Цитаты, пословицы и поговорки из рассказа “муму” тургенева

Методическая разработка по литературе (5 класс) на тему: Урок литературы в 5 классе “Пословицы и поговорки”

Урок литературы на тему

«Пословицы и поговорки».

(5 класс)

Цели деятельности учителя:

Осмысление и использование малых жанров фольклора в речи как нравственное воспитание человека;

Формирование понятия о пословице и поговорке;

Развитие речи учащихся

Обогатить речь учащихся пословицами и поговорками;

Показать сходство и различие между пословицами и поговорками;

Раскрыть мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок;

Воспитывать бережное отношение к языку и мотивировать познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового. Осмысляя малые жанры фольклора, учащиеся проникаются пониманием, что пословицы и поговорки – хранилище родного языка, убеждаются, насколько велика их роль в нравственном совершенствовании народа,   воспринимают точность оценок и суждений на все случаи жизни.

Метапредметные:

Обратите внимание

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Ребята! Сегодня на уроке мы поговорим о достоянии, которое нам оставил в наследство русский народ. Еще задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру звучащего слова, своеобразную литературу, которую передавали из уст в уста от одного поколения к другому, литературу, которую сейчас называют устное народное творчество.

2. Актуализация знаний.

Слайд 1.

– Часто вы слышите: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». А знаете ли вы, к какому жанру относится это выражение?

– Сегодня на уроке мы будем говорить о пословицах и поговорках, узнаем больше об этих малых жанрах.

Дома вы готовили «Хвалебное слово пословице». Давайте его послушаем.

1й ученик : Пословицы не даром молвятся, без них прожить нельзя!

Они великие помощницы и в жизни верные друзья!

2й ученик : Порой они нас наставляют, советы добрые дают,

3й ученик : Порой чему-то поучают и от беды нас берегут.

4й ученик: Ведь с ней и горе не беда, и наша речь красна пословицей. Давайте вспомним их друзья!

5й ученик: Ну кто из вас не согласится, что без труда мечта мертва? Что дело мастера боится, что жизнь дана нам для добра?

6й ученик: Что друг не тот, кто медом мажет, а тот, кто правду прямо скажет.

7й ученик: Что долог день до вечера, коли делать нечего.

8й ученик: Что сам себя лишь тот погубит, кто других совсем не любит.

9й ученик: Кто кричит: «Я помогу!», а пришло время – «Не могу!».

10й ученик: Где растяпа и тетеря, там не прибыль, а потеря.

11й ученик: И почитай учителя, как своего родителя.

12й ученик: А в пословицах ведь говорится, что сами мы должны учиться.

13й ученик: Грамотей не тот, кто читать умеет, а тот кто слушает да разумеет!

14й ученик: Помни! Тот кто хочет много знать, тот не должен долго спать!

15й ученик: Хочешь есть калачи – не лежи на печи.

16й ученик: Согласитесь: лень и плут до добра не доведут.

Слово учителя

Слайд 2

О важном значении пословиц и поговорок говорят сами пословицы и поговорки:

Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.

На пословицу ни суда, ни расправы.

На твою спесь пословица есть.

Не всякая пословица при всяком молвится.

Старая пословица век не сломится.

Для поговорки мужик в Москву пешим шел.

Из поговорки слова не выкинешь.

На всякого Егорку есть своя поговорка.

3. Самостоятельная работа со вступительной статьей учебника

– Прочитайте статьи учебника «Пословицы» на странице 27 – 28 и «Поговорки» на странице 31-33.  

– В чем различие пословицы и поговорки?

Слово учителя

Первоначально пословицы и поговорки входили в состав небольших рассказов о каких-либо событиях, сказок, песен и представляли метко и кратко выраженное обобщение того, о чем шла речь в произведении. Например, «Битый небитого везет» (из сказки «Лисичка-сестричка и волк»).

В пословицах отражают исторические события, представления народа о крестьянском труде, о богатстве и бедности, нравственности, христианские верования, семейный быт, качества характера и другое. Менялась жизнь, появлялись новые пословицы и поговорки, забывались старые.

4. Сопоставление пословицы и поговорки.

Слайд 3

Учащиеся делают выводы на основе статей учебника и записывают их.

Пословица

краткое, мудрое суждение о жизни

содержит поучительный смысл

законченное суждение

характеризует поступки человека, их образ жизни

украшает нашу речь

Важно

1 часть – условия совершения событий2 часть – вывод и поучение, краткое выразительное назидание

Поговорка

меткое суждение

часть суждения, незаконченное предложение

дает оценку поступкам человека,но не поучает

выражает чувства

5. Этап актуализации жизненных впечатлений

Класс делится на две команды. За каждый правильный ответ команда получает балл (жетон)

А) Игра «Знатоки пословиц»

Слайды 4 — 11

Света села готовить уроки, но увидела в окно подруг и попросила у мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Свете? (Сделал дело – гуляй смело.)

Во время летних каникул каждый из детей что-то делал: Оля помогала маме по дому, Ира и Сережа пололи и поливали огород, собирали гербарий. Один Павлик ничего не делал и все жаловался на скуку. Какие пословицы напомнили ему друзья? (Не сиди сложа руки – не будет скуки. Скучен день до вечера, если делать нечего.)

Несколько дней Люда не выполняла домашнее задание, не готовила уроки и в итоге получила двойку. Что ей на это ответили ребята? (Что посеешь – то и пожнешь. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)

Однажды сын пожаловался отцу, что хорошо бы возле дома спортплощадку сделать, но ребята не знают, как это сделать. «Надо захотеть – и все получится», — ответил папа. Какая пословица вспомнилась сыну? (Под лежачий камень вода не течет).

Сказала Нина что-то  по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала своей соседке по парте, которая в свою очередь поделилась еще с кем-то. Вскоре об этом знали все. (По секрету – всему свету)

Попросили родители свою дочь посидеть с младшим братом. Девочка пригласила к себе подруг. Они разыгрались и забыли про малыша. (У семи нянек – дитя без глаза)

Совет

Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз. (Любишь кататься – люби и саночки возить)

Саша решил собрать из конструктора  модель самолета. Сначала у него ничего не получалось. Но Саша был настойчив и терпелив – и самолет готов. (Терпенье и труд все перетрут. Без труда не выловишь и рыбку из пруда)

Б) Игра «Собери пословицу»

Командам предлагается собрать разрезанные пословицы.

Назовите пословицы по парам слов.

Слайд 12

Дело – смело

Журавль – синица

Слово – воробей

Труд — рыбка

Время – потеха

Перо – топор

Слайд 13

В) Игра «Объясни смысл»

Слайд 14

На работу – спина болит, а ест – за ушами трещит.

Сидя на печи генералом не станешь.

Чужими руками жар загребать.

За спрос денег не берут.

Языком болтай , а рукам воли не давай.

Язык мой – враг мой.

На хотенье есть терпенье.

Невелика капля, а камень долбит.

Топор своего дорубится.

Дай всякому делу перебродить на своих дрожжах.

6. Рефлексия

– Скажите, пожалуйста, какую роль играют пословицы и поговорки в нашей жизни?

7. Итог. Выставление оценок

 8. Домашнее задание 

Слайд 15

Напишите рассказ, который можно завершить одной из пословиц.

К одной из пословиц сделайте рисунок.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/10/16/urok-literatury-v-5-klasse-poslovitsy-i-pogovorki

Интегрированный урок “Психологизм в рассказе И.С.Тургенева “Муму””

Цель:

1) Образовательная:

– повторить знания о детстве и начале
литературного пути И.С.Тургенева, окунувшись в ту
эпоху, в которую жил и творил писатель, развить
интерес к личности писателя и его творчеству;

– вспомнить об истории создания рассказа
“Муму”;

– рассмотреть героев и их поступки, составить
психологический портрет каждого;

– повторить и систематизировать изученный
материал по теме: “Обращения и вводные слова в
предложении”

2) Развивающая:

– формировать умение анализировать текст
художественного произведения;

– развивать умение выразить свои мысли, оценить
поступок героя

– обобщать, делать выводы;

– формировать представление о героях
произведения на основе сопоставления словесного
и графического образов;

– учить сжато излагать повествовательный текст;

– развивать коммуникативные навыки, обогащать
словарный запас;

– продолжить работу по развитию культуры речи
школьников.

– развивать орфографическую и пунктуационную
зоркость.

– развивать воображение учащихся;

3) Воспитательная:

– воспитание общечеловеческих ценностей;

– умение работать в группе: уважать мнение
товарища, разивать чувство взаимопомощи,
поддержки.

Ход урока

– Добрый день, ребята. У нас сегодня необычный
урок – интегрированный, на котором мы совместим
сразу три предмета: литературу, русский язык и
психологию.

На уроках внеклассного чтения мы с вами
прочитали рассказ Ивана Сергеевича Тургенева
“Муму”.

Сегодня мы заканчиваем разговор об этом
удивительно интересном, но в то же время очень
сложном произведении великого русского писателя
второй половины XIX века Ивана Сергеевича
Тургенева “Муму”. Нам предстоит решить нелегкую
проблему, которая заключается в таких понятиях:
крепостное право и личность.

Кроме того, на
материале данного произведения мы повторим с
вами материал по русскому языку: “Обращения и
вводные слова в предложениях”.

Для начала нам необходимо определить значение
понятий “крепостное право”, “личность”.. Дома
по толковому словарю С.И.Ожегова значение этих
слов посмотрели и записали в тетради наши
одноклассники.

Давайте прочитаем их. (Заранее
подготовленные ученики читают определения).
(Крепостное право – исторический строй в России,
форма зависимости крестьян: прикрепление их к
земле и подчинение административной и судебной
власти феодала.

В Западной Европе (где в средние
века на положении крепостных находились
английские вилланы, каталонские ременсы,
французские и итальянские сервы) элементы
крепостного права исчезли в XVI-XVIII вв.

В
Центральной и Восточной Европе в эти же века
распространились суровые формы крепостного
права; здесь крепостное право отменено в ходе
реформ конце XVIII-XIX вв. В России в
общегосударственном масштабе крепостное право
оформлялось Судебником 1497, указами о заповедных
летах и урочных летах и окончательно – Соборным
уложением 1649.

Обратите внимание

В XVII-XVIII вв. всё несвободное
население слилось в крепостное крестьянство.
Отменено крестьянской реформой 1861).

Крепостной человек – Крепостной – 1. Относящийся
к общественному строю, при котором помещик имел
право на принудительный труд, имущество и
личность прикрепленных к земле и принадлежащих
ему крестьян. 2. Крепостной крестьянин. Личность –
человек как носитель каких-нибудь свойств.

Рассказ “Муму” написан в 1851 году, за девять лет
до 1861 года, когда было отменено крепостное право.

Запишем в тетради: 1852 год – рассказ “Муму”, 1861
год – отмена крепостного права.

– Что же такое крепостное право?

(Сообщение заранее подготовленного ученика)
Все население России делилось на несколько
групп, называемых сословиями: дворянство,
духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы,
ремесленники, мелкие служащие), крестьянство.

Человек мог перейти из одного сословия в другое в
очень редких случаях. Дворянство и духовенство
считались привилегированными сословиями.
Дворяне имели право владеть землей и людьми –
крепостными крестьянами. Больше половины
крестьянского населения Центральной России было
крепостным.

– Что вы знаете о крепостных крестьянах? (Ответы
детей)

– Дворянин, которому принадлежали крестьяне,
мог назначать им какие угодно наказания, мог
продавать крестьян, в том числе разделять семьи;
например, продать мать одному помещику, а ее
детей – другому. Крепостные крестьяне считались
по закону полной собственностью господина.

По
сути, это была узаконенная форма рабства.
Крестьяне должны были работать на помещика на
его поле (барщина) или отдавать ему часть
заработанных денег (оброк). Часто дворяне жили в
принадлежащих им деревнях, но бывало так, что
дворяне путешествовали, жили в городе или за
границей, а в деревне хозяйничал управляющий.

Если дворянская семья жила в собственном доме в
городе, ее обслуживала многочисленная дворня, то
есть крепостные, жившие с хозяевами в городе. –
Ребята, а к какому сословию принадлежал
И.С.Тургенев? (Ответы детей)

Читайте также:  Председатель палаты в поэме "мертвые души": образ, характеристика, описание

– Иван Сергеевич Тургенев родился в Орловской
губернии. Село Спасское-Лутовиново находится в
нескольких верстах от Мценска.

Уездного города
Орловской губернии. Огромное барское поместье, в
березовой роще, с усадьбой в виде подковы, с
церковью, с домом в сорок комнат, бесконечными
службами, оранжереями, винными подвалами,
кладовыми, конюшнями, с парком и фруктовым садом.
Спасское принадлежало Лутовиновым. Последнею из
Лутовиновых владела им девица Варвара Петровна,
мать будущего писателя.

Какие сведения о ней вам
известны?

Ученик: Мать Тургенева, Варвара Петровна,
урожденная Лутовинова, – женщина властная, умная
и достаточно образованная, красотой не блистала.
Была она небольшого роста, приземистой, с широким
лицом, попорченным оспой. И лишь глаза были
хороши: большие, темные и блестящие.

Важно

Рано потеряв
отца, она воспитывалась в семье отчима, где
чувствовала себя чужой и бесправной. Она
вынуждена была бежать из дома и нашла приют у
своего дяди, который держал ее в строгости и за
малейшее ослушание грозил выгнать из дома. Но
неожиданно дядя умер, оставив племяннице
огромные поместья и почти пять тысяч крепостных.

– Ей было уже под тридцать лет, когда в Спасское
заехал молодой офицер Сергей Николаевич
Тургенев для закупки лошадей с ее завода. Какие
сведения об отце Ивана Сергеевича нам известны?
Ученик: Это был молодой офицер, который
происходил из старинного дворянского рода, к
тому времени оскудевшего. Он был красив, изящен,
умен.

– Варвара Петровна сразу влюбилась в
молодого офицера. В 1816 году состоялась их
свадьба. Через год у них родился сын Николай, а
затем сын Иван. – А что вспоминает Тургенев о
своем детстве?

Ученик: Воспитанием детей занималась
преимущественно Варвара Петровна. Перенесенные
в свое время в доме отчима и дяди страдания
отразились на ее характере.

Своенравная,
капризная, к детям своим она относилась неровно.
“Мне нечем помянуть моего детства, – говорил
много лет спустя Тургенев.

– Ни одного светлого воспоминания. Матери я
боялся как огня. Меня наказывали за всякий пустяк
– одним словом, муштровали, как рекрута.

Редкий
день проходил без розог, когда я отваживался
спросить, за что меня наказывали, мать
категорически заявляла: “Тебе об этом лучше
знать, догадайся”.

– Еще в детстве, познав ужас крепостничества,
молодой Тургенев дал Аннибалову клятву: “Я не
мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с
тем, что я возненавидел…

В моих глазах враг этот
имел определенный образ, носил известное имя:
враг этот был – крепостное право. Под этим именем
я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил
бороться до конца – с чем я поклялся никогда не
примеряться… Это была моя Аннибаловская
клятва”.

“Записки охотника”, рассказ “Муму” –
вот первые произведения, в которых
осуществляется данный молодым писателем обет. –
Итак, обратимся к рассказу. Для начала нам
необходимо вспомнить атмосферу барского дома и
его хозяйку – барыню. – Как выглядит дом барыни? (В
одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с
белыми колоннами, антресолью и покривившимся
балконом).

– Нарисуйте словесный портрет барыни. (Старая
женщина, в белом чепце, возможно, с пенсне).

– А теперь составьте психологический портрет
барыни? (дети описывают её характер, темперамент
и другие индивидуальные особенности)

– Что мы узнали о барыне в самом начале рассказа?
(Вдова, окруженная многочисленною дворней.
Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли
замуж; она выезжала редко и уединенно доживала
последние годы своей скупой и скучающей
старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно
прошел; но и вечер ее был чернее ночи).

– Если обобщить наши наблюдения, какой вывод
можно сделать? Кто же такая барыня и какова
атмосфера того дома, в котором разворачиваются
все события? (Барский дом запущен, не ухожен.
Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век.
Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж
и, наверное, редко навещали мать).

= Вывод по данному вопросу записываем в тетрадь
по русскому языку.

Обратите внимание на
последнее предложение и дайте ему
характеристику (сложное бессоюзное предложение,
вторая часть которого осложнена однородными
сказуемыми и вводным словом “наверное”, которое
придает предположению оттенок неуверенности).
Основу предложения и вводное слово подчеркиваем
в тетради.

– Тургенев показывает нам властную и капризную
старуху.

– Выборочное чтение.

– Найдите в тексте разговор барыни с Гаврилой,
когда она принимает решение женить свою
крепостную Татьяну с пьяницей Капитоном (с. 226).
Зачитайте реплику барыни. (- А что, Гаврила, –
заговорила вдруг она, – не женить ли нам его [
Капитона], как ты думаешь?). К кому обращается
старая барыня? Как называется этот прием в
предложении? (обращение).

– Как барыня аргументирует свое предложение?
“Кажется, ему Татьяна нравится?” она уверенна в
своем предположении? Нет, не уверена, так как
употребляет в реплике вводное слово со значением
неуверенности – кажется.

– Как Тургенев описывает реакцию Гаврилы на
данное предложение? “Неожиданное распоряжение
барыни его, видимо, озадачило”. (комментирование
знаков препинания)

– Но она не является главной героиней рассказа.
А кто же является главным героем? (Герасим). – Нам
предстоит поработать в группах и ответить на
некоторые вопросы. (Работа в группах)

1 группа: “Как описывает автор
Герасима? Определите характерную черту его
волевых действий? (преодоление трудностей) Как
работал Герасим? Ответы подтверждайте
цитатами”.

Примерный ответ детей 1 группы: Тургенев
называет Герасима “самым замечательным лицом”
из числа всей челяди. Герасим был высокий мужик
богатырского сложения, глухонемой от рождения.

Автор пишет: “Одаренный необычайной силой, он
работал за четверых – дело спорилось в его руках,
и весело было смотреть на него, когда он либо
пахал и, налегая огромными ладонями на соху,
казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал
упругую грудь земли, либо о Петров день так
сокрушительно действовал косой, что хоть бы
молодой березовый лесок смахивать с корней
долой, либо проворно и безостановочно молотил
трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и
поднимались продолговатые и твердые мышцы его
плечей. Постоянное безмолвие придавало
торжественную важность его неистомной работе.
Славный он был мужик, и, не будь его несчастье,
всякая девка охотно пошла бы за него замуж…” По
этому описанию можно судить об отношении автора
к своему герою: Тургенев любуется Герасимом, его
силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о его
неутомимости и трудолюбии.

2 группа: “Что такое сравнение?
Найдите сравнения в описании работы Герасима”.

Совет

Примерный ответ детей 2 группы: Сравнение –
изображение одного явления с помощью
сопоставления с другим. Примеры сравнений: “…как
рычаг опускались и поднимались продолговатые и
твердые мышцы его плечей”; Тургенев сравнивает
Герасима с молодым, здоровым быком, “которого
только что взяли с нивы, где сочная трава росла
ему по брюхо”; Герасим в городе чувствует себя
“как пойманный зверь”; Герасим “смахивал на
степенного гусака”; когда Герасим работал, то
“топор звенел как стекло, и летели во все стороны
осколки и поленья…”

3 группа: “Что такое гипербола?
Найдите в тексте примеры гипербол. Какие черты в
характере Герасима производят на вас наибольшее
впечатление?”

Примерный ответ детей 3 группы: Гипербола – это
сильное преувеличение. Описывая силу Герасима,
Тургенев употребляет гиперболы. Про кровать
писатель говорит: “сто пудов можно было положить
на нее – не погнулась бы”. Когда Герасим косил,
то мог “молодой березовый лесок смахивать с
корней долой”. Двух коров он стукнул друг об
дружку лбами так, “что хоть в полицию их потом не
води”. Герасим сильный, он любит трудиться,
аккуратный, всё всегда делает основательно.

4 группа: “Найдите в тексте описание
каморки Герасима. Представьте её себе в
реальности. Для чего, по-вашему, автор так
подробно описывает жилье героя?”

Примерный ответ детей 4 группы: Каморка
Герасима была маленькая и располагалась над
кухней. “…Он устроил ее себе сам, по своему
вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на
четырех чурбаках, истинно богатырскую кровать;
сто пудов можно было положить на нее – не
погнулась бы; под кроватью находился дюжий
сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого
свойства, а возле столика – стул на трех ножках,
да такой прочный и приземистый, что сам Герасим,
бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется.
Каморка запиралась на замок, напоминавший своим
видом калач, только черный; ключ от этого замка
Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не
любил, чтобы к нему ходили”. Тургенев так
подробно описывает каморку Герасима, чтобы с
помощью этого описания подробнее показать
характер героя: нелюдимый, сильный.

– Какое впечатление сложилось у вас о Герасиме?
Каким человеком он был? Герасим подобен русскому
былинному богатырю. Природа одарила его
красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но
забыла подарить ему речь и слух. Герасим любит
крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А
вот работа в огороде – с метлой и бочкой –
кажется ему нелепой, но он упорно выполняет
порученное дело. Во всём Герасим любит порядок,
аккуратность. Он один из тех, кто хорошо знал свое
место, место крепостного, готового “в точности”
исполнить приказания барыни. – Прочитав рассказ
до конца, мы увидим, что не все приказания барыни
исполнит Герасим. Однажды он уйдет от неё. Мог ли
Герасим вернуться в дом барыни после того, как
исполнит ее жестокое приказание? (Нет. Герасим не
смог простить барыню и вернуться в ее дом. Он
исполняет ее жестокое приказание, но не прощает
ее).

– Барыня, зная, как привязан Герасим к Муму,
отдает жестокий приказ, не задумываясь о том, как
себя будет чувствовать Герасим. Но ее и не
волновало это. Ведь он был для нее обычным
крепостным, а значит – она могла делать с ним и
его судьбой что угодно. – Вернемся к теме нашего
урока и попробуем ответить на вопрос: совместимы
ли понятия “личность” и “крепостное право”.
(Нет. Крепостное право – это зависимость, а
личность – это свобода. Герасим выбирает
свободу).

– Тургенев не просто так изображает Герасима
немым от рождения. В лице Герасима он
олицетворяет русский народ, бесправный
молчаливый народ в условиях крепостного права.
Но Герасим своим уходом доказывает, что и
молчаливый народ может протестовать и иметь свое
мнение.

– Представьте, что нам предстоит составить
“лестницу” и расположить на ней героев. На какую
ступень мы поставим барыню, а на какую Герасима?
(Герасима мы поставим на более высокую ступень,
чем барыню). – Скажите, какие выводы вы сделали для
себя? (В любой ситуации надо оставаться
человеком. Стремиться совершенствовать себя,
любить окружающих, помогать им).

– Подведение итогов урок

Источник: http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/konspekty_urokov_russkogo_jazyka/russkaja_literatura/integrirovannyj_urok_quot_psikhologizm_v_rasskaze_i_s_turgeneva_quot_mumu_quot_quot/6-1-0-3549

Муму, И. С. Тургенев

  • Рецензии (2)
  • Написать рецензию

Средний балл рецензентов: 2 Самая популярная Самая обсуждаемая Самая свежая 4 Великий русский писатель Иван Тургенев с детства видел все тяготы, несправедливость крепостного права. Крепостное право закрепляло за определенными лицами право власти над другими.

К сожалению, не обходилось и без злоупотребления этой властью. Крепостное право было отменено в 1861 году. Произведение “Муму” написано И. Тургеневым в 1852 году – за девять лет до отмены крепостного права. И отражает определенные проблемы этого явления на Руси. Дворник Герасим – “сложенный богатырем и глухонемой от рождения”.

Он переведен в дом барыни из деревне, где ему жить было проще. В деревне “он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле”. А в новом месте: “пойманный зверь”. Он привык к тяжелой физической работе, которую выполнял качественно. И в деревне и на новом месте – у барыни. Он работал за четверых. Но он был замкнутым, нелюдимым человеком.

Поскольку был немым. Ему было тяжело находить общий язык с людьми, которые его побаивались, но уважали. Но теплоты во взаимоотношениях с миром не было. И Герасим начинает испытывать чувство любви к прачке Татьяне, у которой тоже нелегкая судьба. Он начинает пытаться проявлять знаки внимания.

Но воля барыни заключалась в том, чтобы развести судьбы Герасима и Татьяны, выдав последнюю замуж за другого. Его чувства были уже надломлены. Возвращаясь, он спасает маленькую собачку из воды, которую, не умея говорить, назвал “Муму”.С этого момента Муму стала тем существом, о котором Герасим заботился, ухаживал.

Это было единственное существо с которым у него сложилась дружба, взаимопонимание. Но собака барыни не понравилась. Она решила распорядиться и судьбой собаки. Но что при этом должен чувствовать Герасим? Он тоже человек. Что сделает Герасим на вол барыни? О чем говорит его самый последний поступок в произведении? В этом произведении И.

Читайте также:  Сон татьяны лариной в романе "евгений онегин": текст эпизода

Тургенев четко показывает негативную сторону крепостного права,утверждая гуманистическую идею, что каждого человека нужно уважать, принимать независимо от его происхождения, особенностей развития (немота в данном случае), поскольку все люди одинаковы и равны на самом деле. Нужно также любить и беречь животных, природу, окружающий мир.

Да, нам, читателям, хотелось другого итога. Но в реальной жизни получается всяко. И такой финал заставляет еще ярче осознать все те мысли, идеалы, которые заложил в него Иван Тургенев. 2 Собачку жалко…Очень жалко…Я плачу…Снова…Впервые прочитала рассказ в далеком пятом классе. Это было первое произведение, которое заставило меня реветь.

Обратите внимание

Очень хорошо помню эти чувства. Тогда я думала, что не придется больше перечитывать “Муму”, но не тут-то было.Вот я уже сама взрослая тетенька и веду уроки у пятиклашек. Весь учебный год готовилась морально перечитать его. И вот. Безумно жаль Муму. Судьба даровала ей спасение от того, чтобы утонуть. Ее спас Герасим. Но именно он в конце концов ее и утопил.

Своими руками. Предал безгранично доверяющее ему, беззащитное живое существо.Жаль и Герасима. От природы он глухонемой, с любимой разлучили, необходимо лишить жизни единственного друга. Впервые его душа взбунтовалась против этой ужасной крепостнической системы, и он не выдержал. Ушел. “Почему он ее не взял с собой?” – с досадой спрашивают меня дети.

Его сознание было пропитано этой самой системой, он был ее раб, и мысль не подчиниться не могла возникнуть в его голове…Однако сейчас я понимаю, не сердцем, а головой, что есть за что пожалеть и барыню. Будучи писателем-реалистом, Тургенев сумел передать главное. Не бывает исключительно плохих и исключительно хороших людей.

Так, добродушный Герасим топит Муму, а барыня становится такой озлобленной из-за собственного одиночества, подкрепленного безграничной властью.

Это произведение нужно читать. Обязательно уговорите своих детей-пятиклассников его прочесть. Оно формирует любовь и бережное отношение ко всему живому.

Посмотреть все рецензии (2)

  • Отзывы (2)
  • Оставить свой отзыв

Посмотреть все отзывы (2)

  • Цитаты (2)
  • Добавить цитату

Самая популярная цитата Самая новая

  • 1 + «Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила.»
  • 1 + «Как все глухонемые, он очень был догадлив и очень хорошо понимал, когда над ним или над ней смеялись.»

Посмотреть все цитаты (2)

Книгу «Муму» И. С. Тургенев можно приобрести или скачать: в 1 магазине по цене 270 руб.

  • Объявления
  • Разместить объявление

Предложений от участников по этой книге пока нет. Хотите обменяться, взять почитать или подарить? Добавьте объявление первым!

  • Читали (143)
  • Хотят прочесть (3)

Посмотреть всеx прочитавших (143)

Здесь задаем вопросы, обсуждаем, оставляем пожелания, предложения и жалобы.

Творческая физика 5-9 Круковер В. И. Изд-во Учитель Волгоград Познавательные игры, Оригинальные…

Президент Украины Петр Порошенко своим указом N82/2019 ввел в действие решение о новых санкциях: на…

Автором апреля выбрана Маргарет Этвуд и пока до начала месяца есть еще несколько дней, вы можете…

0.65499997138977==(120)

– Персональные рекомендации; – Регулярные конкурсы и розыгрыши книг и других призов; – Своя онлайн библиотека; – Обмен мнениями и тематические сообщества; – Личные блоги о книгах и не только; – Рейтинги и тематические подборки; – Более миллиона книг в каталоге! зарегистрироваться на проекте

Источник: https://bookmix.ru/book.phtml?id=2399686

Пословицы к рассказу «Муму» (Тургенев)

***

«Муму» Ивана Тургенева относится к тем произведениям из школьной программы, которые запоминаешь на всю жизнь, даже если прочитаны они были всего лишь раз.

Несмотря на глубокую драматичность сюжетной линии, рассказ читается легко. Повествование начинается знакомством читателя с хозяйкой ветшающего московского дома — одинокой деспотичной старухой, окружённой многочисленной прислугой.

Дворовых людей в доме содержалось много. Особенно примечательным среди них был дворник — мужчина богатырского телосложения, глухонемой с рождения. Звали его Герасим. Родившись в деревне, Герасим, обладая «необычайной силой», красиво и споро выполнял любую крестьянскую работу.

В первое время городская жизнь, новые обязанности ничего кроме недоумения и скуки не вызывали в крепком крестьянине. Он, привыкший к деревенскому приволью и тяжёлому крестьянскому труду, считал работу дворника игрушечной забавой.  За некую отстранённость остальная дворня немного побаивалась Герасима, но отношения у него со всеми сложились ровные.

Так прошёл год. Однажды старая барыня, озабоченная «испорченной нравственностью» своего окончательно спившегося башмачника, решила женить его. «Барский двор хуже петли» (русская). Выбор хозяйки пал на тридцатилетнюю прачку Татьяну.

Затея барыни вызвала некое замешательство у дворецкого Гаврилы, так как все в доме знали, что глухонемой неравнодушен к прачке. Над дворником никто «не старался глумиться», признав его право покровительствовать прачке.

Дворецкий, не смея перечить барыне, объявил о её воле башмачнику и Татьяне — «Барская просьба — строгий приказ» (русская). Вся челядь принялась думать, как отвадить Герасима от прачки. Вспомнив, что тот на дух не переносит пьяных, они посоветовали девушке притвориться нетрезвой.

Не имея возможности слышать, Герасим, тем не менее, понимал, что затевается нечто нехорошее. Задумка челяди сработала — «придуманная» барыней свадьба состоялась.

Важно

Через год, провожая Татьяну в деревню, Герасим заметил барахтающегося в реке трёхнедельного щенка. Спасённого кутёнка он оставил у себя.

Вскоре Муму (так дворник назвал свою «находку») окрепла, превратилась в красивую, умную собаку. Герасим полюбил её без памяти.

Однажды собачку заметила старая барыня, но Муму не дала погладить себя. Наутро барыня огульно обвинила Муму в своей бессоннице, приказав лакею избавиться от собаки.

«Холоп в неволе у господина, а господин у прихотей своих» (русская). Пропажа верного друга сделали Герасима абсолютно безучастным ко всему. Дни и ночи дворник усердно искал Муму. Вскоре собачка прибежала к своему хозяину.

Герасим догадался, что Муму пропала не просто так.

Как ни старался Герасим скрывать любимицу, пёсик однажды выдал себя. Лай разбудил капризную старуху. Поутру своенравная хозяйка приказала убрать собаку. «Не куёт тебя, так плющит тебя» (русская).

Герасим объяснил дворовым, что сделает всё сам. Он отправился с Муму к реке. По дороге они зашли в трактир, где Герасим накормил любимицу щами. У реки он нашёл лодку, посадил туда Муму. Когда они отплыли далеко от берега, Герасим, обвязав собаку верёвкой с кирпичами, зажмурился и бросил Муму в воду…

Вернувшись с реки, Герасим наскоро собрался и пешком отправился в родную деревню. Переполох в доме, вызванный пропажей дворника, закончился словами барыни, что ей не нужен такой неблагодарный работник. Сильный, степенный Герасим так и остался в деревне. «Процветание выявляет пороки, а несчастье – достоинства» (английская), «Поддержка правды — честь, поддержка лжи — потеря чести» (арабская).

В произведении отчётливо прослеживается негативное отношение автора к крепостному праву — явлению, при котором люди полностью лишались не только личной свободы, но и, вследствие векового произвола своих «хозяев», способности иметь собственное мнение.

Именно поэтому на фоне привычно-терпеливого народного молчания самовольный уход главного героя от самодурствующей барыни воспринимается как героический поступок.

Совет

Природа лишила Герасима возможности говорить, нездоровая старуха, по блажи, по прихоти, лишила дома, возможности любить, верного друга, но чувство собственного достоинства не позволило ему стать бессловесным рабом. Он — человек!

.

Пословицы и поговорки про собак

Пословицы и поговорки со словом «немой»

.

***     Внимание! Авторский материал — копирование статьи запрещено

.

На этой странице: краткое содержание рассказа «Муму»; пословицы и поговорки, подходящие к рассказу.

.

Источник: http://www.poslovitza.ru/poslovizy-k-rasskazu-mumu.html

Сочинения по рассказу тургенева «муму»

Cочинение «Сочинения по рассказу И. Тургенева “Муму”»

Герасим — это мужик, который принадлежал старой барыне. Он жил в деревне, но потом его забрали в город. Выглядел он угрюмо: большой, здоровый, крепкий. Но у него был один очень большой недостаток: он был глухонемым. Герасим работал дворником и был очень трудолюбивым. Жил он в каморке, где сам же построил себе кровать, стол и стул.

В Москве ему понравилась только одна девушка, ее звали Татьяна. Она тоже работала во дворе прачкой. Но Татьяну вскоре выдали замуж за пьяницу Капитона. Этого захотела барыня, а не они. Герасим пережил большую трагедию. Спустя год он прогуливался вдоль реки и спас тонущую собачку. Она ему очень полюбилась, и он назвал ее Муму.

Муму жилось хорошо, но однажды ее увидела барыня. Для Муму это закончилось несчастьем. Герасиму пришлось утопить Муму. После этого Герасим ушел со двора барыни. Герасим ушел, потому что он больше не мог жить среди людей барыни без друзей.

Я считаю, что беды Герасима из-за того, что он был глухонемой и не мог полноценно жить среди людей.

Cочинение «Драматическая судьба Герасима в рассказе «Муму»»

Во многих повестях и рассказах И.С.

Тургенева воплотились лучшие черты его могучего таланта: превосходное знание жизни, глубокое проникновение в сущность действительности, умение распознать в сложных явлениях жизни наиболее характерные, типические черты и воспроизводить их в законченных, реалистических образах, прочное убеждение в том, что основу художественного произведения всегда составляет мысль, идея, воодушевляющая автора, дающая определенную оценку изображаемым явлениям действительности. Повесть «Муму» была написана Тургеневым в 1852 году. Рассказывая о драматической судьбе глухонемого богатыря Герасима, автор восставал против тех, кто отказывался признавать в крепостном человека, он протестовал против жестокой тирании помещиков. История одинокой жизни Герасима и его трогательной любви к Муму, которая скрасила его безрадостное существование, заканчивается волнующей картиной, когда Герасим своими собственными руками топит собаку в реке. Рабское смирение, выработанная веками привычка покоряться господской воле — вот что определяет поведение Герасима в этом эпизоде. И только пережитое душевное потрясение пробуждает в нем 304 литература скрытую искру протеста, толкает его на самовольный уход в деревню. Повесть «Муму» не только возбуждала чувство жалости к судьбе закрепощенного народа, но и заставляла, по словам А.И.Герцена, «дрожать от бешенства при изображении этого тяжелого, нечеловеческого страдания».

В основе содержания повести «Муму», как известно, лежала действительная история немого дворника Андрея, крепостного Варвары Петровны Тургеневой (матери писателя). И это не было случайно: Тургенев, как подлинный художник-реалист, всегда создавал свои произведения на материале реальной действительности, внимательное изучение которой он считал первой обязанностью писателя. Прав был Белинский, который еще в 1847 году так определил «призвание» Тургенева: «…Наблюдать действительные явления и передавать их, пропуская через фантазию; но не опираться только на фантазию».

Cочинение «Почему Герасим утопил Муму? (по рассказу И.С.Тургенева)»

Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева “Муму” меня очень поразил. Когда Герасим убил собачку, я не могла сдержать слез. А как же было тяжело ему самому! Ведь он вырастил Муму из маленького щенка. Это единственное существо, которое любило Герасима, да и он успел привязаться к собачонке.

Но Герасим был крепостным и вынужден выполнять все приказы и капризы свой госпожи. Я задаю себе вопрос: “Почему же Герасим не ушел в деревню с Муму?”. Он не посмел ослушаться барыни, но и не захотел жить в доме, где распоряжаются жестокие и бесчеловечные люди. А барыня опять нашла виноватых, чтобы выгородить себя.

Крепостное право унижало не только крестьян, но и губило и самих помещиков, приучало их к безнаказанности.

В рассказе Тургенева “Муму” мы видим барыню, которая думала только о себе, своем покое, а другие люди должны были ей угождать, выполняя любую ее прихоть. Против такого порядка вещей выступает писатель.

Он был честным человеком и не мог мириться с крепостным правом.

Обратите внимание

Cочинение «Изображение жестокости господ по отношению к крепостным людям в рассказе И. С. Тургенева «Муму»»

Иван Сергеевич Тургенев не только великий русский писатель, но и активный защитник слабых, униженных и обездоленных. Еще маленьким мальчиком он наблюдал жестокое и несправедливое обращение своей властной матери-помещицы с крепостными людьми, да и других примеров вокруг было предостаточно. Став взрослым и получив хорошее образование, И. С.

Читайте также:  Краткое содержание "олеся" куприна: пересказ сюжета, повесть в сокращении

Тургенев полностью посвятил себя литературе и на страницах своих произведений постарался максимально честно и открыто выразить свое отношение к крепостному праву.
Читая рассказ «Муму», мы знакомимся со многими людьми — героями описываемых событий.

Это и «славный мужик» Герасим,и робкая прачка Татьяна, и сообразительный дворецкий Гаврила, и опустившийся башмачник Капитон Климов, и многие другие.

Много горя и обид узнал в своей жизни каждый из них, но самое удивительное то, что судьбы всех этих людей полностью отданы в руки капризной, обидчивой, властной и глупой барыни, любое изменение настроения которой может стоить даже жизни крепостному.

Окруженная льстивыми и трусливыми приживалками, барыня никогда не задумывается о том, что у подневольного человека может быть гордость и достоинство. Обращаясь с крепостными, как с игрушками, она по своему разумению женит их, переселяет с места на место, казнит и милует.

Приспосабливаясь ко вздорному характеру барыни, челядь становится хитрой, изворотливой, лживой или же запуганной, трусливой, безответной. Самое страшное то, что никто и не пытается ничего изменить, потому что такое положение вещей — принятая всеми норма. И если жизнь крепостных сера и однообразна, то жизнь барыни — «нерадостна и ненастна».

Не было, нет и никогда не будет у нее друзей, любимых и даже по-настоящему близких, потому что и не нужны ей честность и откровенность, не знает она, что это такое.
Когда читаешь произведения, рассказывающие о жестокости крепостничества, кажется невероятным, что отменено оно было всего лишь каких-то 150 лет назад. И очень многое для этого сделали именно писатели, бесстрашно выступавшие против крепостного права.Такие,какИван Сергеевич Тургенев.

Cочинение «Краткая характеристика произведения “Муму”»

Важно

Жанр этого произведения — рассказ. Завязка. В Москву привезли из деревни глухонемого Герасима. Он стал дворником у барыни. Развитие действия. Самодурство барыни ломает судьбу Герасима. Сначала крестьянина срывают с земли, привозят в город, заставляют делать чуждую ему работу. Потом по прихоти барыни выдают Татьяну, полюбившуюся Герасиму, замуж за пьяницу Капитона.

В конце концов лишают Герасима единственного дорогого существа — Муму. Кульминация. Барыня приказала убрать собаку со двора. Развязка. Герасим исполнил приказ барыни, утопил в реке Муму и ушел обратно в деревню. Герасим до приезда в город жил в деревне, занимался нелегким крестьянским трудом. Эта работа не только кормила его, но и доставляла удовольствие.

Он, «будто сам, без помощи лошаденки», с легкостью пахал неподатливую землю и вообще напоминал богатыря. Смена образа жизни не радует. Тургенев с помощью образов природы объясняет, насколько тяжело для Герасима его новое положение.

То герой рассказа похож на быка, которого везут неизвестно куда, и он при всей своей мощи и силе не в силах изменить свою жизнь, то часами лежит во дворе барского дома лицом вниз, как пойманный зверь.

Понять характер Герасима помогает и описание интерьера его каморки: «истинно богатырская кровать» на четырех чурбанах, маленький, но очень прочный столик, трехногий стул — все было сделано им самим. Герасим улыбается, видя, что стул не теряет своей устойчивости даже после ударов о землю. Герой рассказа — крепостной крестьянин, собственность барыни.

Этот факт очень важен для его характеристики. Он обязан приносить своей хозяйке пользу и не докучать какими-то своими желаниями. Его внимание к Татьяне, прачке из многочисленной дворни, его хозяйке совсем не интересно. Герасим выделяет Татьяну из всего окружения, потому что сердцем умеет угадывать тех, кому может понадобиться его помощь и защита.

Любовь Герасима к несчастному спасенному щенку, найденному в день расставания с Татьяной, возникает сразу и надолго. Устроив свою находку, Герасим заснул каким-то очень светлым, счастливым сном. Муму отвечает Герасиму вниманием и любовью. Почему Герасим все-таки выполняет волю вздорной барыни? Он человек подневольный и, как всякий крепостной, должен беспрекословно выполнять барский приказ.

Он не может даже жениться по своему выбору. Выполнив приказ убить Муму, он лишился последнего, что ему было дорого. Герасим бунтует, уходит из города, от барыни, возвращается в родную деревню. Это волевой поступок смелого и решительного человека.

Совет

В образе Герасима воплощена мысль о том, что чувство собственного достоинства присуще человеку независимо от его происхождения, этот образ проникнут авторским сочувствием. Барыня — вздорная, своевольная, властная женщина. Капризы, смена настроения, самодурство руководят ее поступками.

Ради развлечения она решает затеять свадьбу Татьяны и Капитона, а увидев, что ничего из этой затеи не получилось, отсылает их с глаз долой. Интерес к Муму сменяется гневом и желанием избавиться от нее. Барыня считает себя вправе рас- поряжаться чужими судьбами. Любая отдельно взятая жизнь для нее ничего не значит. К счастью для Герасима, она расценила его уход только как неблагодарность и не стала разыскивать беглеца и учинять суд.

Наблюдая за судьбами героев рассказа, можно представить себе жизнь крепостных крестьян в России того времени. Тургенев показывает, что крепостное право уродует не только крестьян и дворовых, но и самих господ. Глухонемота Герасима не только его собственный изъян. Это знак невозможности выразить себя, быть услышанным.

Cочинение «Герасим и Муму»

Выдающийся реалист, мастер психологического анализа и пейзажной живописи Иван Сергеевич Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литературы. Его произведения имели яркую антикрепостническую направленность, в них он показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянства.

В рассказе “Муму” мы читаем о том, как крепостной крестьянин Герасим по приказу барыни убрать из ее двора собаку, утопил единственное близкое ему живое существо. Он подчинился воле помещицы-самодурши, но после этого не смог жить в доме барыни и сам.

Он целиком осознавал всю греховность своего поступка, ведь он нарушил одну из священных заповедей — “Не убий”. Никто не имеет права отнимать жизнь у другого живого существа, особенно если ты сильнее. Беззащитная Муму была предана глухонемому Герасиму, она единственная скрашивала его одинокую жизнь.

А все мы “…в ответе за тех, кого приручили” и совершенно неважно, человек это или животное.

Крепостное право делало помещиков жестокими. Их существование отравляла безнаказанность поступков.

Они обращались с крепостными как с быдлом, рабочей скотиной, и как будто даже не подозревали, что в любом человеке есть душа. И она способна страдать.

Обратите внимание

Герасим не вынес насилия над своей личностью и окончательно замкнулся в себе, самовольно покинув барский дом и вернувшись в деревню. Больше он никак не мог ответить на бессердечный приказ барыни.

Любому народному терпению приходит конец. И возмездие ждет любого, кто был несправедлив к людям. В рассказе “Муму” это только подразумевается, но мы, живущие столетием позже Тургенева знаем, как страшен бывает народный гнев, и в какие он выливается революции.

Cочинение «Образ и характеристика Герасима в рассказе Тургенева «Муму»»

Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева « Муму». Я бы даже сказала, что он единственный герой этого произведения. Глухонемой рослый богатырь не только внешне отличается от окружающих.

Хозяйственный и работящий, Герасим сохраняет в себе доброе, чуткое к чужой беде сердце, по-русски широкую деревенскую душу, невиданное для периода крепостного права чувство собственного достоинства. По словам Тургенева, «могучий, как дерево… на плодородной земле», он любил землю, хозяином которой не был.

Все, что ни делал этот «славный мужик», совершалось им просто и искренне, от всей души. Работать — так работать, любить — так любить.

Нежными и трогательными были чувства великана Герасима к Татьяне, которую по приказу барыни выдали замуж за пьяницу-башмачника.

После горького разочарования в любви глухонемой безоглядно привязался к найденной им собачке:«ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей». Но и эта безобидная привязанность была разрушена своенравной барыней. И все же горести и беды не сломили могучего богатыря.

Герасим оставил город, принесший ему столько горя, и вернулся в родную деревню — к земле, деревенскому быту, ко всему, что всегда было дорого его сердцу. И в этом его сила и его победа над превратностями судьбы крепостного крестьянина.

Источник: https://wordcreak.ru/chitalnyi-zal/uchebnyi-zal/sochinenija-po-raskazu-turgeneva-mumu.html

Тургенев Иван Сергеевич – цитаты, афоризмы, высказывания, фразы

Иван Сергеевич Тургенев – родился 9 ноября 1818 года в городе Орле, Российская империя. Русский писатель, поэт, переводчик, член-корреспондент Петербургской АН. Автор книг – «Записки охотника», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Провинциалка», «Муму», «Новь» и др. Умер 3 сентября 1883 года в Буживале под Парижем.

  • Добро по указу – не добро.

  • Горе сердцу, не любившему смолоду! 

  • Старая штука смерть, а каждому внове. 

  • Исключения только подтверждают правила.

  • Не ревнует тот, у кого нет хоть бы капли надежды. 

  • Музыка – это разум, воплощенный в прекрасных звуках. 

  • Нет ничего тягостнее сознания только что сделанной глупости.

  • Слово “завтра” придумано для людей нерешительных и для детей. 

  • Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!  

  • Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть. 

  • Когда переведутся донкихоты, пускай закроется книга Истории. В ней нечего будет читать.

  • Женщина не только способна понять самопожертвование: она сама умеет пожертвовать собой.

  • Древние греки недаром говорили, что последний и высший дар богов человеку – чувство меры.

  • Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

  • Настоящий человек, тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть.

  • Всякая молитва сводится на следующее: «Великий Боже, сделай, чтобы дважды два – не было четыре».

  • Человек без самолюбия ничтожен. Самолюбие – архимедов рычаг, которым землю с места можно сдвинуть. 

  • У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга. 

  • Наши недостатки растут на одной почве с нашими достоинствами, и трудно вырвать одни, пощадив другие. 

  • Жизнь – это красноватая искорка в мрачном и немом океане Вечности, это единственное мгновение, которое нам принадлежит.

  • О молодость! Молодость!.. Может быть, вся тайна твоей прелести состоит не в возможности все сделать, а в возможности думать, что все сделаешь. 

  • У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего, оно не помнит прошедшего, не думает о будущем, у него есть только настоящее, – и то не день, а мгновение. 

  • Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо – отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.  

  • Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые сами не живут и другим жить не дают. Женщины большей частью принадлежат к третьему разряду. 

  • Если бы с молодостью уходило одно хорошее – то остальные возрасты человеческой жизни показались бы до того невыносимы, что всякий индивидуум перерезывал бе себе горло на тридцать втором году. Много дрязг плавает в шумных волнах молодости и уплывает с ними; а все-таки лучше этих волн нет ничего. 

  • Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! 

  • Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит, но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя.

    Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни оставалась победа, ты по крайней мере испытаешь удовольствие от борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего: спорь не из желания победы, но ты можешь быть ему полезным.

    Спорь даже с глупцом! Ни славы ни выгоды ты не добудешь… Но отчего иногда не позабавиться!

Источник: http://aphorism-citation.ru/index/0-147

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector