Образ и характеристика николая алексеевича в рассказе “темные аллеи” бунина: описание в цитатах

84. Проза и.А. Бунина периода эмиграции (цикл «Темные аллеи» или «Жизнь Арсеньева» – анализ по выбору)

Сразу после
революции 1917 года Бунин создал ряд
публицистических статей, где выступил
против большевиков. В 1918 году он из
Москвы переехал в Одессу, а в начале
1920 года навсегда покинул Россию.

Бунины поселились
в Париже, где началась жизнь «на других
берегах» — в состоянии душевного упадка,
с горечью разрыва с родиной. Произведения
писателя публиковались в газетах
«Возрождение» и «Русь». Бунин возглавил
Союз русских писателей и журналистов.

В эмиграции
писатель создаёт рассказы преимущественно
о русской жизни, — исполненные глубокой
психологии и тонкой лирики, разрабатывает
жанр философской и психологической
новеллы («Тёмные аллеи»). Рассказы оп
объединил в сборники «Митина любовь»
(1925), «Солнечный удар» (1927), «Тень птицы»
(1931).

Проза Бунина
продолжает традиции И.С. Тургенева, И.А.
Гончарова и Л.Н. Толстого. Экономное и
действенное использование художественных
средств, наглядная образность и
психологическая проникновенность —
вот черты стиля Бунина.

Обратите внимание

Некоторые его
рассказы благодаря совершенству формы
принадлежат к лучшим произведениям
мировой новеллистики. К.Г. Паустовский
писал, что в языке Бунина слышно всё:
«…

от звенящей медью торжественности
до прозрачности льющейся родниковой
воды, от размеренной чеканности до
интонаций удивительной мягкости, от
лёгкого напева до медленных раскатов
грома».

Понимание мира и
своего места в нём Бунин выразил в
характерной записи, относящейся к тому
времени: «И идут дни за днями — и не
оставляет тайная боль неуклонной потери
их — неуклонной и бессмысленной, ибо
идут в бездействии, всё только в ожидании
действия и чего-то ещё…

И идут дни и
ночи, и эта боль, и все неопределённые
чувства и мысли и неопределённое сознание
себя и всего окружающего и есть моя
жизнь, не понимаемая мной». И далее: «Мы
живём тем, чем живём, лишь в той мере, в
какой постигаем цену того, чем живём.

Обычно эта цена очень мала: возвышается
она лишь в минуты восторга — восторга
счастья или несчастья, яркого сознания
приобретения или потери; ещё — в минуты
поэтического преображения прошлого в
памяти».

Таким «поэтическим преображением
прошлого в памяти» и предстаёт творчество
Бунина эмигрантского периода, в нём
писатель ищет спасения от беспредельного
чувства одиночества.

Мучительно переживая
случившееся с Россией и свою отторженность
от нее, он пытается найти объяснение и
успокоение в обращении к событиям
мировой истории, которые можно было бы
соотнести с российскими: гибель
могущественных древних цивилизаций,
царств («Город Царя Царей»).

И теперь,
вдали от России, мучительно думая о ней,
«люто», как он говорил, терзаясь, Бунин
обращается к памяти, особо выделяя ее
среди духовных ценностей: «Мы живем
всем тем, чем живем, лишь в той мере, в
какой постигаем цену того, чем живем.

Важно

Обычно эта цена очень мала: возвышается
она лишь в минуты восторга счастья или
несчастья, яркого сознания приобретения
или потери; еще – в минуты поэтического
преображения прошлого в памяти».

В его памяти
возникал образ России в ее давно прошедших
временах, недавнем прошлом и современности
.
Такое совмещение разновременных планов
было для него спасительным.

Оно позволило
Бунину, не принимая по-прежнему российскую
современность, найти то родное, светлое,
вечное, что давало ему надежду: березовый
лес на Орловщине, песни, которые поют
косцы («Косцы», 1921), Чехов («Пингвины»,
1929).

Память
позволила ему связать современную
Россию, где «настал конец, предел Божьему
прощению», с вневременными, вечными
ценностями.

Помимо вечной природы, такой
вечной ценностью для Бунина

оставалась любовь, которую он воспел в
рассказе «Солнечный удар» (1925), повести
«Митина любовь» (1925), книге рассказов
«Темные аллеи» (1943), любовь всегда
трагическая, «прекрасная» и обреченная.
Все эти темы – жизни, смерти, природы,
любви – к концу 20-х гг. легли в основу его
рассказов о России, какой она ему
помнилась и какая ему была кровно дорога.

В 1927 г. Бунин
начал писать роман «Жизнь Арсеньева»,

ставший еще одной художественной
автобиографией из жизни русского
дворянства наряду с такими классическими
произведениями, как «Семейная хроника»
и «Детские годы Багрова-внука» С.Аксакова,
«Детство», «Отрочество», «Юность»
Л.Толстого.

События детства, отрочества,
жизнь в деревне, учеба в гимназии (80-90-е
годы XIX в.) увидены в нем двойным зрением:
глазами гимназиста Алексея Арсеньева
и глазами Бунина, создававшего роман в
20-30-е гг. XX в.

Говоря о России, «погибшей
на наших глазах в такой волшебно краткий
срок», Бунин всем художественным строем
своего романа преодолевает мысль о
конце и смерти.

Такое преодоление – в
бунин-ских пейзажах, в той любви к России
и ее культуре, которая чувствуется в
каждом эпизоде и ситуации романа: даже
отца героя Бунин назвал Александром
Сергеевичем.

Ужас конца и смерти
преодолевается авторской лирической
исповедью, из которой становится ясно,
как происходило становление одного из
самых крупных писателей XX в. И, конечно,
победой над «концом» стала пятая,
последняя глава «Жизни Арсеньева»,
которая называется «Лика» и в которой
Бунин вспоминает, как еще в 1889 г., когда
он работал в «Орловском вестнике», его
«сразила, к великому несчастью, долгая
любовь». И любовь эта не была уничтожена
временем…

Сила любви,
преодолевающая мрак и хаос жизни, стала
основным содержанием книги «Темные
аллеи», написанной в годы второй мировой
войны.
Все
составившие ее 38 новелл – о любви, чаще
всего неразделенной и трагической.

Совет

Здесь отразилось бунинское понимание
любви: «Всякая любовь – великое счастье,
даже если она не разделена». В книгу
«Темные аллеи» входит и рассказ «Чистый
понедельник», который Бунин считал
лучшим из всего, что им было написано.

«Благодарю Бога, – говорил он, – что он
дал мне возможность написать «Чистый
понедельник».

За несложной
фабулой рассказа чувствуется присутствие
какой-то скрытой значительности. Ею
оказалась иносказательно, символически
выраженная мысль об историческом пути
России.

Поэтому столь загадочна героиня
рассказа, воплощающая не идею любви-страсти,
а тоску по нравственному идеалу, столь
значимо в ней сочетание восточного и
западного начал как отражение этого
сочетания в жизни России. Ее неожиданный,
на первый взгляд, уход в монастырь
символизирует тот «третий путь», который
избрал Бунин для России.

Он отдает
предпочтение пути смирения, обуздания
стихий и видит в этом возможность выйти
за пределы западной и восточной
обреченности, пути великих страданий,
в которых Россия искупит свой грех и
выйдет на свой путь.

Цикл рассказов
под названием «Темные аллеи» посвящен
извечной теме любого вида искусства –
любви.
О
«Темных аллеях» говорят, как о своеобразной
энциклопедии любви, которая вместила
в себя самые различные и невероятные
истории об этом великом и зачастую
противоречивом чувстве.

И рассказы, которые
вошли в сборник Бунина, потрясают своими
разнообразными сюжетами и необычайным
слогом, именно они – главные помощники
Бунина, желающего изобразить любовь на
пике чувств, любовь трагическую, но от
этого – и совершенную.

Особенность
цикла «Темные аллеи»

Само словосочетание,
что послужило названием для сборника,
было взято писателем из стихотворения
«Обыкновенная повесть» Н. Огарёва,
которое посвящено первой любви, у которой
так и не случилось ожидаемого продолжения.

В самом же сборнике
есть рассказ с таким названием, но это
не говорит о том, что этот рассказ –
основной, нет, это выражение – олицетворение
настроения всех рассказов и повестей,
общий неуловимый смысл, прозрачная,
почти невидимая ниточка, связывающая
рассказы между собой.

Особенностью
цикла рассказов «Темные аллеи» можно
назвать моменты, когда любовь двух
героев по каким-то причинам не может
больше продолжаться
.
Зачастую палачом пылких чувств героев
Бунина становится смерть, порой
непредвиденные обстоятельства или
несчастья, но самое главное – любви
никогда не дано осуществиться.

В этом и состоит
ключевая концепция представления Бунина
о земной любви между двумя. Он желает
показывать любовь на пике ее расцвета,
он желает подчеркнуть ее настоящее
богатство и наивысшую ценность, то, что
ей нет надобности превращаться в
жизненные обстоятельства, как свадьба,
брак, совместная жизнь…

Женские образы
«Темных аллей»

Обратите внимание

Особое внимание
стоит уделить необычным женским
портретам, которыми так богаты «Темные
аллеи». Иван Алексеевич выписывает
образы женщин с таким изяществом и
оригинальностью, что женский портрет
каждого рассказа становится незабываемым
и по-настоящему интригующим.

Мастерство Бунина
состоит в нескольких точных выражениях
и метафор, которые мгновенно рисуют в
сознании читателя описываемую автором
картину с множеством цветов, оттенков
и нюансов.

Рассказы «Руся»,
«Антигона», «Галя Ганская»

являются образцовым примером различных,
но ярких образов русской женщины.
Девушки, истории которых созданы
талантливым Буниным, отчасти напоминают
те истории любви, которые они переживают.

Можно сказать, что
ключевое внимание писателя направлено
именно на два этих элемента цикла
рассказов: женщины и любовь. И истории
любви такие же насыщенные, неповторимые,
порой – роковые и своевольные, порой –
до такой степени оригинальные и
невероятные, что в них тяжело поверить.

Мужские образы
в «Темных аллеях
»
слабовольные и неискренние, и это тоже
обуславливает роковое течение всех
историй о любви.

Особенность
любви в «Темных аллеях»

Рассказы «Темных
аллей» раскрывают не только тему любви,
они раскрывают глубины человеческой
личности и души, и само понятие «любви»
представляется, как основа этой непростой
и не всегда счастливой жизни.

И любовь не
обязательно должна быть взаимной, чтобы
приносить незабываемые впечатления,
любовь не обязательно должна превращаться
во что-то вечное и неустанно продолжающееся,
чтобы радовать и делать человека
счастливым.

Бунин проницательно
и тонко показывает лишь «мгновения»
любви, ради которых и стоит переживать
все остальное, ради которых стоит жить.

Рассказ «Чистый
понедельник»

Рассказ «Чистый
понедельник» – это загадочная, и не до
конца понятная история любви. Бунин
описывает пару молодых влюбленных,
которые, казалось бы, внешне идеально
подходят друг другу, но загвоздка состоит
в том, что их внутренние миры не имеют
ничего общего.

Образ молодого
человека прост и логичен, а образ его
возлюбленной – недосягаемый и сложный,
поражающий ее избранника своей
противоречивостью. Однажды она говорит
о том, что хотела бы уйти в монастырь, и
у героя это вызывает полное недоумение
и непонимание.

Важно

И конец этой любви
так же сложен и непонятен, как сама
героиня. После близости с молодым
человеком она молча покидает его, затем
– просит его ни о чем не спрашивать, а
вскоре он узнает, что она ушла в монастырь.

Решение она приняла
в Чистый понедельник, когда произошла
близость между возлюбленными, и символ
этого праздника – символ ее чистоты и
мук, от которых она хочет избавиться.

Рассказ «Темные
аллеи»
дал
название всему одноименному сборнику
И. А. Бунина. Написан он был в 1938 году.
Все новеллы цикла связывает одна тема
– любовь. Трагичность и даже катастрофичность
природы любви открывает автор. Любовь
– дар. Она неподвластна человеку.

Читайте также:  История создания рассказа "человек на часах" лескова: прототипы героев

Казалось бы банальная история о встрече
пожилых людей в молодую пору горячо
любивших друг друга. Простой сюжет
рассказа – богатый молодой красавец-помещик
обольщает, а затем бросает горничную.
Но именно Бунину удается поведать с
помощью этого незамысловатого
художественного хода о простых вещах
волнующе и впечатляюще.

Короткое
произведение – мгновенная вспышка памяти
об ушедшей молодости и любви.

Всего лишь три
композиционные части рассказа:

-стоянка на постоялом
дворе убеленного сединами военного,

-внезапная встреча
с бывшей возлюбленной,

-размышления
военного в пути спустя несколько минут
после встречи.

Картины унылой
повседневности и обыденности предстают
в начале рассказа. Но вот в хозяйке
постоялого двора Николай Алексеевич
узнает красавицу горничную Надежду,
которую тридцать лет назад он предал:
«он быстро выпрямился, раскрыл глаза и
покраснел». С тех пор прошла целая жизнь,
и у каждого своя. И оказывается, что оба
главных героя одиноки.

Николай Алексеевич
имеет социальный вес и устроенность,
но несчастен: жена «изменила, бросила
меня еще оскорбительней, чем я тебя», а
сын вырос негодяем «без сердца, без
чести, без совести». Надежда из бывшей
крепостной превратилась во владелицу
«частной горницы» при почтовой станции
«ума палата.

И все, говорят, богатеет,
крута…», но так и не вышла замуж.

И все же, если герой
устал от жизни, то по-прежнему красива
и легка, полна жизненных сил его бывшая
возлюбленная. Он отказался когда-то от
любви и всю оставшуюся жизнь провел без
нее, а значит и без счастья.

Надежда же
весь свой век любит его одного, кому
отдала «свою красоту, свою горячку»,
кого когда-то «Николенькой звала».
По-прежнему любовь живет в ее сердце,
но она не прощает Николай Алексеевича.

Хотя и не опускается до обвинений и
слез.

Анализ рассказа
«Легкое дыхание»

Тема любви занимает
в творчестве писателя одно из ведущих
мест. В зрелой прозе заметны тенденции
осмысления вечных категорий бытия –
смерти, любви, счастья, природы. Часто
он описывает «мгновения любви», которые
имеют фатальный характер, трагическую
окраску. Большое внимание он уделяет
женским характерам, таинственным и
непостижимым.

Совет

Начало романа
«Легкое дыхание» создает ощущение
грусти и печали. Автор заранее готовит
читателя к тому, что на следующих
страницах будет разворачиваться трагедия
человеческой жизни.

Главная героиня
романа Ольга
Мещерская
,
девушка гимназистка, очень сильно
выделяется среди своих одноклассниц
веселым нравом и явной любовью к жизни,
она совершенно не боится чужих мнений,
и открыто бросает вызов обществу.

В последнюю зиму
в жизни девушки произошло много перемен.
В это время Ольга Мещерская была в полном
расцвете своей красоты. Про нее ходили
слухи, что она не может жить без
поклонников, но в тоже время очень
жестоко с ними обращается. В свою
последнюю зиму Оля полностью отдалась
радостям жизни, она бывала на балах и
каждый вечер ходила на каток.

Оля стремилась
выглядеть всегда хорошо, она носила
дорогие туфельки, дорогие гребешки,
возможно, она бы и одевалась по последней
моде, если бы все гимназистки не носили
форму. Директриса гимназии сделала
Ольге замечание по поводу внешнего
вида, что такие украшения и обувь пристало
носить взрослой женщине, а не простой
ученице.

На что Мещерская открыто
заявила, что она имеет право одеваться
как женщина, ведь она ею и является, и
виноват в этом никто иной, как брат самой
директрисы Алексей Михайлович Малютин.
Ответ Ольги можно в полной мере расценивать
как вызов обществу того времени.

Молодая
девушка без тени скромности надевает
вещи не по возрасту, ведет себя как
зрелая женщина и при этом открыто
аргументирует свое поведение довольно
интимными вещами.

Превращение Ольги
в женщину произошло летом на даче. Когда
родителей не было дома, в гости к ним на
дачу приехал Алексей Михайлович Малютин,
друг их семьи.

Не смотря на то что он не
застал отца Оли, Малютин все же остался
в гостях, объясняя это тем что хочет,
чтобы как следует просохло после дождя.
В отношении Оли Алексей Михайлович вел
себя как кавалер, хотя разница в их
возрасте была огромной, ему было 56, ей
– 15.

Обратите внимание

Малютин признавался Оле в любви,
говорил всевозможные комплименты. Во
время чаепития Ольга почувствовала
себя плохо и прилегла на тахту, Алексей
Михайлович начал целовать ей ручки,
рассказывать о том, как он влюблен, а
после поцеловал в губы.

Ну и далее
произошло то, что произошло. Можно
сказать, что со стороны Ольги это был
не более чем интерес к тайне, стремление
стать взрослой.

После этого была
трагедия. Малютин застрелил Ольгу на
вокзале и объяснил это тем, что был в
состоянии аффекта, ведь она показала
ему свой дневник, в котором было описано
все произошедшее, а после и Ольгино
отношение к ситуации. Она писала, что
испытывает отвращение к своему ухажеру.

Столь жестоко
Малютин поступил потому, что было задето
его самолюбие. Он был уже далеко не
молодым офицером, да еще и холостым, ему
естественно было приятно тешить себя
тем, что юная девушка выразила к нему
свою симпатию.

Но когда он узнал что она
не испытывает к нему ничего кроме
отвращения, было как гром среди ясного
неба. Он сам обычно отталкивал женщин,
а тут оттолкнули его. Общество было на
стороне Малютина, он оправдал себя тем,
что якобы Ольга сама его соблазнила,
обещала стать его женой, а после бросила
его.

Так как у Оли была репутации
сердцеедки, никто не усомнился в его
словах.

Заканчивается
рассказ тем, что классная дама Ольги
Мещерской, мечтательная дама, живущая
в своем выдуманном идеальном мире,
приходит на могилу Оли каждый праздник
и по нескольку часов молча наблюдает
за ней. Для дамы Оля идеал женственности
и красоты.

Здесь «легкое
дыхание» – это легкое отношение к жизни,
чувственность и импульсивность, которые
были присущи Оле Мещерской.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5842019/page:4/

Тема любви в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи»

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Сборник рассказов «Темные аллеи», созданный в годы второй мировой войны в эмиграции, Бунин считал самым лучшим, что написал в жизни.

Чистым родником душевного подъема был он для писателя в это непростое время. Тема любви объединяет все новеллы цикла. Часто это чувство трагично. Оно не приносит ни «счастья», ни «несчастья». Но катастрофичность — в самой природе любви, по мысли И. А. Бунина.

Что такое неразделенная любовь? Можно ли задержать, продлить, вернуть ее?

Автор не дает ответа на такие вопросы. Любовь — неподвластное разуму чувство, ее нельзя поймать, остановить. Это дар, недоступный анализу.

Важно

Рассказ «Темные аллеи», давший название сборнику, был написан, по признанию самого Бунина, «очень легко, неожиданно».

Писатель вспоминает: «Перечитывал стихи Огарева и остановился на известном стихотворении:

Была чудесная пора
Они на берегу сидели,
Во цвете лет была она,
Его усы едва чернели…
Кругом шиповник алый цвел,

Стояла темных лип аллея…»

Так возникает образ «темный аллей», его первоначальное значение. Впоследствии приходит мысль о «темных аллеях» человеческой души, ее непостижимости.

Actionteaser.ru – тизерная реклама

История отношений Надежды и Николая Алексеевича, героев рассказа «Темные аллеи», проста, как сама жизнь. Через тридцать лет встретились люди, когда-то очень любившие друг друга.

Она — хозяйка «частной горницы» при почтовой станции, он — «стройный старик-военный», остановившийся в осеннее ненастье отдохнуть и пообедать. Владелицей теплой и опрятной горницы оказалась Надежда, «красивая не по возрасту женщина», темноволосая, «с темным пушком на верхней губе».

Она узнала бывшего возлюбленного сразу, сказала, что замуж не выходила, потому что любила всю жизнь его, несмотря на то что «бессердечно» он ее бросил. Простить же так и не смогла.

Николай Алексеевич женился, как ему казалось, по любви, но счастлив не был: оставила жена, изменив тому, который ее «без памяти любил», сын вырос «негодяем» и «мотом».

Совет

Вот, кажется, и вся история, в которой поправить ничего нельзя. Да и надо ли что-то менять? Есть ли в этом смысл? На такие вопросы Бунин не дает ответов. Мы же не знаем, что было в прежней жизни наших героев.

Однако думается, что легким флиртом казались тогда Николаю Алексеевичу отношения с крепостной красавицей Надеждой.

Он и теперь недоумевает: «Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?»

У Надежды же ничего не осталось в жизни, кроме воспоминаний о первой любви, хотя она крепко живет, «деньги в рост дает». Ее уважают за справедливость, за прямоту, за ум. Бывшая крепостная осталась нравственно цельной, заставила уважать себя.

Николай Алексеевич уехал, не справившись с нахлынувшими чувствами, вспоминая волшебные стихи, которые когда-то читал любимой: «Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…»

Значит, след в душе остался достаточно глубокий, не отступали воспоминания. Да и кому не лестно быть единственным в жизни? Заноза в сердце засела крепко, теперь уже навсегда. А как же иначе? Ведь выяснилось, что больше любви и не случилось. Шанс дается только один раз.

Им нужно было воспользоваться, пережив, возможно, разрыв с родными, непонимание и осуждение друзей, а может, и отказавшись от карьеры. Все это по плечу настоящему Мужчине, способному любить и защищать свою Женщину.

Для такого нет сословных различий, он не принимает закон общества как обязательный, а бросает ему вызов.

Обратите внимание

Но наш герой не может ни понять, ни оценить своих поступков, поэтому покаяния не происходит. Зато любовь живет в сердце Надежды, которая не опускается до упреков, жалоб, угроз. Она полна человеческого достоинства и благодарна судьбе, подарившей ей на закате дней встречу с тем, которого она когда-то «Николенькой звала», которому отдала «свою красоту, свою горячку».

Истинная любовь ничего не требует взамен, ничего не просит. «Любовь прекрасна», ибо только любовью можно ответить на любовь…

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/tema-lyubvi-v-rasskaze-i-a-bunina-temnye-allei/

Сочинение на тему любви по рассказу Бунина “Тёмные аллеи”, – Сочинения по литературе

Читайте также:
Сочинение Бунин Одиночество

ТЕМА ЛЮБВИ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ»

Рассказ «Темные аллеи», написанный в 1938 году в предвоенной Франции, возвращает нас в Россию начала ХХ века, в то время, о котором у Бунина остались только печальные воспоминания. Но при этом писатель рассказывает историю, которая могла бы произойти в любое время и в любой стране. Ведь люди продолжают влюбляться и уходить от возлюбленных, ссылаясь на то, что так сложилась жизнь.

Читайте также:  Лирическое отступление "русь! русь! вижу тебя..." из поэмы "мертвые души", глава xi (текст эпизода, фрагмент, отрывок)

Герой рассказа, еще будучи молодым помещиком, соблазнил красивую крестьянскую девушку Надежду, а затем бросил ее, считая этот роман обычным приключением. Прошли годы. Николай Алексеевич служил, женился, растил сына. И вот спустя годы он оказался проездом в тех местах, где прошла его молодость. В хозяйке заезжей избы герой внезапно узнает Надежду. Так встречаются через тридцать лет еще бравый военный и властная, сдержанная женщина, умеющая и копейку добыть, и постоять за себя. Она тоже постарела, но еще отчасти сохранила прежнюю красоту и стать. Герои вспоминают молодость, давно улетевшее юное счастье. Оказывается, Надежда пронесла любовь к Николаю Алексеевичу через всю жизнь. Она не вышла замуж, потому что так и не смогла забыть своего Николеньку. И до сих пор она не простила ему давнего предательства: «Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не бывало. Оттого-то и простить мне вас нельзя». Ведь было не только взаимное влечение юных горячих тел, было и душевное притяжение — и стихи о «темных аллеях», и восторг, и нежность. Оказывается, помнит об этом и Николай Алексеевич. В свое оправдание он признается, что тоже с той поры никогда не был счастлив: «Извини, что, может быть, задеваю твое самолюбие, но скажу откровенно — жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительнее, чем я тебя. Сына обожал, — пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести… Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни».

Рассказ пронизан сожалением об утраченном счастье. Получается, герой рассказа дважды любил, дважды познал короткие мгновения счастья, но остался ни с чем. Надежда — однолюб, ей выпало нести через всю жизнь свою поруганную любовь. Кто же виноват в том, что их счастье разбилось? Бунин говорит нам о том, что всякий человек навсегда закован в цепи тоски, пошлости, обыденной жизни. Для блестящего барина Николая Алексеевича это разница в социальном положении, честолюбивые мечты. Ведь останься он с Надеждой, пришлось бы распрощаться с блестящей военной карьерой: «Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» Даже сейчас, в нынешнем одиночестве, подобная ситуация кажется ему невозможной, недопустимой. И Николай Алексеевич уже стыдится своего порыва: «Со стыдом вспоминал он свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда». Герой не способен пожертвовать ради любимой женщины ни положением в обществе, ни карьерой. Поэтому любовь ушла, оставив на всю жизнь не только память о настоящем счастье, но горечь вины и сожаление об утрате.

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-lyubvi-po-rasskazu-bunina-tyomnye-allei/

Мастерство Бунина в рассказе «Темные аллеи» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Писательская индивидуальность В.Бунина отмечена в огромной степени таким мироощущением, в котором острое, ежечасное «чувство смерти», постоянной памяти о ней соединяется с сильнейшей жаждой жизни. Писатель мог бы и не признаваться в том, о чем он сказал В автобиографической заметке: «Книга моей жизни» (1921 г.

), потому что об этом говорит само его творчество: «Постоянное сознание или ощущение этого ужаса / смерти / преследует меня чуть не с младенчества, под этим роковым знаком я живу весь век. Хорошо знаю, что такой знак есть участь общая. Но мне кажется, что я всегда чувствовал и чувствую его гораздо сильнее, чек многие другие».

Оттого, что Бунин так ощущал ужас смерти, небытия, у него острее, чем у других, выражена жажда жизни, удивление перед ней, умение воспринять красоту и полноту бытия. В той же «Книге моей жизни» он писал: «Полагают, что лишь человек давится своему собственному существованию и что В этом его главное отличие от прочих темных существ, которые еще в раю, в неведении, в недумании о себе.

Если так, отличие немалое. Надо только прибавить, что люди отличаются друг от друга степенью, мерой этого удивления».

Обостренная память смертная и столь же острое удивление перед своим существованием обусловили особенности бунинского изображения личности И авторской ее оценки: писатель стремится измерить ценность личности всеобъемлющими, общими, пусть даже абстрактными категориями. Среда них для Бунина важнейшая — это «жажда жить», предельная, творческая полнота жизни, созвучное миру чувство целостности бытия. Такое целостное восприятие бытия возникает у человека под влиянием любви, поэтому у Бунина, начавшего СВОЙ путь прозаика с произведений; отчетливо социальной тематики, интерес к социальному очень скоро отходит, освобождая для познания бытийных основ. Поиски таких основ, дающих целостную картину мира, приводят уже раннего Бунина к теме любви, которая становится основной темой всего его творчества.

