© BioSerge™ · Антон Павлович Чехов. Образ скучающего диктатора
Промоделировать внутренний мир романтически настроенных людей, живущих больше
духовной жизнью значительно проще, чем внутренний мир хладнокровных диктаторов.
Но уж если Солярис взялся за моделирование
“всех, кто поднял руку” в Иудейских
историях, то он, несомненно, должен был найти способ отразить внутренний мир
Аменхотепа III – Понтия Пилата.
Длинный роман не для такого человека. Усложненные духовные конфликты, также не
его специальность. Он – это человек, который может одним словом уничтожить
сотни людей без суда и следствия. Он его слова зависеть жизнь или смерть
любого человека и он пойдёт по трупам, если с его точки зрения “цель
оправдывает средства”, не обращая внимания на “перегибы”.
Но обладая неограниченной властью, вместе с этим он очень несчастен, поскольку
когда у человека есть всё и нет особенно больших “высших” целей в жизни, то
такая жизнь превращается в муку. Основное состояние этого человека – это скука.
Все пресмыкаются перед ним, показывая при этом всю низость своего характера, но
он, как человек очень талантливый всё очень хорошо понимает и от этого смотрит
на всех и на весь мир сверху вниз и имеет достаточно оснований для того,
чтобы презирать этот мир.
Таковым является главный герой Антона Павловича Чехова – “скучающий
интеллигент-диктатор”.
Он высмеивает подобострастное к себе отношение
(“Толстый и Тонкий”), при этом это человек очень сильной воли и эмоций.
Заставьте человека с “силой воли” Ивана Грозного
писать беллетристику – и
вот вам, пожалуйста, главный герой Чехова.
Для Чехова даже собственная
смерть не играла в жизни большого значения, что же можно сказать о
том, что значила для Понтия Пилата жизнь других людей? Пьеса “Чайка” является одним из самых выдающихся произведений
Русской Классической Литературы, которое уже более
столетия не сходит с репертуаров театров всего мира.
Один из центральных
театров Москвы – Художественный театр на своей эмблеме поместил Чайку Чехова.
Классическая трактовка этого спектакля выполняется многими критиками и
драматургами, но странно, почему никто не увидел такой простой аналогии
событий пьесы “Чайка” и Иудейских историй Иешуа.
С математической точностью учёного человека Антон Павлович Чехов воспроизводит
события, произошедшие в Древней Иудее в своей пьесе “Чайка”, причём с точки
зрения скорее Понтия Пилата. Воспроизводимые
события, правда, не соответствуют
общепринятой трактовке того, что там произошло, то следуют сценарию,
представленному в данном проекте.
Распределение ролей в Чеховской “Чайке” выглядит так: Тригорин по характеру близок самому Антону Павловичу Чехову – он “скучающий
интеллигент”, которому некуда себя деть от скуки. Он не очень доволен
жизнью и гудит жизнь молодой девушки также от скуки и от нечего делать.
В пьесе Чайка он олицетворяет Понтия Пилата,
человека, для которого жизнь и
смерть значили очень мало, который, одним словом мог уничтожить без суда и следствия
тысячи неугодных людей. Что для его судьба какой-то романтично настроенной
актрисы? Погубив её, он даже этого и не заметил.
Треплев является аналогией Иешуа.
О нём так
говорит Дорн “Он мыслит образами, рассказы
его красочны, ярки и я их сильно чувствую.
Жаль только, что он не имеет определённых задач. Производит впечатление,
и больше ничего, а ведь на одном впечатлении далеко не уедешь”
В самом начале пьесы показано, что Треплев (Иешуа)
действительно любит
Нину (Марию Магдалину), девушку очень впечатлительную
и романтичную.
Он так говорит о ней. “Я без неё жить не могу. Даже звук её шагов
прекрасен… Я счастлив безумно”
Она вроде бы отвечает ему взаимностью, но их отношения не складываются – она
становится любовницей у Тригорина (Понтия Пилата).
После того, как Тригорин
её бросает, она становится всеми брошенной и очень несчастной.
Даже её
собственные родители не пускают её на порог дома, считая её блудницей и
низкой женщиной. “Отец и мачеха не хотят её знать. Везде расставили сторожей,
чтобы даже близко не подпускать её к усадьбе”.
Она так “объясняет” то, что с ней произошло: “Случайно пришёл человек, увидел и
от нечего делать погубил…
Сюжет для небольшого рассказа”
В последнем разговоре с Треплёвым (Иешуа),
она (Мария Магдалина) однозначно говорит ему:
“Когда увидите Тригорина (Понтия Пилата), то
не говорите ему ничего… Я
люблю его. Я люблю его даже сильнее, чем прежде… Сюжет для небольшого
рассказа… Люблю страстно, до отчаяния люблю…”.
После такого объяснения с
своей любимой девушкой, он понимает, что ждать от неё любви ему не придётся, и
поэтому жить ему незачем. “В продолжении двух он минут молча рвёт все свои
рукописи и бросает под стол, потом отпирает правую дверь и ” кончает
жизнь самоубийством.
Другой план раскрывает сцена со спектаклем в самом начале пьесы.
Треплев и Нина
встречаются и особо выделен “поцелуй” между ними. Этот поцелуй может
ассоциироваться с “Поцелуем Иуды”, который на самом деле является поцелуем
любимой девушки. Треплев сам написал спектакль, который остановил очень резко
и опустил занавес, поскольку почувствовал только цинизм и скуку со стороны
зрителей, которым он предназначался и в частности его матери.
Мать Иешуа, Аркадина, в большом масштабе
ассоциируется с Иудейскими священниками,
а сам Иешуа ассоциируется с
Солярисом. Нина же, его неразделённая любовь, обычно
представляется просто как “Иудейский народ”. Представление было для матери.
Он его начал, он же его и терминировал.
Аркадина совершенно равнодушна и безразлична к творчеству своего сына.
Когда
её спрашивают: “Вы рады, что у Вас сын писатель?”, то она отвечает “Представьте,
я ещё не читала. Всё некогда”.
Дорн сообщает Тригорину о том, что застрелился Треплёв при этом “перелистывая
журнал”.
Нина же оканчивает пьесу также довольно печально “Завтра рано утром ехать в Елец
в третьем классе…
с мужиками, а в Ельце образованные купцы будут приставать
с любезностями. Грубая жизнь!” Центральной идеей пьесы “Вишнёвый сад” является идея о том, можно ли “идти
по трупам” ради достижения всеобщего блага. Главный герой, вокруг которого
крутится всё повествование, решает этот вопрос положительно. Можно.
Иван Грозный стоял перед серьёзными
проблемами, пытаясь укрепить Московское
государство. Собранное в единое государство Иваном III было очень слабым и
раздробленным. Частные традиции боярских родов вступали в жёсткий конфликт
с интересами единой страны.
Укрепление и централизация Московского
государства поддерживалась дворянством и духовенством, но входило в резкий
конфликт местной властью и боярством, которое желало защищать только свои
личные интересы и совершенно не интересовалось интересами государства в целом.
Для осуществления преобразований,
Иван Грозный должен был казнить семьями и
родами часто без суда и следствия, если он подозревал, что эти люди являются
“врагами народа”, то есть выступают интересов государства в целом и защищают
свои частные интересы.
Раневская Любовь Андреевна, а также её брат Гаев Леонид Андреевич находятся
на грани полного банкротства и разорения. Необходимы реальные и неотложные
меры для того, чтобы спасти ситуацию. Совершенно недееспособны в вопросах
принятия конкретного решения и могут только жить прекрасными
воспоминаниями о светлом прошлом.
Лопахин предлагает кардинальное решение –
срубить Вишнёвый сад и сдать землю в аренду на дачи.
Сама идея о таком действии вызывает протест со стороны Раневской. Для неё
вишнёвый сад – это “Традиция”, её жизнь, которой она жила и расстаться с
этим садом всё равно, что расстаться с жизнью.
Таким образом, вступают в
конфликт “приятные и нежные чувства и воспоминания” с реальной необходимостью
конкретного действия для спасения жизни посредством уничтожения “святых
вещей”. Оказавшись в ситуации, когда Вишнёвый сад может вообще оказаться
в совершенно чужих руках, Лопатин решает сам купить Вишнёвый Сад и
рубит его для того, чтобы “сделать бизнес”.
Корреляция действующих лиц с героями “Иудейской истории” выглядит примерно
так: Поскольку Чехов смотрит на мир глазами Понтия Пилата или
Ивана Грозного, то
очевидно, это налагает очень серьёзный отпечаток на всех действующих лиц этой
пьесы.
В его глазах они выглядят совершенно иначе, чем в своих собственных и
рассмотрение каждого персонажа раскрывает характер одного единственного
человека – “Реального Отца” у
Иешуа.
Лопахин Ермолай Алексеевич – это автопортрет
Отца Иешуа. Он видит себя,
как реально мыслящего
человека, который может в критической ситуации действовать прямо и
решительно.
У него есть реальная цель – это развитие бизнеса и в этом он видит
свою жизнь. Всё, что не помогает его задаче – мешает этой задаче! его действия
не могут определяться “чувствами”. Они определяются необходимостью действия,
а необходимость обычно обусловлена конкретной коммерческой целью. Если
такая цель отсутствует, то отсутствует и действие.
Для его коммерческой
деятельности супружество с Варей, которая его любит ему совершенно не нужна,
а, поэтому, не смотря ни на что, он не идёт не предлагает ей своей руки и сердца,
хотя все считают, что это совершенно очевидный и правильный шаг.
Раневская Любовь Андреевна или
“Мать” показана, как женщина достаточно
чувствительная, но настолько поглощённая своими чувствами, что в критической
ситуации она совершенно не способна на “разумное мышление”. Все эти “сады
и мечты” для Лопахина – это просто чудачество женщины, которое ему не только
не понятно и очень неприятно.
Купив сад, он с большим удовольствием уничтожает
его, как символ чудачества “сильных мира сего” у которых власть ушла в
прошлое под напором развития экономических отношений.
Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской далеко от неё не ушёл.
Именно такой “сосиской” и должен
был представляться Приёмный Отец Иешуа
с точки зрения Понтия Пилата.
Он не
способен ни на какие собственные решения, а совершенно и полностью подвержен
влиянию окружающей его среды. Его волнует не сколько сам вишнёвый сад и
“милые воспоминания и традиции”, то, что об этом думает Раневская и окружающие.
Самое неприятное для него – это неопределённость ситуации. Как только
всё разрешается, пусть даже не в его пользу, то он становится просто счастлив.
Жизнь возвращается в “нормальное” для него, стабильное русло.
В самом деле, теперь всё хорошо. До продажи вишнёвого сада мы все волновались,
страдали, а потом, когда вопрос был решён окончательно, бесповоротно, все
успокоились, повеселели даже…
Трофимов Пётр Сергеевич – это то, как
Отец видит своего
родного сынулю.
Это человек, который обладает мировоззрением близким к утопическому
социализму. Его мировоззрение выставлено достаточно в комическом свете.
Я свободный человек. И всё, что так высоко и дорого цените вы все, богатые
и нищие, не имеет надо мной ни малейшей власти, вот как пух, который
носится по воздуху. Я могу обходиться без вас, я могу проходить мимо вас,
я силён и горд.
Человечество идёт к высшей правде, к высшему счастью,
какое только возможно на земле, и я в первых рядах! Дойду или укажу
другим путь, как дойти.
С другой стороны, высмеивается его высокомерное отношение к женщинами
“женскому вопросу”. Любовь Андреевна так “подкалывает” Трофимова
Надо быть мужчиной, в ваши годы надо понимать тех, кто любит.
И надо самому
любить… Надо влюбляться! (Сердито) Да, да! И у вас нет чистоты, а вы
просто чистюлька, смешной чудак, урод… “Я выше любви”! Вы не выше любви, а
просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотёпа. В ваши годы не иметь
любовницы!..
Варя, приёмная дочь Раневской, несомненно, желает
выйти замуж за Лопахина,
но, скорее всего она его не любит, а просто это “любовь по расчёту”.
Она прекрасно понимает, что и Лопахин это, в общем-то, понимает и поэтому
не особенно спешит предлагать ей руку и сердце. К тому же поскольку
у неё к нему достаточно “деловые отношения”, то поскольку эти деловые
отношения не имеют ничего общего с его деловыми отношениями, то они
совершенно холодно расстаются, не имея друг на друга никакой вражды.
Это оказывается вполне естественно и наглядно показываает, что
Магдалина
могла реально быть любовницей у Понтия Пилата. История, которая случилась с доктором Андреем Ефимовичем в рассказе Чехова
“Палата №6” имеет прямую корреляцию связанно с морально психологическими
основами падения Великой Римской Империи.
Эта тема так же рассмотрена
в книге Льва Толстого Анна Каренина.
Как известно, Великий Рим относился к своим провинциям не лучше, чем по началу
Андрей Ефимович. Сам Древний Рим и
Понтий Пилат, как символ власти Рима
в Новом Завете представлял собой “скучающего интеллигента диктатора” без
особых высоких жизненных идеологий. Его идеология мгла быть описана
кратко следующим отрывком из рассказа Чехова
Оказать серьёзную помощь сорока приходящим больным от утра до обеда нет
физической возможности, значит, поневоле выходит один обман. Класть же
серьёзных больных в палаты и заниматься ими по правилам науки тоже нельзя.
потому что правила есть, а науки нет; если же оставить философию и
педантически следовать правилам, как прочие врачи, то для этого прежде всего
нужны чистота и вентиляция, а не грязь, здоровая пища, а не щи из вонючей
кислой капусты, и хорошие помощники, а не воры.
Да и к чему мешать людям умирать, если смерть есть нормальный и законный
конец каждого. Ну и что из того, что какой-нибудь торгаш или чиновник
проживёт лишних пять, десять лет?
Таким образом, у Андрея Ефимовича не существовало никакой определённой
позиции по поводу целей жизни.
Он совершенно не представлял себе зачем вообще
живут люди и поэтому получается – зачем вообще лечить людей, которые всё
равно рано или поздно должны умереть?
Он говорит о Палате №6, которая в каком-то смысле символизирует Древнюю Иудею
с точки зрения Древнего Рима таким образом
учреждение безнравственное и в высшей степени вредное для здоровья жителей.
Он знает, что в палате №6 за решётками Никита колотит больных и что жид
Мойсейка каждый день ходит по городу и собирает милостыню. Я служу вредному
делу и получаю жалованье от людей, которых обманываю: я нечестен. Но ведь
сам по себе я ничто, я только частица необходимого социального зла: все
уездные чиновники вредны и даром получают жалование… Родись я двумястами
лет позже, я был бы другим.
С такими мыслями он встречается с сумасшедшим Иваном Дмитриевичем. Это так
Понтий Пилат видит
Иешуа, а Древний Рим
видит Христианство. Ну, действительно –
чем не бред сумасшедшего? Когда Иешуа предстал перед
судом Понтия Пилата,
ничем кроме какого-то сумасшедшего философа он в его глазах не представлял.
Когда Константину Великому разрешал исповедание
христианства в Древнем Риме, то ничем кроме бреда сумасшедших это новое
полу-еврейское учение “Мойсеек” не представляло. Иван Дмитриевич был
“человеком лет тридцати трёх”, что непосредственно имеет отношение к
“возрасту Иисуса”.
Трудно передать на бумаге его безумную речь. Говорит он о человеческой подлости.
о насилии. Попирающем правду. О прекрасной жизни. Какая со временем будет
на земле, об оконных решётках, напоминающих ему каждую минуту о тупости
и жестокости насильников.
Получается беспорядочное, нескладное попурри из
старых, но ещё недопетых песен…
Короче, получается Новый Завет собственной персоной или как его мог видеть
языческий Рим, думающий о деньгах и славе.
Но оказалось, что Иван Дмитриевич был совсем не Мойсейка и оказал на Андрея
Ефимовича такое влияние, что доктор САМ оказался на одной скамье вместе
с остальными сумасшедшими.
Это с одной стороны иносказание для “принятия
христианства Римом”, а с другой стороны того, что из доктора, то есть
государства правящего миром, Рим превратился в такого же сумасшедшего,
как и другие провинции и оказался побит простыми некультурными варварами –
сторожем Никитой, старым отставным солдатом с порыжелыми нашивками.
Иван оказывается единственным человеком, с которым Андрею Ефимовичу
оказывается интересно говорить.
За всё время, пока я здесь живу, это кажется первый, с которым можно
поговорить Он умеет рассуждать и интересуется именно тем, чем нужно.
В общем, доктор проводит множество разговоров с сумасшедшим больным и
в результате вначале лишается работы, а потом даже незаметно для себя
становится обитателем сумасшедшего дома, и вскоре быстро умирает
Под вечер Андрей Ефимыч умер от апоплексического удара. Сначала он
почувствовал потрясающий озноб и тошноту… Через день Андрея Ефимовича
хоронили. На похоронах были только Михаил Аверьянович и Дарьюшка.
Таким образом, рассказ “Палата №6” ещё раз объясняет причины, по которым
упал
Великий Рим. Приняв Христианство, он фактически зачеркнул свои собственные
принципы и не смог быть не только врачом, но и просто нормально и здраво
мыслящим человеком. Идеи Ивана Дмитриевича оказались смертельным оружием
против Андрея Ефимовича совершенно аналогично тому, как в романе
Толстого Анна Каренина любовь Вронского
оказалась смертельным оружием против Анны Карениной.
Ещё одна аналогия, которая присутствует в рассказе Палата №6 – это то, что
“Царствие Божия” или то, что происходит с человеком после смерти, может быть
представлено в виде тюрьмы или сумасшедшего дома. Человек оказывается
лишённым всех прав и возможностей. Древний Рим получил свою дозу от
идей человека, который фактически был “умершим” и в результате оказался
вместе с ним – то есть также умер.
Источник: https://bioserge.narod.ru/apc_meanness.html
Особенности драматического конфликта и развития сценического действия в пьесе Чехова “Чайка” | Инфошкола
24 Июль 2012 админ Главная страница » Сочинения Просмотров: 2342
А. Чехов известен во всем мире как оригинальный создатель короткого рассказа.Кроме того, он является и выдающимся новатором в области драматургии.
В свои пьесы Чехов перенес живая жизнь, без эффектов, без красивых поз и необычных ситуаций. Он считал, что в театре должно быть все так же просто и одновременно сложно, как бывает в жизни.
И именно такой, по мнению критиков, вышла его знаменитая пьеса «Чайка».
Если попытаться выяснить, что является движущей силой в пьесе «Чайка», то вряд ли можно дать однозначный ответ.
Пьеса развивается как многоголосый произведение, в котором звучат разные мотивы, перекрещиваются разные темы, сюжеты, судьбы, характеры. Все герои сосуществуют на равных, здесь нет судеб главных и побочных. И все же основное содержание произведения определяют определенные ориентиры — это «жизнь», «любовь», «искусство».
Например, любовь в «Чайке» — один из важнейших движителей сюжета.Правда, в чеховской драме нет счастливых людей. Героям, как правило, не везет в любви.
Нина не может ни понять, ни полюбить Треплева. Он, в свою очередь, не замечает преданной, терпеливой любви Маши. Нина любит Тригорина, но тот бросает ее.Аркадина последним усилием воли удерживает Тригорина возле себя, но чувство между ними давно нет.Полина Андреевна постоянно страдает из-за равнодушия Дорна, учитель Медведенко — из-за равнодушия Маши …
Обычно любовная интрига выражается в треугольнике. Здесь же вместо треугольника странный цепь любовных увлечений, которые поражают своей безнадежностью.Яркий пример таких отношений — Нина, Треплев и Тригорин.
В Треплев нет того, чему так стремится Нина. Его нельзя, по мнению героини, даже поставить в один ряд с Тригорин — этим баловнем судьбы и публики. У него есть все, как считает Нина, для счастья.
И если выбрать путь с Тригорина, то и она, соответственно, получит каплю счастья (того, как она его понимает). Чувства к Тригорина и тяга к «мира» кумиров публики для нее неразделимы. Характерно, что в итоге именно Тригорин — «хищник» уничтожает «белую чайку» — Нину.
В жизни ее долю выпало очень много горя, она много страдала, «был у нее ребенок, ребенок умер», Тригорин же ее быстро разлюбил и вернулся к своим прежним вкусам. Как видим, тригоринський сюжет для небольшого рассказа («пришел … увидел и так легко уничтожил … как … чайку») проверено жизнью.
Но финал отсутствует, он выведен непосредственно в жизнь. Что произойдет с героиней, никто не знает, даже Чехов.
Чеховские истории любви, даже смерть молодого Константина Треплева выдаются довольно банальными: жил, грустил, любил и наложил на себя руки. В любви Треплева Есть шекспировских страстей. Его любовь время не лечит. Она лишь перерождается и приобретает болезненных форм. Сначала он убивает чайку, потом — себя.
Впрочем, Чехов прежде изображает не любовную трагедию, а ситуацию выбора.Треплев, который представляет жизнь как театр, живет и умирает, будто играет в пьесе. Обычно считают, что убитая чайка — разрушенный любовь Нины к Тригорина. Но Нина через страдания приходит к вере.
Вера делает ее устойчивой, закаляет: «Неси свой крест и веруй …» Зато в случае с Треплева убита чайка — это его душа, которая искала счастья, но так его и не нашла.
Все, что казалось смешным и нелепым, оказалось «страшным и губительным».Финальный выстрел Константина Треплева отчетливо свидетельствует трагизм жизни.
Никогда еще трагическое не доходило до такой прозаичности, обыденности, никогда еще в ролитрагичних героев и героинь не выступали такие простые характеры.
В пьесе, действие которой построена по законам комедии, центральное место автор отводит именно трагическим характерам — образам Нины Заречной и Константина Треплева.
Чехову удалось мастерски разработать тонкий подтекст. Слова в пьесе очень часто не привязаны к действию, а ход пьесы почти не выражено в словах и поступках. Автор таким образом подчеркивает обыденность происходящего. И при этом не забывает развивать сюжет.
Что же им движет? Скорее всего — жизнь. При этом Чехов не забывает, что он творит прежде драму. И, наверное, поэтому использует в тексте такой прием, как пьеса в пьесе.
Вспомним, как в начале драмы Треплев организует представление о Вселенскую Душу, которой, как он надеется, сможет объяснить несовершенство жизни. А в конце «Чайки» выстрел Треплева так же ставит точку в его жизни, превратилось в пьесу.
Примечательно и то, что те события, которые должны быть двигателем действия, происходят только за кулисами (смерть Нинин ребенка, самоубийство Треплева).
Зато участником драматических событий у Чехова становится пейзаж. Закат, месяц, озеро — это больше чем пейзаж, театральная декорация. Все это — отражение душевной жизни героев.
Достаточно вспомнить, как Нина — «чайку» — постоянно сопровождает образ озера. Символично также название пьесы.
Образ свободной птицы, чайки — символ духовной свободы человека, намек на незащищенность личности и олицетворение несказанно сложного, даже трагического, но — взлета.
В «Чайке» Чехов, пожалуй, впервые так откровенно высказал свою жизненную и эстетическую позицию. Его печальная комедия жизни — перспектива на будущее, призыв к тем, кто обязательно найдет свою мечту.
Источник: https://info-shkola.ru/osobennosti-dramaticheskogo-konflikta-i-razvitiya-scenicheskogo-dejstviya-v-pese-chexova-chajka/
Характеристика Аркадины из произведения А.П. Чехова «Чайка»
Actionteaser.ru – тизерная реклама
АРКАДИНА — героиня комедии А.П.Чехова «Чайка» (1896).
«Обворожительная пошлячка», «обаятельная каботинка», «самодовольная и самоуверенная провинциальная знаменитость» — такова А. в оценке театральной критики. Основа характера А.
— «воля к самоутверждению и славе» (слова Н.Е.Эфроса о Л.Б.Яворской, в которой современники видели жизненный прототип А.).
Сын А. Треплев с тоской и ревностью говорит о том, что она «скупа»; не любит сына, присутствие которого напоминает ей, что она уже «немолода»; ведет «бестолковую жизнь», ревнива к чужой славе: «Попробуйте при ней похвалить Дузе…» И хотя она «бесспорно талантлива, умна, способна рыдать над книжкой», по мнению сына, она «психологический курьез».
Однако за этим пристрастно воссозданным обликом А. скрывается цельная натура женщины-актрисы. Свою жизнь она поставила на службу профессии. Актерство пронизывает сердцевину ее личности и многое, если не все, определяет в ее характере. Судя по репертуару, А. — актриса «с шиком на великосветские роли» (ср.
: Смельская в «Талантах и поклонниках» и Коринкина в «Без вины виноватых» А.Н.Островского). Гардероб — половина сценического успеха актрисы этого амплуа. Отсюда пресловутая скупость А.: «Ведь я артистка; одни туалеты разорили совсем». Отсюда ее «моложавость», необходимая для сцены.
Для поддержания профессиональной формы, жизненного тонуса ей необходимо быть постоянно в работе, в движении, в «суете»; необходимо держать себя «в струне»: «Чтобы я вышла в сад непричесанная или в блузе…» Отсюда же ее лидерство в диалогах: она умеет «взять внимание», «задать тон», «захватить площадку», умеет «вести действие».
В деревне А. «скучает и злится»: для нее «сидеть у себя в номере и учить роль гораздо веселее».
Actionteaser.ru – тизерная реклама
Замечательно жизнелюбие А., чье «озеро» полно энергии и жизни. В ее постоянной «живости» кроется «неистребимая воля к жизни» (П.А.Марков), неотделимая от «воли к славе и самоутверждению». Этой женщине и сейчас хочется «жить, любить, носить светлые кофточки». А.
держит себя «в струне» не только профессионально, но и жизненно-психологически. Впереди у нее переход на «возрастные» роли (не отсюда ли «примерка» на досуге роли Гертруды?) и неизбежная потеря Три-горина. А.
понимает это («Ты последняя страница моей жизни») и, формулируя главное «правило» своей жизни («не заглядывать в будущее»), проявляет своеобразный стоицизм: «Я никогда не думаю ни о старости, ни о смерти. Чему быть, тому не миновать». Она превращает свою жизнь в постоянную борьбу с мимотекущим временем, ворующим ее молодость.
Жизненную энергию она черпает в своих сценических триумфах, сверяя возраст не с календарем, а с успехом у студенческой молодежи («Как меня в Харькове принимали…»).
Непрерывная борьба с будущим, стремление «остановить» настоящее и насладиться им не оставляют героине сил ни на что другое: ни на чужое творчество, ни на подлинные материнские чувства. Она винит себя за это и просит сына простить «свою грешную и несчастную мать».
Между фразами «Я не Юпитер, а женщина» и «Я актриса, а не банкирша» поместилась вся А. — «слишком женщина» и «чересчур актриса».
Первая исполнительница роли А. — А.Дюжикова (1896). Среди других исполнительниц — О.Л.Книппер-Чехова (1898), А.О.Степанова (1968), Т.В.Доронина (1978), Т.Е.Лаврова (1980), И.М.Чурикова (1994).
Actionteaser.ru – тизерная реклама
Источник: https://sochineniya-na5.ru/xarakteristika-arkadiny-iz-proizvedeniya-a-p-chexova-chajka/
45. Тема любви и искусства в драме а. П. Чехова «Чайка»
Пьеса была создана в 1895 году.
В «Чайке», как и во всех других драматических творениях Чехова, наличествуют так называемые слова-доминанты, определяющие основные смыслы произведения. Это такие слова, как «жизнь», «любовь», «искусство». Любовь в «Чайке» являет собой один из важнейших двигателей сюжета.
Искусство (для персонажей «Чайки» это, главным образом, литература и театр) составляет громадный пласт идеалов героев, это их профессия и увлечение.
Две главные героини пьесы – Аркадина и Заречная – актрисы, Тригорин и Треплев – писатели, Сорин также мечтал когда-то связать свою жизнь с литературой, но не состоялся как писатель.
Шамраев хотя и не является впрямую человеком искусства, тем не менее, близок к нему, интересуется им, в особенности литературным творчеством. Дорна также можно назвать «окололитературным персонажем».
Между героями существуют противоречия. Например, несовпадение людских привязанностей, безответная любовь: Маша любит Треплева, ее любит Медведенко, мать Маши влюблена в доктора Дорна, так же, как и дочь, безответно. Треплев любит Нину Заречную, Нина же питает глубокое чувство к Тригорину.
Треплев страдает еще и от холодности к нему матери. Аркадина не любит сына – это постоянно подчеркивается на всем протяжении пьесы. Пересекаются любовные и творческие линии, создавая все новые и новые столкновения. Однако все эти противоречия не приводят к конфликту личностей.
Герои пьесы по большому счету – люди безвольные, ленивые, безынициативные.
Треплев, пожалуй, наиболее цельная личность среди главных персонажей пьесы. Для него искусство и Нина Заречная превыше всего. Молодой человек постоянно стремится к созданию новых форм, его жестоко ранит равнодушное пренебрежение матери к этим попыткам.
Аркадина и в самом деле поглощена искусством, сценой, она не мыслит существования без этой области жизни. Однако, узнавая ее все больше, мы начинаем понимать, что главное для этой женщины не само искусство, а лишь то, как «ее принимали».
Образ Заречной представляетет нечто недостижимое, создает ауру романтизма, мечты. Девушка, в которую давно и глубоко влюблен Треплев, всегда оставалась для него недосягаемой.
Писатель Тригорин – состоявшаяся личность, однако недотягивает он до Толстого и Тургенева..
Пьеса содержит три знаковых символа: озеро, чайка, мировая душа. Озеро символизирует красоту среднерусского пейзажа – важный элемент чеховских пьес. Мы не видим описания городской среды. Пейзаж становится участником драматических событий. Закат, луна, озеро – все это проекции душевной жизни героев.
Чайка – символ мечты, чистоты, молодости. Этот образ-символ – проходит через каждого персонажа. Чайка – призвание. У каждого человека своя «чайка». Быть актрисой, писателем, женой и матерью. Люди рвутся взлететь, вырваться из обыденности. То, что из чайки делают чучело, страшно, омертвение чайки означает омертвение души, искусства, любви.
Погубленная чайка – Константин Треплев, который потерял веру в себя, увидел свою «чайку».
Все персонажи анализируемой пьесы объединены одним общим качеством: каждый в одиночку переживает свою судьбу, и помочь другу никто не может.
Все герои в той или иной степени неудовлетворенны жизнью, сосредоточены на себе, на своих личных переживаниях и чаяниях.
И на пути любви, и в искусстве от человека требуется самопожертвование и самоотдача.
Нина Заречная много страдала, искала. Но она смогла подняться. «В нашем деле – все равно, играем мы на сцене или пишем – главное не слава, не блеск, не то, о чем я мечтала, а уменье терпеть. Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни». Жизнеутверждающие слова Заречной.
46. Драматургическое новаторство А. П. Чехова (жанр, композиция, конфликт, «подводное течение», символика, формы выражения авторского идеала). «Дядя Ваня», «Три сестры» (по выбору экзаменующегося)..
Бернард Шоу писал: «В плеяде великих европейских драматургов Чехов сияет как звезда первой величины…». Драматургическое наследие А.П.Чехова не очень велико. Он написал около десяти пьес, каждая из которых, тем не менее, стала событием в мировой и отечественной литературе.
Мне бы хотелось рассмотреть новаторство Чехова-драматурга на примере пьес «Три сестры» и «Вишневый сад». Все произведения этого великого писателя XIX — начала XX века строятся не на быстрой смене событий, не на интриге и драматическом противопоставлении персонажей-антиподов, а на развитии общей концепции, общей мысли. Поэтому язык большинства пьес А.П.
Чехова отличается особой поэтичностью. В системе образов заложены определенные символы. Так, великий драматург показывает нам универсальные характеры не только типичных представителей эпохи, но и всех времен и народов.
Возможно, в этом и заключается «живучесть» творений Чехова, и я думаю, что по степени подачи «универсальных» характеров нашего великого драматурга можно сравнить с Уильямом Шекспиром, который максимально обобщал различные пороки и добродетели современной ему эпохи, наделял такими качествами своих героев.
Однако спустя десятилетия, а затем и столетия эти персонажи совсем не устарели. Конфликт пьесы «Три сестры» состоит в том, что разное видение мира и восприятие действительности мешает Ольге, Ирине и Маше Прозоровым определить смысл собственной жизни.
В одной из первых сцен мы видим, насколько различно их отношение к дому, в котором они живут, какие воспоминания оставляет время. Ольга говорит, что «время — прекрасный художник», оно «не только очищает, но умеет опоэтизировать воспоминания». В словах героини чувствуется определенная надежда, ее воспоминания связаны в основном с приятными эпизодами жизни.
И в то же время Ирина в эмоциональных репликах выражает собственное отношение к действительности: «Зачем вспоминать!», а также «Уехать в Москву. Продать дом и уехать в Москву…». Героиню не устраивает провинциальная жизнь с ее нравами и бытом. Чехов намеренно использует в речи этого персонажа инфинитивные предложения.
Тем самым автор подчеркивает непреклонность и верность героини своему решению. Жизненную позицию сестер можно, наверное, сравнить с вокальным трио. Каждый из его участников обладает определенным тембром и оттенком голоса. В течение всей пьесы мы можем наблюдать эти различия, хотя в конце произведения сестры приходят к единому мнению.
Их желание переехать в столицу оказывается общим. Как и большинство пьес Чехова, финал драмы «Три сестры» остается открытым, что позволяет нам, читателям, самим определить, а, может быть, придумать дальнейшую судьбу героинь. В драме «Вишневый сад», которую автор сам определил как комедию, показаны судьбы и характеры владельцев и обитателей помещичьей усадьбы.
Беззаботная и тихая жизнь дает возможность дворянам повышать свой культурный и интеллектуальный уровень, увлекаться поэзией и искусством. Но в то же время подобный стиль жизни приводит к тому, что люди не могут справиться с различными бытовыми трудностями, не могут существовать в изменившихся обстоятельствах.
Любовь Андреевна Раневская — типичный представитель такого рода помещиков. Она вынуждена продать родовое имение, так как ее семья находится на грани разорения. Безусловно, образ Раневской во многом противоречив и сложен для восприятия. С одной стороны, это в высшей степени порядочный, честный и щедрый человек. Но, с другой стороны, ее доброта не является искренней.
В течение всей жизни героиня не задумывалась о том, откуда берутся и куда уходят деньги. Тем не менее симпатии Чехова, на мой взгляд, находятся на стороне именно этого персонажа. Свое отношение к Раневской драматург вложил в уста Лопахина: «Хороший она человек. Легкий, простой человек».
Композиционное построение пьесы «Вишневый сад» выдержано Чеховым в традиционном для его драматургических произведений ключе. Безусловно, первые акты этого шедевра сценического искусства насыщены большим количеством персонажей, а в финале их не так много. Чехов и в этой пьесе остается верен себе и не дает окончательного представления о том, как разрешится судьба героев. Хотя по манере повествования отчетливо видно, что мы становимся свидетелями маленькой жизненной трагедии. Пьесы А.П.Чехова стали классикой мировой и отечественной драматургии. Я думаю, это во многом вызвано тем, что великий писатель наряду с потрясающей наблюдательностью обладал еще и восхитительным талантом художника-словесника, и это умение он сумел с блеском воплотить в своих пьесах.
Источник: https://StudFiles.net/preview/1742501/page:36/