«Горе от ума»: драма или комедия? | неэргодическая экономика
Русская классика не проста как по форме, так и по содержанию. Данное утверждение в полной мере относится к пьесе Александра Грибоедова «Горе от ума».
Это комедия, трагедия, драма, роман в стихах или социальная сатира? К какому же жанру относится это произведение? Как связан новый жанр с особенностями личности автора? Как связан трагизм пьесы с трагизмом судьбы Александра Грибоедова?
Пьеса Александра Грибоедова «Горе от ума» написана в той особой манере, которая не позволяет однозначно определить литературный жанр данного произведения. Сам Грибоедов назвал свое творение комедией в стихах. И это отчасти верно.
Современники же писателя охарактеризовали пьесу «Горе от ума» как высокую комедию. И это также отчасти верно.
Правда же состоит в том, что Александр Грибоедов сознательно смешал разные жанры и сюжетные линии под «прикрытием» комедии – обманчиво простой литературной формы.
Первое нарушение правил комедии состоит в драматичных переживаниях Софьи и Чацкого в отношении своих избранников – Молчалина и Софьи соответственно.
Второй «проступок» против жанра заключается в том, что бурные чувства Софьи и Чацкого завершаются глубоким разочарованием в своих избранниках, которое распространяется на все окружающее их общество, а затем и на всю жизнь.
Третье «преступление» против комедийного «закона» подстерегает читателя в финале пьесы, который никак не подпадает под категорию счастливого конца. Итог произведения весьма печален – глубокое разочарование главного героя (Чацкого) в людях и нравственных идеалах.
Именно этот последний аккорд «Горя от ума» и оправдывает название пьесы. Тем самым к сладости стихотворной комедии Грибоедов добавляет горечь драмы. Но и этого писателю показалось мало, и он привносит в сюжет элементы социальной сатиры. Он откровенно куражится над плутовскими повадками своих персонажей (А.А.
Загорецкий), высмеивает их безграмотность (С.С.Скалозуб) и вульгарность (А.С.Молчалин), презирает их бездуховность (семья Тугоуховских) и общественные нормы поведения (П.А.Фамусов). Все это добавляет привкус кислого в и без того густо замешанную сладко-горькую жанровую смесь.
И в этот художественный винегрет Грибоедов еще подсыпает горсть острого перца в виде основного рефрена произведения – мучения просвещенного интеллектуала. Эта сюжетная линия книги берет начало в библейской мудрости, высказанной легендарным царем Соломоном: «много знаний – много печали».
Столь явная связь идеи пьесы с древней философией окончательно перечеркивает ее изначально игривый характер – книга приобретает монументальный характер с характерными звуками вечности.
Поистине поразительным фактом является то, что, создав многоплановую литературную смесь, Александр Грибоедов не нарушил стихотворную легкость своей комедии и все-таки сумел остаться в рамках этого жанра.
Как ему это удалось?
Ответ лежит в специфике личности самого Грибоедова. Вспомним, что помимо всего прочего он был пианистом-любителем, который оставил своим потомкам два великолепных фортепианных вальса.
Причем эти вальсы обладают теми же качествами, что и его литературная пьеса – изяществом, легкостью, блеском и глубиной.
Видимо, все эти качества органично уживались в душе Грибоедова и естественным образом переносились в его произведения – как литературные, так и музыкальные.
Нельзя не отметить и другое – нотки трагизма в его произведениях. Они не слишком акцентируются, не выпячиваются, но незримо присутствуют.
И это «послевкусие» также неразрывно связано с личностью Александра Грибоедова, ведь его блестящая служба и судьба рано прервались – в 34 года он был растерзан толпой религиозных фанатиков в Персии.
Трагизм жизни Грибоедова простирается за ее пределы и выражен в скорбном панегирике ему от его горячо любимой жены Нино Чавчавадзе: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»
Такой человек, проживший такую жизнь, просто не мог вместить свой многогранный талант в пьесу какого-то одного жанра. Выход из положения один – создать оригинальное многожанровое литературное произведение. И Александр Грибоедов прекрасно справился с этой задачей.
Официальная ссылка на статью:
Балацкая Я.Е. «Горе от ума»: драма или комедия?// «Неэргодическая экономика», 02.11.2016.
Источник: https://nonerg-econ.ru/cat/8/82/
«Горе от ума» — комедия или драма?
- Противоречивость жанра
- Эмоции от прочтения
- Трагедия
- Драма
А.С. Грибоедов обладал несколькими талантами. Отличный дипломат, гениальный драматург, публицист, музыкант, композитор.
Несмотря на это, мир запомнил его как автора одного литературного произведения. Им стала пьеса «Горе от ума». Автор назвал ее комедией, некоторые критики окрестили драмой.
Неоднозначность произведения до сих пор тревожит умы читателей и театралов.
Противоречивость жанра
Жанр комедии в драматургии никогда не был юмористическим. «Недоросль» Фонвизина трудно сравнить с добрыми, ироничными рассказами Зощенко или даже с жесткой сатирой Салтыкова-Щедрина. Социальная комедия – это текст, обличающий пороки человеческие.
Такие произведения направлены на оздоровление зараженного общества. Пропаганда, нравоучения скучны, не вызывают интереса публики. А с помощью юмора, можно создать яркие, узнаваемые образы. Высмеянные пороки легче донести до читателя. Забавное легче запоминается толпой.
И у цензуры меньше претензий к шуткам.
Эмоции от прочтения
Комедия в стихах – это авторское определение неотступно сопровождает «Горе от ума». Но, если вспомнить особенности жанра, возникают вопросы. Юмористические произведения должны вызывать смех. Текст местами дарит улыбку. Но эта улыбка не всегда веселая. А есть моменты, провоцирующие только неприятные эмоции: ужас, досаду, обиду, злость, жалость.
Трагедия
Присутствует здесь также любовная линия. Треугольник, который оборачивается драмой с двух сторон. Чацкий любит Софью. Но та выбирает в избранники человека низкого, двуличного, лживого. Она сама убеждается в его подлости в конце сюжета. В этом ее личная трагедия.
Но основной трагизм ситуации переживает Чацкий. Он попадает в общество, где ценны лишь низменные качества, чины и деньги. Здесь не нужно быть достойным, добрым, умным, скромным, а важно лишь таковым казаться.
Низкопоклонничество, подхалимство, чинопочитание – неизменные спутники «фамусовского» общества. А герою все это «тошно». Он готов служить, но ему претит прислуживаться, хочет быть полезен делу, а не лицам.
Его мнение вызывает шок.
Драма
Героя объявляют сумасшедшим и дружно разносят этот слух. Чацкому приходится покинуть Москву в сильном смятении чувств. Он нескоро еще раз захочет посетить Родину. Для меня «Горе от ума» не комедия, и не драма. Это универсальное произведение о жизни людей в нашей стране. Которое не теряет своей актуальности и сегодня.
Источник: https://spadilo.ru/gore-ot-uma-komediya-ili-drama/
Пьеса Грибоедова “Горе от ума” – комедия или трагедия?
Художественное совершенство пьесы стало понятным лишь со временем. Пушкин назвал ее “бурей в стакане воды”, а к Чацкому отнесся критически. Но особых споров комедия не вызвала и была воспринята всеми правильно.
Те, кто разделял взгляды Грибоедова, поняли его точку зрения в этой пьесе и поддержали ее, те, против кого комедия была направлена, тоже поняли это и, конечно, заняли оборонительную позицию. Все было ясно: в ‘комедии столкнулись две противоположных группы общества, согласие между которыми невозможное.
А если так, то читатель может рассчитывать на возможные стычки, бранные слова, словесные дуэли. Или это не смешно: послушать, как ссорятся люди?
Нужно знать, что такое русский ум. А если этот ум начнет смеяться, рассыпая по правую сторону и по левую сторону острый и едкий сарказм, то пощады не будет никому. Так это комедия! Тонкая, утонченная, умная и страстная. А разве не смешной Чацкий? Пусть это здравомыслящий человек.
Скажите, пожалуйста, зачем он своими беспрерывными объяснениями в любви надоедает Софии, хотя она ему отказала? Чему он не желает замечать ее холодности, а требует, чтобы она открыла ему свои сердечные тайны? Какая же девушка будет исповедоваться перед мужчиной, с которым три года не виделась, и который, вдобавок, смеется над избранным ею почитателем? Язык Чацкого, действительно, так и кипит остроумием. Но сначала Чацкому и дела не было до Фамусова, он совсем не имел желания с кем спорить или ссориться. Единое, для чего он в Москву приехал – это София. Но она равнодушная, и эта холодность очень мучает Чацкого. С Фамусовым говорить ему неинтересно и он готов прекратить с ним спора. Но Фамусова уже не унять; он начинает поучать Чацкого, для него образец поведения – ползание перед вельможами:
? Смотрели бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя! – говорит Фамусов.
Чацкий все еще не хочет продолжать спора, он готов пойти. Но Фамусов сыпет соль на раны – неожиданно намекает на распространенный слух о сватанье Зубоскала. И это возбуждает Чацкого. Раздражение все возрастает и в конце концов заканчивается резким монологом.
И вот – комедия – слово за словом, монолог за монологом, смотришь, и уже кипит борьба не на жизнь, а насмерть. Конечно, если с такой точки зрения рассматривать пьесу, то даже в фигуре, даже в халате или прическе Фамусова можно найти смешное.
Фамусов – известный человек в Москве. Он лидер в обществе знатных и обеспеченных людей. А если Фамусов – Лидер смешной, то чему бы не быть смешными другим, не лидерам? Это не просто пьеса, а комедия, – живот надорвать.
Теперь во всех изданиях “Горя от ума” так и пишут: “Комедия в четырех действиях, в стихах”.
Но попробуем рассмотреть пьесу с другой точки зрения. Здесь не только личная драма,” драма несчастливой любви героя. В оскорблении Чацкого воплощена черты передового человека того времени. Пусть он не проявляет заботу о том, много ли людях поверят ему и поддержат его, зато он убежденный в искренности своих слов и потому сломить его ничто не в силах.
Пусть он даже похожий на лишний человека, одинокого протестанта, мечтателя. Зато его ум, его убеждения сильные. Высказав их пылко и горячо, Чацкий наносит страшный удар обществу. Он знает, за что он воюет. Он нуждается в месте для свободы не только себе, но и своему столетию тоже. Его идеал – это свобода.
И не просто свобода, а свобода от всех цепей рабства, кощунства и низкопоклонства. Он – изобличитель неправды. Чацкий непонятный никому и почти одинокий – в этом трагедия его – благородного, умного, честного человека, с чувством собственного достоинства. В этом трагедия всей пьесы. Он сломлен нажимом старой силы. Больше того – его вытолкали из фамусовского общества.
Но Чацкий – победитель, а не побежденный, так как в борьбе с миром Фамусова остался самым собой. Из всех героев пьесы он личность; натура его более сильная. Горячий, благородный, безумный: разоблачил, осудил и восстал. Такой образ будет навсегда изгнан фамусовським обществом. Говорят, один в поле не воин. Но же нет, воин. Если этот воин – Чацкий.
Первым, застрельщикам, всегда достается. И потому Чацкий – жертва. Это – еще одно подтверждение того, что пьеса “Горе от ума” – трагедия.
Так, как в пьесе переплетается личная драма с общественной, так же переплетается комедия с трагедией. Все же, как не смеялся зритель в театре, но после того, как выйдет за его границы, обязательно ему захотят подумать, посудить без иронии.
Конечно, исполнителе роли Чацкого на сцене, уже из школьной самодеятельности наследуя плохую театральную традицию, сверкают глазами и картинно завертываются в плаще, требуя карету. Этот же Чацкий непривычный (роль его выполняет Сергей Юрский). Поединок добра и зла идет на равных.
Человеческая привлекательность Чацкого: душевная открытость, доверчивость, способность целиком отдаваться своим чувствам. И рядом с этим человеком – зло. Будничное и живучее. Убожество духа и умение удобнее устраиваться в жизни, нетерпимость ко всему новому и непривычному.
Постепенно начинаешь понимать, что с этим взлом треба бороться его же средствами. Куда Чацкому со своей простотой и доверчивостью! Ведь Фамусов, Молчалин и Зубоскалы существуют и сегодня. Если бы их не осталось совсем, не было бы никакого смысла ставить пьесу Грибоедова.
Театр имени Горького наполнил пьесу замечательным воинствующим гражданским пафосом борьбы за душу человека. Ум, человечность, прямота – вот оружие, достойное действительного человека. Умом в спектакле отличается не только Чацкий. И Фамусов смышленый, и София здравомыслящая. Но человек во всей своей красоте и благородстве – только Чацкий.
Негодный поступок Софии стал явным. Последняя надежда исчезнувшая. Чацкий теряет сознание. Он падает навзничь, перекинув канделябры. Потом привстает, сутулясь, через силу. В спине ощущается усталость. Медленно поворачивается. Лицо закрытое длинными пальцами, которые едва заметно дрожат. Руки постепенно открывают лоб, глаза. Лицо постарело и поблекло…
Не образумлюсь… виноват. Он говорит тихо и будто бы спокойно. Каждая строка монолога, кажется, прибавляет ему сил. Это монолог-раздумье. Утомленно, немного сутулясь, идет Чацкий со сцены, идет от этих людей, чтобы некогда больше не верить их мысленному притворному сочувствию.
(No Ratings Yet)
Загрузка…
Пьеса Грибоедова “Горе от ума” – комедия или трагедия?
Другие сочинения по теме:
- Комедия Грибоедова “Горе отума” – знаковое произведение в истории русской литературе Ее темы, образы, стилистика и язык оказали влияние на всю будущую словесность. Но каков же ее жанр? Художественное совершенство пьесы…
- Москва в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” В конце зимы 1824 г. в Москве распространился слух, будто появилась пьеса, в которой высмеянное московское высшее общество, изображенное зло…
- “Горе от ума” А. С. Грибоедова: проблематика, конфликт, характер, жанровое своеобразие Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” была написана после Отечественной ой войны 1812 года, в период подъема духовной жизни…
- “Горе от ума” первая в истории русской литературы реалистическая комедия Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев и…
- Какие конфликты переплетены в комедии Грибоедова “Горе от ума” Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” была написана после Отечественной войны 1812 года, в период подъема духовной жизни России….
- Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Горе от ума Грибоедов А. С “Горе от ума” – первая русская политическая комедия, в которой автор вы пес па повестку дня самые актуальные проблемы современности….
- Характеристика образа Чацкого в комедии Грибоедова “Горе от ума” Больше ста лет звучит со сцены горячий гневный голос Чацкого, зовущий к борьбе с рабством, с сословными предрассудками, с невежеством…
- Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии “Горе от ума” Сочинения по литературе: Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии “Горе от ума” Комедия “Горе от ума” создавалась на…
- Образ Чацкого и проблема ума в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Грибоедов первый в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени, воплотившего в своем мировоззрении и характере реальные…
- Героиня комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” По мере того как легкая комедийная игра первых эпизодов пьесы начинает приобретать черты драматические, меняется облик героини. А. С. Пушкин…
- Образ и характеристика Чацкого в комедии Грибоедова “Горе от ума” Грибоедов писал : “…в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом,…
- Художественное новаторство Грибоедова в комедии “Горе от ума” Художественное новаторство Грибоедова проявилось в “Горе от ума” и в том, что он преодолевает однолинейность в изображении характеров, свойственную писателям…
- Комедия “Горе от ума”: драма о крушении ума человека в России Разве Пушкин не восклицал: “Догадал меня черт родиться в России с умом и талантом!” А Чаадаев, написавший самую умную книгу…
- Образ автора в пьесе Грибоедова “Горе от ума” В XVIII-XIX веках русская литература тяготела к подражанию французскому театру. “Наша драма – подкидыш”, – писал Вяземский. Перенимая все законы…
- Образ Чацкого и мое к нему отношение в комедии Грибоедова “Горе от ума” А. С. Пушкин, высказывая свое мнение о пьесе Грибоедова, усомнился в художественной цельности образа Чацкого. Самым умным действующим лицом комедии…
- Общественно-бытовая среда в пьесе Грибоедова “Горе от ума” Александр Сергеевич Грибоедов назвал свою пьесу “Горе от ума” комедией. В произведениях этого жанра принято изображать и осмеивать отрицательные черты…
- Загадка Софьи в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Одним из действующих лиц комедии, вызывающих и по сей день споры литераторов и критиков, безусловно, является Софья Павловна Фамусова. Девятнадцатый…
- “Горе от ума” плод раздумий Грибоедова о судьбах России “Горе от ума” – одно из самых злободневных произведений русской драматургии, блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни, образец…
- Основной философский вопрос комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Основной философский вопрос комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” составляет проблема “ума”. Сама по себе эта проблема имеет просветительское…
- Преодоление канонов классицизма в комедии “Горе от ума”. Язык комедии Грибоедова Урок можно начать с сообщения учителя о поэтике комедии, где будут изложены такие положения: 1. В комедии “Горе от ума”…
Источник: https://ege-russian.ru/pesa-griboedova-gore-ot-uma-komediya-ili-tragediya/
Произведение Грибоедова “Горе от ума” — комедия или трагедия?
Произведение Грибоедова “Горе от ума” — комедия или трагедия?
Художественное совершенство пьесы А. С. Грибоедова было понято не сразу. Пушкин назвал ее “бурей в стакане воды”, а к Чацкому отнесся критически. Но особых споров комедия не вызывала и была воспринята всеми правильно.
Те, кто разделял взгляды Грибоедова, поняли его точку зрения и поддержали ее, те, против кого комедия была направлена, тоже поняли это и, конечно, заняли оборонительную позицию.
Все было ясно: в комедии столкнулись две противоположные группы общества, взаимопонимание между которыми невозможно. А если так, то читатель может рассчитывать на возможные столкновения, перепалки, словесные дуэли.
Это ли не смешно: послушать, как бранятся люди?
Надо знать, что такое русский ум. А если этот ум начнет смеяться, рассыпая направо и налево острый и едкий сарказм, то пощады не будет никому. Да, это комедия! Тонкая, изящная, умная и страстная. А разве не смешон Чацкий? Пусть это здравомыслящий человек, но уж никак не здраводействующий.
Скажите на милость, зачем он своими беспрестанными любовными объяснениями надоедает Софье, хотя она сразу отказала ему? Почему он не желает замечать ее холодности, а требует, чтобы она открыла свои сердечные тайны? Какая же девушка будет исповедоваться перед человеком, с которым три года не виделась, да который, к тому же, смеется над ее избранником?
Речь Чацкого, действительно, отличается остроумием. Но вначале Чацкому и дела не было до Фамусова, он не желал ни с кем спорить или ссориться. Единственная, ради кого он приехал в Москву, — это Софья.
Но она холодна, а холодность очень мучает Чацкого. С Фамусовым говорить ему скучно, и он готов прекратить с ним спор.
Но Фамусова уже не унять; он начинает поучать Чацкого, для него образец поведения — раболепство: Смотрели бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя! — говорит Фамусов.
Чацкий все еще не хочет продолжать споры, он готов уйти в себя. Но Фамусов сыплет соль на рану — неожиданно намекает на распространенный слух о сватовстве Скалозуба. И это будит Чацкого.
Раздражение нарастает все больше и больше и в конце концов разрешается резким монологом. И вот — комедия — слово за словом, монолог за монологом, глядишь, и уже кипит борьба не на жизнь, а на смерть.
Конечно, если с такой точки зрения рассматривать пьесу, то даже в фигуре, даже в халате или прическе Фамусова можно найти смешное.
Фамусов — известный человек в Москве. Он лидер в обществе знатных и обеспеченных людей. А если Фамусов-лидер смешон, то почему бы не быть смешными остальным, нелидерам? Это не просто пьеса, а комедия, теперь во всех изданиях “Горя от ума” так и пишут: “Комедия в четырех действиях, в стихах”. Но попробуем рассмотреть пьесу с другой точки зрения.
Здесь не только личная драма, драма неудавшейся любви героя. В Чацком воплотились черты передового человека того времени. Пусть он не заботится о том, много ли людей поверят ему и поддержат, зато он убежден в искренности своих слов и поэтому сломить его ничто не в силах.
Пусть он похож на лишнего человека, одинокого протестанта, мечтателя, зато его убеждения сильны. Высказав их горячо и страстно, Чацкий наносит страшный удар фамусовскому обществу. Он знает, за что воюет. Он требует места для свободы не только себе, но и своему веку. Его идеал — это свобода.
И не просто свобода, а свобода от всех цепей рабства, шутовства и низкопоклонства. Он — обличитель лжи.
Чацкий не понят и почти одинок — в этом трагедия самого Чацкого — благородного, умного, честного человека, с чувством собственного достоинства. В этом трагедия всей пьесы. Он сломлен количеством старой силы. Более того — °н вытолкнут из фамусовского общества. Но Чацкий — победитель, а не побежденный, ибо в борьбе с миром фамусовых остался самим собой.
Из всех героев пьесы он наиболее живая личность; натура его сильнее и глубже прочих. Горячий, благородный сумасброд: обличил, осудил и восстал. Такой навсегда изгнан фамусовским обществом. Говорят, один в поле не воин. Да нет же, воин, если этот воин — Чацкий. Первым, застрельщикам всегда достается. И поэтому Чацкий — жертва.
Это — еще одно подтверждение того, что пьеса “Горе от ума” — трагедия.
Так же, как в пьесе переплетается личная драма с общественной, переплетается комедия с трагедией. Но как бы ни смеялся зритель в театре, после того, как он выйдет за его пределы, обязательно найдется то, над чем захочется подумать, поразмышлять без иронии.
Обычно исполнители роли Чацкого на сцене, уже со школьной самодеятельности, подражая дурной театральной традиции, сверкают глазами и картинно заворачиваются в плащи, требуя карету. Этот же Чацкий непривычен (роль его исполняет Сергей Юрский).
Поединок добра и зла идет на равных. Человеческое обаяние Чацкого: душевная открытость, доверчивость, способность полностью отдаваться своим чувствам. И рядом с этим человеком — зло. Будничное и живучее.
Скудость духа и умение поудобнее устраиваться в жизни, нетерпимость ко всему свежему и непривычному. Постепенно приходит мысль, что с этим злом надо бороться его же средствами.
Куда Чацкому со своей простотой и доверчивостью! Ведь Фамусовы, Молчалины и Скалозубы живут и сегодня. Если бы их не осталось вовсе, не было бы никакого смысла ставить пьесу Грибоедова.
Театр им. Горького наполнил пьесу великолепной воинствующей гражданственностью, рожденной нашей битвой за душу человека. Ум, человечность, прямота — вот оружие, единственно достойное настоящего человека. Умом в спектакле отличается не только Чацкий. И Фамусов не дурак, и Софья совсем не глупа, а Молчалин так и вовсе умен. Но человек во всей своей красоте и благородстве — только Чацкий.
Низкий поступок Софьи стал явным. Последняя надежда исчезла. Чацкий теряет сознание. Он падает навзничь, опрокинув канделябры. Потом встает, сутулясь, через силу. В спине чувствуется усталость. Медленно поворачивается. Лицо закрыто длинными, чуть дрогнувшими 186 пальцами. Руки постепенно открывают лоб, глаза, лицо постаревшее и поблекшее… Не образумлюсь… виноват.
Он говорит тихо и как будто спокойно. Каждая строчка монолога, кажется, прибавляет ему сил. Это монолог-раздумье, монолог-прозрение. Это — повзросление… Он понял, что перед ним — его враги по духу. И ничто их не может помирить: ни воспоминания детства, ни чувство былой дружбы. Нет. Чацкий не клеймит этих людей и не проклинает их — он до конца понимает.
Монолог его спокоен, как может быть спокойна речь человека, чувствующего свою правоту и силу: — Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок… Ни крика, ни экспрессии в проявлении своих чувств: — Карету мне, — вполголоса обращается Чацкий к стоящему рядом лакею. Лакей не понимает. — Карету, — еще раз повторяет Чацкий.
Устало, немного сутулясь, уходит Чацкий со сцены, уходит от этих людей, чтобы никогда больше не обмануться их мнимым родством и мнимым участием.
Источник: https://MirZnanii.com/a/353662/proizvedenie-griboedova-gore-ot-uma-komediya-ili-tragediya
Как в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» совмещаются черты комедии и драмы? » Шпоры для студентов
«Горе от ума» – это уникальное творение А. С. Грибоедова, поскольку совмещает в себе черты комедии и драмы. Сам писатель прекрасно сознавал, что создает произведение, непохожее на обычные, традиционные образцы комедийного жанра. Уже после завершения работы над пьесой Грибоедов определил ее жанр как «драматическую картину».
В чем же проявляются черты классицистической комедии в произведении? В «Горе от ума» формально были соблюдены законы трех единств (места, времени, действия), сохранены нравоучительность названия, традиционные комические амплуа: Чацкий – незадачливый любовник; Молчалин – удачливый любовник и хитрец; Софья – избалованная сентиментальная девица; Фамусов – отец, которого все обманывают, в то время как он озабочен выгодным браком дочери; Лиза – проницательная, ловкая служанка. Все это позволяет с полным правом отнести произведение Грибоедова к комедии.
Но нельзя забывать о том, что тон в «Горе от ума» задает вовсе не комедийное начало. В основе произведения лежит социально-политический конфликт: столкновение мракобесов с выразителем передовых идей. И решается этот конфликт, естественно, не в комедийном плане.
«Горе от ума» – это гармонический сплав сцен комедийных и драматических. А. В. Луначарский справедливо замечал: «Комедия “Горе от ума» – драма о крушении ума человека в России, о ненужности ума в России, о скорби, которую испытывал представитель ума в России».
Драма главного героя Чацкого заключается в том, что он терпит горе от своего ума, от пробудившегося разума, глубокого в своем критическом отношении к миру фамусовых и скалозубов. Но ум Чацкого слаб в понимании объективных законов развития общества. Поэтому герой бессилен в определении правильных путей и действенных методов борьбы за преобразование действительности.
Чацкий верил в то, что крепостной строй можно изменить и исправить воздействием благородных, гуманных идей. Еще более тяжелой драмой для Чацкого было крушение его личных надежд, сознание того, что он оказался отвергнутым в своих лучших стремлениях, любви к Софье.
Показывая неудачу своего героя, Грибоедов своим произведением укреплял мысль о необходимости перехода к более действенным средствам борьбы с крепостнической реакцией.
Сочетание комедийного и драматического в «Горе от ума» прихотливо и, в то же время, органично, естественно. Своеобразие пьесы Грибоедова в том и состоит, что в ней не выделяется особо, нарочито какая-то одна, ведущая тенденция жизни – драматическая или комедийная. Они рассматриваются вместе, в тесном соединении друг с другом.
Источник: https://shporiforall.ru/shpory/otechestvennajaj-lit/kak-v-pese-a-s-griboedova-gore-ot-uma-sovmeshhayutsya-cherty-komedii-i-dramy.html
Анализ пьесы «Горе от ума» А.С. Грибоедова
1 История создания пьесы
2 Особенность комедии
3 Жанр драмы «Горе от ума». Комедия или драма?
4 Конфликт. Композиция. Проблематика
5 Значение и новаторство пьесы «Горе от ума»
6 Почему комедия Грибоедова «Горе от ума» сейчас читаема?
История создания пьесы
Грибоедов писал пьесу два года (1822-1824). Поскольку Александр Сергеевич служил дипломатом и считался влиятельным человеком, он рассчитывал, что его творение легко пройдет цензуру вскоре станет полноценным спектаклем. Однако вскоре он понял: комедии «нет пропуску».
Удалось опубликовать лишь фрагменты (в 1825 году в альманахе «Русская Талия»). Весь текст пьесы был издан много позже, в 1862 году. Первая театральная постановка состоялась в 1831 году.
Однако в рукописных списках (самиздате того времени) книга распространилась стремительно и стала очень популярной среди читающей публики.
Театр – самый консервативный вид искусства, поэтому в то время, как в литературе развивались романтизм и реализм, на сцене все еще господствовал классицизм. Пьеса Грибоедова сочетает в себе черты всех трех направлений: «Горе от ума» по форме классицистическое произведение, но реалистичные диалоги и проблематика, относящаяся к реалиям России 19 века, сближают его с реализмом, а романтический герой (Чацкий) и конфликт этого героя с обществом – характерное противопоставление для романтизма.
Как сочетаются в «Горе от ума» классицистический канон, романтические мотивы и общая реалистическая установка на жизненность? Автору удалось гармонично сплести противоречивые компоненты воедино за счет того, что он был блестяще образован по меркам своего времени, часто путешествовал по миру и читал на других языках, поэтому впитал новые литературные веяния раньше других драматургов. Он не вращался среди писателей, служил в дипломатической миссии, а потому его сознание было свободно от многих стереотипов, которые мешали авторам экспериментировать.
Грибоедов считал, что «Горе от ума» — комедия, но поскольку в ней очень развиты трагические и драматические элементы, пьеса никак не может быть отнесена исключительно к комедийному жанру. Прежде всего, надо обратить внимание на финал произведения: он трагический.
Сегодня принято определять «Горе от ума», как драму, но в 19 веке такого разделения не было, поэтому ее называли «высокая комедия» по аналогии с высоким и низким штилем Ломоносова. В этой формулировке заключено противоречие: «высокой» может быть только трагедия, а комедия по умолчанию «низкий» штиль.
Пьеса не была однозначной и типичной, она вырывалась из имеющихся театральных и литературных клише, поэтому ее так высоко оценили как современники, так и нынешнее поколение читателей.
В пьесе традиционно выделяют два типа конфликта: частный (любовная драма) и общественный (противопоставление старого и нового времени, «фамусовского общества» и Чацкого). Поскольку это произведение частично относится к романтизму, мы можем утверждать, что в пьесе имеет место быть романтический конфликт личности (Чацкого) и общества (Фамусовского общества).
Один из строгих канонов классицизма – единство действия, которое предполагает причинно-следственную связь событий и эпизодов.
В «Горе от ума» эта связь уже существенно ослаблена, зрителю и читателю кажется, что ничего значительного не происходит: герои ходят туда сюда, разговаривают, то есть внешнее действие довольно однообразно.
Однако динамика и драматизм заложены именно в диалогах героев, пьесу надо в первую очередь слушать, чтобы уловить напряженность происходящего и смысл постановки.
Особенность композиции состоит в том, что она выстроена по канонам классицизма, количество актов не совпадает с ней.
Если комедии писателей конца 18 – начала 19 века обличали отдельные пороки, то сатира Грибоедова обрушилась на весь консервативный уклад жизни, пропитанный этими пороками. Невежество, карьеризм, солдафонство, жестокость и бюрократическая косность – все это реалии Российской Империи.
Московское барство с его показной пуританской моралью и беспринципностью в делах представляет Фамусов, тупой военный карьеризм и зашоренное сознание – Скалозуб, угодливость и лицемерие чиновничества – Молчалин.
Благодаря эпизодическим персонажам зритель и читатель знакомятся со всеми типажами «фамусовского общества» и видят, что их сплоченность – результат солидарности порочных людей. Многоликая и пестрая клика вобрала в себя всю пошлость, ложь и глупость, которым общество привыкло поклоняться и уступать.
Персонажи не только на сцене, но и за сценой, упомянутые в репликах действующих лиц (законодательница нравов княгиня Марья Алексевна, сочинитель «глупостей образцовых» Фома Фомич, влиятельная и всемогущая Татьяна Юрьевна и другие).
В пьесе, которую сам автор считал комедией, как ни странно, освещены наиболее актуальные проблемы того периода: несправедливость крепостного права, несовершенный государственный аппарат, невежество, проблема воспитания и т.д. Также Грибоедов включил, казалось бы, в развлекательное произведение насущные споры о пансионах, суде присяжных, цензуре и институтах.
Моральные аспекты, которые не менее важны для драматурга, порождают гуманистический пафос произведения. Автор показывает, как под прессом «фамусовского общества» гибнут лучшие качества в человеке.
К примеру, Молчалин не лишен положительных качеств, но вынужден жить по законам Фамусова и ему подобных, иначе ему никогда не добиться успеха.
Именно поэтому «Горе от ума» занимает особое место в русской драматургии: в нем отражены реальные конфликты и невыдуманные жизненные обстоятельства.
Композиция драмы выдержана в классицистическом стиле: соблюдение трех единств, наличие больших монологов, говорящие фамилии действующих лиц и т.д. Содержание – реалистическое, поэтому спектакль до сих пор с аншлагом проходит во многих театрах России.
Герои не олицетворяют один порок или одну добродетель, как было принято в классицизме, они разносторонне развиты автором, их характеры не лишены как отрицательных, так и положительных качеств. Например, критики часто называют Чацкого глупцом или чересчур импульсивным героем.
Софья не виновата в том, что за время его длительного отсутствия полюбила того, кто был рядом, а Чацкий сразу обижается, ревнует и истерически обличает все вокруг только потому, что его забыла любимая. Вспыльчивый и вздорный характер не красит главного героя.
Стоит отметить разговорный язык пьесы, где у каждого героя есть свойственные ему речевые обороты.
Этот замысел был осложнен тем, что произведение написано в стихах (разностопным ямбом), но Грибоедов сумел воссоздать эффект непринужденной беседы. Уже в 1825 году писатель В.Ф.
Одоевский утверждал: ««Почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами, и мне часто случалось слышать в обществе, целые разговоры которых большую часть составляли стихи из «Горя от ума»».
Стоит отметить говорящие фамилии в «Горе от ума»: например, «Молчалин» означает скрытую и лицемерную натуру героя, «Скалозуб» — перевернутое слово «зубоскальство», означающее хамское поведение в обществе.
В настоящее время люди часто используют цитаты Грибоедова, сами того не ведая. Фразеологизмы «свежо предание, а верится с трудом», «счастливые часов не наблюдают», «и дым отечества нам сладок и приятен» — все эти крылатые фразы знакомы каждому. Пьеса до сих пор актуальна за счет легкого афористичного авторского стиля Грибоедова.
Он одним из первых написал драму на настоящем русском языке, на котором говорят и думают люди до сих пор. Тяжеловесный и напыщенный лексикон его времени не запомнился современнику ничем, но новаторский слог Грибоедова нашел свое место в языковой памяти русского народа.
Можно ли назвать пьесу «Горе от ума» актуальной в 21 веке? Да, хотя бы потому, что мы говорим его цитатами в повседневной жизни.
Источник: https://dyrdanv9.blogspot.com/2018/10/blog-post_16.html
Сочинение. «Горе от ума» А. С. Грибоедова – трагедия или комедия?
В первой половине XIX века вышло в свет произведение русского классика А. С. Грибоедова «Горе от ума». Пьеса в стихах сразу привлекла к себе всеобщее внимание, однако о ее художественной ценности поначалу ходили споры. Так, А. С. Пушкин назвал пьесу «бурей в стакане воды» и критически отнесся к одному из главных героев – Чацкому.
Тем не менее, это ни насколько не умалило значения этого произведения для русской литературы, и оно справедливо было названо лучшим в русской драматургии своего времени.
Отношение к пьесе было неоднозначное. Были люди, которые поняли и разделили точку зрения автора, поддержали его, а были и такие, против кого была направлена пьеса.
Естественно, эти люди отнеслись к ней настороженно и приняли оборонительную позицию. Автор сталкивает в своей комедии два совершенно разных общественных сословия, между которыми невозможно взаимопонимание. Читатель, заведомо зная это, рассчитывает на различные перипетии, словесные перепалки и споры, посмеяться над которыми русский ум вовсе не прочь. И А. С.
Грибоедов дает такую возможность, преподнося свою остроумную, тонкую и страстную комедию на суд читателю.
Чацкий кажется на первый взгляд здравомыслящим героем, но затем его действия говорят об обратном. Своими нескончаемыми любовными объяснениями он надоедает девушке, которая уже отказала ему.
Несмотря на то, что Софья демонстративно холодно относится к Чацкому, он продолжает требовать, чтобы она открылась ему, а сам в это время смеется над выбранным ею поклонником. Фамусов, идеал поведения для которого -льстивое угодничество, провоцирует Чацкого на спор: «Учились бы, на старших глядя!».
Ответная речь Чацкого блещет остроумием, слово за слово – и пьеса превращается в комедию. Даже во внешнем виде героев находим комическое: халат и прическа Фамусова так же смешны, как и его споры с Чацким.
Но за смешным кроется трагическое. И это не только личная драма неудавшейся любви. Чацкий – передовик своего времени, одинокий протестант, мечтатель, непохожий ни на кого другого.
Он уверен в правильности своих убеждений, которые высказывает горячо и страстно, нанося тем самым сильный удар остальному обществу. Идеал Чацкого – свобода от любого рабства и низкопоклонства. Но в своих убеждениях Чацкий практически одинок, и в этом трагедия этого умного, благородного, честного человека.
Он буквально выброшен из «фамусовского» общества, но остается победителем, потому что остался в этой борьбе самим собой.
В пьесе «Горе от ума» личная драма переплетается с общественной так же, как комическое соприкасается и переплетается в ней с трагическим.
Источник: https://vsesoch.ru/a-s-griboedov/1126-sochinenie-lgore-ot-umar-a-s-griboedova-tragediya-ili-komediya-.html
Горе от ума комедия или драма сочинение
Комедия “Горе от ума”, написанная Александром Сергеевичем Грибоедовым, сочетает в себе элементы классицизма и является сатирическим и обличительным произведением.
Главная роль в произведении, несомненно, принадлежит Александру Андреевичу Чацкому, основному противнику Фамусовского общества.Чацкий – комедийный персонаж. Этот герой постоянно “мечет бисер перед свиньями”, с горячностью рассказывает окружающим то, что они даже не могут понять.
Это сочетание комичности и драматичной непонятности рождает двоякое чувство драмы и комедии, смешанное в одном произведении. Но попробуем все же доказать, что “Горе от ума” – это комедия. Грибоедов использует множество комедийных приемов, таких как говорящие фамилии.
Например, фамилия Фамусов произошла от слова “фама” – молва. Этот герой олицетворял мелкое бытовое время. Также, Грибоедов использует прием глухоты. В диалогах его персонажей постоянно происходит какофония – один, крича, доказывает одно, второй,опровергая, выкрикивает другое.
И, в-третьих, Грибоедов показывает нам метод “кривых зекрал”. Вспомним Репетилова. Это и есть искаженный зеркальный двойник Чацкого. Он пытается копировать его манеру речи, его свободомыслие, но все получается глупо и нелепо.
Таким образом, мы понимаем, что произведение “Горе от ума” является комедией, несмотря на весь драматизм судьбы Чацкого.
Actionteaser.ru – тизерная реклама
-
- Комедия “Горе от ума”, написанная Александром Сергеевичем Грибоедовым, сочетает в себе элементы классицизма и является сатирическим и обличительным произведением. Главная роль в произведении, несомненно, принадлежит Александру Андреевичу Чацкому, основному противнику Фамусовского общества.Чацкий – комедийный персонаж. Этот герой постоянно “мечет бисер перед свиньями”, с горячностью рассказывает…
- Комедия “Горе от ума”, написанная Александром Сергеевичем Грибоедовым, сочетает в себе элементы классицизма и является сатирическим и обличительным произведением. Главная роль в произведении, несомненно, принадлежит Александру Андреевичу Чацкому, основному противнику Фамусовского общества.Чацкий – комедийный персонаж. Этот герой постоянно “мечет бисер перед свиньями”, с горячностью рассказывает…
- Роман “Евгений Онегин” занимает главное место в творчестве Пушкина. Нет сомнений, что это его лучшее произведение. Появление романа оказало огромное влияние на развитие русской литературы. Роман в стихах “Евгений Онегин” был окончен в 1831 году. Он писался Пушкиным восемь лет. Роман охватывает события с 1819 по 1825 год: от походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания…
- Роман Пушкина «Евгений Онегин» очень часто называют энциклопедией русской жизни. Причина тому – показанная в произведении жизнь всех сословий, культура, обычаи русского человека, а также подробно описанные русские пейзажи.Первым энциклопедичным персонажем, который встречается в романе, является Евгений Онегин. Он – образ всего светского общества, жившего в 19 веке. Евгений не слишком образован,…
- Евгений Онегин – «лишний» человек. Но так ли это? Я постараюсь доказать это утверждение в моём сочинении.Следует отметить, что именно Пушкин стал основоположником образа «лишнего человека». Ведь в тот период, когда происходит действие романа (а именно в 20-ые годы XIX века) складывается тип «непонятой личности», которая отвергает весь мир и переживает внутреннюю драму. Таковой личностью и…
- Читая комедию Грибоедова, мы словно переносимся в тот далекий девятнадцатый век, становимся очевидцами. Всё это благодаря реалистичному и яркому описанию, не дающему нам усомнится в подлинности происходящего. Александр Сергеевич очень правдив, он дает каждому герою свою характеристику и высмеивает его пороки. Привлекает и язык произведения. В каком еще произведении вы найдете такое количество…
- «Горе от ума» – известная комедия Александра Грибоедова, знакомая практически каждому читателю. Несмотря на то, что произведение было впервые напечатано на русском языке в 1833 году, представления о человеческих и социальных ценностях, описанные в пьесе, актуальны и сегодня. Грибоедов в произведении затрагивает актуальные вопросы своего времени, касающиеся устройства общества, морали,…
- ” Евгений Онегин ” – роман, в котором отразился век. В романе переплетены история и современные поэту события. Сюжет романа прост и хорошо известен. В центре романа – любовная интрига. А главной проблемой является вечная проблема чувства и долга. Герои романа Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Владимир Ленский, Ольга составляют две любовные пары. Но всем им не дано судьбою стать счастливыми….
- Читая «Горе от ума», можно встретить в нем сегодняшних героев. Автор вскрывает пороки российского общества.Одним из главных персонажей комедии является московский барин Павел Афанасьевич Фамусов. Он в значительной степени зависит от общественного мнения и традиций, любит поучать молодежь, брать пример со старших. А в качестве примера для подражания у самого Павла Афанасьевича был его покойный…
- Умел ли Печорин любить? Если проанализировать его отношения с Белой, Мери и Верой, то можно утверждать, что к этому прекрасному и возвышенному чувству герой относится бездумно . Главная причина в том, что Печорин – эгоист, и от этого страдают прекрасные девушки, увидевшие в нем свой идеал. Бэла и княжна Мери, Вера и ундина – такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, который сам…
Источник: https://www.shollklass.ru/sochineniya-9-klass/5764-gore-ot-uma-komediya-ili-drama-sochinenie
Произведение Грибоедова “Горе от ума” – комедия или трагедия?
Художественное совершенство пьесы А.С. Грибоедова было понято не сразу. Пушкин назвал ее “бурей в стакане воды”, а к Чацкому отнесся критически. Но особых споров комедия не вызывала и была воспринята всеми правильно.
Те, кто разделял взгляды Грибоедова, поняли его точку зрения и поддержали ее, те, против кого комедия была направлена, тоже поняли это и, конечно, заняли оборонительную позицию. Все было ясно: в комедии столкнулись две противоположные группы общества, взаимопонимание между которыми невозможно.
А если так, то читатель может рассчитывать на возможные столкновения, перепалки, словесные дуэли. Это ли не смешно: послушать, как бранятся люди?
Надо знать, что такое русский ум. А если этот ум начнет смеяться, рассыпая направо и налево острый и едкий сарказм, то пощады не будет никому. Да, это комедия! Тонкая, изящная, умная и страстная.
А разве не смешон Чацкий? Пусть это здравомыслящий человек, но уж никак не здраводействующий.
Скажите на милость, зачем он своими беспрестанными любовными объяснениями надоедает Софье, хотя она сразу отказала ему? Почему он не желает замечать ее холодности, а требует, чтобы она открыла свои сердечные тайны? Какая же девушка будет исповедоваться перед человеком, с которым три года не виделась, да который, к тому же, смеется над ее избранником?
Речь Чацкого, действительно, отличается остроумием. Но вначале Чацкому и дела не было до Фамусова, он не желал ни с кем спорить или ссориться. Единственная, ради кого он приехал в Москву, — это Софья. Но она холодна, а холодность очень мучает Чацкого. С Фамусовым говорить ему скучно, и он готов прекратить с ним спор. Но Фамусова уже не унять; он начинает поучать Чацкого, для него образец поведения — раболепство:
Учились бы, на старших глядя! —
говорит Фамусов.
Чацкий все еще не хочет продолжать споры, он готов уйти в себя. Но Фамусов сыплет соль на рану — неожиданно намекает на распространенный слух о сватовстве Скалозуба. И это будит Чацкого. Раздражение нарастает все больше и больше и в конце концов разрешается резким монологом. И вот — комедия — слово за словом, монолог за монологом, глядишь, и уже кипит, борьба не на жизнь, а на смерть.
Конечно, если с такой точки зрения рассматривать пьесу, то даже в фигуре, даже в халате или прическе Фамусова можно найти смешное. Фамусов — известный человек в Москве. Он лидер в обществе знатных и обеспеченных людей. А если Фамусов-лидер смешон, то почему бы не быть смешными остальным, нелидерам? Это не просто пьеса, а комедия, теперь во всех изданиях “Горя от ума” так и пишут: “Комедия в четырех действиях, в стихах”.
Но попробуем рассмотреть пьесу с другой точки зрения.
Здесь не только личная драма, драма неудавшейся любви героя. В Чацком воплотились черты передового человека того времени. Пусть он не заботится о том, много ли людей поверят ему и поддержат, зато он убежден в искренности своих слов и поэтому сломить его ничто не в силах. Пусть он похож на лишнего человека, одинокого протестанта, мечтателя, зато его убеждения сильны. Высказав их горячо и страстно, Чацкий наносит страшный удар фамусовскому обществу. Он знает, за что воюет. Он требует места для свободы не только себе, но и своему веку. Его идеал — это свобода. И не просто свобода, а свобода от всех цепей рабства, шутовства и низкопоклонства. Он — обличитель лжи. Чацкий не понят и почти одинок — в этом трагедия самого Чацкого — благородного, умного, честного человека, с чувством собственного достоинства. В этом трагедия всей пьесы. Он сломлен количеством старой силы. Более того — он вытолкнут из фамусовского общества. Но Чацкий — победитель, а не побежденный, ибо в борьбе с миром Фамусовых остался самим собой. Из всех героев пьесы он наиболее живая личность; натура его сильнее и глубже прочих. Горячий, благородный сумасброд: обличил, осудил и восстал. Такой навсегда изгнан фамусовским обществом. Говорят, один в поле не воин. Да нет же, воин, если этот воин — Чацкий. Первым, застрельщикам всегда достается. И поэтому Чацкий — жертва. Это — еще одно подтверждение того, что пьеса “Горе от ума” — трагедия.
Так же, как в пьесе переплетается личная драма с общественной, переплетается комедия с трагедией. Но как бы ни смеялся зритель в театре, после того, как он выйдет за его пределы, обязательно найдется то, над чем захочется подумать, поразмышлять без иронии.
Обычно исполнители роли Чацкого на сцене, уже со школьной самодеятельности, подражая дурной театральной традиции, сверкают глазами и картинно заворачиваются в плащи, требуя карету. Этот же Чацкий непривычен (роль его исполняет Сергей Юрский).
Поединок добра и зла идет на равных. Человеческое обаяние Чацкого: душевная открытость, доверчивость, способность полностью отдаваться своим чувствам. И рядом с этим человеком — зло. Будничное и живучее. Скудость духа и умение поудобнее устраиваться в жизни, нетерпимость ко всему свежему и непривычному.
Постепенно приходит мысль, что с этим злом надо бороться его же средствами. Куда Чацкому со своей простотой и доверчивостью! Ведь Фамусовы, Молчалины и Скалозубы живут и сегодня. Если бы их не осталось вовсе, не было бы никакого смысла ставить пьесу Грибоедова. Театр им. Горького наполнил пьесу великолепной воинствующей гражданственностью, рожденной нашей битвой за душу человека. Ум, человечность, прямота — вот оружие, единственно достойное настоящего человека.
Умом в спектакле отличается не только Чацкий. И Фамусов не дурак, и Софья совсем не глупа, а Молчалин так и вовсе умен. Но человек во всей своей красоте и благородстве —только Чацкий. Низкий поступок Софьи стал явным. Последняя надежда исчезла. Чацкий теряет сознание. Он падает навзничь, опрокинув канделябры. Потом встает, сутулясь, через силу. В спине чувствуется усталость. Медленно поворачивается. Лицо закрыто длинными, чуть дрогнувшими пальцами. Руки постепенно открывают лоб, глаза, лицо постаревшее и поблекшее…
Не образумлюсь… виноват.
Он говорит тихо и как будто спокойно. Каждая строчка монолога, кажется, прибавляет ему сил. Это монолог-раздумье, монолог-прозрение. Это — повзросление… Он понял, что перед ним — его враги по духу.
И ничто их не может помирить: ни воспоминания детства, ни чувство былой дружбы. Нет. Чацкий не клеймит этих людей и не проклинает их — он до конца понимает.
Монолог его спокоен, как может быть спокойна речь человека, чувствующего свою правоту и силу:
— Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок…
Ни крика, ни экспрессии в проявлении своих чувств:
— Карету мне, — вполголоса обращается Чацкий к стоящему рядом лакею.
Лакей не понимает.
— Карету, — еще раз повторяет Чацкий.
Устало, немного сутулясь, уходит Чацкий со сцены, уходит от этих людей, чтобы никогда больше не обмануться их мнимым родством и мнимым участием.
Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/griboedov-a-s/3061-proizvedenie-griboedova-gore-ot-uma-komediya-ili-tragediya