Цикл «Темные аллеи» — это по преимуществу рассказы-воспоминания о бывшей, прошедшей любви.
Настрой циклу дает стихотворение Н. П. Огарева «Обыкновенная повесть», на которое не очень точно ссылается Бунин в первой одноименной с циклом новелле. Но у Огарева все заканчивается печальными строками о свидании молодых людей:

… Осталось для людей закрыто.
Что было там говорено

И сколько было позабыто.

Бунин, напротив, пишет о незабвенном, что проложило глубокий след в человеческой душе. Нередко запечатлен самый момент воспоминания, грустного прикосновения к давно отшумевшей радости.

Ее дает любовь, а сохраняет на всю жизнь особенная, чувственная память, заставляющая с годами по-иному воспринять многое из того, что «осталось позади».

Эта грань духовного бытия личности глубоко волнует писателя.

Важно

В бунинских рассказах удивительное разнообразие, по существу, одного и того же явления любви. В рассказе «Темные аллеи» Надежда тридцать лет, «сколько ни проходило времени, все одним жила»: для нее «все проходит, да не все, забывается».

А ее былой возлюбленный Николай Алексеевич случайно, нежданно вспоминает «самое дорогое, что имел в жизни» и потерял. И успокаивается тоже быстро. Тем не менее «заноза» из его сердца все равно не исчезнет.

Как скажет доктор из рассказа «Речной трактир»: «…ведь ото всего остаются в душе жестокие следы, то есть воспоминания, которые особенно жестоки, мучительны, если вспоминается что-нибудь счастливое…».
……………………………………..

Первый рассказ цикла, как уже отмечалось, должен был вызвать в памяти стихотворение Огарева. Анализ рассказа поможет понять, чем вызвана неточная ссылка Бунина на Огарева.

Сюжетная основа рассказа банальна до приторности. Только гений Бунина, проникающего в метафизические глубины, спасает сюжет от опасности превращения в еще одну пошлую мелодраму о соблазненной и покинутой барином крестьянке.
В рассказе сопоставляются две душевные способности любить: героя и героини.

Следуя за бунинской композицией, рассмотрим сначала героя.

Он появляется на фоне холодного осеннего ненастья, на одной из больших тульских дорог, «залитой дождями». Везет его мужик, похожий на разбойника, на тройке «довольно простых лошадей» с очень предусмотрительно подвязанными хвостами.

Образ героя резко контрастен этому фону.

Это «стройный старик военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединились с бакенбардами, подбородок у него был пробрит и вся наружность имела сходство с Александром II, которое столь распространено было в пору его царствования среди военных; взгляд был вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый».

Перед нами — прилежный подражатель, раб модных представлений, который стремится выглядеть, как это трактовала светская мода. Он еще до сих пор франтоват и соблюдает моду, но тройка его довольно проста и вид кучера не самый презентабельный для такого важного господина, коим он себя представляет.

Очевидно и то, что мотает жизнь этого человека по большим дорогам, и он, как ни старается держаться молодцевато, устал. Бунин еще раз подчеркнет эту усталость, когда введет своего героя в светлую горницу и тот «с усталым видом» поправит рукой прическу.

Совет

Этот жест также подчеркнет в герое человека, привыкшего выглядеть. Но не быть. Это очень важно.
Потом мы увидим всплеск его чувств, когда он узнал назвавшую его бывшую свою возлюбленную, всплеск такой силы, что пройдут на миг накопившаяся за жизнь усталость и светская притворная рассеянность: “Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице».

Пробудившиеся в нем чувства, несомненно, искренни. Он, важный светский человек, краснеет через седину, краснеет до слез, ему трудно говорить, ибо в нем заговорила совесть. Он пытается себя утешить, отыскивая утешающее и себя, и Надежду объяснение их несложившейся любви.

Однако в душе его все порабощено ходячими стереотипами, поэтому на подлинный всплеск чувств душа его смогла породить и оформить в словах лишь пошлое успокоение:”Все проходит, мой друг, — забормотал он. – Любовь, молодость, — все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит».

И дальше он процитировал из книги Иова о протекшей воде: «Как о воде протекшей будешь вспоминать».

А она – она ему скажет, что существует в жизни вечное, но не всем оно дано и подтвердит свои слова тоже ссылками на высшую, Божественную мудрость: «Что кому Бог дает, Николай Алексеевич.

Молодость у всех проходит, а любовь – другое дело».

Ей не нужно подкреплять, как ему, истинность своих суждений цитатами из Священного Писания – ее душа живет подлинным и знает безо всяких цитат, что в этом мире Божье, а что – нет.

Она с грустью вспоминает стихи о темных аллеях, которые тогда он читал. Стихи были подлинным, и это ее обмануло, заставило поверить ему, что он тоже тот, кому Бог дал способность вечно любить.

Только поэтому она, наделенная сполна этим даром Божьим, и окликнула его, узнав, кстати, мгновенно, несмотря на изменившие его годы. Она хотела от него услышать…, вряд ли она знала, что она хотела услышать.

Обратите внимание

Она любила и хотела того, чего хочет каждый любящий – побыть с тем, кого любишь, прикоснуться к его живой душе, но прикоснулась к мертвецу, и приговор ее беспощадно точен: «Ну да что вспоминать, мертвых с погоста не носят».

Мертвец же, когда ему об этом сказали, вдруг, прикоснувшись к ее живой душе, понял, как в глупых претензиях выглядеть, а не быть, загажено оказалось в его жизни все личное, все то, где человек может быть открыт душой.
Пронзительно жалка исповедь-жалоба этого мертвеца на свою неудавшуюся жизнь: жена, которую, как говорит, любил без памяти, изменила и оскорбительно бросила, сына обожал, а тот вырос негодяем.

Обратим внимание, что герой сравнивает, кого из них оскорбительней бросили: он – Надежду, или его жена, т.е. и здесь он раб предрассудков. Раб светского мнения.

Его боль, осознание им своей бесполезной жизни заставляют Надежду, умеющую любить, а значит, и сострадать, поцеловать его руку. Он уезжает и вспоминает о своей любви (увлечении?), думает с пылом восторженного юноши, что «она дала ему лучшие дни его жизни»… и при этом стыдится, раб светских предрассудков, что поцеловал ей руку.

Автор начинает рассказ описанием дороги и завершает его изображением вновь едущего героя, который пеняет сам на себя. Герой представляет, как могла бы повернуться его жизнь, если бы он не был рабом предрассудков и общественного мнения.

Однако очень скоро эти укоры себе завершаются возвращением к порабощенному предрассудками мышлению: «Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой гостиницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?»

Читайте также:  Описание картины "утро на куликовом поле" бубнова: материалы для сочинения

Источник: http://resoch.ru/masterstvo-bunina-v-rasskaze-temnye-allei/

Тема любви в рассказе Бунина «Тёмные аллеи»

Иван Алексеевич Бунин был человеком одновременно и счастливой и трагичной судьбы. Достигнув неимоверных высот в литературном искусстве, он был первым русским писателем, удостоившимся Нобелевской премии.

Хотя Бунин был признан одним из выдающихся мастеров слова, однако в течение 30 лет прожил заграницей, тоскуя по родине и все равно находясь в тесной духовной близости с ней.

Благодаря этим переживаниям в Нью-Йорке в 1943 году был создан величайший сборник рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи» в урезанной форме, а в 1946 году в Париже состоялось второе издание этого цикла.

Издание состояло из 38 рассказов.

Сборник рассказов носит аналогичное название одного из его рассказов. Герой рассказа, молодой помещик, соблазняет крестьянку по имени Надежда, затем жизнь его идет своим чередом.

Важно

Спустя много лет, ставши уже военным высоких чинов, он проездом бывает в этих местах. В хозяйке избы, в которую заехал, он узнает ту самую Надежду.

Надежда, как и он, теперь постаревшая, однако по-прежнему красивая.

Встреча прежде влюбленных героев составляет сюжетную основу произведения. Тонко передавая переживания героев, автор предстает величайшим знатоком души человека. Их краткий диалог содержит много эмоциональной информации.

В рассказе мы видим интересное различие поведения героев. Военному Николаю Алексеевичу уже лет шестьдесят, но он краснеет подобно юноше, провинившемся перед ней. А Надежда, напротив, мрачна и спокойна, слова ее отдают горечью: «Все проходит, да не все забывается».

Как потом выясняется, старик был наказан жизнью, он не был счастлив, бросив молодую крестьянку. И, что интересно, женщина по-прежнему любит своего барина. А он ей не верит, ведь сам не любит и едва ли любил. Но, так или иначе, при воспоминании о молодости героем владеет чувственная память.

Сохранив свою любовь на всю жизнь, героиня так и не вышла замуж, не простила его, и также осталась несчастной. Но она отомщена: жена Николая Алексеевича, который любил ее без памяти, изменила ему и бросила.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Любовь в рассказе «Темные аллеи» не завершается счастливым браком, не переходит в семью. Любовь героев Бунина молниеносная, мгновенна, но искренняя. И, несмотря на непродолжительность, чувства, испытанные героями, остаются вечными в памяти, так как мимолетна сама жизнь. И поэтому старик с горечью произносит: «Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни».

Все творчество И.А. Бунина пронизано темой любви. В своих рассказах он соотносит явления внешней жизни с внутренними душевными переживаниями и проникает в тайны души человека.

Источник: http://sochinyalka.ru/2015/02/tema-lubvi-v-rasskaze-bunina-temnye-allei.html

Сочинение «Рассказ И. А. Бунина «Темные аллеи» (восприятие, истолкование, оценка)»

С чего начать разговор о «Темных аллеях» Бунина? Может быть, стоит воспользоваться тем, с чего, судя по воспоминаниям Бунина, начал сам автор: «Перечитывал стихи Огарева и остановился на известном стихотворении:Была чудесная весна,Они на берегу сидели,Во цвете лет была она,Его усы едва чернели…Кругом шиповник алый цвел,Стояла темных лип аллея…Потом почему-то представилось то, чем начинается мой рассказ — осень, ненастье, большая дорога, тарантас, в нем старый военный… остальное как-то само собой сложилось, выдумалось очень легко, неожиданно».Картинке, созданной воображением благодаря стихотворению Огарева, очень точно соответствует первое впечатление, возникающее после чтения бунинского рассказа. Все краски и образы этого впечатления у меня почему-то легко укладываются в короткое, но емкое и навевающее тоску слово «было».

Ведь, к сожалению, в жизни героев рассказа Бунина все уже было, и нет надежды на возвращение этого прошлого. Как вообще это ужасно, когда уже «было».

А как же герои воспринимают это? Николай Алексеевич, главный герой рассказа (тот самый «стройный старик военный»), удивленно произнесет: «Боже мой, как странно!» Возможно, он впервые подумал о том, что в его шестьдесят все уже было и никогда не вернется.

Совет

Он даже пытается себя успокоить библейской фразой: «Как о воде протекшей будешь вспоминать».А вот героиня рассказа, по-моему, спорит не только с любимым, но и с общим тоном рассказа, с названием и с моим читательским восприятием.

Перечитывая бунинский текст, понимаешь, что именно она, Надежда, которую так бессердечно когда-то бросил Николай Алексеевич, и не согласна с тем, что все прошло: «Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело».

Попробуем разобраться в том, что же произошло между людьми, которые явно любили друг друга и были счастливы.Удивительно, как много сумел Бунин сказать нам, изобразив только одно событие.

Во-первых, автор касается проблемы, актуальной для его времени, — проблемы отношений между мужчиной и женщиной, принадлежащих к разным социальным слоям. Николай Алексеевич лет тридцать тому назад имел любовную связь с Надеждой.

Как водится, под влиянием дворянской среды он и не думал о каком-либо честном по отношению к девушке продолжении связи.

Через некоторое время тогда еще молодой Николай приехал в Петербург, а Надежда, получив вольную, занялась ростовщичеством.

Этих событий в рассказе как бы нет, а читатель о них узнает из воспоминаний главных героев.

Меня удивляет в большей степени не то, что Николай Алексеевич тогда, в юности, оставил девушку, которая его так горячо и искренне любила (будучи молодым человеком он вряд ли мог противостоять общепринятым нормам морали), а то, что Николай Алексеевич сейчас, когда его оставила жена, когда надежды на сына не оправдались, когда он понял, что, бросив Надежду, он потерял с ней и самое дорогое, что имел в жизни, все-таки не дает волю чувствам и вновь подчиняется общепринятым законам. Николай Алексеевич «со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда».Автор же другого ничего, видимо, и не допускал. В начале рассказа есть описание внешности главного героя, которое подчеркивает некую правильность Николая Алексеевича, законность и умение жить с оглядкой на правила.Безукоризненная внешность для шестидесятилетнего мужчины и вновь все в строгом соответствии нормам времени и общества: «вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в пору его царствования».

Обратите внимание

Таким образом, встреча через тридцать лет не приводит к развитию событий. Между героями происходит объяснение, после которого Николай Алексеевич уезжает. С точки зрения того времени это вполне обыденная история, не раз изображенная как другими писателями, так и сами Буниным.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-rasskaz-i-a-bunina-temnye-allei-vospriyatie-istolkovanie-ocenka/

Сочинение на тему «Анализ рассказа Бунина «Темные аллеи»»

Цикл рассказов выдающегося русского писателя Ивана Бунина «Темные аллеи» состоит из 38 произведений. Они отражают различные пласты времени, различаются методами создания образов и жанрами. Последний в своей жизни цикл рассказов писатель создавал в годы Второй мировой войны, в последние годы своей жизни.

В то время, как от кровопролитной войны рушился устоявшийся мир, Бунин писал о силе чувств и вечной любви. Свою книгу «Темные аллеи» он причислял к самым выдающимся своим произведениям и считал самой совершенной по художественному мастерству.

Цикл рассказов «Темные аллеи» — это книга-воспоминание, в которой автор через признание людей в любви друг к другу признается в собственной любви к России и восхищается ее глубокой таинственной душой. Сквозной темой всех рассказов цикла является любовь, великое чувство во всех его проявлениях.

Автор считает любовь величайшим бесценным даром, который никто не в силах отнять у человека.

Поэтому люди по-настоящему свободны только в любви. «Темные аллеи» — это один из рассказов цикла, который и дал название всему сборнику. Этот рассказ был написан в 1938 году. В нем, как и в других рассказах, главной темой является любовь.

Автор раскрывает перед читателем катастрофичность и трагичность природы любви. Любовь — это дар свыше, который неподвластен человеку. Рассказ «Темные аллеи» — на первый взгляд банальная история о встрече пожилых людей, которые во времена своей молодости очень сильно друг друга любили.

Молодой, богатый и красивый помещик соблазняет, а через некоторое время бросает свою горничную.

Важно

Но Бунину с помощью незамысловатого сюжета удалось впечатляюще и волнующе поведать о, казалось бы, простых вещах. Это произведение — всего-навсего короткая вспышка воспоминаний об ушедшей любви и молодости. Рассказ имеет всего три композиционные части:

Стоянка на постоялом дворе пожилого военного.
Внезапная встреча этого военного с бывшей возлюбленной.

Размышления героя рассказа о состоявшейся встрече.

В начале рассказа перед нами предстают картины обыденности и повседневной унылости. Но вдруг в хозяйке постоялого двора уставший Николай Алексеевич узнает свою молодую любовь — красавицу Надежду, служившую у него горничной. Эту девушку он предал тридцать лет назад. Николай Алексеевич «быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел». С тех пор, как они расстались, прошла целая жизнь. Оказалось, что оба героя так и остались одинокими. Хотя Николай Алексеевич имеет вес в обществе и вполне устроен в жизни, но при этом он несчастен. Жена ему «изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя», а сын вырос очень плохим человеком «без сердца, без чести, без совести». А Надежда, которая распрощалась с господами и превратилась из бывшей крепостной в хозяйку частной гостиницы, открытую при почтовой станции. Надежда — «ума палата. И все, говорят, богатеет, крута». Но… Она так и не вышла замуж. Если герой рассказа уже устал от жизни, то его бывшая возлюбленная все так же красива, легка и полна жизненных сил. Николай Алексеевич когда-то по собственной воле отказался от любви, и наказанием за это стало ему полное одиночество на всю оставшуюся жизнь, без любимого человека и без счастья. Надежда точно так же всю жизнь любила только одного человека, которому отдала «свою красоту, свою горячку», которого когда-то «Николенькой звала». В ее сердце по-прежнему живет любовь к этому человеку, но она так и не прощает Николая Алексеевича…

Источник: https://schoolsochinenie.ru/analiz-rasskaza-bunina-temne-allei.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector