская…

» (2,1) «Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль, с ежеминутным, никогда не дремлющим контролем издержанного времени, труда, сил души и сердца. Кажется, и печалями, и радостями он управлял как движением рук, как шагами ног или как обращался с дурной и хорошей погодой» (2, II).

Описание слайда:

«Он все сбирался и готовился начать жизнь, все рисовал в уме узор своей будущности; но с каждым мелькавшим над головой его годом должен был что-нибудь изменять и отбрасывать в этом узоре. Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая — из покоя и мирного веселья» (1, V).

«А сам все шел да шел упрямо по избранной дороге. Не видали, чтоб он задумывался над чем-нибудь болезненно и мучительно; по-видимому, его не пожирали угрызения утомленного сердца; не болел он душой, не терялся никогда в сложных, трудных или новых обстоятельствах, а подходил к ним, как к бывшим знакомым, как будто он жил вторично, проходил знакомые места» (2, II). 1.

Обломов безвыездно живет в одном городе более 12 лет, и главное его занятие — лежание; Штольц «беспрестанно в движении». Обломов еще только собирался и готовился начать жизнь, Штольц «все шел да шел упрямо по избранной дороге». Обломов еще только создавал в'тзоем воображении картину будущей жизни; Штольц все делал обдуманно и уверенно, «как будто он жил вторично». 2.

Обломов и Штольц — ровесники, принадлежат одному социальному слою.

Описание слайда:

Обломов и Штольц: отношения с родителями -Сопоставьте характер взаимоотношений Обломова и Штольца с их родителями. 1. В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? (1, IX , 1, IX, 2,1 ) 2. Что сближает Обломова и Штольца? 1.

Обломов почти не знал мужского воспитания; отец же Штольца, напротив, стремился сделать из своего сына настоящего мужчину, он был сторонником суровых методов воспитания и не позволял своей жене жалостью и излишней заботой вмешиваться в его общение с Андреем. 2. И Обломов, и Штольц с нежностью вспоминают о своих матерях, не в силах сдержать слезы.

Обратите внимание

Их матери — образец нежности, заботливости — дорожили сы новьями, стремились уберечь их от опасностей, не могли налюбоваться на своих детей.

Описание слайда:

Обломов и Штольц: отношение к учению -Сопоставьте информацию об отношении к учению Обломова и Штольца. В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? (1, VI ;2,1 ) 2. Что сближает Обломова и Штольца? 1.

Обломов учился поневоле, не понимая, за что ему было уготовано это наказание и зачем ему эти знания в жизни; родители стремились защитить своего сына от тяжелого учения. Образованием Штольца руководил отец, давал ему ответственные поручения и спрашивал, как со взрослого. Учился Штольц отлично. И скоро сам начал преподавать. 2.

И Обломову , и Штольцу были созданы необходимые для учения условия. Они оба получили хорошее образование, причем долгие годы учились вместе.

Описание слайда:

Обломов и Штольц: отношение к службе и к обществу. -Сопоставьте информацию об отношении Обломова и Штольца к службе и роли в обществе. 1. В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? (1, V ; 2, II ) 2. Что сближает Обломова и Штольца? 1.

Обломову был чужд образ жизни, который требовала от него служба, а также суета и шум светской жизни; он успешно изолировал себя от них. Штольц и на службе, и в свете чувствовал себя уверенно, но никогда не придавал этому особого значения. Обломов не бывает в свете; Штольц, несмотря на свою занятость, успевает показываться в светском обществе. 2.

Ни Обломов, ни Штольц не считали, что служба или светское общество имеют особое значение в их жизни. И Обломов, и Штольц находятся в отставке.

Описание слайда:

Обломов и Штольц: понимание любви – Сопоставьте характер переживаний влюбленных Обломова и Штольца -В чем Обломов и Штольц противопоставлены друг другу? (2, X; ,XI; 3, VI ; 4,IV ; 4, VII). 1.Для Обломова любовь— потрясение, болезнь, она доставляет ему душевные и физические страдания. Для Штольца любовь — труд ума и души. 2.И Обломов, и Штольц одарены способностью любить глубоко, искренне.

Описание слайда:

Вывод.

Важно

Автор характеризует Штольца как яркую, привлекательную личность; если Обломов ленив, бездеятелен, добродушен, беззлобен, чувствителен, способен на душевный порыв, нерешителен, то Штольц активен, деятелен, любезен, доброжелателен, сосредоточен на своей цели, погружен в размышления, предусмотрителен, расчетлив, быстро принимает решения. Образы Обломова и Штольца противопоставлены и по воспита нию, и по отношению к учению, и по восприятию любви… Однако нельзя сказать, что в основе сравнения этих образов лежит строгое противопоставление. Автор представил читателю две яркие индивидуальности, внутренний мир которых не исчерпывается только взаимоисключающими характеристиками. Он обращает внимание читателя на то, что этих героев сближает их глубокая привязанность к матери, воспоминания о детстве и юности ,способность глубоко и искренно любить. Очевидно, что Штольц — это именно тот человек, который мог пробудить душу Обломова.

Описание слайда:

– Может быть, Обломов боялся довериться Штольцу? – Какие отношения связывали Обломова и Штольца? Выпишите слова, фразы текста, которыми автор характеризует взаимоотношения Обломова и Штольца. ( I,III; 2, II ) Обломова и Штольца связывали не только общие страницы биографии.

Они дорожили друг другом, всегда были рады встрече, умели ценить лучшие качества и быть снисходительными к слабостям друг друга. Их отношения — глубокая душевная привязан ность, искренние сердечные чувства. Обломов и Штольц были необходимы друг другу и были благодарны судьбе за то, что она послала им друг друга.

Обломов доверял Штольцу, верил, что он сможет помочь ему, ждал от него помощи.

Описание слайда:

Может быть, Штольц ошибся в выборе средства для спасения друга? – Верное ли средство избрал Штольц для реализации своего замысла? Штольц, казалось бы, рассчитал все правильно.

Любовь — чувство, вызывающее самые сильные потрясения. Если в душе человека еще остались живые чувства, любовь не позволит им дремать. Штольц был уверен, что Ольга очарует Обломова.

– Оправдались ли ожидания Штольца? Обломов и Ольга: пробуждение любви

Описание слайда:

1. Первые встречи,. Пробуждение чувств.( 2, V) 2. Мечты Ольги. (2,V1). 3. Торжество Ольги. (2, VIII ; 2,IX;2X ) Обломов и Ольга: несбывшиеся мечты 1.Первые сомнения. (3.I; III ;IV ) 2. Попытки спасти счастье.( 3,VII ; VIII) 3. Расставание (3,XI ; XII) 4.Неожиданное счастье (4, VI)

Описание слайда:

-Почему Обломов и Ольга не обрели счастье в любви? Что заставило Обломова отказаться от мечты о счастье с Ольгой? -Был ли неизбежен несчастливый финал истории любви Обломова и Ольги? Какую ошибку допустил Штольц?(Автор рассказывает в романе две истории любви, которые принесли влюбленным счастье: Штольц и Ольга и Обломов и Агафья Матвеевна.) 1.Что в судьбе героев стало тем потрясением(и потрясением ли), которое пробудило в их душах любовь? 2.Какую роль сыграли герои в судьбах своих спутниц? 3.Какими чувствами жили герои, устроив семейную жизнь? 4.Чем отличаются тишина и покой, господствующие в этих двух семействах?

Описание слайда:

Штольц и Ольга 1.Бескорыстная дружба (2,V ;VI ) 2. Предчувствие любви (4,IV) 3.Пробуждение любви ( 4,IV; VIII) 4.Семейная жизнь (4,VIII) 5. Счастье ( 4, VIII).

Описание слайда:

Обломов и Агафья Матвеевна 1.Очарование 2. «Сладостное иго». (4,I ; IX) 3.Покой и безмятежная тишина. (4,IX) 4. «Тихий свет пролетевших семи лет».( 4,X)

Читайте также:  Анализ сказки "медведь на воеводстве": идея, смысл, тема, проблемы, главная мысль, мораль, вывод

Описание слайда:

Задумав, спасти друга, Штольц собирался увезти его с собой за границу , затем в деревню, подобрать ему настоящее, стоящее хлопот дело.

-Могли увенчаться успехом задуманный Штольцем по спасению Обломова? Прочитайте сцену спора Обломова и Штольца о целях и смысле жизни.(2, IV).

Совет

Как реплики Штольца помогают понять его отношение к проблемам Обломова? Аргументы Обломова -Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь! – Цельные дни…не снимаешь сапог: ноги так и зудят – У всякого свои интересы. На то жизнь…

Описание слайда:

– Скука, скука, скука!… Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежу у себя дома? – Я их не трогаю, ничего не ищу; я только не вижу нормальной жизни в этом.

Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку… – Да, поэт в жизни, потому что жизнь есть поэзия.

Вольно людям искажать ее! – Как не жизнь? Чего тут нет? … Все разговоры по душе! Тебе никогда не понадобилось бы переезжать с квартиры – уж это одно чего стоит! И это не жизнь? – Ты рассуждаешь, точно древний: в старых книгах вот так все писали. Ты философ, Илья!… Все хлопочут, только тебе ничего не нужно Да ты поэт, Илья! – Это не жизнь!.. Это… Какая-то … обломовщина…

Описание слайда:

– Все ищут отдыха и покоя. – Когда-нибудь перестанешь же трудиться… Тогда когда же жить?.. Для чего же мучиться весь век? – Не все, и ты сам, лет десять, не то искал в жизни. – Труд- образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей.

Вон ты выгнал труд из жизни: на что она похожа? Обломов развернуто аргументирует свою позицию, а Штольц не утруждает себя аргументами. Он сопереживает Обломову, но воспринимает его недостаточно серьезно.

Только к концу спора Штольц искренне негодует и коротко, резко объясняет Обломову свое понимание жизни.

Описание слайда:

? Какую одинаковую ошибку допускают Штольц и Ольга в своих планах относительно Обломова? (2,III ;IV ;VI) Штольц и Ольга хотели превратить Обломова в человека, образ которого они создали в своем воображении.

Размышляя о будущем Обломова, они планируют свою деятельность по достижению своих же целей.

Однако ведущим фактором развития и совершенствования личности уже сложившегося человека является активность самого человека, и цели должны быть поставлены им самим.

Описание слайда:

-Прочитайте диалог Обломова и Штольца (2,IV). Как эта сцена помогает обнаружить слабые места в логике размышлений Штольца? На вопрос Обломова: «Куда?»- Штольцу нечего ответить.

Такому человеку , как Обломов, действительно некуда было бежать. Лучшие качества людей обломовского типа были востребованы в реальной жизни.

Обратите внимание

К тому же Обломов скорее всего прав, когда говорит, что его образ жизни признан нормой для большинства части русского общества.

Описание слайда:

– Каким смыслом наполняется понятие «обломовщина» в романе? (2,IV; 3,XI ; 4,IX). – Почему автор не изобразил чудесного преображения Обломова?

Описание слайда:

Дома: 1.Из текста глав 1,VI, VII, VIII; 2, IV подберите цитаты по теме: «Мечты Обломова». 2.Подберите из глав 1, II; 1, VIII; 2, IV; 2, X; 4, II цитаты по теме: «Жизненная философия Обломова».

Источник: https://ppt4web.ru/literatura/shtolc-i-oblomov.html

Характеристика Обломова Ильи Ильича в романе «Обломов» — сочинения для 10 класса

  1. Введение
  2. Быт Обломова
  3. Влияние «обломовщины» на личность Обломова
  4. Причины стремления Обломова уйти от действительности
  5. Почему Обломов не нашел себя в реальной жизни?
  6. Заключение

Роман Гончарова «Обломов» является знаковым произведением русской литературы 19 века, описывающим характерное для российского общества явление «обломовщины». Ярким представителем в книге данной социальной тенденции является Илья Обломов – выходец из семьи помещиков, чей семейный уклад был отражением норм и правил Домостроя. Развиваясь в подобной атмосфере, герой постепенно впитывал ценности и приоритеты своих родителей, что в значительной степени повлияло на формирование его личности. Краткая характеристика Обломова в романе «Обломов» дается автором еще в начале произведения – это апатичный, интровертный, мечтательный мужчина, который предпочитает проживать жизнь в мечтах и иллюзиях, представляя и переживая выдуманные картины настолько ярко, что иногда может искренне радоваться или плакать от тех сцен, которые рождаются в его сознании. Внутренняя мягкость и чувственность Обломова словно отразились на его внешности: все его движения, даже в моменты встревоженности, сдерживались внешней мягкостью, грациозностью и изнеженностью, чрезмерными для мужчины.
Герой был не по летам обрюзгшим, имел мягкие плечи и маленькие пухлые руки, а малоподвижный и неактивный образ жизни читался в его сонном взгляде, в котором отсутствовало какое-либо сосредоточение либо какая-то основная идея.

Быт Обломова

Словно продолжением мягкого, апатичного, ленивого Обломова в романе описывается быт героя. На первый взгляд его комната был прекрасно убранной: «Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами.

Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей».

Однако если присмотреться лучше, то становилась заметна паутина, запыленные зеркала и давно открытые и забытые книги, пятна на коврах, неубранные предметы обихода, хлебные крошки и даже забытая тарелка с обглоданной косточкой.

Все это делало комнату героя неухоженной, заброшенной, производило впечатление, будто тут давно никто не живет: хозяева давно покинули жилье, не успев прибраться. В какой-то мере это было верно: Обломов давно не жил в реальном мире, заменив его на мир иллюзорный.

Это особенно ярко видно в эпизоде, когда к герою приходят его знакомые, но Илья Ильич даже не удосуживается протянуть им руку для приветствия, и, тем более, подняться с постели навстречу посетителям. Кровать в данном случае (как и халат) является пограничным звеном между миром грез и реальности, то есть, встав с постели, Обломов в какой-то мере бы согласился пожить в реальном измерении, но герой этого не хотел.

Влияние «обломовщины» на личность Обломова

Истоки всеохватывающего эскапизма Обломова, его непреодолимого желания сбежать от реальности, лежат в «обломовском» воспитании героя, о котором читатель узнает из описания сна Ильи Ильича.

Родное поместье персонажа, Обломовка, находилось далеко от центральной части России, расположившись в живописной, умиротворяющей местности, где никогда не было сильных бурь или ураганов, а климат отличался спокойствием и мягкостью.

Жизнь в деревне текла размеренно, а время измерялось не секундами и минутами, а праздниками и обрядами – рождениями, свадьбами или похоронами.

Однообразная тихая природа отразилась и на характере жителей Обломовки – самой важной ценностью для них были отдых, леность и возможность досыта поесть. Труд же рассматривался как наказание и люди всячески старались его избегать, оттягивать момент работы либо заставлять ее делать кого-то другого.

Важно

Примечательно, что характеристика героя Обломова в детстве значительно отличается от образа, который предстает перед читателями в начале романа. Маленький Илья был активным, многим интересующимся и открытым к миру ребенком с прекрасным воображением.

Ему нравилось гулять и познавать окружающую природу, однако правила «обломовской» жизни не предполагали его свободы, поэтому постепенно родители перевоспитали его по своему образу и подобию, растя его как «тепличное растение», охраняя от невзгод внешнего мира, необходимости трудиться и познавать новое.

Даже то, что они отдали Илью учиться, скорее было дань моде, чем реально необходимостью, ведь по любому малейшему поводу они сами оставляли сына дома.

В итоге герой рос, словно закрытым от общества, не желающим работать и во всем полагающийся на то, что с возникновением любых трудностей можно будет крикнуть «Захар» и слуга придет и все сделает за него.

Причины стремления Обломова уйти от действительности

Описание Обломова, героя романа Гончарова, дает яркое представление об Ильи Ильиче, как человеке, прочно отгородившемся от реального мира и внутренне не желающем меняться. Причины этого кроются в детстве Обломова.

Маленький Илья очень любил слушать сказки и легенды о великих богатырях и героях, которые рассказывала ему няня, а затем представлять себя одним из таких персонажей – личностью, в жизни которой в один момент произойдет чудо, которое изменит текущее положение вещей и сделает героя на голову выше других.

Однако сказки существенно отличаются от жизни, где чудеса не происходят сами по себе, а для достижения успеха в обществе и карьере необходимо постоянно трудиться, переступать через падения и настойчиво двигаться вперед.


Тепличное воспитание, где Обломова приучали, что все дела за него будет делать кто-то другой, совместившись с мечтательной, чувственной натурой героя, привело к невозможности Ильи Ильича бороться с трудностями.

Эта особенность Обломова проявилась еще в момент первой неудачи на службе – герой, опасаясь наказания (хотя, возможно, его бы никто и не наказывал, а дело решилось бы банальным предупреждением), сам увольняется с работы и не хочет больше сталкиваться с миром, где каждый сам за себя.

Альтернативой жесткой реальности для героя становится мир его грез, где он представляет прекрасное будущее в Обломовке, жену и детей, умиротворяющее спокойствие, напоминающее ему его собственное детство. Однако все эти мечты остаются только мечтами, в реальности Илья Ильич всячески откладывает вопросы обустройства родной деревни, которая без участия разумного владельца постепенно разрушается.

Читайте также:  Анализ сказки "здравомысленный заяц" салтыкова-щедрина: идея, тема и суть

Почему Обломов не нашел себя в реальной жизни?

Единственным человеком, который мог вытащить Обломова из его постоянного полусонного безделья, являлся друг детства героя – Андрей Иванович Штольц.

Он представлял собой полную противоположность Ильи Ильича как по внешнему описанию, так и по характеру.

Всегда деятельный, стремящийся вперед, умеющий достигать любых целей, Андрей Иванович все же дорожил дружбой с Обломовым, так как в общении с ним находил то душевное тепло и понимание, которого ему очень не хватало в окружении.

Совет

Штольц наиболее полно осознавал разрушительное влияние «обломовщины» на Илью Ильича, поэтому до последнего момента, всеми силами пытался вытащить его в реальную жизнь. Один раз Андрею Ивановичу это почти удалось, когда он познакомил Обломова с Ильинской.

Но Ольгой в ее желании изменить личность Ильи Ильича двигал исключительно собственный эгоизм, а не альтруистическое желание помочь любимому человеку. В момент расставания, девушка говорит Обломову, что не могла бы вернуть его к жизни, потому что он уже был мертв.

С одной стороны это так, герой слишком прочно погряз в «обломовщине», и чтобы изменить его отношение к жизни, требовалось нечеловеческих усилий и терпения. С другой же стороны, активная, целеустремленная по натуре Ильинская не понимала, что для преображения Илье Ильичу нужно время, и он не может одним рывком изменить себя и свою жизнь.

Разрыв с Ольгой стал для Обломова еще большей неудачей, чем ошибка на службе, поэтому он окончательно погружается в сети «обломовщины», уходит от реального мира, не желая больше переживать душевную боль.

Заключение

Авторская характеристика Ильи Ильича Обломова, несмотря на то, что герой является центральным персонажем, неоднозначна.

Гончаров обнажает как положительные его черты (доброту, нежность, чувственность, умение переживать и сочувствовать), так и отрицательные (лень, апатию, нежелание что-либо решать самостоятельно, отказ от саморазвития), изображая перед читателем многогранную личность, которая может вызывать как симпатию, так и отвращение. При этом Илья Ильич, несомненно, является одним из наиболее точных изображений истинно русского человека, его натуры и черт характера. Именная эта неоднозначность и многогранность образа Обломова позволяют даже современным читателям открывать в романе что-то важное для себя, ставя и перед собой те вечные вопросы, которые затронул в романе Гончаров.

Данный материал рекомендован к прочтению ученикам 10 класса перед подготовкой доклада или сочинения на тему «Характеристика Обломова в романе «Обломов»».

Характеристика Обломова в романе «Обломов» Гончарова, сочинение-описание героя Ильи Ильича | источник

Источник: http://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/xarakteristika-oblomova-ili-ilicha-v-romane-oblomov-sochineniya-dlya-10-klassa.html

Готовые школьные сочинения

Авг
02 2015

Обломов и Штольц

В 1858 году И. А.Гончаров закончил главный труд своей жизни – роман «Обломов».

В литературных кругах давно ждали официального опубликования «Обломова», ведь писатель еще в черновиках по главам читал его своим друзьям – писателям, литературным критикам, близким знакомым.

«Вещь капитальная»,отозвался о романе признанный литературный мастер И. С.Тургенев. Гончаров – писатель-реалист, и значит роман его о настоящей жизни, о мыслях и идеях, волновавших современников, о чувствах и эмоциях, их охватывающих.

А что больше всего интересовало русскую интеллигенцию во второй половине ΙΧΧ века? Конечно, мысли о России! Какой путь развития изберет страна!

В обществе господствовали две основные теории развития – западничество и славянофильство, принципиально отличающихся друг от друга.

Если западники призывали во всем брать пример с «образованной Европы», то славянофилы &copy A L L S o c h. r u искали правду жизни в старине, патриархальности, общинном укладе. Кто прав – могло ответить только время.

В романе носителями основных идей являются два главных героя петербуржские дворяне – Илья Обломов и Андрей Штольц.

Они разные, абсолютно непохожи во всем – от внешности до отношения к жизни. Наверное, Гончаров неслучайно применил известный в литературе принцип «говорящих фамилий», ведь «обломом» на Руси называли не только самую большую оглоблю в упряжи, но и большого, неуклюжего человека, а слово «штольц» в переводе с немецкого значит – «гордый». Роман откровенно построен по принципу противопоставления.

Чтобы найти свою «правду жизни» Гончаров проводит своих главных героев через одинаковые жизненные испытания, и скрупулезно изучает их реакции и поведение.

Обратите внимание

Конечно, у Обломова и Штольца есть и общие черты, например они примерно одного возраста, они выросли вместе, вместе же обучались в пансионате, который содержал отец Штольца.

Оба они в течение некоторого времени служили, но по разным причинам подали в отставку.

Наконец и Обломов, и Штольц были влюблены в Ольгу Ильинскую. Но черт различий у этих персонажей несомненно гораздо больше. Первое, что бросается в глаза, это конечно же, внешность. ОГбломомв полный изнеженный мужчина с матовой, белоснежной кожей, а Штольц, напротив, «весь составлен из костей, мускулов и нервов.

Он худощав…ни признака жирной округлости. Цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца» Уже из их внешности можно определить род их занятий и образ жизни.

Пухлый, малоподвижный Обломов целыми днями возлежит на диване и «рисует узор жизни», мечтает, строит планы, попутно ругаясь со своим слугой Захаром.

Штольц же ведет активный образ жизни, посещает светские мероприятия, много путешествует. Он стремится к постоянному пополнению знаний, к деловым связям. Корни такого поведения находятся в детстве обоих персонажей.

Родители Обломова, мелкопоместные русские дворяне, всю свою жизнь провели в деревне Обломовка.

Там же в тепличных условиях растили своего сына Илюшу. С детства Обломов был окружен любовью и лаской, «мать осыпала его страстными поцелуями, смотрела жадными заботливыми глазами, не мутны ли глазки. Не болит ли чего-нибудь…». Маленького Илюшу никуда не отпускали без няни, боялись, что он куда-нибудь убежит, потеряется или залезет в пользующийся дурной славой овраг.

Важно

Ребенок не видит и не знает ничего, кроме своей «маленькой родины», и жизнь свою готов провести здесь же – в патриархальном российском раю.

Собственно, всю свою дальнейшую жизнь, Обломов мечтает только об одном – вернуться в милую его сердцу Обломовку, где так хорошо и покойно, да еще не одному, а с любимой женой. Должен же кто-то в своих заботах об Илюше заменить маму и няню.

Совсем не так прошло детство Андрея Штольца. На его характер повлияла деятельная обстановка в семье.

С ранних лет он привык работать, отец его поощрял такое рвение к занятиям науками и мастерством. Андрей « с восьми лет сидел с отцом за географической картой, разбирал по слогам Гердера, Виланда…».

Мальчики вместе обучались в пансионате, но отношение к учебе у них тоже различное.

Андрей учится с удовольствием, жадно впитывает знания, всегда делает дополнительную работу, читает много книг сверх заданного.

Илья к учебе относится смиренно, считая ее наказанием, «ниспосланным небом за наши грехи». Он откровенно не понимает, зачем учить и забивать голову всякими алгебрами и латынями, никому в Обломовке неизвестными и ненужными.

Для Штольца учеба – очередная ступенька вверх, для Обломова же неприятная обязанность – сделал и забыл. Некоторое время главные герои посвятили государственной службе, и вскоре вышли в отставку.

Совет

Обломова служба напрягала, заставляла как-то жить и действовать, а именно решительных действий Илья Ильич всю жизнь старательно избегал.

Он и хозяйство свое ведет именно так, а вернее никак. Ему все безразлично, даже, сколько денег у него в кармане.

Обломову приятно лишь неторопливо мечтать, какой изумительный рай он построит в Обломовке, и в этом райском уголке и будет жить ничем не интересуясь, ничему не волнуясь, счастливо и безмятежно. Штольца же чиновничья служба сковывала.

Он быстро постиг суть службы, оброс необходимыми связями и знакомствами и вышел в отставку, чтобы наконец-то с пользой для себя использовать весь багаж, накопленный в детстве и юности.

«Человек должен сам устраивать себя и даже менять свою природу»,говорит он.

Штольц живет для того, чтобы трудиться, а все, что не соответствует его жизненным идеалам, он называет ядовитым словечкам «обломовщина».

Штольца и Обломова с детских лет связывает дружба, но относятся они к ней по-разному. Андрей всегда стремится расшевелить Илью, заставить его действовать, чего-то хотеть, чего-то добиваться.

Обломову такая жизнь откровенно претит, ведь это «ежедневная пустая перетасовка дней, вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, перебивание друг у друга дороги, оглядывание с ног до головы». Ответные же аргументы Штольца весьма неубедительны: « Что-нибудь да должно занимать свет и общество. У всякого свои интересы.

На то и жизнь». Должно быть, для Штольца Обломов является своеобразным мерилом жизни. Он постоянно сравнивает себя с ним, стремясь доказать превосходство собственной жизни.

Обратите внимание

В самом деле, один постоянно что-то делает, крутится, вертится, приобретает и теряет, а другой просто лежит на диване – и этим счастлив.

А ведь Штольц тоже хочет жизненного счастья, и пытается всем доказать что путь творческого созидания дает больше счастья, чем путь пассивного восприятия.

Чтобы как-то расшевелить Обломова Штольц прибегает к такому сильнодействующему средству, как любовь и знакомит Илью с Ольгой Ильинской. Но даже здесь Обломов тверд в своих жизненных убеждениях и не желает ничего менять.

Он позволяет Ольге себя любить, относясь к ней тоже с любовью, но как к няне и матери. Он не способен на поступок, лишь принимает ухаживанья. Ольга идет на недопустимые нарушения мер приличия, приезжает к Обломову сама и одна, но это только пугает Илью Ильича. Любовь к Ольге перерастает в боязнь Ольги, и при расставании она плачет, а он вздыхает с облегчением.

Штольц, раньше относясь к Ольге игриво легкомысленно, с удивлением обнаруживает, как морально выросла женщина, выпутавшаяся из липких тенет «обломовщины». Женщина с такой силой духа способна стать истинной подругой жизни для Штольца.

Он ее как бы увидел заново, а, увидев полюбил, а, полюбив – добился, бросив на достижение цели все свое упорство. Они достойны друг друга, и их счастливая жизнь в браке – лучшее тому подтверждение.

Читайте также:  Характеристика татьяны лариной в романе "евгений онегин" пушкина: описание внешности и характера

А дети Штольца и Ильинской будут похожи на них, ведь им предстоит столько сделать в жизни.

Отец восстановил Обломову, а им предстоит обустраивать всю Россию. Собственно, финалом своего романа Гончаров хотя бы для себя и своего читателя подвел черту в споре западников и славянофилов. Да, Обломов приятный человек, высоконравственный, никому нежелающий зла, но он – бездеятелен, безынициативен, безволен и потому обречен.

Важно

Смерть Ильи Ильича от инсульта – закономерный итог всей жизни, ослабленный, заплывший жиром мозг не способен защитить даже себя. А в России нарождаются и господствуют штольцы. Они может быть и неприятны, воспринимаются с опаской, но сильны, горды и жизнеспособны.

За ними – будущее. Хотя безмерное российское чрево обломовщины способно поглотить и переварить не один миллион боевитых, закаленных жизнью штольцев. Так что, жизнь продолжается. И вечный спор тоже.

Автор сочинения: Клякса

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Обломов и Штольц . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/oblomov-i-shtolc-5/

Образ Обломова – анализ героя романа “Обломов”

Введение Почему Обломов старается уйти от реальной жизни? Обломов и Штольц – образы-антиподы Раскрытие образа Обломова через любовь Заключение

Введение

Произведение “Обломов” Гончарова – социально-психологический роман, увидевший свет в 1859 году.

В книге автор затрагивает ряд вечных тем: родителей и детей, любви и дружбы, поиска смысла жизни и другие, раскрывая их через жизнеописание главного героя – Ильи Ильича Обломова – человека ленивого, апатичного, чрезмерно мечтательного и совершенно неприспособленного к реальной жизни.

Образ Обломова в романе Гончарова является центральным и наиболее ярким мужским образом произведения. По сюжету книги читатель знакомится с Ильей Ильичем, когда герой уже достиг тридцати с лишним лет и представляет собой полностью сформировавшуюся личность.

Как многие мужчины в его возрасте он мечтает о большой семье, детях, милой, хозяйственной жене и благополучном закате жизни в родном поместье – Обломовке. Однако все эти представления о далеком прекрасном будущем остаются только в грезах героя, в реальной жизни

Илья Ильич не делает абсолютно ничего, что хотя бы на шаг приблизило его к идиллической картине, которую он давно распланировал в своих мечтах.

Дни Обломова проходят в непрерывном безделье, ему даже лень подняться с постели, чтобы поприветствовать гостей.

Совет

Вся его жизнь – это сонное царство, мечтательная полудрема, состоящая из непрерывного нанизывания и создания несбыточных иллюзий, которые изматывали его морально и от которых он порой уставал и изнеможенный засыпал.

В этой однообразной, приводящей к деградации жизни Илья Ильич прятался от реального мира, отгораживался от него всеми возможными способами, боясь его активности и не желая брать на себя ответственность за свои действия, а уж тем более трудиться и уверенно переступать через неудачи и поражения, продолжая движение вперед.

Почему Обломов старается уйти от реальной жизни?

Чтобы понять причины эскапизма Обломова, стоит кратко описать атмосферу, в которой воспитывался герой. Родная деревня Ильи Ильича – Обломовка, находилась в отдаленной от столицы, живописной и тихой местности.

Красивая природа, спокойная размеренная жизнь в поместье, отсутствие необходимости трудиться и чрезмерная опека родителей привели к тому, что Обломов не был готов к трудностям жизни вне Обломовки.

Воспитанный в атмосфере любви и даже обожания, Илья Ильич думал, что встретит подобное отношение к себе и на службе. Каково же было его удивление, когда вместо подобия любящей семьи, где все поддерживают друг друга, его ждал коллектив, настроенный совершенно по-другому.

На работе никто не интересовался им, никому до него не было дела, так как каждый думал лишь о повышении собственного жалования и продвижения по карьерной лестнице.

Чувствуя себя неуютно, после первой же ошибки на службе Обломов, с одной стороны, опасаясь наказания, а с другой, найдя повод для увольнения, сам уходит с работы. Больше герой не пытался куда-то устроиться, живя на деньги, которые ему присылали из Обломовки и все дни проводя в постели, таким образом, надежно укрывшись от забот и проблем внешнего мира.

Обломов и Штольц – образы-антиподы

Антиподом образа главного героя в романе “Обломов” Ильи Ильича является его друг детства – Андрей Иванович Штольц. По характеру и жизненным приоритетам Штольц – полная противоположность Обломова, хотя они и являются выходцами из одного социального класса.

В отличие от ленивого, апатичного, мечтательного и живущего исключительно своим прошлым Ильи Ильича, Андрей Иванович всегда стремится вперед, его не пугают неудачи, так как он знает, что в любом случае сможет достигнуть своей цели, достичь все больших высот.

И если смыслом жизни Обломова является иллюзорный мир, который он выстраивает в своем воображении и ради которого живет, то для Штольца таким смыслом остается упорный труд.

Обратите внимание

Несмотря на то, что в произведении герои противопоставляются как два разнонаправленных начала и два антитетичных типа личности – интровертный и экстравертный, Штольц и Обломов органично дополняют друг друга и нуждаются друг в друге.

Без Андрея Ивановича Илья Ильич наверняка бы окончательно запустил дела в Обломовке либо продал ее за копейки кому-то вроде Тарантьева.

Штольц яснее всего понимал пагубное влияние на друга “обломовщины”, поэтому всеми силами старался вернуть его в реальную жизнь, забирая с собой на светские приемы либо заставляя читать новые книги.

Введение автором в повествование такого персонажа как Андрей Иванович помогает лучше понять образ Ильи Ильича. На фоне своего друга Обломов, с одной стороны, выглядит пассивным, ленивым, не желающим ни к чему стремится тюфяком.

С другой же стороны, раскрываются и его положительные качества – душевное тепло, доброта, нежность, понимание и сочувствие к близким людям, ведь именно в беседах с Ильей Ильичем Штольц обретал душевное равновесие, потерянное в постоянной жизненной гонке.

Раскрытие образа Обломова через любовь

В жизни Ильи Ильича было две разных любви – стихийная, всеохватывающая, бурная и оживляющая любовь к Ольге Ильинской и тихая, умиротворяющая, основанная на уважении, полная спокойствия и однообразия любовь к Агафье Пшеницыной. Образ Ильи Ильича Обломова по-разному раскрывается в отношениях с каждой из женщин.

Любовь к Ольге была тем ярким лучом, который мог бы вытащить героя из “болота обломовщины”, ведь именно ради Ильинской Обломов забывает о любимом халате, начинает вновь читать книги, у него словно вырастают крылья, так как появляется реальная цель – возможное счастливое будущее с Ольгой, семья и собственное благоустроенное поместье.

Однако Илья Ильич не был готов полностью меняться, ему чужды были стремления Ильинской к постоянному развитию и достижению новых высот. В отношениях с Ольгой Обломов первый начинает отступать и первый пишет ей письмо, в котором говорит, что ее любовь – не истинные чувства.

Важно

Этот поступок можно рассматривать не только как слабость героя, его страх перед изменениями и внутреннюю пассивность, но и как лучшее понимание сферы чувств, отличное интуитивное чутье и понимание психологии других людей. Илья Ильич подсознательно ощущал, что их жизненные пути слишком разные, что Ольге нужно намного больше, чем он готов ей дать.

И даже если он попробует стать для нее тем самым идеалом нежного, доброго, чувственного, но при этом непрерывно развивающегося, деятельного человека, то будет до конца жизни несчастным, так и не обретя желанного счастья.

После тяжелого, но заранее предначертанного расставания Обломова и Ольги, герой находит утешение окруженный заботой Пшеницыной. Агафья по натуре своей является идеалом “обломовской” женщины – малообразованной, но при этом очень доброй, душевной, хозяйственной, заботящейся о комфорте и сытости мужа и обожающей его.

Чувства Ильи Ильича к Пшеницыной строились на уважении, которое постепенно переросло в тепло и понимание, а затем в спокойную, но сильную любовь.

Вспомним, что когда Штольц пытался забрать Обломова с собой он не хочет ехать не потому, что ему лень, а потому что ему важно остаться со свое женой, которая смогла дать ему то счастье, о котором он так долго грезил.

Заключение

Анализ образа Обломова дает понять, что интерпретировать Илью Ильича как однозначно положительного либо отрицательного героя нельзя. Он по-своему привлекает читателя, но и вызывает антипатию своей ленью и пассивностью, что указывает на многогранность натуры персонажа, его внутреннюю глубину и, возможно, мощный нереализованный потенциал.

Обломов – сборный образ типичного русского человека, мечтательной, созерцательной личности, которая всегда надеется на лучшее и истинное счастье видит в однообразии и спокойствии.

Как указывают критики, Илью Ильича Гончаров во многом списал с самого себя, что делает роман еще более интересным для современного читателя, интересующегося творчеством великого русского писателя.

Совет

Подробный анализ образа героя романа Гончарова пригодится 10 классам при написании сочинения на тему “Образ Обломова в романе “Обломов””.

Источник: https://ege-essay.ru/obraz-oblomova-analiz-geroya-romana-oblomov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector