Образ Шарикова в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
В повести “Собачье сердце” М.А. Булгаков не просто описывает противоестественный эксперимент профессора Преображенского. Писатель показывает новый тип человека, который возник не в лаборатории талантливого ученого, а в новой, советской действительности первых послереволюционных лет.
Основу сюжета повести составляют взаимоотношения крупного русского ученого и Шарика, Шарикова, собаки и искусственно созданного человека. Первая часть повести строится в основном на внутреннем монологе полуголодного уличного пса.
Он по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа, с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой “с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак”.
Шарик умеет сочувствовать, ценить добро и ласку и, как ни странно, прекрасно понимает социальное устройство новой России: он осуждает новых хозяев жизни (“Я теперь председатель, и сколько не накраду — все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо”), а про старого московского интеллигента Преображенского знает, что “этот не станет пинать ногой”.
В жизни Шарика происходит, по его мнению, счастливая случайность — он оказывается в роскошной профессорской квартире, в которой, несмотря на повсеместную разруху, есть все и даже “лишние комнаты”. Но пес нужен профессору не для забавы.
Над ним задуман фантастический эксперимент: путем пересадки части человеческого мозга собака должна превратиться в человека.
Но если тем Фаустом, который создает человека в пробирке, становится профессор Преображенский, то вторым отцом — человеком, который дает собаке свой гипофиз, — Клим Петрович Чугункин, характеристика которого дается предельно коротко: “Профессия — игра на балалайке по трактирам.
Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной”. И появившееся в результате операции существо полностью унаследовало пролетарскую сущность своего предка. Он нагл, чванлив, агрессивен.
Он полностью лишен представлений о человеческой культуре, о правилах взаимоотношений с другими людьми, он абсолютно безнравствен. Постепенно назревает неизбежный конфликт между творцом и творением, Преображенским и Шариком, точнее, Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, как именует себя “гомункулус”.
И трагедия в том, что едва научившийся ходить “человек” находит в жизни надежных союзников, которые подводят под все его поступки революционную теоретическую основу. От Швондера Шариков узнает о том, какие у него, пролетария, привилегии по сравнению с профессором, и, больше того, начинает осознавать, что ученый, давший ему человеческую жизнь, — классовый враг.
Шариков четко осознает главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все, что создано другими людьми, а главное — стремись к всеобщей уравниловке. И некогда благодарный профессору пес уже не может смириться с тем, что тот “один в семи комнатах расселился”, и приносит бумагу, по которой ему в квартире полагается площадь в 16 метров.
Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы… С каждым днем он все больше и больше распоясывается. Он ворует, пьет, бесчинствует в квартире Преображенского, пристает к женщинам.
Но звездным часом для Шарикова становится его новая работа.
Шарик совершает головокружительный прыжок: из бродячей собаки он превращается в заведующего подотделом очистки города от бродячих животных.
И именно такой выбор профессии неудивителен: шариковы всегда стремятся уничтожать своих же. Но Шариков не останавливается на достигнутом. Через некоторое время он появляется в квартире на Пречистенке с молодой девушкой и заявляет: “Я с ней расписываюсь, это — наша машинистка.
Борменталя надо будет выселить…” Разумеется, выясняется, что Шариков обманул девушку, сочинил о себе множество историй. И последний аккорд шариковской деятельности — донос на профессора Преображенского. В повести чародею-профессору удается обратное превращение человека-монстра в животное, в собаку. Хорошо, что профессор понял, что природа не терпит насилия над собой.
Но, увы, в реальной жизни шариковы оказались куда более живучими. Самоуверенные, наглые, не сомневающиеся в своих священных правах на все, полуграмотные люмпены довели нашу страну до глубочайшего кризиса, ибо насилие над ходом истории, пренебрежение законами ее развития могло породить только Шариковых.
В повести Шариков вновь превратился в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь и в тридцатые — пятидесятые годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов и собак. Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность.
Вступив в разумную жизнь, он оставался на уровне инстинктов и готов был изменить всю страну, весь мир, всю вселенную так, чтобы эти звериные инстинкты было легче удовлетворить.
Он гордится своим низким происхождением. Он гордится своим низким образованием. Он вообще гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто высок духом, разумом. Люди, подобные Преображенскому, должны быть втоптаны в грязь, чтобы над ними мог возвыситься Шариков.
Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но их нелюдская сущность только и ждет момента, чтобы проявиться. И тогда они превращаются в монстров, которые при первой возможности ухватить лакомый кусок сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Они готовы предать своих же.
Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, как только они к нему прикасаются. И самое ужасное, что шариковым удалось добиться огромной власти, а приходя к власти, нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
В нашей стране после революции были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, что они и поныне среди нас, Россия и переживает сейчас тяжелые времена.
Страшно, что агрессивные шариковы со своей поистине собачьей живучестью, несмотря ни на что, могут выжить. Собачье сердце в союзе с человеческим разумом — главная угроза и нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Иногда кажется, что наша страна стала другой.
Но сознание, стереотипы, образ мышления людей не поменяются ни за десять, ни за двадцать лет — сменится не одно поколение, прежде чем шариковы исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди станут другими, прежде чем не станет пороков, описанных М.А. Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет!..
Источник: https://Professionali.ru/Soobschestva/biznes-klub/obraz-sharikova-v-povesti-m-a-bulgakova/
Образ и характеристика Шарикова в повести Собачье сердце
Сегодня на уроке литературы мы изучали произведение Булгакова Собачье сердце. Собачье сердце представляет собой одну интересную историю о сложной операции профессора Преображенского по пересадке человеческого мозга собаке. Ее результатом стало появление нового человека Шарикова, чей образ и характеристику мы рассмотрим в нашем сочинении.
Образ Шарикова
Раскрывая тему Шарикова и останавливаясь на образе нового человека, хочется сначала вспомнить, каким Шариков был до превращения. В этом нам поможет сравнительная характеристика пса Шарика и получившегося из него образа человека Шарикова.
Так кем был и в кого превратился пес?
В начале повести Булгакова перед нами предстает бездомный пес. Он добрый, и не представляет опасности для окружающих. Как и любого животного, у Шарика имеются обычные желания. Псу хочется ласки, тепла, еды и укромного местечка, где бы он мог зализывать раны.
И вот в судьбе бездомной собаки появляется профессор Преображенский, который подарил ему совершенно новую жизнь, проведя экспериментальную операцию по пересадке гипофиза, взятого у умершего вора, алкоголика и рецидивиста.
И читатель перед собой видит образ нового человека, которому дали имя и фамилию Полиграф Полиграфович Шариков.
Лабораторное существо превращается в гражданина Шарикова. Шариков был маленького роста, с жесткими волосами, маленькой головой, язвительной усмешкой и небольшими ногами. Голос Шарикова был глуховат, а походка развалистой.
Несмотря на свою внешность и неумение одеваться, Шариков был доволен собой, и в то же время ненавидел своего создателя, который постоянно норовил научить манерам безродного пса.
В общем, характер у него был скверный, о чем свидетельствует характеристика и образ персонажа Шарикова.
Шариков: характеристика
Булгаков наделяет образ Шарикова наихудшими чертами, что были присущи людям, которых превозносила советская власть. Именно такие люди получали высшие должности и управляли страной. Считая мораль и совесть пережитком прошлого, Шариковы наследовали злобу и подлость. Они стремились отнять то, что им не принадлежало.
Тот же Шариков бесчинствовал, хамил, воровал, да еще и хотел отнять у Преображенского квартиру. Дикарь и невоспитанный грубиян, устраивается на работу по отлову бродячих животных. В основном Шариков отлавливал кошек, и ему очень нравилось их душить.
Хорошо что профессор вовремя осознал свою ошибку и помощью новой операции вернул псу его первоначальный образ.
Источник: https://sochinyshka.ru/obraz-i-xarakteristika-sharikova-v-povesti-sobache-serdce.html
Характеристика Шарикова «Собачье сердце»
В ходе изучения творчества Михаила Булгакова школьники проходят повесть «Собачье сердце». Одним из ключевых персонажей данного произведения является Полиграф Полиграфович Шариков. На этом образе сконцентрировано все идейное и сюжетное содержание повести. Итак, перед нами характеристика Шарикова. «Собачье сердце». Сочинение ученицы 9 класса.
Свою повесть «Собачье сердце» Михаил Булгаков написал в 1925 году. Но читатели смогли с ней познакомиться только через 60 с лишним лет – в 1987-м. И это не удивительно – ведь автор высмеивает в данном произведении советскую действительность, которая ему, как и многим представителям интеллигенции того времени, была очень не по душе.
Главными героями повести являются профессор Преображенский и Полиграф Полиграфович Шариков. Первый образ вызывает симпатию и уважение. Преображенский – очень умный, образованный, воспитанный и порядочный человек. А вот характеристика Шарикова в повести «Собачье сердце» крайне негативна.
Полиграф Полиграфович появился на свет в результате эксперимента профессора, который проводил опыты в сфере омоложения человеческого организма. Преображенский провел уникальную операцию, пересадив мозг погибшего мужчины дворовому псу Шарику. В результате собака превращается в человека. Его и назвали Полиграф Полиграфовичем.
От своих «доноров» Шариков взял самое худшее. От дворняги – свойство огрызаться, носиться за кошками, ловить блох и т.д. От судимого вора, хулигана и алкоголика – соответствующие черты: лень, наглость, глупость, жестокость.
Получилась гремучая смесь, которая привела в ужас профессора Преображенского и его помощника доктора Борменталя. Они были шокированы и расстроены своим детищем.
И сколько бы ни пытались привить ему черты нормального человека, у них это не получилось.
А вот общество приняло Шарикова вполне спокойно. Он даже получил ответственную должность и пользовался авторитетом в своем кругу. Это делало Полиграфа Полиграфовича все более наглым и жестоким. Видя, что его поведение не вызывает осуждения общества, а даже наоборот, Шариков становился еще большим моральным уродом, чем был изначально.
В итоге Преображенский не выдержал и вернул распоясавшееся чудовище в тело собаки. Но что же хотел сказать всем этим читателю Булгаков? На мой взгляд, образ Шарикова в произведении символизирует всех тех, кто пришел путем революции к власти. Необразованные, ограниченные, ленивые и наглые люди возомнили себя хозяевами жизни, и превратили нормальную страну в развалину.
В фантастической повести профессору удалось «загнать джина обратно в бутылку».
А вот в реальной жизни это, увы, невозможно. Поэтому каждый человек должен очень хорошо продумывать свои действия. Ведь не зря же говорят: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». А иначе на свет могут появиться такие чудовища как Шариков. И это по-настоящему страшно!
На этой странице искали :
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/xarakteristika-sharikova-sobache-serdce.html
Образ и характеристика Шарикова в повести “Собачье сердце”
Шариков появился на свет в результате неожиданных последствий эксперимента профессора Преображенского в сфере омоложения, в ходе которого бездомному псу Шарику были пересажены семенники и гипофиз недавно умершего человека.
«Донором» для Полиграфа Полиграфовича стал трижды судимый балалаечник Клим Чугункин, погибший от ножевого удара в сердце возле пивного заведения «Стоп-сигнал» у Преображенской заставы[3].
Эксперимент, несмотря на стремление профессора привить Шарикову полезные бытовые привычки и воздействовать на него не террором, а лаской, оказался провальным; по словам литературоведа Игоря Сухих, «его [Шарикова] человеческое развитие в повести строится в диапазоне от неприятного к омерзительному»[1].
Шарик
Шарик — весьма симпатичный и неглупый пёс, детство и юность которого прошли в подворотнях.
иски пропитания заставляли его перемещаться из одного района в другой.
Как отметил исследователь Борис Мягков, в произведении воспроизведены реальные адреса Москвы 1920-х годов — речь идёт о тресте «Главрыба» («Абырвалг»), ресторане «Бар» в Неглинном проезде, магазинах в Сокольниках. По уличным вывескам Шарик учился читать[4].
Природная наблюдательность позволяла ему делать выводы о людях, встречающихся на пути: он не любил дворников, с теплотой вспоминал о поваре Власе с Пречистенки, который отдавал собакам мясные косточки, жалел машинистку десятого разряда в фильдеперсовых чулках, вынужденную ради экономии питаться в пролетарской столовой[3].
Когда повар «столовой нормального питания» ошпарил Шарика кипятком, травмированный пёс оказался в двух шагах от гибели. Его спас вышедший из кооперативного магазина Филипп Филиппович Преображенский — он отдал больной собаке кусок «краковской колбасы», а затем позвал в свой дом[5].
В семикомнатной профессорской квартире любимым местом Шарика стала кухня, которую он воспринимал как «главное отделение рая». Изучая нравы и образ жизни обитателей своего нового жилища, пёс порой размышлял как философ: «Да и что такое воля? Так, дым, мираж, фикция»[3].
Полиграф Полиграфович Шариков
Получив после проведённой Преображенским операции гипофиз Клима Чугункина, герой одновременно приобрёл все пороки погибшего балалаечника — вместо «милейшего пса» появился хулиган, дебошир и душитель котов Полиграф Полиграфович Шариков[6], который, тем не менее, сумел быстро сделать хорошую карьеру и возглавить подотдел очистки Москвы от бродячих животных[7].
Образ «незаконного сына» профессора во многом раскрывается за счёт портретных зарисовок; Булгаков, как отмечают исследователи, в разных эпизодах выделял некую значимую деталь, создающую представление о персонаже.
Так, во время беседы с Преображенским (глава 6-я) Шариков облачён в порванный пиджак и вымазанные краской брюки; на шее у него — «ядовито-небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой». От пронзительной яркости красок хозяин квартиры порой начинал слепнуть[8].
Другим художественным приёмом, демонстрирующим тщетность всех «воспитательных» усилий профессора, является речь Полиграфа Полиграфовича — она смешна и страшна одновременно.
риков безапелляционно рассуждает на социально-политические темы, навешивает ярлыки оппонентам; в его лексике перемешаны лозунги председателя домкома Швондера, взявшего нового пролетария под свою опеку, с теми фразами, которыми пользовался при жизни Клим Чугункин: «Ещё парочку», «Слезай с подножки», «Отлезь, гнида!»[8].
В определённый момент герой переходит в наступление против своего «создателя» и, фамильярно называя Преображенского папашей, начинает угрожать тому судебным иском за несанкционированную операцию, а также напоминает, что не только профессор имеет право на просторные квартиры[11].
При этом Шарикову свойственно некое «отрицательное обаяние» — временами он походит на капризного ребёнка, не получившего в детстве достаточного внимания[1].
По утверждению литературоведа Евгения Яблокова, результатом операции становится не превращение пса в человека, а своеобразное воскрешение убитого уголовника Клима Чугункина.
Герой обрёл внешние человеческие признаки, научился ходить, говорить, получил документы и право на жилую площадь, однако профессор, наблюдая за своим созданием, считал, что иметь эти атрибуты — «ещё не значит быть человеком». Шариков не мог эволюционировать дальше, потому что оказался точной генетической копией своего «донора»[12].
Итак, «в сухом остатке» оказываются идеи простые и всем доступные. Уголовник Клим Чугункин, который существовал и «при царском режиме», но, будучи маргиналом, не оказывал определяющего влияния на жизнь общества, после большевистского переворота «воскресает» в виде полноправного существа, которого идеологи «нового мира» выдвигают в лидеры[8].
Сюжет
Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. |
Шарик — бездомная бродячая собака, подобранная зимой на московской улице профессором Преображенским для вивисекции.
Попав в профессорскую квартиру и не зная, как объяснить свалившееся на него счастье, пёс начинает считать себя потомком собачьих аристократов, правда, незаконнорождённым:
При проведении эксперимента, суть которого заключалась в комбинированной пересадке гипофиза и семенных желёз для выяснения вопроса об их приживаемости, а в дальнейшем и о влиянии гипофиза на омоложение организма у людей, указанные органы погибшего вора Клима Чугункина были пересажены псу.
Человек, которым после операции стал пёс, из-за отсутствия должного воспитания со стороны профессора, который продолжает считать его всего-лишь «результатом эксперимента», становится хамом и тунеядцем. Сам профессор считает, будто бы он просто превратился в Клима.
Согласно закону, председатель домкома Швондер, выдаёт Шарикову документы (вопреки желанию Преображенского) на имя Полиграфа Полиграфовича (по Дню полиграфии в календаре) Шарикова и прописывает его в квартире профессора. Однако, дабы досадить профессору, Швондер соглашается оформить Шарикову «белый билет», тем самым усугубляя в нём паразитические настроения.
Будучи люмпеном, Шариков, тем не менее, именует себя человеком пролетарского происхождения. Он начинает пьянствовать в компании таких же маргиналов, ворует у профессора, пристаёт к прислуге.
По рекомендации Швондера, Шариков устраивается заведующим в подотдел очистки МКХ (истребления бездомных животных (котов и пр.)). Он прекращает общаться с бродягами и в его поведении начинает проявляться высокомерие.
Шариков собирается расписаться с одной из работниц отдела, но профессор мешает ему, рассказав ей правду об его прошлом. Шариков пишет донос на Преображенского и Борменталя, но документ попадает к одному из пациентов профессора, который не даёт делу ход.
Узнав о доносе, Преображенский приказывает Шарикову убираться из квартиры. В ответ тот достаёт из кармана револьвер, но доктору Борменталю удаётся обезвредить его.
Вместо того, чтобы сдать его в милицию за вооружённое нападение, Преображенский и Борменталь втайне от всех совершают еще одну операцию — пересаживают Шарикову сохранённый гипофиз пса. И уничтожают все документы о первой операции. Шариков превращается обратно в собаку.
Политические взгляды
Политические взгляды Шарикова просты:
Отражение в культуре
Имя Шарикова стало нарицательным: так уничижительно называют наглого малообразованного и абсолютно некомпетентного человека из низов общества, в силу разных причин оказавшегося во властных структурах.
Имя Клима Чугункина носит «гвардейская переводчицкая артель» Дмитрия Пучкова (Гоблина) «Полный Пэ».
Команда Высшей лиги КВН из Омска называется «Полиграф Полиграфыч».
Шариков — результат смелого эксперимента профессора Преображенского. В его ходе у только что умершего человека были изъяты семенные железы и гипофиз и пересажены собаке. Профессор хотел проверить влияние гипофиза на омоложение организма, но, к его удивлению, собака постепенно стала превращаться в человека.
Собака была неплохим существом, но в получившемся создании полностью преобладала личность Клима Чугункина, необразованного алкоголика, неоднократно судимого, который вел антисоциальный образ жизни.
От Шарика (кличка собаки) новому человеку достались лишь извращенная любовь к машинистке (она как-та раз покормила собака), нелюбовь к котам и умение из ловить.
Называться он решил Полиграф Полиграфович Шариков (имя помог выбрать председатель домкома Швондер).
Несмотря на предположение доктора Борменталя, что Шариков «разовьется в чрезвычайно высокую психическую личность», Полиграф Полиграфович превратился в стереотипное тупое и подлое быдло (спасибо Чугункину).
Политические взгляды Шарикова сформировались под влиянием Швондера — «Взять все и поделить!». Культура его не интересовала. Образование тоже.
Своим создателям, на чьей территории он жил, Шариков хамил, считая их вражеским классом («…один в семи комнатах расселился, у него сорок пар, а другой шляется, в мусорных ящиках пропитание ищет…) и доставлял всяческие бытовые неудобства и убытки. Стал пить, приставать к женщинам и даже привел в квартиру Преображенского каких-то забулдыг.
Несмотря на все это, он смог устроится на работу (ловил котов, из которых затем делали пальто) и сделать неплохую карьеру (стал начальником подотдела очистки Москомхоза). Судя по показанным в фильме кадрам, Шариков начал набирать некоторый вес и в политической жизни города.
После этого, почувствовав в себе силу, Шариков решил жениться на своей машинистке (кстати, практически отбив ее у Борменталя, который так и не осмелился с ней познакомиться), и привести ее в квартиру профессора, используя свое право на часть жилплощади. Получив отказ, Шариков написал донос на своего создателя, а после этого, когда его попросили покинуть квартиру, стал угрожать пистолетом Преображенскому и Борменталю.
Тут терпение их не выдержало. Шарикова немного придушили и обратно превратили в собаку, пересадив ему обратно собачий гипофиз.
Цитаты Шарикова
Первые фразы Шарикова:
— Пивная, ещё парочку.
— Абырвалг.
— Дай папиросочку, у тебя брюки в полосочку.
— Отлезь, гнида
Поведение за столом:
— Я ещё водочки выпью?
— А не будет вам?
— А вам жалко что ли?
— Оооо! Ититттвою мать, профессор! Иди сюда, выпей с нами.
— И другим надо предложить, — сказал Борменталь, — и так: сперва Филиппу Филипповичу, затем мне, а в заключение себе. Шариковский рот тронула едва заметная сатирическая улыбка, и он разлил водку по рюмкам.
— Вот все у вас как на параде, — заговорил он, — салфетку — туда, галстук — сюда, да «извините», да «пожалуйста-мерси», а так, чтобы по-настоящему, — это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме.— А как это «по-настоящему»? — Позвольте осведомиться.
Шариков на это ничего не ответил Филиппу Филипповичу, а поднял рюмку и произнес:
— Ну желаю, чтобы все…
Источник: https://novoevmire.biz/obshhestvo/obrazovanie/literatura/obraz-i-harakteristika-sharikova-v-povesti-sobache-serdtse-opisanie-vneshnosti-i-haraktera-poligraf-poligrafovich-literaturus-mir-russkoj-literatury.html
Характеристика Шарикова | Инфошкола
5 Январь 2014 админ Главная страница » Link Просмотров: 2275
Из обыкновенного пса-дворняги формируется невежественный и опасный хам Шариков, наследующий от Клима Чугункина (донора) не только гипофиз, но и несимпатичную наружность, дурные привычки и склонность к алкоголизму. Автор показывает, как постепенно, «обработанный» председателем домкома Швондером, Полиграф Полиграфович (такое имя он выбрал себе) все больше требований предъявляет к профессору Преображевскому, становится угрозой для всего дома.
Первые слова, которые произносит человеко-пес — это вульгарная ругань и лексикон кабака. Став человеком, он следует привычкам и вкусам трижды судимого завсегдатая пивных Клима Чугункина играет на балалайке, одевается с вопиющей безвкусицей («ядовито-небесного цвета» галстук, лаковые штиблеты с белыми гетрами).
Возможно, Шариков так и остался бы в рамках дурных привычек, не представляя особой опасности, если бы не Швондер. Поддерживаемый председателем домкома, Полиграф Полиграфевич начинает предъявлять непомерные требования. На справедливые замечания он огрызается: «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете». Шариков причисляет себя к трудовому элементу.
Театр для него — это «контрреволюция одна». Эскалация безобразий, учиняемых Шариковым, растет. Он уже требует, чтобы его называли по имени и отчеству, приносит из жилтоварищества бумаги на жилплощадь в шестнадцать аршин, на эту жилплощадь Приводит подозрительных личностей, оказавшихся воришками, а затем и невесту.
Терпение Преображенского и Борменталя иссякает, но как только Шариков почувствовал угрозу, он становится опасным. Пропав на несколько дней, он появляется в новом виде.
«На нем была кожаная куртка с чужого плеча», В бумаге; которую Шариков предъявил профессору, значилось, что он «состоит заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных (котов и прочее) в отделе МКХ». Надев кожаную куртку, Шариков обретает себя «по специальности», он ощутил власть и грубо ею пользуется.
Вдохновленный Швондером, он сочиняет донос на профессора и его ассистента, обзаводится револьвером и направляет его в конечном итоге на Борменталя, подписав себе смертный приговор. Перенеся обратную операцию, пес, конечно же, ничего не помнит и вполне доволен своей судьбой.
Эксперимент не удался, сам профессор понимает, что в своих научных поисках зашел слишком далеко. Научный интерес не оправдывает чудовищных результатов, полученных в состязании с Творцом.
Обращает на себя внимание сцена самой операции: Булгаков усиливает натурализм и физиологичность описания, вызывая чувство отвращения к происходящему.
В азарте и волнении «творцы» новой человеческой единицы сами теряют человеческие качества.
Понятно, почему Булгакова волновала тогда проблема подобных научных творений: на его глазах совершался более чудовищный по своим масштабам и результатам социальный эксперимент, задуманный и осуществленный политическими авантюристами — революция и ее последствия. Создавался новый тип человека — гомо советикус, в котором писатель-сатирик увидел прежде всего Шарикова.
Источник: https://info-shkola.ru/harakteristika-sharikova/
Ответы@Mail.Ru: Образ Шарика “Собачье сердце”. Напишите пожалуйста образ Шарика из повести Собачье Сердце
Liudmila Sharukhia Высший разум (180165) 6 лет назад Основные события разворачиваются после появления в доме профессора дворняги Шарика. Его характер удивительным образом созвучен «гомо советикусу» : пес готов на все ради куска колбасы, у него вздорный и агрессивный характер.
Проходя мимо швейцара, Шарик думает: «Вот бы тяпнуть его за пролетарскую мозолистую ногу» . А на чучело совы он смотрит с такими чувствами: «А сова эта – дрянь. Наглая. Мы ее разъясним» . Профессор, увлеченный наукой, не замечает, какого монстра привел в дом.
В порядке эксперимента он пересаживает Шарику семенные железы человека, мечтая облагодетельствовать человечество. На глазах изумленного ученого пес постепенно превращается в человека. Шарик, или уже Полиграф Полиграфович Шариков, быстро находит в человеческом обществе свою социальную нишу.
Все происходит, как в советском государстве: низы, дорвавшись до власти, начинают теснить все, что раньше занимало это социальное жизненное пространство. В результате сам его «родитель» Преображенский чуть ли не оказывается на улице, и лишь его старые связи спасают его от беспредела Шарикова.
Булгаков показывает психологический тип русского ученого, который еще не сталкивался со всеми «прелестями» большевистского режима. Его еще гладили по шерстке. Но он, увлекшись своими разработками, не заметил, что сам создал себе такого представителя суровой власти. Шарик буквально сживает ученого со свету.
За смехотворностью сюжета стоит глубокая трагедия русской научной интеллигенции, которая в те годы невольно помогла большевикам укрепить свои позиции. Шариковы постепенно выдвинулись во все высшие эшелоны власти и стали не только отравлять судьбу нормальным людям, но и решать ее. Они стали определять и внешнюю политику страны.
Профессор в позднем раскаянии сетует на свою ошибку: «Я заботился совсем о другом, об евгенике, об улучшении человеческой породы. И вот на омоложении нарвался» . Осознав свою роковую ошибку, профессор становится участником преступления: по совету Борменталя они решают избавиться от Шарикова и освободить человечество от этого кошмара.
Профессор решается еще на одну операцию и возвращает Шарикова в прежнее состояние. Финал повести, однако, не благополучен, ибо за стенами дома профессора, где мирно дремлет пес Шарик, осталось много зараженных микробом Шарикова людей, и они еще натворят в стране много горьких дел.
https://school-essay.ru/obraz-professora-preobrazhenskogo.html
⚓☠ Выдр ☠ ☸ Искусственный Интеллект (361234) 6 лет назад Человек, которым после операции стал пёс, из-за отсутствия должного воспитания со стороны профессора, который продолжает считать его всего-лишь «результатом эксперимента» , становится хамом и тунеядцем. Сам профессор считает, будто бы он просто превратился в Клима. Согласно закону, председатель домкома Швондер, выдаёт Шарикову документы (вопреки желанию Преображенского) на имя Полиграфа Полиграфовича (по Дню полиграфии в календаре) Шарикова и прописывает его в квартире профессора. Однако, дабы досадить профессору, Швондер соглашается оформить Шарикову «белый билет» , тем самым усугубляя в нём паразитические настроения. Будучи люмпеном, Шариков, тем не менее, именует себя человеком пролетарского происхождения. Он начинает пьянствовать в компании таких же маргиналов, ворует у профессора, пристаёт к прислуге. По рекомендации Швондера, Шариков устраивается заведующим в подотдел очистки МКХ (истребления бездомных животных (котов и пр.)) . Он прекращает общаться с бродягами и в его поведении начинает проявляться высокомерие. Шариков собирается расписаться с одной из работниц отдела, но профессор мешает ему, рассказав ей правду об его прошлом. Шариков пишет донос на Преображенского и Борменталя, но документ попадает к одному из пациентов профессора, который не даёт делу ход. Узнав о доносе, Преображенский приказывает Шарикову убираться из квартиры. В ответ тот достаёт из кармана револьвер, но доктору Борменталю удаётся обезвредить его.
Вместо того, чтобы сдать его в милицию за вооружённое нападение, Преображенский и Борменталь втайне от всех совершают еще одну операцию — пересаживают Шарикову сохранённый гипофиз пса. И уничтожают все документы о первой операции. Шариков превращается обратно в собаку.
цццццццццццц ццццццццццццццццц Ученик (117) 3 года назад В начале и в самом конце романа Полиграф Полиграфович Шариков – это добрый и безобидный пес. Однако после неудачного эксперимента профессора Преображенского на свет является чудовищный гомункул Шариков.
Этот герой является своеобразным олицетворением антиразумного общества, которое не имеет стойких представлений о моральных ценностях, отказывается от опыта предыдущих поколений, не признает традиций и исторической мудрости. С помощью операции профессору удалось превратить «милейшего пса» в некое подобие человека, пересадив собаке человеческое сердце.
Вот только поведение Шарикова отнюдь не напоминает поведение разумного человека. Так называемый, «незаконнорожденный сын» профессора играет на балалайке, ругается и сквернословит, бросает окурки на пол, спит в кухне на полатях, подкарауливает ночью Зинку, ворует, ведет себя неприлично, пишет доносы на своего же «папашу» и даже угрожает ему.
Перед профессором стоит непростая задача – из этого существа с «мертвой душой» сделать интеллигентного человека. Всего за два месяца Шариков проделывает огромный путь от абсолютного «ничего» к значительному «всему». Заручившись поддержкой власти, как представитель «трудового элемента», Шариков получает паспорт и устраивается на приличную, руководящую должность.
Полиграф Полиграфович теперь заведует подотделом очистки Москвы от бродячих животных. Теперь это полезный член общества, которого можно использовать в борьбе с классовыми врагами, ведь они мешают Шарикову жить в согласии с его, хоть и человеческим, но ужасно «паршивым» сердцем.
Поступки «гражданина» Шарикова наполнены такой аморальностью, цинизмом и бездушием, что профессору ничего не остается, кроме как уничтожить результаты своего эксперимента. Он проводит еще одну операцию и все возвращается к своему начальному положению: грубиян Шариков снова превращается в ласкового Шарика.
Вместо того, чтобы сдать его в милицию за вооружённое нападение, Преображенский и Борменталь втайне от всех совершают еще одну операцию — пересаживают Шарикову сохранённый гипофиз пса. И уничтожают все документы о первой операции. Шариков превращается обратно в собаку.
Источник: https://otvet.mail.ru/question/80736011
Образ Шарикова в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
Образ Шарикова в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
В повести “Собачье сердце” М. А. Булгаков не просто описывает противоестественный эксперимент профессора Преображенского. Писатель показывает новый тип человека, который возник не в лаборатории талантливого ученого, а в новой, советской действительности первых послереволюционных лет.
Основу сюжета повести составляют взаимоотношения крупного русского ученого и Шарика, Шарикова, собаки и искусственно созданного человека. Первая часть повести строится в основном на внутреннем монологе полуголодного уличного пса.
Он по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа, с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой “с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак”.
Шарик умеет сочувствовать, ценить добро и ласку и, как ни странно, прекрасно понимает социальное устройство новой России: он осуждает новых хозяев жизни (“Я теперь председатель, и сколько не накраду — все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо”), а про старого московского интеллигента Преображенского знает, что “этот не станет пинать ногой”.
В жизни Шарика происходит, по его мнению, счастливая случайность — он оказывается в роскошной профессорской квартире, в которой, несмотря на повсеместную разруху, есть все и даже “лишние комнаты”. Но пес нужен профессору не для забавы.
Над ним задуман фантастический эксперимент: путем пересадки части человеческого мозга собака должна превратиться в человека.
Но если тем Фаустом, который создает человека в пробирке, становится профессор Преображенский, то вторым отцом — человеком, который дает собаке свой гипофиз, — Клим Петрович Чугункин, характеристика которого дается предельно коротко: “Профессия — игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь).
Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной”. И появившееся в результате операции существо полностью унаследовало пролетарскую сущность своего предка. Он нагл, чванлив, агрессивен. Он полностью лишен представлений о человеческой культуре, о правилах взаимоотношений с другими людьми, он абсолютно безнравствен.
Постепенно назревает неизбежный конфликт между творцом и творением, Преображенским и Шариком, точнее, Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, как именует себя “гомункулус”. И трагедия в том, что едва научившийся ходить “человек” находит в жизни надежных союзников, которые подводят под все его поступки революционную теоретическую основу.
От Швондера Шариков узнает о том, какие у него, пролетария, привилегии по сравнению с профессором, и, больше того, начинает осознавать, что ученый, давший ему человеческую жизнь, — классовый враг.
Шариков четко осознает главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все, что создано другими людьми, а главное — стремись к всеобщей уравниловке. И некогда благодарный профессору пес уже не может смириться с тем, что тот “один в семи комнатах расселился”, и приносит бумагу, по которой ему в квартире полагается площадь в 16 метров.
Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы… С каждым днем он все больше и больше распоясывается. Он ворует, пьет, бесчинствует в квартире Преображенского, пристает к женщинам. Но звездным часом для Шарикова становится его новая работа. Шарик совершает головокружительный прыжок: из бродячей собаки он превращается в заведующего подотделом очистки города от бродячих животных. И именно такой выбор профессии неудивителен: шариковы всегда стремятся уничтожать своих же.
Но Шариков не останавливается на достигнутом. Через некоторое время он появляется в квартире на Пречистенке с молодой девушкой и заявляет: “Я с ней расписываюсь, это — наша машинистка. Борменталя надо будет выселить…” Разумеется, выясняется, что Шариков обманул девушку, сочинил о себе множество историй.
И последний аккорд шариковской деятельности — донос на профессора Преображенского.
В повести чародею-профессору удается обратное превращение человека-монстра в животное, в собаку. Хорошо, что профессор понял, что природа не терпит насилия над собой. Но, увы, в реальной жизни шариковы оказались куда более живучими.
Самоуверенные, наглые, не сомневающиеся в своих священных правах на все, полуграмотные люмпены довели нашу страну до глубочайшего кризиса, ибо насилие над ходом истории, пренебрежение законами ее развития могло породить только Шариковых.
В повести Шариков вновь превратился в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь и в тридцатые — пятидесятые годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов и собак.
Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность.
Вступив в разумную жизнь, он оставался на уровне инстинктов и готов был изменить всю страну, весь мир, всю вселенную так, чтобы эти звериные инстинкты было легче удовлетворить. Он гордится своим низким происхождением. Он гордится своим низким образованием.
Он вообще гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто высок духом, разумом. Люди, подобные Преображенскому, должны быть втоптаны в грязь, чтобы над ними мог возвыситься Шариков.
Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но их нелюдская сущность только и ждет момента, чтобы проявиться. И тогда они превращаются в монстров, которые при первой возможности ухватить лакомый кусок сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Они готовы предать своих же.
Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, как только они к нему прикасаются.
И самое ужасное, что шариковым удалось добиться огромной власти, а приходя к власти, нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
В нашей стране после революции были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует.
Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, что они и поныне среди нас, Россия и переживает сейчас тяжелые времена.
Страшно, что агрессивные шариковы со своей поистине собачьей живучестью, несмотря ни на что, могут выжить.
Собачье сердце в союзе с человеческим разумом — главная угроза и нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Иногда кажется, что наша страна стала другой.
Но сознание, стереотипы, образ мышления людей не поменяются ни за десять, ни за двадцать лет — сменится не одно поколение, прежде чем шариковы исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди станут другими, прежде чем не станет пороков, описанных М. А. Булгаковым в его бессмертном произведении.
Как хочется верить, что это время настанет!..
Источник: https://doc4web.ru/literatura/obraz-sharikova-v-povesti-m-a-bulgakova-sobache-serdce.html
Полиграф Шариков
Полиграф Шариков – плод опасного врачебного эксперимента, затеянного в 20-ых годах прошлого столетия в произведении Михаила Булгакова «Собачье сердце».
Несмотря на то, что это отрицательный персонаж, в книге и фильме режиссера Владимира Бортко он вышел невероятно обаятельным. Секрет кроется в том, что пес, как и получившийся из него человек, не виноват в игре против природы, которую затеяли люди.
Свою лепту внес в формирование харизматичного образа и Владимир Толоконников, гениально сыгравшего роль в картине Бортко.
История создания
Долгий путь нового произведения с фантастическим сюжетом и моральной подоплекой к читателю начался в 1925 году. Михаил Булгаков задумал написать необыкновенную историю эксперимента человека над природой под названием «Собачье счастье. Чудовищная история».
Михаил Булгаков
Повесть должны были напечатать в журнале «Недра», однако двери к публикации с грохотом захлопнулись после ее презентации на литературном собрании «Никитские субботники».
О том, что свет увидела вещица «враждебная, дышащая презрением к совстрою», узнали власть предержащие из доноса, и произведение запретил сам Лев Каменев.
В квартиру автора «Собачьего сердца» тут же явились с обыском, отобрав два экземпляра рукописной повести.
Впрочем, литературный труд в 1960-ые годы попал в виде копии в самиздат, а затем оказался за границей. Спустя 20 лет на родине решились, наконец, напечатать книгу в журнале «Знамя», но она сильно отличалась от оригинала. То, что в реальности написал Булгаков, читатели получили только в начале перестройки.
Роман «Собачье счастье»
Имя для бездомного пса Михаил Афанасьевич выбрал обычное, хотя очеловеченному персонажу впоследствии оно не понравилось. Шарик – это значит «упитанный и круглый», что никак не подходит рваной и худой собаке. Герой с трудом, но смирился с именем, взяв его в качестве фамилии.
А вот насчет Полиграфа Полиграфовича мнения исследователей разделились. Одни считают, что автор вручил право выбора имени-отчества персонажу – Шариков узнал, что именины приходятся на день полиграфиста. Другие видят отсылку к детектору лжи, которую Булгаков сделал специально, ведь аппарат позволяет изучать психофизиологические особенности живых существ.
Биография и сюжет
В повести российский прозаик рисует Москву 1927 года. Биография собаки без рода и племени не завидная: с детства скитается по подворотням города в поисках еды. Пес далеко не глуп: рассуждает о смысле жизни, читает вывески магазинов и кабаков и делает выводы о людях.
Так, животное недолюбливает дворников, которые гоняют его метлой, подмечает, что машинистка в фильдеперсовых чулках бедна и поэтому ходит на обед в пролетарскую столовую. А еще в душе пса теплом отдаются воспоминания о поваре Власе, не жалеющем мясных косточек для хвостатого бродяги.
Пес Шарик
Однажды судьба сводит бездомного пса с Филиппом Филипповичем Преображенским, врачом, специализирующимся на омоложении людей. Ошпаренного кипятком Шарика профессор сначала накормил вкуснейшей колбасой, а затем и вовсе пустил жить в квартиру из семи комнат.
Преображенский задумал гениальный эксперимент по пересадке животному человеческих семенников и гипофиза – железы, отвечающей за рост и развитие. Донором выступил умерший пьяница и рецидивист Клим Чугункин, подрабатывающий в кабаках балалаечником.
Эксперимент хоть и удался, но качество оказалось плачевным.
Характеристики нового члена общества ужасали профессора: симпатичный и добрый пес превратился в человека, в котором смешались все пороки донора. Шариков так же, как Клим, любит выпить, дебоширит и скандалит с хозяином дома, презирает его за интеллигентность и дворянские нравы. Воспитательные меры не приводят к успеху.
Описание внешнего вида тоже внушает отвращение: Шариков стремится выглядеть как франт, ходит в пиджаке и галстуке, но одежда подобрана безвкусно, к тому же порванная и грязная.
Дальше – больше.
Полиграф Полиграфович попадает под влияние председателя домкома Швондера, получает паспорт и заступает на службу душителем котов в учреждение очистки столицы от бездомных животных. Дружба со Швондером обогащает лексикон вчерашней собаки социалистическими лозунгами, обидными высказываниями в адрес профессора.
А в разум заселяются убеждения, что Шариков – представитель пролетариата, страдающий от притеснений буржуев.
Получеловек-полусобака угрожает «родителю» судами за нелегальную операцию по пересадке человеческих органов и намекает о своем праве на «шикарные жилищные условия».
Филипп Филиппович понимает, что, по сути, случилось своеобразное воскрешение погибшего уголовника и алкоголика Чугункина.
Полиграф Шариков и профессор Преображенский
Разочаровавшись в результатах эксперимента, Преображенский приходит к выводу, что играть с природой бессмысленно и даже опасно. И после очередного дебоша, во время которого у Шарикова в руках оказался револьвер, профессор вместе с помощником Борменталем решает поставить все на свои места. Повторная операция возвратила в жизнь прежнего пса, чуткого, кроткого и умеющего сострадать людям.
Экранизации
«Собачье сердце» вошло в кинематограф дважды. Впервые повесть российского писателя экранизировал итальянец Альберто Латтуада, изменив фамилию персонажа на Бобикова. Плод смелого врачебного эксперимента в фильме 1976 года сыграл Кочи Понзони.
Кочи Понзони в роли Шарикова
Яркой постановкой в кино стала картина советского режиссера Владимира Бортко.
В 1987 году ему поступило предложение от главы телеобъединения «Ленфильм» снять фильм по мотивам булгаковского произведения. Во время чтения журнала с публикацией повести Владимир Владимирович сразу понял, что его постановка выйдет в черно-белых тонах.
Исполнителя роли очеловеченной собаки разыскивали по всему Союзу.
На воплощение харизматичного образа претендовали даже Алексей Жарков и Николай Караченцов, но победил еще неизвестный в кинокругах Владимир Толоконников, скромно трудившийся в алма-атинском театре. Бортко актер понравился по фотографии. Позже режиссер признавался:«Типаж – то, что нужно.
Узкая полосочка лба над выпуклыми надбровьями, тяжкий взгляд колючих глазок из-под мохнатущих бровей и оскал крупных зубов».Владимир Толоконников в роли Шарикова
А на пробах Бортко выходил из комнаты, чтобы просмеяться. Особенно впечатлила создателя картины сцена со стопкой водки.
Он вспоминал:«Володя убил меня в тот же миг, как сделал глоток водки со словами: «Желаю, чтобы все!». Он так убедительно хмыкнул, так хищно дернулся его кадык, что я утвердил его, не колеблясь».
В итоге персонаж Толоконникова, получившись не столько отрицательным, сколько обаятельным, превратился в кумира миллионов людей.
Между тем, на съемках актер постоянно оставался недоволен своей игрой, просил о дополнительных дублях.
Пес Карай
Пес, сыгравший Шарика, тоже достоин внимания. В образ блестяще вжилась «дворянин» Карай, которого еще щенком подобрала в гаражах москвичка Елена Никифорова.
На роль пробовались 20 собак, но авторы фильма выбрали Карая за то, что он «дворняга в чистом виде» и обучен десятку простых трюков – ходить на задних лапах, лаять на кошек (хотя делил кров с котами), сидеть «зайчиком». В дальнейшем пес сделал неплохую кинокарьеру: в копилке Карая короткометражка «Переэкзаменовка», сказка «Рок-н-ролл для принцессы», фильмы «Навеки 19-летние» и «Свадебный марш».
Интересные факты
- Актеров на все роли в советском «Собачьем сердце» подбирали с трудом. Например, через кастинг прошли, но не попали в список исполнителей Семен Фарада (пробовался на роль Швондера) и Леонид Броневой (профессор Преображенский). В итоге эти образы воплотили Роман Карцев и Евгений Евстигнеев.
- Собака Карай в роли Шарика показалась режиссеру слишком лощеной и гладкой, поэтому пес во время съемок носил грим из желатина, с помощью которого шерсть делали клочкастой.
Памятник профессору Преображенскому и Шарикову
- Вульгарные частушки для Полиграфа Шарикова, которые тот распевал в картине, придумывал знаменитый бард Юлий Ким.
- Памятник героям повести – профессору Преображенскому и Шарикову – с 2010 года украшает харьковский ресторан-трактир «Шарикоff».
- Псевдоним Полиграф ШарикOFF носит белорусский певец Сергей Пархоменко, прославившийся хитом «Черный бумер». В 2015 году исполнитель покорил новую вершину, представив на суд поклонников первый сингл-проект «Харизма».
Цитаты
«Абыр-абырвалг!»«Бить будете, папаша?» «Пойти, что ль, пожрать. Ну их в болото».«Дай папиросочку, у тебя брюки в полосочку!»«Я без пропитания оставаться не могу, где же я буду харчеваться?»«А то пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то… Голова пухнет. Взять все, да и поделить».
«А мы кошек душили-душили…»«Я не господин, господа все в Париже!»«Вот все у вас как на параде. Салфетку — туда, галстук — сюда, да «извините», да «пожалуйста-мерси», а так, чтобы по-настоящему, — это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме».
«В очередь, сукины дети, в очередь!»
Фото
Источник: https://24smi.org/person/1440-poligraf-sharikov.html